РУБРИКИ

Анархическое движение в Мексике

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Анархическое движение в Мексике

Анархическое движение в Мексике

Анархическое движение в Мексике

От "Мексиканской либеральной партии" к анархо-коммунизму

(начало ХХ века)

Мексиканские анархисты в ХХ веке обращались не столько к своим

предшественникам, сколько к европейской анархистской мысли - Прудону,

Бакунину, Кропоткину. Движение стимулировалось присутствием в стране

тысяч испанских эмигрантов. Создание первой анархистской организации в

новом столетии было тесно связано с деятельностью братьев Флорес Магон.

Братья родились в семье офицера-землевладельца в Сан-Антонио-Элошчитлан в

южном штате Оахака, убежденного либерала и оппонента Диаса (Рикардо в

1873 г.). Отец был индейского происхождения, мать - метиска. В 1890-х гг.

они обучались праву в Мехико. Здесь в 1892 г. 19-летний Рикардо возглавил

антиправительственную студенческую демонстрацию и был на месяц брошен в

тюрьму. Довольно рано он прочитал Кропоткина и в 1900 г. уже был

убежденным анархистом, хотя еще и не заявлял об этом открыто. Он считал

своей задачей сплотить либералов, выступающих против диктатуры Диаса. 7

августа 1900 г. братья начали выпускать оппозиционную газету

«Рехенерасьон» («Возрождение»). В том же году Рикардо и Энрике создают

«Либеральный комитет студентов» в столице. По всей стране возникло свыше

сотни различных «либеральных клубов», включавших людей с различными

убеждениями. В следующем году Рикардо Флорес Магон едет делегатом от

этого комитета на Либеральный конгресс в Сан-Луис-Потоси, а затем создает

его филиал в столице - «Реформистскую либеральную ассоциацию». Братьев

арестовывают. Это продолжается несколько лет; правительство

систематически подвергает арестам Рикардо и закрывает «Рехенерасьон».

Наконец, в 1903 г. его и его товарищей принуждают покинуть страну.

В феврале 1904 г. братья Флорес Магон, Хуан и Мануэль Сарабиа, Сантьяго

де ла Ос, Либрадо Ривера, Антонио Вильяреаль, Росалио Бустаманте и

Сантьяго де ла Вега создали в Ларедо в Техасе «Либеральный клуб Понсиано

Арриаги» для борьбы с Диасом. В ноябре в Сан-Антонио возобновился выпуск

«Рехенерасьон». А 25 (или 28?) сентября 1905 г. в Сент-Луисе официально

создается «Мексиканская либеральная партия». Она немедленно призывает к

образованию подпольных революционных ячеек по всей Мексике для борьбы за

вооруженное свержение Диаса. В Организационную хунту новой организации

вошли: Р.Флорес Магон (председатель), Х.Сарабиа (вице-председатель),

Вильяреаль (секретарь), Э.Флорес Магон (казначей), Ривера, М.Сарабиа,

Бустаманте. В сентябре 1905 г. тираж «Рехенерасьон» достиг 20 тысяч

экземпляров, в 1906 г. - 30 тысяч.

Либералы-эмигранты не были едиными в своих взглядах. Р. и Э.Флорес Магоны

и Ривера считали себя анархистами, сторонников Арриаги их радикализм

пугал. В Сент-Луисе Р.Флорес Магон, Х.Сарабиа, Ривера и Вильяреаль часто

встречались с американскими анархистам Эммой Гольдман и Александром

Беркманом, с испанским анархистом Флоренсио Босора. Эти контакты усилили

анархистские убеждения Р. и Э. Флореса Магона и Риверы. Сарабиа склонялся

к социал-реформизму, а Вильяреаль - к ортодоксальному социализму. В

целом, в условиях борьбы с диктатурой было решено не афишировать свой

анархизм.

Платформа МЛП была принята 1 июля 1906 г. и ориентировалась на поддержку

из всех классов общества. В ней содержались требования конституционно-

демократических реформ, восстановления прав муниципий, введения

национального гарантированного минимума зарплаты, шестидневной рабочей

недели, оплаты труда наличными, а не чеками на покупку товаров в

магазинах компаний, ликвидации таких магазинов, ликвидации детского

труда, введения предпринимательских выплат в фонд социального

страхования, установления минимальных стандартов безопасности и условий

труда. В аграрной сфере платформа выдвигала требования распределения

среди крестьян и рабочих необра-батываемой помещичьей земли.

Будучи анархистами, Р.Флорес Магон и его товарищи в тот период не

афишировали свои убеждения, называя себя либералами, доводящими

либеральную идею свободы до ее крайнего, логического завершения; полная

свобода требует борьбы с частной собственностью, существованием классов и

централизованной властью государства. В том, что касается тактики,

экспроприации земли и ее распределения., то об этом ясно говорилось в

шифровках, которые они рассылали своим сторонникам. В одном из писем

Р.Флорес Магон писал: «Только анархисты знают, что мы анархисты, и мы

советуем им не называться так, чтобы не пугать идиотов». В другом он

разъяснял:

«Все это в известной мере сводится к вопросу тактики. Если мы будем

называть себя анархистами из принципа, нас мало кто станет слушать. Не

называя себя анархистами, мы направляем свои помыслы... против имущего

класса... ни одна либеральная партия в мире не имеет наших

антикапиталистических тенденций, которые сейчас инициируют революцию в

Мексике. И мы не сможем достичь этого, если вместо анархистов

назовемся, скажем, просто социалистами. Все это вопрос тактики. Мы

дадим землю народу в ходе революции, и не станем обманщиками. Мы дадим

ему затем владение фабриками, шахта-ми и т.д. Чтобы против нас не

сплотились все, мы продолжаем следовать той же тактике, которая уже

принесла нам хорошие результаты. Мы будем продолжать называть себя

либералами во время революции, но в действительности продолжаем

пропаганду анархии и совершать анархистские действия».

В 1906 г. МЛП имела 44 партизанских групп и либеральных клубов в Мексике.

Для оперативных целей территория страны была разделена на 5 зон; лучше

всего была организована работа в северном секторе («Зоне 3») - штатах

Синалоа, Нижняя Калифорния, Сонора, Чиуауа, Коауила, Нуэво Леон,

Тамаулипас - где можно было оказывать непосредственную помощь с

американской стороны. Командование в каждой из зон осуществлял доверенный

«делегат». Действия «делегатов» всех 5 зон координировал «национальный

главнокомандующий», ответственный перед «Хунтой» в США. Лично «делегата»

знали на местах только 2 человека - партизанский командир («хефе дель

герилья») и его помощник («субхефе»). Партизанские отряды, состоявшие

преимущественно добровольцы из городских и сельских тружеников,

насчитывали от 50 до 200-300 членов. Партизаны сами избирали командира и

его заместителя из своих рядов. Средства на движение собирались в виде

пожертвований по всей стране. Подпольная форма организации опреде-лялась

тем, что организация подвергалась упорным и жестоким преследованиям как

со стороны режима Диаса, так и со стороны американских властей, полиции и

детективных агентств. В США ядро сторонников МЛП составляли мексиканские

шахтеры в Нью-Мексико, мексиканцы, бежавшие от режима Диаса в техасское

пограничье и мексиканские эмигранты в Лос-Анджелесе.

МЛП приняла участие в стачке 1906 г. на «Медной компании Кананеа» в штате

Сонора. Весной 1906 г. Ласаро Гутьеррес де Лара создал и возглавил

«Либеральный клуб Кананеа». Для поддержки МЛП и организации рабочих был

создан еще один клуб - «Либеральный союз Человечество», во главе которого

стояли будущие лидеры забастовки - Эс-тебан Бака Кальдерон, Франсиско

Ибарра, Мануэль Диегес. 1 июня началась забастовка рабочих за 8-часовой

рабочий день, повышение минимального уровня зарплаты и устранение расовой

дискриминации мексиканцев на работе и в жилье. Администрация шахт и

местные власти старались сломать и подавить стачку, в поддержку которой

прибыли агитаторы - мексиканцы и американцы. Последовали 2 дня

перестрелок, саботажа и восстания. На территорию Мексики вторглись

американские полувоенные формирования из Аризоны. 6 июня губернатор,

опираясь на присланных из столицы 2000 солдат, объявил о призыве

бастующих в армию и отправил их на юг штата против восставших индейцев.

Стачка была подавлена. За 5 дней боев погибло от 30 до 100 человек.

Под руководством полевого командира-анархиста Пракседиса Герреро МЛП

мобилизовала свои 44 подпольных партизанских отряда на конец 1906 г.,

рассчитывая на массовое восстание. В сентябре Рикардо Флорес Магон и

Хунта тайно перенесли свою штаб-квартиру в Эль-Пасо (Техас). Большинство

выступлений было сорвано скоординирован-ными арестами сотен активистов в

США и Мексике. Но 3 акции все же состоялись. 300 человек под

командованием Донато Падуа попытались захватить город Акайюкан (штат

Веракрус), но потерпели поражение и отступили в сельские районы, где

продолжали партизанскую борьбу до революции 1910 г. и соединения с силами

Сантаны Родригеса (Сантанона). МЛП возглавила восстания индейцев в

Чинамеке, Минатитлане и Ишуатлане в штате Веракрус; все они были

подавлены, некоторые из уцелевших присоединились к Падуа. Третья

неудачная атака была организована из техасского Дель-Рио на Хименес (штат

Коауила). В октябре был разгромлен отряд МЛП около Сьюдад-Камарго в Та-

маулипасе. План захватить Сьюдад-Хуарес из Дель-Рио не был осуществлен.

Рикардо Флорес Магон сумел бежать и укрылся в Лос-Анджелесе, где Хунта

была реорганизована.

Стачка текстильщиков и восстание рабочих в Рио-Бланко в 1906-1907 гг.

происходили вне непосредственного участия МЛП, но под влиянием ее идей.

Уже в 1901 г. рабочие Рио-Бланко (в текстильном регионе Орисаба-Пуэбло)

создали «либертарное мютюалистско-кооперативное общество» и тайную

«группу сопротивления». В 1903 г. они провели забастовку против произвола

надсмотрщиков, в 1904 г. создали «Большой круг». Весной 1906 г. эмиссар

МЛП Хосе Нейра приехал в Рио-Бланко и начал работать в протестантском

религиозном кружке Х.Румбиа, исповедовавшем смесь фундаменталистского

христианства и радикального популизма. 2 апреля 1906 г. Нейра, Румбиа и

ядро из 27 ра-бочих создали «Большой круг свободных рабочих» во главе с

Нейрой. «Круг» решил вступить в МЛП, организовал секции на фабриках Санта-

Роса и Ногалес и начал издавать газету «Ла Револусьон сосиаль». Летом

того же года митинг «Круга» был разогнан сельскими гвардейцами «руралес»;

организация была распущена, большинство активистов скрылось. Власти

создали новый, соглашательский «Большой круг», но тот не смог удержать

рабочих от выступления. В декабре 1906 г. рабочие потребовали сокращения

рабочего дня в субботу, предоставления перерыва на обед, отдыха по

праздничным дням, введения пенсий, оплаты сверхурочных, ликвидации

полицейского режима на предприятиях и введения доступа профсоюзов на

предприятия, запрещения магазинов компаний и детского труда. На митинге

согла-шательского профсоюза 7 декабря один из рабочих призвал к

«революции классовой борьбы». Было решено басто-вать. Так вспыхнула

стачка 6 тысяч текстильщиков Пуэблы, к которой затем примкнули 800

рабочих Тлашкалы. В ответ 22 декабря предприниматели объявили локаут 22

тысяч рабочих в Пуэбле, 10 тысяч в Орисабе, 25 тысяч в Мехико, Веракрусе,

Керетаро и Гвадалахаре. После правительственного посредничества

предприятия и обещания предприни-мателей не допускать труда детей моложе

7 лет предприятия были снова открыты 7 января. Однако часть рабочих и

даже местное руководство профсоюзов в Санта-Росе выступили против

«соглашения». В Рио-Бланко в Орисабе рабочие-противники «договоренности»

помешали другим войти на фабрику. Вспыхнуло антиправительственное

восстание, были разгромлены магазины, солдаты открыли огонь: были убиты

17 рабочих, 80 ранены. Восставшие захватили тюрьму и освободили

заключенных. Часть рабочих двинулась на фабрики «Ногалес» и «Санта-Роса»

и вместе с их работниками захватили эти предприятия, сожгли магазины

компаний. По возвращении они снова попали под армейский огонь;

последовали новые жертвы. В Рио-Бланко рабочие заняли железнодорожную

станцию и сожгли несколько до-мов, в том числе лидера официального

«Большого круга». Перестрелки между рабочими и солдатами продолжались всю

ночь. На следующий день Орисаба была занята подоспевшими войсками; сотни

рабочих были арестованы, толпа рабочих была расстреляна перед фабрикой

«Санта-Роса», 5 человек были убиты. Всего в ходе стачки погибли более 200

рабочих и 25 солдат; 30-40 солдат были ранены, 400 рабочих арестованы,

1500 человек уволены. Власти назвали выступление «коммунистическим».

В 1907-1910 гг. рабочие волнения продолжались в Орисабе, Пуэбле, городе

Мехико; для их подавления неоднократно концентрировались войска. В январе

1907 г. бастовали рабочие текстильной фабрики «Ла-Магдалена» в Сан-Анхеле

около столицы, к ним присоединились работники «Ла-Ормиги», но выступление

было подавлено армией, занявшей фабрики. В апреле 1907 г. вновь бастовали

рабочие фабрик «Ногалес» и «Рио-Бланко», безуспешно добиваясь ликвидации

полицейского режима. В 1908 г. стачки снова прокатились по столице,

Пуэбле и Орисабе с эпицентром в Сан-Анхеле. На следующий год состоялись 2

стачки на крупнейшей текстильной фабрике в Мехико - «Сан-Антонио-де-Абад»

(по вопросам увольнений и сокращения зарплаты); обе закончились неудачей.

Снова и снова вспыхивали за-бастовки и волнения рабочих в районе Пуэблы.

Рабочие «Рио-Бланко» пытались несколько раз выступить в 1909 г. В июле

1910 г. одновременно с активизацией партизан МЛП во главе с Падуа и

Сантаноном забастовали 600 рабочих «Санта-Росы»; стачка была подавлена

войсками...

Несмотря на неудачу в 1906 г. МЛП в 1907 г. активизировала свои усилия.

Под руководством анархиста Пракседи-са Герреро осуществлялся сбор оружия,

готовились подпольные группы. Но в августе полиция в Лос-Анджелесе

арестовала членов «Хунты» - Р.Флореса Магона, Л.Риверу, А.Вильяреаля,

М.Диаса. Подготовка к восстанию продолжалась под руководством Э.Флореса

Магона и П.Герреро. В 1908 г. существовали 40-60 тайных групп, которые

должны были начать вооруженную борьбу с режимом. Но выступление в июне

было сорвано репрессиями американских и мексиканских властей. Группа из

20 членов МЛП была окружена в Касес-Грандес (Чиуауа), в Эль-Пасо полиция

захватила дом военного руководителя МЛП П.Сильвы, арестовала ряд

активистов и конфисковала большое количество оружия, бомб и амуниции.

Войска США блокировали границу. 26 июня в Лас-Вакасе вспыхнули бои между

отрядами МЛП и местным гарнизоном. Группа из 50 членов партии в Касас-

Грандесе атаковала пограничный город Паломас. Однако помощь от сил МЛП в

США придти не смогла. Серия мелких восстаний МЛП в Лас-Орносе, Матаморосе

и Ла-Сьерра-де-Химилко (Коауила) не удалась.

Между тем, расхождения в МЛП нарастали. В письме, написанном из тюрьмы в

Лос-Анджелесе в 1908 г., Р.Флорес Магон призвал своих сторонников

развернуть открытую пропаганду анархистских идей. Позднее арестован-ные

активисты МЛП были переведены в Томбстоун (Аризона) и осуждены в

результате сфабрикованного процесса. Рикардо Флорес Магон был приговорен

к 18 месяцам тюрьмы в Юме (Аризона). Вся тяжесть военной подготовки

лежала теперь на П.Герреро. Он начал организовывать мексиканских рабочих

в Аризоне, Нью-Мексико и Техасе, собирать средства на публичных митингах.

Одновременно партизанские отряды МЛП действовали в Веракрусе и Коауиле.

В июне-декабре 1908 г. и мае-июне 1910 г. МЛП организовала новые

наступления в Мексике. Было атаковано много городов, в штате Сонора

восстали индейцы яки. 4 дня удерживался город Вальядолид. Крестьяне

разгромили муниципалитет Сан-Бернардо.

В 1910 г. МЛП развернула пропаганду анархизма. С сентября возобновился

выход газеты «Рехенерасьон». В первом же номере Р.Флорес Магон в

передовой статье «К пролетариям» предостерегал от надежд, что простая

смена правительства может положить конец угнетению и эксплуатации

бедняков. Единственная возможность достижения социальной справедливости -

это экспроприация земли. Лозунг борьбы, предложенный П.Герреро, теперь

гласил: «Земля и воля!» «Мы не согласны с разделом (экспроприированной)

земли, - писал Р.Флорес Магон в «Рехенерасьон» 13 июня 1911 г. - надо

взять все и создать общую собственность... Мы антиавторитарии, то есть

анархисты». Необходимо, чтобы пролетарии поняли, что «решение проблемы

людей - не в разделении земли на мелкую собственность, а в том, чтобы

соединить всю землю и сообща обрабатывать ее, без хозяев и правителей,

предоставив всем мужчинам и женщи-нам равное право обрабатывать ее».

В ноябре 1910 г. в Мексике вспыхнуло антиправительственное восстание во

главе с буржуазно-либеральным деяте-лем Ф.Мадеро. Мадеро предложил

Р.Флоресу Магону объединить усилия, но анархисты отвергли это

предложения. Членам МЛП была разослана инструкция: «Хунта не имеет

никакого пакта, никакого союза со сторонниками Мадеро, так как партия

Мадеро - партия консервативная. Старайтесь всеми силами препятствовать

намерениям мадеристов». Р.Флорес Магон заявил, что деятельность Мадеро -

чисто буржуазная и его поражение «возвеличило бы Либеральную партию,

которая не имеет ничего общего с мадеризмом, как и с любой буржуазной

партией».

В декабре 1910 г. МЛП возобновила вооруженную кампанию в Мексике. После

первых военных успехов отрядов МЛП в Касас-Грандесе, Чиуауа и других

местах наступила полоса неудач. 29 декабря 1910 г. вооруженная группа из

32 человек во главе с П.Герреро атаковала Ханос (штат Чиуауа), но была

разгромлена, а П.Герреро погиб 30-го. Это была тяжелейшая потеря:

организация потеряла одного из своих самых динамичных и способных

организаторов. Уполномоченный Хунты И.Тангума не смог выполнить

распоряжение Р.Флореса Магона направиться в Тамаулипас для организации

восстания, поскольку его арестовали сразу по пересечении границы.

Некоторые командиры отрядов МЛП действовали вместе с мадеристами (Луис

А.Гарсиа с 300 человек, Хосе де ла Лус Бланко) и были обмануты ими.

В январе 1911 г. силы МЛП атаковали и заняли город Мехикали (Нижняя

Калифорния), 5 февраля они захватили город Гуаделупе. 17 февраля Мадеро

арестовал наиболее влиятельного и успешного военного командира МЛП При-

сцилиано Х.Сильву - руководителя отряда, взявшего Гуаделпе - поскольку он

отказался признать Мадеро президентом. Бойцы отряда Сильвы, смешавшиеся с

мадеристами, были разоружены; на следующий день многие из них были

расстреляны. 25 февраля газета МЛП «Рехенерасьон» объявила Мадеро

предателем дела свободы. На следующий день умеренный социалист

А.Вильяреаль покинул Организационную хунту МЛП и перешел на сторону

Мадеро. Часть отрядов МЛП в центральной и южной Мексике поддержали

«революцию Мадеро».

К маю 1911 г. большая часть штата Нижняя Калифорния оказалась под

контролем МЛП. Этот социальный эксперимент весьма глухо упоминается

официальными историками. Нижняя Калифорния - изолированный штат на северо-

востоке страны, где большая часть земли находилась в руках крупных

помещиков и американских компаний (так, по-ловина земель была в руках

компании «Колорадо Ривер Лэнд»). В тот момент в нем - после поражений

армий Диаса в Центре страны - осталось мало войск и было возможно

захватить штат и превратить его в базу для освобождения всей страны, а

также попытаться осуществить там экономическую систему самоуправления. В

операции приняли участие американцы из синдикалистской революционной

организации «Индустриальные рабочие мира». Тираж газеты МЛП

«Рехенерасьон» достиг 30 тысяч экземпляров. 20 мая Хунта МЛП опубликовала

манифест, призвавший крестьян захватить землю и совместно обрабатывать

ее.

Власти Мексики обвинили Флореса Магона в намерении передать Нижнюю

Калифорнию США. Победивший в мае 1911 г. Мадеро послал войска в штат. 6

июня, беспрепятственно пройдя через территорию США, его силы атаковали

отряды МЛП. 13 июня один из членов руководства МЛП Сарабиа также перешел

на сторону Мадеро и попытался убе-дить Р.Флореса Магона сложить оружие,

однако получил только сухой отказ. В течение 18-22 июня Мехикали и

Тихуана попали в руки мадеристов.

Группа во главе с братьями Флорес Магон продолжала настаивать на

социальной анархистской революции. В ма-нифесте МЛП 23 сентября 1911 г.

провозглашалось: «Без принципа собственности нет смысла в существовании

правительства. Оно необходимо только для того, чтобы удерживать в

границах дозволенного неимущих с их желаниями и восстаниями против тех,

кто присвоил общественные богатства. Нет смысла и в существовании церкви,

чья цель состоит исключительно в том, чтобы удушить в человеческом

существе врожденный бунт против угнетения и эксплуатации и посредством

проповеди терпения, покорности и униженности, заглушая голос наиболее

мощных и плодотворных инстинктов».

Вслед за Бакуниным и Кропоткиным, мексиканские анархисты провозглашали:

«Капитал, власть, клир: благодаря этой троице прекрасная земля

превратилась в рай для тех, кто сумел захватить в свои лапы с помощью

хитрости, насилия и преступлений плоды пота, крови, слез и жертв тысяч

поколений трудящихся, и в ад для тех, кто своими руками и умом

обрабатывает землю, приводит в движение машины, строит дома, перевозит

продукты. Тем самым чело-вечество было разделено на 2 общественных класса

с диаметрально противоположными интересами: капиталистиче-ский класс и

трудящийся класс; класс, который владеет землей, производственным

аппаратом и средствами транспортировки своих богатств, и трудящийся

класс, класс, который владеет только своими руками и своим умом, отдавая

их взамен». «Между двумя этими классами не может существовать никаких уз

дружбы или братства, поскольку имущий класс всегда стремится сохранить

экономическую, политическую и социальную систему, которая гарантирует ему

спо-койное пользование своим грабежом, в то время как трудящийся класс

прилагает усилия к тому, чтобы разрушить эту ...систему и установить

такую, в которой земля, дома, производственные орудия и транспортные

средства находились бы в общем пользовании».

«Не следует ограничиваться только овладением землей и

сельскохозяйственным материалом; необходимо завладеть также всей

промышленностью и вернуть ее трудящимся». Овладев аппаратом производства,

по мысли Р.Флореса Магона, «жители каждого региона придут к соглашению

относительно того, чтобы блага, которые они обнаружат в магазинах, в

амбарах... , были собраны в легко доступном месте, где все мужчины и

женщины доброй воли могли бы составить тщательный список всех расходов»,

а затем перейти к совместной обработке земли. Речь шла о создании

общества анархистского коммунизма.

По мнению Р.Флореса Магона, эти принципы были заложены в самой сердцевине

индейской традиции крестьян-ской общины. 2 сентября 1911 г. в газете

«Рехенерасьон» появилась статья Р.Флореса Магона «Мексиканский народ

готов к коммунизму». В ней отмечалось, что в организации индейской общины

имеются три соответствующих элемента: 1) общая собственность на землю и

свободный доступ ко всем естественным ресурсам (лесам, водам,

месторождениям); 2) совместный труд, как в производстве, так и в

социальной сфере (строительство домов), что, более обобщенно, означает

наличие взаимопомощи как организационной оси; 3) отсутствие власти и

необходимости в ней. Общая собственность на землю, отмечал Р.Флорес

Магон, включает свободный доступ к ее обработке. Иными словами, можно

было после длительной обработки участка менять его. Следует упомянуть и

общую собственность на орудия труда. Взаимопомощь служит формой

производства и распределения потребительских благ (без всяких денег) и

формой удовлетворения индивидуальных потребностей (строительство домов).

(Заметим, что для Флореса Магона была важна не столько конкретная форма и

масштабы взаимопомощи в данных общинах, сколько сам принцип). Метисы, по

его словам, также организованы в соответствии с теми же коммунальными

принципами. Все это означает, что элементы коммунизма уже осуществляются

большинством населения, а следовательно, в Мексике возможна революцию,

создающая общество на коммунальной основе.

Социальную революцию Р.Флорес Магон представлял как вооруженное восстание

сельских жителей, которое перекинется и на города. Рабочие экспроприируют

фабрики и заводы и будут продолжать производить на основе самоуправления.

К профсоюзам и их забастовкам Р.Флорес Магон одно время относился со

скептицизмом. Он считал, что рабочие организации не могут добиться

полного освобождения рабочего класса до тех пор, пока они не ставят под

во-прос частную собственность и ведут борьбу только за зарплатные

требования. Позднее он смягчил свою критику и его позиция сблизилась с

анархо-синдикалистской.

Под влиянием призывом МЛП индейцы в Халиско и крестьяне в Веракрусе в

1911 г. стали захватывать землю и обрабатывать ее сообща. В декабре 1911

г. индейцы яки выдвинули лозунг МЛП «Земля и воля!» и захватили землю для

общинной обработки. В марте 1912 г. группы МЛП возобновили деятельность в

ряде штатов.

МЛП, которую Р.Флорес Магон рассматривал теперь как «революционный

рабочий союз» (Флорес Магон 19 сен-тября 1915 г. в «Трибуна роха»),

продолжала свои попытки превратить мексиканскую революцию в анархо-

коммунистическую, но уже не могла больше оказать существенное влияние на

происходящие события. Ее силы находились в эмиграции, где подвергались

жестоким репрессиям и многократным арестам В Мехико взгляды Флореса Ма-

гона и МЛП пропагандировал анархо-синдикалист Монкалеано, создавший

группу «Свет». Бывшие члены МЛП Антонио Диас Сото-и-Гама, Ласаро

Гутьеррес де Лара, Мануэль Сарабия и Сантьяго де ла Вега стали в 1912 г.

основателями синдикалистского «Дома рабочих мира». Однако отношения между

«Домом» и «магонистами» далеко не всегда были безоблачными. Р.Флорес

Магон придавал большое значение свержению отстранившей и убившей Мадеро

военной диктатуры В.Уэрты в Мехико (июль 1914 г.) и росту влияния анархо-

синдикалистов, чем они сами. Некоторые деятели «Дома» отвергали более

революционную тактику Флореса Магона. Один даже назвал его и его

товарищей «ренегатами, на тысячи миль удаленными от Мексики».

Анархо-коммунисты вели активную анитимилитаристскую пропаганду, призывали

солдат противоборствующих армий дезертировать. Они осуждали империализм

США, но не выступали в поддержку мексиканского национализма и

патриотизма: «Что такое родина? Родина - это смесь вещей, идей, традиций,

предрассудков, понятных немногим; однако же как непостижимо много тех,

кто готов подставлять себя под неприятельские пули, чтобы защищать то,

чего он не знает и что не дает ему никаких благ... Родина, пролетарии, -

это то, что не является нашим и потому не дает нам ничего. Родина -

буржуев и идет на пользу только им одним. Родина изобретена

паразитическим классом, классом, ко-торый живет, не трудясь, чтобы

разъединить трудящихся на национальности и не допустить (или, по меньшей

мере, затормозить) таким образом их соединения в единую всемирную

организацию, которая сотрет с лица земли старую, угнетающую нас систему»,

- писала «Рехенерасьон» 18 апреля 1914 г.

Р.Флорес Магон надеялся после свержения В.Уэрты на углубление революции.

Он возлагал надежды на революци-онную крестьянскую самоорганизацию. «Люди

в уараче и белых штанах распоряжаются, прежде всего, в районах, где

действуют подлинно революционные силы, экспроприируют... буржуазию и

власти...; люди в уараче и сомбреро... взяли закон в свои руки, неписаный

закон, прекрасный естественный закон, который гласит, что все равны, все

имеют право на место на великом банкете жизни...», - писал он в

«Рехенерасьон» 12 декабря 1914 г. Флорес Магон противопоставлял «движение

пролетариев - сторонников прямого действия» (жителей деревень Морелоса,

Оахаки, Пуэблы, Герреро и Мехико, «уничтожающих судебные архивы и

собственность и передающих в распоряжение трудящихся общественное

богатство», крестьян Дуранго, захвативших поместья, индейцев яки) борьбе

сторонников «политического действия» и противостоящих друг другу фракций

(сторонников Вильи, Каррансы, Ф.Диаса и др.) - армию самообороны

Э.Сапаты. Сапата не был анархистом, но читал «Рехенерасьон», воспринял

лозунг: «Земля и воля!» и некоторые положения программы МЛП. Правда, он

не требовал всеобщей экспроприации земли. Выдвинутый и осуществляв-шийся

сапатистами «План Айяла» был гораздо более умеренным: в нем

предусматривалось возвращение общинам и гражданам земель, отобранных у

них помещиками и компаниями во время режима Диаса, при чем помещики

должны были получить компенсацию в виде трети стоимости земли. Только в

случае их сопротивления земля могла конфисковаться безвозмездно.

Сапатисты не добивались и ликвидации государства, но лишь его

демократизации и расширения прав местного и общинного самоуправления.

Однако, как заявлял Э.Флорем Магон, «единственная близкая к нам группа -

это группа Сапаты». Диас Сото-и-Гама участвовал в разработке аграрных

планов сапатистов. По некоторым сообщениям, Сапата встречался с эмиссаром

Р.Флореса Магона и по его совету выдвинул лозунг «Земля и воля!».

Комментируя манифест Сапаты осени 1914 г., в котором тот заявлял о своей

оппозиции против правительства Каррансы, газета «Рехенерасьон» 14 ноября

1914 г. писала: «По этому документу видно, что революционное движение

носит экономический и социальный характер, что в Мексике идет борьба не

за то, кто займет пост президента Республики, а за завоевание

экономической свободы, то есть за возможность обеспечить себе

существование посредством труда, не завися от богачей. То, что движение

Юга (Сапаты, - прим. перевод.) не является исключительно коммунистическим

и анархистским не мешает всем честным революционерам отдать ему всю нашу

симпатию. И кто может осмелиться сказать, что это великолепное движение

не может сомкнуться с анархистским коммунизмом? Достаточно прочитать

приведенные параграфы, чтобы убедиться, что в этом движении есть

анархический дух».

Несмотря на победу «политиков» в мексиканской революции, Р.Фылорес Магон

и его товарищи были по-прежнему убеждены в своей вере в грядущую

социальную революцию. 16 марта 1918 г. в «Рехенерасьон» было опубликовано

«Воззвание к анархистам и рабочим мира», в котором они призывались

принять участие в социально-революционных преобразованиях, позволяющих

положить конец Первой мировой войне, и создать либертарное общество. 21

марта 1918 г. Р.Флорес Магон и Либрадо Ривера были арестованы властями

США. На основании этой статьи суд приговорил их в августе того же года к

25-летнему тюремному заключению. 22 ноября 1922 г. Рикардо Флорес Магон

был обна-ружен мертвым в своей камере в американской тюрьме Ливерворт.

В январе 1923 г. тело революционера было перевезено в Мексику. Перевозка

оплачивалась за счет пожертвований, поскольку товарищи отказались принять

деньги, предложенные «революционным» мексиканским правительством. В

каждом городе, через который проходил кортеж, его провожали тысячи

трудящихся под красно-черными знаменами. В столице более 10 тысяч человек

приняли участие в доставке гроба на Французское кладбище (там он пробыл

до 1944 г., когда был перезахоронен в «Ротунда-де-лас-Омбрас-и-бустре».

Л.Ривера был освобожден в 1923 г. Он продолжал активную пропаганду

анархизма вплоть до своей гибели в автомобильной катастрофе в 1932 г.

Умирая, он отказался дать показания против виновника аварии - водителя

грузовика, поскольку тот был рабочим...

Начало движения

У истоков мексиканского анархизма стоял Плотино Родаканати. Сын греческого

аристократа и матери-австрийки, он родился в Афинах в 1828 г. После смерти

отца мать увезла его в Вену. В 1848 г. Родаканати участвовал в венгерском

восстании, затем жил в Берлине, стал поклонником сперва Гегеля, а затем

Фурье и Прудона. Привлеченный либеральными реформами мексиканских

президентов Комонфорта и Хуареса, он в феврале 1861 г. приехал в Мексику,

намереваясь создать там аграрную коммуну. По приезде он обнаружил, что

аграрно-поселенческие планы Комонфорта давно оставлены. Но Родаканати

увидел, к своему изумлению, что общинное крестьянство Мексики живет в

условиях, близких к идеалам Фурье и Прудона. Он принял решение остаться и

заняться организацией мексиканских крестьян, чтобы основать систему

социалистических аграрных поселений уже по собственной инициативе. Стремясь

найти сторонников, он опубликовал памфлет «Картилья сосиалиста», в котором

изложил принципы аграрной общины. Следуя за Фурье и Прудоном, Родаканати

утверждал, что человек хорош по своей природе, но частная собственность,

имущественное неравенство и эксплуатация портит человеческую природу и

натравливает людей друг на друга. Однако иммигранту не удалось найти

достаточно людей для создания коммуны. Тогда он стал работать учителем. Под

его влиянием многие ученики стали «либертарными социалистами», и в

1863/1864 г. возникла группа, принявшая в январе 1865 г. название

«Социалистический клуб студентов». Участники считали себя мексиканской

ветвью бакунизма. Среди них были будущие активисты мексиканского социализма

- Франсиско Салакоста, будущий предводитель крестьянских движений, Сантьяго

Вильянуэва, организатор городских рабочих, и его товарищ Эрменгильдо

Вильявисенсио. (J.M.Hart. Anarchism and Mexican Working Class, 1860-1931.

Austin, 1987. P.30). После школы они стали ремесленни-ками и начали

организовывать столичных работников физического труда. В этот период

ремесленники были недовольны ростом системы фабричного производства и,

верные наследию своих гильдий, были восприимчивы к идеям прудоновского

мютюализма.

В 1864 г. Родаканати выпустил эссе «Неопантеизм», которое помогло сплотить

его сторонников. Его идеи стали основой для философского развития

мексиканского анархизма. Они совмещали фурьеристскую идею поселений-

фаланстеров с прудоновскими обществами взаимопомощи и кооперативами. В

политической области Родаканати ратовал за федералистскую структуру. Он

требовал преобразовать частную собственность в кооперативную, ликвидиро-

вать политику и партии, освободить человека от всяческих ограничений,

ликвидировать национальные границы и установить всемирное братство людей.

«Вначале будет равное распределение промышленного производства и благ. За-

тем эта практика очень быстро распространится благодаря усилиям братьев,

объединенных общим интересом. Так мы пойдем по социальному пути, который

является естественным» - к новому общественному строю.

В философской области Родаканати был позитивистским неопантеистом. В

изданном им в 1874 г. журнале «Эль Кранеоскоп» он попытался обосновать

социализм историей западной мысли (Гораций, Паскаль, Декарт, Лейбниц,

Гердер) и вывести его из поступательного развития человечества согласно

«универсальным законам Космоса» (с кото-рыми он отождествлял бога).

В том, что касается тактики, Родаканати был осторожнее большинства своих

учеников, например, Салакосты. Будучи скорее человеком идеи, нежели

человеком действия, он стремился избегать насилия и портясений, надеясь на

по-степенное мирное превращение общества в добровольную федерацию на основе

идей Прудона и Бакунина. Он рассчитывал на распространение ассоциаций,

ликвидирующих политическую иерархию и наемный труд, на вытеснение ими

капиталистического общества и замену его социальным и экономическим

равенством, взаимопомощью, свободным кредитом и филантропией. Параллельно

капитализму должна была вырасти и заменить его кооперативная система

ремесленных мастерских, трудовых коллективов, аграрных коммун и других

ассоциаций. Родаканати даже призывал капиталистов вступить в новые

ассоциации, добровольно отказаться от своей собственности и привилегий и

жить в соответствии с естественным законом и инстинктом взаимопомощи. По

его мнению, для человека естественна не конкуренция, а солидарность и

взаимная помощь. Предвосхищая идеи Кропоткина, он полагал, что

распределение благ должно скорее основываться на потребностях, чем на

измерении трудового вклада. Можно, таким образом, считать, что он выходил

за рамки прудоновских идей и в ряде моментов был близок к анархо-

коммунизму. В то же время, Родаканати выступал за создание тайного общества

бакунистского типа с целью пропагандировать социалистическую теорию и

способствовать ее распространению с помощью выдвижения программы конкретных

требований для рабочего класса (J.M.Hart. Anarchism and the Mexican Working

Class, 1860-1931. Austin, 1987. P.19-28).

В 1865 г. «Группа студентов-социалистов» создала тайную анархистскую

организацию «Ла сосиаль - Интернационалистская секция» во главе с

Родаканати. «Ла сосиаль» объявила о своей симпатии бакунистской фракции. Ее

про-граммой был провозглашен «всемирный союз»: «Она (организация) не

признает национальности. Ее три символа - свобода, равенство и братство -

Святая Идея». Через несколько лет организация распалась и была

реорганизована только в 1871 г. Но ее основателям - Родаканати,

Ф.Салакосте, С.Вильянуэве и Э.Вильявисенсио предстояло сыграть важнейшую

роль в возникновении мексиканского аграрного и рабочего движения.

Ф.Салакоста, родившийся в 1844 г. в семье офицера либеральной армии, в 1854

г. оказался вместе с ней в столице. Он посещал подготовительную школу, где

преподавал Родаканати, а затем медицинскую школу. Салакоста стал одним из

самых пламенных учеников Родаканати и самых активных организаторов «Ла

сосиаль». С.Вильянуэва родился в Мехико в 1838 г. в бедной семье, ра-ботал

ремесленником-мебельщиком, изучал искусство, затем анатомию в медицинской

школе, где он и познакомился с Салакостой, а через него с Родаканати. Так

он стал анархистом. Э.Вильявисенсио родился в штате Мехико в 1842 г.,

учился в медицинской школе и познакомился с Салакостой и Родаканати.

В октябре 1864 г. группа Вильянуэвы приступила к работе с рабочими. Для

этого студенты - ученики Родаканати возродили созданное еще в 1853 г.

шляпниками мютюалистское «Отдельное общество взаимной помощи». Однако

теперь оно стояло на совершенно иных идейных позициях, поскольку в 50-е гг.

социалистические идеи в Мексике были еще неизвестны. Мютюалистские общества

занимались первоначально созданием кассы взаимопомощи и социальными

услугами. Теперь им предстояло стать «ассоциациями сопротивления», вести

борьбу за увеличение зарплаты и сокращение рабочего времени. В ноябре 1864

г. было точно также реорганизовано «Взаимное общество портных». В марте

1865 г. оба общества взаимопомощи установили связь с рабочими текстильных

фабрик «Сан-Ильдефонсо» в Тлалнепантле и «Ла-Кольмена» в Мехико и помогли

им создать «Взаимное общество отрасли прядильщиков и ткачей Долины Мехико».

Вскоре после этого на фабриках возник конфликт: владельцы приняли решение

увеличить продолжительность рабочего дня. 10 июня забастовали рабочие «Сан-

Ильдефонсо», на следующий день - рабочие «Ла-Кольмена». Это была первая

забастовка в истории Мексики. Представитель правительства императора

Максимилиана отдал приказ стрелять по толпе бастующих рабочих «Сан-

Ильдефонсо». Множество человек было ранено, 25 арестовано. Стачка была

подавлена (J.M.Hart. Anarchism... P.20-21, 29-32).

После этого поражения Вильянуэва и Вильявисенсио создали новую группу -

«Индустриально-художественное общество». Оно стало главным центром

анархистской деятельности и организации городских рабочих в 1860-х - 1870-х

гг. Среди его членов вначале преобладали граверы, художники, скульпторы,

перед которыми члены «Ла сосиаль» вели пропаганду прудоновских идей.

Родаканати в это время начал работу с крестьянами. В январе 1865 г. он

создал школу для крестьян в Чалко (юго-восточный уголок штата Мехико). Эта

«Школа луча и социализма» должна была обучать крестьян читать, писать,

владеть ораторским искусством, а также научить их методам организации и

объяснить им либертарные социалистические идеалы. В ноябре 1865 г. на

помощь учителю из Мехико приехал Салакоста. В течение 2 последующих лет они

вместе работали в школе, учили и агитировали крестьян. Ученики, особенно

привлекший их внимание Хулио Чавес Лопес, проявляли большой интерес к

социализму и жаждали перемен в аграрном строе. Родаканати, который не любил

насилия, в 1867 г. вернулся на свое преподавательское место в столице,

передав школу Салакосте, человеку действия, «поскольку школа уже больше не

школа, а клуб свободы для свободы».

Родаканати и Салакоста оказали глубокое влияние на Чавеса Лопеса, который

писал о себе: «Я коммунист-социалист. Я социалист, поскольку являюсь врагом

всех правительств, и я коммунист, поскольку мои братья желают обрабатывать

землю сообща». Вскоре после отъезда Родаканати он создал небольшой отряд

стороников и начал нападать на поместья-асиенды между Чалко и Тескоко. В

течение нескольких месяцев его действия распространились на юг до Морелоса,

на восток до Сан-Мартин-Тесмелукен и на запад до Тлалпана. Власти отнеслись

к нему сперва как к бандиту, однако выяснилось, что они столкнулись с

широким народным движением за захват помещичьей земли. Восстание ширилось,

к нему примыкали все новые люди. В марте 1868 г. в район были введены

правительственные войска генерала Куэльяра. Но справиться с партизанской

тактикой Чавеса Лопеса он не мог. В попытке запугать население,

поддерживающее революционеров, он распорядился выслать на Юкатан

значительное число жителей Акуантлы, Чалко, Коатепека и все население

городка Чиколоапан. «Революционное» правительство президента Бенито Хуареса

поддержало эту меру, твердо решив подавить восстание. Однако движение

устояло и даже продолжало расти. В 1869 г. Чавес Лопес переместился в

Пуэблу и выдвинул идею всеобщего вооруженного восстания: «Что вы думаете

насчет того, чтобы сделать социалистическую революцию?» - писал он

Салакосте. В юго-восточном углу штата Мехико он был окружен батальоном

правительственных войск, но вырвался с кличем: «Да здравствует социализм!

Да здравствует свобода!». Чавес Лопес опирался на традиции мексиканской

общины - «пуэбло» с ее общинной собственностью на землю (хотя и с

посемейной обработкой) и «свободной муниципией». 20 апреля 1869 г. он

выпустил манифест, призывая мексиканский народ к оружию для установления

нового аграрного строя и сопротивления угнетению со стороны господствующих

классов и политической тирании центрального правительства. Национальное

правительство, поддер-живающее помещиков, должно было быть заменено

автономными населенными пунктами. После резкой критики помещичьего

землевладения и эксплуатации и церкви, документ формулировал программу

восставших:

«Чего мы хотим?.. Мы хотим: земли, чтобы возделывать ее в мире и собирать

с нее урожаи в спокойствии; ликвидировать систему эксплуатации и дать

свободу всем, чтобы они могли селиться в местах, которые смогут их

прокормить, не платя никакой дани; дать народу свободу объединяться в той

форме, которую он сочтет более приемлемой, создавая крупные или небольшие

сельскохозяйственные общества, которые будут сохранять бдительность в

деле совместной обороны, не нуждаясь в тех, кто будет отдавать им приказы

извне и наказывать...Как либералы, мы отвергаем любое угнетение. Оно

ранит нас, как социалистов. Как люди, мы отвергаем его. ЛИКВИДАЦИЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВА, ЛИКВИДАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ!

Мы хотим земли, мы хотим порядка, мы хотим воли. Мы должны сами

освободить себя от всех наших бед; мы хо-тим мира и стабильности.

Наконец, мы хотим установления общественного договора между людьми на

основе взаим-ного уважения. Да здравствует социализм! Да здравствует

свобода!».

Вскоре после издания манифеста силы генерала Куэльяра окружили и схватили

Чавеса Лопеса. Но уже через несколько дней крестьяне напали на солдат и

отбили его и его товарищей. Укрывшись в холмах, Чавес Лопес создал новую

армию восстания и атаковал город и поместье Сан-Мартин-Тесмелукан между

Чалко и городом Пуэбла. Войска в панике бежали, побросав оружие. Восставшие

собрали деньги и оружие и, создавая прецедент, сожгли муниципальные архивы,

фиксировавшие права собственности. То же самое произошло в городе Аписако в

Тласкале. К восстанию присоединялись все новые отряды. Расширяя агитацию и

сферу действия, Чавес Лопес послал 50 человек во главе с Ансельмо Гомесом

на север, в штат Идальго.

Занимая местность, Чавес Лопес зачитывал и разъяснял манифест,

экспроприировал поместье и раздавал землю крестьянам. Продвигаясь на север,

он умело уклонялся от столкновения с главными силами генерала Куэльяра.

Отряд Гомеса тоже вырос до 150 человек и 11 июня занял город Чиконтепек в

Веракрусе. Но восставшим не хватало оружия. Чавес Лопес переместил лагерь

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.