РУБРИКИ

Агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района

Основным направлением в решении проблемы кормов яв­ляется интенсификация кормопроизводства, включающая мероприятия по улучшению структуры кормовых площадей повышению урожайности кормовых культур, продуктивности сенокосом и пастбищ, мелиорации и химизации кормовой базы, улучшению семеноводства кормовых культур, укрепления мате­риально-технической базы кормопроизводства, внедрению но­вых форм организации труда и др.

Наиболее продуктивной отраслью животноводства является свиноводство. Поголовье свиней в России составляет 10,0 млн. голов. Свиноводством занимаются во всех экономических рай­онах страны, но наибольшее развитие оно получило в зонах зернового хозяйства и картофелеводства: Северо-Кавказском, Поволжском, Центрально-Чернозёмном и Центральном рай­онах. Свиноводство на интенсивной основе развивается в пригородных зонах, оно широко использует отходы пищевой промышленности и общественного питания.

Птицеводство — одна из наиболее скороспелых отраслей в животноводстве, размещается повсеместно, но в основном оно сосредоточено в южных районах крупного зернового хозяйства.

Козоводство имеет товарное значение на юго-востоке евро­пейской части страны и в горно-степных районах Сибири.

В животноводство входят также отрасли: коневодство, мара­ловодство, оленеводство, кролиководство, шелководство, пчело­водство и др. В перспективе предстоит наращивать производст­во продукции животноводства за счет углубления специализа­ции, перевода его отраслей на интенсивный путь развития

Межрайонное территориальное разделение труда в сельском хозяйстве России и в АПК в целом развито слабее, чем в про­мышленности. Однако можно выделить три основные сельско­хозяйственные зоны России, которые почти полностью обеспечивают себя продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и поставляют на общероссийский рынок широкий ассортимент своей продукции (табл. 1).





2.4 Переработка сельскохозяйственной продукции


Эффективное сельскохозяйственное производство в современных условиях в значительной степени зависит от успешного функционирования целого ряда других отраслей народного хозяйства; прежде всего от отраслей, поставляющих сельскому хозяйству технику, сельскохозяйственные машины, горюче-смазочные материалы, ядохимикаты, удобрения, строительные материалы и др.

   Динамика и темпы развития сельского хозяйства во многом определяются уровнем производства в отраслях промышленности, изготавливающих для него средства производства. Кроме того, развитие сельского хозяйства тесно связано с эффективной деятельностью отраслей и производств, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия. Это в первую очередь относится к отраслям и производствам по ремонту техники, строительству сельскохозяйственных объектов, снабжению средствами производства, транспортировке продукции и материалов и др.

Отрасли и предприятия, обеспечивающие заготовку, переработку сельскохозяйственной продукции и доведение ее до потребителей входят в третью сферу агропромышленного комплекса. На них приходится почти  2/5 объема продукции, выпускаемой АПК.

 Здесь сосредоточены пищевкусовая, мясная и молочная, рыбная, мукомольно-крупяная, комбикормовая промышленности. Кроме того, в данную сферу включена частично легкая промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья, торговля продовольственными товарами и общественное питание. Отрасли этой сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации.

   На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности рабочих.

   Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей его сферы – пищевой и перерабатывающей промышленности. При переходе к рынку в продовольственном комплексе нарастали аналогичные кризисные явления, что и во всем народном хозяйстве. В период с 1991 по 1997 гг. производство продовольственных товаров снизилось более чем в 2,8 раза, в том числе колбасных изделий в 1,8 раза, мяса в 2,9 раза, цельномолочной продукции – более чем в 3 раза.

За исключением небольшой части, представленной первичной переработкой сельскохозяйственного сырья для лёгкой промышленности они относятся к пищевой промышленности Основное назначение пищевой промышленности— производство продуктов питания. Пищевая промышленность характеризуется сложной структурой. В её состав входит свыше двух десятков подотраслей с многочисленными специализированными производствами.

В  основу размещения пищевой промышленности положены два фактора, сырьевой и потребительский. Ориентация на сырьевые базы обусловлена материалоёмкостью пищевой промышленности. В большинстве её отраслей расход сырья намного превышает вес готовой продукции. Помимо этого, надо учитывать низкую транспортабельность сельскохозяйственного сырья, что объясняется ухудшением его качества при длительных перевозках и хранении, а также большим содержанием воды (например, вода составляет 75-80% массы сахарной свеклы). В то же время массовость и повсеместность использования, скоропортящийся характер и относительно низкая транспортабельность, выпускаемой продукции притягивают производство к местам потребления.

В зависимости от степени слияния сырьевого и потребительского факторов пищевая промышленность делится на три группы:

1. Отрасли, ориентированные на источники сырья  — молочно-консервная. Крахмалопаточная,   сахарная, масложировая и др.  Так, сахарная промышленность развита в России главным образом в районах произрастания сахарной свеклы, т. е. в Центрально-Чернозёмном и Северо-Кавказском. Основными районами масложировой промышленности являются районы выращивания подсолнечника — Северный Кавказ и Центрально-Чернозёмный район.

2. Отрасли, ориентированные на места потребления готовой   продукции — молочная, хлебопекарная и др.

3. Отрасли, ориентированные как на сырье, так и на потребителя — мукомольная, мясная и др. Приближение пищевой промышленности к сырьевым базам и к местам потребления достигается путем специализации предприятий по стадиям технологического процесса, когда первичная обработка сырья осуществляется вблизи его источников, а производство готовой продукции — в местах её потребления. Среди отраслей, находящихся под влиянием как сырьевого, так и потребительского факторов, можно отметить мясную   промышленность. Районы потребления продукции мясной промышленности (например, Центральный район, Урал) располагают примерно такими же производственными мощностями,_ как и сырьевые районы (например, Северный Кавказ).

 Пищевая промышленность дает более 1/3 всей промышленной продукции в районе, используя богатые и разнообразные ресурсы местного сельскохозяйственного сырья. Сближение большинства подотраслей пищевой индустрии с районами сырья составляет один из главных принципов ее размещения.

Главной отраслью пищевой индустрии района является свекло­сахарная. Она возникла еще в дореволюционные годы, с тех пор производство сахара-песка возросло в 6-7 раз. Здесь работает около 50 крупных современных свеклосахарных заводов, выпуска­ющих более половины сахара-песка в Российской Федерации. На­ибольшее развитие свеклосахарная промышленность получила в Воронежской, Белгородской и Курской областях.

К ведущим отраслям АПК в районе относятся также мукомольно-крупяная промышленность с ее высокой концентрацией в круп­нейших железнодорожных узлах — Воронеже и Курске; маслобой­ная с наибольшим ее развитием в Воронежской области, где в основном сеется подсолнечник; крахмалопаточная и спиртовая отрасли, развивающиеся во всех областях и использующие зерно и картофель. В связи с развитием спиртовой промышленности возник завод синтетического каучука в Воронеже, который ныне переведен на применение непищевого спирта, завозимого с нефте­перерабатывающих заводов Поволжья. Многие спиртовые заводы переориентированы в настоящее время на производство крахмала, углекислоты, кормовых дрожжей и других ценных пищевых, кор­мовых и химических продуктов. Новыми отраслями пищевой про­мышленности для района становятся маслосыродельная и мясная. В дореволюционные годы вследствие слабого развития животно­водства промышленности по переработке животного сырья почти не было.











3. Проблемы и перспективы развития отрасли





3.1 Продовольственная безопасность России

 


Агропромышленный комплекс занимает важное место в народном хозяйстве России. В 1990 г. в АПК производилось более 30% от ВВП России. В нем было сконцентрировано свыше четверти производственных фондов, более 80 отраслей промышленности поставляли продукцию для АПК и около 60 отраслей перерабатывали сельскохозяйственное сырье. Агропромышленный комплекс почти на 90% удовлетворял потребность страны в продовольствии, по многим видам продукции выдерживался экспортно-импортный паритет.

 Кризисное состояние экономики страны не могло не сказаться на агропромышленном комплексе. К 1997 г. производство в АПК сократилось на 35%  по сравнению с 1990 г. В 1997 г. уровень потребления отечественных продуктов питания населением России снизился по сравнению с 1990 г.  на 30—60%.

В это время в экономической политике России появилось словосочетание «продовольственная безопасность». Этот термин появился в России недавно, в то время как вопросы «международной продовольственной безопасности» находится на повестке дня у мирового сообщества начиная с 70-х годов. В декабре 1974г Генеральная Ассамблея ООН одобрила разработанные на основе рекомендаций ФАО «Международные обязательства по обеспечению продовольственной безопасности в мире».

Продовольственная безопасность является комплексным понятием, содержащим как минимум два смысла. Первый связан с чисто экономическим процессом продовольственного обеспечения. Второй вызван важностью продовольственного обеспечения для  поддержания национальной безопасности в её внутреннем и внешнем проявлениях. Одно из наиболее распространенных определений   продовольственной безопасности приводят  Л. Конуэй и Р. Е. Барбер: гарантированное обеспечение всех жителей продовольствием в количестве,   необходимом   для  активной   здоровой   жизни.   Продовольственная   безопасность  —   часть   концепции   международной   экономической безопасности, которая предполагает нахождение коллективных по форме и конструктивных по содержанию способов и механизмов разрешения возникающих экономических конфликтов и противоречий, накопившихся структурных диспропорций и проблем. Надежность продовольственной безопасности государства обуславливается целым рядом показателей, наиболее важными из которых являются следующие: уровень сельскохозяйственного производства страны; степень самообеспеченности  продовольствием; наличие  переходящих запасов; уровень потребления критически важных продуктов и степень доступности продовольствия для наиболее бедной части населения и размер этой группы. По всем этим показателям положение России достаточно серьезно.                                                                                                                    

Снижение среднедушевого производства зерна ниже уровня 600 кг в год  с учетом сократившегося поголовья скота и птицы можно считать общим предельным показателем продовольственной безопасности страны. В 70—80-х годах в СССР среднедушевое  производство зерна опускалось ниже отметки 700 кг и год лишь в годы неурожаев, но, благодаря импорту,  наличие зерна в стране   практически всегда превышало этот уровень.

  В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого   количества зерна (как это было в 70-х и в первой половине 80-х годов), а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера   закупок готовых продуктов питания. Вторым важным показателем, определяющим понятие «продовольственной безопасности», является  величина переходящих запасов зерна. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60-дневному потреблению  (или 17 % от годичного производства). При падении производства ниже 60-дневного лимита наблюдается резкий рост стоимости зерновой продукции. Это подтверждается опытом зерновых кризисов 1972-1973,1979—1980 и 1995—1996 г., когда имел место резкий спад мирового производства зерна

Наряду с производством зерна и поддержанием его стратегических запасов (как на случай неурожая, так и для других чрезвычайных обстоятельств),  гарантом национальной продовольственной безопасности традиционно служит развитие животноводства (прежде всего крупного рогатого скота). Однако в результате реформ ситуация в животноводстве оказалась гораздо хуже, чем в растениеводстве. Поголовье крупного рогатого скота в России снизилось с 59,6 млн. голов в 1985 г. до 34,5 в 1997 г. Отечественное  животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Концепция создания сбалансированного сельскохозяйственного производства, рекомендованная ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН) в 1992 г. предполагает, что первой и самой главной задачей является обеспечение «безопасности питания», гарантирующей выживание человечества. Эта цель реализуется обеспечением  каждой из стран собственными продуктами питания хорошего качества. Продовольственная безопасность гарантирована, когда отсутствует сама возможность голода или длительного недоедания у большой массы  людей. Достаточность снабжения  продуктами питания обычно иллюстрируется  уровнем потребления продуктов питания на душу населения, учитывая их энергетическую ценность (в калориях), а также составом пищевого рациона. Количество продуктов питания на душу населения в год составляет в нашей стране около 700 кг, в то время как в развитых  зарубежных странах 900—1000 кг.

В настоящее время по уровню питания населения наша страна передвинулась с седьмого места в мире почти на сороковое. Это не могло не отразиться на состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило негативные тенденции и области демографии.  По оценкам специалистов департамента пищевой и  перерабатывающей промышленности  Минсельхозпрода РФ, сейчас примерно 40% населения страны испытывает белково-калорийную недостаточность. В  1986—1990 годах в стране потреблялось 3200 калорий в день на человека. В настоящее время этот уровень снизился до менее чем 2500 калорий, что на 15—20% ниже рекомендованного  показателя энергетического содержания пищи.  По классификации ФАО. лица, потребляющие 1520 калорий в день, относятся к категории  голодающих, а 2150 калорий -    к находящимся на грани голода и недоедания.   Резко возросла витаминная недостаточность, в пище не хватает микроэлементов, кальция. Уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов.

Подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы РФ законопроект «О продовольственной безопасности Российской Федерации» имеет своей целью защитить граждан РФ от факторов, связанных с недостаточным потреблением или низким качеством пищевых продуктов. Законопроектом установлен критический уровень импорта продовольствия в Российскую Федерацию в размере 30—35%. Оптимальным признан уровень импорта 20%  при условии соблюдения экспортно-импортного паритета.

Импорт сельскохозяйственной продукции в Россию в 1996— 1997 гг. составлял в среднем 40 — 50% (по отдельным видам продукции  —  до  60—80%)  от  суммарного   потребления,   в  то   время   как   в  мировой   практике  30—35%  импорта  в  реализации продовольственных товаров свидетельствуют о критической черте продовольственной безопасности, а США не допускают, чтобы импорт продовольствия превышал 17%.. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В то же время вместе с растущим расслоением по доходам все более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. По официальным данным в  1994 г. доход 30% населения России был  ниже уровня бедности. Это означает, что недостаточное питание угрожает стать для России серьезной экономической и социальной проблемой.                

Вместе с тем импорт продовольствия часто сопровождается закупкой некачественных и даже опасных для здоровья продуктов. В 1995 г. Госторгинспекция обраковала от 35 до 70% образцов продовольственных товаров вследствие низких потребительских и санитарных характеристик продукции, многие продукты при завозе имели уже истекший срок хранении. Проблема недостатка питания у большой массы населения страны усугубляется ещё и тем, что безопасность и качество продовольственного импорта сырья и пищевых продуктов стали основными факторами, определяющими здоровье нации и сохранение ее генофонда.

Поскольку     надежность     продовольственной     безопасности     государства     достигается     не     только     достаточным самообеспечением продуктами питания, но и наличием средств для его импорта в нужных количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжении в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в поступлении продовольствия по импорту (эмбарго на поставки и др.), то, учитывая экономические, политические м финансовые трудности России, можно с уверенностью говорить о том, что страна близка к состоянию продовольственной зависимости. Продовольственная зависимость страны возникает тогда, когда в условиях низкого уровня самообеспеченности она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и других льют. Уже  начавшиеся в 1990 г. поставки продовольствия в рамках иностранной гуманитарной помощи знаменовали собой приближение периода продовольственной зависимости государства, а ожидаемое сокращение валютных доходов от экспорта нефти создает серьезные трудности  для оплаты импорта.

Авторы проекта закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» утверждают, что продовольственная безопасность является необходимым условием не только сохранения государственности, но и физического выживании населения, и делают вывод о том, что продовольственную безопасность России можно обеспечить лишь ускоренным восстановлением и укреплением аграрного сектора.

Действительно, для страны, имеющей около 134 млн. га только пахотных земель (в то время как в Японии, где примерно такая же численность населения, что и в России, обрабатывается лишь около 5 млн. га земли) уровень достигнутой продовольственной зависимости является чрезмерным. Основными причинами спада производства сельскохозяйственной продукции, сокращения посевных площадей,   поголовья   скота   и  других   отрицательных явлений   послужили   неустойчивость  производственно-хозяйственных   связей,   инфляция,  удорожание  кредитных ресурсов,  сокращение  государственного  финансирования,  снижение  покупательной  способности потребителей  сельскохозяйственной   продукции,   рост   неплатежей   между   предприятиями   и  диспаритет   цен   на  промышленную и  сельскохозяйственную   продукцию,   неконкурентоспособность   продукции  АПК   на   мировом   рынке,   недостаточное   законодательное обеспечение.

Опыт большинства развитых стран мира убедительно показывает, что устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без мощной государственной поддержки. Она может выражаться как в виде прямых субсидий товаропроизводителям, так и в виде косвенной помощи путем введения благоприятного режима налогообложения, снижения тарифов на потребляемые ресурсы, льготного кредитования и комплекса иных мероприятий. В результате финансирования АПК России по остаточному принципу его доля в федеральном бюджете неуклонно снижается. В 1941 г. в расходной части бюджета она составляла 19,0%. в 1994 г. 9,0, в 1997 г. 3.0, а в 1998 г. 1,4%. Эксперты считают, что общая сумма бюджетных ассигнований в расчете на 1 га пашни в России не превышает 40—50 долл., в то время как в США она составляет 270, а в Финляндии — 500 долларов.

Определенную   тревогу   у    аграрников    вызывает   кризис    в   ресурсопроизводящих   отраслях:    сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, строительстве, который подрывает воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. В стране почти полностью разрушено сельскохозяйственное машиностроение. Сейчас по обеспеченности сельскохозяйственными машина­ми российские крестьяне, находящиеся в худших природно-климатических условиях, чем фермеры наиболее развитых в экономическом
отношении стран Запада, существенно отстают от них. Так,  на 1000 га пашни в Канаде (данные на 1993 г) приходится 16 тракторов, в США 36, Великобритании 82. ФРГ 115, России 10. В 1995-1997 гг. на 1000 га посевов зерновых в седьхозпредприятиях приходилось в среднем по стране 5—6 зерноуборочных комбайнов, в то время как в Канаде 7, в США 9, ФРГ 20.  При этом, при существующих темпах выбытия и объемах воспроизводства, парк зерноуборочных машин сократился к 2000 до 100—115 тыс. штук. Свыше 75% парка будут составлять комбайны, отработавшие 7 —8 лет, что делает своевременную и качественную уборку урожая практически невозможной.

Одной   из   причин   сложившегося   в   АПК   положения   является   также   диспаритет   цен   на   промышленную   и сельскохозяйственную продукцию. Под ним подразумевается неблагоприятное для сельхозпроизводителя изменение пропорций между ценами   на   материально-технические   ресурсы   и сельскохозяйственную   продукцию   (межотраслевой   диспаритет),   а   также   между закупочными ценами на сырьё и окончательными ценами на продуты питания (внутриотраслевой диспаритет). В 1990 г. соотношение между величиной выручки от продажи продукции и объемом затрат на приобретение материально-технических ресурсов составляло 5,6. В
1995 г. оно достигло 1,.2, к 1997 г. оно стало равно 1. Снижается рентабельность производства. Для приобретения одной и той же единицы товаров и услуг сельхозпроизводителю необходимо реализовывать все больше продукции. Например, для покупки одного комбайна в 1990 г. необходимо было продать в среднем 40—50 т пшеницы, в 1995 г. 180—200 т. а в 1997 — уже 500 т.  Межотраслевой диспаритет цен   может быть  преодолён  путем  государственного  регулирования   закупочных  цен  на  продукцию  сельскою  хозяйства  и  с  помощью поддержки отраслей, поставляющих свою продукцию селу.

Одной   из   причин   низкого   уровня   и   неустойчивого   развития   сельскохозяйственного   производства  является   также удовлетворительное состояние земельных угодий. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процессов деградации почв. Для сохранения и воспроизводства плодородия почв, увеличения производства сельхозпродукции  в   1993   г. была утверждена Государственная  комплексная программа повышения   плодородия  почв.  Важнейшей составной   частью   программы   являлась   мелиорация   земель.   Однако   из-за   недостаточною   и   несвоевременного   финансирования мероприятий программы из федерального бюджета объёмы работ по большинству показателей были выполнены менее чем на 30%, около 90% территорий практически не участвовали в реализации программы. Посевные площади на орошаемых землях сократили более чем на 680 тыс. га, значительно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Свёрнуты работы по защите растений от вредителей и болезней. Снижаются объёмы работ по селекции, разрушается материально-техническая база семеноводческих и племенных хозяйств. Резко ухудшилось научное обеспечение развития АПК: свертываются исследования по ряду важнейших направлений, а выполненные на мировом уровне научные и технические разработки не востребуются производством.

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

—                      стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

—                      придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;

—                      осуществление протекционистской аграрной политики;

—                      внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьёзных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных   субсидий   на   основные   виды   средств   производства.   Большинство  сельхозпредприятий   из-за  быстрого   сокращения  производственного потенциала требуют серьезной финансовой  поддержки со стороны  государства даже для достижения  стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства на сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрною протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя.

Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных нрав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию, причем носящему не конъюнктурный, а структурный характер. Примером такого регулирования может служить аграрная  политика Европейского Союза.

Проблема продовольственной безопасности связана не только с методами общей социальной и экономической политики государства, но также и с созданием резервов и переходящих запасов. Общее снижение мировых запасов, рост цен на продовольствие делает задачу внутреннего самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным продовольственным товарам, всё более актуальной, особенно в условиях падения производства и сильной зависимости от  мирового рынка.

Концепция создания сбалансированного сельскохозяйственного производства, рекомендованная ФАО (продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН) в 1992 г. предполагает, что первой и самой главной задачей является обеспечение «безопасности питания», гарантирующей выживание человечества. Эта цель реализуется обеспечением  каждой из стран собственными продуктами питания хорошего качества. Продовольственная безопасность гарантирована, когда отсутствует сама возможность голода или длительного недоедания у большой массы  людей. Достаточность снабжения  продуктами питания обычно иллюстрируется  уровнем потребления продуктов питания на душу населения, учитывая их энергетическую ценность (в калориях), а также составом пищевого рациона. Количество продуктов питания на душу населения в год составляет в нашей стране около 700 кг, в то время как в развитых  зарубежных странах 900—1000 кг.

В настоящее время по уровню питания населения наша страна передвинулась с седьмого места в мире почти на сороковое. Это не могло не отразиться на состоянии и показателях здоровья населения и в значительной мере определило негативные тенденции и области демографии.  По оценкам специалистов департамента пищевой и  перерабатывающей промышленности  Минсельхозпрода РФ, сейчас примерно 40% населения страны испытывает белково-калорийную недостаточность. В  1986—1990 годах в стране потреблялось 3200 калорий в день на человека. В настоящее время этот уровень снизился до менее чем 2500 калорий, что на 15—20% ниже рекомендованного  показателя энергетического содержания пищи.  По классификации ФАО. лица, потребляющие 1520 калорий в день, относятся к категории  голодающих, а 2150 калорий -    к находящимся на грани голода и недоедания.   Резко возросла витаминная недостаточность, в пище не хватает микроэлементов, кальция. Уменьшилось потребление углеводов в виде овощей и фруктов.

Подготовленный Комитетом по безопасности Государственной Думы РФ законопроект «О продовольственной безопасности Российской Федерации» имеет своей целью защитить граждан РФ от факторов, связанных с недостаточным потреблением или низким качеством пищевых продуктов. Законопроектом установлен критический уровень импорта продовольствия в Российскую Федерацию в размере 30—35%. Оптимальным признан уровень импорта 20%  при условии соблюдения экспортно-импортного паритета.

Импорт сельскохозяйственной продукции в Россию в 1996-1997 гг. составлял в среднем 40-50% (по отдельным видам продукции - до  60-80%)  от  суммарного   потребления,   в  то   время   как   в  мировой   практике  30-35%  импорта  в  реализации продовольственных товаров свидетельствуют о критической черте продовольственной безопасности, а США не допускают, чтобы импорт продовольствия превышал 17%. Основными потребителями импортного продовольствия являются крупные города. В то же время вместе с растущим расслоением по доходам все более значительной части российского населения не обеспечен даже весьма скромный уровень потребления продуктов питания. По официальным данным в  1994 г. доход 30% населения России был  ниже уровня бедности. Это означает, что недостаточное питание угрожает стать для России серьезной экономической и социальной проблемой.                

Вместе с тем импорт продовольствия часто сопровождается закупкой некачественных и даже опасных для здоровья продуктов. В 1995 г. Госторгинспекция отбраковала от 35 до 70% образцов продовольственных товаров вследствие низких потребительских и санитарных характеристик продукции, многие продукты при завозе имели уже истекший срок хранении. Проблема недостатка питания у большой массы населения страны усугубляется ещё и тем, что безопасность и качество продовольственного импорта сырья и пищевых продуктов стали основными факторами, определяющими здоровье нации и сохранение ее генофонда.

Поскольку     надежность     продовольственной     безопасности государства     достигается     не     только     достаточным самообеспечением продуктами питания, но и наличием средств для его импорта в нужных количествах при малой степени потенциальной уязвимости продовольственного снабжении в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и нарушений в поступлении продовольствия по импорту (эмбарго на поставки и др.), то, учитывая экономические, политические м финансовые трудности России, можно с уверенностью говорить о том, что страна близка к состоянию продовольственной зависимости. Продовольственная зависимость страны возникает тогда, когда в условиях низкого уровня самообеспеченности она не в состоянии оплачивать импорт необходимых продуктов, зависит от экономической помощи со стороны развитых государств в виде даров продовольствия, кредитов для его закупки и других льют. Уже  начавшиеся в 1990 г. поставки продовольствия в рамках иностранной гуманитарной помощи знаменовали собой приближение периода продовольственной зависимости государства, а ожидаемое сокращение валютных доходов от экспорта нефти создает серьезные трудности  для оплаты импорта.

Авторы проекта закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» утверждают, что продовольственная безопасность является необходимым условием не только сохранения государственности, но и физического выживании населения, и делают вывод о том, что продовольственную безопасность России можно обеспечить лишь ускоренным восстановлением и укреплением аграрного сектора.





 

3.2  Агропромышленный комплекс района


      В данном разделе мы рассмотрим актуальные проблемы Центрально-Чернозёмного района и возможные пути их  решения.

       Наиболее актуальная экономическая проблема района — со­хранение уникального земельного фонда. Необходимо решение задач рационального использования водных ресурсов, создание на современной технологической базе высокоэффективных произ­водств с комплексной и глубокой переработкой минерального и сельскохозяйственного сырья.

          Исключительно важными для района являются мероприятия по сохранению водных ресурсов от нерационального использова­ния и загрязнения подземных и поверхностных вод промышлен­ными, бытовыми и сельскохозяйственными стоками. Особое вни­мание при этом следует уделять внедрению водосберегающих тех­нологий, оборотного водоснабжения, созданию технологических водопроводных сетей, снижению потерь в системе водоснабже­ния, охране мелких рек.

Основная проблема агропромышленного комплекса Центрально-Чернозёмного экономического района - это    несоответствие    мощностей  отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции и доведением её до потребителя    объемам    производства сельскохозяйственного сырья, что  ведет к большим  потерям  продукции сельского хозяйства.  Для  АПК характерны  низкий  уровень технической оснащенности предприятий переработки, большая доля ручного труда, слабо развитая   инфраструктура. Однако  агропромышленный   комплекс  района обладает большими потенциальными возможностями развития, превращения в важнейшую житницу России.

Необходимо отметить, что специализация в сельском хозяй­стве развита недостаточно, не всегда научно обоснована. У нас пока не существует настоящего рынка сельхозпродукции, по­этому рыночные факторы не действуют на формирование и уг­лубление региональной специализации. Кроме того, стремле­ние регионов к полному самообеспечению продовольствием приводит к развитию производств, не имеющих для этого дос­таточных природно-экономических условий. Становление рыночно обусловленной специализации — процесс очень дли­тельный, поэтому государство должно при помощи экономиче­ских методов (кредитов, субсидий и пр.) стимулировать его.

Основные причины, сдерживающие сельскохозяйственное развитие района: переувлажнённость и заболоченность земель, мелкоконтурность угодий, дефицит трудовых ресурсов на селе, недостаточная оснащенность техникой сельскохозяйственных предприятий, низкий уровень социального благоустройства се­ла, слабое развитие инфраструктуры Программа развития сель­ского хозяйства Нечерноземной зоны — одна из крупнейших региональных комплексных программ — осуществляется с 1974 года. На се выполнение за эти годы затрачены огромные средства, но отдача пока очень мала. Возможно, в рамках про­водимой сейчас аграрной реформы начнется возрождение рос­сийского Нечерноземья.




3.3 Весь агропромышленный комплекс России


          В решении экологических проблем большое значение имеют концентрация промышленности в крупных городах, более полная реализация экономического и социального потенциала малых го­родов и населенных пунктов.

Значительная часть  сельскохозяйственных угодий страны подвержена влиянию неблагоприятных факторов: переувлажнению почв и заболачиванию, засолению, водной и ветровой эрозии, засухе. Всего в защите нуждаются 58% пашни и 95% пастбищ.

В связи с этим исключительное значение приобретает мелиорация (улучшение) земель. Только она может обеспечить получение высоких и устойчивых урожаев. 

Различают несколько видов мелиорации      :

1) лесомелиорация — облесение склонов, оврагов, создание полезащитных лесополос;

2) агромелиорация — правильный выбор глубины и направления вспашки и др.;

3) водная — осушение, обводнение и орошение;

4) химическая — внесение в почву химических веществ: извести, гипса и т. п.;

5) культурно-техническая — выравнивание поверхности, очистка от камней.


Наибольший   эффект   дает   комплексная   мелиорация, т.е. одновременное   проведение   нескольких   мелиоративных мероприятий. Тем не менее, в нашей стране преобладает самая дорогостоящая — водная мелиорация. Она охватывает лишь 6% сельскохозяйственных угодий. Но затраты на неё в 30 раз выше, чем на охрану и рациональное использование остальных земель.                                                                                                                                     

Снижение среднедушевого производства зерна ниже уровня 600 кг в год  с учетом сократившегося поголовья скота и птицы можно считать общим предельным показателем продовольственной безопасности страны. В 70—80-х годах в СССР среднедушевое  производство зерна опускалось ниже отметки 700 кг и год лишь в годы неурожаев, но, благодаря импорту,  наличие зерна в стране   практически всегда превышало этот уровень.

 В современной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовыми возможностями для закупки необходимого   количества зерна (как это было в 70-х и в первой половине 80-х годов), а снижение зернового импорта восполняется увеличением размера   закупок готовых продуктов питания. Вторым важным показателем, определяющим понятие «продовольственной безопасности», является  величина переходящих запасов зерна. Безопасным считается уровень переходящих запасов, соответствующий 60-дневному потреблению  (или 17 % от годичного производства). При падении производства ниже 60-дневного лимита наблюдается резкий рост стоимости зерновой продукции. Это подтверждается опытом зерновых кризисов 1972-1973, 1979—1980 и 1995—1996 г., когда имел место резкий спад мирового производства зерна.

Наряду с производством зерна и поддержанием его стратегических запасов (как на случай неурожая, так и для других чрезвычайных обстоятельств),  гарантом национальной продовольственной безопасности традиционно служит развитие животноводства (прежде всего крупного рогатого скота). Однако в результате реформ ситуация в животноводстве оказалась гораздо хуже, чем в растениеводстве. Поголовье крупного рогатого скота в России снизилось с 59,6 млн. голов в 1985 г. до 34,5 в 1997 г. Отечественное  животноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке и мясе.

Действительно, для страны, имеющей около 134 млн. га только пахотных земель (в то время как в Японии, где примерно такая же численность населения, что и в России, обрабатывается лишь около 5 млн. га земли) уровень достигнутой продовольственной зависимости является чрезмерным. Основными причинами спада производства сельскохозяйственной продукции, сокращения посевных площадей,   поголовья   скота   и  других   отрицательных явлений   послужили   неустойчивость  производственно-хозяйственных   связей,   инфляция,  удорожание  кредитных ресурсов,  сокращение  государственного  финансирования,  снижение  покупательной  способности потребителей  сельскохозяйственной   продукции,   рост   неплатежей   между   предприятиями   и  диспаритет   цен   на  промышленную и  сельскохозяйственную   продукцию,   неконкурентоспособность   продукции  АПК   на   мировом   рынке,   недостаточное   законодательное обеспечение.

Опыт большинства развитых стран мира убедительно показывает, что устойчивое развитие сельского хозяйства невозможно без мощной государственной поддержки. Она может выражаться как в виде прямых субсидий товаропроизводителям, так и в виде косвенной помощи путем введения благоприятного режима налогообложения, снижения тарифов на потребляемые ресурсы, льготного кредитования и комплекса иных мероприятий. В результате финансирования АПК России по остаточному принципу его доля в федеральном бюджете неуклонно снижается. В 1941 г. в расходной части бюджета она составляла 19,0%. в 1994 г. 9,0, в 1997 г. 3.0, а в 1998 г. 1,4%. Эксперты считают, что общая сумма бюджетных ассигнований в расчете на 1 га пашни в России не превышает 40—50 долл., в то время как в США она составляет 270, а в Финляндии — 500 долларов.

Определенную   тревогу   у    аграрников    вызывает   кризис    в   ресурсопроизводящих   отраслях:    сельскохозяйственном машиностроении, химической промышленности, строительстве, который подрывает воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве. В стране почти полностью разрушено сельскохозяйственное машиностроение. Сейчас по обеспеченности сельскохозяйственными машина­ми российские крестьяне, находящиеся в худших природно-климатических условиях, чем фермеры наиболее развитых в экономическом
отношении стран Запада, существенно отстают от них. Так,  на 1000 га пашни в Канаде (данные на 1993 г) приходится 16 тракторов, в США 36, Великобритании 82. ФРГ 115, России 10. В 1995-1997 гг. на 1000 га посевов зерновых в седьхозпредприятиях приходилось в среднем по стране 5—6 зерноуборочных комбайнов, в то время как в Канаде 7, в США 9, ФРГ 20.  При этом, при существующих темпах выбытия и объемах воспроизводства, парк зерноуборочных машин сократился к 2000 до 100—115 тыс. штук. Свыше 75% парка будут составлять комбайны, отработавшие 7 —8 лет, что делает своевременную и качественную уборку урожая практически невозможной.

Одной   из   причин   сложившегося   в   АПК   положения   является   также   диспаритет   цен   на   промышленную   и сельскохозяйственную продукцию. Под ним подразумевается неблагоприятное для сельхозпроизводителя изменение пропорций между ценами   на   материально-технические   ресурсы   и сельскохозяйственную   продукцию   (межотраслевой   диспаритет),   а   также   между закупочными ценами на сырьё и окончательными ценами на продуты питания (внутриотраслевой диспаритет). В 1990 г. соотношение между величиной выручки от продажи продукции и объемом затрат на приобретение материально-технических ресурсов составляло 5,6. В
1995 г. оно достигло 1,.2, к 1997 г. оно стало равно 1. Снижается рентабельность производства. Для приобретения одной и той же единицы товаров и услуг сельхозпроизводителю необходимо реализовывать все больше продукции. Например, для покупки одного комбайна в 1990 г. необходимо было продать в среднем 40—50 т пшеницы, в 1995 г. 180—200 т. а в 1997 — уже 500 т.  Межотраслевой диспаритет цен   может быть  преодолён  путем  государственного  регулирования   закупочных  цен  на  продукцию  сельскою  хозяйства  и  с  помощью поддержки отраслей, поставляющих свою продукцию селу.

Одной   из   причин   низкого   уровня   и   неустойчивого   развития   сельскохозяйственного   производства  является   также удовлетворительное состояние земельных угодий. В последние годы практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель, осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических и минеральных удобрений, что послужило усилению процессов деградации почв. Для сохранения и воспроизводства плодородия почв, увеличения производства сельхозпродукции  в   1993   г. была утверждена Государственная  комплексная программа повышения   плодородия  почв.  Важнейшей составной   частью   программы   являлась   мелиорация   земель.   Однако   из-за   недостаточною   и   несвоевременного   финансирования мероприятий программы из федерального бюджета объёмы работ по большинству показателей были выполнены менее чем на 30%, около 90% территорий практически не участвовали в реализации программы. Посевные площади на орошаемых землях сократили более чем на 680 тыс. га, значительно снизилась урожайность сельскохозяйственных культур. Свёрнуты работы по защите растений от вредителей и болезней. Снижаются объёмы работ по селекции, разрушается материально-техническая база семеноводческих и племенных хозяйств. Резко ухудшилось научное обеспечение развития АПК: свертываются исследования по ряду важнейших направлений, а выполненные на мировом уровне научные и технические разработки не востребуются производством.

Здесь необходимо, прежде всего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому и ценовому регулированию, причем носящему не конъюнктурный, а структурный характер. Примером такого регулирования может служить аграрная  политика Европейского Союза.

Проблема продовольственной безопасности связана не только с методами общей социальной и экономической политики государства, но также и с созданием резервов и переходящих запасов. Общее снижение мировых запасов, рост цен на продовольствие делает задачу внутреннего самообеспечения, в особенности по основным стратегически важным продовольственным товарам, всё более актуальной, особенно в условиях падения производства и сильной зависимости от  мирового рынка.

В условиях командно-административной системы аграрный сектор экономики был наиболее деформирован, и в условиях перехода к рыночным отношениям нуждается в наиболее глу­боком реформировании. Ситуация в аграрной сфере осложня­ется кризисом финансовой системы, отсутствием действенной государственной финансовой поддержки, резко ухудшившимся материально-техническим обеспечением, принявшим уродли­вые формы ценообразованием, невыгодной для производителей системой формирования государственных продовольственных ресурсов и целым рядом других причин.

Все эти проблемы обусловливают необходимость аграрной реформы, главная цель которой — обеспечение страны продук­тами питания и сельскохозяйственным сырьем на основе по­вышения эффективности АПК.

Основные направления аграр­ной реформы в РФ следующие:

 

1.             Земельная реформа.

2.   Утверждение многообразия государственной, коопера­тивной, акционерной, частной форм собственности и обеспечение равных условий их деятельности.

3.   Приватизация и демонополизация промышленной и других обслуживающих отраслей агропромышленного комплекса.

4.                        Создание рыночной инфраструктуры в агропромышлен­ном комплексе.

5.                        Социальное преобразование села.


 Необходимость осуществления земельной реформы вызвана, с одной стороны, нерациональностью использования земельного фонда. Многие сельскохозяйственные предприятия не имеют ре­альной возможности обрабатывать закрепленную за ними зем­лю из-за недостатка трудовых ресурсов, слабой материально-технической оснащенности. С другой стороны, не хватает земель для выделения фермерским и другим вновь создаваемым сельскохо­зяйственным предприятиям на основе новых форм хозяйствова­ния, участков для ведения личных подсобных хозяйств, где земли могут использоваться эффективно. Проведение земельной рефор­мы нацелено также на повышение плодородия земель и поддер­жание экологического равновесия в сельском хозяйстве.

 Земельная реформа базируется на новой правовой основе, отразившейся в принятии законов: "О земельной реформе", "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О плате за землю", Земельном кодексе России. Идет создание экономического ме­ханизма регулирования земельных отношений и стимулирова­ния рационального использования и охраны земель. Важно учесть принцип социально справедливого перераспределения земель и создания равных условий для всех форм хозяйствования. Земель­ная реформа предусматривает введение частной собственности на земельные участки и формирование земельного рынка. Переход к частной собственности на землю не должен привести к тому, что­бы земля стала средством наживы, спекуляции, поэтому вырабо­тан механизм государственного регулирования этим процессом. Он включает строго целевое использование земель, ограничение размеров выделяемых земель, временное ограничение на их про­дажу и т.п. Новые схемы землеустройства разрабатываются на ос­нове баланса наличия земель и потребности в них, на основе объективной оценки состояния, распределения земель и возможно­стей землепользователей обработать их.

На экономику сельскохозяйственных предприятий оказыва­ет отрицательное воздействие усиливающийся с процессом разгосударствления монополизм предприятий перерабатываю­щей промышленности и сферы агросервиса. В рамках прово­димо аграрной реформы в противодействие монополизму предлагается проводить акционирование этих предприятий с передачей контрольного пакета акций сельхозпроизводителя. Для этого целесообразно со стороны государства через систему налоговых льгот, льготных кредитов финансово и организаци­онно помогать сельхозпредприятиям в приобретении акций.

Одной из важнейших причин спада в сельскохозяйственном производстве является неэквивалентность обмена между сель­ским хозяйством и отраслями, производящими средства произ­водства для сельского хозяйства. Аграрная реформа предпола­гает осуществление мер, поддерживающих паритетность цен на сельскохозяйственную промышленную продукцию путем ин­дексации, прямой компенсации предприятиям затрат, связан­ных с повышением оптовых цен на материально-технические ресурсы, и отменой всех видов налогов, кроме налога с земли.

Идет создание рыночной инфраструктуры в агропромышлен­ном комплексе. Начинают функционировать аграрные биржи, банки, торговые дома, торги, разрабатываются эффективные мар­кетинговые информационные системы сбора, хранения обработки информации, системы страхования сельхозпредприятий.

Для успешного проведения аграрной реформы в первую очередь необходимо обеспечить социальные преобразования в селе (жилищное строительство, возведение объектов культуры, здравоохранения, образования, строительства дорог, газификацию, электрификацию, связь), т.е. создать условия для переселения граждан в покинутые деревни, в малонаселенные регионы.

Развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве стимулировало решение Правительства России с 1993 г. формиро­вать государственные ресурсы на контрактной основе по сво­бодным ценам, отменить обязательные поставки. Формирова­ние государственных продовольственных ресурсов для содержания армии, государственного резерва будет осуществ­ляться на средства государственного бюджета, а государствен­ная поддержка сельхозпроизводителей — только за счет вне­бюджетных источников. Государство предусматривает целый ряд льгот для сельхозпредприятий, заключающих с ним догово­ра по поставкам: предоставление бюджетных ссуд, дотация жи­вотноводческой продукции, компенсация стоимости горюче-смазочных материалов и т.д. Договора будут заключаться на конкурсной основе. Активно в АПК идет формирование новых форм хозяйствования. В настоящее время они представлены крестьянскими хозяйствами, ассоциациями крестьянских хо­зяйств, агрокооперативами, агрокомбинатами, агроконсорциумами, агрофирмами. Выбор той или иной формы зависит от конкретных условий местности, осуществляется на строго доб­ровольной основе, а критерием преимущества может ' быть только экономическая эффективность. В ближайшие годы три четверти продукции сельского хозяйства будут производить круп­ные сельскохозяйственные предприятия: ассоциации крестьянских хозяйств, акционерные предприятия, агрокооперативы, созданные на основе колхозов и совхозов. Крестьянские хозяйства дадут примерно до 2% от общего производства, так как даже при условии серьезной поддержки государством (строительство дорог, га­зификация, подводка электроэнергии, обеспечение технического обслуживания, прием продукции) им необходимо долгосрочное кредитование и не менее 3—5 лет, чтобы встать на ноги.

Современная аграрная политика направлена на вывод аграрного сектора экономики из кризиса. Ведущую роль в этом процессе играет завершение институциональных преобразова­ний, реформирование отношений собственности. Уже сейчас основная часть колхозов и совхозов реорганизована и перере­гистрирована. Доля государственного сектора сократилась до 10%, остальная часть приходится на предприятия, основанные на мастной собственности на землю и имущество. Хотя, разго­сударствление проходило довольно формально, все равно оно создало благоприятные условия для развития рыночных отно­шений в АПК и условия для будущего подъема производства. Из­менение отношений собственности создало условия для развития новых форм хозяйствования: акционерных обществ открытого и закрытою типа, товариществ с ограниченной ответственностью, смешанных товариществ, коллективных сельскохозяйст­венных предприятий, сельскохозяйственных производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциа­ций крестьянских (фермерских) хозяйств, товариществ и кооперативов. 55% от их общего числа приходится на предприятия акционерного типа — акционерные общества и товарищества, 45% — предприятия кооперативного типа — колхозы, произ­водственные кооперативы, коллективные сельскохозяйствен­ные предприятия. Развитие кооперативных отношений — при­оритетное направление аграрной реформы.

Развитие кооперации в АПК предусматривается как в виде производственной сельскохозяйственной кооперации, коопера­ции крестьянских хозяйств, так и кооперации для переработки сельскохозяйственной продукции, снабжения, сбыта, кредитной и страховой кооперации. Для формирования класса реальных соб­ственников в рамках реформы будет поддержано и создание полных товариществ, и товариществ на вере (коммандитных товариществ).

Большое внимание будет уделено развитию агропромыш­ленной интеграции во всех ее формах — от производства сель­скохозяйственной продукции до ее реализации населению (финансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, пере­работке и хранению сельскохозяйственной продукции, тор­говле ею и продовольствием).

За годы реформы изменились производственные отноше­ния: вместо административных методов управления в новых условиях — полная хозяйственная самостоятельность, ориента­ция на экономическую эффективность производства.

Совершенствование отношений собственности в аграрном сек­торе экономики потребует формирования системы государствен­ной регистрации прав на земельные участки и иную недвижи­мость, полной выдачи собственникам земельных долей и имуще­ственных паев всех сельскохозяйственных организаций. Под контролем государства создается рыночный оборот земли. Будет расширен институт аренды земли и усовершенствован механизм ее правового регулирования, разработай механизм экономического стимулирования рационального и эффективного использования земель, поддержания и восстановления плодородия почвы.

Различны направления федеральной поддержки по регио­нам страны: в основных сельскохозяйственных базах страны ~ это повышение эффективности производства, в районах де­прессивного сельского хозяйства создание дополнительных источников доходов для сельского населения этих районов. Го­сударственная поддержка в первую очередь будет направляться не самим производителям сельхозпродукции, а образующимся в аграрном секторе рыночным институтам и инфраструктурным объектам, на расширение сбыта сельскохозяйственной продук­ции. Создание современной инфраструктуры сбыта позволит быстро поднять эффективность АПК.

Финансово-лизинговая деятельность в аграрном секторе также нуждается в государственной поддержке. Она предусматривает развитие системы сельскохозяйственного кредита (банковского и небанковского) и лизинга. Создание системы сельских кредитных кооперативов, ипотечных кредитов, коммерческих сельскохозяйст­венных банков намечается провести в ближайшие годы.

Государственная поддержка будет также предоставлена предприятиям, выпускающим конкурентоспособную на миро­вом рынке продукцию.

Социальное развитие села предполагает реализацию целевых федеральных и региональных программ по электрификации, газификации и водоснабжению, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения.

Совершенствование налоговой системы предусматривает переход к единому земельному налогу. Предстоит осуществить финансовое оздоровление и реформировать неплатежеспособ­ность сельхозпредприятий, реструктуризировать долги сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств перед фе­деральным бюджетом и внебюджетными фондами.

Несостоятельные перерабатывающие предприятия будут про­даваться отечественным инвесторам, государство предоставит льготы на операции с ценными бумагами этих предприятий.

Роста продукции можно достичь за счет интенсивных ресурсосберегающих технологий, применения высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур и высокопродуктивных животных, использования новейших достижений биологической науки, повышения плодородия почвы, рационализации поголовья скота и птицы, совершенствования структуры произ­водства продукции животноводства.

Аграрная реформа предполагает создание всероссийского рынка сельскохозяйственной продукции на основе углубления специализации экономических районов, интенсификации сель­скохозяйственного производства при свободном взаимодейст­вии спроса и предложения с элементами государственного ре­гулирования рынка.



Заключение (Выводы)

 

 

Итак, мы рассмотрели агропромышленный комплекс Центрально-Чернозёмного района. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом комплексе.

Центрально-Чернозёмный экономический регион Российской Федерации, несомненно, имеет огромное значение как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общероссийскому – довольно весомый фактор. От того, какой объём продукции даст АПК страны зависит продовольственная безопасность страны, что является одной из важнейших проблем человечества. Район обладает огромными потенциальными возможностями для поставок  сырья для производства продуктов питания, причиной чему являются характерные физико-географические факторы, качественные почвы, хорошая кормовая база для животноводства.

Однако, несмотря на имеющийся потенциал и ресурсы, району присущ ряд проблем, которые необходимо решить для стабилизации и повышения благосостояния агропромышленной отрасли, и, как следствия, благосостояния региона. 

Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений:

—              стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;

—              придание аграрной реформе основной целевой функции - роста производства;

—              осуществление протекционистской аграрной политики;

—              внесение коррективов в социальную политику, существенное улучшение уровня питания групп населения с низкими доходами.

Каждая из этих проблем требует серьёзных мер для своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падение сельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильного развития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего, установление более благоприятного ценового климата для сельского хозяйства и предоставление прямых государственных   субсидий   на   основные   виды   средств   производства.   Большинство  сельхозпредприятий   из-за  быстрого   сокращения  производственного потенциала требуют серьезной финансовой  поддержки со стороны  государства даже для достижения  стадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии.

Аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства на сельскохозяйственной, в особенности товарной, продукции.

Весьма серьезной является и задача осуществления аграрного протекционизма. Интеграция России в мировую экономику должна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, предоставляя внутренний рынок для собственного производителя.

Кризисную ситуацию с материально-технической базой сельского хозяйства предполагается решить за счет развития се­ти машинно-технологических станций на основе современных технико-технологических систем для производственного обслу­живания сельскохозяйственных производителей, а также за счет совершенствования производственно-технической базы через развитие лизинга сельскохозяйственной техники.

Хорошие перспективы имеет электрометаллургия района. Оскольский электрометаллургический комбинат построен при тех­ническом содействии фирм Германии как один из крупнейших в России производителей высококачественного металла, спрос на который, как показывают тенденции мирового рынка, будет воз­растать. Промышленный потенциал региона должен быть в боль­шей степени вовлечен в процесс материально-технического осна­щения как крупных общественных, так и фермерских хозяйств.

Как видно, при достаточно хорошо проработанной программе развития, правильном распределении государственных средств любая отрасль сможет выйти из кризисной ситуации. Это можно с уверенностью сказать и про центрально-Чернозёмный экономический район. Видна чётко проработанная программа по агропромышленному комплексу как в целом, так и по отраслям, что, несомненно, является хорошим заделом на будущее для отрасли.





Список  литературы




1. Вавилова Е. В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 1999.-160 с.


2. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семёнов С.П. Экономическая география России: учебник. - М.: Гардарика, литературно- издательское агентство «Кафедра- М», 1999.- 752 с.: ил.


3. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. –2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 472 с.


4. Региональная экономика: Учебное пособие/ Под ред. М. В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, Изд-во Рос. экон. акад., 2001.- 467 с. - (Серия «Высшее образование»).


5. Российский статистический ежегодник.  М.:  Госкомстат России, 1998. – 382 с .


6. Экономическая география России: учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина. -  М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 1999.- 533 с. – (Высшее образование).


7. Экономическая география России: Учебник /Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д. э. н., проф. М. В. Степанова. – М.: Инфра-М, Российская экономическая академия, 2000. –533 с. – (Высшее образование).

  















Приложения






Таблица 1

 

Важнейшие сельскохозяйственные базы

России

 

Экономический район

Товарная продукция


Северо-Кавказский

 

Зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахар­ная свекла (фабричная), овощи, плода, ягоды, эфиромасличные, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен-кудряш; мясо, шерсть


Центрально­-Чернозёмный

 

Зерно (пшеница, гречиха, просо, кукуруза, рожь, овес, ячмень, зернобобовые), подсол­нечник, сахарная свекла (фабричная), ово­щи, картофель, эфиромасличные культуры, конопля, табак, плоды, ягоды; молоко, мя­со, яйца                                        


Поволжский

 

Зерно (пшеница, рожь, рис, просо, гречи­ха), подсолнечник, горчица, бахчевые, пло­ды, ягоды, овощи, лен-кудряш; мясо, моло­ко, шерсть




























Таблица  2

 

 

Отраслевая структура производства промышленной продукции Центрально-Чернозёмного экономического района в 1997 г.5

 

 

 

 

Вся промышленность

 

 

В том числе

 

Электроэнергетика

Топливная

 

 

Черная металлургия

Цветная металлургия

Химическая и нефтехимическая

Машиностроение и металлообработка

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозо-бумажная

Строительных материалов, стекольная и фарфорофаянсовая

Легкая

Пищевая, мукомольно-крупяная и комбикормовая

Российская Федерация

100

17,1

17,4

7,9

5,5

7,2

18,8

3,7

4,5

1,8

14,5

Центрально-Чернозёмный

Район

100

20.6

-

28,2

0,1

8,5

15,5

1,1

4,8

1,1

16,4

Белгородская область

100

13,7

-

41,7

-

3,3

12,9

0,6

7,4

0,5

19,4

Воронежская область

100

26,8

-

2,8

0,2

16,7

19,4

1,8

5,9

1,2

24,5

Курская область

100

33,3

-

19,9

-

12,0

14,3

2,4

3,3

2,2

19,2

Липецкая область

100

13,8

-

55,8

-

1,0

13,0

0,1

3,2

0,3

11,9

Тамбовская область

100

20,7

-

0,2

0,1

19,5

23,4

1,7

3,1

2,6

28,2








Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.