РУБРИКИ

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении

Бухгалтерский учет заработной платы в бюджетном учреждении

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНСОРЦИУМ

СРЕДНЕРУССКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И БИЗНЕСА

 

Кафедра  бухгалтерского учета, анализа и аудита

 


КУРСОВАЯ РАБОТА

 


по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет»

на тему: Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда в бюджетном  учреждении


Студент гр. Б-2.1  Солкина Наталия Валериевна                                               

                    (фамилия, имя, отчество)                         (подпись)        


Руководитель       Коваленко Елена Михайловна                                                      (фамилия, имя, отчество, уч. степень,                       (подпись)

                              звание)


                                                                           Работа защищена с оценкой

                                                     

                                                      ( отлично, хорошо, удовлетворительно)

                                                                                                                      

                                                                ( подпись научного руководителя)

                                                                                  «      »                     2007г.

Тула

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1.                 Направление развития системы оплаты труда работникам бюджетной организации

1.1.          Понятие и системы оплаты труда

1.2.          Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций

1.3.          Основные положения действующей системы оплаты труда в образовании

2. Организация учета оплаты труда в современных условиях на примере образовательного учреждения - средней школы №5

2.1.             Характеристика организации – образовательного процесса школы №5

2.2. Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда в бюджетном образовательном учреждении – школе №5

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ


Оплата труда – система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными актами и трудовыми договорами.[1]

В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда. Многие функции государства по реализации этой политики возложены непосредственно на предприятия, которые самостоятельно устанавливают формы, системы оплаты труда, материального стимулирования работников. Построение системы зависит от норм уровня финансирования учреждения. Однако в любом случае конкретные условия оплаты труда в каждом из учреждений должны быть определены в принятых в установленном порядке коллективных договорах, в которых фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятий; соглашениях и (или) локальных нормативных актах (положениях по оплате труда, положениях о премировании, положениях по осуществлению отдельных  дополнительных выплат).

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что учет и анализ оплаты труда по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятиях.

Целью данной работы является изучение учета расчетов по оплате труда в бюджетной сфере, анализ действующих систем и форм оплаты труда. Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.

·                         Определить направление развития системы оплаты труда работникам бюджетных учреждений.

·                         Рассмотреть основные нормативные и правовые документы, регламентирующие оплату труда.

·                         Изучить тарифную систему расчетов по оплате труда с персоналом

·                         Исследовать классификацию форм и видов оплаты труда.

·                         Рассмотреть первичный  учет расчетов с персоналом в бюджетной организации,

·                         Отражение операций по оплате труда на счетах бухгалтерского учета.

В данной курсовой работе предметом исследования является учет расчетов по оплате труда в бюджетных учреждениях. Для рассмотрения данной темы объектом исследования является общеобразовательное учреждение - средняя школа №5. В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги и монографии, статьи ведущих экономистов и бухгалтеров, а также личные наблюдения.



5

НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКАМ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1. Понятие и система оплаты труда


Оплата труда, будучи обусловленной характером общественного производства, предопределяет правовой механизм распределения продукта труда между работником и работодателем. Это распределение характеризуется следующими моментами. Во-первых, часть продукта распределяется в соответствии с величиной труда, отданного работником в процессе производства. Это обеспечивает заинтересованность трудящихся в наиболее полном, интенсивном и производительном использовании своего рабочего времени. Во – вторых, труд более высокой квалификации оплачивается выше по сравнению с неквалифицированным при одинаковых затратах рабочего времени, что заинтересовывает трудящихся  в повышении квалификации, общеобразовательного уровня и профессионального мастерства. В-третьих, труд в тяжелых и вредных условиях поощряется  материально в более высоких размерах по сравнению с трудом в обычных (нормальных) условиях. Это обеспечивает материальную компенсацию дополнительных затрат труда.[2]

Оплата труда лиц, работающих по трудовому договору, осуществляется  в виде заработной платы. Трудовой кодекс РФ в статье 129 закрепляет легальное определение заработной платы.

Трудовое законодательство включает в понятие заработной платы также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. К выплатам стимулирующего характера относятся премии, различного рода надбавки. Компенсационные выплаты признаны возместить работнику расходы, произведенные в связи с выполнением своих трудовых обязанностей.

С целью учета квалификации работника используются тарифные системы оплаты труда, которые устанавливают зависимость между тарифной ставкой и квалификационным разрядом работника. Учет условий труда выражается в установлении различного рода доплат, повышающих коэффициентов за работу в особых условиях труда.

Правовое регулирование оплаты труда характеризуются  сочетанием централизованного, договорного и локального регулирования.

В централизованном порядке определяются  минимальный размер заработной платы, тарифные ставки и должностные оклады в бюджетной сфере, порядок оплаты труда при отклонении от нормальных условий работы, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда. В систему основных государственных гарантий оплаты труда включается размеры удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме и т.п.

Договорное регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах: коллективно – договорной и индивидуально – договорной. Коллективно – договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений. Согласно трудового кодекса РФ в содержание коллективного договора могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплаты пособий и компенсаций, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором, и некоторые другие вопросы.[3]

Индивидуально – договорное регулирование осуществляется на уровне  работник – работодатель. В трудовом договоре определяется цена труда каждого работника. В соответствии со статьей 57 Трудового кодекса РФ оплата труда является существенным условием трудового договора.

Локальными нормативными актами в силу положений статьи 135 Трудового кодекса РФ определяется следующее для работников бюджетных учреждений: размеры тарифных ставок (окладов), размеры доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Принимаемые на соответствующем уровне законы и нормативные акты должны учитывать ежегодно издаваемых Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально – трудовых отношений Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Условия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах и соглашениях или локальных актах, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными законами и иными нормативными актами.

Система оплаты труда представляет  собой способ исчисления размеров вознаграждения за труд. Различают две основные системы заработной платы работников - повременную и сдельную, любая из этих систем может дополняться премиальной системой оплаты труда. Система оплаты труда устанавливается работодателем с учетом мнения профсоюзного органа.[4]

При повременной оплате труда заработная плата работника зависит от фактически отработанного им времени и его тарифной ставки. Размер заработка определяется по формуле 1:

ЗП = С * Т                                   (1)

где

ЗП – заработная плата

С – тарифная ставка за единицу времени

Т – фактически отработанное время

Сдельная оплата труда предполагает зависимость заработка от количества изготовленной продукции. Заработная плата при такой системе исчисляется с помощью сдельных расценок (формула 2):

ЗП = Р * Н                                   (2)

где

ЗП – заработная плата

Р – сдельная расценка на единицу продукции (работы, услуги)

Н – количество произведенной продукции (выполненной работы, услуги)

В качестве альтернативной системы в образовательных учреждениях Минобрнауки предлагается отраслевая система оплаты труда.

Отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты предлагается отражать посредством дифференциации ставок и окладов в зависимости от педагогического и научно – педагогического стажа и занимаемой должности. По каждому типу образовательных учреждений устанавливается пять стажевых групп. Внутриотраслевая дифференциация ставок заработной платы и окладов педагогических работников образовательных учреждений осуществляется в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, последовательно реализующих образовательные программы.

В качестве базового размера ставки заработной платы предлагается установить величину прожиточного минимума и рассчитывать затем базовые размеры ставок заработной платы с повышающим коэффициентом в зависимости от уровня образования (максимальный коэффициент – 1,5 для работников, имеющих высшее образование).[5] Затем вводятся стажевые группы и межстажевые коэффициенты: до 2 лет – 1,0; от 2 до 5 лет – 1,2; от 5 до 10 лет – 1,17; от 10 до 15 лет – 1,15; от 15 лет и более – 1,14. Каждый коэффициент берется с учетом предыдущих, поэтому в результате заработная плата работников со стажем более 15 лет будет выше в 1,84 раза зарплаты начинающих педагогов.

Штатно-окладная система оплаты труда кардинально отличается. Нагрузка учителя на штатном окладе может варьироваться от 14 до 22 часов без изменения зарплаты, в любом случае труд учителя оплачивается  из расчета штатного оклада. При этом администрация обязана обеспечить педагога, которому установлено меньшее количество уроков пропорциональной занятостью во внеурочных сферах деятельности школы.

Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц при достижении определенных показателей премирования и выполнении установленных условий премирования. Установление премиальной системы оплаты труда является правом работодателя, которое он реализует путем принятия специального локального акта – положения о премировании. В положении о премировании должны быть определены:

·             Круг лиц, подлежащих премированию

·             Показатели премирования

·             Условия премирования

·             Размеры премий

Премирование работников может иметь характер меры поощрения. Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель вправе поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе выдать премию, наградить ценным подарком и т.п. В этом случае  выплата премии является не обязанностью, а правом работодателя. К стимулирующим выплатам можно отнести вознаграждение по итогам работы за год. Такие выплаты характерны для бюджетных организаций. Вместе с тем такие выплаты могут предусматриваться коллективным договором или локальным актом в организациях любой формы собственности и организационно – правовой формы.

В заработную плату работника может включаться доплата за выслугу лет, которая, как правило, устанавливается в процентном отношении к тарифной ставке (окладу) и зависит от непрерывного стажа работника.

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжает действовать ряд нормативных актов бывшего СССР, регулирующих, в том числе вопросы доплаты работникам за выслугу лет, но они носят рекомендательный характер. Это сформулировано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 апреля 1999 г. №4058/98.

 

1.2. Тарифная система оплаты труда. Особенности оплаты труда работников бюджетных организаций


Согласно статье 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты включает в себя:

·     Тарифные ставки

·     Оклады (должностные оклады)

·     Тарифную сетку

·     Тарифные коэффициенты

Основной частью тарифной системы являются тарифные ставки.

Тарифная ставка – фиксированный размер труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1–го разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени.

 Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

Тарифный коэффициент устанавливает отношения тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. При помощи тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов определяются размеры тарифных ставок остальных разрядов.

Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы основана на Единой тарифной сетке, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. №256 « О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда и межразрядных коэффициентах Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений». Единая тарифная сетка (ЕТС) представляет собой единую шкалу тарификации оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением органов представительной и исполнительной власти. ЕТС построена по принципу сопоставления сложности работ и квалификации исполнителей в различных отраслях бюджетной сферы, что позволяет вести одинаковые соотношения тарифных ставок и окладов между различными категориями персонала независимо, от его отрасли. В результате равносложный труд, независимо от его приложения, оценивается по единой номинальной тарифной ставке, которая должна являться гарантией при выполнении нормы труда. С 1 декабря 2001 г. соотношение между тарифными ставками первого и восемнадцатого разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы установлено в размере 1 к 4,5. Постановлением Правительства РФ №785 с последующими изменениями и дополнениями были определены основные диапазоны разрядов оплаты труда, которыми руководствовывается каждая отрасль бюджетной сферы. Приказом Минобразования России и Госкомвуза России от 31 августа 1995 г. №463/1268 был предусмотрен диапазон для учреждений образования.

Таблица 1

Разряды оплаты труда ЕТС по должностям работников учреждений образования Российской Федерации

 

Наименование должностей

Диапазон разрядов

I. Руководители

Руководитель (директор, начальник, заведующий)

учреждения образования

 

12-16


Продолжение таблицы 1

1

2

Заместитель руководителя (директора, начальника, заведующего) учреждения образования. Директор (начальник, заведующий) филиала, учреждения образования

 

11-15

 

Управляющий учебным хозяйством

10-15

Руководитель структурного подразделения учреждения образования

9-14

Главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженер и др.)

 

12-15

II.Специалисты

Учитель

Преподаватель

 

7-14

Учитель – дефектолог, учитель – логопед, логопед

Преподаватель – организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки)

Руководитель физического воспитания

Мастер производственного обучения

Методист, инструктор – методист (включая старшего)




8-14

Концертмейстер

7-14

Музыкальный руководитель

7-13

Воспитатель (включая старшего)

Классный воспитатель

Социальный педагог

Педагог – психолог

Педагог - организатор

 

 

7-14

Педагог дополнительного образования

Тренер – преподаватель образовательного учреждения (включая старшего)

 

6-14


Продолжение таблицы 1

1

2

Старший вожатый

Инструктор по труду

Инструктор по физической культуре

 

6-13

III.Учебно – вспомогательный персонал

Дежурный по общежитию

3-4

Дежурный по режиму (включая старшего)

8-10

Младший воспитатель

3-6

Механик

5-10

Секретарь учебной части (диспетчер)

4-6


Оклады руководителей, определенные по 18 разряду ЕТС, увеличиваются на 10 % при наличии степени кандидата наук и на 20% при наличии степени доктора наук.

На один разряд выше может осуществляться оплата труда руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель». При наличии у работника учреждений образования двух оснований повышение оплаты труда производиться по одному основанию в пределах 18 разрядов ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы.

Руководители других предприятий, находящихся на бюджетном финансирование могут устанавливать месячные ставки и оклады некоторым работникам по повышенным квалификационным разрядам, исходя из девятого и десятых разрядах, а на особо важных и особо ответственных работах по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития РФ, - исходя из одиннадцатых и двенадцатых разрядов Единой тарифной сетки.

С ростом квалификации работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации. Аттестация работников в бюджетном учреждении

производится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих организаций, находящихся на бюджетном финансирование, утвержденными Постановлением Минтруда РФ и Минюста РФ от 23 октября 1992 г. №27 и №8/196. в соответствии с этими положениями на каждого работника, подлежащего аттестации, за две недели до начала ее проведения руководитель подготавливает характеристику, содержащую оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты его труда; отношения к работе. Аттестуемый работник должен знать заранее, и ознакомлен с представленными материалами не менее чем за две недели. В аттестационную комиссию включатся руководители подразделений, представители профсоюзных организаций, высококвалифицированные специалисты. Аттестационная комиссия рассматривает характеристику, выслушивает аттестуемого работника и его руководителя подразделения, где он работает. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием большинством голосов. Руководитель учреждения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии в месячный срок принимает решение об установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. Результаты аттестации записываются, после их утверждения руководителем, в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты труда по ЕТС. Примерный перечень показателей для оценки квалификации служащих, приведен в таблице 2

Таблица 2

Примерный перечень показателей для оценки квалификации служащих

п/п

Показатели, характеризующие квалификацию служащего

Категории служащих

Руково-дители

Специа-

листы

Др.Служи-

щие

1

2

3

4

5

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

4

5

3.

Профессиональная компетентность

+

+

+

3.1.

Знание необходимых нормативных актов, регламентирующих развитие отрасли

+

+

 

3.2

Знание отечественного и зарубежного

+

+

 

 

опыта

 

 

 

3.3

Умение оперативно принимать решения по достижению поставленных целей

+

 

 

3.4

Качество законченной работы

+

+

+

3.5

Способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем

+

+

 

3.6

Своевременность выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы

+

+

+

3.7

Интенсивность труда

+

+

+

3.8

Умение работать с документами

+

+

+

3.9

Способность прогнозировать и планировать, организовывать, координировать и регулировать, а также контролировать и анализировать работу подчиненных

+

 

 

3.10

Способность в короткие сроки осваивать технические средства, обеспечивающие повышение производительности труда и качества работы

+

+

+

4.

Производственная этика, стиль общения

+

+

+

5.

Способность к творчеству, предприимчивость

+

+

+

6.

Участие в коммерческой деятельности

+

+

 

7.

Способность к самооценке

+

+

+


Трудовой кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений. Системы оплаты труда, в том числе тарифные системы труда, работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

·                          В федеральных государственных учреждениях -

- коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

·                   В государственных организациях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

·                   В муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и органами местного самоуправления, могут приниматься субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей. Тульская область приняла, Закон Тульской области от 28 декабря 2004 года № 497-ЗТО «Об оплате труда работников государственных учреждений Тульской области. Так же принято Постановление администрации Тульской области от 21.01.2005 г. № 40 «Об утверждении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Тульской области, финансируемых из бюджета Тульской  области», которое утверждает новые тарифные ставки (оклады) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Тульской области, финансируемых

из бюджета Тульской области. Разница в этих нормативных актах заключается в том, что Постановление Правительства от  31 декабря № 902 повышает имеющиеся  размеры тарифных ставок в 1,2 раза, Постановление администрации Тульской области от 21.01.2005 г. № 40 утверждает тарифные ставки (оклады).

Изменения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006г. №90-ФЗ, предусмотрели возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых ставок по профессиональным квалификационным группам работников). Они являются минимумом, который должен выплачиваться соответствующей категории работников. Базовые оклады, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

·             Федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета

·             Государственными учреждениями субъектов РФ – за счет средств бюджетов субъектов РФ

·             Муниципальными учреждениями – за счет средств местных бюджетов

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. и рассчитывается по формуле 3:

(3)

ЗП = МРОТ * МТрудового кодекса + НДД + НКН

Где

ЗП – заработная плата

МРОТ – минимальный размер оплаты труда

МТрудового кодекса – межразрядный тарифный коэффициент

НДД – надбавка за должность

НКН – надбавка за ученую степень

Минимальный размер заработной платы – это низший предел оплаты труда работников, в который не включаются доплаты и надбавки, а так же премии и другие поощрительные выплаты.

Минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом, обеспечивается:

·                                организациями, финансируемыми из федерального бюджета, - за счет средств федерального бюджета

·                                организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации

·                                организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов

·                                другими работодателями – за счет собственных средств

Размеры тарифных ставок, а также базовых окладов, базовых ставок по профессиональным квалификационным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда. В настоящее время ст. 133 Трудового кодекса РФ устанавливает, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного населения.

Компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки работникам отраслей бюджетной сферы.

При организации оплаты труда на основе ЕТС сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различными в интенсивности труда и загрузке работников при равном должностном наименовании (например, в учреждениях образования – за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгалтерского учета, когда это не входит в основную работу). Во всех случаях в организациях отраслей бюджетной сферы сохраняются надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 г. №377 утвержден перечень подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов от 15 до 60% в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда.[6]

В некоторых отраслях бюджетной сферы надбавка за работу во вредных и особо вредных условиях труда установлена в размере от 4 до 24%.

Методическими рекомендациями по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений бюджетной сферы на основе применения ЕТС оплаты труда предусмотрено также использование доплат, надбавок и поощрения в целях повышения личной результативности работы. При установлении стимулирующих доплат, надбавок и других выплат в отраслях бюджетной сферы используются различные подходы. В организациях науки и высших учебных заведениях независимо от ведомственной принадлежности, работникам, имеющим ученые степени доктора или кандидата наук, установлены ежемесячные доплаты в размере 500 и 300 руб. Работникам высшей школы, имеющим звание профессора, выплачивается доплата в размере 60% от оклада, а имеющим звание доцента – 40% оклада. В других отраслях бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура) лицам, имеющим ученую степень или ученое звание, разряд повышается на 1-2 ступени. В республике Саха (Якутия) работникам бюджетной сферы дополнительно установлены доплаты и надбавки к окладам по действующей ЕТС. В соответствии с действующим в республике законом «Об учителе» работникам образования с первого года работы оклад увеличивается с учетом надбавки за выслугу лет на 20% и через каждые 5 лет дополнительно на 5%. Введены также дополнительные гарантированные доплаты к окладам: за профессиональные отличия Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации – 10%, за почетные звания – 20%, ученую степень – 15-20%.


1.3.Основные положения действующей системы оплаты труда в образовании


Основные положения рекомендуемой на федеральном уровне системы оплаты труда изложены в совместном Письме Министерства образования и науки России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ №АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году».

 Рекомендуемая в настоящее время на федеральном уровне и действующая в большинстве субъектов РФ и муниципальных образований система оплаты труда работников образовательных учреждений основывается на ЕТС. ЕТС обеспечивает реализацию общего для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей эффективного механизма организации и периодической индексации заработной платы. Дифференциация в оплате труда достигается законодательным установлением размера должностного оклада по 1-му разряду ЕТС и определением окладов по остальным разрядам путем умножения оклада по 1-му разряду на соответствующий тарифный коэффициент. На федеральном уровне рекомендовано использовать тарифные коэффициенты, утвержденные Постановлением Правительства РФ №775 «О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7-16 разряды. Руководителям учреждений устанавливаются более высокие разряды оплаты труда: 10-18, при их определении учитываются объемные и качественные показатели (уровень квалификации). К объемным относятся показатели, характеризующие масштабы руководства учреждением: численность работников, количество обучающихся, наличие дополнительных объектов, и их сложность, сменность работы учреждения образования, а также может получать оплату проведенных занятий.

Месячная тарифная ставка учителя (норма часов) – 18 часов в неделю учителям средних и старших классов и 20 часов в неделю учителям начальных классов. При нагрузке учителя, превышающей нормативную, ему выплачивается увеличенная заработная плата, тем самым установлена прямая зависимость между числом проведенных уроков и размерами оплаты труда. Заработная плата, установленная при тарификации, выплачивается педагогам независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года. При этом для педагогических работников школ заработная плата определяется по следующей формуле 4:

(4)

МЗ = СТ по разряду ЕТС * УН в неделю / норма часов за ставку в неделю

где

МЗ – месячная заработная плата

СТ по разряду ЕТС – ставка по разряду Единой тарифной системы

УН в неделю – учебная нагрузка работника в неделю

Согласно статье 32 Закона «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит установление заработной платы работникам образовательного учреждения, в том числе и надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования. Меры материального стимулирования работника образовательного учреждения устанавливаются приказом его руководителя. Их максимальная величина законом не ограничена. К руководителю образовательного учреждения материальное стимулирование осуществляется приказами руководителя органа управления образования, которому подведомственно учреждение.

Почасовая оплата труда

Почасовая оплата труда учителей, преподавателей и других педагогических работников образовательных учреждений устанавливается при оплате:

·                                за часы замещения отсутствующих по болезни или другим причинам преподавателей, если оно продолжается больше двух месяцев

·                                за часы педагогической работы с заочниками, а также с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного преподавателю при тарификации

·                                за педагогическую деятельность специалистов предприятий, учреждений и организаций, привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения

·                                за преподавание в объеме 300 часов в другом образовательном учреждении, сверх учебной нагрузки, установленной по тарификации

Размер оплаты за один час определяют делением месячной ставки заработной платы педагога за установленную норму часов в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования стоимость одного часа определяют путем деления месячной ставки заработной платы преподавателя на 72 часа.

Оплата труда за замещение отсутствующего преподавателя, свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.

Повышение ставок

Ставки заработной платы педагогических работников повышают за наличие почетных званий, ученой степени, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях, а также за работу в сельской местности. Увеличение окладов на 15-20 % производится педагогам за:

·                                работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития)

·                                работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении

·                                работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением

Конкретный перечень сотрудников, которым могут повышаться должностные оклады, и размер этого повышения определяет руководитель образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, нуждающимися в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением в специальных учебно-воспитательных учреждениях. Перечень должен быть согласован с профсоюзным органом или органом самоуправления образовательного учреждения.

За работу в общеобразовательных школах-интернатах ставки повышают на 15 %.

В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для воспитанников с отклонениями в развитии или для нуждающихся в длительном лечении, должностной оклад повышают руководителю на 15 %[7]. Если такие классы созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то оклады руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах, повышаются на 20 процентов.

За преподавание в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за работу в таких группах в учреждениях начального и среднего профессионального образования ставки увеличиваются на 20 процентов. В таких же учреждениях для учащихся с отклонениями в развитии, а так же в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы повышаются по двум основаниям: на 20 процентов и на 15-20 процентов.

За работу в учебных заведениях при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы ставки повышаются на 50-75 процентов. За педагогическую деятельность в образовательных учреждениях при исправительных колониях строго или особого режима ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительных колоний за работу с этими осужденными, на 10-15 процентов. При установлении окладов работников и их повышении по этим основаниям применяется ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20 процентов, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительных учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.