РУБРИКИ

История

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История

перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного

капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по

вопросам, связанным с перспективами нэпа). Самым главным было противоречие

между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании

рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях

ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого

состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной

собственности. Официально о конце нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

34. Образование СССР. Тогда же была отмечена седьмая годовщина подписания

договора о создании Союза Советских Социалистических .Республик (СССР,

декабрь 1922). Его подписали представители четырех советских республик:

РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской Федерации (Азербайджан, Армения

и Грузия). Эти государства образовали в годы Гражданской войны

военно-политический союз, создав систему межгосударственных договоров и

соглашений. С окончанием войны усилия по поиску будущих форм

экономического и политического объединения активизировались. Сближение

республик, с одной стороны, отвечало историческим традициям: столетиями

складывавшаяся единая экономика, плодотворное культурное взаимодействие,

участие в защите страны от внешних врагов. С дру- гой стороны, оно

опиралось на сходство политических систем, возникших после Октября 1917

г., на партийное единство: стоявшие у власти в этих государствах

национальные компартии входили в состав РКП(б). Этот процесс не был

простым. Давали о себе знать и националистические настроения части местной

элиты, и стремление центра (в лице российских руководящих органов)

утвердить единый порядок управления, игнорируя мнение республик. В августе

1922 г. от имени комиссии, созданной по постановлению ЦК РКП(б), был

предложен план вхождения советских республик в состав РСФСР на правах

автономий (проект авто-номизации И. В. Сталина). Острая дискуссия

завершилась одобрением федеративного проекта В. И. Ленина: республики

сохраняют независимость и на условиях равноправия заключают договор об

образовании союза (федерации). Именно этот проект лежал в основе Договора,

подписанного 27 декабря и поддержанного I Всесоюзным съездом Советов 30

декабря 1922 г. Съезд принял также Декларацию об образовании СССР. В

ведение Союза передавались вопросы внешней политики, обороны, внешней

торговли, транспорта, бюджета, связи, денежного обращения. Вопросы

просвещения, юстиции, здравоохранения и др. оставались в ведении союзных

республик. Они имели право выхода из Союза. Учреждался высший орган

союзного государства — Всесоюзный съезд Советов и Центральный

Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов, действовавший в период между

съездами. Он состоял из Совета Союза и Совета Национальностей. Высший

исполнительный орган — Совет Народных Комиссаров СССР. Конституция СССР

1924 г. закрепила эти нормы. Образование СССР имело важное историческое

значение. Была найдена новая форма совместного сосуществования народов,

длительное время входивших в состав единого государства. Вместе с тем

федеративные принципы устройства постепенно вытеснялись иными —

унитарными. 35. Индустриализация. Задачу осуществления индустриализации,

т. е. создания развитой промышленности, советская Россия унаследовала от

России дореволюционной. Первые шаги в этом направлении были сделаны во

второй половине XIX в. Высокими темпами росла промышленность в начале XX

столетия. Первая мировая и Гражданская войны, разруха времен двоенного

коммунизма» отбросили экономику страны далеко назад. С окончанием

восстановительного периода (1925) вновь возникла необходимость завершить

давно начавшийся и трагически прерванный процесс. В конце 1925 г. был взят

курс на индустриализацию, включавший в себя меры по обеспечению

экономической независимости СССР, приоритетного развития тяжелой и

оборонной промышленности, преодоления отставания от стран Запада. Вставали

сложные вопросы о путях реализации этих целей. Где взять капиталы для

финансирования промышленности? Какие темпы индустриализации дадут

стабильный, устойчивый рост? Какую цену готово заплатить за неизбежные

лишения общество? К 1927 г. определились два основных подхода. Первый

подход, обоснованный видными учеными-экономистами: капиталы для

финансирования индустриализации дадут развитие частного

предпринимательства, привлечение иностранных займов, расширение торгового

оборота; темпы индустриализации должны быть высокими, но при этом

ориентироваться на реальные возможности, а не на политические потребности;

индустриализация не должна вести к резкому падению жизненного уровня

населения, крестьянства прежде всего. Второй подход, первоначально

сформулированный лидерами левой оппозиции: финансировать индустриализацию

за счет внешних ресурсов нет возможности, необходимо найти средства внутри

страны, перекачивая их в тяжелую промышленность из легкой промышленности и

сельского хозяйства; необходимо форсировать промышленный рост, провести

индустриализацию стремительно за пять—десять лет; думать о цене

индустриализации преступно, крестьянство есть «внутренняя колония»,

которая и оплатит все трудности. Первый подход означал проведение

индустриализации при сохранении нэпа и рынка, второй — отказ от нэпа,

переход к командной, предельно централизованной экономике. В конце 1927 г.

были составлены директивы к пятилетнему плану, в основном базировавшиеся

на первом подходе. Однако уже в начале 1928 г. И. В. Сталин потребовал

пересмотреть плановые задания в сторону их резкого увеличения, сторонники

старых цифр были заклеймены как носители «правого уклона», а их

политические лидеры во главе с Н. И. Бухариным подвергнуты шельмованию.

Возобладал курс на форсирование индустриализации: за десять лет «пробежать

расстояние в 50—100 лет», на которые отстал СССР от передовых стран

Запада. Первая и вторая пятилетки (1928—1932 и 1933—1937 соответственно)

были подчинены решению этой задачи. Каковы их итоги? СССР вышел на второе

место в мире по объему промышленного производства (общий рост в 4,5 раза);

сократился разрыв между СССР и странами Запада по показателю промышленного

производства на душу населения; были построены десятки крупных

промышленных предприятий (Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий

металлургические комбинаты. Сталинградский, Челябинский, Харьковский

тракторные заводы и др.); возникли новые отрасли промышленности; исчезла

безработица. СССР стал одной из немногих стран, способных производить все

виды современной промышленной продукции. Вместе с тем намеченные темпы

роста достигнуты не были, сложилась тенденция к их постоянному падению.

Какой ценой были достигнуты успехи? Эта цена высока: обескровленное

сельское хозяйство (о коллективизации см. билет № 14); отставание легкой

промышленности; существенное снижение жизненного уровня населения; все

более широкое использование бесплатного (рабского по существу) труда

заключенных, армия которых в годы индустриализации неумолимо росла.

Главное, к чему привел (и должен был привести) курс на форсированную

индустриализацию, — это формирование командной экономики,

сверхцентрализованной, подчиненной директивному планированию, полностью

огосударствленной, систематически прибегающей к внеэкономическим мерам

принуждения и потому репрессивной. Экономическая основа тоталитарного

общества была тем самым создана. 36. Коллективизация. Началом сплошной

коллективизации сельского хозяйства в СССР стал 1929 год. В знаменитой

статье И. В. Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное

строительство было признано главной задачей, решение которой уже через три

года сделает страну «одной из самых хлебных, если не самой хлебной страной

в мире». Выбор был сделан — в пользу ликвидации единоличных хозяйств,

раскулачивания, разгрома хлебного рынка, фактического огосударствления

деревенской экономики. Что стояло за этим решением? С одной стороны,

крепнувшая убежденность в том, что экономика всегда следует за политикой,

а политическая целесообразность выше экономических законов. Именно эти

выводы сделало руководство ВКП(б) из опыта разрешения хлебозаготовительных

кризисов 1926—1929 гг. Сущность кризиса хлебозаготовок состояла в том, что

крестьянеединоличники снижали поставки зерна государству и срывали

намеченные показатели: твердые закупочные цены были слишком низки, а

систематические нападки на «деревенских мироедов» не располагали к

расширению посевных площадей, повышению урожайности. Экономические по

характеру проблемы партия и государство оценивали как политические.

Соответствующими были предложенные решения: запрет свободной торговли

хлебом, конфискация зерновых запасов, возбуждение бедноты против

зажиточной части деревни. Результаты убеждали в эффективности

насильственных мер. С другой стороны, требовала колоссальных

капиталовложений начавшаяся форсированная индустриализация. Главным их

источником была признана деревня, которая должна была, по замыслу

разработчиков новой генеральной линии, бесперебойно снабжать

промышленность сырьем, а города — практически бесплатным продовольствием.

Политика коллективизации проводилась по двум основным направлениям:

объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной

формой объединения единоличных хозяйств были признаны колхозы. В них

обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В постановлении ЦК ВКП(б)

от 5 января 1930 г. устанавливались поистине стремительные темпы

коллективизации: в ключевых производящих зерно регионах (Поволжье,

Северный Кавказ) она должна была завершиться в течение одного года; на

Украине, в черноземных областях России, в Казахстане — в течение двух лет;

в остальных районах — в течение трех лет. Для ускорения коллективизации в

деревню были направлены «грамотные в идейном отношении» городские рабочие

(сначала 25 тыс., а затем еще 35 тыс. человек). Колебания, сомнения,

душевные метания крестьянединоличников, в массе своей привязанных к

собственному хозяйству, к земле, к скоту («...остался в прошлом я одной

ногою, скольжу и падаю другою», — писал по другому поводу Сергей Есенин),

преодолевались просто — силой. Карательные органы лишали упорствовавших

избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под

арест. Параллельно коллективизации шла кампания раскулачивания, ликвидации

кулачества как класса. На этот счет была принята секретная директива, по

которой все кулачество (кого понимать под кулаком, в ней четко не

определялось) делилось на три категории: участников антисоветских

движений; зажиточных хозяев, имевших влияние на соседей; всех остальных.

Первые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; вторые — выселению в

отдаленные области Урала, Казахстана, Сибири вместе с семьями; третьи —

переселению на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные

накопления кулаков подлежали конфискации. Трагизм ситуации усугублялся

тем, что по всем категориям были установлены твердые задания для каждого

региона, которые превышали реальную численность зажиточного крестьянства.

Были еще так называемые подкулачники, «пособники врагов-мироедов»

(«...самого ободранного батрака вполне можно зачислить в подкулачники», —

свидетельствует А. И. Солженицын). По данным историков, зажиточных

хозяйств накануне коллективизации было около 3%; раскулачиванию подлежали

в некоторых районах до 10— 15% единоличных хозяйств. Аресты, расстрелы,

переселения в отдаленные районы — весь набор репрессивных средств был

использован при проведении раскулачивания, которое коснулось не менее 1

млн хозяйств (средняя численность семей — 7—8 человек). Ответом стали

массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. Государству

пришлось временно отступить: статья Сталина «Головокружение от успехов»

(весна 1930) ответственность за насилие и принуждение возложила на местные

власти. Начался обратный процесс, миллионы крестьян вышли из колхозов. Но

уже с осени 1930 г. нажим вновь усилился. В 1932— 1933 гг. в самые хлебные

районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ

пришел голод. По самым осторожным подсчетам, голодной смертью умерло более

3 млн человек (по другим данным, до 8 млн). При этом неуклонно росли и

экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок. К 1933 г. в

колхозах состояло более 60% крестьян, к 1937 г. — около 93%.

Коллективизация была объявлена завершенной. Каковы ее итоги? Статистика

свидетельствует о том, что она нанесла невосполнимый урон аграрной

экономике (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности,

посевных площадей и пр.). Вместе с тем государственные заготовки зерна

выросли в 2 раза, размеры налогов с колхозов — в 3,5 раза. За этим

очевидным противоречием стояла подлинная трагедия российского

крестьянства. Конечно, крупные, технические ос- нащенные хозяйства имели

известные преимущества. Но главным было не это. Колхозы, формально

остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле

превратились в разновидность государственных предприятий, имевших жесткие

плановые задания и подлежавших директивному управлению. При проведении

паспортной реформы колхозники паспортов не получили: фактически их

прикрепили к колхозу и лишили свободы передвижения. Промышленность росла

за счет сельского хозяйства. Коллективизация превратила колхозы в надежных

и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы.

Более того, она уничтожила целый социальный слой крестьянединоличников с

его культурой, нравственными ценностями, 37. С победой Октябрьской

революции 1917 г. и установлением диктатуры пролетариата наука и культура

стали «частью общепартийного дела»: их развитие было полностью подчинено

общим целям социалистического строительства и осуществлялось под

непосредственным партийно-государственным руководством. По мере того как

утверждалась однопартийная политическая система, изгонялась оппозиция,

складывалось тоталитарное государство, сфера культуры огосудар-ствлялась,

подгонялась под единый идейный стандарт, утрачивала творческую

самостоятельность. Шел процесс формирования культуры, свойственной

тоталитарному обществу, — культуры, поставленной под контроль государства,

стремящегося руководить духовной жизнью общества, воспитывать его членов в

духе господствующей идеологий. Сказанное, конечно, не означает, что наука

и культура в 1920—1930-е гг. не знали взлетов, крупных свершений,

выдающихся открытий. Происходившие в духовной сфере процессы были сложны и

неоднозначны. Бесспорным достижением 20-х гг. стала ликвидация массовой

неграмотности. Миллионы взрослых прошли подготовку в школах по ликвидации

неграмотности (ликбезах), создавалась сеть избчитален, библиотек. Новая

система образования строилась на принципах единой трудовой школы.

Обязательным было сначала четырехклассное начальное, а затем и

семиклассное образование. 20-е гг. — яркая страница в истории

отечественной педагогики, время экспериментов и новаций (безурочная

система, безоценочное обучение, лабораторный метод, самоуправление и др.)-

В 30-е гг. ситуация в школьном образовании изменилась: были восстановлены

традиционные формы обучения (уроки, предметы, оценки, строгая дисциплина),

опыт предыдущего десятилетия осужден как «перегиб». К 20-м гг. относится

создание так называемых рабфаков, факультетов по подготовке специалистов с

высшим образованием из числа рабочих и крестьян. Особое внимание уделялось

подготовке преподавателей общественных наук для высшей школы (Институт

красной профессуры). В конце 20-х—30-е гг. прошел целый ряд кампаний по

изгнанию из университетов и институтов профессоров и преподавателей, по

мнению властей, не освоивших марксистское учение. Жертвами репрессий

вместе с педагогами были и студенты (например, в конце 20х гг. был

арестован и сослан на Соловки выдающийся знаток русской литературы

академик Д. С. Лихачев, тогда студент Ленинградского университета). Борьба

за «идейную чистоту» предопределила особенности развития гуманитарных

наук. О том, что власть не даст возможности продолжить исследования

ученым, чьи научные взгляды отличны от марксистских, было заявлено громко

и жестко: в 1922 г. группа видных философов, историков, экономистов,

социологов (П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. С. Франк, И. А. Ильин, Л. П.

Карсавин, А. А. Кизеветтер и др.) была выслана из страны. С выходом

«Краткого курса истории ВКП(б)» появился своеобразный «эталон», с которым

сверялось все написанное и высказанное. В 30-е гг. идеологическое давление

на ученых-гуманитариев было дополнено прямыми репрессиями (аресты, ссылки,

расстрелы). Среди жертв репрессий выдающиеся экономисты Н. Д. Кондратьев и

А. В. Чаянов, философ П. А. Флоренский и др. В сфере точных и естественных

наук ситуация была несколько иной. Выдающиеся открытия были сделаны В. И.

Вернадским, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капицей, Н. И. Вавиловым, С. В. Лебедевым,

Н. Д. Зелинским, А. Н. Туполевым, И. В. Курчатовым и др. Государство,

особенно с началом индустриализации и в условиях нарастания военной

угрозы, вкладывало в развитие точных и естественных наук значительные

средства, стремилось повысить материальный уровень жизни ученых. Но

репрессии 30-х гг. не обошли ученыхестественников стороной. Был арестован

и замучен в лагерях выдающийся генетик Н. И. Вавилов, в «шарашках»

(конструкторских бюро и лабораториях, созданных в местах заключения)

трудились А. Н. Туполев, С. П. Королев, В. П. Глушко и др. К началу 20-х

гг. из страны эмигрировали многие выдающиеся писатели, художники,

музыканты (И. А. Бунин, А. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, М.

Шагал, И. Е. Репин, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин и

др.). Немало выдающихся деятелей русской культуры остались в России (А. А.

Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. М. Пришвин, Н. С. Гумилев, расстрелянный в

1921 г., В. Э. Мейерхольд и др.). До середины 20-х гг. в искусстве царил

дух творческого поиска, стремления найти необычные, яркие художественные

формы и образы. Существовало множество творческих объединений,

исповедовавших различные взгляды на сущность и предназначение искусства

(Пролеткульт, Российская ассоциация пролетарских писателей, группа

«Серапионовы братья», «Литературный центр конструктивизма», «Левый фронт

искусств», Ассоциация художников революционной России, Общество московских

живописцев и др.). С 1925 г. идеологическое давление на деятелей культуры

усилилось. К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства

художественным методом был объявлен метод социалистического реализма

(изображение действительности не такой, какова она есть, а такой, какой

она должна быть с точки зрения интересов борьбы за социализм). Решающими в

этом смысле событиями были создание в 1934 г. Союза советских писателей и

ряд идеологических кампаний, осуждавших, например, музыку Д. Д.

Шостаковича. Творческие союзы, по существу, превратились в часть

партийно-государственного аппарата. Внедрение единых художественных

канонов осуществлялось в том числе репрессивным путем. Погибли в лагерях

Мандельштам, Клюев, Бабель, Мейерхольд, Пильняк, Васильев и др.

Тоталитарный строй уничтожал свободу творчества, духовного поиска,

художественного самовыражения — последовательно и методично: «Меня, как

реку, суровая эпоха повернула. Мне подменили жизнь» (А. А. Ахматова). И

все-таки писателями, художниками, композиторами, деятелями театра и кино в

эти годы были созданы талантливые и даже выдающиеся произведения: «Тихий

Дон» М. А. Шолохова, «Раз- гром» А. А. Фадеева, «Белая гвардия», «Мастер и

Маргарита» М. А. Булгакова, «Реквием» А. А. Ахматовой, «Жизнь Клима

Самгина» М. Горького, «Страна Муравия» А. Т. Твардовского, песни И. О.

Дунаевского. 39. 22 июня 1941 г. Германия, нарушив пакт о ненападении,

напала на СССР. Началась война, которая уже в первые недели была по

справедливости названа Отечественной и Великой. Для народов СССР это была

война против агрессора, за спасение Отечества от врага. Невиданное

ожесточение, массовый героизм народа на фронте и в тылу, колоссальные

человеческие и материальные потери, высокий духовный подъем, влияние на

судьбы человечества, место, которое она занимает в исторической памяти

россиян, сделали войну действительно Великой. Начальный этап (22 июня

1941— 19 ноября 1942) 1941 г. К 10 июля фашисты, продвигаясь в трех

стратегических направлениях (московском, ленинградском и киевском)

захватили Прибалтику, значительную часть Белоруссии, Молдавии, Украины 10

июля — 10 сентября — Смоленское сражение, потеря города, окружение

соединений Красной Армии, продвижение фашистов к Москве 11 июля — 19

сентября — оборона Киева, потеря города, окружение четырех армий

ЮгоЗападного фронта 5 августа — 16 октября — оборона Одессы, потеря города

30 октября — начало 250-дневной обороны Севастополя 8 сентября — начало

900-дневной блокады Ленинграда 30 сентября – 5 декабря – оборонительный

этап битвы за Москву. 5 декабря 1941г. – 8 января 1942 г. –

контрнаступление Красной Армии под Москвой, враг отброшен на 100-250 км от

столицы, стратегия молниеносной войны рухнула. 1942 г. 9 января – апрель –

зимнее наступление Красной Армии, освобождены Московская и Тульская

области, районы Калининской, Смоленской, Рязанской, Орловской областей.

Май-июль – наступление немецких войск в Крыму, большие потери Красной

Армии на Керченском полуострове, падение Севастополя. 12-29 мая –

Харьковское сражение, поражение Красной Армии. 17 июля – 18 ноября –

оборонительный этап Сталинградской битвы, сорваны планы германского

командования по молниеносному овладению городом. 25 июля – 31 декабря –

оборонительное сражение на Северном Кавказе. Коренной перелом (19 ноября

1942 г. – 2 февраля 1943 г.) – наступление Красной Армии под Сталинградом,

окружение и пленение 6-й армии фельдмаршала Паулюса и 3-й танковой армии.

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой

войны. 1943 г. 5 июля – 23 августа – битва на Курской дуге. Окончательной

переход инициативы к Красной армии. 25 августа – 23 декабря – битва за

Днепр, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева Завершающий этап

(1944 – 9 мая 1945 г.) 1944 г. Январь-май – наступательные операции под

Ленинградом и Новгородом (снята блокада Ленинграда), на Правобережной

Украине, под Одессой и в Крыму. Июнь-декабрь – операция «Багратион» и ряд

других наступательных операций (полностью освобождена Белоруссия),

Львовско-Сандомирская операция в Западной Украине, операция по

освобождению Румынии и Болгарии, Прибалтики, Венгрии, Югославии. 1945: 12

января – 7 февраля – Висло-Одерская операция, освобождена большая часть

Польши 2 мая – взятие Берлина 8 мая – капитуляция Германии. Разгром Японии

(9 августа – 2 сентября). Великая Отечественная война была составной

частью Второй мировой войны, в которой гитлеровской Германии и ее

союзникам противостояла мощная антигитлеровская коалиция. Главными

участниками коалиции были СССР, США, Великобритания. О решающем вкладе

СССР в победу над общим врагом говорят следующие факты: на

советскогерманском фронте в 1941—1944 гг. находились 70—75% всех

вооруженных сил Германии (после открытия второго фронта в 1944 г. — более

65%). Безвозвратные потери, понесенные Германией (более 9 млн убитыми), на

80% состоят из потерь, понесенных в Великой Отечественной войне. Большая

часть решающих сражений Второй мировой войны произошла на

советско-германском фронте (Московская наступательная операция.

Сталинградская битва, битва на Курской дуге, Берлинская операция и др.).

2. Великая Отечественная война 1941—1945 гг. потребовала от общества и

безоглядного мужества, и готовности сплотиться ради победы, и

сверхчеловеческого напряжения сил. Залогом победы было единство фронта и

тыла, сделавшее реальным лозунг военных лет: «Все для фронта, все для

победы! » Трагическое начало войны поставило перед руководством страны

чрезвычайно сложную задачу: переместить в глубокий тыл промышленные

предприятия, оборудование, матери- альные ценности. Нужно было

эвакуировать миллионы людей, разместить их, помочь в обустройстве. 24 июня

1941 г. был создан Совет по эвакуации, а 30 июня — Государственный Комитет

Обороны. Уже к декабрю в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию было перемещено

более полутора тысяч предприятий и 10 млн человек. Каковы же итоги Великой

Отечественной и Второй мировой войны? Назовем некоторые из них: победила

антигитлеровская коалиция, СССР отстоял свою государственную

независимость, была восстановлена государственность народов Европы,

подвергшихся фашистской агрессии; фашистская Германия и Япония потерпели

военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах,

а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали; фашизм и нацизм

были осуждены как идео ";о-гия агрессии, насилия, расового превосходства;

в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные

изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР — Восточную Пруссию,

весь Сахалин, Курильские острова); вырос престиж СССР, усилилось его

международное влияние, в Центральной и ЮгоВосточной Европе начала

формироваться система социалистических государств, находящихся под его

лря-мым контролем; возросло и влияние США, утвердившихся в роли лидеров

западного мира; был дан мощный импульс национально-освободительному

движению, началось разрушение колониальной системы. К сожалению, к итогам

Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в

СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные

годы. Вопрос об уроках Великой Отечественной войны остается чрезвычайно

сложным. Их понимание зависит от времени, от готовности людей учиться у

истории. Война-и победа показали, что агрессору нельзя потакать, для

борьбы с ним необходимо единство миролюбивых сил. Война, безусловно,

научила человечество презирать фашизм, всеми силами противостоять ему.

Урок войны, вероятно, и в том, что военно-политическую безопасность одного

государства невозможно обеспечить за счет безопасности других, а насилие

не может быть способом решения сложных, запутанных международных проблем.

40. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй

половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на

международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР.

В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26

в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении

важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании

послевоенного положения в Европе. В семи странах Центральной и Восточной

Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые

правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий.

Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и

Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию

крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая

организация общества получила название народной демократии. Она

рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры. Разделение мира

на два лагеря—империалистический и демократический,

антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на

мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических

взглядов партийногосударственного руководства СССР. Между СССР и странами

Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи.

Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории

Восточной Германии, Корейской Народно-демократической Республикой (КНДР) и

Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашение с Китаем предусматривало

оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право

СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о

совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из

государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами,

получившими независимость в результате развернувшейся в них

национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).

Начало «холодной войны». С окончанием Отечественной войны произошли

изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по

антигитлеровской коалиции. «Холодная война»—такое название получил

внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг

друга в период второй половины 40-х—начале 90-х годов. Он характеризовался

прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения

международных проблем использовались силовые приемы. Министрами

иностранных дел СССР начального периода «холодной войны» были В. М.

Молотов, а с 1949 г.—А. Я. Вышинский. Конфронтация сторон отчетливо

проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла.

Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала

оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы

второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были

приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство

расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от

участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане

Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления «холодной войны» стало формирование политических

и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический

союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств

Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание

военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией

(АНЗЮС). Образование этих блоком способствовало укреплению позиций США в

разных регионах мира. Представители советских общественных организаций

активно участвовали в движении сторонников мира, организационно

оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили

свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса

сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались

требования запрещения атомного оружия и установления международного

контроля за выполнением этого-решения. Наибольшей остроты конфронтация

бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской

войной. В 1950 г. руководство Корейской НародноДемократической Республики

сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По

мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции

антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к

войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую,

военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию

И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для

участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. После

длительных дипломатических переговоров. СССР и страны Восточной Европы.

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось

установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной

Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии

при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В

соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-

европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для

промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях

расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была

создана межправительственная экономическая организация—Совет Экономической

Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария,

Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием

Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот

странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной

Европы. Основные направления взаимоотношений между СССР и

восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами

между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если

одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось

развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по

международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной

Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они

были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в

этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В.

Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не

являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства

СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации

идеологических и политических концепций привело к советскоюгославскому

конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой

советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская

сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных

консультациях с СССР по вопросам национальной внешней полигики.

Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с

социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал

дипломатические отношения с Югославией. Итоги внешнеполитической

деятельности СССР во второй половине 40-х—начале 50-х годов были

противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время

политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала

росту напряженности в мире. 41. Решение о создании новой универсальной

международной организации, цель которой - предупреждение угрозы

возникновения войны в любом регионе мира и развитие межгосударственного

сотрудничества - было принято на Ялтинской (Крымской) конференции глав

государств антигитлеровской коалиции (от СССР - Иосиф Сталин, от США

Франклин Делано Рузвельт, от Великобритании - Уинстон Черчилль),

проходившей с 4 по 11 февраля 1945 года. Ранее конкретные предложения по

этому вопросу были выработаны на конференции представителей СССР, США и

Великобритании, состоявшейся 21 августа - 28 сентября 1944 года в г.

Думбартон-Оксе (США). Именно эта конференция сформулировала основные

принципы деятельности Организации Объединенных Наций (ООН), определила её

структуру и функции. На Ялтинской (Крымской) конференции Рузвельт и

Черчилль дали согласия на участие в ООН Украинской ССР и Белорусской ССР в

качестве государств-основателей. Руководители антигитлеровской коалиции

приняли решение созвать 25 апреля 1945 года в городе Сан-Франциско

конференцию Объединенных Наций для выработки устава новой международной

организации - ООН. Учредительная конференция по созданию ООН проходила с

25 апреля по 26 июня 1945 года. Её созыв ещё до окончания Второй мировой

войны символично свидетельствовал о том, что союзники достигли

взаимопонимания по основным вопросам создания негосударственной

организации, призванной обеспечить мир на планете. В работе конференции

приняли участие делегации от 50 стран: 282 делегата и 1,5 тысячи

вспомогатель- ного персонала. На открытие конференции прибыли министры

иностранных дел ведущих стран антигитлеровской коалиции - В. Молотов

(СССР), Э. Иден (Великобритания), Г. Стеттиниус (США). Единственным

вопросом повестки дня была разработка устава ООН. Состоялось 7 пленарных

заседаний, а работа комиссии шла в течение двух месяцев. Устав ООН

официально вступил в силу с 24 октября 1945 года. Именно эта дата

считается Днем рождения ООН. По уставу ООН главными составляющими этой

организации являются: 1) Генеральная Ассамблея Организации Объединенных

Наций, 2) Совет Безопасности, 3) Экономический Совет, 4) Социальный Совет,

5) Опекунский Совет, 6) Международный Суд и 7) Секретариат. Руководит

работой Секретариата Генеральный секретарь ООН. С момента учреждения ООН и

до сегодняшнего дня сменилось уже 7 Генеральных секретарей: 1-ый Трюгве Ли

(Норвегия) 2-ой Даг Хаммершельд (Швеция) 3-ий У Тан (Бирма) 4-ый Курт

Вальдхайм (Австрия) 5-ый Хавьер Перес де Куэльяр (Перу) 6-ой Бутрос Бутрос

Гали (Египет) 7-ой Кофи Атта Аннан (Гана). Генерального секретаря ООН

выбирают на заседании Генеральной Ассамблеи ООН согласно рекомендациям

Совета Безопасности. Генеральный секретарь имеет право участвовать в

работе всех структур ООН, кроме Международного суда, причем его функции

чисто координационные. Наиболее влиятельным органом, после Генеральной

Ассамблеи ООН, является Совет Безопасности. Именно на нем, согласно Уставу

ООН, лежит основная ответственность по поддержанию мира между народами

Земли. Совет Безопасности состоит из 15 членов: 5 постоянных (СССР до 1991

года, затем Россия, США, Великобритания, Франция, с 1949 по 1971 годы

Тайвань, а затем КНР) и 10 временных, которые избираются на заседании

Генеральной Ассамблеи ООН сроком на 2 года. По Уставу постоянное

представительство в Совете Безопасности ООН имеют те страны, которые в

период основания ООН были наиболее влиятельными в мире. В мировой

историографии в их отношении используют термин «великие державы». Каждый

постоянный член Совета Безопасности имеет право «вето» (запрета) на

решения, не отвечающие его интересам. Дело в том, что решения Совета

Безопасности принимаются на основе принципа единогласия его постоянных

членов. Решения Совета Безопасности обязательны для исполнения всем

членами Организации Объединенных Наций. Именно Совет Безопасности выбирает

пути и методы поддержания мира в любом регионе планеты. Во время

учредительной конференции ООН в Сан-Франциско состоялось и учреждение

Международного Суда, статус которого был результатом совещаний в апреле

1945 г. ООН стремится не только предотвратить новую мировую войну, но и

улучшить социальное, экономическое, культурное и экологическое развитие

Земли. С 1946 года в Париже действует особый специализированный орган ООН

- ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры),

которая активно борется за сохранение памятников мировой культуры.

Стремясь содействовать распространению в мире идей гуманизма и демократии,

Генеральная Ассамблея в декабре 1948 года приняла Всемирную Декларацию

прав человека, в разработке которой принимали участие делегации СССР, УССР

и БССР. Эта декларация, как подчеркнуто во введении, была принята «как

задание, выполнить которое должны стремиться все народы и все государства

на Земле». В этом документе декларируется право каждого человека на жизнь,

свободу, частную собственность, неприкосновенность личности и т.п. без

различия расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений,

национального и социального происхождения. Именно статьями Декларации прав

человека руководствуется Комиссия ООН по правам человека, которая

постоянно работает в Женеве. На сегодня 186 государств мира входят в ряды

Организации Объединенных Наций. 42. Режим личной власти Сталина и его

трагические последствия. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не

важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного

к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы

обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. На

нём – замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был её mtccgjhysv?

Абсолютным вождём. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся

раннее и существенно разросшийся репрессионный аппарат. С конца 20-х годов

волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928_, процесс над

«Промышленной партией» (1930), «Дело акадкмиков» (1930), репрессии в связи

убийством Кирова, политические репрессии. Почти 1 млн. чел. Были

расстреляны, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа. На стройках первых

пятилеток трудились миллионы заключённых, внося свой вклад в экономическое

развитие страны. В послевоенные годы власть сделала всё возможное, чтобы

не только сохранить, но и упрочить тоталитарную систему в стране. Проводя

выборы в Верховный совет СССР, съезды партии, комсомола, профсоюзов,

народных судей, преобразую народные комиссариаты в министерства,

руководство страны предпринимало последовательные усилия для того, чтобы

свести на нет демократический импульс победы. Вновь начались репрессии:

сначала против советских военных, оказавшихся в немецком плену, и жителей

оккупированных областей. Затем последовали новые депортации населения из

Крыма, с Кавказа, из Прибалтики, Западной Украины, и Белоруссии. Население

ГУЛАГА росло. Следующие удары были нанесены по военным (арест маршала

авиации А. А. Новикова, сподвижников маршала Г. К. Жукова и др.),

партийной верхушке («ленинградское дело», расстрел Председателя Совета

Министров СССР Н. А. Вознесенского), деятелям искусства (постановление о

журналах «Звезда» и «Ленинград», публичное шельмование А. А. Ахматовой и

М. М. Зощенко, разносная критика музыки Д. Д. Шостаковича, В. И. Мурадели,

С. С. Прокофьева и др.), учёным (осуждение генетики, кибернетики,

дискуссии по проблемам языкознания, философии), представителям еврейской

интеллигенции (убийство С. Михолэлса). 1952 г. – дело врачей, обвинённых в

неправильном лечении 43. С 1953 г. начинается изменение экономического

курса, которое выразилось в перенесении акцента с тяжелой промышленности

на сельское хозяйство и легкую промышленность. Преобразования были вызваны

пониманием перемен, крайне низким, буквально кризисным положением этих

отраслей и исчерпанием прежних ресурсов. Огромную роль при этом играли

политические амбиции лидеров. У руководства страны отсутствовала цельная

концепция развития экономики. Существовало два варианта аграрной политики.

Первый был предложен Г.М. Маленковым. Он заключался в ослаблении

налогового пресса и административного давления на личное подсобное

хозяйство, в увеличении материальной заинтересованности крестьян в

результатах своего труда и в предоставлении им элементарных социальных

прав (свобода передвижения, социальное и пенсионное обеспечение,

гарантированная заработная плата и т.п.). Второй вариант, инициатором

которого был Хрущев, заключался в «индустриализации» сельского хозяйства,

в превращении колхозов в крупные хозяйства, оснащенные мощной технической

базой. Механизация и автомати- зация, отказ от личного подсобного

хозяйства, по мнению Хрущева, должны были максимально сблизить условия

труда и жизни города с селом и ускорить переход к коммунизму. Перемены в

аграрной политике начинаются с сентябрьского (1953 г.) Пленума. На нем

декларируется переход от административно-бюрократического управления к

экономическим методам. Практические шаги в этом направлении предполагали

повышение в несколько раз закупочных цен на сельхозпродукцию, увеличение

капиталовложений в аграрный сектор, значительное снижение налогов с

крестьянства, аннулирование всех прежних долгов колхозов. Изменялась

система планирования. Отныне централизованно определялся лишь объем

поставок государству. Колхозы получили право вносить изменения в свои

уставы в зависимости от местных условий. Оплата услуг МТС ставилась в

зависимость от урожая. Увеличились поставки колхозам и совхозам

сельскохозяйственных машин. После проведения этих мероприятий ситуация в

сельском хозяйстве заметно улучшилась. Впервые после коллективизации оно

стало рентабельным. Заметно возросли объемы производства и доходы

колхозников. Позитивные изменения в сельском хозяйстве проходили в

условиях борьбы за власть между Маленковым и Хрущевым. С 1954 г. последний

начинает постепенно одерживать верх и получает возможность определять

экономическую политику страны. Для ускорения развития сельского хозяйства

он предлагает существенно расширить посевные площади, распахав степи

Северного Казахстана, Урала, Западной Сибири и Алтая.

Февральско-мартовский (1954 г.) Пленум ЦК КПСС по его предложению принял

постановление о начале освоения целинных и залежных земель. С этого

времени можно говорить о фактической победе аграрного плана Хрущева.

Освоение целины превращается в широкомасштабную плановую кампанию, якобы

способную в одночасье решить продовольственную проблему и утвердить новый

образ жизни. Экономика здесь тесно переплетается с идеологией и

коммунистическим прожектерством. Всего предполагалось освоить около 26

млн. гектаров земель. На восток выехало более 300 тыс. целинников. В

основном это была молодежь, отправившаяся на освоение целины по

комсомольским путевкам. В результате в сельскохозяйственный оборот было

введено 32 млн. гектаров пашни. Валовой сбор зерна увеличился в 1953-1956

гг. с 82,5 до 125 млн. тонн. Особенностью целины была высокая товарность

зернового хозяйства. На целине создавалась мощная материально-техническая

база. К концу 50-х гг. здесь выращивалось почти 40% зерновых в СССР.

Однако освоение целины породило ряд очень серьезных проблем. Во-первых,

целина обошлась стране дороже, чем могла бы обойтись при должной

предварительной подготовке. Ее освоение началось при полном отсутствии

инфраструктуры (дороги, зернохранилища, ремонтная база, кадры, жилье для

них и т.п.). Случалось даже, что из-за отсутствия элеваторов, собранное

зерно гнило на полях. Чтобы покрыть недостаток кадров на время страды,

сюда посылали студентов и рабочих, специально обученных профессии

механизатора. Это обусловило высокую себестоимость целинного хлеба.

Рентабельность целинных хозяйств начинает расти только с середины 1960-х

годов. Во-вторых, освоение шло форсированными темпами, ценой напряжения

всех материальных ресурсов страны. Вся сельскохозяйственная техника,

производимая в стране, направлялась в целинные районы, что неизбежно

консервировало отсталость и застой сельского хозяйства в остальной части

страны. В-третьих, процветали авралы и штурмовщина. Не принимались во

внимание природные условия степей, не были разработаны щадящие способы

обработки почв. В результате нарушения экологического равновесия и эрозии

почв урожайность здесь была крайне низкой. Только в Казахстане около 35%

пахотных земель были разрушены эрозией. Настоящей бедой в этих районах

стали пыльные бури. С середины 1960-х годов часть освоенных земель в

Сибири и Казахстане вновь была переведена на пастбища. Помимо расширения

посевных площадей, решить аграрную проблему в СССР, по мнению Хрущева,

было призвано повсеместное разведение наиболее эффективных

сельскохозяйственных культур, в первую очередь кукурузы. Вернувшись из

своей поездки по стране в 1958 г., он настаивает на широком разведении

этого ценного корма для животноводства, за счет которого предполагался его

резкий скачок. В начале 1960-х годов почти четверть всех пахотных земель

оказалась засеянной кукурузой - «царицей полей». Посевы ржи и пшеницы

сократились, сбор зерновых снизился. Но практика показала, что без

внесения минеральных удобрений высоких урожаев кукурузы не будет.

Начинается новая кампания по созданию производства минеральных удобрений,

выдвигается лозунг «химизации сельского хозяйства». Хрущеву казалось, что

положение может спасти какое-либо универсальное средство. Как панацея от

всех бед использовался квадратно-гнездовой метод посадки растений,

беспривязное содержание скота, раздельная уборка хлебов и ликвидация

чистых паров. Для улучшения положения в сельском хозяйстве широко

применялись организационные методы. В 1958 г. была проведена реорганизация

МТС. Колхозы получили право покупать у них технику. Это могло привести к

укреплению их материально-технической базы, но фактически привело к

разорению колхозов, так как даже устаревшая техника продавалась им по

неоправданно высоким ценам. Экономической стабильности в сельском

хозяйстве не способствовал и процесс укрупнения колхозов, начавшийся в

конце 1950-х годов. Тысячи сел и деревень объявлялись неперспективными и

уничтожались. Многие колхозы перестали существовать. Вновь появились

колхозы-гиганты, управление которыми было крайне неэффективно. Сокращение

числа колхозов и ослабление их материальнотехнической базы проходило на

фоне наступления на личные подсобные хозяйства, которое никак не

вписывалось в традиционные административно-бюрократические методы

управления. Хрущев считал, что личное подсобное хозяйство способствует

воспитанию индивидуалистической психологии и отвлекает людей от

коммунистической перспективы. Для улучшения положения в сельском хозяйстве

Хрущев в 1962 г. предпринял попытку реорганизации управления колхозной

системой на территориальном уровне. В районах были созданы

колхозно-совхозные управления (КСУ), а в областях и республиках

аналогичные вышестоящие органы. Вскоре КСУ наделяются функциями сельских

райкомов партии, а сами райкомы ликвидируются. Обкомы КПСС были разделены

при этом на промышленные и сельскохозяйственные. Это преобразование

Хрущева стало одним из самых абсурдных. Вместо сокращения партийного

аппарата оно привело к его разбуханию, а партийные органы официально

заменили государственные. Уже с начала 1960-х годов во всех регионах

страны стал ощущаться дефицит продовольствия. В 1963 г. СССР был вынужден

впервые закупить хлеб за границей, а впоследствии делал это постоянно.

Сельское хозяйство все более не справляется с поставленными перед ним

задачами. По итогам семилетки (1959 - 1965 гг.) рост объемов продукции

сельского хозяйства составил 14% вместо 70% по плану. Обострение

продовольственной проблемы означало крах аграрной политики Хрущева, не

сумевшей осуществить модернизацию сельского хозяйства и отказаться от

экстенсивного пути развития. В промышленности также предпринимались

попытки модернизации. Развитие советской экономики середины 50-х гг.

проходило под знаком возрастания роли технического прогресса. Именно к

этому времени относится начало научно-технической революции (НТР) в СССР.

Промышленность страны поднимается на качественно новую ступень. В ней

насчитывается около 300 отраслей и видов производства. Расширилась

металлургическая база СССР, существенно возросла мощность электростанций.

Был построен ряд крупнейших предприятий в химической,

нефтеперерабатывающей и других отраслях промышленности. Приоритет

по-прежнему отдавался развитию отраслей тяжелой промышленности (группа А).

В 1960 г. на долю предприятий группы «А» приходилось уже почти 73% общего

объема производимой в стране продукции. По сравнению с пятой пятилеткой

(1951-1955 гг.) возросли темпы капитального строительства: если каждый год

в среднем в строй вступало по 600 новых предприятий, то в шестой пятилетке

(1956-1958 гг.) - по 800. Темпы развития промышленности в 1956-1958 гг.

составили 10-15% против планового задания в 7,6%. Характерной чертой

экономической политики в эти годы стало увеличение средств на

реконструкцию и техническое перевооружение уже действующих предприятий.

Размещение промышленности становится более рациональным, приближенным к

источникам сырья. Особенно быстро шло развитие машиностроения. Велись

работы по созданию единой энергетической системы в европейской части СССР.

Были введены в строй такие гигантские электростанции, как Куйбышевская,

Сталинградская, Каховская. Рост энерговооруженности позволил сократить

долю ручного труда. Увеличилась протяженность железных дорог, выросла их

пропускная способность. С 1957 г. было прекращено производство паровозов,

осуществлялся перевод на электрическую и тепловую тягу. В годы семилетки

(1959-1965 гг.) эта тенденция сохранилась. Опережающими темпами

увеличивалось производство электроэнергии, продукции машиностроения и

металлообработки, химической промышленности, добывались нефть и газ.

Качественно изменился топливный баланс страны: в 1965 г. доля нефти и газа

в нем составила 52% вместо 32% в 1958 г. Шло интенсивное строительство

новых нитей нефте- и газопроводов. Что касается легкой промышленности, то

здесь развитие шло значительно медленнее. С одной стороны, хронически

ощущался недостаток финансовых средств, выделяемых из бюджета, а с другой

- будучи тесно связанной с сельскохозяйственным производством, она

напрямую зависела от переживаемых сельским хозяйством трудностей. Причиной

отставания легкой промышленности были также экономические воззрения

руководства страны. Хрущев и его окружение считали, что производство

средств производства должно значительно опережать производство предметов

потребления, поэтому технический прогресс не распространялся на группу Б,

а в условиях «холодной войны» приобрел военнопромышленную направленность.

Советские ученые занимали лидирующее положение в мире в области физики и

других точных наук, что позволило осуществить прорыв в ряде отраслей и

добиться впечатляющих успехов. В «приоритетных» отраслях сосредоточивались

лучшие кадры и ресурсы. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный

ледокол «Ленин», в 1954 г. построена первая в мире атомная электростанция,

4 октября 1957 г. на околоземную орбиту был выведен первый в мире

искусственный спутник Земли. Советский Союз стал пионером освоения

космического пространства. 12 апреля 1961 г. первый в истории полет

человека в космос совершил советский летчиккосмонавт Ю.А. Гагарин на

корабле-спутнике «Восток». Качественные сдвиги в структуре промышленности

потребовали изменения форм и методов руководства ею. Для руководства

внедрением в народное хозяйство достижений науки, техники и новейших

технологий в 1955 г. вновь был образован Государственный комитет Совета

Министров по новой технике (Гостехника СССР). В 1957 г. проводится реформа

управления промышленностью и строительством. Как уже отмечалось выше,

переход от отраслевого принципа к территориальному не дал ожидаемых

результатов, поскольку не позволил проводить единую техническую и

технологическую политику внутри отраслей. Система директивного

планирования не могла оперативно реагировать на изменения, порожденные

научно-технической революцией. Для этого она была слишком громоздкой и

неповоротливой. Это становится тормозом индустриального развития страны.

Поиски эффективного механизма хозяйственного развития неизбежно приводили

к экономическим методам управления (прибыль, цена, рентабельность). Вопрос

о материальном стимулировании труда также неоднократно ставился в эти

годы, в том числе и самим Хрущевым. В 1962 г. была даже создана

специальная комиссия под руководством А.Н. Косыгина для анализа тенденций

экономического роста и поиска путей обновления хозяйственного механизма.

Однако принцип материальной заинтересованности вступал в явное

противоречие с идеологическими воззрениями партийного руководства страны и

пропа- гандистской риторикой. Считалось, что материальное стимулирование

порождает «частнособственническую психологию» и «шкурные интересы». В

условиях «оттепели» возросла трудовая активность советских граждан.

Инициативой снизу была рождена новая форма соревнования - движение за

коммунистический труд. Начало ему было положено в октябре 1958 г.

молодежным коллективом депо Москва Сортировочная на железной дороге.

Девизом движения стало - «Учиться, работать и жить по-коммунистически».

Новаторы наряду с чисто производственными задачами ставили перед собой

задачи социального характера, в том числе повышение уровня образования,

квалификации, участие в художественной самодеятельности и т.п. «За

коммунистическое отношение к труду» боролись не в одиночку, а целыми

бригадами, цехами и предприятиями. В стране развернулось соревнование за

звание «бригад коммунистического труда». Движение превратилось в мощную

пропагандистскую кампанию. Число его участников быстро увеличивалось. Если

в конце 1958 г. в соревновании за звание «бригады коммунистического труда»

участвовало 35 тыс. человек, то в 1961 г. - более 20 млн. Беспрецедентный

рост числа участников движения привел к его профанации и выхолащиванию. В

условиях роста дефицита продуктов и товаров народного потребления

моральное поощрение победителей соревнования утрачивало свои стимулирующие

функции и перестало что-либо значить. В мае 1957 г. Н.С. Хрущев заявил,

что в ближайшие годы СССР сможет догнать и перегнать США по производству

мяса, молока и масла на душу населения. Поставленная задача преследовала

не только экономические, но и социальные цели. Предполагалось на практике

доказать преимущества социалистического строя перед капиталистическим.

Поэтому одной из основных задач социальной политики в годы «оттепели»

становится «повышение благосостояния народа». В январе 1957 г. была

повышена заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих.

В среднем повышение произошло на 35%. Был также установлен необлагаемый

минимум заработной платы и снижены налоги на доходы рабочих и служащих.

Прекратилась практика проведения принудительных внутренних займов. В 1956

г. в два и более раза увеличились размеры пенсий подавляющему большинству

пенсионеров. Теперь пенсию по старости могли получать мужчины с 60 лет, а

женщины с 55. Настоящей революцией в пенсионном деле было введение летом

1964 г. пенсий для колхозников. Реальные доходы населения за 1950-е годы

увеличились в 1,6 раза. С 1956 г. продолжительность рабочего дня для

рабочих в предвыходные и предпраздничные дни была сокращена на 2 часа,

установлен 6-часовой рабочий день для подростков в возрасте 16 - 18 лет. В

течение 1956 -1960 гг. завершился перевод всех рабочих и служащих на

7-часовой, а на подземных и вредных работах - на 6-часовой рабочий день.

Рост благосостояния имел однобокий характер. Уровень жизни советских

граждан в городах был по-прежнему выше, чем в сельской местности. Но и

здесь произошли положительные перемены. В 1956 г. было принято решение об

авансировании оплаты труда колхозников. Теперь они получали заработную

плату ежемесячно, а не только в конце года, как раньше. Возросли

натуральные и денежные доходы крестьян. В 1958 г. были отменены

обязательные поставки продовольствия из личных подсобных хозяйств. О росте

благосостояния свидетельствует увеличение потребления промышленных и

продовольственных товаров с конца 1950-х годов. Началась продажа населению

товаров длительного пользования (мебель, телевизоры, холодильники и т.п.)

в кредит. Рост денежной массы у населения при низких темпах производства

товаров народного потребления усилил инфляцию. Поэтому в 1960 г. прошла

денежная реформа, установившая курс новых денег к старым 1:10. Годы

«оттепели» ознаменовались настоящим прорывом в жилищной сфере. Нехватка

жилья при бурных темпах промышленного развития вела к социальной

напряженности в городах. Выход был найден в индустриальном методе

строительства. В 1954-1957 гг. была принята серия постановлений о переходе

к типовому домостроению. При этом осуждались «парадность и украшательство»

в архитектуре. В проектах типовых домов до физио- логического минимума

сокращались «дополнительные площади» (коридоры, ванны, кухни). Значительно

опускались потолки и сужались лестничные клетки. Кладовки, мусоропроводы и

лифты не предусматривались как «удорожающие» факторы. Это были неудобные

квартиры с плохой звукоизоляцией. Они вошли в историю под названием

«хрущоб». Все же следует помнить, что с помощью этих типовых застроек

удалось в короткий срок снять жилищный кризис в стране. На более

комфортное жилье в стране не было средств. Люди, ютившиеся в общежитиях,

коммуналках и бараках, мечтали даже об этих отдельных квартирах. С 1955 по

1964 гг. новоселье справили около 54 млн советских граждан. Однако

иллюзии, вызванные у широких слоев населения продекларированной

руководством страны программой, нацеленной на создание высокого уровня

жизни советского народа и на демократизацию советского общества, довольно

быстро развеялись. С 1962 г. провал экономической политики Хрущева стал

очевидным. Прилавки магазинов опустели, на часть продуктов были введены

карточки. В июне 1962 г. правительство приняло решение о повышении

розничных цен на мясо, молоко, масло, мотивируя его необходимостью быстро

увеличить продукцию животноводства. Это постановление вызвало в стране

взрыв возмущения. Донесения КГБ, непрерывно поступавшие в ЦК КПСС,

сообщали о призывах к митингам и забастовкам в знак протеста против

повышения цен в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске, Челябинске,

Иванове, Донецке, Фрунзе, Риге, Тбилиси и других городах. Основное

требование людей состояло в том, что государство не должно решать

экономические проблемы за счет народа. Но самой внушительной демонстрацией

протеста против внутренней политики правительства стали события в

Новочеркасске. Здесь повышение цен совпало с очередным снижением расценок,

фактически означавшим уменьшение зарплаты на крупнейшем в городе

предприятии - электровозостроительном заводе (НЭВЗ). Первого июня на НЭВЗе

начался стихийный митинг. С красными флагами и портретами Ленина под

лозунгом «Мяса, молока, повышения зарплаты!» рабочие двинулись к зданию

горкома партии. Их поддержали рабочие других предприятий города. Местные

власти представили экономическую забастовку как антисоветское выступление.

В «бунтующий» город срочно вылетели члены Президиума ЦК и секретари ЦК

Козлов, Микоян, Ильичев, Полянский, Кириленко, Шелепин. По согласованию с

Хрущевым на них были двинуты танки и войска. Число жертв составило 24

человека и десятки людей ранены. В течение недели в Новочеркасске шел

«открытый судебный процесс», на котором поочередно присутствовали около 5

000 представителей различных заводов. Семеро «преступников» были

приговорены к расстрелу, остальные получили по 10 - 15 лет лишения

свободы. В июне 1962 г. была принята 70я статья УК РСФСР, восстановившая

политические репрессии. 44. В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме

большинство граждан высказались за сохранение Союза ССР и необходимость

его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор,

дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить

единство не удалось. СССР распался. Почему? Приведем наиболее

распространенные объяснения, которые предлагают исследователи: — СССР

создавался в 1922 г. как федеративное государство. Однако с течением

времени он все более превращался в государство, по существу, унитарное,

управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками,

субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и

межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет,

трудности загонялись вглубь, не решались. В годы перестройки, когда

межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер,

принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление

противоречий сделало распад неизбежным; — СССР создавался на основе

признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по

территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях

1924, 1936 и 1977гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших

в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали

катализатором центробежных процес- сов; — сложившийся в СССР единый

народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию

республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей

хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к

самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий; —

советская политическая система базировалась на жесткой централизации

власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько

Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее

распад с неизбежностью вели к распаду страны; — единство и целостность

Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством.

Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который

был заполнен националистическими идеями; — политический, экономический,

идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего

существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их

политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим,

личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его

распаде. «Парад суверенитетов» 1990г. ясно показал настроения и намерения

национальных партийно-государственных элит. Значение распада СССР.

Значение столь масштабных событий определяется временем. С момента рас-

пада СССР прошло всего 10 лет, историки и политики, граждане государств,

возникших на месте СССР, находятся во власти эмоций и еще не готовы к

взвешенным, обоснованным выводам. Отметим поэтому очевидное: распад СССР

привел к возникновению независимых суверенных государств; коренным образом

изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире; разрыв

хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического

кризиса в России и других странах — наследниках СССР; возникли серьезные

проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России,

национальных меньшинств в целом. 49. В ноябре 1994 г. Президент РФ издал

указ о вводе войск в Чечню с целью восстановления там конституционного

порядка. Началась затяжная и кровопролитная чеченская война, завершившаяся

в августе 1996 г. подписанием в Хасавюрте мирного договора: российские

вооруженные силы из Чечни выводились. Военный конфликт в Чечне, унесший

тысячи жизней, был крайне болезненно воспринят в российском обществе.

Кризис в экономике, снижение жизненного уровня населения, неудачная война

в Чечне стали причиной неблагоприятных для президента парламентских

выборов 1995 г. Убедительную победу одержали коммунисты, второе место

заняла ЛДПР. - партия власти, возглавляемая В. С.

Черномырдиным, оказалась лишь третьей. Россия в 1996-1999 гг. Летом 1996

г. на пре-ьзидентских выборах в напряженной борьбе с лидером КПРФ Г. А.

Зюгановым победил Б. Н. Ель-цга. Избиратели в очередной раз показали, что

юзвращения в прошлое (а именно такой представлялась им альтернатива курсу

на продолжение реформ) они не хотят. Второй срок президентского правления

Ельцина в целом надежд россиян не оправдал. С 1997 по 1999 г. четырежды

менялся глава правительства (В. С. Черномырдин С. В. Кириенко - Е. М.

Примаков - С. В. Степашин - В. В. Путин). В августе 1998 г. произошел

тяжелейший экономический кризис, перечеркнувший достижения предыдущих лет

по финансовой стабилизации, укреплению курса рубля, росту доходов

населения. Росла преступность. В обществе и средствах массовой информации

обсуждался вопрос о коррупции в высших эшелонах власти, о всесилии так

называемых олигархов (крупных предпринимателей, тесно связанных с

властью). Отношения президента и правительства, с одной стороны, и

парламента - с другой, имели в эти годы конфликтный характер. Вместе с тем

с конца 1998 г. появились признаки экономического роста, который в 1999 г.

принял устойчивый характер. Экономисты связывают его с кризисом 1998 г.,

заставившим потребителей вернуться к приобретению более дешевых

отечественных товаров и тем самым стимулировавшим рост производства, и

высокими ценами на нефть на мировом рынке. Выборы в Государственную Думу

1999 г. изменили политическую ситуацию в стране. Большинство в Думе

получили движение , открыто заявлявшее о своей

проправительственной ориентации, и готовые к сотрудничеству с

исполнительной властью группа , фракция Союза правых сил и

др. Центристские позиции в Думе заняло движение .

Левая оппозиция (КПРФ, аграрии) осталась в меньшинстве. 50. 31 декабря

1999 г. Президент Ельцин объявил о досрочном уходе в отставку. В марте

2000 г. на всенародных выборах убедительную победу одержал В. В. Путин, с

августа 1999 г. занимавший пост главы правительства. С его именем

население связывает твердую позицию в чеченском вопросе: летом 1999 г.

террористические группы чеченцев и иностранных наемников вторглись на

территорию Дагестана. В сентябре террористы взорвали жилые дома в

Буйнакске, Москве, Волгодонске. Ответом стало решение о начале

контртеррористической операции в Чечне. Новый президент заявил о

продолжении либеральных экономических реформ, стремлении обуздать

коррупцию и преступность, твердом намерении повысить эффективность

государственного аппарата, установить диктатуру закона. Одним из первых

шагов стали его указы об учреждении в России 7 федеральных округови

назначении в них полномочных представителей президента, о реформе Совета

Федерации, о приведении законодательства субъектов Федерации в

соответствие с федеральным. В 2000-2001 гг. в социально-экономическом и

политическом развитии страны произошли серьезные позитивные перемены.

Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной

властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к

проведению налоговой, судебной, земельной, , банковской реформ, принять

закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К

важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической

ситуации в России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.