|
|
|
|
Непал
p> ГОВОРЯЩИЕ КАМНИГде горы, там много камней. И неудивительно, что камень широко используется
в Непале. Естественно, прежде всего как строительный материал. В деревнях
стены домов выкладывают из камней, в Западном же Непале каменными делают не
только стены, но и крыши. Камень у непальцев ассоциируется с твердостью,
надежностью. В старину непальцы для обозначения государства использовали
слово "дунго", что значит "камень". Такая ассоциация, видимо, связана с
тем, что из камня строились и крепости, и дворцы государей.
Камень идет не только на строительство. В Непале множество каменных
изваяний, установленных в честь различных божеств. Есть скульптуры и в
честь правителей, но нигде нет надгробий, ведь Непал, как мы знаем, -
"страна без кладбищ". Особенно много каменных фигур можно встретить у
источников воды. Это каменные фигуры морского животного - макара; из его
открытой пасти струится прохладная вода. Над ним стоят фигуры других
божеств (чаше всего Ганеша), а пол ним - фигуры Шивы и Бхагиратха, которые
напоминают легенду о падении Ганги с небес на землю. Смысл этих
скульптурных композиций понятен каждому непальцу. Такие камни говорят без
слов.
Но есть в Непале камни, которые действительно говорят - камни с высеченными
на них текстами. Первый "говорящий" камень, найденный в Непале, -столб,
сооруженный в 464 г. раджой Манадевом из династий Личчхавов перед храмом
Чангунараяна в долине Катманду. "Говорящие" столбы, по которым потомки
узнают о деяниях раджей, о своей истории, встречаются в Непале (особенно в
долине Катманду) почти на каждом шагу. Они получили название шила-патра, т.
е. "каменное письмо". Они действительно являются письмами, адресованными
потомкам.
Такие "каменные письма" установлены перед храмами разным божествам, у
старинных дворцов, а часто просто валяются у дороги и на полях. Написаны
они на санскрите, языках невари и непали.
Но есть старинная каменная плита со словами на 15 (пятнадцати!) языках, в
том числе на таких "заморских", как латынь, английский, французский и
арабский. Установлена плита раджой Пратапом Маллом в 1654 г. на стене
собственного дворца Ханумандхока в Катманду. Автор текста - сам раджа,
гордо носивший титул "царя поэтов". Его стихи с восхвалениями разных
божеств можно прочесть у подножий храмов, что вокруг дворца. Но для чего
понадобилось радже устанавливать многоязыкую плиту? Вероятно, чтобы
продемонстрировать подданным еше один свой талант - талант полиглота. Но
каким образом раджа выучил европейские языки, если в то время в Непале не
было никаких книг на этих языках? Остается предположить, что помошь радже
оказали европейские миссионеры, которые именно в ту пору стали появляться в
Непале. Кстати, полностью весь текст на плите еше не расшифрован. "Царь
поэтов" установил перед входом в свой дворец высокий столб, на верху
которого размешены каменные фигуры членов его семейства. Так была заложена
основа новой традиции - и вскоре подобные столбы
стали появляться перед дворцами раджей Лалитпура, Бхактапура и даже Горкхи.
Самый же древний столб на территории Непала - это всемирно известный
Ашокастамбха. Его установил император Индии Ашока в III в. до н. э. на
родине Будды в Лумбини. Именно благодаря этому столбу с вердиктом
императора теперь мы точно знаем место, где родился Будда. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА Религиозные традиции. Духовная
жизнь населения Непала теснейшим образом связана с религией. Каждый непалец
придерживается традиций и обрядов, свойственных своему вероисповеданию.
Рождение, первое кормление рисом полугодовалого ребенка, совершеннолетие,
вступление в брак и кончина - все эти вехи человеческой жизни
сопровождаются строгими и обязательными религиозными обрядами.
Обряды, как и литература, архитектура, скульптура, танцы, музыка,
неразрывно связаны с храмами. Вся жизнь непальцев проходит у храмов. Рядом
с храмами кипит бойкая торговля, да и в храмах люди не только "беседуют с
богом", но и общаются друг с другом.
На территории Непала мирно уживаются, впитывая черты друг друга, две
основные культуры", буддийская (север страны) и индуистская (юг). В средней
части страны обе эти культуры так плотно сплетены, что вполне можно
говорить не просто об их сочетании, но о симбиозе. Индуизм воспринял
некоторые черты буддизма, и наоборот. В индуистских храмах есть статуи
Будды, в буддийских - индуистские символы. Да что там говорить: для индуи-
стов Будда не чужое божество, а девятое воплощение их бога Вишну.
Порой буддийские и индуистские религиозные сооружения стоят рядом. Так, в
храмовом комплексе Сваямбу-натх буддийская ступа соседствует с индуистским
храмом. Индуисты уважительны к буддийским праздникам, буддисты - к
индуистским. Один пример. Буддизм проповедует ненасилие, не приняты
жертвоприношения, поэтому и непальцы-индуисты избегают приносить жертвы в
дни буддийских праздников, а также в дни почитания Вишну. Непальцы
веротерпимы, а сам Непал в отличие от соседней Индии избежал религиозной
розни.
По преданию, именно на юге Непала (в селении Лумбини) в 543 г. до н.э.,
т.е. более 2500 лет назад родился Будда. Воплотился он в облике царевича
Сиддартхи Гаутамы из племени шак'ь-ев. Рождение произошло по непорочной
"технологии": если верить преданию, вышел Сиддартха через бок царицы,
рожать же царице пришлось в пути под раскидистым деревом сал. Царь создал
наследнику искусственную обстановку, чтобы тот не знал о теневой стороне
жизни - о нищете, болезнях, страданиях. Но однажды уже взрослым человеком в
29-летнем возрасте он случайно увидел муки больного человека, и людские
страдания потрясли царевича. И тогда Сиддартха покинул отцовский дворец с
твердым решением научить людей, как избавиться от страданий. Он много
странствовал в поисках ответа на вопрос, как этого добиться. И вот однажды
он сел под деревом пинал и решил, что не сдвинется с места, покуда не
узнает истину о жизни. На четвертый день на Сид-дартху снизошло
просветление. Сиддартха стал Буддой, что означает "Просветленный".
Просветление произошло, впрочем, уже не в Непале, а в Индии, в Бодхагае.
Согласно переписи 1991 г., индуизм исповедуют 86,5% жителей Непала.
Возможно, это покажется неожиданным, но доля приверженцев индуизма в Непале
гораздо выше, чем в Индии. Буддизм - вторая но значению религия, его
исповедует 7,8% населения, причем эта доля имеет тенденцию к снижению.
Позднее мировым центром буддизма (ламаизма) стал Тибет, но тибетцы переняли
его именно отсюда, так что Непалу принадлежит почетная роль транслятора
этого учения из Индии на север. Постепенно повышается доля исповедующих
ислам - 3,5%. В последнее время стал' проникать в Непал христианство.
Всякое священное место буддисты называют чайтья. Но вот архитектурные
решения чайтий могут быть разными. Особенно характерны ступы, которые в
одиночку или группами стоят на улицах многих деревень и городов. Это
колоколообразные сооружения разной величины - от гигантских до размера в
человеческий рост. Не пытайтесь искать вход в ступу - таковой и не
предусмотрен. Ступы олицетворяют легендарную и священную гору Меру, которая
считается центром Вселенной.
Отчетливая черта буддийской ступы - етырехчленность. Четырехчленная
структура ступы связана с космологическими представлениями буддизма,
согласно которым Вселенная по горизонтали изображается в виде квадрата
(земля), вписанного в круг (небо). Вселенную выражает знак мандалы, т. е.
окружности, круга, диска (перекличка с дисками Солнца и Луны).
Среди буддийских храмов наиболее известны древнейшие во всем буддийском
мире ступы Сваямбунатх и Бодх-натх, находящиеся соответственно к западу и к
востоку от Катманду. Сва-ямбунатх расположен на холме, тогда как Бодхнатх —
на плоском участке.
Основание у ступ квадратное, на нем покоится полусферический купол,
олицетворяющий небо. Над полусферой возвышается куб (символ земли). На
каждой из четырех боковых сторон куба изображена пара всевидящих
проницательно-строгих глаз Будды. Между ними - нечто похожее на
вопросительный знак; так изображается цифра один -символ "добродетели -
единственного пути в океан счастья". Над кубом -ступенчатый шпиль
конической формы. Ступеней на шпиле 13, по числу буддийских небес и
ступеней познания. На самом конце ступы - зонтообразное навершие,
символизирующее Солнце и Луну.
В селениях же Северного Непала стоят гораздо более скромные сооружения
-чхортэны, как и ступы, служащие хранилищем священных буддийских реликвий,
а также останков святых. Это башня с заостренной крышей, рядом - бамбуковый
шест с флагом. Стоящие на возвышенных местах, они предназначены для защиты
от злых духов.
Свое происхождение ступы и чхортэ-ны берут от индийских могильных курганов
добуддийской эпохи, т. е. от земляных холмов. Тогда внутри этих курганов
хоронили людей в сидячем положении в позе йога. В Северном Непале почти в
каждом селении есть ламаистская часовня - гомпа или монастырь.
У стен буддийских святилищ установлены длинные ряды вращающихся на
вертикальной оси цилиндрических барабанов, внутри которых листы с молитвами
(тексты молитв могут быть также выгравированы на их поверхности).
Многократное провертывание этих барабанов молящимися заменяет чтение ими
молитвы: сколько раз прокрутили барабан, столько раз вы "прочли" молитву.
Крутить барабан можно только правой рукой, поскольку левая рука считается
нечистой (поэтому вручают и принимают подарки в Непале только правой
рукой). И торжественный обход вокруг храма (ступы) совершают так, чтобы он
находился от вас но правую руку.
Еще больше, чем ступ, в Непале пагод (индуистских и буддийских). Особенно
ими славятся города долины Катманду. Пагоды - многоярусные культовые
сооружения (ярусов может быть до семи и даже до девяти). Непальская
архитектура пагод оказала большое влияние на строительное искусство Тибета
и Китая. Есть мнение (хотя и спорное), что стиль пагод зародился именно в
Непале. Знаменитый дворец По-тала в Лхасе имеет немало деталей в непальском
стиле. В VI в. там была построена пагода Джоканг, в которую установили
статуи Будды, доставленных из Непала. Новый взлет непальской (точнее,
неварской) архитектуры в XIII в. оказал влияние на искусство Китая.
Крупнейший непальский архитектор и скульптор Арнико вместе с другими
непальскими мастерами в середине XIII в. был приглашен в Китай. В Пекине по
его проекту была построена Белая пагода храма Мяоинсы, в Тибете - Золотая
пагода. Мастерство Арнико было настолько высоко оценено правителями
Поднебесной, что архитектор остался в Китае навсегда.
Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Самый
крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду,
возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати
("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати
почитается самым священным индуистским памятником в мире, это своего рода
Мекка для индуистов.
И в обычные дни, и тем более в праздники (особенно в праздник Шива-рат-ри)
к Пашупатинатху стекаются тысячи людей (многие из Индии). В толпе обращают
внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со
спутанными и свалявшимися длинными волосами. Садху отличаются полнейшей
отрешенностью от всего суетного и ведут отшельнический образ жизни. В храме
люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты
из сандалового дерева. Войти в храм разрешается только индуистам,
неиндуистам вход строго запрещен.
Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки
Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание
этих глубоко верующих людей - быть кремированными у ступеней храма,
нависающих над рекой Багмати. Прах их поплывет вниз но мутным водам
Багмати. Вообще индуистский Непал это страна без кладбищ.
Паломничество к святым местам как буддизма, так и индуизма - важный элемент
духовной жизни непальцев.
Праздники. Благодаря многообразию религий и духовных традиций в Непале
обилие праздников как религиозных, так и нерелигиозных. Часть из них
отмечается по всей стране, другие – лишь в некоторых районах или только
отдельными общинами. Они оживляют тяжелую повседневную жизнь (выходной день
в неделю один - суббота). В Непале отмечают День отца, День матери, День
брата, День учителя-наставника и другие. В этом проявляется почитание
непальцами родственных и не только родственных отношений. Уважительность,
почтительность, чувство благодарности - национальные черты характера
непальцев.
Самые большие религиозные праздники у индуистов Непала посвящены богам
Шиве, Вишну, Индре, Дурге, Лак-шми, Кришне. Вообще же богов в индуистском
пантеоне такое поразительное множество, что разобраться в них тяжело и
самим непальцам. Пожалуй, самый значительный праздник - дашайн, посвященный
богине Дурге и символизирующий победу добра над злом. Праздник этот
отмечают 10 дней. Кульминация праздника приходится на десятый день, когда,
по преданию, богиня Ду.р-га убила демона в образе буйвола.
Не забывают здесь почитать не только богов, но и вполне реальных животных
(например, коров, змей), деревья (пипал - олицетворение Вишну, баньян
-олицетворение Шивы, а у индуистов-неваров - еще и бел) и даже травы.
Известно, что коровы и быки - священные для индуистов животные. Водители
автомобилей обязаны аккуратно объезжать их, свободно бродящих но городским
улицам. Торговцы овощами стараются отвлечь внимание коров от привлекающей
их зелени, но ударить это священное животное считается большим грехом. Даже
старых коров, не дающих уже молока, запрещено убивать; для них существуют
специальные помещения - гаушала. Обычно непальцы используют волов только
как тягловую силу, а невары даже этого не делают, считая, что заставлять
работать этих животных так же грешно, как и причинять боль. Помимо
повседневного бережного отношения к корове существует и особый день
почитания этого животного, которое непальцы счита-
ют олицетворением богини богатства Лакшми. Утром этого дня в каждой семье
совершают специальный обряд, угощая корову вкусной сдой и фруктами. Вечером
же группы женщин, идя от дома к дому, поют песни в честь Лакшми и коровы;
сами же дома по праздникам освещены лампадами. А на следующий день
чествования удостаиваются волы, без которых невозможно обойтись на полевых
работах.
Из других животных особенно глубоко почитают в Непале змей - нагов. Увидев
змею, непалец никогда ее не убьет, а просто спокойно обойдет. Змеи
считаются основой мироздания, а бог Вишну изображается лежащим на ложе из
змей. В Непале под Новый год (в середине апреля) отмечают праздник змей -
"бискет", а в июле еще более важный праздник -нагапанчами. В этот день люди
оставляют перед домом угощение для змей -фрукты, сладости, и прежде всего
молоко. Считается также, что змея олицетворяет воду: ведь тело змеи
извивается, подобно речному руслу. Присутствие змей мыслится как гарантия
дождей, а значит, и хорошего урожая. Не зря каждый вырытый водоем в долине
Катманду украшает каменное изваяние змеи.
Почитаются в Непале и водотоки -реки, ручьи, родники. Особого поклонения
удостаиваются реки Багмати и Вишнумати в долине Катманду, а также Кали-
Гандак на западе страны. Впрочем, отдается дань и незначительным водным
объектам местного, так сказать, масштаба.
Есть и праздники, связанные с годичным циклом и сельскохозяйственными
работами. После сбора урожая в праздник Тихар молодежь ходит по деревням и
распевает веселые песни, напоминающие наши частушки: один начинает песню,
второй подхватывает, третий заканчивает. Ну а Новый год в Непале можно
отмечать в зависимости от календаря хоть четыре раза! Кстати, праздничные
дни определяются в Непале обычно на основании лунных календарей, то есть с
учетом разных фаз луны. Состояние природной среды и ее охрана В развитых странах экологические проблемы порождаются прежде всего
промышленностью и средствами транспорта. А вот в Непале, стране
слаборазвитой и аграрной, основная причина резкой деградации природы иная -
сведение лесов ради расширения обрабатываемых земель. Дело в том, что
сельскохозяйственное производство не поспевает за быстрым ростом населения
и спросом на продовольствие. Кроме того, леса дают дрова, а это практически
единственный источник обогрева непальских домов.
Дров наломали в Гималаях столько, что это привело к массовому уничтожению
лесов, оголению горных склонов. Многие склоны Гималаев, недавно еще
зеленые, сейчас выглядят безжизненными. В результате развиваются оползневые
процессы и убыстряется эрозия почв. Экологи всего мира бьют тревогу:
"Уникальная природа Гималаев гибнет!"
Бесхозяйственное пользование природными богатствами проявляется и в
браконьерстве. Оно продолжает наносить большой ущерб растительному и
животному миру. Особенно трудно проконтролировать незаконный сбор
лекарственных трав, вывоз которых за границу приносит хороший доход
(полиция обнаруживает примерно 5% лекарственных трав,
вывозимых из страны контрабандным путем).
Не ограниченная в прошлом охота привела к резкому сокращению многих видов
животных, в том числе таких крупных, как дикие слоны, носороги, тигры,
леопарды. Теперь закон запрещает охоту на исчезающие виды животных.
В организации поистине королевских охот на слонах особенно преуспевали
наследные премьер-министры Рана. Основоположник института наследственных
премьер-министров Джанг Бахадур Рана в 1911 г. устроил в честь английского
короля Джорджа V охоту, в которой участвовало 975 домашних слонов и
соответствующее число охотников. Трофеи впечатляют: во время той охоты было
поймано более двадцати диких слонов, убито множество тигров, носорогов,
диких буйволов, медведей, крокодилов, кабанов, не говоря уже о дичи. А 10
лет спустя следующий премьер-министр устроил в честь приглашенного в Непал
принца Уэльского охоту, в которой участвовало более 600 слонов.
Последнюю охоту с таким размахом организовали по случаю прибытия британской
королевы Елизаветы II в 1961 г. Пышность была поразительная. Специально
соорудили взлетно-посадочную полосу. Обширный участок девственных джунглей
был расчищен бульдозером, и на пустыре оборудовали грандиозный охотничий
лагерь. После обработки территории лагеря ядохимикатами туда согнали
рабочих, которые, ползая по земле, вылавливали могущих причинить вред
королеве жуков, скорпионов и прочих гадов. В 11-комнатный охотничий домик,
построенный для приема королевы, был проведен даже водопровод с горячей
водой.
В целях сохранения природы в Непале расширяется сеть национальных парков и
заказников во всех основных климатических зонах - тераях, в среднегорье и
высокогорье. Пока их 14, и они занимают 10,8% территории Непала. Самые
известные: Читван в тераях, Сагарматха на склоне Джомолунгмы, Ламтанг к
северу от Катманду, а также Кхаптад в западной части страны.
Первый по времени возникновения национальный парк — Читван. Его площадь —
932 км2. Читван в переводе с непали означает "Лес леопардов". Здесь раньше
обитало множество леопардов и бенгальских тигров. В последние десятилетия
их количество резко сократилось. Та же судьба постигла и большого
индийского носорога, на которого велась безжалостная охота ради его рога,
используемого для лечебных целей.
В национальном парке Читван, а также в заповеднике Сукла-Пхан- та,
находящемся на юго-западе страны, водится много диких слонов. Непальцы
глубоко почитают слона. Об этом говорит хотя бы то, что, когда слон
проходит по дороге, люди кланяются ему. Часто непальцы берут пыль с того
места,
куда ступила нога слона, и этой пылью ставят тику на лбу. Считается, что
это приносит удачу, да и вообще слон - символ удачи (вспомним слоников на
комодах наших бабушек!).
Национальный парк Сагарматха расположен у подножия величайшей вершины в
мире на площади 1148 км2. Здесь водятся снежные барсы, гималайские медведи,
мускусные олени (кабарга). Среди орнитофауны наиболее знаменита птица данфе
(разновидность фазана), являющаяся национальным символом Непала. В этой
символике есть связь с национальным характером: не случайно непальцы отдали
предпочтение скромной и пугливой данфе, а, скажем, не воинственному и
надменному орлу.
Вот каких животных очень мало в Непале, так это обычных домашних кошек! И
хотя их можно увидеть в непальских домах, в жилые комнаты их не пускают.
Непальцы, так же как и мы, считают недоброй приметой, если кошка перебегает
дорогу. Но есть и такие приметы, которых у нас нет. Согласно непальскому
поверью, если кошки устраивают драку в доме, следует ждать в семье
внебрачного ребенка, чего, естественно, не очень хотят. ЖИВАЯ БОГИНЯ КУМАРИ В Непале множество богов и богинь, но есть и живая богиня по имени Кумари.
По преданию, она считается воплощением богини Таледжу, покровительницей
династии Малла. Легенда рассказывает, что в старые времена короли обшались
с Таледжу, беседовали и даже играли с ней в кости. Но однажды последний
раджа этой династии Ажай Пракаш Малла, очарованный красотой богини,
влюбился в нее. Рассерженная этим, богиня навсегда покинула дворец,
предупредив, что отныне станет являться людям лишь в образе маленькой
девочки - Кумари. С тех пор в среде буддистов-неваров и в рамках одной-
единственной касты ювелиров {баре) выбирают ту единственную девочку,
которая достойна стать воплощением богини Таледжу. Перед тем, как допустить
девчушек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у
них ни разу не выступала на теле кровь, и все они соответствующего
происхождения. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на
бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями
страшных животных и в которую врываются люди, переодетые в"привидения".
Затем избраннииу жюри переселяют из семьи в трехэтажный храм неподалеку от
старого королевского дворца, где она находится под опекой няни, а также
индуистского священника (тоже обязательно невара). Девочка живет в храме
несколько лет без обычных детских радостей)вплоть до появления на ее теле
первой крови (то есть до мен-струаиии) или выпадения первого зуба. С этого
момента она перестает быть живой богиней и возвращается в семью.
Кумари - единственная, кто имеет право поставить тику королю и которой
кланяется король. Происходит это раз в году во время праздника
Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи, и
богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на
годичный срок, до праздника в будущем году.
Быть Кумари, с одной стороны, почетно, а с другой - вовсе не радостно.
Левочка практически лишается детства, а потом очень трудно выйти замуж, так
как по стойкому поверью женитьба на кумари приносит несчастье. Да и
родители Кумари никакими привилегиями не пользуются. Хозяйство Общая характеристика. Непал относится к группе наиболее бедных
развивающихся стран. Современная промышленность стала появляться в Непале
лишь в 50-е годы, и сельское хозяйство продолжает составлять основу
экономики. В аграрном производстве занято 90% населения страны, и оно дает
41% ВНП, тогда как промышленность только 10%. В Непале, как в стране
развивающейся, существует система экономического планирования: начиная с
1956 г. составляются пятилетние планы экономического развития (на манер
существовавших ранее у нас). Примерно половина капитальных вложений на
реализацию пятилетних планов привлекается из-за границы в виде займов и
грантов.
Сельское хозяйство. Основная масса земли в Непале принадлежит крупным
землевладельцам, которые сдают ее страдающим от малоземелья крестьянам. За
арендуемую землю крестьяне платят помещику до 50% урожая. Считается, чтобы
прокормить себя, средняя крестьянская семья из 6 человек должна иметь как
минимум 1 га земли, но у 2/3 крестьян наделы меньше 1 га, а у 43% не
дотягивают и до 0,5 га. Помещики умело обошли законодательные ограничения
на излишки земли (расписав свою землю на родственников), и земельная
реформа не имела большого успеха.
Земледелие по значению намного превосходит животноводство. В силу
расчлененности рельефа для земледелия
используется лишь 27 из 147 тыс. км2 территории. 70% посевной площади
приходится на тераи, 27% - на средне-горную часть страны и 3% - на
высокогорную. Чтобы расширить посевную площадь, непальские крестьяне в
течение многих веков и поколений возводили на склонах гор искусственные
террасы, на которые приносили землю из речных долин.
Важнейшая продовольственная культура - это рис. Он занимает 3/5 посевной
площади и выращивается почти повсеместно - посевы поднимаются по горным
долинам до высоты 2100 м над уровнем моря. Однако 90% посевов этой культуры
сосредоточено в тераях, особенно в восточных.
Вторая по важности зерновая культура - кукуруза. Поля кукурузы, как
правило, не орошаются. Пшеница распространена меньше. В южной части страны
это зимняя культура (ее высевают в октябре - ноябре, а урожай снимают
весной), в северной части - летняя.
Наименее прихотливы к почве и влаге просяные культуры. Поэтому просо
культивируют в более сухой части страны - Западном Непале (до высоты 2500
м). Столь же неприхотливы ячмень (растет до 3700 м) и картофель, поля
которого можно встретить на уровне 3500 -4000 м.
Из других продовольственных культур выделяется группа бобовых (прежде всего
чечевица и горох). Бобовые широко используются в пищу и идут на экспорт (в
основном в Индию). Овощи и фрукты выращиваются повсеместно, но крупных
плантаций почти нет.
Главная техническая культура -джут. Его выращивают в восточной части
тераев, т. е. на крайнем севере крупнейшего в мире ареала джута. Джут
высаживают весной, а убирают осенью, после окончания муссонных дождей.
Посевы второй по важности технической культуры - сахарного тростника -
сконцентрированы также в восточной части тераев, на аллювиальных почвах. В
земледелие Непала постепенно внедряются и относительно новые для него
технические культуры - хлопчатник (в тераях), чай (на крайнем востоке),
лекарственные растения. Непальский чай, выращиваемый близ И лама, хорошего
качества и идет на экспорт (раньше чай из Непала экспортировался индийскими
компаниями и под этикеткой индийского чая). Животноводство играет по
большей части второстепенную роль. Но это не относится к высокогорному
Северному Непалу, где животноводство -главная отрасль сельского хозяйства.
Горцы разводят яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец и коз. Летом скот
пасется на высоких альпийских лугах, а на зиму его перегоняют вниз, в
долины. В Среднем и Южном Непале разводят зебувидную (с небольшим горбом)
корову и черных водяных буйволов. Скот малоупитанный, надои низкие.
Наиболее интенсивно сельское хозяйство ведется в долине Катманду. Там нет
свободных земель, поэтому урожай увеличить можно лишь путем интенсификации
труда. Каждый клочок земли обрабатывается очень тщательно, и хорошо
продумывается очередность посадок (это позволяет собирать три урожая в
год). Например, когда стебельки риса подросли, на рисовое иоле подсевают
горох. При жатве риса маленькие ростки гороха серпом не затрагиваются и они
продолжают расти.
При обработке земли доминируют простые ручные орудия (жнут серпами,
обмолачивают цепами и т. п.). Лишь 1,3% крестьянских хозяйств может
позволить себе использовать трактора.
Электроэнергетика. Подземного углеводородного сырья в Непале практически
нет, но энергетический потенциал рек огромен (83 тыс. МВт). Технически
можно использовать 45 тыс. МВт. Однако пока Непал эксплуатирует всего-
навсего 0,3% своего гидроэнергетического потенциала - в 1994/95 г.
установленные мощности ГЭС составили 253 МВт. Еще 42,5 МВт - мощности
дизельных станций (работают на импортном мазуте). На возведение крупных ГЭС
средств нет, поэтому строятся небольшие электростанции местного значения (в
т. ч. и в отдаленных районах). Непал обменивается электроэнергией с Индией:
запад Непала имеет дефицит электроэнергии, а восток - относительный
избыток. Избыток относительный потому, что в сухой зимний период ГЭС не
могут работать на полную мощность.
Горнодобывающая промышленность. Крупных месторождений полезных ископаемых
не обнаружено, поэтому добывающая промышленность имеет очень скромные
масштабы. Раньше потребности внутреннего рынка были ничтожны и
удовлетворялись кустарной добычей меди, слюды, графита, охры.
Сейчас эксплуатируются месторождения известняка (в Удайпуре, Чобхаре, Бха-
инсе-Добхане и др.), мрамора (Годавари), талька и магнезита (Харидхунга).
Открыто месторождение свинцово-цинковых руд (Ганеш-Химал), а также
небольшие месторождения природного газа (в долине Катманду),
полиметаллических руд, полудрагоценных камней. Геологический прогиб в
районе тераев считается перспективным на нефть.
Обрабатывающая промышленность. Подавляющее большинство непальских
промышленных предприятий - это кустарные мастерские. Производств
современного типа немного. В основном это мелкие, но есть и средние
предприятия.
Промышленность в Непале с 50-х годов формировалась для удовлетворения
основных потребностей людей (до этого промышленные товары ввозились из
Индии). В основном это предприятия пищевой и легкой промышленности. На базе
сахарного тростника работают сахарные заводы (в Биргандже, Бахай-раве,
Биратнагаре), на базе джутового волокна - джутовые фабрики (в Биратнагаре и
Джхапе), хлопчатника -несколько хлопчатобумажных фабрик.
Кроме того, возникли предприятия цементной, табачной, деревообрабатывающей,
бумажной, стекольной промышленности. Машиностроение имеет очень скромные
масштабы. Первенец этой отрасли — завод простейших сельскохозяйственных
орудий в Бирганджс, который затем приступил к выпуску и других несложных
машин.
В 80-е годы важнейшей отраслью промышленности стало ковроткачество.
Произошло это неожиданно и вот при каких обстоятельствах.
Сугубо кустарным изготовлением ковров в Непале занимались издавна, только
прибывшие в Непал в конце 50-х годов тибетские беженцы сумели превратить
ковроткачество в массовую индустрию. Изготовляемые вручную ковры,
удовлетворяя самому взыскательному вкусу западного потребителя, стали
пользоваться огромным спросом в Европе. В результате небольшие фабрики и
мастерские стали расти как грибы после дождя. Каждое шестое предприятие в
стране - ковроткацкое! Объемы экспорта почти ежегодно удваивались, и Непал
превратился в четвертого в мире производителя ковров, успешно конкурируя с
Турцией, Ираном и Индией.
Развитию этого исключительно трудоемкого производства в Непале
благоприятствовало изобилие дешевой рабочей силы. Сырье же, материалы и
оборудование - все это привозное. Шерсть -новозеландская и тибетская (в
составе пряжи 80% новозеландской шерсти и 20% тибетской), красители - из
Германии и Швейцарии, хлопковая нить для канвы из Индии. Обратите внимание,
что, несмотря на неплохие для горного овцеводства природные условия, шерсти
необходимого качества в Непале нет.
Свыше 90% производства сосредоточено в долине Катманду. При этом многие
весьма значительные фабрики не зарегистрированы в качестве таковых: будучи
распололожены не в отдельных зданиях, а в подвалах домов, они считаются
лишь ремесленными мастерскими. В ковровом производстве, по официальным
данным, трудятся 55 — 65 тыс. чел., но реальная численность занятых как
минимум вдвое больше (оценки варьируют от 100 до 300 тыс.). Основная масса
работников - это не жители долины Катманду, а мигранты (преимущественно из
горных деревень Северного Непала). Ковроткачеством занимаются женщины и
(нелегально) дети. На рабочем месте, часто в подвальных помещениях с плохой
вентиляцией они проводят 12, а то и 14 часов. Порой они там же и ночуют.
Исторически промышленность в Непале начала развиваться не в столице, не в
центральной части страны, а на южной окраине, у границы с Индией.
Предприятия создавались индийскими предпринимателями в пограничных городах,
в нескольких километрах от которых проходили индийские железные дороги.
Сырье было местным (лес, джут, сахарный тростник). Лишь после строительства
шоссейных дорог, связавших столицу с другими районами, стали создаваться
промышленные предприятия в Катманду. Столичные функции благоприятствовали
превращению Катманду и в крупнейший промышленный центр страны.
Южнее Катманду сформировался еще один промышленный центр - Хе-тауда. Он
расположен к югу от столицы, на шоссе Катманду - Биргандж, у южной
оконечности канатной дороги, ведущей в Катманду. Положение у станции
канатной дороги способствовало возникновению там деревообрабатывающих
фабрик (работают на местном лесном сырье), цементного, стекольного,
мыловаренного, пивоваренного заводов, текстильной и табачной фабрик.
Транспорт. Транспортная инфраструктура - самое слабое звено в хозяйстве
Ненала. До середины XX в. в Непале не было ни единой автодороги, которая бы
связывала тераи и столицу страны. Лишь в 1956 г. Катманду был соединен
шоссейной дорогой "Триб-хуван раджпатх" с южными районами страны и с
Индией. В 60-е и 70-е годы были построены автомобильные шоссе из Катманду
на север к Кодари, у границы с Китаем ("Арнико-раджмарг"), на запад - к
городу Покхара ("Притх-ви раджмарг"), а оттуда на юг - в Су-наули (Западные
тераи).
Большинство дорог Непала следует с севера на юг вдоль речных долин.
Отсутствие широтных дорог отрицательно сказывалось на хозяйственных связях
с западом страны, куда добраться можно было лишь кружным путем -через
территорию Индии. Поэтому такую важную роль должна сыграть широтная
магистраль Восток - Запад, названная "Махендра раджпатх" длиной свыше 1100
км. Прокладка ее западного участка близится к завершению.
Железнодорожный транспорт не играет сколько-нибудь существенной роли. В
тераях имеются две небольших узкоколейки. Зато исключительно важна канатная
грузовая дорога между Хе-таудой и Катманду через хребет Ма-хабхарат. Она
ускоряет доставку грузов в столицу, так как шоссейная дорога "Трибхуван
раджиатх" петляет по крутым склонам, что вдвое удлиняет путь.
В такой континентальной и гористой стране, как Непал, крайне важную роль
играет авиационный транспорт. Международный аэропорт Катманду связывает
Непал с почти двумя десятками аэропортов мира. Национальная авиакомпания
"Ройял Непал Эрлайнз" обслуживает как международные, так и внутренние
линии. В последнее время появилось и несколько частных авиакомпаний.
Аэродромы имеются в 44 округах Непала. Не имея выхода к морю, Непал
вынужден пользоваться причалами в индийских портах Калькутта и Хальдия (в
соответствии с договором о торговле и транзите). От Калькутты до индийско-
непальской границы у Бират-нагара 1150 км по железной дороге. Транзит
грузов через Индию занимает от 3 до 8 дней. В 1997 г. заключен важный
договор с Бангладеш о пользовании услугами его морского порта.
Внешняя торговля. Характерная черта внешней торговли Непала - очень крупный
торговый дефицит. Непалу приходится очень многие товары (прежде всего
нефтепродукты, машины и оборудование) закупать за границей, поскольку в
стране они просто не производятся. К примеру, в 1994/95 г. объем экспорта
составлял 18 млрд рупий, а импорт - 66 млрд рупий!
Возможности экспорта у страны очень ограниченные: не так много товаров
Непал может продать на мировом рынке. Экспортная статья № 1 - ковры ручной
работы. Доля гималайского королевства на мировом рынке ковров достигла 10%.
Второй по значимости статьей экспорта является готовая одежда. Другие
важные статьи экспорта: шкуры и кожа, джут и джутовые изделия, бобовые,
полиэстеровая пряжа. Главным внешнеторговым партнером Непала была и
остается Индия. Непал в очень сильной мере зависит от своего южного соседа-
гиганта. Дело не только в том, что из Индии Непал импортирует больше
товаров, чем из.какой-либо другой страны. Практически все внешнеторговые
грузы Непала проходят транзитом через Индию. А вот наибольшие объемы
экспорта ныне идут не в Индию, а в США и Германию. Именно в Германии
непальские ковры пользуются особенным успехом (80% всего экспорта ковров
направляется в Германию); во всех крупнейших немецких городах успешно
работают специализированные магазины по продаже непальских ковров.
Пока нельзя сказать, что у Непала есть устоявшаяся экспортная
специализация. При отсутствии крупных залежей полезных ископаемых Непал с
огромными трудностями пытается найти свою нишу на мировых товарных рынках.
Отсюда попытки вывозить в небольших количествах такие экзотические
предметы, как тигровая и змеиная кожа, павлинье перо, мумие, лекарственные
травы, пряности. В последнее время непальские бизнесмены обратили свой взор
на цветы, произрастающие в Гималаях, памятуя о том, что торговля цветами в
ряде стран мира стала весьма выгодной экспортной отраслью. Иностранный
туризм. Туристический бизнес в Непале рассматривают как одну из наиболее
перспективных отраслей национальной экономики. В период правления режима
Рана доступ в Непал имели только лишь граждане Индии, и то по особому
разрешению. При этом индийцам позволялось посетить религиозные места долины
Катманду, в частности храм Пашупатинатх, всего один раз в год - во время
праздников Шива-ратри.
Развитие иностранного туризма началось с большим опозданием - практически с
конца 60-х годов.
Начало массовому туризму в Непал положили, как ни странно, хиппи. На рубеже
60-х - 70-х годов молодежь, пресытившаяся западной цивилизацией и порвавшая
с ее нормами, облюбовала ночему-то именно гималайское королевство, посчитав
его, наверное, "последним убежищем естественного образа Жизни". Так
появились целые колонии хиппи, особенно в долине Катманду.
Почему именно Непал приглянулся хиппи более всего? Во-первых, удаленность,
близость к нетронутой природе и восточная экзотика. Во-вторых, теплый
климат - летом здесь можно ночевать под открытым небом, а зимой нетрудно
снять какой-нибудь домишко. В-третьих, дешевизна жизни. Ну и наконец, в-
четвертых (а может, и во-первых), простота и легкость в приобретении
наркотиков, ведь растения, из которых их получают, тут же и произрастают.
Хиппи из Америки и Европы быстро нашли общий язык с непальскими садху,
которые днем бродяжничали, а ночевали у храмов Шивы и на досуге курили
гашиш (ведь сам Шива, как считают, употреблял дурманящие травы - дхатуро и
гашиш).
Непал, к счастью, не принадлежит к центрам производства наркотиков, и
выращивание марихуаны здесь запрещено законом. Однако кусты дикой конопли
вырастают на горных склонах и на полях как сорняк. Если растереть цветок
коноплина ладони, то оставшийся на ней липкий сок и есть сырой гашиш.
Поначалу в Непале обрадовались притоку хиппи - ведь это валюта, но затем,
когда проявились неприглядные стороны поведения хиппи (праздный образ
жизни, пристрастие к наркотикам), не знали, как выдворить их из страны. К
настоящему времени экстравагантных хиппи вытеснили нормальные туристы.
Основные туристические районы -долина Катманду (в центре), долина Покхары
(к западу от нее), национальные парки Читван (на юге страны) и Сагарматха
(на севере). В последнее время туристы все больше начали посещать и место
рождения Будды - Лумбини. С Покхарой и Читваном налажена регулярная
авиасвязь. Непал привлекает историко-архитектурными памятниками,
своеобразной культурой, возможностями горных походов и восхождений.
Треккинг (пешие походы по горным тронам) получил в последнее время большую
популярность, а районы Солу-Кхумбу, Ламтанг, Хеламбу, Аннапурна признаны
идеальными местами для таких походов. Для жителей же отдаленных деревень
Непала приток туристов - это возможность неплохого заработка.
В 1995 г. число иностранных туристов (не считая индийских) достигло 334
тыс. человек. Валютные поступления от туризма ныне сопоставимы с
поступлениями от экспорта Непалом своих товаров. Иностранцы платят не
только за сервис - для участия в пеших горных походах и восхождениях
требуется приобрести лицензию от непальских властей. Нынешний 1998 Г.
объявлен в Непале Годом гостей. Его девиз заимствован из старинного
изречения "Гость подобен божеству". Ожидается, что Непал посетит до
полумиллиона иностранных туристов. Гостиничный бизнес развивается бурно -
существуют 700 турфирм, оказывающих различные услуги иностранным туристам,
520 гостиниц, которые могут одновременно принять 22 тыс. человек.
Увеличение туристического потока в Непал сопряжено с ухудшением состояния
природной среды. Плохое качество воздуха в Катманду из-за автомобильных
выхлопов в условиях слабого продувания долины может уменьшить
привлекательность Непала как центра туризма. ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЙОНЫ В пределах страны довольно четко выделяются три основные широтные зоны,
различающиеся по природным условиям, экономике, этническому составу и
культуре - Южный, Средний и Северный Непал. Это природно-хозяйственные
зоны. Официальная же статистика исходит из пяти выделенных экономических
районов (так называемых "районов развития"). Определены эти пять районов
развития не по широтному, а скорее по меридиональному принципу. ЮЖНЫЙ НЕПАЛ
Это узкая равнинная полоса тераев и внутренних тераев, разделенных горами
Сивалик. Здесь на плоской равнине сосредоточено 70% всех обрабатываемых
земель страны, это житница Непала, где собирают два-три урожая в год. Летом
выращиваются наиболее теплолюбивые культуры - рис, джут, сахарный тростник,
зимой - ячмень, гречиху, просо, горчицу, табак. В относительно более сухих
Западных тераях сеют главным образом кукурузу (летом), пшеницу и ячмень
(зимой). Тераи - единственный район страны, имеющий излишки зерна. Отсюда
рис направляется в глубинные районы Непала, а также на экспорт в Индию.
Много здесь и разнообразных фруктов — манго, папайя, бананы, апельсины,
мандарины, лимоны, но садоводство не имеет товарного значения.
В силу благоприятных условий для сельскохозяйственного производства Южный
Непал - самая густонаселенная из трех зон страны. А ведь до середины XIX в.
тераи были безлюдными и почти сплошь покрыты джунглями! Только племена
тхару жили в этих краях с давних пор. Заселению тераев мешала
свирепствовавшая в здешних болотистых местах малярия. Освоению тераев
косвенно способствовало железнодорожное строительство в Индии: началась
рубка сала, древесина которого шла на изготовление шпал.
Деревни располагаются, как правило, на более высоких участках, куда не
достигают воды бурных в муссонный период рек. Сельские дома стоят
компактно. Поскольку здесь даже зимой тепло, строения обычно делают
легкими, глинобитными.
В Южном Непале много городов. Они протянулись цепочкой вдоль непало-
индийской границы. Исторически эти города формировались как транзитные
перевалочные пункты для торговли с Индией. Наиболее крупные из них -
Биратнагар, Джанакпур, Биргандж -в 60-е годы обзавелись значительной
промышленностью и стали важными промышленными центрами.
Лежащий на востоке тераев Биратнагар имеет целый ряд значительных
промышленных предприятий (сахарный завод, текстильные,
деревоперерабатывающие фабрики). Только здесь выпускаются джутовые изделия
(идут на индийский рынок). В Джанакпуре находится большая сигаретная
фабрика, в Биргандже — сахарный завод (оба эти предприятия были построены с
помощью нашей страны). Южнонепальские города довольно похожи друг на друга
и на города соседней Индии. Образ жизни, быт жителей тераев скорее
североиндийские, чем у жителей долины Катманду - сердца Непала. Да и
население здесь в основном индоарийского происхождения. Коренными жителями
тераев считается народность тхару. По облику тхару — монголоиды, но вот
парадокс — говорят они на индоевропейских языках (майтхили, бходжпури,
авадхи). СРЕДНИЙ НЕПАЛ
Средний Непал охватывает межгорную депрессию, обрамленную хребтом
Махабхарат. на юге и Большим Гималайским хребтом на севере. Условно можно
считать эту полосу низко- и сред-негорьями. Как раз здесь складывалась
непальская нация и происходили важнейшие события истории Непала. Это
главная полоса расселения, но население в ней размещено исключительно
"пятнисто", сосредоточиваясь в межгорных котловинах.
Это район расселения тибето-гималай-ских народностей и основной ареал, где
живут носители языка непали. Населенные пункты расположены в долинах рек и
на пологих горных склонах. В целях экономии места в долинах дома строят в
два-три этажа и ставят вплотную друг к другу. Это особенно характерно для
селений неваров.
Сельское хозяйство в межгорных долинах имеет более интенсивный характер,
чем в других районах. Урожайность основной зерновой культуры -риса - самая
высокая в стране. Вторая но значению зерновая культура - кукуруза. На
горных склонах земледелие затруднено; склоны приходится искусственно
террасировать. Террасы узки, что затрудняет использование рабочего скота
для обработки почвы. Пропахав одну террасу, животное "перепрыгивает" на
нижележащей поле и про-должает там тянуть плуг.
С поднятием в горы климат долин меняется на умеренный. В горной части
выращивают в основном ячмень, гречиху, горные сорта суходольного риса (при
этом семена приходится заранее проращивать дома).
В Среднем Непале выделяются две главные горные котловины - долины Катманду
и Покхары.
Долина Катманду. Это крупнейшая долина Среднего Непала, где городских
жителей больше, чем сельских. Здесь находятся столица страны Катманду и два
других болыиих по непальским меркам города - Лалитпур (Патан) и Бхактапур
(Бхадгаон). Два первых из них, разделенные рекой Багма-ти, почти слились, а
третий лежит от них всего в 12 км (к востоку) и соединен с Катманду
троллейбусной линией. Все города (особенно Лалитпур) -древние: Катманду был
основан в 720 г., Лалитиур - в 299 г., в Бхакта-нур - в 889 г.
Лалитпур и Бхактапур имели в течение трех веков равный статус с Катманду -
ведь все они были столицами княжеств от того времени, когда король Якша
Малла в XV в. разделил свое владение между тремя сыновьями и вплоть до
завоевания долины Притхви Нараян Шахом и образования централизованного
государства со столицей Катманду. В центре каждого из городов находится
площадь (дарбар), которую окаймляют старинные храмы и дворцы правителей из
династии Малла. Катманду в отличие от городов-соседей разросся очень
сильно, вышел далеко за пределы своего исторического ядра. Историческое
ядро обросло
кварталами современных домов, кинотеатрами, универмагами, гостиницами. Но в
центре столицы сохраняется зеленая "отдушина" - огромная незастроенная
территория Тундикхел, вытянутая с севера на юг на 2 км при ширине 0,5 км.
Это место парадов, национальных торжеств, красочных фестивалей, спортивных
праздников. Северная часть этой территории (место народных гуляний)
называется Ратна-парк. В восточной части площади в роскошном дворце из 1600
комнат Синха-Дарбар ("Дворец льва"), служившем резиденцией премьер-
министров из семейства Рана, размещаются некоторые министерства. На юге
Тундикхела расположен стадион и спортивный комплекс.
Тундикхел замыкает с запада старую часть города. В полукилометре от нее
находится дворцовая площадь Хануман-дхока, где расположен старый
королевский дворец, храм Таледжу (1549 г.), дворец богини Кумари и храм
Каста-мандан (буквальный перевод - "Деревянное здание"). Этот храм,
согласно легенде, был выстроен из одного-един-ственного огромного дерева.
От слова Кастамандап происходит и название непальской столицы — Катманду.
Соседний с Катманду Лалитпур называют "городом искусств", "архитектурной
жемчужиной" Непала. Не случайно, на санскрите Лалитиур означает
"Очаровательный город".
Это поистине музей под открытым небом. Особо знамениты два памятника
средневековой архитектуры - индуистский храм Кришна-Мандир и буддийский
храм Махабодха. Эти храмы относятся к типу шикхары, т. с. имеют вид
сужающейся к вершине башни. Шикхара переводится как "вершина" и
символизирует в индуизме мифическую гору Меру. В отличие от пагод, в
основном строившихся из дерена, шик-хары — каменные. На каменных стенах
Кришна-Мандира высечены сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Храм
Махабодхи, относящийся к XIV в., знаменит тем, что облицован тысячами
терракотовых пластинок с изображением Будды. Землетрясение 1934 г. сильно
разрушило храм, но его сумели восстановить в точном соответствии с
сохранившимися планами. Это говорит о том, что традиционное храмовое
искусство не умерло.
Считается, что самые искусные непальские мастера работали и сейчас работают
именно в этом городе. Их искусство продолжает и нынешнее поколение
лалитиурских умельцев. В промышленной зоне города расположены мастерские
резчиков по дереву и слоновой кости, металлистов, ткачей.
В отличие от Катманду и сросшегося с ним Лалитнура Бхактапур ("Город
благочестивых") выглядит провинциально и тихо. Извилистые улицы террасами
спускаются с холмов. Здесь немного улиц, по которым может проехать машина.
В Бхактуануре туристов привлекает своей поразительной целостностью
Дворцовая площадь, которой три века.
На ней, кроме пагод, стоит дворец, названный Пятидесятипятиоконным. У него
действительно 55 окон поразительной красоты. На каждом окне рисунок резьбы
свой, неповторяющийся. Этот дворец, построенный в XVII в., принадлежит к
архитектурным шедеврам мирового значения. Гигантскими размерами и
восхитительной пропорциональностью отличается и более молодой (начало XVIII
в.) храм Ньята-пола. Эта пятиярусная деревянная пагода покоится также на
пятиярусном, но каменном, цоколе. В храм нужно подниматься по
величественной и очень крутой лестнице с парными фигурами стражей -
богатырей, слонов, львов, грифонов и мифических существ по обеим ее
сторонам. Каждая вышестоящая фигура считается вдвое сильнее, нежели
располагающаяся ниже.
Долина Покхары. Долина расположена между хребтом Махабхарат и Большими
Гималаями на высоте 800 м над уровнем моря. По площади она гораздо меньше
долины Катманду. Соединение долины Покхары со столицей страны хорошей
асфальтированной дорогой придало ей новый импульс развития. В частности,
это касается туристского бизнеса. Поскольку эта долина лежит ниже долины
Катманду, то здесь гораздо теплее зимой. Вообще в долине Покхары особый
микроклимат; это самое влажное место в стране, поскольку муссонные ветры с
юго-востока, упершись в стену Аннапурны, оставляют здесь влагу. Населяют
долину преимущественно невары и тхакали. Невары были приглашены сюда
местными правителями в конце XVIII в. в надежде, что те смогут наладить в
этом крае торговлю. И невары оправдали эти надежды.
Долина Покхары славится своими озерами, особенно озером Пхева-Таль -самым
крупным и живописным в этой долине. На зеркальной глади этого окруженного
зеленым лесом озера отражаются заснеженные вершины гор, в том числе
Манхапучхре (буквально -"Рыбий хвост") и длинная зубчатая стена Аннапурны
(что означает "Дающая плодородие"). В последнее время вокруг озера
появились гостиницы; иностранных туристов привлекают восхитительные пейзажи
с гигантскими горами, неповторимые деревушки среди почти девственной
природы. В закрытой горами долине Покхары - влажные субтропики и самые
лучшие в Непале мандариновые сады.
Горная часть Среднего Непала. Горные склоны Среднего Непала населены
несравнимо реже, нежели долины. Среди народностей Среднего Непала
выделяются своей численностью тибето-бирманские народы - таманги, ма-гары и
гурунги, раи, лимбу и другие.
Таманги живут вокруг долины Катманду. Слово "тамаиг" в переводе с
тибетского означает "продавец лошади". И по сию пору в основном таманги
ухаживают за лошадьми при дворе короля. Магары и гурунги, живущие к западу
от долины Катманду, а также рат и лимбу, живущие к востоку от нес, издавна
поставляли солдат в английскую армию, где они были известны под именем
"гуркхи" (от названия княжества Горкха). Рекрутируются в армию они и сейчас
(в британские, индийские вооруженные силы), но уже гораздо реже. Прослужив
15 -20 лет за границей, солдаты возвращаются домой с деньгами. Впрочем,
военная служба - все-таки промысел меньшинства; в основной своей массе эти
этнические группы заняты в сельском хозяйстве. СЕВЕРНЫЙ НЕПАЛ
Это высокогорная часть страны, охватывающая непальскую часть Большого
Гималайского хребта и небольшой участок расположенной севернее его области
Бхот. У Северного Непала много общего с Тибетом. Обитающие здесь народы —
бхотия, шерпы, тхакали - в средние века прибыли сюда из Тибета.
Горцы живут в небольших деревнях. Плосковерхие дома обычно стоят компактно,
вплотную один к другому, чтобы ослабить обдувание пронзительными ветрами.
Короткое холодное лето позволяет выращивать в высокогорье (да и то до
высоты 3500 - 4000 м) лишь неприхотливые культуры - овес, ячмень,
картофель. Из-за ограниченных возможностей земледелия главным занятием
жителей служит пастбищное скотоводство — разведение яков, цзо (гибрид яка и
коровы), овец. Однако и оно не в состоянии прокормить местное население.
Немалая часть жителей поэтому издавна занималась посреднической торговлей
между Непалом и Тибетом. С непальской стороны ею прежде всего занимался
небольшой народ тхакали, использовавший свое положение на удобном
караванном пути. В Непал они доставляли из Тибета шерсть, а главное — соль
(на это они имели монопольное право, предоставленное им непальским
правительством). В обратную же сторону из Непала в Тибет они везли рис,
пшеницу, сахар, кустарные изде: лия. Главный перевалочный пункт торговли -
поселок Тукуча, что означает буквально "место, где торгуют солью".
Освободившись от уборки урожая, многие тхакали спешат отправиться в крупные
города Юго-Восточной Азии по торговому делу. Многие тхакали вместе с
магарами, гурунгами, раи охотно шли на военную службу в бригады гуркхов.
Шерпы живут в основном на склоне Сагарматхи на высоте 3400 -4400 м. Они
занимаются скотоводством и отчасти посреднической торговлей. Однако
торговая жилка у шерпов не так развита, как у тхакали. В последние
десятилетия шерпы принялись добывать средства к существованию другим путем
- сопровождая иностранные альпинистские экспедиции в качестве проводников и
носилыциков. Южный склон Сагарматхи становится все более привлекательным
для туристов и альпинистов, которых доставляют теперь сюда воздушным путем.
Возможности заработать на обслуживании туристов возросли. Эта работа,
впрочем, сезонная, поэтому на зиму многие шерпы спускаются в поисках
заработка в более южные районы страны, а также в Индию. Шерпы примечательны
еще и тем, что это единственная народность Непала, которая практикует
многомужество. Два брата берут одну жену на двоих (это предохраняет семью
от имущественного дробления). Однако в последнее время подобная практика
становится уже анахронизмом. СТРУКТУРА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ И для индуизма, и для буддизма очень характерно представление о четырех-
частной организации мира. Эти представления нашли отражение не только в
структуре храмов, но и в композиции городов, а также населенных пунктов
долины Катманду.
Окруженная с четырех сторон горами Большая Долина Непала (сейчас чаше всего
ее именуют долиной Катманду) в священных книгах индуистов и буддистов
называется Непалмандала и изображается в виде мандалы. Согласно легендам, в
те далекие времена, когда эта долина якобы еше была покрыта водой, четверо
болхисатв (праведников, находящихся на пути к просветлению) посещали это
священное озеро. Они останавливались на возвышенных местах вокруг этого
водоема, образуя как бы круг в пространстве и времени. В центре озера
неожиданно появился четырехлепестковый лотос, и в центре лотоса засверкал
Сваямбху (букв, саморожленный) - божество в виле яркого света. Один из
бодхисатв разрубил гору и выпустил воду из озера. На месте озера появилась
плодороднейшая долина, окруженная с четырех сторон горами. В центре же
долины оказался холм, на котором блистал светом Сваямбху на лотосе.
Впоследствии на этом холме воздвигли огромную буддийскую ступу
Сваямбхунатх. Ступа в центре долины и священные горы с четырех сторон
символизируют "дхармачакра" - "колесо закона".
Сама природа придала долине Катманду форму круга, и выход к внешнему миру
происходит через четыре основных горных перевала. Вокруг этой долины с
четырех сторон света расположены по четыре храма каждому из главных богов
индуистского пантеона - Вишну, Ганеше и другим. Кроме того, в восьми углах
долины на берегах рек расположены восемь святых мест в честь богинь-
прародительниц (такая восьмерка называется Аштаматрика) и также восемь
божеств-хранителей (бхайрав). Число 8 кратно 4, а четверка - одна из
главных мифопоэтических констант, упорядочивающих мироздание как у
индуистов, так и буддистов (Будда стал просветленным на четвертый день,
благородных истин в буддизме -четыре, путь, ведущий к освобождению от
страдания, восьмеричен, правильное направление мысли имеет четыре ступени).
Таким образом, расположение святых мест в долине Катманду не случайное, а
строго соответствует индуистским и буддийским представлениям о строении
Вселенной.
Примечательно, что не только храмы, но и города в долине Катманду построены
по принципу мандалы (или дхармачакры).
В Лалитпуре (Патане) в центре города находится главная ступа (Ашокаступа),
а на севере, юге, западе и востоке - ступы в честь четырех эпох. Вдобавок
вокруг Лалитпура также строго по восьми румбам расположены места почитания
восьми богинь индуистского пантеона.
Другой город долины - Бхактапур - имеет форму восьмиугольника, и в восьми
его ключевых точках расположены места поклонения восьми богиням.
Точно так же в центре непальской столицы Катманду был воздвигнут храм
Кантишвара (отсюда и второе название столицы - Кантипур, то есть "Город
Кантишвара"), а вокруг города расположились святые места в честь восьми уже
знакомых нам главных богинь. РОССИЙСКО-НЕПАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Российско-непальским связям уже более 120 лет. Заложил основы отношениям
дружбы, взаимопонимания и обоюдного доверия между народами России и Непала
известный российский востоковед, знаток санскрита и буддизма, профессор
Иван Павлович Минаев. Он был первым из русских, кто ступил на землю Непала.
Произошло это в 1875 г.. Российский ученый был принят тогдашним королем
Непала Сурендрой Бикрамом Шахом. И.П. Минаев позднее писал, что Непал -
превосходный пример гармонического соединения двух великих культур и
традиций - индуизма и буддизма. Именно благодаря научным публикациям
Минаева в России узнали о народе и культуре Непала.
Решение об установлении дипломатических отношений между Советским Союзом и
Королевством Непал было принято обеими странами в 1956 г., а спустя
несколько лет в Москве и Катманду открылись посольства.
В июне 1958 г. тогдашний король Непала Махендра Бир Бикрам Шах Дев с
королевой посетили Советский Союз (люди постарше, наверное, помнят
сочиненную тогда у нас самодеятельную песню о "королеве Непала")- Ответный
официальный визит правительственная делегация СССР нанесла в Непал через
два года.
В 1957 г. в СССР приехали первые два непальских студента, и с тех пор счет
непальских студентов, обучающихся в вузах СССР, пошел на десятки человек. В
Непале сейчас трудятся более
4000 выпускников наших вузов. Выпускники советских вузов зарекомендовали
себя как прекрасные специалисты в различных областях производства, науки и
культуры, и многие из них занимают высокие посты в стране.
С 1959 г. Советский Союз приступил к оказанию Непалу экономической и
технической помощи. Началась помощь с изыскательских работ и строительства
шоссейной дороги "Восток - Запад", строительства.ГЭС на р. Панаути, завода
по переработке сахарного тростника и сигаретной фабрики. В 1963 г. был
торжественно открыт первый объект советской помощи Непалу - госпиталь в
Катманду, а в 1965 г. начали действовать и промышленные предприятия.
В начале 60-х годов в Непале и СССР были созданы и общественные организации
- Союзы дружбы между нашими странами, которые в последующие годы немало
сделали для того, чтобы люди обеих стран лучше узнали друг друга.
Именно в 50-е - 60-е годы был заложен прочный фундамент дружбы и
сотрудничества между нашими странам. ГИМАЛАЙСКИЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ НА ЭКСПОРТ В горах Непала достаточно благоприятные климатические условия для
выращивания таких цветов (например, орхидей), которые находят неплохой сбыт
в Японии и странах Европы. Однако непальским экспортерам цветов приходится
преодолевать немало трудностей — отсутствие опыта, слабая технологическая
база, трудности и дороговизна транспорта. Последний фактор особенно
затрудняет бизнес. Из Непала экспортировать цветы можно только воздушным
путем, оплата же перевозок обходится непальским предпринимателям вдвое
дороже, чем их коллегам и соседям — индийским продавцам цветов. Поэтому
Непал не может специализироваться на цветах массового ассортимента - розах,
гладиолусах или астрах. Зато большие экспортные возможности у орхидеи. В
Непале в естественных условиях произрастает 90 видов и 350 подвидов этого
прекрасного растения. Четыре вида орхидей умеренного климатического пояса
уже экспортируются в небольших количествах в Японию. В основном же
непальские цветы направляются пока на индийский рынок. Любопытно, что
непальские орхидеи в Индию идут не как цветы, а как лекарственное растение.
Лекарственные растения - весьма важная статья непальского экспорта.
К сожалению, значительная часть лекарственных трав экспортируется не прямо,
а через Индию посредством местных торговцев и уже как статья индийского
экспорта. К примеру, из индийского порта Калькутты ежегодно уходит за океан
150 т растения чираито (используется для лечения малярии). Таким же образом
из Непала вывозится и мумие, по-здешнему шиладжит.
Мумие - это, конечно, не растение, а органическое смолоподобное вещество,
образующееся в горных породах, обычно в известняках, но в Непале - в
сланцах и гнейсах. Количество мумие увеличивается в муссонный период, и оно
высачивается из горных пород. Лечебными свойствами мумие как народного
средства непальцы пользуются издревле. ЙЕТИ - "СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК"
Кто не слышал о "снежном человеке" - покрытом шерстью получеловеке-
полуобезьяне, якобы живущем высоко в непальских Гималаях. Здесь он
известен, как йети, и многие шерпы, сопровождавшие альпинистов, утверждают,
что видели или слышали его.
Бум интереса к йети пришелся на 50-е годы, когда Непал открылся для
европейцев. Тогда были спешно организованы экспедиции за снежным человеком
в Гималаи, но никаких положительных результатов поиски не дали. Ни одна
экспедиция не встретила йети, хотя крупные следы в снегу им и попадались.
Скептики, впрочем, считают, что это всего лишь оплывшие следы ступни
человека или крупных животных. Жители Гималаев верят, что йети все-таки
живут в недоступных местах, в горных пещерах. "Тигры снегов" - шерпы
относятся к йети с почтением, но стараются избежать с ними прямой встречи,
иола-гая, что ничего хорошего такое столкновение с йети людям не сулит.
Хотя снежный человек не обнаружен и большинство ученых относятся к йети как
к легенде, в Непале принят закон, запрещающий охоту на снежного человека. В
Непале стараются использовать миф о йети в рекламных целях -изображая его
на сувенирах, называя так авиалайнеры и роскошные гостиницы.
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
|