РУБРИКИ

Коренные народности севера: история, культура, быт

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Коренные народности севера: история, культура, быт

власти 30-х г.г. [15]. И не потому, что ненцы изначально не призанли ее, а

потому, что каждое отдельно взятое ее действие в отношении ненецких устоев

и традиций удивительно точно шло “против шерсти”. Ненцы не в силах были

остановить машину наступления социализма, да и не пытались всерьез это

делать. Как следовало из тактики ведения традиционных “войн”, они нередко

давали этой машине возможность нанести сокрушительный удар в пустоту,

отступали, скрывались в отдаленных тундрах, приспосабливались к колхозным и

административным новшествам, но с завидным упорством сохраняли свой стиль

жизнедеятельности.

22 июня 1941 г. Германия напала на СССР[16]. Началась Великая

Отечественная война, ставшая жестоким испытанием для всех народов страны.

В связи с оккупацией значительной части территории СССР на восточные

районы легла основная нагрузка по обеспечению потребностей армии. Сибирь,

Урал, Дальний Восток превратились в ведущий военно-промышленный арсенал

страны.

Север в системе военного обучения значительно уступал другим районам

тыла[17]. Малочисленность и разобщенность населения, кочевой образ жизни

многих народов Севера, слабость военно-технической базы, острая нехватка

преподавателей, недостаток практического опыта - все это затрудняло и

ограничивало подготовку боевых резервов. В этих условиях упор был сделан

на качество военного обучения, на эффективное использование обученных и

подготовленных резервов. Специализация будущих воинов из народностей

Севера осуществлялась с учетом их природных способностей и трудовых

жизненных навыков, которые могли пригодиться на фронте. Предпочтение

отдавалось таким воинским специальностям, как стрелок, пулеметчик,

снайпер, разведчик, сапер, связист, наблюдатель.

В областях и национальных округах Севера к началу 1942 г. сложилась,

непрерывно совершенствовалась комплексная система военного обучения, через

которую прошли военнообязанные в возрасте от 16 до 50 лет[18]. В процессе

военно-мобилизационной работы проявлялось максимум внимания к отбору на

военную службу граждан из Среды народностей Севера. Их малая численность,

необходимость ускоренного развития традиционных отраслей хозяйства и

обеспечение их местными трудовыми ресурсами - все эти обстоятельства

требовали конкретного и дифференицированного подхода к решению вопроса о

целесообразности призыва к мобилизации в Красную Армию военообязанных

коренных национальностей Севера.

Предпочтение отдавалось тем, кто уверенно владел русским языком,

имел достаточный образовательный и культурный уровень, был обучен военному

делу. Это были, в первую очередь, коммунисты и комсомольцы, представители

национальной интеллигенции, учащиеся и студенты.

Практически целесообразным оказался такой способ распределения

боевых ресурсов, при котором уроженцы Севера направлялись в районы боевых

действий с природно-климатическими условиями, близкими или сходными с

родиной. Так, Европейский Север питал боевыми ресурсами войска Карельского

фронта, Обский и Енисейский Север, обеспечивали пополнение Северо-Западный

и Ленинградский фронты, представители Чукотки и Камчатки охраняли Северо-

Восточный рубежи страны. Высокое мастерство охотников Севера нашло на

фронте широкое применение в разведке и снайперском деле.

Оленеводы Европейского Севера саами, ненцы и коми, положили начало

военно-транспортным подразделениям Карельского фронта. Впервые в Красной

Армии олени использовались во время советско-финляндской войны. Опыт их

применения был продолжен в период Отечественной войны. 22 ноября 1941

г. было принято постановление Военного Совета Архангельского военного

округа “О призыве кадров и поставке оленей из народного хозяйства

Архангельской области и Коми АССР”. Намечалось мобилизовать 1400

оленеводов и до 10 тысяч голов оленей.

В Отечественной войне было успешно применен опыт использования собак

как транспортных животных. Отряды ездовых собак работали на всех фронтах,

но больше всего было на Карельском фронте. В качестве проводников и вожатых

в отрядах служили бывшие охотники - якуты, ханты, манси. Большой вклад

в укрепление фронта внесли моряки торгового, промыслового и арктического

флота Севера [19]. В ноябре 1941 года был военизирован промысловый флот.

Все транспортные плавучие средства объединены в дивизионы рыболовецкой,

дозорной и транспортной служб, оснащены артеллерийским и стрелковым

вооружением . В условиях бездорожной заполярной тундры морские коммуникации

имели жизненно важное значение для защитников Заполярья . Экипажи

промысловых и транспортных судов своевременно выполняли задания военного

командования по доставке на фронт войск, снаряжения и боеприпасов,

эвакуации в тыл раненых. Воинские перевозки были главным делом моряков

Севера вплоть до окончательного разгрома врага.

Негативные последствия для

национальных округов имел перевод на оседлость коренных народов Севера[20].

Начало ему было положено еще в конце 30 - 40-х г.г. Однако первые

послевоенные годы этот процесс шел вяло . За 1946- 1950 г.г. осело всего 81

хозяйство. Власти решили ускорить эксперимент. 11 декабря 1950 года Совет

Министров СССР принял постановление “О мерах помощи в переводе на

оседлость кочевого и полукочевого населения колхозов в районах Крайнего

Севера Тюменской области”. К 1958 году в Ханты-Мансийском округе первод на

оседлый образ жизни был завершен. По крайней мере, так считало партийное

руководство области. В Ямало - Ненецком округе, по темже сведениям, осело

22 % хозяйств. По своей значимости и последствиям перевод на оседлость

вполне можно приравнять к массовой коллективизации сельского хозяйства.

Компания сопровождалась коренной ломкой всех сторон общественной и личной

жизни оленевода - кочевника, вела к откату от традиционных привычек,

обычаев, выработанных веками. Для хантов одним из главных обычаев являлось

проведение “Медвежьего праздника” (медведь почитается хантами как предок).

Обряд включал широкую народную импровизацию перед медвежьей головой.

Участники праздника просили прощения у предка, старались в танцах

повторить его движения, задобрить, а заодно и показать свою ловкость. В

конце 40 - начале 50-х г.г. в Микояновском районе Ханты -Мансийского округа

на Медвежьи пляски в юртах Аленя, Вежары, Кислор, Юильские съезжалось от

150 до 2000 человек. К концу 50-х г.г. усилиями смотрителей от идеологии

эта традиция сошла на нет, 30 лет праздник не проводился и был фактически

разрешен только в конце 80-х г.г. Во второй половине 1950 - начале 1960

г.г. продолжался перевод кочевого населения северных округов на оседлый

образ жизни[21]. Как и в прежние годы, мнение и желание коренных жителей

часто не являлось определяющим. Поселки для местного населения строились на

значительном удалении от охотничьих угодий и мест лова рыбы, без

возможности передвижения по воде, поэтому построенные дома часто пустовали

. На 1 января 1964 г. в Ямало-Ненецком округе было переведено на постоянное

жительство в поселки около двух тысяч семей. Одновременно в округе велась

компания по расселению мелких населенных пунктов, где жило до 10 семей

(всего в округе было 170 таких поселений).

Образование больших оленеводческих колхозов и совхозов в

50-е г.г., концентрация населения в поселках, вызывали изменения в образе

жизни северян. На занятости населения отрицательно сказалось закрытие

звероферм и рыбоучастков. Реализация идеи концентрации производства привела

по существу к свертыванию традиционных отраслей хозяйства. Среди местного

населения появилась безработица .

Особого внимания требовали традиционные отрасли хозяйства на Севере.

Основными формами здесь являлись колхозы в виде рыболовецких артелей и

оленеводческие совхозы . Несмотря на значительные объемы реализуемой рыбы,

пушнины и оленеводческой продукции, низкие закупочные цены не давали

возможности повысить доходность колхозов и совхозов. Многие были из них

экономически слабыми,а значительная часть коренного населения нуждалась в

улучшении материально - бытовых условий. С начала освоения нефтегазовых

месторождений положение местных жителей ухудшилось.

ГЛАВА 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ, КУЛЬТУРА НАРОДОВ СЕВЕРА И ПРОБЛЕМЫ

ИХ СОХРАНЕНИЯ.

Представляя в биологическом отношении вид “Homo Sapiens”,

развиваясь по общим социальным законам, человечество распадается на

множество различных исторически сложившихся общностей[22]. Среди подобных

общностей людей особое место занимают образования, именуемые в повседневноя

языке народами, а в современной научной литературе - этносами.

При этом под этническим понимается прежде всего национально-

специфическое, проявляющееся главным образом в языке, повседневно-бытовой

культуре, в том числе обрядах, устном творчестве, нормах поведения, а также

в особенностях психического склада определенной исторически сложившейся

группы людей. Одной из непременных черт такой группы представляет

этническое самосознание.

Ненцы создали оригинальные религиозные культы, отличные от взглядов

других малочисленных народов Тюменской области[23]. В ненецких сказаниях

за героическим эпосом о сражениях героев с духами или богами можно увидеть

социальные порядки и обычаи.

Ненецкий пантеон богов густо населен и довольно сложен. Боги,

связанные с ними культовые обычаи и обряды со всех сторон охватывают

оленевода, рыбака, охотника. Начинается это с неба. На небе находятся семь

слоев с божествами, на земле также семь слоев и подземный мир, царство бога

Нга, простирается на семь слоев. А местные боги - хозяева и охранители

конкретной родоплеменной группы на ее территории.

Верхний мир - Небо. Здесь пребывает главное божество Нум, творец

всего сущего: сверхестественное и загадочное явление. Нум для ненцев -

божество, владеющее Миром, но как источник и податель добра жить он может

лишь в Небесах потому, что на земле совершается зло. Точный перевод

понятия “Нум” дать сложно, его толкование подгонялось под уже существующие

схемы. Приближенный перевод будет следующим: “небо, которое следует

почитать, там проживает высший дух, дающий жизнь всему земному и

владеющий им”. В некоторой степени эти понятия неба, где живет бог.

Ненцы полагали, что богу одному скучно управлять миром. Лучше, если

у бога будет жена. У Нума супругу звали Яминя и по преданию, она первая

жена бога, родившая ему семь сыновей. Она покровительница рожениц,

отмечающая жизненный путь ребенка. Яминя - хранительница брака, домашнего

очага. К ней обращаются как к целительнице женских и детских болезней.

О сыновях Нума известно, что им отведены семь небесных сфер, они

наблюдают за жизнью ненцев и сообщают отцу о происходящем на земле.

Благодаря своей сверхестественности они вездесущи и заполняют мир,

укрыться от них невозможно.

Под землей размещаются владения бога Нга. Они также делятся на

семь слоев, где обитают помощники сил зла. Много описаний злых духов

находится в народных сказаниях. Из злых сил особо выделялись наиболее

опасные помощники бога Нга: Хансосяда - дух, уносящий разум; Хабуа Мирена

- дух болезней; МэдНа - дух уродов; Бри Нгами - дух подземных тварей.

Причиной болезни человека считалось вселение Хабца Мирена в тело

человека. Недомогание продолжалось, пока за дело не брался шаман. Дух

болезней питался не только человеческими душами и телами, но и животными.

Поэтому предупреждение болезни или ее лечение требовало

жертвоприношений, которые совершал шаман.

Несмотря на сложную и постоянную зависимость от богов и духов,

ненцы нашли свое место в мире. Им стала середина между Верхним и Нижним

Миром, которая делилась на семь сфер. Видимый, материальный мир был

заселен невидимыми существами - духами.

Образны и поэтичны названия духов - хранителей покровителей людей,

животных, земли, воздуха. “Я Ерв” - хозяин земли, “Пэ Ерв” - хозяин гор,

“То Ерв” - хозяин озера, “Ид Ерв” - хозяин воды. В каждом чуме ненца есть

внутреннее божество - хозяйка чума “Мяд Пухуця”. Она находится в духовной

связи с “Я Минией”, охраняя уют, мир, семейный очаг.

Природа полагалась ненцами божественной, потому что она прекрасна и

заслуживаемой поклонения. Портить землю, срывать покров тундры, сваливать

мусор в реки, озера, считалось тяжким грехом. Маленький, незаметный

глазу Иясебам Пэртя - хозяин оленей, восседавший на самом крупном из

них - мог жестоко наказать человека за грубое, жестокое отношение к

природе.

Ненцы конкретно определяли нахождение божеств и духов, посвящая им

оленей. Эти места обычно сильно выделялись на местности: необычные

возвышенности, скалы, нагромождения камней. Большинство священных мест

находится в районах выпаса оленей, промысла зверя, ловли рыбы.

Главнейший жертвенник находится на Белом острове и называется Сэр

Ири. Стоит он в окружении идолов- сядаев, обращенный лицом к Ямалу. Первым

из европейцев его увидел и описал руссский ученый В.П.Евладов во время

своей экспедиции в 20 -х годах. Жертвенники это священные места родов,

живущих на Ямале. Святилища вместе с шаманами играли большую роль в жизни

кочевников. По

представлениям ненцев, связующим звеном между мирами богов и человека

выступает специальный человек[24]. Им вступающим в общение с духами,

является Тадибе. В переводе на русский язык Тадибе означает - колдун,

ворожей, волшебник и происходит от глагола “тадебте-(сь)”- заговорить,

произнести заклинание, “тадебенгось”- колдовать, ворожить.

Авторитет Тадибе среди народа велик, к нему ообращаются за советом и

помощью.

Шаманы знали привычки, особенности духов, которые прибывали всюду,

например, в тундре, воде, воздухе, в горах... Педставляться они могли в

самом разичном виде. Одни из них давли добро люди, другие насылали им беды.

Из множества духов расселеных по Вселенной, лишь небольшая часть постоянно

связана с шаманом. Благодаря этому он способен лечить болезни, редсказывать

судьбу, совершать прочие ритуальные действа. Кроме того, у шамана есть дух-

покровитель и духи- помощники, откуда он черпает свою силу.

Среди шаманов

существует определенная иерархия.Наиболее влиятельное положение занимает

Выдуттана- шаман всех миров. Термин происходит от прилагательного “вы(д)”-

внушение. Этому шаману приписывается гипнотическое воздействие. Он и

владеет нередко гипнозом пользуясь видным общественным положением.Из

сверхестественных способностей Выдуттана самой важной для ненцев считается

умение общаться с верховными духами- божествами: Миколой Мутрантой, Илебям

Пэртя, Я мал Вэсоко. Из чувства страха имя шамана Выдуттана не произносится

в слух. Его считают посланником бога Нума и обращаются за помощью в

исключительных случаях. У него есть и помощники, например, Тэятатана. Это

слово образовано от глагола “Тэятангось”- повторять, вторить. Такой шаман

- переводчик, который во время камлания- исполнения обряда повторяет

заклинания. Другой помощник Ингутана. Его имя от прилагательного- умный,

мудрый.Он выполняет роль советника, прорицателя. Тэятана и Ингутана

пользуются почетом среди народа, их считают хранителями религиозно -

культовых обычаев и обрядов. Другой шаман Я нянгы- тадебя. При

помощи духов он приобрел способности лечить болезни, предсказывать погоду.

При камлании шаман шепотом призывает духов- тадебца и просит их об

излечении больного или отвращении несчастий. Обращается он к ним без

подобострастия, с какой- то величавостью, называя товарищами. Помимо духов

- помощников, есть у него духи - хозяева. К ним он обращается в особо

торжественных случаях.Культовые обязанности Я нянгы довольно разнообразны,

но, помимо них, этот шаман следит также за соблюдением обычаев и

нравственности. У Я нянгы -тадибе есть два помощника:

шаман Си мя,имеющий бубен без подвесок, и шаман Мал - талебя, не имеющий

бубна. Они выполняют такие обязанности, что и Тэятана и Ингутана. Но у Я

нянгы есть еще третий помощник - шаман Сэвандана,он пратикует трактовку

снов, через которые он определяет даже болезни.

К особой группе относится шаман Самбдорта,

умеющий общаться с душой умершего, сопровождать ее в мир покоя. Ничто в

религиозных культах ненцев не занимает столь важного места, как отношение

к умершим. Смерть сама по себе не страшна, страшна мысль, что душа

покойного, лишенного погребения, согласно традициям, не найдет покоя в

загробном мире. Поэтому ненцы придают большое значение исполнению

последнего долга перед ушедшим из жизни.

Выполнение погребального обряда лежит целиком на Самбдорте. Ведь

душе предстоит переселиться в загробный мир, а путь туда труден, полон

препятствий. Душу могут перехватить и уничтожить многочисленные враги, вот

тут нужен опыт шамана. Он может со всеми предосторожностями доставить

душу умершего в царство вечного покоя.

Еще большее место в обязанностях шамана Самбдорта занимает его

умение ладить с владыкой подземного мира, богом Нга. Если человек

заболел, значит, в него вселился дух болезней. И душа шамана идет в

сопровождении духов-помощников в подземный мир. Тут надо исхитриться,

чтобы освободить душу больного человека. К этому способен лишь

Самбдорта. На нем лежит миссия убеждения духов загробного мира в

необходимости дальнейшей жизни больного хозяина души. Вызволяя души

людей из плена, шаман проявляет изобретательность и хитрость. Он знает,

чем расположить духов. Но если они проявляют несговорчивость, тогда

Самбдорта вступает с ними в борьбу. У него есть два помощника: шаман

Сэвтана (образован от существительного “сэв” - глаз), умеющий

внутренней силой проникнуть в глубину царства Нга, и другой помощник

- шаман Илтана - “дающий жизнь”, предсказывающий судьбу. Все трое,

опять же при помощи духов, оказывают различную помощь больным.

До октября 1917 г. у ненцев не было письменности, и шаманы выступали

хранителями истории, которая устно передавалась ими из поколения в

поколение. Они накопили огромный опыт, фактический материал народной

медицины, педагогики и многое другое. Феномен шаманства еще требует

своего обстоятельного изучения.

“ТУЛЫГАП” - медвежье игрище - это самый популярный обрядно-

ритуальный праздник ханты и манси[25]. Убил медведя - извинись. Ведь

он предок человека. Даже выше: по мифам, он спустился на Землю с Неба,

хотел быть быть Творцом, Строителем, Созидателем. На Земле много

соблазнов, не трудно совершить ошибку, за что он был превращен в зверя.

Но люди помнят, что он спустился на Землю не зверем: Человеком

был, братом был. И поэтому перед низверженным братом - Медвежьей головой,

посаженной на “священный стол”, извиняются пляской, песнями, слезами

горести.

Семантика его религиозной части не вполне ясна. Этнографам еще

предстоит тщательное изучение всех вариантов ритуалов. В частностях и

деталях этот обряд разнится не только у ханты и манси, но и у

локальных групп. Так, он носит религиозный характер. При всем почитании

медведя, у некоторых восточных групп ханты такого праздника вовсе нет.

Приближаясь к юртам, один из охотников стреляет в воздух, извещаяя

население о возвращении их с промысла с убитым медведем. Это означает

просьбу, чтобы люди встретили обожествляемого зверя, отдали ему дань

почестей и уважения охотникам.

Весть об убитой медведице быстро облетает соседние юрты - будет

праздник “Медвежья пляска”. Он проводится после дневных трудов и забот,

только по вечерам. По поверью ханты, в это время суток спускаются на

землю все добрые и злые духи.

Со всей округи сходятся все люди на праздник. К нему старательно

готовится все население. Люди гримируются, одевают ритуальные наряды из

меха зверей, халаты, платья. Изготавливаются ритуальные маски, посохи.

Женщины и девушки наряжаются в новые платья, обуваются в

орнаментированные национальные сохни, обшитые бисером или меховой

инкрустацией.

Первый праздничный вечер начинается ритуальными песнями.

Исполняются пять песен для медведицы, а для медведя семь.

Соответственно, праздник длится пять или семь дней.

Песни сопровождают медведицу от рождения до того, как она станет

жертвой Всевышнего. В ней выражается величие и почитание, желание

опрадаться за убийство, восхваление ее теперешней сущности духа-жертвы в

Верхнем Мире, просьба не мстить, а приносить людям счастье.

Заканчивая песню, певцы кланяются медведице. Становясь друг за

ддругом, они пускаются в ритуальный танец. Очередной танец - культовый.

Мужчина в косынке и шелковой рубашке подходит к медведице, кланяется и

начинает танцевать, подпрыгивает вверх, обмахивая вокруг платками -

выгоняя злых духов.

Весь ритуал состоит из трех отделений. Во втором отделении

праздника выступают мужчины в берестяных масках. Оно изобилует

клоунадой, бытовыми сценками из жизни рыбаков и охотников.

Последние выступления длятся несколько вечеров. Они насыщены

песнями и танцами под аккомпанемент музыкальных инструментов: нарсьюх,

тарсьюх, тумран. Здесь выступают только женщины с накинутыми на голову

шалями. А девушки с воих лиц не закрывают.

Старик-распорядитель входит в юрту и сообщает о необычном явлении.

Любопытствующая компания выходит из юрты на улицу. А в это время

старик опрокидывает медвежью шкуру. Это означает конец праздника.

Традиции и обычаи селькупов были испокон веков единственными

иважными мерилами правил поведения людей в отношениях друг к другу,

обществу, природе[26]. Веками народные нормы нравственности и

справедливости пооддерживались ритуалами, традициями, привычками, всем

укладом жизни, являясь нерушимыми правилами жизни.

Селькупы хорошо знали и ценили значение своей родовой территории в

жизни рода. Нарушение границ территории рода строго наказывалось.

Нарушивший закон должен был платить пострадавшему роду штраф; кроме

того, отнималась добыча: если нарушитель был пойман на реке - то рыбу, а

в лесу - пушнину (штраф назначали на собрании - таккарма рода).

На собрании рода люди также рассматривали споры о нарушении границ

родовых угодий членами семей других родов, имеющих одну родовую территорию.

Владельцы территории не пускали людей чужого рода на промысел, на участки,

которые считались собственннотью только членов рода. Каждый род делил свою

территорию на участки, угодья, распределяя их между семьями своего рода.

Если кто-то охотился, рыбачил на чужой территории, то только с разрешения

главы рода или члена рода, которому принадлежал промысловый участок,

угодье. Запреты на промысел на

чужой территории не касались проезжающих чужеродцев. Они имели право ловить

рыбу, охотиться для пропитания своей семьи: вся территория рода

считалась “домом” рода, который оказывал гостеприимство чужеродцу. Такое

гостеприимство не рапространялось на членов недружественного рода. Гостей

из этого рода без разрешения старшего рода даже не кормили.

У селькупов все члены одного рода

имели одно мольбище. На каждой родовой территории имелся в тайге “Лосый

мет”, священный духов чум. Дорогу в этот чум знали немногие. Дорожки к

этому чуму - лабазу охранялись настороженными луками. Так что туда мог (и

может) идти не каждый мужчина, но вовсе не имеет туда доступа и права

видеть священный чум духов женщина.

Священный чум - лабаз, представляющий собой

материальное воплощение религиозных представлений селькупов о загробном

мире, отображение ими этого мира. Здесь приносились жертвы - подарки

(костыка) духам предков и хозяевам тайги и зверей.

Селькуп не мог стать шаманом по собственному желанию. Шаманский

дар передавался по наследству от отца к сыну или внуку. Если в семье,

где отец - шаман, сын не стал шаманом, то внук обязательно им

становился. В песнях, напевах шамана селькупы узнавали песни и напевы

его отца и деда. В шаманских песнях шаман-внук часто призывал

дедушкиных помощников (духов), уговаривая их идти по дороге,

проложенной еще дедом.

Селькупы, по некоторым признакам, распознавали с детства ребенка,

которому было предназначено стать шаманом. У такого ребенка “ясные”

завитки волос на затылке, высокий лоб и острый взгляд. Впоследствии такой

ребенок предпочитал одиночество и с приближением юношеских лет все более

отличался странностями. В возрасте 14 - 15 лет, но обычно позднее, в 20 -

21 год, селькуп, которому надлежало стать шаманом, заболевал странной

загадочной болезнью. Неспокойный сон, галлюцинации, удрученное состояние

овладевали им. Часто эти психические недомогания обострялись, больной

падал в обморок, буйствовал, пел. Тогда родные обращались к старому

опытному шаману. Шаман камлал, отгоняя от больного злых духов (“лосов”),

узнавал, чьи лосы-покровители призывают молодого селькупа к шаманству.

Затем он объявлял родным, что дух шамана-отца или деда требует, чтобы

этот сын или внук тоже стал шаманом. Селькупы убеждены, что призванным

отказаться от шаманского дара нельзя: отказавшегося от шаманской

деятельности селькупа духи-”лосы” его отца или деда-шамана замучивали до

смерти.

Шаман приказывал для этого призванного сделать первый шаманский

атрибут - колотушку (“каптын”). На это время, пока будущему шаману делали

колотушку, старый шаман давал ему свой бубен, и с ним молодой шаман

начинал камлать. При этом он бил себя колотушкой по левой ноге и пел свои

первые песни. Это приурочивалось к прилету или отлету птиц.

По прошествии некоторого времени молодой шаман становился спокойнее,

болезненные припадки проходили. Он переставал сторониться людей, шаманил

открыто, в присутствии посторонних людей. Окружающие по песням оценивали

силу и готовность молодого шамана к получению следующих шаманских

атрибутов. Следующим изготовлялся бубен. В приготовлении колотушки,

бубена, парки, убора для нового шамана принимали участие многие мужчины и

женщины, но лично шаман никогда никаких предметов шаманского костюма и

атрибутов сам не изготовлял.

Селькупы главное божество именовали Ном и Нум. Также они называли

небо и погоду - “нум челы” (небесный день). Селькупы считали и считают,

что бог живет на небе и активно участвует в жизни, в делах людей. Ему

приписывают “посылку” грома и молнии, он общается с шаманами.

В религиозных представлениях селькупов есть и злые духи. Главынй из

них - Кысы и его сын Кысысийя. Кысы живет под водой, в нижнем мире, мире

покойников, где имеется город покойников. Кысы посылает на людей болезни,

неудачи, крадет людские души, уносит их к себе в город покойников. Селькупы

верили, что, если шаман не найдет украденной Кысы души и хитростью не

завладеет ею, не вернет человеку, то человек умирает. Постоянную борьбу

ведет человек со злыми духами, живущими повсюду - в воде, лесах, на

холмах. И в этой борьбе ему помогает посвященный человек, любимец Бога -

шаман.

Кроме злых духов, селькупы представляли себе целый ряд духов -

хозяев, которые могут относится к человеку в зависимости от его поведения,

плохо или хорошо, помогать ему или вредить, так как они также как люди,

могут быть добрыми и злыми: это дух Хозяина воды и т.д. Они могут

помогать человеку в охоте, ловле рыбы, но могут, рассердившись, не послать

человеку добычу, заставить человека заблудиться в лесу, перевернуть его

лодку. Поэтому промысловая деятельность селькупов обставлялась обычаями

и ритуалами, связанными с религиозными представлениями о духах Хозяев.

Селькупы удачу (“кыне”) в охоте связывают с умением одарить Хозяина

местности, где они охотились. У селькупов принято было вырезать изображение

Хозяина на стволе дерева - лиственницы, кедра, сосны. Такое изображение

называлось “поркя” - обычно это лицо на дереве. Они и сейчас находятся в

лесу, на берегах рек и озер. Если нет рыбы, то селькупы просят у “поркя”

рыбу. Поймав одну рыбу, они идут к “поркя” и приговаривают: “Я тебя

кормлю рыбой, дай и ты мне много рыбы”.

Обычаи, поверья, ритуалы сопровождали не только промысловую

деятельность, но и повседневную жизнь селькупов. В памяти селькупов

сохранились поклонение священные деревьям (кедр, елка, береза), куда

вешали лоскуты ткани, то есть одаряли Хозяина леса, а в воду рек и озер

селькупы по обычаю и сейчас бросают монеты, дробь. Такие места массового

поклонения есть на реке Таз - возле речек Большая и Малая Шерта.

Называется это место “Поркяй Мачы” - Гора духов или Священная гора.

Это место находится на высоком обрывистом берегу реки Таз. Там на

вершине горы растет священное дерево - елка.

Другое почитаемое селькупами место имеется в местности Чертовых озер

(“лосый то”) - Священное озеро или Озеро духов. Когда селькуп приезжает на

это место, он обязательно его одаривает, бросая в воду монеты или другие

предметы, иначе духи могут рассердиться и утопить человека.

Селькупы сейчас в основном отошли от религии предков, их обычаев,

нравов, уклада жизни. Лишь в некоторых местах еще сохранились вековые

традиции и обычаи, соблюдаются некоторые элементы религиозного ритуала.

Как национальная религия, языческий духовный культ селькупов почти

полностью исчез.

Шаманство - одна из самых древних форм религиозной практики

человечества[27]. Центральной фигурой в ней является шаман - посредник

между миром людей и миром духов. Многие более поздние религии также знают

посредников - жрецов, священников. Шаман отличается от них тем, что он

священнодействует с помощью духов, более того - его избирают сами духи. У

многих народов существует поверье, что человек сопротивляется подобному

выбору, не хочет возлагать на себя трудную обязанность быть шаманом.

В XIX веке научные гипотезы представляли шаманство как одну из самых ранних

религий. Однако известный русский ученый С. А. Токарев более точно назвал

его не религией, а формой религии. Слишком сильно различается практика

шаманства у разных народов, чтобы можно было считать его одной религией.

Даже понятие “сибирское шаманство” включает в себя очень разные явления.

Особенно хорошо это заметно там, где шаманство окрашивается более поздней

религией. Шаманская космология ( представление об устройстве мира) - это

воззрения не только одного шамана , но и всего племени[28]. Просто шаман

“специалист”, он знаком с устройством мира лучше своих соплеменников,

потому что не раз сам побывал в разных мирах. По воззрениям

многих народов, вселенная состоит из трех сфер: подземного мира, мира людей

и небесного мира. Сквозь это трехчастное деление явно проглядывает более

древнее - двухчастное. На бубне кетского шамана изображены практически два

мира, разделенные тонкой границей. Если ольшая площадь бубна отведена миру

небесному - значит, шаман общается преимущественно с ним. Если большую

площадь занимает мир подземный - значитпокровители шамана обитают там. Мир

же здешний, человеческий, шамана практически не интересует, он - то

ипредставлен на бубне тонкой линией. Любопытна карта, которую

составил в конце 20-х годов XX века орочский шаман Савелий. На ней

представлены земная, небесная и подземная сферы мира, здесь же солнце и

луна, туда при необходимости путешествует шаман. Вера в способность шаманов

летать на луну была известна и другим народам. Например, когда старики

хантов узнали, что космонавты высадились на луне, это их совсем не

удивило, поскольку их шаманы совершали такие путешествия с древних

времен. На карте шамана

Савелия обозначен в виде лося и загробный мир, из него вытекает река ,

стремящаяся в верхний, заоблачный мир. Рядом с островом Сахалин помещено

небольшое проточное озеро, в котором формируются души шаманов. Вся

вселенная заключена в сферическую оболочку - это видимое небо. В нем есть

отверстие, названное “небесным ртом”, оно проходит между дву рядов

остроконечных скал. Оба ряда непрерывно движутся вправо и влево, как

челюсти животного, жующего жвачку. Один

важнейший элемент картины мира присутствует в представлениях практически

всех народов, знавших шаманство. Это - Мировое Древо. Оно представляет

собой как бы ось мира, соединяющую верхнюю и нижнюю сферы, не дающую “небу

упасть на землю”. Образ Мирового Древа существует в разных религиях, но в

воззрениях шаманства оно играет особую роль. По представлениям

нанайцев, например, именно на Мировом Древе нашел первый шаман свои

ритуальные предметы,необходимые для обрядовой практики[29]. У кетского

шамана в чуме обязательно стояло подобие Мирового Древа, оно же было и

его собственным жертвенным деревом. Если его сломать, шаман умрет или

потеряет силу. В состязании двух кетских шаманов победителем считался

тот, кому удавалось сломать дерево противника. У хантов рукоятка шаманского

бубна понималась как символ Мирового Древа. Разными исследователями

высказывалось мнение, что основная функция шамана - лечение людей. Да,

конечно, шаман лечит болезни, причем любые. Нганасаны, например, просто не

понимали, что болезнь может иметь какие -то другие причины помимо воли

духов. А раз так, то кому же, как не шаману, разбираться с ними?

Однако задачи шамана намного шире.

Прежде всего, ограждать своих соплеменников от бед и болезней,

поддерживать хозяйственную жизнь племени. Духов - хозяев животных он просит

об изобилии дичи, духов природы - о плодородии, иначе говоря, его

обязанность сохранять равновесие в мире. На Дальнем Востоке (у

нанайцев, нивхов) шаман должен доставлять душу умершего соплеменника в

загробный мир. По космологическим представлениям, путь в загорбный мир был

не прост, без провожатого душа могла заблудиться и вечно блуждать без

пристанища. Путь в нижний мир, царство мертвых, изображался в ритуале.

Функции шамана с одинаковым успехом

выполняют имужчины, и женщины. У многих народов Сибири (например, у чукчей)

считается, что женщина может быть более сильным шаманом чем мужчина , но

только до того, как у нее родятся дети. Потом она утрачивает силу. У

эвенков шаманили и мужчины, и женщины. У кетов все великие шаманы были

мужчинами. Обязанности шамана многообразны, но смысл их един: шаман

должен способствовать благосостоянию сородичей, оберегать их от бед. Труд

шамана бескорыстен. Такой идеал шаманского служения людям отражен в

моральных заповедях, которые передаются из поколения впоколение.

Профессиональная этика требовала помощи всем, кто в ней нуждался.

Этические нормы представляли как волю духов. Нганасанскому шаману его

дух - покровитель внушал, что нельзя пренебрегать бедными, сиротами, а

надо помогать всем.

Когда бы за шаманом ни явились, призывая его на помощь, он “покорно

собирается и едет иногда за сотни верст”, бросая свои личные дела. Шаман

не может отдавать все свое время снисканию средств к жизни, и потому

беднейшими людьми рода обычно бывают шаманы. Больше того, временами духи им

воспрещают охоту, рыбную ловлю и т. д., что ставит их тогда в чрезвычайно

затруднительное положение.

Непременными атрибутами шамана в Сибири были ритуальный костюм и бубен[30].

Костюм отличается множеством подвесок и странных для непосвященных

предметов. Костюм украшают изображения оружия, светил и даже костей.

Костюм создавался не по желанию владельца, а по указаниям духов. Обычно

проходило немало лет, пока шаман получал разрешение духов изготовить себе

полный костюм. Постепенно к новому убранству добавлялись новые подвески,

новые изображения,указывающие на круг профессиональных возможностей.

Обряды, которые

проводит шаман, бывают разными. Некоторые из них просты, не занимают много

времени, не требуют бубна, ни ритуальной одежды. Но классический обряд, для

исполнения которого шаман должен быть “в полной форме “, предполагает

путешествие в мир духов. Камлание имеет свой порядок,

определенной последовательностью событий в воображаемой поездке в иной

(небесный или подземный) мир. Можно сказать, что у шаманского ритуала есть

свой сценарий. По крайней мере участники обяда в общих чертах знают, что

им предстоит увидеть, когда они идут в дом (юрту,чум), где состоится

камлание. У кетов опоздавшему к началу обряда человеку достаточно было

спросить у сидящих в чуме сколько “стоянок” осталось позади, чтобы понять,

какой путь пройден шаманом и каково число его духов - помощников.

Камлания совершались в разных местах - и под

открытым небом, и в жилище, и даже в специально возведенной постройке. Так,

шаманы эвенков проводили обряды важного общественного значения в “шаманских

чумах”. Эти культовые сооружения, окруженные деревянными идолами -

изображениями духов, строились соплеменниками каждый раз, когда ему

предстояло путешествие в Мир духов.

Трудно утверждать, что шаманство как форма религиозной

деятельности подходит к своему концу[31]. Шаманство оказалось способным

найти свое место в сложном современном мире.

У гародов России, в прошлом знавших шаманство, инетерес к нему резко

возрос после разрушения коммунистической системы.

Популярные в наши дни лозунги национального возрождения предполагают

вернуть к жизни традиционную культуру, по крайней мере - сохранить ее

наследие. Шаманство заеимало важное место в культуре коренных народов

Севера. Высказывалсиь мысли, что на шаманских традициях долдна основываться

и идеология национальной государственности. Однако как же эти ожидания

воплотить в действительность? В 1992 г. в городе Якутск состоялась

Международная конференция по изучению шаманства, но ку частию в ней не

удалось привлечь ни одного настоящего (то есть традиционного) шамана.

Культура и образ жизни малочисленных народов за последние годц

подвергались сильнейшим деформациям, в результате которых утрачены

традиционные знания, языки и национальное достоинство[32].

Проблема была в том, что многие руководители того времени считали

свою национальную культуру, свои ценности, традиции выше, чем традиции и

культурные ценности коренных северных народов. Они чувствовали себя чуть

ли не обязанными навязывать свои представления о культуре, образе жизне,

быте коренным жителям.

Национальное самосознание - это элемент общественного и личного

сознания, в котором отражается осознание этнической общности своих

интересов[33]. Важнейшей функцией национального самосознания является

сохранение и развитие данной этнической общности.

Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению,

находится под угрозой исчезновения. А это рано или поздно приведет к

исчезновению самих народов. Поражает один парадокс: ученые изо всех сил

бъются над сохранением редкого растения, животного, птицы, но не

вымирающего народа! Правительство охотнее вкладывает средства в создание

благоприятных условий для растений, животных, нежели для возрождения

погибающих народов. Создаются особо охраняемые территории (заповедники,

заказники и т.п.), с которых вытесняются коренные народности.

Издаются Красные, Белые Книги и прочие книги, где статус

неприкосновенности получают особи растительного и животного мира. Все

это, бесспорно, необходимая и нужная работа. Но это выглядит кощунственно

по отношению к коренным народам, особенно к малочисленным. Сейчас

нужны Книги учета (или помощи) этим народам.

Главная задача - помочь выжить этим народам. В самом критическом

положении сейчас оказались именно арктические народы. Причины этому

следующие:

- экстремальные климатические условия жизни;

- их малочисленность;

- интенсивная эксплуатация природных ресурсов.

Больше всего испытаний легло на плечи ненцев, хантов, селькупов и

других малочисленных коренных народов Севера[34]. Их традиционный образ

жизни пытались подменить “оседлым”, но и этот процесс был во многм

формальным, несогласованным: современного жилья не хватало и социальное

обеспечение отставало от потребностей.

В наше время при энергичном переходе к рыночным отношениям не было

принято в расчет, что традиционные занятия коренных жителей

(оленеводство, рыболовство, охотничий промысел) по своей сути

консервативны, и потому переход сопровождался драматическими явлениями.

Оленеводство стало нерентабельным, дотационным.

Необходимо подумать о восстановлении факторий, которые в прошлом

играли важную роль в жизни тундры, являясь центрами товарообмена, а ныне

пали под натиском реформ. Сегодня их не просто необходимо восстановить,

надо расширить их функции - не только товарообмен, но и особая социальная

площадка, где могут и должны функционировать малые предприятия по

переработке биологических ресурсов, с непременным участием в этой

деятельности самих коренных жителей.

Абсурд, с точки зрения здравого смысла, но высокоценные породы

сиговых рыб, деликатесная оленина, пушнина не находят сбыта,

неконкурентноспособны из-за несовершенства транспортной схемы и

неоправданно завышенных тарифов на перевозки. До сих пор оленеводство

рассматривают как одну из отраслей товарного производства, но это не

просто род занятий, а образ жизни, стержень уклада коренного населения.

Средний возраст представителей этих народов и сегодня имеет тенденцию к

соращению, смертность превышает рождаемость. Здесь нужны решительные

меры.

Окружное законодательство дает коренным народам дополнительные права

и гарантии[35]. Устав Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривает

создание комплекса финансовых и материальных предпосылок для организации и

развития традиционных промыслов. В условиях общего спада производства

осуществить эту программу нелегко, но жизненно необходимо.

Для улучшения жизни коренным малочисленным народам Севера ежемесячно

выплачиваются социальные пособия из средств окружного бюджета. Но этого

мало. Чтобы изменить ситуацию радикальным образом, необходимо реализовать

положения Устава ЯНАО, где предусматривается: часть доходов от

эксплуатации недр в районе постоянного проживания и ведения традиционной

хозяйственной деятельности коренными народами должна выплачиваться им

самим.

Самыми актуальными проблемами для коренных народов являются:

- получение реального права на землю;

- организация системы местного этнического самоуправления;

- справедливая компенсация за использование земли и ее ресурсов

непосредственно народом через их организации и общины[36].

Во многих странах люди поняли, что, прежде всего, надо сохранить

свою нацию, свою семью. Но еще нужно сохранить древнейшую и самобытную

культуру ханты, манси, ненцев, селькупов, пока живы носители этнической

культуры, традиций, обычаев и устного народного творчества. Разве не

удивительно, что культура народов Крайнего Севера вообще сохранилась!

Проходящие в стране общественные перемены позволили обратить внимание

и на нерешавшиеся раньше языковедческие проблемы[37]. Одна из них - это

взаимоотношение языков малочисленных народностей с другими языками, в

особенности с русским, как языком преимущественного влияния. Ошибается

тот, кто думает, что исследования “малых языков” не требует усилий

крупных специалистов. Напротив, языки, порой не имеющие письменных

традиций, настоятельно требуют от ученых фундаментального комплексного

изучения.

Исторические судьбы поставили многие из этих языков на грань

исчезновения. Поэтому перед лингвистами встает неотложная задача не

только тщательного описания грамматической структуры языков малочисленных

народностей, выявлять ее специфические черты, зафиксировать лексику,

проанализировать словарный состав, но и всесторонне осмыслить язык как

семиологическую систему.

Сегодня сохранность того или иного языка рассматривают по

употреблению его народом, этносом на практике: его функционирование в

печати, на радио, развитием оригинальной литературы и степенью изученности

(наличие академического словаря, грамматики).

Сегодня на национальных языках малочисленных народностей по

окружному национальному радиовещанию выходят страницы газет “Северная

панорама” и “Наръяна нэрие”.

К сожалению, сфера употребления родного языка ханты уменьшается. По

переписи 1989 г., языком владели 62 % современных ханты. Языковая и

экономическая политика сошлись клином: “неперспективные” деревни и школы-

интернаты; закон о всеобуче и декрет о переводе на оседлый образ

жизни... В поселке нового типа сошлись люди, не только говорящие на

разных диалектах одного языка, но и различных национальностей;

нарушилась единая языковая среда, нашелся новый язык общения - русский

язык. И даже семья ханты, хранительница народного духа - заговорила между

собой по-русски, так как вновь созданные институты - детские

воспитательные учреждения, интернаты не жили духом народа, не хранили

его язык.

Вопрос о создании национальной школы очень специфичен[38]. Более

того, сегодня позция федеральных органов такова, что национальные школы -

региональные проблемы и решаться они должны на местах. Это с одной стороны

, дает свободу “развязывает руки”, но с другой стороны возникает проблема

как этой воспользоваться.

Ямало - Ненецким окружным комитетом образования проработана концепция

национальной школы, но дело в том , что она не вписывается во все те,

которые есть в России. У нас ведь национальной школы в традиционном

понимании нет. Есть только отдельные ее элементы. То есть, изучают родной

язык как предмет и попутно с этим идет изучение каких-то элементов

культуры, традиционных промыслов и т.д. По сути, это смешанная школа. И

вот найти место такой школе в настоящей системе народного образования

округа довольно-таки непросто.

Это, конечно, не значит, что необходимо стремиться к созданию

национальной школы в чистом виде. В первую очередь ребенок должен

усвоить культуру своего народа, а от нее идти к усвоению

общечеловеческих ценностей. На сегодняшний день мы четко понимаем, что

должен представлять собой национально-религиозный компонент в

образовании. С одной стороны, выделяется русскоязычная школа, где

необходимо ввести изучение географии, экологии, экономики, природных

ресурсов края и этносов. С другой стороны, мы должны выделить

проблему школьного обучения малочисленных народов, компактно проживающих

именно на территории округа. Встает вопрос изучения родного языка.

Сегодня нереально говорить, например, о преподавании всех предметов на

родном языке, но свой родной язык ученики - дети семей коренной

национальности должны обязательно знать. Наверное, еще более важная

проблема заключается в том, что невозможно сохранить родной язык, если

национальная школа не будет опираться на изучение культуры, истории,

традиций и обычаев народа, его традиционных промыслов.

И еще одна очень серьезная проблема - существующая система школ-

интернатов. Ее можно сравнить с насосом, высасывающим из коренного народа

его суть: назад возвращается мало и не в том виде, который необходим для

сохранеия этноса. Необходимо кардинально поменять воспитание в школах -

интернатах. И,

конечно, наиважнейшая проблема неготовность педагогических кадров. Вопрос

этот медленно, но положительно решается: при Тюменском педагогическом вузе

открылся филиал педагогических кадров родного языка, литературы, филологии.

Каким путем

будет развиваться национальная культура малочисленных народов? Как будет

развиваться ? В настоящее время

материальная и духовная культура коренного населения находится в

своеобразном разобщении. Раньше культура народов Севера развивалась под

влиянием религии. И религия была нравственным стержнем общества. С

религией были связаны все праздники, обряды, традиции, быт. А потом все

религиозные культы разрушили. Новые люди, которые встали у руля власти, в

своем большинстве не были готовы этим заняться, настолько они были

бездуховными[39].

Л И Т Е Р А Т У Р А

|I. ЛИТЕРАТУРА |

| 1. Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху. - |

|Томск, 1982. |

| 2. Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в |

|административной системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - |

|М., 1995. |

| 3. Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М.Кружинова. - |

|Тюмень, 1994. |

| 4. Прибыльский Ю.А. Советский Север в годы Великой Отечественной|

|войны (1941 - 1945 г.г.). /Под ред. Р.А.Сибарева. - Томск: Изд-во Томского|

|университета, 1986. |

| 5. Страны и народы: Научно - популярное географическое- |

|этнографическое издание. - Земля и человечество. - Глобальные проблемы. - |

|Москва, 1985. |

| 6. Страны и народы: Научно - популярное географическое- |

|этнографическое издание. - Советский Союз. Общий обзор.- Российская |

|Федерация. - Москва, 1983. |

| 7. Сто народов, сто языков. /Под ред. Л.М.Минца. - М.: |

|Просвещение, 1992. |

| 8. Сусой Е.Н. Из глубины веков. - Тюмень, 1994. |

| 9. Ядне Н.Н. Я родом из тундры. - Тюмень, 1995. |

| |

| II. ОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ |

| 1. Красный Север. - 1993. - № 11 (март). |

| 2. Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). /№ 78 (дек.). |

| 3. Красный Север. - 1995. - № 15 (апр.). |

| 4. Красный Север. - 1997. - № 28 (апр.). |

| 5. Красный Север. - 1997. - № 38, 39 (июнь). |

| 6. Правда Севера. - 1989. № 114 (сент.). |

| 7. Российская Федерация. - 1996. - № 18 (окт.). |

| 8. Северные Просторы. - 1994. - № 1 (янв.). |

| 9.Тюменская Правда. - 1994. - № 14, 15 (янв.). |

|10.Ямальский Меридиан. - 1998. - № 1 (янв.). |

| |

|III. НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ |

| 1. Программа развития образования города Новый Уренгой: 1996 - |

|2000 г.г. /Утверждена на собрании депутатов 01.04.1996 г. |

-----------------------

[1] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский

Союз. Общий обзор. - Российская Федерация. - М., 1983, С. 320.

[2] Красный Север. - 1993. - № 11. - С. 8.

[3] Северные Просторы. - 1994. - № 1. - С. 44-46.

[4] Страны и народы. Научно-популярное географическое издание. Советский

Союз. Общий обзор. - Российская Федерация, Москва, 1983. С. 332.

[5] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.45.

[6] Конев А.Ю. Коренные народы Северо- Западной Сибири в административной

системе Российской Ииперии (XVIII - нач. XX в.в.). М, 1995.-С.47.

[7] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995. - С. 79.

[8] Конев А.Ю. Коренные народы Северо-Западной Сибири в административной

системе Российской Империи (XVIII - нач. XX в.в.). - М., 1995. - С. 124.

[9] Там же. - С. 169.

[10] Там же. - С. 176.

[11] Очерки истории Тюменсой области. /Под. ред. В.М.Кружинова.-

Тюмень.1994. - С. 183.

[12] Ямальский Меридиан , 1988 ,№1, - С. 17.

[13] Ямальский меридиан. - 1998. - № 1. - С. 19.

[14] Ямальский меридиан. - 1998. - № 1. - С. 20.

[15] Ямальский меридиан.- 1998. -№ 1. - С.21.

[16] Очерки истории Тюменской области. /Под ред. В.М.Кружинова. - Тюмень,

1994. - С.191.

[17] Прибыльский Ю.П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны

(1941 - 1945 г.г.). - Томск, 1986. - С. 24.

[18] Там же. - С. 40.

[19] Прибыльский Ю.П. Советский Север в годы Великой Отечественной войны

(1941 - 1945 г.г.). - Томск, 1986. -С. 68.

[20] Очерки истории Тюменской области \ Под. ред.В.М.Кружинова. -Тюмень.

1994. -С. 207.

[21] Очерки истории Тюменской области \ Под.ред.В.М.Кружинова. -Тюмень.

1994. -С. 214.

[22] Страны и народы. Земля и человечество. Глобальные проблемы. - М.,

1985. - С. 403.

[23] Тюменская правда. - 1994. - № 14 (январь). - С. 4.

[24] Тюменская правда. - 1994. - № 15 (январь). - С. 6.

[25] Правда Севера. - 1989. - № 114 (сент.). - С. 4.

[26] Красный Север. - 1994. - № 78. (дек.). - С. 7.

[27] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 35.

[28] Там же. - С. 40.

[29] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 43.

[30] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 46.

[31] Религии мира: Энциклопедия. - М., 1998. - С. 58.

[32] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). - С.11.

[33] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.) - С. 11.

[34] Российская Федерация. - 1996. - № 18. - С. 28.

[35] Российская Федерация. - 1996. - № 18. - С. 31.

[36] Красный Север. - 1994. - № 60 (авг.). - С. 11.

[37] Тюменская Правда.- 1994. - 14 (янв.). - С. 4.

[38] Программа развития образования города Новый Уренгой: 1996 - 2001 г.г.

/Утверждена собранием депутатов 01.04.1996 г.

[39] Тюменская Правда. - 1994. - 15 (янв.). - С. 6.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.