РУБРИКИ

Непал

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Непал

Непал

Национальный флаг Непала имеет вид двух треугольников. Они красного цвета и окантованы синей каймой. На верхнем изображение серповидной луны с 8 лучами, на нижнем – солнца с 12 лучами. Пять вершин треугольников (одна вершина у них общая) символизируют пять основных элементов мироздания.
Красный цвет флага символизирует жизнь, жизненную силу, а синий цвет окантовки – бесконечность.
Луна и солнце – свидетельство лунной и солнечной династий раджей, что правили в Непале в разное время.

Королевство Непал возникло в 1768 г., когда великий король Притхтви

Нараян Шах объединил непальские земли в единое государство. С тех пор Непал существует как суверенное и независимое государство. Непал имеет славную историю, он никогда не находился под гнетом иностранных правителей и не был чьей бы то ни было колонией.

О чем говорят гиды туристам

Непал, по общему мнению людей бывалых, - страна на редкость удивительная.
Это край высочайших на планете гор - Гималаев, и не в метафизике ли гор ключ к пониманию судьбы государства? Если "тайну" исторической судьбы
России ищут в бескрайней, не поддающейся взгляду широте ее равнин, то загадка Непала, возможно, в открытой взору, но недоступной выси горных вершин.
В горах природа не просто величественна, она еще и быстро меняет свой лик: немного поднимись - и она уже другая. Поэтому именно здесь с пронзительной ясностью осознается забытое ощущение единства мира - то, что растения, животные и человек есть одно целое, скованное цепью связей и переходов. Не случайно именно на непальской земле появился на свет легендарный Будда, учивший, что все живое находится в постоянном круговороте перерождений.
Непальские экскурсоводы любят рассказывать иностранным туристам, что еще полвека назад Непал называли не иначе как "страной за семью замками". Въезд в страну иностранцев был строго запрещен, и до 1951 г. в Непале смогло побывать всего-навсего 50 европейцев.
Затерянный в Гималаях Непал вплоть до второй половины XX в. жил в изоляции от мира. Оторванность от внешнего мира играла двоякую роль в судьбах этой страны.
С одной стороны, уединенность и малодоступность Непала явились одной из причин того, что иноземным захватчикам никогда не удавалось овладеть им. В отличие от соседней Индии, Непал формально не стал английским владением.
Изолированность помогла сберечь культурную самобытность Непала.
С другой стороны, оторванность от мира способствовала длительному сохранению здесь феодальных устоев и пережитков, законсервировала его средневековую отсталость. /До 1951 г. в стране не было ни одной автодороги, а автомобиль в столицу Непала доставляли из Индии по частям носильщики.
Однако журналистское клише "Время здесь затормозило свой бег" к Не- палу не подходит уже хотя бы но формальным соображениям. Ведь если мы еще только готовимся вступить в XXI в., то Непал уже давно живет в нем. Не удивляйтесь: в Непале официальным календарем является индуистский солнечно- лунный календарь Бикрам сам-6am, а в нем за начало летосчисления взят 57 г. до н. э. Так что в Непале сейчас 2054 г., третье тысячелетие в разгаре.
Своеобразен даже государственный флаг. Он представляет собой не прямоугольное полотнище, а два треугольных скошенных вымпела — один под другим.
Побывать в Непале - заветная мечта и огромный соблазн для тех туристов и путешественников, кто любит природу и ценит разнообразие культур.
... Вот иностранные туристы, окружив непальца-экскурсовода у храма, слушают его, а тот поражает их новыми и новыми необычностями Непала. Но едва ли полный достоинства непалец упомянет в своем рассказе праздному чужеземцу, что этот туристический рай - одна из самых бедных стран земного шара. В ранжированном списке стран мира по уровню благосостояния населения Непал приходится искать, увы, в "подвале" - в 1995 г. он располагался на 151-й строчке.
При характеристике географического положения стран принято говорить, что оно "выгодное". Вот уж о Непале этого сказать никак нельзя. Хуже все- го то, что страна лишена выхода к морю. Что же касается положения между двумя азиатскими гигантами - Ки- таем и Индией, то в условиях, когда эти сильные в военном отношении державы все еще не урегулировали свои пограничные споры, гималайскому королевству приходится быть исключительно осторожным.
Отношения с каждой из них должны быть построены так, чтобы никоим образом не обидеть другую сторону.
Непал - государство континентальное, расположенное в глубине Южной Азии, далеко от морей. Кратчайшее (но воздуху) расстояние от границы страны до
Бенгальского залива Индийского океана - 600 км.
При беглом взгляде на карту мира или Азии Непал выглядит крохотным прямоугольничком. Именно выглядит: во многом это следствие зрительного эффекта: уж больно велики два гиганта — Китай и Индия, с которыми Непал граничит и между которыми как бы зажат. Двадцатикилометровая полоса индийской территории отделяет Непал еще от одного крупного государства
Южной Азии - Бангладеш. А вообще-то "прямоугольник" не так и мал - стороны его примерно 880 и 200 км, а площадь в 147 тыс. км2 - это больше, чем занимают вместе две европейские горные страны - Австрия и Швейцария.
Граница Непала с Китаем, проходящая но хребтам Гималаев, труднодоступна: сообщение возможно лишь через несколько горных перевалов, лежащих па высоте около 5000 м над уровнем моря. Зато южная граница страны с Индией проходит в основном по равнине, и поэтому контакты с этой страной гораздо более активные. К тому же с Индией Непал граничит и вдоль своего западного и восточного "торцов".
Непал — конституционная монархия. Глава государства - король, в отличие, скажем, от британского монарха наделен очень большими полномочиями.
Нынешний король - Бирендра Бир Бикрам Шах Дев, десятый по счету монарх правящей династии Шахов, вступил на престол в 1972 г. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту (в период с 1960 по 1989 г. парламент был распущен королем). Исполнительную власть осуществляет совет министров, ответственный перед нижней палатой парламента (палатой представителей).
В административном отношении страна делится на 14 зон, а те - на 75 округов. Согласно официально принятому экономическому районированию, в
Непале выделяется пять районов развития.

РАЗНЫЕ СИСТЕМЫ ЛЕТОСЧИСЛЕНИЯ В НЕПАЛЕ

Бикрам самбат- это летосчисление, за начало которого принимается 57 г. до н.э., наиболее распространенное и применяется в официальной переписке.
Новый год по Бикраму самбату отмечается в середине апреля (обычно 13-го или
14-го числа). Оно основывается на сложном солнечно-лунном календаре. Месяцы по этому календарю имеют от 28 до 32 дней, и поэтому иногда в Непале может быть и 32-е число. Чтобы лунный и солнечный календари как-то соответствовали друг другу, через каждые три года добавляется лишний лунный месяц - маламас. Тогда в году получается не 12, как обычно, а целых 13 лунных месяцев. Сейчас в Непале, согласно этому календарю, 2054 г.
Саке самбат - летосчисление, основанное на лунном календаре, и началом его считается 78 г. до н. э. Раньше оно имело даже государственный статус, но к настоящему времени распространение его весьма ограниченное.
Непал самбат - летосчисление, также основанное на лунном календаре, но начинающееся с 880 г. до н. э. Новый год по этому календарю отмечается в разгар праздника лампады - дипавали (октябрь - ноябрь). Широкое распространение это летосчисление имело в средние века в княжествах долины
Катманду. Новый год по этому календарю широко отмечают невары. По этому календарю сейчас идет 1118г.
Булла самбат - это летосчисление, отсчитывающее время от появления на свет
Шакьямуни Будды в саду Лумбини (на юго-западе Непала). Его придерживаются непальские буддисты. Новый год по этому календарю отмечается в полнолуние месяца вайшаха (апрель -май), когда отмечается день рождения Будды. Сейчас, согласно этому календарю, уже самая середина третьего тысячелетия.
Хиджра самбат - календарь мусульман Непала.
Ишви самбат - привычный нам, григорианский календарь. Все свои международные дела Непал ведет по этому календарю. В непальских календарях приводятся и числа григорианского календаря.
Кроме вышеуказанных основных летоисчислений, в Непале также бытуют и другие календари. Особо следует упомянуть тибетский календарь, которым пользуются некоторые народности Северного и Среднего Непала - шерпы, тхакали, таманги и другие, придерживающиеся буддизма ламаистского толка. Новый год - лхосар по этому календарю, имеющему двенадцатигодовой цикл, отмечается в феврале - марте.

Таинственная страна

Хотя древняя непальская история документирована плохо, предполагается все- таки, что уже в 700 г. до н. э. на нынешней территории страны существовала государственность. Первое же упоминание о государстве под названием Непал имеется в "Артхашастре" (III п. до н. э.). Государство это занимало долину
Катманду в средней части страны -в самом удобном месте на пути из Индии в горы Тибета.
Достоверная (т. е. документированная сооружениями, монетами, надписями на камне) история Древнего Непала связана с династией Личчхавов, которые сменили пиратских раджей, правивших Непалом в течение многих столетий до них. Официальным языком был тогда санскрит.
Средневековую историю Непала принято отсчитывать от 880 г. н. э., когда в стране было введено новое летосчисление, получившее название "Непал самбат"
- что значит "Эра Непала". К этому времени династия Личчхавов уже перестала править. На территории современного Непала было множество независимых княжеств.
На фоне небольших и непрочных государственных образований с XIII в. начало выделяться государство, управляемое династией Малла. Это государство стало централизованным и сильным при правлении Джайя Стхити Малла (вступил на трон в 1380 г.), который провел важные реформы во всех областях жизни.
Однако в 1482 г. в период правления Якша Малла (внука" Джайя Стхити Малла) королевство Малла в долине Катманду распалось на три княжества - Кантипур
(Катманду), Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). Соперничество правителей этих трех княжеств в области литературы, искусства и культуры в течение трех веков способствовало процветанию городов долины, но политическое соперничество оказалось на руку соседнему государству Горкха.
Притхви Нараян Шах, ставший в 1742 г. правителем княжества Горкха, вторгся со своими войсками в долину Катманду. Его войска были вооружены приобретенным в Индии огнестрельным оружием и лучше организованы. В результате Притхви Нараян Шах одержал победу над ослабленными княжествами долины Катманду и перенес столицу своего государства в Катманду. Это событие произошло в 1769 г., который принято считать рубежом между средневековым и современным периодами истории Непала.
Притхви Нараян делал все Для собирания непальских земель и успешно противодействовал попыткам укрепившейся в Индии английской Ост-Индской компании присоединить Непал к уже завоеванной Индии и открыть доступ в
Тибет и Китай. В последующие семьдесят лет непальское государство заметно расширилось - наследники Притхви Нараяна на троне продолжили начатое им дело объединения страны. Этому наступательному расширению положила конец англо-непальская война 1814 - 1816 гг. Проигравшему войну Непалу был навязан мирный договор с британской администрацией в Индии, по которому он терял четверть завоеванной им территории, а также соглашался на присутствие в Катманду британского резидента. Внешние связи Непала были поставлены под полный контроль английских властей, хотя колонией Англии Непал так и не стал. В течение 104 лет, с 1846 г., страной правили члены семейства Рана. Король фактически был отстранен от ведения государственных дел, он царствовал, но не правил.
Англичане получили право вербовать в колониальную армию непальскую молодежь. Десятки тысяч непальских солдат (под названием "гуркхов") храбро сражались на фронтах обеих мировых войн на стороне Великобритании.
Уход англичан из Индии в 1947 г. и прямая поддержка индийского правительства вдохновили непальскую оппозицию и королевскую семью на активную борьбу с тиранией семейства Рана. В 1951 г. в результате вооруженного выступления демократических сил семейство Рана было лишено власти. 18 февраля 1951 г. возвратившийся из
Индии король Трибхуван провозгласил демократическое управление страной. С этого времени открылась дорога к преодолению феодальных пережитков, к переходу Непала на современный путь развития. Однако демократическое развитие в стране, не имевшей опыта парламентаризма, шло трудно. И период
1961 - 1990 гг. в стране не существовало многопартийной демократии; ее заменила так называемая беспартийная панчаятская система под эгидой короля.
И только в 1991 г. в стране была восстановлена многопартийная система. Это дало надежду на реформирование не отвечающих духу времени экономических отношений в стране.

КОРОЛЬ (МАХАРЛАЖААХИРАДЖ)

По конституции страны, король - это "символ непальской нации и единства народа Непала". При этом король пользуется искренним народным уважением, поскольку индуисты почитают своего правителя здравствующим божеством, живым воплощением бога Вишну - главного бога индуистского пантеона. Народ величает короля "Шри панч махарлажаахирадж", что можно перевести как
"Господин пятикратно великий царь царей". Каждый подданный стремится хоть раз в жизни увидеть своего правителя. Такая возможность предоставляется каждому желающему один раз в году. В десятый день светлой половины месяца ашвина (в сентябре) ворота в королевский дворец Нараянхити-дарвар открыты для любого непальца, который желает получить тику благословения, поставленную рукой самого короля. В этот день непальцы отмечают свой большой праздник -Бада-дашайн (другое его название - праздник Тики). В этот день люди поздравляют друг друга с победой силы истины и добра над силами зла и бесправия и получают тику в знак благословения, начертанную рукой почитаемых людей -родителей, учителей и конечно же короля.

,
Королю Непала Бирендре Бир Бикрам Шах Деву присвоена ученая степень почетного доктора Российского университета Дружбы народов в знак признания заслуг Его Величества в развитии науки, технологии, образования, культуры и в налаживании добрососедских отношений между странами мира и дружественных связей между Непалом и Россией.

ПОЧЕМУ НЕПАЛ НАЗЫВАЮТ НЕПАЛОМ

Есть разные этимологические истолкования названия "Непал". Поскольку эту страну населяют многие народы, то у разных народов есть свои объяснительные версии. Всего таких версий уже свыше двадцати. По тибетской версии, Непал означает "дом шерсти" (не - дом, пал - шерсть). Народ лепча расшифровывает
Непал как "священная пещера", а лимбу- как "ровная земля". Если опираться на язык санскрит, то объяснение уже другое - "земля у подножия гор". А если принять неварское и киратское (кираты - древнейшие жители Непала) истолкование, то Непал означает "срединная земля" (не - середина, пал - земля).
Многие ученые полагают, что страна получила свое название от ее древних жителей. Имеется в виду скотоводческое племя "нип" или "неп". Отсюда -
Непал (нип - скотовод, ал - край). Возможно, что современные невары являются потомками этого племени. Ведь не зря топоним созвучен с этнонимом:
Непал -невар.
Конечно же есть и красивые народные объяснения названия, в которых выражались мечты и чаяния людей. Самая распространенная легенда рассказывает о том, что когда-то этой страной правил отшельник по имени Не.
Это был очень справедливый человек, и поэтому страну стали именовать Непал, что значит "Край, где справедливо правил Не".

Край высочайших гор

Рельеф. Главная природная особенность Непала - это его рельеф. Шесть седьмых территории страны заняты хребтами Гималайской горной системы разной высоты. Рельеф Непала можно уподобить широкой лестнице, поднимающейся своими ступенями к заоблачным пикам Гималаев.
Вдоль крайнего юга Непала протянулась самая нижняя ступень - неширокая, в
20 - 40 км низменная полоса. Это терай, являющиеся северной окраиной Индо-
Гангской низменности, основная часть которой относится к Индии. Высота тераев 200 -250 м над уровнем моря. Сложены они четвертичными породами — песками и глинами. Местами эта область заболочена. Летом в результате муссонных ливней пересекающие тераи речки, в общем-то небольшие, широко разливаются и вызывают наводнения.
С севера тераи замыкаются полого-холмистой грядой, которая называется Си- валик (т. е. "хребет Шивы"), часто называемый в русской географической литературе Предгималаями. Она возвышается над тераями на 500 - 700 м. Это нижняя ступень Гималайской горной системы (а всего в ней три основных ступени), сложенная третичными слюдистыми песчаниками и конгломератами, не отличающимися твердостью. Породы эти легко выветриваются, и поэтому рельеф здесь не имеет резких форм - низкого-рья пологи и сильно расчленены реками.
Северные склоны Сиваликских гор изрезаны искусственными террасами, занятыми пашней, и сверху напоминают учебную гипсометрическую карту.
К северу от гряд Сивалика протягивается узкая пониженная полоса с холмистым рельефом - так называемые Внутренние тераи (по-непальски - Бхитри-Мадеш).
По климату они сходны с тераями.
Севернее этой депрессии располагается вторая ступень Гималаев - сред- негорный хребет Махабхарат, или Малые Гималаи, высотой до 3000 м и шириной до 16 км. Он сложен твердыми породами - гнейсами, слюдистыми сланцами, кварцитами, доломитами, пронизанными гранитными интрузиями. Поэтому многие склоны Махабха-рата круты, вершины зазубрены. Еще не так давно здесь обрывалась единственная горная дорога из Индии в столицу Непала, так что грузы далее на север должны были переносить носильщики по узкой извилистой тропе.
Между Махабхаратом и Главным Гималайским хребтом располагается понижение - внутренняя срединная область (англичане называют ее Мидленд, а непальцы -
Пахар-Кханда). Ширина ее примерно 25 км, высота -от 600 до 2000 м. В этих понижениях спускающиеся с Гималаев реки, натолкнувшись на скалистый хребет
Махабхарат, меняют свое направление с меридионального на широтное. На месте спущенных древних озер находятся плоские котловины с аллювиальными отложениями и со следами озерных террас. В срединной области находится наиболее благоприятная для сельского хозяйства и поэтому самая населенная часть страны — долина Катманду площадью около 600 км2.
На севере Пахар-Кханда примыкает к Главному Гималайскому хребту, или
Большим Гималаям. Средняя высота Больших Гималаев 6000 м. По-непальски
Гималаи - Хималай, что означает "обитель снегов". Подсчитано, что снежных вершин в стране 1310. При этом в Непале сосредоточено больше половины (8 из
14) всех мировых "восьмитысячников", т. е. вершин, превышающих 8000 м.
Среди них самая высокая гора планеты - Эверест, или Джомолунгма (по- непальски - Сагарматха) - 8848 м (на границе с КНР). Поскольку Главный
Гималайский хребет сложен твердыми кристаллическими породами, он имеет острые зубчатые очертания, а крутые склоны его изобилуют глубокими ущельями.
В восточной части Непала гребень Главного Гималайского хребта служит государственной границей с КНР, в западной же половине граница с КНР проходит в нескольких десятках километров севернее Главного Гималайского хребта. Там, между этим хребтом и горами Тибета, расположено плоскогорье
Бхот, ландшафт которого сходен с Тибетским нагорьем.
Речная сеть. Главный Гималайский хребет, будучи самым высоким в мире, не является тем не менее водораздельным. Инд и Брахмапутра, берущие начало севернее хребта, огибают горную страну соответственно с запада и востока и впадают в Индийский океан, а водораздел между бассейном этого океана, к которому полностью принадлежит Непал, и обширной бессточной областью
"Центральной Азии лежит севернее.
Гималаи - горы молодые: они поднялись тогда, когда уже существовала древняя речная сеть. Большинство главных рек Непала берет начало севернее от него - на Тибетском нагорье в Китае. Там находятся верховья крупнейших рек Непала
- Карнали, Гандаки и Коси, являющиеся притоками знаменитого Ганга; их долины прорезают Главный Гималайский хребет. В Непале принято делить страну в меридиональном направлении на три части именно в соответствии с границами бассейнов трех этих рек. На склонах Махабхарата берут начало реки второго порядка, в том числе считающаяся священной Багмати. Вообще же в Непале очень много небольших, но бурных рек. Гидроэнергоресурсы - неоценимое природное богатство Непала, да и вообще водными ресурсами он не обделен.
Климат. Страна лежит в субэкваториальном климатическом поясе. Если бы Непал был равнинной страной, то климатические различия между его севером и югом были бы ничтожными (ведь протяженность страны по меридиану не превышает 250 км). Однако поскольку 6/7 территории страны - это горы, климатические контрасты огромны. По-настоящему жарко бывает лишь в сравнительно небольшой части Непала. В горной части представлены аналоги почти всех природных зон земного шара. Летом, когда у подножия Гималаев люди изнывают от 30- градусной жары, высоко в горах стоят скрипучие морозы. При этом в Гималаях микроклимат даже соседних районов, лежащих на одной высоте, отличается в зависимости от экспозиции склонов. Благодаря разнообразию природно- климатических условий сравнительно небольшой по площади Непал обладает огромным видовым богатством флоры и фауны. Например, в Ненале живет более
800 видов птиц, это больше, чем во всей Европе (около 550) или чем в
Северной Америке (около 750). Здесь спасаются от зимних морозов перелетные птицы из Сибири, а от жары - птицы с острова Цейлон.
Климат Непала - муссонный, а Гималайские горы служат гигантским конденсатором влаги. Влажный сезон - с мая по август. Поскольку муссонные воздушные массы движутся с юго-востока, восточная часть страны получает вдвое больше влаги, чем западная. Запад страны не просто суше, чем ее восток, но и муссонный период на западе короче. Наибольшее количество влаги выпадает в среднем поясе гор — на уровне примерно 1500 - 1800 м. Зимой направление муссона меняется на противоположное. Холодный, лишенный влаги воздух, из глубины Азиатского материка устремляющийся на юг, - тоже муссон, но холодный. Зима в Непале ассоциируется с сухостью.
Природно-географическая зональность Непала целиком замещена высотной поясностью, и то обстоятельство, что зоны (пояса) имеют широтное простирание, связано лишь с таким же простиранием горной системы Гималаев.
Положение поясов определяется высотой над уровнем моря. При этом границы поясов выше на востоке и ниже на западе, поскольку количество осадков сокращается с востока на запад.
Самый южный ландшафтный пояс простирается до высоты 1900 м над уровнем моря. Он охватывает тераи, хребет Сивалик и нижнюю часть склонов
Махабхарат. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения бананов. Средняя температура июля +27...30 градусов, января +15...17. На востоке тераев выпадает 1800 мм осадков. В отличие от влажного лета зима сухая. Особенно сухо в западных тераях, там часты горячие ветры, поднимающие с иссохшей земли тучи пыли. Летом в результате наводнений реки сильно разливаются и часто затопляют поля, что приводит к гибели урожая. В холодный же сезон зачастую сельское хозяйство страдает от недостатка влаги.
Некогда тераи представляли собой непроходимые джунгли - переменно-влажные тропические леса. Кстати, слово "джунгли" пришло к нам из английского языка, который заимствовал его из санскрита ("джангль" у индийцев как раз и означает "лес"). Джунгли -это совсем не то, что экваториальные леса Конго или Амазонии. В экваториальных лесах могут быть более влажные периоды и менее влажные, но сухих не бывает. В субэкваториальных джунглях четко выражены влажный и сухой периоды года. Вспомните описание засухи в "Книге джунглей" ("Маугли") Р. Киплинга. Не в меру затянувшееся сухое время года - это бедствие, когда, по Киплингу, даже хищные и травоядные звери объявляют перемирие. Ныне леса в тераях сильно поредели, а многие просто-напросто вырублены и сожжены, а на их месте появились поля. В тераях поля вообще доминируют; разнообразие в ландшафт вносят заросли бананов, плодовые деревья около деревенских хижин, одиночные пальмы. Вдоль рек и вокруг болот обычны высокие заросли слоновой травы, тростника и бамбука. Джунгли сохранились у подножий и на склонах хребта Сивалик.
Окаймляющие тераи с севера горы Сивалик имеют примерно такой же климат, что и тераи. При этом западная часть хребта Сивалик, получая меньше влаги, чем восточная, имеет и более бедную растительность. Пологие южные склоны западной половины хребта Сивалик покрыты уже не лесом, а только кустарником, а то и вовсе оголены.
Благодаря жаркому влажному климату Восточного Сивалика растительность здесь наиболее пышная. У подножия и на склонах хребта в непроходимых чащах джунглей растут такие деревья, как сал, сису, кхаир, симал, карма,сирис.
Особенно ценят в Непале дерево сал (Shorea robusta). Сал отличается очень крепкой древесиной, которая не подвергается порче жучками-древоточцами. Не зря сал использовался при строительстве пагод. А из крупных листьев сала изготовляют тарелки для праздничных застолий. В сухих саловых лесах ведутся лесоразработки. Стволы деревьев обвиты лианами; ветви густо покрыты крупными цветами орхидей.
Богата здесь и фауна. В джунглях Си-валика обитают обезьяны, кабаны, олени, дикие кошки, леопарды и даже тигры. В заповедниках есть носороги и слоны.
Верхнюю, субтропическую часть горного пояса на высоте от 1200 до 1900 м занимают леса, состоящие из широколиственных деревьев — дуба, каштана, клена, граба, ильма и из представителей субтропической флоры - магнолий, рододендрона, камфарного и лаврового дерева, баньяна. С горизонтальных ветвей баньяна спускаются воздушные корни; при этом они почти срастаются с основным стволом, образуя многоствольное дерево. Здесь же заросли горного бамбука, который используется для строительства мостов, домов, мебели, корзин, музыкальных инструментов и много другого. В лесах насчитывается более 90 видов орхидей; многие из них паразитируют на ветвях деревьев.
Склоны на высоте 1900 - 2800 м находятся в горном умеренном поясе. Верхняя граница пояса совпадает с пределом распространения дуба. В лесах умеренного пояса много рододендрона. У нас в горах Северного Кавказа это кустарник, в
Непале же - высокое дерево. Цветок рододендрона (лали-г-ранс на языке непали) признан национальным цветком Непала. Эти крупные и яркие цветы цветут весной (в феврале - мае), и в это время года склоны буквально пламенеют ими (цветы рододендрона обычно красные, но бывают розовые, фиолетовые, белые). На хорошо освещенных склонах рододендрон соседствует с гималайской сосной.
Выше 3000 м климат становится умеренно холодным. Здесь лиственные деревья постепенно вытесняются хвойными - серебристой елью, голубой сосной, лиственницей, древовидным можжевельником и знаменитым гималайским кедром.
На высоте от 3200 до 4000 м доминирует пихта, из лиственных остается только береза. Верхняя граница пояса, проходящая на высоте примерно 4000 м, совпадает с пределом распространения пихты.
В лесах умеренного и умеренно холодного поясов обитают гималайский медведь
(он не бурого цвета, как наш, а черного), тибетский волк, мускусная кабарга
(железа самца этого мелкого оленя вырабатывает мускус, необходимый для производства духов), панда.
Над поясом горных лесов располагаются альпийские луга. Среди цветов выделяются ирисы, анемоны и особенно эдельвейсы, которые порой образуют целые поля. С высоты 4000 м начинается холодный пояс. Его верхняя граница
(5200 м) совпадает с пределом распространения альпийских лугов, выше исчезает и альпийская луговая растительность. Начинается безжизненное царство камня, снега и льда. Холодный климат ледяной зоны Гималаев выражен резче, чем в других горных странах на тех же широтах. Нигде нет столь низкой температуры (минус 40 градусов), такой разреженной атмосферы и таких ураганных ветров, как на восьмитысячниках Гималаев.

САГАРМАТХА, ОНА ЖЕ ДЖОМОЛУНГМА, ОНА ЖЕ ЭВЕРЕСТ.

Самую высокую гору мира непальцы называют Сагарматха ("Властелин мира"), тибетцы - Джомолунгма ("Богиня - мать мира"), а европейцы предпочитают именовать ее Эверест. Примечательно, что непальцы и тибетцы обожествляли эту вершину, даже не будучи осведомленными, что она - высочайшая на Земле.
Об этом факте вообще человечество узнало только в 1852 г., когда весь мир облетела весть об открытии высочайшей точки планеты. Именно тогда сотрудники топографической службы Индии определили, что эта гора -самая высокая на Земле. Они же и дали ей имя в честь Джорджа Эвереста, 20 лет возглавлявшего индийское топографическое ведомство. Дж. Эверест - родной дядя известной английской писательницы Этель Лилиан Войнич, прославившейся своим романом "Овод", которым зачитывалось в юности несколько поколений.
Первый план восхождения на Эверест был разработан в 1893 г., а первую попытку покорить гору предприняли в 1921 г. Кстати, в период правления семейства Рана какие-либо иностранные альпинистские восхождения запрещались, поэтому альпинисты вынуждены были подниматься на Эверест "в обход" - не с непальской территории. Понадобился еще 31 год и горький опыт тринадцати неудачных восхождений, чтобы впервые покорить Эверест. 29 мая
1953 г. это удалось новозеландскому альпинисту Эдмунду Хиллари и непальскому проводнику-шерпу Норгею Тенцингу. В подавляющем большинстве восхождений альпинисты привлекают в качестве носильщиков шерпов - людей исключительно выносливых, упорных, прекрасно знающих нрав родной
Сагарматхи.
Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35 м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны).
Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и сентябрь - ноябрь (послемуссонный).

Почему трудно этнографам?

Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому
"национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.
К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а этнических - в Среднем Непале 11 из 26.
Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".
По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков.
Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето- бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие
- из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты.
Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из
Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.
Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова
"Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения.
Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система продолжает существовать.
Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая.
Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты
("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.

В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы):
1) брахманы - священнослужители;
2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;
3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;
4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау
- цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные, сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)
Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией.
Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных.
Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх- кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров
Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш
Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето- бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали, имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари, распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме
Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны.
Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868), считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский, гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на языках многих его народностей.

Динамика и размещение населения.

В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем, смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных источников.
Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) , когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри, редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку, маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом
"нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%, по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду
(вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в
Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы
(Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре -
15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.

ОБРАЗОВАНИЕ

За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование
-пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте).
Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94% мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.).
Действуют три университета, из которых два - государственные, а один - частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет -
Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия
Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад), радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия существует с 1985 г.).

ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ

Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и
5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами
- галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота, жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу.
Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет, хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей или жаровен с углем в состоятельных семьях используют электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное.
Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы, стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать.
Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины, сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины, сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6- метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку, пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины.
Одежду дополняет яркая шаль.
Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах - крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).
По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет.
Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи - кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком посыпается пробор в волосах невесты.
Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских женщин красный цвет преобладает. ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах - чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу, немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).
Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные) небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к нему притрагивается представитель более низкой касты, считается оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!
Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу, мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат- таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).
Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.
Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах, прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир, предлагаемый туристам.
Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали, садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их соседей-индийцев привычки к такой позе нет.
Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам.
Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове, точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку дров, ведь древесина
- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика
-одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика
- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в тераях
-слоны.
Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как
"приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и бар {баньян). Мы можем легко представить их, мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь.
Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек, отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос
(3,2 км).
24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский дом целиком держится на женских плечах.
Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того, как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно, завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества.
Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.
В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п.
На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового дня, принято есть основательно.
Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе.
Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены.
Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове, козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.
К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится.
Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и утром, и вечером.
После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи, как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают ребятишкам сказки...

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.