РУБРИКИ |
Бухгалтерская проверка предприятия |
РЕКЛАМА |
|
Бухгалтерская проверка предприятияИз данных таблицы «Динамика показателей прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 8), следует, что прибыль по отношению к предшествующему периоду уменьшилась на 56,7%, что привело также к соответствующему уменьшению прибыли, остающейся в распоряжении организации. Затем анализируется динамика финансовых результатов. Если прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг - это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции. Если чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода - это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения. На примере ООО «Регионтралснаб» прибыль от реализации снижается более быстрыми темпами, чем нетто - выручка от реализации товаров и продукции. Это указывает на то, что затраты на производство и реализацию товара увеличиваются. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает негативные изменения. Если опережающими темпами растут расходы периода, убытки от прочей реализации и внереализационные расходы - все это ведет к снижению прибыли отчетного периода. В нашем примере наблюдается значительный рост расходов, что и является главной причиной снижения прибыли отчетного периода. Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение №9). Как следует из данных таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.», в отчетном периоде произошли отрицательные изменения в структуре прибыли. Уменьшилась доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ, услуг), от финансово-хозяйственной деятельности и финансовых операций. Уменьшилась также против предшествующего периода доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли). Значимость финансовых результатов может быть оценена также по 1 показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг): , где R - рентабельность, Прп - валовая прибыль (либо чистая прибыль), Зрп - затраты по реализованной продукции (работам, услугам). Снижение (рост) прибыли можно проанализировать с помощью факторного анализа. 2.2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) ООО «Регинтралснаб»Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Рассмотрим формализованный расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции в ООО «Регинтралснаб» на примере методики Шеремет и Сайфуллина: 1. Расчет общего изменения прибыли (Р) от реализации продукции: Р = Р1 – Р0,
где Р1 - прибыль отчетного года; Р0 - прибыль базисного года. Р = 4 - 40 = - 36 тыс. руб 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (Р1): Р = N1 - N1,0 =
где Nр1 = — реализация в отчетном году в ценах отчетного года Nр0 = - реализация в отчетном году в ценах базисного года Р1 = ((5,8 х 20) + ((5,73 х30)) - ((5,55 х 20) + (2,65 х 30)) = 287,9 - 280,5 = 7,4 тыс. руб Цены на продукцию увеличились в результате инфляции. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости): Р2 = Р0 К1 – Р0 = Р0(К1 – 1)
Р0 - прибыль базисного года; К1 - коэффициент роста объема реализации продукции К1 = S1,0 / S0, S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода). К1 = 264,84/626 = 0,423; Р2 = 40 х (0,423 - 1) = - 23,08 тыс. руб Объем продукции снизился на 23,08 тыс. руб 4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (Р3): Р3 = Р0 (К2 - К1)
К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам: К2 = N1,0 / N0,
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 - реализация в базисном периоде. К2 = 280,5/666 = 0,422; Р3 = 40 х (0,422 - 0,423) = - 0,04 тыс. руб Объем реализации продукции за счет структурных сдвигов уменьшился на 0,04 тыс. руб (невыгодной продукции было выпущено больше, чем более рентабельной). 5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции (Р4): Р4 = S1,0 - S1,
S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода Р4 = 264,84- 266,5 = - 1,66 тыс. руб Себестоимость единицы продукции возросла, что привело к отсутствию роста прибыли. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (Р5): Р5 = S0K2 - S1,0,
Р5 = 626 х 0,422 -264,84 = -0,668 тыс. руб Общая себестоимость увеличилась за счет выпуска продукции с высокими издержками производства. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: Р = Р1 – Р0 = Р1 + Р2 + Р3 + Р4 + Р5 + Р6 + Р7 Р6 = 266,5 - 284 = -17,5 тыс. руб ; Р = 7,4 - 23,08 - 0,04 - 1,66 - 0,668 - 17,5 Исходные данные для расчетов представлены в таблице «Анализ прибыли по факторам ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 10). Результаты анализа целесообразно представлять в виде сводки влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции (см. приложение № 11). Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет увеличения себестоимости продукции сократился объем продаж, сдвиги в затратах на производство сократили экономию ресурсов и уменьшили прибыль, что составляет 56,7% общего отклонения по прибыли. 2.2.3 Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложенийФинансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с имуществом организации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, финансовых активов и иного имущества, списание основных средств по причине морального износа, сдача помещений в аренду, содержание законсервированных производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных заказов (договоров), прекращение производства, не давшего продукции. Доходы, причитающиеся по этим операциям, и затраты, связанные с получением этих доходов, показываются в отчете (форма № 2) развернуто по статьям «Прочие операционные доходы» и «Прочие операционные расходы». Кроме того, в составе операционных доходов и расходов отражаются результаты переоценки имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте (курсовые разницы), а также сумма причитающихся к уплате отдельных видов налогов и сборов за счет финансовых результатов (на содержание автодорог, милиции и др.). При получении убытков от прочей реализации, связанных с превышением операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует установить причины и виновников образования этих убытков. Причинами образования операционных расходов, связанных с аннулированием производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего продукции могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам (договорам), прекращенному производству, не давшему продукцию, соответствующие суммы отражаются как операционные доходы. Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо принимает участие в совместной деятельности. Суммы причитающихся (подлежащих) в соответствии с договорами к получению (к уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам отражаются в бухгалтерском отчете (форма № 2) по статьям «Проценты к получению» и «Проценты к уплате». Доходы, подлежащие получению по акциям по сроку, в соответствии с учредительными документами отражаются в форме № 2 по статье «Доходы от участия в других организациях». Финансовые результаты от внереализационных операций являются составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные финансовые результаты также отражаются в форме № 2. Перечень доходов и расходов от внереализационных операций утвержден в Законе Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий». Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. При анализе внереализационных доходов финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Тщательно анализируются убытки от стихийных бедствий, так как нередко на эту статью относят потери, вызванные бесхозяйственностью, а также убытки по недостачам и хищениям. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены штрафы, каковы причины и кто является виновником. Детальный анализ внереализационных финансовых результатов производится по данным учетных регистров и первичных документов. В ООО «Регионтралснаб» анализ внереализационной деятельности не проводится, так как на предприятии отсутствуют внереализационные доходы и расходы. 2.2.5 Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб»Анализ налогов, вносимых в бюджет из прибыли, целесообразно начинать с изучения их состава и структуры. Для этой цели была составлена таблица «Анализ состава налогов предприятия» (см. приложение № 12). Несмотря на то, что ставка налога на прибыль увеличилась на 5%, сумма налога на прибыль уменьшилась на 96%, что объясняется резким спадом производства и соответственно выручки, а также структурным сдвигом между производством и торговлей. Налог на имущество рассчитанный по прежней ставке уменьшился на 9,5%. Прочие налоги и сборы (налог на милицию) уменьшились на 4,4%, хотя одна из составляющих расчета - МРОТ увеличилась с 83,49 руб. до 100 руб. Данные таблицы «Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» показывают, что налоги из прибыли снизились по сравнению с прошлым годом на 86,6%. Изменилась и структура налогов: доля налога на имущество выросла, а доля налога на прибыль уменьшилась. Налоги на прибыль в общей её сумме составили 44,3 %, что на 0,7% ниже прошлого года. Изменение суммы налога на имущество произошло за счет уменьшения среднегодовой стоимости имущества, что в свою очередь произошло за счет увеличения износа основных средств. Сумма прочих налогов и сборов (налога на милицию) изменилась вследствие уменьшения численности работников предприятия. 2.3 Анализ и оценка налога на добавленную стоимостьАнализ налога на добавленную стоимость производят в сравнении показателей третьего квартала прошлого года с отчетным. Выводы делаются по таблице «Анализ налога на добавленную стоимость ООО «Регионтралснаб» 2000-2001 г.» (см. приложение № 13) НДС уменьшился на 30,4%. Савка налога не менялась. Сумма НДС уменьшилась за счет ухудшения расчетов покупателей с организацией, а также снижения количества заказов.
2.4 Анализ и оценка налога - источника образования дорожных фондовСумма данного налога уменьшилась: ·за счет ставки ·за счет снижения объема производства и расчетов контрагентов с предприятием ·за счет структурных сдвигов в сторону торговли, где налоговая база - торговая наценка. В 2000 году «налог на пользователей автомобильных дорог» составлял 100%, в 2001 году он составил 81,29%. Данные сравнения представлены в таблице «Анализ на пользователей автомобильных дорог ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 13). 2.5 Анализ налога на доходы физических лицСтавка налога на доходы физических лиц в 2001 году увеличилась на 1%, но т.к. производство имеет тенденцию к снижению, зарплата сотрудников была резко снижена, произошло массовое увольнение, соответственно и отчисления в бюджет сократились. Показатели для сравнения приведены в таблице «Анализ налога на доходы физических лиц ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 14). 2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом ООО «Регионтралснаб»По результатам проведенных анализов в общем определенно можно отметить резкое снижение отчислений денежных средств в бюджетные организации. Здесь наблюдается прямая зависимость налоговых поступлений в бюджет от рентабельности предприятия, его устойчивого конкурентоспособного положения. В целом по расчетам с бюджетом предприятие сработало положительно: не имеет задолженности и соответственно налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками. Однако для бюджета такое состояние дел на предприятии не является благополучным и выгодным для всего общества в целом. В связи с этим рекомендуется: - на предприятии ввести штатную единицу менеджера; - пересмотреть систему принятия управленческих решений; - углубленно изучать конъюнктуру рынка сбыта продукции; - разработать новые направления в сфере производства и внедрения новых технологий, снижающих себестоимость выпускаемой продукции; - использование всех доступных способов инвестирования предприятия. 3. Аудит расчетов с бюджетными фондамиВ нашей стране официальной датой рождения аудита считается март 1991 г., когда Учредительным собранием Аудиторской палаты был утвержден ее устав. Поначалу в уставе были даны лишь определение аудита, его организационные формы и его носители. Так, в уставе говорится, что аудит — осуществляемая на договорных началах проверка независимым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законодательства; что аудитор — физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, необходимый опыт работы и получившее лицензию установленного образца на право занятия аудитом; что аудиторская организация — это предприятие, объединяющее аудиторов, предметом деятельности которого является осуществление аудита. Одной из основных задач аудита является документальная проверка. Методами документальной ревизии устанавливается соответствие первичной бухгалтерской документации истинному содержанию хозяйственных операций. При этом осуществляется контроль и за соответствием самих операций существующим законам и юридическим подзаконным нормативам. Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налоговым обложением. Зарубежная и наша практика показывает, что в этой области, более чем в какой-либо другой, встречаются злоупотребления (сокрытие или приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др.). Учитывая большое количество видов налогов и других платежей в бюджет, нестабильность и несовершенство налогового законодательства, вопросы правильности начисления налогов и уплаты платежей в бюджет являются наиболее трудоемкими и сложными. Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции. Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются: - полнота и правильность определения налогооблагаемой базы; - правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей; - законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в Федеральный бюджет и бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований РФ; - полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет; - правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей; - правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей; - правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.[4] Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия. Для таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами. Внутренний аудит - это по сути внутрихозяйственный контроль за складывающимися на предприятии затратами по местам их формирования и центрам ответственности. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией , полученной в ходе аудиторских проверок , с тем , чтобы можно было в полной мере использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Внутренний аудит , как правило проводится штатными сотрудниками самого предприятия. Так как расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими, в бухгалтерском учете для этих целей используется счет 68 "Расчеты с бюджетом". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты по подоходному налогу"; "Расчеты по прибыли"; "Расчеты по НДС"; "Расчеты по налогу на имущество"; "Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы"; "Расчеты по налогу на рекламу"; "Расчеты по транспортному налогу" и др. Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: • исчисления налогооблагаемой базы; • применения ставок налогов и платежей; • расчетов сумм налогов; • применения льгот при расчете и уплате налогов; • полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет; • составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей; • составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей; • ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом». Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу (инструкции, положения, ставки налогов и др.) либо в компьютере (информационно-справочные системы типа "Гарант", "Консультант-плюс" и др.), либо в виде справочников и специальных таблиц. Это значительно сокращает трудоемкость проверок. Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме учета). Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность — по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль. Проверяя правильность налоговых выплат в бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту налогооблажения , точности расчетов налогооблагаемой базы и соблюдению ставок налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет которого осуществляется выплата налога. 3.1 Аудит налога на прибыльНалог на прибыль - один из основных источников поступления средств в бюджет путем государственного изъятия части чистого дохода у предприятий, объединений, организаций, учреждений, которые самостоятельно, либо через входящие в их структуру коммерческие хозрасчетные единицы, либо в порядке договора с иными предприятиями осуществляют хозяйственную или любую другую коммерческую деятельность. Аудитору необходимо четко знать статус налогоплательщика налога на прибыль, характер и виды его основной деятельности , наличие внутренних и обособленных подразделений и деловых партнеров. При аудиторской проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль следует вначале убедиться в том, что налогооблагаемая сумма прибыли исчислена правильно, т.е. себестоимость реализованного продукта не искажена и тем самым не внесены искажения в прибыль от реализации, а также в том, что правильно определены результаты от прочей реализации и доходы и расходы от внереализационных операций. Аудитор при проверке базы налогообложения обязан прежде всего убедиться в правильности учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается налогом. Следовательно первая операция которую необходимо провести аудитору, в этой связи, заключается в сопоставлении идентичности балансовых данных о прибыли с ее учетом в главной книге, журналах - орденах, машинограмах по счету 99 (прибыль и убытки) и по отчету о финансовых результатах и их использовании. При анализе фактической прибыли необходимо иметь доказательства достоверности всех бухгалтерских записей как по кредиту счетов раздела IV «Готовая продукция», так и по дебету этих счетов. От правильности отражения в учете выручки от реализации , затрат производства и издержек обращения зависит точность определения валовой прибыли, которая слагается из прибыли от реализации продукции , основных средств , иного имущества плюс доходы от внереализационных операций за вычетом расходов по последним операциям. По налогу на прибыль установлен ряд льгот, которые применяются только в зависимости от фактических произведенных затрат и расходов. Аудитору следует проверить правильность льгот. Основные из них связаны с использованием труда инвалидов и пенсионеров; с осуществлением капитальных затрат на природноохранные мероприятия с затратами на содержание объектов здравохранения, дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, образования , с благотворительностью; проведение научно - технических работ ; с развитием малого бизнеса и др. Однако все льготы имеют определенные ограничения как по порядку их представления , так и по общей сумме. Поэтому аудитор должен внимательно проверить, соответствует ли действующему законодательству составляемый предприятием для налоговой полиции специальный расчет по всем случаям уменьшения налогооблагаемой прибыли. ООО «Регионтралснаб» занимается изготовлением и реализацией продукции и прочих источников дохода за проверяемый период не имеет. В ходе проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом проверено начисление налога на прибыль. Сумма объекта налогообложения указана верно (проверено путём сверки данных на счетах 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки» и бухгалтерских проводках). Ставка налога применяется правильная. Сумма налога пересчитана аудитором и верна. Выявлено нарушение в корреспонденции счетов. Так вместо отнесения суммы налога в дебет счёта 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль», это было сделано в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки», и сумма начисленного налога записана в кредит счёта 68 «Расчеты с бюджетом» без указания субсчёта. 3.2 Аудит налога на добавленную стоимостьНалог на добавленную стоимость - является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ , услуг. НДС заменил действовавшие у нас прежде налоги с оборота и с продаж, и охватывает практически все виды товаров и услуг, занимая важное место в расчетах с бюджетом. Его плательщиками являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость. НДС взимается с оборота всех товаров и материальных ценностей, причем в облагаемый оборот включаются авансы под поставку товаров, указания услуг. НДС взимается с движимого и недвижимого имущества, здания, сооружений , газа. Уплата налога производится независимо от того, как произошла реализация ( за деньги, путем прямого товарообмена, с частичной оплатой или безвозмездно ) - исходя из рыночных или государственных средств. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения. Сложность создает заинтересованность налоговой службы в незамедлительном взимании максимальной суммы этого налога. Стремление собрать как можно скорее налог — и не только с объема реализованной продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку — заметно усложнило учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость с перегонкой удержанных сумм со счета на счет. вначале по дебету 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Затем при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг делается обратная проводка: по дебету счета 68 и кредиту счета 64 на сумму ранее удержанного налога с полученного аванса или предварительной оплаты. И хотя в конечном счете делается запись по дебету счета 64 и кредиту счета 90 "Продажи", с тем чтобы на кредите счета 90 была собрана вся выручка от реализации, с которой удерживается также сумма налога, мы приходим к тому же конечному результату. Особенно это важно в условиях инфляции, когда лучше скорее получить в доход бюджета более или менее полноценные деньги, нежели позже, уже значительно подвергшиеся инфляции. В интересах действующей налоговой политики усложнены также расчеты налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам. Если первое время НДС по поступившим ресурсам списывался в уменьшение задолженности по НДС на реализованные товары, работы и услуги, то затем налоговая служба пришла к выводу о том, что такой способ учета НДС может сократить поступление налога в будущем. И было принято решение, согласно которому налог на добавленную стоимость по приобретенным ресурсам должен вначале аккумулироваться на дебете субсчета 68, который был впоследствии заменен синтетическим счетом 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям". Суммы НДС по оприходованным материальным ресурсам и работам (услугам) производственного характера, выполняемым сторонними организациями, списываются с кредита соответствующих субсчетов счета 19 "НДС по приобретенным материальным ресурсам" в дебет счета 68 "Расчеты с бюджетом" (субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость") по мере проведения расчетов с поставщиками. Суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Такой же порядок действует и в отношении субъектов малого предпринимательства, не перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающих в бюджет НДС. Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость вначале должен удостовериться в правильности исчисления предприятием оборота по реализации товаров (работ, услуг). Убедится в правильности расчета НДС. Расчет составляется по специально разработанной форме и состоит по сути в том , что сумма налога , подлежащая уплате в бюджет, предстает как разность между суммами налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые уплачены поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, чья стоимость фактически отнесена в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения. Тщательного анализа требует два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как по предприятиям , так и по товарам и услугам и точность расчета на возмещения из бюджета сумм, которые уплаченные поставщиками налоги на НДС превышают аналогичный собственный налог предприятия. Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей. В ООО «Регионтралснаб» проверке подвергнуто начисление НДС за проданную продукцию. Объект налогообложения проверен и указан верно. Ставка налога, применявшаяся для исчисления суммы налога соответствует действующей. Сумма налога рассчитана верно. Корреспонденция счетов установлена правильно. 3.3 Аудит налога на имуществоНалог на имущество - этот налог введен для того, чтобы стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают, за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие свой расчетный счет и отдельный баланс. Налогом на имущество, независимо из какого источника оно получено, облагается среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия. Аудитор должен проверить правильность общей суммы объекта налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально нарастающим итогом с начала года. Аудитору следует иметь в виду, что по налогу на имущество установлено значительное число льгот, как в зависимости от статуса налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой ) среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет ответственность. Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся применяемый предприятием порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество, который должен быть тождествен порядку, установленному Инструкцией Госналогслужбы РФ "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий". В соответствии с инструкцией учет расчетов предприятий с бюджетом (кроме банков) по налогу на имущество предприятий ведется на балансовом счете 68 "Расчеты с бюджетом" на отдельном субсчете "Расчеты по налогу на имущество". Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки". Перечисление суммы налога на имущество в бюджет отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 68 "Расчеты с бюджетом" и кредиту счета 51 "Расчетный счет". Таким образом установлено, что ошибок в учете и исчислении налога на имущество на данном предприятии не существует. 3.4 Аудит налогов удерживаемых с доходов физических лицАудитору следует провести выборочную проверку правильности удержания налога как со штатного персонала, так и с лиц , привлекаемых к работе на основании договора подряда и по трудовым соглашениям. Базой для исчисления налога является совокупный доход физического лица с начала и до конца календарного года. Из совокупного дохода исключаются следующие доходы : ·минимальная величина заработной платы; ·государственные пособия по социальному страхованию; ·суммы , получаемые работниками в возмещение ущерба , связанного с трудовой деятельностью; ·выходные пособия, выплачиваемые при увольнении; ·алименты у граждан , их получаемых; ·материальная помощь; ·ряд других доходов. Совокупный доход граждан , может также уменьшаться на суммы : ·доходов , перечисляемых по заявлению граждан на благотворительные цели; ·расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах, установленных Законом размера минимальной месячной платы. Аудитору следует выборочно проверить правильность записей по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». На нем отражают информацию по начислениям и выплатам за счет средств социального и медицинского страхования, а также по расчетам с Пенсионным фондом России. Эти начисления должны производиться с сумм оплаты труда по всем основаниям, включая трудовые соглашения, договоры подряда и другие разовые документы. Однако некоторые виды платежей в расчет не принимаются, а именно: ·компенсации за использованный отпуск; ·выходное пособие по увольнению; ·компенсационные выплаты; ·стоимость путевок в санатории; ·поощрительные выплаты; ·денежные награды; ·стипендии, выплачиваемы предприятиям учащимся и аспирантам; ·стоимость выданной спецодежды; ·дотации на обеды; ·возмещение расходов на проезд; ·и другие виды выплат. Должны быть проанализированы также практика составления Расчетной ведомости по страховым взносам . В ООО «Регионтралснаб» проверенны отчисления в Фонды Единого социального налога с заработной платы работников. Объект налогообложения определен правильно (сверено с данными в книге хозяйственных операций и с расчетно - платежной ведомостью). Ставки налогов, используемые при вычислении определены правильно. Начисленные суммы налогов проверены и верны. Корреспонденция счетов определена и записана верно. Подробно рассмотрены расчеты с Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР). Ставка налога указана верно. Начисленная сумма налога правильная. Проверено отчисление в ПФ от заработной платы работников предприятия (ПРФ). Ставка налога указана правильная (проверено перерасчетом). Проверенны отчисления в Фонд Обязательного медицинского страхования (ФОМС). Объект налогообложения указан верно. Ставка, применявшаяся при расчетах соответствует действительной. Сумма (проверенная перерасчетом ) указана верно. Проверен учет налога на доходы физических лиц. Ставка определена правильно. Но есть ошибка : неправильно подсчитан налог у рабочего Коваленко О.В. - 69456 руб., когда надо 69420 руб. По остальным работникам - расчеты подоходного налога ( перепроверено аудитором ) верны. 3.5. Аудит налога на пользователей автомобильных дорог.
Объект налогообложения и ставка применявшаяся при отчислении определены правильно. Начисленная сумма налога правильная Проверены сроки отчисления. Расхождений нет. Заключение аудитора по расчетам с бюджетными платежам ООО «Регинтралснаб» является приложением № 15. Проверка расчетов с бюджетом является для аудитора объектом повышенного внимания. Во - первых, потому, что за неправильные расчеты налогов в бюджет, предприятие расплачивается ощутимым для его финансового положения штрафами. Во - вторых, потому, что аудиторское заключение, подтверждающие правильность расчетов и реальность задолженности может быть принято налоговой инспекцией, а может быть поставлено под сомнение. В этом случае налоговая инспекция имеет право перепроверить достоверность представленного заключения , и если будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов государственного бюджета, вступают в силу санкции, предусмотренные действующим законодательством. А значит для аудитора или аудиторской фирмы может создаться угроза потери лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. ЗаключениеБюджет является главным звеном в формировании государственных финансов. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. В процессе разработки темы дипломной работы были изучены теоретические аспекты, и на их основе проведено практическое исследование выполнения Налогового Законодательства предприятием нашего города - обществом с ограниченной ответственностью «Регионтралснаб». Был проведен анализ расчетов ООО «Регионтралснаб» с бюджетными фондами. В результате проведенного анализа расчетов с бюджетом данного предприятия, обозначилась четкая зависимость размера денежных средств, поступающих в бюджетные организации, от финансового положения предприятия. В ходе аудиторской проверки были выявлены недостатки: при расчете суммы налогового обязательства и указания корреспонденции счетов для данных видов налогов. Эти ошибки указаны в аудиторских заключениях. После проделанной работы нетрудно понять, насколько важен аудит. Поэтому своевременные ежемесячные аудиторские проверки нужно обязательно проводить каждому предприятию, чтобы быть уверенным в правильности ведения баланса, отчетах о прибылях, не допускать нарушений Налогового Законодательства и не подвергаться ответственности за допустимые ошибки. Очень важна единая система контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Список используемой литературы:1.Налоговый Кодекс Российской Федерации, 1ч ред. от 01.1999г. 2.Налоговый Кодекс Российской Федерации, 1ч ред. от 03.2001г. 3.Налоговый Кодекс Российской Федерации, 2ч.ред. от 08. 2001г. 4.Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991г. 5.Закон РФ «О государственной налоговой службе РФ» 1999г 6.Указ Президента РФ « Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и других обязательных платежей» от 23.05.1994 №1006 7.Инструкция МНС «О порядке расчетов организаций с местными бюджетами по налогу на прибыль»2001г 8.Инструкция МНС «О налогах на пользователей автомобильных дорог» 04.2000г 9.План счетов бухгалтерского учета с 01.01.2001г 10.Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы/ Москва, «ЮНИТИ»,2000 11.Богомолов А.Н. Внутренний аудит/ С-Пб, 2000 12.Барышников Н.П. Бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение. Изд. 2/Москва «Филин», 1997 13.Баканов М.И. , Шеремет А.Д. Теория экономического анализа/ Москва, «Финансы и статистика», 2001 14.Дадашев А.З. Финансоовая система России, Учебное пособие /Москва, ИНФРА, 1997 15.Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит./Москва, «Финансы»,ЮНИТИ,1997 16.Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета/ Москва «Финансы и статистика»,2000 17.Кожинов В. Бухгалтерский учет/Москва, 1999 18.Крутик А.Б.Хайкин И.М. Основы финансовой деятельности предприятия/ С-ПБ, 1999 19.Нитецкий В.В. Практикум общего аудита/Москва, 2000 20.Подольский В.И. Аудит/ Москва «ЮНИТИ», 2001 21.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/Минск, «Новое знание», 1999 22.Сонтикова Л.В. Внутренний контроль и аудит/ Москва, «ЮНИТИ»,2001 23.Бухгалтерский учет, изд. 2, под ред. П.С. Безруких/Москва «Бухгалтерский учет», 1998 24.Налоги и налогообложение. Под ред. Н.В. Романовского/ Москва, 2001 25.Налоги и налогообложение. Под. ред. С.Г. Русакова/ Москва 26.Шеремет А.Д., Р.С. Сайфулин «Финансы предприятия»/Москва, «Инфра-М», 2001 27.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение/ Москва/ «Инфра-М», 1999 28.Финансы. Под ред. Л.А.Дробозиной/ Москва, «Финансы»,ЮНИТИ 29.Финансы. Под ред. А.М. Ковалевой/ Москва, «Финансы и статистика»1999 30.Финансы предприятий, под. ред. Н.В. Колчиной/ Москва «ЮНИТИ», 1998 31.Финансы, деньги, кредит под. ред. д.э.н. О.В. Соколовой/Москва «Юристь», 2001 32.Экономическая теория, Учебник для ВУЗов, под ред. В.Д. Камаева/Москва «Владос»,2000 33.«Российская газета» период. изд. №21 – 2000г/Москва 34.«Российская газета» период. изд. №6,17,18 – 2001г/Москва 35.«Финансы» период изд. № 10,11- 2000г/Москва 36.«Финансы» период изд. № 5,10- 2001г/Москва Приложение к форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 9 месяцев 2001 года. (по оплате) К= 0,6507877100852 К= 0,92256360262 Производство Торговля Стр. 010 всего 287806 114733 173073 Стр. 020 259116 112433 146683 в том числе: материалы 72449 зарплата 18961 ЕСН 7101 Налог на пользователей автодорог 1147 износ ОС 303 износ НА 191 аренда 6580 услуги банка 1337 прочие расходы 4364 Стр. 030 24819 в том числе зарплата 10073 ЕСН 3840 износ ОС 224 износ НА 155 налог на пользователей автодорогами 264 услуги банка 1220 услуги связи 443 аренда 4705 услуги программиста 1538 прочее 2357 Стр. 100 988 в том числе: налог на милицию 108 налог наимущество 880 Стр. 140 2883 Стр. 150 1009
Гл.
Бухгалтер___________________________ «Отчет о прибылях и убытках» за 9 месяцев 2001 года. (по отгрузке)
Производство Торговля Стр. 010 всего 365619 178133 187486 Стр. 020 331144 172149 158995 в том числе: материалы 111325 зарплата 29135 ЕСН 10911 Налог на пользователей автодорогами 1147 износ ОС 466 износ НА 294 аренда 10111 услуги банка 2055 прочие расходы 6705 Стр. 030 26880 в том числе зарплата 10919 ЕСН 4162 износ ОС 243 износ НА 168 налог на пользователей автодорогами 264 услуги банка 1322 услуги связи 480 аренда 5100 услуги программиста 1667 прочее 2555 Стр. 100 988 в том числе: налог на милицию 108 налог на имущество880 Стр. 140 6607 Стр. 150 2312
Гл. Бухгалтер___________________________ Приложение № 8
Таблица « Динамика показателей прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
Отчетный период, тыс. руб |
Базовый период, тыс.руб |
Отчетный в % к базовому |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг |
288 |
666 |
43,3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Себестоимость (производственная) реализации товаров, продукции работ, услуг |
259 |
626 |
41,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Валовый (маржинальный) доход |
29 |
40 |
72,5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Расходы периода (коммерческие и управленческие) |
25 |
- |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Прибыль (убыток) от реализации |
4 |
40 |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Сальдо операционных результатов |
-1 |
-10 |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности |
3 |
30 |
10 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Сальдо внереализационных результатов |
- |
+1 |
- |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Прибыль (убыток) отчетного периода |
3 |
31 |
9,7 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации |
2 |
22 |
9,1 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода |
2 |
22 |
9,1 |
Приложение № 9
Таблица «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000 -2001г.»
Показатели
Отчетный период
Базовый период
Отклонения (+, -)
1
2
3
4
Прибыль (убыток) - всего, %
в том числе
100
100
-
а) прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб
4
40
-36
б) от финансовых операций, тыс. руб
-
-
-
в) от прочей реализации, тыс. руб
-
-
-
г) от ФХД, тыс. руб
3
30
-27
д) от внереализационных операций, тыс. руб
-
1
-1
е) чистая прибыль, тыс. руб
2
22
-20
ж) нераспределенная прибыль,
тыс. руб
2
22
-20
Приложение № 10
Таблица «Анализ прибыли по факторам ООО «Регионтралснаб»
2000-2001г»
тыс. руб.
Показатели
По базису
По базису на фактически реализованную продукцию
Фактичес-кие данные по отчету
Фактические данные с корректиров-кой на изменение цен
1
2
3
4
5
Выручка (нетто) от реализации продукции, работ, услуг
666
280,5
288
280,5
Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг
626
264,84
284
266,5
Прибыль (убыток) от реализации
40
-
4
-
Приложение № 11
Таблица «Сводка влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.»
Показатели
тыс. руб.
1
2
Отклонение прибыли – всего
в том числе за счет
-36
а) изменения отпускных цен на продукцию
7,4
б) изменения цен на материалы и тарифов
-17,5
в) нарушений хозяйственной дисциплины
-
г) изменения объема реализации продукции
-23,08
д) изменения структуры продукции
-0,04
е) снижения уровня затрат (режима экономии)
-1,66
ж) изменения структуры затрат
- 0,668
Приложение № 12
Таблица «Анализ состава налогов предприятия «Регионтралснаб»
2000-2001г»
Вид налога
Сумма
в руб.
Структура
в %
Прошлый
Отчетный
Прошлый
Отчетный
1
2
3
4
5
Налог на имущество
972
880
4,4
29,3
Налог на прибыль
8840
341
40,2
11,4
Прочие налоги и сборы (налог на милицию)
113
108
0,5
3,6
Итого:
9925
1329
100
100
в % к балансу
45
44,3
Приложение № 13
Таблица «Анализ налога на добавленную стоимость предприятия «Регионтралснаб» 2000-2001г»
Вид налога
Сумма
в руб.
Прошлый
Отчетный
Отклонение +; -
1
2
3
4
НДС
7396
5148
-2248
Таблица «Анализ налога на пользователей автомобильных дорог ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г»
Вид налога
Сумма
в руб.
Струк-тура
в %
Прошлый
Отчетный
Прош-лый
Отчет-ный
1
2
3
4
5
Анализ налога на пользователей автомобильных дорог:
производство
торговля
16647(ставка 2,5%)
-
1147(ставка 1%)
264 (ставка 1%)
100
-
81,29
18,71
Приложение № 14
Таблица «Анализ налога на доходы физических лиц
ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г»
Вид налога
Сумма
в руб.
Прошлый
Отчетный
Отклонение +; -
1
2
3
4
Подоходный налог
13005(ставка 12%)
3271(ставка 13%)
-9734
Приложение № 15
Отчет об итогах аудиторской проверки расчетов с бюджетом
ООО «Регионтралснаб».
На основании договора об оказании аудиторских услуг б/н, независимой аудиторской фирмой « Тантал », имеющей лицензию № 523, выданную Центральным банком Российской Федерации, была выполнена проверка расчётов с бюджетом и бюджетными фондами ООО «Регионтралснаб» в период с 01 января 2001г. по 01 октября 2001г.
Аудит проводился в соответствии с международной практикой и заключался в проверке расчетов по уплате в бюджетные фонды Российской Федерации.
Аудиторской фирмой были проверены: отчисления по налогам на имущество предприятия, прибыль предприятия, налога на добавленную стоимость, отчисления в дорожные фонды, налога на доходы физических лиц и отчисления по единому социальному налогу.
Аудитору были предъявлены для проверки следующие документы: платежные поручения и расчетно - платежные ведомости за проверяющий период, формы бухгалтерского отчета №1 и №2. Налоговые и индивидуальные карточки учета.
В ходе проведения данной проверки было определено, что во всех отчислениях правильно определен объект налогообложения и правильно определена ставка налога. Сумма изымаемого налога была подсчитана правильно.
Однако были выявлены некоторые ошибки.
У рабочего Коваленко О.В. неправильно указана сумма налога на доходы физических лиц, хотя подсчитана она верно. И в связи с этим по некоторым налогам неправильно у него взималась неверная сумма налога. Так при расчете с ПФРФ 136939 руб. вместо 136936 руб.
Неверно указана корреспонденция счетов при расчете налога на прибыль. Вместо отнесения суммы налога в дебет счета 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль», это сделано в дебет счета 99 «Прибыли и убытки», и сумма налога записана в кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом», без указания субсчета для данного вида платежа.
В связи с проведенной проверкой аудитор предлагает следующие рекомендации , которые следует выполнить в ближайшее время :
Заново пересчитать заработную плату и все изымаемые налоги со всех рабочих , в частности с рабочего Коваленко О.В.
Восстановить заново всю корреспонденцию по указанным налогам.
При выполнении данных аудитором рекомендаций в дальнейшем предприятие может избежать штрафов со стороны налоговой полиции.
Директор фирмы ” Тантал ”____________ «_____»___________2002г
Аудитор _________________ «______»______________2002г
[1] Инструкция МНС от 04.04.2000 №59
[2] Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации с учетом местных условий могут повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды, но не более чем на 50 процентов ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог.
[3] Инструкция «О порядке расчетов организаций с местными бюджетами по налогу на прибыль в 2001 году» Мин РФ по налогам и сборам.
[4] Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64).
|
© 2000 |
|