РУБРИКИ

Социально-экономическое положение Барнаула

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Социально-экономическое положение Барнаула

Выводы:

- сохраняется сложная ситуация на ряде крупных промышленных предприятий города;

- снижается прибыль, получаемая организациями города;

- высокими темпами развивается производство строительных материалов, транспортных средств и оборудования.

 

1.5 Сельское хозяйство


На территории г.Барнаула действует 12 крупных и средних предприятий, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства, из них:

- заняты производством сельскохозяйственной продукции – 8 (Опытно-производственное хозяйство им. В.В. Докучаева Государственного научного учреждения Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук, Опытно-производственное хозяйство "Овощевод" Государственного научного учреждения "Западно-Сибирская овощная опытная станция", Государственное научное учреждение Всероссийского научно исследовательского института овощеводства Российской академии сельскохозяйственных наук, ОАО Племенное предприятие "Барнаульское", Алтайское краевое государственное унитарное предприятие "Индустриальный", ОАО Агрофирма "Цветы Алтая", Государственное краевое унитарное предприятие "Тепличный комбинат "Спутник", Федеральное государственное унитарное предприятие учебно-опытное хозяйство "Пригородное" Алтайского государственного аграрного университета, ЗАО Агрофирма "Птицевод Алтая");

- научные учреждения – 2 (Институт садоводства Сибири им. М.А.Лисавенко, Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук);

- занято выращиванием цветов и декоративных растений – 1 (ОАО "Декоративные культуры");

- занимается разведением и содержанием племенных лошадей – 1 (Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная заводская конюшня "Алтайская" с ипподромом").

Кроме этого, производством сельскохозяйственной продукции на территории города занимаются 17 крестьянско-фермерских хозяйств и более 9 тысяч личных подсобных хозяйств (таблица 1.7).


Таблица 1.7 Общие показатели развития сельского хозяйства (млн. руб)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Валовая продукция сельского хозяйства, всего, в том числе:

1334,5

1344,9

1378,2

валовая продукция растениеводства

976,4

1065,7

1121,5

валовая продукция животноводства

358,1

279,2

256,7


Общая площадь сельских земель составляет 61,7 тыс.га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения – 42,4 тыс.га. Основная часть земель сельскохозяйственного назначения приходится на крупные и средние сельскохозяйственные предприятия – 28,7 тыс.га (70%), на частных собственников земельных участков – 8,3 тыс.га (20%), на садоводческие товарищества – 3,3 тыс.га (8%).

В 2002-2006 гг. существенно сократились посевные площади сельскохозяйственных культур (на 26%), в том числе под зерновыми культурами - на 41% (таблица 1.8). Сокращение общей посевной площади вызвано банкротством совхоза "Барнаульский". В результате в 2006 году объемы производства зерновых культур снизились к уровню 2002 года на 26%. В то же время наблюдался рост объемов производства картофеля (152%) и овощей (118%).

Всего в 2006 году хозяйствами всех категорий г.Барнаула произведено 153,9 тыс.ц зерновых, 574,5 тыс.ц картофеля и 367,4 тыс.ц овощей.

Валовое производство сельскохозяйственной продукции хозяйствами всех категорий г.Барнаула в 2006 году составило более 1,3 млрд.рублей (в 2002 году - 1,03 млрд.рублей). Необходимо отметить, что около 80% объемов производства приходится на продукцию растениеводства.

В структуре производства продукции основной удельный вес занимают частные подсобные хозяйства, которыми в 2006 году произведено продукции на сумму более 1 млрд.рублей или около 75% от общего объема произведенной сельскохозяйственной продукции. Доля сельскохозяйственных организаций составляет 24-25%, крестьянских фермерских хозяйств – около 0,1%.

Существенный вклад в производство продукции растениеводства осуществляют садоводческие товарищества. На территории города расположено 81 садоводческое некоммерческое объединение граждан. По экспертным оценкам на садовых участках граждан ежегодно выращивается около 110 тыс.ц картофеля, 190 тыс.ц овощей и 200 тыс.ц плодов и ягод.

В настоящее время Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства и обладает большим научно-производственным потенциалом.

В качестве сдерживающих факторов развития сельскохозяйственного производства выделяются невысокий технологический уровень производства, недостаточное внедрение высокопроизводительных инновационных разработок, высокая стоимость энергоресурсов.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" на территории г.Барнаула в 2007-2010 гг. проводится целенаправленная работа по вовлечению в сельскохозяйственный оборот земель бывшего совхоза "Барнаульский", где ООО "Топливная энергетика" планирует арендовать около 4 тыс.га пахотных земель.

На модернизацию производства к 2012 году сельскохозяйственные предприятия города планируют затратить более 350 млн.рублей.

Выводы:

- г.Барнаул является одним из ведущих научно-исследовательских центров в Алтайском крае и Западной Сибири в сфере сельского хозяйства;

- основная доля продукции сельского хозяйства (порядка 75%) производится в частных подсобных хозяйствах;

- в городе развито дачное хозяйство.

 

1.6 Малое предпринимательство


Малый бизнес развивается все динамичнее и оказывает существенное влияние на экономику города и решение социальных вопросов.

Количество малых предприятий в 2006 году составило 9834 (или 70% от общего количества малых предприятий края), из них по видам экономической деятельности:

- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 54,7%;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 14,4%;

- обрабатывающие производства - 11,7%;

- строительство - 8,8 % .

Число работающих на малых предприятиях – 64,7 тыс.человек (36,2% от общего числа занятых в экономике). В налоговых инспекциях Барнаула состоит на учете 20900 индивидуальных предпринимателей (на 1408 больше, чем в 2005 году) (таблица 1.8)


Таблица 1.8 Показатели численности и заработной платы в малом предпринимательстве

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Количество малых предприятий, единиц

11002

9749

9834

Оборот малых предприятий, млн.рублей

-

-

82738,4

Количество индивидуальных предпринимателей, включая наемных работников, тыс.человек

46,0

49,9

64,7

Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс. человек

50,9

53,8

68,7

Средняя начисленная заработная плата одного работника малого предприятия, рублей

3187

3347

4611

Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, %

32,2

27,9

30,57


Перерабатывающие предприятия города полностью обеспечивают горожан хлебобулочными и макаронными изделиями, молочными продуктами, подсолнечным маслом, мукой, крупами, кондитерскими изделиями и мороженым.

Факторами, тормозящими развитие предпринимательства, являются:

- образование монополий;

- длительные сроки согласования разрешительных документов на освоение инвестиций (строительство, ввод новых мощностей) как в городских, так и в федеральных службах;

- несоблюдение социальных гарантий для работников, занятых в малом бизнесе.

Взаимодействие бизнеса и власти осуществляется, в частности, на основе участия представителей объединений предпринимателей в работе Координационного совета предпринимателей при главе города, который принимает самое активное участие в формировании и реализации политики поддержки малого предпринимательства.

Продолжается реализация Программы поддержки и развития предпринимательства в г.Барнауле на 2005-2007 гг.

Отработанная система дает определенные положительные результаты. Сохраняется динамика роста объема производства и оказанных услуг, доли вклада в бюджет города, численности работников. Освоены новые формы финансовой поддержки предпринимательства. Такие, например, как реализация Соглашения о сотрудничестве между администрацией Барнаула и Алтайским банком Сбербанка России. За 2006 год выдано кредитов 138 млн.рублей под 12% годовых.

Освоены выделенные из краевого бюджета денежные средства на субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого предпринимательства в объеме 1,1 млн.рублей, в том числе дополнительно к первоначальной сумме – 0,6 млн.рублей. Субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам получили 63 субъекта малого предпринимательства.

С целью заинтересованности предпринимателей и создания благоприятных условий для инвестиций определен перечень более 20 перспективных направлений жизнедеятельности городского хозяйства для вложения инвестиций представителями реального сектора экономики, которые доведены до предпринимателей.

Особенно динамично развиваются торговля и бытовые услуги. Есть определенные успехи и в развитии предпринимательства в сфере производства, представители которого заняли призовые места в краевом конкурсе "Лучший предприниматель" (ООО "Сибэнергопром" в номинации "Развитие инновационной деятельности", индивидуальный предприниматель Емелин В.П. - "Эффективность и развитие"). Кроме этого, Емелин В.П., занимающийся производством плавленых сыров под торговой маркой "Плавыч", удостоен звания "Лучший предприниматель края 2006 года".

Выводы:

- малый бизнес в городе динамично развивается;

- созданы и работают формы взаимодействия бизнеса и власти;

- приоритетным направлением развития малого предпринимательства в городе является поддержка малых предприятий производственной сферы.

 

1.7 Муниципальные финансы


Доходы

Изменения бюджетного и налогового законодательства РФ обусловили неустойчивость структуры доходов бюджета города и величины их поступлений. Так, в 2005 году поступления собственных доходов составили 1900,2 млн.рублей - снижение в сравнении с 2004 годом на 24% или на 603,6 млн.рублей по причинам:

- снижения нормативов отчисления в бюджет города по регулирующим налогам (налог на доходы физических лиц - с 55% до 30%, налог на имущество организаций - со 100% до 20%);

- передачи в краевой бюджет налога на игорный бизнес, акцизов на пиво и вино;

- отмены зачисления в бюджет города налога на прибыль, водного налога, налога на рекламу.

В 2006 году наблюдался рост собственных доходов на 969,2 млн.рублей или на 51% (за счет увеличения норматива отчисления в бюджет города на 10% по налогу на доходы физических лиц, эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, увеличения объема продажи недвижимого имущества) (таблица 1.9).


Таблица 1.9 Структура доходов бюджета (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

Налоговые и неналоговые доходы, из них:

2503,8

1900,2

2869,4

Налоговые доходы, из них:

2228,2

1556,0

2162,4

налог на прибыль организаций

67,2

-

-

налог на доходы физических лиц

1059,7

694,9

1229,3

акцизы по подакцизным товарам (продукции)

139,4

-

-

единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

202,7

260,5

361,7

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

186,8

246,5

271,2

налог на имущество физических лиц

16,3

21,5

32,5

налог на имущество организаций

324,4

78,6

-

налог на наследование или дарение

2,9

1,7

-

земельный налог

97,7

189,5

192,4

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

27,9

0,8

1,3

государственная пошлина

21,4

46,7

54,4

задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

-

14,6

18,8

арендная плата и поступления от продажи права на заключение договоров аренды за земли поселений

63,8

99,0

167,2

доходы от сдачи в аренду имущества

162,6

144,5

256,1

платежи при пользовании природными ресурсами

-

11,5

6,7

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

4,8

37,8

182,2

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

38,5

34,1

49,4

Средства, полученные в рамках межбюджетных отношений (дотации, субвенции, трансферты), в том числе:

1962,2

2172,9

2268,6

субсидии на финансирование расходов, связанных с реализацией отдельных государственных полномочий

-

115221

78694

прочие безвозмездные поступления

30 000

612

15 013


Обеспеченность доходами 1 жителя увеличилась на 26% и составила 7886 рублей (таблица 1.10).


Таблица 1.10 Уровень доходов на одного жителя (тыс.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы на одного жителя

6,8

6,2

7,9

Расходы на одного жителя

7,1

6,3

7,7


Основную долю (75,4%) в собственных доходах бюджета города в 2006 году занимали налоговые доходы, которые составили 2162,4 млн. рублей, их поступление в сравнении с 2005 годом увеличилось на 39%.

Одним из основных источников налоговых доходов является налог на доходы физических лиц. Сумма поступлений за 2006 год составила 1229,3 млн. рублей, что на 77% превышает уровень 2005 года.

Поступление неналоговых доходов в бюджет города составило 706,9 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2005 года и в 2,5 раза уровня 2004 года.

Одним из основных источников неналоговых доходов являются доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, 64,6% от общего объема неналоговых доходов. Исполнение указанной статьи неналоговых доходов составило 456,9 млн.рублей, что в 1,8 и 2 раза выше соответственно 2005 и 2004 годов.

Причиной данного роста является введение коэффициентов для различных видов использования земли к ставкам арендной платы за землю, исходя из кадастровой оценки земли, при расчете арендной платы за муниципальное имущество введен коэффициент инфляции.

Поступления средств от приватизации муниципального имущества составили 182,2 млн.рублей, что в 4,8 раза выше уровня 2005 года и в 37,5 раза - 2004 года, в связи с увеличением объема продаж муниципального имущества.

Безвозмездные перечисления поступили в размере 2268,6 млн.рублей и увеличились лишь на 85,5 млн.рублей или на 4% по отношению к уровню 2005 года. Доля безвозмездных перечислений в общей сумме доходов составила 44,2% и снизилась к уровню 2005 на 9%.

Кроме этого, в бюджет города в 2006 году поступили безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц в сумме 15 млн.рублей.

Расходы

Анализ исполнения расходной части бюджета города за 2004-2006 гг. показал, что за 2005 год объем финансирования расходов (в сумме 4159 млн.рублей) к уровню 2004 года снизился на 13% (таблица 1.11).


Таблица 1.11 Структура расходов бюджета (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Расходы, в том числе:

4701,2

4159,4

5001,0

резервные фонды

10,7

11,0

10,6

национальная экономика

55,5

52,4

174,2

жилищно-коммунальное хозяйство

1658,9

1131,7

785,5

образование

1269,2

1381,1

1808,8

культура и средства массовой информации,

40,3

48,9

77,3

в том числе культура

39,1

47,5

75,4

здравоохранение и спорт, в том числе

985,1

630,8

722,1

здравоохранение

978,7

623,2

762,9

спорт и физическая культура

3,5

3,5

3,9

социальная политика

457,9

568,4

970,2


Данное уменьшение связано с исключением из объема средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования по отрасли "Здравоохранение", возмещением разницы в тарифах на коммунальные услуги по отрасли "Жилищно-коммунальное хозяйство".

Данные изменения отразились на структуре расходов - доля социально значимых отраслей возросла до 63 %.

Одна из основных статьей расходов – оплата труда работников бюджетной сферы (39% объема расходов). В 2005 году произведено увеличение заработной платы указанной категории работников с 01 декабря 2004 года на 20% и с 01 сентября 2005 года - на 11%.

Бюджет города 2006 года по расходам исполнен в объеме 5001 млн.рублей, что выше уровня 2005 года на 20%. Данный рост также связан с увеличением заработной платы работников бюджетной сферы с 01.05.2006 на 20% и с 01.10.2006 на 11%.

Значительно возросли в части городских полномочий расходы на капитальные вложения по сравнению с предшествующим периодом почти в 2 раза.

Финансировались расходы на погашение кредиторской задолженности, в целом ее объем сократился на 616 млн.рублей. С 2006 года дополнительным источником финансирования расходов является муниципальный целевой бюджетный фонд, за отчетный период в него поступило 15 млн.рублей.

Существующие местные налоги и налогооблагаемая база г.Барнаула не обеспечивает необходимый объем расходов местного бюджета (к местным относятся лишь два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц). Полномочия по регулированию налогов на местном уровне ограничиваются установлением размеров ставок в пределах, определенных федеральным законодательством, сроков уплаты и дополнительных налоговых льгот.

В анализируемом периоде администрацией города разработан и утвержден план мероприятий, в рамках которого в 2007 году проводятся мероприятия по увеличению собственного налогового и неналогового потенциала, объем собственной доходной части на 2007 год оценивается в размере 3700,9 млн.рублей, что на 29% выше уровня 2006 года.

Финансовая политика муниципального образования строится в соответствии с разработанными основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики.

Выводы:

- неустойчивая структура и величина поступлений доходов бюджета;

- высокая доля социальных расходов в структуре расходов бюджета;

- снижение кредиторской задолженности бюджета;

- разрабатываются и реализуются мероприятия по увеличению налогового и неналогового потенциала города.

 

1.8 Муниципальное имущество и земли


Имущество. В 2006 году действовало 1892 договора аренды. Площадь нежилых помещений, сданных в аренду – 526,9 тыс.м2. Общее поступление за 2006 год по арендной плате муниципального имущества составило 256,1 млн.рублей, что на 27,6% превышает поступления 2005 года и в 1,7 раза – поступления 2004 года (таблица 1.12).


Таблица 1.12 Доходы от использования муниципального имущества (млн.рублей)

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества

150,1

200,7

256,1

Поступления доходов от управляющих компаний

-

6,4

31,5

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

-

3,98

0,18

Средства от приватизации муниципального имущества

18,52

33,7

182,0


В 2006 году нежилые помещения муниципальной собственности были переданы в доверительное управление нескольким управляющим компаниям.

Общее поступление доходов по арендной плате от управляющих компаний за 2006 год составило 31,6 млн.рублей.

Дополнительный доход от сдачи в аренду муниципального имущества, переданного в доверительное управление, за 2006 год составил 13,2 млн.рублей.

Земельные ресурсы в черте города продифференцированы на основе кадастровой оценки земель. В результате выявлена площадь, с которой потенциально возможно взимание платы за землю, 25% - от площади города или 8031 га (земли жилой застройки, дачных и садоводческих объединений граждан, гаражей и погребов, организаций торговли и бытового обслуживания, учреждений образования и здравоохранения, промышленности, под административными и общественными объектами).

Взимание платы за земли, занятые военными объектами – 37 га, городскими лесами – 5013 га, обособленными водными объектами – 4449 га, землями общего пользования и резерва – 5035 га, сельскохозяйственного использования (пойма р.Обь) - 9636 га, не предусмотрено действующим законодательством, либо невозможно в связи с отсутствием землепользователя. В целях реализации экономического потенциала города завершена инвентаризация 1541 земельного участка под многоквартирными домами общей площадью 592,5 га для постановки на государственный кадастровый учет как на ранее учтенные участки (таблица 1.13).


Таблица 1.13 Количество заключенных договоров и площадь арендованных земельных участков

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Площадь арендованных земельных участков, га

3903,9

2482,8

2538,6

в том числе:

 

 

 

у юридических лиц

3557,4

2103,5

2144,67

у физических лиц

346,57

379,33

393,9

Количество действующих договоров аренды земельных участков, в том числе:

5715

5985

6153

у юридических лиц

2446

2502

2608

у физических лиц

3269

3483

3545

Площадь земельных участков, находящихся в аренде под временными сооружениями, га

22,86

23,64

53,01

Количество договоров аренды под временными сооружениями, заключенные администрациями районов

8819

9443

15112

Количество заключенных договоров аренды, в том числе:

1354

820

773

с юридическими лицами

453

290

385

с физическими лицами

901

530

388

За счет средств муниципального бюджета начата инвентаризация земель сельскохозяйственного использования в черте г.Барнаула (территория Мало-Балдинского луга общей площадью 746 га).

За 2006 год от управления земельными ресурсами в бюджет города поступило 382,9 млн.рублей, что на 28 % превышает уровень 2005 года и в 2,2 раза – уровень 2004 года, из них:

- от земельного налога - 192,2 млн.рублей (50,2%);

- от аренды земельных участков - 167,2 млн. рублей (43,7 %);

- от продажи земли - 23,4 млн.рублей ( 6,1%).

 

1.9 Социальная сфера


1.9.1. Здравоохранение

Для оказания первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи населению города и края функционируют 42 муниципальных учреждения здравоохранения. На базе городских больниц работают 12 краевых специализированных центров и 12 межрайонных отделений.

В лечебных учреждениях города работают более 13 тыс. сотрудников, в том числе: врачи – 22,0% , среднее звено – 41,2% , младший персонал –18,0%. Коечный фонд муниципальных больниц составляет 5040 коек (таблица 1.14).


Таблица 1.14 Основные показатели, характеризующие состояние системы здравоохранения

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Численность лечебных учреждений, ед.

45

42

42

Наличие больниц, ед./коек

18/ 5060

18/ 5060

18/ 5040

Наличие амбулаторно-поликлинических учреждений, ед./пос. в смену

15757

14517

17039

Заболеваемость (на 1000 человек населения)

 

 

 

общая

3168,5

3208,7

3381,2

первичная

1312,1

1332,0

1371,3

Обеспеченность врачами (человек на 10000 населения)

42,3

42,6

43,4

Обеспеченность средним медицинским персоналом (человек на 10000 населения)

77,0

76,1

78,2

Износ медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях, %

50

50

40


За последние три года плановая мощность амбулаторно-поликлинических учреждений выросла на 8,1% за счет выделения дополнительных площадей из объектов муниципальной собственности, но дефицит площадей для оказания первичной медико-санитарной помощи составляет около 13%.

Проблемы стабильно высокого использования ресурсов отрасли связаны с высоким уровнем заболеваемости населения. Увеличивается разрыв между уровнями общей и первичной заболеваемости, что свидетельствует о накоплении хронической патологии среди населения, особенно взрослого. Удельный вес диспансеризации больных с хроническими заболеваниями остается достаточно низким, что приводит к частым обострениям хронических заболеваний, к росту заболеваний с временной утратой трудоспособности. Особенно это касается наиболее ресурсоемкого класса - сердечно - сосудистой патологии.

Более 80% больных, обратившихся в лечебные учреждения первичного звена, обследуются профилактически с целью выявления онкозаболеваний и туберкулеза.

Медицинские учреждения недостаточно материально-технически оснащены, процент износа оборудования доходит до 80%. Состояние первичной медико-санитарной помощи привело к доминированию в здравоохранении дорогостоящей стационарной и скорой медицинской помощи. Отсутствие критериев эффективности работы врачей первичного звена не позволяло оценить результативность работы и ввести механизм материального стимулирования. Недостаточная мотивация медицинского персонала к качественной работе обусловлена низким уровнем оплаты труда в здравоохранении, особенно среди среднего и младшего медицинского персонала и врачей стационарного звена. Отсутствие нормативов обеспечения населения врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками затрудняет процесс реформирования здравоохранения. Требуется поиск новых ресурсосберегающих технологий, таких как дневные стационары. За последние три года обеспеченность местами дневных стационаров выросла практически в 2 раза, но все же потребность в местах дневного стационара остается высокой.


1.9.2 Образование

В городе функционирует 312 образовательных учреждений, в том числе:


Наименование учреждений

Количество

Школы:

103

средние

89

основные

2

начальные

-

специальные (коррекционные)

5

открытые (сменные)

2

частные

5

Детские дома

8

Детские сады

153

Учреждения дополнительного образования

32

Городской психолого-педагогический центр

1

Педучилище №2

1

Муниципальные загородные оздоровительные лагеря

110


В образовательных учреждениях города обучается и воспитывается 79 тыс. детей дошкольного и школьного возрастов, в том числе дошкольников – 23,9 тыс. человек, школьников – 55,2 тыс. человек (таблица 1.15).


Таблица 1.15 Основные показатели, характеризующие состояние системы образования

Наименование показателей

2004

2005

2006

Число учащихся, тыс.человек

64,2

60,8

57,8

Средняя наполняемость классов, чел.

21

21,9

22,2

в них: тыс. мест

19,1

20,6

20,8

детей, тыс. человек

21,1

21,5

22,7

Численность детей в возрасте от года до 6 лет, тыс. человек

35,1

37,2

39,3

Обеспеченность местами детей в постоянных дошкольных учреждениях, количество мест на 100 детей

54,5

55,0

53,0

Численность учителей общеобразовательных школ, тыс. человек

4,9

4,6

4,3

Доля молодых специалистов, %

0,83

0,79

0,83

Доля учителей пенсионного возраста, %

16,8

16,6

16,3


По сравнению с 2004 годом в 2006 году количество детей, посещающих детские сады, увеличилось на 446, составив 21,8 тыс. человек. Однако, количество школьников уменьшилось на 6,4 тыс. человек, что привело к сокращению численности учителей общеобразовательных школ с 4,9 тыс. человек в 2004 году до 4,3 тыс. человек в 2006 году.

Важную роль в удовлетворении запросов населения на образовательные услуги играют школы нового типа, в настоящее время их 39, в том числе 12 лицеев, 13 гимназий, 7 школ с углубленным изучением предметов, 5 частных школ. Сотрудничество с вузами города привело к росту по сравнению с 2004 годом экспериментальных площадок с 89 до 103. Более 20 предметов углубленно изучаются в 43 школах города.

В школах успешно функционирует 114 детских организаций, они объединяют более 53 тыс. школьников.

Совершенствованию учебно-воспитательного процесса способствовали действующие городские целевые Программы в области образования: "Дети Барнаула на 2004-2008 гг.", "Основные направления развития образования г.Барнаула на 2005-2010 гг.", а также участие педагогов города в конкурсах приоритетного национального проекта "Образование". В конкурсе общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 23 школы г.Барнаула (40% от числа городских школ края). Победителями стали 12 школ города. По направлению "Поощрение лучших учителей" от г.Барнаула поступило 135 заявок, 42 учителя стали победителями, 2597 классных руководителей школ города получают ежемесячное денежное поощрение.


1.9.3 Молодежная политика

В городе проживает 202 тысячи молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет около 30% всего населения г.Барнаула.

Развита в городе сеть учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, всего подобных учреждений 50, в том числе:


Учреждения

Количество

Вузы:

20

государственные

7

негосударственные

3

филиалы

10

Ссузы:

13

государственные

12

негосударственные

1

училища (лицеи)

17


В учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования обучается более 75 тыс. молодежи.

В целях реализации молодежной политики в городе принята целевая комплексная Программа "Молодежь Барнаула", действующая до 2010 года. В рамках Программы проводятся молодежные культурно-досуговые мероприятия, действует Барнаульская Лига КВН, осуществляется грантовая поддержка военно-патриотических, военно-спортивных клубов и молодежных творческих коллективов, развивается студенческое самоуправление.

С 2005 года Барнаул участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России". В 2005 году участниками программы стало 6 семей. По сравнению с 2006 годом в 2007 году количество молодых семей-участников Программы увеличилось на 387% (с 55 до 213), инвестиции в бюджет города на реализацию Программы составили:


 

2006 г.

2007 г.

2007 г. к 2006 г., в %

Краевой бюджет

7875,6

36793,9

467

Федеральный бюджет

4020,9

18986,8

472


1.9.4 Культура

В городе осуществляют деятельность 43 учреждения культуры и искусства, в том числе 27 муниципальных учреждений (таблица 1.16).


Таблица 1.16 Основные показатели, характеризующие состояние учреждений культуры

Наименование показателей

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Число библиотек, ед.,

47

45

40

из них муниципальных

34

34

31

Библиотечный фонд, млн. экз.

1170,4

1144,8

1104,4

Количество читателей, тыс. человек

137,6

135,7

135,5

Учреждения культурно-досугового типа, ед.

19

20

21

Число киноустановок с платным показом, ед.

13

9

9

Платные услуги, млн.рублей

2,9

3,7

5,7

Доля платных услуг в общей сумме доходов учреждений культуры, %

4,1

4,5

5,3

Число школ дополнительного образования

10

10

10

Число учащихся в школах дополнительного образования, тыс. человек

4,4

4,4

4,5

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.