РУБРИКИ

Дворянская усадьба

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Дворянская усадьба

Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался

из сочетания различных видов искусства, художественной и общественной

жизни, культурного, хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и

одновременно изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в

живую природу. Это компилятивное сочетание не только было тесно связано с

процессами, происходившими в русской художественной культуре XIX века, но и

оказывало на эти процессы значительное влияние.

Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с

одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась

составной частью провинциальной культуры и в то же время принадлежала и

культуре городской, таким образом участвуя во взаимном обмене этих двух

полюсов культуры, способствуя их обогащению и укреплению.

В изучении русской усадьбы исследователь Т.П.Каждан

выделяет два аспекта: “Первый из них заключается в анализе связей,

возникавших в процессе создания ансамбля усадьбы между естественной

природой, садово-парковым формированием, архитектурой и пластическими

искусствами. Второй аспект связан с сложением в архитектурно-парковой среде

усадьбы специфической творческой атмосферы, способствовавшей развитию и

процветанию различных видов искусства… в особенности литературы, музыки,

зрелищных искусств…” [20, 62]. Поэтому русская усадьба была не только

приятным местом сезонного обитания владельцев поместья, но и

соответствовала эстетическим идеалам человека того времени и обладала

условиями, упрощавшими отношения с простым народом.

А.А.Фет задавался вопросом: ”Что такое русская

дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической(” И сам отвечал:

”Это “дом” и ”сад”, устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с

”природным” в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное

не дичится

-21-

облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной

природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под

крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в

смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого

созерцания” [45, 477].

В XIX в. в усадебном строительстве доминирует

классицизм. Этот стиль “способствовал сохранению цельности человеческой

породы, утверждая, что все противоречия могут быть преодолены” [40, 25].

Именно гармония “дома”, ”сада” и ”природы”, о которой говорит Фет и нашла

свое отражение в классицизме. Отсюда стремление обособить, отделить и

сгармонизировать островок усадьбы. Она давала ощущение независимости и

свободы (культ античности). Усадьба укрепляла веру человека в свое

благополучие. Она была родиной дворянину (человеку), здесь проходило его

детство, сюда он возвращался, чтобы смерть избавила от старости.

Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на

то, чтобы вся ее среда источала историю. Классицизм связывал прошлое и

настоящее, античность и современность. Об элладе напоминали:1) коллоны

главного дома, 2) росписи, подражающие помпейским, 3) “антикизированная”

мебель и утварь. Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом

и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно

вспомнить богатейшую коллекцию статуй “Марьино”: “Венера Марьинская”,

”Богиня медицины”, ”Юлий Цезарь”, ”Сократ” или ”Моква”: ”Три грации” и т.д.

Попадая в господский дом можно увидеть как изделия

художников-самоучек, так и произведения лучших портретистов и пейзажистов

Западной Европы и России. Нередко художники изображали саму усадьбу.

Например, в “Избицком доме” находится картина неизвестного художника

“Дворец в Марьино”.

В общественной жизни XIX в. было две стороны

городская и деревенская. И потому усадьба стала неким символом российской

жизни, что она была тесно связана с обоими полюсами общественного бытия.

«Усадебный уклад,- пишет Ю.Г.Стернин,- мог бы быть ближе то к сельской

свободе, то к столичной регламентации, он мог ассоциироварться, то с

«философической пустыней», то с «надменной Москвой» [38, 47].

-22-

Не только статуями богаты усадебные коллекции.

Каждая усадьба представляет собой картинную галлерею. Причем чаще всего они

являются не отрибутом богатства и знатности, а подобраны с большим вкусом и

идеально вписываются в интерьер.

Почти обязательная принадлежность усадьбы это фамильные

портреты. Портретная галерея предков своим размахом напоминали крупные

дворцовые собрания прежних русских вельмож. Так в Мокве представлен целый

ряд прямых потомков Нелидовых. Гениалогия дома – история усадьбы в лицах.

Отдельную категорию живописцев составляют сами помещики.

Причем можно выделить две художественные группы: ”профессионалы” и

”дилетанты”.

В конце XVIII- начале XIX века художественный

дилетантизм занимал в жизни усадьбы немаловажное место. Почти каждый

помещик пробовал себя в живописи. В имение приглашали учителей рисования,

обучавших начальным знаниям по рисунку, композиции, живописи не только

детей, но и взрослых. Выпускались специальные учебники для домашнего

обучения рисунку. Среди них: “Руководство” М.Некрасова (1760), “Способ, как

в три часа неумеющий может стать живописцем” Л.Басина (1798) и др.

“Главными темами художников-дилетантов были изображения

самих усадеб, романтических пейзажей, усадебной повседневности и

праздников”, - отмечает исследователь М.Звягинцева [15, 23].

Профессионально занимался живописью Вячеслав Григорьевич

Шварц. Когда ему исполнилось восемь лет он со своей матерью переезжает в

имение “Белый Колодезь”, где начинает много рисовать тушью и серпией,

копирует картины, которые украшали стены родительского дома.

За свою недолгую жизнь художник создал ряд произведений,

принесших ему прижизненную славу. Его жизнь и творчество были тесно связаны

с родным краем. Так, свою последнюю работу “Вешний царский поезд на

богомолье” В.Г.Шварц закончил в Белом Колодезе, изобразив на ней пейзаж

своей родной усадьбы.

В Нескучном проживала целая семья художников. Глава семьи

профессор архитектуры Н.Л.Бенда и его сыновья-архитекторы Альберт

Николаевич, более известный как акварелист, и Леонтий Николаевич, художник

и историк искусства Александр

-23-

Николаевич – внесли большой вклад в развитие русской худржественой

культуры. Примечательно, что из внуков Николая Леонтьевича – Евгений и

Зинаида (в замужестве Серебрякова) – стали известными живописцами.

Как известно, расцвет дворянских помещичьих усадеб

приходился на конец ХVIII – первую половину XIX века. Именно в эти годы

сеть усадеб охватила буквально всю европейскую часть России. Как правило в

одном и том же уезде можно было встретить жителей Санкт-Петербурга, Москвы,

Курска (Барятинские, Юсуповы, Голицины и т.д.). Обмен новостями, модами,

знаниями из самых разных областей науки и искусства делали усадьбу одним из

ведущих центров распространения новой информации, охватывающей буквально

все сферы жизни русского провинциального общества.

Для обучения детей помещиков в усадьбы приглашались

учителя – это были прежде всего студенты, молодые люди, только что

окончившие учебные заведения, а также иностранные преподавтели – французы,

немцы. Некоторые литературные произведения того времени дают некий образ

учителя, хотя и искаженный. Образы создают Фонвизин в “Недоросле”, или

Пушкин в “Евгении Онегине” (“француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил

его всему шутя”). Для исправления этого стереотипа достаточно вспомнить,

что многие замечательные отечественные писатели и ученые в молодости

занимались репититорством (Чехов и др.) и работали учителями в усадьбах.

Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались

прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не

только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Среди книг встречались

не только художественные произведения, но и разнообразные руководства по

ведению хозяйства, по строительству. Такие книги стали для многих помещиков

тем источником, который определил их художественные вкусы и знания в

области строительства, в сельском хозяйстве, позволил расширить

многообразие форм природопользования.

В одном из популярных в начале XIX века многочисленных

“путешествий” читаем: ”В деревне, в счастливой тишине ее, всякое

удовольствие живее. Сидя (около вечера) у открытого окна, под ясным небом,

перед зелеными деревами сада, читаю с таким удовольствием, которого в

шумном городе заманить в сердце почти

-24-

никак не возможно. Свежесть чувств и мыслей моих подобна свежести ничем не

заряженного воздуха; несколько раз повторяю одну фразу, одно слово – чтоб

не вдруг выпить божественный нектар, но понемногу, но прихлебывая… ох!

Сластолюбие ума во сто раз тоньше всякого сластолюбия на свете! Ум, талант,

книги! Что может сравниться с вами…” [48, 237].

Несмотря на излишнюю восторженность и некоторую жеманность

стиля, приведенное высказывание отражает взгляды и вкусы большинства

представителей провинциального дворянства.

Остановимся по-подробнее на том, какого рода литература

интересовала помещиков.

Среди книг значительную группу составляли издания прикладного

характера, ориентированные, в первую очередь, на усадебного потребителя.

Они содержали сведения, касающиеся ведения хозяйства, что способствовало

развитию земледелия. Эти книги должны были распространять “общеполезные

сведения”, помогавшие улучшению хозяйства. Подобная литература пользовалась

большой популярностью у курских помещиков.

Немало было произведений художественной литературы. Культуролог

М.М.Звягинцева пишет: “В усадебных библиотеках имелись произведения

М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, И.Ф.Богдановича, пьесы А.П.Сумарокова и

Д.И.Фонвизина. На книжных полках соседствовали торжественные оды и

сентиментальные повести, книги военной и сельскохозяйственной тематики,

мемуары и религиозная литература” [15, 123].

Курская усадьба была не только потребителем, но и объектом

литературного творчества. Так в одном из наиболее популярном романе начала

XIX века – “Российский Жилбаз, или Похождения князя Гаврилы Симеоновича

Чистякова” В.Т.Набережного – судьбы героев тесно связаны с Курской

губернией.

Таким образом, следует отметить, что в связи с увеличением

количества библиотек и содержащихся в них книг, улучшается культурный

уровень дворянства.

Практически все крупные дворянские усадьбы являлись

музыкальными центрами. Особое качество и масштабы принимало музыкальное

творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож. В Борисовке,

принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла,

гастролировавшая даже в Москве и Петербурге.

Особое значение имели журналы или периодические издания. Об этом

свидетельствует высокая популярность “Экономического

-25-

магазина”, журнала, выходившего в Москве с 1720 по 1789 г. Этот журнал

издавал Н.Н.Новиков, а одним из основных авторов был А.Т.Болотов, известный

русский агроном, лесовод, паркостроитель.

Использование последних достижений ландшафтной архитектуры в

конце XVIII-XIX веке привело к тому,что вокруг усадьб не только

устраивались пейзажные парки, но и как бы заново создавался весь окружающий

ландшафт.

Так, например, в имении Нелидовых существующая дубрава была

переформирована в английский парк, а запруды на реке Мокве образовали

систему из трех прудов. Даже посмотрев план любой, без исключения, усадьбы,

можно невооруженным взглядом увидеть четкие, словно по линейке вычерченные

геометрические фигуры.

Особую роль играли усадьбы – родовые имения наиболее знаменитых

дворянских фамилий или богатых и знатных людей. Для них был открыт доступ к

самым последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности,

к новым технологиям они знакомились с наиболее передовыми идеями в

искусстве, политике, нуаке.

”Эти усадьбы оказывали влияние на развитие не только уезда, но и всей

губернии”, - пишет Ю.А.Веденин [9, 31].

В них соседские помещики могли познакомиться со всеми новинками

культуры. Это и здания, в строительстве которых нередко принимали участие

столичные архитекторы; это и устроенные по последней моде парк, домашний

театр и оркестр, где игрались первые отечественные пьесы и музыкальные

произведения; картинные галереи,где висели полотна крупнейших зарубежных и

отечественных художников, в штате усадьбы почти всегда были домашние

художники, нередко кончавшие курс у известных столичных мастеров и

множество ремесленников, выполнявших самые разнообразные заказы со всей

губернии.

В качестве примера можно привести рассказ об одной, весьма

известной когда-то усадьбе. “Ивановское, столица имений Барятинских, с

церковью, училищами, больницами, богадельнями, фабриками… было…благодатным

центром всей Курской губернии. Каждый, кому нужно было заказать хороший

экипаж, прочную мебель, кто отделывал дом, имел надобность в слесарях,

обойщиках, малярах и других мастерах, каждый, кто желал украсить свои

комнаты ценными деревьями и кому нужно было приобрести какого-нибудь

теленка или барана возвышенной породы – ехал в Ивановское с уверенностью

найти там желаемое… при дворце состояли сотни

-26-

обойщиков, слесарей, каретников, штукатуров, лепщиков, живописцев, столяров

и тому подобных мастеров” (В.А.Инсарский).

“В доме был театр, в котором игрались пьесы на русском и французском

языках…был оркестр, из 40 или 60 музыкантов, составленный из крепостных

людей. Давались концерты, в которых принимали участие жившие тогда в

соседстве известные меломаны”. (Зиссерман А.А.)

Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно

самым существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом

свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах

и распространение художественных принципов и стилей, выработанных в

профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных

форм декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д.

“Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру

провинции, она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в

формировании современной народной культуры”,- продолжает Веденин Ю.А. [8,

32]. Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые

познакомилось с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали

в связи с творчеством Пушкона, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог

бы быть бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции

была весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения

народного искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к

тому, чтобы взять на себя роль лидера в этом благородном деле.

“Наличие уже действовавших художественных мастерских, тесная

связь с крестьянами, концентрация именно около усадьбы людей одаренных и

творческих, представляющие самые разные слои общества, - вот причина того,

что в самых разнообразных районах России появились свои Абрамцева и

Талашкины”,- пишет Ю.А.Веденин [8, 32].

В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-

духовной культуры России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и

распространении светской культуры. Однако место церкви в усадьбе было также

значительным: ведь усадьба – это комплекс, состоящий из жилого дома,

церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий.

Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло

господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их

контакты более тесными и более человечными.

-27-

При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а

крестьяне приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так,

например, можно предположить, что требования к проведению религиозных

обрядов, к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных

церквях были более высокими, чем в обычных сельских храмах.

Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное

переплетение всех видов и форм культуры – бытовой, хозяйственной,

художественной, политической с религиозными нравственными категориями

поддерживало усадьбу на передовых рубежах культурной жизни страны.

-28-

Глава 2. Дворянская усадьба как центр воспитания.

1. Воспитательные возможности дворянской усадьбы.

До второй половины XVIII века в России было два типа

поселений – это город и деревня. После этого временного рубежа начинается

невиданный ранее рост количества усадеб. Строительный бум охватил всю

империю. Последствием появления большого количества загородных резиденций

стало образование третьего типа поселения – усадьбы.

Отправной точкой этого явления можно считать 1762 г., когда

Петр III издал указ об освобождении дворян от обязательной государственной

службы. С тех пор дворянин волен был выбирать: посвятить себя службе или

удалиться в деревню и заняться хозяйством. Многие помещики предпочли

последнее. ”Очевидцы утверждают, что после обнородования указа все дороги

из Москвы и Петербурга были запружены каретами, экипажами, повозками, на

которых дворяне со своим скарбом покидали обе столицы и уезжали на

жительство в родовые имения. С тех пор на протяжении многих десятилетий

дворяне перебирались на лето в свои сельские жилища, а осенью возвращались

в город ”,- пишет Ю.С. Рябцев [34, 180].

А.С.Пушкин так описывает картину переезда:

”Обоз обычный, три кибитки

Везут домашние пожитки,

Кастрюльки, стулья, сундуки,

Варенье в банках, тюфяки,

Перины, клетки с петухами,

Горшки, тазы et cetera,

Ну много всякого добра.”

Таким образом, необходимо отметить, что формируются две

особые,чередующиеся среды жизнедеятельности в “существовании” каждого

дворянина – город и усадьба, причем нас интересуют именно воспитательные

возможности последней.

Учитывая, что завершенного определения воспитательных возможностей

современные педагогические издания не содержат,

-29-

под ними предлагали понимать влияние совокупности различных сред,

оказывающих развивающее, воспитующие воздействие на человека.

Возникает вопрос: как много времени проводил дворянин в усадьбе?

Возможно этого времени недостаточно для того, чтобы говорить о каком-либо

воздействии?

“Жизненный путь дворянина, особенно, когда в семье уже были старшие

дети, как правило, начинался в усадьбе. Место успокоения предков служило

колыбелью потомкам. За краткой полосой детства следовало отрочество,

знаменовавшее расстование с домом – родными, домашними, дворовыми.

Начиналась полоса учения в городе… После того наступала полоса службы…”

[13, 174-175]. Получив отставку, пожилой дворянин возвращался в свою

усадьбу, чтобы полностью посвятить себя любимому делу. Кстати, попавшего в

опалу помещика ссылали в имение.

Итак, пребывание дворянина в усадьбе можно разделить на три

периода:

1. Детство. От рождения до отрочества ребенок находился в усадьбе на

попечении родителей и дворни.

2. Зрелость. Обучение происходило обычно в закрытых учреждениях, а в

период службы дворянин лишь время от времени навещал ”родное

гнездо”.

3. Старость. После окончания службы дворянин возвращался в усадьбу,

где прошло его детство, чтобы в лоне природы достойно встретить

успокоение.

Изучение жизни и быта дворянских усадеб Курской губернии XIX

века позволяет сделать вывод о том, что внутри каждой усадьбы была создана

своя особая микрокультура. Здесь присутствовала оригинальная среда,

существующая по своим законам, хотя и было нечто общее, объединяющее такие

разные имения: образ жизни и воспитания. Домашнее воспитание складывалось

на протяжении длительного времени, впитав в себя народные черты,

приобщившись к русской национальной духовной культуре.

Сложившаяся система домашнего воспитания характеризуется образом

жизни, образованными людьми, элементами высшей эстетики, архитектурой,

садово-парковой культурой, библиотеками, а также соприкосновением сословий

дворян и крепостных. Остановимся по-подробнее на характеристике этих

элементов.

Обратимся к вопросу: кто проживал в усадьбе? Во-первых, это,

конечно, хозяин и его семья. Во-вторых, отдельно можно выделить знакомых и

друзей владельца, которые проживали

-30-

довольно длительное время. В-третьих, это дворовые люди, обслуживавшие

дворян и все окружающее великолепие.

Покупка загородной резиденции обходилась очень недешево. К

примеру, А.А.Фет купил имение Воробьевку (650 десятин) за 100 тысяч рублей.

Нередко владельцы занимали высокие государственные посты. Так, А.И.Нелидов

долгое время был губернским предводителем дворянства и губернатором, Иван

Сергеевич Барятинский и его сын Иван Иванович были дипломатами,

Г.А.Новосильцев находился в должности главы Курского городского

самоуправления.

Дворянин-владелец был человеком весьма образованным. Он

обязательно учился ”в закрытом или военном заведении, затем, иногда, в

западноевропейских университетах” [13, 175]. Тоже можно сказать о женщинах.

Они получали прекрасное домашнее образование, обучались в пансионе, нередко

в Смольном институте. Например, выпускницей этого заведения была мать

А.И.Нелидова Наталья Александровна.

Можно отметить, что владельцы усадеб были людьми по тем временам

образованными, интеллигентными, а также высоко ценили произведения

искусства.

“Еще в конце прошлого века российское общество не представляло,

какие огромные художественные ценности хранят усадьбы” ,- пишет

Г.Злочевский [16, 77].

К сожалению, только национализация имущества и открытый грабеж

дворянских усадеб показали малую толику этих ценностей. Попробуем

воссоздать ту атмосферу гармонии и красоты, которая присутствовала в

имении, окружала всех тех, кто в нем проживал.

“Усадьба – это особый организм, модель культуры, которая

выстраивается в пространстве как архитектурная модель мира. В этом ее

всеобъемлюещее воздействие на душу человеческую. От хозяйского дома

начинается “движение в природу”, которое ”обеспечивается” построением

садово-паркового комплекса согласно классицистическому принципу

трехслойного пространства. На переднем плане, перед домом размещался

регулярный партер, служащий для постепенного перехода от форм архитектуры к

ее природному окружению. На втором плане находились река или пруд, а третий

план раскрывался как живописное полотно, представлявшее широкую панораму

естественного окружения усадьбы. В ней находилось место и усадебной церкви,

расположенной чаще всего на оси перспективы, и близлежащим

-31-

деревням, и лугам, и рощам”,- пишет М.Звягинцева [15, 19-20]. Таким

образом, создавалась непосредственная связь архитектуры построек, садово-

паркового ансамбля и окрестностей.

Все планы в усадебном ландшафте были тщательно продуманы. Они

составлялись талантливыми архитекторами с учетом природных особенностей, а

также мировоззрения заказчика, его склонностей и вкуса.

Есть мнение, что увлечение садами и парками породила мода на

философию Руссо, его призыв “назад к природе”. Хотя В.О.Ключевский видит

корни этого увлечения еще глубже: ” Лес, степь и река – это, можно сказать,

основные стихии русской природы по своему историческому значению. Каждая из

них в отдельности сама по себе приняла живое и соеобразное участие в

строении жизни и понятий русского человека” [22, 66].

Сад в сознании русского человека ассоциировался с представлением

о рае, о саде Эдемском. Поэтому на русских землях издревле получила

развитие садовая традиция, связанная с монастырскими и княжескими садами.

Образы, относящиеся к саду: деревья, кусты, цветы, птицы ”принадлежали к

первому ряду в иерархии эстетических и духовных ценностей Древней Руси”,-

замечает Д.С.Лихачев [25, 39].

К дошедшим из глубины веков садовым традициям добавляется нечто

новое – искусственные вкрапления из отдельных построек и скульптур, которое

впрочем находятся в гармонии с окружающей средой и лишь подчеркивают

естественную красоту последней, ее эстетическую ценность. Любая скульптура

или сооружение в парке наделяются особым смыслом, одухотворяются,

приобретают некое особое содержание.

Отдельного упоминания заслуживает любовь к античности, времени

просторных и светлых храмов, ионических колонн, когда процветала богатейшая

культура, давшая развитие всей Европе. Скульптуры и павильоны посвящали

Аполлону, Венере, Флоре и другим мифологическим персонажам. “Часть

сооружений посвящали нежным чувствам (храм Дружбы или Любви, Дом Амура и

т.п.). Некоторые служат местами для размышлений и поэтического вдохновения

(Приют муз, Хижина отшельника и т.п.). Иногда устраиваются “географические”

остановки (Китайская беседка, Венецианский мост), различные лабиринты.

Многие уголки парка носят имена близких или друзей хозяина, пробуждая милые

сердцу воспоминания” [15, 51-52].

-32-

Таким образом, создавалась миниатюрная “модель мира” в усадьбе, и

каждый гуляющий по парку любовался красотами природы и зодчества, слитыми

воедино, и проникался всепоглащающим чувством приятия к окружающей

обстановке. Посещая “романтические”постройки, человек пропитывался их

эстетикой, приобщался к мировой сокровищнице культуры.

Но не только внешними атрибутами примечательны усадьбы. В ней

находились богатейшие коллекции предметов искусства и книг, причем

некоторые из них изготовлялись прямо тут, в усадьбе.

Вообще, само имение мыслилось каждым помещиком, как приют

спокойствия и вдохновения. Поэтому непременными элементами каждого

усадебного дома становятся библиотеки, заставленные шкафами с книгами,

картинные галереи, кабинеты, отражающие личные пристрастия владельца. Что

касается последних, то, например, у А.А.Фета был даже не один кабинет, а

целых два, на каждом этаже усадьбы. Примечательно, что вид из окна у

кабинетов разный.

Исследователи отмечают, что почти все “великие люди” творили за

пределами городов. Творческая деятельность переносится из столиц в усадьбу,

которая превращается в “кабинет” России.

“Занятие ”изящными искусствами”, наличие эстетических взглядов

рассматриваются современниками как важный показатель общего культурного

уровня. Бывая за границей, дворяне не только знакомятся с художественными

ценностями Европы, но и начинают создавать собственные коллекции” [15, 57].

Само присутствие в усадьбах большого числа произведений

русского и европейского искусства составляет определенный эстетический фон.

Создающиеся повсеместно картинные галереи являются своеобразным

взаимопроникновением западноевропейской и русской культур. Они открываются

для обозрения друзей и соседей, знакомя с последними европейскими находками

в области изобразительного искусства.

Но эти явления больше относятся к крупным и средним усадьбам.

В небольших имениях чаще всего единственным жанром, представлявшим

живопись, был портрет. Увлечение им в провинциальных усадьбах неслучайно.

Изображения предков хозяев дома, самих владельцев и их ближайших

родственников должны были давать наглядное представление о семье в целом и

способствовать созданию в усадьбе атмосферы ”родового гнезда”.

-33-

Картины и другие предметы искусства практически не поддаются

атрибуции. Весьма распространенным явлением была анонимность провинциальных

мастеров. “Усадебное искусство – это искусство произведений, а не имен. В

нем есть уникальные художественные вещи, но почти нет крупных художников”,-

пишет Л.Смирнов [36, 64].

Художественная жизнь представителей петербургского “высшего

света” отличалась особой насыщенностью. У высокородных господ было

достаточно материальных возможностей для удовлетворения своих эстетических

потребностей. В своих усадьбах они собирали художественные коллекции,

способные соперничать с царскими.

Примером тому может послужить коллекция Барятинских в усадьбе

Марьино. Начало коллекции положил И.С.Барятинский, служивший посланником

России во Франции. Его сын Иван Иванович, получивший высокое даже по

европейским меркам образование, продолжил дело отца, имея достаточно

средств и связей для приобретения понравившихся ему картин. “Его фамильная

портретная галерея включала портреты Чернышевых, Келлеров, Нарышкиных,

Гольштейн-Беков, Воронцовых – предков и ближайших родственных князя…

Позднее к картинной галерее Марьино прибавятся реликвии,

связанные с Кавказской войной…несколько картин, написанных Т.Горшельтом,

находившемся при русском штабе, вазы с изображением Георгиевского ордена и

фамильного герба Барятинских, личные вещи фельдмаршала…”,- описывает

М.Звягинцева [15, 135-136].

В картинной галереи Марьино находились также произведения

западноевропейского искусства, приобретенные князем в Италии. Несколько

картин написали по заказу Барятинского Антонио и Федор Бруни. Они имели

историческую тематику. Кроме того, зримо были привезены пейзажи и

натюрморты.

Всего в собрании И.И.Барятинского находилось около 20 тысяч

гравюр и рисунков, выполненных русскими и иностранными мастерами (в том

числе Рембрандтом, Тицианом, Гвидо, Рени, Гольбейном).

Кроме произведений живописи, князь привез из Рима бюсты

античных философов для украшения Марьинского дворца, а также статуи

античных богов Аполлона и Венеры. В духе античности был выполнен

скульптурный портрет Марии Федоровны Барятинской. Вообще, скульптурные

портреты были редкостью в провинциальных

-34-

усадьбах Курской губернии, и свидетельство их присутствии в других

усадебных домах не обнаружено.

Следующий владелец Марьино, Александр Иванович Барятинский,

внес свою лепту в дело деда и отца. Для картинной галереи приобретаются

четырнадцать копий фресок Ватикана. Позднее появляются работы

И.К.Айвазовского, акварели Е.Д.Поляковой, А.Я.Степанова, анималистические

картины Н.Е.Сверчкова и другие работы русских художников.

Художественную ценность Марьинской коллекции трудно

переоценить. Эстетическое воздействие собранных произведений искусства

несомненно. Вряд ли можно объяснить, продолжавшуюся три поколения традицию

сбора картин, книг и других ценностей, простой жаждой наживы. Здесь скорее

имеет место страсть ко всему гармоничному, красивому, стремление окружить

себя эстетическими сокровищами.

Кстати, в состав картинных галерей в знатных домах

обязательно входили царские портреты. Например, в описи имения помещика

Волжина в деревне Луговой упоминается: ”… портретов государя императора,

императрица большой помоложе, в раме позлаченных два поменьше поблекче за

стеклом в золотых рамах два…” [3, 76]. Обычно такие портреты подчеркивали

знатность происхождения владельцев и заслуги семьи перед государством.

Не только в богатых домах, но и в усадьбах средней руки

береглись также военные реликвии, такие как холодное и огнестрельное

оружие, награды за военные компании. В описи имения А.Фонвизиной

упоминаются “…3 шпаги в том числе одна ветхая две серебряные ружье три

пистолета…” [2, 12], свидетельствующие о военной карьере кого-то из предков

владельцы. Такие предметы боевой славы в дополнение к портретным и

картинным галереям в усадьбах были типичными. ”Своеобразные минимузеи,

рассказывающие о заслугах какого-то представителя семьи, способствовали

сохранению родовой памяти, “культа предков”, характерного для конца XVIII-

начала XIX века” [15, 110].

В усадьбах Курской губернии были собраны коллекции ценнейших

произведений искусства, составляющих сокровищницу русской культуры.

Уединенности усадебной жизни способствовало религиозное

воспитание. Оно “хотя иногда делало одних суеверными, но влагало страх

закона божия, который утверждался в сердцах их ежедневною

-35-

домашнею божественною службою”,- пишет М.Щербатов [50, 66]. Книг для чтения

было не много – Священное писание да Молитвослов.

Роль религиозного мировоззрения в системе духовных ценностей

того времени значительна. В Курских поместьях в конце XVII- начале XVIII

века начинается активное строительство усадебных храмов, которое не

прекращалось до начала XX века. Сейчас сложно судить об их общем количестве

и внешнем оформлении, так как абсолютное их большинство было деревянными, и

большая часть их разрушилась или стала жертвой многочисленных пожаров. Не

редко на месте старой разрушенной деревянной церквушки ставили каменный

храм. Так было в “Лебяжьем”, где в 1654 и в конце 1770-х годов строились

деревянные Михайловские церкви, а уже на их месте в 1856 году поставили

кирпичную церковь Святой троицы.

Несмотря на популярность тезиса о том, что церковь это

сосредоточие невежества и лжи есть и прямо противоположное мнение. Церковь

много значила в общем повышении грамотности среди помещиков. ”Сознание

необходимости дать своим детям образование начинало пробуждаться в среде

дворянства. В деревнях учителей не было вовсе. Помещикам приходилось

прибегать к сельскому дьячку или причетнику…” [15, 86].

Приходилось дворянским недорослям познавать азы грамотности по

псалтырю и часослову. Исходя из этого можно считать усадебную церковь

местным центром духовного просвящения в конце XVIII века.

С этого времени складывается типовая структура усадебного

комплекса с делением всего пространства усадьбы на несколько функциональных

зон: жилую, парковую, хозяйственную и непременно – культовую.

Возможно корни этой традиции следует искать в патриархальном

укладе, всеобщей набожности, ведь в любой избе,хате найдется уголок, где

висят иконы и лампадка. Дворяне же воплотили этот обычай на долее высоком

уровне, строя в своих имениях целые храмы. И это явление захватило не

только богатейших дворян, почти в каждом имении была своя небольшая

церковь.

В пространстве усадьбы можно выделить две архитектурные и

смысловые доминанты. Воплощением светскости, столичности, “средоточием

жизни” и порядка был господский дом. “Второй доминантой, выражением

духовной сути усадьбы, являлась церковь.

-36-

Трудно переоценить значение усадебных храмов в формировании культуры

русской усадьбы”,- пишет М.Звягинцева [15, 18].

Без церкви трудно представить саму усадебную композицию.

Например, в усадьбе Шварца “Белый колодезь” сохранилась церковь-мавзолей. В

Мокве “в 1848 году была построена кирпичная двухэтажная церковь Спасская,

со склепом-усыпальницей в нижнем этаже” [46, 27].

Примечательно, что в Марьино И.И.Барятинский велел построить

“кирху для Марии Федоровны (его жены), которая была лютеранкою”,- отмечает

Д.Лотарева [26, 164].

В “Воробьевке”, имении А.А.Фета не было усадебного храма. И дело

здесь не в каких-либо атеистических убеждениях владельца. Просто в

нескольких километрах от усадебного дома находится весьма известный в

Курске храмовый комплекс: ”С опушки виднелась вдали колокольня Знаменского

Коренной пустыни Монастыря…Чудотворный Образ Знаменья Пресвятой Богородицы,

вывезенный из России, особенно нам дорог…мы все благоговейно приветствовали

святую Икону…” – так описывает свой визит в усадьбу А.А.Фета, его племянник

С.Д.Боткин [8, 344].

Особое место занимала церковь в усадьбе. Именно в ней получила

развитие идея равенства, равенства людей перед Богом. В поместье все

занимали разное социальное положение. Понятно, что главенствовал хозяин

дома, члены его семьи. Крепостные должны были подчиняться и молча сносить

унижения. Однако же, “во время службы в церковь собирались все жители

поместья – и обитатели господского дома и крестьяне. Постулируемое

христианством равенство всех перед Богом находило подтверждение в самом

укладе уединенной усадебной жизни. Создавалась атмосфера духовного единения

всех, находящихся в храме, подкреплявшаяся определенной простотой

взаимоотношений, характерной для деревенских условий…” ,- пишет

М.Звягинцева [15, 15].

Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно

объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень,

делало их контакты более тесными, более человечными. При этом хозяева

усадьбы могли лучше узнать своих крепостных, а крестьяне приобщались к

более высоким духовным и культурным ценностям, проповедовавшимся в “высшем

обществе”. Из-за высокого образовательного и культурного уровня владельцев

усадебных храмов в начале XIX века, приходилось и “святым отцам” не

отдавть. ”Так… можно предположить, что требования к проведению религиозных

обрядов,

-37-

к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были

более высокими, чем в обычных сельских храмах”,-пишет Ю.А.Веденин [9, 32-

33].

Итак, церковь являлась демократичным институтом, в котором пусть

хоть и формально, но провозглашалось равенство людей независимо от их

социального происхождения.

Существовала еще одна немаловажная связь между помещиками и

крепостными. В каждой дворянской семье были дети. Матери-дворянки часто не

могли или не хотели кормить и воспитывать своих детей. На эту “должность”

назначали женщин-крепостных. Кормилицы ухаживали за младенцами и кормили их

грудью. Можно сказать, что младенцы-дворяне с молоком “впитывали народный

дух”. Обязанности няни были гораздо шире и сопровождала она своего

воспитанника почти всю жизнь. Классический пример нежных чувств в

отношениях между няней и воспитанником, который сразу приходит на ум, это

конечно же Арина Родионовна и Александр Сергеевич. Количество произведений

посвященных няне лишний раз доказывают сыновью привязанность к ней

А.С.Пушкина. Няня – это олицетворение народной культуры воплоти. Она

безболезненно вливается в дворянский уклад жизни и ненавязчиво вносит свое

мировоззрение,мироощущение. Нередко к няне воспитанники испытывают больше

любви, нежности, чем к “биологическим”, но таким далеким матерям. Впрочем

положение несколько изменилось с распространением “натурфилософии” Жан Жака

Руссо. Вначале в Европе, а затем и в России в моду входит кормление грудью.

Достаточно вспомнить Наташу Ростову, которая сама кормила и воспитывала

своих детей.

Несмотря на моду, няни оставались везде, где были дети. К

сожалению, связь между ними и воспитанниками терялась, когда последние

отправлялись на учебу. Впрочем даже такое кратковременное влияние,

оказывало сильное воздействие, результатом чего было большое количество

дворян, неравнодушных к тяжелому положению крепостных, стремящихся, в меру

своих сил, улучшить жизнь своих крестьян.

Домашние обряды составляли важную часть жизни семьи. Необходимо

отметить, что обряды по своему содержанию были одинаковыми как в

дворянской, так и в крестьянской семьях, различаясь лишь помпезностью,

богатством и организованностью. К числу домашних обрядов Н.И.Костомаров

относит: родины, крестины, брак, новоселье, смерть, погребение. Пиры и

пьянства

-38-

сопровождали семейные события. Рождение младенца ознаменовывалось всигда

домашним торжеством. Зажиточные люди, в том числе и дворяне,

организовывали родинные столы,

“а крестьяне приготовляли особое пивцо и брали для того разрешение от

начальства. Родильницы получали лт гостей подарки, обыкновенно деньгами…

Крещение происходило у всех сословий в церквах и допускалось в домах только

в крайнем случае… При крещении на младенца надевали крест…, который

оставался на нем во всю жизнь как символ его принадлижности к христианскому

обществу.”-пишет Н.И.Костомаров [23, 206]. Духовное рождение считалось

значительнее телесного, потому что перед богом и церковью все равны, и

безземельный крепостной, и богатейший дворянин.

Брак сопровождался самыми затейливыми обрядами, так как для

русского человека это самые торжественное событие в жизни.

Н.И.Костомаров отмечает, что: “ Смерть человека сопровождалась

заветными обычаями. По понятию русских, умирать среди семейства в полной

памяти считалось благодатью небесной для человека” [23, 230]. Чувствуя

приближение смерти, дворянин составлял завещание, так же поступали

грамотные крестьяне, неграмотные объявляли свою волю вовсеуслышание. Около

умиравшего собиралось все семейство, слуги и близкие знакомые и он каждого

особым образом благославлял.

Заметим, что без обрядов невозможно представить быт крестьян и

дворян, что делает их неким общим элементом в жизни двух таких далёких

“близких” классов.

Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что

в первой половине XIX века усадьбы Курской губернии были центрами

домашнего воспитания. По своим воспитательным и образовательным

возможностям усадьбы ничем не уступали другим педагогическим учреждениям. О

том, как осуществлялся процесс воспитания речь пойдет в следующем

параграфе.

-39-

§2. Воспитание юного дворянина.

Центром дворянского воспитания была семья. Основной формой было

домашнее воспитание. Дворянам вполне хватало средств и возможностей для

обеспечения своим чадам всех условий для роста и развития.

Распространившаяся в конце XVIII-начале XIX веков мода на философию Руссо

внесла свою лепту в дело воспитания. Французский просветитель настаивал на

ограждении ребенка от дурного влияния города, воспитание его на фоне

природы.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.