РУБРИКИ |
Жизнеобеспечение населения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях, вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТС |
РЕКЛАМА |
|
Жизнеобеспечение населения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях, вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТСЖизнеобеспечение населения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях, вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТСМинистерство образования РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кафедра безопасности жизнедеятельности КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Жизнеобеспечение населения и организация материально-технического обеспечения при затоплениях, вызванных прорывом плотин, дамб и других ГТС» Уфа - 2005 г. Аннотация В данном курсовом проекте излагаются основные мероприятия материально-технического и тылового обеспечения населения и личного состава формирований Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участвующих при ликвидации последствий аварии на гидротехнических сооружениях П-й ГЭС – разрушение русловой плотины. Потенциально-опасный объект – русловая плотина П-й ГЭС. Зона чрезвычайной ситуации – речная долина реки У. Зона бедствия – микрорайон С. города У. Время – весна 2001 года. Время разрушения – 7 часов 20 минут. Температура окружающей среды на момент ЧС - +11°С. Введение Основные понятия, термины и определения. При написании данного курсового проекта использовались следующие термины и определения: Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (трансграничные, федеральные, глобальные, региональные, местные и локальные). Зона чрезвычайной ситуации (зона ЧС) – территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация. Зона бедствия – часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации. Пострадавшее население – часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшая воздействие поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшая материальный и моральный ущерб. Жизнеобеспечение населения (ЖОН) – создание и подержание условий по удовлетворению физиологических, материальных и духовных потребностей населения для его жизнедеятельности в обществе. Виды жизнеобеспечения населения (виды ЖОН) – сгруппированные по функциональному предназначению и сходным свойствам услуги и соответствующие материально-технические средства для удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения. Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их эвакуации и в местах размещения эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Вид жизнеобеспечения населения в зоне чрезвычайной ситуации (вид ЖОН в зоне ЧС) – деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне чрезвычайной ситуации. К видам жизнеобеспечения населения относятся медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами, предметами первой необходимости, транспортное и информационное обеспечение. Первоочередные потребности населения в чрезвычайных ситуациях – набор и объемы жизненно важных материальных средств и услуг, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в чрезвычайных ситуациях. Первоочередное жизнеобеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации (первоочередное ЖОН в зоне ЧС) – своевременное удовлетворение первоочередных потребностей населения в зоне чрезвычайной ситуации. Орган управления системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (орган управления системы ЖОН ЧС) - организационная структура системы жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, предназначенная для проведения в рамках своей компетенции заблаговременной подготовки к жизнеобеспечению населения и оперативного управления этим процессом при возникновении чрезвычайной ситуации. Резерв материальных ресурсов для жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях (резерв ресурсов ЖОН ЧС) - запасы материальных средств, заблаговременно накапливаемые для жизнеобеспечения населения в чрезвычайной ситуации. Российская система по чрезвычайным ситуациям (РСЧС) – Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 1. Краткое описание рассматриваемой чрезвычайной ситуации В результате паводка редкой повторяемости, имевшего место весной 2001 года, гидротехнические сооружения П-ой ГЭС не смогли обеспечить постепенный сброс воды из верхнего бьефа, так как шлюз-водосброс находился в неработоспособном состоянии, а также другое механическое оборудование было не полностью подготовлено к пропуску паводка. Резкий (аварийный) сброс воды вызвал гидравлический удар, в результате которого началось землетрясение мощностью 3-4 балла. Гидротехнические сооружения построены без учета сейсмостойкости, в результате чего начался процесс разрушения плотины всего напорного фронта ГТС. Кроме того, землетрясение вызвало оползень, после которого в водохранилище оказалась огромная масса различных пород, складывающих берег водохранилища. Увеличение объема воды в верхнем бьефе обеспечило поднятие уровня воды выше отметки ФПУ = 142,00, произошел перелив воды через гребень плотины и начался размыв гребня и низового откоса плотины. Это ускорило процесс разрушения плотины напорного фронта ГТС, и в 7 часов 20 минут русловая плотина П-й ГЭС полностью разрушилась. В результате разрушения плотины П-й ГЭС образуется волна прорыва, которая, двигаясь с большой скоростью вниз по течению, вызывает «сильные», «средние» и «слабые» разрушения в десяти населенных пунктах с небольшим населением, а также в микрорайоне С. города У. с населением 120 500 человек. В общей сложности в зону затопления и зону прохождения волны прорыва попадают жители населенных пунктов, расположенных ниже гидроузла, в количестве около 140 000 человек. Время добегания волны прорыва: от 16 мин в близких к ГТС створах и до 15,5 часов. Возможность вывода и вывоза населения или материальных ценностей существует. В сложившейся ситуации встает вопрос о первоочередном жизнеобеспечении населения в зоне ЧС, которое имеет свои характерные особенности в каждой отдельно взятой чрезвычайной ситуации, такой как прорыв плотины гидротехнических сооружений. 1.1 Основные принципы и требования к организации первоочередного жизнеобеспечения населения Основным объектом первоочередного жизнеобеспечения в ЧС является личность с ее правом на безопасные условия жизнедеятельности Первоочередному жизнеобеспечению подлежат все граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие или временно находящиеся на территории, где возникла чрезвычайная ситуация. Вопросы первоочередного жизнеобеспечения, равно как и его защиты в ЧС, имеют приоритет перед любыми другими сферами деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС. Главной целью первоочередного жизнеобеспечения в ЧС является создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения. Организация первоочередного ЖОН осуществляется постоянно действующими органами управления, силами и средствами, создаваемыми решениями глав исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Данные органы управления и силы осуществляют свою деятельность в составе региональных и территориальных подсистем РСЧС. Первоочередное жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения осуществляется силами и средствами организаций, учреждений, предприятий (независимо от форм собственности), в обязанности которых входит решение вопросов ЖОН, и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ. Подготовка территории субъектов РФ к организации первоочередного ЖОН в ЧС осуществляется заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик и особенностей территорий и степени опасностей для населения возможных ЧС, характерных для каждой территории. Объемы и содержание мероприятий по подготовке территорий к организации первоочередного ЖОН определяются исходя из необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Снабжение пострадавшего населения в зонах бедствия, в районах эвакуации и сил, привлекаемых к ликвидации последствий ЧС, продуктами питания и водой осуществляется, исходя из принципа физиологической (для неработающих) и энергетической достаточности. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС при организации первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, установленных Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и другими нормативными правовыми актами РФ. Разработка планов и мероприятий по первоочередному ЖОН в ЧС должна проводиться в режиме повседневной деятельности органов управления региональных и территориальных подсистем РСЧС на основе прогнозов о возможной обстановке на территории при возникновении стихийных бедствий, аварий и катастроф. Органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС, уполномоченные на решение задач ЖОН, должны знать возможную обстановку, которая может сложиться на территории вследствие стихийных бедствий или техногенных аварий, пути и методы решения проблемы первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения. Личный состав сил (отрядов, групп, команд, формирований и т.д.), привлекаемый для организации первоочередного ЖОН в зонах бедствия и районах эвакуации, должен быть оснащен соответствующими техническими средствами, материальными ресурсами и подготовлен к действиям в случае возникновения ЧС. Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения должно быть организовано своевременно и комплексно, то есть в полном объеме по всем необходимым в конкретной обстановке видам жизнеобеспечения. Все мероприятия по первоочередному ЖОН должны быть увязаны по срокам и месту с другими мероприятиями, проводящимися для спасения, сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения. При выборе мероприятий следует исходить из минимизации затрат времени, сил, технических, материальных и финансовых средств на их реализацию. При организации первоочередного ЖОН по всем его видам органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС руководствуются основными положениями и требованиями соответствующих законодательных и нормативных документов. При функционировании на территории нескольких потенциально опасных объектов или вероятности возникновения на ней стихийных бедствий планы организации первоочередного ЖОН разрабатываются на все возможные случаи возникновения ЧС, а оценка ее возможностей и подготовленность – для наиболее крупномасштабной ЧС. В режиме повседневной деятельности всех подсистем РСЧС должна обеспечиваться постоянная готовность органов управления всех звеньев, сил и средств к выполнению задач по первоочередному ЖОН в случае возникновения на территории ЧС. При планировании мероприятий по первоочередному ЖОН необходимо учитывать специфику их организации при различных источниках возникновения ЧС, влияние фактора времени на потери населения, заблаговременно разрабатывать механизм управления всеми силами и средствами, обеспечивающий их взаимодействие и оперативность при решении этих задач. Первоочередное ЖОН при возникновении ЧС является одной из основных задач РСЧС, позволяющих уменьшить его потери и сохранить ему здоровье. Ответственность за создание нормальных условий для жизнедеятельности населения субъектов РФ в повседневной жизни несут органы управления региональных и территориальных подсистем РСЧС. Подготовка территории к первоочередному ЖОН осуществляется на основании постановления (решения) главы администрации субъекта РФ или постановления (закона) его законодательного органа. Ответственным за организацию подготовительных работ по этой задаче являются органы управления по делам ГО и ЧС при органах исполнительной власти (главные управления, комитеты, департаменты, отделы по делам ГО и ЧС). Органом управления в ЧС является комиссия по ЧС органа исполнительной власти субъекта РФ. Глава органа исполнительной власти является председателем этой комиссии. Комиссия по ЧС каждого субъекта РФ состоит из подкомиссий, решающих задачи защиты населения и территорий и ликвидации ЧС на основании положения о ней, утверждаемого главой администрации – председателем комиссии. В связи со сложностью организации первоочередного ЖОН и многогранностью задач, целесообразно в составе комиссий по ЧС субъектов РФ иметь специальную подкомиссию по решению этих задач, особенно в сейсмоопасных регионах и в субъектах РФ, на территории которых имеются потенциально опасные объекты, аварии на которых могут привести к крупномасштабным ЧС. Основными силами и средствами при решении задач по первоочередному ЖОН в ЧС являются специально выделенные и подготовленные органы управления, специалисты и средства соответствующих министерств, ведомств, организаций и предприятий (независимо от форм собственности), ответственных за организацию ЖОН и осуществляющих свою деятельность на территории субъекта РФ. Организационной основой решения этих задач первоочередного ЖОН в ЧС являются «Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями» (Указание МЧС России от 27.09.93 г. №114). 1.2 Материально-техническое обеспечение формирований РСЧС в зоне бедствия (основные принципы и требования) Для предупреждения и ликвидации ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочиях которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет ряд уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территории от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Каждый уровень РСЧС имеет: координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (далее именуются – органы управления по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Важнейшим элементов, определяющим эффективность функционирования и развития РСЧС, является система ее материально-технического обеспечения (МТО), создание которой лежит на путях формирования комплексного организационно-экономического и правового механизма, позволяющего решать вопросы материально-технического обеспечения надежно и эффективно. Управление работами по материально-техническому обеспечению при возникновении ЧС осуществляется, как правило, по суточным циклам, каждый из которых включает: сбор данных об обстановке; анализ и оценку потребности материально-технического обеспечения (количество, укомплектованность, обеспеченность, готовность формирований и служб, наличие, потребность в материальных средствах для обеспечения привлекаемых сил и средств, пострадавшего населения, других мероприятий); подготовку выводов и предложений для решения МТО; принятие (уточнение) решения на МТО и доведение задач до исполнителя (решение включает следующие основные элементы: краткие выводы из данной обстановки, замысел действий МТО, задачи подчиненным формированиям, подразделениям, меры безопасности, организацию взаимодействия, МТО общих действий формирований); организацию взаимодействия; МТО действий сил и средств (порядок снабжения формирований продовольствием, питьевой водой, техническими средствами, горюче-смазочными материалами и другим имуществом, оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и специальной обработки). Система материально-технического обеспечения функционирования РСЧС состоит из двух основных направлений. Это материально-техническое обеспечение подведомственных МЧС России структур и отдельных элементов РСЧС, а также материально-техническое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС. МТО войсковых частей ГО, штабов по делам ГО и ЧС, поисково-спасательных служб осуществляется через соответствующие отделы и службы ДВРЦ ГО, а при наличии денежных средств на статьях отдельные материальные средства закупаются на местах. МТО формирований ГО. Обеспечение формирований ГО техникой, имуществом и всеми видами материально-технических средств народно-хозяйственного назначения осуществляется субъектами РФ, министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями. Для укомплектования формирований ГО используется техника, не приписанная Вооруженным силам по мобилизации. Другими материально-техническими средствами, предусмотренными штатами и табелями, формирования обеспечиваются в первую очередь за счет имеющихся на предприятии, в организации для обеспечения производственной деятельности. 2. Исходные данные для проектирования 2.1 Прогноз обстановки, которая может сложиться на территории, подвергшейся воздействию факторов чрезвычайной ситуации В результате разрушения образовалась волна прорыва, достигающая максимума в створе гидроузла и створе «Кр. К», вызвавшая «сильные» разрушения зданий и сооружений, расположенных ниже створа гидроузла. Таким образом, пострадают два поселка городского типа Н-ского района: П-ка с населением 3,9 тыс. человек, Кр. К. с населением 3,1 тыс. человек. Время добегания фронта волны с высотой 20 м и 50 м до этих населенных пунктов соответственно 1 мин и 16,46 мин. Максимальная скорость течения 11,01 м/с и 20,36 м/с соответственно. Пострадает также районный центр Н-ского района село Кр. Г. Время добегания фронта волны прорыва с высотой 10,20 м составляет 69,03 мин. Максимальная скорость течения 7,01 м/с. Согласно методике расчета волна вызывает «сильные разрушения». Самым крупным населенным пунктом, попадающим в зону затопления и зону прохождения волны прорыва, является микрорайон С. города У., в котором проживает около 120 500 человек. Основные параметры волны прорыва в створе гидроузла и створе «микрорайон С.» приведены в таблице 2.1.1. Таблица 2.1.1.
Из таблицы 2.1.1 видно, что подъем уровня воды при разрушении плотины водохранилища П-ой ГЭС происходит до отметки 93,5 по Балтийской системе, начало подъема уровня воды через 15,48 часов, максимума достигает через Ч+46,15 часов, спад до уровня отметки половодья, периодичностью 1 раз в 20 лет через Ч+68,15 часов. В данном курсовом проекте в качестве зоны бедствия рассматривается микрорайон С. города У. Начало подъема воды в микрорайоне С. города У. Ч+15,48, расчеты показывают, что существует возможность вывода и вывоза населения и материальных ценностей из зоны затопления. При этом возможен выход из строя сети газоснабжения, объектов энерго- и водоснабжения, инженерных сетей, наносу ила и гравийно-песчаной смеси на затопленных территориях, разрушению окон и дверей первых этажей зданий и сооружений, ухудшению криминогенной обстановки в районе бедствия. Продолжительность затопления – 52,67 часов (около 2-х суток). В результате воздействия ударной волны и размыва прибывающей водой пострадали здания и сооружения, расположенные в квартале Н., заключенном улицами П-ная и Р-ская, а также улицей Б-я, так как этот квартал лежит ниже отметки 93,5 по Балтийской системе высот, а защитная дамба в виду ее недостроенности не смогла сдержать напор воды. Остальная же часть микрорайона С. города У. практически не пострадала, не считая затопления подвалов зданий из-за поднятия уровня грунтовых вод. Таким образом, территория затопления распространяется только на те участки микрорайона, которые расположены ниже отметки 93,5 по БС, т.е. квартал Н, площадью 1,05 кв. км. В затопляемом квартале Н. расположены 8 девятиэтажных крупнопанельных жилых зданий класса В2, 5 семиэтажных кирпичных жилых зданий класса Б3, 1 одноэтажная котельная класса Б1 и 1 3-х этажная кирпичная школа №4569. Согласно таблице 2.1.2, приведенной в Методике расчета (программа Волна 2.0, разработанная ВНИИ ГОЧС в 1996 году), в микрорайоне С. города У. будут следующие разрушения зданий и сооружений при скорости волны прорыва – 1,80 м/с, высоте волны прорыва – 3,39 м: Таблица 2.1.2.
2.2 Численность населения, которая может пострадать в результате аварии. В затопляемом квартале Н. расположены 8 девятиэтажных крупнопанельных жилых зданий класса В2, 5 семиэтажных кирпичных жилых зданий класса Б3, 1 одноэтажная котельная класса Б1 и 1 3-х этажная кирпичная школа №4569, как отмечалось в п. 2.1. В общей сложности в квартале Н. проживает: Таблица 2.2.1.
Таким образом, в зону бедствия попадет население в количестве 4 608 человек. Следует отметить, что школа находится на весенних каникулах и на момент ЧС в ней находится только 1 сторож. Учитывая тот факт, что разрушение плотины произошло в 7 часов 20 минут, а начало подъема воды в микрорайоне С. города У. Ч+15,48, приходим к выводу, что точное время начала подъема уровня воды в населенном пункте: 7ч 20мин + 15ч 29мин = 22ч 49мин. Оперативность действий сил РСЧС на начальном этапе обеспечивает оповещение жителей микрорайона С. только к 8.00. Столь поздний срок оповещения вызван тем, что радиус действия сирены, установленной на самой плотине, намного меньше расстояния от плотины до микрорайона С. города, и информирование производилось только с помощью телефонов и посыльных на автомобилях (оповещение организаций), и по теле- и радиотрансляционной сети, а также подвижными громкоговорителями на 4 автомобилях районного управления внутренних дел (оповещение населения). Учитывая вероятность размещения людей в зданиях на момент оповещения, т.е. с 7.00 до 9.00, равную 0,6, а в момент подъема уровня воды, т.е. с 20.00 до 23.00, равную 0,9, приходим к выводу, что в зону затопления попадает приблизительно: 4 608 * 0,6 = 2 764,8 ~ 2 765 человек. 2.3 Прогнозируемая численность и структура вероятных санитарных потерь населения Эффективность спасательных работ и проведения мероприятий по первоочередному ЖОН при возникновении ЧС зависит от времени начала их проведения, их продолжительности и выбора наиболее оптимальных решений и мероприятий. Согласно Плану действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера микрорайона С. города У. возможные санитарные потери при катастрофическом затоплении следующие: Общее число пострадавших – 174 человека. Структура потерь: легкая степень поражения - 104 человек; средней тяжести - 52 человек; тяжелой и крайне тяжелой - 18 человек. 2.4 Продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения населения при рассматриваемом источнике возникновения ЧС Продолжительность затопления, рассчитанная с помощью программы «Волна 2.0», равна 52,67 часа, т.е. около 2-х суток. Учитывая продолжительность восстановления легкоповрежденных зданий и сооружений, а также другие мероприятия по ликвидации последствий ЧС, такие как восстановление дорог, очистку улиц от нанесенного ила и др., продолжительность периода первоочередного жизнеобеспечения оценивается как 5 суток. После 5–ти суток, т.е. после временной эвакуации и практически полной ликвидации последствий ЧС, население размещается: в собственных квартирах, не пострадавших от воздействия факторов ЧС, в местах проживания родственников, в санатории-профилактории нефтеперерабатывающего завода, промышленного предприятия «ХП», строительного треста (500 коек), пострадавшее население размещается и проходит лечение в близлежащих к пострадавшему микрорайону С. больницах. 2.5 Определение сил и средств РСЧС, привлекаемых для работ в зоне бедствия При катастрофическом затоплении к Ч+2ч приводится в готовность эвакокомиссия, т.е. к 7ч 20мин + 2ч 00мин = 9 ч 20 мин; к Ч+3ч приводится в готовность 3 сборных эвакопункта на базе средних общеобразовательных школ №9696, №5430 и №9697, т.е. к 7ч 20мин + 3ч 00мин = 10ч 20мин. Кроме того, Силы охраны общественного порядка (ООП) на плавсредствах: Nгооп = 0,0033×Nzatг = 0,0033 * 2765 = 9 групп ООП. Количество личного состава 1 группы ООП – 16 чел. Силы оказания первой медицинской помощи: 1 сандружина. Количество личного состава 1-й сандружины – 23 чел. Ориентировочные возможности за сутки работы 300 пораженным. Санитарные потери городского населения составят: Nсанг = 0,05× Nzatг = 0,05*2765 = 138,25 чел, что подтверждается более точным расчетом, приведенным в Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера микрорайона С. города У. Потребное количество плавсредств для эвакуации населения из зоны затопления (с пунктов сбора пострадавших) в виде надувных лодок «Идель» и «Кайнар» (см. приложение 1) при спасаемом количестве людей около 200 человек, рассчитывается по формуле: В данном случае, при учете того факта, что пассажировместимость лодок – 8 человек, Кпс=14 лодок. Потребное количество автомобильного транспорта для перевозки пострадавшего населения от уреза (границы) затопления в районы расселения В данном случае, при использовании заказных и ведомственных автобусов «Mercedes-Benz 0302 C V-8», не работающих на постоянных маршрутах, вместимостью 40 чел, времени эвакуации 5 часов, для вывоза 2765 человек необходимо около 15 единицы автобусов. Аварийно-восстановительные работы. Определение сил на восстановление магистральных линий электропередач (ЛЭП) за 10 часов работы показывает, что количество аварийно-технических команд восстановления ЛЭП равно 1 ед (численность одной аварийно-технической команды » 25 человек). Определение сил восстановления магистральных кабельных линий связи показывает, что количество команд связи равно 1 ед (количество личного состава – 7 чел). Определение сил ликвидации аварий на коммунально-энергетических сетях затопленной территории города показывает, что количество аварийно-технических команд для ликвидации аварии на электросетях (nлс = 24 человека) равно 1 ед. Определение сил на восстановление и строительство защитных дамб и на восстановление разрушенных дорог показывает, что количество дорожно-восстановительных команд (nлс = 35 человек) равно 1 ед. Спасательных звеньев (спасательных групп), ориентировочные возможности которых за 10 часов работы спасения около 300 человек – 2 ед. Количество личного состава спасательной группы – 35 чел. Тыловое обеспечение: 8 постов регулирования движения; 1 подвижный пункт общественного питания (личный состав – 25 чел); 1 подвижных пунктов продовольственного снабжения (личный состав – 12 чел); 1 подвижных пунктов вещевого снабжения на базе торгового центра «Б» (личный состав – 14 чел); 2 подвижных автозаправочных станций (личный состав – 5 чел); 2 звеньев для подвоза воды (личный состав – 6 чел); 1 колонны для перевозки населения (личный состав – 15 чел на 15 ед. автобусов «Mercedes-Benz 0302 C V-8»); 1 автомобильная колонна для перевозки грузов (личный состав – 20 чел). Таким образом, результат определения сил ликвидации последствий ЧС можно представить в таблице 2.5.1. Таблица 2.5.1.
Потребность в коммунально-бытовых услугах для эвакуируемого населения минимальна, поскольку эваконаселение располагается в лечебно-профилактических учреждениях, санаториях и учреждениях культуры, которые в этом аспекте полностью обеспечиваются. Проработка вопросов обеспечения эваконаселения банями, душевыми, прачечными, туалетами не требуется. 2.6 Потребность населения и формирований РСЧС в различных видах жизне- и материально-технического обеспечения Материально-техническое обеспечение заключается в организации и осуществлении своевременного и полного снабжения формирований техникой, средствами защиты, продовольствием, вещевым имуществом, горюче-смазочными материалами и другими материалами и средствами, необходимыми для обеспечения действий сил при проведении спасательных работ и ликвидации последствий ЧС. Таким образом, потребность вычисляется для 2765 эваконаселения, 459 спасателей и других категорий участников ликвидации последствий ЧС, 174 пострадавших. При проведении мероприятий по организации снабжения населения целесообразно руководствоваться следующими требованиями: запасы ресурсов жизнеобеспечения создавать в объемах, необходимых для удовлетворения потребностей пострадавшего населения по нормам ЧС с учетом природных и других условий в зоне предполагаемых бедствий; в создаваемых ресурсах продовольствия предусматривать запасы в виде сухого пайка с длительными сроками хранения, имеющих особый статус; хранение ресурсов жизнеобеспечения осуществлять в местах, предотвращающих порчу, затопление, заражение и расхищение; для распределения ресурсов предусмотреть сеть торговли и общественного питания с пропускной способностью, обеспечивающей соблюдение норм и нормативов ЧС. При планировании обеспечения всех формирований транспортом, техникой, специальным имуществом и материально-техническими средствами необходимо предусматривать первоочередное обеспечение формирований, привлекаемых в мирное время для ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф. Основными видами специальной техники и имущества централизованного снабжения при ликвидации последствий случившейся ЧС являются: средства защиты (защитные спасательные костюмы, резиновые сапоги, спасательные жилеты и др.); средства связи и оповещения; индивидуальные средства медицинской защиты (индивидуальные аптечки, профилактический антидот и др.). При определении объемов необходимых для пострадавшего населения продуктов питания следует исходить из необходимости организации двухразового горячего питания и одноразового в сутки питания консервными продуктами или сборными пайками. Обеспечение продуктами питания предполагает снабжение населения следующими видами продуктов: хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука и макаронные изделия, сахар и кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, рыба и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, картофель и овощи, соль и чай. Первые трое суток до организации горячего питания суточный рацион для различных категорий (спасателей, других категорий участников ликвидации последствий аварии, а также эваконаселения) состоит из консервированных продуктов или сухих пайков, рассчитанных исходя из приведенной нормы (см. таблицу 2.6.1) по маркировке на упаковке или таре этих продуктов (пайков). Таблица 2.6.1.
Потребности во временном жилье, в палатках, сборных юртах, сборных домиках оценивается по численности населения, оставшегося без крова, поступивших в сборный эвакопункт при дефиците жилья в населенных пунктах, в которых концентрируется пострадавшее население. Норма обеспечения жилой площадью 2-2,5 кв. м на человека при размещении в сохранившихся зданиях, а в палатках – по их нормативной вместимости. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|