![]() |
РУБРИКИ |
Золотое сечение |
РЕКЛАМА |
|
Золотое сечениеЗолотое сечениеВладивостокское художественное училище РЕФЕРАТ на тему: «Золотое сечение» Выполнила: Миронова С.Д. Группа: 1-1 Принял: Владивосток 2000 Содержание | Введение………………………………………………………………………………… | 3 | |2. Золотое сечение – гармоническая пропорция………………………………………… |4 | |3. Второе золотое сечение………………………………………………………………… |5 | |4. Золотой треугольник (пентаграмма)...………………………………………………… |6 | |5. История золотого сечения……………………………………………………………… |8 | |6. Ряд Фибоначчи………………………………………………………………………….. |12 | |7. Обобщенное золотое сечение………………………………………………………….. |13 | |8. Принципы формообразования в природе……………………………………………... |15 | |9. Золотое сечение и симметрия………………………………………………………….. |17 | |10. Разгадка тайны золотого |18 | |сечения.............................................................|20 | |..................... |21 | |11. Золотое сечение в скульптуре………………………………………………………… |23 | |12. Золотое сечение в архитектуре……………………………………………………….. | | |13. Золотое сечение в живописи. Золотая спираль……………………………………… |27 | |14. "Необходимо прекрасному зданию быть построенным |29 | |подобно хорошо сложенному человеку" (Павел Флоренский)…………………… |33 | |15. Закономерности построения пространственной композиции | | |парка………………. | | |Литература..........................................................| | |............................................................. | | Введение Человек различает окружающие его предметы по форме. Интерес к форме какого-либо предмета может быть продиктован жизненной необходимостью, а может быть вызван красотой формы. Форма, в основе построения которой лежат сочетание симметрии и золотого сечения, способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. Целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения – высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе. Еще в эпоху Возрождения художники открыли, что любая картина имеет определенные точки, невольно приковывающие наше внимание, так называемые зрительные центры. При этом абсолютно неважно, какой формат имеет картина - горизонтальный или вертикальный. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. [pic] Данное открытие у художников того времени получило название "золотое сечение" картины. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание к главному элементу фотографии, необходимо совместить этот элемент с одним из зрительных центров. 2. Золотое сечение – гармоническая пропорция В математике пропорцией (лат. proportio) называют равенство двух отношений: a : b = c : d. Отрезок прямой АВ можно разделить на две части следующими способами: на две равные части – АВ : АС = АВ : ВС; на две неравные части в любом отношении (такие части пропорции не образуют); таким образом, когда АВ : АС = АС : ВС. Последнее и есть золотое деление или деление отрезка в крайнем и среднем отношении. Золотое сечение – это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a : b = b : c или с : b = b : а. [pic] Рис. 1. Геометрическое изображение золотой пропорции Практическое знакомство с золотым сечением начинают с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки. [pic] Рис. 2. Деление отрезка прямой по золотому сечению. BC = 1/2 AB; CD = BC Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции. Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Для практических целей часто используют приближенные значения 0,62 и 0,38. Если отрезок АВ принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая – 38 частям. Свойства золотого сечения описываются уравнением: x2 – x – 1 = 0. Решение этого уравнения: [pic] Свойства золотого сечения создали вокруг этого числа романтический ореол таинственности и чуть ли не мистического поклонения. 3. Второе золотое сечение Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата. | | |Деление осуществляется | |[pic] | |следующим образом. Отрезок АВ | | | |делится в пропорции золотого | |Рис. 3. Построение второго золотого | |сечения. Из точки С | |сечения | |восставляется перпендикуляр | | | |СD. Радиусом АВ находится | | | |точка D, которая соединяется | | | |линией с точкой А. Прямой угол| | | |АСD делится пополам. Из точки | | | |С проводится линия до | | | |пересечения с линией AD. Точка| | | |Е делит отрезок AD в отношении| | | |56 : 44. | | | | | |[pic] | | | |Рис. 3.1. Деление прямоугольника | | | |линией второго золотого сечения | | | | | | | |На рисунке показано положение линии | | | |второго золотого сечения. Она | | | |находится посередине между линией | | | |золотого сечения и средней линией | | | |прямоугольника. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |4. Золотой треугольник | | | | | | | |Замечательный пример «золотого | | | |сечения» представляет собой | | | |правильный пятиугольник – выпуклый и | | | |звездчатый (рис. 4). | | | |[pic] | | | |Из подобия треугольников ACD и ABE | | | |можем вывести уже известную | | | |пропорцию: | | | |[pic] | | | |Таким образом, звездчатый | | | |пятиугольник также обладает «золотым | | | |сечением». Интересно, что внутри | | | |пятиугольника можно продолжить | | | |строить пятиугольники, и это | | | |отношение будет сохраняться. | | | |Звездчатый пятиугольник называется | | | |пентаграммой. Пифагорейцы выбрали | | | |пятиконечную звезду в качестве | | | |талисмана, она считалась символом | | | |здоровья и служила опознавательным | | | |знаком. | | | |Бытует легенда о том, что один из | | | |пифагорейцев больным попал в дом к | | | |незнакомым людям. Они старались его | | | |выходить, но болезнь не отступала. Не| | | |имея средств заплатить за лечение и | | | |уход, больной перед смертью попросил | | | |хозяина дома нарисовать у входа | | | |пятиконечную звезду, объяснив, что по| | | |этому знаку найдутся люди, которые | | | |вознаградят его. И на самом деле, | | | |через некоторое время один из | | | |путешествующих пифагорейцев заметил | | | |звезду и стал расспрашивать хозяина | | | |дома о том, каким образом она | | | |появились у входа. После рассказа | | | |хозяина гость щедро вознаградил его. | | | |Пентаграмма была хорошо известна и в | | | |Древнем Египте. Но непосредственно | | | |как эмблема здоровья она была принята| | | |лишь в Древней Греции. | | | |В настоящее время существует | | | |гипотеза, что пентаграмма – первичное| | | |понятие, а «золотое сечение» | | | |вторично. Пентаграмму никто не | | | |изобретал, ее только скопировали с | | | |натуры. Вид пятиконечной звезды имеют| | | |пяти-лепестковые цветы плодовых | | | |деревьев и кустарников, морские | | | |звезды. Те и другие создания природы | | | |человек наблюдает уже тысячи лет. | | | |Поэтому естественно предположить, что| | | |геометрический образ этих объектов – | | | |пентаграмма – стала известна раньше, | | | |чем «золотая» пропорция. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Для нахождения отрезков золотой | | | |пропорции восходящего и нисходящего | | | |рядов можно пользоваться | | | |пентаграммой. | | | |[pic] | | | |Рис. 5. Построение правильного | | | |пятиугольника и пентаграммы | | | |Для построения пентаграммы необходимо| | | |построить правильный пятиугольник. | | | |Способ его построения разработал | | | |немецкий живописец и график Альбрехт | | | |Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр | | | |окружности, A – точка на окружности и| | | |Е – середина отрезка ОА. | | | |Перпендикуляр к радиусу ОА, | | | |восставленный в точке О, пересекается| | | |с окружностью в точке D. Пользуясь | | | |циркулем, отложим на диаметре отрезок| | | |CE = ED. Длина стороны вписанного в | | | |окружность правильного пятиугольника | | | |равна DC. Откладываем на окружности | | | |отрезки DC и получим пять точек для | | | |начертания правильного пятиугольника.| | | |Соединяем углы пятиугольника через | | | |один диагоналями и получаем | | | |пентаграмму. Все диагонали | | | |пятиугольника делят друг друга на | | | |отрезки, связанные между собой | | | |золотой пропорцией. | | | |Каждый конец пятиугольной звезды | | | |представляет собой золотой | | | |треугольник. Его стороны образуют | | | |угол 36° при вершине, а основание, | | | |отложенное на боковую сторону, делит | | | |ее в пропорции золотого | | | |сечения. | | | |[pic] | |Проводим прямую АВ. От точки А| |Рис. 6. Построение золотого | |откладываем на ней три раза | |треугольника | |отрезок О произвольной | | | |величины, через полученную | | | |точку Р проводим перпендикуляр| | | |к линии АВ, на перпендикуляре | | | |вправо и влево от точки Р | | | |откладываем отрезки О. | | | |Полученные точки d и d1 | | | |соединяем прямыми с точкой А. | | | |Отрезок dd1 откладываем на | | | |линию Ad1, получая точку С. | | | |Она разделила линию Ad1 в | | | |пропорции золотого сечения. | | | |Линиями Ad1 и dd1 пользуются | | | |для построения «золотого» | | | |прямоугольника. | | | | | |5. История золотого сечения | | | |Принято считать, что понятие о золотом делении ввел в научный обиход| |Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть | |предположение, что Пифагор свое знание золотого деления | |позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции | |пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из | |гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера | |пользовались соотношениями золотого деления при их создании. | |Французский архитектор Ле Корбюзье нашел, что в рельефе из храма | |фараона Сети I в Абидосе и в рельефе, изображающем фараона Рамзеса, | |пропорции фигур соответствуют величинам золотого деления. Зодчий | |Хесира, изображенный на рельефе деревянной доски из гробницы его | |имени, держит в руках измерительные инструменты, в которых | |зафиксированы пропорции золотого деления. | |Греки были искусными геометрами. Даже арифметике обучали своих детей| |при помощи геометрических фигур. Квадрат Пифагора и диагональ этого | |квадрата были основанием для построения динамических | |прямоугольников. | |[pic] | |Рис. 7. Динамические прямоугольники | |Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его | |диалог «Тимей» посвящен математическим и эстетическим воззрениям | |школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления. | |В фасаде древнегреческого храма Парфенона присутствуют золотые | |пропорции. При его раскопках обнаружены циркули, которыми | |пользовались архитекторы и скульпторы античного мира. В Помпейском | |циркуле (музей в Неаполе) также заложены пропорции золотого деления.| | | |[pic] | |Рис. 8. Античный циркуль золотого сечения | |В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые | |упоминается в «Началах» Евклида. Во 2-й книге «Начал» дается | |геометрическое построение золотого деления После Евклида | |исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), | |Папп (III в. н.э.) и др. В средневековой Европе с золотым делением | |познакомились по арабским переводам «Начал» Евклида. Переводчик | |Дж. Кампано из Наварры (III в.) сделал к переводу комментарии. | |Секреты золотого деления ревностно оберегались, хранились в строгой | |тайне. Они были известны только посвященным. | |В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди | |ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и| |в искусстве, особенно в архитектуре Леонардо да Винчи, художник и | |ученый, видел, что у итальянских художников эмпирический опыт | |большой, а знаний мало. Он задумал и начал писать книгу по | |геометрии, но в это время появилась книга монаха Луки Пачоли, и | |Леонардо оставил свою затею. По мнению современников и историков | |науки, Лука Пачоли был настоящим светилом, величайшим математиком | |Италии в период между Фибоначчи и Галилеем. Лука Пачоли был учеником| |художника Пьеро делла Франчески, написавшего две книги, одна из | |которых называлась «О перспективе в живописи». Его считают творцом | |начертательной геометрии. | |Лука Пачоли прекрасно понимал значение науки для искусства. В 1496 г| |по приглашению герцога Моро он приезжает в Милан, где читает лекции | |по математике. В Милане при дворе Моро в то время работал и Леонардо| |да Винчи. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли | |«Божественная пропорция» с блестяще выполненными иллюстрациями, | |ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была | |восторженным гимном золотой пропорции. Среди многих достоинств | |золотой пропорции монах Лука Пачоли не преминул назвать и ее | |«божественную суть» как выражение божественного триединства бог сын,| |бог отец и бог дух святой (подразумевалось, что малый отрезок есть | |олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок| |– бога духа святого). | |Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого | |деления. Он производил сечения стереометрического тела, | |образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал | |прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он | |дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до | |сих пор как самое популярное. | |В то же время на севере Европы, в Германии, над теми же проблемами | |трудился Альбрехт Дюрер. Он делает наброски введения к первому | |варианту трактата о пропорциях. Дюрер пишет. «Необходимо, чтобы тот,| |кто что-либо умеет, обучил этому других, которые в этом нуждаются. | |Это я и вознамерился сделать». | |Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во | |время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает | |теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе | |соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Рост человека делится в | |золотых пропорциях линией пояса, а также линией, проведенной через | |кончики средних пальцев опущенных рук, нижняя часть лица – ртом и | |т.д. Известен пропорциональный циркуль Дюрера. | |Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из| |сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой | |пропорции для ботаники (рост растений и их строение). | |Кеплер называл золотую пропорцию продолжающей саму себя «Устроена | |она так, – писал он, – что два младших члена этой нескончаемой | |пропорции в сумме дают третий член, а любые два последних члена, | |если их сложить, дают следующий член, причем та же пропорция | |сохраняется до бесконечности». | |Построение ряда отрезков золотой пропорции можно производить как в | |сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения | |(нисходящий ряд). | |Если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом | |откладываем отрезок M. На основании этих двух отрезков выстраиваем | |шкалу отрезков золотой пропорции восходящего и нисходящего | |рядов: | | | |[pic] | |Рис. 9. Построение шкалы отрезков золотой пропорции | | | |В последующие века правило золотой пропорции превратилось в | |академический канон и, когда со временем в искусстве началась | |борьба с академической рутиной, в пылу борьбы «вместе с водой | |выплеснули и ребенка». Вновь «открыто» золотое сечение было в | |середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения | |профессор Цейзинг опубликовал свой труд «Эстетические | |исследования». С Цейзингом произошло именно то, что и должно было | |неминуемо произойти с исследователем, который рассматривает | |явление как таковое, без связи с другими явлениями. Он | |абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее | |универсальной для всех явлений природы и искусства. У Цейзинга | |были многочисленные последователи, но были и противники, которые | |объявили его учение о пропорциях «математической эстетикой». | |[pic] | |Рис. 10. Золотые пропорции в частях тела человека | | | | | |Цейзинг проделал колоссальную | |[pic] | |работу. Он измерил около двух | |Рис. 11. Золотые пропорции в | |тысяч человеческих тел и пришел| |фигуре человека | |к выводу, что золотое сечение | | | |выражает средний статистический| | | |закон. Деление тела точкой пупа| | | |– важнейший показатель золотого| | | |сечения. Пропорции мужского | | | |тела колеблются в пределах | | | |среднего отношения 13 : 8 = | | | |1,625 и несколько ближе | | | |подходят к золотому сечению, | | | |чем пропорции женского тела, в | | | |отношении которого среднее | | | |значение пропорции выражается в| | | |соотношении 8 : 5 = 1,6. У | | | |новорожденного пропорция | | | |составляет отношение 1 : 1, к | | | |13 годам она равна 1,6, а к 21 | | | |году равняется мужской. | | | |Пропорции золотого сечения | | | |проявляются и в отношении | | | |других частей тела – длина | | | |плеча, предплечья и кисти, | | | |кисти и пальцев и т.д. | | | | | | | | | |Справедливость | | | | | | | | | | | | | | | |своей теории | | | | | | | | | | | | | | | |Цейзинг проверял на| | | | | | | | | | | | | | | |греческих статуях. | | | | | | | | | | | | | | | |Наиболее подробно | | | | | | | | | | | | | | | |он разработал | | | | | | | | | | | | | | | |пропорции Аполлона | | | | | | | | | | | | | | | |Бельведерского. | | | | | | | | | | | | | | | |Подверглись | | | | | | | | | | | | | | | |исследованию | | | | | | | | | | | | | | | |греческие вазы, | | | | | | | | | | | | | | | |архитектурные | | | | | | | | | | | | | | | |сооружения | | | | | | | | | | | | | | | |различных эпох, | | | | | | | | | | | | | | | |растения, животные,| | | | | | | | | | | | | | | |птичьи яйца, | | | | | | | | | | | | | | | |музыкальные тона, | | | | | | | | | | | | | | | |стихотворные | | | | | | | | | | | | | | | |размеры. Цейзинг | | | | | | | | | | | | | | | |дал определение | | | | | | | | | | | | | | | |золотому сечению, | | | | | | | | | | | | | | | |показал, как оно | | | | | | | | | | | | | | | |выражается в | | | | | | | | | | | | | | | |отрезках прямой и в| | | | | | | | | | | | | | | |цифрах. Когда | | | | | | | | | | | | | | | |цифры, выражающие | | | | | | | | | | | | | | | |длины отрезков, | | | | | | | | | | | | | | | |были получены, | | | | | | | | | | | | | | | |Цейзинг увидел, что| | | | | | | | | | | | | | | |они составляют ряд | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи, который | | | | | | | | | | | | | | | |можно продолжать до| | | | | | | | | | | | | | | |бесконечности в | | | | | | | | | | | | | | | |одну и в другую | | | | | | | | | | | | | | | |сторону. Следующая | | | | | | | | | | | | | | | |его книга имела | | | | | | | | | | | | | | | |название «Золотое | | | | | | | | | | | | | | | |деление как | | | | | | | | | | | | | | | |основной | | | | | | | | | | | | | | | |морфологический | | | | | | | | | | | | | | | |закон в природе и | | | | | | | | | | | | | | | |искусстве». В 1876 | | | | | | | | | | | | | | | |г. в России была | | | | | | | | | | | | | | | |издана небольшая | | | | | | | | | | | | | | | |книжка, почти | | | | | | | | | | | | | | | |брошюра, с | | | | | | | | | | | | | | | |изложением этого | | | | | | | | | | | | | | | |труда Цейзинга. | | | | | | | | | | | | | | | |Автор укрылся под | | | | | | | | | | | | | | | |инициалами Ю.Ф.В. В| | | | | | | | | | | | | | | |этом издании не | | | | | | | | | | | | | | | |упомянуто ни одно | | | | | | | | | | | | | | | |произведение | | | | | | | | | | | | | | | |живописи. | | | | | | | | | | | | | | | |В конце XIX – | | | | | | | | | | | | | | | |начале XX вв. | | | | | | | | | | | | | | | |появилось немало | | | | | | | | | | | | | | | |чисто | | | | | | | | | | | | | | | |формалистических | | | | | | | | | | | | | | | |теории о применении| | | | | | | | | | | | | | | |золотого сечения в | | | | | | | | | | | | | | | |произведениях | | | | | | | | | | | | | | | |искусства и | | | | | | | | | | | | | | | |архитектуры. С | | | | | | | | | | | | | | | |развитием дизайна и| | | | | | | | | | | | | | | |технической | | | | | | | | | | | | | | | |эстетики действие | | | | | | | | | | | | | | | |закона золотого | | | | | | | | | | | | | | | |сечения | | | | | | | | | | | | | | | |распространилось на| | | | | | | | | | | | | | | |конструирование | | | | | | | | | | | | | | | |машин, мебели и | | | | | | | | | | | | | | | |т.д. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |6. Ряд Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |С историей золотого| | | | | | | | | | | | | | | |сечения косвенным | | | | | | | | | | | | | | | |образом связано имя| | | | | | | | | | | | | | | |итальянского | | | | | | | | | | | | | | | |математика монаха | | | | | | | | | | | | | | | |Леонардо из Пизы, | | | | | | | | | | | | | | | |более известного | | | | | | | | | | | | | | | |под именем | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи (сын | | | | | | | | | | | | | | | |Боначчи). Он много | | | | | | | | | | | | | | | |путешествовал по | | | | | | | | | | | | | | | |Востоку, познакомил| | | | | | | | | | | | | | | |Европу с индийскими| | | | | | | | | | | | | | | |(арабскими) | | | | | | | | | | | | | | | |цифрами. В 1202 г | | | | | | | | | | | | | | | |вышел в свет его | | | | | | | | | | | | | | | |математический труд| | | | | | | | | | | | | | | |«Книга об абаке» | | | | | | | | | | | | | | | |(счетной доске), в | | | | | | | | | | | | | | | |котором были | | | | | | | | | | | | | | | |собраны все | | | | | | | | | | | | | | | |известные на то | | | | | | | | | | | | | | | |время задачи. Одна | | | | | | | | | | | | | | | |из задач гласила | | | | | | | | | | | | | | | |«Сколько пар | | | | | | | | | | | | | | | |кроликов в один год| | | | | | | | | | | | | | | |от одной пары | | | | | | | | | | | | | | | |родится». Размышляя| | | | | | | | | | | | | | | |на эту тему, | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи выстроил | | | | | | | | | | | | | | | |такой ряд цифр: | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Месяцы |0|1|2|3|4|5|6|7 |8 |9 |10|11|12 |и т.д. | |Пары кроликов |0|1|1|2|3|5|8|13|21|34|55|89|144 |и т.д. | | | | | | | | | | | | | | | | | |Ряд чисел 0, 1, 1, | | | | | | | | | | | | | | | |2, 3, 5, 8, 13, 21,| | | | | | | | | | | | | | | |34, 55 и т.д. | | | | | | | | | | | | | | | |известен как ряд | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи. | | | | | | | | | | | | | | | |Особенность | | | | | | | | | | | | | | | |последовательности | | | | | | | | | | | | | | | |чисел состоит в | | | | | | | | | | | | | | | |том, что каждый ее | | | | | | | | | | | | | | | |член, начиная с | | | | | | | | | | | | | | | |третьего, равен | | | | | | | | | | | | | | | |сумме двух | | | | | | | | | | | | | | | |предыдущих 2 + 3 = | | | | | | | | | | | | | | | |5; 3 + 5 = 8; 5 + 8| | | | | | | | | | | | | | | |= 13, 8 + 13 = 21; | | | | | | | | | | | | | | | |13 + 21 = 34 и | | | | | | | | | | | | | | | |т.д., а отношение | | | | | | | | | | | | | | | |смежных чисел ряда | | | | | | | | | | | | | | | |приближается к | | | | | | | | | | | | | | | |отношению золотого | | | | | | | | | | | | | | | |деления. Так, | | | | | | | | | | | | | | | |21 : 34 = 0,617, а | | | | | | | | | | | | | | | |34 : 55 = 0,618. | | | | | | | | | | | | | | | |Это отношение | | | | | | | | | | | | | | | |обозначается | | | | | | | | | | | | | | | |символом Ф. Только | | | | | | | | | | | | | | | |это отношение – | | | | | | | | | | | | | | | |0,618 : 0,382 – | | | | | | | | | | | | | | | |дает непрерывное | | | | | | | | | | | | | | | |деление отрезка | | | | | | | | | | | | | | | |прямой в золотой | | | | | | | | | | | | | | | |пропорции, | | | | | | | | | | | | | | | |увеличение его или | | | | | | | | | | | | | | | |уменьшение до | | | | | | | | | | | | | | | |бесконечности, | | | | | | | | | | | | | | | |когда меньший | | | | | | | | | | | | | | | |отрезок так | | | | | | | | | | | | | | | |относится к | | | | | | | | | | | | | | | |большему, как | | | | | | | | | | | | | | | |больший ко всему. | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи так же | | | | | | | | | | | | | | | |занимался решением | | | | | | | | | | | | | | | |практических нужд | | | | | | | | | | | | | | | |торговли: с помощью| | | | | | | | | | | | | | | |какого наименьшего | | | | | | | | | | | | | | | |количества гирь | | | | | | | | | | | | | | | |можно взвесить | | | | | | | | | | | | | | | |товар? Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | |доказывает, что | | | | | | | | | | | | | | | |оптимальной | | | | | | | | | | | | | | | |является такая | | | | | | | | | | | | | | | |система гирь: 1, 2,| | | | | | | | | | | | | | | |4, 8, 16... | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |7. Обобщенное | | | | | | | | | | | | | | | |золотое сечение | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Ряд Фибоначчи мог | | | | | | | | | | | | | | | |бы остаться только | | | | | | | | | | | | | | | |математическим | | | | | | | | | | | | | | | |казусом, если бы не| | | | | | | | | | | | | | | |то обстоятельство, | | | | | | | | | | | | | | | |что все | | | | | | | | | | | | | | | |исследователи | | | | | | | | | | | | | | | |золотого деления в | | | | | | | | | | | | | | | |растительном и в | | | | | | | | | | | | | | | |животном мире, не | | | | | | | | | | | | | | | |говоря уже об | | | | | | | | | | | | | | | |искусстве, | | | | | | | | | | | | | | | |неизменно приходили| | | | | | | | | | | | | | | |к этому ряду как | | | | | | | | | | | | | | | |арифметическому | | | | | | | | | | | | | | | |выражению закона | | | | | | | | | | | | | | | |золотого деления. | | | | | | | | | | | | | | | |Ученые продолжали | | | | | | | | | | | | | | | |активно развивать | | | | | | | | | | | | | | | |теорию чисел | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи и | | | | | | | | | | | | | | | |золотого сечения. | | | | | | | | | | | | | | | |Ю. Матиясевич с | | | | | | | | | | | | | | | |использованием | | | | | | | | | | | | | | | |чисел Фибоначчи | | | | | | | | | | | | | | | |решает 10-ю | | | | | | | | | | | | | | | |проблему Гильберта.| | | | | | | | | | | | | | | |Возникают изящные | | | | | | | | | | | | | | | |методы решения ряда| | | | | | | | | | | | | | | |кибернетических | | | | | | | | | | | | | | | |задач (теории | | | | | | | | | | | | | | | |поиска, игр, | | | | | | | | | | | | | | | |программирования) с| | | | | | | | | | | | | | | |использованием | | | | | | | | | | | | | | | |чисел Фибоначчи и | | | | | | | | | | | | | | | |золотого сечения. В| | | | | | | | | | | | | | | |США создается даже | | | | | | | | | | | | | | | |Математическая | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи-ассоциаци| | | | | | | | | | | | | | | |я, которая с 1963 | | | | | | | | | | | | | | | |года выпускает | | | | | | | | | | | | | | | |специальный журнал.| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Одним из достижений| | | | | | | | | | | | | | | |в этой области | | | | | | | | | | | | | | | |является открытие | | | | | | | | | | | | | | | |обобщенных чисел | | | | | | | | | | | | | | | |Фибоначчи и | | | | | | | | | | | | | | | |обобщенных золотых | | | | | | | | | | | | | | | |сечений. | | | | | | | | | | | | | | | |Ряд Фибоначчи (1, | | | | | | | | | | | | | | | |1, 2, 3, 5, 8) и | | | | | | | | | | | | | | | |открытый им же | | | | | | | | | | | | | | | |«двоичный» ряд гирь| | | | | | | | | | | | | | | |1, 2, 4, 8, 16... | | | | | | | | | | | | | | | |на первый взгляд | | | | | | | | | | | | | | | |совершенно разные. | | | | | | | | | | | | | | | |Но алгоритмы их | | | | | | | | | | | | | | | |построения весьма | | | | | | | | | | | | | | | |похожи друг на | | | | | | | | | | | | | | | |друга: в первом | | | | | | | | | | | | | | | |случае каждое число| | | | | | | | | | | | | | | |есть сумма | | | | | | | | | | | | | | | |предыдущего числа с| | | | | | | | | | | | | | | |самим собой 2 = 1 +| | | | | | | | | | | | | | | |1; 4 = 2 + 2..., во| | | | | | | | | | | | | | | |втором – это сумма | | | | | | | | | | | | | | | |двух предыдущих | | | | | | | | | | | | | | | |чисел 2 = 1 + 1, 3 | | | | | | | | | | | | | | | |= 2 + 1, 5 = 3 + | | | | | | | | | | | | | | | |2.... Нельзя ли | | | | | | | | | | | | | | | |отыскать общую | | | | | | | | | | | | | | | |математическую | | | | | | | | | | | | | | | |формулу, из которой| | | | | | | | | | | | | | | |получаются и | | | | | | | | | | | | | | | |«двоичный» ряд, и | | | | | | | | | | | | | | | |ряд Фибоначчи? А | | | | | | | | | | | | | | | |может быть, эта | | | | | | | | | | | | | | | |формула даст нам | | | | | | | | | | | | | | | |новые числовые | | | | | | | | | | | | | | | Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|