РУБРИКИ

Внешнеэкономические связи России

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Внешнеэкономические связи России

Внешнеэкономические связи России

МОУ средняя школа №49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по географии

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила:

Ученица 9 «Б» класса

Казакова Анна

Научный руководитель:

Учитель географии

Таланова В. Н.




 

 

 

Ярославль 2007

План

Введение……………………………………………………………………………………... 3

Глава 1. Внешнеэкономические связи России…………………………………………...4

1.1      Место и роль России в мировой торговле …………………………………...4

1.1.1    Структура импорта……………………………………………………..……7

1.1.2    Структура экспорта…………………………………………………..……...9

1.2      Россия и Всемирная Торговая Организация …………................................10

1.3      Россия на международном рынке труда……………………………...……..12

1.4      Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины развития……………………………………………………………..12

1.5      Банковская система России…………………………………………………...12

1.6      Выход российских предприятий на IPO………………………………….....14

1.7 Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство………………………………………………………………………………..18

Глава 2.   Россия в Международном Географическом Разделении

                  Труда……………………………………………………………………………..19

2.1     Международное Географическое разделение Труда: определение, общие характеристики……………………………………………………………………..…19

2.2            Виды Международного Географического Разделения

Труда…………………………………………………………………………......23

2.3            Место и роль России в Международном Географическом Разделении Труда………………………………………………………………………...….24

2.4            Иммиграционная политика России………………………………………..24

Глава 3. Нефтегазовая промышленность…………………………………………....….29

3.1            О состоянии рынка нефти в начале ХХI века………………………….…29

3.2            Внешнеэкономические планы развития газовой отрасли…………...….33

3.3            Перспективы создания газового ОПЕК…………………………...………34

Заключение: Россия в современном мире – проблемы и

                         перспективы………………………………………………………………..36

Приложения……………………………………………………………………………..…..39

Приложение 1………………………………………………………...……………….....41

Приложение 2. …………………………………………...……………………………...42

Приложение 3. …………………………………………………………………….….…44

Приложение 4……………………………………………………………………………48

Список литературы………………………………………………………………………..51

Введение

Укрепление внешнеэкономических и внешнеполитических связей России с другими странами - важнейшая часть стратегии развития страны в XXI веке. Это связано с тем, что ускоряющийся процесс глобализации во всех сферах жизни обуславливает принципиальную невозможность изоляционистского пути развития и для небольших стран,  и для таких гигантов, как Россия. Особенно важно укрепление международного экономического сотрудничества для нашей страны, как отстающей на пути перехода от индустриальной к постиндустриальной экономике. Такие страны нуждаются в первоначальном толчке, который в дальнейшем  позволит при высоких темпах роста в обозримое время догнать высокоразвитые страны по уровню жизни населения и макроэкономическим показателям. Таким толчком могут послужить инвестиции в российскую экономику со стороны наиболее успешно развивающихся стран мира. Однако, по опыту стран, относительно недавно вставших на путь изменения экономического уклада, известно, что, обычно, только частных инвестиций на первом этапе реформ не хватает: требуются прямые кредиты правительству, которые могут быть направлены на максимально безболезненное для населения изменение структуры экономики. Такие кредиты предоставляют специально созданные международные организации, деятельность которых направлена на кредитование развивающихся стран развитыми. В связи с этим для страны, нуждающейся в кредитах, встает вопрос четкого определения сферы своих национальных интересов и геополитического места страны в современном мире. Решая этот вопрос важно точно решить, какие интересы являются жизненно важными для России, а обеспечение каких только тормозит укрепление позиций станы на международной арене.

Конечно же, без напряжения всех внутренних сил, без сосредоточения всех сил на тех отраслях, которые в перспективе могут стать отраслями специализации станы, государство не может рассчитывать на успешное проведение реформ. В этой связи крайне важно понять место России в международном разделении труда, выделить отрасли, в которых есть  резервы увеличения доли станы в совокупном объеме производства. Для того чтобы правильно выделить эти отрасли, необходимо определить свободные и дешевые ресурсы, имеющиеся у государства (особенно нужные для производства пользующихся спросом товаров).

Итак, сосредоточимся на трех важнейших для развития внешнеэкономических и внешнеполитических связей России аспектах: геополитическом положении и внешнеполитических связях России, ее месте в международном разделении труда, внешнеэкономических связях и  ее стратегических ресурсах.

Глава 1.

Внешнеэкономические связи России



1.1       Место и роль России в моровой торговле


Следствием распада СССР для Российской Федерации стали огромные геополитические потери и существенное ухудшение возможностей ее взаимодействия с мировым хозяйством. Россия оказалась далеко отодвинутой на северо-восток (если исходить из  границ бывшего СССР) в глубь Евразийского материка. Стал более отчетливо проявляться континентальный характер России, несмотря на то, что она омывается тремя из четырех мировых океанов – Атлантическим, Северным Ледовитым и Тихим. Россия лишилась половины морских портов, при этом особенно значительными оказались потери незамерзающих портов.

В настоящее время большинство железнодорожных, автомобильных, воздушных магистралей, а также трубопроводов России проходят по территории иностранных государств, что существенно ухудшает экономическую ситуацию для Российской Федерации.

Российская Федерация унаследовала от СССР около 60% его экономического потенциала. Однако в результате продолжительного недоинвестирования в последующие годы важнейшая часть этого потенциала – основные производственные фонды (особенно их активная часть – машины и оборудование) – продолжали изнашиваться, не обновлялись. В результате к 1996г. около 70% основных фондов имели срок службы 20 лет и более, т.е. фактически нуждаются в немедленной замене.

Постепенно продвигаясь к формированию экономики рыночного типа в ходе проведения экономических реформ в 1990-2000гг., Российская Федерация не смогла пока добиться радикального улучшения своего социально-экономического положения. Недочеты и трудности в экономическом развитии страны в 90-е гг. ХХ в. явились причиной того, что Россия занимает промежуточное место между промышленно развитыми и развивающимися странами.

Так, положение России в мировой экономике в конце ХХ в. характеризовалось следующими данными:

1. доля страны в совокупном валовом продукте мира снизилась с 3,4% до почти 2,0% - примерно 10-е место в мире;

2. ее удельный вес в мировом промышленном производстве не превышал 4% - 5-я позиция в мире;

3. по уровню производительности труда в промышленности (годовая выработка на одного занятого) страна занимала 64-ю позицию, а в сельском хозяйстве – 70-ю ступень в мировой классификации.

Тем не менее, существуют определенные перспективы развития российской экономики, поскольку на территории Российской Федерации находятся довольно значительные запасы разнообразных и наиболее ценных видов полезных ископаемых (нефть, газ, руды металлов и др.). Кроме того, в стране удалось сохранить мощный научно-технический потенциал, значительные интеллектуальные ресурсы, сравнительно высокий общеобразовательный и культурный уровень населения. Наконец, перспективы обусловлены продолжением осуществления реформ в отечественной экономике, в ходе которых должно произойти ее оздоровление на основе структурной перестройки и перехода к рыночным условиям хозяйствования.

В последние годы ХХ в. В российской экономике возрастало воздействие рыночных факторов на производство и поведение хозяйствующих субъектов. Проводимые в стране экономические реформы позволили уже к началу ХХI в. сформировать основные структурные элементы рыночной экономики.

Данное обстоятельство изменило отношение к России со стороны ряда ведущих стран мира. Так, в апреле 2002г. Министерство торговли США официально признало российскую экономику свободной. Вслед за США в октябре 2002г. Совет Европы объявил Россию страной с рыночной экономикой.

С точки зрения долгосрочных перспектив Россия обладает значительной привлекательностью для иностранных инвесторов. Исходя из этого Россия предприняла ряд действий для вхождения в международные финансовые организации: в 1992г. присоединилась к МВФ, МБ, Международной финансовой корпорации (МФК), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), учрежденном в 1991г. специально для содействия реформам в странах Восточной Европы.

Россия проводит активную политику привлечения иностранных инвесторов. Так, на 1 января 2001г. в секторе нефинансовых предприятий экономики России было накоплено 32 млрд. долл. иностранных инвестиций (включая рублевые). Виды иностранных инвестиций, пришедших в Россию, были следующими: в 2000г. объем прямых и иностранных инвестиций увеличился, но их доля в структуре иностранных инвестиций снизилась до 40,4% (в 1999г. – 44,6%). Всего на конец 1 квартала 2001г. объем накопленных прямых иностранных инвестиций в российскую экономику составил 15,9 млрд. долл., или 44,9% всех поступивших средств.

Под прямыми иностранными инвестициями понимают инвестиции физических и юридических лиц, владеющих предприятием или полностью имеющих не менее 10% акций или уставного капитала, что дает им право на участие в управлении предприятием. В течение 1995-2002г.г. такие вложения составляли порядка 40-50% всех иностранных инвестиций России.

Объем портфельных инвестиций в российскую экономику по состоянию на 31 марта 2001г., накопленный с 1992г., составил 741 млн. долл., или немногим более 0,2% всех поступивших из-за границы средств.

Прочие иностранные инвестиции в форме займов и кредитов составили на тот же период 15,2% млрд. долл., или 49,8% всех поступивших из-за границы финансовых ресурсов.

Инвесторами в экономику России являются 108 стран. Крупнейшими из них по объему накопленного с 1992г. капитала на 31.03.2001г. были США (20,2%), Германия (18,9%), Кипр (15,6%), Франция (10,9%), Великобритания (7,4%), Италия и Нидерланды (по 5,1%), Швеция (2,3%), Швейцария (1,4%) и Люксембург (1,3%).

Кроме того, в наследство от СССР России досталось около 70% его внешнеэкономических связей. Однако следует отметить, что еще в 1986-1991гг. внешнеторговый оборот Российской Федерации, находившейся в составе СССР, сократился почти вдвое, и тенденция падения сохранялась до 1993г.

Это было обусловлено не только внешнеэкономическими факторами. Внешнеэкономические связи отражали неблагоприятную социально-экономическую ситуацию внутри страны: сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, разрыв хозяйственных связей с бывшими республиками СССР, потеря рынков сбыта в странах бывшего СЭВ и в большинстве развивающихся стран, высокая инфляция и рост внешнего долга. В 1993г. был принят Закон «О таможенном тарифе», положивший начало переходу в основном к экономическим методам регулирования внешнеэкономической деятельностью (ВЭД).


Таблица 1. Внешняя торговля Российской Федерации в 1992-1998гг.,

млрд. долл.

Показатели

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

Товарооборот

96,6

95,2

105,6

126,6

134,2

140,2

116,6

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

экспорт

53,6

59,2

66,9

79,9

86,9

86,6

72,6

импорт

43,0

36,0

38,7

46,7

47,4

53,6

44,1

Сальдо

10,6

23,2

28,2

33,2

39,5

33,0

28,5

Источник: данные Государственного таможенного комитета Российской Федерации за соответствующие годы.

 

Как видно из таблицы 1, начиная с 1994г. наметился определенный рост товарооборота. Внешнеторговый оборот России в 1997г. увеличился по сравнению с 1993г. почти в 1,5 раза, хотя физические объемы экспортных и импортных поставок выросли не столь значительно, поскольку рост стоимостных объемов внешней торговли в этот период был обусловлен в большой степени ростом мировых цен на многие товары российского экспорта.

Однако уже в 1997г. проявились негативные факторы в развитии внешнеторгового оборота России: темпы прироста товарооборота в стоимостном выражении составили около 5% против 12% в среднем за 1994-1996гг. Таким образом, 1996г. стал наиболее благоприятным годом (за последние 12 лет) для российского экспорта, что было обусловлено высокими мировыми ценами на сырую нефть и другие энергоносители. Так, средние экспортные цены на российские товары выросли в 1995г. на 16%, в 1996г. – на 9%; однако в 1997г. они уже снизились на 2%, что обусловило соответствующее сокращение стоимостных объемов российских поставок за рубеж.

В то же время 1997г. оказался переломным и для российского импорта, что было связано с относительной стабилизацией в стране и ростом совокупного внутреннего спроса. Темпы прироста импорта из стран дальнего зарубежья составили рекордную для 90-х годов величину – 24%. Степень насыщения внутреннего рынка и розничного товарооборота достигла максимального уровня, что поставило в критическое положение целый ряд жизненно важных отраслей национальной экономики.

В 1998г. внешнеторговый оборот России существенно сократился (на 16,8% по сравнению с 1997г.) – прежде всего вследствие валютно-финансового кризиса, произошедшего в августе 1998г. Резкое падение курса рубля обусловило сокращение объема импорта, а банкротство ряда ведущих коммерческих банков привело к параличу платежной системы, что не могло не сказаться на исполнении экспортных обязательств. В 1998г. отмечалось и существенное ухудшение международной общехозяйственной и товарной конъюнктуры, обусловившее обвальное падение мировых цен на большинство видов сырья и материалов.

 

1.1.1 Структура импорта



Открытие внутреннего рынка практически без учета и анализа сложившегося положения в отечественной промышленности уже в первые годы реформ привело к экспансии на российский рынок дешевых товаров иностранного производства (в большинстве своем невысокого качества). Такая внешнеэкономическая политика сняла проблему дефицита, однако серьезно подорвала позиции отечественных товаропроизводителей. По отдельным оценкам, удельный вес импортной продукции в объеме ресурсов для использования на внутреннем рынке составил в 1997г. более 25%. По ряду товарных позиций он значительно превысил международно признанный порог экономической безопасности.

В структурном плане доля машин, оборудования и транспортных средств в совокупном импорте России достигла в 1993г. 38,0%, но затем сократилась до 35,4% (1998г.); указанная товарная группа традиционно является крупнейшей в российском импорте по стоимостному объему. Очевидно, что импорт по данной товарной группе в первую очередь должен использоваться для закупок современных машин и оборудования с целью повышения технического уровня производства, роста качества выпускаемой продукции и повышения конкурентоспособности отечественных товаров. Однако в результате либеральных рыночных реформ структура импорта по указанной товарной группе существенно изменилась. Если ранее в импорте основной объем приходился на машинотехническую продукцию производственного назначения, предназначавшуюся для технического перевооружения отечественной промышленности, то в рассматриваемый период стала преобладать продукция непроизводственного назначения: бытовая электротехника и электроника, автомобили и прочие потребительские товары. Такая импортная ориентация при кратном сокращении объемов производства отечественного машиностроения и особенно производства средств производства свидетельствует о глубоких структурных кризисных процессах в народнохозяйственном комплексе страны в целом.

Значительное место в совокупном импорте России занимали продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье; их удельный вес в 1998г. составил 26,3% (в 1995г. – 28,2%). По оценкам экспертов, на импортные продукты приходилось около 2/5 общего объема потребления продовольствия в стране, а в продовольственном балансе Москвы доля импорта составила примерно 70%. Столь высокая зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственных товаров обусловлена следующими основными причинами: отечественное сельское хозяйство находится в глубоком экономическом  и социальном кризисе, до сих пор не выработана государственная политика поддержки отечественных сельхозпроизводителей и защиты внутреннего рынка. В свое время отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия была вынуждена ввозить в больших количествах эти товары (в частности, свежемороженое мясо, сливочное масло и пр.), финансируя тем самым сельхозпроизводителей других стран. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз мяса птицы, свежемороженой рыбы, растительного масла, сахара и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не был оправдан ни экономически, ни тем более политически. Кроме всего прочего, в Россию стало завозиться большое количество алкогольных напитков и табачных изделий, потребление которых уже давно превысило все допустимые нормы. Экономически оправданным следует признать импорт кофе, какао-бобов, продукции тропического земледелия и других товаров, не производимых на территории страны.

Существенное место в российском импорте занимают товары широкого потребления, доля которых оценивается в 20-30%. Точно определить долю этих товаров на основе официальных данных таможенной статистики достаточно сложно, поскольку их ввоз в больших объемах осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). Серьезные проблемы в этом направлении внешнеторговой деятельности обусловлены полупрозрачностью границ со странами СНГ (что отражает низкую эффективность таможенного союза) и поставками недоброкачественной продукции.



1.1.2 Структура экспорта

Структурные изменения, произошедшие в российской экономике за годы перестройки, не могли не отразиться на структуре внешней торговли. Так, доля машиностроительной продукции во внутреннем промышленном производстве сократилась с 30 до 17%, легкой промышленности – с 12 до 2%; в то же время доля продукции топливно-энергетического комплекса возросла с 11 до примерно 33%. В связи с этими процессами в товарной структуре экспорта страны доля сырья и полуфабрикатов увеличилась с 84% в 1992г. до почти 90% в отдельные годы в период до 1998г., а доля готовых изделий сократилась с 16 до 10%, что было обусловлено, прежде всего, неконкурентоспособностью большинства видов готовых изделий, а также тяжелым финансовым положением российских предприятий.

Экономический кризис, связанный с распадом Советского Союза, разрыв большей части кооперационных связей между предприятиями бывших союзных республик, потеря рынков сбыта в странах, ранее входивших в СЭВ (в них поставлялось 3/4 объема экспортируемого оборудования), - все это привело к сокращению экспорта машинотехнической продукции, доля которой в 1993г. упала до 6,5%. Правда, начиная с 1995г. машиностроительный комплекс страны стал расширять свои поставки на внешний рынок: экспорт машинотехнической продукции, включая военную технику и вооружения, последовательно увеличивался и в 1998г. составил 11,3% (однако это было несопоставимо с общемировым уровнем – около 40%).

В российском экспорте, как и ранее, доминировали энергоносители: нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь; они являлись определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1996-1997гг. на их долю приходилось почти 48% товарной структуры экспорта, в 1998г. из-за резкого снижения мировых цен эта доля сократилась и составила 42,3%.

 

 

1.2       Россия и Всемирная Торговая Организация

 

Россия подала заявку на вступление в ГАТТ в июне 1993 г. После преобразования ГАТТ во Всемирную торговую организацию подтвердила свое намерение о вступлении в эту организацию в декабре 1994 года. В настоящее время Россия имеет статус наблюдателя в ВТО.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители.
   «Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО».

Из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.


Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам специалистов, не являясь членом Всемирной торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу
России.

В-третьих, повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его итак невысокую конкурентоспособность.

Во-вторых, Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Реже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции.
Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно.

В-третьих, вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения (согласно решениям Токийского раунда ГАТТ) на 30% таможенных тарифов на металлургическую продукцию.

В-четвертых, страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и развитую инфраструктуру.

В-пятых, наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы.

Присоединение России к Всемирной торговой организации должно служить средством для обеспечения ее внешних экономических интересов в условиях глобализации мировой экономики. Главное, чтобы это присоединение не превратилось в самоцель, и Россия не оказалась в итоге беззащитной перед мощным давлением других стран – членов этой организации.

 

1.3       Россия на международном рынке труда

 

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответствии с межправительственными соглашениями, используя специальные агентства, либо сам, найдя работу заграницей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число российских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-
1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим каналам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие: снижение давления на внутренний рынок труда; минимизация существующих в его структуре дисбалансов; уменьшение безработицы; финансовые поступления от мигрантов; повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией,
Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее, соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы
(высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо политики квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института занятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа.
Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и
Германии, из них около 25% — в промышленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное использование труда женщин.

Но, несмотря на определенные сложности в освоении нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше, чем валютная эффективность товарного экспорта.

Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы
России потребуется около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1—1,5 млн. человек, получая ежегодно 10—20 млрд. долл.




1.4       Значение внешнеэкономических связей для экономики России. Причины развития

 

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами.

Главной причиной возникновения и развития внешнеэкономических связей между странами является международное разделение труда.

 Основные направления развития внешнеэкономических связей в современных условиях:

·               восстановление и развитие экспортного потенциала страны;

·               использование иностранных кредитов для технического переоснащения;

·               повышение конкурентоспособности российских товаров на внешнем рынке на основе модернизации производства;

·               изменение структуры импорта за счет увеличения удельного веса продукции промышленного производства в форме высокоточных технологий;

·                обеспечение экономической безопасности страны за счет совершенствования экспорта и импорта.

Переход к открытой рыночной экономике требует преобразований во внешнеэкономической сфере с тем, чтобы обеспечить включение России в мировое хозяйство. Необходимость преобразований определяется:

·               неблагоприятной структурой внешнеторгового оборота;

·               распадом СССР.

В современных условиях интеграция экономической жизни идет по многим направлениям через:

·               обмен средствами производства, технологиями, информационными структурами;

·               развитие торговли;

·               рост обмена научно-техническими знаниями;

·               международную миграцию рабочей силы.

В современных условиях происходит качественное обновление технологической базы производства за счет:

·               внедрения ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий;

·                изменения структуры производства и потребления;

·                использование экспорта научно-технической информации научно-технических услуг.



1.5       Банковская система России

 

 

Банком является учреждение, созданное для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности,  платности и срочности.

Банки принимают и  размещают  денежные  вклады, привлекают  и предоставляют кредиты,  осуществляют расчеты по поручению клиентов и  банков-корреспондентов и их кассовое обслуживание, совершают иные, не противоречащие законодательству и предусмотренные их уставами операции,  начиная от ведения счетов и кончая оказанием консультационных услуг. Эти операции  могут проводиться как в рублях,  так и в иностранной валюте. В то же время необходимо иметь в  виду,  что  закон запрещает банкам осуществлять деятельность в сфере  материального  производства, торговли   материальными  ценностями,  всех  видов страхования.

Как и в других странах,  банки в РФ не отвечают по обязательствам государства,  а  государство  по обязательствам банков,  кроме случаев,  предусмотренных законодательством,  или когда банки и государство принимают на себя такую ответственность.

Банковская система состоит их двух блоков. Первый - Государственный банк РФ.  Второй блок - коммерческие банки.




Но вернемся к проблемам сегодняшнего дня.  Значение рубля, как платежного средства, в преддверии рынка серьезно поколеблено.  Развитие так называемого, внутреннего бартера, все более активное проникновение в оборот  иностранной  валюты,  широкое распространение  всевозможных платежных суррогатов привели  к  разбалансированию  денежной  системы.

Происходит резкое увеличение доходов населения, не подкрепленное соответствующим  повышением  объемов производства товаров и платных услуг. Здесь сказывается влияние как субъективных, так и объективных факторов  -  прежде  всего  реализация  социальной программы. Серьезное влияние оказывает и становление рыночных отношений, что для нашей экономики, основанной на тоталитарных принципах, оказалось, в известной степени неприемлемым.  Не срабатывают экономические меры,  ограничивающие чрезмерное наполнение каналов обращения наличными деньгами.

 С созданием сотен коммерческих и  кооперативных банков,   многие  из  которых  стали  осуществлять кассовое обслуживание клиентуры,  положение обострилось. В кассах коммерческих банков стали оседать выпущенные в обращение деньги.  Вот как  сложилась данная ситуация в 1991 году. За I полугодие остатки денег у населения по сравнению с тем же  периодом  1990  года увеличились в 1.6 раза,  тогда как размер  оборотной  кассы  коммерческих  банков  по сравнению с началом года возрос в 14 раз. Подобное "замораживание" банками денежных средств,  изъятие их  из  хозяйственного  оборота  свидетельствуют о несовершенстве действующего банковского механизма, приводящего к сокращению доходной базы предприятий и самих банков.

  Вот почему  необходимы  безотлагательные  меры, направленные  на  обеспечение  стабилизации   банковского  дела.  Первые шаги уже сделаны.  Создана двухуровневая банковская система – Государственный банк Российской Федерации в едином комплексе с широкой сетью коммерческих и кооперативных банков, а также специальных кредитных учреждений.

В период  становления  рыночных   инфраструктур приоритетное развитие получили коммерческие банки. И это естественно,  поскольку  такие  формирования рыночного типа, как акционерные общества, ассоциации,  концерны  могут  нормально  функционировать, только  опираясь на развернутую сеть новых кредитных институтов.  Сейчас их насчитывается уже более трех тысяч.

Коммерческие банки уже наладили достаточно развитые  стабильные  партнерские  отношения  с государственными, кооперативными и общественными организациями. В то же время пока не сложились должные контакты с  арендаторами,  фермерами,  гражданами, занятыми индивидуальной трудовой деятельностью.

Именно в этой сфере должно принадлежать приоритетное  право малым банкам,  которых среди коммерческих сейчас большинство.

Каковы преимущества   создаваемого  банковского механизма?  В области кредитования практически  не существует  ограничений  в  использовании  заемных средств.  Это - предоставление ссуд на инновационные мероприятия, создание производственного потенциала, то есть сооружение и реконструкция предприятий,  цехов, внедрение передовой техники и технологий,  организация выпуска всевозможных товаров и изделий.  С помощью банковского кредита могут быть успешно проведены приватизация и  разгосударствление  собственности,  операции  с ценными бумагами.

Коммерческие банки вправе  финансировать  затраты, связанные с инвестированием,  покупать и продавать иностранную валюту,  выдавать гарантии,  оказывать консультативные, экспертные услуги, заниматься лизинговыми и факторинговыми операциями. Международные   валютные   операции,   конвертация  валютных ресурсов,  кассовое обслуживание и  сберегательное дело - также функция коммерческих банков.

Аккумуляция банками свободных денежных  средств и  вложение  их  в  дело  в самых различных формах обычно приносит высокие  доходы  не  только  самим банкам, но и их клиентам.

   Учредителями коммерческих банков могут быть как юридические  лица,  так  и граждане.  Не исключено привлечение в  состав  учредителей  и  иностранных партнеров.  Банкам  предоставлено  право открывать филиалы как внутри страны,  так и за рубежом.  Все это  имеет надежную правовую основу.  В банковской сфере впервые нашли конкретное проявление признаки демонополизации,  деловой конкуренции. Безусловно, развитие рыночных  отношений  будет  стимулировать дальнейшее  совершенствование  банковской системы, возрастание ее  роли  в  укреплении  экономических связей.




1.6          Выход российских предприятий на IPO

 

Аббревиатура IPO (Initial Public Offering) пришла в Россию с Запада, переводится как «первоначальное публичное предложение», применяется непосредственно к такому виду ценных бумаг, как акции и подразумевает также их допуск к торгам на фондовой бирже. Компания, проводящая IPO, впервые предлагает неограниченному кругу инвесторов свои акции, впервые допуская их к торгам на фондовой бирже.
Данная формулировка может вызвать ряд споров. Например, Лондонская фондовая биржа (LSE) под IPO понимает все случаи размещения акций предприятиями, которые впервые публично предложили свои акции на ее торгах. При этом факты того, что бумаги этого эмитента уже были допущены к торгам, или эмитент уже проводил процедуру IPO на других биржах, не имеют никакого значения. Однако повсеместно распространено другое понимание: каждое последующее после IPO публичное предложение широкому кругу инвесторов дополнительного (нового) выпуска акций предприятия, чьи бумаги уже обращаются на фондовой бирже, специалисты классифицируют как «follow-on» («доразмещение»).
Приведем другой пример. В зависимости от выпуска акций, предлагаемого к размещению среди широкого круга инвесторов, в ходе проведения публичного предложения (IPO), различают:
- Primary Public Offering (PPO) – первичное публичное предложение акций. Способ привлечения необходимого капитала компанией-эмитентом. К размещению предлагается дополнительный (новый) выпуск акций компании;
- Secondary Public Offering (SPO) – вторичное публичное предложение акций. Способ для первоначальных инвесторов выйти из участия в капитале, зафиксировав прибыли на свои инвестиции в данное предприятие. К размещению предлагаются бумаги основного выпуска, принадлежащие их непосредственным владельцам (акционерам).

Российским законодательством[1]  даются следующие определения выпусков ценных бумаг:

- выпуск эмиссионных ценных бумаг – совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковый объем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость;
- дополнительный выпуск эмиссионных ценных бумаг – совокупность ценных бумаг, размещаемых дополнительно к ранее размещенным ценным бумагам того же выпуска эмиссионных ценных бумаг. Ценные бумаги дополнительного выпуска размещаются на одинаковых условиях.
Таким образом, если проводить параллель между иностранной терминологией и российским законодательством, то под SPO или предложением бумаг основного выпуска здесь и далее мы будем понимать предложение выпуска эмиссионных ценных бумаг, а под PPO или предложением бумаг дополнительного (нового) выпуска – предложение дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Важно отметить, что в ходе проведения IPO инвесторам одновременно могут быть предложены акции как дополнительного (нового), так и основного выпуска (PPO+SPO).
Так вот, если рассуждать о понятии «чистое» IPO c точки зрения привлечения предприятием-эмитентом капитала, то это может быть только первичное публичное предложение акций (PPO), потому что в случае проведения вторичного публичного предложения акций (SPO) доход получают акционеры, а не само предприятие-эмитент. Нет смысла ставить знак равенства между IPO и PPO, так как никто не может запретить первоначальным акционерам предложить инвесторам свой пакет акций или только его часть, не прибегая при этом к его «размыванию» за счет размещения дополнительного (нового) выпуска.
В российских нормативных актах термин «первоначальное публичное предложение» отсутствует. Однако Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» предусматривает определения таких формулировок, как:
- размещение эмиссионных ценных бумаг – отчуждение ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок;
- публичное размещение ценных бумаг – размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение на торгах фондовых бирж;
- публичное обращение ценных бумаг – обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж, обращение ценных бумаг путем предложения ценных бумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что в рамках формулировки «Публичное размещение ценных бумаг» могут рассматриваться IPO (PPO) и Follow-on, также предусматривающие размещение дополнительного выпуска. SPO, по его определению, можно отнести к «Публичному обращению ценных бумаг». Что касается формулировки «Размещение эмиссионных ценных бумаг», она более емкая и может подразумевать: IPO (PPO), Follow-on или SPO, а также DPO и Private Placing, о которых скажем ниже.
В зависимости от численности инвесторов, а также места размещения акций, выделяют:
- Private Offering (частное предложение) – предложение (размещение) акций предприятия среди заранее известного узкого круга лиц;
- Direct Public Offering (DPO) – предложение (размещение) акций силами эмитента напрямую инвесторам, минуя биржевой рынок. Размещение происходит без привлечения андеррайтера.
Данные два термина объединяет с IPO только то, что акции могут размещаться среди сторонних инвесторов, минуя менеджмент предприятия, а также представляют некую альтернативу продаже акций стратегическому инвестору. Однако с точки зрения широкого круга инвесторов Private Offering, не имеет ничего общего с IPO, равно как и  DPO – с точки зрения продаж через фондовую биржу.
В рамках российского законодательства предусматриваются следующие случаи размещения ценных бумаг:
- размещения ценных бумаг путем открытой подписки;
- размещения ценных бумаг путем закрытой подписки.
Если опять-таки искать возможную аналогию, то в случае с открытой подпиской наиболее близкими терминами будут IPO и Follow-on. К случаю закрытой подписки более подходят DPO и Private Offering.
Также следует обратить особое внимание и на то, что зачастую публичное предложение (Public Offering) и публичное размещение (Public Placing) в публикациях прессы часто путаются или понимаются как одно и тоже.
На самом же деле термин «публичное предложение» гораздо более емкий, он включает такие этапы, как подготовка IPO (Pre-IPO), маркетинг (проведение road-show, составление книги заявок и т.п.), другие мероприятия и процессы. В то время как «публичное размещение» является лишь одной из составных частей процедуры «публичное предложение» – это технический элемент, связанный с процедурой размещения бумаг среди инвесторов через систему биржевых торгов. Другими словами, у каждого «offering» (предложения) есть свой «placing» (размещение).
Все перечисленные выше термины и их различия по ряду критериев представлены в таблице 1.

Таблица 1. Спецификация терминов «предложения» акций эмитентов с точки зрения биржи

Процедура

Бумага перед размещением

Размещение происходит

Размещаемый выпуск

Круг инвесторов

Рынок

Размещение осуществляет

допускается к торгам

уже обращается на бирже

в первый раз

не в первый раз

дополнительный

основной

широкий

узкий

биржевой

внебиржевой

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.