РУБРИКИ

Эстетика урбанизированного ландшафта

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Эстетика урбанизированного ландшафта

Эстетика урбанизированного ландшафта

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Географический факультет

Кафедра физической географии и геоинформационных систем









Эстетика урбанизированного ландшафта


(магистерская диссертация)






Выполнил студент

2 курса 971-м группы

Пошелюжин Александр Васильевич


_________________________


Научный руководитель

к.г.н., доцент Барышникова Ольга Николаевна


_________________________


Допустить к защите                                                   Работа защищена


Зав. кафедрой,                                                            ___________________­  2009 г.

к.г.н., профессор

Хабидов Александр Шамильевич                           Оценка __________________


(подпись) ______________                                      Председатель ГАК


_________________ 2009 г.                                      _________________________


                                                                                    _________________________



Барнаул  2009

РЕФЕРАТ




Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности урбанизированного ландшафта.

Тема работы – эстетика урбанизированного ландшафта с позиции эстетического ландшафтоведения.

Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов с позиции эстетического ландшафтоведения.

В работе использована собственная методология, основанная на методах статического и картографического анализа с привлечением методических аспектов из психологии и дизайна. Методология заключается в том, что оценка эстетики урбанизированных ландшафтов производится методом «ключей», где каждая точка обзора оценивает ландшафт по четырем общим критериям: целостность, структурированность, мера разнообразия и специфичность. Для каждого из этих критериев разработан список собственных показателей, по которым производилась балльная оценка ландшафта и данные представлялись в виде упрощенной картосхемы.

После проведения полевых работ и создания картосхемы по некоторой части Барнаула, полученная картосхема показала, что наша методология вполне логична. Ее применение возможно на проектной основе с следующих целях: индикация бытовых и социальных процессов в городе, направленное воздействие (манипуляция) на психику реципиентов, погруженных в данную среду. Кроме этого, в процессе работы проведен критический анализ литературы по теории эстетического ландшафтоведения. Нами было выявлено несколько конструктивных ошибок большинства авторов: склонность к популяризации научных изысканий изложения работ, отталкивание от философских категорий (непрактичный аспект), конфликтность оперируемых понятий, игнорирование факта раздела восприятия человека на три уровня.

Методологию можно расширять по выбору показателей для целей конкретного проекта. Методология может быть актуальна для целей благоустройства города, воссоздания социальных настроений в отдельных пунктах города, повышение эффективности архитектурных и рекламных работ, индикация таких социальных процессов как мелкая преступность (хулиганство и др.), очаги распространения вредных насекомых и растений (по признаку запустения) и т.д.

Основные выводы из работы:

1. Существующие методологии оценки эстетических свойств ландшафта неоднозначны и сомнительны по своей результативности. Поэтому необходимо искать иные принципы разработки методологий. Возможно, более продуктивным будет совместное привлечение научных изысканий из различных областей науки: география, психология, медицина, философия, дизайн и др.

2. Т.к. в промышленном дизайне уже имеется осмысленный опыт в манипуляции сознанием реципиентов, мы можем заключить, что вообще возможна адекватная формальная оценочной система эстетических свойств. Объяснением этого служит наличие в живой среде системы психических механизмов, в том числе отвечающих за эстетическое постижение. В частности, в медицине и психологии уже существуют некоторые представления о психофизическом воздействии цвета на организм человека.

3. Оценочная система актуальна лишь в двух нижних уровнях эстетического восприятия: морфологическом и семиотическом. Высший уровень, феноменологический, не достаточно моделируем, но и его актуальность в усредненных моделях будет незначительна. Поэтому для целей изысканий по тематике настоящей работы интерес представляют лишь первые два уровня.

4. Полученная нами методология демонстрирует вполне логичные результаты по картосхеме, поэтому мы считаем ее достаточно адекватной, чтобы предъявить в качестве эффективной альтернативы другим методологиям.

СОДЕРЖАНИЕ




Реферат                                                                                                        2


Содержание                                                                                                 4


Введение                                                                                                      6


Глава 1. Эстетика как наука. Эстетическое ландшафтоведение:

1.1 Теоретические основы эстетики                                                  7

1.2 Развитие представлений об эстетике природы                                     9

1.3 Научно-методические истоки эстетического

ландшафтоведения                                                                              12

1.4 Становление эстетической геоморфологии                                 14

1.5 Конструктивные ошибки современных исследователей ландшафтной эстетики                                                                                                      17


Глава 2. Эстетическое постижение ландшафта:

2.1 Общая схема эстетического постижения действительности          19

2.2 Ландшафт как база формирования эстетической модели

2.2.1 Основное положение (парадигма)                                     23

2.2.2 Гармонические законы цветоведения.

Природный диктат цвета                                                            26

2.2.3 Форма в природе                                                                33

2.3 Оперирование древними инстинктами человека в современном рекламном дизайне                                                                                   37



Глава 3. Эстетическая оценка ландшафтов:

3.1 Классические подходы к оценке                                                  39

3.2 Дизайнерский подход                                                                   42

3.3 Формулировка и обоснование системного подхода                             44

3.4 Применение системного подхода на примере г.Барнаула           48


Заключение                                                                                                  52


Библиографический список                                                                        54

ВВЕДЕНИЕ




Тема настоящей работы «Эстетика урбанизированного ландшафта». Рассматривается не только вопрос эстетической привлекательности городской среды, но и вопрос ландшафтных истоков формирования человеческой перцепции. Тема работы слабо осмыслена в направлении ландшафтоведения, поэтому представляется полезным ее

Цель – разработать авторскую методику оценки эстетических свойств урбанизированных ландшафтов.

Объект исследования – эстетические свойства ландшафта.

Предмет исследования – методология оценки эстетической ценности ландшафта.

Поставлены задачи:

1.     Изучить теоретические представления эстетики, эстетического ландшафтоведения, социальной геоморфологии, психологии, медицины и дизайна о закономерностях эстетического восприятия.

2.     Рассмотреть опыт рекламного дизайна в области манипулирования человеческим восприятием.

3.     Интерпретировать факторы восприятия человека относительно среды обитания человека.

4.     Изучить современные методологии по оценке эстетической привлекательности ландшафта, обобщив тем самым существующий методологический опыт.

5.     Разработать авторские принципы оценки эстетических свойств урбанизированного ландшафта и обосновать их.

6.     Опробовать авторскую методику на конкретной территории исследований.


Глава 1. Эстетика как наука.

эстетическое  ландшафтоведение



1.1 Теоретические основы эстетики



Термин «эстетика» (греч. Aisthetikos «чувствующий, воспринимаемый чувствами») был введен в науку немецким философом А.Баумгартеном в середине XVIII в. [23, с.11]

Согласно определению Ю.Борева [7, с.13], эстетика – это «философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства». Предметом эстетики автор называет «весь мир в его эстетическом богатстве, рассматриваемый с точки зрения общечеловеческой значимости (эстетические ценности) его явлений» [7, с.13]

Наиболее простое и правильное определение дает В.А.Николаев: «В наше время эстетика определяется как наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты» [23, с.11]. С этой позиции, первичным в формировании эстетического восприятия человека следует признать природную среду, после нее – искусство, т.к. искусство - вторичное явление, лишь отражающее действительность.

Таким образом, в общем случае эстетика рассматривает два взаимосвязанных круга явлений  [7, с.13]:

- эстетически-ценностное отношение человека к действительности,

- и художественную практику людей (обобщая мировой художественный опыт).

Выделяют шесть проблемных полей эстетики:

1. Эстетика действительности. Природа и сущность эстетического, историческая обусловленность и изменчивость его форм и их значимости в художественной и эстетической жизни общества, универсальное значение категории прекрасного…

2. Эстетика искусства. Художественное творчество в его эстетическом отношении к действительности и в его значении для человечества.

3. Теоретико-информационная эстетика (в т.ч. социокоммуникативная эстетика).

4. Рецептивная эстетика.

5. Техническая (индустриальная) эстетика теория дизайна, теория освоения мира по законам красоты промышленными средствами.

6. Практическая эстетика – все, что не создано в форме искусства.

Основа эстетики заключается в метакатегории «эстетическое». По определению Ю.Борева, «эстетическое – многообразная действительность, взятая в ее значении для человечества как рода и с учетом степени ее освоенности обществом, в свете высших для данного этапа исторического развития возможностей личности и общества» [7, с.19]. « Это придает эстетике мировоззренческий характер и делает ее философской дисциплиной. В отличие от философии, сосредотачивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и на постижении сущности природы, общества и мышления, эстетика сосредотачивается на проблеме человеческого значения бытия и его многообразных проявлений (постижения их ценности)» [7, с.19].

Известно пять моделей эстетического:

1.           Объективно-духовная, объективно-идеалистическая: эстетическое – результат одухотворения мира Богом или абсолютной идеей.

2.           Субъективно-духовная, персоналистская, субъективно-идеалистическая: эстетическое – проекция духовного богатства личности на эстетически нейтральную действительность.

3.           Субъективно-объективная, дуалистическая: эстетическое возникает благодаря единению свойств действительности и человеческого духа. Т.е. прекрасное есть результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты, или с его практическими потребностями, или с нашими представлениями о прекрасной жизни.

4.           Материалистическая, «природническая»: эстетическое – естественное свойство предметов, такое же, как вес, цвет, симметрия, форма.

5.           «Общественная» концепция: эстетическое – объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью человечества (общечеловечески значимое в явлениях) [7, с.32-34].

В соответствии с вышеизложенным аналогично понимается и другая важнейшая категория эстетики – прекрасное. О прекрасном существует несколько десятков различных пониманий. В нашем исследовании поддерживается мнение западноевропейской эстетики конца XIX-XX вв., которая «отдала предпочтения воззрениям, согласно которым человек в процессе восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир и заставляет его излучать красоту. Природа лежит «по ту сторону прекрасного и безобразного», она «внеэстетична», как и «внеморальна» и «внелогична». Красоту в природу вносит человек» [7, с.50].

1.2 Развитие представлений об эстетике природы



Наиболее ранние теоретические разработки относительно эстетики природы относятся к античному времени. Учения носили чаще материалистический характер. Например, пифагорейцы  в VI-IV вв. до н.э. считали, что мир и его красота следуют законам геометрии. Гераклит (544–483 гг. до н.э.) понимал гармонию как результат синтеза и взаимного дополнения противоположностей. Начиная с Сократа (469-399 гг. до н.э.) античная философия, носящая антропоцентрический характер, обращается к изучению человека как субъекта эмоционального и рационального постижения действительности. Платон (428-348 гг. до н.э.) утверждал, что прекрасное объективно, являясь материальным воплощением абсолютного духа.

Ученик Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.), считал прекрасное свойством самих вещей. Аристотель основал принцип соразмерности человека и предметов, которые он принимает за красивые, т.е. человек понимался как мера всех вещей. Кроме этого он разработал принцип, основанный на теории мимезиса (подражания), различающий объект, предмет, материал, способ и цель подражания. Этим единым принципом он объяснял и эстетические категории, и природу искусства, и его виды и жанры. Так, всякое искусство – это подражание многообразным явлениям действительности (объект подражания) [7, с.17].

В средневековье природа признавалась как творение Бога, а Бог – как явление красоты, добра и истины. Крупный представитель западного христианства Августин Аврелий (Блаженный) (354-430 гг.) оставил богатое богословное наследие, в том числе труды по эстетике. Безусловным критерием красоты он признавал природную целостность со свойственными ей гармонией и иерархичностью составляющих элементов. Выдвигалась идея о соподчиненности сверху вниз таких природных образований, как человек – животное – растения – неживая природа, причем данная система ставилась в связь с этапами творения мира, описанными в «Библии».

В эпоху Возрождения (XIV-XVI века) произошел возврат к некоторым античным идеям: человек вновь был признан как мера вещей, развивался культ человека, его разума, воли и красоты. В это время широко развивается живописное искусство, в котором происходит постепенное становление роли природного ландшафта, вплоть до образования пейзажного жанра. В это время в искусствоведении был введен термин «ландшафт».

В это время особенно яркое выражение приобретает рукотворное преобразование ландшафтов, в т.ч. декоративное садоводство. Таким образом, главная идея эпохи Возрождения – это совместное творческая работа с природой, а не пассивное ее созерцание.

Эпоха Просвещения (XVII-XVIII века) называется расцветом западноевропейской пейзажной живописи. Художественное видение природы способствует формированию эстетических представлений о различных параметрах пейзажа (композиция, колорит, динамизм и т.д.). Впоследствии они оказали существенное влияние на развитие ландшафтной эстетики.

Далее наступает время философского осмысления, наиболее важным проявлением которого можно назвать философию И.Канта. Он отказался от идеи антропоцентризма, считая человека лишь частным воплощением всемирного порядка и гармонии. При этом красота признавалась как явление не зависящее от познавательного процесса, но требующее некоторого уровня культуры у субъекта восприятия. Природа признавалась как неиссякаемый источник эмоционального богатства, физического и духовного здоровья человека.

Другим важнейшим философом этого времени, занимавшийся вопросами эстетики, является Фридрих Гегель. В отличии от И.Канта, он считал, что природа не может наделяться красотой без человека (субъекта восприятия). Иными словами, Кант признавал красоту в природе как имманентное явление, а Гегель – как субъективное, порожденное человеком.

Вторая половина XIX – начало XX веков характеризуется кризисом в науке и культуре, который был вызван господствовавшим долгое время европейским рационализмом со свойственными ему механистической научной парадигмой и редукционизмом. Это вызвало «переоценку всех ценностей», преобразование идейных ориентиров. Соответственно, внеценностное научное отношение к природной эстетике привело к проблеме эстетического отношения к ней. В свое время В.И.Вернадский придавал чрезмерное, «геологическое» значение именно науке, полагая ее ведущим фактором духовной деятельности, поистине творческим, а все другие проявления, и среди них религия, искусство и философия, - ведомыми. Культурная ценность науки признается как бы самодостаточной, абстрагируется от ценностей других форм общественного сознания, в том числе нравственных и эстетических; это отвлечение и было условием прогресса науки [12, с.53].

В тоже время происходит перестройка философской науки. Наиболее важной персоной здесь является исследователь В.С.Соловьев. Главную идею его работ можно обозначить так: «… гармония и красота – категории исторические» [23, с.28]. В работе «Красота в природе» он развивает мысль об эстетическом прогрессе природных образований по мере эволюции мира. Идейной составляющей этого суждения является гипотеза о рождении гармонии и порядка из хаоса. Также и ландшафты отождествляются с развивающейся из хаоса системой, которая на примитивном уровне имела низкие эстетические качества, а по мере своего «упорядочивания» эстетическая ценность ландшафта возрастала.

Современное философское понимание можно сформулировать в виде субъект-объектной системной парадигмы, суть которой состоит в признании объективных основ эстетического в реально существующей гармонии окружающего мира [23, с.28].



1.3 Научно-методические истоки эстетического ландшафтоведения



Начало развития направления эстетического ландшафтоведения связывают с фигурой А.Гумбольдта (1769-1859). Повлиявшая на него немецкая классическая философия (главным образом философия И.Канта) сказалась на его 6-томном труде «Космос». В начале своего труда А.Гумбольдт пишет: «…Природа есть единство во множестве, соединение разнообразного через форму и смешение, есть понятие естественных вещей и естественных сил как понятие живого целого» [23, с.55]. Дополняющие друг друга рационализм и эмоциональность выделяют его работы.

Эстетика А.Гумбольдта имеет несколько отличительных особенностей:

1. Вопреки бытовавшему в то время мнению, что знание губит чувство прекрасного (т.е. наслаждаться прекрасным могут только простые люди, но не ученые), А.Гумбольд считал, что путь к прекрасному лежит через знание [23, с. 54].

2. Понимание целостности природы есть необходимый эстетический принцип. Обособление отдельных частей целого как самостоятельных образований нарушает ощущение прекрасного.

В.П.Семенов-Тян-Шанский первым обозначил ландшафтную эстетику как важную географическую проблему. В его труде «Район и страна» (1926 г.) всесторонне рассмотрен феномен пейзажа. Отмечалась также важная роль соприкосновения искусства и географии, т.к. география основана на зрительских впечатлениях и «пропитана» ими.

Другим важным событием был сводный труд А.Геттнера «География. Ее история, сущность и методы» (1927 г.). В работе А.Геттнер определяет предмет ландшафтной эстетики и ставит вопрос об ее методологических подходах.

В советское время вопросу эстетического ландшафтоведения почти не уделялось внимание. Выпускались страноведческие описания, например «Всеобщая география» (1927-1946 гг.). В 1960-х годах в СССР вопросы эстетических ценностей ландшафта поднял Д.Л.Арманд. Он возвратился к античной идеи, что красивое должно быть полезным (соответственно, разумное должно быть красивым), и призывал сохранять красоту естественной и рукотворной природы. Вслед за ним А.Г.Исаченко, разрабатывая геоэкологические основы учения о культурном ландшафте, отмечал эстетические достоинства пейзажного облика как важную характерную черту ландшафта.

В 1975-м году выходит беспрецедентный труд литовских исследователей под руководством К.И.Эрингиса «Экология и эстетика ландшафта». Труд посвящен классификации, картографированию, эстетической и экологической оценке пейзажей. Аналогов подобного серьезного и глубоко труда в настоящий момент нам не известно.

Ближе к современному времени вопрос стал подниматься все чаще, но в основном за пределами СССР. Во Франции в 1993 г. в связи с растущей хозяйственной деятельностью принят уникальный «Закон о пейзаже», по которому строго запрещено проводить ландшафтное планирование без специального разрешения, учитывающего эстетические свойства ландшафта. В последние 10-15 лет появилось множество разнообразных статей и небольших монографий, однако кардинальных и глубоких исследований, способных войти в историю, из них назвать нельзя. Среди этих работ можно назвать обсуждения геоморфологов на тему «Рельеф и человек» в рамках Иркутского семинара по проблемам теоретической геоморфологии (середина 2000-х гг.). Итогом этих дискуссий явилась монография «Рельеф и человек», в которой поднимаются и изыскания в области эстетической геоморфологии. Примечательно, что тем ни менее направление эстетического ландшафтоведения вошло в университетские учебные программы, появилось несколько учебных пособий для вузов. Наиболее примечательным пособием можно назвать «Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн» (2005 г.) В.А.Николаева.

1.4 Становление эстетической геоморфологии



Т.к. оценка эстетики начинается с осязаемых характеристик, то наиболее логично предположить, что ландшафтная эстетика должна рассматриваться, прежде всего, в рамках геоморфологии. Г.Ф.Уфимцев считает: «Говоря о социальной геоморфологии, об эстетической геоморфологии, мы должны задать себе вопрос о взаимосвязанности этих научных направлений. Какова она? Несомненно, что геоморфология социальная охватывает весь комплекс проблем в паре «рельеф и человек» и в таковом качестве включает в себя и эстетическую геоморфологию… <…> Социальная геоморфология более ориентирована на синтез проблем в связке «рельеф и общество», и потому ее прикладная составляющая, как говориться, на виду. В эстетической геоморфологии важнейшим оказывается взгляд человека на рельеф как индивидуума, и затем передача этого взгляда обществу…» [27, с.5]

Геоморфология «… изучает исторически развивающийся рельеф земной поверхности, исследует внешний облик рельефа суши и морского дна, происхождение, возраст, особенности строения, развития и распространения тех или иных его форм, воздействие на формирование рельефа эндогенных и экзогенных процессов, а также антропогенных факторов. Геоморфология подразделяется на общую и региональную. Кроме того, в ней обособились структурная, климатическая, динамическая, прикладная геоморфология, геоморфология моря» [21, с.30].

В общей и прикладной геоморфологии выделяется направление социальной геоморфологии. Д.А.Тимофеев дает ему определение как научному направлению, которое изучает «…взаимосвязи и результаты взаимодействий геоморфологических систем любого ранга с системой экологии человека» [27, с.7]. О.А.Борсук с соавторами [27, с.9] дает более развернутое определение: «направление в теоритической и прикладной геоморфологии, изучающее наиболее общие черты взаимоотношений геоморфологической части окружающей среды с экосистемой человека». Несмотря на схожесть этого определения с уже устоявшимся в геоморфологии, имеется существенное отличие. Геоморфологическая часть среды рассматривается авторами как фактор-условие, а предметом дисциплины называются социальные (относящиеся к обществу) аспекты геоморфологии. Социальная геоморфология изучает: 1) геоморфологическую часть среды, обеспечивающих людям социальный комфорт: разнообразие ландшафтов и природных ресурсов мест расселения, мест отдыха, духовную свободу; 2) требования людей (общества) к геоморфологическим условиям; 3) геоморфологические условия маргинальных пограничных и зон «геоморфологического дискомфорта».

В рамках социальной геоморфологии также выделяются направления экологической, антропогенной и инженерной геоморфологии (схема соотношений социальной геоморфологии со смежными дисциплинами показана на рисунке 1). О.А.Борсук с соавторами считает, что все эти направления могут быть синтезированы эстетическим.

Рисунок 1

Авторы также утверждают [27, с.11-12]: «Социальная геоморфология рассматривается нами как новое синтезирующее направление в теоретической и прикладной геоморфологии. Она должна выработать общие геоморфологические основы для группы уже сложившихся или складывающихся ветвей науки о рельефе земной поверхности. «Под крыло» социальной геоморфологии войдет целиком или частично антропогенная, экологическая, инженерная, сельскохозяйственная, поисковая, рекреационная, эстетическая тематики, а также изучение проблем, возникающих при исследовании двух пар – рельефа и культуры, рельефа и этносов». Задачи, которые (по мнению авторов) способна исследовать социальная геоморфология:

1.     Исследование взаимосвязей между геоморфологическими системами (крупными типами рельефа) и социально-экономическими и культурными сообществами в прошлом и настоящем. Разработка социальных требований к «оптимальным» геоморфологическим условиям окружающей среды. Анализ этих требований на разных стадиях развития общества, в разных природно-климатических условиях.

2.     Изучение материальных и духовно-этических результатов этих взаимосвязей.

3.     Анализ изменений указанных взаимоотношений в географическом (геоморфологическом) пространстве и в историческом времени.

4.     Разработка комплексных методов изучения поставленной проблемы.

5.     Выявление вклада геоморфологии, в первую очередь социальной, в оптимизацию последствий взаимных действий человека и геоморфологической части окружающей среды.

Итогом социально-геоморфологических изысканий должна стать социальная оценка рельефа.

Принципиально геоморфология базируется на системе взаимоотношений «человек - рельеф». Проблемы взаимодействия человека и его природного окружения стали активно обсуждаться после появления научного направления «экология человека», т.е. с начала XX века. Рельеф отныне признается основой экосистемы человека, это главная концепция в экологической геоморфологии. В 2000-х годах «…возникло новое направление в геоморфологии, которое с подачи Д.А.Тимофеева с соавторами получило название эстетическая геоморфология. Оно сразу же получило признание, свидетельство чего являются многочисленные публикации как в виде отдельных статей, так и в сборниках научных конференций» [27, с.39]. Однако, по мнению Л.А. Лихачевой [27, с.19], «… пока не очень понятно, для чего возникла и куда развивается эстетическая геоморфология, хотя она уже заявила о своем существовании».

1.5 Конструктивные ошибки современных исследователей ландшафтной эстетики


Прежде чем говорить об эстетическом освоении ландшафта, необходимо признать, что в эстетическом ландшафтоведении существует большая проблема конфликтности понятий и терминов. Это, очевидно, вызвано чрезвычайной широтой связей данного направления с различными областями науки (вследствие своей обширной междисциплинарности) – географией, философией, психологией, искусствоведением, дизайном и т.д. Такая широта связей приводит к терминологическому конфликту. Чтобы избежать этой ошибки, мы будем давать определение таких конфликтных терминов в том значении, которым сами будем пользоваться.

Второй проблемой многих исследователей является то, что они начинают с философских категорий, т.е. исходят из общего и двигаются к частному. Мое исследование изначально следовало из частного к общему, т.к. я начинал его со стороны психологии (практическая психология начинает изыскание с ситуации, а не от понятий). Это по-новому позволило взглянуть на вопрос эстетического освоения ландшафтов, приравнивая эстетическое восприятие к психологическим процессам, главное из которых – мышление, – изучено уже достаточно глубоко.

Третья ошибка является безконструктивностью и отсутствием логичной системы изложения материала в научных трудах по теме ландшафтной эстетики. Также большинство трудов по ландшафтной эстетики и ландшафтному дизайну изобилует разнообразными поэтическими и прозаическими цитатами, формулировками популяристского характера, что весьма не свойственно научному труду, нарушает общий научный контекст, научно оказывается не обоснованным, выдает эмоциональность исследователя (его неадекватность), которая излишня в научной работе, а также неоправданно увеличивает печатный объем работы.

Четвертая ошибка рассматривается нами в параграфе 3.2 настоящей работы. Исследователи игнорируют тот факт, что восприятие человека состоит из трех составляющих: морфологического, семиотического и феноменологического. Но существующие методологии и исследования опираются в основном именно на морфологическое изучение эстетических свойств ландшафта. Возможно, главная причина этого – возможность проводить численную оценку.


Глава 2.  эстетическое  постижение  ландшафта



2.1 Общая схема эстетического постижения действительности



Как уже отмечалось, большинство исследователей в своих работах начинают исследование из общих категорий, т.е. от общего к частному (сверху вниз). В своей работе я поступил от противного, т.е. от частного к общему (снизу вверх). Причина этого заключена в логике и системе психологических процессов. Иными словами, осознание эстетических свойств (в том числе ландшафта) не приходит изначально, ему предшествует некий предварительный структурированный и последовательный процесс разнообразных психических операций. В первую очередь это познавательные процессы, затем их мыслительная интерпретация (сознательная и бессознательная), и лишь после этого – переживание, в том числе собственно акт эстетического постижения.

На основании сведений эстетики и психологии, мной была составлена общая схема эстетического постижения действительности (рисунок 2). Данная схема наиболее логична и практически неизменна, т.е. нельзя поменять местами какие-либо ее пункты, т.к. это нарушит всю логику и взаимосвязь элементов схемы в целом. Рассмотрим схему по этапам.

Непосредственно-познавательный этап. При постижении любого визуального явления (например, конкретного пейзажа) мозг получает информацию о нем по средствам органов чувств. В случае пейзажа это только визуальные сведения. Причем человек способен познать лишь два визуальных параметра любого явления или объекта – это его окраска и форма. Любой другой параметр является лишь их различными проявлениями. Например, динамизм является, по сути, последовательной сменой цветовых и композиционных характеристик. Наряду с ощущениями и представлениями восприятие образует чувственную основу мышления. Здесь следует отметить явление синэстезии – термин, означающий в психологии межчувственную связь [20, с.160]. Синэстезия (греч. соощущение, сопредставление) – восприятие объекта всей совокупностью чувств [23, с.60]. Познавательный этап являет собой непосредственное познание.


Общая схема эстетического постижения действительности

Рисунок 2

Опосредованно-познавательный этап. Получив первичную информацию, мозг анализирует ее по средствам сопоставления с заложенной в памяти информацией, в т.ч. на уровне инстинктов. Такое опосредованное познание называется мышлением. Благодаря этому процессу удается раскрыть отношение между предметами, выявить их связи, определить случайные совпадения. Таким образом, функция мышления заключается в расширении границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Главная особенность мышления – его опосредованность (т.е. человек способен познать неизвестные ему свойства через известные, одни свойства через другие). Другая особенность – обобщающий характер. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Различают три вида мышления:

Наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Вид этого мышления направлен на решение задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление – это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Характерными особенностями его являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно.

Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – установление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно–действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе, отражает общие связи и отношения, оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нем играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей они могут быть в одинаковой мере развиты, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает какой-то один вид мышления.

Установочный этап. Параллельно второму этапу мозг обращается к памяти в попытке совместить информацию с уже приобретенным опытом (рецептивной установкой). Обычно этот этап слабо осознается человеком. Например, увидев огонь, человек обычно не вспоминает конкретный случай своего неправильного обращения с ним. Однако неосознанно он уже понимает, что, прикоснувшись к пламени, может обжечь себе кожу. Благодаря этому процессу работают также различные инстинкты и архетипы. Их наработка формируется как на генном уровне, так и вследствие личного жизненного опыта.

Поэтому выделяют три вида рецептивных установок: историческая (принадлежность к эпохе и своему жизненному опыту), групповая (принадлежность к рецептивной группе) и индивидуальная (индивидуальность восприятия и жизненного опыта) [по 7, с.22]. «Этими характеристиками определяется не только смысл, но и сам онтологический статус предмета восприятия (его социальное положение, рейтинг, бытие в обществе и т.д.)» [по 7, с.22].

Результирующий этап. После внешнего познания предмета восприятия и соотношения полученной информации с рецептивной установкой, возникает необходимость сделать вывод, т.е. оперировать своим отношением к данному явлению. Многие аспекты данного этапа остаются в области бессознательного.

Приведем следующий пример. Человек увидел в лесу стаю волков. Мозг получает чувственную информацию о данном предмете восприятия (внешний вид, издаваемый звук, возможно, запах). Благодаря процессу мышления мозг обращается к памяти и обнаруживает связь с уже заложенной там установкой. Мозг делает вывод о надвигающейся опасности. В этом случае мозг заставляет организм человека вырабатывать адреналин и совершать поспешные действия, направленные на ликвидацию опасности (например, убежать от нее).

Таким образом, работает сложный механизм, образованный за тысячелетия существования человечества. Благодаря этому механизму в области бессознательного сформировались древние инстинкты, позволяющие человеку автоматически реагировать (относиться) на различные внешние явления. В дальнейшем в этой работе эстетическое освоение объясняется как одно из проявлений данного механизма.

Таким образом, эстетическое постижение действительности признается нами как вторичное явление (т.е. как результирующее отношение, формирующееся после восприятия и некоторых других психологических операций). Это в свою очередь подтверждает мнение, что природа эстетически нейтральна и наполняется эстетическими качествами лишь при появлении субъекта восприятия (человека).



2.2 Ландшафт как база формирования эстетической модели



2.2.1 Основное положение (парадигма)



Основное положение, которое мы намерены обосновать в последующих разделах главы, можно сформулировать так:

Эстетическое восприятие возникло в процессе многотысячелетнего приспособления человечества (как представителя животных) к среде обитания как оптимальная (и очень сложная) система отношений представителей человеческого рода к визуальным проявлениям явлений (прежде всего) неживой и (вторично) живой природы, закрепившаяся в сфере бессознательного (например, в виде инстинктов). Мозг обращается к бессознательному за информацией о цвете и форме и получает архаичную информацию об их значении в природе. Она никак не интерпретирована, часто не осознается человеком в жизни и сформирована предками за тысячелетия жизни человечества. Проявляется данный механизм на архаичном (инстинкты), древнем (мифологемы) и современном (архетипы и ассоциации) плане бессознательного.

Мифологема (мифема) – это структурная единица мифа; исходная модель отдельных событий, явлений и ситуаций в жизни, зафиксированных в мифологиях и преподанные в концентрированной образной форме. С такой моделью типологически соотносятся сходные события и явления жизни. Существуют мифологемы устойчивых типов человеческого поведения, мифологемы повторяющихся в литературе персонажей и т.д. Мифопоэтическая модель мира содержит множество таких моделей, т.е. первообразов (мифологем или мифем), обладающих чрезвычайно сильным эмоциональным зарядом и связанных в значительной степени с бессознательными реакциями  [28, с.112, 204].

Архетипы – одно из явлений «коллективного бессознательного» (более подробно явления архетипов и «коллективного бессознательного» описаны у Карла Юнга, швейцарского психолога и философа, основателя аналитической психологии [например, 14, с.577]). «… архетип – еще не образ, а лишь потенциальная возможность этому образу оформиться в соответствии с изначально заданной в сознании «кристаллической решеткой». Однако по мере того, как такие образы и представления оформляются, восприятие их сопровождается <…> необычайно оживленными эмоциональными тонами, они способны впечатлять, внушать, увлекать. Подобно тому, как насыщенный раствор какого-либо вещества порождает кристалл лишь определенной конфигурации, так же и образ формируется в нашем сознании по законам содержащихся в нем архетипов. Но для окончательного оформления этих образов, для выхода их на поверхность сознания необходим «насыщенный раствор» жизненных впечатлений, предоставляющих образному мышлению свой материал» [28, с.110] «Архетип — формирующийся в фило- и онтогенезе феномен восприятия, определенные свойства которого все же могут быть выявлены по его хроматическим функциям» [31].

Ассоциация – способ достижения художественной выразительности, основанный на психологическом эффекте узнавания, сравнения, проецирования художественного образа, ситуаций, ощущений и т.п. на собственные представления, хранящиеся в памяти, а также закрепленные в культурно-историческом опыте [20, с.18].

Таким образом, среда обитания (ландшафт) является исторической базой, на которой в качестве надстройки сформировалось восприятие человека, в том числе эстетическое. Более популярно объясняет В.Н. Невский: «Мировоззрение человека «питается» окружающей средой» [27, с.21].

Подтверждением этого также является хорошо известный факт влияния среды обитания на нрав, быт и физиономические черты тела этнических групп (см. например, Ю.Н.Голубчиков, «География человека», с.60-70, 111-123). Соответственно, понимание красоты данной этнической группой, находящее отражение в быту и искусстве, также отвечает этому постулату. Например, у некоторых племен Африки распространено представление, что косоглазие является признаком красоты, в то время как европейские представители, напротив, считают это дурным вкусом. В средневековых племенах острова Пасхи членам племени с детства расширяли специальными пластинами мочки ушей, преследую этим также индикацию населения по социальному статусу. Эти и многие другие примеры явно указывают на относительность и зависимость эстетического восприятия.

Для подтверждения приведем интересные сведения о зависимости характера от морфологии среды обитания из статьи Г.Ф.Уфимцева [27, с.103]: «Русская идея идеального для жизни морфологического ландшафта и обустройства в Мире человека существенно отличаются от таковой в Западной Европе. Русскому необходим простор <…>. И все это воплощено в реалиях русской жизни: раскидистые посады и пригороды с обширными дворами и огородами, быстро выходившие за пределы городских оборонительных сооружений. Именно такое мироощущение и стремление русских жить в просторе потянуло их ватаги и обозы по радиальным направлениям от Москвы и в особенности в необъятную, хотя и малопривлекательную, с точки зрения обывателя с запада, Сибирь. А на западе другое: плотная городская застройка, и даже сейчас в ней проглядываются прошлые оборонительные линии. В этих разных взглядах на Мир, на идеальное обустройство человека в морфологическом ландшафте нельзя не видеть весьма любопытных противоречий. В России – свободное размещение в ландшафте и общинная организация человеческих сообществ, столь необходимая и полезная в суровом климате. На Западе – скученность и индивидуализм».

Исследования Л.А.Некрасовой подтверждают аналогичное [27, с.37]: «Установлено, что особое влияние на формирование эстетических предпочтений и местного, и сезонного населения оказывают геоморфологические условия местности. Результаты эколого-геоморфологических исследований и данные социологического опроса показали, что характеристики геоморологических условий расположения древних поселений могут служить показателем их рекреационной ценности. При этом эстетические качества местоположения сельского населенного пункта, наряду с доступностью, имеют часто определяющее значение при выборе места для сезонного проживания».

«Архаический человек воспринимал мир целостно и не вычленял себя из этого мира, отстраненная позиция наблюдателя – плод более позднего сознания. Эмоционально включенный в среду человек, полностью адаптированный к этой среде, переживает ее как естественное продолжение себя. Полнейшая «растворенность» его в среде распространяется на все аспекты восприятия, то есть в основе «средового» восприятия лежит мифологический тип сознания, до сегодняшнего дня сохраняющий свою актуальность» [28, с.108].

Столь глубокое усложнение человеческой психологии объяснимо и в рамках эволюционистского течения, причем той его части, которая признает направленность эволюционного процесса. «…в русском космизме, продолжающем линию русской философии в целом, было введено фундаментальное понятие – направленной эволюции, а потом и активной эволюции. Под ней подразумевается направленность вектора эволюции в сторону развития разума, причем разума нравственного». [36, с.49] В русском космизме направленная эволюция признается как процесс постоянного усовершенствования и усложнения [37, с.92].



2.2.2 Гармонические законы цветоведения. Природный диктат цвета

Прежде чем перейти к обсуждению психофизического влияния цвета, необходимо рассмотреть определение этого понятия. Этому вопросу много внимания уделял Н.В.Серов [30; 31], поэтому кратко ознакомимся с его данными. Большинство представлений о цвете, по его мнению, сводится к трактовке опытов Ньютона: цвет – это свойство спектрального состава излучения (пропускания, отражения), вызывающее у человека особые зрительные ощущения. Однако это определение весьма ограниченно, т.к. понимает цвет только с позиции физики и физиологии. После исследований Бюффона и И.В.Гете трактовка цвета чаще стала вмещать и ньютоновское понимание, и эстетическое: «… цвет — это определенный вид психических переживаний, возникающих благодаря как поступающему в глаза внешнему излучению (пропусканию, отражению), так и механическому воздействию на глаза (удар, давление), или внутреннему представлению этого вида переживания в полной темноте (с закрытыми глазами, в воображении, во сне)» [31]. Наиболее современная трактовка определяет цвет следующим образом: «цвет – характерная функция восприятия, передающая выразительность и позволяющая приобрести определенные знания об объекте» [31]. Далее Серов Н.А. отмечает, что «… как эстетические, так и хроматические представления о цвете связаны не с конкретикой каждого из предыдущих определений (физическими параметрами красочного отражения, видом того или иного ощущения, или воздействия и т.п.), а с его триадным отношением к метатеоретическим (философским и эстетическим) категориям с обобщением всех вышеперечисленных определений и возможностью их конкретизации: цвет – это характерный компонент хроматической триады, представляющий идеальное, связанное с материальным через чувство как их эстетическое отношение. В хроматизме понятия идеального и материального планов имеют онтологический смысл, то есть являются относительными друг друга в конкретной системе анализа» [31].

Таким образом, цвет признается как один из важнейших эстетических элементов. Его психофизическое влияние на человека довольно глубоко изучено в медицине, практической психологии, искусствоведении.

Научные основы цветоведения заложил И.В.Гете. Революционными в этом направлении оказались исследования Люшера. В настоящее время активные дискуссионные работы на тему психосемантики цвета ведут выдающиеся последователи Люшера: Базыма Б.А., Бреслав, Клар Г., Петренко В.Ф., Собчик, Яньшина и др. [30]

Рассмотрим кратко концептуальную основу цветоведения. Характеристики всех (ахроматических и квазимонохроматических) цветов принято изображать на примере так называемого цветового тела, содержащего цветовой круг с максимально насыщенными («яркими») цветами по периметру и средне-серым в центре (рисунок 3). Условно крайние точки этого круга – синий, желтый, красный, зеленый.


Цветовое тело [31]

Рисунок 3


Выделяют три группы цветов по сочетанию:

1.     Родственные располагаются в одной четверти круга и имеют хотя бы один общий цвет. Существует 4 группы родственных цветов:

a.      желто-красные;

b.     красно-синие;

c.     сине-зеленые;

d.     зелено-желтые.

2.     Родственно-контрастные цвета расположены в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета являются взаимодополняющими. Существует 4 группы родственно-контрастных цветов:

a.      Желто-красные и красно-синие;

b.     Красно-синие и сине-зеленые;

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.