РУБРИКИ

Учет оплаты труда и расчетов с персоналом

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Учет оплаты труда и расчетов с персоналом

Учет оплаты труда и расчетов с персоналом

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………………..3
Раздел 1. Организация учета оплаты труда на предприятии…………………………..…4
1.1 Нормативно-правовая база по учету труда и его оплаты…………………………….…….4
2. Документация по учету личного состава, труда и его оплаты

………….………….……..6
3. Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда.………….……...8
Раздел 2. Учет удержаний и вычетов из заработной платы……………………………....10
2.1 Единый социальный налог (взнос)…………………………………………………………10
2.1 Налог на доходы физических лиц……………………………………………………...….20
2.3 Учет удержаний по исполнительным документам…………………………………..……31
2.4 Учет удержаний за причиненный материальный ущерб…………………………..….….35
Раздел 3. Учет расчетов с персоналом по оплате труда.…………………………..……….38
1. Порядок оформления и синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда…38
2. Пособие по временной нетрудоспособности………………………………………………41
3. Учет оплаты за очередной отпуск…………………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………………………………46
Приложения……………………………………………………………………………………...48
Список литературы……………………………………………………………………………..60
Аннотация на русском языке………………………………………………………………….61
Аннотация на английском языке……………………………………………………………..62

Введение

В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие “заработная плата” наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах
(независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за непроработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни новые источники получения денежных доходов в виде сумм, начисленных к выплате по акциям и вкладам членов трудового коллектива в имущество предприятия (дивиденды, проценты).

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТРУДОВЫЕ ДОХОДЫ КАЖДОГО РАБОТНИКА ОПРЕДЕЛяЮТСя ПО
ЛИчНЫМ ВКЛАДАМ, С УчЕТОМ КОНЕчНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИяТИя,
РЕГУЛИРУЮТСя НАЛОГАМИ И МАКСИМАЛЬНЫМИ РАЗМЕРАМИ НЕ ОГРАНИчИВАЮТСя.
МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИяТИЙ ВСЕХ ОРГАНИЗАЦИННО-
ПРАВОВЫХ ФОРМ УСТАНАВЛИВАЕТСя ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.

Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всех системе учета на предприятии.

Цель данной работы: определить наиболее важные моменты по учету операций, которые связаны с начислением заработной платы и прочих выплат, сумм к удержанию и выдаче на руки. В соответствии с поставленной целью, отметим основные задачи, которые необходимо обозначить в данной работе:

o рассмотреть нормативные акты по учету заработной платы, так как они лежат в основе организации и ведения бухгалтерского учета хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

o проанализировать, чтобы в установленные сроки были произведены расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки);

o исследовать на различных примерах операции, связанные с начислением заработной платы и удержаниями из нее, при этом предполагается большое внимание уделить единому социальному налогу (взносу), согласно Налоговому кодексу РФ (части второй, гл.23, 24), налогу на доходы с физических лиц и другие удержания;

o рассмотреть показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности;

o рассмотреть на практическом примере учет заработной платы на предприятии.

Раздел 1.Организация учета оплаты труда на предприятии

1.1. Нормативно-правовая база по учету труда и его оплаты

При организации учета труда и его оплаты используются следующие законодательные и нормативные документы:

1. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” от 21 ноября 1996 г. №
129-Ф3 (с изменениями);

2. Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 1-Ф3 “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования;

3. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-Ф3 “Об акционерных обществах” (с изменениями и дополнениями);

4. Федеральный закон о государственных пособиях гражданам, имеющих детей от 19.05.1995 г. №81-ФЗ (с изменениями и дополнениями);

5. Закон РФ от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц (с изменениями и дополнениями);

6. Закон РФ “О коллективных договорах и соглашениях” от 11 марта 1992 г. № 2490-1 (с изменениями и дополнениями);

7. Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая);

8. Кодекс законов о труде РФ;

9. Налоговый кодекс РФ (часть вторая, гл.23,24);

10. Семейный кодекс РФ (в редакции Федерального закона от 15 ноября
1997 г. № 140-Ф3);

11. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции
(работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с изменениями и дополнениями);

12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. №
34н);

13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению (утверждены приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 г. № 56 с применениями и дополнениями);

14. Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в
Пенсионный фонд РФ (утвержден постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1, с изменениями и дополнениями);

15. Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию (утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6, с изменениями и дополнениями);

16. Положение об условиях работы по совместительству (утверждено постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и ВЦСПС от 9 марта 1989 г. №
81/604-К-3/6-84);

17. Постановление Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве” (с изменениями);

18. Постановление Минтруда РФ от 22.01.1999 г. и приложение №2
“порядок исчисления среднего заработка в 1999г.;

19. Инструкция по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах Федерального государственного статистического наблюдения (утверждена постановлением
Госкомстата России и Минтрудом России);

20. Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ (утверждена постановлением Правления ПФР от
11 ноября 1994 г. № 258);

21. Перечень выплат, на которые начисляются страховые взносы в
Пенсионный фонд РФ (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546);

22. Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 841 (в редакции от 20 мая 1998 г.);

23. Инструкция по порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования
(утверждена постановлением ФСС России, Минтруда России, Минфина и ГСН РФ от 2 октября 1996 г. № 162/2/87/07-1-07,в редакции от 07.12.1999 г. № Д4-6-
07/980);

24. Инструкция о порядке взимания и учета взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование (утверждена постановлением Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. № 1018) и другие.

В организациях в целях регулирования взаимоотношений между работодателем и работниками трудовой деятельности коллектива, оплаты труда и материального поощрения, работающих на основе законодательных актов разрабатывают и принимают внутренние нормативные документы. К важнейшим из них относятся: коллективный договор, трудовой договор (контракт), положение о системе оплаты труда, положение о премировании, положение о вознаграждении по итогам работы за год, положение о вознаграждении за выслугу лет, штатное расписание и должностные инструкции.

1.2. Документация по учету личного состава труда и его оплаты

Для учета личного состава, отработанного времени, расчетов с работающими по начислению и выплате заработной платы организации используют унифицированные формы первичных документов, утвержденные постановлением
Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Форма № Т-1 “Приказ (распоряжение) о приеме на работу” (Приложение №2) заполняется в одном экземпляре работником отдела кадров на принимаемое организацией на работу лицо. Руководитель подразделения (цеха, отдела) дает заключение о возможности приема на работу (нанимающийся) на оборотной стороне приказа (распоряжения) указываются сведения о том, в качестве кого может быть принят на работу нанимающийся, по какому разряду или с каким окладом и с каким испытательным сроком. Приказ (распоряжение) о приеме на работу работника визируется в соответствующей службе организации для подтверждения оклада, устанавливаемого по штатному расписанию. С приказом
(распоряжением), подписанным руководителем организации, работника знакомят под расписку.

Приказ (распоряжение) о приеме на работу передается в бухгалтерию организации, где открывается лицевой счет на вновь принятого работника.

Форму № Т-2 “Личная карточка” (Приложение №3) заполняют и ведут в отделе кадров на всех работников организации.

Формой № Т-5 “Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу”
(Приложение №4) оформляется перевод работника из одного подразделения организации в другое. Ее заполняет в двух экземплярах сотрудник отдела кадров. Один экземпляр хранится в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию для внесения изменений в лицевой счет.

В распоряжении указываются: основание перевода, размер тарифной ставки, оклада, надбавки по прежнему и новому месту работы, сведения о не сданных работником материальных ценностях и др. Распоряжение подписывают начальники подразделений, руководитель организации и сам работник.

Форма № Т-6 “Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска”
(Приложение №5) применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов, предоставляемых членам трудового коллектива в соответствии с действующими законодательными актами и положениями, коллективным договором и графиком отпусков. Приказ заполняется в двух экземплярах (один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию), подписывается начальником структурного подразделения, руководителем организации и самим работником.

В бухгалтерии в этом документе указываются выплаты, произведенные работнику за отпуск и удержание из нее. Эти данные переносят в лицевой счет.

Форма № Т-8 “Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора
(контракта)” (Приложение №6) оформляется при увольнении работника и заполняется в двух экземплярах: один остается в отделе кадров, другой передается в бухгалтерию. Приказ подписывается начальником структурного подразделения (цеха, отдела) и руководителем организации. Делается отметка о полученных, но не сданных работником материальных ценностях.

Непосредственно в приказе рассчитывается заработная плата увольняемого: определяются средний заработок, начисленная сумма причитающейся заработной платы, размер компенсации за неиспользованный отпуск, выходное пособие, а также сумма удержаний подоходного налога, страховых взносов в Пенсионный фонд и другие фонды. Эти данные переносятся в лицевой счет работника.

Форма № Т-12 “Табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы” применяется для контроля за соблюдением установленного режима рабочего времени персонала организации, получения данных об отработанном времени, расчета заработной платы; ведется табельщиком
(мастером) и подписывается начальником структурного подразделения. Данные табельного учета используют при составлении статистической отчетности и начислении заработной платы. Это документ, на основании которого начисляется заработная плата за отработанное время работникам с повременной оплатой труда и с окладом по штатному расписанию.

Форма № Т-13 “Табель учета использования рабочего времени” (Приложение
№7) применяется для тех же целей, что и форма № Т-12, при автоматизированной обработке данных. В ней ведется только учет явок и неявок, отработанного времени и проводятся данные для начисления заработной платы по видам и направлениям затрат. Все остальные необходимые сведения для статистической отчетности и бухгалтерского учета получают с помощью вычислительных машин.

Данные о начисленной оплате труда, удержаниях, вычетах и выплатах, о состоянии расчетов по заработной плате отражаются в формах № Т-49 “Расчетно- платежная ведомость” (Приложение №8), № Т-53 “Платежная ведомость”
(Приложение №9) и № Т-54 “Лицевой счет”. Форма № Т-54-а “Лицевой счет” в отличие от формы № Т-54 содержит только справочные данные и принимается там, где расчеты по оплате труда ведутся с помощью вычислительных машин.
Получаемые расчетные листки в виде машинограммы по расчету заработной платы за каждый месяц вкладываются в лицевой счет работника.

1.3 Начисление заработной платы при различных системах оплаты труда

Согласно статье 77 КЗОТ РФ, оплата труда каждого работника зависит от его личного вклада и максимальным размером не ограничиваются.

Месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда. При этом в минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощрительные выплаты.

Отраслевым тарифным соглашением для предприятий и организаций отрасли, на которую оно распространяется, или коллективным договором администрации предприятия с трудовым коллективом (профсоюзным органом) может быть предусмотрен иной минимальный размер месячной оплаты труда работников отрасли (предприятия). В соответствии со статьей 80 КЗОТ РФ систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах или иных локальных нормативных актах. При оплате труда физических лиц используется тарифная или бестарифная системы оплаты труда.

Тарифная системе представляет собой совокупность информации о формировании размера оплаты труда работников в зависимости от вида и качества работ.

Элементами тарифной системы являются: тарифные ставки (схемы должностных окладов), тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, нормы труда.

Тарифная ставка выражает в денежной форме абсолютный размер оплаты труда рабочих на различных работах за соответствующую единицу рабочего времени (час, день, месяц). Должностной оклад - это размер оплаты труда повременно оплачиваемого работника в месяц. Ставки (оклады) увеличиваются по мере увеличения тарифного разряда работника. Каждый из присваиваемых разрядов представляет собой показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника.

Тарифная сетка представляет собой совокупность действующих в данной отрасли производства (на предприятии) тарифных (квалификационных) разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. С помощью тарифного коэффициента определяется соотношение между размерами тарифных ставок в зависимости от разряда выполняемой работы. Тарифный коэффициент соответствующего разряда показывает, во сколько раз уровень оплаты работ, отнесенных к этому разряду, превышает уровень оплаты работ, отнесенных к первому разряду.

Статья 83 КЗОТ РФ определяет две основные группы тарифной системы оплаты труда - повременная и сдельная, каждая из которых имеет свои особенности и виды.

Повременная система оплаты труда может быть простой повременной или повременно-премиальной.

К основным видам сдельной оплаты труда относятся: прямая сдельная, сдельно-прогрессивная, сдельно-премиальная, аккордная, косвенно-сдельная.

При простой повременной оплате труда заработок работника состоит из установленного ему должностного оклада или тарифной ставки, согласно принятой схеме должностных окладов (штатного расписания) или тарифной сетки, выплачиваемых в полном размере при условии, что работник проработал все рабочие дни (часы) в месяце. Если отработано не все рабочее время, заработная плата начисляется за фактически отработанное время.

При повременно-премиальной оплате труда условиями заключаемого на предприятии коллективного договора, положениями об оплате труда
(положениями о премировании), либо непосредственно условиями трудового договора с работником наряду с должностными окладами или тарифными ставками работникам предусматривается выплата надбавки к заработной плате (месячной, квартальной, полугодовой и др.), исчисляемой в процентах от оклада (ставки) или в твердых денежных суммах, которая является премией. Выплата премий может ставиться в зависимость от достижения определенных количественных и качественных результатов труда.

При сдельной оплате труда заработок работника рассчитывается исходя из установленного разряда работы, тарифных ставок и норм выработки. При прямой сдельной оплате труда заработная плата начисляется за фактически выполненную работу (изготовленную продукцию), исходя из заранее установленных расценок за каждую единицу продукции соответствующего качества. При сдельно-премиальной оплате труда работнику дополнительно начисляется премия за выполнение отдельных условий и показателей премирования (качество продукции, экономию материалов, выполнение и перевыполнение норм и др.). При сдельно-прогрессивной оплате труда выработка рабочего в пределах установленной нормы оплачивается по основным неизменным расценкам, а выработка сверх нормы - по повышенным расценкам.
Использование сдельно-прогрессивной оплаты может также сочетаться с выплатой премий.

При аккордной системе оплата труда производится сразу за весь объем работ (аккордное задание). Эта система оплаты труда получила практическое применение при оплате труда работников бригад. При этом общая сумма вознаграждения определяется исходя из оценки аккордного задания, а конкретные суммы заработка каждого работника - исходя из количества и качества затраченного труда. При аккордной системе оплаты труда работникам может выплачиваться также премия, такая система называется аккордно- премиальной.

При косвенно-сдельной системе оплаты труда размер заработка работника ставится в зависимость от результатов труда на обслуживаемых ими рабочих местах (машинах, оборудовании).

Заработок работника, находящегося на бестарифной оплате труда, всегда ставится в зависимость от конечных результатов работы самого работника
(если возможно организовать учет индивидуальных результатов) или результатов работы структурного подразделения или предприятия в целом. Еще одним из компонентов, влияющих на размер заработной платы, являются также возможности работодателя или владельца предприятия по направлению средств на выплату заработной платы.

При использовании системы плавающих окладов в зависимости от результатов труда работников (роста или снижения производительности труда) происходит периодическая корректировка должностного оклада (тарифной ставки) при условии выполнения задания по выпуску продукции (задания по труду).

Раздел 2. Учет удержаний и вычетов из заработной платы

2.1 Единый социальный налог (взнос)

Плательщики единого социального налога

Согласно статье 235 НК РФ (часть вторая, с 01.01.2001г.), плательщиками единого социального налога станут все работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Единый социальный налог предстоит уплачивать с сумм вознаграждений, а также иных доходов, которые начислены работникам по трудовым, авторским, лицензионным договорам и договорам гражданско-правового характера (в том случае, если их предметом является выполнение работ или оказание услуг). Индивидуальные предприниматели и адвокаты будут платить единый социальный налог не только с сумм, выплачиваемых наемным работникам, но и с доходов от предпринимательской деятельности (за вычетом расходов).

Таким образом, все те организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, которые ранее платили страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, с 1 января 2001 года станут плательщиками единого социального налога.

Объект налогообложения

Порядок определения налоговой базы по единому социальному налогу приведен в статье 237 НК РФ (часть вторая). Налог будет рассчитываться ежемесячно нарастающим итогом с начала года отдельно по каждому работнику.
Налоговым периодом по единому социальному налогу является календарный год.
Это установлено статьей 240 НК РФ. В налоговую базу включаются доходы, как в денежной, так и в натуральной форме, которые работодатель начисляет работникам. Также в налоговую базу включается стоимость предоставленных работникам материальных, социальных и иных благ. Стоимость товаров (работ, услуг) и материальных благ, предоставленных работникам, определяется по рыночным ценам. В эту стоимость включаются суммы налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов. Кроме того, в налоговую базу включаются дополнительные материальные выгоды, которые работник или члены его семьи получают за счет работодателей. К таким дополнительным материальным выгодам, в частности, относятся:

- выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем товаров
(работ, услуг), например, коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;

- выгода от приобретения работником у работодателя товаров (работ, услуг) по ценам более низким по сравнению с ценами, которые обычно устанавливают продавцы этих товаров (работ, услуг);

- выгода в виде экономии на процентах, если процент за пользование заемными средствами, которые работник получает от работодателя, меньше 3/4 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9 процентов годовых (по займам, полученным в иностранной валюте);

- выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования в случаях, когда эти взносы (полностью или частично) вносит работодатель (за исключением суммы страховых платежей, которые выплачивает организация по договорам добровольного страхования своих работников за счет средств, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на доходы организаций).

Ставки единого социального налога

Согласно статье 241 НК РФ, единый социальный налог исчисляется по регрессивной шкале ставок. Это означает, что чем больше налоговая база на каждого сотрудника, исчисленная нарастающим итогом с начала года, тем меньше ставка налога.

Для работодателей, производящих выплаты в пользу своих работников, установлена следующая шкала ставок.

|Налоговая |Распределение единого социального налога |Итого |
|база на | | |
|каждого | | |
|отдельного| | |
|работника | | |
|нарастающи| | |
|м итогом с| | |
|начала | | |
|года | | |
| |Пенсионный |Фонд |Федеральный |Территориальн| |
| |фонд |социального|фонд |ые фонды | |
| |Российской |страхования|обязательног|обязательного| |
| |Федерации |Российской |о |медицинского | |
| | |Федерации |медицинского|страхования | |
| | | |страхования | | |
|До 100 000|28,0 |4,0 |0,2 процента|3,4 процента |35,6 |
|руб. |процента |процента | | |процента |
|От 100 001|28 000 руб.|4000 руб. +|200 руб. + |3400 руб.+1,9|35 600 |
|до 300 000|+15,8 |2,2 |0,1 процента|процента с |руб.+20,0 |
|руб. |процента с |процента с |с суммы, |суммы, |процента с |
| |суммы, |суммы. |превышающей |превышающей |суммы, |
| |превышающей|превышающей|100 000 руб.|100 000 руб. |превышающей|
| |100 000 |100 000руб.| | |100 000 |
| |руб. | | | |руб. |
|От 300 001|59 600 |8400 |400 руб.+ |7200 руб. |75 600 |
|до 600 000|руб.+7,9 |руб.+1,1 |0.1 процента|+0,9 процента|руб.+10,0 |
|руб. |процента с |процента |превышающей |превышающей |процента |
| |суммы, |превышающей|300 000 руб.|300 000 руб. |превышающей|
| |превышающей|300 000 | | |300 000 |
| |300 000 |руб. | | |руб. |
| |руб. | | | | |
|Свыше |83 300 |11 700 руб.|700 руб. |9900 руб. |105 600 |
|600 000 |руб.+2,0 | | | |руб.+2,0 |
|руб. |процента с | | | |процента с |
| |суммы, | | | |суммы, |
| |превышающей| | | |превышающей|
| |600 000 | | | |600 000 |
| |руб. | | | |руб. |

Суммарная ставка страховых взносов, которые работодатели до
01.01.2001г. уплачивали в государственные внебюджетные фонды, составляла
38,5 процента (28 + 5,4 + 1,5 + 3,6). Нетрудно заметить, что максимальная ставка единого социального налога лишь на 2,9 процента (38,5 - 35,6) ниже суммарной ставки страховых взносов во внебюджетные фонды.

Это связано с тем, что, во-первых, заработная плата большинства граждан России, скорее всего не превысит 100 000 руб. в год (примерно 8333 руб. в месяц), а пониженная ставка налога будет применяться к части доходов, превышающей эту сумму. Во-вторых, право применять регрессивную шкалу ставок получат далеко не все предприятия (об этом мы расскажем ниже).
Кроме того, помимо единого социального налога с суммы заработной платы, начисленной работникам, организации по-прежнему будут платить страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которые установлены Федеральным законом от 24 июля 1998 г. №
125-ФЗ. Это предусмотрено статьей 11 Закона № 118-ФЗ.

Организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства, выступающие в качестве работодателей, будут платить единый социальный налог по более низким ставкам. Так, при доходах работника до 100 000 руб. суммарная ставка налога составит 26,1 процента. Если совокупный доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала года, окажется выше, то с суммы превышения (от 100 001 до 300 000 руб.) налог будет взиматься по ставке 20 процентов. К более высоким доходам, к их части, превышающей 300 000 руб. (от 300 001 до 600 000 руб.), будет применяться суммарная ставка 10 процентов, а к части, превысившей 600
000 руб., - 2 процента.

Максимальная ставка налога, по которой будут облагаться доходы (за вычетом расходов) от предпринимательской деятельности, полученные индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и т. д. (будет применяться к части доходов, не превысившей 100 000 руб.), составит 22,8 процента, минимальная (будет применяться к части доходов, превысившей 600 000 руб.) - 2 процента. Кроме того, доходы адвокатов, оказывающих физическим лицам юридические услуги, которые оплачиваются из бюджета, будут облагаться единым социальным налогом по отдельным ставкам.
Максимальная ставка (будет применяться к части доходов, не превысившей 100
000 руб.) составит 17,6 процента, минимальная (будет применяться к части доходов, превысившей 600 000 руб.) - 2 процента.

Следует отметить, что до 1 января 2002 года все перечисленные выше налогоплательщики будут начислять с суммы налоговой базы, которая превышает
600 000 руб., единый социальный налог в Пенсионный фонд РФ по ставке 5 процентов. Это установлено статьей 17 Закона № 118-ФЗ.

Какие организации смогут применять регрессивную шкалу ставок

В пункте 2 статьи 241 НК РФ приведены критерии, которым должны соответствовать организации, применяющие регрессивную шкалу ставок единого социального налога. Организации, не соответствующие этим критериям, будут платить единый социальный налог по максимальной ставке.

Какие организации могут применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в 2001 году? Ответ на этот вопрос содержится в статье
245 НК РФ, которая называется «Переходные положения». Эта статья позволяет применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога тем организациям, у которых во второй половине 2000 года фактический размер выплат, облагаемых страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, превысил 25 000 руб. на одного работника.

Для расчета этого показателя установлен следующий порядок: организации с численностью работников свыше 30 человек учитывают выплаты в пользу 90 процентов наименее оплачиваемых сотрудников, организации с численностью работников до 30 человек - выплаты в пользу 70 процентов наименее оплачиваемых работников.

Пример

В ЗАО «Сатурн» работает 40 человек. Общая сумма заработной платы, которая была начислена каждому из 30 сотрудников во второй половине 2000 года, доставила 20 000 руб., остальным 10 сотрудникам было начислено по 80
000 руб.

Рассчитаем размер выплат, облагаемых страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды, на одного работника.

Так как в ЗАО «Сатурн» работает более 30 человек, то заработная плата
10 процентов наиболее высокооплачиваемых сотрудников (четырех человек, каждому из которых было начислено по 80 000 руб.) не учитывается.

Общая сумма выплат, начисленных 36 (40-4) наименее оплачиваемым сотрудникам ЗАО «Сатурн», составит 1 080 000 руб. (30 чел. * 20 000 руб./чел. + 6 чел. * 80 000 руб./чел.):

1 080 000 руб. /36 чел. = 30 000 руб./чел.

30 000 руб./чел. > 25 000 руб./чел.

Следовательно, ЗАО «Сатурн» имеет право применять регрессивную шкалу ставок единого социального налога в 2001 году.

Начиная с 2002 года воспользоваться регрессивной шкалой ставок смогут только те работодатели, у которых в предыдущем году величина налоговой базы в среднем на одного работника превысила 50 000 руб.

Если в организации работает больше 30 человек, то, рассчитывая величину налоговой базы в среднем на одного работника, не учитывается 10 процентов работников, которые имеют наибольшие по размеру доходы.

Организации, у которых численность персонала не превышает 30 человек
(включительно), могут рассчитать величину налоговой базы в среднем на одного работника, не учитывая 30 процентов наиболее высокооплачиваемых работников.

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками-работодателями приведен в статье 243 НКРФ. Согласно этой статье работодатели ежемесячно обязаны вносить авансовые платежи по налогу непосредственно перед тем, как получить в банке средства для выплаты заработной платы работникам. Однако это должно быть сделано не позднее 15- го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была начислена заработная плата. Чтобы получить в банке наличные деньги для выдачи заработной платы, организации должны будут предъявить платежные поручения на перечисление налога.

По каждому работнику организации должны будут рассчитывать сумму налога, зачисляемую в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
В Государственный фонд занятости населения РФ взносы начисляться не будут, так как с будущего года этот фонд ликвидируется.

Должны ли предприятия перечислять единый социальный налог одним платежным поручением или сумму, рассчитанную по каждому фонду, следует перечислять на разные счета? Как нам разъяснили в Минфине России, в 2001 году федеральное казначейство откроет для каждого внебюджетного фонда отдельный счет. Поэтому бухгалтерам придется перечислять единый социальный налог четырьмя платежными поручениями: отдельно на счет Пенсионного фонда
РФ, отдельно на счет Фонда социального страхования РФ, отдельно на счета территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования.

Порядок расчета единого социального налога рассмотрим на условном примере.

Пример

ЗАО «Премьера» ежемесячно начисляет своему сотруднику Иванову И.И. заработную плату в сумме 30 000 руб. С января по март 2001 года ему было начислено 90 000 руб. Общая сумма единого социального налога, начисленного на заработную плату Иванова И.И., составила 32 040 руб. (90 000 руб. *
35,6%). На счета внебюджетных фондов было перечислено:

- на счет Пенсионного фонда РФ - 25 200 руб. (90 000 * 28%);

- на счет Фонда социального страхования РФ - 3600 руб. (90 000 руб. *
4%);

- на счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования
-180 руб. (90 000 руб. * 0,2%);

- на счет территориального фонда обязательного медицинского страхования - 3060 руб. (90 000 руб. * 3,4%).

В апреле 2001 года Иванову И.И. была начислена заработная плата в сумме 30 000 руб.

Предположим, что ЗАО «Премьера» имеет право применять регрессивную шкалу ставок в 2001 году. Для того чтобы определить сумму единого социального налога, которую ЗАО «Премьера» должно заплатить в апреле, необходимо произвести следующие расчеты.

1. Рассчитать налоговую базу по этому сотруднику нарастающим итогом с начала года:

30 000 руб. * 4 мес. = 120 000 руб.

2. Рассчитать общую сумму единого социального налога за четыре месяца
2001 года.

Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Пенсионный фонд
РФ, составит:

28 000 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 15,8% = 31 160 руб.

Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Фонд социального страхования РФ, составит:

4000 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 2,2% = 4440 руб.

Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, составит:

200 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 0,1% = 220 руб.

Общая сумма единого социального налога, зачисляемая в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, составит:

3400 руб. + (120 000 руб. - 100 000 руб.) * 1,9% = 3780 руб.

3. Определить сумму налога, которую необходимо перечислить на счета фондов в апреле 2001 года.

На счет Пенсионного фонда РФ нужно перечислить:

31 160 руб. - 25 200 руб. = 5960 руб.

На счет Фонда социального страхования РФ нужно перечислить:

4440 руб. - 3600 руб. = 840 руб.

На счет Федерального фонда обязательного медицинского страхования нужно перечислить:

220 руб. - 180 руб. = 40 руб.

На счет территориального фонда обязательного медицинского страхования нужно перечислить:

3780 руб. - 3060 руб. = 720 руб.

Помимо единого социального налога на сумму заработной платы необходимо начислить страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Предположим, что ЗАО «Премьера» уплачивает взносы по тарифу 3-го класса профессионального риска, то есть в размере 0,5 процента.

Сумма страховых взносов от несчастных случаев на производстве за апрель 2001 года составит:

30 000руб. * 0,5%= 150руб.

В апреле 2001 года в бухгалтерском учете ЗАО «Премьера» будут сделаны следующие проводки: [1]

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

- 30 000 руб. - начислена заработная плата Иванову И.И.;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в
Пенсионный фонд РФ»

- 5960 руб. - начислен единый социальный налог в Пенсионный фонд РФ;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в фонд социального страхования РФ»

- 840 руб. - начислен единый социальный налог в Фонд социального страхования РФ;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

- 40 руб. - начислен единый социальный налог в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в территориальный фонд обязательного медицинского страхования»

- 720 руб. - начислен единый социальный налог в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

- 150 руб. - начислены страховые взносы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно пункту 2 статьи 243 НК РФ организации могут уменьшить сумму налога, зачисляемую в фонд социального страхования, на суммы произведенных ими расходов на государственное страхование.

В бухгалтерском учете эта операция отражается следующей проводкой:

ДЕБЕТ 69 субсчет «Единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования РФ» КРЕДИТ 70 (73)

- израсходованы средства государственного социального страхования.

Суммы, не подлежащие налогообложению

Согласно статье 238 НК РФ, со следующего года будет введен общий перечень выплат, которые не облагаются единым социальным налогом.

ОТМЕТИМ, чТО ПРАКТИчЕСКИ ВСЕ ВЫПЛАТЫ, НА КОТОРЫЕ РАНЕЕ НЕ
НАчИСЛяЛИСЬ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ, НЕ БУДУТ ОБЛАГАТЬСя И ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ
НАЛОГОМ. КРОМЕ ТОГО, ИМ НЕ БУДУТ ОБЛАГАТЬСя:

- оплата работодателем расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, которые являются российскими юридическими лицами, и лагерях, которые находятся на балансе работодателей (при условии, что указанные выплаты осуществляются из прибыли, остающейся в распоряжении работодателя после уплаты налога на доходы организаций);

- выплаты, которые осуществляются за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии, что такие выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год;

- суммы материальной помощи, которую оказывают работодатели своим работникам, а также своим бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту (но не более 2000 руб. в год);

- суммы, которыми работодатель возмещает стоимость медикаментов, приобретенных его бывшими работниками (пенсионерами по возрасту и инвалидности), а также членами их семей (но не более 2000 руб. в год).
Причем эти медикаменты должны быть назначены врачом.

Льготы по единому социальному налогу

Согласно статье 239 НК РФ, с суммы, которая не превышает 100 000 руб. в год на каждого работника, следующие категории работодателей могут не платить единый социальный налог:

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, а также структурные подразделения таких организаций;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

- учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей.

Перечисленные выше льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством и реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, а также иных товаров, перечень которых утверждает Правительство РФ.

Отметим, что от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды до 01.01.2001г. были освобождены общероссийские общественные организации инвалидов (среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%), а также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%). Причем льгота предоставляется на всю сумму доходов, которые начисляются работникам этих организаций.

Организации, в которых работают инвалиды I, II и III групп, вообще не будут платить единый социальный налог с суммы доходов, начисленных в пользу инвалидов (но не более 100 000 руб. на каждого инвалида).

Кроме того, полностью от уплаты единого социального налога будут освобождены доходы, которые организации выплачивают иностранным гражданам и лицам без гражданства. Но это возможно лишь в том случае, если они не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

До выплаты заработной платы работникам из нее в соответствии с действующим законодательством производятся удержания, которые можно объединить в следующие группы: обязательные удержания, удержания, производимые по инициативе администрации предприятия (работодателя), удержание, производимые по согласованию между работником и администрацией предприятия (работодателем).

К обязательным удержаниям относятся: отчисления из заработка физических лиц в размере 1% в Пенсионный фонд РФ, удержание необходимого налога в доход федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, удержание по исполнительным документам.

К удержаниям по инициативе администрации, согласно статье 124 КЗОТ РФ, относятся удержания: за причиненный материальный ущерб, в том числе за допущенный брак, для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок, для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных сумм, выданных на служебную командировку или хозяйственные нужды, для погашения аванса, выданного в счет причитающейся заработной платы.

Кроме того, администрацией предприятия могут производиться удержания за неотработанные дни предоставленного и оплаченного полностью отпуска при увольнении работника до окончания рабочего года.

К удержаниям, производимым по согласованию между работодателем и физическими лицами, могут быть отнесены удержания: алиментов, сумм на личное добровольное страхование, на благотворительные цели, профсоюзных взносов, в погашение обязательств по подписке на акции, стоимости отпущенной (реализованной) продукции (товаров) или оказанных услуг
(выполненных работ), займов, выданных работнику.

В первую очередь производятся обязательные удержания, размеры которых определяются действующими нормативными актами или имеющимися на предприятии исполнительными документами. Для такого рода удержаний издание приказа
(распоряжения) и согласие работника не требуются. Обязательные удержания осуществляют, как правило, в следующей последовательности: отчисления в
Пенсионный фонд, удержание подоходного налога, алиментов, другие удержания по исполнительным документам. Такой порядок связан с тем, что каждая ранее исчисленная сумма удержаний, согласно действующему законодательству, учитывается при расчете удержания, т.е. подоходный налог удерживается с учетом уменьшения налогооблагаемой базы по страховым взносам в Пенсионный фонд, удержанных с заработка работника, а суммы алиментов и других удержаний исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов.

2.2 Налог на доходы физических лиц

Плательщики налога и объект налогообложения

Перечень плательщиков налога на доходы физических лиц приведен в статье 207 НК РФ. Согласно этой статье, налог будут платить физические лица
- налоговые резиденты Российской Федерации, а также физические лица- нерезиденты, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Таким образом, все те, кто сегодня платит подоходный налог, в следующем году будут платить налог на доходы физических лиц.

Объект налогообложения также не изменится, и физические лица-резиденты будут платить налог с доходов, полученных на территории России и за границей, а нерезиденты - с доходов, полученных из российских источников.
Это установлено статьей 209 НК РФ.

Налоговая база

Согласно статье 216 НК РФ, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

Как и сегодня, в 2001 году налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц будет включать все доходы налогоплательщика. Они могут быть получены в денежной или натуральной форме, а также в виде материальной выгоды.

В отношении некоторых видов доходов установлены различные налоговые ставки. Поэтому налоговая база будет определяться по каждому из них отдельно. Доходы, ставка налога на которые равна 13 процентам, будут включаться в налоговую базу с учетом установленных Налоговым кодексом вычетов. Если сумма вычетов окажется больше суммы налогооблагаемых доходов, то налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов не переносится, за исключением имущественного вычета на суммы, израсходованные на приобретение и строительство жилья. О порядке предоставления налоговых вычетов и ставках налога мы расскажем ниже.

Отдельными статьями второй части Налогового кодекса устанавливается порядок, согласно которому в налоговую базу включают: во-первых, доходы, полученные в натуральной форме, во-вторых, доходы в виде материальной выгоды и, в третьих, выплаты по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Порядок определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме

Согласно статье 211 НК РФ, в налоговую базу будет включаться рыночная стоимость товаров (работ, услуг), которые налогоплательщик получает от организаций и индивидуальных предпринимателей. В эту стоимость войдут соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж.

Принципы определения рыночных цен установлены статьей 40 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 этой статьи для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, эта цена считается рыночной. Следовательно, подоходный налог исчисляется исходя из цены товаров, согласованной между организацией и физическим лицом.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы могут проверить, правильно ли применяются цены по сделкам между взаимозависимыми лицами (предприятие и его работники как раз являются такими лицами), а также в том случае, если цены отклоняются более чем на 20 процентов от уровня цен, применяемых организацией по идентичным товарам в течение непродолжительного периода времени.

Если в ходе проверки выяснится, что цена, указанная сторонами сделки, ниже рыночной на 20 и более процентов, то налоговые органы вправе доначислить налоги исходя из рыночных цен, а также пени.

Чтобы избежать налоговой ответственности, организации, которые передают физическим лицам продукцию по сниженным ценам, должны самостоятельно платить налоги исходя из рыночных цен.

Порядок определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды

В статье 212 НК РФ указаны доходы в виде материальной выгоды, которые в следующем году будут включаться в налоговую базу.

К таким доходам относится материальная выгода, полученная:

- от экономии на процентах за пользование заемными средствами;

- от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций и физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы, услуги (в налоговую базу будет включаться разница в ценах);

- от приобретения ценных бумаг по ценам (в данном случае под ценой понимаются фактические расходы на приобретение ценных бумаг), которые ниже рыночной стоимости этих ценных бумаг (в налоговую базу будет включаться разница в ценах).

Выгода от экономии на процентах будет включаться в налоговую базу в том случае, если процент за пользование заемными средствами меньше 3/4 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 9 процентов годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Налогом будет облагаться положительная разница между суммой, исчисленной исходя из
3/4 ставки рефинансирования (по валютным займам - исходя из 9% годовых), и суммой фактически уплаченных процентов. Эта разница будет включаться в налоговую базу в момент уплаты процентов, но не реже одного раза в год.

Напомним, что сейчас материальная выгода, полученная от экономии на процентах, включается в совокупный доход физического лица, если процент за пользование заемными средствами меньше 2/3 ставки рефинансирования (по займам, полученным в рублях) или меньше 10 процентов годовых (по займам, полученным в иностранной валюте).

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.