РУБРИКИ

Русский печной изразец

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Русский печной изразец

изготовление румпы производилась так же как и у красных изразцов, с помощью

гончарного круга.

Первые западные влияния наблюдаются в изразцах Никольской церкви

(1665г.) в селе Урюпине под Москвой. Здесь наряду с узкорамочными ранними

муравлёнными изразцами ''тарелями'' и ''шарами'' имеются изразцы с

квадратной лицевой пластиной, но уже без контурных рамок.

В московских муравлённых изразцах 70-х годов XVII века продолжают

преобладать квадратные формы пластин с изображениями стилизованных цветов,

разнообразных птиц.

Хорошего качества изразцы вырабатывались в то же время в

Александровской слободе.

В фондах Александровского музея хранится около десяти различных типов

изделий из облицовки печей, бывших в корпусе монастырских келий.

Большинство из них имеют рельефные рисунки, которые переходят на соседние

изразцы, образуя на зеркале печи композиции коврового характера.

Большая коллекция зелёных изразцов из облицовки печей 80-х годов XVII

века хранится в музее ''Новодевичий монастырь'' и фондах Государственного

исторического музея. Изразцы, имеющиеся в этих музеях дали возможность

установить типы изделий, входившие в состав печного набора и позволило

выполнить реконструкции этих печей.

Муравлённые изразцы продолжали выделываться и в первые годы XVIII

века, но они потеряли выразительность изображений, сочность рельефа и

вскоре были вытеснены новыми расписными изразцами петровского времени.

Многоцветные рельефные изразцовые изделия появились в XV-XVI веках в

близлежащих к Москве городах.

В Москве многоцветные рельефные изразцы впервые появились в

Керамическом декоре церкви Троицы в Никитниках (1635-1653г.г.). Светлая

жёлто-розовая глина, из которой изготовлены эти изразцы, характерна только

для калужского производства, где, по всей вероятности, они и были

выполнены. Вероятнее всего, что огромное богатство купца Никитникова дало

ему возможность вызывать в Калугу белорусского мастера, которому были

известны секреты изготовления цветных эмалей. Может быть это и было началом

вовлечения белорусских мастеров в русское изразцовое производство, которое

затем было расширено патриархом Никоном.

Производство рельефных многоцветных изразцов было организовано

Никоном, настоятелем Иверского Святозерского монастыря, по соседству с

обителью – в селе Богородицыне.

Здесь начали работать приглашённые им белорусские мастера, выходцы из

тогдашних литовских земель. Белорусы привезли с собой секреты изготовления

глухих оловянных эмалей четырёх цветов: белого, желтого, бирюзово-зелёного

и синего. Кроме эмалей они применяли прозрачную поливу коричневатого цвета,

которая на красном черепке изразца давала красивые коричневые оттенки.

Новшеством была и прямоугольная форма лицевой пластины изразца, не

применявшаяся на Руси до приезда белорусских мастеров.

При изготовлении новых изразцов ведущее начало продолжало

принадлежать мастерам резьбы по дереву, и изготовлявшим формы, цветовые

решения выполнялись гончарами. Изразцы одного рисунка, как правило, имели

несколько вариантов раскраски.

Эти новые многоцветные изразцы, называемые ценинными или фряжскими,

как нельзя лучше отвечали вкусам того времени. Они хорошо сочетались с

пышным декором культовых и светских зданий, так называемым узорочьем,

получившим широкое распространение в XVII веке.

''Производство началось в начале 1655 года с выделки печных изразцов

гончаром Игнатом Максимовым из добрых глин, найденных в районе села

Богородицына. Изготовленные изразцы использовались в самом монастыре,

рассылались Никоном в виде подношений, а иногда шли на продажу''.1

В начале 70-х годов московская гончарная слобода переходит на

изготовление многоцветных изразцов, и вскоре производства белорусских и

московских мастеров тесно переплетаются между собой и становится трудно

различимыми.

В последней четверти XVII века многоцветные изразцы начинают

изготовлять провинциальные производства.

Ярославские изразечники, минуя изготовление муравлёных изделий начали

выделывать многоцветные изразцы. Они изготовляли в большом количестве

изразцы – розетки, многоизразцовые клейма, пояса, фризы и антаблементы.

Рисунки розеток близки к московским, остальные изделия очень самобытны и

отличаются от столичных как по рисункам изображений, так и по оттенкам

эмали.

Во второй половине XVII столетия центром древнерусского интерьера

стала изразцовая печь, а одним из главных элементов декора – изразцовое

убранство церквей и колоколен.

Более того, многоцветная рельефная керамическая плитка, органично

воплотив красоту и богатство, сделала изразцовый декор значимым элементом

эстетических представлений человека того времени.

1. Маслих С.А. Ук. соч. С. 21.

Многоцветные печи, облицованные рельефными изделиями, украшали во второй

половине XVII века интерьеры храмов, трапезных, парадных царских и боярских

палат.

Печи имели чётко выраженный ярусный характер. Каждый ярус складывался

из нескольких рядов изразцов или многоизразцовых клейм. Ярусы разделялись

профильными горизонтальными тягами. Цокольная и завершающие части печи

складывались из более сложных по форме изделий: ножек, подзоров и городков.

В начале XVIII века в Москве и соседних с нею городах наружный

изразцовый декор зданий выходит из употребления. Изразцы в эти годы

используются только в интерьере. В провинциях, особенно далёких от столицы,

изразцами продолжали украшать фасады зданий в течение почти всей первой

половины XVIII века.

''Бурная Петровская эпоха с её коренной перестройкой общественной

жизни и быта верхушки русского общества требовала новых решений в изразцах.

Излюбленным на изразцах XVII века единороги, лютые грифы, полканы, сирины и

воины-лучники становятся уже анохранизмами''.1.

Рельеф изразцов XVII века был слишком крупен для печей жилых

помещений, как правило, не больших в те годы. Это привело к тому, что

московские гончары, а за ними и большинство провинциальных мастеров

начинают вносить значительные новшества в производство своих изделий.

Московские изделия начала XVIII века близки к своим предшественникам:

сохраняется многоцветность и рельеф изображения, высота которого постепенно

уменьшается, а вскоре рельеф и совсем исчезает. Появляются сюжеты, которых

не было, да и не могло быть в допетровские времена. Сохранились изразцы с

портретами, ярко отразившие введение Петром I новой моды на одежду и

причёски.

В первой половине XVIII века изготовлялись изразцы с небольшими

рельефными медальонами с примитивной одноцветной росписью.

1. Овсянников Ю. М. Ук. соч. С. 187.

Размеры медальонов постепенно увеличивались, усложнялась на них роспись,

которая стала захватывать в некоторых изделиях всё свободное от медальона

поле изразца. Во второй четверти XVIII века на медальонах начинает

появляться сюжетная роспись, а иногда и подписи, размещённые на свободном

от росписи поле медальона.

Печи, облицованные изразцами с овальными медальонами, сохранились

надвратной церкви Троице-Сергиевой Лавры и в Верхоспасском соборе

Московского Кремля.

Балахнинское изразцовое производство в начале XVIII века было близко

к московскому. Ранние изделия не имели росписи, затем она появилась в виде

скромного рисунка и, постепенно усложняясь, перешла за пределы рельефных

медальонов.

Совсем иным путём шли мастера Великого Устюга. Они в течение всего

XVIII века выделывали многоцветные изразцы с рельефами орнаментального и

растительного характера. Роспись на изразцах совсем не применялась. Начало

производства в Великом Устюге в 30-40-е годы XVIII века. Ранние изразцы

имели темный фон, чаще всего зелёный и светлые орнаменты. Для изразцов

конца XVIII века первой половины XIX века характерны белый фон и темные

орнаменты.

Красочные печи Великого Устюга делились по высоте на несколько

ярусов, сложенных из 2-х, 4-х, 9-ти изразцовых клейм. В их рельефных

рисунках мастера достигали большого совершенства.

''Разнообразные сюжеты и колорит клейм делают печи Великого Устюга

похожими на восточные ковры, которыми может быть и вдохновлялись северные

художники на своих красочных многолюдных ежегодных ярмарках''.1

В первой четверти XVIII века в русском изразцовом искусстве появились

большие новшества: начали изготавливать гладкие живописные изразцы.

Инициатива изготовления их принадлежала Петербургу.

1. Маслих С.А. Ук. соч. С. 23.

Петр I, начиная строить заложенный им в 1703 году город, принимает личное

участие в организации производства печных изразцов нового типа.

Дельфтская расписная керамика, с которой он познакомился во время

своего путешествия в Голландию, должна была, по его настойчивым

требованиям, заменить древние многоцветные изразцы. В 1709 году Петр

послал двух пленных шведов в Ново-Иерусалимский монастырь для организации

там производства гладких расписных изразцов. Сделанные шведами образцы не

получили одобрения. Вероятно это и послужило поводом для посылки русских

мастеров в начале 10-х годов XVIII века в Голландию для обучения их

кафельному делу. Обученные в Голландии русские гончары в совершенстве

овладели техникой иноземной росписи.

Во Дворце –музее Петра I и дворце Меньшикова на Васильевском острове

сохранились первые печи, облицованные расписными изразцами нового типа. Они

были изготовлены на кирпичных заводах Петербурга, обученными в Голландии

мастерами, которые именовались не мастерами, а живописцами. Ведущее начало

при изготовлении изразцов теперь стало принадлежать не мастерам резьбы по

дереву, а живописцам. Для изготовления гладких печных изразцов, которые всё

чаще называют кафелями, уже не требовалась резная деревянная форма, как это

было в прошлом веке. Их ровная поверхность покрывалась белой эмалью,, затем

на неё наносилась роспись, и изразец обжигался. При вторичном обжиге (а

первый раз изразец обжигался до нанесения красок), происходило расплавление

эмалей и одновременное вплавление росписи.

Ярусная структура печей XVII века сохранялась, а многоизразцовые

клейма уступили место гладким изразцам с сюжетной росписью.

Во многих сюжетах этих изделий сказываются иноземные влияния,

особенно в изображениях зданий и парусных судов.

Новшествами в этих печах являются украшения средних ярусов расписными

колонками и постановка печей на точеные дубовые ножки.

Мастера древней столицы не могли остаться в стороне от петровских

нововведений и начали тоже вырабатывать гладкие с синей росписью изразцы. В

росписи и сюжетах этих изделий голландские влияния очень незначительны.

Один из видов московских изразцов с синей сюжетной росписью и пояснительной

надписью бытовал довольно долго, особенно в провинциальных городах.

Пути петербургских и московских гончаров довольно быстро разошлись.

Одноцветная синяя роспись, видимо не отвечала вкусам древней столицы, и её

мастера вновь перешли на полихромию. Приблизительно в 40-х годах XVIII века

в Москве складывался новый тип многоцветных изразцов с сюжетной росписью. В

середине и во второй половине XVIII столетия они вырабатывались по всей

центральной части России. Эти новые многоцветные расписные изразцы имели

прямоугольную форму лицевой пластины (16-18х21-23 см.) и отступающую от

краев румпу. Изразцы расписывались глазурями 5 цветов: белого, желтого,

коричневого, зелёного и синего. Белым покрывался, как правило, фон изразца.

Большинство изразцов имело 3-х цветную роспись. Во второй половине XVIII

века одновременно изготовлялись два варианта многоцветных изразцов с

сюжетной росписью: с пояснительными подписями и без них.

Роспись этих изделий не выходила за пределы лицевой пластины изразца.

Обрамления были очень разнообразны, начиная от простых узких каёмок и

кончая широкими и сложными по рисунку. Исключением были изразцы с

изображением цветов, которые, как правило, не имели обрамлений.

Сюжеты росписей на изразцах были разнообразными: мужчины и женщины в

костюмах XVIII века и в античных одеждах, ''заморские народы'', всадники,

воины, охотники, домашние животные, звери, птицы, разнообразные цвета;

много сценок из городской и сельской жизни, а также бытового,

нравоучительного, любовного и шуточного характера. Изредка встречались

легкомысленные, а иногда и непристойные сценки. Не менее интересны и

подписи под сюжетами. Они носят чаще всего пояснительный характер. Много

изречений народной мудрости и поговорок. На изразцах с ''заморскими

народами'' имеются подписи: ''Апонская госпожа'', ''Китайский купец'',

''Кавалеры испанские''. Под изображениями животных, птиц и цветов: ''Елень

дикая'', ''В одном беге смел'', ''Познают мя от кохтей'', ''Пою печально'',

''От гласа погибаю'', ''Дух мой сладок'', и много, много других, не менее

интересных и забавных.

Характерной особенностью печей XVIII века была неповторяемость

сюжетов настенных изразцах печной облицовки. Повторялись только изразцы с

изображением отдельных предметов в виде ваз, плодов, букетов.

В 60-70-х годах XVIII века количество различных изделий печного

набора увеличивается. Начинают выделываться печные изразцы раппортного и

коврового типов. Сложные по форме изделия изготавливаются для завершения и

угольной части печей. Появляются свободно стоящие колонки.

В конце 60-х годов XVIII века появились печи Калужского производства,

значительно отличающиеся от предыдущих как своей формой, так и росписью на

изразцах. Печи напоминают небольшие архитектурные сооружения с чёткими

горизонтальными членениями. Роспись изразцов носит барочный характер,

некоторые сюжеты размещаются на нескольких изразцах. В верхнем ярусе

находятся карнизные детали ярко выраженного барочного характера.

Во второй половине XVIII века много выделывалось расписных изразцов с

изображениями цветов. В отличие от примитивных и стилизованных цветов на

рельефных изделиях, изображения цветов на расписных изразцах более

реалистичны и красочны.

В середине второй половины XVIII века начали выделываться раппортные

изразцы, на которых сюжеты размещались на 2-х, а чаще на 3-х поставленных в

ряд изделиях. Они выделывались с пояснительными надписями и без них. На

некоторых раппортных изразцах подписи заменялись кавычками. Они

предшествовали более поздним изразцам без подписей.

В течение всей второй половины XVIII века почти все керамические

производства выделывали в больших количествах расписные изразцы с сюжетами

без подписи, рисунки которых не выходили за пределы лицевой пластины

изделия. Они отличались от своих предшественников середины века более

сложным рисунком декоративных рамок.

В 80-х годах XVIII века повсеместно начинают выделывать расписные

изразцы с упрощёнными сюжетами. Опять появляется синяя роспись по белому

фону. Этими изразцами облицовывали более простые по своим формам печи. Это

был первый этап к переходу изготовления более упрощенных и дешевых изделий

для печей следующего столетия.

Одновременно выделывались и более сложные изразцы с крупной синей

росписью. Из них складывали композиции из больших ваз, корзин с цветами,

венков, гирлянд, которые размещались на центральной части печного зеркала.

Более богатые печи украшались колонками, нишами и сложными по форме

завершениями.

Гибкое, быстро перестраивающееся производство, не прекращающийся

спрос на изделия, покровительство сильных мира сего обеспечивала ему

органичное существование в этом столетии.

XIX век не внес ничего нового в историю народного изразцового

искусства. Чётко прослеживается спад того взлета, который был достигнут в

расписных многоцветных изразцах в третьей четверти XVIII века. Сюжеты

начинают постепенно упрощаться, тона эмалей теряют прежнюю яркость. В

первой четверти XIX века вновь появляются многоцветные изразцы с

пояснительными надписями, но они бытуют очень короткое время, уступая место

изделиям с упрощенной росписью.

Широкое внедрение изразцовых печей в дома зажиточного городского и

сельского населения требовало более дешевых изделий, не чуждых вкусам новых

потребителей.

В сюжетах этих изразцов находят отражение события окружающей жизни,

исчезают аллегорические сценки, поучительные надписи, идилистические

пейзажи в пышном обрамлении. Персонажи больше не облекаются в античные тоги

и экзотические одежды: в их костюме обстоятельно передаются характерные

бытовые детали. Таково, несколько условное, но в достаточной мере точное

изображение уланов и гусаров в формах 10-20-х годов и людей в костюмах 30-х-

40-х годов XIX века на изразцах того времени, хранящихся сегодня в музее-

заповеднике ''Коломенское''. Печи, облицованные цветными изразцами с

несложной росписью, делали дом уютнее, жизнерадостнее. В таких изразцах ещё

сохранились традиции непосредственного, самобытного народного творчества.

Однако и в этой росписи происходили определённые перемены. Изменился сам

тип росписи: сочная живопись уступала место сухому графическому рисунку,

стал преобладать холодный голубой цвет в сочетании с желтым и коричневым,

наконец, нарядное орнаментальное обрамление сменилось узенькой строгой

каймой.

Ту же эволюцию можно наблюдать и в декоре очень широко

распространённых в первой трети XIХ века орнаментальных изразцов с вазонами

и букетами. Многоцветная роспись сменяется здесь однотонной синей.

Отголоски живописного стиля ещё чувствуются в асимметричной композиции с

фруктовой веткой в пышных, сочно написанных барочных завитках. С годами

рисунок все более упрощается, становится суше. В конце концов вся

композиция сводится к двум крайне упрощённым веточкам, расположенным крест

на крест в ромбовидной рамке. Подобные изразцы дешевые, несложные в

производстве, были особенно распространены во многих провинциальных городах

и деревнях России.

В дворянских особняках печи выкладывали сложными по исполнению белыми

рельефными изразцами с орнаментом и изображениями, выполненными в стиле

классицизма. Они напоминают античную скульптуру и являются образцами

высокого мастерства безвестных исполнителей. Но, сплошь покрытая белой

эмалью, эта керамика в большей мере теряла свою теплоту, печи становились

параднее, официальнее.

На этом этаже и угасает производство изразцов как своеобразное и

яркое народное творчество.

Оно возникло в XV веке, достигло своего апогея во второй половине

XVII века и перешло в технически оснащённые цеха предприятий керамической

промышленности в XIX столетии.

В творениях народных мастеров ярко проявилась их художественная

одарённость, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное

владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, чёткость

композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.

Народные художники на всём протяжении их многовековой деятельности с

исключительным мастерством отразили в своём искусстве жизнь, стремления и

чаяния своего народа, для которого они творили и частью которого были сами.

Всё это даёт право считать изразцовое искусство подлинно народным и глубоко

национальным русским искусством.

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня.

В каждом районе, городе существовал свой традиционный узор, свои

излюбленные сочетания красок. Так и изразцы, выполненные уральскими

мастерами, имеют свои характерные особенности.

В Прикамье изразцы появились в последней четверти XVII века. Изделия

уральского керамического производства украсили соборы Соликамска и других

старых уральских городов. До сих пор они сверкают яркими красками на

фасадах Богоявленской церкви, северного крыльца Троицкого собора в

Соликамске, церкви в селе Ленва, часовни Спаса – Убруса в Усолье.

Четкие упругие линии рисунка при невысоком рельефе, гармоничная

композиция, чистый зеленый цвет с неожиданными всплесками голубого и

желтого – всё это характерно для изразцов, производившихся на Урале.

Сюжет рисунка изразцов Богоявленской церкви и Троицкого собора

напоминает ''балахинские кафли''. Любопытно, что рисунок часто совпадает

полностью, но даётся в зеркальном отражении. Это, видимо, связано с тем,

что строители завезли с собой готовые образцы и использовали их при

изготовлении новой формы.

На балахинских кафлях часто рисовали крупную птицу с открытым клювом

– ''оглядыш''. Она оглянулась – повернула голову к летящей крохотной

птичке, вестнику. Оглядыш есть и на соликамских памятниках, но вестника на

них нет, видно ''потерялся'' в дороге. На других плитках птица неясыть, по

легенде выклёвывающая свою грудь, чтобы накормить птенцов. Присутствует на

изразцах изображение ворона, несущего в лапе початок, другой лапой

опирающегося на какой-то причудливый цветок. Есть здесь заморская диковина

– индюк и сказочная жар-птица.- павлин с распущенным хвостом (рис…..).

Каждая из птиц стоит в центре плитки, в рамке из затейливого

растительного орнамента. Рисунок рамки продуман так, что при раскладке

изразцов вперемешку все завитки объединяются в общую композицию. По замыслу

мастера, отдельные кафли, складываясь вместе составляют непрерывную

красочную ленту – ''раппорт''. Ленты опоясывают храм в два, три яруса, и

дают при солнечном освещении впечатление нарядности, праздничности.

Уникальный и не имеет себе подобных в русской архитектуре изразцы

часовни Спаса –Убруса, построенной во второй половине XVII века. На них

изображен излюбленный в народном искусстве мотив – вещая птица Сирин,

полудева, полуптица, родная сестра сладкозвучных сирен классической Эллады.

На Руси мифологическая Сирена зажила самостоятельной жизнью. Образ ''птицы-

души'' – райской птицы Сирин встречается в произведениях древней

письменности; на золотых ювелирных изделиях; на расписных деревянных

прялках Севера; в керамике многих Строгановских построек XVII –нач. XVIII

веков.

Усольская птица Сирин отличается от всех известных русских

изображений. Она как бы вновь обретает черты мифической Сирены – это

трубящая птица с девичьим лицом, с короной на голове.

Недалеко от часовни, на месте бывшего села Ленва, стоит каменное

здание Троицкой церкви. Фасады этой церкви также богато отделаны цветной

керамикой.

Абсолютный вкус, чувство формы и цвета делают пермские изразцы

настоящими произведениями искусства.

Из изразцов Соликамского производства сохранились также отдельные

изразцы и многоизразцовые печные клейма, хранящиеся в местном краеведческом

музее. Клейма, близкие по времени их изготовления к началу XVIII века, не

имеют росписи, в то время как у более поздних всё свободное от рельефа поле

изразцов заполнялось примитивной синей росписью. По своей композиционной

структуре они очень близки к аналогичным балахинским и московским печным

клеймам (рис…..).

Соликамских печей первой половины XVIII века не сохранилось.

Многоизразцовые клейма в местном музее и несколько фотографий с утраченных

печей дали возможность выполнить их реконструкции (рис…..)

В фондах Екатеринбургского краеведческого музея хранится ряд

изразцов, среди них несколько предметов печного набора, привезённые из

Соликамска.

Стенные изразцы, изразцы из пояса печи, а также отдельные колонки

имеют белый фон, примитивную роспись голубой и синей эмалью.

Хранятся здесь и изразцы, повторяющие широко распространённые на Руси

мотивы, о которых говорилось в предыдущей главе. Это рельефные изображения

сказочного животного – лютого грифа и воинственного всадника, по видимости,

Александра Македонского, так как голову его венчает корона. Изразцы

квадратной формы, с внушительными размерами 37х37, имеют пояснительные

надписи. Покрыты они разноцветной поливой.

Имеются также изразцы, снятые в самом Екатеринбурге, вероятно,

изготовленные здесь же. Они представляют собой гладкие без рель. Скромно

украшен незатейливым орнаментом синего цвета изразцы из пояса и козырька

печи, а стенной и угловой изразцы имеют лишь узкую рамку. Фон, как и у

соликамских изразцов – белый. Вынуты все эти предметы из одной печи, о чем

говорит единая цветовая гамма и одинаковое композиционное решение всех

кафлей.

О том, что в Екатеринбурге было собственное керамическое

производство, свидетельствует запись в каталоге Сибирско-Уральской научно-

промышленной выставки 1887года.

Вот, что говорится в разделе: ''Полуфаянсовая, глиняная посуда и

прочие изделия'':

''Фабрика в Екатеринбурге, при реке Исети. Заведует управляющий. 1

мастер, рабочих 15 человек, 3 живут при фабрике, остальные на стороне.

Двигатели: 2 конных привода в 4 силы. Исполнительный механизм: 2 глиномялки

бегуны, жернова и до 12 кругов ручных и ножных, 1 пресс. Для годового

производства требуется: глины огнеупорной до 20 тонн пудов, кварца до 10

тонн пудов, глазури до 200 пудов, гончарной глины до 5 тонн пудов. Глина

огнеупорная из Кунгура, гончарная Пермского уезда, глазурь итальянская.

Изготавливается изразцов до 10 тыс шт. Средние по 50 коп., угли по 1 руб.,

кварцевого кирпича т. по 60 руб., огнеупорный обыкновенный по 25 руб.,

трубы огнеупорные и гончарные от 25 коп., чаши и раковины от 3 руб. и проч.

Топливо: дров 4 куб. саж., хвои и пней до 50 куб. саж., каменного угля до

3тыс пуд. Сбыт преимущественно на Урале и в Сибири до Иркутска и часть в

европейской России''1.

Старинное уральское производство стало основой для последующего

развития керамики. Фарфоро-фаянсовые производства на Урале в первой

половине XIX века действовали помимо Екатеринбурга в Шадринске, Нижнем

Тагиле, Перьми.

Гончарная традиция продолжается и сегодня в творчестве отдельных

мастеров и целых промыслов, в авторских изделиях и тиражных промышленных

вещах, обращаются к ней самодеятельные художники и детские студии.

''Очевидный аспект интереса к народному искусству, то что рукотворная

вещи призвана разрушать стандартность нашего окружения, внести в окружающую

среду элемент непосредственного человеческого чувства.

Для сохранения своей суть человеку необходимо иметь в своём окружении

вещи, рукотворного происхождения. Это один из путей реализации высочайшей

ценности – межчеловеческого общения. Имея дело с вещами стандартными,

созданными машиной, человек теряет ощущение собственного духовного

богатства''2 Эстетика природного материала познаётся мастерами в их

будничной практике, в процессе изготовления изделий. Свойство и возможности

материала ощущаются резкой, воспринимаются глазами, пробуждая в душе

мастера желание творить. На керамике легче всего пронаблюдать, как

рождается пластический образ, объединяющий материальную и духовную суть

изделия.

1.Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки.

Екатеринбург,1887г.С.10.

2. Капусдикас А.С. ''Уроки народного искусства'' М.,1986г. С. 40

Ручной труд мастера сочетает в себе различные стороны человеческой

деятельности. Проявляя в неразрывном целом способность человека чувствовать

и творить, работать и радоваться, познавать и учить других, труд такого

мастера наиболее полно реализует в себе целостного человека.

Создатели керамических изделий, как правило, универсалы. Они много

знают о глине, её составе и свойствах, умеют пользоваться гончарным кругом,

умеют достигать необходимых температур в печах для обжига, владеют тайной

изготовления поливы, словом, это художники и технологи одновременно.

Таким мастером универсалом является Сергей Анатольевич Гаврилов,

преподаватель Катайского педагогического училища. Он сам был выпускником

художественно-графического отделения этого училища, после чего поступил в

Нижнетагильский пед. Институт, по окончании которого, в том же 1984 году

вернулся в пед училище в качестве преподавателя. Его предмет

–художественная обработка материала. На уроках Сергея Анатольевича учащиеся

пробуют свои силы в резьбе по дереву, в технике шпона, линогравюры и

конечно же большой интерес для них представляет работа с глиной, с этим

податливым материалом, способным будить фантазию и воплощать любые замыслы.

Не случайно выбирают студенты для выполнения дипломных работ -

изготовление керамических изделий: среди них - вазы, украшенные лепным

рисунком, квасник в ''русском стиле'' с символическими изображениями рая и

ада., мелкая пластика – фигурки людей и животных.

Сам Сергей Анатольевич вплотную занялся керамикой около 3 –х лет

назад. Срок не большой, но для творческого человека и в малый отрезок

времени достижимы высокие результаты. На зональной выставке среди

преподавателей и учащихся ХГО пед училищ. 1997 года он получил диплом I

степени. Такие выставки проходят каждые два года, на прежних – Гаврилов

выставлял свои живописные работы, но сейчас его творческое вдохновение

воплощается в глине и на седьмую зональную выставку, которая будет

проводиться в Башкирии, снова поедут керамические изделия.

Интересны все предметы, находящиеся в мастерской Сергея Анатольевича.

С большим юмором выполнены 365 (по числу дней в году) фигурок, забавно

изображающих различные жизненные ситуации. Каждую отдельную сценку

составляют от двух до четырёх персонажей. За основу формы взят конус.

Нельзя смотреть без улыбки на ''Поющих котов'' или деловитых

''Туристов''. Весело и самоиронично изобразил Гаврилов группу: ''Художник и

модель''. Наталкивает на размышление композиция ''Белая ворона'', хотя и в

ней есть доля юмора.

Лирическое настроение навевают три ангела в белых, чуть мерцающих,

одеждах. Эту работу Гаврилов планирует показать на ближайшей выставке.

Интересуют мастера русские народные традиции, в них он черпает

вдохновение, выполняя игрушки-свистульки, панно, состоящее из нескольких

десятков глиняных плиток с рельефными изображениями по мотивам лубков

(рис….)

Эти нравоучительные, познавательные, весёлые картинки для народа,

размноженные в сотнях экземпляров, издревле пользовались любовью не только

в России, но и в других странах. Место и время их рождения теряется в дали

столетий. Вслед за религиозной народной картинкой обрели право на

самостоятельную жизнь листы светские – забавные карикатуры, рисунки на темы

излюбленных песен, сказок, романов и повестей. Народным картинкам

свойственна поэтическая образность содержания, крайняя вольность языка и,

вместе с тем, нравственная чистота.

Многообразные по темам, образам, эти картинку своеобразное

свидетельство жизни и быта народа на протяжении многих столетий.

Гаврилов использовал в своём панно наиболее распространенные на Руси

XVIII века сюжеты лубочных картинок. Это и аппозиционные листы

раскольников, которые резко осуждали деятельность Петра I. Они изображали

его в виде сидящего кота с аккуратно подстриженными усами и надписью,

пародировавшей государев титул: ''Кот казанский, ум астраханский, разум

сибирский…''. И лубки с немецких и французских народных картинок и даже с

гравюр профессиональных художников. Среди действующих персонажей

Полишинель, породивший впоследствии целую серию ''шутовских'' картинок.

Дурачок и охальник с крючковатым носом сидит верхом на свинье. У него

появляются сотоварищи – шуты Фарнос и Гонос, Фома и Ерёма, Парамошка и

Савоська. и др. Здесь же изображения народных празднеств и гуляний:

популярные на масленицу кулачные бои – ''стенка на стенку'', ''пляска''

медведя и козы под музыку поводырей.- ''Медведь с Козою прохлаждаются''.

Существует серия любовных картинок. В них рассказывается о представителях

всех сословий. ''Черныё глаз, поцелуй хоть раз'', - шепчет франт дворянин

барышне, - ''тебя не убудет, а мне радости прибудет''. По примеру господ

ухаживают и слуги: ''Душа, Танюшка, - просит лакей Ванюшка, - люби меня,

будь во век моя''. ''Яков – кучер кухарку обнимает…'', ''Отдай мне

ведра….'', - кричит дворнику судомойка и т.д.

Немалое количество картинок посвящено было пьяницам и кабакам.

Например, одна из них представляет похвалу хмеля: ''Аз есть хмель, высокая

голова… Руки мои держат всю землю''. В центре изображен сам разросшийся

хмель, а вокруг все беды, которые могут приключиться с пьяным богачом,

монахом, работником.

Выбор лубков в те давние времена был обширен. Каждый желающий мог

выбрать картинку по своему вкусу и разумению. Вряд ли кто мог тогда

предположить, что и через двести лет после своего рождения лубочный лист

будет вызывать такой живой интерес. Любопытен он не только учёным,

специалистам – исследователям древности, но и современным мастерам,

занимающимся декоративно-прикладным искусством. Интересен как своей

техникой , так и сюжетным замыслом. Вот и Сергей Анатольевич в своем панно

использовал образы с лубочных картинок. Несколько изменив структуру лубка,

он вынес пояснительные надписи на отдельные плитки так, что получилось

чередование изображений и текста. От этих глиняных рельефов веет теплом,

задором, свойственным русской душе. Хочется подробно, во всех деталях,

рассмотреть каждую сценку, обращая внимание на одежду персонажей, выражения

их лиц, жесты, ведь выполнены они с большим мастерством.

Немало времени потребовалось для тог, чтобы изучив материалы о лубке,

создать это панно, включающее в себя 40 плиток – изображений и 14 –

пояснений к ним. Выполнены плиты из местных глин, обжигались без применения

поливы.

У Гаврилова ещё множество задумок, которые предстоит выполнить в

материале. Такие мастера, как Сергей Анатольевич, способствуют сохранению и

развитию национальных традиций.

Живое наследие традиции, естественно живущее в народе художественное

мастерство – залог органического продолжения исторической традиции.

Заключение.

Устойчивость традиционных форм в народном декоративном искусстве

объясняется стремлением народных мастеров исходить из ранее созданного,

практически усовершенствованного и отстоявшегося образца, варьировать и

шлифовать его.

''Народ… выбирает, сохраняет и несёт, шлифуя на протяжении многих

десятилетий, только самое ценное, самое гениальное''.1

То, что традиция изразца продолжалась на протяжении длительного

времени – подтверждает совершенство этого промысла.

От доисторических времён детство человечества до дней космической эры

обыкновенная глина всегда являлась первоосновой различных керамических

изделий. Поливная керамика, облицовочные кирпичи и плитки вошли в

декоративное убранство как внешнего вида зданий, так и интерьеров.

Каждая эпоха вносила свои характерные особенности во внешний вид

изразцов.

После значительного расцвета производства древнерусской монументально-

декоративной керамики в Киевской Руси наступает известный упадок. В

дальнейшем, в XV-XVI веках русские гончары добились отдельных выдающихся

достижений в искусстве керамики. Однако лишь во второй половине XVII века

эти достижения были объединены и творчески переработаны в принципиально

новой технике – майолике, получившей иные художественные качества.

Развивавшаяся в русле традиций русского искусства, эта майолика носила

яркий национальный характер. В развитии русского изразцового дела в XVIII

столетии можно наметить несколько периодов. В начале века наружная

изразцовая облицовка постепенно исчезает, переходя в облицовку внутри

помещения, что было вызвано изменениями в русском зодчестве того времени.

Меняется облик и самих изразцов. Постепенно исчезает рельеф, появляется

гладкая белая поверхность с яркой и сочной

1.Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. С.155-156.

росписью, с преобладанием зеленого, коричневого, фиолетового и желтого

цветов. Наряду с этим в первой половине века существовало производство

белых кафельных плиток с синей росписью, подражающих голландским кафлям.

В конце столетия в связи с изменениями интерьера и декора печей

появляется новый тип изразцов. В их украшении преобладает орнаментальная

роспись, которая вскоре уступает место белым рельефным изображениям на темы

античной мифологии и соответствующему орнаменту.

Производство керамики, в основном архитектурной, в XIX – нас ХХ веках

сосредоточилось в нескольких керамических мастерских, выполнявших

отдельные заказы на уникальные украшения и стандартные декоративные детали.

Русским изразцам примерно девятьсот лет. Сменились поколения,

правители, но по-прежнему опытные гончары обжигали в горнах глиняные

коробки без крышек, раскрашенные и разрисованные с одной стороны. Для

людей, для их радости и удовольствия создавали художники –гончары

невиданной красоты керамическое убранство. И это стремление столь

благородно и естественно, что хотя бы уже по этому изразцы должны жить и

в будущем.

Список литературы.

1. Акунова Л.Ф., Крапивина В. А. Технология производства и декорирование

художественных керамических изделий. М., 1983.

2. Барадулин В.А., Сидоренко В. Т. Подсобные художественные промыслы

России. М.,1982.

3. Баранова С.А. Изразцовое действо://Родина, 1994,№1С. 114-116//

4. Баранова С. А. Рукодельных хитростей изрядные изыскатели: //Родина,

1994,№2С 77-79//

5. Белов В. И. Лад. Очерки о народной эстетике: печники, гончары, М., 1982.

С. 49-52

6. Бусева-Давыдова И.Л. Древнерусское жилище://Иск-во, 1996,№2.С. 7-9//

7. Габриэль Г., Симулин А. Керамика в интерьере://Декоративное искусство.

1985,№4, С. 38-41.//

8. Иванов-Городов Н.Н. Производство печных изразцов. М., 1948

9. Иманов Г.М., Косов В.М., Смирнов Г.В. Производство художественной

керамики. М., 1985

10. Капцедикас А. С. Искусство и ремесло. М.,1977

11. Каталог Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки: гр. 142

полуфаянсовая, глиняная посуда и пр. изделия. Екатеринбург, 1887.

12. Ковалёв В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи .М.,

1992, С 63-65.

13. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в

XVI –XVII столетиях, М, 1992

14. Левко Н. Витебские изразцы XIV – XVIII в. Минск, 1981

15. Малолетков В. Борьба с глиной://Культура, 199521/I.С. 4//

16. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983

17. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: сказ про поливной изразец. М.,

1983, С. 63-75

18. Немцова Н.И. Исследование и реставрация русских изразцовых печей XVII-

XVIII вв. М, 1989

19. Овсянников Ю.М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах.М.,1967.

20. Овсянников Ю.М.Лубок. Русские народные картинки XVII-XVIIIвв.М., 1968

21. Павловский В.В. Декоративно-прикладное искусство промышленного Урала.

М., 1975.

22. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. Обычаи, обряды, предания русского

народа: дворы и дома. М., 1997, С.158

23. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы.М.,1984.

24. Пруслина К.Н. Русская керамика кон. XIX – нач. ХХ в. М., 1974

25. Русское декоративное искусство. В 3 т. ред. Леонова А.И. , М.,1962-65

26. Рябцев Ю.С. Мир русского крестьянства: крестьяне, жилище и

утварь//Преподавание истории в школе, 1995, №3.С.62-66//

27. Сагалатов В.В. Производство печных изразцов. М., 1949

28. Семёнова М. Мы славяне: Огонь Сварожич; начнём от печки. С-Пр, 1997, С.

35-8; 170-178

29. Семёнова М. У очага наших предков://Очаг, 1993,№5-6, С. 4-8//

30. Сергиенко И.И. Сюжеты и орнаменты русских изразцов XVIII

века://Памятники русской народной культуры XVII-XVIIIвв., М, 1990 С. 29//

31. Спегальский Ю.П. Декор псковских изразцовых печей XVII в. (Каталог

выставки) Псков, 1976.

32. Теребилов П.С. Искусство из глины: //Усадьба, 1995, №3, С. 36-37//

33. Тикибаева С.С., Ахметов С.Ф. Секреты древних глазурей://Природа,

1991,№3С. 50-55//

34. Топоркова А.М. Хлеб да соль: о символике жилища //Родина, 1994,№9, С,

118-119//

35. Федотов Г.Я. Послушная глина .М., 1997

36. Филичко А.Ф. Как сложить печь. Челябинск, 1991

37. Чикильдин С.А. Художественное оформление гончарных изделий и

производство изразцов. М., 1948

38. Чикильдин С.А. Производство изразцов и облицовочных плиток. М., 1953.

Список иллюстраций.

1. Типы румп: а) коробчатая XVI-XVII в-в;

б) отступающая от краёв изразца XVII-ХIX в-в;

в) коробчатая XVIII-ХIX в-в

2. Профили стенок румп, отступающих от краев изразца:

а) Москва и Центральная Россия.

б) в) Великий Устюг и Тотьма;

г) Александровская слобода;

д) Петербург.

3-4. Красные широкорамочные печные изразцы. Конец XVI- первая половина XVII

в.

5-6. Муравленые изразцы московского производства из декора Троицкой церкви

в Костроме 1645-1650г.

7-8. Расписные печные изразцы петербургского производства. 10-20-е годы

XVIII в.

9-10 Расписные печные изразцы московского производства. Вторая треть

XVIIIв.

11-12. Расписной печной изразец московского производства. Вторая половина

XVIIIв.

13-15. Расписные печные изразцы с синей росписью. Третья четверть XIXв.

Изразцы Соликамского производства.

16. Печное клеймо из девяти рельефных изразцов из печи жилого дома в

Соликамске. Первая четверть XVIIIв.

17. Фрагмент фриза из рельефных изразцов Богоявленской церкви в

Соликамске. 1687.

18. Расписной печной изразец с синей росписью Балахнинского производства.

Последняя четверть XVIII в.

19. Расписной печной изразец с синей росписью Соликамского производства.

Последняя четверть XVIII в.

20. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая половина

XVIII в. Реконструкция.

21. Печь, облицованная рельефными изразцами с росписью. Первая поло вина

XVIII в. Реконструкция.

Изразцы Екатеринбургского краеведческого музея.

22-23. Изразцы полихромные. Начало XVIII в.

24. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Соликамского

производства. Последняя четверть XVIIIв.

25. Печной набор расписных изразцов с синей росписью Екатеринбургского

производства. XIXв.

26-26. Фрагменты панно мастера –керамиста С.А. Гаврилова.

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Уральский Государственный Университет им. А.М. Горького

Факультет искусствоведения и культурологии

Кафедра истории искусств

Русский печной изразец

Допустить к защите:

Дипломная работа

Зав. кафедрой

студентки V курса

Кабановой Ирины

Анатольевны

Научный руководитель

Преподаватель кафедры

музееведения

Гончаров Юрий

Анатольевич

Екатеринбург

1999г.

Оглавление.

Введение. 2-4

Глава I. О керамике и изразце. 5-8

Глава II. Символика печи. Эволюция форм. 9-16

Глава III. Из истории изразца. 17-34

Глава IV. Уральский изразец. Керамика сегодня. 35-42

Заключение. 43-44

Список литературы.

45-46

Список иллюстраций.

47-48

Иллюстрации.

49-64

-----------------------

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.