РУБРИКИ

Тактика спасательных работ и ликвидации последствий при прорыве плотины водохранилища

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Тактика спасательных работ и ликвидации последствий при прорыве плотины водохранилища


2.3. Прогнозирование чрезвычайной ситуации

Прогнозирование данной чрезвычайной ситуации проводилось на основе программы «Волна 2.0», разработанной ВНИИ ГОЧС в 1998 году.

2.3.1. Прогнозирование развития факторов чрезвычайной ситуации

При расчет использовались следующие исходные данные (таблица 2.3.1):


Таблица 2.3.1.

Характеристика створа Павловского гидроузла

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТВОРА  ГИДРОУЗЛА

0-створ

 1.  Объём водохранилища при НПУ

млн.м3

1410

 2.  Глубина водохранилища у плотины при НПУ

м

35

 3.  Площадь зеркала водохранилища при НПУ

млн.м2

115,9

 4.  Ширина водохранилища у плотины при НПУ

м

810

 5.  Глубина реки в нижнем бьефе гидроузла

Hбо

м

1,0

 6.  Ширина реки в нижнем бьефе гидроузла

Bбо

м

67

 7.  Скорость течения в нижнем бьефе гидроузла

Vбо

м/с

1,0

 8.  Глубина водох. у плотины на момент разр. ГУ

Hp

м

35

 9.  Степень разрушения гидроузла

Ep


0,3

 10. Высота порога бреши

p

м

15

 11. Отметка уреза воды водохранилища ( НПУ )

м

140

 12. Количество постоянных створов по длине реки

N


2

По створам двух поселков городского типа (таблица 2.3.2):

Таблица 2.3.2.

Характеристика рассматриваемых створов (по населенным пунктам)

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТВОРОВ \\ № СТВОРА

1- створ пгт. Павловка

2 – створ пгт. Кр. Ключ

Удаление i-го створа от створа гидроузла

Lci

км

5

8

БЫТОВОЙ ПОТОК:




   Отметка уреза воды

Zбi

м

105,5

100,3

   Глубина

Hбi

м

1,5

3,0

   Ширина

Bбi

м

60

80

   Скорость течения

Vбi

м/с

2,0

4,0

ЛЕВЫЙ БЕРЕГ




   Высота бровки берега

Hm

м

0

0

   Ширина поймы реки

Bп

м

0

0

   Отм. 1-й горизонтали местности

z1

м

105,55

100,4

       Расстояние от оси реки до 1-й гм

B1

м

220

265

   Отм. 2-й горизонтали местности

z2

м

106,0

101,0

       Расстояние от оси реки до 2-й гм

B2

м

223

268

   Отм. 3-й горизонтали местности

z3

м

106,5

0

       Расстояние от оси реки до 3-й гм

B3

м

230

0

ПРАВЫЙ БЕРЕГ




   Высота бровки берега

Hm

м

0

0

   Ширина поймы реки

Bп

м

0

0

   Отм. 1-й горизонтали местности

z1

м

106,0

101,0

       Расстояние от оси реки до 1-й гм

B1

м

60

100

   Отм. 2-й горизонтали местности

z2

м

106,5

101,5

       Расстояние от оси реки до 2-й гм

B2

м

75

102

   Отм. 3-й горизонтали местности

z3

м

107,0

0

       Расстояние от оси реки до 3-й гм

B3

м

80

0

Параметры волны прорыва и времени затопления (результаты расчета) следующие (таблица 2.3.3):


Таблица 2.3.3.

Параметры волны прорыва по трем створам

ПАРАМЕТРЫ ПРОРЫВА \\ № СТВОРА

0 ст.

1 ст.

2 ст.

Удаление створа от гидроузла

Lci

км

0,00

5,00

8,00

Максимальный расход воды в створе

Qi

тыс.м3/с

8,40

7,91

8,30

ВРЕМЯ

  Добегания фронта волны

Tфi

мин

0,00

16,16

27,51

  Добегания гребня волны

Tгi

мин

0,00

13,35

18,83

  Добегания хвоста волны

Txi

мин

5458,34

5500,01

5512,51

  Затопления

Tзт

мин

5458,34

5483,85

5485,00

Максимальная скорость течения

Vi

м/c

7,71

5,72

4,54

Высота волны

Hгi

м

9,31

5,74

3,44

Максимальная глубина затопления

Hi

м

10,31

7,24

6,44

Максимальная отметка затопления

Zi

м

115,31

106,07

100,64

МАКСИМАЛЬНАЯ ШИРИНА ЗАТОПЛЕНИЯ

  По Левому берегу

м

171,92

224,16

266,22

  По Правому берегу

м

171,92

62,23

69,51


В Приложении 1 приведены рисунки створов №1 (пгт. Павловка) и №2 (пгт. Красный Ключ).

Основные параметры волны прорыва и затопления сведем в таблицу 2.3.4.


Таблица 2.3.4.

Основные параметры волны прорыва

Параметр

Створ №1 – пгт. Павловка

Створ - №2 – пгт. Красный Ключ

Высота волны прорыва, h

5,74 м

3,44 м

Максимальная скорость течения, V

5,72 м

4,54 м

Время затопления, tзат

91 час.

91,4 час.

Время добегания фронта волны, tпр

16,16 мин

27,51 мин


Таким образом, из таблицы видно, что:

1.     Высота волны прорыва h>hкр.зд (а, следовательно, и критической высоты волны прорыва для населения).

2.     V>Vкр.зд (а, следовательно, и критической скорости течения для населения).

3.     При рассматриваемых метеоусловиях длительность затопления превышает допустимое  время пребывания человека в воде tзат>Tпреб.вод.

4.     При условии нахождения человека на незатапливаемой территории или незатапливаемых частях неразрушаемых волной прорыва зданий и сооружений длительность затопления (3,8 суток) в принципе для неподготовленного населения в условиях шока и стресса превышает допустимое время их пребывания в этих местах без задействования соответствующих систем жизнеобеспечения при рассматриваемых метеоусловиях tзат>Tпреб.незат.

5.     Время до прихода волны прорыва в пгт. Павловка не достаточно для экстренной документации населения, укрытия его на незатапливаемых местах или неразрушаемых и незатапливаемых зданиях и сооружениях, но для пгт. Красный Ключ – достаточно, но мало для того, чтобы осуществить это организованно с помощью транспортных средств. Однако оповещение населения близрасположенных населенных пунктов начинается ранее самого разрушения. Это связано с тем, что решение об оповещении населения на гидроузле принято на этапе перелива воды через гребень. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. №178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» 888 зона ответственности локальной системы на гидросооружениях принята равной 6 км ниже плотины. В связи с этим время на оповещение населения данных пгт мало и принимаем, что в обоих населенных пунктах время до прихода волны прорыва достаточно для экстренной эвакуации населения, укрытия его на незатапливаемых местах или неразрушаемых  и незатапливаемых зданиях и сооружениях, но мало для того, чтобы осуществить это организовано с помощью транспортных средств.


2.3.2. Прогнозирование последствий воздействия факторов чрезвычайной ситуации

Поражающее действие при сложившейся чрезвычайно ситуации проявляется в виде  непосредственного воздействия массы воды, движущейся с большой скоростью, перемещения обломков разрушенных зданий и сооружений, других предметов и таранного действия непосредственно для людей, а также на здания, где они могут находиться. Помимо этого угрозу жизни и здоровья людей представляет аспирация воды, пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем жизнеобеспечения (особенно систем водоснабжения и канализации).

Кроме того, к основным последствиям катастрофического затопления в пгт. Павловка и Красный Ключ относятся:

-                     иммобилизация сооружений, имеющих экономическое значение (систем водоснабжения, электростанции, транспортные системы и т.д.);

-                     затопление или разрушение продовольственных складов, гибель посевов, садов, скота;

-                     разрушение зданий, в результате чего население остается без жилья в холодных климатических условиях;

-                     загрязнение водных ресурсов органическими остатками, которые могут вызвать рост бактерий и вирусов;

-                     опасность инфекционных заболеваний, переносимых дикими грызунами, проникающими в пгт. из зоны затопления;

-                     общее ухудшение состояния здоровья пострадавших при затоплении.

Таким образом, возникает необходимость защиты населения не только от непосредственного воздействия волны прорыва, но и от последствий ее воздействия на окружающую среду. Последствия катастрофического затопления могут усугубляться авариями на энергонасыщенных и потенциально опасных объектах, оказавшихся в зоне затопления.

Согласно, п.п. 2.2 и 2.3 разрушения близрасположенных к реке зданий и сооружений будут полные, в ряде случаев сильные, требующие капитального восстановления или сноса. Не пострадают только хорошо укрепленные набережные, которые уменьшат воздействие волны прорыва на здания и сооружения поселков. Также будет разрушено шоссе как параметрами волны прорыва, так и тем, что само шоссе проходит по плотине. Полные и средние разрушения будут вызваны и на дорогах самих населенных пунктов, что затрудняет проведение восстановительных дорог, а длительное затопление требует использования плавательных средств. 

3. Организация инженерного обеспечения предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Мероприятия по защите от наводнения, вызванного прорывом гидросооружений, подразделяются на оперативные и предупреждающие. Оперативные выполняются в режиме ЧС, т.е. после разрушения плотины, а предупреждающие заблаговременно на случай ЧС.

Успешное выполнение мероприятий направленных на эффективное действие сил и средств по предупреждению и ликвидации наводнения, а также по снижению возможного ущерба зависит от различных видов обеспечения.

Основным видом обеспечения в период наводнения являются инженерное обеспечение.

Инженерная защита населения и территории предусматривает, прежде всего, выполнение комплекса инженерно-технических мероприятий, которые носят предупредительный характер. Для их осуществления необходимо заблаговременное проектирование и строительство специальных сооружений, предполагающие значительные материальные затраты.

К заблаговременным инженерно-техническим мероприятиям борьбы с наводнениями, вызванным прорывами плотин,  относятся:

-          регулирование стока в русле реки Уфы, проведение мероприятий на гидросооружениях по отводу паводковых вод, регулирование поверхностного стока на водосбросах;

-          обвалование, строительство грунтовых дамб в береговой зоне поселков городского типа, дноуглубление, строительство берегозащитных сооружений, намывка грунта.

Выбор способов защиты зависит от многих факторов: гидравлического режима водотока, рельефа местности, инженерно-геологических и гидрогеологических условий, наличия инженерных сооружений в русле и на пойме, расположения объектов экономики, подвергшихся затоплению. Опыт проведения данных мероприятий показывает, что наибольший экономический эффект и надежная защита пойменных территорий могут быть достигнуты при применении комплексного подхода, т.е. в сочетании активных методов защиты (регулирование водостока) с пассивными (дноуглубление, обваловка, берегозащита).

 

3.1. Цели и задачи инженерного обеспечения, его организационные, правовые и экономические нормы


Инженерное обеспечение включает комплекс задач и мероприятий, которые выполняют все силы территориальной подсистемы. Главная цель – создание условий для предотвращения гибели людей и снижение ущерба, успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) по защите населения и территории при наводнениях, вызванных прорывами плотин.

Задачи инженерного обеспечения следующие:

-                     инженерная разведка водного бассейна реки Уфы, состояния защитных сооружений, коммунально-энергетических сетей, путей эвакуации и маршрутов выдвижения сил и средств, районов проведения АСДНР;

-                     прогнозирование инженерной обстановки в районах возможного затопления и районов прохождения волны прорыва;

-                     устройство и содержание путей эвакуации и выдвижение сил и средств, ремонта поврежденных дорог и мостов, оборудование переездов через препятствия и железнодорожные пути, прокладка колонных путей;

-                     оборудование и содержание паромных и мостовых переправ через водные преграды на путях ввода сил в районы проведения АСДНР и эвакуация населения;

-                     оборудование эвакуационных пунктов, посадка / высадка и обогрев эваконаселения, оборудование районов его расположения;

-                     добыча и очистка воды, оборудование пунктов обеспечения водой;

-                     проведение инженерных мероприятий по обеспечению АСДНР в зонах наводнения, вызванного прорывом плотин [3].

 

3.2. Особенности организации и управления инженерным обеспечением


Мероприятия инженерного обеспечения делятся на проводимые заблаговременно и осуществляемые непосредственно при чрезвычайной ситуации.

К заблаговременно проводимым относят:

-                     анализ обстановки, определение источников и возможных сроков прихода волны прорыва и следующего за ней затопления;

-                     создание защитных плотин, водоотводных каналов и дамб, заделка брешей и размывов в существующих дамбах берегозащиты в поселках городского типа;

-                     очистка снега у плотины, откосов больших насыпей, выемок, угрожающих оползнями, сколка льда у опор мостов, плотин, водосливов и ледорезов;

-                     очистка и подготовка ливневой канализации, разборные мосты на близрасположенных к основной реке водоемах убирают на не затапливаемую территорию;

-                     проведение агромелиоративных мероприятий, способствующих переводу скоротечного повышенного стока в замедленный подземный (в период половодья);

-                     организация и приведение в готовность аварийно-спасательных бригад, обеспечение спасателей средствами, инструментами, материалами;

-                     учет и подготовка всех имеющихся плавательных средств в готовности к применению, учет и подготовка всех защитных сооружений и укреплений линий электропередач и связи, защиты коммунально-энергетических сетей, герметизация всех действующих колодцев;

-                     проверка состояния защитных дамб и других защитных сооружений в береговой зоне населенных пунктов;

-                     создание запасов конструкций и строительных материалов;

-                     организация контроля за уровнем воды в искусственных водоемах и его сбросов;

-                     создание запасов взрывчатых веществ и средств взрывания и складов для их хранения;

-                     подготовка временных посадочных площадок для вертолетов;

-                     определение высотных отметок, при которых населенный пункт подвергается подтоплению.

К основным мероприятиям инженерного обеспечения в ходе наводнения, вызванного прорывом плотины, относятся:

-                     спасение пострадавшего населения с применением плавательных средств;

-                     строительство пунктов посадки и высадки;

-                     восстановление автодорог и железнодорожных путей;

-                     восстановление и строительство мостов;

-                     восстановление поврежденных и строительство новых защитных дамб, водоотводящих каналов и т.п.;

-                     ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях и линиях связи, а также их восстановление;

-                     спасение и захоронение погибшего скота.

К основным организационным мероприятиям инженерного обеспечения при наводнениях, вызванных прорывами плотин, относятся:

-          приведение в готовность органов управления и сил инженерного обеспечения, системы свзяи и оповещения Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан;

-          усиление дежурно-диспетчерской службы в поселках городского типа (один из них районный центр) и в г. Уфе;

-          ведение круглосуточного дежурства руководящего состава и органов управления инженерным обеспечением МЧС РБ;

-          организация непрерывной инженерной разведки;

-          уточнение принятых решений и ранее разработанных планов инженерного обеспечения;

-          прогнозирование инженерного обеспечения и масштабов последствий;

-          принятие оперативных мер по защите населения и территории;

-          повышение устойчивости функционирования объектов экономики (подвергающихся воздействию волны прорыва и затоплению);

-          приведение в готовность сил и средств инженерного обеспечения, предназначенных для предупреждения и ликвидации последствий;

-          организация руководства инженерным обеспечением АСДНР в зонах затопления;

-          организация непрерывного контроля за выполнением мероприятий инженерного обеспечения;

-          организация взаимодействия со службами и организациями, выполняющими мероприятия инженерного обеспечения, а также с организациями военного командования, министерства внутренних дел, министерства транспорта, корректировка плана инженерного обеспечения;

Разработка и реализация организационных, правовых и экономических норм на территории субъекта Российской Федерации осуществляется в рамках единой государственной политики в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [5].

4. Способы борьбы с факторами, приводящими к чрезвычайной ситуации


Приведенные превентивные мероприятия при авариях на гидротехнических сооружениях, угрозе подтопления и затопления осуществляются на региональном уровне, с учетом разделения по режимам их проведения (1 - режим повседневной деятельности, 2 - режим повышенной готовности, 3 - режим чрезвычайной ситуации):

1.                Прогноз параметров волны прорыва, зон возможного затопления и возможной обстановки при прорыве ГТС напорного фронта. Прогноз обстановки при аварийном сбросе воды, доведение его результатов до органов власти, учреждений, организаций и населения.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 1, 2.

-                     Проведение расчетов по известным методикам, моделирование гидрологических процессов с использованием моделей и режимов реального времени.

-                     Проверка и уточнение проектных решений с учетом последних методических разработок.

-                     Задействование геоинформационных систем региональных центров ГОЧС.

-                     Доклад результатов расчета (прогноза) руководству МЧС и органам власти на местах.

2.                Обеспечение функционирования системы непрерывного наблюдения за состоянием ГТС и оповещение органов власти, организаций и населения об угрозе прорыва сооружений напорного фронта и подготовке и проведении аварийного сброса воды из водохранилища.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 1, 2.

-                     Использование данных традиционных и автоматизированных гидрометрических постов Гидрометеоцентра, показаний сети метеорадаров, данных спутникового наблюдения.

-                     Контроль за непревышением наблюдаемых параметров критических для конкретных ГТС, выдача предупреждения на проведение сброса воды по результатам наблюдения.

-                     Автоматизация процесса контроля за состоянием плотин, дамб и т.п.

-                     Согласование времени сброса воды из водохранилищ.

3.                Организация работ по усилению ГТС (плотин, дамб и т.п.). Режимы 1, 2.

4.                Осуществление контроля над регулированием паводкового стока водохранилищ (частичного опорожнения водохранилищ для принятия паводковых вод).

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 1, 2.

-                     Сезонный сброс воды из верхнего бьефа в соответствии с расчетами по данным многолетних наблюдений.

-                     Усиление контроля в предпаводковый и паводковый периоды, периоды половодья.

-                     Корректировка графика сброса воды по данным конкретного периода. Согласование на межрегиональном уровне графика сброса воды для крупных водохранилищ.

-                     Оперативное обобщение данных о наполнении водохранилищ и выработка предложений по времени и объему сброса для принятия решения ответственными лицами.

5.                Планирование эвакуации населения из зон возможного затопления и заблаговременное ее проведение при угрозе затопления.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 1, 2, 3.

-                     Отработка планов проведения эвакуации. Определение мест размещения эвакуированного населения, порядка обеспечения его жизненно важных потребностей.

-                     Доведение до населения порядка действий и правил поведения в случае осуществления эвакуации.

-                     Установление порядка и норм обеспечения, определение источников финансирования эвакомероприятий. Создание формирований транспортного, материального обеспечения.

-                     Планомерное проведение эвакуации в случае возникновения реальной угрозы.

В случае подтопления

6.                Дренирование территорий (по результатам изысканий и проектирования). Режим 1.

7.                Оповещение населения.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 2, 3.

-                     Задействование федеральной, территориальных и локальных систем  оповещения в случае возникновения реальной угрозы.

-                     Использование ручного и автоматизированного способов оповещения, централизованное управление системой оповещения объектов экономики, принудительное переключение программ вещания радиотрансляционных узлов, радиовещательных и телевизионных станций на передачу сигнала оповещения.

8.                Предотвращение смыва загрязнений, ГСМ и т.п. Режимы 2, 3.

9.                Подготовка и реконструкция насыпей, дамб. Режимы 1, 2.

10.           Контроль за состоянием зданий, сооружений.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 2, 3.

-                     Усиление строительных конструкций ответственных объектов после обследования.

-                     Запрещение эксплуатации аварийных зданий и сооружений.

-                     Обследование оснований и фундаментов, гидроизоляция.

-                     Определение   перечня   ремонтно-восстановительных организаций и служб. Создание запасов строительных материалов и изделий для ремонтных работ.

11.           Подготовка сил и средств для ликвидации последствий.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 1, 2.

-                     Создание, экипировка и оснащение, подготовка и аттестация профессиональных, нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований (АСФ) на базе предприятий, ведомств, федеральных и территориальных органов. 

-                     Поддержание в готовности аварийно-спасательных служб (АСС). Создание запасов материально-технических средств по профилю ЧС.

-                     Выделение материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС. Планирование действий, отработка взаимодействия, проведение учений и тренировок.

12.           Распашка поперек склонов, террасирование склонов (Режим 1) с целью перевода скоротечного поверхностного стока в замедленный подземный.

13.           Берего- и дноукрепительные работы. Режимы 1, 2.

14.           Спрямление русла (для малых рек и водотоков). Режимы 1, 2.

15.           Обвалование сплошное и по участкам (Режимы 1,2) для защиты населенных пунктов, объектов экономики, транспортных коммуникаций по результатам обследования и данных многолетних наблюдений. Способствует предотвращению смыва загрязнений и ГСМ

16.                        Подсыпка территорий. Режимы 1, 2.

17.           Противоэпидемические мероприятия. Режим 3.

18.           Обследование транспортных коммуникаций, кабельных линий, мостов, шлюзов, закрытых водоемов, шламоотстойников, водопропускных труб, попадающих в зону возможного затопления (Режимы 2, 3) на предмет физической устойчивости и способности функционировать в экстремальных условиях.

19.           Ограничение использования некоторых объектов.

Характеристика мероприятий, параметры их проведения: Режимы 2, 3.

-                     Решение принимается по результатам обследования или данных прогноза.

-                     Производится оценка последствий ограничений для населения и экономики. Компенсация продукции или услуг за счет внешних поступлений.

-                     Согласование порядка введения ограничений и получения компенсаций.

20.           Разработка планов и различных сценариев. Подготовка руководящего состава. Режимы 1,2. (Планирование и корректировка планов; использование данных мониторинга и прогнозирования; проведение учений и тренировок; отработка взаимодействия; внедрение систем поддержки принятия решений на основе ЭВМ и др.).

21.           Составление проектов защиты территорий, их планомерная реализация. Режим 1.

22.           Водопоглощающие скважины (по результатам изысканий). Режим 1.

23.           Контроль за размещением и строительством объектов в соответствии с законодательством, требованиями норм и правил. Режим 1.

24.           Создание запасов материально-технических средств и сорбирующих материалов для ликвидации ЧС и их последствий. Режимы 1, 2.

25.                        Подготовка команд для подрыва льда с целью предотвращения и ликвидации заторов на реках. Режимы 1, 2, 3.

26.                        Готовность коммунальных служб. Режимы 1, 2. (Разработка планов действий в условиях угрозы и в ходе ликвидации ЧС; обеспечение материально-техническими ресурсами; создание запасов резервных автономных источников энергоснабжения, тепла и т.п.).

27.                        Организация круглосуточного дежурства (Режим 2) на постах наблюдения, штабах ГОЧС, коммунальных службах, хозяйственных органах, органах охраны порядка.

28.                        Откачка воды и прочистка водоотводных каналов. Режим 2.

29.                        Выделение финансовых средств на проведение мероприятий из федерального и местного бюджетов на основе технико-экономического обоснования и наличия проектно-технических решений. Режимы 1, 2.

Затопление

30.                        Предварительно проводятся мероприятия, характерные для подтопления. Режимы 1, 2, 3.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.