РУБРИКИ |
Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина |
РЕКЛАМА |
|
Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воинаp> С болью Н.К.Крупская писала: «Ребята, опаздывающие на урок, плохо знающие урок, плохо справившиеся с заданиями, объявлены вредителями. Дело дошло в одной школе до того, что был организован в школе Ревтрибунал из учителей и учащихся, куда приводились «дозорными отрядами» провинившиеся, которым делали строгие выговоры и которых Ревтрибунал мог даже исключить из школы» [9, С.377]. Новая роль директора, единоначальника школы, давала ему право сурово и
строго требовать соблюдения дисциплины со стороны педагогов и учащихся. В эти годы различные формы самоуправления учащихся, на которые так много надежд возлагали в 20-е гг., ликвидируются. Железная пролетарская дисциплина, основанная на единоначалии, ответственности директора и учителя перед вышестоящей организацией, не допускала подлинного самоуправления учащихся. В эти годы ученический коллектив стал предметом особой заботы учителя, ключом к решению проблемы дисциплины. По замыслу теоретиков и практиков дисциплинарного подхода, каждый ученик выступал членом определенного коллектива, который нес за него ответственность. Ученик растворялся в коллективе. Научить детей стройному хоровому чтению, декламации и ответу, когда класс слился настолько, что вы слушали бы его, как сильный голос одного существа, - это тоже навыки коллективной работы. Являться в школу в строго установленное время. Быть готовым к уроку до звонка. Санитары, дежурные за пять минут до звонка проверяют готовность класса к уроку. При такой постановке работы полностью снимаются традиционные проблемы, как например, учет возрастных и индивидуальных особенностей ученика, уровня культурного развития ребенка, возможности различного уровня зрелости детских коллективов, учет специфики их в разные периоды детства. У ребенка отнималась возможность самораскрытия и саморазвития индивидуальности. Стремясь к установлению дисциплины, учитель должен был активно бороться
с представлением «ложного товарищества» - круговой порукой, взаимным
покрыванием проступков, подсказыванием, т.е. всей системы неформальных
отношений. Особого внимания требовали дети, которые «часто замыкаются,
уходят, как улитка в свой домик». Такие дети вызывали тревогу. Их поведение
рассматривалось как антиколлективистическое, направленное на
самоутверждение в ущерб общему делу. Учитель должен был стремиться к
раскрытию их внутреннего мира. «Многие из детей уже начинают сознавать, что
желаниям и воле человека есть и непременно должен быть известный предел и
что нельзя находиться и работать в коллективе, не поступаясь в общую пользу
личными интересами и не подчиняясь обязательным для всех правилам» [2, Заботе о стерильности информации для школьников уделялось много
внимания. В условиях закрытости социальная система стремилась исключить из
восприятия детей все, что не совпадало или отклонялось от официальной точки
зрения. Формировалось иллюзорное мировоззрение. К педагогу предъявлялось
требование «излишне не рассуждать, дабы не провоцировать мысль ученика». Отказавшись от школы муштры и зубрешки, осудив дрессуру и внушение как буржуазное средство воспитания, в 30-50-е гг. широкое распространение получили формы воспитания дисциплины, которые никогда не могли быть использованы раньше. Безоговорочное подчинение учителю, слепое выполнение приказа, автоматизм действия ученика – эти нормы культивируются и пропагандируются в педагогических журналах. Авторитарный стиль управления детьми становится атрибутом учителя – Можно утверждать, что успешность воспитания покорного ученика определялась тотальностью средств, используемых школой для формирования этого важного для государственной системы качества личности. Детское сообщество зеркально отражало происходящие в государстве процессы: задавленность, страх, муштра, заорганизованность, которые выдавались за признаки сознательной дисциплины, на самом деле были сложным и противоречивым выражением социализирующих факторов среды и воспитания. «Оттепель» в политике и идеологии, начавшаяся во второй половине 50-х
гг., после ХХ съезда партии, заставила по-новому отнестись к решению
проблемы дисциплины в школе. Возрождается все многообразие подходов
педагогики 20-х гг., которые были запрещены и уничтожены. Публикуются ранее
не известные широкому кругу читателей труды Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, Ученый отвергает сложившиеся стереотипы слепого подчинения ученика каждому требованию учителя. Если учитель оскорбляет или унижает достоинство ребенка, он должен получить отпор. Утверждение В.А.Сухомлинского о том, что ценности личности могут быть выше ценностей коллектива, было встречено в штыки. Нельзя, писан он, разрушать духовный мир ребенка бестактным вмешательством классного коллектива. Есть тонкие и ломкие уголки детской души, разрушение которых иногда может обернуться трагедией, вызвать необратимые изменения в сложном мире маленького человека и проявиться в грубости, одичалости. Особенно резко выступал В.А.Сухомлинский против применения в школе
наказания как средства установления дисциплины. Наказание может унизить
личность ребенка, сделать его жалким и податливым случайным воздействиям. В.А.Сухомлинский порывает со сложившимися на предшествующем этапе
развития представлениями о школьнике как объекте и субъекте воспитательных
воздействий. Очень важным для него является самоценность детства. В
педагогической логике ученого нет и не могло быть места утверждению: «Вся
жизнь школьника должна быть упражнением в правильных поступках» [25, С.7]. Таким образом, все попытки выдвинуть на первый план дисциплину как цель и результат воспитательного процесса, отражающие тоталитарные тенденции общественного развития, кончились параличом активности личности и приводили к печальным последствиям. Перестройка социально-экономического уклада жизни СССР, смена идеологии в конце 80-х гг., вызвала бурные процессы преобразований в системе образования. Современные проблемы воспитания дисциплины могут быть успешно решены в русле гуманистического подхода, имеющего глубокие традиции в русской и советской педагогике, опирающиеся на демократические общественные силы. 1.3. Личность как субъект индивидуальной истории Строя жизненный путь, человек руководствуется определенной системой представлений о своем прошлом, настоящем и будущем. Представления эти нередко содержат заблуждения и иллюзии, но именно они лежат в основе долговременной регуляции личностью своей жизнью. Успешность реализации человеком своей жизни существенно зависит от сформированности у него сквозных причинно-целевых связей между прошлым, настоящим и будущим. Личность должна как бы стягивать динамические тенденции, идущие из пережитого и предстоящего в своем настоящем. Такая динамическая картина жизни – предпосылка поступательного развития личности. Оказалось, что яркую картину предстоящей трудовой жизни, насыщенную событиями, масштабными и рациональными замыслами, порождает ценностное отношение человека к профессии как к призванию. Такая картина жизни сохраняется у «призванных» и через многие годы после начала трудовой деятельности. В работе с будущими солдатами необходим именно данный подход. В этой ситуации становится актуальной проблема формирования самосознания – условия развития личности как субъекта жизни. Самосознание обладает значительным, а иногда даже мощным мотивационным потенциалом и порождает процессы самопреобразования, развития личности, изменения ею своего жизненного пути. Осознание личностью собственных способностей выступает как снятие барьера между актуальным и потенциальным в ее психологической организации. Потенции личности актуализируются, осознанные способности объективируются. Личность выявляет в них новые грани и включает в свою ценностно-смысловую структуру. В развитии нравственного самосознания существуют сензитивные периоды, которые подготавливаются противоречиями в нравственном опыте личности, проблемными моральными ситуациями. Однако сами по себе моральные трудности, еще не делают личность сензитивной по отношению к идущим извне попыткам оказать помощь. До тех пор, пока субъект сам не поймет сути нравственных противоречий, не поднимется на достаточно высокий уровень анализа нравственной задачи, он останется равнодушным к адресуемым ему советам и нравственным подсказкам. От степени адекватности осознания личностью своих нравственных коллизий зависит возможность их преодоления. Внутренний мир личности можно представить как состояние постоянного напряжения. Источником такого постоянного напряжения личности являются борьба влечений, рассогласование и амбивалентность мотивов; альтернативные, противоречащие друг другу позиции и мнения, приблизительно равные по своей значимости для личности, а также механизм идентификации человека со значимыми для него лицами. В процессе идентификации субъект усваивает и позиции, нередко выступающие в противоречие с его собственными установками. Возникший душевный разлад может устранить лишь сама личность, сопоставляя противоречащие друг другу позиции и принимая конкретные решения. Однако человек часто не осознает своих внутренних противоречий, но они у него вызывают чувство повышенной тревожности, которое распространяется на многие сферы жизнедеятельности и деструктивно влияет на его поведение. Практика показывает, что одним из условий адекватного осознания себя и разрешения внутренних противоречий личности является доверительное общение ученика с педагогом, призывника с работниками военкомата. В данном случае мы имеем дело с индивидуальным воспитательным процессом и массовость здесь не допустима, хотя на практике все делается в точности на оборот. Движущие силы поведения личности, возникающие в процессе ее жизни, в определенной мере складываются на уровне безотчетной душевной деятельности, часто с неадекватным осознанием. Но в своей основной части мотивация как многомерное психологическое образование «строится» личностью с помощью рефлексивных процессов. Личность вырабатывает отношение к возникающим у нее побуждениям, импульсам, влечениям, соотносит их со своими возможностями, с идущими извне требованиями и собственными представлениями о должном, с вероятностью успеха мотивированного действия. Процесс превращения побуждения в потенциальный, а затем реально действующий мотив это – многоэтапный, насыщенный коллизиями процесс, включающий осознание, закрепление формирующегося мотива в ценностно-смысловой сфере личности и реализацию его в поведение. Любые личностные образования обладают своим мотивационным потенциалом. Существует взаимосвязь между содержательно-смысловыми и динамическими характеристиками движущих сил поведения. Речь идет о том, что реализация тех или иных действий зависит от соотнесения личностью содержательно- смысловой значимости действий со значимостью затрат, необходимых для их выполнения, и степенью готовности к ним. Структура мотивационной сферы субъекта раскрывается через
топологические понятия различных «зон» мотивации, «границ между ними и В актуально-действенной зоне происходит интеграция уже сложившихся
мотиваций с направленными на субъекта воздействиями и стимуляциями. Синтез мотивов и стимуляций в единую систему происходит лишь в
определенной зоне побуждений человека, которая получила название Известно, что общественные нормы поведения задаются человеку императивно, безоговорочно. Но в индивидуальном сознании они представлены совсем по-иному. Формируя свои личностные нормы поведения, человек учитывает особенности их регуляции обществом, виды контроля за выполнением и трудности следования им. Изучение поведения учащихся в учебной деятельности показало: у личности
в сфере ее нравственной мотивации выделяется несколько зон. Центральное
место занимает зона личностно значимых и неукоснительно выполняемых
моральных норм. Рядом с ней располагается зона также значимых, но с
определенным волевым усилием выполняемых предписаний. Кроме них обнаружены
две зоны отступлений от нравственных норм. В первую входят незначительные
нарушения, которые слабо контролируются обществом, педагогом, родителями. Динамика этих зон, их широта и содержание меняются в процессе морального развития, показателем которого является ответственность и дисциплинированность как интегральные характеристики личности. У лиц с высокой моральной ответственностью и дисциплинированностью область строго выполняемых моральных норм весьма широка; люди творчески обогащают и дополняют нравственным содержанием свои действия. При низком же уровне моральной ответственности и дисциплинированности область нравственных нарушений весьма обширна. Потребности – наиболее устойчивые побудительные структуры личности. Экстенсивное развитие достигается за счет увеличения числа
потребностей и формирования новых способов их удовлетворения. Интенсивное
же предполагает качественные изменения в структуре потребностей на основе
более гармоничных связей между ними, взаимных стимуляций, возрастания их
духовного потенциала и конкретизации в более социально значимых и
нравственно высоких целях. Широко распространенная стратегия нравственного
воспитания личности, направленная на формирование различных потребностей в
личности – в добре, справедливости, правде, сострадании к людям, - остается
в рамках экстенсивного развития потребностной сферы. Стратегия,
направленная на интенсивное развитие, предполагает ориентацию всей
мотивационно-потребностной системы личности на определенные
мировоззренческие позиции и принципы высокой нравственности. Иными словами,
нравственность должна стать системообразующим качеством (основанием) всей
сферы индивидуальных потребностей. Из концепции интенсивного развития
следует, что воспитываться должна одновременно вся система потребностей,
так, чтобы высшие нравственные потребности входили в содержание мотивов
безопасности, уважения, сопринадлежности. Теория автоматической
актуализации вышележащих потребностей по мере удовлетворения низших (по Недостаточное волевое развитие личности блокирует ее стремление к справедливости, истине, добру, порождает расхождение нравственных установок в сфере сознания и поведения. В результате социально-психологическое развитие личности деформируется, снижается нравственный потенциал всей системы потребностей. Его сохранение и развитие требует высокой критичности мысли, способности к самоконтролю, силы нравственного чувства, стойкости жизненных позиций. Мышление, напряженная умственная работа – важнейшее психологическое основание жизни личности в мире, каждый момент которого никогда не повторяется. Проблемные ситуации, порождаемые рассогласованием между ожидаемым и происшедшим, желаемым и достигнутым, целями и средствами, инициируют процесс мышления, который с начала и до конца опосредован ценностями личности, ее субъективными отношениями к возникшей задаче и к себе, характерологическими особенностями, мотивациями и эмоциями. Обнаружено также, что на мотивацию значительно влияют отношение личности к себе, самооценка и связанный с ней уровень тревожности. Содержательность, масштабность, историческая значимость личности зависят от меры ее собственной активности и степени креативного отношения к жизни. Сформированность личности как субъекта жизни в значительной степени определяет качество ее развития – важнейшей формы динамики личности. Развитие личности в своем результативном выражении выступает как ее качественное преобразование, оно связано с повышением уровня организации, с возрастанием способности осуществлять себя в более сложной системе жизненных отношений и воспринимать по-новому мир: более структурированным, интегрированным и содержательным. Расширяются горизонты сознания, возрастает уровень самосознания. Совершенствуется искусство жить. Личность становится более автономной по отношению к включающим ее социальным структурам. Вместе с тем процесс личностного развития психологически драматичен. Он требует от личности мужества, чтобы подняться над собой, признать свою несостоятельность в определенных отношениях, обесценить ранее достигнутое, принизить или даже зачеркнуть значимость того, что недавно высоко ценилось. Процесс развития включает накопление новых возможностей, появление разнопорядковых новообразований в мотивационно-потребностной и познавательной сферах личности. Но одновременно – по мере вхождения человека в новые жизненные отношения – у него происходят психологические утраты прежних чувств, привязанностей, идеалов. Для того чтобы справиться с имманентными развитию дистрессами и использовать преимущества развивающих эустрессов, от человека требуется высокий уровень психологической активности. Пора уже понять и принять очевидную истину, наиболее четко выраженную в
известной формуле А.В.Луначарского: каждый человек должен усвоить немного
обо всем и все о немногом. У каждого свои, присущие лишь ему специфические
способности: одни из них светятся ярче (доминантные способности), другие –
более тускло, и каждый имеет свой личностный потолок возможного развития. Эту истину давно уже усвоили спортивные тренеры и музыканты, но игнорируют учителя математики и естественных дисциплин и тем более при работе с допризывниками. Из сказанного следует очевидный вывод, что образование следует строить вокруг доминантных способностей учащегося. Тогда он усваивает «все» (до своего «потолка») о той деятельности, на которую направлены его доминантные способности, и смежных с ней областях и необходимое «немного» - из всего остального. Это будет персонализированное «всестороннее и гармоничное образование и развитие» школьника. Мотивация является двигателем учения – это известно каждому учителю. А
вот то, что она может стать и его тормозом, известно далеко не всем. Что касается физиологических потребностей, то тут человек лишен выбора: его активность по их удовлетворению предопределена генетически, и проигнорировать ее он не может без риска для жизни. Есть ли такой же внутренний механизм, отслеживающий потребность
человека в информации и заставляющий «пить» ее из рук учителя? «Итак, под мотивацией следует понимать- пишет Беспалько В.П. [4, С.15- Таким образом, в зависимости от степени одаренности человек способен одни виды деятельности усваивать и выполнять, достигая при этом творческого уровня и проявляя высокую степень мотивации; другие – только на подражательном, исполнительском уровне и больше под давлением извне, чем под воздействием внутренних побуждений (мотивов), а к третьим он может быть вообще непригодным и не способным на их усвоение и применение, несмотря на любые дидактические приемы и силовые методы воздействия. У допризывников необходимо выявлять их способности к тем или иным видам деятельности в период будущей воинской службе. Преемственность между школой и военкоматами нам видится именно в этом направлении. Последнее всегда было очевидным в таких видах деятельности, которые получили название «творческих»: музыка, актерство, живопись, ряд видов спорта и т.п. ХХ век поднял и ранее «презренные» прикладные виды деятельности на уровень творческих, для достижения успеха в которых одного старания далеко не достаточно. Здесь также требуется «божья искра» - специальные способности. Это стало особенно очевидным с развитием так называемых высоких технологий, ориентация в которых некоторым индивидам напрочь заказана природой. Глава II Воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на занятиях по ДП . 1. Современные требования по подготовке личности будущего воина на занятиях по ДП Составной частью происходящих в обществе социально-экономических преобразований является разработка и осуществление военной реформы, успех и результативность которой во многом зависит не только от уровня профессиональных и духовно-нравственных качеств военных специалистов, но и от качества допризывной подготовки будущих солдат. Высокая духовность и нравственность особенно важны в Вооруженных Нравственное воспитание – целенаправленное воздействие на личность с целью формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработки навыков и умений нравственного поведения. Подготовка личности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке заключается в развитии познавательной, эмоциональной и волевой сфер личности, которые проявляются в образовательном, морально- психологическом и физическом уровнях развития. В современных условиях особую актуальность составляет работа по формированию и воспитанию морально-психологической составляющей общей подготовки допризывников. Воинская дисциплина – это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников). Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту своего Отечества, на его преданности своему народу. Особенностью воинской дисциплины является то, что она включает в себя все признаки таких видов дисциплины как учебная, трудовая, производственная и др. Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, отменил начальную военную подготовку в школах, ПТУ, техникумах и в связи с этим прекратились занятия по огневой, общевойсковой и строевой подготовке будущих призывников, а вся материально-техническая обеспеченность данной работы сдана на склад. Естественно, все это негативно сказалось на подготовке допризывников. На современном этапе в России подготовка учащихся к военной службе осуществляется в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности». На этих занятиях учащимся сообщаются необходимые знания об обороне государства, о воинской обязанности граждан и формируются определенные навыки по гражданской обороне, а также в ходе военных недельных сборов после окончания учебного года в июне месяце. Подготовкой будущих воинов активно занималась в бывшем Советском Проблема подготовки будущих защитников Отечества заключается в формировании их готовности к службе в Вооруженных Силах. В Словаре русского языка С.И.Ожегова под «готовностью» понимается
согласие сделать что-нибудь, состояние, при котором все сделано, все
готово [22, С. 122]. Сам термин, возникнув в экспериментальной
психологии, был перенесен в психолого-педагогические исследования. Содержание готовности будущего воина к службе в армии в широком
смысле слова объединяет морально-волевые качества личности, социально
значимые мотивы, знания, умения и навыки. В узком смысле – овладение
допризывником соответствующими профессионально значимыми знаниями,
умениями и навыками. В условиях подготовки допризовников в рамках
программы общеобразовательного учреждения на занятиях по ОБЖ в полном
объеме решить проблему формирования готовности будущих воинов не
представляется реальным, ибо это задачи специальных организаций типа Для будущего защитника Отечества имеет большое значение осознанность понятия «Оптимальное боевое состояние», которое для каждого человека индивидуально, но в нем можно выделить три основных компонента: физический, эмоциональный и мыслительный. Физический компонент означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкой работы сердца. Эмоциональный компонент предполагает владение личностью уровнем эмоционального возбуждения, понимаемым как определенная сила волнения, в котором находится человек. Мыслительный компонент характеризует способность человека к осмысленным действиям и полной сосредоточенности на выполняемой работе и при этом четкое представление о цели и средствах ее достижения. Мыслительный компонент характеризуется образовательным уровнем допризывников который в настоящее время достаточно высок, хотя есть и такие, образовательный уровень которых очень низкий. Мышление человека можно при определенных психолого-педагогических условиях достаточно успешно и быстро развить. Физический компонент в условиях четкого соблюдения режима занятий по физической подготовке также поддается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные заболевания и отклонения от норм физического развития. Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют свое пребывание в Вооруженных Силах. Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов
стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии,
сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе
в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и
при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации,
раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество
позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не
достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего
воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего
подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в
большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья,
специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет
выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или
иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе
с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов: - назначение, состав, принципы строительства и комплектования - боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят: - с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих; - с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками - в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии; - в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя; - в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности
военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов), которая состоит из двух подтем: а) Правовые основы военной службы – 5 часов; б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов. В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы: 1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в) «Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» (6 часов); 2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной
службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы
обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются
вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов). «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); Тема урока Количество часов 1. Основные понятия о воинской обязанности 1 2. Организация воинского учета и его предназначение 3. Организация медицинского освидетельствования и меди- цинского обследования при постановке на воинский учет 3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе 4. Добровольная подготовка граждан к военной службе 5. Призыв граждан на военную службу 1 6. Военная форма одежды 1 7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе 8. Основные права, свободы и гарантии по социальной защите 1 «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа) Федерации 1 2. Военная присяга и порядок ее принятия 1 3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение 1 4. Воинские коллективы 1 «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа). 1. Общая классификация военных училищ: командные, инженерные и технические 1 2 «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства физического воспитания: 1. Упражнения для развития общей выносливости. 2. Упражнения для развития силы мышц. 3. Упражнения для развития ловкости. 4. Упражнения для развития специальных качеств: а) устойчивость к гипоксии; б) вестибулярная устойчивость; в) устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности Итого 34 Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания. Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать
определенные выводы о причинах негативного отношения определенной
части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга –
службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта
причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным,
дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за
них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть
инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он
готов делать только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ
жизни. В связи с этим следует рассмотреть трактование понятия Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения вредных привычек достаточно было одновременного, хотя самого энергичного, усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Разве не бывает случаев, что человек готов дать отрезать себе руку или ногу, если бы вместе с тем отрезали и вредную привычку, отравляющую его жизнь»[35, С.274]. Отправным пунктом здесь является навык, который хорошо
просматривается в учении. Не нужно думать, сколько будет дважды два. В период обучения необходимо постоянно ставить студентов в ситуацию повторения действий по самообразованию и тем самым формируем у них навыки данной деятельности и становится привычкой. «Если бы человек не имел способности к навыку, - отмечал «Привычка - тот же навык, но только на более высокой ступени
автоматизма. Если воспитателю удалось отобрать все необходимые
действия, которые надо сделать привычными, если он мастер формировать
полезные привычки, дело его обеспечено» - писала Н.Д.Виноградова [7, В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Например, физическая подготовка. Привычка, заключает Ушинский, есть «основание воспитательной силы». Аналогичным образом рассматривал роль привычки в воспитании и Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Что необходимо делать, чтобы у допризывников воспитать дисциплинированность и ответственность, строго выполняли приказы, умели сами приказывать, были исполнительными, обязательными, умели уступать друг другу, нейтрализовали «вожаков». Все попытки решать проблему в лоб – беседами и уговорами – терпят неудачу. Прежний опыт школьной жизни сформировал привычку игнорировать требованиям учителей: не выполнение домашнего задания, отказ от порученного дела, грубость, не соблюдение режима дня и т.п. В период сборов выработка привычки подчинения успешно осуществляется через организацию жизни в коллективе. Сам коллектив делится на роты, рота на взводы. Во главе каждого подразделения стоит командир. Командиров назначает педагог из числа авторитетных ребят. Поскольку командиры проводят волю подразделения, которая является и волей педагогов, поскольку те не стоят над подразделением, а проводят свою линию, значась рядовыми членами данного подразделения, процесс дисциплинирования значительно ускоряется. Так постепенно начинают проявляться признаки полезных привычек: чувство ответственности, аккуратность, умение приказать и подчиниться, доложить об исполнении задания. Создать возможность поручать лидерские обязанности всем допризывникам, т.е. формировать у них умения, навыки, привычки деятельности, которая объективно вынуждала становиться примером для других. В этом случае создается ситуация быть подчиненным и командиром и эта зависимость исключает такое нежелательное явление как дедовщина, стремление подмять более слабых. Такая организация создает очень нужные привычки. Никто не считает себя «второсортным», каждый готов взяться за любое поручение и выполнить его, у всех развивается чувство собственного достоинства, каждый ощущает себя хозяином общего дела. Привычка гуманных отношений формируется путем специальной организации дружбы старших и младших: в школе старшие ребята помогают учителям младших классов по подготовке их к таким мероприятиям как смотр строя и песни, традиционно посвященный Дню Защитника Отечества. Таким образом, мы считаем, что один из возможных вариантов
подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в . Воспитание дисциплинированности и ответственности у будущего защитника Отечества Важнейшей составной частью воспитания является нравственное воспитание. Мораль или нравственность – совокупность исторически сложившихся норм, регулирующих поведение человека в обществе. Мораль изменяется с изменением общественных условий. В историческом развитии человечества не было и не могло быть вечной незыблемой морали. Мораль всегда отражала идеологию государственной власти. Мораль включает в себя воспитание идейности, сознательности, правдивости и честности, дисциплинированности и ответственности. В школьном возрасте ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками. В это время закладывается основа его мировоззрения, формируется его воля и характер, представляющие из себя хребет моральных качеств человека. Нравственные чувствования и представления в школьном возрасте требуют внимательного и заботливого руководства со стороны воспитателя. Воспитание морали – повседневная задача школы. Главным средством нравственного воспитания является убеждение, разъяснение ученику тех качеств характера, тех черт мировоззрения, которые востребованы обществом, которые имеют общечеловеческие ценности. Убеждение и разъяснение – основной путь воспитательной работы по установлению в обществе норм морали. Словарь русского языка предлагает такое понимание основных категорий: «Сознательность: Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности» [22, С.646]. «Ответственность[22, С.401]) – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них». «Ответственный ([22, С.401] – облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. О человеке: с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям». |
|
© 2000 |
|