РУБРИКИ

Оценка инвестиционного климата в России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Оценка инвестиционного климата в России

федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств

федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется

Правительством РФ;

предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по

инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за

счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок предоставления государственных

гарантий за счет средств федерального бюджета определяется Правительством

РФ, за счет средств бюджетов субъектов РФ - органами исполнительной власти

соответствующих субъектов РФ;

размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств

бюджетов субъектов РФ для финансирования инвестиционных проектов.

Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах

с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным

законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о

бюджете субъекта РФ, либо на условиях закрепления в государственной

собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного

общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг

с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов.

Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета

определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов РФ - органами

исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с

законодательством РФ;

защиты российских организаций от поставок морально устаревших и

материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования,

конструкций и материалов;

разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления

контроля за их соблюдением;

выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и

законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной

собственности;

предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам

торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством РФ.

7. Государственное регулирование инвестиционной деятельности,

осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с

использованием иных форм и методов в соответствии с

законодательством РФ.

Формы и методы регулирования инвестиционной деятельности,

осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного

самоуправления:

1. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной

деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений,

предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для

развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных

вложений, путем:

установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате

местных налогов;

защиты интересов инвесторов;

предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих

законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и

другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

расширения использования средств населения и иных внебюджетных

источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов

социально - культурного назначения;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной

деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов,

осуществляемых муниципальными образованиями;

размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для

финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств

осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за

пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о

местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной

собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного

общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг

с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок

размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования

инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного

самоуправления в соответствии с законодательством РФ;

проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с

законодательством РФ;

выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Р Ф;

вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и

законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной

собственности.

8. Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе

муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств

местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за

счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом

местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

9. Расходы на финансирование инвестиционной деятельности,

осуществляемой в форме капитальных вложений органами местного

самоуправления, предусматриваются местными бюджетами. Контроль за

целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов,

направляемых на капитальные вложения, осуществляют органы,

уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

10. В случае участия органов местного самоуправления в финансировании

инвестиционных проектов, осуществляемых РФ и субъектами РФ,

разработка и утверждение этих инвестиционных проектов осуществляются

по согласованию с органами местного самоуправления.

11. При осуществлении инвестиционной деятельности органы местного

самоуправления вправе взаимодействовать с органами местного

самоуправления других муниципальных образований, в том числе путем

объединения собственных и привлеченных средств на основании договора

между ними и в соответствии с законодательством Российской

Федерации.

12. Регулирование органами местного самоуправления инвестиционной

деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может

осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с

законодательством РФ.

4. Закон об инвестиционной деятельности в РСФСР (в ред. Федерального закона

от 19.06.95 N 89-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ) N

1488-1 от 26.06.1991 г.

Субъекты инвестиционной деятельности:

1. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы,

заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной

деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские,

страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и

другие участники инвестиционного процесса.

13. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и

юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и

международные организации.

14. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие

вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме

инвестиций и обеспечивающие их целевое использование.

В качестве инвесторов могут выступать:

органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным

имуществом или имущественными правами;

граждане, предприятия, предпринимательские объединения и другие

юридические лица;

иностранные физические и юридические лица, государства и международные

организации.

Допускается объединение средств инвесторами для осуществления

совместного инвестирования.

Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов,

покупателей, а также выполнять функции любого другого участника

инвестиционной деятельности.

15. Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные физические и

юридические лица, уполномоченные инвестором (инвесторами)

осуществить реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при

этом в предпринимательскую и иную деятельность других участников

инвестиционного процесса, если иное не предусмотрено договором

(контрактом) между ними.

В случае, если заказчик не является инвестором, он наделяется правами

владения, пользования и распоряжения инвестициями на период и в пределах

полномочий, установленных указанным договором, и в соответствии с

действующим на территории РСФСР законодательством.

16. Пользователями объектов инвестиционной деятельности могут быть

инвесторы, а также другие физические и юридические лица,

государственные и муниципальные органы, иностранные государства и

международные организации, для которых создается объект

инвестиционной деятельности.

В случае, если пользователь объекта инвестиционной деятельности не

является инвестором, взаимоотношения между ним и инвестором определяются

договором (решением) об инвестировании в порядке, установленном

законодательством РСФСР.

17. Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух

или нескольких участников.

Объекты инвестиционной деятельности

Объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь

создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех

отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР, ценные бумаги, целевые

денежные вклады, научно - техническая продукция, другие объекты

собственности, а также имущественные права и права на интеллектуальную

собственность.

Запрещается инвестирование в объекты, создание и использование которых

не отвечает требованиям экологических, санитарно - гигиенических и других

норм, установленных законодательством, действующим на территории РСФСР, или

наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических

лиц и государства.

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности:

1. Государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной

деятельности. В случаях принятия законодательных актов, положения

которых ограничивают права субъектов инвестиционной деятельности,

соответствующие положения этих актов не могут вводиться в действие

ранее чем через год с момента их опубликования.

18. Государственные органы должностные лица не вправе ограничивать права

инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев,

предусмотренных настоящим Законом.

В случаях принятия государственными органами актов, нарушающих законные

права и интересы инвесторов и других участников инвестиционной

деятельности, убытки, включая упущенную выгоду, причиненные субъектам

инвестиционной деятельности в результате принятия таких актов, возмещаются

им этими органами по решению суда или арбитражного суда.

Защита инвестиций:

1. Государство гарантирует в соответствии с законодательством,

действующим на территории РСФСР, защиту инвестиций, в том числе

иностранных, независимо от форм собственности. При этом инвесторам,

в том числе иностранным, обеспечиваются равноправные условия

деятельности, исключающие применение мер дискриминационного

характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению

инвестициями.

19. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы,

реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные

указанным по последствиям. Применение таких мер возможно лишь с

полным возмещением инвестору всех убытков, причиненных отчуждением

инвестированного имущества, включая упущенную выгоду, и только на

основе законодательных актов РСФСР и республик в составе РСФСР.

Порядок возмещения убытков инвестору определяется в указанных актах.

Внесенные или приобретенные инвесторами целевые банковские вклады,

акции или иные ценные бумаги, платежи за приобретенное имущество, а также

арендные права в случаях их изъятия в соответствии с законодательными

актами РСФСР и республик в составе РСФСР возмещаются инвесторам, за

исключением сумм, использованных или утраченных в результате действий самих

инвесторов или предпринятых с их участием.

20. Инвестиции могут, а в случаях, предусмотренных действующим на

территории РСФСР законодательством, должны быть застрахованы.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности:

1. При несоблюдении требований действующего на территории РСФСР

законодательства, обязательств, предусмотренных в договорах

(контрактах) между субъектами инвестиционной деятельности последние

несут имущественную и иную ответственность в порядке, установленном

указанными актами.

21. Государственные органы всех уровней при неисполнении или

ненадлежащем исполнении принятых обязательств или возложенных на них

на законных основаниях обязанностей по осуществлению инвестиционной

деятельности несут имущественную ответственность по своим

обязательствам перед другими субъектами инвестиционной деятельности.

22. При реализации государственных заказов государственные органы РСФСР

несут взаимную имущественную ответственность с другими субъектами

инвестиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее

исполнение принятых обязательств, включая возмещение причиненного

ущерба, в том числе упущенную выгоду.

23. Споры, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности,

рассматриваются в порядке, установленном законодательством,

действующим на территории РСФСР.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности:

1. Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности

производится в порядке, установленном действующим на территории

РСФСР законодательством.

Инвесторы возмещают другим участникам инвестиционной деятельности

убытки, в том числе упущенную выгоду, вызванные прекращением выполнения

своих обязательств по договорам (контрактам) с ними.

24. Правомочные государственные органы в установленном

законодательством, действующим на территории РСФСР, порядке могут

прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях:

признания инвестора банкротом;

стихийных и иных бедствий, катастроф;

введения чрезвычайного положения;

если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению

установленных законом экологических, санитарно - гигиенических и других

норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц

и государства.

2. Налоговое законодательство и инвестиции

Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии

инвестиционных решений, является структура налогообложения, необходимыми

характеристиками которой являются простота и стабильность. Рационально

организованная структура налогообложения должна благоприятствовать

инвестиционной деятельности.

По отзывам представителей иностранных инвестиционных компаний,

современная российская налоговая система отличается запутанностью,

агрессивностью по отношению к прибыли и крайней неустойчивостью (к примеру,

многие из вносимых изменений имеют обратную силу).

Важное значение имеет также создание благоприятных условий для

иностранных инвесторов в России. Широко известно, что во многих странах не

имеется специальных законов, регулирующих иностранные инвестиции. Это

объясняется, с одной стороны, тем, что если законодательство одинаково

трактует как отечественных, так и иностранных инвесторов, то наличие

отдельного закона, регулирующего деятельность иностранных инвесторов в

стране необязательно. С другой стороны, присутствие такого закона может

быть оправданно тем, что он способен установить определенные условия для

иностранных инвесторов, которые способны улучшить инвестиционную

привлекательность страны. Но даже в этом случае законодательство об

иностранных инвестициях должно дополнять, а не заменять или повторять

действующее в стране законодательство по отношению к отечественным

инвесторам.

В настоящее время в России действует Федеральный закон № 160-ФЗ «Об

иностранных инвестициях в РФ», принятый 9 июля 1999г., который представляет

собой попытку синтеза двух вышеуказанных подходов. С одной стороны, он не

создает никакого специального режима для иностранных инвесторов на

территории России, а с другой – развивает идею о том, что значительные

иностранные инвестиции в Россию не удастся привлечь без создания

определенных льгот и гарантий для иностранных инвесторов.

Данный закон направлен на привлечение и эффективное использование в

российской экономике иностранных материальных и финансовых ресурсов,

передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение

стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение

правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и

международной практике инвестиционного сотрудничества.

Срок окупаемости инвестиционного проекта в «Законе об иностранных

инвестициях» четко не определен, но в нем установлено, что он не может быть

более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет

иностранных инвестиций. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных

проектов в зависимости от их видов определяется Правительством РФ, которое

также в исключительных случаях имеет право продления срока окупаемости

приоритетного инвестиционного проекта.

К сожалению, новый вариант закона не привел к сколько-нибудь

значительному улучшению статуса иностранных инвесторов в России по

сравнению с ранее действующим законодательством. Более того, текст закона

не претерпел существенных изменений по сравнению с проектом закона,

предоставленным на утверждение Совета Федерации и в итоге им отклоненным 18

мая 1999г.

В целом любой закон об иностранных инвестициях способен принести

реальную выгоду иностранным инвесторам только тогда, когда его положения

непосредственно применимы и соблюдаемы. К сожалению, ряд положений нового

«Закона об иностранных инвестициях» в настоящее время неприменим на

практике, т.к. они ссылаются на другие законы, одни из которых уже

действуют, а другие еще предстоит принять.

Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования

полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем

правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций

прибыли, предоставленный российским инвесторам, за исключением определенных

изъятий, устанавливаемых федеральными законами.

Например, льготы по уплате таможенных платежей предоставляются

иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными

инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в

соответствии с российским таможенным законодательством и законодательством

о налогах и сборах.

Льготы по уплате таможенных пошлин и федеральных налогов в отношении

товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный

капитал предприятий с иностранными инвестициями, предоставляются в

соответствии с российским налоговым законодательством, к которому относятся

Законы «О таможенном тарифе», «О налоге на добавленную стоимость» и

Федеральный закон «Об акцизах».

Основная льгота, которая предусмотрена налоговыми законами и

применяется сегодня, - это льгота по товарам, ввозимым в качестве вклада

иностранного инвестора в уставный капитал предприятий с иностранными

инвестициями.

Так, согласно установленным правилам, от уплаты ввозных таможенных

пошлин и НДС освобождаются товары, предназначенные для включения в состав

основных производственных фондов, ввозимые иностранным инвестором в

качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями.

Согласно действующему законодательству РФ, тарифные льготы (тарифные

преференции) в отношении товаров устанавливаются Законом РФ «О таможенном

тарифе» от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 05.02.1997) и не могут носить

индивидуального характера. При этом тарифные льготы предоставляются

исключительно по решению Правительства РФ. Это значит, что получение льгот

возможно только на основании решения Правительства РФ.

В соответствии со ст. 37 упомянутого Закона РФ предусмотрены льготы в

отношении товаров ввозимых в РФ в качестве вклада в уставные фонды

предприятий. Товары, ввозимые в данном качестве, освобождаются от

таможенных пошлин при условии, что они:

не являются подакцизными;

относятся к основным производственным фондам;

ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для

формирования уставного капитала.

Также данные виды товаров освобождаются от НДС.

Порядок и условия предоставления налоговых льгот:

Для получения каких-либо льгот по федеральным налогам необходимо

внесение изменений/дополнений в федеральные законы. Следовательно, закон

должен быть принят Государственной Думой РФ, одобрен Советом Федерации и

пописан Президентом РФ.

Внесение изменений в налоговое законодательство на региональном и

местном уровне проще. Законодательные (представительные) органы субъектов

РФ и представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать

налоговые льготы при принятии соответствующих законов и постановлений.

Дилемма фискальной политики: налоговые льготы или принцип свободной

конкуренции.

Для совершенствования налоговой системы необходимо принять такие меры,

как сокращение числа взимаемых налогов, упрощение структуры

налогообложения, переход от налогообложения производства к взиманию налогов

с дохода, отмена неоправданных налоговых льгот. Важной мерой, стимулирующей

инвестиционный процесс, является отмена отдельных видов налогов и снижение

ставок определенных видов налогов, например, отмена спецналога, уменьшение

базовой ставки налога на прибыль предприятий и организаций.

Развитие фискального федерализма должно идти в сторону упрощения

отношений между федеральными и местными бюджетами, равно как и упрощения

структуры местных бюджетов. Помимо этого представляется целесообразным

предусмотреть возможность конкуренции между регионами за привлечение

инвестиций путем создания наиболее благоприятного налогового климата.

Наиболее популярный способ, применяемый в настоящее время, - создание

свободных экономических зон или закрытых административных образований

(ЗАТО).

Как известно, на территории РФ существует множество свободных

экономических зон и других подобных территориальных образований, созданных

с целью привлечения инвесторов путем создания более благоприятного для них

инвестиционного климата. Однако зачастую забывается, что создание подобных

зон может оказаться неблагоприятным для рыночной экономики, т.к. путем

создания таких зон нарушается принцип конкуренции, и определенным

инвесторам предоставляются необоснованные льготы.

Не секрет, что в России в настоящее время отсутствуют условия для

равной конкуренции, в результате чего более производительные компании

оказываются менее прибыльными, чем их неэффективные конкуренты. Иными

словами, текущая ситуация, при которой более производительные компании

находятся в худшем положении, нежели непроизводительные, объясняется

неравенством условий конкуренции. Это выражается в неодинаковых ставках и

режиме налогообложения предприятий в рамках одной отрасли; в неравных

условиях распределения земли и государственных заказов, например, в

неравенстве цен на энергоресурсы для компаний одной отрасли; в неравенстве

административных требований, предъявляемых к различным компаниям;

неодинаковом применении законов (например, в отношении прав на

интеллектуальную собственность и импортных пошлин), в неравных условиях

экспорта.

Неравные условия конкуренции усиливают диспропорции в экономике и

приводят либо к увеличению государственных расходов (например, за счет

скрытого субсидирования энергоснабжения неэффективных предприятий), либо к

падению налоговых поступлений (например, за счет уклонения неэффективных

компаний сферы обслуживания от уплаты налогов). Так, введение

энергетических субсидий и налоговых зачетов способствовало широкому

распространению бартерных расчетов, что привело к увеличению издержек

обращения и к нарушению четкого, прозрачного механизма ценообразования, что

резко снижает эффективность ценовой конкуренции.

Хоты неравные условия конкуренции зачастую создаются региональными

властями для решения каких-либо социальных задач, в конечном счете низкие

общеэкономические показатели приносят социальной сфере больше вреда, чем

пользы.

Создавая подобные зоны с целью привлечения внешних инвесторов,

необходимо не забывать о том, что участникам экономической деятельности в

идеале должны предоставляться равные условия функционирования.

Одним из наиболее значимых препятствий в практике инвестиций является

налоговое и таможенное законодательство, в частности неудовлетворительный

механизм его правового регулирования и применения.

1. В первом ряду здесь стоят неоправданно высокие санкции без учета

степени вины налогоплательщика. Так, предусмотренная законом пеня за

просрочку уплаты налогов по своему размеру носит характер наказания

и не ограничивается истинной целью по компенсации ущерба, возникшего

в результате просрочки платежа. Более того, уже через несколько

месяцев после вступления в силу нового Налогового кодекса отменено

положение, по которому максимальный размер пени устанавливался не

выше 0,1% в день. Параллельно с этим за просрочку платежей

предусматривается также штраф, который налагается без учета

обстоятельств конкретного случая.

25. Новый Налоговый кодекс в четырех частях внесен в парламент еще в

1997г., однако в действие вступила только его «Общая часть», которая

имеет множество пробелов из-за ссылок на другие, еще не принятые

статьи. Так, согласно первой части Налогового кодекса отменяется

действие писем Минфина, разъясняющих те или иные положения

налогового законодательства. Однако из-за отсутствия других частей

кодекса Минфин продолжает направлять письма, придавая им

обязательный характер. Более того вопреки Налоговому кодексу

неоднозначные случаи по-прежнему истолковываются в ущерб

налогоплательщику.

26. Правительство РФ устанавливает таможенным органам минимальные

плановые задания по сбору таможенных платежей, подлежащих

перечислению в госбюджет. Такое давление усиливает существующие и

без того тенденции таможенников к произволу и злоупотреблениям

правовыми предписаниями при взимании таможенных сборов.

27. Препятствия по отдельным видам налогов можно разделить на три

категории.

Первое – невозможность вычета производственных расходов. Для

налогообложения они вычитаются из налогооблагаемой базы только частично. К

таким расходам, в частности, относится финансирование рекламы, которое

составляет значительную часть расходов предприятий именно в начале

инвестиционного процесса.

Второе – ограниченная возможность переноса убытков прошлых лет на

будущий период. Подобная операция разрешена только для российских компаний,

а иностранным фирмам в ней отказано несмотря на отсутствие для этого

достаточных законодательных оснований. На будущий период могут быть

перенесены только убытки из текущей деятельности фирмы. При этом не

учитываются потери, возникшие в результате реализации основного капитала;

прибыль же подлежит налогообложению. Кроме того, перенос убытков

осуществляется не более чем на 50% положительного дохода, вследствие чего

затраты первых лет инвестиционного проекта остаются неучтенными.

Третье – зачет НДС, уплаченного по счетам поставщиков, разрешается

только в тех случаях, когда выплаченные платежи подлежат вычету как

производственные расходы. Возмещение НДС, выплаченного поставщикам,

осуществляется только в рамках расчетов по обязательствам в связи с

ремесленной деятельностью, облагаемой НДС. При этом переплата компании не

возвращается. Эту ситуацию усугубляют особые налоги, введенные многими

регионами РФ.

С введением налога с продаж следовало бы снизить НДС, но этого не

произошло. В результате предприниматель вынужден реализовывать свою

продукцию по более высокой цене, что приводит к дополнительному бремени на

конечного потребителя.

Валютное законодательство:

Практически любая инвестиционная деятельность иностранных лиц в России

связана с платежом и относится к валютным операциям. Согласно указаниям

Центрального банка это означает, что она подчиняется множеству сложных

регламентаций валютного законодательства, доступных только специалистам.

Для каждой экспортной и импортной сделки обязательно оформление паспорта

сделки. Российский импортер товара обязан приобретать валюту для оплаты

закупленных за границей товаров, а при осуществлении предоплаты – внести

депозит в размере обмениваемой валютной суммы.

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» называет только

четыре платежа в иностранной валюте, которые разрешено выполнять без

лицензии и регистрации в ЦБ. Все остальные платежи должны быть

зарегистрированы в качестве операций движения капиталов. В связи с этим

существует опасность, что платеж, который на первый взгляд представлялся

легким без лицензии ЦБ, превращается в валютную операцию, подлежащую

обязательному получению разрешения.

Но этим список препятствий в деятельности иностранных инвесторов не

исчерпывается. Так, у ЦБ существует тенденция квалифицировать правовые

сделки как валютные операции, требующие лицензии, даже если они не являются

таковыми, потому что при их реализации денежные средства не перечисляются.

Это, в частности, относится к взаимозачетам встречных требований или

уступке требований. Предприятия, осуществляющие подобные сделки, рискуют

тем, что когда-нибудь против них могут быть (ошибочно) выдвинуты обвинения

в проведении валютной операции, подлежащей обязательному получению

разрешения.

Другой пример. В настоящее время физические лица могут ввезти на

территорию РФ без декларации иностранной валюты до 500 $ США. Однако

вывезти ее обратно не так-то просто. В результате изменения закона «О

валютном регулировании и валютном контроле» иностранным физическим лицам с

7 июля 1999г. это можно сделать только при условии предоставления

таможенным органам соответствующих документальных подтверждений. Но

перечень этих документов был опубликован лишь спустя 2 мес. Такой порядок

привел к тому, что многие иностранцы не смогли вывезти валюту, ввезенную

ими ранее без таможенной декларации.

Сложность валютного законодательства и требование лицензирования по

большому кругу операций приводят к снижению оперативности в работе

российских предприятий и их зарубежных партнеров. Но этот порядок не

приблизил ЦБ к достижению его основной цели – приостановке утечки капитала.

По-прежнему с помощью фиктивных договоров об оказании услуг и без особых

трудностей крупные суммы незаконно переводятся за границу. Поэтому

законодателю и руководству ЦБ вместо изобретения новых преград на пути

инвестиций следовало бы определить четкий перечень валютных операций,

требующих контроля, и освободить остальные платежи от излишней опеки. Это

упростило бы коммерческую деятельность, сделало бы более предсказуемыми

платежные потоки.

Корпоративное право и банкротство:

Достоверность информации, полученной в российском регистрационном

органе, не имеет гарантий со стороны национального законодательства. Тогда

как, скажем, в Германии доверие сторон к правильности записей в Торговом

реестре надежно защищено. Согласно германскому праву договор имеет

юридическую силу только при условии подписания его лицом, имеющим

представительские полномочия. Это положение действует в тех случаях, когда

после подписания договора представительские полномочия были отозваны.

К сожалению, из-за отсутствия подобных гарантий в России многие

договоры в судебном порядке признаются недействительными лишь только

потому, что заключались лицами, не имевшими на то полномочий. Введение в

действие реестра, содержащего соответствующую информацию, могло бы

существенно облегчить правовой оборот в России и с Россией. Однако

призванный сделать это проект закона «О государственной регистрации

юридических лиц» все еще находится в стадии обсуждения.

В Гражданском кодексе РФ и федеральных законах «Об акционерных

обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся

основные положения российского корпоративного права. Но правовая форма

юридических лиц типа АО и ООО, которую в большинстве своем выбирают

иностранные инвесторы, скорее препятствует, чем способствует экономической

деятельности иностранных инвесторов.

В частности, предписания по созданию АО носят больше обязательный

характер, чем сковывают свободу действий иностранных инвесторов. Кроме

того, акционерное право содержит обширные и подробные процедурные

предписания, которые без необходимости лишь усложняют внутренние процедуры

– созыв и проведение общего собрания акционеров, увеличение уставного

капитала и т.д.

Законодательство об ООО предоставляет больше возможностей для

инвестора. Однако юридическое лицо, выбравшее эту форму также подстерегает

опасность. Дело в том, что каждый участник общества имеет неотъемлемое

право выхода из общества без соблюдения срока расторжения договора. При

этом ему в кратчайшие сроки должна быть выплачена компенсация в размере его

доли в уставном капитале компании. Вряд ли эти положения будут

способствовать доверию партнеров друг другу, когда каждый из них по

собственной прихоти может выйти из предприятия и при этом получить

значительную часть капитала.

В этих условиях многие иностранные инвесторы сталкиваются с выбором:

взять на себя основное бремя расходов или совсем отказаться от инвестиций.

Возможность участия в компании в качестве меньшинства часто просто не

рассматривается. Более эффективная законодательная защита меньшинства,

например посредством четкой формулировки и реализации права на получение

информации, позволила бы существенно улучшить инвестиционный климат и

увеличить приток иностранного капитала.

Повысить доверие к России может эффективное законодательство о

банкротстве. Связано это с тем, что многие российские предприятия в

рыночных условиях оказались неплатежеспособными, хотя и продолжают влиять

на экономическую конъюнктуру. Вывод таких компаний из участия в рыночных

отношениях позволил бы оздоровить ситуацию, повысить доверие партнеров друг

к другу.

В последние годы приняты основные регламентации по вопросам

банкротства. И все же юридическая практика крайне неудовлетворительна. Во-

первых, в законодательстве о банкротстве нет указаний на правовые

последствия в случаях, когда российские предприятия-должники осуществляют

нелегальную передачу своего имущества с целью избежать его возможной

реализации по требованию кредиторов. Результатом таких действий, например,

могло бы стать лишение конкурсного управляющего лицензии на исполнение

обязанностей и прокурорское расследование, подача кредитором жалобы в

органы, ответственные за выдачу лицензий; поиск проданного имущества и

наказание виновных в его сокрытии. Во-вторых, отсутствует перечень санкций,

которые должны быть применены в случаях конкретных процедурных ошибок, тем

более, что криминальный характер многих крупных дел о банкротстве не

позволяет дожидаться оценки правовой системы, а требует принятия

оперативных мер. В-третьих, обычно производство в соответствии с российским

законодательством осуществляется в трех-четырех инстанциях. В делах о

банкротстве оно ограничивается только одной инстанцией, что явно

недостаточно для проверки многих весьма сложных обстоятельств.

Другие препятствия инвестициям:

В РФ весьма незначительны возможности выполнения кредитных требований.

Допустимость передачи права собственности на обеспечение сомнительна.

Оговорка этого права в соответствии с статьей 451 ГК РФ принципиально

возможна, однако трудно реализуема на практике в силу слабости судебно-

исполнительной системы и уголовного законодательства. Особенно

проблематичным представляется то, что иски и требования кредиторов в случае

объявления должника несостоятельным считаются третьестепенными, т.е.

сначала обслуживаются требования сотрудников.

Единым федеральным законом не урегулировано и земельное право, хотя

собственность на землю является важным экономическим условием создания

производства. Такая неоднородная правовая ситуация не позволяет

коммерческим организациям приобретать землю даже в тех регионах, где такая

возможность предоставляется местными властями: предприятие может лишиться

этой собственности в результате вступления соответствующего федерального

закона.

Иностранный инвестор встречает трудности и в других сферах экономики –

банковском деле, деятельности страховых компаний, сертификации продукции и

услуг, сделках с недвижимостью.

Нестабильное состояние законов, регулирующих страховой рынок,

препятствует более динамичному развитию этого сегмента рынка. Кроме того,

49%-е ограничение иностранного участия в российских страховых обществах

будет препятствовать во многих случаях эффективному контролю зарубежными

инвесторами деятельности управленческого персонала и представляет для них

слишком большой инвестиционный риск.

Процедура получения лицензии на банковскую деятельность крайне сложна.

В частности, следует указать на следующие трудности:

V Для основания банка в Москве необходима лицензия Центрального банка, а

также его московского филиала;

V Руководящий персонал должен иметь как минимум высшее банковское

образование, и его квалификация должна подтверждаться свидетельствами;

V Предоставление полномочий руководящим сотрудникам контролируется

Центральным банком;

V Необходимо предоставление обширной информации обо всех правлениях

«материнской» компании;

V Руководитель, ответственный за бухгалтерскую деятельность, должен

выбираться только из определенного круга лиц.

Предоставление лицензий на работу с ценными бумагами и с частными

клиентами формально связано с длительными сроками ( полгода и 2 года с

начала деятельности). Даже по прошествии этих сроков выдача их существенно

затягивается в результате несогласованности действий различных

административных органов. Все эти правила приводят к крайне затрудненной и

дорогостоящей процедуре при основании и деятельности банков. Критерии

отзыва лицензий банков не определены однозначно и непоследовательно

реализуются на практике.

В настоящее время земельное право не урегулировано единым федеральным

законом, действующем на всей территории РФ. Однако часто собственность на

землю является важным экономическим условием создания производства в РФ. В

связи с неоднородностью правовой ситуации в настоящее время коммерческие

организации воздерживаются от приобретения земли даже в регионах, в которых

разрешено приобретение права собственности на землю. Хотя регистрация прав

на недвижимость и сделок с ней и является условием действенности их

проведения, на практике процедура регистрации требует больших затрат

времени и отличается бюрократизмом.

Четкая правовая система позволила бы убрать многие препятствия на пути

иностранных капиталов в Россию, считают германские аналитики.

3. Гарантии прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности

Гарантия прав и ответственность субъектов инвестиционной деятельности и

защиту инвестиций можно с полным правом считать частью процесса

регулирования инвестиционной деятельности государством.

В соответствии со ст.14 закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности»

государство гарантирует стабильность прав субъектов инвестиционной

деятельности. Казалось бы такая формулировка не должна вызывать разночтений

и способствовать доверию инвесторов к государству. Согласно данной

формулировке, права участника инвестиционной деятельности остаются

неизменными в течение всего времени осуществления им инвестирования той или

иной области экономики России. Но, как бы перестраховываясь от самого себя,

законодатель формулирует другую часть статьи следующим образом: «… в

случаях принятия законодательных актов, положения которых ограничивают

права субъектов инвестиционной деятельности, соответствующие положения этих

актов не могут вводиться в действие ранее, чем через год с момента их

опубликования».

Принимая такие акты, законодатель допускает нарушение ст. 5 данного

Закона, в которой закреплены права участников инвестиционной деятельности.

Таким образом, государство все-таки допускает принятие нормативных актов,

противоречащих стабильности прав инвестора, а значит и первому предложению

текста ст. 14. Срок, по прошествии которого такие нормативные акты могут

ступать в законную силу, законодатель определяет продолжительностью в один

год. Но инвестирование экономики, а особенно российской, требует

долгосрочных вложений средств. Результат от таких вложений может быть

достигнут не через год, а через несколько лет. Следовательно, такая

формулировка недопустима в качестве нормы, гарантирующей стабильность прав,

а значит, подрывает доверие возможных инвесторов к государству.

В части 2 ст. 15 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»

гарантируется невозможность безвозмездной национализации инвестиций, но

применение таких мер все же не исключается, хотя и с полным возмещением

убытков, причиненных участникам инвестиционной деятельности. Учитывая

экономическую и политическую обстановку в РФ на текущий момент, можно

сказать, что допущение применения национализации к инвестициям оттолкнет

инвесторов.

Ответственность субъектов инвестиционной деятельности предусмотрена в

ст. 16 Закона «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Часть 1 данной

статьи гласит: «При несоблюдении требований действующего законодательства,

обязательств, предусмотренных в договорах между субъектами инвестиционной

деятельности, последние несут имущественную и иную ответственность в

порядке, установленном указанными актами». В части 2 говорится следующее:

«Государственные органы всех уровней при неисполнении или ненадлежащем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.