РУБРИКИ

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

p> «Долг – то же, что обязанность» [22, С. 148].

«Обязанность [22, С.378] - определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь, и безусловных для выполнения».

В Философском словаре ответственность трактуется как [36, С.469]
- философско-социологическое понятие, отражающее характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. В зависимости от субъекта ответственности действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная ответственность. У индивида ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые к нему предъявляет общество, класс, данный коллектив.
Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть.
Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством.

Ответственность рассматривается в неразрывной связи с дисциплиной и организованностью.

Нормы дисциплины сформулированы в Конституции РФ. Нормы воинской дисциплины – в Уставе ВС.

Дисциплина – один из составляющих элементов общественной морали.
Она заключается в выполнении человеком установленных в обществе норм и отношений к труду, к собственности, к другим людям, к личному и общественному долгу. Дисциплина нужна в каждом обществе, всюду, где люди объединяются для совместной деятельности, для выполнения какого- либо дела. Самый процесс коллективного труда предполагает выполнение определенных требований, авторитета и подчинения. С одной стороны, известный авторитет, каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение – независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для нас в силу материальных условий.

Соблюдение сознательной дисциплины, основанной на доверии, организованности и взаимопомощи, на самостоятельности и инициативе является необходимым условием существования общества в целом и конкретной организации и общеобразовательного учреждения, в частности.

Воспитание сознательной дисциплины является важнейшей задачей отечественной школы.

Без сознательной дисциплины учащихся не может быть осуществлено воспитание подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

Словарь русского языка С.И.Ожегова так трактует понятие дисциплина как «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» [22 С.143].

Дисциплинированность рассматривается как «привычка к дисциплине, организованность» [22, С. 143].

Дисциплина – одно из необходимых условий обучения. Без дисциплины, без создания известных внешних условий нельзя правильно построить учебный процесс. Подобно тому, как подчинение музыкантов оркестра авторитету дирижера – необходимая предпосылка успеха концерта, так и подчинение учащихся установленным школьным правилам, авторитету учителя и воле коллектива является совершенно обязательным условием для организации учебно-познавательной деятельности в школе. С другой стороны, без воспитания дисциплинированности школа не может разрешить своих воспитательных, образовательных и общественных задач.

Дисциплина как подчинение установленному порядку, правилам и дисциплинированность как привычка к дисциплине сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Дисциплинированность как качество личности формируется, развивается и совершенствуется у каждого человека на протяжении всей его жизни, в процессе выработки привычки соблюдения им тех или иных установленных порядков и правил.
Дисциплинированность предполагает сформированность целого ряда других качеств личности, как ответственность, самостоятельность, добросовестность, порядочность. В тоже время в процессе целенаправленной деятельности по воспитания дисциплинированности мы оказываем воздействие как непосредственно, так и опосредованно на формирование всего комплекса качеств личности.

Не сформированность дисциплинированности у школьника сказывается в последствии для него часто трагическими последствиями.
Так, молодые солдаты, не осознавая меры ответственности за соблюдение элементарных норм дисциплины, не владея навыками сознательной дисциплинированности могут покидать вверенные им объекты для охраны при возникновении естественных трудностей. Для Российской Армии подготовка дисциплинированных, сознательных и ответственных будущих защитников становится не просто важной задачей, а самой актуальной проблемой.

Проблема дисциплины является чрезвычайно актуальной главным образом по причине ее нерешенности. Требуются либо новые условия для использования накопленного научно-педагогического знания, либо изменение самих знаний о дисциплине.

Исходным для определения понятия «дисциплина» является более широкое понятие «поведение».

Поведение – это активное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное внешними и внутренними факторами. Для педагога поведение – это совокупность поступков человека в единстве с их внутренней обусловленностью, т.е. мотивацией. В широком смысле поведение есть способ существования человека, способного реагировать на внешнее воздействие и внутреннее состояние.

На поведение каждого из нас влияет много факторов. Это, прежде всего, биологические: физическая конституция, состояние нервной системы и здоровья. К психологическим факторам относятся задатки, способности, интересы, эмоциональное состояние, направленность личности. Факторы педагогического характера включают в себя способы обучения и оценки успеваемости учащегося, отношение к отдельным предметам, учебную и другую нагрузку, дополнительные обязанности в школе и дома, нормы устава учебного заведения, характер взаимодействия учащихся класса, поведение педагога, свободное время школьника. Кроме этих факторов действует и внешняя среда: семья и родители, величина города (села), традиции и обычаи жизни местного населения, скорость экономических и социальных преобразований, средства массовой информации. Знание этих условий помогает интерпретировать поведение учащихся.

Ознакомившись с такой характеристикой поведения, можно сделать вывод, что поведение – это простое приспособление человека к условиям жизни с целью добывания средств удовлетворения своих потребностей. Это далеко не так. В основе любого поведения лежат различные движущиеся силы, направляющие его в каждый данный момент.

В последние годы ученые приходят к большому согласию в толковании этого психолого-педагогического и социокультурного феномена. Они объясняют поведение через посредство такого свойства личности, как направленность. Это понятие характеризует роль доминирующих факторов в поведении человека. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от конкретных ситуаций. Такой подход позволяет объяснить разное поведение одного и того же человека в различных ситуациях. Для этого достаточно изучить его задатки, интересы, склонности, убеждения, идеалы, в которых и выражается направленность личности.

Из всего сказанного о поведении следует выделить одну важную его особенность: оно основывается на взглядах, убеждениях, идеалах и, следовательно, во всех случаях глубоко морально. В основе любого поведения лежит нравственность, а она – явление воспитуемое. Через воспитание общество управляет своими гражданами.

Но нельзя сказать, что и этим можно до конца и однозначно объяснить поведение того или иного человека. Многие из нас умеют маскироваться, по-разному ведут себя в анонимных условиях, у многих людей, особенно у трудных подростков и юношей, возникает так называемое компенсаторное поведение. У лодырей, хулиганов, например, есть защитные поведенческие формы: непослушание, иллюзия послушания, противопоставления себя другим и т.д.

Дисциплина является существенной составной частью поведения.
Сегодня под дисциплиной мы понимает определенный порядок поведения людей, обеспечивающий согласованность действий внутри коллектива, усвоение и выполнение установленных норм (правовых, моральных, политических, этнических).

Формирование дисциплины рождает в каждом человеке такое качество, как дисциплинированность. По существу это есть привычка к дисциплине, организованность. Дисциплинированность включает в себя нравственную направленность личности, способность к мысленному проектированию своего поведения и собственно практические действия.

Различают следующие виды дисциплины: трудовую, производственную, технологическую, учебную, общественную, воинскую и др.

Трудовая дисциплина – это выполнение установленного трудового распорядка дня, регламентирующего режим работы предприятия, цеха, бригады: начало и окончание рабочего дня или смены, перерывы на обед, отдых и т. п. Нарушения трудовой дисциплины проявляются в опозданиях, прогулах, преждевременном уходе с рабочего места.

Производственная дисциплина – соблюдение ритмичности работы, выполнение указаний и распоряжений руководителя, бережное отношение к материальным средствам, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной охраны.

Технологическая дисциплина – это соблюдение режимов работы оборудования, технических условий, последовательности, методов и способов обработки предметов труда. В основе технологической дисциплины лежит выполнение параметров технологических процессов, отступление от которых ведет к браку, ухудшению качества изделий, порче оборудования и в конечном итоге к дополнительным затратам труда и материалов, снижению эффективности работы бригады, участка, цеха, предприятия.

Учебная дисциплина – это соблюдение правил, норм и требований организации жизнедеятельности школы и коллектива учащихся и педагогов, направленной на развитие личности учащегося. Дисциплина в общеобразовательном учреждении есть определенным образом установленный порядок жизни, призванный обеспечить плодотворный труд учащихся, педагогов, обслуживающего персонала и руководителей. Она должна выражать гармонию интересов людей, объединенных в школьный коллектив.
Сознательная дисциплина учащихся – это ответственное отношение к учению, к различным видам трудовой деятельности, осознанное и добровольное выполнение правил поведения и устава своего учебного заведения, режим его работы. Учебная дисциплина включает в себя наличие верных представлений и понятий о дисциплине как норме организации учебной деятельности, готовность осознанно выполнять эти нормы, самоконтроль и самооценку поведения, преодоление собственной недисциплинированности, самодисциплину.

Общественная дисциплина – это обязательное подчинение общественному порядку всех членов коллектива, высокая сознательность, уважение правил общежития. Общественная дисциплина характеризует поведение учащихся в общественных местах, на улице, в кругу знакомых, в общественных организациях и движениях.

Бытовая дисциплина – это соблюдение правил, норм, традиций и обычаев семьи в кругу родственников и близких друзей. Бытовая дисциплина включает в себя самодисциплину, которая характеризует поведение человека, когда он остается один и не подвергается постоянному социальному контролю, оценке со стороны присутствующих и их влиянию

Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу.

Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки выше охарактеризованных видов дисциплины. Причины проявление воинской недисциплинированности, как правило, надо искать в гражданской жизни военнослужащего, а, следовательно, соблюдение воинской дисциплины напрямую зависит от уровня сформированности указанных выше разновидностей дисциплины у будущего воина на школьной скамье.

Во все определения разновидностей дисциплины входит понятие
«правила». Под правилами принято понимать положение, отражающее закономерность соотношения явлений и выполняющее функцию предписания или требования.

Рассматривая дисциплинированность как качество личности, судят о дисциплине в целом, выделяя уровни: низкий, средний, высокий.
Определяется это с помощью диагностики.

Остановимся на психологических основах дисциплинированности.
Будучи сложной чертой личности, дисциплинированность состоит из привычек и умений управлять собой и своим поведением, умений подчинять его определенным правилам и требованиям, руководствоваться при их соблюдении нравственными нормами, чувством долга и ответственности.
Надежным психологическим показателем дисциплинированности являются мотивы дисциплинарных поступков, воля, как регулятор поведения, а также эмоции и чувства. Мотивы, воля и чувства – это психологические основы дисциплины. Дисциплина в итоге зависит от потребностей, выраженных в мотивах, сдержанности или, напротив, несдержанности
(аффективности) подростка, от силы эмоций (радость, гнев). От силы, устойчивости, сформированности этих основ зависит и уровень сформированности самой дисциплинированности, появление негативных форм ее проявления: лености, лживости, нерешительности, неуверенности, упрямства и слабоволия.

Прежде чем раскрыть вопрос о проектировании процесса формирования дисциплины у учащихся на занятиях по ОБЖ, напомним, что такое молодежная субкультура (подкультура). Это, условно говоря, составная часть общей культуры, включающая в себя все, что создается обществом для детей, подростков и юношества и что создается ими самими.
Выражается молодежная субкультура в наличии ценностей, установок, способов деятельности, форм общения. Она имеет конкретно-исторический характер, обладает относительной автономией. Это обстоятельство надо помнить при проектировании, поскольку подростки и молодежь формируют свои правила взаимоотношений, свои нормы морали. Примером могут служить подсказка и списывание, распространенный в сегодняшнем учебном процессе на всех его уровнях.

Другое обстоятельство, важное для решения проблемы дисциплины – сензитивность возраста в той или иной задаче. Сензитивность - это оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Так, «поздний» подросток не располагает условиями для успешного формирования дисциплинированности. Он сориентирован не на педагога и его требования, а на мнение друзей, приятелей. Поэтому формировать дисциплину в этом возрасте чрезвычайно трудно, тем более что подросток успевает обзавестись привычками, отношениями, оценками.

Учтем эти особенности развития учащихся при рассмотрении компонентов педагогического процесса по формированию дисциплины.

Задачи этого процесса, как правило, выводятся из понимания личностного качества – дисциплинированности. Поскольку именно это качество мы формируем в процессе воспитания, оно выступает конечным педагогическим продуктом. Исходя из состава понятий «дисциплина» и
«дисциплинированность», можно предложить наиболее общий набор педагогических задач [3, С.273]:

- осуществление нравственно-этического просвещения учащихся;

- обучение умению составлять внутренний план действий;

- обучение самоанализу, самоконтролю, самооценке;

- воспитание воли и саморегуляции;

- воспитание культуры чувств;

- формирование навыков культуры общения.

Как видим, абсолютное большинство задач связано с самовоспитанием.

В качестве принципов организации воспитания дисциплины можно использовать следующие:

- личной значимости задач, содержания, методов и приемов воспитания;

- единство воспитания и самовоспитания;

- сознательного отношения к дисциплинированному поведению;

- дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся;

- деятельностной основы используемых форм и методов;
- систематичности и постоянства проведения работы.

Реализация этих принципов позволяет: во-первых, сделать педагогический процесс полностью обращенным к внутреннему миру подростка, юноши; во-вторых, педагогический процесс становится действенным, т.е. формирующим, а не информирующим; в-третьих, осознанным, добровольным для воспитанников.

Любой другой педагогический процесс легко перерастает в формальный, назидательный и авторитарный. Примеров этому из жизни образовательных учреждений разного типа и уровней слишком много.

Содержание педагогического процесса по формированию дисциплины, его отбор зависят от многих факторов: от уровня развития дисциплинированности учащихся, от видов дисциплины, которые надо у них сформировать, от конкретных форм проявления недисциплинированности
(опоздал на занятия, не выполнил домашнее задание, не проявил активность на уроке, сквернословие, курение и т.п.). В зависимости от этого и выбирают источник содержания воспитания учащихся и темы для работы с ними.

Содержание ОБЖ необходимо рассмотреть с этих позиций.

Так, употребление алкоголя и курение требует сосредоточить внимание на темах о вреде, о средства борьбы, о воспитании воли и т.д. Для преодоления лжи, естественно, надо обратиться к психотерапевтическому знанию и т.д.

Методов формирования дисциплинированности учащихся очень много.
Прежде всего, это методы разумной и четкой организации всего учебно- воспитательного процесса, соблюдение НОТ преподавателя и учащегося, хорошая организация урока, процесса самовоспитания, создание благоприятного социально-психологического климата, где хорошо организован учебно-воспитательный процесс, гораздо реже проявляются конфликты на почве дисциплины учащихся.

В общеобразовательных учреждениях распространены методы убеждения: индивидуальная беседа, личный пример педагога, опыт известных людей микрорайона, выражение общественного мнения.
Применяются также методы принуждения: требование неукоснительного выполнения инструкций, правил, уставов, система наказаний за проступки, приказ, задание. Часть этих методов представляет собой группу административных методов.

Особую роль в воспитании дисциплины играют методы стимулирования: поощрение и порицание. Видов поощрения много: похвала, награда, подарок, доброе слово. К сожалению, в школе чаще применяются методы порицания. Порицание в смысле наказания призвано охранять от произвольных нарушений нормы. Задача наказания – способствовать послушанию. Но оно ни в коем случае не должно быть местью педагога, ибо педагогическое наказание есть не способ удовлетворения субъективного чувства оскорбленности, а способ достижения объективной цели. В принципе всякое наказание стремится сделать себя излишним в будущем («чтобы больше так не делал»).

Особую группу представляют методы приучения, выработки привычек: организационные игры, повторение, уроки этики, упражнения (например упражнения в технике общения, разбор конфликтных ситуаций, создание ситуации выбора).

Из организационных форм воспитания дисциплины популярностью в школе пользуются беседы, диспуты, собрания по обсуждению поведения.
Особых форм для этих целей не существует.

Теперь о технологии педагогического процесса по воспитанию дисциплины. Единых предписаний здесь нет. Безрукова В.С. [3, С.270] указывает на то, что на сегодня апробированы лишь отдельные компоненты этих технологий.

Один из таких компонентов – диагностика уровня развития дисциплинированности учащихся. Сама диагностика – уже есть метод воспитания. Ее результаты помогают в проектировании индивидуальной работы с учащимися. Любая форма воспитания дисциплины строится на диагностике.

Другой компонент – развитие воспитательной мобильности учащихся как их готовности и способности взаимодействовать с педагогом и адекватно реагировать на воспитательные отношения. Воспитательная мобильность определяет позицию личности в педагогическом процессе. Без готовности учащихся как исходной позиции невозможно формировать дисциплинированность: возникает разве что противодействие учащихся педагогу, взаимное непонимание. Воспитательная мобильность есть в известном смысле воспитуемость и обучаемость учащихся.

Еще один компонент любой формы воспитания дисциплинированности – непременное использование народной педагогики, опора на обычаи, нравы, привычки, нормы, вкусы, авторитеты, мораль, религию. Это та платформа, на которой легче «укладываются» современные и не всегда гуманизированные средства дисциплинирования, если они взаимно согласуются. Народная педагогика может служить критерием ожидаемой эффективности новых методов и средств воспитания.

Мощным компонентом технологии дисциплинирования будущих солдат могут быть правила, методические рекомендации, инструкции, доводимые до учащихся в процессе изучения содержания основ ОБЖ. С их помощью формируется правовое сознание, сдерживающее недисциплинированность.
Неплохо использовать экономические способы воздействия опять же через инструкции, т.е. правовые акты.

Большую роль в технологии воспитания дисциплины играет оценка поведения каждого учащегося или группы учащихся в целом. Эта оценка не зависит от успеваемости и определяется с учетом возможности ученика действовать соответствующим образом.

Оценка поведения складывается из оценки прилежания, оценки отношения к учебе и труду и оценки способности к сотрудничеству.
Ученые рекомендуют вовлекать учащихся в процесс оценивания и самооценивания, ибо через это тоже происходит усвоение норм поведения.

Оценивание поведения осуществляется не через отметку, а через характеристику. Только в ней можно раскрыть развитие личностных проявлений в течение длительного времени, выделить наиболее типичные элементы поведения, отметить силу педагогического воздействия, наметить перспективные линии развития поведения учащегося и дать советы, как исправить недостатки.

При проектировании форм воспитания дисциплины учащихся следует помнить о компенсаторных тенденциях в их поведении. Для учащихся призывного возраста это очень характерно

Наконец, следует упомянуть о постоянно вводимых в любую форму воспитания различных компонентах, ломающих, разрушающих стереотипы, ликвидирующих барьер между прежними представлениями о допустимых нормах дисциплины и новыми требованиями к ней. Иными словами, в любую дисциплинирующую форму организации педагогического процесса следует включать компоненты перевоспитания как средство преодоления недисциплинированности.

Большими возможностями в выработке у школьников представлений и понятий о сознательной дисциплине располагают все предметы и в том числе ОБЖ.

3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности, для формирования его дисциплинированности и ответственности.

Как основа здорового образа жизни деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения.

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они входят.
Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельностью учащихся.

Отечественной педагогической наукой обнаружен ряд общих закономерностей, обусловливающих методы педагогического руководства деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников или сознательной дисциплины.

1. Все виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциально обладают определенными воспитывающими возможностями. Однако один вид деятельности не может заменить все остальные. Поэтому в воспитании целесообразно использовать комплекс видов деятельности.

2. Деятельность может не повлиять положительно на воспитуемого, если не имеет для него «личностного смысла» (А.Н.Леонтьев).

3. В итоге воспитательных воздействий у школьников формируется готовность к выбору цели и способов деятельности. Будучи идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его опережающим отражением (П.К.Анохин), цель человека является той силой, «которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю».

4. По отношению к формированию личности школьника деятельность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализованы соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В этой инструментовке должны определенным образом сочетаться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта общественного поведения и сознательной дисциплины, а в итоге дисциплинированность как интегративное качество личности.

Рассмотрим конкретные педагогические методы по формированию ответственности и дисциплинированности.

Педагогическое требование.

«Школа, - писал А.С.Макаренко, - должна с первого же дня предъявлять к ученику твердые, непререкаемые требования советского общества, вооружать ребенка нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо» [17, С.398]. В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие той закономерности воспитательного процесса, как диалектика внешнего и внутреннего. Педагогическое требование должно не только опережать развитие личности, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе.

Содержание педагогических требований определяется нравственными нормами, действующими в обществе Уставом общеобразовательного учреждения, Правилами для учащихся.

Требование может выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрыть внутренние противоречия в процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к дальнейшему росту и развитию. Требования помогают наводить порядок и дисциплину в школе и на уроке, вносят дух организованности в деятельности и поведении учащихся.

По форме предъявления различают требования прямые и косвенные.
Прямые требования характеризуются такими признаками, как позитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Особенно велико значение прямого, беспрекословного, «негнущегося» требования на первоначальном этапе работы педагога с коллективом, когда актив еще только складывается.
Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели, убеждения. Мысль о том, что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия, возникла в педагогике давно, но наиболее полно она была реализована в опыте А.С.Макаренко, который справедливо считал, что, поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, воспитатель не должен выдвигать сущность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника.

Существенно и то, насколько соблюдает учитель меру в предъявлении требований к учащимся. По этому поводу К.Д.Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям.
Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться…» [34, С.390-391].

Общественное мнение.

Воспитатель всегда стремится к тому, чтобы его требование стало требованием самого коллектива. Отражением коллективного требования является общественное мнение. Соединяя в себе оценки, суждения, волю коллектива, общественное мнение выступает активной и влиятельной силой, которая в руках умелого педагога выполняет функции метода воспитания.

Диспут «Нужно ли добровольно идти в армию» с участием родителей

Школьный коллектив воссоздает систему общественных отношений, ту объективную основу, на которой у учащихся формируется соответствующий тип сознания, поведения и деятельности. Достигая в своем развитии идейного, интеллектуального, эмоционально-волевого и организационного единства, коллектив оказывается способным к самоуправлению, важнейшим фактором которого является общественное мнение. Так коллектив становится субъектом воспитания, ближайшей опорой и надежным союзником педагога.

Для формирования здорового общественного мнения учитель привлекает воспитанников к коллективному принципиальному обсуждению всех явлений и событий в жизни класса, школы и общества. Если учащиеся в своей основной массе активно участвуют в коллективной деятельности, переживают радость совместных успехов, критически относятся к имеющимся недостаткам и стремятся к их преодолению, это свидетельствует о том, что в коллективе складывается достаточно зрелое общественное мнение. И наоборот, отсутствие авторитетного общественного мнения создает почву для круговой поруки, взаимопрощения и нетребовательности, процветания узкогрупповых интересов.

После изучения на уроке темы «Воинская обязанность» учащиеся должны усвоить ее структуру: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе; призыв на военные сборы. Можно в качестве домашнего задания попросит учащихся выяснить общественное мнение родных и близких о рассмотренном вопросе и составить устный или письменный ответ. Предложить сочинение на тему: «Общественное и мое личное мнение о воинской обязанности». Анализ сочинений на данную тему позволяет сделать вывод, что для большинства учащихся далеко не безразлично мнение окружающих и особенно девушек. Вот выдержки из сочинений: «Я выполню свой гражданский долг перед Отечеством в память о своем деде, чтобы не стыдно было смотреть в глаза отца и своей девушки». «Я не считаю нужным придерживаться общественного мнения, ибо мы живем в рыночных условиях и каждый должен думать прежде всего о себе. Пребывание в армии не окажет существенного влияния на мое интеллектуальное развитие, быстрее на оборот. Этой позиции придерживаются мои родители и целый ряд моих знакомых, в том числе и одноклассников». «Моя мама считает, что пусть государство сначала обеспечит безопасность пребывания солдат в армии, а потом их набирает.
Я боюсь дедовщины, так как за все годы своего существования никого не ударил и не оскорбил, хотя я занимаюсь регулярно спортом и многие парни знают мои физические данные». «В СМИ ведутся постоянно дебаты работниками военкоматов и военных о воинской обязанности, и в то же время на практике мы видим безразличие к молодым солдатам как людям, личностям. Иначе как понимать события с призывниками осенью 2003г. в
Магадане?»

Как видим из сочинений учащихся общественное мнение на формирование ответственности перед Отечеством играет далеко не последнюю роль и учителю необходимо проводить серьезную просветительскую работу как среди учащихся, так и среди родительской общественности. С этой целью проводятся специальные тематические родительские собрания общешкольного и классного уровня.

В современных условиях развития нашего государства действенность общественного мнения, его социально-политическая направленность во многом определяется той ролью, какую играют в его становлении родительская общественность класса в целом и каждая семья в отдельности.

Приучение


Приручение представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения детьми определенных действий в целях превращения их в привычные формы общественного поведения.


Привычка важна не сама по себе. В определенных условиях она может и должна стать устойчивым свойством или качеством личности. Привычка есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностью и мысль переходит в дело. Воспитание, строящее свое здание на привычках, строит его прочно.

Приучение обнаруживает наибольшую эффективность на ранних ступенях воспитания и развития детей. Применение этого метода требует соблюдения некоторых педагогических условий. Приучение невозможно без ясного представления о том, что должно быть усвоено. Предписывая учащимся тот или иной образ действий, необходимо выразить его в возможно более коротком и ясном правиле. На каждый данный отрезок времени должен быть выделен минимум отдельных действий, из которых складывается данная форма поведения. Для выработки привычки требуется время, торопливость здесь не приводит к поставленной цели. Вначале следует добиться точности производимого действия и лишь затем быстроты. Метод приучения предполагает контроль за способом выполнения действия. Контроль требует благожелательного, заинтересованного отношения учителя к воспитанникам, выявления и анализа возникающих трудностей, обсуждения способов дальнейшей работы. Еще более важно организовать самоконтроль учащихся.

Метод приучения варьируют в зависимости от возраста, условий жизни и воспитания. Не всегда целесообразно, например, открыто ставить перед детьми задачу овладения тем или иным способом поведения. Учитель в этом случае так организует деятельность детей, чтобы, с удовольствием выполняя ее, они незаметно для себя свободно и непринужденно привыкли к нужной форме поведения. Иногда возникает необходимость открыто поставить перед школьниками задачу научиться вести себя определенным образом, например, быть вежливым, предупредительным, дисциплинированным. В отдельных случаях необходимо вызвать у учащихся стремление воспитать в себе сначала то или иное качество личности (скромность, выдержку, самообладание и т.д.). Это стремление побуждает учеников овладевать соответствующими привычками.

Формы общественного поведения, ставшие для воспитанников привычными, отличаются гибкостью и обобщенностью, легко проявляются в разных обстоятельствах, принимая соответствующие этим обстоятельствам конкретные способы действия.

Одним из испытанных средств приучения к заданным формам поведения является режим жизни и деятельности учащихся. Отсутствие разумного, последовательно осуществляемого режима, законных пределов для поступка не может быть возмещено никакой словесной мудростью. Чем строже и определеннее режим, тем лучше формирует он динамический стереотип, который лежит в основе образования привычек.

Для будущего воина имеет большое значение привычка заниматься физической подготовкой. Это направление деятельности учителя ОБЖ является постоянно в поле внимания, но он не всегда может дать утвердительный ответ на систематические занятия физической культурой в свободное от занятий время. Эту проблему необходимо начинать решать с детского сада. В настоящее время многие школы поддерживают идею преемственности между детским садом и школой. Встречи с родителями дошкольников, с работниками детского сада позволяют составить систему физических упражнений с учетом данного возраста. Затем на уровне начальной школы и так далее. В работе учителя ОБЖ по привитию привычки заниматься физической культурой большое место отводится работе с родителями, которые могут в условиях дома поддерживать начинания ребенка заниматься спортом.

Привычки по выполнению домашнего задания – яркий пример ответственности и дисциплинированности ученика.

Упражнение

«Наше поведение, - писал А.С.Макаренко, - должно быть сознательным поведением… но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию… Настоящая широта, этическая норма становится действительной только тогда, когда ее
«сознательный» период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро т точно…» [16,
С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению, которое находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой. Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и операционной структуры как упражнение в правильном поступке.

Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной дисциплины – практический опыт коллективных отношений, необходимых для формирования качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных способов действий как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой психологии: стимул – реакция – подкрепление.

Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и деятельности учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами поведения.
«Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, - воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости… волю, мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе» [14, С.424-425].

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к общественным делам. Но эту роль поручения выполняют далеко не всегда. В школе еще встречаются ученики, которые, взявшись с жаром за какое-либо дело, не заканчивают его или, выполнив одно поручение добросовестно, к другому относятся халатно. Причина этого явления кроется в том, что учащиеся, зная нормы и принципы общественной морали, мало упражняются в деятельности, формирующей единство сознания и поведения.

Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо управлять мотивами их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить его социальным и нравственным развитие, упражнять его в правильных поступках.
Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно возникают ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся система сложившихся в нем воспитательных отношений.
Создать такую ситуацию, обнаружить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему по плечу любому вдумчивому педагогу. Такие специально организованные педагогические условия называются воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них ставятся перед необходимостью выбирать определенное решение из нескольких возможных вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому, промолчать, сказать правду, сказать «не знаю».
В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями, изменившимися условиями деятельности и общения.

Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей,
А.С.Макаренко установил, что « в эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» [15, С.507]. Так возникают критические, конфликтные ситуации. Как результат столкновения отношений личности и общественных норм поведения людей конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее происхождение и условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений личности.

В период проведения военных сборов создаются благоприятные условия для реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы
«Воинские коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной жизни, ибо после занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в условиях сбора они на протяжении целой недели живут плечо к плечу и здесь как никогда проявляется и как нигде проявляется чувство коллективизма, внутриколлективные отношения, способность прийти на выручку, проверяется психологическая совместимость людей, так важная в реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской части позволяет в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными солдатами подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и дисциплинированности личности будущего солдата.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее употребительны соревнование, поощрение.

Ознакомление учащихся с основными профессионально важными качествами военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск позволяет уже на школьной скамье целенаправленно готовить себя к службе в данном виде или роде войск.

Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот, должен знать, что он умеет поддерживать высокую работоспособность в длительных переходах; уметь снимать нервное напряжение; проявлять устойчивость к действию неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов, изменения воздушной среды, качки и непогоды; быстро восстанавливать работоспособность; уметь сноровисто действовать в борьбе за живучесть корабля. Конкретные приемы такой тренировки следует давать индивидуально и вести персональное наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом укрепления данной мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в экстремальных ситуациях моряков.

Соревнование

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету первенства, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не проводится. Это связано с индивидуальными особенностями процесса усвоения школьниками знаний, умений и навыков. У каждого человека и у детей в том числе различные «зоны актуального и ближайшего развития».
Однако полностью исключать соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно. Опыт показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее задание, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятный внешний вид, опрятные школьные принадлежности, выполнять школьный и домашний режим дня и т.д. В старших классах среди юношей можно объявить соревнование на подтягивание и отжим, например, через месяц, чтобы создать ситуацию самостоятельно позаниматься в домашних условиях.

Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени действия различаются длительные и эпизодические.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать принцип гласности, сравнимости результатов, педагогического такта.

Соревнование как метод формирования дисциплинированности и ответственности учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе теоретических занятий, так и на практических, особенно в период военных сборов. Соревнование стимулирует чувство коллективизма, активизации личности в целом. Примером может служить военизированная эстафета, где царит дух товарищества, четкая слаженность в действиях, а тем самым проявление ответственности и дисциплинированности.

При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества», учащиеся самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания не только из программного материала, но и на общую эрудицию.

Поощрение

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных силах.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появились ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между выполненным делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только дети, но и взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного поощрения учителем или руководителем. Если поощрение соответствует ожидаемому удовлетворению личности, то оно стимулирует закрепление данных навыков деятельности и тем самым формирует сознательную дисциплину и дисциплинированность, но если не возникает соответствия между ними, то это может оказать самое негативное влияние на процесс формирования дисциплинированности как качества личности. Это очень серьезная проблема, психолого-педагогический и методический механизм функционирования которой в полном объеме еще не изучен.

В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для формирования ответственности и дисциплинированности можно применять практически на каждом занятии, но при этом необходимо соблюдать меру похвалы и ее целесообразность. Поощрение должно быть за весомые дела и поступки. Так, учащийся самостоятельно подготовил доклад на тему:
«Личная дисциплинированность воина» и показа ее историческое, социальное и нравственное значение со времен Александра Македонского до наших дней заслуживает не просто отличной оценки, а самой серьезной похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям данного ученика о его успехах.

Наказание

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием свободного воспитания в первые годы работы советской школы наказания вообще были запрещены.
Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспитания,
А.С.Макаренко писал: «Разумная система наказания не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их» [17, С.399].

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им.
Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и чем он ошибается, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А.С.Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания – ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком. Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину.

Воспитание по своему определению не стремится к угнетению, принуждению, к прагматическому, безудержному, по искусственно завышенным стандартам потребительству. Его цель – сформировать свободную, ответственную, дисциплинированную личность. Исходя из молчаливого признания несовершенств реального человека, любых общественных отношений, воспитание готовит ребенка к преобразованию самого себя, к достижению духовного и физического совершенства, а не к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-обывательской рутине.

Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному социуму, есть формирование средствами ненасилия, в сочетании с предопределенными законами природы и социума педагогически целесообразным, принудительным воздействием, духовного «ядра» личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на развитие личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание как вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм передачи подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не социализация, представляющая собой субъективное изобретение охранителей социального расслоения, готовит личность к борьбе с валюнтаристским политическим, нравственным, социальным, эстетическим насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11, С.59].

Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя.
Следует на практике в период посещения воинской части обсудить данный вопрос с военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном случае начнет проявляться безответственность, вседозволенность, не соблюдение воинской дисциплины. Какими могут быть последствия уснувшего дневального, часового на посту и т. д.

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без обратной связи, которая несет характеристику его результативности.
Выполнить эту функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по формированию дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности школьников можно судить по степени их участи во всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. – и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной, эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение личности. Всякое подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности и воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его результативного компонента и процессуального, отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения, взаимодействия, их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы
(анкетные, устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение поручений, создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения – непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения дисциплинированности и ответственности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил поведения, выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение учащихся к выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей дежурного, отношение к выполнению творческих индивидуальных заданий.
Аналогично, в период весенних полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения дисциплинированности и ответственности учащихся. По результатам наблюдений можно вести конкретную воспитательную работу с учеником с целью выявления причин данных отклонений от норм поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания общевойсковых уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его. Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся необходимо проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение норм морали, соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная активность, инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие в нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня сформированности у личности такого интергативного качества как дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.


Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение, пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая оценка его воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам, переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и радости, учится ли старательно полному самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на замечания, вежлив ли в общении со своими членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное отношение к успехам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности за порученные общественные дела, бережное отношение к собственному и школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.
3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое обращение к старшим при встрече и прощании.
4. Отношение к сверстникам: активное участие в совместной деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам, стремление не подвести своих товарищей, класс.
5. Поведение на улице и в общественных местах: соблюдение правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.
6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость в одежде, обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и отдельных поступков; правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.

Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого ученика заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с вопросами:

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?

2. Какие отрицательные вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и на сколько это вам удается выполнить?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь, сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Использование данных показателей уровень воспитанности исследуемых качеств можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым содержанием учебного материала ОБЖ в процессе теоретической и практической подготовки будущих воинов успешно сформировать и развить.

Заключение

Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы: экономические, социально-политические, материальные и т.д.

В своей квалификационной работе мы попытались решить данную проблему содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая посвящена основам подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о воспитании дисциплинированности и ответственности в отечественной школы мы выделили методы их воспитания: приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации, стимулирования поведения и деятельности, соревнование, поощрение и наказание. Общение с учителями
ОБЖ, с классными руководителями и учителями-предметниками, а также с учащимися и целенаправленное наблюдение за их учебной деятельностью в школе и беседы с родителями о их мнении об уровне ответственности и дисциплинированности ребенка позволили нам сделать следующий вывод.

Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у будущих воинов своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы считаем, что деятельность учителей школы под руководством учителя ОБЖ совместно с родительской общественностью класса и школы, а также воспитательное пространство района способны данную проблему решить.

Библиографический указатель.

1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-

24.

2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у младших школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273

4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования //Педагогика

№ 5 2000. С. 15- 16.

5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924. № 1.

С. 61.

6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся

//Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.

7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного воспитания

//Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.

8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5, 2000.

С. 22

9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377
10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241
11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием //Педагогика, №

4. 1998. С. 20
12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская педагогика № 5. 1986. С.59
13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.
14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. – М.,

1958. Т. V. - С. 424-425.
15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.
15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей
//Соч. – М., Т V. – С.363.

Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958. Т. V. -

С. 435-436.

16. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –

М., 1958. – Т. V .- С. 398.
17. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.
18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22
20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное просвещение. 1928. № 7. С. 117.
19. Народный учитель. 1928. № 1, 2
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.

Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.:

Рус. Яз., 1986, 797 с.
21. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.
22. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К.

Миронов, С. Н. Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа,

2003. – 288 с.: ил.
23. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.
24. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9
25. Программно-методические материалы: Основы безопасности жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа,

1999. – 128 с.
26. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.
27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников //Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.
28. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-

5, С. 82.
29. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.
30. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926. №

5-6. С. 13.
31. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.:

«Просвещение» при участии издательства «Покровка», 1996. – 125 с.: ил.
32. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической антропологии»

//Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.
33. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274

Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.

34. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика №

4. 1997. С.64
35. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи психологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 1 . С. 201.
36. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи педологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 2 . С. 20.
37. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса как путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение

Сибири. 1933. № 3-4. С.70.
38. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.



Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.