РУБРИКИ

Дворянская усадьба

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Дворянская усадьба

Домашнее образование и воспитание давали хорошие результаты. Они

позволяли дворя нским отрокам без особого труда поступать в различные

военные и учебные заведения. Например, получив домашнее образование и

воспитание И.И.Барятинский служил в Екатерининском гусарском полку и

считался одним из самых блестящих представителей “золотой молодежи”.

Прекрасное домашнее образование получил знаменитый художник В.Г.Шварц: еще

до поступления в Лицей он знал три языка.

Домашнее воспитание позволяло дворянину быть своим в любой

обстановке. Он одинаково легко чувствовал себя и на балу, и на поле боя, и

в кабинете чиновника. Дворянин знал как себя вести в любой ситуации. Это

даже было его святой обязанностью – представитель господствующего сословия

должен вести себя подобающе, быть примером окружающим, доказывать, что он

“голубой крови”.

Дворянство дало России как большое количество образованнейших,

интеллигентнейших деятелей науки и культуры, политиков и военных,

заботившихся о благе родины, так и много лишних людей.

Конечно нельзя подводить под один шаблон все дворянские семьи,

отношения внутри каждой из них определялись, естественно, личными

качествами ее членов. Но, как отмечает О.С.Муравьева: ”Во всем многообразии

дворянского семейного быта просматриваются некоторые общие черты. С одной

стороны, воспитание ребенка совершенно беспорядочно: няни, гувернеры,

родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, близкие и дальние

родственники, постоянные друзья дома – все воспитывают его по своему

усмотрению и по мере желания. С другой стороны, он вынужден подчиняться

единым и достаточно жестким правилам поведения, которым, сознательно или

неосознанно, учат его все понемногу. Такая ситуация могла сложиться лишь

внутри сословного

-40-

и традиционного общества. Беспорядочность различных влияний на ребнка

нейтрализовалась, во-первых, принадлежностью всех “воспитателей” к одному и

тому же кругу общества, придерживающемуся одной культурной традиции; во-

вторых, заметной патриархальностью быта,тяготеющего к воспроизводству в

каждом следующем поколении прежней, опробованной системы отношений ” [30,

146-147].

Результатом такого воздействия было как бы впитывание окружающей

атмосферы, перенятие молодым воспитанником в свой внутренний мир этой суммы

влияний, приобщение к дворянским ценностям. Уже с “младых ногтей” дворянин

сознавал важнейшее правило-честь превыше жизни. Это знание крепнет в нем из

года в год, именно оно делает из него дворянина. Первыми воспитателями и

примерами, каким должен быть дворянин становятся конечно же родители,

прежде всего мать. Рассмотрим по-подробнее функции родителей.

Забота о ребенке начиналась задолго до его рождения. Беременную

женщину отправляли из города в усадьбу, подальше от светской суеты. Будущую

мать огораживали от всяческих волнений, ничто не должно было тревожить ее

душу. Дворянку опекали заботой супруг и многочисленные слуги. Она совершала

прогулки по парку, музицировала, занималась рукоделием, читала.

В то время дворянкам прививалась мысль о том, что рождение и

воспитание детей является основной целью ее жизни и первейшим долгом.

Поэтому ради этого акта женщины расставались с ”высшим светом” чтобы

уединиться в деревне, надолго забыв о балах и раутах. “Женщина, готовящаяся

сделаться матерью, перестает выезжать и является только в дом своих

ближайших родственников. Как во избежание какой-нибудь случайности, так и

ради соблюдения приличий она не показывается ни в театре, ни на

общественных гуляньях и не ездит с визитами” [14, 105].

Отцы не оставались в стороне. Они выбирали еще не родившимся

детям род занятий, обычно это была военная служба. Еще не родившегося

ребенка записывали в какой-либо полк солдатом, чтобы по достижению

совершеннолетия у него было военное звание. Если рождалась девочка, в

полковых документах отмечали, что солдат такой-то умер.

Начинается поиск учителей. Обычно на должность гувернера

(гувернантки) приглашали иностранцев, чаще французов, но были и англичане и

швейцарцы. Это объясняется как отсутствием

-41-

большого количества хороших педагогов в России, так и желанием привить

ребенку с детства европейские манеры, языки, культуру.

Таким образом, в дворянских семьях задолго до появления ребенка

начинается подготовка к его рождению, воспитанию и образованию и, даже,

забота о его карьере.

В предшествующие рождению ребенка дни за матерью был постоянный

присмотр. Часто пациентку навещал доктор, он же обычно и принимал роды в

подготовленной обстановке (горячая вода, чистые вещи, опытные служанки).

К новорожденному приставляли кормилицу и няню. Впрочем в XIX

веке дворянки чаще сами кормили грудью, но если по каким-либо причинам это

было невозможно, нанималась кормилица.

Младенца не оставляли ни минуты. Постоянно за ним кто-то

присматривал: днем с ребенком находилась мать, ночью - няня, часто

осматривал ребенка доктор. Многочисленные родственники и знакомые семьи

стремились засвидетельствовать свое почтение.

В раннем возрасте ребенку несколько ограничивали свободу

передвижения, физическое развитие. Постоянно следили, чтобы ребенок много

не ходил, не бегал, не кувыркался и т.д.

Надо отметить, что в XIX веке начали “ценить ребенка, ценить

детство” [27, 53].

Ю.М.Лотман отмечает, что: ”Постепенно в культуру входит

представление о том, что ребенок – это и есть нормальный человек.

Появляется детская одежда, детская комната, возникает представление о том,

что играть – это хорошо. Нетолько ребенка, но и взрослого надо учить,

играя. Учение с помощью розги противоречит природе” [27, 55].

Так в домашний быт вносятся отношения гуманности, уважения к

ребенку. И это – заслуга в основном женщины…[27, 54]. Кстати, о прекрасном

поле. Путешевствовавший по России в середине XlX века француз Теофиль Готье

писал: ''Женщины очень развиты. С лёгкостью… они читают и говорят на разных

языках. Многие читали в подлиннике Байрона, Гёте, Гейне…'' [10, 111].

Детям не только стали шить одежду и разрешили играть – дети

очень рано начинали читать. “Чтение вслух, а затем и самостоятельная

детская библиотека,- продолжает Ю.М.Лотман,- таков путь, по которому

пройдут будущие литераторы, воины и политики” [27, 60].

Ворвавшись в жизнь ребенка в 1780-х годах, книга стала к

началу следующего столетия обязательным спутником детства. У ребенка были

очень интересные книги, - конечно, прежде всего романы: ведь дети читали

то, что читали женщины. Женская биб

-42-

лиотека, женский книжный шкаф формировали мир чтения и вкусы ребенка.

Романы кружили голову: в них героические рыцари…служат добродетели и

никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления очень легко

соединялись со сказкой, которую ребенок слышал от няни” [27, 62].

Итак, отметим, что дворянские дети рано начинали приобщаться

к мировой литературе. Для этого были все условия. В усадьбах существовали

прекрасные библиотеки, о чем говорилось выше. Дворяне с измальства

готовятся ни к карьере или службе, а к подвигам. Совершить

недостойныйпоступок хуже смерти. “Смерть не страшит подростков и юношей

этого поколения… Люди живут для того, чтобы их имена записали в историю, а

не для того, чтобы выпросить у царя лишнюю сотню душ. Так в детской комнате

создается новый психологический тип” [27, 64].

В моду входят так называемые ”Записки о воспитании”, которые

писали отцы для своих сыновей. Ива Иванович Барятинский написал ”Мысли о

воспитании моего сына”, посвятив сочинение своему старшему сыну Александру.

В записке отразились взгляды князя на предназначение человека в обществе.

Согласно записке малолетний Александр до пятилетнего возраста

оставался под присмотром женщин, а затем должен был перейти на попечение

гувернеров. Два года посвящались развитию физических навыков: силы,

гибкости, ловкости. Это достигалось с помощью различных упражнений:

гимнастических занятий, езды на неоседланной лошади, холодных купаний. С

семи лет отрок должен был приступить к изучению языков - русского,

славянского, латинского и греческого. Основное внимание уделялось родному

языку. В то же время начиналось обучение рисрванию и арифметике. С

двенадцати лет надлежало приступить к изучению основ механики и прикладной

математики. Эти науки должны были подготовить юношу к занятиям земледелием

по мнению Ивана Ивановича очень важной науки. Для агрономических опытов

князю Александру предполагалось отвести отдельный участок и предоставить

земледельческие орудия. Он должен был основательно изучить многопольное

хозяйство и устройство машин, освоить искусство межевания. Много внимания

уделялось овладению столярными инструментами.

Такое практическое воспитание имело назначение выработать в князе

самостоятельность, деловитость, сознательное отношение к окружающей жизни.

-43-

В программу воспитания также входило развитие памяти путем

заучивания наизусть поэтических произведений. Красноречие вырабатывалось

произнесением вслух речей, написанных самим учеником.

В записке шесть лет отводилось на путешествия: четыре года на

европейскую часть России и два года на азиатскую. Во время странствий князя

Александра должны были сопровождать: врач; химик; ботаник; механик; немец;

знакомый с латинским и греческим языками; русский наставник, хорошо знающий

Россию, ее историю и законы; и главный педагог, на котором лежало

руководство всем воспитанием. Вышеобозначенные учителя должны были

ознакомить учащегося со своими предметами, а также с историей и статистикой

посещаемых мест.

По окончании путешествия князь Александр должен был поступить на

службу в министерство внутренних дел или финансов. Иван Иванович особо

настаивал чтобы сын ни в коем случае не поступил на военную или

дипломатическую службу: “Я прошу как милости, со стороны своей жены, не

делать ни военного, ни придворного, ни дипломата. У нас и без того много

героев, декорированных хвастунов, куртизанов” [29, 161].

После выхода в отставку, князь Александр должен был поселиться в

усадьбе, чтобы “позаботиться о просвещении и благополучии своих крестьян и

приучить их к занятию искусствами и ремеслами, которые увеличат его доходы

и дадут вместе с тем занятия толпе праздной челяди” [29, 164].

В этих наставлениях явно ощущается влияние педагогических идей

Руссо, ноеще больше отразился англдийский идеал богатого, родовитого,

образованного землевладельца, осевшего в своем родовом поместье, который

занимается окультивированием хозяйства и просвещением темного народа,

находящегося в зависимости. Эти взгляды князя Иван Ивановича Барятинского

сказались и в его духоаном завещании, по которому для князя Александра

определялась образование майората в восемь тысяч душ. Остальное имущество

распределялась между княгиней Марией Федоровной, тремя сыновьями и тремя

дочерями.

Образование обширного майората в пользу старшего сына имелось в виду

поддержание рода, поэтому на князе Александре сосредотачивались сель блеск

и роскошь княжеского рода Барятинских.

-44-

Надежды Иван Ивановича относительно будующей деятельности его

сына не осуществились. После смерти отца в 1825 году Александр Ивановича

отказался учиться в Московском университете. Поступив в школу гвардейцев и

прапорщиков, он был знаком с М.Ю.Лермонтовым и И.Висельгорским. В

последствии он станет генералом-фельдмаршалом, наместником Кавказа,

закончившим войну в этом регионе. Пленного имама Шамиля он привезет в

Марьино.

Таким образом, записку И.И.Барятинского можно назвать

“манифестом правительства, в полной мере отражающим идеалы эпохи”.

Заметим, что большое влияние на дворянскую культуру оказывала

крестьянская культура. Огромное значение для дворян имела общая с народом

религия. Даже на тех, кто был равнодушен к церкви, оказывали влияние

церковные праздники, соблюдение обрядов и постов, в которых вместе, как бы

на равных, принимали участие и помещики, и крестьяне. Исследователь темы

воспитания дворянства О.С.Муравьева пишет: ”Сам патриархальный семейный быт

дворянской, в особенности провинциальной, семьи перекликался с

патриархальными традициями крестьянской жизни” [30, 164].

В отдельных дворянских семьях уважали крепостных крестьян и их

труд.

Например, князь И.И.Барятинский пишет из далекого Парижа в письме

архитектору К.Гофману, что сожалеет по поводу разорения своих крестьян из-

за постройки дворца.

Почитание труда крепостных крестьян, да и самих мужиков

подчеркивалось и прививалось детям. Последние ежедневно сталкивались в

усадьбе с крепостными, занятыми делом, которых трудно было не заметить.

Иногда сами помещики пробовали поработать как крестьяне. Подобные примеры

встречаются в разной по своим идеологическим воззрениям среде. Сергей

Аксаков в детстве считал за счастье поехать вместе с отцом в поле,

понаблюдать за работой крестьян. Лев Толстой внушал своим детям особенное

уважение к крестьянам, которых неизменно называл “кормильцами”.

Нельзя говорить о том, что дворяне понимали каково жить “в

шкуре” крепостного, но все же, несмотря на “созерцательное” знание труда

дворян, осознавали общность исторической и национальной среды.

-45-

Любопытно, что из-за такой общности крестьян и дворян последние

легко находили общий язык с крепостными. Ю.М.Лотман справедливо называл эту

способность без наигрыша, естественно быть “своим” и в светском салоне, и с

крестьянами на базаре, одним из “вершинных проявлений русской культуры”. “У

русского дворянства никогда не было тех проблем в общении с простым

народом, которые вставали перед разночинной интеллигенцией, искренне

желающей этот народ осчастливить”, - подмечает О.С.Муравьева [30, 56]. В

отличии от разночинцев, дворяне народ знали очень хорошо – они среди него

жили. Так помещики волей – неволей должны были хоть как-то разбираться в

сельском хозяйстве и крестьянской жизни. Военные, естественно, постоянно

общались со своими солдатами, в сущности, теми же крестьянами. Наконец, у

каждого дворянского ребенка были друзья-товарищи по играм среди крепостных.

Насколько можно судить по мемуарам и художественной литературе,

дворянство сумело сохранить часть своих семейных традиций вплоть до

последних лет существования царской России. Однако в наиболее чистом виде

они представлены в первой половине XIX века.

Послушание родителям, почитание старших выступали в качестве

одного из основных элементов патриархального иерархического общества. В

почитающей традиции дворянской семьи авторитет отца был безусловным и не

подлежащим обсуждению.

К примеру, вспомним, как И.И.Барятинский настаивал, чтобы его

сын не был военным, либо дипломатом. И князь Александр подчинился отцовской

воле. Лишь смерть Ивана Ивановича освободила его в выборе карьеры.

О.С.Муравьева пишет: “Отношение к детям в дворянской семье с

сегодняшних позиций может показаться строгим, даже жестоким. Но эту

строгость не нужно принимать за недостаток любви. Высокий уровень

требовательности к дворянскому ребенку определялся тем, что его воспитание

было строго ориентированно на норму, зафиксированную в традиции, в

дворянском кодексе чести, в правилах хорошего тона” [30, 154].

В то же время “отцы семейств” стремились как бы то ни было

разнообразить досуг своих чад. В ход шли весьма громоздкие прожекты.

Большое распространение получили так называемые “провинциальные театры”.

Помещики занимались не только их

-46-

устройством и подбором репертуара, они на равных с крепостными участвовали

в постановках.

“Не было ни одного богатого помещичьего дома, где бы не гремели

оркестры, не пели хоры и где бы не возвышались театральные подмостки, на

которых и приносили посильные жертвы богиням искусства доморощенные

артисты. Эти затеи бар, как ни были они иногда смешны и неудачны, но все-

таки развивали в крепостных людях, обреченных жить в невежестве,

грамотность и понятия об изящном”,- пишет Пыляев [33, 532].

Итак, театр был в то время не только данью моде и

способом удовлетворения личных нужд помещика, но и способствовал

некоторому просвещению “невежественных” крепостных. Встает вопрос:

сколько же театров было в Курской губернии( В целом по Российской

империи “из существовавших во второй половине XVIII и начале XIX века

173 театра…установлено местонахождение 155…103 относятся к городскому

типу, и 52 были устроены в усадьбах в 23 губерниях”,- приводит данные

Т.Д.Дынник [12, 327].

Любопытно, что в Курской губернии другое соотношение: ”на один

городской театр приходится 5 усадебных: в имениях Анненковых,

Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых” [15, 115]. Это только не

театры, репертуар и местонахождение которых точно известны.

На представлениях присутствовали соседи-помещики, друзья

хозяина, “чада и домочадцы”, а также крепостные окрестных деревень.

О создании театра Валькенштейна повествует М.С.Щепкин: ”Так как

граф имел хороший оркестр музыкантов и порядочный хор певчих, то для

разнообразия удовольствий основал домашний театр, чем забавлял детей,

которым было от десяти до двенадцати лет: равно и все дворовые люди

утешались этою забавою, а вместе с тем и сам граф вдвойне наслаждался своею

выдумкой. Он так рассуждал, что доставит детям забаву, музыкантам занятие,

а дворовым людям, которых, разумеется, было очень много, случай провести

время полезнее, нежели за картами или в питейном доме…” [49, 380].

Таким образом можно отметить еще одну функцию театра – замена

“вредного” досуга на полезное времяпровождение.

Итак, главной отличительной чертой дворянского воспитания была

нормативность. С ранних лет дворянина готовили к светской жизни, прививали

ему знания правил поведения и этикета, приобщали к дворянским ценностным

ориентирам, важнейшим из которых была честь. Именно усвоение мира ценностей

создавало дворянина. Быть дворянином – это не результат воспитания, это

образ жизни.

-48-

§3. Воспитание детей крепостных крестьян.

Воспитание крепостных детей в крестьянских семьях на протяжении

веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII,

и в XIX, и в начале XX в. Сразу необходимо отметить, что крестьянское

воспитание было во многом схоже во всех центральных регионах Российской

империи.

Так описывает семейное воспитание в русской деревне В.Ильинский:

« Вся северная и средняя Россия была покрыта деревьями с маленькими избами

под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень.

В крестьянской избе в правом переднем, или «красном» углу стояли на

полочках или в киоте образа. Так заведено было у русского крестьянина

исстари… чем крестьянин зажиточнее, тем больше образов у него было в доме.

В этом же углу находился стол, за которым ели и пили. Он потому

ставился там, что крестьяне не только садился за еду и вставал из=за нее с

молитвой, но и во все продолжение обеда не позволял себе ни пустых, ни

шутливых разговоров, считая это грехом. Правый угол около двери принадлежал

хозяину: там висели его армяк и шапка, сбруя… и т.п. Если он принимал у

себя гостей, которые оставались ночевать, место для ночлега отводилось ему

в этом же углу. Левая сторона избы считалась собственностью хозяйки. Левый

задний угол был занят печкой; на полках у печи была расставлена посуда. В

этом углу хозяйка в зимнее время занималась своими домашними работами:

ткала, пряла, шила и пр. На ночь семья располагалась на лавках вдоль стен,

на печи, на полатях - широких нарах над печкой, под самым потолком…

Крестьяне, как зажиточные, так и простые, вставали рано: Летом с

восходом солнца, а осенью и зимой за несколько часов до света. Вставая ото

сна, русский тотчас искал глазами образа, чтобы взглянуть на них и

перекреститься.

Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей

окружающей его с детства жизни. Жизни суровой и трудовой.

В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла

много тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали

все, что было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало

лишь вдове, у которой были дети.

Суровая трудовая крестьянская жизнь выработала и суровую этику…

Весь склад крестьянской жизни был таков, что содержание

неработающего члена семьи тяжелым бременем ложилось на всех его членов.

Поэтому беременная женщина была для семьи в тягость, и в этом положении в

крестьянских семьях ей не уделялось особого внимания. Обычным было в семье

то, что женщина не имела никаких преимуществ, ни в труду, ни в пище, ни в

отдыхе. Она трудилась наравне с другими членами семьи, и ей приходилось

выполнять и во время беременности очень тяжелую работу. Еще меньше в

крестьянской среде считались с душевным состоянием такой женщины и редко

думали о сохранении ее душевного состояния. Тогда не понимали, что забота о

здоровье ребенка должна начинаться еще до рождения его…'' [18, 64].

В крестьянской среде не существовало особой гигиены для женщины,

готовящейся стать матерью. Беременная женщина освобождалась от работы за

несколько дней, а нередко даже и часов до наступления родовю Нередко роды

заставали женщину за работой, так, случай родов в поле при уборке хлеба

были частыми.

Такое отношение к ней в семье имело печальные последствия:

смертность крестьянских детей была высокой.

Но вот ребенок появлялся на свет. Нередко он нес в себе все

скрытые и явные следы материальных дородовых переживаний – и физических и

моральных. Но матери предстояло еще одно испытание: увидеть, довольны ли ее

родные полом ребенка. Хорошо, если родился мальчик. Женщина могла быть

спокойной. А если девочка?… Матери открыто, иногда в грубой форме, давали

понять, что она родила не того, кого от нее ждали. Для благополучия ребенка

в первый день ничего не делалось, считалось, что новорожденный может от

этой заботы умереть.

Уход за ребенком в первое время ложился на бабку-повитуху, обычно

пожилую женщину, не имевшую никакой специальной подготовки и только хорошо

осведомленной о разных приметах и поверьях. Сколько из-за невежества этих

бабок гибло молодых жизней – это хорошо знали сельские священники…

П.И.Симуш пишет: ''Рождение ребенка сопровождается праздничным

торжеством... Крещение ребенка – праздник для всей семьи. Совершалось оно

чаще всего в тот же день, когда ребенок родился, - главным образом по

экономическим соображениям. Дело в том, что в комнате, где находился

новорожденный, до крещения всю ночь должен был гореть огонь; иначе его

может унести «нечистая сила» и заменить другим. После крещения ребенка

можно было оставлять в

-50-

комнате и можно класть в люльку, тогда как до этого времени он лежал или на

скамье, или на полу. С этого времени ребенок переходил на руки матери, и

она заботилась о нем сама'' [35, 186].

В старину считали, что судьба ребенка зависела и от того, какие

предметы находились в комнате в момент его появления на свет: если,

например, рабочие инструменты, то это означало, что новорожденный будет

хорошим мастером: имело значение и то, тихо или шумно было в то время,

когда рождался ребенок: если кругом тишина, то ребенок будет кротким и

послушным.

Чтобы ребенок вышел хорошим человеком, старались устроить

благоприятную обстановку в момент его рождения: под подушку новорожденного

клали хлеб и соль, считалось, что они привлекут впоследствии к нему

богатство.

«Новорожденному ребенку мать отдавала всю свою любовь, делала для

своего дитяти все, что подсказывала ее любовь и слабые знания. Мать теперь

кормила его, купала и пеленала. Кормилица не допускалась ни в коем случае.

Если мать почему-либо не могла сама кормить грудью, то ребенку давалось

коровье или козье молоко» [18, 76].

Кормление было беспорядочным. Неправильно питались дети как бедных

крестьянок, так и зажиточны, особенно в страду. Матери грудных детей

трудились наравне со всеми другими членами семьи. Обычно, детей забирали с

собой в поле. В лучшем случае младенцев укладывали в люльки, в худшем

оставляли прямо на траве. Распространены были случаи, когда детей

травмировали косари.

С раннего возраста у детей появляются свои обязанности: у мальчиков

они сводились к помощи отцу. Вспомним Некрасова: «Отец, слышишь рубит, а я

отвожу… и т.д.». У девочек иные обязанности- помощь по дому и ухаживание за

«младшими». Надзором за младенцами занимались с 8-10 лет, хотя не редко и с

четырех лет.

Таким образом, уже в раннем возрасте дети получали некоторый опыт в

обращении со своими младшими братьями и сестрами, у них развивалось чувство

ответственности за судьбу маленького. Поэто

-51-

му еще до десяти лет дети имели свои обязанности в семье и серьезно

относились к ним.

Младенцам же сильно доставалось. Их опекуны « в летах» сами не так

давно находились в аналогичном возрасте. Нередко няни 4-5 лет роняли детей.

Конечно, до хорошего и правильного обращения было далеко, что, впрочем,

отчасти компенсировалось «няньки» не решались, но во время своих забав

забывали о своих младших и те оставались без присмотра.

«Первые годы жизни – продолжает Ильинский,- крестьянский ребенок

мало бывал на свежем воздухе: его больше держали в избе, особенно зимой, из-

за недостатка теплой одежды. Так как крестьянские избы были тесны, в них

была одна комната, то врывавшийся через открытую дверь холодный воздух

зимой быстро доходил до всех ее углов. Поэтому дети обычно ютились на

печи. Там они играли, и там же спали…

Одежды и обуви крестьянским детям на зимнее время совсем не

заготовлялось: В глубокую осень и даже зимой они нередко бегали на дворе и

по улице босыми. От недостатка ухода, вследствии худого питания, сырости,

недостатка свежего воздуха в избах часто болели. Болезнь обычно

объяснялось «дурным глазом». Забота о больном ребенке целиком ложилась на

мать, которая чаще всего обращалась к знахаркам.

В отношении к больным детям крестьяне держались фаталистической

точки зрения: если суждено жить, то больной ребенок выздоровит, а если

суждено ему умереть, то ничто ему не поможет»,- пишет В.Ильинский [18, 89].

Итак, ребенок первые годы проводит в мирке ограниченном маленькой

крестьянской избенкой, в которой кроме него располагаются другие дети,

родители, бабушки и дедушки и, нередко, домашние животные. Ни о какой

гигиене не может быть и речи. Крестьяне вместо того, чтобы создать ребенку

благоприятные условия для существования относились к ребенку как к

животному. Даже хуже. Если умирал ребенок- это еще полбеды. У крестьяника

их много, а здоровья еще больше. Умирает корова – вот настоящая беда.

Скотина представляется подлинной кормилицей.

Мать, всегда занятая хозяйством, не могла уделять много времени

уходу за ребенком, поэтому она всячески стремится ускорить

-52-

физическое развитие детей. « Так лишь только мать замечала, что ребенок

может самостоятельно переворачиваться с одного бока на другой, она начинала

приучать его к сидению: когда начинал ползать его и заставляли стоять и

ходить » ,- отмечает В.Ильинский.

Понятно, что такого рода «эксперименты» оканчивались плачевно.

Достаточно вспомнить любую картину, на которой озображен русский мужик. Он

обычно коренастый, сутулый, кривоногий. В прочем при всем при этом русский

мужик повсеместно известен своей выносливостью, силой, работоспособностью,

так как такие условия жизни либо убивали, либо укрепляли тело и дух, готовя

ребенка к еще более тяжелым испытаниям.

Как только ребенок научился ходить мать отправлена его гулять во

двор. «С корочкой хлеба в руке расхаживая он под окном избы в руке

расхаживая он под окном избы, около которого сидела мать, издали на него

поглядывая. Ребенок был спокойно занят своей игрой, иногда он силился

отворять ворота, забавляясь их скрипом, не пугался встретить корову, а

подняв какую-нибудь тоненькую хворостинку, даже старался прогнать ее.

Крестьянский ребенок рано развивался физически, предоставленный самому

себе»,- рассказывает П.И.Симуш [35, 65].

В этом и есть главная особенность народного воспитания – это

включение ребенка в жизнь, подготовка его по всем ее тяготам и лишениям.

Период детства сокращен до нельзя. Уж таковы условия существования

крепостных: не могут они содержать «лишний рот». Поэтому приходится всем и

«старым», и «малым» добывать трудом хлеб насущный. Если старики скоро

найдут долгожданный покой, то детей работа будет сопровождать всю жизнь. В

детях родители видели прежде всего твердую гарантию в новых рабочих руках.

В семье происходило единение интересов старых и молодых членов

семьи. Родители не только передавали детям свой производственный опыт, но и

готовили их к тому, чтобы дети были способны прокормить их в старости.

В семейном воспитании большое место занимало формирование таких

духовных качеств, как осознание сыновьего долга и уважение старости,

великодушие к людям престарелого возраста.

-53-

Так как мать и отец были заняты тяжелым трудом, то старики

последние годы своей жизни посвящали внукам. Они и были главными

воспитателями детей, передовая им нравственные нормы.

Общаясь с дедушками и бабушками, дети узнавали важные истины:

нельзя делать того, что не велят, нельзя бездельничать, когда мать и отец

трудятся, нельзя требовать от родителей того, что они дать не могут.

Осуждение плохих поступков внуков бабушками и дедушками имело

высоконравственный смысл, оно предостерегало детей мудрыми поступками.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Природные русские педагоги –

бабушка … дед понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные

сентенции принесут больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в

словах, а в самой жизни семьи, в охвате ребенка со всех сторон и отовсюду

ежеминутно проникает в его душу» [41, 177].

В свою очередь, отец и мать воспитывали у детей чувство перед их

воспитателями, учили быть благородными за те затраченные усилия и пережитые

тревоги в процессе воспитания детей. Ребенок был обязан научиться выражать

родителям свою благодарность хорошим поведением и послушанием.

Таким образом, роль дедушки и бабушки в воспитании детей

сопоставима со значением родителей, если не выше. После того, как мать

начинает уделять ребенку меньше внимания, в связи с постоянной занятостью

по хозяйству, ребенок переходил на «попечение» дедушки и бабушки, весьма и

весьма «искушенных» воспитателей с огромным жизненным опытом.

Народная педагогика знает и использует целей ряд средств

воздействия: колыбельные песни, пословицы, сказки, игрушки.

Колыбельные песни- первые поэтические произведения, обращенные к

ребенку. Под их влиянием малыш познает звуки родной речи, начинает

понимать обращение к нему матери. Особую сердечность предает колыбельной

то, что она предназначена для двоих и не рассчитана на постороннего

слушателя. В песне раскрывается внутренний мир матери, проявляется

различные чувства, надежды и

-54-

мечты о грядущих удачах и благополучии ребенка, тревога о его дальнейшей

судьбе.

В комментариях и «Антологии педагогической мысли» отмечено что:

«Исполнение колыбельных песен имеет свои, присущие только их содержанию

особенности: не громкость, нежность, эмоциональность, ритмичность. Глубокий

нравственный смысл колыбельных песен является фундаментом, на котором

строится эстетический мир ребенка.» [5, 68].

В народной педагогике практически незаметен переход от одного к

другим средствам. Переход с помощью пословиц воспитывалось почитание земли

и хлеба. Пословицы о хлебе такие же древние, как земледелие. Они изменялись

на протяжении веков, но суть их оставалась прежней.

Первые шаги сознательной жизни ребенка наши предки связывали с

воспитанием у него бережного отношения к хлебу и земле, как источников

жизни человека.

По древнейшей традиции детей приучили не говорить о земле плохого

слова. « Ранней весной нельзя было бить по земле палкой, - отмечает

С.А.Токарев,- потому что она находится в состоянии беременности, то есть

рождается хлеб и дает жизнь всем растениям» [39, 63].

Не менее почитался хлеб. Ему придавалось столь важное значение, что

появление на свет ребенка сопровождалось различными обрядовыми действиями и

ритуалами, связанными с хлебом. Худое слово о хлебе считалось проявлением

велишайшей безнравственности. Под влиянием таких наставлений у детей

складывалось представление о хлебе не только как о материальной, но и

моральной ценности:

«Бьют хлеб палками, Режут ножом.

Жмут камнями, За то хлеб губят,

Жгут огнем, Что все его любят» [11, 64].

На двух простых истинах были основаны принципы народной педагогики:

1) нельзя воспитывать трудолюбие у детей лишь одним словом, без серьезных

умных дел; 2)чем раньше дети будут привлечены к труду на земле, тем лучше

они будут воспитаны. «Сынок –сосунок, не век сосун, через год –стригун,

через два – бегун, через три – игрун, а там и в хомут» [11, 132].

Сказки важную часть народной педагогической культуры. Издревне

они использовались как средство воспитания детей. Сказка обладает

иносказательным смыслом, тем не менее хорошо памятным даже детям. В ней

изображается красивый, таинственный мир, где свет, правда и справедливость

всегда побеждает зло. Если в условиях семейной жизни нарушение детьми

правил поведения влекут за собой порицания, то в сказке за это угрожают

серьезными опасностями, даже смерть, но при помощи внешних сил сложная

ситуация заканчивается благополучно. Сказки стали своеобразным сводом

нравственных поучений с живыми примерами о том, какая может постигнуть

детей беда, если они не слушаются старших, принебрегают их советами,

наставлениями, предупреждениями.

В сказках маленького, неопытного персонажа всегда выручают

звери, птицы и другие силы. Но они добры лишь при условии ласкового

отношения к ним.

Итак, элементарные нормы поведения, требования старших в сказке

изложены без окриков, наказаний, к которым часто прибегают родители, и

непринужденно входят в сознание и душу растущего человека, становятся его

внутренним приображением. Это назначение сказок подметил К.Д.Ушинский,

назвав их проявлением педагогического гения народа.

С раннего детства у ребенка есть верные друзья-игрушки. В

живой, увлекательной форме они преследовали цели умственного, физического,

эстетического воспитания, развивали фантазию ребенка, помогали освоиться с

привлекательным для него миром взрослых и в игре подражать им. К сожалению,

это сильнейшее воспитательное средство крестьяне, из-за постоянной

материальной стесненности использовали мало. В.Ильинский пишет: ”Маленьким

детям крестьянки вешали над их колыбельками цветные платки, которыми

забавлялся ребенок. Девочки играли в куклы, а мальчики – в лошади. Если

девочка хотела играть в лошадки, ей не давали, считая это предосудительным.

Как и везде, крестьянские дети в своих играх подражали взрослым и

копировали окружающую жизнь: обрабатывали хлеб, ухаживали за скотом, ездили

на базар, пили водку и т.п.” [18, 352].

Итак, уже после пяти лет ребенок считался чуть ли не взрослым.

До этого времени, да и дальше до 10-11 лет дети получают в основном

“физическое” воспитание. Период детства крайне мал, его почти нет.

Особенность воспитания крестьянских

-56-

детей состоит в том, что с самых ранних лет начинается трудовая

деятельность. Вначале в форме игры, а затем труд становится жизнью

крестьянина.

Религиозное чувство у ребенка пробуждали очень рано. Первые

впечатления о Боге больше связаны с запугиванием. Если ребенок начинал

шалить, мать грозила: ”Боженька накажет”, показывая на икону.

Ребенка рано приучали молиться. Вначале он просто подражал

старшим, становился рядом с ними на колени, клал руку на лоб, человал пол.

“Но так как содержание молитвы, - пишет Ильинский, - не было понятно

ребенку, чтение их было механическим. Если ребенок не хотел становиться на

молитву, его принуждали. Например, когда ребенок делал последний поклон,

ему сзади бросали какой-нибудь гостинец и говорили, что это ему послал за

его труды Бог…

Когда ребенку исполнялось 7-8 лет, его начинали водить в

церковь” [18, 145].

Храмы часто находились в усадьбах. Поэтому с этого времени можно

говорить о том, что ребенок начинает систематически посещать дворянскую

усадьбу. Причем почти все знания, связанные с образованием, дитя будет

получать здесь же.

Крестьянским детям внушалось определенная сумма религиозно-

нравственных понятий. Условно их можно разделить на две группы: основанных

на “страхе божьем” и на традициях. Внушалась необходимость молиться,

соблюдать посты и праздники. ”Не помолившись Богу, нельзя было садиться за

стол, а равно и выходить из-за стола…К трудовому хлебу – за столом или

вообще при еде – детям внушалось благоговейное чувство, а поэтому бросаться

хлебом, даже небрежное обращение с крошками считалось просто преступлением.

За столом нужно было быть серьезным и не болтать…Нищим отказывать считалось

грехом, и за скупость Бог мог лишить благосостояния или наказать болезнью”,-

пишет Д.И.Латышина [24, 223].

Существовали в семье и традиции, непреложные правила. Почтение к

родителям, старшим и всякого рода начальникам постоянно внушались детям.

Обязательно, в хорошей семье жена должна была слушаться мужа, не поступать

наперекор ему. Такие же отношения были и между родителями и детьми.

Почтение к родителям считалось залогом здоровой, долгой и счастливой жизни.

Д.И.Латышина отмечает: “Покорность детей часто была рабской, а

-57-

власть родителей над ними переходила иногда в слепой деспотизм, лишенный

нравственных оснований. Встречались такие родители, которые лишали детей

всякой свободы, наказывали их за игры, шум, подвижность, требовали, чтобы

дети были серьезны, как взрослые” [24, 224].

Самым важным в народной педагогике было трудовое воспитание.

В этот замкнутый круг всеобщей набожности, неграмотности,

патриархальности вмешивались дворяне-помещики. Они начинают испытывать

нужду в наличие опытных, образованных мастерах-ремесленниках, способных

выполнять любую нужную в хозяйстве работу. Поэтому в усадьбе организуются

различные школы, в которых крепостные получают элементарные знания:

обучаются чтению, счету, письму, “закону божию” и “конечно” ремеслу.

Так помещик Анненков заботился о появлении в поместье собственных

квалифицированных мастеров. Крепостной М.Романов посылается на 2 года для

обеспечения “столярному художеству”, И.Трубилин и А.Домашев – в “науку

поваренную”, И.Васильев и П.Тимофеев – для обучения “портретному

мастерству” и т.д.

Крепостные Анненкова отправляются изучать науки не только в Курск,

но и в Воронеж, и в Москву. Помощник был заинтересован в получении ими

лучших ремесленных навыков и денег на обучение не жалел.

В усадьбах петербургских вельмож получило распространение

музыкальное творчество. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была

создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая в Москве и Петербурге.

Хор состоял из крепостных. Каждые 3-4 года из курских имений выписывались

малолетние певчие для обучения в Петербурге. Прошедшие столичную

музыкальную школу, многие из них, возвратившись домой, оставались верны

музыке, укрепляя и расширяя музыкальные традиции родных мест.

“Некоторые из мальчиков-певчих, - отмечает М.М.Звягинцева, -

сделали впоследствии артистические карьеры, как, например, Беликов,

Маренич, Усатов, Алабышев, Коноплев, Кившенко, Барышев и др. Можно сказать,

что судьба одного из них, Г.Я.Ломакина, уникальна и типична одновременно.

Ему повезло больше других: он становится одним из лучших скрипачей-

виртуозов, основателем Бесплатной музыкальной школы в Петербурге” [15,

134].

-58-

Итак, крестьянин мог покинуть замкнутый круг жизни в деревне,

лишь через обучение, через получение знаний в дворянских усадьбах.

Своеобразную карьеру могли сделать лишь те, чей талант и работоспособность

заметили дворяне-помещики.

Таким образом, крестьянский ребенок формировался под влиянием

среды со всеми ее противоречиями: угнетенностью и беспечностью,

состраданием и жестокостью, искренней религиозной настроенностью и

бедностью. Дети впитывали эту атмосферу с ее темными и светлыми сторонами.

Поскольку среда была цельной и замкнутой, дети лично усваивали влияние и

уклад жизни старших поколений.

-59-

Заключение.

Как показало исследование, в царствование ПетраI усиливается процесс

образования крупноземельной собственности и родовых недвижимых имений. Эта

тенденция получила развитие и в Курском крае. Сподвижники Петра I, такие

как Б.П.Шереметьев, Г.И.Головкин, И.С.Мазепа, получили вотчины, ставшие

подлинными культурными центрами, положившими начало усадебному

строительству в нашем регионе.

Строительство усадебных комплексов усиливается после Манифеста Петра

III от 1762 года и дарование вольности дворянству Екатериной II.

Усадьбыстановятся уделом не только крупных землевладельцев, но и средних, и

даже мелких.

Формируются два типа усадеб – принадлежавшим петербургским вельможам

и стремившимся подражать им среднепоместным дворянам.

На конец XVIII - начало XIX века приходится “золотой век” курской

усадьбы. В это время создаются подлинные шедевры усадебного зодчества –

“Марьино” и ”Моква”, ничуть не уступающие по великолепию подмосковным

дворцам.

Усадьбы становятся подлинными культурными центрами. Они

размещаются в красивейших природных ландшафтах, идеально гармонизируя с

ними. Их строительством занимались талантливые архитекторы. В усадьбах

сосредотачиваются великолепные библиотеки, огромное количество картин

западноевропейских и отечественных художников, скульптуры. Известны 5

провинциальных театров, располагавшихся в имениях Анненковых,

Валькенштейна, Голицыных, Хорвата и Ширковых. Практически все крупные

усадьбы являлись музыкальными центрами Курского края, в них открывались

школы для крепостных. Почти в каждой усадьбе был свой храм, где велись

службы. Все это позволяет сделать вывод о том, что вклад, внесенный

дворянскими усадьбами в культурное наследие Курского края, чрезвычайно

велик.

Такое средоточие культурных ценностей дает право говорить о

воздействии на эстетическую, духовную, нравственную и другие сферы

человека. Речь идет о воспитательных возможностях усадьбы – влиянии

совокупности различных сред, оказывающих развивающее, воспитующее

воздействие на человека.

Воспитующее воздействие оказывают такие факторы как:

-60-

- культурно-эстетические ценности (архитектура, садово-парковая культура,

библиотека, картинная галерея и т.д.);

- уровень воспитания и образования дворян, проживавших в усадьбе;

- соприкосновение с крепостными крестьянами, обретение дворянами

национальной, народной культуры;

- формирование особого мира ценностей, присущих дворянам, особое содержание

воспитания (физическое, нравственно-религиозное, эстетическое).

Средствами дворянского воспитания выступают пример, традиция, саморазвитие.

Усадьба способствует единству с природой, уединению в особой

атмосфере, в окружении близких людей. Поэтому домашнее, семейное воспитание

становится главной формой воспитания. Усадьба становится своего рода

колыбелью, где нет различий на начальных этапах между детьми, будь они

дворянскими или крестьянскими. Общее существование многое делает

совместным. Но постепенно между детьми растет пропасть. Результат

воспитания разводит детей по разным ступеням социальной лестницы. Дворяне

развиваются, “внешне” готовятся к светской жизни. Получив знание этикета,

энциклопедическое образование, в них развивается созерцательное восприятие

действительности. Они видят красивое и восторгаются им, обращают внимание

на безобразное и морщатся, но ничего не пытаются изменить.

Народная педагогика включает с измальства ребенка в тяжелую жизнь

крестьянина. Главным средством воспитания становится труд. Внутреннее

развитие происходит через постижение законов нравственности. Крестьянский

ребенок воспитывается для рабочего существования. Труд обеспечивает

существование, он залог жизни. Поэтому взгляд крестьянина на окружающий мир

более рационален, более утилитарен.

Средствами воспитания наряду с трудом выступают обычаи, традиции,

сказки, пословицы, поговорки, песни.

-61-

Библиография.

Архивные материалы.

1. ГАКО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 2137.

2. ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 45.

3. ГАКО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 158.

4. ГБЛ. Ф. 19. Оп. 1. Ед. хр. 128/274. Б.

Список литературы.

5. Антология педагогической мысли XVlll века. –М.: Знание, 1991.- 435 с.

6. Благой М.Т. Архитектурные памятники.-М.: Наука, 1989.- 230 с.

7. Болотов А.Т. Памятник прошедших времен.-М., 1898.

8. Боткин С.Д. Воробьевка // Изучение жизни и творчества А.А. Фета. –

Курск: 1994. – 325 с.

9. Веденин Ю.А. Русские дворянские усадьбы и их роль в возрождении

культурного ландшафта России // Русская усадьба. – Вып. 1(17). – М. :

1994. – 240 с.

10. Готье Т. Путешествие в Россию. – М. : Мысль, 1990. – 400 с.

11. Гуленьки: русские народные прибаутки, заклички, поговорки. –М. : Дет.

Лит., 1995.-458 с.

12. Дынник Т.А. Крепостной театр. – М. : Академия, 1993. –327 с.

13. Евангулова О.Е. Город и усадьба второй половины восемнадцатого века в

сознании современников // Русский город. Вып. 7. – М. : 1989.

14. Жизнь в свете и дома. –М. :ТЕРРА; 1997.- 368 с.

15. Звягинцева М.М. Русская усадьба как культурно – исторический феномен.

Автореферат дисс. … канд. культурологии. – СПб, 1997. – 175 с.

16. Злочевский Г.С. Памятники отечества. Мир русской усадьбы. – М. :

Образование, 1995.

17. Известия Курского губернского общества краеведения. Вып. 6. – Курск. –

1928.

18. Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. – М. :

Госиздат, 1923.

19. История и современность Курского края. – Курск, 1993. – 598 с.

20. Каждан Т.П. К вопросу о изучении русской усадьбы // Русская усадьба. –

Вып. 1(17). – М. – 1994. – 240 с.

21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М. : Академия. 2000. – 250

с.

22. Ключевский В.О. Сочинения. Т.1. – М., 1918.

23. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.:

Экономика; 1993.- 399 с.

24. Латышина Д.И. История педагогики. – М. : Наука. – 1995.

25. Лихачев Д.С. Сад и культура России. – М.: Наука, 1982.

26. Лотарева Д.Д. Марьино: усадьба русского аристократа // Мир русской

усадьбы. – М. :Наука, 1995.- 294 с.

27. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – М.: Наука,1998.

28. Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.

29. Мир русской усадьбы. – СПб. – 1998.

30. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – СПб. : “Летний

сад”, 1998. – 224 с.

31. Описание Курского наместничества вообще и порознь: всякого города и

уезда. – Курск. – 1785.

32. Памятная книжка Курской губерни на 1860 год. – Курск. –1860.

33. Пыляев М.И. Полубарские затеи // Исторический вестник. – 1886. –

Сентябрь. – С. 532-548.

34. Рябцев Б.Г. Очерки истории культуры XVlll века. – М.:Наука, 1994.

35. Симуш П.И. Мир таинственный… М. : Политиздат, 1991. – 255 с.

36. Смирнов Л. Усадебный ландшафт России // Наше наследие. – 1994.

37. Соловьёв С.М. Избранные произведения. Т. 3.- Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-

576 с.

38. Стернин Ю.Г. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба.

Вып. 1(17). М. – 1994.

39. Токарев С.А. Религиозные верования восточнославянских народов: XlX-

начало XX веков. –М.: Наука, 1987.

40. Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба.

Вып. 1(17). М. – 1994.

41. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1. – М., 1948.

42. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 2. - М., 1948.

43. Федоров С.И. Марьино. – Воронеж, 1988.

44. Федоров С.И. Архитектурные очерки Курского края. – Курск, 1968.

45. Фет А.А. Воспоминания. – М.: Дет. Лит., 1988.

46. Холодова Е.В. Усадьбы Курской губерни. – Курск, 1997.

47. Цапенко М.П. По западным землям курским и белгородским. – Белгород,

1981.

48. Шалинов К.П. Путешествие в Малоросию. – М. – 1882.

49. Щепкин М.С. Записки. – М. , 1864.

50. Щербатов М. О повреждении нравов в России. – М. – 1887.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.