РУБРИКИ

Проведение аудита и расчет НДС по ПО Октябрь

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Проведение аудита и расчет НДС по ПО Октябрь

p> Весь аналитический учет по этим расчетам в бухгалтерии ведется автоматически с применением персональных ЭВМ на основе разработанных в организации компьютерных программ.

Учитывая, что по счету 46 не должно быть никогда сальдо, в дебет счета 46 списывается себестоимость только по тем счетам, по которым поступила оплата и в пределах этой суммы.

1. Если отгружено больше, чем оплачено, то коэффициент затрат

(отношение себестоимости реализуемой продукции) умножают на сумму недоплаты и на полученный итог, выполняют проводку:

Дт 46 = Кт 40 «сторно»; Дт 45 = Кт 40 В этом случае оставшаяся себестоимость отгруженной продукции будет числиться на сальдо по дебиту счёта 45.

2. Если отгружено меньше, чем оплачено, то количество отгруженных товаров, умножают на отпускные цены, плюс норма прибыли. На общую сумму начисляют НДС и получают стоимость реализации. В пределах этой суммы выполняют проводку Дт 62

Кт 46 «Часть оплаты за отгруженную продукцию». Оставшаяся оплата будет числиться на сальдо по кредиту счёта 62, как кредиторская задолженность и должна быть возвращена покупателю, если не требуется доотгрузка.

В соответствии с п.2 ст.5 Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» в организации ведется:

- раздельный учет затрат на производство и реализацию облагаемых и необлагаемых НДС:

- раздельный учет реализации товаров и сумм налога в разрезе применяемых ставок;

- раздельный учет затрат на производство и реализацию по группам продукции.

В журнале – ордере № 11 собирается выручка от реализации со счетов оплаты и из нее выделяется сумма НДС, начисленная для уплаты в бюджет и налогооблагаемая база для этой суммы налога. Отразим схемой формирование выручки от реализации.

Схема формирования выручки от реализации

Рис. 5

Сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам.

Для учета НДС по полученным от поставщиков ценностям организации используется счет 19 «НДС по приобретенным ценностям».

К счету 19 открыты следующие субсчета:

1911 – НДС по материальным ценностям;

1913 – НДС по приобретенным НМА и ОС;

1914 – НДС по оплаченным счетам;

1915 – НДС по неоплаченным счетам;

1955 – НДС по реализации.

Основанием для отражения на счете 19 сумм НДС, относящихся к полученным от поставщиков ценностям (основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам и др., а также работам и услугам), является выделение данных сумм в первичных учетных документах (накладных, актах и т.д.), если в первичном документе сумма НДС не выделена самостоятельное ее исчисление расчетным путем и отражение на счете 19 не производится.

Отразим в таблице схему учета НДС по приобретенным материальным ценностям.

Таблица 10

Схема учета НДС по приобретенным материальным ценностям
|Дата |Содержание операции |Сумма |Дт |Кт |
| | |(руб.) | | |
|15.07 |Приобретено сырье для производства| | | |
| |продукции: | | | |
| |А) покупная стоимость; |1750 |10 |60 |
| |Б) налог на добавленную стоимость |350 |1911 |60 |
|20.07 |Произведены расчеты с поставщиками|2100 |60 |51 |
|20.07 |Списывается сумма, уплаченного НДС|350 |68 |19.1 |
| |поставщику | | | |
|25.07 |Израсходовано сырье на основное |1400 |20 |10 |
| |производство | | | |
| 29.07|Израсходовано сырье на нужды |350 |29 |10 |
| |обслуживающих хозяйств | | | |
|29.07 |Восстанавливается часть ранее |70 |88 |68 |
| |списанного НДС, по сырью на | | | |
| |производственные нужды | | | |
|29.07 |Списаны затраты |420 |46 |40 |
|29.07 |Прибыль от реализации |80 |46 |80 |
|29.07 |Закрыт аванс |600 |64 |62 |
|29.07 |Сторнируется сумма, относящаяся к |100 |64 |68 |
| |ранее полученному авансу | | | |

По данным табл. 10, видно, что на расчеты с бюджетом НДС по приобретенным ценностям относится в момент оплаты и оприходования ценностей, а в случае их использования на не производственные нужды в том же отчетном периоде восстанавливающая проводка и НДС перечисляется в бюджет.

В соответствии с инструкцией № 39 «О налоге на добавленную стоимость» по общему правилу для отнесения уплаченных сумм к зачету необходимо выполнение следующих условий:

1. Произведена фактическая оплата материальных ресурсов, товаров

(работ, услуг);

2. Данные ресурсы оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны);

3. Обязательно наличие счета – фактуры.

Организация учёта поступивших ТМЦ не предусматривает применение счёта
15 и 16, приобретаемые материалы (услуги) приходуют с кредита счётов
60,71,76 в дебет счетов 10,26 и на сумму НДС в дебет счёта 19.

Учет материалов и сумм НДС к зачету ведется в журнале – ордере № 6.

Сначала в журнале-ордере записываются материалы в пути, неотфактурованные поставки и счета, оставшиеся неоплаченными на начало текущего месяца. Поступление материалов без счёта поставщика
(неотфактурованные поставки) записываются на основании приходных документов склада в ведомость учёта неотфактурованных поставок, отдельной строкой по каждому поставщику. После получения счёта поставщика эта запись сторнируется и на основании счёта-фактуры делается запись по цене их приобретения. По мере поступления материалов и оплаты счетов делаются записи в соответствующих графах и строчках по каждому счёту.

Для расчётов с поставщиками за услуги (воду, газ, ремонтные работы и др.) используется отдельный субсчёт к счёту 60.

По этим расчётам ведётся сальдо оборотная ведомость. По каждому поставщику в кредите счёта 60 записываются построчно счёта-фактуры, предъявляемые поставщиком по дебету сумма оплаты этих счетов-фактур с указанием номера платёжного поручения и даты оплаты.

На сумму оплаты составляется бухгалтерская справка, где указывается сумма НДС к возмещению и сумма налогооблагаемой базы. Данные бухгалтерской справки заносятся в карточки аналитического учёта по счёту 19 субсчёт
1915. «НДС по неоплаченным счетам» и счёт 68 «Налог на добавленную стоимость».

В соответствии с п.50 Инструкции № 39 в организации ведется:

- раздельный учет сумм НДС оплаченных и неоплаченных по приобретенным товарам (работам, услугам);

- раздельный учет отфактурованных и неотфактурованных поставок ТМЦ.

Для всех элементов налогооблагаемой базы НДС бухгалтерский учет может выполнять соответствующие функции (например, на уровне конкретной хозяйственной операции), для учета формирования такого комплексного показателя, как налогооблагаемая база по НДС, балансовые счета и документальные регистры бухгалтерского учета не предназначены, что естественно, создает трудности при расчете суммы НДС, подлежащей внесению в бюджет. Проверка правильности определения налогооблагаемой базы прослеживается в бухгалтерских справках, на основании которых делаются записи в журнале-ордере № 8 по учёту налога на добавленную стоимость.

В соответствии с п.9 Указа Президента РФ «Об основных направлениях налоговой реформы РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 08.05.96 № 685, начиная с 01.01.97 года, все плательщики НДС обязаны перейти на «метод счетов-фактур».

При использовании метода счетов-фактур облагаемый оборот связывается с моментом выписки специального налогового учетного документа (счета- фактуры).

Основными признаками этого метода являются:

1. Наличие самостоятельных налоговых документов – счетов-фактур;

2. Возникновение налогооблагаемого оборота и налогооблагаемой базы непосредственно связаны с наличием счетов-фактур.

Что касается расчета налогооблагаемой базы, то после определения налогооблагаемого оборота необходимо выяснить суммы НДС, подлежащие зачету.
При этом суммы НДС, оплаченные при приобретении материальных ресурсов, можно будет относить к зачету только при наличии соответствующих счетов- фактур.

Документооборот по НДС при использовании метода счетов-фактур изобразим в виде схемы.

Схема документооборота при использовании метода счетов-фактур.

Рис. 6

Таким образом, работники служб снабжения и сбыта обеспечивают получение счетов-фактур от поставщиков (выдачу покупателям), своевременную передачу счетов-фактур в финансовый отдел, далее финансовый отдел передает сведения в бухгалтерию для составления книги покупок и продаж. Данные для книги покупок и продаж в бухгалтерском учете собираются со всех журналов и ордеров. На основании всех данных заполняется налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.

Порядок документооборота по НДС состоит из:

- счетов-фактур, заполненных в установленном порядке;

- расчетных документов с выделением в них НДС отдельной строкой;

- журналов учета счетов-фактур;

- книги покупок и продаж;

- налоговой декларации.

Книги покупок и продаж ведутся для того, чтобы обеспечить получение полной и достоверной информации по НДС, начисленному за реализованные товары (работы, услуги) и подлежащему зачету или восстановлению по НДС, уплаченному в соответствии с требованиями Инструкции 39 ГНС.

Итоговые суммы книги продаж за отчетный период предназначены для определения подлежащего к начислению НДС:

- Дебет 46, 48 Кредит 68

- Дебет 50, 51, 52 Кредит 64 – авансовое поступление;

- Дебет 81, 88 Кредит 46 – безвозмездная передача товаров (работ, услуг);

- Дебет 81, 88 Кредит 48 – безвозмездная передача иного имущества.

Для полного отображения в книгу продаж заносится весь внутренний оборот.

В книге покупок регистрируются оплаченные счета-фактуры поставщиков:

- Дебет 60,76, 61 Кредит 50, 51, 52;

- Дебет 08 Кредит 60,76 – приобретенные основные средства;

- Дебет 10 Кредит 60 – поступившие производственные запасы;

- Дебет 20, 23, 25, 26, 29, 31, 43 Кредит 76, 61- оказанные услуги, потребляемые на производственные цели;

- Дебет 81, 88, 96 Кредит 60, 76 – услуги на непроизводственные цели.

Структура НДС, подлежащая уплате в бюджет представлена в Прил. 4

По данным Прил. 4 доля налога, подлежащая внесению в бюджет в общей сумме начисленного НДС в среднем за год составляет 59%, а доля налога, подлежащего возмещению из бюджета – 41%.

Одна из причин наименьшего возмещения НДС из бюджета – невозможность возмещения при наличии поступивших счетов-фактур не установленного образца, в том числе незаверенные печатью поставщика; с незаполненными реквизитами; копии счетов-фактур вместо оригинала; счета-фактуры, полученные по факсу.

Бухгалтерский учёт организован в соответствии с разработанной в организации приятии учётной политики.

Система бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз частично автоматизирована. Компьютерные программы разработаны в организации.

В организации не разработан единый график документооборота.
Несвоевременное прохождение документов и поступление их в бухгалтерию отрицательно влияет на формирование финансовых результатов и формирование налогооблагаемых баз.

Без правильной постановки бухгалтерского учета налогооблагаемых баз на предприятии могут возникнуть проблемы при налоговых проверках и, как следствие, штрафные санкции, ухудшающие финансовое состояние организации.

С 1 января 2001 года вводится в действие новый план счетов бухгалтерского учета. Среди основных факторов, предопределивших это введение, - развитие методики бухгалтерского учета; активная работа по гармонизации российских правил бухгалтерского учета с международно- признанной бухгалтерской практикой.

Для решения задач, встающих перед отчетностью, требуется рационализация порядка систематизации и накапливания информации, т.е. совершенствование процесса отражения фактов хозяйственной жизни на счетах бухгалтерского учета.

В новом плане счетов счета учета реализации продажи продукции, товаров, работ, услуг исключены из раздела «Готовая продукция, товары и реализация» и помещены в разделе «Финансовые результаты» как позиции, формирующие информацию о доходах и расходах организации и являющиеся элементом счета прибылей и убытков.

В связи с изменившимися условиями хозяйствования и уточнением методики бухгалтерского учета в плане счетов не предусмотрено использование ряда синтетических счетов, изменены наименование и номера некоторых счетов.
Изменения в плане счетов покажем в таблице.

Изменение в связи с введением нового плана счетов
|№ |Отражение операций по старому |№ |Отражение операций по новому |
| |плану счетов | |плану счетов |
|46 |Реализация продукции (работ, |90 |Продажи |
| |услуг) | | |
|47 |Реализация и прочее выбытие |01 |Основные средства (в части |
| |основных средств | |списания накопленной |
| | |91 |амортизации) |
| | | |Прочие доходы и расходы |
|48 |Реализация прочих активов |91 |Прочие доходы и расходы |
|64 |Расчеты по авансам полученным |62 |Расчеты с покупателями и |
| | | |заказчиками |
|67 |Расчеты по внебюджетным |- |- |
| |платежам | | |
|68 |Расчеты с бюджетом |68 |Расчеты по налогам и сборам |
|80 |Прибыли и убытки |99 |Прибыли и убытки |

В новом плане счетов традиционный для отечественного бухгалтерского учета счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» заменен на счет 90
«Продажи». Счет 90 является сопоставляющим. К счету 90 «Продажи» открываются субсчета для отражения отдельных составляющих финансового результата от продаж.

90-1 «Выручка от продаж» - для учета выручки от продаж

90-2 «Себестоимость продаж» - для учета себестоимости проданной продукции (товаров, работ, услуг).

90-3 «Налог на добавленную стоимость» - для учета налога на добавленную стоимость, включенного в цену продукции проданной.

Аналогично может предусматриваться субсчет для учета налога с продаж и других целевых составляющих цены.

Счет 91 «Прочие доходы и расходы» заменил счета 47,48 счетного плана
1992 года. Структура и порядок использования этого счета аналогичны счету
90 «Продажи».

В течение месяца по счетам 90,91 записи производятся в обычном порядке.

Введение нового плана счетов – это еще один шаг в выполнении программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, принятой Правительством
РФ 06.03.1998 года

2.2. Анализ системы внутреннего контроля налогооблагаемых баз

Анализ системы внутреннего контроля очень важен для аудитора, ибо, чем эффективнее эта система, тем меньше его риск при проведении проверки.
Это объясняется тем, что управление организацией связано с осуществлением непрерывного контроля, охватывающего все стороны его деятельности. Это и выписка документов, и их визирование ответственными работниками администрации, и взаимосверки, и другие многочисленные процедуры, формирующие систему внутреннего контроля.

Система внутреннего контроля, созданная руководством организации, может быть эффективной или неэффективной в зависимости от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту организации от возможных рисков. Проведём оценку информации, необходимой для разработки стратегии проверки.

Таблица 11

Первичная оценка надёжности системы внутреннего контроля.
|Организационная структура объекта исследования |Да |Нет |Не |
| | | |харак-терн|
| | | |о |
|1 |2 |3 |4 |
|1.Разработана и утверждена схема организационной | | | |
|структуры предприятия по отделам (функциональным |1 | | |
|обязанностям на МП) с указанием управленческих | | | |
|связей, подчиненности отделов. | | | |
|2. Разработана и утверждена схема организационной | | | |
|структуры подразделения, ответственной за ведение |1 | | |
|бухгалтерский учёта с указанием управленческих | | | |
|связей, подчиненности исполнителей | | | |
|3. Имеется разработанный и утвержденный график | | | |
|документооборота в виде перечня работ по созданию, | |0 | |
|проверке и обработке документов, с указанием их | | | |
|взаимосвязи и сроков выполнения работ | | | |

Продолжение таблицы 11
|1 |2 |3 |4 |
|4. Распределение обязанностей и полномочий между | | | |
|сотрудниками, обеспечивающими осуществление |1 | | |
|реальной, коммерческой и финансово-хозяйственной | | | |
|деятельности и сотрудникам | | | |
|5. Разделение функций между работниками, | | | |
|выполняющими операции на определённом участке с |1 | | |
|возможностью контроля за ведением учёта на участке | | | |
|в целом | | | |
|6. Имеются должностные инструкции для работников | | | |
|бухгалтерских и учётных служб с распределением |1 | | |
|обязанностей, определением ответственности и | | | |
|установления пределов полномочий в соответствии с | | | |
|занимаемой должностью | | | |
|7. Установлен круг должностных лиц, имеющих право |1 | | |
|подписи первичных документов | | | |
|8. При наличии в учёте дефицитных и дорогостоящих |1 | | |
|ТМЦ ограничен круг лиц, имеющих право распоряжаться| | | |
|ими. | | | |
|9. Назначены приказом материально ответственные | | | |
|лица. Заключены с ними договора о полной |1 | | |
|материальной ответственности. Обеспечение условий | | | |
|сохранности имущества, денежных средств, учётных | | | |
|регистров, документов. | | | |
|10. Организованы хранение и сохранность ТМЦ, | | | |
|денежных средств. Имеется склад с соответствующими |1 | | |
|оборудованными местами; | | | |
|склад охраняется или оснащен охранной |1 | | |
|сигнализацией; | | | |
|денежные средства и бланки строгой отчетности | | | |
|хранятся в сейфах и доступ к ним ограничен. |1 | | |
|11. В целях контроля за сохранностью документации |1 | | |
|прошнурованы и последовательно пронумерованы для | | | |
|облегчения их поиска при необходимости. | | | |
|12. Учётные регистры хранятся в сейфах или в |1 | | |
|отдельных специально оборудованных помещениях | | | |
|13. Утверждены и действуют внутренние | | | |
|контролирующие органы: | | | |
|служба внутреннего аудита; | |0 | |
|разработано в соответствии с Уставом и действует | | | |
|Положение о ревизоре и ревизорной комиссии; |1 | | |
|инвентаризационная комиссия |1 | | |

Продолжение таблицы 11
|1 |2 |3 |4 |
|14. Внутренними контролирующими органами | | | |
|проводятся ревизионные и инвентаризационные, | |0 | |
|плановые и | | | |
|проверки на предмет выявления соответствия данных | | | |
|бухгалтерский учёта фактическому наличию | | | |
|начисленных налогов | | | |
|15. В соответствии с учётной политикой | | | |
|установленными сроками проводится инвентаризация |1 | | |
|склада на предмет наличия ТМЦ; |1 | | |
|основных средств, МБП; |1 | | |
|готовой продукции, товаров; | |0 | |
|незавершённого производства; |1 | | |
|нематериальных активов; |1 | | |
|имущества на ответственном хранении; |1 | | |
|инвентаризация бланков строгой отчётности, ценных | |0 | |
|бумаг; | |0 | |
|финансовых вложений; | | | |
|кредитов, заёмных средств, сверка налогов с ГНИ. | | | |
|16. Получение и отпуск ТМЦ со склада производится |1 | | |
|только на основании доверенностей | | | |
|17. Проводится мероприятие по обучению, повышению | | | |
|квалификации кадров, например, инструктаж и | | | |
|обучение; |1 | | |
|с членами инвентаризационной комиссии относительно| | | |
|порядка проведения и оформления результатов |1 | | |
|инвентаризации имущества; |1 | | |
|с кассиром – о правилах совершения кассовых | | | |
|операций; | | | |
|с материально ответственными лицами – по вопросам | | | |
|ведения учёта, правилам приёмки и отпуска ТМЦ; | | | |
|с бухгалтерским персоналом – по обучению | | | |
|правильности начисления налогов | | | |
|Итого: |87% |13% | |

Условные обозначения:

1 – ответ «да»

0 – ответ «нет»

При первичной оценке надежности системы внутреннего контроля принимается во внимание весь отчётный период, особое внимание уделяется периодам, в которых имелись особенности или различия в деятельности.
Выполнив первичную оценку надёжности системы внутреннего контроля, можно определить уровень надёжности СВК как высокий.

Средства контроля, т.е. конкретные действия и мероприятия вытекают из разработанной руководством учётной политики организации и служат для ее реального воплощения. Средства контроля должны обеспечить:

- достаточное разделение обязанностей;

- авторизацию (разрешенность) операций;

- правильное документирование операций и их учёт;

- обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;

- независимые проверки деятельности.

Таблица 12

Оценка системы внутреннего контроля по разделам

|Разделы |Оценка |Последствия |
|1 |2 |3 |
|Организационна|высокая |Отсутствие чёткого документооборота при наличии |
|я структура | |организационной структуры предприятия приводит к |
|объекта | |своевременному отражению финансово-хозяйственных |
| | |операций в бухгалтерском учёте. |
|Разделение |высокая |Четкое распределение обязанностей, |
|обязанностей, | |ответственности является основой действительности|
|ответственност| |СВК, позволение определить результативность |
|и | |работы каждого сотрудника и контролировать |
| | |выполнение возложенных на него обязанностей, |
| | |ограничивает возможность злоупотреблений. Данные |
| | |мероприятия создают основу для действенного |
| | |внутрипроизводственного контроля, способствует |
| | |тому, чтобы СВК функционировала эффективно и |
| | |регулярно. |
|Внутренний |высокая |Данные мероприятия обеспечивают действенность и |
|контроль | |эффективность СВК, являются дополнительным |
|активов, | |подтверждением достоверности бухгалтерских и |
|обеспечение их| |финансовых документов. |
|сохранности | | |
|Кадровая |высокая |Уровень квалификации, компетенции заслуживающего |
|политика | |персонала четко определёнными обязанностями |
| | |соответствует требованиям занимаемых должностей. |

Из данных табл. 12 уровень системы внутреннего контроля по разделам высокий.

Таблица 13

Подтверждение оценки существующих элементов внутрипроизводственного контроля

|Оценка учётной системы (учётный контроль) |Да |Нет |
|1. Корреспонденция счетов контролируется главным бухгалтером с | | |
|целью контроля полноты отражения в учёте всех осуществляемых |1 | |
|хозяйственных операций и соответствия бухгалтерских проводок | | |
|действующей методологии | | |
|Договорные обязательства | | |
|2. При использовании на предприятии корреспонденции счетов, не | | |
|предусмотренный планом счетов, указанные проводки не приводят к |1 | |
|нарушению методологии учёта и как следствие, существенным | | |
|искажениям налогооблагаемой базы и финансового результата | | |
|3. Все хозяйственные операции санкционированы руководством, как |1 | |
|в целом, так и в конкретных случаях | | |
|4. Все финансово-хозяйственные операции отражаются в учёте |1 | |
|только на основании первичных документов | | |
|5. Данные остатков по счетам синтетического учёта в главной |1 | |
|книге соответствуют остаткам по счетам в журналах-ордерах | | |
|6. Данные аналитического учёта соответствуют данным первичных |1 | |
|документов и данным синтетического учёта | | |
|7. В регистрах бухучета исходящее сальдо на конец отчетного года|1 | |
|соответствует входящему сальдо | | |
|8. Бухгалтерский учёт в течении проверяемого периода вёлся в |1 | |
|соответствии с утверждённой учётной политикой | | |
|9. При проверке договорных обязательств следует обратить | | |
|внимание на соответствие некоторых условий договора по | | |
|действующему законодательству подтверждение права собственности |1 | |
|на помещения, площади в договоре аренды; | | |
|регистрация договора аренды; | | |
|Контроль в системе компьютерной обработки данных (КОД) | | |
|10. Программа защищена от доступа посторонних лиц, случаев |1 | |
|изменения или уточнения данных | | |
|11. Разработанные организацией оригинальные механизированные | | |
|формы первичных документов соответствуют требованиям |1 | |
|унифицированных и утверждённых форм | | |
|12. В случае изменения порядка ведения бухгалтерский учёта, | | |
|хозяйственного, налогового и иного законодательства существует |1 | |
|возможность изменения алгоритмом обработки бухгалтерских данных | | |
|Итого: |100 | |

При проведении оценки и уровень СВК определен как высокий.

Оценка учётной системы свидетельствует о том, что действующая система учёта обеспечивает выполнение одного из основных требований к ведению бухгалтерский учёта – отражение в учёте всей финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Оценка договорных обязательств говорит о действенности и эффективности СВК.

Система КОД обеспечивает полное и правильное отражение финансово- хозяйственных операций в учёте и формирование реальных, неискажённых финансовых результатов.

Важнейшим элементом среды внутреннего контроля является надлежащая система бухгалтерского учёта.

Аудитор должен получить адекватное представление о порядке ведения бухгалтерского учёта, чтобы оценить возможные риски.

При этом следует проанализировать и оценить:

- учётную политику организации;

- организационную структуру бухгалтерии;

- систему бухгалтерских записей в регистрах бухгалтерский учёта и порядок отражения данных в учётных регистрах.

Для того чтобы дать оценку бухгалтерский учёта, нужно изучить его организацию и документооборот. Проведём оценку организации бухгалтерского учёта.

Таблица 14

Организация бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз


|Оценка учётной системы |Комментарии |
|1. Разработан и утвержден приказ по учётной политике |Да |
|организации | |
|2. Разработана и утверждена организационная структура |Да |
|бухгалтерской службы | |

Продолжение таблицы 15
|1 |2 |
|3. Имеются должностные инструкции с распределением |Да |
|фактических обязанностей и полномочий бухгалтерской | |
|службы | |
|4. Разработан рабочий план счетов бухгалтерский учёта |Да |
|5. Разработан единый график документооборота |Нет |
|6. Осуществляется контроль за выполнением графика |Нет |
|документооборота | |
|7. Применяемая форма бухгалтерского учёта |журнально-ордерна|
|(журнально-ордерная, мемориально-ордерная, |я |
|журнал-главная и т.д.) | |
|8. Факты применения отличных от типовых форм первичных |Отличались |
|учётных документов | |
|9. Применение в учёте и управление компьютерных |Да |
|программ | |
|10. Наличие утвержденной системы внутренней отчётности |Да |
|11. Осуществление контроля за составлением и |Да |
|представлением внутренней отчётности | |
|12. Наличие положения о порядке проведения в организации|Да |
|инвентаризации | |
|13. Соответствие бухгалтерских проводок действующей |В основном, но |
|методологии |применяется не |
| |обоснованная |
| |корреспонденция |
|14. При условии использования на предприятии счетов, не | |
|предусмотренных действующим планов счетов, указанные |Да |
|проводки не приводят к нарушению методологии учёта, и | |
|как следствие, существенным искажениям налогооблагаемой | |
|базы | |
|15. Имеется перечень налогов, уплаченных организацией |Да |
|16. Факты проведения налоговых проверок в течении |Проводились |
|отчётного периода и их результаты |налоговые |
| |проверки с |
| |выведением |
| |результатов |
|17. Утверждение метода формирования налогооблагаемых баз|Да |
|18. Ведение контроля за исчислением налогооблагаемых баз|Контроль ведётся |
| |зам. Главного |
| |бухгалтера |

Бухгалтерский учёт ведётся в организации согласно нормативным актам и разработанной учётной политике, но в бухгалтерии не функционирует система предотвращения появления ошибок. Уровень организации учёта можно оценить как средний.

3. Разработка мероприятий по совершенствованию учёта и аудита налогооблагаемых баз

3.1. Разработка методики аудиторской проверки

Аудиторская проверка – это сложный и длительный процесс. Аудиторы постоянно работают над тем, чтобы максимально сократить время проверки, не снижая при этом качества, и, следовательно, не увеличивая аудиторский риск.
Одним из наиболее эффективных путей решения проблемы является выработка чёткой методики аудиторской проверки.

Главной целью аудита налогооблагаемых баз является установление достоверности бухгалтерской отчётности организации и соответствии совершённых им финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ.

Рис. 8

В общем, плане проверки предусматриваются:

- конкретные области изучения, для того, чтобы аудит был объективным;

- разработка выборочных планов;

- формирование аудиторской группы, её численность;

- распределение аудиторов по конкретным участкам проверки;

- стандарты, процедуры, руководства, с которыми следует ознакомить группу аудиторов;

- предполагаемые сроки работы группы.

Содержание общего плана оформим в виде таблицы.

Таблица 16

Общий план аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

|Планируемые виды работ |Период |Исполнитель |
| |проведения | |
|1 |2 |3 |
|1. Проверка полноты отражения фактов |Один раз в |Петрова З.П. |
|хозяйственной деятельности |квартал | |
|2. Проверка правильности соблюдения |Один раз в |Сидорова К.Н. |
|организации, выбранного варианта учётной |квартал | |
|политики | | |
|3. Проверка корректировки |Один раз в |Клюева Т.П. |
|налогооблагаемых баз |квартал | |
|4. Проверка определения правильности |Один раз в |Комарова М.И. |
|налогооблагаемых баз |квартал |Топорков Г.И. |
|5. Проверка обоснованности операций |Один раз в |Шишкина А.Г. |
| |квартал | |

Существенность – это вероятность того, что применяемые и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибки в отчётности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие решения ее пользователями.

При подготовке общего плана аудита аудиторской организацией следует установить применимые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчётность достоверной. Представим в таблице порядок расчёта уровня существенности.

Таблица 16

Определение уровня существенности

|Наименование базового показателя|Значение |Данные от |Значения, |
|бухгалтерской отчётности |базового |базового |применимые для |
| |показателя,|показателя|нахождения уровня|
| |тыс. руб. |в % |существенности, |
| | | |тыс. руб. |
|1 |2 |3 |4 |
|Балансовая прибыль |2453 |5 |123 |
|Валовой объем реализации без НДС|59124 |2 |1182 |
|Валюта баланса |121732 |2 |2435 |
|Собственный капитал |69096 |10 |6910 |
|Общие затраты предприятия |56896 |2 |1138 |

Определим единый уровень существенности:

(123 + 1182 + 2435 + 6910 + 1138) : 5 = 2358 (тыс. руб.)

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(6910 – 2358) : 2358 * 100 = 193 %

Наименьшее значение отличается от среднего:

(2358 – 123) : 2358 * 100 = 95 %

На базе оставшихся показателей рассчитаем среднюю величину:

(1182 + 2435 + 1138) : 3 = 1585 (тыс. руб.)

Округлим среднее значение до 1600 (тыс. руб.).

Таким образом, величина 1600 (тыс. руб.) является единым показателем уровня существенности.

Определим уровень существенности, значимых статьей бухгалтерского баланса.

Таблица 17

Определение уровня существенности, значимых статей актива бухгалтерского баланса
|Статьи актива |Сумма |Данные |Уровень |
| |тыс. |статьи в |существенности |
| |руб. |валюте |тыс. руб. |
| | |баланса % | |
|1 |2 |3 |4 |
|Основные средства |51454 |42 |672 |
|Незавершённое строительство |4947 |4 |64 |
|Материалы |1799 |1,5 |24 |
|Готовая продукция |1584 |1 |16 |
|Расчёты с покупателями и заказчиками|34395 |28 |448 |
|Краткосрочные финансовые вложения |5512 |4 |64 |
|Валюта баланса: |121732 |100 |1600 |

Таблица 18

Определение уровня существенности значимых статей пассива бухгалтерского баланса.

|Статьи пассива |Сумма |Данные |Уровень |
| |тыс. |статьи в |существенности|
| |руб. |валюте |тыс. руб. |
| | |баланса % | |
|1 |2 |3 |4 |
|Добавочный капитал |55299 |45 |720 |
|Расчёты с поставщиками и |35341 |29 |464 |
|подрядчиками | | | |
|Расчёты с бюджетом |2726 |2 |32 |
|Авансы полученные |3469 |3 |48 |
|Валюта баланса: |121732 |100 |1600 |

Таким образом, в табл. 17 и табл. 18 определены числовые значения максимально допустимой суммарной ошибки, содержащейся в бухгалтерской отчетности.

Другим элементов деятельности при планировании аудита является оценка аудиторского риска.

Риск аудитора означает вероятность того, что бухгалтерская отчётность организации может содержать не выявленные существенные ошибки и искажения после подтверждения её достоверности или что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчётности нет.

Оценка внутрихозяйственного риска в отношении бухгалтерских счетов и однотипных групп хозяйственных операций.

На уровень внутрихозяйственного риска имеют влияние следующие факторы:

- правовая среда, нормативное регулирование;

- чёткость руководства и бухгалтерского персонала;

- опыт и квалификация бухгалтерского персонала;

- возможность внешнего давления на персонал в целях достижения определённых показателей;

- возможность контроля за деятельностью организации.

Приоритетным направлением деятельности бухгалтерии является минимизация налоговых рисков при отсутствии интереса к экономическому содержанию информации. На принятие бухгалтерской службой решений относительно приоритета норм бухгалтерского и налогового законодательства оказывают влияние инструктирующие органы, которые чисто формально используют принципы бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

Многие бухгалтера не следят за изменениями в нормативных актах и принимают решения на основании не всегда компетентных и субъективных комментариев или устных разъяснений.

Хотя бухгалтерский персонал уделяет большое внимание документальному оформлению финансово-хозяйственных операций всё же имеют место в практике нарушение порядка оформления.

При наличии редких, необычных, нестандартных ситуаций бухгалтерскому персоналу нелегко найти пути разрешения проблемы, в организации не созданы отделы методологии бухгалтерского учёта, внутреннего аудита.

Итак, оценим уровень внутрихозяйственного риска в 80 %.

Оценка риска средств контроля

Общая оценка системы внутреннего контроля показала, что надёжность системы внутреннего контроля определена как высокая. Но тестирование системы бухгалтерского учёта показывает, что по отдельным бухгалтерским операциям внутренний контроль на среднем уровне, как следствие, появление единичных и случайных ошибок.

Итак, риск средств контроля определим в размере 50 %.

Оценка риска необнаружения

Между риском необнаружения и комбинацией внутрихозяйственного риска и риска средств контроля существует обратная связь. Определим уровень риска необнаружения ниже среднего, а значит, следует проводить аудиторскую проверку более детально, модифицировать аудиторские процедуры. Уровень риска не обнаружения составит 10 %.

Для составления более эффективного плана преобразуем модель аудиторского риска с целью вычисления риска – определить риск необнаружения и соответствующее количество подлежащих сбору свидетельств.

РН = (АР): (ВХР * РК) (1)

Определим уровень аудиторского риска в размере 5 %.

0,05 : ( 0,8 * 0,5) = 0,125

Таким образом, план аудитора может быть изменён в связи с необходимостью согласовать количество отбираемых свидетельств.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.

Таблица 19

Программа аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности
|Наименование аудиторских процедур |Период |исполни|Рабочие |
| |проведения |тели |документы |
| | | |аудитора |
|1 |2 |3 |4 |
|1.Проверка полноты отражения фактов|Ежеквартальн| | |
|хозяйственной деятельности |о | | |
|Проверка полноты отражения в | |Петрова|Приказ |
|бухгалтерского учёте выручки от | |З.П. |организации об |
|продажи продукции. | | |учётной |
|Проверка полноты отражения | | |политике, форма |
|налогооблагаемого оборота. | | |№2 «отчёт о |
|Проверка полноты отражения счетов | | |финансовых |
|фактур в книге продаж и покупок | | |результатах», |
| | | |главная книга, |
| | | |журналы-ордера, |
| | | |первичные |
| | | |документы на |
| | | |отпуск готовой |
| | | |продукции, |
| | | |банковские |
| | | |выписки, |
| | | |приходные |
| | | |кассовые ордера |

Продолжение таблицы 19
|1 |2 |3 |4 |
|2.Проверка правильности соблюдения |ежегодно |Сидоро-ва |ПБУ 1/94, |
|организацией выбранного варианта | |К.Н. |учётная |
|учётной политики. | | |политика |
| | | |предприятия |
|3. Проверка корректировки |Ежеквар |Клюева Т.П. |Договоры, |
|налогооблагаемых баз |тально | |спец. Расчеты|
|3.1. Проверка корректировки операций | |Клюева Т.П. | |
|товарообмена |Ежемесячн| | |
|3.2. Проверка корректировки операций |о | |Договоры, |
|безвозмездной передачи имущества | | |спец. расчеты|
|4. Проверка правильности определения |Ежеквар-т|Токарев Г.И.|Приказы, |
|стоимости реализуемых товаров (работ,|ально | |учётная |
|услуг) при формировании | | |политика, |
|налогооблагаемой базы | | |учётные |
| | | |регистры, |
| | | |ведомости |
|5. Проверка обоснованности операций | | | |
|5.1. Проверка обоснованности |Ежегодно |Шишкина А.Г.|Нормативные |
|применения льгот | | |документы, |
| | | |первичные |
| | | |документы, |
| | | |учётные |
| |Ежеме-сяч| |регистры |
| |но |Шишкина А.Г.|Первичные |
|5.2. Проверка наличия первичных | | |документы |
|документов |Ежекварта| | |
| |льно |Шишкина А.Г.|Постановление|
| | | |№ 562 |
|5.3. Проверка обоснованности | | | |
|отнесения затрат на себестоимость в | | | |
|целях налогообложения | | | |
|6. Проверка правильности исчисления | | |Договоры, |
|НДС |Ежеква-рт|Нетунаева |приходные |
|6.1. Проверка правильности исчисления|ально |С.А. |документы, |
|НДС при поступлении объектов | | |выписка |
|имущества, ТМЦ. | | |банка, счета |
| | | |фактуры |

Продолжение таблицы 19
|1 |2 |3 |4 |
|7. Проверка достоверности |Ежеме-с|Кадникова |Главная книга,|
|бухгалтерский учёта и отчётности |ячно |О.Л. |журналы-ордера|
| | | |, отчётность |

Классификатор возможных нарушений включает перечень нарушений, которые возможны при ведении учёта налогооблагаемых баз. Разработка классификатора помогает аудитору в определении вопросов, которые нужно задать для выявления данных нарушений.

Таблица 20

Классификатор возможных нарушений


|Виды нарушений |Назначаемая |
| |контрольная |
| |процедура |
|1 |2 |
|1. Отсутствие раздельного учёта затрат на производство и |«НДС 5.1.2» |
|реализацию продукции (работ, услуг) облагаемых и | |
|необлагаемых НДС | |
|2. Не указание отдельной строкой в расчётных документах |«НДС 5.2.1» |
|суммы НДС |«НДС 5.2.3» |
|3. Не полное отражение налогооблагаемой выручки для целей |«НДС 5.2.1» |
|налогообложения |«НДС 1.2.2» |
| |«НДС 1.2.3» |
|4. Отсутствие либо не правильное оформление первичных |«НДС 5.2.1» |
|документов по учёту НДС |«НДС 1.1.1» |
| |«НДС 5.2.2» |
|5. Необоснованное отнесение к зачёту сумм по НДС |«НДС 6.1.3» |
|6. Ошибки в корректировке налогооблагаемой базы по НДС |«НДС 3.1.1» |
| |«НДС 3.1.2» |
|7. Неправильное определение налогооблагаемой базы |«НДС 4.1.1» |
| |«НДС 4.1.2» |
|8. Списание НДС в уменьшение платежа в бюджет, в сумме, не |«НДС 7.1.3» |
|относящейся к данному периоду | |
|9. Неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта |«НДС 7.1.1» |
|выручки от продаж при выбранном методе формирования |«НДС 7.1.2» |
|налогооблагаемых баз | |

Продолжение таблицы 21
|1 |2 |
|10. Не соответствие данных первичных документов, учётных |«НДС 7.1.4» |
|регистров главной книге и отчётности | |

Для выявления возможных нарушений разработан определённый набор контрольных процедур.

Перечень контрольных процедур

«НДС 1.1» - проверка полноты отражения в учёте выручки от продаж:

«НДС 1.1.1» - проверка правильности заполнения всех реквизитов документов;

«НДС 1.1.2» - проверка подлинности подписей должностных и материально- ответственных лиц;

«НДС 1.1.3» - проверка сверки отчётных данных и данных, отражённых в учётных регистрах;

«НДС 1.1.4» - проверка правильности и законности оформления операций по оплате и по отгрузке готовой продукции;

«НДС 1.2» - проверка полноты отражения налогооблагаемого оборота:

«НДС 1.2.1» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счетам
46,47,48;

«НДС 1.2.2» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счёту
64 «Авансы полученные»;

«НДС 1.2.3» - проверка полноты отражения облагаемого оборота по счетам
80,88;

«НДС 5.1» - проверка обоснованности применения льгот:

«НДС 5.1.1» - проверка наличия видов продукции, освобождённых от уплаты
НДС;

«НДС 5.1.2» - проверка ведения раздельного учёта затрат на производство и реализацию продукции, облагаемой и необлагаемой НДС;

«НДС 5.1.3» - проверка ведения раздельного учёта затрат на производство и реализацию продукции в разрезе ставок налога 10%, 20%;

«НДС 5.2» - проверка наличия первичных документов:

«НДС 5.2.1» проверка правильности оформления первичных документов;

«НДС 5.2.2» - проверка наличия на счетах-фактурах подписи руководителя;

«НДС 5.2.3» - проверка наличия в счетах-фактурах указания отдельной строкой суммы НДС;

«НДС 6.1.1» - проверка правильности учёта НДС при поступлении объектов имущества организации;

«НДС 6.1.2» - проверка правильности учёта НДС при поступлении ТМЦ;

«НДС 6.1.3» - проверка правильности отнесения к зачёту сумму НДС при поступлении основных средств, ТМЦ, НМА;

«НДС 7.1.1» - проверка правильности ведения аналитического и синтетического учёта;

«НДС 7.1.2» - проверка правильности отражения на счетах бухгалтерский учёта выручки от продаж при выбранном методе формирования налогооблагаемых баз;

«НДС 7.1.3» - проверка своевременности отражения в учёте хозяйственных операций по НДС;

«НДС 7.1.4» - проверка соответствия данных в журналах-ордерах, главной книге и отчётности;

«НДС 7.1.5» - проверка правильности выведения остатков по счетам бухгалтерский учёта.

На этапе планирования аудиторской проверки составляется перечень вопросов для проведения типовых опросов. Эти вопросы направлены на выявление возможных нарушений в организации бухгалтерского учёта, оформлении первичных документов, ведении аналитического учёта, заполнении регистров синтетического и аналитического учёта, составлении отчётности.
Анализ ответов на поставленные вопросы, позволяет выявить «проблемные зоны» организации бухгалтерский учёта. Перечень вопросов аудитора представлен в Прил. 4.

Для обоснованного выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской отчётности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства на основе аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства должны быть достоверными и достаточными.
Доказательства, полученные самой аудиторской фирмой, обычно более достоверные, чем доказательства, предоставленные проверяемой организацией.

Источниками получения аудиторских доказательств являются:

- первичные документы;

- регистры бухгалтерского учёта;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- составление документов;

- бухгалтерская отчётность.

Рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Процедура № 1. «Проверка полноты отражения в бухгалтерском учёте факторов хозяйственной деятельности»

В ряде случаев организациями не полностью отражается в бухгалтерском учёте выручка от продаж продукции.

В качестве источников информации используются:

- приказ предприятия об учётной политике на отчётный год;

- форма № 2 «Отчёт о финансовых результатах и использовании»;

- главная книга;

- журналы-ордера № 1,2,10,11;

- первичные документы на отпуск готовой продукции со склада;

- банковские выписки;

- приходные кассовые ордера.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов, подготовленных в организации клиента;

- проверка соблюдения правил учёта отдельных хозяйственных операций;

- проверка арифметических расчётов;

- прослеживание.

Техника исполнения: сплошной проверкой проверяются все документы и записи в регистрах бухгалтерского учёта. При формальной проверке устанавливаются:

- правильность заполнения всех реквизитов документов;

- наличие не оговоренных исправлений, подчисток, дописок цифр и текста;

- подлинность подписей должностных лиц. При возникновении сомнений по конкретным фактам хозяйственных операций запрашиваются объяснения от должностных лиц. Определяется правильность расчётов в документах.

Сверяются данные, отражённые в форме № 2 по статье «Выручка от продаж продукции (работ, услуг)» с данными главной книги по кредиту счёта 46
«Реализация продукции (работ, услуг)». Общая сумма расхождения должна составлять сумму НДС и акцизов, в соответствующих отчётных формах.

Процедура № 2. «Проверка правильности соблюдения организацией выбранного варианта учётной политики».

Источники информации: ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», приказ об учётной политике организации.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов;

- проверка соблюдения правильности учёта отдельных хозяйственных операций.

Техника исполнения: изучение приказа об учётной политике, проследить, как формируется налогооблагаемая база, и сопоставить с методом формирования по учётной политике.

Процедура № 3. «Проверка корректировки налогооблагаемых баз».

При осуществлении ряда сделок выручка от продаж продукции, а так же отдельные операции подлежат корректировке в целях включения их в облагаемую базу при расчёте налога.

Источники информации: Налоговый кодекс РФ, спец. расчёты по продаже продукции по цене не выше фактической себестоимости, по товарообменным операциям и операциям безвозмездной передачи имущества.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка арифметических расчётов;

- устный опрос;

- подтверждение;

- проверка документов.

Проводятся спец. расчёты по этим операциям и проводится сверка с налоговой отчётностью.

Процедура № 4. «Проверка правильности определения налогооблагаемой базы».

Источники информации: договора, счета-фактуры, налоговая отчётность.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов;

- проверка соблюдения правильности учёта отдельных хозяйственных операций;

- прослеживание.

Техника исполнения:

- проверить договора;

- проверить правильность отражения на счетах бухгалтерского учёта налогообложение операций по договорам;

- проследить отражение в налоговой отчётности.

Процедура № 5. « Проверка обоснованности операций».

Источники информации: Налоговый Кодекс РФ, счета-фактуры, приказ об учётной политике, регистры бухгалтерского учёта.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов;

- устный опрос;

- подтверждение.

Техника исполнения: аудитор выборочно просматривает счета-фактуры, проверяя наличие всех реквизитов, подписей; изучает учётную политику с целью подтверждения наличия раздельного учёта затрат на производство и реализацию по льготной продукции.

Процедура № 6. « Проверка правильности исчисления НДС»

Источники информации: счета-фактуры поставщиков, инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов, полученных клиентом от третьих лиц;

- проверка арифметических расчётов.

Техника исполнения включает проверку правильности определения поставщиками НДС. При выборке необходимо подвергнуть максимальное число счетов по различным поставщикам, сделать перерасчёт сумм налога на добавленную стоимость. При расхождении следует занести данные в таблицу.

Правильность изъятия поставщиками НДС

|№ |Наименование |Дата |Счёт-фак|Сумма |НДС по |НДС по |Откл. |
|п/п|поставщика | |тура № |по |счёту, |перера-|+/- |
| | | | |счёту, |руб. |счёту, | |
| | | | |руб. | |руб. | |
| | | | | | | | |

Если количество отклонений велико, то аудитор может расширить процесс проверки. Возникают случаи, когда в счетах поставщиков НДС не выделен, а в организации клиента самостоятельно выделяют НДС.

Процедура № 7. «Проверка правильности ведения аналитического и синтетического учёта».

Источники информации: счета-фактуры, план счетов бухгалтерский учёта, учётная политика предприятия, учётные регистры, главная книга, отчётность.

Методы сбора аудиторских доказательств:

- проверка документов;

- проверка арифметических расчётов;

- прослеживание.

Техника исполнения:

- проверяется соответствие периода отражения в бухгалтерском учёте хозяйственных операций с данными первичных документов;

- соответствие данных первичных документов, учётных регистров, главной книги.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.01.2000г. № 81
«Об аудиторских проверках федеральных государственных унитарных предприятий» в целях усиления контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий установлено обязательное проведение аудиторских проверок бухгалтерской финансовой отчётности.

Разработка данной методики аудиторской проверки поможет аудитору в проверке ведения бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз и отражения в отчётности.
|Название мероприятия |Преимущество, выгода |
|1 |2 |
|Проведение аудиторской |Сокращение суммы штрафных санкций |
|проверки |Исключение простейших технических ошибок |
| |Снижение ошибок, обусловленных неправильным|
| |толкованием налогового законодательства |

2. Экономико-математическое моделирование

В целях учёта налогообложения организации установлен метод определения выручки от продаж «по оплате». Таким образом, возникает несоответствие между данными учёта и налогооблагаемой базой. Организация должна рассчитать две величины выручки, одно – непосредственно для целей учёта, определяемую методом «начисления», и вторую – для целей налогообложения. Представленная Экономико-математическая модель используется в целях корректировки, выручки для получения налогооблагаемых баз.

В приведенном расчете показано действие модели применительно к конкретной организации на условном примере.
|С |К |N |В |
|42,00 |3 |25,20 |151,20 |
|59,00 |6 |70,80 |424,80 |
|120,00 |15 |360,00 |2160,00 |
|83,00 |10 |0 |830,00 |
|42,00 |5 |42,00 |252,00 |
|59,00 |23 |271,40 |1628,40 |

Внедрение модели, формирование налогооблагаемых баз помогает в правильном исчислении налога на добавленную стоимость, упрощает ведение бухгалтерского учёта.

3.3. Разработка схемы документооборота

При проведении анализа выявлено, что проблемой своевременного формирования налогооблагаемых баз является неравномерность документальных потоков и отсутствие рациональной организации документооборота.

Для рациональной организации документооборота предлагается разработанная схема документооборота, в которой отражена технологическая прохождения учётных документов. С указанием сроков из обработки в подразделениях организации.

Подразделения заключают договора с другими организациями. По исполнению обязательств по договорам, представляют документы для регистрации в финансовый отдел организации, который в соответствии с определёнными сроками представляет документы в бухгалтерию для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

К схеме документооборота разработан график документооборота, который включает в себя :

- создание первичных документов или получение их от третьих лиц;

- проверку документов и принятие их к учёту;

- обработку документов;

- передачу документов в архив.

Работу по составлению графика документооборота организует главный бухгалтер.

Предлагается издать приказ организации, утверждающий единый график документооборота:

Приказ

От 01.02.2001г.

1. Утвердить единый график документооборота согласно к положению к настоящему приказу.

2. Ответственность за соблюдение графика документооборота, а также за своевременным и качественным созданием документов, своевременной передачей их для отражения в бухгалтерском учёте и отчётности возложить на лиц, создавших и подписавших документы.

3. Требования главного бухгалтера в части порядка оформления операций, и предоставления их в бухгалтерию является обязательным для всех подразделений.

Образец заполнения графика документооборота представлен в Прил.

Таким образом, отражаются все первичные документы, созданные в организации и полученные от третьих лиц.

Эффективность от разработки схемы и графика документооборота:

1. Своевременное поступление и отражение в бухгалтерском учёте первичных документов;

2. Уменьшение штрафных санкций за неполное, несвоевременное отражение в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, подлежащих налогообложению.

3.4.Оценка эффективности проекта.

Уровень эффективности производства определяется на основании утверждённых первичных показателей результатов ресурсов по приоритетам их роста.

Расчёт уровня эффективности производства в приложении. Из этого расчёта следует, что в прогнозируемом периоде, исходя из рациональных темпов роста показателей, изменилась степень влияния показателей на эффективность производства и управления организацией. Наибольшую степень влияния на эффективность имеет кредиторская задолженность организации.

Уровень эффективности определяется по изменению прироста частных показателей от периода к периоду. Оценка эффективности управления отражает тенденцию показателей, насколько замедляется или увеличивается рост показателей, либо изменилось снижение их уровней.

Управление эффективно, если в каждом периоде работникам управления удаётся не только сохранить достигнутые положительные тенденции в развитии организации, но и исправить негативную тенденцию изменения другой части показателей.

Таблица 21

Расчёт коэффициентов корреляции

|Наименование |Изменения |Эффективность |Эффективность |
|коэффициентов |значений |производства |управления |
| |+/- | | |
|Коэффициент корреляции |От –1 до +1 |0,55 |0,5 |
|Кэнделла | | | |
|Коэффициент корреляции |От –1 до +1 |0,67 |0,02 |
|Спирмена | | | |
|Результирующий |От 0 до 1 |0,8 |0,63 |
|Коэффициент | | | |

Все показатели оказывают положительное влияние на эффективность. Темп роста выручки, прибыли, количества единиц продукции опережающий темп роста численности работников характеризует повышение производительности труда, повышение объёмов производства и реализации продукции.

При росте фонда оплаты труда численность работников снижается, следовательно, зарплата работников повышается. Уменьшение штрафных санкций по налогообложению показывает эффективность учёта налогооблагаемых баз, от которых зависит правильность исчисления налогов. Увеличение прибыли и снижение штрафных санкций по налогообложению положительно влияют на финансовое состояние организации. Сэкономленные средства за счёт снижения штрафных санкций организации может направить на расширение производства и развитие материально-технической базы.

Значение коэффициентов ранговой корреляции представленные в табл. 21 показывают, что деятельность предприятия ведётся с эффективностью выше средней.

Заключение

Настоящий дипломный проект включает в себя:

- проведение анализа объекта исследования;

- проведение анализа существующей системы бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз;

- разработку предложений по совершенствованию бухгалтерского учёта и аудита налогооблагаемых баз.

Анализ финансового состояния показал, что денежных средств у организации достаточно, чтобы расплатиться по своим обязательствам, следовательно, организация достаточно платёжеспособно.

Финансовое положение организации претерпело существенные изменения. В оценке показателей финансовой устойчивости не наблюдается каких-либо чётких тенденций, изменения имеют скачкообразный характер.

Из расчёта показателей финансовой устойчивости следует, что организация финансово независима, доля заёмных средств в организации не высока, в 1999г. увеличивается часть деятельности организации, финансируемая за счёт заёмных источников средств по сравнению с предыдущими годами; доля собственных средств, вложенных в наиболее мобильные активы, превышают критическое значение только в 1998г., следовательно, у организации ограниченные возможности для маневрирования собственными средствами, часть оборотных активов финансируется за счёт собственных источников; незначительное превышение долгосрочных займов и кредитов для формирования внеоборотных активов. По проведённому анализу деловой активности организации можно сделать вывод, что эффективность использования всех имеющихся ресурсов повысился; срок погашения дебиторской задолженности уменьшается. Оценивая коэффициенты деловой активности можно дать следующие рекомендации:

1. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создаёт угрозу финансовой устойчивости организации.

2. Контролировать состояние расчётов по просроченным задолженностям.

По проведённому анализу финансового состояния можно определить финансовое состояние как удовлетворительное. Анализ динамики начисления налогов показал, что в структуре налогов более половины составляет налог на добавленную стоимость. Доля этого налога с каждым годом растёт, что говорит о росте размера выручки от реализации и, следовательно, возрастает объём продаж. Этот факт положительно характеризует деятельность организации. Доля налога на прибыль, также как и НДС возрастает, следовательно, размер валовой прибыли увеличивается. Резкое повышение прибыли обусловлено увеличением объёмов отгруженной продукции. Подоходный налог снизился ввиду изменения методологии начисления подоходного налога с физических лиц.

При анализе налогов, облагаемый оборот, который определяется с использованием выручки от продаж видно, что объём оплаченной продукции превысил объём отгруженной продукции. Это возможно за счёт наибольшего объёма авансовых платежей в формировании выручки от продаж.

Анализ состояния налогооблагаемых баз показал, что основным фактором, влияющим на начисление налогов, является выручка от продаж.

При проведении анализа существующей системы бухгалтерского учёта было установлено, что бухгалтерия в организации является структурным подразделением. Наибольшую численность составляют работники, имеющие средне специальное образование и стаж работы больше 10 лет. Бухгалтерский учёт организован в соответствии с учётной политикой, принятой в организации.
Система бухгалтерского учёта частично автоматизирована. Анализ системы учёта налогооблагаемых баз представлен на примере налога на добавленную стоимость, так как этот налог имеет наибольший удельный вес в структуре налогов организации. Бухгалтерский учёт налогооблагаемых бах ведётся в соответствии с действующим закодательством. Отрицательное влияние на формирование налогооблагаемых баз оказывает неравномерность документационно- информационных потоков и отсутствие единого графика документооборота. В связи с этим в данном дипломном проекте представлена разработка схемы и графика документооборота, которые должны обеспечивать своевременное поступление первичных документов в бухгалтерию; своевременное отражение этих документов в бухгалтерском учёте; помогать организации в управлении налогооблагаемыми базами, тем самым, обеспечивая уменьшение штрафных санкций за несвоевременное и неполное отражение в бухгалтерском учёте хозяйственных операций, подлежащих налогообложению.

Предложенная методика аудиторской проверки налогооблагаемых баз должна помогать аудитору в проверке ведения бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз.

Методика аудита включает в себя:

- разработку общего плана проверки;

- разработку программы проверки;

- разработку контрольных процедур на основе классификатора возможных нарушений;

- рекомендации по выполнению аудиторских процедур.

Проведение аудиторской проверки организации поможет в исключении простейших технических ошибок; в снижении ошибок, обусловленных неправильным толкованием налогового законодательства; способствует сокращению штрафных санкций по налогообложению.

Модель формирования налогооблагаемых баз упрощает расчёт налога на добавленную стоимость.

Оценка эффективности проекта показала, что деятельность предприятия ведётся со средней степенью эффективности. Разработанные предложения способствуют правильному ведению бухгалтерского учёта налогооблагаемых баз и уменьшению штрафных санкций по налогообложению. Сэкономленные средства за счёт их снижения организация может направить на расширение производства и развитие материально-технической базы.

Список использованных источников

1. Гражданский Кодекс РФ часть 1,2

2. Налоговый Кодекс РФ часть 1,2

3. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте»

4. Федеральный закон от 02.01.2000г. № 36 – ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость»

5. Временные правила аудиторской деятельности РФ. Утверждены Указом

Президента РФ от 22.12.93г. № 2263 (Российская газета 1993г. №

239)

6. Правила (стандарты) аудиторской деятельности. Офиц. Изд. – М.:

Издательство «Бухгалтерский учёт», 1997г.

7. Андреев В.Д. Практический аудит: справочное пособие. – М.:

«Экономика» 1994г.

8. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учётная политика предприятия - М.:

«Бухгалтерский учёт» 1994г.

9. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Профессиональный и официальный комментарий к НДС. – М.: «Аналитика- Пресс», 2000г

10. Бороненкова С.А. Экономический управленческий анализ. -

Екатеринбург: «УГЭУ», 1999г.

11. Барышников Н.П. Бухгалтерский учёт, отчётность налогообложение в

2т. – М.: «Бухгалтерский учёт», 1997г.

12. Глушков И.Е. Бухгалтерский учёт на современном предприятии: - М:

«КНОРУС», 2000г.

13. Данилевский Ю.А. Аудит.- М.:«Бухгалтерский учёт», 2000г.

14. Колоколова Л.А. Бухгалтерский учёт и отчётность.- Екатеринбург: изд. АМБ, 1999г.

15. Ковалёв В.В., Патров В.В. Как читать баланс 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 1998г.

16. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учёта. – М.: «Гроссбух», 2000г.

17. Ларионов А.Д., Ерофеева В.А., Леонтьева Ж.Г., Станков П.А.

Бухгалтерский учёт. – М.: «Бухгалтерский учёт», 2000г.

18. Соколов Я.В. Основы аудита. –М.: «Бухгалтерский учёт», 2000г.

19. Подольский В.И. Аудит. – М.: «Аудит – ЮНИТИ», 2000г.

20. Рагозин Б.А., Павлова Л.П. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях в 4т. – М.: «Налоги и налоговое планирование», 1997г.

21. Терехов А.А. Аудит. – М.: «Финансы и статистика», 1998г.

22. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: «Финансы и статистика», 2000г.

-----------------------

Накопительные группировочные ведомости, разработочные таблицы

Журнально-ордерная форма учёта

Журнал-ордер

Главная книга

Первичные документы

Баланс и отчётность

Карточки аналитического учёта

Оборотные ведомости по счетам аналитического учёта

Методы формирования налогооблагаемой базы

Кассовый метод

(метод присвоения)

Накопительный

(метод накопления)

Учитывается момент фактического исполнения имущественных прав и обязанностей

Учитывается момент возникновения имущественных прав и обязанностей

Налогооблагаемый оборот

Счет 46,48 обороты по реализации товаров (работ, услуг)

счет 08 в части операций по строительству хоз. способом

счет 64 в части авансов и предоплат в счёт предстоящих поставок в денежной форме

счет 80 в части штрафов, пенни, неустоек

счет 88 в части средств направляемых в счёт увеличения прибыли и спец. фондов


Журнал-ордер № 1

Журнал-ордер № 2

Журнал-ордер № 3

Журнал-ордер № 8

Журнал-ордер № 11

Главная книга

Отчётность

Книга продаж

Методика аудиторской проверки

Разработка контрольных процедур

Состояние вопросника аудитора

Разработка программы проверки

Разработка общего плана проверки


Счёт-фактура

Предприятие-покупатель

Отдел сбыта

Отдел снабжения

Предприятие-поставщик

Финансовый отдел

бухгалтерия

Методы сбора аудиторских доказательств

Проверка арифметических расчётов

Инвентаризация

Проверка соблюдения правил учёта отдельных хозяйственных операций

Подтверждение

Устный опрос

Проверка документов

Прослеживание

Аналитические процедуры



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.