РУБРИКИ

Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ

Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ

Министерство образования и науки Российской Федерации и ГОУ ВПО

Татарский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет

Естественно-географический факультет

Кафедра экономической географии и методики обучения географии











Выпускная квалификационная работа

Особенности рынка труда Кукморского муниципального района РТ

Оглавление


Введение

Глава I. География регионального рынка труда

1.1 Основные понятия рынка труда

1.2 Географические особенности регионального рынка труда

Глава II. Особенности рынка труда

2.1 Современные проблемы рынка труда

2.2 Проблемы РТ

Глава III. Проблемы рынка труда малых городов

3.1 Особенности экономики Кукмора

3.2 Современное состояние и проблемы

3.3 Пути решения

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.[4; с.34]

Впервые в истории производительные силы выходят на такой уровень развития, при котором их эволюция возможна лишь в условиях творческой активности работников значительной части профессий и широкого использования в сфере общественного труда новейших технических средств и сопутствующих им знаний.

К рабочей силе начинают предъявляться совершенно новые, по сравнению с прошлым, требования: участие в развитии производства практически на каждом рабочем месте; обеспечение высокого качества быстро меняющейся по своим характеристикам и технологически все более сложной продукции; удержание низкой себестоимости изделий путем постоянного совершенствования методов производства; индивидуализация всех видов и форм производственного и непроизводственного обслуживания.

Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом. Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации роль рынка труда в эволюции экономики непрерывно возрастает. В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно-производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п. Интенсивная экономика, живущая в режиме периодического технологического и организационного обновления, постепенно превращается в экономику непрерывного развития, для которой характерно практически постоянное совершенствование методов производства, принципов управления, эксплуатационных характеристик товаров и форм обслуживания населения. [7; с.45]

Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловила возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации поставленных президентом Республики Татарстан целей и задач. Актуальность темы определена тем, что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения. Активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг. Цель исследования – показать сущность рынка труда и проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях и перспективу его развития в РТ. Задачи исследования: определить степень изученности избранной темы; показать особенности рынка труда РТ; раскрыть особенности и проблемы рынка труда п.г.т. Кукмор. Объектом исследования являются состояние и тенденции развития рынка труда Кукморского района. Предмет исследования - рынок труда Кукморского района. Одной из основных целей макроэкономической политики является достижение высокого уровня занятости населения. Проблемы рынка труда и безработицы в Республике Татарстан являются наиболее актуальными на сегодняшний день. Методико-теретическая база исследования основана на трудах отечественных экономистов по вопросам функционирования рынка труда, таких как, Абалкин А.И., Винокуров Г. А., материалах периодической печати и данных Госкомстата РФ и РТ. Также были использованы законодательные и нормативные акты.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Глава I. География регионального рынка труда

1.1 Основные понятия рынка труда


В самом общем виде рынок - система экономических отношений между продавцами и покупателями товаров и услуг. Рынок можно рассматривать также как экономическое и географическое пространство, на котором происходит процесс товарного обращения, обмена товаров на деньги и, соответственно, денег на товары. Рынок понимается и как механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей товаров и услуг.

Каждое из названных определений (система отношений, пространство, механизм) дает сущностную характеристику одной из сторон многогранного понятия «рынок». Различают рынки сырья, материалов, топлива, готовой продукции, ценных бумаг, кредитов и др. Функционирование каждого из них имеет свои особенности, связанные со спецификой товара, выступающего объектом купли-продажи на данном рынке. Среди рынков особое место занимает рынок труда, являющийся фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает прежде всего управление трудовой деятельностью. Рынок труда - это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы). [5; с.54]

В структуре рынка труда можно выделить следующие компоненты:

1.      Субъекты рынка труда;

2.      Экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами;

3.      Рыночный механизм (спрос и предложение рабочей силы, цена рабочей силы, конкуренция);

4.      Безработица и социальные выплаты, связанные с ней;

5.      Рыночная инфраструктура.

Совокупность названных компонентов и их взаимосвязь между собой вполне достаточны для возникновения функционирования рынка труда в современных условиях. Основные характеристики компонентов рынка труда:

Субъекты рынка труда – это наемные работники (и их объединения – профсоюзы), работодатели и их союзы, государство и его органы.

Наемные работники – это граждане, включающиеся в процесс общественного производства на основе продажи своей рабочей силы, найма к собственнику средств производства или организатору производства – менеджеру профессиональной подготовки. Абсолютное большинство занятых (около 90 %) это наемные работники, поэтому характеристика всех занятых в том или ином разрезе дает представление о качестве рабочей силы, способности и готовности индивидуумов участвовать в рыночных отношениях и выбирать способы этого участия. [15; с.46]

Работодатель – это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. Статистика пока не дает точной численности и не анализирует качественный состав работодателей. На малом предприятии работодатель обычно собственник средств производства. В крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях работодатель сам является наемным работником акционеров или государства. В акционерном обществе работодателем выступает менеджер, который может иметь часть акций предприятия. На унитарном государственном предприятии руководитель (директор) не владеет средствами производства. Государство как субъект рыночных отношений представлено федеральными, региональными органами власти, отраслевыми органами управления и местным самоуправлением. В качестве субъекта оно выполняет следующие функции:

1.                 Социально-экономические, связанные с обеспечением полной занятости путем стимулирования создания рабочих мест в всех секторах экономики;

2.                 Законодательные, связанные с разработкой основных юридических норм и правил;

3.                 Регулирования рынка труда косвенными методами;

4.                 Защиты прав всех субъектов рынка труда;

5.                 Ролевые (функции работодателя на государственных предприятиях).

Степень выполнения указанных функций зависит от экономических, политических, социальных факторов, и их конкретного сочетания в том или ином историческом периоде.

Второй компонент – юридические нормы и экономические программы. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые бы регулировали взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы предусмотрены в Конституции Российской Федерации, и в Законе “О занятости населения Российской Федерации”, других законах. Данные нормы конкретизируются в Указах Президента Российской Федерации, решениях правительства в ежегодно, или на 2 года принимаемых Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, в коллективных договорах, заключаемых на предприятиях.

Успешное функционирование рынка невозможно без создания соответствующих экономических условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости, разработки и осуществления федеральной и региональных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и др.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - четвертый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для их переподготовки и повторное вовлечение в трудовой процесс, законом о занятости населения предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и др.

Рыночная инфраструктура (пятый компонент) – это совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров; сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основной элемент инфраструктуры рынка труда – государственная служба занятости, включающая в себя органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального и местного. Наряду с ней развиваются негосударственные структуры занятости. [23; с.65] Фонды занятости, также структурированные по уровням (от федерального до районного), формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих. Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих фондов занятости для нижестоящих, добровольные взносы предприятий и граждан, другие поступления.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, способствуют более быстрому вхождению безработных в состав занятого населения.

Все компоненты рынка труда призваны в совокупности обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, на определенную социальную защиту. В конечном счете взаимодействие всех компонентов нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

Рынок труда в России окончательно в развитом виде не сформировался, но имеются все его основные компоненты. Поэтому можно утверждать, что рынок труда, хотя и несовершенный в России есть.

Соотношение отдельных категорий трудоспособного населения, вовлекаемых в разнообразные формы рыночных социально-трудовых отношений представлено в таблице 1.


Таблица 1. Рынок труда в широком смысле и формы его проявления

Категории трудоспособного населения, в т.ч. в т.ч. потенциальная

Занятые

Безработные

Потенциальные способности к труду, планируемые к трудовому использованию в течение ближайшего года

Способности к труду, не вовлеченные в профессиональный труд

Лица свободных профессий

Работодатели, в т.ч. предприниматели и др.

Наемные работники

Активно ищущие работу

Учащиеся всех видов учебных заведений: выпускные классы

Военнослужащие, подлежащие демобилизации, сокращении

Лица, освобожденные из мест лишения свободы

домохозяйки

Лица, нигде не работающие и незанятые учебой

 Рабочая сила в т.ч. потенциальная

 

 

Рынок труда в узком смысле

Рынок рабочей силы в узком смысле

Потенциальный рынок – рынок трудового резерва в узком смысле

 

 

Рынок труда в широком смысле

 


В современных условиях рынок труда в России представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг от друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По выше отмеченным признакам рынок труда подразделяется на открытый и скрытый.

Открытый рынок труда - это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающиеся в профориентации, подготовке и переподготовке.

Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика; отдельные исследователи называют это явление “потенциальный” рынок труда или же “потенциальной” безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают неполную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Его величина зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеет отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов. [22; с.67]

В свою очередь, открытый рынок труда целесообразно подразделять на официальную (или же организованную) и неофициальную (стихийную) части.

Официальная часть открытого рынка - это неработающие лица, которые ищут себе работу через официальные центры и службы занятости. Неофициальная часть открытого рынка представлена неработающими лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, минуя официальные государственные учреждения, занимающиеся вопросами трудоустройства безработных.

Расширение скрытого рынка труда и его застойный характер являются следствием слабого включения государства в стимулирование малого производства. Это затрудняет и тормозит освобождение предприятий от скрытых резервов рабочей силы и сдерживает перелив людей в перспективные отрасли и сферы. Эта же причина способствует формированию еще одной особенности российского рынка труда - широкому развитию неформального сектора экономики и, соответственно, неформальной занятости.

К неформальному сектору экономики в России принято относить незарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, занятые которой не платят налогов. Международная организация труда рассматривает неформальный сектор как совокупность очень мелких единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих, в основном, из независимых, самостоятельно занятых производителей. При этом МОТ не выделяет в качестве обязательного для отнесения к неформальному сектору критерий отсутствия официальной регистрации деятельности. Поэтому правомерным является при анализе сущности неформального сектора занятости рассматривать во взаимосвязи с ним и близкие по сути, но официально зарегистрированные виды деятельности. [ 30; с.65]

Рынок труда можно представить как рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Это соотношение можно представить в виде формулы:


Рт = Рc + Рм,


где: Рт - рынок труда;

Рс - рынок рабочей силы;

Рм - рынок рабочих мест.

Нужно отметить, что в этом соотношении рынок рабочей силы всегда больше, чем рынок рабочих мест. Значит, существует безработица. Из этого следует, что стороны, представленные на рынке труда, имеют неравноценные позиции. Сторона, предлагающая рабочие места, имеет преимущества и учитывает дефицит рабочих мест при покупке рабочей силы. Кроме того, работодателям всегда легче договориться между собой об условиях покупки рабочей силы, чем безработным - об условиях ее продажи. Существует даже понятие «естественная норма безработицы», которая определяется в развитых странах на уровне 5-12%.


1.2 Географические особенности регионального рынка труда


До середины 2000-х годов экономическая активность увеличивалась незначительно, а занятость даже сокращалась в отдельные годы. При этом географическая картина стала еще более мозаичной, поскольку динамика занятости все сильнее зависит от региональных факторов. В агломерациях федеральных городов рост занятости стимулировался созданием новых рабочих мест в отраслях рыночных услуг. В слаборазвитых республиках этому способствовало увеличение числа рабочих мест в социальной сфере, финансируемое за счет федерального бюджета, но такой рост не может быть устойчивым. В остальных регионах уровень занятости до середины 2000-х годов почти не менялся, а в 2002-2004 годах в половине из них даже сокращался. Только с 2005 года началась вторая волна роста занятости, охватившая подавляющее большинство регионов. Она стала следствием устойчивого роста спроса на рабочую силу во всех секторах экономики. В целом за 1990-2007 годы уровень экономической активности населения сократился незначительно - с 70 до 66,2% в возрасте 15-72 года. Территориальные различия в экономической активности инерционны, т.к. они зависят от унаследованных особенностей - демографических, расселенческих и социокультурных. Более половины субъектов РФ имеют среднероссийские показатели, однако сохранились две контрастные группы: северные и северо-восточные регионы нового освоения, а также агломерации федеральных городов с высоким уровнем экономической активности населения (68-80%); более аграрные и слаборазвитые регионы Европейского юга и юга Сибири с пониженной экономической активностью (40-60%). Региональные различия в уровне занятости схожи, но они более сильно зависят от состояния экономики и динамики рабочих мест в субъектах РФ.

Территориальные различия в экономической активности и занятости во многом «запрограммированы» и зависят от унаследованных особенностей региона - демографических, социокультурных, расселенческих, сложившейся структуры экономики. Рыночные реформы переходного периода усилили преимущества и усугубили дефекты сложившегося территориального неравенства условий на рынке труда, но экономическая активность населения изменилась незначительно. Региональные рынки труда претерпевали серьезную структурную трансформацию. Самое кардинальное структурное изменение - в занятости по формам собственности, за переходный период российский рынок труда стал совершенно иным. Только за 1995-2006 годы доля занятых на частных предприятиях и в организациях выросла с 34 до 55%, а доля работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной собственности, хотя и остается еще достаточно высокой, сократилась с 42 до 33%. Несмотря на значительные региональные различия, частный сектор доминирует почти во всех субъектах РФ, но более заметно - на юге (в Ставропольском, Краснодарском краях, некоторых республиках Северного Кавказа доля занятых в частном секторе достигает 60-65%). Государство осталось основным работодателем лишь в отдельных регионах Крайнего Севера - Чукотском и Эвенкийском АО (44-48% занятых, а вместе с занятыми в организациях муниципальной собственности - 65-70%), в слаборазвитой республике Тыва, где занятость примерно поровну распределена между государством, муниципалитетами и частным сектором. До середины 2000-х схожую структуру занятости имела Якутия. В целом на севере и востоке страны государство и муниципалитеты - более значимые работодатели, это связано с фактором расселения. Разреженная сеть поселений вынуждает сохранять автономную социальную инфраструктуру в большинстве населенных пунктов, поэтому «бюджетная» занятость высока. Кроме того, существуют и субъективные причины более значительного присутствия государства на рынке труда. Например, в Татарстане и Башкортостане в 2005 году только 36-38% занятых работали в частном секторе из-за высокой доли государственной и смешанной собственности, но затем политика региональных властей стала меняться и доля занятых в частном секторе выросла до 44-46% в 2006 году, а в 2007 году достигла 52%. Поскольку структурные особенности зависят от многих факторов, включая политику местных властей, прямой связи между уровнем экономического развития региона и структурой занятости по формам собственности не существует. Максимальную долю занятых в частном секторе имеют как более сильные регионы, например, нефтедобывающий Ханты-Мансийский АО (61%) и Белгородская область (63%), так и менее развитый Ставропольский край (65%). Ситуация в регионах с «огосударствленной» структурой занятости более подвижна: к ним по-прежнему относятся слаборазвитые северо-восточные автономные округа и Ингушетия, а в более развитых республиках (Татарстан, Башкортостан, Якутия) занятость постепенно перемещается в рыночный сектор. Трансформация отраслевой структуры занятости на региональном уровне во многом повторяла общие для страны тенденции. Проследить отраслевые тенденции возможно только с 2005 года используется новый классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), не сопоставимый с ранее использовавшимся отраслевым классификатором (ОКОНХ). В переходный период во всех регионах произошло существенное сокращение занятости в промышленности, особенно в первой половине 1990-х годов (на треть с 1990 по 1996 год). Этот процесс не завершен, хотя в первые годы подъема (1999-2001 годы) отмечался небольшой рост промышленной занятости. В целом за переходный период изменения занятости совпадали с тенденцией концентрации промышленности страны в экспортно-ресурсных регионах Урала и Сибири, т.е. со сдвигом «индустриальной оси России» из Центра на восток. В Уральском федеральном округе (включающем Тюменскую область) число занятых в промышленности в 2004 году почти не изменилось - 97% от уровня 1995 года, хотя в среднем по РФ она составляет только 83% от уровня 1995 года. Остальные федеральные округа имеют показатели, схожие со среднероссийским (80-86%), хотя в первые годы промышленного роста различия были более заметными. Некоторое сглаживание в целом по округам - результат разнонаправленных процессов, идущих в субъектах РФ. В динамично растущих крупнейших агломерациях федеральных городов, особенно на их внешней периферии (Московская и Ленинградская области), число занятых в промышленности даже увеличилось, в то время как в большинстве регионов оно продолжало сокращаться, особенно быстро - на Дальнем Востоке (из-за миграционного оттока) и в регионах Приволжского федерального округа (из-за стагнации ведущей отрасли - машиностроения). Существенное сокращение числа занятых в промышленности в переходный период почти не изменило географические максимумы и минимумы индустриальной занятости. Самую высокую долю занятых сохраняют промышленные регионы Центра, Урала, Поволжья и Северо-Запада со специализацией на машиностроении, металлургии и других трудоемких отраслях. В большинстве экспортных регионов индустриальная занятость не слишком значительно превышает среднероссийскую, поскольку ресурсодобывающие отрасли, за исключением угольной промышленности, не трудоемки. В южных аграрных регионах доля занятых в промышленности заметно ниже (14-18%) и продолжает сокращаться, а в наименее развитых республиках Северного Кавказа и юга Сибири остается минимальной, около 7-10%. Эти регионы выпадают из общероссийского тренда ХХ века - перехода от аграрной занятости к индустриальной, а затем в сектор услуг, и идут по пути развивающихся стран, в которых структурный переход от аграрной занятости осуществлялся преимущественно в сектор услуг. В 2006 году доля занятых в сельском хозяйстве оставалась высокой в степной и лесостепной зоне с благоприятными климатическими условиями - областях Черноземного Центра, Краснодарском, Ставропольском, Алтайском краях (19-24%). В республиках Северного Кавказа и автономных округах юга Сибири занятость в агросекторе еще выше - 23-35%, но это следствие общей слаборазвитости их экономик. Для всех этих регионов допустимо сравнение доли занятых в сельском хозяйстве за 2006 г. с долей занятых в первичном секторе за 2007 г., т.к. структурно показатели почти не отличаются из-за слаборазвитости лесной отрасли и рыболовства. Сравнение показывает, что процесс сокращения аграрной занятости продолжается почти во всех краях и областях, хотя и более медленно, чем в начале 2000-х. Он будет продолжаться и далее, т.к. сельское население «русских» регионов стареет и уходит с рынка труда без адекватной замены молодежью. В наиболее аграрных республиках Юга этот процесс затормозился вследствие незавершенного демографического перехода и растущего притока молодежи на рынок труда, в том числе сельский. Как и в промышленности, в агросекторе увеличивается разнообразие региональных тенденций занятости.

Глава II. Особенности рынка труда

2.1 Современные проблемы рынка труда


Карта Кукморского района РТ. Масштаб 1см=5км


Программа занятости населения Кукморского района на 2009 год разработана в соответствии с законом РТ “О занятости населения”. При разработке Программы использованы методические материалы Минтруда РФ и Госкомтруда РТ по прогнозной оценке рынка труда, статистические и другие материалы.

В Программе дан анализ ситуации на рынке труда, определены основные цели и задачи, направления и конкретные меры обеспечения занятости населения и социальной защиты от безработицы.

Программа предусматривает организационные и экономические меры по обеспечению занятости района на основе распределения высвобождаемых работников и направления незанятого населения, попавшего на рынок труда, в отрасли приоритетного развития, их профессиональной подготовки и повышения квалификации, организации временной занятости и участия на общественных работах незанятого населения.

Численность занятого населения в народном хозяйстве на 01.01.09г. 20200 человек. Основная масса населения занята в системе образования - 2068 человек, в промышленности - 2690 человек, в системе здравоохранения - 805 человек, в сельском хозяйстве - 8800 человек, в других отраслях - 6007 человек.

Численность населения района на 01.12.09 г. составила 53550 человек. По сравнению с 2008 годом численность увеличилась на 0,5%, что в основном связано с естественным приростом (план В.В.Путина по демографическому росту населения), оттоком населения из районного центра и района в целом в г.Казань и другие города РФ. [ 25; с.20]

 В п.г.т. Кукмор находится частное агентство помощи по трудоустройству, где руководители предприятий и организаций могут бесплатно посмотреть резюме, ищущих работу. Условия трудоустройства ужасают:

1.             Оформление резюме – 100 рублей.

2.             В случае трудоустройства через агентство, человек должен, согласно подписанному договору, отдать 50% от первой заработной платы.

На фоне безработицы и мирового кризиса это впечатляет. Однако многим “счастливчикам” обещают за труд мизерную зарплату, которая никак не дотягивала до прожиточного минимума.

В течение года Государственным Центром занятости населения принято на учет 661 человек, из них безработных 640. В качестве ищущих работу состоят на учете на конец года 374 человека, из них безработных 372 человека. Одной из основных задач Центра занятости населения является помощь в поиске работы. В течение года трудоустроено 1193 человека, из них безработных 315. По направлению центра занятости приняли участие во временных работах: на условиях временной занятости - 62 человека, на общественных работах - 82 человека, несовершеннолетние - 826 человек. Основными трудностями при приеме на работу является отсутствие на большинстве предприятий вакантных должностей и рабочих мест, а при наличии мест работодатели ссылаются на кризис, недостаточную квалификацию, отсутствие навыков и необходимого стажа работы по профессии и недостаток специального образования направленных безработных.

Резко сократилась потребность в кадрах. Представляются вакансии, в основном, по рабочим специальностям.

Высвобождение происходит, главным образом, из-за падения объема производства, по экономическим причинам (мировой экономический кризис), в связи с не своевременной выдачей зарплаты, в том числе не связанной с деятельностью самого предприятия (в связи с необеспеченностью предприятий сырьем, комплектующими изделиями). Высвобождение происходит, в основном, в легкой промышленности - 50% из общего числа высвобожденных, в строительной отрасли - 10%.

В условиях развития новых форм собственности, последовательного разгосударствления и приватизации экономических структур, создаются предпосылки для формирования рынка труда.

Формирование рынка труда будет происходить за счет:

- работников, высвобождаемых из различных отраслей народного хозяйства;

- молодежи, которая впервые вступает в трудовую деятельность;

- женщины, имеющих малолетних детей;

- лиц, высвобождаемых из мест лишения свободы и ЛТП;

- текучесть кадров;

- временно незанятого населения;

- пенсионеров по возрасту, инвалидов;

- военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил.

2.2 Проблемы РТ


Карта Республики Татарстан


Республика Татарстан занимает выгодное геополитическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нефть, водные, лесные, земельные ресурсы). [9; с.3] На территории республики площадью 67,8 тыс. кв. км (0,4% общей площади Российской Федерации) проживают 3,77 млн. человек (2,6% общей численности населения Российской Федерации). Республика Татарстан входит в Приволжский федеральный округ и является одним из наиболее экономически развитых субъектов Российской Федерации с мощным промышленным потенциалом и стабильным сельским хозяйством. По общему рейтингу среди регионов Приволжского федерального округа республика Татарстан устойчиво занимает первое место. Промышленность Республики Татарстан представляют топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, электроэнергетика, пищевая, фармацевтическая, легкая промышленность, промышленность строительных материалов, лесная и деревообрабатывающая промышленность.

Разработка и реализация крупномасштабных экономических и социальных программ, в том числе не имеющих аналогов в Российской Федерации (ликвидация ветхого жилья, газификация, развитие нефтегазохимического комплекса, энергосбережение, адресная социальная защита населения и др.) позволили органам государственной власти республики сосредоточить ресурсы на ключевых направлениях. Значительные усилия и средства были направлены на поддержку республиканских товаропроизводителей с использованием различных мер: предоставление налоговых льгот и кредитов, реструктуризация долгов, проведение взвешенной тарифной политики, обеспечение предприятий сырьем и заказами (в том числе и госзаказом) в целях максимальной загрузки мощностей, использование различных форм лизинга, развитие внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации. Была введена система индикативного управления, благодаря которой стало возможным с необходимой точностью оценивать экономическое состояние всех территорий, хозяйствующих субъектов и эффективность менеджмента.

Несмотря на стабильный рост основных показателей работы производственного сектора, в республике в настоящее время имеются серьезные проблемы, от решения которых зависит дальнейшее социально-экономическое развитие республики, а значит стабильность экономики, уровень жизни населения, уровень развития рынка труда в условиях мирового экономического кризиса. Основными из них можно назвать следующие:

1. Крайне низкий уровень оплаты труда, пенсий, стипендий и пособий, недопустимо высокая отраслевая диспропорция оплаты труда и слишком большая разница в оплате труда рядовых работников и высшего руководящего звена в предприятиях и учреждениях.

Особую опасность вызывает уровень заработной платы работников бюджетной сферы и сельского хозяйства.

2. Изменения в налоговом и бюджетном законодательстве влекут за собой значительное сокращение доходной части бюджета республики.

В связи с этим в условиях недостаточности доходных источников первоочередной задачей является расширение налогооблагаемой базы за счет увеличения выпуска высокорентабельной продукции и освоения производства новой конкурентоспособной продукции.

Кроме того, одной из главных задач на ближайший период, в рамках предоставленных бюджетных возможностей и перспектив экономического развития, становится принятие решений по оптимизации бюджетной сети, развитию внебюджетных направлений в отраслях социальной сферы и реформированию предприятий в области жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования и других отраслей.

3. С введением на территории Республики Татарстан в полном объеме Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2006 года разграничены доходные источники и расходные полномочия между республиканским уровнем власти и органами местного самоуправления. Возникает определенная проблема с финансированием сложившейся на сегодня в городах и районах социальной инфраструктуры. В отдельных населенных пунктах социальная инфраструктура избыточна, и муниципальные образования не в состоянии полностью обеспечить их содержание. В связи с оптимизацией сети бюджетных учреждений важнейшей задачей является определение механизмов бюджетного выравнивания муниципальных образований. [9; с.7]

По данным Республиканского государственного унитарного предприятия БТИ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, в республике находится около 650 тыс. объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам без регистрации права собственности или не имеющих инвентаризационной оценки. Таким образом, исходя из средней инвентаризационной стоимости указанных объектов местные бюджеты ежегодно недополучают более 90 млн. рублей налоговых доходов.

В целях пополнения доходной части местных бюджетов необходимо принять исчерпывающие меры к привлечению физических лиц - владельцев объектов недвижимости к государственной регистрации права собственности на данные объекты, для чего изыскать возможность по выделению средств из местных бюджетов для проведения технической инвентаризации и оформления права собственности физических лиц на эти объекты.

4. С 2005 года на рынке труда республики сохраняются тенденции роста регистрируемой безработицы. Численность зарегистрированных безработных в целом по республике составила на начало 2006 года 23,1 тыс. человек, на начало 2007 года - 24,5 тыс. человек, на начало 2008 года - 27,7 тыс. человек. При этом практически не уменьшается число вакансий. Оплата труда на этих рабочих местах, как правило, ниже среднереспубликанской.

5. Фактически отсутствует информация о профессиональной миграции. Нет ответа на вопрос: сможет ли имеющийся потенциал кадров реализовать процессы производства высокотехнологичной продукции и в конечном счете реализовать Программу социально-экономического развития Татарстана на 2005-2010 годы?

6. Недопустимо высока численность занятых на "сером" рынке труда.

7. Медленно развивается процесс внедрения инновационной деятельности во все сферы экономики и социальной сферы, что не позволяет необходимыми темпами развивать производство высокотехнологичной продукции.

8. Проблемы государственного управления - это проблемы оптимизации системы государственного управления, включая организационную структуру органов исполнительной власти. Предстоящая работа должна осуществляться в рамках административной реформы, проводимой на федеральном уровне. Исполнительные органы государственной власти должны быть также конкурентоспособны.

9. В области охраны окружающей среды необходимо найти решение такой проблемы, как высокий уровень загрязнения окружающей среды, вызванный, в том числе, экологическими проблемами в районах нефтедобычи, нефтепереработки. Требует постепенного решения проблема обеспечения питьевой водой, особенно населенных пунктов юго-востока республики.

10. В области повышения эффективности мер пожарной безопасности наблюдается негативная тенденция увеличения числа погибших на пожарах людей. Особенную тревогу вызывает обстановка с пожарами в жилом секторе. Значителен материальный ущерб от пожаров. Решение этих проблем требует кардинального изменения всей системы пожарной безопасности, а также выработки эффективных механизмов взаимодействия государственных и муниципальных органов в решении этих проблем. В тесной взаимосвязи с названными проблемами находятся также проблемы в области защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

11. Невысока доходность государственного имущества и земли, в связи с чем, требуются кардинальные изменения в области управления государственной собственностью Республики Татарстан.

12. Особого внимания требуют проблемы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, такие как: низкое качество предоставления жилищно-коммунальных услуг, убыточность отрасли в условиях рыночного функционирования, высокий уровень износа жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения. Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из самых затратных отраслей экономики, что вызвано не только недостатком финансовых средств, но и неудовлетворительной организацией работы отрасли, устаревшей структурой управления. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийном режиме.

13. Повышение эффективности производства промышленной продукции связано с решением таких проблем в промышленности, как низкая рентабельность производства в ряде отраслей, высокий уровень износа основных фондов на отдельных предприятиях, недостаточная загруженность производственных мощностей, высокая доля неиспользуемого имущества, высокая энергоресурсоемкость продукции и др. Например, физический износ основных фондов энергосистемы республики (около 70%) является сдерживающим фактором развития энергетического комплекса, имеющего первостепенное значение для экономического развития республики.

14. Дополнительным сдерживающим фактором развития фармацевтической и легкой промышленности является проблема освоения собственного татарстанского рынка с постепенным вытеснением ряда наименований республиканских аналогичных товаров, в том числе готовых лекарственных средств, ввозимых в республику.

15. В рамках решения вопросов повышения качества бытового обслуживания сельского населения, повышения заработной платы сельскохозяйственным производителям, повышения качества и объемов производства сельскохозяйственной продукции необходимо решить комплекс проблем развития потребительской кооперации. Обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности.

16. Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал, сложившиеся темпы явно недостаточны для широкомасштабного обновления и модернизации основных производственных фондов на базе современных технологий. Создание стабильного инвестиционного климата в республике связано с решением следующих проблем:

1.            Неразвитость механизмов государственного протекционизма стратегически важных для республики инвестиционных проектов;

2.            Низкая привлекательность для инвестирования несырьевых секторов экономики, отсутствие стимулов для добывающих отраслей при вложении капитала в другие секторы экономики;

3.            Низкая инвестиционная привлекательность предприятий:

4.            Отсутствие обязательных международных стандартов отчетности из-за отсутствия бизнес-планов инвестиционных проектов, представляющих интерес для стратегических инвесторов;

5.            Отсутствие программ и проектов, направленных на повышение самодостаточности предприятий.

Решение вопросов занятости должно рассматриваться, прежде всего, с точки зрения развития экономики, в особенности частного сектора. Своевременное формирование новых рабочих мест позволит не допустить осложнений в области занятости. [9; с.11]

Баланс трудовых ресурсов до 2010 года представлен в таблице 2.


Таблица 2. Баланс трудовых ресурсов Республики Татарстан до 2010 года (тыс. человек)

Показатели

отчет

оценка

прогноз

 

2007

2008

2009

2010

Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего

3755,0

3751,0

3747,0

3743,0

Численность трудовых ресурсов

2393,0

2389,0

2378,0

2363,0

Занятые в экономике

1765,0

1763,0

1759,0

1753,0

из них:





численность работников предприятий и организаций

1269,0

1266,0

1261,0

1258,0

Незанятые в экономике

628,0

626,0

619,0

610,0

в том числе:





учащиеся с отрывом от производства

261,0

264,0

262,0

260,0

лица в трудоспособном возрасте, не занятые трудовой деятельностью и учебой

232,0

230,0

227,0

225,0

Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ

135,0

132,0

130,0

125,0


Глава III. Проблемы рынка труда малых городов

3.1 Особенности экономики Кукмора


Райцентр: Кукмор (Кукмара)

Территория: 1493,10 кв. км

Численность населения: 53 тыс. человек

Глава муниципального образования: Рахматуллин Рауиль Шайдаулатович Район расположен в северо-западной части Западного Прикамья, на правобережье реки Вятка. Территория Кукморского района представляет собой возвышенную равнину, расчлененную долинами средних и малых рек. Из многочисленных малых рек можно назвать притоки Вятки: Любянка, Бурец, Ошторма; притоки Оштормы: Нурминка и Кия. Полезные ископаемые: известняк, глина, песок. На Кукморской горе расположен ландшафтный памятник природы площадью 186 га, заложенный в 1966 году. Наиболее крупными предприятиями в районе являются ОАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат", ОАО "Кукморская швейная фабрика", ОАО "Кукморский завод металлопосуды", ПК "Кукморская меховая фабрика", ООО "Кукморстройкерамика", ООО "Рембытмашприбор". В районе возделываются озимая рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, горох, картофель. [25; с.13]

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.