|
|
|
|
Непал
Непал
Национальный флаг Непала имеет вид двух треугольников. Они красного цвета и
окантованы синей каймой. На верхнем изображение серповидной луны с 8
лучами, на нижнем – солнца с 12 лучами. Пять вершин треугольников (одна
вершина у них общая) символизируют пять основных элементов мироздания.
Красный цвет флага символизирует жизнь, жизненную силу, а синий цвет
окантовки – бесконечность.
Луна и солнце – свидетельство лунной и солнечной династий раджей, что
правили в Непале в разное время. Королевство Непал возникло в 1768 г., когда великий король Притхтви Нараян Шах объединил непальские земли в единое государство. С тех пор Непал существует как суверенное и независимое государство. Непал имеет славную историю, он никогда не находился под гнетом иностранных правителей и не был чьей бы то ни было колонией. О чем говорят гиды туристам Непал, по общему мнению людей бывалых, - страна на редкость удивительная.
Это край высочайших на планете гор - Гималаев, и не в метафизике ли гор
ключ к пониманию судьбы государства? Если "тайну" исторической судьбы
России ищут в бескрайней, не поддающейся взгляду широте ее равнин, то
загадка Непала, возможно, в открытой взору, но недоступной выси горных
вершин.
В горах природа не просто величественна, она еще и быстро меняет свой лик:
немного поднимись - и она уже другая. Поэтому именно здесь с пронзительной
ясностью осознается забытое ощущение единства мира - то, что растения,
животные и человек есть одно целое, скованное цепью связей и переходов. Не
случайно именно на непальской земле появился на свет легендарный Будда,
учивший, что все живое находится в постоянном круговороте перерождений.
Непальские экскурсоводы любят рассказывать иностранным туристам, что еще
полвека назад Непал называли не иначе как "страной за семью замками". Въезд
в страну иностранцев был строго запрещен, и до 1951 г. в Непале смогло
побывать всего-навсего 50 европейцев.
Затерянный в Гималаях Непал вплоть до второй половины XX в. жил в изоляции
от мира. Оторванность от внешнего мира играла двоякую роль в судьбах этой
страны.
С одной стороны, уединенность и малодоступность Непала явились одной из
причин того, что иноземным захватчикам никогда не удавалось овладеть им. В
отличие от соседней Индии, Непал формально не стал английским владением.
Изолированность помогла сберечь культурную самобытность Непала.
С другой стороны, оторванность от мира способствовала длительному
сохранению здесь феодальных устоев и пережитков, законсервировала его
средневековую отсталость. /До 1951 г. в стране не было ни одной автодороги,
а автомобиль в столицу Непала доставляли из Индии по частям носильщики.
Однако журналистское клише "Время здесь затормозило свой бег" к Не- палу не подходит уже хотя бы но формальным соображениям. Ведь если мы еще
только готовимся вступить в XXI в., то Непал уже давно живет в нем. Не удивляйтесь: в Непале официальным календарем является индуистский солнечно-
лунный календарь Бикрам сам-6am, а в нем за начало летосчисления взят 57 г.
до н. э. Так что в Непале сейчас 2054 г., третье тысячелетие в
разгаре.
Своеобразен даже государственный флаг. Он представляет собой не
прямоугольное полотнище, а два треугольных скошенных вымпела — один под
другим.
Побывать в Непале - заветная мечта и огромный соблазн для тех туристов и
путешественников, кто любит природу и ценит разнообразие культур.
... Вот иностранные туристы, окружив непальца-экскурсовода у храма, слушают
его, а тот поражает их новыми и новыми необычностями Непала. Но едва ли
полный достоинства непалец упомянет в своем рассказе праздному чужеземцу,
что этот туристический рай - одна из самых бедных стран земного шара. В
ранжированном списке стран мира по уровню благосостояния населения Непал
приходится искать, увы, в "подвале" - в 1995 г. он располагался на 151-й
строчке.
При характеристике географического положения стран принято говорить, что
оно "выгодное". Вот уж о Непале этого сказать никак нельзя. Хуже все- го
то, что страна лишена выхода к морю. Что же касается положения между двумя
азиатскими гигантами - Ки- таем и Индией, то в условиях, когда эти сильные
в военном отношении державы все еще не урегулировали свои пограничные
споры, гималайскому королевству приходится быть исключительно осторожным.
Отношения с каждой из них должны быть построены так, чтобы никоим образом
не обидеть другую сторону.
Непал - государство континентальное, расположенное в глубине Южной Азии,
далеко от морей. Кратчайшее (но воздуху) расстояние от границы страны до
Бенгальского залива Индийского океана - 600 км.
При беглом взгляде на карту мира или Азии Непал выглядит крохотным
прямоугольничком. Именно выглядит: во многом это следствие зрительного
эффекта: уж больно велики два гиганта — Китай и Индия, с которыми Непал
граничит и между которыми как бы зажат. Двадцатикилометровая полоса
индийской территории отделяет Непал еще от одного крупного государства
Южной Азии - Бангладеш. А вообще-то "прямоугольник" не так и мал - стороны
его примерно 880 и 200 км, а площадь в 147 тыс. км2 - это больше, чем
занимают вместе две европейские горные страны - Австрия и Швейцария.
Граница Непала с Китаем, проходящая но хребтам Гималаев, труднодоступна:
сообщение возможно лишь через несколько горных перевалов, лежащих па высоте
около 5000 м над уровнем моря. Зато южная граница страны с Индией проходит
в основном по равнине, и поэтому контакты с этой страной гораздо более
активные. К тому же с Индией Непал граничит и вдоль своего западного и
восточного "торцов".
Непал — конституционная монархия. Глава государства - король, в отличие,
скажем, от британского монарха наделен очень большими полномочиями.
Нынешний король - Бирендра Бир Бикрам Шах Дев, десятый по счету монарх
правящей династии Шахов, вступил на престол в 1972 г. Законодательная
власть принадлежит двухпалатному парламенту (в период с 1960 по 1989 г.
парламент был распущен королем). Исполнительную власть осуществляет совет
министров, ответственный перед нижней палатой парламента (палатой
представителей).
В административном отношении страна делится на 14 зон, а те - на 75
округов. Согласно официально принятому экономическому районированию, в
Непале выделяется пять районов развития. РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ В НЕПАЛЕ Бикрам самбат- это летосчисление, за начало которого принимается 57 г. до
н.э., наиболее распространенное и применяется в официальной переписке.
Новый год по Бикраму самбату отмечается в середине апреля (обычно 13-го или
14-го числа). Оно основывается на сложном солнечно-лунном календаре. Месяцы
по этому календарю имеют от 28 до 32 дней, и поэтому иногда в Непале может
быть и 32-е число. Чтобы лунный и солнечный календари как-то
соответствовали друг другу, через каждые три года добавляется лишний лунный
месяц - маламас. Тогда в году получается не 12, как обычно, а целых 13
лунных месяцев. Сейчас в Непале, согласно этому календарю, 2054 г.
Саке самбат - летосчисление, основанное на лунном календаре, и началом его
считается 78 г. до н. э. Раньше оно имело даже государственный статус, но к
настоящему времени распространение его весьма ограниченное.
Непал самбат - летосчисление, также основанное на лунном календаре, но
начинающееся с 880 г. до н. э. Новый год по этому календарю отмечается в
разгар праздника лампады - дипавали (октябрь - ноябрь). Широкое
распространение это летосчисление имело в средние века в княжествах долины
Катманду. Новый год по этому календарю широко отмечают невары. По этому
календарю сейчас идет 1118г.
Булла самбат - это летосчисление, отсчитывающее время от появления на свет
Шакьямуни Будды в саду Лумбини (на юго-западе Непала). Его придерживаются
непальские буддисты. Новый год по этому календарю отмечается в полнолуние
месяца вайшаха (апрель -май), когда отмечается день рождения Будды. Сейчас,
согласно этому календарю, уже самая середина третьего тысячелетия.
Хиджра самбат - календарь мусульман Непала.
Ишви самбат - привычный нам, григорианский календарь. Все свои
международные дела Непал ведет по этому календарю. В непальских календарях
приводятся и числа григорианского календаря.
Кроме вышеуказанных основных летоисчислений, в Непале также бытуют и другие
календари. Особо следует упомянуть тибетский календарь, которым пользуются
некоторые народности Северного и Среднего Непала - шерпы, тхакали, таманги
и другие, придерживающиеся буддизма ламаистского толка. Новый год - лхосар
по этому календарю, имеющему двенадцатигодовой цикл, отмечается в феврале -
марте. Таинственная страна Хотя древняя непальская история документирована плохо, предполагается все-
таки, что уже в 700 г. до н. э. на нынешней территории страны существовала
государственность. Первое же упоминание о государстве под названием Непал
имеется в "Артхашастре" (III п. до н. э.). Государство это занимало долину
Катманду в средней части страны -в самом удобном месте на пути из Индии в
горы Тибета.
Достоверная (т. е. документированная сооружениями, монетами, надписями на
камне) история Древнего Непала связана с династией Личчхавов, которые
сменили пиратских раджей, правивших Непалом в течение многих столетий до
них. Официальным языком был тогда санскрит.
Средневековую историю Непала принято отсчитывать от 880 г. н. э., когда в
стране было введено новое летосчисление, получившее название "Непал самбат"
- что значит "Эра Непала". К этому времени династия Личчхавов уже перестала
править. На территории современного Непала было множество независимых
княжеств.
На фоне небольших и непрочных государственных образований с XIII в. начало
выделяться государство, управляемое династией Малла. Это государство стало
централизованным и сильным при правлении Джайя Стхити Малла (вступил на
трон в 1380 г.), который провел важные реформы во всех областях жизни.
Однако в 1482 г. в период правления Якша Малла (внука" Джайя Стхити Малла)
королевство Малла в долине Катманду распалось на три княжества - Кантипур
(Катманду), Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). Соперничество
правителей этих трех княжеств в области литературы, искусства и культуры в
течение трех веков способствовало процветанию городов долины, но
политическое соперничество оказалось на руку соседнему государству Горкха.
Притхви Нараян Шах, ставший в 1742 г. правителем княжества Горкха, вторгся
со своими войсками в долину Катманду. Его войска были вооружены
приобретенным в Индии огнестрельным оружием и лучше организованы. В
результате Притхви Нараян Шах одержал победу над ослабленными княжествами
долины Катманду и перенес столицу своего государства в Катманду. Это
событие произошло в 1769 г., который принято считать рубежом между
средневековым и современным периодами истории Непала.
Притхви Нараян делал все Для собирания непальских земель и успешно
противодействовал попыткам укрепившейся в Индии английской Ост-Индской
компании присоединить Непал к уже завоеванной Индии и открыть доступ в
Тибет и Китай. В последующие семьдесят лет непальское государство заметно
расширилось - наследники Притхви Нараяна на троне продолжили начатое им
дело объединения страны. Этому наступательному расширению положила конец
англо-непальская война 1814 - 1816 гг. Проигравшему войну Непалу был
навязан мирный договор с британской администрацией в Индии, по которому он
терял четверть завоеванной им территории, а также соглашался на присутствие
в Катманду британского резидента. Внешние связи Непала были поставлены под
полный
контроль английских властей, хотя колонией Англии Непал так и не стал. В
течение 104 лет, с 1846 г., страной правили члены семейства Рана. Король
фактически был отстранен от ведения государственных дел, он царствовал, но
не правил.
Англичане получили право вербовать в колониальную армию непальскую
молодежь. Десятки тысяч непальских солдат (под названием "гуркхов") храбро
сражались на фронтах обеих мировых войн на стороне Великобритании.
Уход англичан из Индии в 1947 г. и прямая поддержка индийского
правительства вдохновили непальскую оппозицию и королевскую семью на
активную борьбу с тиранией семейства Рана. В 1951 г. в результате
вооруженного выступления демократических
сил семейство Рана было лишено власти. 18 февраля 1951 г. возвратившийся из
Индии король Трибхуван провозгласил демократическое управление страной. С
этого времени открылась дорога к преодолению феодальных пережитков, к
переходу Непала на современный путь развития. Однако демократическое
развитие в стране, не имевшей опыта парламентаризма, шло трудно. И период
1961 - 1990 гг. в стране не существовало многопартийной демократии; ее
заменила так называемая беспартийная панчаятская система под эгидой короля.
И только в 1991 г. в стране была восстановлена многопартийная система. Это
дало надежду на реформирование не отвечающих духу времени экономических
отношений в стране. КОРОЛЬ (МАХАРЛАЖААХИРАДЖ) По конституции страны, король - это "символ непальской нации и единства
народа Непала". При этом король пользуется искренним народным уважением,
поскольку индуисты почитают своего правителя здравствующим божеством, живым
воплощением бога Вишну - главного бога индуистского пантеона. Народ
величает короля "Шри панч махарлажаахирадж", что можно перевести как
"Господин пятикратно великий царь царей". Каждый подданный стремится хоть
раз в жизни увидеть своего правителя. Такая возможность предоставляется
каждому желающему один раз в году. В десятый день светлой половины месяца
ашвина (в сентябре) ворота в королевский дворец Нараянхити-дарвар открыты
для любого непальца, который желает получить тику благословения,
поставленную рукой самого короля. В этот день непальцы отмечают свой
большой праздник -Бада-дашайн (другое его название - праздник Тики). В этот
день люди поздравляют друг друга с победой силы истины и добра над силами
зла и бесправия и получают тику в знак благословения, начертанную рукой
почитаемых людей -родителей, учителей и конечно же короля. ,
Королю Непала Бирендре Бир Бикрам Шах Деву присвоена ученая степень
почетного доктора Российского университета Дружбы народов в знак признания
заслуг Его Величества в развитии науки, технологии, образования, культуры и
в налаживании добрососедских отношений между странами мира и дружественных
связей между Непалом и Россией. ПОЧЕМУ НЕПАЛ НАЗЫВАЮТ НЕПАЛОМ Есть разные этимологические истолкования названия "Непал". Поскольку эту
страну населяют многие народы, то у разных народов есть свои объяснительные
версии. Всего таких версий уже свыше двадцати. По тибетской версии, Непал
означает "дом шерсти" (не - дом, пал - шерсть). Народ лепча расшифровывает
Непал как "священная пещера", а лимбу- как "ровная земля". Если опираться
на язык санскрит, то объяснение уже другое - "земля у подножия гор". А если
принять неварское и киратское (кираты - древнейшие жители Непала)
истолкование, то Непал означает "срединная земля" (не - середина, пал -
земля).
Многие ученые полагают, что страна получила свое название от ее древних
жителей. Имеется в виду скотоводческое племя "нип" или "неп". Отсюда -
Непал (нип - скотовод, ал - край). Возможно, что современные невары
являются потомками этого племени. Ведь не зря топоним созвучен с этнонимом:
Непал -невар.
Конечно же есть и красивые народные объяснения названия, в которых
выражались мечты и чаяния людей. Самая распространенная легенда
рассказывает о том, что когда-то этой страной правил отшельник по имени Не.
Это был очень справедливый человек, и поэтому страну стали именовать Непал,
что значит "Край, где справедливо правил Не". Край высочайших гор Рельеф. Главная природная особенность Непала - это его рельеф. Шесть
седьмых территории страны заняты хребтами Гималайской горной системы разной
высоты. Рельеф Непала можно уподобить широкой лестнице, поднимающейся
своими ступенями к заоблачным пикам Гималаев.
Вдоль крайнего юга Непала протянулась самая нижняя ступень - неширокая, в
20 - 40 км низменная полоса. Это терай, являющиеся северной окраиной Индо-
Гангской низменности, основная часть которой относится к Индии. Высота
тераев 200 -250 м над уровнем моря. Сложены они четвертичными породами —
песками и глинами. Местами эта область заболочена. Летом в результате
муссонных ливней пересекающие тераи речки, в общем-то небольшие, широко
разливаются и вызывают наводнения.
С севера тераи замыкаются полого-холмистой грядой, которая называется Си-
валик (т. е. "хребет Шивы"), часто называемый в русской географической
литературе Предгималаями. Она возвышается над тераями на 500 - 700 м. Это
нижняя ступень Гималайской горной системы (а всего в ней три основных
ступени), сложенная третичными слюдистыми песчаниками и конгломератами, не
отличающимися твердостью. Породы эти легко выветриваются, и поэтому рельеф
здесь не имеет резких форм - низкого-рья пологи и сильно расчленены реками.
Северные склоны Сиваликских гор изрезаны искусственными террасами, занятыми
пашней, и сверху напоминают учебную гипсометрическую карту.
К северу от гряд Сивалика протягивается узкая пониженная полоса с холмистым
рельефом - так называемые Внутренние тераи (по-непальски - Бхитри-Мадеш).
По климату они сходны с тераями.
Севернее этой депрессии располагается вторая ступень Гималаев - сред-
негорный хребет Махабхарат, или Малые Гималаи, высотой до 3000 м и шириной
до 16 км. Он сложен твердыми породами - гнейсами, слюдистыми сланцами,
кварцитами, доломитами, пронизанными гранитными интрузиями. Поэтому многие
склоны Махабха-рата круты, вершины зазубрены. Еще не так давно здесь
обрывалась единственная горная дорога из Индии в столицу Непала, так что
грузы далее на север должны были переносить носильщики по узкой извилистой
тропе.
Между Махабхаратом и Главным Гималайским хребтом располагается понижение -
внутренняя срединная область (англичане называют ее Мидленд, а непальцы -
Пахар-Кханда). Ширина ее примерно 25 км, высота -от 600 до 2000 м. В этих
понижениях спускающиеся с Гималаев реки, натолкнувшись на скалистый хребет
Махабхарат, меняют свое направление с меридионального на широтное. На месте
спущенных древних озер находятся плоские котловины с аллювиальными
отложениями и со следами озерных террас. В срединной области находится
наиболее благоприятная для сельского хозяйства и поэтому самая населенная
часть страны — долина Катманду площадью около 600 км2.
На севере Пахар-Кханда примыкает к Главному Гималайскому хребту, или
Большим Гималаям. Средняя высота Больших Гималаев 6000 м. По-непальски
Гималаи - Хималай, что означает "обитель снегов". Подсчитано, что снежных
вершин в стране 1310. При этом в Непале сосредоточено больше половины (8 из
14) всех мировых "восьмитысячников", т. е. вершин, превышающих 8000 м.
Среди них самая высокая гора планеты - Эверест, или Джомолунгма (по-
непальски - Сагарматха) - 8848 м (на границе с КНР). Поскольку Главный
Гималайский хребет сложен твердыми кристаллическими породами, он имеет
острые зубчатые очертания, а крутые склоны его изобилуют глубокими
ущельями.
В восточной части Непала гребень Главного Гималайского хребта служит
государственной границей с КНР, в западной же половине граница с КНР
проходит в нескольких десятках километров севернее Главного Гималайского
хребта. Там, между этим хребтом и горами Тибета, расположено плоскогорье
Бхот, ландшафт которого сходен с Тибетским нагорьем.
Речная сеть. Главный Гималайский хребет, будучи самым высоким в мире, не
является тем не менее водораздельным. Инд и Брахмапутра, берущие начало
севернее хребта, огибают горную страну соответственно с запада и востока и
впадают в Индийский океан, а водораздел между бассейном этого океана, к
которому полностью принадлежит Непал, и обширной бессточной областью
"Центральной Азии лежит севернее.
Гималаи - горы молодые: они поднялись тогда, когда уже существовала древняя
речная сеть. Большинство главных рек Непала берет начало севернее от него -
на Тибетском нагорье в Китае. Там находятся верховья крупнейших рек Непала
- Карнали, Гандаки и Коси, являющиеся притоками знаменитого Ганга; их
долины прорезают Главный Гималайский хребет. В Непале принято делить страну
в меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами
бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго
порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале
очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое
природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен.
Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал
был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом
были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250
км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические
контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой
части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон
земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30-
градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях
микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в
зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно-
климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает
огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более
800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в
Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные
птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон.
Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским
конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные
воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает
вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее
восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги
выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой
направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги
воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон,
но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью.
Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной
поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное
простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев.
Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы
поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков
сокращается с востока на запад.
Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем
моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов
Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения
бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На
востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима
сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры,
поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки
сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В
холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги.
Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные
тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского
языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и
означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго
или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и
менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных
джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание
засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся
сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и
травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а
многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В
тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли
бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль
рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и
бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик.
Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что
и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем
восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны
западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только
кустарником, а то и вовсе оголены.
Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь
наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах
джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис.
Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень
крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не
зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала
изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся
лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты
крупными цветами орхидей.
Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени,
дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны.
Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м
занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана,
клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий,
рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных
ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с
основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного
бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели,
корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается
более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев.
Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя
граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного
пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в
Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке
непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы
цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально
пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые,
фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с
гималайской сосной.
Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья
постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной,
лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром.
На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только
береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м,
совпадает с пределом распространения пихты.
В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь
(он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга
(железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для
производства духов), панда.
Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов
выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют
целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница
(5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше
исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное
царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен
резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь
низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких
ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев. САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ. Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"),
тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают
именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли
эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле.
Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир
облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда
сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая
высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет
возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной
дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся
своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.
Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую
попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления
семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения
запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в
обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт
тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая
1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и
непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве
восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей
исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной
Сагарматхи.
Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего
очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35
м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны).
Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно
стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и
сентябрь - ноябрь (послемуссонный). Почему трудно этнографам? Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с
кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые
группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому
"национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить
несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись
населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда
попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.
К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой
язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти
этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые
относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При
движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы
ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а
этнических - в Среднем Непале 11 из 26.
Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по
этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в
горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном
последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому
признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не
указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому
признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".
По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и
монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой
индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи
языков.
Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето-
бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают,
что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами
кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее
сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского
происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс
смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий
пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе
антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся
к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов),
однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе
отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни
считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие
- из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров
усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты.
Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в
южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север,
но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из
Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.
Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова
"Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют
отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый
оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем
сильнее монголоидные черты в облике населения.
Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется
различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая
вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное
и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку
было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система
продолжает существовать.
Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая.
Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе
относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты
("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга,
магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я
гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая
система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм,
тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной
части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные
напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п. В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как
известно, четыре кастовые варны (группы):
1) брахманы - священнослужители;
2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;
3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;
4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау
- цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные,
сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)
Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей
внутренней иерархией.
Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман
может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к
всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и
кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и
владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция
объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих
нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким
кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической
и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных
структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.
Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-
кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе
рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров
Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у
нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной
касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш
Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди
неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый
лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из
которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани
исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-
бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали,
имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть
язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее
положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым
государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари,
распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме
Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также
в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех
жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.
Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868),
считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он
распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем
создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную
письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом
деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский,
гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского
языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны
получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на
языках многих его народностей. Динамика и размещение населения. В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных
странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически
развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX
в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется
почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при
сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем,
смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется
опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению
инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных
источников.
Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя
непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только
муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние
сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат
сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только
многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с
помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника
семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня
свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный
для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а
девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) ,
когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки
характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно
выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку
продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень
молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри,
редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там
развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только
неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно
придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку,
маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося
выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а
божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за
другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей
расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у
нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на
развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не
требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет
очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели
плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения
составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом
"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные
угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще
перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных
природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная
плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%,
по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в
мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний
порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов
сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду
(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в
Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города
располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и
второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В
средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы
(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое
развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится
всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -
15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера
на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в
равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство
горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий. ОБРАЗОВАНИЕ За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в
развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы
появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование
-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего
образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).
Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее
образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94%
мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей
соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является
обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м
классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди
мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).
Действуют три университета, из которых два - государственные, а один -
частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -
Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда
нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия
Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой
информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад),
радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия
существует с 1985 г.). ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах
долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в
административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома
обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и
5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на
подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от
горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро
стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а
в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа
пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами
- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими
стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то
под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом
верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только
членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что
туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного
кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там
располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором
этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские
дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных
початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой
плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие
вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в
высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или
сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота,
жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших
оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.
Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким
дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет,
хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей
или жаровен с углем в состоятельных семьях используют
электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.
Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы,
стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на
циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.
Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится
кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины,
сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма
разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя
долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой
на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в
бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи
и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают
черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове
принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она
бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины,
сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-
метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя
несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть
туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку,
пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.
Одежду дополняет яркая шаль.
Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько
рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах -
крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у
неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко
у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту
моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).
По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.
Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой
посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи -
кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком
посыпается пробор в волосах невесты.
Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным,
пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить
девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет
крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской
традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских
женщин красный цвет преобладает.
ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не
каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае
не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине
непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в
свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде
простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах -
чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу,
немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это
масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта
непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием
пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).
Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не
родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе
рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные)
небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин
готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах
вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к
нему притрагивается представитель более низкой касты, считается
оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не
станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!
Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В
городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из
бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые
крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но
приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно
острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная
приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу,
мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и
другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из
отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-
таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка
или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).
Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб
не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.
Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры
каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно
считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и
национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с
другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый
как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах,
прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир,
предлагаемый туристам.
Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с
короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно
мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали,
садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их
соседей-индийцев привычки к такой позе нет.
Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни
в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет
автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей
части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.
Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с
пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь
неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для
переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или
короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове,
точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку
дров, ведь древесина
- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить
груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных
коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика
-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика
- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в
тераях
-слоны.
Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и
носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как
"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и
бар {баньян). Мы можем легко представить их,
мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми
листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и
женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских
камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой
чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не
снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного
отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.
Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек,
отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято
измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством
таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос
(3,2 км).
24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей
степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский
дом целиком держится на женских плечах.
Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того,
как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на
рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только
в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах
приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять
оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только
для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно,
завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.
Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока
мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.
В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на
жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.
На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если
позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового
дня, принято есть основательно.
Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина
наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.
Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже
накормлены.
Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных
домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские
женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове,
козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой
травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса
немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши
тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.
К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и
утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть
свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет
сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.
Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в
состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и
утром, и вечером.
После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах
теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть
телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в
отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что
радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи,
как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат
кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом
ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают
ребятишкам сказки...
Страницы: 1, 2
|
|
|
|
|