РУБРИКИ

Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономическог...

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономическог...

Наконец, самый восточный из ТПК зоны БАМа, Ургало-Комсомольский, уже сегодня обладает развитым машино- и судостроени­ем, цветной металлургией на базе оловянных руд Комсомольского района, нефтехимией, угольной промышленностью, энергетикой и системой морских портов. К этому комплексу, который, несомненно, претерпит значительные количественные и качественные измене­ния, могут быть добавлены металлургические предприятия первого и второго передела

Уже на первых этапах реализации данной программы население зоны БАМа способно вырасти до 1 млн. человек, что резко обострит продовольственные проблемы. Продуктивность сельского хозяйст­ва в этих регионах невысока вследствие нехватки в почве калия и фосфора, а также очень короткого вегетативного периода. Но эф­фективность применения минеральных удобрений достаточно высо­ка: каждый килограмм питательного вещества, внесенный на гектар, окупается прибавкой 5-8 кг зерна. В настоящее время минеральные удобрения здесь не производятся, а ввоз их из центральной России достаточно дорог и представляет собой серьезную транспортную проблему. В результате использование минеральных удобрений в Сибири меньше, чем по России, приблизительно в 3 раза. Поэтому понятна необходимость опережающей разработки соответствующих месторождений: Непского (калийных солей) и Селигдарского апатитового, - тем более, что спрос на фосфорные и калийные удобре­ния достаточно высок и в Китае, и в странах Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества [12].


Чем богат БАМ?

Что нужно сегодня, сейчас, что потребуется в перспективе на сырьевых рынках? Прежде чем вкладывать средства в освоение региона БАМ, резонно про это спросить. Посмотрите на таблицу стратегических видов минерального сырья (СВМС) в России


№ группы

Характеристика вида сырья

Полезные ископаемые

1

По которым обеспеченность промышленности высокая, добывающие предприятия на длительный срок обеспечены запасами, имеется фонд резервных месторождений. Промышленный потенциал надежен

Газ, алмазы, никель, платина, берилий

2

По которым может быть обеспечен существующий уровень добычи только на 5-7 лет, есть резерв объектов, основание которых требует крупных инвестиций. Потенциал хороший или удовлетворительный

Нефть, золото, медь, свинец, цинк, сурьма, ниобий, литий, германиий, редкие земли

3

Нет запасов высококачественных конкурентоспособных руд, требуется применение сложных, недостаточно отработанных технологий обогащения, небольшие резервные месторождения с хорошим качеством сырья, однако их освоение требует инвестиций. Потенциал удовлетворительный или ограниченный

Бокситы, молибден, вольфрам, титан, цирконий

4

Остродефицитные в России, запасы весьма ограничены или отсутствуют, отсутствуют подготовленные к освоению месторождения, реализация требует проведения значительных объемов геологоразведочных работ. Возможность решения проблем сырьевой обеспеченности только через 5-12 лет

Уран, хром, марганец, кварцевое стекло.


Информационная записка Комитета РФ по геологии и использованию недр

к заседанию Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам

(www.autotransinfo.ru)


В перспективе, большинство стратегических видов минерального сырья, будут дефицитными в мире. Вот таблица, составленная по данным испанских геологов-экономистов:


Предполагаемая продолжительность использования известных мировых ресурсов

Расчетный срок

Полезные ископаемые

До 30 лет

Цинк, свинец, олово, мышьяк, висмут, кадмий, индий, асбест, сера, золото, серебро, технические алмазы, барий

31-60 лет

Медь, никель, селен, молибден, вольфрам, флюорит, нефть

61-100 лет

Марганец, уран, сурьма, теллур, цирконий, тантал, газ

Более 100 лет

Железные руды, титан, ванадий, бокситы, хром, кобальт, ниобий, рений, платина и платиноиды, бор, калий

Ресурсы избыточны

Магний, кремний, ртуть, литий, беррилий, галий, лантан и лантаноиды, германий, фосфаты

Аскаратэ Х.

«Характеристика горнодобывающей промышленности

как сферы социально-экономической деятельности»

 (Планирование и финансирование геологических и горнорудных работ

в условиях рыночной экономики. - Москва 1994 г)


Месторождения БАМа


Районы, месторождения (область)

Степень изученности, сведения о промышленном освоении

Запасы

Золото

Сухой Лог (И)

разведано, начата разработка

Уникальное

Слюда-мусковит (И)

действует

Крупное

Алданский район (Я)

эксплуатируется

Крупное

Амурская область

10 % золотодобычи России

Ленский район (И)

разрабатывается

Крупное

Нефть и газ

Непско-Ботуобинская НГО (И)

разведано, опытная эксплуатация

разведано - 200-300 млн. т
(прогноз - 8 млрд. т)

Бурый уголь

Хандинское (И)

поисково-оценочное

прогноз - 1,5 млрд. т.

Амурская обл. (Сковородинское, Тыгдинское, Сергеевское)

разведано

2,2 млрд. т.

Лианское (Х)

разведано

прогноз – 300 млн. т.

Каменный уголь

Апсатское, Читкандинское (И)

разведаны, начато освоение

25 млн. т

(прогноз - 400 млн. т)

Нерюнгринское (Я)

разрабатывается

разведано 5 млрд. т

Чулымаканское (Я)

разведано

прогноз - 10 млрд. т

Токинский район (Я)

поиски

прогноз - 20 млрд. т

Железо и фосфатиты

Киренский бассейн

поиски

прогноз – 1 млрд. т

Железная руда

Витимский район (И)

поисково-оценочные

крупное

Чарское (Ч)

предварительная разведка

прогноз - 1 млрд. т.

Южно-Алданское (Я)

разведано

разведано - 300 млн. т
(прогноз - 10 млрд. т)

Зее-Селемжинский район (А)

разведано

400 млн. т

Удский район (Х)

поисково-оценочные

прогноз - 2 млрд. т

Свинец, цинк

Прибайкальский полиметаллический пояс

поисково-оценочные работы

прогноз - 10 млн. т

Холоднинское (Б)

детально разведано

крупное 14 млн. т

Олово

Солнечный ГОК (Х)

эксплуатируется

20%  олова России

Калийные соли

Непский бассейн (И)

предварительная разведка

уникальное,

прогноз – 130 млрд. т

Медь

Удоканское (Ч)

разведано, разрабатывается

уникальное, 18-20 млн. т  с прилегающими районами – 40 млн. т

Титано-магнетитовые руды

Джугджаргинский район (Х)

поисково-оценочные работы

прогноз – 200-400 млн. т

Чинейское (Ч)

детально разведано, начато пром. освоение

крупное

Тантал

Катугинское (Ч)

детально разведано

уникальное


В скобках - область, где располагается месторождение

(www.priroda.ru)

·         Ч - Читинская область

·         А - Амурская область

·         И - Иркутская область

·         Х - Хабаровский край

·         Я - Якутия

·         Б – Бурятия













Основные ресурсные базы БАМа:


Районы

Лес

Минеральные ресурсы

Месторождения, млн. т

 

Ангаро–Ленский

 

Сосна, кедр

Железные руды



Нефть и газ


Калийные соли

Нерюндринское (709,8) Копаевское (604,153) Горкитское (1 913,5 т)

Ненско-Ботуабинский свод (812)

Ненское (601)

Северобайкальский

Сосна, кедр, лиственница

Свинец, цинк

Холоднинское (14)

Средневитимский

Сосна, лиственница

Асбест

Молибден

Золото

Молодежное

Орекитканское


Удоканский


Медь


Редкие металлы




Каменный уголь

Удоканское (18)

Верхнечинейское

Катугинское (785)

Тарыннахское (2 585,6)

Ималыкское (713,4)

Сулуматское (706)

Апсатское (831)

Южно-Якутский

Сосна, пихта, лиственница

Каменный уголь


Апатиты

Железные руды

Золото

Эльгинское (2 000)

Чульманское (726)

Селигдарское (85,5)

Алданский б-н (16 457)

Удско-Селемджинский


Железная руда

Фосфориты



Уголь

Золото

Мильканское (2 700)

Лагапское,Непьканское, Нилийское, Горелое

(вместе – 110)

Огоджинское (245)

Бурейский


Уголь

Нефть и газ


Золото

Буреинский б-н (2 000)

Верхнебуреинский б-н

(100 у.т.)


Нижнеамурский

Сосна, кедр, лиственница

Алуниты

Олово, молибден, полиметаллы

Уголь

Золото

Искинское

Солнечный р-он


Ланское (420)



См. карту ресурсной базы зоны БАМ

(www.factor-online.com)

Русский Север


Административно-правовой режим

Только факты…

Факт 1. В Министерстве природы Российской Федерации проводится конкурс на право добычи газа и нефти на шельфе Баренцева моря.

Факт 2. В феврале–марте 1999 года на территории Норвегии прошли учения войск стран Североатлантического блока «Battle Griffin». В ходе натовских учений отрабатывались действия вооруженных сил в конфликте, возникшем из–за неурегулированности вопросов разграничения экономической зоны и континентального шельфа.

Факт 3. Со ссылкой на Министра природных ресурсов России В.П. Орлова газета «Коммерсантъ» (12.05.99) сообщила, что потенциал арктического шельфа в границах российских полярных владений превышает 88 млрд. тонн условного топлива. Для житейской наглядности приведен и долларовый эквивалент — 9 трлн. долларов при нынешнем уровне цен.

Факт 4. Япония и Германия, другие высокоразвитые страны заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов и подходов Конвенции 1982 года, в том числе при рассмотрении Международным органом по морскому дну прав на промышленное освоение природных ресурсов.

Факт 5. 21 апреля 1999 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен новый вариант законопроекта «Об арктической зоне Российской Федерации», который отличается от предыдущего варианта, внесенного в Государственную Думу 10 июля 1998, одним существенным фактом: определением северной границы российской арктической зоны.


Приведенные факты с очевидностью свидетельствуют: рано или поздно человечество будет вынуждено открыть кладовые безлюдных арктических пространств, превратив их в ледовитый «персидский» залив. России принадлежит основная часть топливной макушки мира, и ведущие мировые державы уже готовятся к переделу Арктики.

Несомненно, что участники пока еще гипотетического конфликта, урегулировать который надлежало в ходе проведенных натовских учений, были анонимными и не идентифицировались с конкретными государствами, тем более, соседними. Хотя, учитывая, что к Арктике прилегают территории пяти государств мира: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии — и лишь одно из этих государств не является членом НАТО, российский вектор проведенных учений ни у кого не вызывает сомнений.

Тем более, что у двух из оставшихся четырех государств (США и Норвегии), с которыми собственно и соприкасается российский арктический сектор, есть споры с Россией о принадлежности части континентального шельфа. Предметом спора с Норвегией является вопрос разграничения морских пространств в Баренцевом море. Принципиальность этого вопроса для Норвегии обусловлена зависимостью экономики этой страны от добычи нефти и газа в северных морях. Бурные дебаты на предмет несоответствия национальным интересам России вызывает подписанное еще 1 июня 1990 г. Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств, по которому 70 % территории Берингова моря отходило под юрисдикцию США, получавшим на 13200 кв. морских миль больше пространства, чем если бы линия разграничения была проведена на равном расстоянии между побережьями.

К возможному силовому давлению надлежит быть готовыми. Однако не менее опасной представляется юридическая двусмысленность при закреплении за Россией суверенных прав на ее арктический сектор.

Проблема Северного Ледовитого океана выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями.

С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а посему определяется как государственная территория пяти прилегающих стран мира, которые и разделили океан на полярные секторы, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Отсюда и разность подходов в применении того или иного законодательства при решении возникающих спорных моментов. А споры возникают, и можно прогнозировать увеличение их числа в будущем.

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. вступила в силу 16 ноября 1994 года после ее ратификации 60 государствами. Россия ратифицировала Конвенцию лишь в 1997 г., став 109 ратифицировавшим ее государством. К моменту ратификации российским парламентом конвенция была подписана 159 государствами и в 108 из них уже ратифицирована. До принятия конвенции 1982 г. вопросы разграничения морских пространств регулировались Конвенцией об открытом море, Конвенцией о континентальном шельфе и Конвенцией о территориальном море. Подписанные еще в 1958–59 годах эти конвенции были не в состоянии разрешить возникающие между участниками международных отношений вопросы об использовании недр морских пространств в промышленных целях.

В соответствии со ст. 4 Конвенции по морскому праву 1982 г. внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Конвенция 1982 г. установила 12–мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200–мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей–либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. То есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. В данном случае, не исключены подобные действия и в отношении российской арктической зоны в границах 1926 г. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну. Немного забегая вперед, заметим, что при подсчете площади российского шельфа на основе требований Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн. кв. км своего арктического сектора.

Однако положения Конвенции не должны распространяться на арктический сектор России и других северных государств. Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией — меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства.

Первопроходцем в юридическом закреплении за собой соответствующей части арктического сектора выступила Канада. В 1925 году в Канаде было принято дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой–либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства.

Практически в это же время Президиум ЦИК СССР своим Постановлением от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», установил, что территорией Союза ССР являются все земли и острова, как уже открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, расположенные в секторе, образующем треугольник между побережьем Советского Союза на Северном Ледовитом океане, Северным полюсом и меридианами: 32 градуса 4’35» восточной долготы и 168 градусов 49’30» западной долготы по Гринвичу (СЗ СССР, 1926, № 32, Ст. 203). Общая площадь полярных владений СССР составила 5,8 млн. кв. км.

Этим постановлением Советский Союз признал закрепленную Парижским договором от 9 февраля 1920 г. принадлежность островов архипелага Шпицберген Норвегии. Справедливости ради, следует отметить, что в Постановлении от 15 апреля 1926 году Шпицберген не упоминался, и речь шла о землях и островах, составляющих к моменту опубликования постановления признанные Правительством СССР территории каких–либо иностранных государств, находящиеся в Северном Ледовитом океане, лежащих между 32 градусами и 35 градусами восточной долготы. Однако, признавая суверенитет Норвегии над Шпицбергеном, СССР специальной купчей грамотой закрепил за собой право на разработку нескольких участков Шпицбергена.

Права СССР в арктических районах, принадлежащих к ее территории, обеспечивались также рядом других законодательных актов, в частности, законом СССР о Государственной границе 1982 г., Указами Президиума Верховного Совета СССР «О континентальном шельфе Союза ССР» 1968 г.. Положения этих нормативно–правовых актов перешли и в российское законодательство о государственной границе и континентальном шельфе. В частности, в Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г.

Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории. Однако их законодательство о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на эти районы.

Подобное секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких–либо возражений иных, неарктических, государств и было де–факто принято. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока, как говорится, с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики и легендарных исследователей не перешла в практическую сферу.

В последнее время заметно активизировалась научно–исследовательская деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах полярного сектора России. Так, по сообщениям уже цитировавшейся газеты «Коммерсантъ», «только в 1998 г. в сектор российских полярных владений совершено не менее десяти морских научных экспедиций США, Норвегии и Германии. В частности, в июле–августе немецкое научное судно Polarstern провело объемные исследования в море Лаптевых, недалеко от границ 200–мильной экономической зоны России. США продолжали начатую четыре года назад беспрецедентную программу изучения Арктики при помощи атомных подводных лодок, оснащенных новейшими системами для картографирования морского дна и донных отложений».

Учитывая принятие и присоединение России к Конвенции по морскому праву 1982 г., усиление интереса к российскому арктическому сектору иностранных государств, сегодня необходимо разработать новые правовые обоснования претензий Российской Федерации на свою арктическую зону.

Безусловно, в основе этого обоснования должны быть и фактическое закрепление, начиная с 1926 г. за СССР–Россией полярных владений, и вековой опыт освоения Россией земель в Северном Ледовитом океане. Однако изменившаяся международно–правовая ситуация делает только исторические ссылки недостаточными. Негоже, чтобы из–за бюрократической медлительности (достаточно вспомнить историю с ратификацией Конвенции 1982 г., когда Россия буквально вскочила на подножку уходящего поезда) Россия потеряла значительную часть своего континентального шельфа.

Другие арктические государства уже предпринимают необходимые шаги по закреплению своего суверенитета над соответствующими арктическими секторами. В то время как Россия, похоже, решила от него «избавиться». Именно этот вывод следует из определения арктической зоны, содержащегося в законопроекте «Об арктической зоне», внесенном в Государственную Думу России Советом Федерации 21 апреля 1999 г.

История этого вопроса такова. В июле 1998 г. в Государственную Думу Советом Федерации был внесен проект Федерального закона «Об арктической зоне Российской Федерации». В соответствии с этим вариантом законопроекта, арктическая зона определялась как часть Арктики, находящаяся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации. В нее включались: а) территории субъектов Российской Федерации (далее следовал их подробный перечень); б) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса, находящиеся в пределах границ, проходящих на западе по меридиану 32 градуса 4’35» восточной долготы (а в пределах от 74 градуса до 81 градуса северной широты — по меридиану 35 градусов восточной долготы), на востоке — по меридиану 168 градусов 58’37» западной долготы; а также в) внутренние воды и территориальное море Российской Федерации; г) исключительная экономическая зона и континентальный шельф, прилегающие к территориям, указанным в пунктах «а» и «б».

Таким образом, в этой редакции пункт «б» законопроекта практически повторял формулировку Постановления ЦИК 1926 г. с упоминанием Северного полюса в качестве верхней точки арктической зоны России. Тем самым подтверждалась площадь российской арктической зоны в 5,8 млн. кв. км.

Новый вариант этого законопроекта был внесен в Государственную Думу 21 апреля 1999 г. Как следует из его преамбулы, законопроект призван определить состав арктической зоны и установить особенности правового регулирования всех форм деятельности в этой зоне.

На этот законопроект возлагаются большие надежды с точки зрения детальной проработки вопросов экономической и социальной политики в районах Крайнего Севера. И в принципе, он не вызывает особых нареканий. Если бы не один важный момент: подчеркивая свою направленность на обеспечение геополитических интересов Российской Федерации в Арктике, законопроект тем не менее содержит чрезвычайно опасное определение границ российской арктической зоны, что может повлечь за собой в случае принятия закона тяжелейшие политические и экономические последствия. Так, законопроект в статье 1, по–прежнему определяя арктическую зону как часть Арктики, находящуюся под суверенитетом и юрисдикцией Российской Федерации, практически дословно повторяет пункты «а», «в» и «г» предыдущего варианта законопроекта, но дает совершенно иное толкование пункта «б». Этим пунктом статьи 1 законопроекта в состав арктической зоны России включаются такие архипелаги, как Земля Франца–Иосифа, Северная Земля, группа островов Новая Земля и другие острова, расположенные в Северном Ледовитом океане в границах, которые определены следующим образом: на западе и востоке - в пределах Государственной границы Российской Федерации, на севере - в соответствии с нормами международного права.

Далее текст законопроекта содержит два достаточно формальных положения, что в случае противоречия нормативных правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации настоящему Федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон, и что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области отношений в арктической зоне являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которое предусмотрены законодательством Российской Федерации в области отношений в арктической зоне, применяются правила международного договора. Прежде всего, имеется в виду Конвенция по морскому праву 1982 г. с ее определением размеров континентального шельфа в 200 миль.

Итак, в новом варианте текста законопроекта отсутствуют ссылки на установленный Постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г. полярный сектор России с Северным полюсом во главе. А утверждение, что граница арктической зоны России на севере определяется в соответствии с нормами международного права, снимает претензии на значительный участок континентального шельфа, лишает российскую арктическую политику многолетней правовой базы, на которой она строилась.

В данном исчислении континентальный шельф России в Арктике составит лишь 4,1 млн. кв. км. Прогнозируемые запасы на территории, которая «выпала» из текста законопроекта, оцениваются в 15–20 млрд. тонн условного топлива. У меня не так хорошо с математикой, чтобы подсчитать, сколько это в рублях или долларах.

При всем уважении к нормам международного права, Россия должна исходить из принципа секторального разделения Арктики, включив его как в текст закона «Об арктической зоне Российской Федерации», так и в иные нормативно–правовые акты. Закрепление российского суверенитета над полярным сектором в границах 1926 г. должно происходить не только в рамках национального законодательства, но и на международном уровне. Тем более, что международное право содержит ряд механизмов, которые позволят и в этом контексте доказать право России на исторически сложившуюся ее арктическую зону.

Прежде всего, Конвенция 1982 г. не отменяет секторального принципа определения статуса территорий в Арктике. С другой стороны, она предусматривает 200–мильный отсчет континентального шельфа от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод лишь тогда, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. Под подводной окраиной материка понимается находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства, состоящее из поверхности и недр шельфа. В данной ситуации Россия должна обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Сибирской континентальной платформы, и применить нормы конвенции, предусматривающие в данном случае выведение внешней границы континентального шельфа за 200–мильную зону. В подобном случае Конвенция устанавливает 350–мильный ограничитель. Затем России будет необходимо зарегистрировать в Организации Объединенных Наций и в Международном органе по морскому дну безусловную юрисдикцию России над своим арктическим сектором, права по его использованию и освоению.

Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926 г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов, юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты, нет.

(www.ng.ru)


В дополнение:

02.03.01. Агентство «Интер­факс» со ссылкой на россий­ские военно-дипломатичес­кие источники сообщило, что в рамках международ­ной программы изучения Северного морского пу­ти – Insrop - начинается поиск возможностей перес­мотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По мнению ад­министрации СМП, интерна­ционализация арктических вод грозит стране сущес­твенным сокращением ле­докольного флота.

Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использо­вания Северного морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через Суэцкий ка­нал). В программе участвуют нор­вежский институт Ф. Нан­сена, японский Фонд морского судо­ходства (Japan's Ship and Ocean Foundation), российские Централь­ный научно-исследовательский ин­ститут морского флота (ЦНИИМФ) и Арктический и Антарктичес­кий НИИ. Финансируется Insrop на паритетной основе японской и нор­вежской стороной. Россия участвует в программе своими научными раз­работками. Разработчики програм­мы никогда ранее не поднимали воп­рос о политическом статусе СМП.

По мнению участников Insrop, на севере морские вла­дения России должны ограни­чиваться 12-мильной зоной тер­риториальных вод. Как в Кана­де, которая не имеет исключи­тельных прав на арктические воды своего северного побе­режья. Как сообщил на­чальник администрации Север­ного морского пути Анатолий Горшковский, западные судо­ходные компании хотят учас­твовать в освоении северных нефтегазовых месторождений (более 35% мировых разведан­ных запасов). После «интерна­ционализации» СМП они полу­чат свободный доступ к портам Енисея и Обской губы. К освое­нию северных маршрутов судовладельцев подталкивают и долгосрочные прогнозы метеос­лужб: глобальное потепление через 15-20 лет увеличит в Ар­ктике пространство «открытой воды» и упростит перевозки.

Реализация планов участни­ков Insrop может обернуться ка­тастрофой для российского ле­докольного флота. По словам господина Горшковского, ледо­кольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20 тыс. т) обходит­ся владельцу в 100-120 тыс. USD.

При этом на содержание ледо­кольного флота России ежегод­но нужно не менее 3 млн. USD. По­теря СМП «российского» статуса приведет к тому, что иностран­ные судовладельцы смогут пользоваться услугами соб­ственных ледоколов.

Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600 км, через Суэцкий канал — 11 400 км.

«Коммерсант», 06.03.01.

Ресурсы Арктики

В настоящее время на Севере сосредоточены 65% запасов нефти, 85% - газа, 63% - угля, 90% - никеля, 67% - леса, 87% - рыбы, 80% - апатитов, более 95% - алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных металлов Российской Федерации.

Сегодня на Севере производится свыше 20% национального дохода России при доле численности населения всего лишь в 8%, добывается 75% нефти, 92% - газа, 15% - угля, вырабатывается более 15% электроэнергии, заготавливается около 50% деловой древесины.

На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире алмазов. Республика Саха (Якутия) занимает также одно из ведущих мест в России по запасам и прогнозным ресурсам благородных металлов, прежде всего золота и серебра.

Север остается также главным источником мехов и рыбопродуктов.


По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный шельф является уникальным национальным резервом России. Извлекаемые ресурсы углеводородов составляют более 100 млрд. тонн в пересчете на нефть. В западном секторе российской Арктики открыта гигантская газонефтяная шельфовая провинция, в которой сосредоточено 70% всех начальных извлекаемых ресурсов. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления - Центрально-Баренцевского, Южно-Карского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Широки в этом регионе и перспективы открытия новых месторождений - ведь на 62% этих площадей не пробурено ни одной скважины. И даже при такой низкой геологической изученности здесь уже открыто 16 месторождений, в том числе такие уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское газовые, общие запасы газа которых превышают 10-12 трлн. кубометров.

Второй крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе северо-восточного Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. кубометров газа. В конце 70-х гг. здесь были открыты крупные месторождения Одопту-море и Чайво, в 90-х гг. - Лунское и Аркутун-Даги. На остальных участках морского Севера изучение шельфа только начинается. Весьма перспективны на нефтегазоносность северный и восточный шельф Охотского моря, Хатырский и Анадырский участки Берингова моря, Чукотское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых. Богат арктический шельф и другими месторождениями полезных ископаемых - угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и т.д. Из них сегодня разрабатываются только месторождения угля на архипелаге Шпицберген и золота на острове Большевик (Северная Земля). Вне всяких сомнений, спрос на стратегическое дефицитное сырье континентального шельфа на мировом рынке будет расти. Но разработка нефтегазоносных месторождений шельфа в Арктике - дело весьма трудоемкое.

Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря. Осложняют освоение месторождения и инженерно-геологические факторы - многочисленные разрывные нарушения мезозойских пород, отразившиеся на свойствах донных грунтов, и рельефа дна. Глубинность моря, отрицательные придонные температуры создают дополнительные трудности для разработки и требуют создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений, определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением подводных систем. На условиях конверсии Россия может создать такие системы, но на это требуется вложение средств и время. Стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд. долл. На сегодняшний день целесообразно в рамках программы "Мировой океан" провести исследование газогидратов Баренцева и Карского морей, а также комплексную экологическую и экономическую экспертизу проекта. Весьма перспективна и разработка Приразломного нефтяного месторождения, где запасы нефти оцениваются в 83 млн. тонн. Экономические показатели освоения месторождения малоэффективны - при действующей системе налогообложения его освоение становится нерентабельным.

Сегодня перспективно освоение лишь месторождений Сахалинского шельфа по проектам «Сахалин-1» (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги), «Сахалин-2» (месторождения Лунское и Тильтун-Астохское), а в дальнейшем и «Сахалин-3» (Киринский блок). Месторождения «Сахалин-1 и –2» имеют суммарные извлекаемые запасы нефти 273 млн. тонн и 751 млрд. кубометров газа. Несмотря на трудности нефтегазодобычи, освоение этих месторождений позволит уже к 2005 г. полностью газифицировать Дальний Восток (сегодня здесь уровень газификации составляет только 10% от потребностей), полностью обеспечить сырьем дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы, отказаться от поставок в регион тюменской нефти. В рамках проекта «Сахалин-1» уже пробурено три разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении.

Проект «Сахалин-1» осуществляется консорциумом в составе госпредприятия «Роснефть» - «Сахалинморнефтегаз», корпорацией СОДЕКО (Япония) и ЭКСОН (США). О сложности добычи нефти говорит тот факт, что месторождения Одопту-море и Чайво, открытые еще в конце 70-х гг., до сих пор не разрабатывались. На месторождении Аркутун-Даги планируется в 2001-2002 гг. добыть первые 3 млн. тонн нефти.

Сахалин известен своей уникальной природой. Учитывая это, компании-операторы гарантируют (и это специально оговорено в контракте) применение самых жестких стандартов безопасности и охраны окружающей среды на всех этапах реализации проекта. Международное сотрудничество позволит сократить время освоения, привлечь финансовые ресурсы и передовые технологии. Конечно, при этом должны соблюдаться национальные интересы страны. Закон «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 6-7) четко оговаривает, что разработка условий пользования недрами, подготовка соглашений, в том числе по разделу прибыльной продукции, осуществляются Комиссией, создаваемой правительством РФ. На условиях раздела продукции уже законодательно закреплена разработка Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения, Красноленинского нефтяного месторождения, Куранахской группы месторождений золота (Республика Саха (Якутия), месторождений нефти на шельфе Сахалина, Приразломного нефтяного месторождения в Архангельской области.



В настоящее время активно ведется подготовка к освоению месторождений углеводородов арктического шельфа, и в первую очередь в акватории Баренцева и Карского морей. АО «Росшельф» подготовило технико-экономическое обоснование и проект разработки Приразломного месторождения, первая нефть из которого будет получена в ближайшие годы. Разработка этого месторождения будет вестись с морской ледостойкой платформы, которая строится в Северодвинске производственным объединением «Севмашпредприятие». Вслед за Приразломным месторождением в разработку будут введены месторождения Варандей-море и Медын-море. К 2010 году только в Печорском море добыча нефти составит свыше 15 млн. тонн.

Параллельно с шельфами осваиваются месторождения, расположенные в прибрежной части Ненецкого автономного округа. В частности, в 2002 году «Лукойл» планирует начать добычу нефти на Варандейском и Торавейском месторождениях.

АО «Росшельф» приступает к освоению уникального газоконденсатного Штокмановского месторождения, разведанные запасы которого оцениваются в 3 трлн. кубометров.

www.nordnews.ru, ng.ru



Схема строительства тоннеля материк-Сахалин и Сахалин-Хоккайдо


 

Оглавление



Предисловие....................................................................................................................................................................... 2

Введение................................................................................................................................................................................. 6

Часть 1

Поиски выхода................................................................................................................................................................ 9

Часть 2

Положительная программа................................................................................................................................ 21

Пути – дороги

Великий Сибирский путь.................................................................................................................................... 25

БАМ.................................................................................................................................................................................. 32

Русский Север............................................................................................................................................................ 37

Заключение...................................................................................................................................................................... 48

Литература........................................................................................................................................................................ 52

Web-информация.......................................................................................................................................................... 53

Приложения...................................................................................................................................................................... 54

Оглавление........................................................................................................................................................................ 66







Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.