РУБРИКИ

Шпаргалки по биологии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Шпаргалки по биологии

7. Древние люди — неандерта­льцы, их большее сходство с чело­веком по сравнению с древнейши­ми людьми (больший объем мозга, наличие слаборазвитого подборо­дочного выступа), использование более сложных орудий труда, ог­ня, коллективная охота.

8. Первые современные лю­ди — кроманьонцы, их сходство с современным человеком. Наход­ки разнообразных орудий труда, наскальных рисунков — свидете­льство высокого уровня их раз­вития.

3.Надо исходить из того, что каж­дый сорт имеет свой генотип. Зна­чит, один сорт отличается от дру­гого и по фенотипу (длина колоса, число колосков и зерновок в них, окраска, остистость или ее отсутст­вие). Причины различий по фено­типу: различия в генотипе, в усло­виях выращивания, вызывающих модификационные изменения.

с

Билет № 121. Гаметы — половые клетки, участие их в оплодотворении, об­разовании зиготы (первая клетка нового организма). Результат оп­лодотворения — удвоение числа хромосом, восстановление их дип-лоидного набора в зиготе. Особен­ности гамет — одинарный, гапло-идный набор хромосом по срав­нению с диплоидным набором хромосом в клетках тела.2. Этапы развития половых клеток: 1) увеличение путем мито­за числа первичных половых кле­ток с диплоидным набором хромо­сом; 2) рост первичных половых клеток; 3) созревание половых клеток.

3. Мейоз — особый вид деления первичных половых клеток, в ре­зультате которого образуются га­меты с гаплоидным набором хро­мосом. Мейоз — два последовате­льных деления первичной половой клетки и одна интерфаза перед первым делением.

4. Интерфаза — период актив­ной жизнедеятельности клетки, синтеза белка, липидов, углево­дов, АТФ, удвоения молекул ДНК и образования двух хроматид из каждой хромосомы.5. Первое деление мейоза, его особенности: конъюгация гомоло-гичных хромосом и возможный об­мен участками хромосом, расхож­дение в каждую клетку по одной гомологичной хромосоме, умень­шение их числа вдвое в двух обра­зовавшихся гаплоидных клетках. 6. Второе деление мейоза — отсутствие интерфазы перед деле­нием, расхождение в дочерние клетки гомологичных хроматид, образование половых клеток с гап­лоидным набором хромосом. Резу­льтаты мейоза: образование в се­менниках (или других органах) из одной первичной половой клетки четырех сперматозоидов, в яични­ках из одной первичной половой клетки одной яйцеклетки (три мелкие клетки при этом поги­бают).

2. 1. Важный признак вида —расселение его группами, популя­циями в пределах ареала. Попу­ляция — совокупность свободно скрещивающихся особей вида, ко­торые длительное время существу­ют относительно обособленно от других популяций на определен­ной части ареала.2. Факторы, способствующие объединению особей в популя­ции, — свободное скрещивание (взаимоотношения полов), выращивание потомства (генетические связи), совместная защита от вра­гов, типы взаимоотношений орга­низмов разных видов: хищник— жертва, хозяин—паразит, симби­оз, конкуренция.

3. Популяция — структурная единица вида, характеризуется оп­ределенной численностью особей, ее изменениями, общностью зани­маемой территории, определенным соотношением возрастного и поло­вого состава. Изменение численно­сти популяций в определенных пре­делах, сокращение ее ниже до­пустимого предела — причина возможной гибели популяции.4. Изменение численности по­пуляций по сезонам и годам (мас­совое размножение в отдельные го­ды насекомых, грызунов). Устой­чивость численности популяций, особи которых имеют большую продолжительность жизни и низ­кую плодовитость.5. Причины колебания числен­ности популяций: изменение ко­личества пищи, погодных усло­вий, экстремальные условия (на­воднения, пожары и пр.). Резкое изменение численности под влия­нием случайных факторов, превы­шение смертности над рождаемо­стью — возможные причины гибе­ли популяции.6. Саморегуляция численности популяции. Вслед за возрастанием численности одних видов появ­ляются факторы, вызывающие ее ограничение. Так, возрастание чи­сленности растительноядных жи­вотных сопровождается увеличени­ем численности хищников, парази­тов. Вследствие этого происходит снижение численности раститель­ноядных животных, а затем и чис­ленности хищников. Таков меха­низм саморегуляции численности всех популяций, сохранения ее на определенном уровне.

3.для составления вариационного ряда надо определить размеры, массу семян фасоли (или листьев) и расположить их в порядке увели­чения размеров, массы. Для этого надо измерить длину или взвесить объекты и записать данные в по­рядке их увеличения. Под цифра­ми записать число семян каждого варианта. Выяснить, семена каких размеров (или массы) встречаются чаще, а каких — реже. Выявлена закономерность: наиболее часто встречаются семена средних раз­меров и массы, а крупные и мел­кие (легкие и тяжелые) — реже. Причины: в природе преобладают средние условия среды, а очень хо­рошие и очень плохие встречаются реже.

Билет № 131. Размножение — воспроизве­дение организмами себе подобных, передача наследственной инфор­мации от родителей потомству. Значение размножения — обеспе­чение преемственности между по­колениями, продолжение жизни вида, увеличение численности осо­бей в популяции и их расселение на новые территории.

2. Особенности полового раз­множения — возникновение ново­го организма в результате оплодот­ворения, слияния мужской и жен­ской гамет с гаплоидным набором хромосом. Зигота — первая клетка дочернего организма с диплоид-ным набором хромосом. Объедине­ние материнского и отцовского на­боров хромосом в зиготе — причи­на обогащения наследственной информации потомства, появле­ния у него новых признаков, кото­рые могут повысить приспособлен­ность к жизни в определенных ус­ловиях, возможность выжить и оставить потомство.

3. Оплодотворение у растений. Значение водной среды для про­цесса оплодотворения у мхов и па­поротников. Процесс оплодотворе­ния у голосеменных в женских шишках, а у покрытосеменных — в цветке.4. Оплодотворение у живот­ных. Внешнее оплодотворение — одна из причин гибели значите­льной части половых клеток и зи­гот. Внутреннее оплодотворение у членистоногих, пресмыкающих­ся, птиц и млекопитающих — при­чина наибольшей вероятности об­разования зиготы, защиты зароды­ша от неблагоприятных условийсреды (хищников, колебаний тем­пературы и пр.).5. Эволюция полового размно­жения по пути возникновения спе­циализированных клеток (гапло-идных гамет), половых желез, половых органов. Пример: у голо­семенных на чешуйках шишки располагаются пыльники (место образования мужских половых клеток) и семязачатки (место образования яйцеклетки); у по­крытосеменных в пыльниках фор­мируются мужские гаметы, а в се-мязачатке — яйцеклетка; у позво­ночных животных и человека в семенниках образуются сперма­тозоиды, а в яичниках — яйцек­летки.

2.1. Наследственность — свой­ство организмов передавать осо­бенности строения и жизнеде­ятельности от родителей потом­ству. Наследственность — основа сходства родителей и потомства, особей одного вида, сорта, поро­ды.

2. Размножение организмов — основа передачи наследственной информации от родителей потом­ству. Роль половых клеток и опло­дотворения в наследовании при­знаков.3. Хромосомы и гены — мате­риальные основы наследственно­сти, хранения и передачи наслед­ственной информации. Постоянст­во формы, размеров и числа хромосом, хромосомный набор — главный признак вида.

4. Диплоидный набор хромо­сом в соматических и гаплоидный в половых клетках. Митоз — деление клетки, обеспечивающее пос­тоянство числа хромосом и дипло-идный набор в клетках тела, пере­дачу генов от материнской клетки к дочерним. Мейоз — процесс уменьшения вдвое числа хромосом в половых клетках; оплодотво­рение — основа восстановления диплоидного набора хромосом, пе­редачи генов, наследственной ин­формации от родителей потом­ству.5. Строение хромосомы — ком­плекс молекулы ДНК с молекула­ми белка. Расположение хромо­сом в ядре, в интерфазе в виде тон­ких деспирализованных нитей, а в процессе митоза в виде компакт­ных спирализованных телец. Ак­тивность хромосом в деспирализо-ванном виде, образование в этот период хроматид на основе удвое­ния молекул ДНК, синтеза иРНК, белка. Спирализация хромосом — приспособленность к равномерно­му распределению их между до­черними клетками в процессе де­ления.6. Ген — участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одной моле­кулы белка. Линейное расположе­ние сотен и тысяч генов в каждой молекуле ДНК.7. Гибридологический   метод изучения наследственности. Его сущность: скрещивание родитель­ских форм, различающихся по оп­ределенным признакам, изучение наследования признаков в ряду по­колений и их точный количествен­ный учет.8. Скрещивание родительских форм, наследственно различаю­щихся по одной паре признаков, —

моногибридное, по двум — ди-гибридное скрещивание. Откры­тие с помощью этих методов пра­вила единообразия гибридов пер­вого поколения, законов расщеп­ления признаков во втором поко­лении, независимого и сцепленно­го наследования.

3.Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат, осветить поле зрения микроскопа, найти клетку, ее оболочку, цито­плазму, ядро, вакуоли, хлоропла-сты. Оболочка придает клетке фор­му и защищает ее от внешнего воздействия. Цитоплазма обеспе­чивает связь между ядром и орга­ноидами, которые в ней располага­ются. В хлоропластах на мембра­нах гран расположены молекулы хлорофилла, который поглощает и использует энергию солнечного света в процессе фотосинтеза. В яд­ре находятся хромосомы, с помо­щью которых осуществляется пе­редача наследственной информа­ции от клетки к клетке. Вакуоли содержат клеточный сок, продук­ты обмена, способствуют поступле­нию воды в клетку.

Билет № 141. Образование   зиготы,   ее первые деления — начало инди­видуального развития организма при половом размножении. Эмб­риональный и постэмбриональ­ный периоды развития организ­мов.2. Эмбриональное развитие — период жизни организма с момен­та образования зиготы до рожде­ния или выхода зародыша из яй­ца.3. Стадии эмбрионального раз­вития (на примере ланцетника):

1) дробление — многократное де­ление зиготы путем митоза. Обра­зование множества мелких кле­ток (при этом они не растут), а за­тем шара с полостью внутри — бластулы, равной по размерам зи­готе; 2) образование гаструлы — двухслойного зародыша с наруж­ным слоем клеток (эктодермой) и внутренним, выстилающим по­лость (энтодермой). Кишечнополо-стные, губки — примеры живот­ных, которые в процессе эволюции остановились на двухслойной ста­дии; 3) образование трехслойного зародыша, появление третьего, среднего слоя клеток — мезодер­мы, завершение образования трех зародышевых листков; 4) заклад­ка из зародышевых листков раз­личных органов, специализация клеток.

4. Органы, формирующиеся из зародышевых листков.5. Взаимодействие частей заро­дыша в процессе эмбрионального развития — основа его целостно­сти. Сходство начальных стадий развития зародышей позвоночных животных — доказательство их родства.6. Высокая чувствительность зародыша к воздействию факто­ров среды. Вредное влияние алко­голя, наркотиков, курения на раз­витие зародыша, на подростка и взрослого человека.

2.1. Г. Мендель — основополож­ник генетики. Открытие им зако­нов наследственности на основе применения методов скрещива­ния и анализа потомства.

2. Изучение Г. Менделем гено­типов и фенотипов исследуемых организмов. Фенотип — совокуп­ность внешних и внутренних при­знаков, особенностей процессов жизнедеятельности. Генотип — совокупность генов в организме. Доминантный признак — преобла­дающий, господствующий; рецес­сивный — исчезающий, подавляе­мый признак. Гомозиготный организм содержит аллельные только доминантные (АА) или только ре­цессивные (аа) гены, которые контролируют формирование оп­ределенного признака. Гетерози-готный организм содержит в клет­ках доминантный и рецессивный гены (Аа). Они контролируют фор­мирование альтернативных при­знаков.

3. Правило единообразия (до­минирования) признаков у гибри­дов первого поколения — при скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков (например, желтая и зеленая окраска семян гороха), все потомство гибридов первого поколения будет единооб­разным, похожим на одного из ро­дителей (желтые семена).

4. Запись схемы скрещивания, отражающая правило единообра­зия гибридов первого поколения.

3Для обнаружения ферментов надо на кусочки сырого и вареного картофеля нанести по капле пе-роксида водорода (НдОд), наблю­дать, где произойдет его «вскипа­ние». Под влиянием фермента пероксидазы в клетках сырого картофеля происходит реакция разложения пероксида водорода с выделением кислорода, вызываю­щего «вскипание». При варке кар­тофеля фермент разрушается, по­этому на срезе вареного картофеля «вскипания» не происходит.

Билет № 151. Индивидуальное   развитие организма (онтогенез) — период жизни, который при половом раз­множении начинается с образова­ния зиготы, характеризуется необ­ратимыми изменениями (увеличе­нием массы, размеров, появлением новых тканей и органов) и завер­шается смертью.

2. Зародышевый (эмбриональ­ный) и послезародышевьш (пос­тэмбриональный) периоды инди­видуального развития организма.

3. Послезародышевое развитие (приходит на смену зародышевому) — период от рождения или вы­хода зародыша из яйца до смерти. Различные пути послезародыше-вого развития животных — пря­мое и непрямое: 1) прямое развитие — рождение потомства, внешне похожего на взрослый организм. Примеры:

развитие рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, некоторых видов насекомых. Так, малек ры­бы похож на взрослую рыбу, уте­нок на утку, котенок на кошку;

2) непрямое развитие — рожде­ние или выход из яйца потомства, отличающегося от взрослого орга­низма по морфологическим при­знакам, образу жизни (типу пита­ния, характеру передвижения). Пример: из яиц майского жука по­являются червеобразные личин­ки, живут в почве и питаются кор­нями в отличие от взрослого жука (живет на дереве, питается листь­ями).Стадии непрямого развития на­секомых: яйцо, личинка,куколка, взрослая особь. Особенности жиз­ни животных на стадии яйца и ку­колки — они неподвижны. Актив­ный образ жизни личинки и взрос­лого организма, разные условия обитания, использование разной пищи.

4. Значение непрямого разви­тия — ослабление конкуренции между родителями и потомством, так как они поедают разную пищу, у них разные места обитания. Не­прямое развитие — важное при­способление, возникшее в процес­се эволюции. Оно способствует ослаблению борьбы за существова­ние между родителями и потомст­вом, выживанию животных на ранних стадиях послезародышево-го развития.

2.1. Изучение Г. Менделем на­следственности с помощью гибри­дологического метода — скре­щивания родительских форм, раз­личающихся по определенным признакам, и изучение характера их наследования в ряду поколе­ний.

2. Скрещивание гомозиготнои доминантной и рецессивной осо­бей, появление в первом гибрид­ном поколении всех особей с доми­нантным признаком. Причина: все гибридные особи имеют гетерози-готный генотип, например, Аа, в котором доминантный ген подав­ляет рецессивный.3. Проявление закона расщеп­ления при скрещивании между собой гибридов первого поколения Аа хАа. Дальнейшее размножение гибридов — причина расщепле­ния, появления в потомстве Р^ особей с рецессивными призна­ками, составляющих примерно четвертую часть от всего потом­ства.4. Причины отсутствия рас­щепления во втором и последую­щих поколениях гомозиготных рецессивных особей — образова­ние гамет одного типа, наличие в них лишь рецессивного гена, на­пример, гамет с генами о. Слияние при оплодотворении мужской и женской гамет с генами а и а — причина образования гомозиготно-го потомства с рецессивным гено­типом — аа.

5. Гомозиготы — организмы, содержащие в клетках два одина-Биология

ковых гена по данному признаку (АА либо аа), отсутствие у них рас­щепления признаков в последую­щих поколениях. Гетерозиготы — организмы, содержащие в клет­ках разные гены по какому-либо признаку (Аа), дающие расщепле­ние признаков в последующих по­колениях.

3.Надо исходить из того, что ДНК служит матрицей для иРНК, она обеспечивает последовательность нуклеотидов в иРНК. Двойная спи­раль ДНК с помощью ферментов разъединяется, к одной ее цепи по­ступают нуклеотиды. На основе принципа дополнительности нукле­отиды располагаются и фиксируют­ся на матрице ДНК в строго опре­деленной последовательности. Так, к нуклеотиду Ц всегда присоеди­няется нуклеотид Г или наоборот:

к Г — Ц, & к нуклеотиду А—У РНК вместо тимина нуклеотид урацил). Затем нуклеотиды соеди­няются между собой и молекула иРНК сходит с матрицы.

Билет № 161. Ген — отрезок молекулы ДНК, носитель наследственной информации о первичной структу­ре одного белка. Локализация в одной молекуле ДНК нескольких сотен генов. Каждая молекула ДНК — носитель наследственной информации о первичной структу­ре сотен молекул белка.

2. Хромосома — важная со­ставная часть ядра, состоящая из одной молекулы ДНК в соедине­нии с молекулами белка. Следова­тельно, хромосомы — носители на­следственной информации. Чис­ло, форма и размеры хромосом — главный признак, генетический критерий вида. Изменение числа, формы или размера хромосом — причина мутаций, которые часто вредны для организма.3. Высокая активность деспи-рализованных хромосом в пери­од интерфазы. Самоудвоение мо­лекул ДНК, их участие в синтезе иРНК, белка.4. Ген   (отрезок   молекулы ДНК) матрица для синтеза иРНК, а иРНК — матрица для синтеза белка. Матричный харак­тер реакций самоудвоения моле­кул ДНК, синтеза иРНК, белка — основа передачи наследственной информации от гена к признаку, который определяется молекула­ми белка. Многообразие белков, их специфичность, многофункциона­льность — основа формирования различных признаков у организ­ма, реализации заложенной в ге­нах наследственной информации5. Самоудвоение хромосом, спи-рализация, четкий механизм их распределения между дочерними клетками в процессе митоза — путь передачи наследственной ин­формации от материнской к дочер­ним клеткам.

6. Путь передачи наследствен­ной информации от родителей по­томству: образование половых кле­ток с гаплоидным набором хромо­сом, оплодотворение, образование зиготы — первой клетки дочернего организма с диплоидным набором хромосом.

2.. Многообразие видов расте­ний, животных и других организ­мов, их закономерное расселе­ние в природе, возникновение в процессе эволюции относительно постоянных природных комплек­сов.

2. Биогеоценоз (экосистема) — совокупность   взаимосвязанных видов (популяций разных видов), длительное время обитающих на определенной территории с отно­сительно однородными условиями. Лес, луг, водоем, степь — примеры экосистем.

3. Автотрофный и гетеротроф­ный способы питания организ­мов, получения ими энергии. Ха­рактер питания — основа связей между особями разных популя­ций в биогеоценозе. Использова­ние автотрофами (в основном рас­тениями) неорганических веществ и солнечной энергии, создание из них органических веществ. Испо­льзование гетеротрофами (живот­ными, грибами, большинством бактерий) готовых органических

веществ, синтезированных авто­трофами, и заключенной в них энергии.

4. Организмы — производите­ли органического вещества, по­требители и разрушители — основные звенья биогеоценоза. 1) Организмы-производители — ав-тотрофы, в основном растения, со­здающие органические вещества из неорганических с использова­нием энергии света; 2) организ­мы-потребители — гетеротрофы, питаются готовыми органически­ми веществами и используют за­ключенную в них энергию (живот­ные, грибы, большинство бакте­рий); 3) организмы-разрушители — гетеротрофы, питаются остатка­ми растений и животных, разру­шают органические вещества до неорганических (бактерии, гри­бы).5. Взаимосвязь организмов про­изводителей, потребителей, раз­рушителей в биогеоценозе. Пище­вые связи — основа круговорота веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Цепи питания — пути передачи вещества и энергии в биогеоценозе. Пример: растения —> растительноядное животное (за­яц) —> хищник (волк). Звенья в це­пи питания (трофические уров­ни): первое — растения, второе — растительноядные животные, тре­тьи — хищники.

6. Растения — начальное звено цепей питания благодаря их спо­собности создавать органические вещества из неорганических с ис­пользованием солнечной энергии. Разветвленность цепей питания:

особи одного трофического уровня прозводители) служат пищей для организмов нескольких видов другого трофического уровня (по­требителей).

7. Саморегуляция в биогеоце-нозах — поддержание численно­сти особей каждого вида на опреде­ленном, относительно постоянном уровне. Саморегуляция — причи­на устойчивости биогеоценоза. Его зависимость от разнообразия обитающих видов, многообразия цепей питания, полноты кругово­рота веществ и превращения энер­гии.

3.Надо учитывать, что наследова­ние признаков, контролируемых генами, расположенными в Х-хро-мосоме, будет происходить иначе, чем контролируемых генами, нахо­дящимися в аутосомах. Например, наследование гена гемофилии свя­зано с Х-хромосомой, в которой он расположен. Доминантный ген Н обеспечивает свертываемость кро­ви, а рецессивный ген Н — несвер­тываемость. Если женщина имеет в клетках два гена НИ., то у нее проявляется болезнь, если НН — болезнь не проявляется, но она яв­ляется носителем гена гемофи­лии. У мужчин гемофилия прояв­ляется при наличии одного гена Н, так как у него всего одна Хромосома.


Билет № 171. Г. Мендель — основополож­ник генетики, которая изучает наследственность и изменчивость организмов, их материальные ос­новы.

2. Открытие Г. Менделем пра­вила единообразия, законов рас­щепления и независимого насле­дования. Проявление правила еди­нообразия и закона расщепления во всех видах скрещивания, а за­кона независимого наследования — при дигибридном и полигибрид­ном скрещивании.

3. Закон независимого наследо­вания — каждая пара признаков наследуется независимо от других пар и дает расщепление 3:1 по каждой паре (как и при моногиб­ридном скрещивании). Пример:

при скрещивании растений гороха с желтыми и гладкими семенами (доминантные признаки) с расте­ниями с зелеными и морщинисты­ми семенами (рецессивные призна­ки) во втором поколении происхо­дит расщепление в соотношении 3:1 (три части желтых и одна часть зеленых семян) и 3:1 (три части гладких и одна часть морщини­стых семян). Расщепление по од­ному признаку идет независимо от расщепления по другому.

4. Причины независимого на­следования признаков — располо­жение одной пары генов (Аа) в од­ной паре гомологичных хромосом, а другой пары (ВЬ) — в другой паре гомологичных хромосом. Поведе­ние одной пары негомологичных хромосом в митозе, мейозе и при оплодотворении не зависит от дру­гой пары. Пример: гены, определя­ющие цвет семян гороха, наследу­ются независимо от генов, опреде­ляющих форму семян.

2.1. Дубрава — устойчивый био-геоценоз, существует сотни лет, за­селен многими видами растений (около сотни) и животных (неско­лько тысяч), грибов, лишайников и др., длительное время занимает определенную территорию с отно­сительно однородными абиотиче­скими факторами (влажностью, температурой и др.).

2. Причины устойчивости дуб­равы — большое разнообразие видов, тесные связи между ними (пищевые, генетические), разнооб­разные приспособления к совмест­ному обитанию, сложившийся ме­ханизм саморегуляции — поддер­жания численности особей на относительно постоянном уровне.

3. Наличие в дубраве трех зве­ньев: организмов — производите­лей, потребителей и разрушителей органического вещества. Различ­ный характер питания, способов получения энергии организмами этих звеньев — основа пищевых связей, круговорота веществ и по­тока энергии. Живое население дубравы — биотические факторы,

факторы неживой природы — аби­отические.

4. Организмы — производите­ли дубравы. Многолетние древес­ные широколиственные и мелко­лиственные растения — основные производители органического ве­щества. Ярусное расположение растений, наличие 4—5 ярусов — приспособленность к эффективно­му использованию света, влаги, территории.

5. Высокая продуктивность ор­ганизмов-производителей (расте­ний) — причина заселения дубра­вы множеством видов животных от простейших до млекопитаю­щих. Наибольшее разнообразие видов членистоногих в дубраве:

растительноядных, хищных, пара­зитов.

6. Особенности цепей питания дубравы — их разнообразие, боль­шое число звеньев, разветвлен-ность (сети питания — один вид служит пищей для нескольких ви­дов). Эффективное использование органического вещества и энергии, полный круговорот веществ.

7. Жуки-мертвоеды, кожееды, личинки падальных мух, грибы, гнилостные бактерии — организ­мы-разрушители,   расщепление ими отмерших частей растений, остатков животных и продуктов их жизнедеятельности до минера­льных веществ. Использование растениями в процессе почвенного питания минеральных веществ.

8. Саморегуляция в дубраве — совместное существование раз­личных видов с разными спосо­бами питания. Численность особей каждого  вида  ограничивается определенным уровнем, а полного

уничтожения их не происходит. Пример: зайцы, лоси, насекомые не уничтожают полностью рас­тения, которыми они питаются;

лисы, волки ограничивают чис­ленность популяций зайцев, поле­вок.

9. Ярусное расположение рас­тений, теневыносливость трав, ранневесеннее цветение лукович­ных растений — примеры приспо­собленности организмов к биоти­ческим и абиотическим факторам среды.

3.Надо приготовить микроскоп к работе: осветить поле зрения, с по­мощью винтов найти четкое изо­бражение, рассмотреть клетку, в которой ядро обособлено от цито­плазмы оболочкой, хромосомы имеют вид тонких нитей и тесно переплетены.

Билет 181. Десятки и сотни тысяч генов в клетке — основа формирования большого разнообразия признаков в организме. Несоответствие числа хромосом (единицы, десятки) чис­лу генов (тысячи, сотни тысяч) — доказательство расположения в каждой хромосоме множества ге­нов.

2. Группа сцепления — хромо­сома, в которой расположено боль­шое число генов. Соответствие групп сцепления числу хромосом.

3. Неприменимость закона не­зависимого наследования к при­знакам, формирование которых определяется генами, расположен­ными в одной группе сцепления — хромосоме. Закон сцепленного на­следования, открытый Т. Морга­ном, — сцепление генов,локализо­ванных в одной хромосоме. Совме­стное наследование генов одной группы сцепления (при мейозе хромосомы со всей группой генов попадают в одну гамету, а не рас­ходятся в разные гаметы).

4. Кроссинговер — перекрест хромосом и обмен участками генов между гомологичными хромосома­ми — причина нарушения сцеп­ленного наследования, появления в потомстве особей с перекомбини­рованными признаками. Пример:

при скрещивании дрозофил с се­рым телом и нормальными крыль­ями и дрозофил с темным телом и зачаточными крыльями появляет­ся потомство с родительскими фе­нотипами и небольшое число осо­бей с перекомбинацией признаков:

серое тело — зачаточные крылья и темное тело — нормальные кры­лья.

5. Зависимость частоты пере­креста, перекомбинации генов от расстояния между ними: чем боль­ше расстояние между генами, тем больше вероятность обмена участ­ками генов. Использование этой зависимости для составления гене­тических карт. Отражение в гене­тических картах места расположе­ния генов в хромосоме, расстояния между ними. Значение перекреста хромосом — возникновение новых комбинаций генов, повышение на­следственной изменчивости, игра­ющей большую роль в эволюции и селекции.

2.1. Хвойный лес — биогеоценоз, который занимает длительное вре­мя определенную территорию с от­носительно однородными условия­ми, в нем обитает совокупность популяций разных видов, проис­ходит круговорот веществ.

2. Наличие  в  биогеоценозе хвойного леса трех звеньев: про­изводителей органического веще­ства, его потребителей и разруши­телей.

1) Организмы-производители — в основном виды хвойных, а также некоторые виды мелко- и широко­лиственных древесных растений, лишайники и мхи, небольшое чис­ло видов кустарников и трав. Ярусное расположение растений и животных — приспособление к бо­лее полному использованию света, питательных веществ, террито­рии. Причина небольшого числа ярусов в лесу — недостаток света;

2) организмы-потребители — раз­ные виды членистоногих, земно­водных, пресмыкающихся, птиц и

млекопитающих, среди них одни — растительноядные, другие — хищ­ные, третьи — паразиты;

3) организмы-разрушители — черви, грибы, бактерии.

3. Биотические факторы сре­ды — все взаимодействующие меж­ду собой живые обитатели хвойно­го леса. Абиотические факторы — свет, влажность, температура, воз­дух и др.

4. Небольшое число видов по сравнению с дубравой, недостаток света, бедный олад, малопло­дородная почва обусловили ко­роткие цепи питания в хвойном лесу. Пример: растения (хвойные и др.) —> растительноядные жи­вотные (белка) —> хищные (ли­сица).

5. Саморегуляция — механизм поддержания численности популя­ций на определенном уровне (осо­би одного вида не уничтожают полностью особей другого вида, а лишь ограничивают их числен­ность). Значение саморегуляции для сохранения устойчивости эко­системы.

3.

Надо приготовить микроскоп к работе: положить микропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения микроскопа, с помо­щью винтов добиться четкого изображения, найти клетку со следующими признаками про­фазы: ядро имеет оболочку, в нем расположены компактные тель­ца — хромосомы, каждая из них состоит из двух хроматид (хотя хроматиды не видны в световой микроскоп).


Билет191. Наличие в клетках аутосом —

парных хромосом, одинаковых для мужского и женского организ­мов, и половых хромосом, опреде­ляющих пол организма.2. Наборы хромосом: наличие в клетках тела человека 44 аутосом (различий в строении аутосом в мужском и женском организмах нет) и двух половых хромосом, одинаковых у женщин (XX) и раз­ных у мужчин (ХУ). Особенности набора хромосом в половых клет­ках: 22 аутосомы и 1 половая хромосома (у мужчин: 22А + Х и 22А + У, у женщин — 22А + X).3. Зависимость формирования пола организма от сочетания по­ловых хромосом при оплодотворе­нии. Одинаковая вероятность объ­единения в зиготе как двух Х-хро-мосом, так и ХУ. Формирование из зиготы с XX хромосомами девоч­ки, а с ХУ — мальчика (у птиц и пресмыкающихся сочетание ХУ определяет женский пол).4. Наследование, сцепленное с полом. Наличие в половых хромо­сомах генов, отвечающих за фор­мирование неполовых признаков. Например, рецессивный ген гемо­филии (несвертываемости крови) — Л, локализованный в двух Х-хро-мосомах, — причина заболевания женщины. Наибольшая вероят­ность заболевания гемофилией мужчины — из-за наличия всего одной Х-хромосомы в его клетках.

2.1. Водоем, как и дубрава, — биогеоценоз, в котором длительное время на определенной террито­рии обитают организмы — проду­центы, консументы и редуценты, связанные между собой и с абиоти­ческими факторами. Все живое на­селение водоема — биотические факторы, жизнедеятельность од­них организмов оказывает сущест­венное влияние на другие, на био­геоценоз, круговорот веществ в нем.

2. Особенности абиотических факторов водоема — высокая плотность среды, низкое содержа­ние в ней кислорода, незначитель­ные колебания температуры. Воз-духоносные полости в стебле и листьях — приспособленность вод­ных растений к недостатку кисло­рода.3. Прибрежная зона в водоеме, причины наибольшего скопления организмов в ней: обилие света, необходимого для жизни расте­ний, много пищи для животных. Недостаток света, кислорода, тепла, пищи — причина бедности ви­дового состава в глубинах водоема 4. Продуценты — автотрофы (водоросли и высшие травянистые растения), их роль в биогеоценозе водоема: создание органических веществ из неорганических в про­цессе фотосинтеза и обогащение во­ды кислородом — основа обеспече­ния животных и других гетеротро-фов пищей, энергией, кислородом.

5. Консументы — гетеротрофы, разные виды животных (рыбы, моллюски, насекомые, черви, даф­нии и др.), их роль в водоеме: рас­щепление органических веществ, обогащение воды углекислым га­зом — исходный продукт фотосин­теза.

6. Редуценты — чаще всего ор-ганизмы-сапрофиты (грибы, бак­терии), а также жуки-мертвоеды и др., их пища — органические ве­щества мертвых остатков растений и животных, продукты жизнеде­ятельности животных. Разруше­ние сапрофитами органических ве­ществ до неорганических, исполь­зование их растениями в процессе минерального питания.7. Движение вещества и энер­гии в цепях питания, значитель­ные потери энергии от звена к звену — причина коротких цепей питания. Растения или органиче­ские остатки (результат жизнедея­тельности растений) — начальное звено цепей питания, включение ими солнечной энергии в кругово­рот веществ. Растения —> растите-льноядные животные —» хищные животные (цепь питания).

8. Водоем — устойчивый биоге-оценоз, зависимость его стабиль­ности от видового разнообразия,

саморегуляции, полноты кругово­рота веществ. Жизнедеятельность обитателей водоема, изменение абиотических факторов, влияние деятельности человека — причины изменения биогеоценоза.

3.Надо осветить поле зрения мик­роскопа, с помощью винтов до­биться четкого изображения объ­екта, найти и рассмотреть клетку со следующими признаками мета-фазы: отсутствие ядерной оболоч­ки, хромосомы расположены в ряд в плоскости экватора, от цент-риолей к хромосомам подходят ни­ти веретена деления, наметилось расхождение хроматид к полюсам клетки.

едини­ца наследственности, относитель­ная самостоятельность его действия (гены окраски семян действуют независимо от генов, определяю­щих форму семян).Ошибочность утверждения, что генотип — сумма не связанных между собой генов. Генотип — це­лостная система благодаря взаимо­действию генов в клетке. Пример взаимодействия аллельных генов:

полное и неполное доминирование. Аллельные гены — парные, опре­деляющие развитие взаимоисклю­чающих признаков (высокий и ни­зкий рост, курчавые и гладкие во­лосы, голубые и черные глаза у человека).2. Взаимодействие неаллель-ных генов: развитие какого-либо признака под контролем несколь­ких генов — основа новообразова­ния при скрещивании. Пример:появление серых кроликов (АаВЪ) при скрещивании черного (ААЬЬ) и белого (ааВВ). Причина новообра­зования: за окраску шерсти отве­чают гены Аа (А — черная шерсть, а — белая), за распределение пиг­мента по длине волос — гены ВЬ (В — пигмент скапливается у кор­ня волоса, Ь — пигмент равномерно распределяется по длине волоса).3. Множественное действие ге­нов — влияние одного гена на фор­мирование ряда признаков. При­мер: ген, отвечающий за образова­ние красного пигмента в цветке, способствует его появлению в стеб­ле, листьях, вызывает удлинение стебля, увеличение массы семян. Широкое распространение в при­роде явления множественного дей­ствия генов. Взаимодействие и множественное действие генов — основа целостности генотипа.

21. Цепи питания — основной вид связи организмов разных ви­дов в биогеоценозе. Зависимость жизни консументов и редуцентов от продуцентов, которые синтези­руют органические вещества в про­цессе фотосинтеза.

2. Зависимость длины цепей питания от эффективности испо­льзования и превращения энер­гии в процессе питания, от числа организмов и их размера. Исполь­зование растениями в процессе фотосинтеза лишь 1% солнечной энергии. Причина однократного использования энергии — расходо­вание организмами каждого звена в цепи питания значительной ча­сти энергии на процессы жизнеде­ятельности, частичное рассеивание ее в виде тепла. Многократное ис­пользование вещества в биогеоце­нозе благодаря его круговороту.

3. Правила экологической пи­рамиды. Потеря энергии (около 90%) при переходе вещества и за­ключенной в нем энергии от звена к звену в пищевой цепи — причи­на коротких цепей питания в био-геоценозах (3—5 звеньев). Эколо­гическая пирамида энергии — ото­бражение потери энергии при переходе с одного трофического уровня на другой. Правило эколо­гической пирамиды численнос­ти — уменьшение численности ви­дов при переходе с одного трофиче­ского уровня (растения) на другой (растительноядные животные, за­тем хищники).

4. Необходимость учета прави­ла экологической пирамиды при использовании человеком растите­льной и животной продукции (вырубке леса для получения древеси­ны, отстреле промысловых живот­ных, ловле рыбы и др.).

3.Надо взять два кусочка карто­феля: один сырой, другой варе­ный, нанести на них по капле перекиси водорода. «Вскипание» перекиси на сыром картофеле ука­зывает на ее расщепление в клет­ках картофеля ферментом перок-сидазой и выделение кислорода. Отсутствие «вскипания» на кусоч­ке вареного картофеля связано с тем, что при его варке фермент разрушился. Известно, что при высокой температуре разрушают­ся молекулы белка. Значит, дан­ный фермент, как и другие фер­менты, имеет белковую природу.

Билет № 221. Фенотип — совокупность внешних и внутренних призна­ков, особенности функционирова­ния организма. Генотип — сово­купность генов, которые организм получает от родителей.

2. Зависимость проявления ге­нотипа, влияния генов на фор­мирование фенотипа от условий среды. Модификационная измен­чивость — изменение фенотипа, не связанное с изменением генотипа. Пример: разрезанную вдоль одну половину корня одуванчика выра­щивали в горах, а другую на рав­нине. В горах из нее выросло расте­ние с мелкими листьями, низкое, а на равнине высокое, с крупными листьями. Причины различий — влияние условий среды (при оди­наковом генотипе).

3. Пределы модификационной изменчивости — норма реакции. Широкая норма реакции: значи­тельные изменения признака, на­пример, надоев молока в зависимо­сти от кормления, ухода; узкая норма реакции, незначительные изменения признака, например, жирности молока, окраски шер­сти. Изменения фенотипа, вызван­ные изменениями окружающей среды, не ведут к изменению гено­типа.

4. Наследование нормы реак­ции организмом, причина измене­ния нормы реакции — изменение генотипа. Формирование феноти­па — результат взаимодействия ге­нотипа с условиями среды.5. Приспособительное значение модификационной изменчивости для сохранения и процветания ви­да.

6. Применение знаний о моди­фикационной изменчивости в се­льском хозяйстве. Пример: плодо­родная почва, хороший уход для реализации генотипа высокопро­дуктивных сортов растений. Про­явление признаков пород крупного рогатого скота, свиней, овец толь­ко при соблюдении рациона корм­ления, правил ухода за животны­ми. Нарушение научной техноло­гии выращивания растений и животных — причина снижения их продуктивности.

2.1. Биогеоценоз — относительно устойчивая экосистема, существу­ющая десятки, сотни лет. Зависи­мость устойчивости биогеоценозов от разнообразия видов, их приспо­собленности к совместному обита­нию, от саморегуляции, кругово­рота веществ.

2. Изменения в биогеоцено­зах — изменение численности по-

попуяции, ее зависимость от соот­ношения рождаемости и гибели особей. Факторы, влияющие на это соотношение: изменение экологи­ческих условий, их сильное откло­нение (для животных — количест­во корма, влаги, для растений — освещенность, влажность, содер­жание минеральных веществ в поч­ве). Изменение видового состава, среды обитания под влиянием жи­знедеятельности организмов (по­глощения из окружающей среды определенных веществ и выделение продуктов жизнедеятельности — внутренние причины изменения в биогеоценозах).

Использование знаний о колеба­ниях численности популяций для предотвращения массового раз­множения насекомых-вредителей, мышевидных грызунов.

3. Зависимость устойчивости би-огеоценоза от внешних причин — изменения погодных, климатиче­ских условий, от деятельности че­ловека (осушение болот, вырубка лесов, загрязнение среды, засоле­ние пахотных земель и др.).

4. Смена биогеоценозов — их естественное развитие от менее ус­тойчивого к более устойчивому. Действие комплекса внешних и внутренних факторов — причина смены биогеоценозов. Ведущая роль растений в смене наземных биогеоценозов.

Причины зарастания водоема — накопление органических остат­ков на дне вследствие их слабого окисления из-за недостатка кисло­рода. Накопление ила, отложение глины, песка, обмеление — причи­ны смены растительности. Появле­

ние болота, затем осокового луга, а в дальнейшем, возможно, и леса.

5. Биогеоценоз — целостная экосистема, его основными компо­нентами являются популяции и виды. Изменения в биогеоцено­зах, смена их — одна из причин со­кращения численности популя­ций, вымирания видов. Охрана биогеоценозов — эффективный способ сохранения численности популяций, видов как составных частей целостных экосистем, под­держания в них равновесия.

3.Клубеньки представляют собой вздутия на корнях бобового расте­ния, которые образуются за счет разрастания тканей корня. В них обитают клубеньковые бактерии, усваивающие азот из воздуха. Бак­терии обеспечивают растения до­ступными соединениями азота, а от растения получают органиче­ские вещества. Это явление назы­вают симбиозом.

Билет № 231. Селекция — наука о выведе­нии новых сортов растений и по­род животных. Порода (сорт) — искусственно созданная челове­ком популяция, которая характе­ризуется наследственными биоло­гическими особенностями, морфо­логическими и физиологическими признаками, продуктивностью.

2. Ч. Дарвин — основополож­ник науки селекции, обосновав­ший значение наследственной из­менчивости и искусственного отбо­ра в создании новых сортов и пород.3. Вклад Н. И. Вавилова в раз­витие науки селекции, в разработ­ку ее задач. Обоснование Н. И. Ва­виловым необходимости использо­вания законов генетики в качест­ве научных основ селекции. Изу­чение и создание им коллекции сортового и видового разнообра­зия растений как исходного мате­риала для селекции.

4. Закон Н. И. Вавилова о го­мологических рядах в наследст­венной изменчивости, его значе­ние для селекции: выявление сходных наследственных измене­ний у организмов близких видов.5. Изучение Н. И. Вавиловым видового разнообразия. Богатство генофонда диких видов, превыше­ние генофонда сортов растений и пород животных, необходимость изучения мирового богатства ви­дов для селекции.

6. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и проис­

хождения культурных растений.

Центры происхождения культур­ных растений — в основном гор­ные районы, древние очаги земле­делия, характеризующиеся много­образием видов, разновидностей, родина сортов растений. Основные центры происхождения культур­ных растений.

7. Значение селекции — созда­ние большого разнообразия высо­копродуктивных сортов растений, полиплоидных форм, пригодных для выращивания в разных кли­матических условиях, а также пород животных, высокопродук­тивных гибридных форм, бройле­ров и др.

2.1. Агроценоз (агроэкосистема) — искусственная система, созданная в результате деятельности челове­ка. Примеры агроценозов: парк, поле, сад, пастбище, приусадеб­ный участок.2. Сходство агроценоза и биоге-оценоза, наличие трех звеньев: ор­ганизмов — производителей, по­требителей и разрушителей орга­нического вещества, круговорот веществ, территориальные и пи­щевые связи между организмами, растения — начальное звено цепи питания.

3. Отличия агроценоза от био-геоценоза: небольшое число видов в агроценозе, преобладание орга­низмов одного вида (например, пшеницы в поле, овец на пастби­ще), короткие цепи питания, непо­лный круговорот веществ (значи­тельный вынос биомассы в виде урожая), слабая саморегуляция, высокая численность животных

отдельных видов (вредителей сель­скохозяйственных растений или паразитов).

4. Агроценоз — экологически неустойчивая система, ее причи­ны — слабый круговорот веществ, недостаточно выраженная саморе­гуляция, небольшое число видов и др.5. Роль человека в повышении продуктивности агроценозов: вы­ведение высокопродуктивных сор­тов растений и пород животных, их выращивание с использованием новейших технологий, учет биоло­гии организмов (потребность в пи­тательных веществах, потребности растений в тепле, влажности и др.), борьба с болезнями и вредите­лями, своевременное проведение сельскохозяйственных работ и др.

6. Агроценозы как источник загрязнения окружающей среды:

биологического (массовое размно­жение, вспышка численности на­секомых-вредителей), химическо­го (смыв в водоемы избытка ядохи­микатов, удобрений, гибель от ядохимикатов насекомых-опыли­телей, изменение фауны почвы под воздействием   химических  ве­ществ и др.).

7. Защита природы от загряз­нения сельскохозяйственным про­изводством — соблюдение норм и сроков внесения минеральных удобрений, применения ядохими­катов, новых технологий обработ­ки почвы.

3.Надо описать цвет своих волос и глаз, примерный рост, массу — признаки фенотипа. Известно, что темный цвет волос и глаз — доми­

нантные признаки, а светлые воло­сы и голубые глаза — рецессивные признаки, нормальный рост — ре­цессивный признак, а низкий — доминантный. Таким путем можно определить и генотип.

лет № 241. Селекция — это эволюция, управляемая человеком (Н. И. Ва­вилов).  Результаты  эволюции органического мира — многообра­зие видов растений и животных. Результаты селекции — многооб­разие сортов растений и пород жи­вотных. Движущие силы эволю­ции: наследственная изменчивость и естественный отбор; основа со­здания новых сортов растений и пород животных: наследственная изменчивость и искусственный отбор.

2. Методы селекции растений и животных: скрещивание и искус­ственный отбор. Скрещивание разных сортов растений и пород животных — основа повышения генетического разнообразия потом­ства. Виды скрещивания растений:

перекрестное опыление и самоопы­ление. Самоопыление перекрестно-опыляемых растений — способ по­лучения гомозиготного по ряду признаков потомства. Перекрест­ное опыление — способ увеличе­ния разнообразия потомства.

3. Типы скрещивания живот­ных: родственное и неродствен­ное. Неродственное — скрещива­ние особей одной или разных по­род, направленное на поддержание или улучшение признаков породы. Близкородственное — скрещива­ние между братьями и сестрами, родителями и потомством, направ­ленное на получение потомства, гомозиготного по ряду признаков, на сохранение у него ценных при­знаков. Близкородственное скре­щивание — один из этапов селек­ционной работы.

4. Искусственный отбор — со­хранение для дальнейшего размно­жения особей с интересующими се­лекционера признаками. Формы отбора: массовый и индивидуаль­ный. Массовый отбор — сохране­ние группы особей из потомства, имеющих ценные признаки. Ин­дивидуальный отбор — выделение отдельных особей с интересующи­ми человека признаками и получе­ние от них потомства.

5. Применение в селекции рас­тений массового отбора для полу­чения генетически разнородного материала, гетерозиготных особей. Результаты многократного инди­видуального отбора — выведение чистых (гомозиготных) линий.

6. Причины применения в селекции животных только ин­дивидуального отбора — мало­численное потомство. При отбо­ре особей необходимо учитывать развитие у них экстерьерных признаков (телосложения, соот­ношения частей тела, внешних признаков), которые связаны с формированием   хозяйственных признаков (например, молочности у коров).

7. Скрещивание и отбор — уни­версальные методы селекции, воз­можность их применения при со­здании новых сортов растений и пород животных.

2.1. Связь организмов разных видов в биогеоценозе между собой и с окружающей средой — необхо­димое условие обмена веществ и превращения энергии в организ­мах. Обмен веществ — основной признак жизни.

2. Истощение запасов неорга­нических веществ в биогеоценозе в результате постоянного исполь­зования их организмами в процес­се обмена веществ. Восполнение запасов неорганических веществ за счет расщепления органических веществ в процессе жизнедеятель­ности организмов.

3. Последовательное превраще­ние веществ и энергии в биоге-оценозах — основа круговорота веществ. Постоянный переход од­них элементов из неживой приро­ды в организмы, из организмов од­них видов в другие, возвращение их из организмов в неживую при­роду — биологический круговорот веществ. Круговорот — основа

многократного использования ве­ществ, одних и тех же элементов организмами.

4. Обмен веществ, рост, раз­множение организмов — основ­ные процессы жизнедеятельно­сти, обеспечивающие круговорот веществ и превращения энергии. Растения — организмы-произво­дители, создающие первичную биологическую продукцию, испо­льзуемую всеми организмами. Животные — организмы-потреби­тели, которые осуществляют пре­вращение первичной биологиче­ской продукции во вторичную (животную). Бактерии, грибы и другие организмы — разрушители первичной и вторичной продукции до неорганических веществ. Они обеспечивают поступление неорга­нических веществ в почву, водо­емы, атмосферу и возможность повторного использования расте­ниями.

5. Круговорот веществ — процесс сложных последовате­льных превращений веществ, на которые расходуется много энер­гии. Солнце — основной источник энергии, обеспечивающий круго­ворот веществ. Роль растений в ис­пользовании солнечной энергии и включении ее в круговорот ве­ществ.

6. Пищевые связи между орга­низмами — основа передачи ве­щества и энергии по цепям пита­ния. Большие затраты энергии на процессы жизнедеятельности, по­тери ее в виде тепла — причина од­нократного использования энер­гии, полученной организмами с пищей.

3.Надо учитывать, что синтез молекулы белка происходит на матрице иРНК. Тройки нуклеоти-дов — триплеты в иРНК кодируют определенные аминокислоты. От­резок молекулы иРНК следует разделить на триплеты, найти в таблице генетического кода коди­руемые ими аминокислоты и запи­сать под триплетами иРНК, а затем соединить аминокислоты между собой. Получим отрезок мо­лекулы б

елка.

Билет № 25. Использование в селекции явления гетерозиса — гибридной силы, которая проявляется в по­вышении жизнеспособности и про­дуктивности гибридов. Способы получения гетерозиса: 1) принуди­тельное самоопыление перекрест-ноопыляемых растений (или близ­кородственное скрещивание животных) для перевода большинства генов в гомозиготное состояние;

2) скрещивание гомозиготных осо­бей разных линий, получение гиб­ридов, у которых большинство генов переходит в гетерозиготное состояние, в результате чего повы­шается их жизнеспособность и продуктивность.

2. Гетерозис — основа высокой продуктивности бройлерных цып­лят, кукурузы, выращенной из гибридных семян. Способ получе­ния гибридных семян кукурузы — создание чистых линий, затем межлинейное скрещивание для пе­ревода большинства генов в гетеро­зиготное состояние.

3. Причины затухания явления гетерозиса в последующих поко­лениях — действие закона расщеп­ления во втором и последующих поколениях, появление гомозигот по целому ряду хозяйственно цен­ных признаков, снижение продук­тивности, жизнеспособности.

4. Полиплоидия — кратное уве­личение числа хромосом в потом­стве, особый тип наследственной изменчивости, хромосомных мута­ций. Причины возникновения по-липлоидных форм — нарушение процессов митоза и мейоза (хромо­сомы после их удвоения не расхо­дятся в дочерние клетки, а остают­ся в материнской). В процессе ми­тоза возникает клетка с четырьмя наборами хромосом (тетраплоид-ная), в процессе мейоза вместо гап-лоидной формируется диплоидная клетка. Причина образования три-плоидной зиготы — слияние при оплодотворении диплоидной гаме­ты с гаплоидной, а тетраплоидной

зиготы — слияние двух диплоид-ных гамет.

5. Широкое распространение полиплоидии в природе среди растений. Особенности полипло-идных форм — увеличение массы и размеров по сравнению с дипло-идными организмами. Использо­вание полиплоидии в селекции. Искусственное получение поли-плоидных форм воздействием на клетки в период деления химиче­скими веществами, которые не препятствуют удвоению хромосом, но мешают их расхождению в до­черние клетки.

6. Мутагенез — искусственное получение мутаций для усиления наследственной изменчивости ор­ганизмов. Мутагенез — основа по­вышения эффективности искусст­венного отбора. Мутагены — ве­щества, вызывающие изменения ДНК, генов: это рентгеновские лу­чи, ионизирующее излучение, ак­тивные химические вещества и др.

7. Использование мутагенеза в селекции: экспериментальное по­лучение разнообразных мутаций. Мутагенез — важный метод повы­шения эффективности отбора, от­бор — метод сохранения лишь та­ких мутаций, которые необходи­мы для создания нового сорта.

2.1. Биогеоценоз — целостная, ус­тойчивая система, все живые ком­поненты которой тесно связаны между собой и с неживой природой. Механизм, поддерживающий цело­стность и устойчивость биогеоцено-за: саморегуляция, круговорот ве­ществ, приспособленность популяций к совместному обитанию и к абиотическим факторам.

2. Производственная деятель­ность человека как мощный фак­тор воздействия на биогеоценозы, способствующий нарушению в них равновесия, их изменению. За­грязнение биогеоценозов (возду­ха, почвы, воды) промышленны­ми и бытовыми отходами, его последствия (кислотные дожди, вызывающие гибель растений, осо­бенно деревьев; накопление в поч­ве и водоемах солей тяжелых металлов — результат работы ав­томобильного транспорта, погло­щение этих веществ грибами, рас­тениями, которые иногда приво­дят к отравлению людей, и др.).

3. Изменения в биогеоценозах под влиянием сельскохозяйствен­ной деятельности. Например, пере­выпас скота на пастбищах способст­вует резкому ухудшению их ка­чества: исчезновению из травостоя видов съедобных высокорослых трав и заселению биогеоценоза низ­корослыми, колючими и горькими растениями (чертополох, полынь).

4. Изменение экосистемы леса под влиянием деятельности чело­века. Заготовка древесины ценных пород деревьев без учета годичного прироста — причина смены видо­вого состава леса, замены ценных пород (сосны, ели, пихты, листвен­ницы) на малоценные (березу, оси­ну, ольху) и др. Изменение экосис­темы леса при использовании его в рекреационных целях (для отды­ха людей): уплотнение почвы — причина заболевания корневых систем, смены травянистой расти­тельности; заселения леса устойчи­выми к вытаптыванию травами,

которые препятствуют появлению всходов древесной растительности. Все это ведет к изреживанию дре­востоя, изменению видового соста­ва деревьев, трав, птиц, насеко­мых и др.

5. Меры охраны биогеоцено­зов: создание очистных сооруже­ний на промышленных производ­ствах, чтобы уменьшить загрязне­ние природной среды; заготовка древесины с учетом ее годичного прироста, сохранение при рубке леса крупных ценных плодонося­щих деревьев; создание экологиче­ских троп и площадок для отдыха в лесу; умеренный выпас скота на лугах и степях, подсев поедаемых животными трав и др.

3.Осветить поле зрения микроско­па, рассмотреть объект, найти по­кровную ткань. Выявить особенно­сти строения ткани: клетки тесно прилегают друг к другу, их обо­лочки на поверхности листа утол­щены, в значительной части кле­ток нет хлоропластов, имеются ус­тьица из двух замыкающих клеток и щели между ними. Замыкающие клетки периодически смыкаются и размыкаются, при этом устьич-ная щель то закрывается, то от­крывается. В открытую устьичную щель внутрь листа поступает угле­кислый газ, а из листа выделяются пары воды и кислород.

























Билет № 271. Сорт (порода) — созданная человеком группа сходных особей (искусственная популяция), обла­дающих наибольшим генетиче­ским, морфологическим и физиоло­гическим сходством, хозяйственно ценными признаками. Преоблада­ние у особей сорта (породы) при­знаков, которые представляют ин­терес для человека. Наличие у сортов (пород) признаков бесполез­ных и даже вредных для организма (большая масса плодов, корнепло­дов, кочана, высокие удои молока, яйценоскость кур и др.).

2. Популяция — группа близ­кородственных особей, обладаю­щих наибольшим фенотипическим и генотипическим сходством, ко­торые свободно скрещиваются между собой и дают плодовитое по­томство; обитают длительное вре­мя на определенной части ареала вида, обособленно от других групп этого же вида.

3. Популяция — структурная единица вида, приспособленная к жизни в определенных условиях. Наличие в составе вида ряда по­пуляций — причина заселения видом большого ареала с разно­образными экологическими усло­виями.

4. Популяция — единица эво­люции, у особей постоянно воз­никают мутации, они распростра­няются благодаря скрещиванию, рецессивные мутации накаплива­ются и проявляются в гомозигот-ном состоянии. Естественный от­бор сохраняет особей с мутациями, полезными для жизни в условиях, где он действует. В течение многих поколений отбор приводит к изме­нению популяций — эволюции, возникновению видов.

5. Сорт (порода) — искусствен­ная популяция, созданная челове­ком и выращиваемая в агроэкосис-темах с целью получения урожая. Естественная популяция обитает в природных экосистемах, она при­способлена к среде обитания. Ес­тественный отбор не направлен на повышение продуктивности попу­ляции, он способствует выжива­емости, приспособленности к среде обитания.

6. Причины многообразия со­ртов и пород — выведение их че­ловеком для удовлетворения своих потребностей в пище, сырье и пр. Методы создания сортов и пород:

гибридизация — скрещивание как способ увеличения наследствен­ной изменчивости организмов и искусственный отбор как способ сохранения особей с интересующи­ми селекционера признаками, их последующее размножение и даль­нейший отбор.

7. Причины многообразия ес­тественных популяций — их из­менение под воздействием движу­щих сил: наследственной изменчи­вости, борьбы за существование, естественного отбора.

2.1. В. И. Вернадский — осново­положник учения о биосфере, о

связи химии Земли с химией жи­вого, о роли живого вещества в преобразовании земной поверхно­сти.

2. Биомасса, или живое ве­щество, — совокупность всех жи­вых организмов. Роль живого ве­щества в формировании биосферы, изменении газового состава атмос­феры, гидросферы, образовании почвы.

3. Живое вещество — наиболее активный компонент в круговоро­те веществ в биосфере. Вовлече­ние организмами в круговорот ог­ромной массы минеральных ве­ществ. Непрерывное перемещение веществ между почвой, растения­ми, животными, грибами, бакте­риями и др.

4. Закономерности распростра­нения биомассы в биосфере:

1) скопление биомассы в зонах с наиболее благоприятными услови­ями среды обитания (на границе разных сред, например атмосферы и литосферы, атмосферы и гидро-

сферы); 2) преобладание на Зем­ле биомассы растений (97%) по сравнению с биомассой животных и микроорганизмов (всего 3%);

3) увеличение биомассы, числа видов от полюсов к экватору, наибольшее сгущение ее во влаж­ных тропических лесах; 4) про­явление указанной закономерно­сти распространения биомассы на суше, в почве, в Мировом океане. Значительное превышение био­массы суши (в тысячу раз) по срав­нению с биомассой Мирового оке­ана.

5.   Тенденции   сокращения биомассы под влиянием деятель­ности человека. Исчезновение ря­да видов растений и животных, обитающих на суше и в Мировом океане,   сокращение   площади естественных экосистем за счет строительства городов, дорог, умень­шение биомассы морей вслед­ствие их чрезмерного химиче­ского и физического загрязне­ния.

6. Меры, направленные на со­хранение равновесия в биосфере, биологического разнообразия. Со­здание национальных парков, био­сферных заповедников, монито­ринг и т. д.

3.Надо отобрать растения, расти-тельноядных животных, хищни­ков и составить следующую цепь питания: растения —> растительно-ядное животное —> хищное живот­ное. Вещество и энергия переме­щаются от растений к раститель-ноядным животным, а от них — к хищникам. Цепь питания начина­ется с растений, так как только

они способны использовать сол­нечную энергию, которая обеспе­чивает круговорот веществ, и со­здавать органические вещества из неорганических. Большинство ор­ганизмов используют в пищу со­зданные растениями органиче­ские вещества.


Билет № 283. Неоднородность вида в пре­делах ареала, наличие в нем отно­сительно обособленных, однород­ных по составу групп особей — по­пуляций. Популяция — форма существования вида, единица эво­люции, в недрах которой зарожда­ется новый вид. 4. Предполагаемые этапы ви­дообразования: 1)возникновение у особей мутаций; 2) скрещивание этих особей и распространение в популяции мутаций — причина ее неоднородности; 3) действие различных форм борьбы за су­ществование (межвидовой, вну­тривидовой; борьбы с неблагопри­ятными условиями); 4) естест­венный  отбор,  сохранение в популяции особей преимуществен­но с полезными мутациями для конкретных условий среды, остав­ление ими потомства; 5) изменение генофонда популяции, зарождение нового вида в результате наследст­венной изменчивости, борьбы за существование, естественного от­бора.5. Биологический прогресс — направление эволюции, для кото­рого характерно увеличение чис­ленности вида, расширение его ареала, образование новых попу­ляций, видов. Примеры эволюции видов по пути прогресса: заяц-ру­сак (около 20 подвидов), виды круглых паразитических червей.

6. Биологический регресс — направление эволюции, которое приводит к сокращению численно­сти вида, сужению его ареала, уменьшению числа популяций ви­да и, возможно, в конечном счете к его гибели. Глобальные экологиче­ские изменения, вызванные дея­тельностью человека, непосредст­венное уничтожение особей — ос­новные причины биологического регресса.7. Деятельность человека — мощный фактор биологического прогресса и регресса. Примеры прогресса: появление устойчивых к ядохимикатам видов насеко­мых-вредителей, к лекарствам — болезнетворных бактерий, бурное развитие в загрязненных водое­мах синезеленых. Примеры ре­гресса: сокращение численности промысловых видов млекопита­ющих, рыб в результате нере­гулируемого промысла, рыбной ловли. Меры, сдерживающие и предупреждающие биологический регресс (регулирование числен­ности популяций, рациональное использование природных ресур­сов).

8. Исчезновение вида в экосис­теме, особенно доминирующего, — причина исчезновения других связанных с ним видов. Вы­мирание видов — причина обедне­ния генофонда, его невосполни-мость. Сохранение биологическо­го разнообразия в экосистемах, среды обитания видов — основа поддержания стабильности био­сферы.

2.1. Живое вещество, или био­масса, планеты — совокупность всех живых организмов, его роль в формировании биосферы, в изме­нении газового состава атмосферы, в образовании почвы, гидросфе­ры. Живое вещество — наиболее активный компонент в биосфере. Вовлечение организмами в кругово­рот огромной массы минеральных 1. Биосфера — гигантская эко­логическая система, заселенная разнообразными видами растений (около 0,5 млн), животных (при­мерно в 3—4 раза больше, чем видов растений), грибов (около 100 тыс. видов), бактерий (около 25 тыс. видов), связанными меж­ду собой генетическими, пищевы­ми, территориальными и др. свя­зями. 2. Причины многообразия ви­дов. Их возникновение благода­ря наследственной изменчивости, действию борьбы за существование и естественного отбора веществ, непрерывное перемеще­ние веществ между почвой, расте­ниями, животными и микроорга­низмами.

2. Круговорот веществ — необ­ходимое условие существования биосферы. Звенья биологического круговорота веществ: 1) создание растениями в процессе фотосинте­за органических веществ из неор­ганических (первичная продук­ция); 2) превращение животными первичной продукции во вторич­ную (животную); 3) разрушение первичной и вторичной продукции бактериями и грибами. Включение в биологический круговорот раз­личных химических элементов (кислорода, углерода, азота) и ве­ществ (воды), переход их из внеш­ней среды в организмы, перемеще­ние по цепям питания, возврат во внешнюю среду. Многократное ис­пользование веществ в кругово­роте.

3. Постоянный приток энергии в биосферу — необходимое условие круговорота веществ. Солнце — ос­новной источник энергии, исполь­зуемой в круговороте веществ. Роль растений в поглощении и использовании световой энергии Солнца, в преобразовании ее в энергию химических связей. Ис­пользование животными, грибами, значительной частью бактерий органических веществ и заклю­ченной в них энергии. Освобожде­ние энергии, заключенной в орга­нических веществах, в процессе дыхания (окисления), брожения, гниения.

3.Надо  рассмотреть  строение клетки, найти в цитоплазме хлоро-

пласты по зеленой окраске, кото­рую им придает хлорофилл. Хлорофилл поглощает солнечный свет и использует солнечную энергию на образование органиче­ских веществ из неорганических. Фотосинтез происходит в хло-ропластах. Они имеют вид оваль­ных телец, расположенных в ци­топлазме, в клетке их очень мно­го.

Билет 291. Приспособленность — соот­ветствие строения клеток, тканей, органов, систем органов выполняе­мым функциям, признаков орга­низма среде обитания. Примеры:

наличие крист в митохондриях — приспособление к расположению на них большого числа ферментов, участвующих в окислении органи­ческих веществ; удлиненная фор­ма сосудов, их прочные стенки — приспособленность  к  передви­жению по ним воды с растворен­ными в ней минеральными ве­ществами в растении. Зеленая

окраска кузнечиков, богомолов, многих гусениц бабочек, тлей, рас-тительноядных клопов — приспо­собленность к защите от поедания птицами.2. Причины приспособленно­сти — движущие силы эволюции:наследственная изменчивость, борь­ба за существование, естествен­ный отбор.3. Возникновение приспособ­лений и его научное объяснение. Пример формирования приспо­собленности у организмов: насе­комые раньше не имели зеленой окраски, но вынуждены были перейти на питание листьями растений. Популяции неоднород­ны по окраске. Птицы съедали хо­рошо заметных особей, особи с мутациями (появление у них зеле­ных оттенков) были менее заметны на зеленом листе. При размно­жении у них возникали новые мутации, но преимущественно со­хранялись естественным отбором особи с окраской зеленых тонов. Через множество поколений все особи данной популяции насе­комых приобрели зеленую окрас­ку.4. Относительный характер приспособленности. Признаки ор­ганизмов соответствуют лишь оп­ределенным условиям среды. При изменении условий они становятся бесполезными, а иногда и вредны­ми. Примеры: рыбы дышат с помо­щью жабр, через них из воды в кровь поступает кислород. На су­ше рыба не может дышать, так как кислород из воздуха не поступает в жабры. Зеленая окраска насеко­мых спасает их от птиц, только когда они находятся на зеленых

частях растения, на другом фоне они становятся заметны и не защи­щены.

5. Ярусное расположение рас­тений в биогеоценозе — пример приспособленности их к использо­ванию энергии света. Размещение в первом ярусе наиболее свето­любивых растений, а в самом ниж­нем — теневыносливых (папорот­ник, копытень, кислица). Плот­ное смыкание крон в лесных сообществах — причина небольшо­го числа ярусов в них.

2.1. Биосфера — целостная, от­носительно устойчивая, гигант­ская экологическая система, зави­симость исторически сложившего­ся в ней равновесия от связей между ее обитателями, их приспо­собленности к среде обитания, от роли живого вещества в биосфере, от влияния деятельности челове­ка.

2. Причины глобальных изме­нений в биосфере: рост народона­селения, развитие промышленно­сти, автомобильного, железнодо­рожного, воздушного транспорта, появление сложных сетей дорог, интенсивная добыча полезных ис­копаемых, строительство электро­станций, развитие сельского хо­зяйства и др.

3. Отрицательные последствия развития промышленности, транс­порта, сельского хозяйства — за­грязнение всех сред жизни (назем-но-воздушной, водной, почвы), по­теря почвой плодородия, сокра­щение пахотных земель, уничто­жение больших площадей лесов, исчезновение множества видов растений и животных, появление новых, опасных для жизни челове­ка возбудителей болезней (виру­сов СПИДа, инфекционного гепа­тита и др.), сокращение запасов чистой воды, истощение ископае­мых ресурсов и др.

4. Загрязнение биосферы в ре­зультате   сельскохозяйственной деятельности. Применение высо­ких доз ядохимикатов — причина загрязнения почвы, воды в водое­мах, снижения численности обита­ющих в них видов животных, замедления жизнедеятельности ре-дуцентов (разрушения ими органи­ческих остатков и превращения их в пригодные для питания растений минеральные вещества). Наруше­ние норм внесения минеральных удобрений — причина загрязнения почвы нитратами, накопления их в продуктах питания, отравления ими людей.

5. Виды промышленного за­грязнения биосферы: 1) химиче­ское — выделение в биосферу со­тен веществ, которых раньше не было в природе (кислотные дожди и др.); 2) радиационное, шумовое, биологическое загрязнение, их от­рицательное воздействие на здоро­вье человека, на живое вещество биосферы.

6. Рациональное природополь­зование — основной путь защиты биосферы от загрязнения,сохране­ния ресурсов от истощения, видов растений и животных от вымира­ния, поддержания равновесия и целостности биосферы.

3.В решении задачи следует исхо­дить из того, что в первом поколе­

нии гибридов доминирование бу­дет неполным, хотя потомство бу­дет однообразным. Проявится не доминантный и не рецессивный признак, а промежуточный. На­пример, вырастет растение ночная красавица не с красными и белы­ми цветками, а с розовыми. Во вто­ром поколении произойдет рас­щепление и появится три группы особей по фенотипу: одна часть с доминантным признаком (красные цветки), одна часть с рецессивным (белые цветки), две части гетерози-гот с промежуточным признаком (розовые).

Билет 301. Видообразование — важный этап в эволюции органического ми­ра. Причины видообразования — действие движущих сил эволюции (наследственная изменчивость, бо­рьба за существование, естествен­ный отбор). Способы видообразова­ния: экологическое, географиче­ское и др.

2. Географическое видообра­зование, его особенность — расширение ареала вида, появление относительно     изолированных популяций, возникновение му­таций у особей популяций, их раз­множение   и   распространение мутаций. В результате борьбы за существование и естественного отбора сохранение особей с по­лезными для конкретных условий мутациями. Изменение генного состава популяций через множест­во поколений, биологическая изо­ляция, утрата способности скре­щиваться с особями других по­пуляций — причина зарождения нового вида. Пример: расши­рение ареала большой синицы привело к образованию трех под­видов; из одного родоначального вида лютиков образовалось 20 ви­дов.

3. Экологическое видообразо­вание, его признаки: расселение особей популяций в разных эколо­гических условиях без расшире­ния ареала. Возникновение мута­ций, борьба за существование, ес­тественный отбор, действующие в течение многих поколений, — при­чины изменения генного состава популяций, биологической изо­ляции, утраты способности скре­щиваться с особями других попу­ляций и давать плодовитое потом­ство, возникновения новых видов. Примеры: люцерна серповидная растет у подножья Кавказа, а лю­церна клейкая в горах (вероятно, произошли от одного вида); распа­дение вида черный дрозд на две группы: одна живет в глухих лесах, а другая — около жилья человека в пределах общего ареа­ла.

4. Сходство и различия спосо­бов видообразования. Их основа — движущие силы эволюции. Геогра­фическое видообразование связа­но с расширением ареала вида и возникновением изолированных популяций. Экологическое видооб­разование связано с заселением особями вида разных экологиче­ских условий, возникновением биологической изоляции.

2. 1. В. И. Вернадский — русский ученый, создатель учения о био­сфере как об особой оболочке Земли. Основоположник биогео­химии, которая изучает химию Земли и химию живого, их вза­имосвязи. Вернадский о ведущей роли живого вещества в преобра­зовании биосферы, о ноосфере. Необходимость изучения роли и места живых организмов в целом на планете для познания при­сущих  биосфере  закономерно­стей.

2. Живое вещество, или био­масса,  —  совокупность всех живых организмов на Земле, способность живого вещества к воспроизводству и распростра­нению на планете — причины всюдности жизни, ее плотности и давления, борьбы организмов за пищу, воду, территорию, воз­дух.

3. Постоянное взаимодействие живого вещества с окружающей средой в процессе обмена ве­ществ: поглощение организмом различных элементов (кислорода, водорода, азота, углерода, фосфора и др.), их накопление, а затем выделение (частично при жизни и по­сле смерти).4. Устойчивость биосферы. Био­логический круговорот — основа целостности и устойчивости био­сферы. Энергия Солнца — основа биологического круговорота. Кос­мическая роль растений — испо­льзование энергии Солнца на со­здание органических веществ из неорганических, распространение органических веществ и энергии по цепям питания.

5. Биогеохимические функции живого вещества: 1) газовая — в процессе фотосинтеза растения выделяют кислород, в процессе дыхания все организмы выделяют углекислый газ, клубеньковые бактерии используют атмосфер­ный азот; 2) концентрационная — организмы поглощают различные химические элементы, накапли­вают их (иод — водоросли, железо, сера — бактерии); 3) окислитель­но-восстановительная — происхо­дит окисление и восстановление ряда веществ с участием орга­низмов (образование бокситов, руды, известняков); 4) биохими­ческая — ее проявление в резуль­тате питания, дыхания, разруше­ния и гниения отмерших организ­мов.

6. Влияние деятельности че­ловека на круговорот веществ (химической   промышленности, транспорта, сельского хозяйства и др.). Отсутствие в биосфере меха­низмов, способных восстановить равновесие, нарушаемое деятель­ностью человека. Проблемы: озо­новые дыры и возможные послед­ствия;  производство  большого количества энергии, загрязнение

атмосферы и возможное потепле­ние климата; увеличение числен­ности населения и проблемы пита­ния.

7. Сохранение равновесия в биосфере — проблема всего чело­вечества, необходимость ее реше­ния. Проведение мониторинга, ра­циональное природопользование, сокращение норм потребления и др.

3.Надо определить генотип либо одного из родителей, либо гибрид­ного потомства, либо расщепление признаков во втором поколении. Для этого следует записать схему скрещивания: выписать известные генотипы родителей, образуемые ими гаметы, генотипы потомства, сопоставить с фенотипами и оп­ределить неизвестный генотип. Например, надо определить гено­тип потомства при скрещивании растений гороха с желтыми и зеле­ными семенами: известно, что особь с желтыми семенами гетеро-зиготна, желтый цвет — доми­нантный, а зеленый — рецессив­ный. Схема скрещивания будет выглядеть так:

Р        Аа      х   аа Гаметы   А, а     х   а, а

аа, аа 1

Аа, Аа, 1

Ответ: одна часть потомства бу­дет гетерозиготна, имеет желтые семена, вторая — равная первой — часть гомозиготна по рецессивно­му признаку и имеет зеленые семе­на.

863



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.