РУБРИКИ |
Аудит расчетов |
РЕКЛАМА |
|
Аудит расчетовp> Продолжение таблицы 1.4|Размер |в том числе зачисляемой: | |ставки, всего|в федеральный бюджет |в бюджеты |в местные | |(%) | |субъектов |бюджеты | | | |РФ#M12293 0 | | | | |840000014 77 | | | | |2354960187 | | | | |1543068899 | | | | |3446436194 | | | | |1140302815 | | | | |4294967294 | | | | |3096722999 | | | | |3844407738#S * | | |24 |7,5 |14,5 |2,0 | Законодательные (представительные) органы субъектов Российской 1.1.5 Налог (сбор) на целевое содержание милиции Устанавливается законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления также в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы». Он действует на территории соответствующих городов, районов в городах и сельской местности. Таблица 1.5 Учет налога (сбора) на содержание милиции включается в состав
операций расходов (дебет счета 91/2 «Прочие расходы» кредит счета 68 Пример расчета целевого сбора на содержание милиции 000 1) Используя табель, рассчитывается среднесписочная
численность работающих за отчетный период (Постановление Госкомстата РФ от Средняя численность занятых работников за отчетный период (число отработанных человекодней делится на число рабочих дней по календарю в отчетном месяце). 2) Высчитывается фонд заработной платы : МРОТ х среднесписочная численность работников в отчетном периоде х
кол- во месяцев отчетного периода МРОТ - 100 руб ( с 1 июля 2001 ФЗП = 10Оруб х 4 х 9 мес = 3 600 руб 3) ставка целевого сбора 3%, исчисленная сумма сбора [pic] Бланк расчета целевого сбора на содержание милиции представлен в приложении № 5. 1.1.6 Налог на доходы физических лиц Взимается на всей территории Российской Федерации. Налог на доходы
физических лиц перечисляется в бюджет в виде удержанных сумм в
соответствии с настоящим законодательством. Учитывается на дебете 70 Таблица#G0 1.6 Продолжение таблицы 1.6 В соответствии с действующим законодательством по труду из сумм начисленной оплаты труда работников ООО «Регионтралснаб» в пользу бюджета удерживается подоходный налог: 1. Из начисленной заработной платы производят стандартные вычеты такие как: необлагаемый минимум дохода в размере 400 руб., расходы на содержание одного ребёнка - 300 руб., а также налоговые вычеты, предусмотренные в п.2.3 ст. 221 НК РФ. Работнику начислено за октябрь 11139,84руб. - 4000,00 руб. общая
сумма вычетов с начала года (необлагаемый минимум дохода с начала года) = = 2. Из полученной налоговой базы исчисляют налог на доходы физических лиц 7139,84 х 13% = 928,18 руб. Индивидуальные налоговые карточки заполняются на основании расчетно-
платежной документации с начала года нарастающим итогом (см. Приложение № 1.1.7 Единый социальный налог С 2001 года бухгалтерам приходится вести учет выплат, произведенных в пользу физических лиц (работников и иных), не только в целях исчисления налога на доходы физических лиц, но и для расчета единого социального налога. Единый социальный налог взимается на всей территории Российской
федерации. Учет единого социального налога (взноса) ведется по дебету
счетов: 20 «Основное производство», 44 «Расходы на продажу»; по кредиту
счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»/ субсчета Таблица 1.7 Продолжение таблицы 1.7 Таблица 1.8 #G0 #M12293 0 901765862 7715685 1264302200 1406751650 7715685 77 77 Ставки, предусмотренные #M12293 0 842100168 77 4291814449 1997274819 При определении условий, предусмотренных настоящим пунктом,
принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы
налога, уплачиваемой в составе налога в Пенсионный фонд Российской Сумма налогов (взносов), зачисляемая в государственные внебюджетные фонды обязательного социального страхования, определяется на основании актуарных расчетов по каждому виду социального риска в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. При этом общая нагрузка на фонд заработной платы не может увеличивать предельную ставку консолидированного тарифа, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Индивидуальная карточка учета сумм начисленных выплат и иных
вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога В графе 2 "Начислено выплат и иных вознаграждений по всем основаниям, всего" указываются все суммы, которые были начислены работнику независимо от того, что какие-либо выплаты не подлежат включению в налоговую базу. Согласно п. 5 ст. 237 НК РФ сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части авторского и лицензионного договоров, определяется с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 НК РФ, - профессиональных вычетов. Это означает, что в графе 2 Индивидуальной карточки сумма вознаграждения указывается уже с учетом указанных вычетов. Все показатели Индивидуальной карточки отражаются в полных рублях по правилам округления: суммы менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля. Графы 3-10 Индивидуальной карточки предназначены для отражения сумм выплат, которые не подлежат обложению единым социальным налогом. При этом графы 3-8 объединены в раздел "Выплаты, не подлежащие налогообложению во все фонды". В соответствии с утвержденной формой Индивидуальной карточки в графе Предприятиям следует в графе 3 Индивидуальной карточки отражать суммы
выплат, полностью не подлежащих налогообложению в соответствии с п. 1 ст. В графе 4 указываются суммы выплат в натуральной форме, производимые
сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, в части, не
превышающей 1000 руб. в расчете на одного работника за календарный месяц,
которые не признаются объектом налогообложения в соответствии с п. 1 ст. Графа 5 может заполняться только организациями, финансируемыми за счет бюджетов. Графа 6 заполняется только профсоюзными организациями. В этой графе
указываются выплаты, не подлежащие налогообложению в соответствии с подп. В графе 7 указываются суммы, не облагаемые налогом в соответствии со
ст. 239 НК РФ, в том числе суммы, не превышающие в течение налогового
периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или В графе 8 указываются суммы выплат, произведенных за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, которые согласно п. 4 ст. 236 НК РФ не являются объектом налогообложения. Порядок применения п. 4 ст. 236 НК РФ разъяснен в Методических
рекомендациях по порядку исчисления и уплаты единого социального налога В графе 9 указываются выплаты, которые не подлежат обложению единым социальным налогом в части, подлежащей зачислению в ПФР в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год": суммы денежного содержания судей, прокуроров и следователей, имеющих специальные звания. В графе 9 могут быть также отражены льготы, предусмотренные п. 2 ст. 239 ПК РФ. Согласно названному пункту работодатели освобождаются от уплаты налога с выплат, произведенных в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, в той части, которая подлежит зачислению во внебюджетный фонд, на выплаты из которого работник, не являющийся гражданином РФ, не имеет права. В графе 10 отражаются суммы вознаграждений по договорам гражданско- правового характера, авторским и лицензионным договорам, которые не облагаются единым социальным налогом в части, зачисляемой в ФСС РФ, в соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ. Налоговая база рассчитывается отдельно для ПФР и ОМС (графа 11) и для Графы 13-16 предназначены для отражения в них рассчитанных по ставкам, установленным п. 1 ст. 241 НК РФ, сумм налога по каждому фонду. Сумма начисленного налога определяется нарастающим итогом с начала года путем умножения значений, указанных в графах 11, 12, на соответствующую ставку налога. В графе 17 указываются суммы начисленных пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС РФ (по данным налогоплательщика). Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ по итогам каждого отчетного периода Авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиком ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца. Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу (взносу) представляется в территориальную инспекцию МНС России по месту постановки налогоплательщика на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Порядок заполнения Расчета по авансовым платежам по единому
социальному налогу (взносу) для организаций, выступающих в качестве
работодателей (кроме выступающих в качестве работодателей организаций,
занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых семейных
общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями
хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств), утвержден Приказом Рассмотрим на примере расчет единого социального налога в 000 В индивидуальной карточке учета сумм начисленных выплат и иных
вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога Затем начисления по фондам, по каждому работнику суммируются и производится отчисление единого социального налога по платежным поручениям. Бланки с расчетами представлены в приложении № 7. Глава 2. Анализ расчетов предприятия с бюджетом Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности. Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. В науке и на практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целями и методикой исследования. Экономический анализ в отличие от физического, химического и прочих относится к абстрактно- логическому методу исследования экономических явлений. Послевоенное время можно охарактеризовать как период основательной
разработки теоретических вопросов анализа. В это же время анализ
органически вписывается в практику управления хозяйством на уровне как
предприятия, так и национальной экономики. Постепенно разрабатываются
самостоятельные направления методологии экономического анализа: сравнительный, технико-экономический, оперативный, экономико-
математический, функционально-стоимостный и т.д. Большой вклад в развитие
методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности внесли такие
ученые-экономисты, как М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, С.Б.Барнгольц, Современное состояние анализа можно охарактеризовать как довольно
основательно разработанную в теоретическом плане науку. Ряд методик,
созданных научными работниками, используются в управлении производством на
разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся
исследования в области более широкого применения математических методов, Что касается перспектив прикладного характера, то анализ хозяйственной деятельности постепенно займет ведущее место в системе управления. Этому содействуют преобразования, которые происходят в нашем обществе. 2.1 Задачи и источники информационного обеспечения анализа Цель финансового анализа — оценка прошлой деятельности и положения
предприятия на данный момент, а также оценка будущего потенциала
предприятия. Финансовый результат деятельности предприятия выражается в
изменении величины его собственного капитала за отчетный период по
сравнению с предыдущим годом. Способность предприятия обеспечить неуклонный
рост собственного капитала может быть оценена системой показателей
финансовых результатов. Для анализа используются Закон о налогах и сборах,
взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства
финансов, Устав предприятия. Обобщенно наиболее важные показатели
финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2 К ним относятся: прибыль (убыток) от реализации; прибыль (убыток)
финансово-хозяйственной деятельности; прибыль (убыток) отчетного периода;
нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода. Непосредственно по
данным формы № 2 «Отчета о прибылях и убытках» могут быть рассчитаны также
следующие показатели финансовых результатов; прибыль (убыток) от прочей ;
реализации (основных средств и иного имущества); прибыль (убыток) от
внереализационной деятельности; прибыль, остающаяся в распоряжении
организации после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей В форме № 2 «Отчеты о прибылях и убытках» по всем перечисленным показателям приводятся также сопоставимые данные за аналогичный период отчетного прошлого. Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, и расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересует только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет. Однако если государство облагает предприятия очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства, в связи с этим сокращается объем производства продукции, и как, результат, поступление средств в бюджетные организации. Анализ экономических результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (т.е. «горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (что принято называть «вертикальным анализом» показателей); в- третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (т.е. «трендовый анализ» показателей); в- четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественная оценка. Основными задачами анализа финансовых результатов являются: - анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли; - факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг); - анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности; - анализ и оценка использования чистой прибыли; - оценка качества показателей прибыли; - анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли; - анализ взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и потока денежных средств; - анализ и оценка влияния инфляции на финансовые результаты. 2.2. Анализ и оценка налога на прибыль Для анализа используются Закон о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивные и методические указания Министерства финансов, Устав предприятия, а также данные отчета о прибылях и убытках, приложения к балансу, отчета о движении капитала, аналитического бухгалтерского учета по счету 99 "Прибыли и убытки", расчетов налогов на имущество, на прибыль, на доходы и др. Для налоговых органов и предприятия большой интерес представляет налогооблагамая прибыль, так как от этого зависит сумма налога на прибыль. Для исчисления облагаемой налогом прибыли прибыль отчетного года уменьшается на сумму рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет, доходов, дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, но не более 15% уставного капитала, льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством. 2.2.1 Анализ и оценка уровня и динамики показателей прибыли Для анализа и оценки уровня и динамики показателей прибыли составляется таблица, в которой используются данные бухгалтерской отчетности организации из формы № 2. Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности
в развернутом виде и представляет собой алгебраическую сумму прибыли Из данных таблицы «Динамика показателей прибыли ООО «Регионтралснаб» Затем анализируется динамика финансовых результатов. Если прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг - это свидетельствует об относительном снижении затрат на производство продукции. Если чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации, прибыль от финансово-хозяйственной деятельности и прибыль отчетного периода - это свидетельствует об использовании организацией механизма льготного налогообложения. На примере ООО «Регионтралснаб» прибыль от реализации снижается более
быстрыми темпами, чем нетто - выручка от реализации товаров и продукции. Вместе с тем динамика финансовых результатов включает негативные изменения. Если опережающими темпами растут расходы периода, убытки от прочей реализации и внереализационные расходы - все это ведет к снижению прибыли отчетного периода. В нашем примере наблюдается значительный рост расходов, что и является главной причиной снижения прибыли отчетного периода. Изменения в структуре прибыли отчетного периода характеризуются данными таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение №9). Как следует из данных таблицы «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» [pic], где R - рентабельность, Прп - валовая прибыль (либо чистая прибыль), Зрп - затраты по реализованной продукции (работам, услугам). Снижение (рост) прибыли можно проанализировать с помощью факторного анализа. 2.2.2 Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Рассмотрим формализованный расчет факторных влияний на прибыль от
реализации продукции в ООО «Регинтралснаб» на примере методики Шеремет и 1. Расчет общего изменения прибыли ([pic]Р) от реализации продукции: [pic]Р = Р1 – Р0, где Р1 - прибыль отчетного года; Р0 - прибыль базисного года. [pic]Р = 4 - 40 = - 36 тыс. руб 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ([pic]Р1): [pic]Р = N1 - N1,0 = [pic] где Nр1 = [pic] — реализация в отчетном году в ценах отчетного года Nр0 = [pic] - реализация в отчетном году в ценах базисного года [pic]Р1 = ((5,8 х 20) + ((5,73 х30)) - ((5,55 х 20) + (2,65 х 30)) = Цены на продукцию увеличились в результате инфляции. 3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции ([pic]Р2) [pic]Р2 = Р0 К1 – Р0 = Р0(К1 – 1) Р0 - прибыль базисного года; К1 - коэффициент роста объема реализации продукции К1 = S1,0 / S0, S1,0 - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 - себестоимость базисного года (периода). К1 = 264,84/626 = 0,423; [pic]Р2 = 40 х (0,423 - 1) = - 23,08 тыс. руб Объем продукции снизился на 23,08 тыс. руб 4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции ([pic]Р3): [pic]Р3 = Р0 (К2 - К1) К2 - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам: К2 = N1,0 / N0, N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 - реализация в базисном периоде. К2 = 280,5/666 = 0,422; [pic]Р3 = 40 х (0,422 - 0,423) = - 0,04 тыс. руб Объем реализации продукции за счет структурных сдвигов уменьшился на 0,04 тыс. руб (невыгодной продукции было выпущено больше, чем более рентабельной). 5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции ([pic]Р4): [pic]Р4 = S1,0 - S1, S1,0 - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S1 - фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода [pic]Р4 = 264,84- 266,5 = - 1,66 тыс. руб Себестоимость единицы продукции возросла, что привело к отсутствию роста прибыли. 6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ([pic]Р5): [pic]Р5 = S0K2 - S1,0, [pic]Р5 = 626 х 0,422 -264,84 = -0,668 тыс. руб Общая себестоимость увеличилась за счет выпуска продукции с высокими издержками производства. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется
влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги [pic]Р = Р1 – Р0 = [pic]Р1 + [pic]Р2 + [pic]Р3 + [pic]Р4 + [pic]Р5 + [pic]Р6 + [pic]Р7 [pic]Р6 = 266,5 - 284 = -17,5 тыс. руб ; [pic]Р = 7,4 - 23,08 - 0,04 - 1,66 - 0,668 - 17,5 Исходные данные для расчетов представлены в таблице «Анализ прибыли по факторам ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 10). Результаты анализа целесообразно представлять в виде сводки влияния
факторов на отклонение прибыли от реализации продукции (см. приложение № Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет увеличения себестоимости продукции сократился объем продаж, сдвиги в затратах на производство сократили экономию ресурсов и уменьшили прибыль, что составляет 56,7% общего отклонения по прибыли. 2.2.3 Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности и финансовых вложений Финансовые результаты от прочей реализации возникают по операциям с
имуществом организации. К ним относятся прибыль (убыток) от реализации
основных средств, нематериальных активов, производственных запасов,
финансовых активов и иного имущества, списание основных средств по причине
морального износа, сдача помещений в аренду, содержание законсервированных
производственных мощностей и объектов, аннулирование производственных
заказов (договоров), прекращение производства, не давшего продукции. При получении убытков от прочей реализации, связанных с превышением
операционных расходов над доходами, в каждом конкретном случае следует
установить причины и виновников образования этих убытков. Причинами
образования операционных расходов, связанных с аннулированием
производственных заказов (договоров), прекращением производства, не давшего
продукции могут быть отсутствие материальных ресурсов, падение спроса на
продукцию. В случае компенсации затрат на содержание законсервированных
производственных мощностей и объектов по аннулированным заказам Результаты от финансовой деятельности образуются на предприятии, если
оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги других организаций либо
принимает участие в совместной деятельности. Суммы причитающихся Финансовые результаты от внереализационных операций являются
составной частью полученной прибыли отчетного года. В условиях перехода к
рыночной экономике их влияние на формирование окончательных финансовых
результатов работы предприятия существенно возросло. Внереализационные
финансовые результаты также отражаются в форме № 2. Перечень доходов и
расходов от внереализационных операций утвержден в Законе Российской Внереализационные финансовые результаты, как правило, не планируются, поэтому анализ сводится к сравнению сумм в динамике за несколько лет. При анализе внереализационных доходов финансовых результатов основное внимание должно быть сосредоточено на внереализационных расходах. Тщательно анализируются убытки от стихийных бедствий, так как нередко на эту статью относят потери, вызванные бесхозяйственностью, а также убытки по недостачам и хищениям. При анализе уплаченных штрафов, пени и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров необходимо выяснить, кому и за что уплачены штрафы, каковы причины и кто является виновником. Детальный анализ внереализационных финансовых результатов производится по данным учетных регистров и первичных документов. В ООО «Регионтралснаб» анализ внереализационной деятельности не проводится, так как на предприятии отсутствуют внереализационные доходы и расходы. 2.2.5 Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» Анализ налогов, вносимых в бюджет из прибыли, целесообразно начинать
с изучения их состава и структуры. Для этой цели была составлена таблица Несмотря на то, что ставка налога на прибыль увеличилась на 5%, сумма налога на прибыль уменьшилась на 96%, что объясняется резким спадом производства и соответственно выручки, а также структурным сдвигом между производством и торговлей. Налог на имущество рассчитанный по прежней ставке уменьшился на 9,5%. Прочие налоги и сборы (налог на милицию) уменьшились на 4,4%, хотя одна из составляющих расчета - МРОТ увеличилась с 83,49 руб. до 100 руб. Данные таблицы «Анализ состава налогов ООО «Регионтралснаб» 2000- Изменилась и структура налогов: доля налога на имущество выросла, а доля налога на прибыль уменьшилась. Налоги на прибыль в общей её сумме составили 44,3 %, что на 0,7% ниже прошлого года. Изменение суммы налога на имущество произошло за счет уменьшения среднегодовой стоимости имущества, что в свою очередь произошло за счет увеличения износа основных средств. Сумма прочих налогов и сборов (налога на милицию) изменилась вследствие уменьшения численности работников предприятия. 2.3 Анализ и оценка налога на добавленную стоимость Анализ налога на добавленную стоимость производят в сравнении
показателей третьего квартала прошлого года с отчетным. Выводы делаются по
таблице «Анализ налога на добавленную стоимость ООО «Регионтралснаб» 2000- НДС уменьшился на 30,4%. Савка налога не менялась. Сумма НДС уменьшилась за счет ухудшения расчетов покупателей с организацией, а также снижения количества заказов. 2.4 Анализ и оценка налога - источника образования дорожных фондов Сумма данного налога уменьшилась:
за счет ставки
за счет снижения объема производства и расчетов контрагентов с предприятием
за счет структурных сдвигов в сторону торговли, где налоговая база -
торговая наценка. В 2000 году «налог на пользователей автомобильных дорог»
составлял 100%, в 2001 году он составил 81,29%. Данные сравнения
представлены в таблице «Анализ на пользователей автомобильных дорог ООО 2.5 Анализ налога на доходы физических лиц Ставка налога на доходы физических лиц в 2001 году увеличилась на Показатели для сравнения приведены в таблице «Анализ налога на доходы физических лиц ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» (см. приложение № 14). 2.6 Общие выводы и рекомендации по анализу расчетов с бюджетом ООО По результатам проведенных анализов в общем определенно можно отметить резкое снижение отчислений денежных средств в бюджетные организации. Здесь наблюдается прямая зависимость налоговых поступлений в бюджет от рентабельности предприятия, его устойчивого конкурентоспособного положения. В целом по расчетам с бюджетом предприятие сработало положительно: не имеет задолженности и соответственно налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками. Однако для бюджета такое состояние дел на предприятии не является благополучным и выгодным для всего общества в целом. В связи с этим рекомендуется: - на предприятии ввести штатную единицу менеджера; - пересмотреть систему принятия управленческих решений; - углубленно изучать конъюнктуру рынка сбыта продукции; - разработать новые направления в сфере производства и внедрения новых технологий, снижающих себестоимость выпускаемой продукции; - использование всех доступных способов инвестирования предприятия.
В нашей стране официальной датой рождения аудита считается март 1991 г., когда Учредительным собранием Аудиторской палаты был утвержден ее устав. Поначалу в уставе были даны лишь определение аудита, его организационные формы и его носители. Так, в уставе говорится, что аудит — осуществляемая на договорных началах проверка независимым аудитором или аудиторской организацией правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности и полноты финансовой отчетности и ее соответствия на предприятии (любой формы собственности) требованиям действующего законодательства; что аудитор — физическое лицо, имеющее определенную квалификацию, необходимый опыт работы и получившее лицензию установленного образца на право занятия аудитом; что аудиторская организация — это предприятие, объединяющее аудиторов, предметом деятельности которого является осуществление аудита. Одной из основных задач аудита является документальная проверка. Особого внимания требуют к себе операции, связанные с налоговым
обложением. Зарубежная и наша практика показывает, что в этой области,
более чем в какой-либо другой, встречаются злоупотребления (сокрытие или
приуменьшение прибыли, просрочки в погашении задолженности бюджету и др.). Практика показывает, что далеко не все предприятия правильно начисляют и уплачивают налоги. Во многих случаях налоговые инспекции применяют к нарушителям штрафные санкции. Общими вопросами, подлежащими проверке при проведении аудита расчетов с бюджетом, являются: - полнота и правильность определения налогооблагаемой базы; - правильность применения ставок налогов и других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей; - законность и обоснованность применения льгот при уплате налогов в - полнота и своевременность уплаты платежей в бюджет; - правильность составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате платежей; - правильность составления и своевременность представления в налоговую инспекцию форм отчетности по видам платежей; - правильность ведения аналитического и синтетического учета записям в главной книге и балансе предприятия. Следует помнить, что отражаемые в отчетности суммы по расчетам с финансовыми и налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.[4] Внешний аудит - проводится на договорной основе аудиторскими фирмами
или индивидуальным аудитором с целью объективной оценки достоверности
бухгалтерского учета и финансовой отчетности проверяемого предприятия. Для
таких целей предприятия заключают договора с аудиторскими фирмами. В ходе внутренних проверок выявляются конкретные причины допущенных отклонений от нормативных показателей и требований действующего законодательства. Все управленческие службы обеспечиваются информацией , полученной в ходе аудиторских проверок , с тем , чтобы можно было в полной мере использовать ее для исправления допущенных недостатков и улучшения работы. Внутренний аудит , как правило проводится штатными сотрудниками самого предприятия. Так как расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими, в бухгалтерском учете для этих целей используется счет 68 "Расчеты с бюджетом". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета: "Расчеты по подоходному налогу"; "Расчеты по прибыли"; "Расчеты по НДС"; "Расчеты по налогу на имущество"; "Расчеты по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы"; "Расчеты по налогу на рекламу"; "Расчеты по транспортному налогу" и др. Аудитор прежде всего должен установить, по каким платежам и налогам предприятие ведет расчеты с бюджетом. По каждому налогу необходимо определить правильность: • исчисления налогооблагаемой базы; • применения ставок налогов и платежей; • расчетов сумм налогов; • применения льгот при расчете и уплате налогов; • полноты и своевременности уплаты платежей в бюджет; • составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате налогов и платежей; • составления и своевременности представления в налоговую инспекцию отчетности по видам налогов и платежей; • ведения аналитического и синтетического учета по счету 68 «Расчеты с бюджетом». Для проверок необходимо иметь в распоряжении нормативную базу Синтетический учет по счету 68 «Расчеты с бюджетом» ведется в журнале- ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) — в ведомости № 7 или на карточках (при журналъно-ордерной форме учета). Аудитору также следует проверить отражение расчетов с бюджетом по налогам в отчетных формах: балансе (ф. № 1), отчете о финансовых результатах (ф. № 2). Так, в балансе (ф. № 1) дебиторская задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность — по стр. 626 (задолженность перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (ф. № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль. Проверяя правильность налоговых выплат в бюджет, аудитору должен убедиться в достоверности показателя по объекту налогооблажения , точности расчетов налогооблагаемой базы и соблюдению ставок налога с учетом различных видов бюджета, а так же по источнику, за счет которого осуществляется выплата налога. 3.1 Аудит налога на прибыль Налог на прибыль - один из основных источников поступления средств в бюджет путем государственного изъятия части чистого дохода у предприятий, объединений, организаций, учреждений, которые самостоятельно, либо через входящие в их структуру коммерческие хозрасчетные единицы, либо в порядке договора с иными предприятиями осуществляют хозяйственную или любую другую коммерческую деятельность. Аудитору необходимо четко знать статус налогоплательщика налога на прибыль, характер и виды его основной деятельности , наличие внутренних и обособленных подразделений и деловых партнеров. При аудиторской проверке правильности исчисления и уплаты налога на прибыль следует вначале убедиться в том, что налогооблагаемая сумма прибыли исчислена правильно, т.е. себестоимость реализованного продукта не искажена и тем самым не внесены искажения в прибыль от реализации, а также в том, что правильно определены результаты от прочей реализации и доходы и расходы от внереализационных операций. Аудитор при проверке базы налогообложения обязан прежде всего убедиться в правильности учета валовой прибыли, а затем той ее части, которая непосредственно облагается налогом. Следовательно первая операция которую необходимо провести аудитору, в этой связи, заключается в сопоставлении идентичности балансовых данных о прибыли с ее учетом в главной книге, журналах - орденах, машинограмах по счету 99 (прибыль и убытки) и по отчету о финансовых результатах и их использовании. При анализе фактической прибыли необходимо иметь доказательства
достоверности всех бухгалтерских записей как по кредиту счетов раздела IV Аудитору следует проверить правильность льгот. Основные из них
связаны с использованием труда инвалидов и пенсионеров; с осуществлением
капитальных затрат на природноохранные мероприятия с затратами на
содержание объектов здравохранения, дошкольных учреждений, объектов
культуры и спорта, образования , с благотворительностью; проведение научно Однако все льготы имеют определенные ограничения как по порядку их представления , так и по общей сумме. Поэтому аудитор должен внимательно проверить, соответствует ли действующему законодательству составляемый предприятием для налоговой полиции специальный расчет по всем случаям уменьшения налогооблагаемой прибыли. ООО «Регионтралснаб» занимается изготовлением и реализацией продукции и прочих источников дохода за проверяемый период не имеет. В ходе проведения аудиторской проверки расчетов с бюджетом проверено начисление налога на прибыль. Сумма объекта налогообложения указана верно (проверено путём сверки данных на счетах 90 «Продажи» и 99 «Прибыль и убытки» и бухгалтерских проводках). Ставка налога применяется правильная. Сумма налога пересчитана аудитором и верна. Выявлено нарушение в корреспонденции счетов. Так вместо отнесения суммы налога в дебет счёта 99/1 «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль», это было сделано в дебет счёта 99 «Прибыли и убытки», и сумма начисленного налога записана в кредит счёта 68 «Расчеты с бюджетом» без указания субсчёта. 3.2 Аудит налога на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость - является косвенным и включается в цену приобретаемых товаров, работ , услуг. НДС заменил действовавшие у нас прежде налоги с оборота и с продаж, и охватывает практически все виды товаров и услуг, занимая важное место в расчетах с бюджетом. Его плательщиками являются все предприятия, организации, учреждения, имеющие статус юридического лица, если их выручка от реализации товаров превышает сумму, установленную Законом о налоге на добавленную стоимость. НДС взимается с оборота всех товаров и материальных ценностей, причем в облагаемый оборот включаются авансы под поставку товаров, указания услуг. НДС взимается с движимого и недвижимого имущества, здания, сооружений Уплата налога производится независимо от того, как произошла реализация ( за деньги, путем прямого товарообмена, с частичной оплатой или безвозмездно ) - исходя из рыночных или государственных средств. Поэтому аудитор при проверке правильности уплаты НДС должен проконтролировать все счета, отражающие движение материальных ценностей, платежные поручения и другие расчетные поручения. Сложность создает заинтересованность налоговой службы в незамедлительном взимании максимальной суммы этого налога. Стремление собрать как можно скорее налог — и не только с объема реализованной продукции (работ, услуг), но и с сумм полученных авансов и предоплаты за будущую поставку — заметно усложнило учетные записи по удержанию налога на добавленную стоимость с перегонкой удержанных сумм со счета на счет. вначале по дебету 64 "Расчеты по авансам полученным" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на добавленную стоимость". Затем при отгрузке продукции, выполнении работ или оказании услуг делается обратная проводка: по дебету счета 68 и кредиту счета 64 на сумму ранее удержанного налога с полученного аванса или предварительной оплаты. И хотя в конечном счете делается запись по дебету счета 64 и кредиту счета 90 "Продажи", с тем чтобы на кредите счета 90 была собрана вся выручка от реализации, с которой удерживается также сумма налога, мы приходим к тому же конечному результату. Особенно это важно в условиях инфляции, когда лучше скорее получить в доход бюджета более или менее полноценные деньги, нежели позже, уже значительно подвергшиеся инфляции. В интересах действующей налоговой политики усложнены также расчеты
налога на добавленную стоимость по приобретенным материальным ресурсам. Аудитор в процессе проверки достоверности налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость вначале должен удостовериться в правильности исчисления предприятием оборота по реализации товаров (работ, услуг). Убедится в правильности расчета НДС. Расчет составляется по специально разработанной форме и состоит по сути в том , что сумма налога , подлежащая уплате в бюджет, предстает как разность между суммами налога, полученными от покупателей за приобретенные ими товары, и суммами налога, которые уплачены поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, чья стоимость фактически отнесена в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения. Тщательного анализа требует два обстоятельства: обоснованность применения льгот по НДС как по предприятиям , так и по товарам и услугам и точность расчета на возмещения из бюджета сумм, которые уплаченные поставщиками налоги на НДС превышают аналогичный собственный налог предприятия. Также проверяют своевременность перечисления налога, включая и уплату авансовых платежей. В ООО «Регионтралснаб» проверке подвергнуто начисление НДС за проданную продукцию. Объект налогообложения проверен и указан верно. Ставка налога, применявшаяся для исчисления суммы налога соответствует действующей. Сумма налога рассчитана верно. Корреспонденция счетов установлена правильно. 3.3 Аудит налога на имущество Налог на имущество - этот налог введен для того, чтобы стимулировать эффективное использование имеющихся активов, чтобы предприятия своевременно освобождались от ненужного имущества. Его уплачивают, за исключением льготируемых, все предприятия, организации, учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также их структурные подразделения, имеющие свой расчетный счет и отдельный баланс. Налогом на имущество, независимо из какого источника оно получено, облагается среднегодовая стоимость имущества, находящегося на балансе предприятия. Аудитор должен проверить правильность общей суммы объекта налогообложения и величину налога, исчисляемую поквартально нарастающим итогом с начала года. Аудитору следует иметь в виду, что по налогу на имущество установлено значительное число льгот, как в зависимости от статуса налогоплательщика, вида его деятельности, так и от вида облагаемого налогом имущества. Размер конкретной налоговой ставки регионы Российской Федерации определяют самостоятельно. Стоимость имущества на первое число берется по Главной книге. Сумма налога рассчитывается из предполагаемой ( плановой ) среднегодовой стоимости имущества , а конце года делается перерасчет на фактическую стоимость. За занижение (сокрытие) последней налогоплательщик несет ответственность. Далее в ООО «Регионтралснаб» проверялся применяемый предприятием
порядок бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогу на имущество,
который должен быть тождествен порядку, установленному Инструкцией Сумма налога, рассчитанная в установленном порядке, отражается по
кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" и дебету счета 99 "Прибыли и убытки". 3.4 Аудит налогов удерживаемых с доходов физических лиц Аудитору следует провести выборочную проверку правильности удержания налога как со штатного персонала, так и с лиц , привлекаемых к работе на основании договора подряда и по трудовым соглашениям. Базой для исчисления налога является совокупный доход физического лица с начала и до конца календарного года. Из совокупного дохода исключаются следующие доходы : минимальная величина заработной платы; государственные пособия по социальному страхованию; суммы , получаемые работниками в возмещение ущерба , связанного с трудовой деятельностью; выходные пособия, выплачиваемые при увольнении; алименты у граждан , их получаемых; материальная помощь; ряд других доходов. Совокупный доход граждан , может также уменьшаться на суммы : доходов , перечисляемых по заявлению граждан на благотворительные цели; расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах, установленных Законом размера минимальной месячной платы. Аудитору следует выборочно проверить правильность записей по счету 69 Должны быть проанализированы также практика составления Расчетной ведомости по страховым взносам . В ООО «Регионтралснаб» проверенны отчисления в Фонды Единого социального налога с заработной платы работников. Объект налогообложения определен правильно (сверено с данными в книге хозяйственных операций и с расчетно - платежной ведомостью). Ставки налогов, используемые при вычислении определены правильно. Начисленные суммы налогов проверены и верны. Корреспонденция счетов определена и записана верно. Подробно рассмотрены расчеты с Пенсионным фондом Российской Проверен учет налога на доходы физических лиц. Ставка определена
правильно. Но есть ошибка : неправильно подсчитан налог у рабочего 3.5. Аудит налога на пользователей автомобильных дорог. Объект налогообложения и ставка применявшаяся при отчислении определены правильно. Начисленная сумма налога правильная Проверены сроки отчисления. Расхождений нет. Заключение аудитора по расчетам с бюджетными платежам ООО Проверка расчетов с бюджетом является для аудитора объектом повышенного внимания. Во - первых, потому, что за неправильные расчеты налогов в бюджет, предприятие расплачивается ощутимым для его финансового положения штрафами. Во - вторых, потому, что аудиторское заключение, подтверждающие правильность расчетов и реальность задолженности может быть принято налоговой инспекцией, а может быть поставлено под сомнение. В этом случае налоговая инспекция имеет право перепроверить достоверность представленного заключения , и если будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов государственного бюджета, вступают в силу санкции, предусмотренные действующим законодательством. А значит для аудитора или аудиторской фирмы может создаться угроза потери лицензии на право заниматься аудиторской деятельностью. Заключение Бюджет является главным звеном в формировании государственных финансов. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. В процессе разработки темы дипломной работы были изучены теоретические аспекты, и на их основе проведено практическое исследование выполнения Налогового Законодательства предприятием нашего города - обществом с ограниченной ответственностью «Регионтралснаб». Был проведен анализ расчетов ООО «Регионтралснаб» с бюджетными фондами. В результате проведенного анализа расчетов с бюджетом данного предприятия, обозначилась четкая зависимость размера денежных средств, поступающих в бюджетные организации, от финансового положения предприятия. В ходе аудиторской проверки были выявлены недостатки: при расчете суммы налогового обязательства и указания корреспонденции счетов для данных видов налогов. Эти ошибки указаны в аудиторских заключениях. После проделанной работы нетрудно понять, насколько важен аудит. Поэтому своевременные ежемесячные аудиторские проверки нужно обязательно проводить каждому предприятию, чтобы быть уверенным в правильности ведения баланса, отчетах о прибылях, не допускать нарушений Налогового Законодательства и не подвергаться ответственности за допустимые ошибки. Очень важна единая система контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей. Список используемой литературы: 1.Налоговый Кодекс Российской Федерации, 1ч ред. от 01.1999г. Приложение к форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 9 месяцев 2001 года. (по оплате) К= 0,6507877100852 Производство Торговля 173073 146683
в том числе:
материалы 72449
зарплата 18961 24819 в том числе зарплата 10073 3840 износ ОС 224 износ НА 155 налог на пользователей автодорогами 264 услуги банка 1220 услуги связи 443 аренда 4705 услуги программиста 1538 прочее 2357 Гл. Бухгалтер___________________________ Приложение к форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 9 месяцев 2001 года. (по отгрузке) Производство Торговля 187486 158995
в том числе:
материалы 111325
зарплата 29135 26880 в том числе зарплата 10919 4162 износ ОС 243 износ НА 168 налог на пользователей автодорогами 264 услуги банка 1322 услуги связи 480 аренда 5100 услуги программиста 1667 прочее 2555 Гл. Бухгалтер___________________________ Приложение № 8 Таблица « Динамика показателей прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» Приложение № 9 Таблица «Структура прибыли ООО «Регионтралснаб» 2000 -2001г.» Приложение № 10 Таблица «Анализ прибыли по факторам ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г» тыс. руб. Приложение № 11 Таблица «Сводка влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г.» Приложение № 12 Таблица «Анализ состава налогов предприятия «Регионтралснаб» 2000-2001г» Приложение № 13 Таблица «Анализ налога на добавленную стоимость предприятия «Регионтралснаб» 2000-2001г» |Вид налога |Сумма |в руб. | | Таблица «Анализ налога на пользователей автомобильных дорог ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г» |Вид налога |Сумма |в руб. |Струк-ту|в % | Приложение № 14 Таблица «Анализ налога на доходы физических лиц ООО «Регионтралснаб» 2000-2001г» |Вид налога |Сумма |в руб. | | Приложение № 15 Отчет об итогах аудиторской проверки расчетов с бюджетом ООО «Регионтралснаб». На основании договора об оказании аудиторских услуг б/н, независимой аудиторской фирмой « Тантал », имеющей лицензию № 523, выданную Центральным банком Российской Федерации, была выполнена проверка расчётов с бюджетом и бюджетными фондами ООО «Регионтралснаб» в период с 01 января 2001г. по 01 октября 2001г. Аудит проводился в соответствии с международной практикой и
заключался в проверке расчетов по уплате в бюджетные фонды Российской Аудиторской фирмой были проверены: отчисления по налогам на имущество предприятия, прибыль предприятия, налога на добавленную стоимость, отчисления в дорожные фонды, налога на доходы физических лиц и отчисления по единому социальному налогу. Аудитору были предъявлены для проверки следующие документы: платежные поручения и расчетно - платежные ведомости за проверяющий период, формы бухгалтерского отчета №1 и №2. Налоговые и индивидуальные карточки учета. В ходе проведения данной проверки было определено, что во всех отчислениях правильно определен объект налогообложения и правильно определена ставка налога. Сумма изымаемого налога была подсчитана правильно. Однако были выявлены некоторые ошибки. У рабочего Коваленко О.В. неправильно указана сумма налога на доходы физических лиц, хотя подсчитана она верно. И в связи с этим по некоторым налогам неправильно у него взималась неверная сумма налога. Так при расчете с ПФРФ 136939 руб. вместо 136936 руб. Неверно указана корреспонденция счетов при расчете налога на прибыль. В связи с проведенной проверкой аудитор предлагает следующие рекомендации , которые следует выполнить в ближайшее время : Заново пересчитать заработную плату и все изымаемые налоги со всех рабочих , в частности с рабочего Коваленко О.В. Восстановить заново всю корреспонденцию по указанным налогам. При выполнении данных аудитором рекомендаций в дальнейшем предприятие может избежать штрафов со стороны налоговой полиции. Директор фирмы ” Тантал ”____________ «_____»___________2002г Аудитор _________________ «______»______________2002г
[1] Инструкция МНС от 04.04.2000 №59 [2] Законодательные (представительные) органы субъектов Российской [3] Инструкция «О порядке расчетов организаций с местными бюджетами по налогу на прибыль в 2001 году» Мин РФ по налогам и сборам. [4] Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п. 64).
Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|