РУБРИКИ

Этнология: кельты

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Этнология: кельты

население уже переселилось в новый город Августодун (Отен); это

подтверждается и тем фактом, что в храме было найдено 107 галльских монет и

лишь 10 римских.

Равно и в скульптуре, как и в прочих отраслях, сказывается римское

влияние. Более полное использование пластической формы и более

реалистический подход вытесняли старую кельтскую стилизацию и схематизацию,

как при изображении людей, так и животных. Кроме старых местных изображений

кабана, собаки, коня, галльского петуха появляются изображения и чужеземных

экзотических животных—льва и другие восточные мотивы. Статуи людей или

головы из камня и бронзы обрабатываются совершеннее, реалистичнее, но

старый кельтский характер сказывается и здесь, как в типично кельтском

щите, которым вооружен галльский воин из Мондрагона (таб. XIX), так и в

кельтском оружии и в символах на триумфальной арке в Нарбоне или в блестяще

исполненной бронзовой голове кельтского жителя современной Швейцарии (таб.

XXI), которая несет следы кельтской орнаментики в отделке волос и бороды. О

многочисленных мелких вотивных статуэтках этого времени мы упоминали уже

выше.

Часто трудно различить, что является произведением местного галльского

художника, а что — работой того, кто несколько обжился в Галлии. Галльская

атмосфера влияла и на художников, переселявшихся из других областей.

Отдельные элементы взаимно переплетались. Влияние древнего кельтского

искусства сказывается и в последующие эпохи, во времена меровингов,

каролингов и даже во времена романского и готического стилей; оно

проявляется и в пластике, где используются отдельные декоративные мотивы, в

изображении человеческих голов и в их сочетаниях (Сен-Бенуа-сюр-Луар).

Разумеется, над Францией пронеслось между тем много бурь, на нее напирали

германцы, алламаны, а затем франки, она почувствовала и давление гуннов при

Аттиле; местная среда, таким образом, воспринимала много новых веяний.

Однако ни инфильтрация римских воззрений и римского образа жизни, ни

последующие волны различных течений не смогли полностью заглушить старые

кельтские традиции. Они живы во Франции до сих пор в языке и в топонимике.

Во многих случаях названия племен перешли в названия городов, остались

названия гор и рек, доныне сохранились многие названия в

сельскохозяйственной среде; часто они не имеют ничего общего с более

поздней латынью, которая укоренилась лишь в церковной среде, когда церковь

и храм одержали победу. Равно и многие черты феодального строя живо

напоминают нам в некоторых отношениях то положение, которое в свое время

было характерным для кельтского общества; в значительной степени это было

предвестием последующего развития, в ходе которого были созданы

окончательные предпосылки для победы нового общественного строя.

Кельтские традиции в Ирландии и в Британии

Главным оплотом кельтских традиций и кельтского наследия остались

британские острова и особенно Ирландия и Шотландия. Там процесс развития

ничем не нарушался и в то время, когда кельтская Галлия уже подвергалась

глубокой романизации, почти в течение всего 1 века н. э. После походов

Калигулы покорение островной области продолжал Веспасиан, а в 86 г. н. э.

Агрикола начал строить линию обороны между Клайд и Ферт-оф-Форт, которая

была закончена однако лишь во 2 веке при императорах Адриане и Антонине

Пие. В особенно выгодном положении находилась Ирландия, где не удалось

укрепиться ни римской, ни позже англо-саксонской власти; она осталась

культурным и религиозным центром кельтского мира, сохранив свой кельтский

характер вплоть до нового времени. Но и Шотландия имела возможность

сохранять кельтские традиции. Шотландцы, ирландские захватчики и поселенцы

в северной Британии, проникали туда еще во 2 веке, а в 4 веке н. э. о них

уже прямо говорят источники. Они основали шотландское государство,

поглотившее старых пиктов и каледонцев и умножившее кельтское население в

Уэльсе, Корнуэлле и на острове Мэн. Старые кельтские традиции держались там

очень упорно. Еще в 1249 г. там происходило торжественное возведение в

должность шотландского короля. Король после церковной коронации в храме

приводился в процессии к священному камню, где ему читалась вся его

родословная на гэльском языке, а народ воздавал ему почести.

Островное кельтское искусство развивалось самостоятельно еще в начале

нашей эры, и римское влияние в конце 1 века коснулось сначала территории

Англии. В это же время получила развитие особая кельтско-романская

эмальерная индустрия, использовавшая стилизованный растительный орнамент и

в общих чертах порою близкая галльским украшениям terrae sigillatae, часто

применялась трехцветная эмаль, что позволяло более ярко выделить узор на

фоне. В северной Англии, на территории враждебно относящихся к Риму

бригантов, еще во 2 веке достигает высокого уровня художественная обработка

металлов. Свою долю в художественно-ремесленное производство вносит и

Шотландия, где изготовляются шейные обручи с чеканным рельефом с

видоизмененными кельтскими узорами. Это до известной степени некое

возрождение кельтского искусства, частично уже оплодотворённого южными

элементами; в нем снова проявляются уже хорошо известные способности

кельтов перерабатывать чужие образцы в собственном духе. Абстрактность

кельтской орнаментики в островном искусстве была доведена до предела. Это

уже не просто стилизация естественных форм, а совершенно новое творчество,

создающее независимые от природы и действительности формы.

Когда восточной и центральной Англией в середине 5 века овладели англы и

саксы, часть населения Британии передвинулась в арморийскую область в

Бретани, часть осталась. Ирландия же осталась кельтской, как и Корнуэлл,

Уэльс и северо-западная Англия. Отстаивание кельтских позиций в этот период

связано с некоторыми именами, как, например, Аврелий Амброс и король Артур;

их подвиги послужили основой нового цикла легенд.

Очень рано, еще в 4 веке, в Ирландии появляется христианство, которое

пускает там весьма глубокие корни. В 5 веке обращению населения в

христианство особенно помог Патрик. На территории отдельных племен в

Ирландии возникали монастыри, мужские и женские, которые, однако, не

образовыали единой организации, не были связаны единством устава и были вне

системы папского централизма. Христианство в Ирландии, таким образом, уже

начиная с 4 века, развивалось изолированно и могло сохранять различные

древние обычаи.

Новокельтский стиль и его отголоски на материке. Оформление книг

В 6 веке группы ирландских миссионеров хлынули на европейский континент,

в Галлию и в более отдаленные области. Особенно важное значение имела

деятельность Колумбана младшего. Благодаря ему возникли монастыри в

Бургундии (Аннеграй) и важный монастырь в Люксей (северо-западнее от

Бельфора у подножья хребта Вогез), центр литературной деятельности и

искусства иллюминирования книги. Из последователей Колумбана в начале 7

века работали в Баварии Эустазкй, а в Швейцарии Гавел; Килиан во 2 половине

7 века добрался до самой Тюрингии (он был потом убит у Вюрцбурга). Позже

эти пришельцы из Ирландии пользовались официальной поддержкой. Карл Великий

пригласил к своему двору в 782 г. Алкуина из Йорка, по происхождению,

вероятно, ирландца, и назначил его аббатом в Тур; в это же время возникла и

придворная школа, schola palatina. Ирландские миссионеры обосновались также

в епархиях Пассау и Зальцбург и, по всей вероятности, проникли даже в

Моравию еще до расцвета Великоморавской державы. Они распространяли не

только веру; благодаря им появляются и некоторые типы церковных зданий.

Позднее кельтское искусство достигло полного расцвета в 7—9 веках, как в

области художественной обработки металла, так и в области иллюминирования

книг, носившего скорее каллиграфический характер (рисунки пером лишь слегка

оттенялись красками). Этот новокельтский стиль, отчасти идущий по стопам

старого кельтского искусства, особенно кельтской орнаментики, воспринял и

много иных элементов, заимствованных из поздней антики, с юго-востока и

востока и, наконец, из искусства коптов и сирийцев. Ирландская область

сделалась оплотом христианства на европейском западе, и многие монахи с

востока под напором исламской экспансии иногда были вынуждены искать

убежища в этих западных монастырях. Некоторые элементы новокельтского стиля

старое кельтское искусство не знало, например ленточную плетенку и вообще

плетеные узоры. Но зато бесспорно кельтский характер носит спиральный

орнамент, который в ирландских работах превращается в трубкообразно

расширяющиеся спирали или в вихревые спиральные узоры. Подобные элементы

появляются как в украшении изделий из металлов, так и в иллюминировании

книг.

Делались попытки разбить развитие этого новокельтского стиля на три

главных периода следующим образом: в первом из них (с середины 7 века)

главное место принадлежит Ирландии и Шотландии, где возрождается

художественное творчество, в котором постепенно появляются и фигурные

мотивы; во втором периоде, во время борьбы с викингами, спиральный орнамент

отходит на задний план и на первое место выдвигается плетенка; в третий

период, с начала II века, творческая деятельность сосредоточивается главным

образом на предметах культа и церковного обихода — мощехранильницах,

футлярах для евангелия, колокольчиках и др. Много изделий ирландского

художественного ремесла хранится в музеях на островах, особенно в Дублине.

Однако и на континенте встречается много изделий, связанных с новокельтским

искусством. Такова, например, известная чаша Тассило (баварского герцога

конца 8 века), которую некоторые специалисты считают подражанием англо-

саксонскому образцу, и ряд других бесспорно южноанглийских изделий.

Большое значение имеет иллюминирование ирландских рукописей, независимо

от того, было ли оно исполнено непосредственно в Ирландии (Scotia Major)

или в Нортумберланде и Уэльсе или же в некотором из континентальных

монастырей. Североанглийская область, где после введения христианства

возникла самостоятельная ирландская церковь, позже, после 664 г., была

присоединена к римской церкви, но и там, в иллюминировании книг продолжало

отражаться ирландское влияние, которое сказывалось и на материке.

Иллюминирование книг в ирландско-английской среде достигло необыкновенного

расцвета, и до настоящего времени сохранилось много памятников этого

искусства. Это книги религиозного содержания, главным образом евангелия. Их

богатое иллюминирование носит по преимуществу абстрактный и геометрический

характер и даже фигурные мотивы подвергаются глубокой стилизации и

орнаментации. Точное датирование книг представляет большие трудности.

Некоторые рукописи относятся по всей вероятности еще к 7 веку. В 8 веке

развитие этого вида искусства достигло своего расцвета (Дурроу, евангелие

из Линдисферна, Эхтернах, Лихтфильд, евангелие из Св. Гавлав Швейцарии и

много других). В роскошном евангелии из Келлса (BOOK of Kells, Ирландия,

недалеко от Дублина), относящемся, вероятно, к концу 8 или началу 9 века,

абстрактная орнаментика комбинируется со звериными и фигурными мотивами,

которые сами образуют почти орнаментальные узоры. Рукописи этого вида были

рассеяны по всему кельтскому миру, повсюду, куда проникло ирландско-

шотландское влияние.

На островах викинги дошли до самой Шотландии, ирландская же область

оказывала сопротивление и в результате битвы у Клонтарфа в 1014 г.

обеспечила для себя еще определенный период расцвета и консолидации, когда

художественное творчество ориентировалось главным образом на нужды церкви.

Это творчество следует уже оценивать с точки зрения средневекового

церковного искусства. К памятникам в островной области необходимо

причислить и каменные кельтские кресты, часто очень богато

орнаментированные; некоторые из них относятся уже к II веку (Керью в

Уэльсе).

Кельтский дух снова ожил в Европе, когда с II века бродячие певцы

распространяли во Франции и Германии старые кельтские легенды, а придворный

эпос облачал старый мир древнекельтских сказаний в новое одеяние (Хрестьен

де Труае, Готфрид из Штрассбурга и особенно Вольфрам из Эшенбаха), воспевая

короля Артура, Персифаля, св. Грааля и Тристана и Изольду. Во время

крестовых походов в эти древнекельтские отзвуки вплетались многие восточные

элементы. Когда под влиянием романтизма в 18 веке снова возрос интерес к

древнему прошлому народов, то именно кельтская среда и кельтское наследие и

послужили богатейшим источником, вдохновлявшим выдающихся представителей

европейской культуры: Гердера, Гете, Шатобриана, Р. Вагнера и др.

Ирландский народ — единственный народ, который наиболее полно сохранил

свой кельтский характер. До настоящего времени существует и кельтское

литературное творчество, в котором отражается глубокая любовь к природе. С

произведениями некоторых поэтов нашего времени (Груффилд в Кардифе, Ропер

Эр Марсон в Бретани и др.) в переводе хотя бы частично познакомил

европейскую общественность в 1944 г. известный знаток кельтского языка и

литературы Я. Покорный.

Кельтское наследие в Средней и Северной Европе

В Средней Европе границы Римской империи еще до рубежа летоисчислении

оказались у самых берегов Дуная. Области на юг от Дуная до его северо-

южного течения сделались римскими провинциями, как Реция и Норик, так и обе

Паннонии, Верхняя и Нижняя. Римляне подорвали могущество даков, а местами

продвинули свою границу на север от Дуная. К югу от Дуная расцвела новая

жизнь, влияние которой просачивалось и в южную Моравию и в Словакию, так

как обе эти страны стали непосредственными соседями Римской империи.

Римское господство скоро оперлось на систему военных крепостей и городов

с гарнизонами легионеров при Дунае, Виндобоне-Вене, в Карнунте

(Сагпип1ит),на современной австрийской территории против словацкого Девина,

в Скарбанции — Шопроне у Низедерского озера и Аррабоне (нынешний Раб-Дьер),

в Бригетии на венгерской территории против Комарно и особенно в Аквинке

(Аквинкум) в современной будапештской области. На некоторое время, особенно

во 2 веке, римская власть укрепилась также севернее в Мушове у Микулова в

Моравии или в Ступаве в Словакии; в самое последнее время была найдена

римская усадьба в Милановцах у г. Нитра. Известная латинская надпись на

скале в Тренчине свидетельствует о том, что около 179 г. римская армия

проникла в эту часть Словакии. Непосредственно по соседству с современной

Моравией и Словакией возникли два особенно крупных центра, Карнунт, через

который шли международные пути, и Аквинк с военным и гражданским городом; в

этих местах количество населения достигало нескольких десятков тысяч. На

южном берегу Дуная была построена римская дорога, вымощенная камнем, а

сообщение по Дунаю поддерживал римский флот.

Однако остатки кельтских поселений и племенной организации бойев

удержались в Паннонии, несомненно, в течение всего 1 века нашей эры, и

кажется, что "civitas Boiorum"'существовала еще во 2 веке. Равно и

кельтские имена в надгробных надписях свидетельствуют, что наряду с

иллирийцами кельты составляли значительную часть тогдашнего населения;

некоторые эмблемы на этих надгробных памятниках также говорят об их

кельтском происхождении. Кельтские влияния заметно сказываются как в

производстве, так и в художественных ремеслах.

В середине последнего столетия до н.э. в тяжелом положении оказались

также остатки чешских кельтов. С севера их уже долгое время сильно теснили

германцы, а небольшие германские группы уже прочно обосновались в стране не

только там, где Эльба переходит чешскую границу, но и в области г. Чешская

Липа (Естржеби) и между городами Турнов и Чешский Дуб (кобыльская группа

погребений с трупосожжением). Кельты спешно возводили оппидумы в южной

части страны, но это не могло уже повлиять на ход событий. Примерно в 10—8

гг. до н. э. германские дружины растеклись по всей стране, вызвали падение

оставшихся кельтских твердынь и вскоре во главе с Маробудом и племенем

маркоманов образовали новую политическую силу. Не исключено, что Маробуд

обосновался в одном из захваченных кельтских оппидумов. Можно предполагать,

что в Чехии оппидумы еще жили определенное время и при новой, германской

власти, в начале нашей эры, главным образом там, где еще работали некоторые

кельтские мастерские.

Кельтское могущество в нашей стране пало, в Чехии, по всей вероятности,

раньше, чем в Моравии, а власть бойев в Паннонии была уже за пятьдесят лет

до этого сломлена напором даков. Однако нельзя забывать о том, что наследие

кельтов между тем сделалось прочным достоянием культуры Средней и Северной

Европы и послужило базой дальнейшего развития. Культура самих германцев,

которые ускорили падение власти кельтов в Чехии, а позже и в Моравии, была

уже сильно кельтизированной культурой. Еще во 2 веке они переняли из

кельтской среды много технических навыков в производстве, в изготовлении

украшений (особенно фибул) и керамики. Иногда весьма трудно отличить, что

является в материальной культуре германцев их собственным творчеством, а

что возникло под кельтским влиянием. Равно ив позднее римское время еще

явно сказывается кельтское прошлое страны, ее кельтское наследие, а

возможно, и существование некоторых мелких кельтских групп. Производство

керамики на гончарном кругу прекратилось, но керамика, изготовляемая ручным

способом, и в начале новой эры по своим формам, отдельным элементам и

способу производства, напоминает в Чехии и Моравии кельтские образцы.

Производство украшений и особенно фибул во всем дунайском бассейне исходит

из позднелатенских форм, в художественных ажурных и других работах

постоянно используются мотивы кельтской орнаментики. Целые наборы кельтских

железных орудий и инструментов, сельскохозяйственных и ремесленных,

использовались во всей Средней Европе и почти без изменений сохранились до

расцвета средневековья. Технические и технологические достижения кельтов

пустили очень глубокие корни. Кельтские племена ушли со сцены как

политический фактор, но их наследие сделалось основой дальнейшего развития

и переживало в последующие эпохи моменты известного возрождения. Общим

достоянием остались также многие названия, особенно некоторых рек и

возвышенностей. Кельтского происхождения, по-видимому, названия Лабы,

Огрже. Изеры, а возможно и Мже, а также некоторых рек в Словакии; кельтское

происхождение приписывается старым названиям среднеевропейских

возвышенностей, Герцинскому лесу ("дубовый" лес), Судетским горам (горы

"диких кабанов"?) и Габрете, древнему названию нашей Шумавы. Равно и многие

имена "городов", приводимые во 2 веке александрийским ученым Клавдием

Птолемеем, по всей вероятности, происходят от старых кельтских торговых

центров в Средней Европе.

Кельтское влияние и латенская культура проникли не только на польскую

территорию к северу от Карпат и оказали там сильное влияние на последующее

развитие, но и на северовосток, на территорию современной Украины. В

Закарпатье кельтские поселения обнаружены в районе г. Мукачево, еще далее

на Украину проникло сильное культурное влияние и торговые связи, следы

которых мы находим в культурах на рубеже летоисчисления, например в

северном Причерноморье, и в зарубинецкой культуре Поднепровья. Наиболее

ярко это влияние отражается в производстве фибул, которые исходят из

кельтских образцов.

Такое же положение было и в Северной Европе. Еще в раннелатенское время

различные кельтские изделия попали в Данию и в южную Скандинавию, например

некоторые украшения, особенно фибулы, художественно исполненные культовые

котелки, культовые колесницы с богатой оковкой. Эти кельтские импортные

товары позволяют археологии разработать более точную хронологию развития

Северной Европы и проследить элементы кельтской культуры и в более позднее

время. Когда во 2—3 веках в галльско-римской среде настал период известного

кельтского возрождения, носителем которого были, главным образом, народные

массы, плодами этого возрождения воспользовался и север Европы. Отдельные

элементы кельтского происхождения проявляются затем в 7—10 веках в деталях

украшений осеберской ладьи, в еллингском стиле и в других работах; конечно,

исключительно этими элементами художественное творчество не исчерпывается,

это лишь реликты и отголоски, видоизмененные и дополненные в последующие

эпохи.

Значение кельтов для европейской цивилизации не имеет аналогии в

древнейшей истории Европы. В древнее время им принадлежит заслуга сближения

"варварской" Европы с источниками развитой южной культуры и цивилизации

рождающегося античного мира. Позже кельты использовали свои организаторские

способности, свои технические достижения и содержание художественных

произведений и создали ту экономическую и торговую базу, основные черты

которой наложили свою печать на среду в целом. Они обогатили европейскую

цивилизацию более совершенными производственными методами и процессами,

ввели большую специализацию производства и тем самым создали предпосылки

для последующего развития в средние века. Они завершили в Средней Европе

древнейшее развитие цивилизации. Позже они потеряли свои политические и

экономические позиции, но кельтские традиции с очаровательными отголосками

в мелких художественных произведениях и их таинственным миром героических

подвигов, легенд и сказаний, так упорно коренящиеся особенно на западе,

сделались богатейшей сокровищницей европейской культуры, из которой черпали

ее выдающиеся представители. Современный мир часто даже не сознает этого.

КЕЛЬТСКОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Внешний вид и характер кельтов

По описаниям некоторых древних писателей, кельты были высокого роста, с

голубыми глазами, русыми волосами и нежной кожей. Под это описание, однако,

нельзя подвести всех кельтов. Захоронения кельтских воинов, то есть

представителей ведущего общественного слоя, найденные в Средней Европе,

свидетельствуют о том, что в росте мужчин была большая разница. Так,

например, на кельтском могильнике в Брно-Маломержицах наряду с вооруженными

мужчинами довольно маленького роста (длина тела около 150 см) были

похоронены и воины среднего и высокого роста (в могиле №42 лежал мужчина

ростом около 195 см). То же наблюдается и в словацких могильниках. В Горни

Ятове-Трновце на Ваге погребения мужчин и женщин ростом в среднем 150—160

см — обычное явление, рост около 180 см встречается реже; в могильнике в

Дворах на Житаве рост погребенных 160—170 см — частое явление.

И с антропологической точки зрения нельзя говорить о ярко выраженной

расе. Произведенные некоторые антропологические измерения, например в

швейцарских могильниках, свидетельствуют о чередовании длинноголовых

(долихоцефальных)и короткоголовых (брахицефальных) типов. Старые и новые

исследования костяков в Чехословакии и других среднеевропейских областях

подтверждают, что в этногеническом отношении культы не были однородны. Лишь

в Чехии, как кажется, длинноголовость (долихоцефалия) встречается чаще, что

несколько отличает среднечешских кельтов от моравских и австрийских, у

которых чаще встречается короткоголовость (брахицефалия). Важен и тот факт,

что длинноголовость, установленную в Чехии, мы встречаем и в некоторых

сравнительно ранних словацких могильниках, особенно в Горни Ятове-Трновце и

в обоих могильниках в Гурбанове. Но материалов для окончательных выводов

все еще мало, так что эти результаты следует считать лишь предварительными.

В общем, большой разницы между внешним видом кельтов и германцев не было.

В своей "Географии", написанной еще при Августе и Тиберии, это подчеркивает

и Страбон, который наделяет германцев лишь более высоким ростом и более

диким нравом. По внешнему виду иногда было чрезвычайно трудно отличить

кельтов от германцев. Когда императору Калигуле нужны были при триумфе в 37

г. статисты, которые представляли бы пленных германцев, он заменил их

кельтами из Галлии.

Русые волосы также нельзя считать общим признаком, так, как нам известно,

из различных источников, что кельты часто изменяли цвет волос

искусственными средствами, различными растворами, мылом и красками. Кроме

того, они красились, и в Риме поэт Пропорций упрекает свою возлюбленную в

том, что она красится, как кельт. И мужчины мазали себе волосы каким-то

известковым раствором, чтобы прическа лучше держалась, а затем зачесывали

их назад, что делало их похожими на сатиров. Поэтому-то мы находим в

древности упоминания о длинных жестких волосах кельтов. Как указывает

Диодор, некоторые мужчины брились, другие носили бороды. Знатные брили

щеки, но оставляли такие длинные усы, что они закрывали им рот.

Характер кельтов. Характеризуя кельтов, в древности обычно отмечали, что

они воинственны, отважны и ловки, но иногда по-детски наивны. Война будто

бы была их страстью (Страбон). Они любили битвы и приключения, равно как и

забавы и пиршества. Их разговорчивость часто граничила с болтливостью. Они

останавливали путников и купцов и расспрашивали их о тех странах, откуда те

прибыли. Полученные сведения ими часто преувеличивались. Очень сильно у них

было развито воображение, а по сообщениям древних источников и пристрастие

к религиозным традициям. По словам Цезаря, это был народ непостоянный,

всегда падкий на все новое и обладавший большой способностью подражать

всему, что он видел и чему мог где-нибудь научиться. Археологические

находки свидетельствуют о том, что кельты умели не только подражать чужим

образцам, но что благодаря своим творческим способностям они переделывали

их, давая им свое содержание. У них было очень развито также стремление к

внешнему блеску и пышности.

Кельтская одежда

Как сообщает Диодор, кельтский народ любил одежду пеструю, ткани в

полоску и клетку. Еще в гальштаттское время шерстяные ткани были высокого

качества и с пестрыми узорами. В латенское время женщины любили украшать

одежду цветами, а знатные женщины вышивали ее золотыми нитками, как в

древние времена. До римской оккупации частым украшением платья и плащей

была якобы бахрома.

Одежда состояла из цветного хитона, некоего подобия блузы, и штанов.

Сверху в зависимости от необходимости надевался плащ, зимой шерстяной,

летом из более тонкой гладкой ткани. Штаны в европейской среде являются

новинкой, до того времени они были известны лишь на востоке, в Персии и у

скифов, но не в Риме. Письменные источники подтверждают, что кельты носили

штаны (braccae), но не совсем ясно, существовал ли этот обычай у всех

племен или только у некоторых. Инсубры и бойи в Италии носили штаны и

светлые плащи. Гезаты, призванные из-за Альп на помощь, сражались по

старинному обычаю в первых рядах нагими. Во времена Цезаря галлы в отличие

от германцев носили более широкие и длинные штаны, до самых колен.

Одежду из ткани кельты скрепляли на плечах фибулами, воины обычно

железными, знатные женщины бронзовыми, а иногда и серебряными, часто

высокохудожественной работы инкрустированными кораллами и эмалью. В

некоторых захоронениях женщин бросается в глаза большое количество фибул на

плечах и на груди. В захоронении женщины №184 в могильнике у Мюнзингена, в

Швейцарии, было найдено 16 фибул; примерно 20-летняя женщина в Дитиконе, у

Цюриха, была украшена 14 фибулами, в другой могиле была найдена 21 фибула.

В Енишове Уезде у Билины в Чехии в могиле женщины было 6 бронзовых и 4

железных фибулы. Такие богатые погребения женщин ярче всего свидетельствуют

об их пристрастии к украшениям; женщины носили золотые, серебряные и

бронзовые кольца, шейные гривны и ожерелья, браслеты на руках и ногах,

сапропелитовые круги и стеклянные браслеты, прекрасные поясные цепи и

другие украшения, с которыми мы познакомимся позже. В мужских могилах

украшения встречаются реже, однако большое внимание уделяется вооружению.

В талии кельтская одежда стягивалась поясом. В древние времена

позднегальштаттские и раннелатенские пояса были богато украшены золотыми

или бронзовыми нашивными украшениями и бляшками. Простой народ носил

скромные пояса из ткани или кожи. В 3 веке, когда обстановка меняется и

происходит экономическо-общественное расслоение кельтского общества, пояс

становится важной частью одежды мужчины-воина и женщины свободных слоев. С

этих пор мужские и женские пояса резко отличаются друг от друга. Знатные

женщины носят великолепные бронзовые поясные цепи, блестящие изделия

литейщиков и эмальеров. Пояса эти состоят из литых пластинообразных

звеньев, инкрустированных красной эмалью и соединенных между собой кольцами

(рис. 24). Чаще встречаются более простые пояса в виде одинарных или парных

бронзовых цепочек, которые также бывают, украшены красной или белой эмалью,

как и пояса из парных цепочек, соединенных кольцами. К более поздним

формам, которые мы находим в могильниках и оппидумах, относятся цепи из

восьмеркообразных звеньев. При ношении поясной цепи ее свободный конец

пристегивался к поясу, образуя петлю, которая украшалась еще особыми

подвесками на цепочках (рис. 25). Соединяющие крючки и застежки отличались

высокохудожественной обработкой.

К мужским поясам прикреплялись также ножны с мечом. Пояса делались или из

кожи, или из бронзовых восьмеркообразных звеньев и обычно состояли из двух

частей. К рубежу 2 и последнего веков относятся железные поясные цепи из

плоских звеньев с богатой чеканкой на лицевой стороне (горизонт чеканных

"панцирных" поясов, встречающихся по всему кельтскому миру, рис. 20).

Кельтская обувь, как маленькие деревянные сандалии, так и полотняная или

кожаная обувь с подошвой, была хорошо известна даже в Риме.

Торквес и его общественно-религиозное значение в кельтском обществе

Особое место среди украшений занимала шейная гривна, древнее название

которой торк, торквес означало собственно гривну, сплетенную из нескольких

прядей. Таких шейных гривен сохранилось мало. Чаще встречаются образцы,

сделанные из массивного или полого стержня с концами более или менее

печаткообразно расширяющимися. Торквес появляется во второй половине 5

века. Идея эта не кельтская, так как на востоке, например, в Персии, мы

находим великолепные экземпляры в качестве образцов. В период развития

раннего стиля латенского искусства в конце 5 и в 4 веке кельтские

мастерские изготовляли такие гривны из золота, как предметы большой

художественной ценности; особенно богато бывают украшены оба конца этих

гривен, преимущественно рельефными растительными и маскообразными мотивами.

Эти великолепные гривны рассеяны по всему миру в тех местах, куда проникли

вооруженные кельтские отряды; они встречаются во Франции, в прирейнских

областях, в Италии, Альпах, Болгарии, а также в Чехии (Оплоты) и в Словакии

(Миява, Грковце, рис.12). Они носились представителями знати и были знаком

их общественного положения и власти.

Позже изготовлялись также бронзовые гривны, но более простые, с

печаткообразными или шарикообразными концами (таб. XXVIII). Но и они

встречаются не так часто, чтобы можно было говорить о них как о народном

украшении; по всей вероятности, они также имели свое общественное значение,

так как часто мы находим их в могилах воинов и богатых женщин. Примерно во

2 веке положение постепенно изменялось. В период расцвета кельтского

могущества изображения гривен появляются на монетах в сильно

схематизированном виде, но сами гривны исчезают из погребального инвентаря.

Однако они и их обломки встречаются в кладах монет в качестве сырья для

чеканки монет. Торквес, первоначально золотой, перестал быть знаком

общественного положения отдельных лиц в повседневной жизни и перешел в мир

религиозно-мифологических представлений, где оказался в тесной связи с

представлениями о богах и героях. Эта перемена произошла самое позднее во 2

веке, так как затем торквес появляется как на скульптурах южного мира,

представляющих кельтских богов и героев, так и на оригинальных кельтских

произведениях (голова из Мшецких Жехровиц в Чехии, таб.XX), На культовых

котелках из Ринкеби или Гундеструпа мы находим те же мотивы (таб. XXIV—

XXV).

Пища и пиршества кельтов

Как указывает Посидоний, пища кельтов состояла из хлеба и большого

количества мяса, сваренного в воде или поджаренного на горячих углях или на

вертеле. Мужчины отделяли мясо от костей маленьким железным ножом, который

носили на поясе рядом с ножнами с мечом. Подавались говядина и баранина, а

также соленая свинина (солонина) и печеная соленая рыба. Очень лакомой

считалась свинина как жареная, так и сваренная в котле. Кости диких и

домашних свиней — обычное явление в кельтских захоронениях; очевидно, они

являются остатками погребального обряда и пиршества. В Ирландии, согласно

легенде, нормальной порцией для борца считался даже целый откормленный

поросенок. Рыба также варилась в соленой воде с уксусом и тмином.

Большое общество во время еды садилось в круг. Кельты во время еды сидели

на земле или на разостланных мехах, иногда перед ними ставился низкий

столик. При этом соблюдались определенные правила первенства и

гостеприимства. Места занимались в зависимости от общественного положения

или военной славы. Самый знатный сидел обычно в середине. Чужестранцу

предлагалась еда раньше, чем заходила речь о торговых и иных делах. Пища

подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах; иногда к столу

придвигалась жаровня с горячим углем и сковородами, с приготовленными на

них кусками мяса. Во время некоторых пиршеств устраивалась борьба.

Дружеское единоборство иногда превращалось в настоящее, так что борцы

оказывались ранеными, нередко и смертельно. Победитель получал окорок как

лучший кусок мяса.

Напитком богатых в Галлии и в соседних областях было вино, чистое или

иногда разведенное небольшим количеством воды. Употребление вина

необыкновенно распространилось в верхних кельтских слоях еще в 6 веке, а

позже, во время военных походов, эта привычка еще больше укоренилась.

Полибий прямо ставит в упрек кельтским воинам неукротимое пристрастие к

пьянству и обжорству. В большинстве случаев вино в западную половину

кельтской области доставлялось с юга в провансальских и римских амфорах,

которые иногда клались в могилы знатных лиц. Потребление вина

распространилось также, хотя и в меньших масштабах, среди высших слоев не

только в верхнем Подунавье, но и в некоторых районах Средней Европы,

особенно в Чехии. Еще в 5 веке в Чехию попали наборы посуды для вина

(клювовидный кувшин и миски из Градиште у Писека), а в последнем столетий,

когда в кельтском мире сильно возросло римское влияние, мы находим амфоры

для вина в оппидумах, как например, в баварском Манхинге, так и в Чехии на

городище у Страдониц. Через Массилию долго привозили греческое и

южнофранцузское вино, а затем отчасти и итальянское. Начиная со 2 века

итальянское вино преобладает. Торговля вином на юге нынешней Франции

полностью оказалась в руках италийских торговцев. Занятие Прованса

римлянами по времени соответствует развитию виноградарства в южной Италии.

Впоследствие Галлия была ее важным рынком сбыта вплоть до начала 2 века н.

э.

Простой народ пил пиво домашнего приготовления из ячменя, иногда более

качественное — с прибавлением хмеля. В вино добавлялся также тмин. Простое

народное пиво называлось "корма". Растительного масла среди кельтов

потреблялось мало, преимущество отдавалось коровьему маслу, которого было

достаточно.

Во время пира по обычаю певцы (барды) величали присутствующих, в первую

очередь хозяев. Пели они под аккомпанемент инструмента, похожего на лиру. У

королей были свои особые барды, восхвалявшие их героические подвиги.

Традиции придворного восхваления пустили глубокие корни и были живы еще в

средневековье.

Постепенно при официальных пирах создавался определенный церемониал,

определявший различные сорта мяса для отдельных участвующих. В Ирландии

королю подавалась нога, королеве окорок, возничему голова дикого кабана. По

свидетельству Посидония, бедро подавалось всегда пользующемуся особым

почетом мужчине. Во время военных походов пирами отмечались благоприятные

результаты похода. Всеми одобряется чистоплотность кельтов, но их упрекают

в жадности, с какой они поглощали пищу.

Структура кельтского общества

Семья и род. Основными единицами кельтского общества были семья и род (по-

ирландски "fine"). По свидетельству Цезаря, отец обладал неограниченной

властью над членами семьи (в юридическом смысле), правом жизни и смерти

(potestas vitae necisque). Если смерть кого-либо из мужчин вызывала

подозрения, жену допрашивали и судили. Это не означает, что женщина не

пользовалась уважением, особенно в высшем обществе. Нам уже известно, что в

позднегальштаттский период некоторые женщины жили в небывалой роскоши и что

им воздавались высшие почести и при похоронах. Как сообщают древние

источники, кельтская женщина не уступала мужчине в отваге. В Ирландии и

Галлии у мужчины могло быть несколько жен, но, судя по ирландским данным,

лишь одна из них была главной. Остальные занимали второстепенное положение,

от второй жены почти до рабыни. В конце латенского периода многоженство,

правда, еще разрешалось, но фактически общество требовало единобрачия. В

том случае, когда отцовство ребенка было ясным, мать не пользовалась какими-

либо особыми правами. Следы материнского права можно наблюдать в положении

внебрачных детей, которые носили имя матери. Ирландское право прямо

связывало внебрачных детей с матерью и признавало за ними политические

права. В более позднее время жена приносила приданое, на западе в серебре.

Это имущество было общей собственностью супругов, после смерти одного его

наследовал другой.

Членов семьи и рода объединяло сознание общей ответственности и общих

обязанностей. Можно было лишить члена рода некоторых прав и преимуществ, но

от обязанностей он не освобождался. Организация семьи определяла также

порядок наследования, что иногда влекло за собой серьезные осложнения в

высших слоях и даже в королевской семье. Если у короля не было сына,

который мог бы стать его преемником, преемник избирался из той же линии

наследников (из линии его отца, дяди, двоюродного брата). Воспитание

определялось также известными порядками и обычаями. В Галлии сыновья не

могли появляться в обществе вместе со своими отцами и не могли носить

оружия, пока не достигали совершеннолетия.

Развитие родового общества в кельтской среде уже находилось на высокой

ступени и сопровождалось многочисленными явлениями, создавшими предпосылки

для формирования классового общества; этот процесс, однако, был прерван

упадком кельтского могущества. Наличие родовой аристократии, правда,

свидетельствует о прогрессирующей стадии разложения первобытно-общинного

строя, но еще не означает образования классов. Процесс развития был

различным в Средней Европе, в Галлии и на островах. Здесь мы не будем

рассматривать подробности, им будет посвящена отдельная работа; своеобразие

положения на островах было подчеркнуто уже в прошлом столетии Ф. Энгельсом.

Племена. Высшим общественным образованием было племя (по-ирландски

"туат", в Галлии — civitas, pagus), члены которого признавали общих

предков. Следы родовой организации и тотемистического мышления еще долго

сохраняются (запрет некоторой пищи, культ животных, кельтское пристрастие к

символам и т. п.).

Кельтских племен было очень много. Названия 60 галльских племен были, по

свидетельству Страбона, написаны на алтаре, посвященном Цезарю Августу, в

Лугдуне (нынешний Лион). Некоторые племена были малочисленны, другие очень

сильными, имели крупные вооруженные силы и боролись за первенство во всей

Галлии. К ним нужно отнести в первую очередь арвернов и эдуев, из

южнофранцузских племен саллиев, в состав которых, по-видимому, хоть

частично входили и кельты. В 124 г. они были разбиты римлянами, когда

предприняли враждебные действия против Массилии.

Во время кельтской экспансии части отдельных племен проникли в различные

европейские страны. Нельзя предполагать, что в процессе дальнейшего

развития состав племен не подвергся изменениям. Как известно из

исторических источников, кельты часто переселялись с места на место и

нередко часть одного племени отделялась и присоединялась к другому племени.

Впрочем, археологические материалы из Карпатской котловины и Моравии дают

основание предполагать, что во 2 веке кельты находились уже в самой тесной

связи с древним исконным населением, из культуры которого немало перешло в

латенскую культуру господствующего слоя. Некоторые группы, в том числе

группы наемников, поступавших на иностранную службу, в новой среде

постепенно растворялись, сливаясь с исконным населением. Нельзя забывать,

что латенская культура в узком смысле слова в Средней Европе является

культурой лишь одной этнической группы и господствующего слоя.

Королевский сан и аристократия

Можно предполагать, что еще в латенский период у многих кельтских племен

был обычным королевский сан как древний институт, зарождение которого мы

можем наблюдать еще в позднегальштаттской среде княжеских городищ. Но в

некоторых племенах короли приходили к власти уже путем выборов. Король,

торжественно вступая на престол, становился носителем власти и всех прав;

его сан обязывал его к широкому гостеприимству. В последнем столетии мы еще

встречаемся с королевским саном у сенонов и нитиоброгов. Известен также

триумф Фабия Максима, когда в числе пленных шел и кельтский король. Флор

рассказывает, что его колесница была украшена серебром, а его оружие играло

всеми цветами радуги, по-видимому, украшенное золотом, серебром и эмалью.

Своей расточительностью славился король арвернов Луэрн, которого

впоследствии разбили и взяли в плен римляне. Этот король арвернов, проезжая

иногда в своей колеснице, разбрасывал народу золотые и серебряные монеты.

Однажды он якобы приказал поставить четырехугольную ограду, за которой

поместил бочки с напитками и много еды для всех желающих.

Но общественная дифференциация возрастала, и аристократические семьи

старались сосредоточить в своих руках как можно больше власти.

Экономические конфликты и акты мести между отдельными семьями не были

редкостью. Упадок королевской власти у отдельных племен был, согласно

Цезарю также результатом расширения системы клиентелы, так как этим путем

аристократия приобретала небывалую власть. Вероятно, свое действие

оказывало и возрастающее римское влияние, так как племена, постепенно

отказывающиеся от королевской власти (арверны, эдуи, гельветы), находились

непосредственно под влиянием Нарбонской провинции. В Аквитании и в области

бельгийских племен короли удержали свою власть и в более поздний период.

Во времена Цезаря в Галлии уже преобладала аристократическая форма

правления, которая, однако, часто приводило к напряженному положению,

борьбе отдельных партий и анархии. Господствующие круги старались опереть

свою власть на систему клиентов, несколько напоминающую феодальные обычаи.

О личной клиентеле у континентальных кельтов говорит Полибий, описывающий

также ее выгоды для высших слоев. Согласно Страбону, галлы ежегодно

избирали вождя, а во время войны во главе каждого войска был свой

военачальник. В последнем столетии за первенство в Галлии боролись главным

образом эдуи и секваны, так что Галлия была разделена на два лагеря. В свое

время и арверны пользовались значительной властью. Арверн Цельтилл захватил

власть над значительной частью Галлии, но был убит своими соплеменниками,

так как мечтал о королевском сане. Его сын Верцингеториг организовал в 52

г. восстание своих подданных, а по необходимости заставлял вступать в свою

армию бедняков и разный сброд. Захватив власть в свои руки и подчинив себе

сенонов и другие племена, он стал верховным военачальником и жестоко

расправлялся с провинившимися, стараясь сохранить дисциплину и послушание

вооруженных масс.

В Ирландии по обычному праву общество было расчленено на туаты с королем,

знатью и свободными гражданами. Король избирался из родственников своего

предшественника, и не обязательно должен был быть сыном предшествующего

властителя. Королевская власть включала также различные виды общественной

деятельности, военные дела и заключение дружественных договоров с другими

туатами. Свободными людьми являлись земледельцы и некоторые ремесленники,

несвободными — рабы и смешанные семьи. Мелкие королевства, образованные из

отдельных туатов, не являлись государствами в подлинном смысле слова, в них

не было организованного общественного управления. Свободный мужчина

пользовался влиянием и уважением в зависимости от его положения и

богатства. И в Ирландии, кроме родственных связей, была распространена

система клиентелы. Клиенты были обязаны своему господину и защитнику

военной службой и другими услугами, за что пользовались его

покровительством и материальной поддержкой, не теряя при этом некоторых

своих прав и собственности. Отдельное лицо пользовалось правами только в

собственном туате.

Положение простого народа было далеко не завидным и иногда скорее

походило на рабство. Многие утопали в долгах и притеснялись более сильными,

угнетались большими повинностями и податями. Поэтому они искали защиты у

аристократии. Чем богаче и знатнее был свободный галл, тем больше у него

было таких подопечных клиентов.

Цезарь свидетельствует, что в кельтской Галлии были три основных слоя:

друиды, всадники и народ. К этому необходимо еще добавить определенный вид

клиентелы, как уже было указано, который, однако, не был совершенно схожим

с подобным же римским институтом.

Друиды

Жреческое сословие друидов первоначально было построено на иерархических

началах и представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию,

которая ведала не только делами религии, но и пользовалась большим

политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников. Этот институт

был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и,

очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Средней Европе;

только в Испании и в северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни

археологических данных. Мнение Цезаря, что этот институт возник

первоначально на британских островах, является лишь его предположением.

Древние источники (Цезарь, Плиний) приписывают друидам очень обширную сферу

деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это

соответствовало действительности.

Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений,

нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души, смерть, по их

представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их

покровительством находились священные дубовые рощи и само название их

возникло якобы от слова "дуб" ("дрис"). Жертвы (например, белые быки) не

приносились без ветви этого дерева, так как все, растущее на дереве, они

считали даром небес, а производимые в связи с этим действия — указаниями

богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы

исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью

при свете луны. Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и

человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем

неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для

решения важных вопросов. Друидам также поручалось воспитание

аристократической молодежи. Однако письмом они не пользовались и не

оставили письменных памятников: все обучение велось устно.

Сословие друидов и "ватес" по существу пополнялось из рядов аристократов

- всадников. Описывается особый случай транса друида во время выборов

короля Тары. Друид съел мясо принесенного в жертву быка, впал в сон и

только после этого обрел способность установить правомерность акта и

предсказать грядущее (так наз. бычий сон).

В более поздний период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни

чисто жреческой корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в

полном расцвете, позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией,

участвовали в восстаниях и потому римская власть была особо заинтересована

в ликвидации этого института. Особенно долго этот институт удержался в

Ирландии. Преемниками друидов там были "filed", основатели постоянных

средневековых школ.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЕЛЬТОВ И ИХ СПОСОБ ВЕДЕНИЯ БОЯ

Ведущий военный слой и его вооружение

Кроме друидов важную роль в кельтском обществе играли вооруженные

свободные "всадники", своего рода военная аристократия. На западе у кельтов

не было постоянного войска, вооруженные дружины собирались во время

грозящей опасности и войны. Когда угрожала опасность, по галльскому обычаю

созывался военный совет, в котором участвовали все вооруженные мужчины.

Созыв этого совета считался началом войны; бряцанием оружия и криком

собравшийся народ выражал свое согласие с оглашаемыми решениями. Военные

отряды и во время войны оставались разделенными по племенам.

Особые условия на территории Средней Европы, занятой кельтами в 4—1

веках, где, кроме кельтов, проживало много местного населения, требовали,

чтобы определенная часть свободных членов общества находилась в неустанной

боевой готовности. Об этом ясно говорят погребения воинов на могильниках в

Чехии, Моравии и Словакии. Погребения мужчин, чаще всего вооруженных мечом

в ножнах, копьем и дротиком, а иногда и щитом, составляют важную часть

каждого кельтского могильника, иногда четвертую часть всех

зарегистрированных захоронений (Летки у Праги, Голубице в Моравии), в

других местах около одной пятой или немного меньше. Общая картина говорит о

том, что мы имеем дело не просто с погребальным обычаем, предписывающим

класть в могилы свободных мужчин оружие, а с погребениями людей,

действительно принадлежавших к военному слою. В некоторых мужских

захоронениях отсутствует оружие, а иногда и другой инвентарь, так что не

все мужчины погребались с полным вооружением. В то же время мужчины,

захороненные с оружием, имеют явные следы военных столкновений. Следы

заживших ран на черепах мужчин были обнаружены в кельтских могильниках в с.

Забрдовице у Кршинеца, с. Дольни Добра Вода у Горжиц, с. Нова Вес у Вельвар

и в других местах; в Кршеновицах в Моравии череп погребенного воина был два

раза пробит еще при жизни, в Трнове на Вагe у воина была зажившая рана на

темени головы, в Гурбанове — зажившая рана на лбу. Иногда у погребенных не

хватает даже части конечности (в Червеных Печках у Колина — предплечья, в

Брно-Маломержицах и Гурбанове в Словакии — правой руки). Все это достаточно

красноречиво говорит о характере этого военного слоя.

К этому же общественному слою воинов, несомненно, принадлежали и женщины,

очень богатые захоронения которых встречаются на могильниках в

непосредственной близости от погребений мужчин с оружием; иногда мужчина

бывает похоронен в одной могиле с женщиной (Велка Маня в Словакии).

Погребальный инвентарь этих захоронений женщин резко контрастирует с более

скромным или совсем бедным инвентарем остальных погребений. Иногда эти

женщины похоронены в роскошно убранной погребальной камере, обложенной

деревом. Выше мы привели уже несколько примеров женских захоронений с

большим количеством фибул; кроме того, встречаются браслеты, ножные

браслеты, кольца (в том числе золотые и серебряные), ожерелья, украшенные

эмалью роскошные поясные цепи, сапропелитовые и стеклянные круги-браслеты,

а обычно и кости кабана, оставшиеся после похоронного пира. На

исследованных археологами могильниках количество женских захоронений с

таким инвентарем доходит до 10% и более (Енишув Уезд у Билины в Чехии, Брно-

Маломержице, Бучовице в Моравии).

Археологические исследования последних лет позволяют нам среди этой

среднеевропейской прослойки, которую Цезарь называет "эквитес" (всадники),

различить захоронения знатных лиц, начальников или вождей, поскольку

захоронения эти совершались по разному. В первую очередь мы встречаем

захоронения вооруженных мужчин и богатых женщин, которые были похоронены

особым способом. В с. Горни Ятов—Трновец на Ваге тело пожилого высокого

мужчины с оружием, завернутое в звериную шкуру, лежало в просторной

могильной яме (могила №362), в которой были также кости почти целого

кабана; могила была окружена рвом, составляющим квадрат, сторона которого

равна 10 м. Так же была похоронена и женщина с богатым погребальным

инвентарем (могила № 233), могила которой тоже окружена квадратным рвом.

Оба захоронения, по всей вероятности, относящиеся к концу 2 века, несколько

изолированы от остальных погребений с трупоположением. С тем же явлением мы

встречаемся в кельтском могильнике в Голиаре. Остатки трупосожжения мужчины-

воина (могила №29) и женщины с богатым инвентарем (могила №186), среди

которого была роскошная бронзовая поясная цепь (рис. 25), находятся в

непосредственной близости друг от друга и в отличие от остальных

захоронений остатков трупосожжения окружены кольцеобразным рвом диаметром в

10 м. И в данном случае могилы несколько изолированы от остальных, что

должно было подчеркнуть их значение.

Знаки достоинства знатных лиц

Основным оружием в латенское время был меч, затем копье или дротик, а

позже и щит. Некоторые виды мечей и ножен были выразительным знаком власти

и общественного положения и дают нам возможность выделить в военной

прослойке военачальников. Прежде всего, мечи, принадлежавшие

военачальникам, как правило, были более короткими, с антропоморфной или

псевдоантропоморфной рукоятью. По всей вероятности их праобразом были

позднегальштаттские кинжалы подобного же типа, особенно в области у северо-

западного подножья альпийского хребта, откуда вооруженные отряды

отправлялись в военные походы. Они появляются с конца 5 века и держатся

долго, до самого начала последнего века, сначала еще в курганной среде, а

позже и в области грунтовых могильников на всей территории, которую

охватывала кельтская экспансия, от Англии на восток вплоть до Карпатской

котловины и даже до района Мукачева. В Чехии известно уже пять таких

находок, такое же количество их найдено и в Моравии. Ствол рукояти этих

мечей расщепляется наверху и внизу в виде Дуги, так что общий вид

напоминает букву "Х" или человеческую фигурку. Между верхними рожками

иногда на особом стерженьке прикреплена бронзовая человеческая головка

(антропоморфные мечи) или другое украшение (псевдоантропоморфные мечи).

Некоторые из этих мечей очень искусно обработаны, концы рожек украшены

цветными вставками, а клинок выложен золотом. Меч в Немиланах в Моравии,

украшенный золотом, лежал на груди воина, в захоронении которого находились

еще два железных меча. На бронзовой рукояти железного меча из Клучова у

Чешского Брода были ямки и желобок в среднем звене для вставок.

Ведущий военный слой придавал большое значение художественной обработке

мечей и особенно ножен. Типу коротких мечей военачальников соответствуют и

бронзовые ножны с медальонообразным наконечником (конец ножен украшен 3-5

овальными медальонами, иногда выложенными эмалью). И эти типы появляются с

конца 5 века и держатся долго, в течение всего периода кельтской экспансии.

Хорошо известны кельтские ножны стиля "красивых мечей" с арабесковым или

другим узором на лицевой стороне, расположенным симметрично или

асимметрично по диагонали; эти украшения бывают чеканные или гравированные,

изредка встречаются и звериные орнаментальные мотивы (рис. 18). Мы находим

эти мечи еще в конце 2 века; часто они снабжены клеймом. Особенно много

таких клейм известно пока в Швейцарии. По-видимому, по причинам магическо-

религиозным на клеймах мечей очень часто встречается изображение кабана и

человеческой маски, в одном случае на мече выбито греческими буквами имя

мастера ("Корисиос", рис. 19). В более поздний период особенно славилась

производством богато украшенных ножен английская область.

Сами военные отряды были вооружены тяжелыми железными мечами длиною свыше

80 см, которые носились в ножнах на кожаных, железных или бронзовых поясах.

Эти тяжелые мечи были обычными еще в 5 веке (о них упоминает, например,

Полибий при описании битвы у Теламона в 225 г.), и в среднеевропейских

могильниках 3 и 2 веков они являются обычным инвентарем мужских

захоронений; в большинстве случаев в таких могилах похоронены простые воины

- пехотинцы из свободных слоев или из клиентов. В вооружение входило также

копье, которое вместе с древком и наконечником иногда достигало в длину

более 2 м; копейщики были важной частью кельтских войск, и древние

источники о них упоминают особо. Кельтский щит чаще встречается с середины

3 века; он был продолговатым, чаще овальным или четырехугольным с

закругленными углами. Первоначально эти щиты были деревянными, без сложной

оковки, позже были снабжены умбоном в центре (защищающим руку, держащую

щит), а по краям окованы бронзовым или железным листом. Реконструировать

кельтские щиты легко, так как в некоторых местах они сохранились почти

полностью (Латен в Швейцарии или массовая находка деревянных щитов с

деревянными умбонами в торфянике в Хьортспринг в Ютландии); они

представлены совершенно точно и в скульптурных изображениях кельтских

воинов (таб. XIX). Мотив щита появляется и на кельтских монетах. Высота

некоторых щитов достигала более 1 м, доходя иногда и до 170 см, так что в

могиле они часто прикрывают все тело воина (Велка Маня); они были однако

довольно тонкими, в середине около 11 мм, по краям всего 3—4 мм. Эти

археологические данные совпадают с рассказом Цезаря о том, что одним копьем

можно было пробить и соединить друг с другом несколько галльских щитов, так

что позже они стали скорее бременем, и галлы от них отказывались.

Броня и шлемы в кельтских войсках были редкостью и встречались только

среди знати; те, что сохранились, отличаются художественной обработкой

(рис. 11).

О мужских поясных цепях упоминалось уже выше. В Англии и в Бретани были

найдены пращи, из которых метали камни. Простой кельтский воин кроме оружия

имел очень мало украшений, чаще всего железные фибулы, которыми он скреплял

свою одежду.

В период кельтской экспансии в составе войск кроме пехотинцев фигурируют

также колесницы и конница. Боевая колесница на двух колесах появляется с

конца 5 века. Воины на этих колесницах быстро проносились в разных

направлениях, выпускали стрелы, а стук колес и ржание коней вызывали панику

в рядах врага. Избрав удобный момент, они спрыгивали с колесниц и сражались

в пешем строю, возничие же с колесницами отступали в задние ряды. Благодаря

ежедневной тренировке кельты умели безукоризненно управлять лошадьми, так

что могли остановить их и на самом быстром аллюре и повернуть обратно. Во

время езды на колеснице они якобы бегали по дышлу и становились даже на

ярмо. Захоронения с двухколесными повозками изучены пока лучше остальных на

западе, в рейнско - французской области. В Англии этот способ ведения боя

удержался очень долго.

Конница континентальных кельтов, особенно на западе, комплектовалась из

высших аристократических кругов. Она играла важную роль уже во время войн

на Балканах и в Греции. Греческий автор Павсаний пользуется кельтским

выражением 3 века "тримарцисиа", означавшим трех всадников — одного

благородного и двух сопровождающих, которые могли подать ему свежего коня

или в случае необходимости защитить его. Количество конников возрастало

главным образом во время борьбы с римлянами. Остальные воины сражались в

пешем строю в отрядах по племенам; часто на их штандартах было изображение

кабана (рис. 14), Вообще кабан во всем кельтском мире играл особую роль, о

чем мы еще будем говорить в главе об искусстве и религиозных

представлениях.

Способ ведения боя

Кельтские войска были известны своей отвагой и мужеством; женщины

сражались так же отважно, как и мужчины. Вражеские укрепления кельтские

воины брали с помощью деревянных лестниц, крепостные стены окружали,

бросали на укрепления множество камней, чтобы на них никто не мог стоять.

Во время штурма они делали крышу из щитов, подкапывали стены, поджигали

ворота. Иногда кельты в качестве защиты использовали и повозки. С

возвышенных мест одни метали стрелы, другие поражали врагов копьями и

дротиками. Кипящая смола и куски сала, подаваемые из рук в руки, бросались

в сторону врагов, чтобы не дать утихнуть пожару.

Бой отличался жестокостью. В некоторых областях кельтского мира иногда

встречается особый культ отрезанных голов. По древним представлениям голова

символизировала всего человека, и, вероятно, на основе этих представлений

возник жестокий культ голов; воин привозил домой на шее своего коня

отрезанную голову побежденного врага, как военный трофей, и прибивал ее к

стене своего дома. Головы знатных лиц даже бальзамировались, а потом

показывались гостям, как осязаемое доказательство храбрости хозяина. Об

этом культе нам известно от древних писателей (Диодор, Страбон), он нашел

художественное отображение в южнофранцузских областях в особых святилищах,

о которых будет упомянуто ниже (Энтремон, Рокепертус). Согласно Орозию,

скордиски в нижнем течении Дуная использовали черепа врагов (в том числе и

с волосами) в качестве кубков. И на кельтских монетах мы часто находим

изображение воина, держащего в руке отрубленную человеческую голову.

Необходимо указать, что на среднеевропейских кельтских могильниках иногда

встречаются захоронения покойников, у которых отсутствуют головы, например,

в Летках у Праги.

В древние времена кельты были даже отважнее германцев, и об их отваге с

похвалой отзывается Цезарь еще в последнем веке. Однако в этот период их

мужество быстро шло на убыль, особенно там, где благодаря соприкосновению с

южной высокоразвитой средой кельты привыкали к высокому жизненному уровню.

Позднее в этом отношении самую большую роль сыграло римское влияние. Пришло

время, когда кельты уже избегали столкновений и битв и отступали перед

отважными набегами германцев.

Список литературы

1.Ян Филип «Кельтская цивилизация и её наследие», Издательство

Чехословацкой Наук и АРТИЯ, Прага, 1961 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.