РУБРИКИ

Охрана труда по Российскому трудовому праву

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Охрана труда по Российскому трудовому праву

Расследованию в порядке, установленном для несчастных случаев, подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другим лицом: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений, конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего внешних факторов, которые повлекли за собой необходимость перевода указанных лиц на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть.

Перечисленные события расследуются в установленном для несчастных случаев порядке, если они произошли:

1) в течение рабочего времени на территории организации или вне ее, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни;

2) при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем или его представителем, либо на личном транспорте в случае использования этого транспорта в производственных целях по распоряжению полномочного представителя работодателя на основании трудового договора;

3) при следовании к месту служебной командировки и обратно;

4) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха, например, водителя-сменщика на транспортном средстве, проводника или механика рефрижератора в поезде;

5) при работе вахтовым методом в период междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время;

6) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварий и других чрезвычайных происшествий техногенного и природного характера;

7) при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

Перечень событий, расследование которых должно проводиться по правилам, установленным для несчастных случаев, не является исчерпывающим.

Законодательство предусматривает особые процедуры для установления факта несчастного случая. Для расследования несчастного случая, который не повлек тяжелых или особо тяжких последствий, работодатель обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за охрану труда в организации приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Комиссию возглавляет непосредственно руководитель организации или назначенный им представитель, ее состав утверждается приказом (Распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.

Работник имеет право лично или через своего представителя принимать участие в расследовании несчастного случая.

Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили повреждения здоровья, относящиеся в соответствии с установленными законодательством квалифицирующими признаками к категории тяжелых, либо закончившиеся смертельным исходом, в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов, а при расследовании несчастных случаев с застрахованными - представитель исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по месту регистрации работодателя. По общему правилу данная комиссия возглавляется должностным лицом органа государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.

При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью организации, в которой произошел такой случай, и представители общероссийского объединения профсоюзов. Председателем этой комиссии, как правило, является руководитель государственной инспекции труда субъекта РФ или его заместитель по охране труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России - руководитель этого территориального органа.

При крупных авариях, катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.

Расследование несчастных случаев, имеющих легкие последствия, должно быть проведено в течение трех дней, других случаев — в течение 15 дней.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила по истечении промежутка времени, расследуется в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его полномочного представителя. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок его расследования может быть продлен комиссией, как правило, не более чем на 15 дней.

На основании собранных документов и иных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований по охране труда, вносит предложения по устранению нарушений, причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в производственной деятельности работодателя, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай в качестве имеющего связь с производством или как несчастный случай, не связанный с производством.

По рассмотренным правилам могут быть расследованы, но не связаны с производством, следующие несчастные случаи когда во первых смерть произошла вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке медицинскими документами и постановлением следственных органов либо смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление), подтвержденное медицинским заключением, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества или же несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), которые квалифицированы правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние.

Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет признать несчастный случай, не связанным с производством. Другие несчастные случаи должны быть связаны с производством при доказанности общих юридически значимых обстоятельств, подтверждающих наличие причинной связи между несчастным случаем и производственной деятельностью работодателя.

Если при расследовании несчастного случая с застрахованным работником комиссией будет установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным органа организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах. Данное правило применимо исключительно к несчастным случаям, повлекшим причинение вреда здоровью работника. В случае смерти работника оно не применяется. Документ комиссии, в котором установлена степень вины работника в процентах, может быть обжалован им в судебном порядке. В ходе такого рассмотрения мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств по делу.

Законодательством установлены особые правила оформления результатов расследования несчастных случаев. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве" Минтруду РФ поручено утвердить формы документов при расследовании несчастных случаев на производстве и положение об особенностях их расследования в отдельных отраслях и организациях. Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года № 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве (формы 1-9), а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.

Так, «в соответствии со статьей 229 Трудового кодекса РФ для расследования тяжелого несчастного случая на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек, в состав которой включается государственный инспектор труда.

Работодатель, образуя комиссию, утверждает ее состав во главе с государственным инспектором по охране труда.

На примере судебной практики рассмотрим случай с возникновением последствий вследствие неправильно оформленных документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве.

Согласно п. 4 акта о несчастном случае на производстве расследование обстоятельств получения травмы Шамхаловой производилось зав. диспансерным отделением РПБ Каримулаевым А.К. и председателем месткома профсоюза Ахмедовым.

Следовательно, акт по ф. Н-1 составлен некомиссионно и юридической силы не имеет.

Далее, в целях расследования тяжелого несчастного случая на производстве подготавливаются следующие такие документы как приказ работодателя о создании комиссии по расследованию несчастного случая и планы, эскизы, схемы места происшествия, а также протоколы опроса очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших и др. документы. Ни одного из перечисленных выше документов в Фонд представлено не было. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При таких обстоятельствах нельзя согласиться, что несчастный случай с Шамхаловой Б.Т. произошел при исполнение трудовых обязанностей, поэтому в соответствии со ст. 231 Трудового кодекса РФ акт формы Н-1, составленный 03.10.2003, следует признать недействительным».

По каждому несчастному случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах, обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании несчастного случая.

При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.

При расследовании несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем, акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1. Данный акт подписывается всеми лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему. Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о несчастном случае.

Государственный инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или его полномочного представителя, в том числе и о последствиях ненастного случая, проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством правил независимо от срока давности несчастного случая.

В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством, может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая. В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Как правило, несчастный случай - это кратковременное воздействие на работника какого-либо вредного фактора, которое влечет за собой травму. Воздействие может быть механическим (рана, ушиб), химическим, термическим (ожог, обморожение) и т.д. Травма может быть получена в результате аварии, взрыва, другой чрезвычайной ситуации, поломки механизма, может быть нанесена другим человеком, животным и т.д. Но для признания несчастного случая страховым событием обязательно должна быть причинно-следственная связь травмы с выполнением пострадавшим обязанностей, предусмотренных трудовым договором.

В приведённых ниже материалах судебной практики будет рассмотрен несчастный случай не являющийся страховым.

«4 сентября 2001 г. Семин С.В. и другой работник ООО «Автострада» Абызов Е.И., находясь в командировке на рембазе ООО «Автострада», утром получили задание от зам. директора на ремонт закрепленных за ними автомобилей, в 16 часов 30 минут они должны были закончить ремонт и выехать на линию. Семин и Абызов приступили к ремонту, будучи трезвыми, по окончании ремонта Семин С.В. предложил съездить за водкой на автомобиле, закрепленном за Абызовым Е.И., на что тот согласился. Приблизительно в 13 часов 45 минут зам. директора и механик обнаружили отсутствие автомобиля и водителей Семина С.В. и Абызова Е.И. Около 16 часов неизвестный мужчина сообщил о ДТП с автомашиной «Татра». Водитель Семин С.В. погиб, установлено наличие этилового спирта в крови и в моче. Водитель Абызов Е.И. получил телесные повреждения; находился в алкогольном опьянении. По результатам несчастного случая был составлен акт № 1 о несчастном случае на производстве и акт о расследовании группового несчастного случая на производстве. Указанные в акте обстоятельства несчастного случая представителем истицы не оспаривались.

30.11.2001 вдова Семина С.В. - истица Семина Л.В. обратилась к государственному учреждению - Рязанскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о назначении ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С., 1994 г. рождения, находившейся на иждивении Семина С.В., страховых выплат, однако ей было отказано в назначении выплат, поскольку в акте о несчастном случае указано, что Семин С.В. погиб, не выполняя своих должностных обязанностей.

Поскольку исследованными в судебном заседании доказательствами бесспорно установлено, что в момент ДТП, в результате которого погиб Семин С.В., он не исполнял свои трудовые обязанности и не действовал в интересах работодателя, управляя самовольно взятым автомобилем, не закрепленным за ним, оснований для отнесения произошедшего с ним несчастного случая к несчастным случаям на производстве не имеется, в связи с чем иск Семиной Л.В. о взыскании с государственного учреждения - Рязанского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ее несовершеннолетней дочери Семиной М.С. единовременной и ежемесячной страховых выплат в связи с гибелью Семина С.В., а также пени за задержку выплат удовлетворению не подлежит».

При расследовании профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ № 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных заболеваний имеет особенности.

При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании. С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Полномочные представители работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении работнику заключительного диагноза о профессиональном заболевании создать комиссию по расследованию случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда либо лицо, отвечающее за охрану труда в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. В состав комиссии могут входить и другие специалисты.

Члены комиссии по расследованию случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее выводами, могут приложить особое мнение к составленному акту, но они обязаны его подписать. При возникновении разногласий при составлении акта они разрешаются вышестоящим органом санитарно-эпидемиологического надзора или судом.


4 Проблемные аспекты по вопросам охраны и безопасности труда


4.1 Динамика производственного травматизма и профессиональных заболеваний


Безопасный труд на современном этапе социально-экономического развития страны требует дальнейшего совершенствования системы государственного управления, в том числе повышения роли ее основных звеньев – органов исполнительной власти на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При этом очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия страны в настоящем и будущем.

Действующим Трудовым кодексом Российской Федерации четко определены основные направления государственной политики в области охраны труда, обязанности и ответственность работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 157- ФЗ ужесточены требования к федеральным и региональным органам исполнительной власти в части государственного управления охраной труда.

Однако общая обстановка с охраной и условиями труда в Российской Федерации остается напряженной, несмотря на позитивные изменения по отдельным показателям. В целом по стране в результате трудовой деятельности гибнет 12 работников ежедневно. Если рассматривать проблему по видам экономической деятельности, то наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом наблюдается в строительстве, обрабатывающих производствах и сельском хозяйстве.

Охрана труда требует не только совершенствования системы государственного управления, но и принципиально новых подходов к её оценке со стороны руководителя организации, как важнейшей составляющей бизнес-плана.

Нельзя считать удовлетворительным состояние условий труда, так как стране практически каждый четвертый работник трудится в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, а в таких наиболее травмоопасных видах экономической деятельности, как черная и цветная металлургия, электроэнергетика, тяжелое машиностроение доля работающих в неблагоприятных условиях труда составляет одну треть и более. Около 12 тысяч женщин до сих пор трудятся на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.

Много нерешенных проблем по условиям труда и обеспечению его безопасности накопилось в сфере малого бизнеса, где действуют свыше миллиона юридических лиц и занято почти 9 млн. чел. или 16,3% общей численности экономически активного населения. В 2008 году коэффициент частоты производственного травматизма со смертельным исходом на малых предприятиях выше почти в 3 раза, чем в среднем по стране. Приложение А

Серьезное внимание к разработке мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников предприятий всех форм собственности и видов экономической деятельности должно способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Анализ причин заболеваемости в России показывает, что до 40% профессиональных заболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда. Несмотря на то, что за последние годы наблюдается положительная динамика снижения случаев профессиональных заболеваний успокаиваться рано, так как Россия по уровню этого важнейшего показателя занимает скромное 24-е место в Европе!

Структура профессиональной заболеваемости в России с начала 90-х годов не претерпела существенных изменений. В 2008 году в этой структуре ведущие места занимали заболевания, связанные с воздействием: физических факторов – около 43 %, промышленных аэрозолей- более 20% , физических перегрузок и перенапряжения отдельных органов и систем – 19%.

Статистика производственного травматизма в первом квартале 2009 года представлена в Приложении Б и Г, по отраслям и причинам производственных травм соответственно.


4.2 Задачи и этапы в процессе реформирования охраны труда в РФ


Падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям. Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние условий труда на процесс возрастания такого дефицита.

Поставлена задача обеспечить повышение влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения с последующей сертификацией работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно увеличиваться число рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Намечается значительно улучшить работу по формированию требований безопасности на каждом рабочем месте и выработку типовых требований охраны труда – другими словами требований безопасности к типовым рабочим местам.

Важным рычагом экономического механизма в системе управления охраной труда становится обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Число страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляет более 4 млн. юридических и физических лиц. Количество застрахованных по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний превысило 62 млн. человек. Ежегодно Фондом расходуется на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний свыше 3 млрд. рублей.

Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих средств в России в 2008 году составила свыше 180 млн.. руб. и в среднем на их приобретение в расчете на одного работника будет израсходовано более 2000 руб. (в странах Евросоюза на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро). Приложение В.

Следующий шаг, который предполагается сделать в процессе реформирования - это совершенствование схемы предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.

Кроме перечисленных мер по реформированию системы управления охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему непрерывного образования и обучения специалистов и руководителей организаций а также социально – трудовые отношения между работником и работодателями и др.

И, конечно, одной из главных задач является формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской Федерации, в которой необходимо найти место экономическим механизмам заинтересованности работодателей в сохранении здоровья своих работников.

В настоящее время в производственном комплексе страны наряду с нормами и правилами в области охраны труда действуют своды правил, национальные стандарты безопасности, инструкции охраны труда для отдельных видов работ и профессий и ряд других организационно-распорядительных документов. Значительная часть действующих нормативных правовых актов, в том числе СНиПов, используемых также и в других отраслях экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.

В организациях должны получить достойное развитие и применение локальные нормативные акты, тем более, что законодатель определил условия и порядок их подготовки, согласования и принятия. Этим вопросам отведено достаточно внимания в действующем Трудовом кодексе, в том числе в статьях 8, 372 и других.

На первый план выдвигается сегодня задача поиска экономических механизмов, заставляющих работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда и прежде всего на обеспечение техники безопасности на рабочих местах, своевременный инструктаж, обучение и проверку знаний правил технической эксплуатации оборудования, поддержание на должном уровне контроля охраны труда, проведение соответствующих организационно-технических мероприятий.

Прежде всего, надо любыми имеющимися у нас и заимствованными у наших иностранных партнеров средствами и методами добиться признания работодателями приоритета сохранения жизни и здоровья работников, как это предусмотрено ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации. В условиях рыночной экономики это может быть реализовано даже не путем установления новых обязательных норм или принуждения к строгому соблюдению существующих норм, а достижением четкого понимания работодателем выгодности этого приоритета для его бизнеса.

Система управления охраной труда может стать эффективной только тогда, когда будут введены в действие все ее составляющие, включая главную – совершенствование законодательства, что является залогом дальнейшего снижения производственного травматизма и сокращения издержек на охрану труда.

В последние годы сформировались региональные системы управления охраной труда, а во многих субъектах – и муниципальные. В рамках этих систем разрабатываются и выполняются программы улучшения условий и охраны труда, утверждаемые руководителями регионов, главами администраций муниципальных образований, законодательными органами в форме территориальных законов.

Назрела необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы по улучшению условий и охраны труда, направленной на реформирование системы управления охраной труда с учетом экономических и социальных интересов субъектов трудовых отношений, в которой главными критериями оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности производства станут показатели состояния здоровья работающего населения.

При расчете экономической отдачи от реализации федеральной целевой программы следует исходить из продекларированного в программе Всемирного банка посыла, о том, что каждый вложенный доллар в улучшение условий труда и сохранение здоровья работников предполагает рост прибыльности производства на 4,56 доллара США./2/

В связи с этим первоочередного внимания заслуживает ратификация принятой МОТ в июне 2006 г. Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в которой предлагается разработка национальной системы и национальной программы по охране труда.

Сложившаяся ситуация с состоянием охраны труда в целом по России требует выработки новых концептуальных подходов, отвечающих требованиям времени. Уделять внимание здоровью и безопасному труду работающих необходимо сегодня, чтобы в дальнейшем не пришлось затрачивать еще больше средств на лечение профессиональных заболеваний и содержание инвалидов труда.

Охрана труда на современном этапе социально-экономического развития страны должна предусматривать не только дальнейшее совершенствование системы государственного управления, в том числе повышение роли основных ее звеньев – исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, но и принципиально новые подходы к её оценке, как важнейшей составляющей рыночных отношений. При этом, очевидно, что состояние и перспективы развития человеческого фактора в структуре производительных сил являются реальными проблемами национальной безопасности и основополагающими условиями существования страны в настоящем и будущем.


4.3 Государственная политика в области совершенствования обеспечения безопасных условий труда в РФ


Актуальной проблемой и основополагающей целью, к которой стремится и государство, и общество, в настоящее время является обеспечение безопасных условий труда. Средством достижения данной цели необходимо рассматривать охрану труда, как систему мероприятий. Согласно ст. 209 Трудового Кодекса Российской Федерации, охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Состояние условий труда как социально-экономический показатель, характеризующий уровень научно-технических достижений и отношение государства к сохранению жизни и здоровья своих граждан. Профзаболевания и производственный травматизм становятся следствием опасных и вредных условий труда и неудовлетворительной охраны труда на предприятиях.

Расследования несчастных случаев на предприятиях свидетельствуют о том, что основное число работников, тяжело и смертельно травмированных, пострадало в результате неудовлетворительной организации производства работ, эксплуатации неисправных машин, механизмов, оборудования и несовершенства технологических процессов, нарушения правил дорожного движения, грубых нарушений трудовой и производственной дисциплины.

Целенаправленная работа, выходящая за пределы непосредственно проблем управления охраной труда требуется для уменьшения и сведения к минимуму причин производственного травматизма, которые носят комплексный характер. В связи с этим, разработка эффективной системы методов контроля качества условий труда на предприятиях остается актуальной проблемой. И главным действующим лицом в решении этой проблемы является государство.

Создавая систему мероприятий в сфере охраны труда, в ст. 210 Трудового Кодекса Российской Федерации выделены основные направления государственной политики в области охраны труда. Которыми являются приведённые ниже мероприятия.

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда.

Государственное управление охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

Государственная экспертиза условий труда;

Установление Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности.

Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда.

Подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации.

Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях.

Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

Международное сотрудничество в области охраны труда.

Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

О государственной экспертизе условий труда. Государственная экспертиза условий труда в перечне направлений политики государства стоит на пятом месте, по которому можно судить о важности данного мероприятия. Государственная экспертиза осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в Порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Порядок установлен постановлением Правительства РФ от 24.04.03 № 244 (в ред. от 01.02.05) «Об утверждении положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации».

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки таких мероприятий как качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда; соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда, а также фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Первой целью государственной экспертизы условий труда на предприятиях является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового Кодекса РФ обязанностью работодателя по обеспечению безопасных условий труда и охраны труда является обеспечение проведения аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда./3/

С 1 сентября 2008 года приказом Минздравсоцразвития от 31.08.07 № 569 введен в действие «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». С введением нового документа возникло много вопросов, которые не могли быть не замечены. Потребовались официальные разъяснения и уточнения по работе с документом.

Проект Комментария подготавливался ООО «НИИ охраны труда в г. Иваново» с учетом замечаний и предложений экспертной группы Национального общества аудиторов трудовой сферы, специалистов Минздравсоцразвития России, органов по труду субъектов Российской Федерации, научно-исследовательских организаций, представителей организаций. Комментарий дает ответы на вопросы, но правовую сторону обеспечения качественного проведения аттестации рабочих мест отразить не может.

Остается открытым один из таких вопросов, как норма в отношении аттестующих организаций, который будет решен с момента введения в действие нового нормативного правового акта об аккредитации Аттестующих организаций.

Таким образом, в настоящее время качество проведения аттестации рабочих мест по условиям труда остается не на столь высоком уровне, как хотелось бы с введением нового Порядка.

Задачами исследования в отношении совершенствования системы мероприятий в сфере охраны труда следует выделить разработку методических указаний по охране труда и аттестации рабочих мест для так называемых пользователей, которые не владеют многолетним опытом в сфере охраны труда. Главной концепцией разработки таких методических указаний следует назначить доскональное рассмотрение всех вопросов от создания приказа о проведении аттестации рабочих мест на предприятии до сдачи результатов аттестации на государственную экспертизу с получением заключения о качестве проведенной работы, а также рассмотрения правовой стороны на всех этапах проведения работ.

С другой стороны следует принять на рассмотрение такую задачу как разработку методических рекомендаций о порядке осуществления проверки правильности и качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях как для лиц, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, так и для лиц, выполняющих работы по проведению аттестации.

Решение этих задач во многом изнутри помогут решить одну большую задачу совершенствования системы мероприятий в сфере охраны труда.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хотелось бы сделать вывод, что вопрос охраны труда является одним из важнейших на современном этапе жизни нашего общества, в период когда работодатели ставят для себя основной задачей как можно быстрее и с минимальным вложением средств извлечь наибольшее количество прибыли, и пользуясь возникшим в последнее время у нас в стране дефицитом рабочих мест, когда наши граждане готовы за мизерную оплату выполнять самую грязную работу мало внимания уделяют, а порой и вообще игнорируют требования безопасности труда.

Охрана труда представляет собой целый комплекс нормативно-правовых актов, гостов, санитарных норм. Для эффективной работы в данной сфере специалисты должны обладать большим багажом знаний. Именно благодаря правильной организации охраны труда во всех сферах жизнедеятельности, а также благодаря своевременной разработке и внедрению нормативно правовых актов государством, мы можем обеспечить безопасные условия труда и сохраним здоровье нашей нации.

Анализируя рассмотренные в данной выпускной квалификационной работе вопросы охраны труда, следует, что падение престижа ряда профессий и специальностей из-за вредных и (или) опасных условий труда ведет к росту дефицита кадров по рабочим специальностям. Рабочие места с вредными условиями труда отрицательно влияют на состояние рынка труда, на репродуктивное здоровье работающих, в т. ч. женщин, и здоровье потомства. Поэтому, как никогда ранее, остро встает вопрос о принятии целенаправленных мер, которые позволят ослабить влияние условий труда на процесс возрастания такого дефицита.

В настоящее время процесс обеспечения безопасных условий труда в организации заключается в выполнении определённых мероприятий, каждое мероприятие предусмотрено нормативно-правовыми актами. В производственном комплексе страны наряду с нормами и правилами в области охраны труда действуют своды правил, национальные стандарты безопасности, инструкции охраны труда для отдельных видов работ и профессий и ряд других организационно-распорядительных документов. Однако значительная часть действующих нормативных правовых актов, в том числе СНиПов, используемых также и в других отраслях экономики, устарела и не отвечает современному уровню производства.

На законодательном уровне поставлена задача обеспечить повышение влияния аттестации рабочих мест по условиям труда на ускорение темпов их улучшения с последующей сертификацией работ по охране труда. По завершении аттестации с учетом новых требований должно увеличиваться число рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда. Государство планирует значительно улучшить работу по формированию требований безопасности на каждом рабочем месте и выработку типовых требований охраны труда – другими словами требований безопасности к типовым рабочим местам.

Важным рычагом экономического механизма в системе управления охраной труда стало обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данной теме отводится подраздел в настоящей выпускной квалификационной работе. Рассмотрены порядок страхования, виды страхования, ответственность должностных лиц за нарушения в области обязательного социального страхования.

В настоящей работе рассмотрено, что одним из основных способов работодателя в защите работников от вредных и опасных производственных факторов является своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и др. Предлагается на основе опытов отдельно взятых фирм внести на рассмотрение в организации использование аренды средств индивидуальной защиты.

На законодательном уровне в процессе реформирования необходимо совершенствовать схему предоставления компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда. Различные компенсации и льготы в настоящее время получают более 40% работников. Это по существу стало основной причиной сдерживания проведения профилактических и защитных мероприятий по охране труда и сохранения порядка финансирования на эти цели по остаточному принципу.

Кроме перечисленных мер по реформированию системы управления охраной труда намечается совершенствовать также информационное обеспечение, систему непрерывного образования и обучения специалистов и руководителей организаций, а также социально – трудовые отношения между работником и работодателями и др.

И, конечно, одной из главных задач является формирование единой концепции развития действующего законодательства Российской Федерации, в которой необходимо найти место экономическим механизмам заинтересованности работодателей в сохранении здоровья своих работников

Всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны труда; рассмотрение проблем применения права в области обеспечения охраны труда и правового регулирования правоотношений, возникающих в сфере обеспечения безопасных условий труда на производстве в Российской Федерации рассмотренных в данной ВКР имеют как теоретическую так и практическую значимость.

Увеличение количества профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве, приводящих к травмам, а иногда и к гибели людей, всё это заставляет задуматься о совершенстве нашего законодательства в области охраны труда, и думается, что нашим законодательным, исполнительным и судебным органам государственной власти предстоит ещё много работы в этом направлении.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.            Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 г. (с изм. от 14.10.2005) // Российская газета.- 1993. - 25 дек.

2.             Рекомендация № 31 Международной организации труда «О предотвращении несчастных случаев на производстве» (Принята в г. Женеве 21.06.1929 на 12-ой сессии Генеральной конференции МОТ) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. - Т. I. - Женева: Международное бюро труда, 1991. - С. 171 - 177.

3.             Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197 ФЗ (с изм. и доп. от 07.05.2009) // СЗ РФ.- 2002. - № 29.- Ст. 2950.

4.            Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ (с изм. от 23.07.2008) // СЗ РФ. -1998.- № 31. - Ст. 241.

5.             Об ответственности работодателей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 157- ФЗ // Российская газета. – 2008. – 24 июля

6.            Кодекс об Административных правонарушениях РФ от 06.12.2007г. № 333-ФЗ - М.: Гросс Медиа, 2009.-256с.

7.            Гражданский Кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ.- 1994. - № 32.- Ст. 3301

8.            Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ.- 2002.- № 46. – Ст. 4532

9.            Об утверждении перечня тяжёлых работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин: постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 162 // СЗ РФ. - 2000. - № 10. – Ст. 1130.

10.        О порядке определения норм и условий выдачи лечебно-профилактического питания, молока и других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентной стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов: постановление Правительства РФ от 13 марта 2008 г. № 168 // Российская газета – 2008 -14 марта

11.        Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 // СЗ РФ.- 2003.- № 18. – Ст. 1716.

12.        Об утверждении перечня тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет: постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 // СЗ РФ.- 2000.- № 10. – Ст. 1131.

13.        Порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования: постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 // Российская газета. – 2002. -24 сент.

14.        Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ и деятельности, связанных с источником повышенной опасности: постановление Совета Министров от 28 апреля 1993 г. № 377 // Российская газета.-1993.- 29 апреля

15.        О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве: постановление Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 653 // СЗ РФ. – 2002 .- № 36.- Ст. 3497.

16.         Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов и порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов: постановление Правительства РФ от 16 февраля 2009 г. № 45н // Российская газета. – 2009. -17 февр.

17.        О новых Нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъёме и перемещении тяжестей вручную: постановление Совета министров – Правительства РФ от 06 февраля 1993 г. № 105 // САПП РФ. – 1993. - №7.

18.        Положение о расследовании и учёте профессиональных заболеваний: постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 967 // Российская газета. – 2000. -18 дек.

19.        Об утверждении правил определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека: постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522 // Российская газета -2007 -18 авг.

20.        Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 года № 279 Российская газета – 1999 – 13 марта

21.        Правила сертификации в ССОТ: постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. № 77 // Российская газета. – 2002. -11 дек

22.        Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядка и условий их выдачи: постановление Минтруда России от 04 июля 2003 г. № 45 // Внутриведомственный документ.

23.        О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях: постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 // СЗ РФ.- 2002. - №1.-Ст. 3622.

24.        Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда: постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. № 7 // СЗ РФ. - 2001. - №1.- Ст. 3412.

25.        Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: постановление Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73// Внутриведомственный документ.

26.        Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований труда работников организаций: постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 // Внутриведомственный документ.

27.        О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях: постановление Минтруда России от 24 апреля 2002 г. № 28 // Российская газета. – 2002. - 13 августа.

28.        Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств и, порядок и условия их выдачи: постановление Минтруда России от 4 июля 2003 г. № 45 // Внутриведомственный документ.

29.        Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъёме и перемещении тяжестей вручную: постановление Минтруда России от 07 апреля 1999 г. № 7 // Внутриведомственный документ

30.        Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975г. № 273/П-20 // Внутриведомственный документ.

31.        Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день: постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974г. № 298/П-22 // Внутриведомственный документ.

32.        Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: постановление Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 367 // Внутриведомственный документ.

33.        Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций: приказ МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. № 645 // Внутриведомственный документ.

34.        Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения этих осмотров (обследований) (ред. от 16. 05.2005 № 338): приказ Минздравсоцразвития России от 16 августа .2004 г. № 83 // Российская газета. – 2004. – 16 сент.

35.        Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда: приказ Минздравсоцразвития от 29 мая 2006 г. № 413 // Внутриведомственный документ.

36.        О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии: приказ Минздравмедпрома от 14 марта 1996 г. № 90 // Внутриведомственный документ.

37.        О совершенствовании системы и учёта профессиональных заболеваний в Российской Федерации: приказ Минздрава России от 28 мая 2001 г. № 176 Российская газета. – 2001. -30 мая.

38.        Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда: приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2008 г. № 569 Российская газета. – 2008. – 2 апреля

39.        Система стандартов безопасности труда цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная, назначение и правила применения, общие требования и характеристики. Методы испытания: ГОСТ Р 12.4.026-2001 // Внутриведомственный документ

40.         Система безопасности труда. Организация обучения безопасности труда: ГОСТ 12.0.004-90 // Внутриведомственный документ.

41.         Система «человек-машина». Кресло человека-оператора. Общие эргономические требования: ГОСТ 21.889-76.ССБТ// Внутриведомственный документ.

42.        Средства защиты работающих. Общие требования и классификация: ГОСТ 12.4.011-89. ССБТ // Внутриведомственный документ.

43.        Гигиенические требования к условиям труда женщин: СанПиН 2.2.0.555-96 - Информационно-издательский центр Госкомсанэпиднадзора России // Внутриведомственный документ.

44.        Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения труда и подростков: СанПиН 2.4.6.664-97 // Внутриведомственный документ.

45.        Административные и бытовые здания: СНиП 2.09.04-87. М.: Минстрой России, 1995. – 8 с.

46.        Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий: СП 2.2.1.1312-03 48 // Внутриведомственный документ.

47.        Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда: Р 2.2.2006-05. Внутриведомственный документ.

48.        Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28 июня 2006 г. № 01-15397/06 // Российская газета. 2006. – 29 июня

49.        О Федеральном законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Письмо ВАС РФ № С5-7/УЗ-645 от 18 августа 1998 г. // Вестник ВАС РФ. - 1998. - № 10.

50.        Приложение к Письму ФСС РФ № 02-18/07-3413 от 31 мая 2004 г. // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 7.

51.        Приложение к Письму ФСС РФ № 02-18/07-6203 от 11 июля 2005 г. // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 9.

52.        Музыченко А.Н. Обязательное обучение работников по охране труда / А.Н. Музыченко // Экономика и жизнь. – 2003.- № 5. – С.14-23.

53.        Охрана труда: справочник/ сост. проф. Э.А. Арустамов. – М.: Дашков и К, 2008. - 588 с.

54.        Охрана труда: учебное пособие для членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов / под ред. проф. Г.З. Файнбурга. – Владивосток.: Спектр-В, 2007. - 376с.

55.         Охрана и экономика труда: научные труды аспирантов и молодых учёных. Выпуск № 1/под ред. Н.П. Пашина.- М.: ФГУ, 2009.- 45с.

56.        Серегина О.М. Льготы для работающих женщин /О.М. Серёгина, В.Ю. Шишкин // Главбух. – 2003. - № 4. – С.5-12.

57.        Смык О.Г. Нарушение правил охраны труда /О.Г. Смык // ЮРИСТ. – 2004. - № 27. - С. 4 - 6.

58.        Трудовое право России: учебник / под ред. О.В. Смирнова. – М.: ТК Велби, 2008. – 560с.

59.        Тункин С.Г. И вновь о доплатах за вредность/ С.Г. Тункин // Экономика и жизнь. – 2009.- № 9. – С.10-12.

60.        Тункин С.Г. Проблемы аккредитации в сфере оказания услуг по охране труда /С.Г. Тункин //Экономика и жизнь. – 2009.- № 4. – С.19

61.         Уразов О. М. Новое в лечебно-профилактическом питании функционального питания ООО "ТПК "САВА"/ О. М. Уразов // Экономика и жизнь. – 2009.- № 7. – С.14


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.