РУБРИКИ

Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Банковский контроль в дополнительном офисе №5265 банка Сибирсое ОВК

p> Если в ходе проверки установлены факты нарушения предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, Справка составляется в 4-х экземплярах, при отсутствии нарушений – в 3-х.

Справка подписывается проверяющим, руководителем и главным бухгалтером предприятия. При отказе руководства предприятия подписать справку аудитор делает в справке запись об этом. После подписания результаты проверки передаются Управляющему филиалом для принятия решения заполнения раздела
VIII справки и подписания в трехдневный срок.

В налоговые органы в обязательном порядке направляются справки при наличии нарушений по разделам I, IV и V, за которые Указом Президента РФ от
23.05.94 №1006 предусмотрены меры финансовой ответственности в виде штрафа.

Первый экземпляр справки (если было принято такое решение) передается секретарю для отправки в налоговые органы по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации. Второй экземпляр направляется исполнителю, ответственному за предоставление Информации о произведенных проверках. Третий экземпляр Справки передается менеджеру счета для передачи клиенту. Четвертый экземпляр остается в документах филиала.

В случае выявления в ходе проверки необоснованно завышенного лимита остатка наличных денежных средств в кассе или несоблюдения порядка расходования денежной выручки из кассы на цели, предусмотренные законодательством РФ и согласованные с Банком, Банк вправе в одностороннем порядке пересмотреть ранее утвержденный лимит остатка наличных денежных средств в кассе предприятия, пересмотреть решение о расходовании денежной выручки из кассы или аннулировать ранее выданное разрешение на право расходования выручки.

Документы об установлении нового лимита остатка наличных денежных средств в кассе предприятия, изменении или аннулировании разрешения на право расходования денежной выручки оформляются отделом учета и отчетности филиала и передаются менеджеру счета клиента для вручения предприятию в письменном виде под роспись в получении.

Новые лимиты остатка наличных денежных средств в кассе и разрешение на расходование денежной выручки из кассы устанавливаются не ранее даты вручения клиенту соответствующих документов.

Особенности проведения проверок предприятий, не имеющих кассы и не совершающих кассовые операции

Предприятие может не совершать кассовых операций с кредитными организациями, не производить расчетов наличными деньгами и таким образом не иметь кассы. Проверка такой организации проводится с целью подтверждения факта отсутствия счета «Касса» в Главной книге и оборотно-сальдовой ведомости в течение года.

Предприятие, имеющее переходящий остаток наличных денежных средств по кассе, образовавшийся от операций за предшествующий период деятельности или совершающее кассовые операции по счету, открытому в другой кредитной организации, подлежит проверке.

Результаты проверки таких предприятий оформляются справкой по форме
0408026, в которой заполняются только разделы VII и VIII.

Представление отчетности и информационных данных

Информация о произведенных проверках соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью является банковской отчетностью, которая представляется в территориальное управление ЦБ РФ по форме №212 (Приложение
5) ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Также данная информация представляется по LOTUS NOTES (внутрифилиальная сеть) в Отдел расчетно-кассового обслуживания Управления по руководству филиалами до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Помимо формы №212 проверяющий пишет отчет Управляющему о проведенных за квартал проверках. В соответствии с регламентом предприятие считается проверенным, если ему было направлено уведомление (Приложение 1,2), поэтому в форме №212 по строке 5 указывается то количество предприятий, которое запланировано. Фактически проверкой охватываются далеко не все из запланированных предприятий, причины чего и указываются в отчете
Управляющему филиалом.

Так в I квартале 2002 года было запланировано проверить 40
Предприятий, что составляло 12,2% от общего количества обслуживаемых предприятий. Всем предприятиям были разосланы письма на имя руководителя.
За истекший период фактически было произведено 22 проверки. План не выполнен полностью по следующим причинам:

. большинство наших клиентов имеют расчетные счета в других банках и уже были проверены другими кредитными организациями, о чем нас уведомили официально. Таких предприятий – 3.

. Не смотря на то, что договором на расчетно-кассовое обслуживание предусмотрена обязанность клиента предоставлять банку кассовые документы для проведения проверок, руководители данных предприятий не выполняют данный пункт договора. Таких предприятий – 4.

. В количество контролируемых предприятий входят и те клиенты, которые открыли расчетные счета в банке сравнительно недавно и обслуживаются в банке менее 3 месяцев, проверять данные предприятия не имеет смысла.

На текущий момент в нашем филиале таких предприятий 4.

. 3 предприятия попросили предоставить отсрочку в связи с проведением аудиторской проверки и перенести проверку на II квартал 2002 года, о чем уведомили официально.

. 2 предприятия не имели движений по счету в течение года, следовательно проверке не подлежали.

В ходе проведенных проверок выявлено, что основные нарушения предприятиями допускаются в части оформления кассовой книги и кассовых документов:
- в кассовой книге часто допускаются исправления незаверенные подписью главного бухгалтера;
- кассовая книга не всегда опечатана и пронумерована;
- в расходных кассовых ордерах, как правило, не стоят подписи получателей денежных средств, не указаны их паспортные данные;
- не всегда удается установить цели расходования выручки, т.к. по некоторым расходам нет авансовых отчетов;

Данные нарушения обычно устраняются на месте проверки по просьбе клиента.

Так же встречаются случаи не целевого использования выручки предприятием. Данное нарушение исправить нельзя, поэтому пишется замечание.

В первом квартале предприятие «А» неоднократно превышало лимит остатка кассы. О данном нарушении банк должен уведомить налоговые органы, но т.к. предприятие является крупным клиентом дополнительного офиса № 5265
КБ «Сибирское О.В.К.», данное нарушение было исправлено путем пересмотра лимита остатка кассы (его увеличение).

Проанализировав результаты проверок за последние три года было установлено, что количество нарушений значительно уменьшилось (Таблица 1).

Таблица 1.

Результаты проверок кассовой дисциплины за 2000-2002 гг.
|Нарушения (в % |2000 г. |2001г. |2002г. |
|отношении к количеству | | | |
|проверенных предприятий| | | |
|Превышение лимита |15 |3 |0 |
|остатка кассы | | | |
|Несоблюдение предельных|12 |7 |0 |
|сумм расчетов наличными| | | |
|деньгами между | | | |
|юридическими лицами | | | |
|Неполное оприходование |5 |0 |0 |
|денег, полученных в | | | |
|банке | | | |
|Не целевое |4 |2 |1 |
|использование выручки | | | |
|Ненадлежащее оформление|8 |10 |0,6 |
|кассовых документов | | | |

Это объясняется тем, что многие клиенты даже не знали о существовании банковских проверок. В настоящее время при получении уведомления о предстоящей проверке многие клиенты консультируются по вопросам оформления кассовых документов, о возможности исправлений. Поэтому в ходе проверки замечаний к клиентам практически не бывает.

2.3. Контроль банка за осуществлением проверок кассовой дисциплины

Проверка оформления Расчетов на установление предприятию лимита остатка кассы

Ежегодно в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.» службой внутреннего контроля проводится выборочная проверка соблюдения требований
Положения Банка России «О правилах организации наличного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 № 14-П. Последняя проверка проводилась за период с 01.11.01 г. по 20.01.02 г. Объем выборки составлял не менее 60% от общего числа объектов проверки.

Ежегодно в соответствии с Положением ЦБ РФ «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации» №14-П от
05.01.98г. (далее – Положение), филиалом на основании представленных клиентами расчетов по форме 0408020 (Приложение 6) устанавливается лимит остатка кассы. В случае не предоставления предприятием данного расчета лимит считается нулевым. Информация об организации работы филиала по установлению лимитов остатков касс доведена до клиентов размещением информации на стендах.

Выборочно проверено оформление 34 расчетов (Приложение 6). Имеются отдельные замечания по оформлению документов отдела клиентского обслуживания (ОКО) – 3 случая не соответствия единицы расчета данным формы
(рубли и тыс. руб. соответственно).

Отдельные замечания по оформлению расчетов клиентами отдела розничных продаж (ОРП):

. не указан номер расчетного счета клиента;

. несоблюдение единица расчета;

. не установлены сроки сдачи выручки;

. не установлено время сдачи выручки;

. при отсутствии у предприятия выручки и расхода наличных, филиалом установлен лимит остатка кассы и дано разрешение расходования выручки;

. отсутствуют оригиналы представленных клиентами расчетов;

. не указана цифрами испрашиваемая сумма лимита.

Рекомендации: Старшему ревизору усилить контроль за оформлением клиентами представляемого в дополнительный офис расчета ф. 0408020, установлением лимитов и согласованием расходования выручки из кассы предприятия в соответствии с требованиями Правил. По согласованию с клиентами устранить выявленные замечания.

Цели расходования выручки согласовываются с дополнительным офисом в соответствии с Указаниями ЦБ РФ №360 от 12.11.96 г. на заработную плату, выплаты социального характера, закупку сельскохозяйственной продукции у населения, скупку тары, вещей у населения, оплату срочных ремонтных работ и
ГСМ, выплату возмещения убытков по договорам страхования физических лиц.

В соответствии с п.2.7. Правил, решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы, принимается банками ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме
0408020. На момент проверки, филиал согласовывает расходование выручки только на основании представленных расчетов ф. 0408020.

Рекомендации: Старшему ревизору, начальнику РКО запросить центральное отделение о порядке оформления указанных в п.2.7. Правил письменных заявлений предприятий. Запросить указанные заявления у клиентов, представивших расчет ф.0408020.

В большинстве расчетов ф.0408020 имеется приписка о том, что данный расчет действителен до возникновения задолженности предприятия в бюджет и внебюджетные фонды. При наличии такой задолженности уведомления о прекращении действия разрешения расходования выручки филиалом не направляется.

В проверяемом периоде в картотеке была отражена задолженность по предприятиям, представившим расчет:

ОАО «А» по уплате НДС. Копия расчета представлена клиентом из другого банка. Разрешения на расходование выручки банком не предоставлялось.

ЗАО «Б» уведомления не направлялись в связи с наличием в расчете отметки о действии разрешения до возникновения задолженности перед бюджетом.

Проверка организации планирования проверок кассовой дисциплины клиентов и оформления Справок по результатам проверок ф.0408026

Из 6 запланированных на декабрь 2001 г. проверок, представлены только
3 справки по результатам проверок. Всего в 4 квартале было проверено 6 предприятий из 27 запланированных.

С 20.12.01 г. в филиал принят на работу специалист по проверке кассовой дисциплины, что должно увеличить количество проверок.

Фактически на I квартал 2002 г. запланировано 40 проверок. В процессе проверки по состоянию на 11.02.02 г. находится 5 предприятий. Из 8 запланированных на январь 2002 г. проверок, в январе не закончена ни одна.
В феврале закончена 1 проверка из ранее начатых, 4 – на стадии оформления.

Рекомендации: РКО обеспечить выполнение плана проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины за счет осуществления проверок с выездом на предприятия.

При проверке справок ф.0408026 имеются следующие замечания:

. не указана дата проверки;

. не указана дата подписания справки Управляющим филиалом;

. не верно установлен предприятию лимит остатка кассы;

. в п. 3.3. справки не расшифрованы цели выдачи под отчет, в результате невозможно сделать вывод о соблюдении/несоблюдении целей расходования выручки;

. в п. 3.2. справки не расшифрованы цели расхода по договору, в результате невозможно сделать вывод о соблюдении/несоблюдении целей расходования выручки;

. не верно отражены данные по строке 2 раздела II справки;

. не заполнен п.3 Раздела III справки;

. нет расшифровки ФИО руководителя и гл. бухгалтера предприятия;

. в п.1 раздела III справки не полностью отражены разрешенные цели расходования выручки;

. в п.3.1. раздела III справки выручка направлена на хозяйственные расходы, а с банком согласовано расходование на хозяйственный инвентарь;

. не соблюдены единицы заполнения справки.

Справки подписаны со стороны предприятий и филиала. Указанные замечания имели место в связи с тем, что данные справки были оформлены до получения рекомендаций ГУ ЦБ РФ по Омской области по их оформлению. На момент проверки рекомендации по заполнению справок, представленные ГУ ЦБ РФ по Омской области доведены до руководителя РКО. Оформление справок 2002 г. производится с учетом данных рекомендаций.

Проверка составления отчетности ф. 212

Отчетность по ф.212 составляется дополнительным офисом ежеквартально в соответствии с требованиями нормативных документов.

Замечания по результатам выборочной проверки заполнения ф.212 за 4 квартал 2001 г.:

. в ходе проверки установлено, что не во все карты клиентов в базе

«Клиент» внесены необходимые данные, позволяющие точно подсчитать количество клиентов филиала. В результате чего данные о количестве обслуживаемых предприятий по книге регистрации открытых/закрытых счетов не совпадают с данными программы «Клиент». Кроме того в книгу регистрации открытых/закрытых счетов внесены не все данные о закрытии счета предприятия. В результате чего имеется вероятность искажения строки 1 ф.212;

. в строке 2 ф.212 количество предприятий должно быть на 10 меньше, чем в строке 1, т.к. исключению подлежат клиенты, имеющие следующие счета: 40309, 40204, 40703, 40814;

. неверно отражено количество предприятий, охваченных проверками в отчетном периоде.

Рекомендации: РКО обеспечить сверку данных базы «Клиент», книги регистрации открытых/закрытых счетов и данных юридических дел клиентов.
Составление отчетности за 1 квартал 2002 г. осуществлять с учетом замечаний предыдущих проверок.

Все вышеобозначенные недостатки системы внутреннего контроля в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.», предопределили необходимость разработки в настоящей дипломной работе, ряда рекомендаций по совершенствованию системы банковского контроля, обозначенные ниже.

ГЛАВА III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Модель осуществления проверки кассовой дисциплины

на примере фармацевтической компании ООО «Здрава»

Представленная ниже модель отражает наиболее оптимальный вариант проведения проверки кассовой дисциплины на предприятиях с соблюдением всех ее составных элементов, начиная со стадии подготовки плана и заканчивая составлением отчета о ее результатах. К сожалению, на практике ряд компонентов исключается, что, с одной стороны упрощает проведение проверок, но в то же время указывает на несостоятельность специалистов, которые занимаются организацией и проведением проверок, а также приводит к неадекватности результатов, и, в частности, к большим погрешностям расчетов.

В связи с вышеобозначенным, мной была разработана нижеописанная модель, а также подготовлены рекомендации по результатам проверки как клиентам банка, так и сотрудникам отделения розничных продаж.

1. Объект проверки - ООО «Здрава», находящееся по адресу 646780, Омская область р.п. Русская Поляна ул. Комсомольская, 56

2. Предмет проверки (критерии эффективности) - соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе ООО «Здрава», целевое использование выручки, соблюдение предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, правильность оформления кассовых документов, полнота оприходования денежных средств, полученных в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.», условия хранения денежных средств.

ЭТАПЫ:

Подготовительный этап (составление плана проверки)

1. Наименование проверки – проверка выборочная по причине большого объема кассовых документов.

2. Цель проверки - в рамках предлагаемого предмета оценить критерии эффективности (соблюдение кассовой дисциплины).

3. Период проведения проверки – 1 день (19.05.2002 года).

4. Период, за который проводится проверка – I квартал 2002 года.

5. Исполнители проверки – сотрудник отдела РКО дополнительного офиса №

5265 КБ «Сибирское О.В.К.» - Бобкова Т.К.

6. Объем выборки – не менее 60% (установленный объем выборочной проверки) от общего числа кассовых документов.

7. Дата составления отчета – 20.05.2002 год.

8. Нормативная база для проверки – Положение ЦБ РФ «о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской

Федерации» №14-П от 05.01.1998., Приказ «Об организации проведения проверок кассовой дисциплины управлением внутреннего контроля дополнительным офисом № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.» №210, от

19.06.2002.
Процесс проведения проверки

1. Передача уведомления о проведении проверки менеджеру ООО «Здрава»

Попову А.Ю. за 10 дней до начала проверки.

2. Выезд сотрудника отделения розничных продаж на контролируемое предприятие.

3. Инвентаризация кассы и проверка кассовой дисциплины на предмет соблюдения установленных норм и нормативов.

4. Выявления нарушений соблюдения кассовой дисциплины.

5. Подготовка перечня рекомендаций для устранения выявленных проблем с согласованием сроков их исполнения.

6. Составление акта по итогам проведенной проверки в двух экземплярах.

7. Ознакомление главного бухгалтера и руководителя ООО «Здрава» с результатами проверки.

8. Подписание акта.

9. Передача акта Управляющему дополнительным офисом № 5265 КБ «Сибирское

О.В.К.» на подпись.

Проблемы, выявленные в ходе проверки:

1. неправильное документарное оформление операций;

2. превышение лимита остатка наличных денег в кассе ООО «Здрава»;

3. неполное и несвоевременное оприходование денежных средств, полученных в дополнительном офисе № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.»,

4. превышение установленных пределов наличных расчетов;

5. неправильное списание денег в расход;

6. отсутствие в ООО «Здрава» постоянно действующей системы проведения внезапных ревизий кассы;

7. отсутствие в ООО «Здрава» приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок кассы.

Рекомендации

По результатам проверки с учетом выявленных нарушений специалистом отделения РКО дополнительного офиса № 5265 КБ «Сибирское О.В.К.» были даны следующие рекомендации клиенту:

1. Детальное изучение Указания ЦБ РФ « О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.1999 №603-У, где представлен полный перечень требований к оформлению кассовых документов.

2. Возложение на главного бухгалтера ООО «Здрава» обязанности контроля за обязательным ежегодным установлением лимита остатка наличных денег в кассе предприятия.

3. Производить оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в кассу ООО «Здрава» ежегодно, по состоянию на начало календарного года.

4. Своевременное изучение либо оказание консультационных услуг банком по разъяснению Письма ГТК РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами» от 05.12.2001 №01-06/48375.

5. Введение дисциплинарных мер ответственности за нарушение требований двухстороннего договора по расходованию выручки.

6. Введение в учетную политику ООО «Здрава» раздела о порядке осуществления ревизий кассы.

В то же службой внутреннего контроля дополнительным офисом № 5265 КБ

«Сибирское О.В.К.» осуществляется проверка работников и руководства отделения РКО за правильностью и полнотой проводимых ими операций, которыми также были допущены ошибки.

Служба внутреннего контроля по результатам проверки рекомендовала следующее:

1. Руководителю РКО усилить контроль за оформлением клиентами представляемого в филиал расчета лимитов и согласованием расходования выручки из кассы предприятия в соответствии с требованиями Правил.

2. РКО обеспечить выполнение плана проверок соблюдения предприятиями кассовой дисциплины.

3. РКО усилить контроль за оформлением карточек учета средств выданных на заработную плату и выплаты соц. характера.

4. РКО усилить контроль за отнесением операций по приходу/расходу наличных средств в части отнесения на символы в соответствии с Указние

ЦБ РФ №7-У от 24.10.97г.

5. Проведение семинаров по разъяснению сотрудникам банка действующих нормативно – правовых актов.

6. Систематическая аттестация работников банка.

3.2. Мероприятия по совершенствованию системы внутрибанковского и внешнего контроля

Вопросы, связанные с организацией внутреннего контроля в кредитных организациях, и вопросы, связанные с взаимодействием внутреннего и внешнего аудита, представляется весьма актуальной для банковского сообщества в настоящее время. Успешная работа коммерческого банка в современных условиях сопряжена с высокими рисками, и данные риски многочисленны как во внешней, так и во внутренней среде, в которой функционирует банк, и поэтому руководство банка обязано обеспечить высокое качество управления своей деятельностью. Поэтому для руководства банка, желающего повысить качество управления, должно стать ведущим направлением налаживание четкой системы контроля за всеми сторонами деятельности коммерческого банка. Но чтобы сделать такой шаг, то есть организовать четкую систему контроля, нужно не только желание самих банкиров, то есть руководства банка, но и правильное понимание необходимой методической, методологической основы.

Предложены следующие мероприятия по усовершенствованию банковского контроля:

1 мероприятие – заключается в многоуровневом характере внутреннего контроля, то есть контроль не только за уровнем исполнителей, а контроль также за уровнем управления в системе исполнительного руководства.

Основными документами, связанными с построением и функционированием системы внутреннего контроля, являются на сегодняшний день - Положение
Центрального банка №509 об организации внутреннего контроля в банках и еще один большой документ - это Положение №603у о порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательства о финансовых рынках кредитных организаций. Именно эти два документа определяют сегодня принципы организации внутреннего контроля в банках, то есть независимость службы внутреннего контроля от других подразделений в коммерческом банке. Это всесторонность внутреннего контроля, то есть контроль должен охватывать все проблемы деятельности банка. Это многоуровневый характер внутреннего контроля, то есть контроль не только за уровнем исполнителей, а контроль также за уровнем управления в системе исполнительного руководства. Это вопрос компетентности внутренних аудиторов, который предполагает наличие квалифицированного персонала в данной службе. Но это и соответствие системы внутреннего контроля тому объему и масштабу операций, который коммерческие банки проводят в своей деятельности.

2 мероприятие – изучение дополнительной литературы специалистов банка на технической учебе и применение изученного в работе.

Несмотря на положительные изменения в российской нормативной базе по вопросам внутреннего контроля, остается много вопросов, требующих безотлагательного решения. В частности основным недостатком нормативных актов Банка России по вопросам организации и функционирования внутреннего контроля, на мой взгляд, является их бессистемность и соответственно разобщенность. Именно по этой причине сформировать на их основе целостное представление о системе внутреннего контроля в банке по-прежнему на сегодняшний день не представляется возможным. Это на самом деле подтверждается тем, что по-прежнему большинство российских банковских менеджеров, может быть, и не видят зло во внутреннем контроле, но решение проблем внутреннего контроля видят как бы не с содержательной ее стороны, а именно со стороны формально организационной. В частности, топ менеджеров интересуют вопросы штатного расписания, точного названия подразделения, чтобы оно соответствовало данным нормативным документам, статус должности руководителя и так далее, чтобы можно было отчитаться перед надзорным органом, что система внутреннего контроля в банке существует и она формально соответствует всем требованиям данных нормативных документов.

Поэтому рассмотрение вопросов нормативно-правового обеспечения внутреннего контроля в коммерческих банках позволило сделать вывод о том, что, во-первых, в данной области остается множество проблем, требующих своего практического решения. И самое важное, что найти эти решения без глубокой научной проработки сегодня всего комплекса вопросов, связанных с этим, невозможно.

И второе - это то, что существующее нормативно-правовое обеспечение, а также множество любой литературы, как в принципе и западных изданий, достаточно обширно и многообразно. Но как бы в практической деятельности большинства банков явно воплощается не в полной мере.

3 мероприятие – необходимость в создании двух важных документов: профессиональный стандарт внутреннего аудита, по которому будут работать внутренние аудиторы; и кодекс этических норм.

На сегодняшний момент является необходимым осознания того, что именно внутренний аудит заслуживает такого же большого внимания, как и внешний аудит. Становление внешнего аудита в России фактически свершилось, а внутренний аудит и в профессиональном, и в законодательном, и в институциональном плане находится в зачаточном положении.

В настоящее время взаимодействие внешних и внутренних аудиторов усиливается, в связи с расширением практики привлечения рабочих документов внутренних аудиторов банка, а также самого персонала внутренних аудиторов для оказания непосредственно помощи внешнему аудиту. Тут возникает необходимость в определении критериев оценки работы внутреннему аудиту.
Такими критериями в оценке их работы должны быть два важных документа: профессиональный стандарт внутреннего аудита, по которому будут работать внутренние аудиторы; и кодекс этических норм.

Кодекс этического поведения дает соответствующие рекомендации устанавливает критерии поведения специфически для данной профессии. С точки зрения определенной профессии, этический кодекс является фактически декларацией твердых норм поведения и содействия выполнению данных норм.
Доверие высокому качеству оказываемых профессиональных услуг возникает тогда, когда в рамках любой профессии существуют стандарты профессиональной деятельности, на основании которых мы можем оценить работу. Стандарты внутреннего аудита формулируют единые базовые установки, определяющие нормативные требования к качеству и надежности внутреннего аудита и определяющие определенный уровень гарантий результатов их деятельности.

Кодекс этики и стандарты внутреннего аудита, естественно, должны приниматься в высших органах управления деятельности органов внутреннего аудита. Большую помощь в этом плане внутреннему аудиту должны оказать именно внешние аудиторы, которые на сегодняшний день располагают подобными документами, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. Т.е. у внешних аудиторов разработаны и приняты стандарты или правила аудиторов, а также соответствующий Кодекс этических норм.

Кроме этого, Экспертный комитет при Центральном банке по банковскому аудиту, который в это время работает над адаптацией стандартов аудиторской деятельности для банковской практики мог бы также разработать ряд конкретных документов и рекомендаций по вопросам регламентации работы именно внутренних аудиторов.

Кодекс профессиональной этики внутренних аудиторов, собственно как и внешних, должен включать: первое - это этические принципы внутреннего аудита. И второе - это основные правила поведения внутренних аудиторов. В частности, к таким принципам должны относиться: первое - это как бы независимость. Второе - объективность, лояльность, ответственность и конфиденциальность.

Основой внутреннего аудита, руководящим правилом в работе внутренних аудиторов должны являться стандарты профессиональной деятельности. Если же такие стандарты у нас не соблюдаются, функционирование внутреннего аудита не будет соответствовать своей главной цели, то есть помощи органам управления банка в осуществлении эффективного контроля над различными звеньями системы внутреннего аудита, внутреннего контроля, а следовательно будет являться фактически неэффективным и нецелесообразным.

В соответствии с системным подходом стандарты должны содержать следующие важные разделы. Первое - это как бы независимость, то есть должен быть определен организационный статус, структура внутреннего аудита, должны быть определены права и обязанности внутренних аудиторов.

Второе - это профессионализм, то есть определяется компетентность внутреннего аудитора, соответствие кодексу этики, взаимоотношения с пользователями услуг, взаимное обучение внутренних аудиторов и так далее.

Третий важный момент - это осуществление самого внутреннего аудита, то есть в стандартах должно регулироваться само осуществление внутреннего аудита, то есть должны быть методики с указанием целей и задач различных видов проверок, должны быть указаны объекты и предметы данных проверок, рабочие отчетные документы, которые будут на выходе после работы внутренних аудиторов, указание всевозможных видов ошибок и нарушений и так далее.

В заключение хотелось бы отметить, что наличие в коммерческих банках стандартов работы внутренних аудиторов, а также Кодекса этики их работы даст возможность адекватно оценить работу внутренних аудиторов со стороны как руководителей кредитных организаций, так и внешних аудиторов. При отсутствии данных документов очень сложно оценить именно качество их работы и, соответственно, использовать результаты их работы в работе внешних аудиторов. Конечно, стандарты внутреннего аудита не будут являться статичным документом и фактически должны пересматриваться при изменении внешней среды, быть адекватными размерам и характеру деятельности коммерческого банка.

4 мероприятие – взаимодействие внешнего и внутреннего аудита.

Кроме этого проблема взаимодействия внешнего и внутреннего аудита становится еще более актуальной в связи с тем, что начался в России процесс перехода или приближения к международным стандартам бухгалтерского учета в кредитных организациях. И тут еще более усилится взаимодействие внешнего и внутреннего аудита, то есть при составлении банком отчетности в соответствии с международными стандартами, скажем, построенной на таком актуальном для России принципе, как приоритет содержания над формой, потребует от внутренних аудиторов еще более глубокого понимания самого бизнеса банка или его реальных операций. Тут необходимую помощь могут оказать внутренние аудиторы, которые как сотрудники данного учреждения больше знают сам бизнес банка и его реальные операции.

Укрепление банковского контроля, включая процедуры регистрации и лицензирования кредитных организаций, текущего надзора и отзыва лицензий, играет важную роль в реформировании банковского сектора.

5 мероприятие – Банком России должна быть продолжена работа по совершенствованию системы лилицензирования деятельности кредитных организаций.

В сфере регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций Банком России должна быть продолжена работа по совершенствованию системы лицензирования деятельности кредитных организаций, включая повышение требований к их учредителям (участникам) и унификацию подходов к лицензированию банков.

Необходимо в соответствии с законодательством решить прежде всего следующие задачи: развить подходы к оценке финансового положения учредителей
(участников) кредитных организаций, лиц, приобретающих существенную долю их капитала, а также к оценке их деловой репутации; повысить квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций, руководителей и бухгалтеров филиалов, включая требования, предъявляемые к их деловой репутации; усовершенствовать методики оценки бизнес-планов кредитных организаций; обеспечить раскрытие кредитной организацией сведений о ее реальных владельцах, повысить требования к прозрачности структуры собственности кредитных организаций; провести оценку возможного влияния взаимозависимости учредителей
(участников) на деятельность кредитных организаций; расширить возможности капитализации кредитных организаций путем упрощения порядка увеличения их уставного капитала, в том числе за счет конвертации долгов в капитал.

Существенным элементом обеспечения финансовой стабильности банковского сектора является дальнейшее развитие системы требований, определяющих допустимые параметры принимаемых кредитными организациями рисков.

Банк России должен продолжить реализацию подходов, предусмотренных
"Основополагающими принципами эффективного банковского надзора", рекомендованными Базельским комитетом по банковскому надзору, что предполагает последовательный переход от формальных ограничений и регламентации к максимальному учету в деятельности кредитных организаций таких параметров, как: существенность рисков; адекватность суждения кредитной организации о реальном уровне риска; качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками.

В связи с этим деятельность Банка России должна быть направлена на качественное совершенствование текущего контроля, прежде всего замещение формальных процедур контроля за соблюдением установленных норм оценкой реальных параметров рисков.

Основное внимание должно уделяться финансовому состоянию кредитных организаций, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, обнаружению проблем в деятельности кредитных организаций на ранних стадиях их возникновения. Эта задача будет решаться путем совершенствования Банком
России комплексных методик и практики анализа финансового состояния кредитных организаций, как при проведении документарного надзора, так и в ходе осуществления инспекторских проверок. Банк России должен оперативно применять к кредитным организациям адекватные меры воздействия за попытки скрыть реальное положение дел.

Одним из условий реализации отмеченных задач является требование транспарентности контроля за деятельностью кредитных организаций, осуществляемого через участие в их капитале или любым иным способом.

Банку России необходимо принять меры по оптимизации системы отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России.
Указанные меры будут направлены в первую очередь на устранение дублирования и излишней детализации представляемой в Банк России информации, оптимизацию сроков представления отчетности.

6 мероприятие - обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора

В условиях глобализации финансовых рынков усиливается значение эффективного обмена информацией о деятельности кредитных организаций и банковских групп с органами банковского надзора других стран. Необходимо внесение изменений в законодательство, определяющих возможности и условия обмена информацией о кредитных организациях с надзорными органами зарубежных стран в целях развития международного аспекта транспарентности информации о российском банковском секторе.

Банку России необходимо продолжить совершенствование системы организации банковского надзора на основе оптимального сочетания элементов централизации и децентрализации надзорных функций.

В сфере предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций практическими задачами Банка России являются, в частности: усиление контроля за соблюдением кредитными организациями требований
Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", связанных с обязательным уменьшением кредитными организациями уставного капитала в случае уменьшения величины собственных средств
(капитала); обеспечение своевременного предъявления требований об осуществлении кредитными организациями мер по предупреждению несостоятельности
(банкротства) кредитных организаций; разработка методических рекомендаций по составлению кредитными организациями планов мер по финансовому оздоровлению, а также по оценке рыночной стоимости активов кредитных организаций; усиление контроля за выполнением кредитными организациями мероприятий, предусмотренных планами мер по финансовому оздоровлению (планами мероприятий по реорганизации); активизация применения механизма введения временных администраций по управлению кредитными организациями и усовершенствование нормативно- правовой базы их деятельности; своевременное применение мер воздействия к кредитным организациям, допускающим нарушения действующего законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относительно перспектив развития и совершенствования банковского контроля.

1. контроль должен охватывать все проблемы деятельности банка.

2. необходимо соответствие системы внутреннего контроля тому объему и масштабу операций, который коммерческие банки проводят в своей деятельности.

3. контроль должен осуществляться не только за уровнем исполнителей, а также и за уровнем управления в системе исполнительного руководства.

4. существует острая потребность в определении критериев оценки работы внутреннему контролеру. Такими критериями в оценке их работы должны быть два важных документа: профессиональный стандарт внутреннего контроля, по которому будут работать внутренние аудиторы и кодекс этических норм.

5. система внутреннего контроля нуждается в профессионализме, то есть компетентности внутреннего аудитора, соответствие кодексу этики, взаимоотношения с пользователями услуг, взаимное обучение внутренних аудиторов.

Банковский контроль в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях нормально функционирующей экономики изменение внешних условий деятельности кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых кредитными организациями, и ставят перед органами банковского контроля задачу постоянного совершенствования применяемых инструментов надзора за финансовым состоянием банков. В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном секторе экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфере, требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России, поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного кризиса. Занимая активную позицию, Банк
России исходит из того, что контрольная деятельность должна иметь конструктивный, созидательный характер, т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию действенной прогрессивной банковской системы, оптимизации ее институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономического развития страны.

Органы банковского контроля России видят в качестве своей главной задачи не поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы в целом.
Для повышения эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора стремятся добиться большей открытости ситуации в отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования системы учета и отчетности в кредитных организациях Российской Федерации и приближении ее к требованиям, вытекающим из международного опыта банковской практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова М. А., Александрова Л. С. Финансы, денежное обращение и кредит:

Учеб. пособие. - М.: Институт международного права и экономики, 1996.
2. Адаме Р. Основы аудита.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1995.
3. Алимова Т., Евсеева И. Основные проблемы и стратегии поведения промышленных предприятий на товарных рынках // Предпринимательство в

России.- 1996.- № 1.
4. Андреев В.К. Заключение договора// Бухгалтерский учет.-1995.-№7.
5. Антонов Н. Г., Пессель М. А. Денежное обращение, кредит и банки:Учебник.

- М.: Финстатинформ, 1995.
6. Арене Э. А., Лоббек Дж. К. Аудит.- М.: Финансы и статистика, 1995.
7. Аудит Монтгомери / Ф. Л. Дефлиз, Г. Р. Дженик, В. М. ОТейми, М. Б. Хирш.-

М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
8. «Банковский операции». Москва, «Инфра», 1995 г.
9. «Банковское дело» под редакцией Лаврушкина О.И. Москва, «Финансы и статистика», 1998 г.
10. Банки и банковские операции: Учебник /Под ред. Е. Ф. Жукова. -М.:

ЮНИТИ. Банки и биржи, 1997.
11. Банковские операции: Учеб. пособие. Части I-IV. /Под общ. ред. О. И.

Лаврушина. - М.: Инфра-М, 1995.
12. Банковский портфель: В 3-х т. - М.: Соминтэк, 1994.
13. Банковское дело: Учебник /Под ред. проф. О. А. Лаврушина. - М.:

Банковский и биржевой научно- консультативный центр, 1998
14. Банковское дело: Учебник /Под ред. проф. В. И. Колесникова, проф. Л. П.

Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 1998.
15. Бекренев В.Л. Внутренний контроль банка и его информационно- аналитическая система// Бизнес и банки, 1997, №44.
16. Белов В. Когда кругом одни контролеры …// Бизнес и банки, 1997, №48.
17. Белов В. Сколько стоят «услуги» Банка России?// Бизнес и банки, 1998,

№10.
18. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. – М.: ЭКЗАМЕН, 2000.
19. Гражданский кодекс, ч.1-2.
20. Голикова Ю.С.. Хохленкова М.А. Банк России: организация деятельности. В

2-х кн. – М.: ДеКА, 2000, кн. 1.
21. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелт Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ. /Под общ. ред. В. В. Лукашевича,

М. Б. Ярцева. - СПб.: СПб. оркестр: Литера плюс, 1994.
22. Дробозина Л.А.Финансы. Денежное обращение и кредит.-М.:Финансы,

ЮНИТИ,1999
23. Живалов В.Н. Финансовая система России: эффективность и устойчивость коммерческих банков. – М.: Экономика, 1999.
24. Журнал «Банковское дело» № 13 1999 г.
25. Ляховский В.С. Что и как Банк России проверяет в коммерческих банках:

Сб. нормативных актов с коммент. – М.: Гелиос АРВ, 2000.
26. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции: Учеб. Пособие.-М.:ЮНИТИ. Банки и биржи.1995.
27. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России: теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 1996.
28. Петров М.В. Вопросы формирования системы внутреннего контроля в кредитных организациях// Деньги и кредит, 2000, №1.
29. Пашковский В. Совершенствование внутреннего контроля – важное условие улучшения качества управления банками//Аудитор, 1998 , №6.
30. Письмо Минфина РФ «О порядке установления лимита остатка кассы и оформления разрешения на расходование наличных денег из выручки» от

12.02.2002, №3-01-01/11-71.
31. Письмо ГТК РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами» от

05.12.01, №01-06/48375.
32. Письмо ЦБ РФ «Об уничтожении расчетных чековых книжек» от 03.07.2001.

№80-Т.
33. Письмо ЦБ РФ «О календаре выдач наличных денег на зарплату и прогнозе кассовых оборотов» от 06.10.1999, №286-Т.
34. Письмо ЦБ РФ «О порядке совершения кассовых операций кредитными организациями, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций» от 28.05.1999, №165-Т.
35. Письмо ЦБ РФ «О порядке выдачи наличных денег кредитным организациям» от 19.08.1998, №176-Т.
36. Поездник А.И. Некоторые вопросы организации внутреннего контроля в коммерческом банке// Деньги и кредит, 1999, №4.
37. Положением ЦБ "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" от 05.01.98, № 14-П
38. Правила бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ от 18.06.97, №61.
39. Прокофьева О.К. Аудиторская проверка6 вопросы качества управления//

Деньги и кредит, 1998, №4.
40. Российская банковская энциклопедия. – М.: ЭТА, 1995.
41. Седин А.И. Пруденциальный надзор в части риск-контроля коммерческих банков// Бизнес и банки , 2000, №15.
42. Сухов П.А. Некоторые аспекты устойчивости банковской системы// Деньги и кредит
43. Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Банковское право России: понятийный аппарат и словарь нормативных терминов. – М.: Юристъ, 1999.
44. Турбанов А.В. О внутреннем контроле в российских банках// Деньги и кредит, 1997, №9.
45. Указом Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23.05.94,№ 1006
46. Указание Банка России «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках в кредитных организациях» от 07.07.99, №603-У.
47. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3.02.96 г. №

17-ФЗ.
48. Федеральный закон «О Центральном Банке РФ» от 02.12.90 г. №394-1.
49. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. №39-ФЗ.
50. Цемянский А.Я. Какой быть системе внутреннего контроля в коммерческих банках// Бизнес и банки, 1997, №41.

приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Руководителю

______________________

Уведомление

Настоящим сообщаем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94
№1006 и Положением Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 №14-П на Вашем
Предприятии будет проведена проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью за ____________________ 200 г.
Для проведения проверки просим в срок до «___» _____________ 200 г. предоставить в Банк по адресу г. Омск, ул. Куйбышева,79 следующие кассовые документы: кассовая книга; приходные и расходные кассовые ордера; справку об установлении лимита остатка наличных денег в кассе; авансовые отчеты.
В случае отказа предоставить указанные документы для осуществления плановой проверки Банк извещает о данном факте налоговые органы по месту учета налогоплательщика.
С уважением
Заместитель управляющего

Дата
Печать Банка

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Руководителю
____________________

Уведомление

Настоящим сообщаем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94
№1006 и Положением Банка России «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.98 №14-П на Вашем
Предприятии «___» ____________200 г. будет проведена проверка соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью за
____________________ 200 г.
В случае отказа принять представителя Банка и предоставить кассовые документы для осуществления проверки Банк извещает о данном факте налоговые органы по месту учета налогоплательщика

С уважением
Заместитель управляющего

Дата
Печать Банка

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОРУЧЕНИЕ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРКИ

(наименование предприятия)
Настоящим сообщаем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94
№1006 и Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» ЦБ РФ от 05.01.98 №14-П рабочей группе в составе:
Руководитель:
__________________________________________________________________
Члены:
__________________________________________________________________ поручается произвести проверку соблюдения Предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью за
_________________________________________ (период)
В ходе проверки члены рабочей группы имеют право беспрепятственно (по первому требованию) получать все необходимые документы Предприятия, снимать ксерокопии, получать устные и письменные объяснения от сотрудников
Предприятия.

Поручение действительно до «____» _______________________ 200 г.

Управляющий филиалом

Дата
Печать Банка

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справка о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью

____________________________________________________________________________
_

(наименование предприятия)
____________________________________________________________________________

_

(номер расчетного счета)
____________________________________________________________________________
_

тыс.руб.
|Наименование показателей |Проверяемый период (месяцы) |
| |Январь Февраль |
| |Март |
|А |1 |2 |3 |
|Полнота оприходования денежной |
|наличности, полученной в банке: |
|1.1 По данным предприятия | | | |
|1.2 По данным банка | | | |
| II. Полнота сдачи денег в кассу предприятия |
|1. Остаток денежных средств в | | | |
|кассе на начало месяца | | | |
|2. Поступило денежных средств | | | |
|3. Выдано предприятием | | | |
|4. Сдано в банк: | | | |
|4.1. по данным предприятия | | | |
|4.2. по данным банка | | | |
|5. Остаток денежных средств в | | | |
|кассе на конец месяца | | | |
|6. Соблюдение порядка и сроков сдачи |
|выручки в банк |
|6.1 Согласовано с банком |
| |
|6.2 Фактически (факты выявленных |
|нарушений соглашения с банком) |
| |


Соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу предприятия

Разрешено расходование выручки
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________


|А |1 |2 |3 |
|2.Поступило в кассу | | | |
|предприятия | | | |
|выручки и прочих поступлений | | | |
|3.Направлено (выдано | | | |
|предприятием | | | |
|из собственных поступлений) | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |


IV. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами

|Сумма произведенного платежа |Наименование предприятия – |
|(превышение предельной суммы |получателя наличных денег |
|налично-денежных расчетов) | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |

V. Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия

1. Лимит остатка кассы ________________________________________________

2. Фактические остатки кассы в дни, когда был превышен лимит
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_

3. Превышение лимита остатка кассы (2-1)
_
___________________________________________________________________________


4. Общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде ______________________________________________

5. Количество дней превышения лимита __________________________________

6. Сверхлимитная кассовая наличность в проверяемом периоде

(средняя величина) (4:5) _____________________________________________

VI. Ведение кассовой книги и оформление кассовых документов

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
______________________________________________

VII. Выводы и предложения

____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__________________________


Представитель банка_______________________________________ (Кусова А.В.)

Руководитель предприятия ______________________________________(Ф.И.О.)

Главный бухгалтер____________________________________________ (Ф.И.О.)

VIII. Распоряжения руководителя банка по результатам проверки

____________________________________________________________________________
________________________________________________________

Руководитель учреждения банка

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Форма 212

Квартальная

Информация о проверках соблюдения предприятиями правил работы с наличными деньгами по состоянию на 01 апреля 2002 года

Филиал «Омский» ОАО «АЛЬФА-БАНК»
644001, г. Омск, ул. Куйбышева, д.79.

|№ |Показатели |Итого |Проверки, произведенные |
|п/п | |гр.4+гр.5 |кредитной совместно|
| | | |с |
| | | |организац. другими |
| | | |орг. |
|1 |2 |3 |4 |5 |
| |Проверки соблюдения | | | |
| |предприятиями порядка | | | |
| |работы с наличными | | | |
| |деньгами | | | |
|1. |Количество |327 |327 |Х |
| |обслуживаемых | | | |
| |предприятий | | | |
|2. |Количество |300 |300 |Х |
| |контролируемых | | | |
| |предприятий | | | |
|3. |Установлены лимиты |61 |61 |Х |
| |остатка касс | | | |
| |(количество | | | |
| |предприятий) | | | |
|4. |Сумма установленных |1548-76 |1548-76 |Х |
| |лимитов остатка касс | | | |
| |(тыс. руб.) | | | |
|5. |Фактически проверено |40 |40 |Х |
| |(количество | | | |
| |предприятий) | | | |
|6. |Допущено нарушений | | | |
| |включая установленные | | | |
| |совместными проверками| | | |
| |(количество | | | |
| |предприятий), в том | | | |
| |числе: | | | |
|6.1. |Нарушения, | | | |
| |установленные |- |- |- |
| |совместными проверками| | | |
| |(количество | | | |
| |предприятий) | | | |
|7. |Сумма нарушений (тыс. | | | |
| |руб.). в том числе: | | | |
|7.1. |Превышение лимита |- |- |- |
| |остатка кассы | | | |
|7.2. |Несоблюдение |- |- |- |
| |предельных сумм | | | |
| |расчетов наличными | | | |
| |деньгами | | | |
|7.3. |Неоприходование | | | |
| |(неполное |- |- |- |
| |оприходование) денег, | | | |
| |полученных в банке | | | |
|8. |Другие нарушения: | | | |
| |(количество |х |х |Х |
| |предприятий) | | | |
|8.1. |Расходование выручки | | | |
| |без согласования с |- |- |- |
| |банком | | | |
|8.2. |Несоблюдение | | | |
| |согласованных с банком|3 |3 |- |
| |условий расходования | | | |
| |выручки | | | |
|8.3. |Ненадлежащее | | | |
| |оформление кассовых |2 |2 |- |
| |документов | | | |
|2 |Меры, принятые по | | | |
| |результатам проверок | | | |
|9. |Направлено сведений | | | |
| |налоговым органам |- |- |- |
| |(количество | | | |
| |предприятий) | | | |
|10. |Количество взысканных | | | |
| |штрафов, в том числе |- |- |- |
|10.1.|С предприятий |- |- |- |
|10.2.|С руководителей |- |- |- |
| |предприятий | | | |
|11. |Сумма взысканных | | | |
| |штрафов (тыс.руб.) в | | | |
| |том числе: | | | |
|11.1.|С предприятий |- |- |- |
|11.2.|С руководителей |- |- |- |
| |предприятий | | | |

Управляющий филиалом
«Омский» ОАО «Альфа-Банк»

Главный бухгалтер

Информация по форме № 212 представляется нарастающим итогом. По строкам 1и 2 показываются предприятия, которым в филиале открыты соответствующие счета. Если одному предприятию открыть несколько счетов, то это предприятие показывается как одна единица. В строку 1 граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица не включаются.
По строке 2 не отражаются предприятия, которые не контролируются банками по соблюдению правил работы с наличными деньгами (предприятия, лицевые счета которых открыты в органах федерального казначейства; представительства иностранных государств в Российской Федерации, религиозные организации, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Положением №14-П предусмотрено, что банки обязаны ежегодно устанавливать всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим наличные денежные расчеты, лимит остатка наличных денег в кассе. В связи с этим, по строкам 3 и 4 показываются сведения по предприятиям, которым лимиты остатка кассы установлены данным банком, с учетом уведомлений предприятий об установленных им лимитах остатка касс одним из обслуживающих банков (если предприятие имеет счета в других банках).
По строкам 5,6,6.1,8.1,8.2,8.3,9 – предприятия, проверенные в отчетном периоде неоднократно, показываются как одна единица.
По строке 7 проставляется сумма нарушений по видам на основании сведений соответствующих разделов Справки №0408026.
По строке 9 отражается количество предприятий, о результатах проверок которых (включая повторные, совместные проверки) направлены сведения налоговым органам.
В строках 10 и 11 отражаются данные о фактически взысканных штрафах на основании сведений, направленных кредитными организациями в налоговые органы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

РАСЧЕТ на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2002 год

____________________________________________________________________________
____

(наименование предприятия)
____________________________________________________________________________

____

(номер расчетного счета) филиал «Омский» ОАО «Альфа –Банк»
____________________________________________________________________________

____

(наименование учреждения банка)

1. Налично-денежная выручка за последние 3 месяца
_________________тыс.руб.

2. Среднедневная выручка

__________________тыс.руб.

3. Среднечасовая выручка

__________________тыс.руб.

4. Выплачено наличными деньгами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера)
____________тыс.руб.

5. Среднедневной расход

__________________тыс.руб.

6. Сроки сдачи выручки: ежедневно, на следующий день, 1 раз в ____дней, при образовании сверхлимитного остатка(нужное подчеркнуть)

7. Часы работы предприятия с ______час.________мин. до_________час._________мин.

8. Время сдачи выручки инкассаторам, в кассу банка
(нужное подчеркнуть)

__________час._________мин.

9. Испрашиваемая сумма лимита
__________________тыс.руб.

Просим разрешить расходование выручки на
____________________________________________________________________________
_

____________________________________________________________________________
_
(указать цели расхода)

Руководитель предприятия _______________________________

Главный бухгалтер _______________________________

М.П.

Дата _________________

РЕШЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БАНКА

Установить лимит остатка кассы в сумме
__________________тыс.руб.

Разрешено расходование выручки
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
__
При условии отсутствия задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды всех уровней


Управляющий филиалом «Омский» ОАО «Альфа-Банк»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Административный и финансовый контроль

Внутренний контроль за рисками рекомендуется вести административный и финансовый. Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений в отношении ведения операций, а финансовый — в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка в отношении разных видов услуг и их адекватного отражения в учете и отчетности.
Как административный, так и финансовый контроль следует вести, с одной стороны, в предварительном, текущем и последующем порядке, а с другой — на
3 основных уровнях: индивидуальном (уровень сотрудника), микро- и макроуровне. В зависимости от сочетания этих случаев содержание работы внутренних контролеров будет разным.
1-й уровень:
Риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников: хищение ценностей; проведение сделок, наносящих банку ущерб, сокрытие результатов таких операций; вовлечение банка в отношения с теневой или криминальной экономикой.
В данном случае основной объект контроля – отдельный работник, его мотивация и компетентность при принятии решений.

Контрольные действия:
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Контроль должен начинаться с подбора и расстановки кадров. СВК контролирует соблюдение установленных на этот счет критериев, а в отношении работников, которые в силу служебного положения принимают решения от имени банка, согласовывает назначение на должность.
Служба проверяет: содержание заключенного с работником трудового соглашения; наличие документа, регламентирующего должностные обязанности сотрудника до того, как он приступит к исполнению служебных обязанностей.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
В процессе исполнения работником возложенных на него обязанностей СВК контролирует: эффективность и работоспособность систем, контролирующих соблюдение работником установленных правил совершения банковских операций. Под эффективностью и работоспособностью понимается наличие процедур и механизмов, исключающих выход работника за пределы установленного ему объема и состава операций, соответствие условий проводимых работником сделок общей политике привлечения или размещения ресурсов банка. Это предполагает контроль за: соблюдением лимитов открытых позиций дилерами и брокерами4 объемами выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов, а также установление объема и сделок, выше которого решения о проведении сделки принимаются вышестоящим руководителем.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК контролирует: корректность ведения работником первичной документации; проведение в полном объеме установленных в банке процедур сверки, согласования и визирования; процедуру формирования на базе документов балансовых данных; регулярность рассмотрения вышестоящим руководителем результатов проведенных работником операций; эффективность применения процедур защиты конфиденциальной банковской информации.
2-й уровень
Риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата: кредитный риск4 риск неперевода средств; рыночный риск; процентный риск; риск потери ликвидности; операционный риск; правовой риск; риск потери репутации банка.
Основной объект контроля – механизмы принятия решений в банке и соответствие тактики развития коммерческой деятельности банка целям, определенными его участниками и закрепленными в документах.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
СВК представляет руководству банка заключение о реалистичности достижения банком поставленных целей, а также предложения об организационных решениях
, которые необходимо предпринять для их достижения. При рассмотрении программы развития банка СВК оценивает соблюдение оптимальных значений рисков и учета пруденциальных норм с точки зрения их реального выполнения.
Одновременно контролируется включение в управление банком процедуры оптимизации принимаемых рисков: на каждом уровне принятия решений должны бать установлены качественные и количественные ограничения рисков4 каждое подразделение должно иметь четко установленные ограничения полномочий и ответственности, а в тех случаях, когда функции пересекаются, или в случае проведения сделок, несущих высокий риск, необходимо иметь механизм принятия коллегиальных решений; должен быть порядок пересмотра внутрибанковских ограничений на объем, состав и условия совершаемых отдельными подразделениями сделок и перераспределения рисков; банк должен иметь план оперативных действий, в случае если негативное влияние рисов наступило одновременно, в связи с чем банк испытывает дефицит свободных средств.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК на основе регулярных комплексных и тематических обследований подразделений банка контролирует соблюдение принятых на предварительном этапе правил оптимизации рисков. При этом постоянно отслеживаются: значения рисков, оперативность и достоверность информирования руководства банка о текущем состоянии показателей риска по банку и в разрезе подразделений с позиций их соответствия пруденциальным нормам; своевременность выполнения подразделениями и работниками банка принятых от имени банка обязательств, соответствие практики проведения сделок нормам законодательства и деловым обычаям; недопущение убытков и снижения объема собственного капитала банка; качество принимаемых банком залогов; соблюдение принципа коллегиальности принятия решений, в случаях когда такой подход принят в банке или установлен Банком России; наличие у банка возможностей оперативно привлекать ресурсы ил доразмещать средства в случае непредвиденных изменений емкости ил доходности используемых сегментов финансовых рынков; соблюдение юридической правомерности и экономической целесообразности совершаемых сделок; соответствие данных синтетического и аналитического учета
СВК совместно со службой безопасности проводит тематические проверки в случаях, когда совершаемые подразделением или работником операции незапланированно изменяются с точки зрения объемов или состава применяемых инструментов.
Банк России рекомендует наделить СВК следующими правами и обязанностями: согласование условий конкретной сделки банка в случае, если объем возможных убытков от ее проведения превышает 3% капитала банка; приостановление проведения подразделением или работником сделок в случае нарушения им установленных значений рисков до принятия решения компетентным органом управления банка.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК организует изучение рисков, анализирует практику управления ими, имея в виду внесение руководству банка предложений о совершенствовании методики оценки и порядка контроля за рисками, а также предотвращение нарушений установленного порядка контроля.
3-й уровень
Риски, предопределяемые внешними по отношению к банку макроэкономическими и нормативно-правовыми условиями деятельности: не отвечающие интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк проводит операции; негативные общие и структурные тенденции экономического развития; неблагоприятные изменения государственной экономической политики; неблагоприятные изменения нормативно – правовых условий банковской деятельности.
Объект контроля – аналитическая работа с точки зрения учета в управлении банком влияния экономических и нормативно-правовых условий его работы на эффективность выбранных направлений текущего и перспективного развития банка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
СВК контролирует полноту, состав и своевременность обновления исходных баз данных, на основе которых аналитические и функциональные подразделения банка оценивают и прогнозируют перспективу.
Контролирует наличие порядка оперативного и систематического информирования руководства банка: о выводах и предложениях аналитических служб о текущей ситуации; о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка; об изменениях в экономике в целом, в нормативно-правовом обеспечении банковской деятельности.
ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК периодически проверяет исполнение задач анализа и прогнозирования ответственными работниками и подразделениями банка и своевременное доведение выводов и предложений аналитического характера до руководства банка. Отслеживает наличие в функциональных подразделениях системы контроля качества и стоимости предлагаемых банком продуктов, сравнение их с услугами других банков. Оценивает своевременность реагирования функциональными подразделениями на действия конкурентов, а также на изменения хозяйственной конъюнктуры в нефинансовом секторе.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ
СВК сравнивает выводы и рекомендации аналитических служб и реальное развитие ситуации, вносит соответствующие предложения руководству банка.

Актуальность проблемы внутреннего контроля всегда признавалась банковским сообществом. Практика повседневной работы, направленной на минимизацию своих рисков, привела российские банки к осознанию необходимости создания в той или иной форме систем внутреннего контроля.
Законодательно закреплен контроль со стороны владельцев через общее собрание, совет и ревизионную комиссию банка. Исполнительное руководство
(правление) обязано постоянно вести оперативный контроль за всей деятельностью банка. Есть главный бухгалтер и подчиненные ему сотрудники.
Каждое структурное подразделение банка в соответствии с законом и нормативными актами обязано осуществлять внутренний контроль за совершаемыми операциями. Такой контроль и его процедуры предусмотрены должностными инструкциями ответственных исполнителей, руководителей подразделений. Выдачу кредитов заемщикам контролирует кредитный комитет.
Существуют, как правило, служба безопасности и различные аналитические подразделения. Существуют внутренний и внешний аудит.
Этой сложной совокупности контрольных органов не хватает только одного - качества контроля. А низкое качество контроля в свою очередь обусловлено низким качеством управления деятельностью банков.

Необходимым предварительным условием качественного внутреннего контроля можно полагать хорошую регламентацию операций, проводимых в банке, когда контролирующие точно знают из документов, как именно обязаны (или могут) действовать проверяемые. Другим условием можно считать то, что служба внутреннего контроля в банке должна создаваться в интересах эффективного им управления. Можно также принять за аксиому положение о том, что все основные (общесистемные) решения относительно системы контроля должны быть тщательно проработаны с самою начала. Исходя из этих условий можно предложить следующие основные принципы создания качественной системы внутрибанковского контроля:
Принцип целевой ориентации — направления деятельности системы внутреннего контроля и решаемые ею задачи должны быть ориентированы прежде всего на достижение утвержденных целей деятельности банка, отраженных в его планах
(программах) в виде конкретных работ.
Принцип первого руководителя — классический принцип построения систем управления, предусматривающий, что система внутреннего контроля создается и функционирует под руководством председателя правления (иной вариант — председателя совета) банка.
Принцип целостности и полноты системы — система должна быть единой, состоящей из упорядочен ной совокупности элементов, объединенных логическими связями и действующих согласованно для решения поставленных перед нею задач, а ее действие должно распространяться на все виды деятельности и операции банка.
Принцип документарной основы контроля — контролю подвергаются деятельность банка, указания и решения его руководителей, закрепленные в принятых формах документов.
Принцип регламентации – функционирование системы должно четко и однозначно определяться документами единого комплекса организационно-управленческой документации банка. Все документы, регламентирующие работу системы внутреннего контроля, должны строиться вокруг основного документа, имеющего статус стандарта банка.
Принцип адаптации — система должна быть гибкой и оперативно настраиваться на использование новых инструментов контроля и/или решение новых задач.
Принцип специализации — система внутреннею контроля не должна разрушать сложившуюся организационную структуру банка, а выполнять свои функции путем
«вживания» в нее; не должна подменять собой другие системы или службы и дублировать их работу, а также вмешиваться в оперативную деятельность подразделений и служб банка.
Принцип обеспечения качества решений — вся информация, поступающая руководителям банка, должна обладать качеством и достоверностью, необходимыми для принятия на ее основе оптимальных решений. Внутри системы контроля должны быть предусмотрены процедуры контроля качества работы самой этой системы.
Принцип содержательного характера контроля — контролироваться должно прежде всего соответствие характера исполнения документа (решения, указания) ею экономической сущности.
Принцип оперативности — концентрируя и уплотняя информацию с использованием всех доступных методов ее комплексною анализа, система должна обеспечивать обработку и представление информации руководителям банка в реальном масштабе времени, т.е. в сроки, позволяющие им своевременно принимать необходимые решения, а ответственным исполнителям — успевать принимать к исполнению эти решения.

Приложение 8
|Принципы внешнего банковского контроля: |Принципы внутреннего контроля: |
|1.Универсальность и обязательность. Под |принцип разделения |
|надзор должны попадать все без исключения |обязанностей, |
|кредитные организации, работающие на | |
|территории страны, причем согласие на | |
|контроль и выполнение требований | |
|контрольных органов должно быть | |
|обязательным условием не только получения | |
|банковской лицензии, но и последующего | |
|выполнения банковских операций. | |
|2. Законодательное закрепление за |принцип непрерывности, |
|Центральным Банком контрольных функций с | |
|предоставлением ему права издавать | |
|соответствующие нормативные акты, | |
|обязательные для всех банков (кредитных | |
|организаций). | |
|3. Единство требований контрольных органов.|принцип предметности и |
|Ко всем кредитным организациям, выполняющим|конкретности, |
|одинаковые виды деятельности (операции), | |
|должны предъявляться одинаковые | |
|требования. Там же, где требования могут | |
|и/или должны быть дифференцированными, | |
|должны использоваться ясные и стабильные | |
|правила дифференциации. Закон разрешает | |
|Банку России дифференцировать, например, | |
|экономические нормативы деятельности | |
|банков, однако он не пользуется этим | |
|правом. | |
|4. Обязательность исполнения законных |принцип объективности, |
|требований органов контроля. | |
|5. Единство количественного и качественного|принцип всеохватности и |
|контроля. Необходимо отслеживать не только |многоплановости, |
|формальное соблюдение кредитными | |
|организациями тех или иных правил, | |
|нормативов, требований, указаний, но и | |
|качественных (экономических и финансовых) | |
|характеристик их развития, что требует | |
|хорошего мониторинга и не менее | |
|качественной индивидуальной аналитической | |
|работы. | |
|6. Сочетание превентивного (упреждающего) и|принцип информационной |
|последующего контроля. Превентивный |достаточности для принятия |
|контроль следует понимать и как |решения и ограничения доступа к|
|предварительный (еще на стадии создания |информации, не относящейся к |
|банка), и как профилактический, |проведению конкретной операции |
|предупреждающий появление и накопление в |и/или превышающей лимит |
|деятельности функционирующих банков |функциональной необходимости в |
|негативных явлений и тенденций. Если надзор|рамках должностных |
|выявляет важные проблемы на ранней стадии |обязанностей, |
|их развития, когда «ничего еще не | |
|произошло», то основанием для применения к | |
|соответствующему банку регулирующих мер | |
|воздействия следует признать саму | |
|рискованную деятельность, а не только | |
|фактически состоявшееся нарушение тех | |
|формальных соотношений структуры баланса, | |
|которые в конечном итоге и отражены в | |
|обязательных нормативах банковской | |
|деятельности. К этому должны быть готовы, в| |
|том числе психологически, работники как | |
|надзорных органов, так и банков. | |
|7. Сочетание дистанционного |7. принцип использования |
|(документарного) и «контактного» (проверки |различных видов контроля в |
|на местах) способов контроля. Контроль |зависимости от функциональной |
|только в форме документарных проверок |принадлежности объектов |
|(дистанционного анализа документов) |контроля, текущей необходимости|
|совершенно себя не оправдывает. |и комплексности поставленных |
| |задач. |
|8. Профессионализм контроля. Чтобы | |
|эффективно вести надзор, нужно четко | |
|понимать характер бизнеса банков (в целом | |
|лучше, чем работники проверяемых банков), | |
|свободно ориентироваться в его тенденциях и| |
|на этой основе анализировать проводимые | |
|банком операции. | |
|9. Адекватность контроля. Небольшие банки с| |
|малым количеством операций объективно | |
|требуют только технологического надзора, | |
|тогда как крупные и средние нуждаются в | |
|углубленном анализе. | |
|10. Конструктивный характер контроля. | |
|Главная задача надзорных органов — помогать| |
|поддерживать работоспособность банка, как | |
|можно раньше выявлять причины возможных | |
|трудностей и своевременно содействовать их | |
|преодолению. Центральный банк не должен | |
|выступать в роли надзирателя. | |
|11. Консолидированный характер контроля. | |
|Контроль за банком должен вестись на основе| |
|учета операций всех его подразделений | |
|(филиалов, отделении), а также дочерних и | |
|зависимых организаций. | |
|12. Сочетание государственного, | |
|независимого аудиторского (внешнего), | |
|общественного (со стороны общественных | |
|объединений самих банков) и внутреннего | |
|контроля. | |
|13. Достоверность данных и полная | |
|ответственность за их качество и | |
|конфиденциальность. | |
|14. Открытость для широкой общественности. | |

-----------------------

Б А Н К

Служба

Внутреннего

Контроля

Подразделение

Внутреннего контроля

Подразделение

Управления рисками

Подразделение

Внутреннего аудита

Аналитические и контролирующие подразделения

Прочие подразделения


Прочие подразделения

Прочие контрольные подразделения

БАНК

Служба

Внутреннего контроля

Другие подразделения банка


Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.