РУБРИКИ

Охрана труда по Российскому трудовому праву

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Охрана труда по Российскому трудовому праву

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Список таких работ утверждается Правительством РФ; переноска и перемещение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы; привлечение рабочих и служащих моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни; прием на работу лиц моложе 18 лет без предварительного медицинского осмотра; работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру, оплачиваемому за счет средств работодателя.

Предельно допустимые величины показателей трудового процесса подростков установлены СанПиН 2.4.6.664-97.

Постановлением Минтруда России от 7 апреля 1999 г. № 7 утверждены «Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе 18 лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную», содержащие основные показатели тяжести труда./37/

Для работников, не достигших 18 лет, установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, а именно в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю и в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени учащихся образовательных учреждений в возрасте до 18 лет, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время не должна превышать половины норм, указанных выше.

Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года.

Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо обхождения соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия соответствующей Государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


2 Основы управления охраной труда в организации.


2.1 Основные обязанности работодателя в сфере охраны труда


Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в организации возлагаются на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ).

В соответствии с требованиями законодательства работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочих местах работников и проверки их знаний требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке указанные обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в организации; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к выполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного о надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

При организации обеспечения безопасных условий и охраны труда тем или иным работодателем (или, как принято говорить, на корпоративном уровне управления) важно учитывать, что работодатель имеет право: (ст.22 Трудового кодекса РФ): принимать локальные нормативные акты (за исключением работодателей физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом, иными федеральными законами; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка; поощрять работников за добросовестный эффективный труд; привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом, иными федеральными законами; вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры; создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

При построении системы корпоративного управления охраной труда важно учитывать, что работодатель обязан создать «нормальные» условия для труда, к которым законодательно относят: исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; своевременное обеспечение технической и иной необходимой для работы документацией; надлежащее качество материалов, инструментов, иных средств и предметов, необходимых для выполнения работы, их своевременное предоставление работнику; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Таковы основные обязанности работодателя, за невыполнение которых он должен нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное законодательство всю ответственность за организацию работ по обеспечению требуемого уровня охраны труда возлагает на работодателя; всю ответственность за организацию работ по обеспечению требуемого уровня промышленной безопасности – на организацию, эксплуатирующую опасные производственные объекты; всю ответственность за организацию работ по обеспечению требуемого уровня безопасности застрахованных – на страхователя; Ответственность для работодателя – юридического лица сводится к угрозе материальных потерь, приостановки производства либо закрытия организации. Для работодателя – физического лица поле ответственности расширяется из-за возможности уголовного преследования. Еще больше поле ответственности расширяется для первого руководителя, чья личность и деятельность персонифицирует организацию-работодателя.


2.2 Обязанности работников в области охраны труда


Перечень обязанностей работников в области охраны труда дан в ст. 214ТК РФ. Работодатель вправе потребовать от работников соблюдения перечисленных в этой норме обязанностей.

Работник обязан соблюдать требования охраны труда, установленные законодательством, а также правилами и инструкциями по охране труда. Следовательно, полномочные представители работодателя вправе потребовать от работника соблюдения действующих в организации правил и инструкций по охране труда. Работник может отказаться от выполнения правил и инструкций по охране труда в части, противоречащей трудовому законодательству. Указанные инструкции и правила могут быть обжалованы работником в государственную инспекцию труда и (или) в суде. Работодатель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности за нарушение требований охраны труда, а также ответствующих законодательству правил и инструкций по охране труда. Работник обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты. Неправильное применение этих средств служит основанием для проведения представителями работодателя соответствующих занятий с работниками с целью обучения их навыкам безопасной работы. Умышленное нарушение работником правил использования средств защиты в тех случаях, когда их применение является обязательным в соответствии с действующим законодательством, является основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности.

Работник обязан проходить обучение по охране труда, безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда. Невыполнение работником перечисленных обязанностей является основанием для его отстранения от работы, а также для привлечения к дисциплинарной ответственности. Отсутствие вины работника в не прохождении перечисленных видов обучения влечет возникновение у работодателя обязанности по сохранению за работником среднего заработка за весь период отстранения от работы (ч. 3 ст. 75 ТК РФ).

Работник обязан немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания. Невыполнение работником обязанности по сообщению перечисленных сведений представителям работодателя также может стать основанием для его привлечения к дисциплинарной ответственности. Однако работник не может нести ответственность за несообщение указанных сведений, если у него отсутствовала реальная возможность довести их до представителей работодателя, например, при их отсутствии на рабочем месте, отсутствии связи с ними.

Работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Работодатель вправе на основании действующего законодательства потребовать от работника прохождения предварительного и периодических медицинских осмотров (обследований). Но при этом работодатель обязан организовать их прохождение, то есть освободить работников от работы на время их прохождения, в необходимых случаях оплатить услуги по их прохождению. Невыполнение работодателем обязанности по организации прохождения медицинских осмотров (обследований) является доказательством отсутствия вины работника в их не прохождении. В связи с чем отстранение работника от работы по причине отсутствия данных о прохождении медицинского осмотра (освидетельствования) при отсутствии его вины, то есть при невыполнении работодателем обязанности по организации его прохождения, является основанием для сохранения за работником среднего заработка при отстранении от работы по причине не прохождения обязательного медицинского осмотра (освидетельствования).

По общему правилу возложение на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей ухудшает их положение по сравнению с ним. Однако работодатели вправе принимать дополнительные меры по обеспечению охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Принятие таких мер может приводить к возникновению у работников дополнительных в сравнении с законодательством обязанностей. Возложение таких обязанностей на работника компенсируется предоставлением ему дополнительных гарантий по охране жизни и здоровья при выполнении трудовых обязанностей. В связи с чем в договорах о труде могут появляться дополнительные по сравнению с законодательством обязанности работников, которые призваны гарантировать охрану жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Например, работнику может быть вменена обязанность по прохождению дополнительного обучения по охране труда за счет средств работодателя. Наличие такого условия в договоре о труде призвано сформировать у работника дополнительные навыки по охране жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Поэтому условия договоров о труде, которые направлены на создание дополнительных гарантий для охраны жизни и здоровья работников в процессе труда, в том числе и влекущие возникновение у них дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей, могут быть признаны недействующими по заявлению стороны данного договора или работника, на которого этот договор распространяется, только при доказанности несоразмерности возложенных на работника дополнительных обязанностей, возникающих в связи с их выполнением гарантий по охране жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Следовательно, из общего правила о недопустимости возложения на работников дополнительных по сравнению с законодательством обязанностей существует исключение, которое призвано создать дополнительные гарантии по сохранению жизни и здоровья работников при выполнении ими трудовых обязанностей.


2.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда, сертификация охраны труда


Одним из наиболее важных мероприятий в организации охраны труда на предприятии является проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на основании ст. 212 Трудового кодекса РФ в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2008 года № 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», приложением к настоящему приказу которым определён порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Аттестация рабочих мест дает возможность объективно оценить каждое рабочее место с ряда основных позиций:

 - по внешним факторам производственной среды;

 - по напряженности и тяжести трудового процесса;

 - по травмобезопасности рабочего места;

 - по обеспеченности работника средствами индивидуальной защиты.

Цель и сущность аттестации рабочих мест заключается в том, что аттестация рабочих мест по условиям труда позволяет полностью идентифицировать и объективно оценить опасности (опасные и вредные производственные факторы) на рабочих местах, что является непременным требованием любой современной системы управления охраной труда. /38/

Аттестации по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.

Подготовка к аттестации рабочих мест по условиям заключается в составлении перечня всех рабочих мест и выявлении опасных и вредных производственных факторов, подлежащих инструментальной оценке, с целью определения фактических значений их параметров.

Для организации и проведения аттестации в организации издаётся приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия и определяются сроки и графики проведения аттестации. Состав комиссии на проведение аттестации рабочих мест формируется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития № 569.

Основополагающим документом при аттестации является Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», где приводятся показатели ОВПФ (шум, вибрация, запыленность, аномальные климатические параметры, излучения и т.д.) показатели тяжести и монотонности труда, а также классы условий труда. Величины всех ОВПФ определяются специализированной аттестующей организацией на основе инструментальных замеров в процессе работы, то есть при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты (СКЗ и СИЗ).

Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

 - производственное оборудование;

 - приспособления и инструменты;

 - обеспечение средствами обучения и инструктажа.

Объектом контроля по каждому рабочему является обеспеченность работников СИЗ, их соответствия нормативам. Эффективность СИЗ должна подтверждаться сертификатами соответствия. Оценка обеспечения работников СИЗ оформляется отдельным протоколом.

По результатам измерений оценивают условия труда для отдельных факторов в соответствии с Р 2.2.2006-05. Результаты вносят в таблицу установленной формы.

При отсутствии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов или соответствии их фактических значений оптимальным (допустимым) величинам, а также при выполнении требований по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты считается, что условия труда на рабочем месте отвечают гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. В этом случае рабочее место признается аттестованным.

В случаях, когда фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты и не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и/или опасным.

В соответствии со ст. 216.1 Трудового кодекса РФ оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2003 г. № 244 «Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда. Государственный контроль за качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда возложен на органы государственной экспертизы условий труда Российской Федерации.

Сроки проведения аттестации устанавливаются исходя из изменений условий труда, не реже 1 раза в 5 лет.

При аттестации рабочих мест определяют право работников на льготы и компенсации, связанные с вредными и опасными условиями труда.

К льготам и компенсациям, предоставляемым работникам за работу с вредными и опасными условиями труда, относятся:

- пенсия в связи с особыми условиями труда;

- дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;

- бесплатная выдача молока и предоставление лечебно-профилактического питания;

- установление доплат.

Аттестация рабочих мест по условиям труда является основным этапом в подготовке к проведению сертификации работ по охране труда. В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ «Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации».

Система сертификации охраны труда (далее ССОТ) направлена на создание работодателями условий по охране труда (для деятельности организаций на едином рынке труда Российской Федерации) и призвана способствовать реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам организаций на безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.

Основной целью ССОТ является содействие методами и средствами сертификации поэтапному решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их достоверной оценки, а также учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

Объектами сертификации в ССОТ являются работы по охране труда, выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно - правовых форм, в том числе это будет являться деятельность работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики, деятельность служб охраны труда деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда, организация и проведение обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и др.

Принципы, структуру и основные правила ССОТ для всех ее участников устанавливает постановление Минтруда России № 28 от 24 апреля 2002 года «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях».

Сегодня нам необходимо учиться тому, что сертификаты получают от конкретного органа по сертификации и надежность, и авторитет этого органа иногда важнее, чем сам сертификат.

Можно подчеркнуть, что чем скорее и чем конкретнее будут прописаны полномочия, функции и процедуры системы обязательной сертификации организации работ по охране труда, тем быстрее все большее число работодателей начнет заниматься исполнением своих святых обязанностей — соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

Этапы проведения сертификации следующие. Сертификация работ по охране труда в организациях осуществляется посредством проверки и оценки соответствия элементов деятельности работодателя по обеспечению охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда с учетом проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и особенностей организации работ по охране труда в отраслях экономики.

Эта работа включает следующие этапы:

а) подачу заявки на проведение сертификации работ по охране труда в организациях, рассмотрение заявки.

б) проведение проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

в) анализ полученных результатов проверки и оценки соответствия работ по охране труда в организации установленным государственным нормативным требованиям охраны труда, принятие решения о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата безопасности.

г) выдачу сертификата безопасности.

д) инспекционный контроль за сертифицированными работами по охране труда.

Сертификацию работ по охране труда в ССОТ выполняет уполномоченный орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке. Данная процедура заключается в проверке органом по сертификации выполнения работодателем работ по охране труда и плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации. При положительном результате контроля выдаётся сертификат, на который наносится знак соответствия работ по охране труда, установленный Системой сертификации. Сертификация работ по охране труда согласно Правилам сертификации в ССОТ, утверждённым Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 77 от 10.12.2002 г., предусматривает две схемы сертификации, которыми являются работы с проведением выборочных контрольных измерений и работы без проведения контрольных измерений и оценок. /21/

Если измерения проводила лаборатория, не аккредитованная в ССОТ, то применяется первая схема сертификации с проведением выборочных контрольных измерений.

Вторая схема применяется, если измерения опасных и вредных производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест осуществлялись лабораторией, аккредитованной в ССОТ./27/

Сертификация работ по охране труда является не добровольной, но даже в рамках обязательной сертификации заявитель во многом свободен и делает все добровольно: он самостоятельно выбирает сроки ее проведения, готовится к сертификации, настроен на сотрудничество с органом по сертификации и на устранение сделанных замечаний и т. п. Все это не может не способствовать успеху сертификации и ее распространению. Именно поэтому сертификация организации работ по охране труда является важнейшей процедурой обязательного государственного оценивания и признания соответствия проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Следует заметить, что по идее и требованиям Трудового кодекса РФ все работодатели должны пройти процедуру сертификации и иметь сертификат соответствия, который свидетельствует не столько о том, что у них в сфере охраны труда все идеально - такого быть вообще не может на реальном производстве, - сколько о том, что работодатель выполняет государственные нормативные требования охраны труда в рамках социально приемлемого (допустимого государством, а потому им же и предписанного) уровня профессиональных рисков.

Несомненно, что только массовое проведение сертификации организации работ по охране труда может остановить негативные тенденции в сфере охраны труда, снизить воздействие профессиональных рисков, сохранить трудовой потенциал страны.

 В данном вопросе необходимым считаю рассмотреть вопрос аккредитации организаций оказывающих услуги в сфере охраны труда в организациях/60/

Вопрос аккредитации организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда, на сегодня не решен. Вопрос очень актуален, т.к. в свете изменений трудового законодательства и наличия спроса на рынке услуг по охране труда мы не имеем каких-либо документов регламентирующих вопросы аккредитации организаций, оказывающих услуги в этом направлении.

Следует отметить, что для выполнения ряда установленных требований в сфере охраны труда законодатель предоставил работодателю возможность пользоваться услугами сторонних организаций, которые, в свою очередь, предварительно должны пройти процедуру аккредитации.

В общем случае аккредитация (лат. accredo, «доверять») - это процесс, в результате которого приобретается официальное подтверждение соответствия качества предоставляемых услуг некоему стандарту.

В России отсутствует единый закон, регламентирующий общие принципы и требования государственной аккредитации с установлением исчерпывающего перечня видов деятельности, подпадающих под данный правовой режим. Это обстоятельство породило большое количество различных ведомственных актов, регулирующих вопросы аккредитации. В сфере оказания услуг по охране труда вопрос обязательной аккредитации не регламентирован вообще, за исключением аккредитации в Системе сертификации работ по охране труда (далее ССОТ), хотя и эти документы (Положение о Системе сертификации работ по охране труда и Правила по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий) за семь лет своего существования устарели и требуют незамедлительного пересмотра.

Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ в статью 217 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, в соответствии с которыми “организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда". Наверняка законодатель, вводя в Трудовой кодекс требование об обязательной аккредитации, руководствовался благими целями, а именно – не допустить к работам в сфере охраны труда недобросовестных лиц, т.к. результаты этой деятельности, прежде всего, должны обеспечивать безопасность жизни и здоровья работников.

Но на сегодняшний день, по прошествии трех лет после введения требования об обязательной аккредитации, и при отсутствия документов, регламентирующих порядок этой аккредитацию, у нас есть пока только негативные последствия.

Вот вполне реальный пример: малое предприятие ввиду отсутствия в штате инженера по охране труда заключило договор со сторонней организацией на выполнение работ по осуществлению функций службы охраны труда. А по результатам проверки инспектором по труду оно же получает предписание с формулировкой: “заключать гражданско-правовой договор только с аккредитованной организацией. Ст.217 ТК РФ”, и это несмотря на то, что подрядная организация на протяжении уже нескольких лет специализируется только на оказании услуг в сфере охраны труда./3/

Зачастую и сами руководители малых предприятий, пройдя в установленном порядке обучение по охране труда и зная основные требования трудового законодательства, после нескольких попыток привлечь аккредитованную организацию и отсеяв все предложения, ввиду не соответствия статуса подрядчиков, теряют всякое желание воспользоваться услугами сторонних организаций.

Стоит обратить внимание, что по смыслу статьи 217 ТК РФ аккредитация требуется только в отношении организаций, для физических лиц, в т.ч. имеющих статус индивидуальных предпринимателей, необходимость в аккредитации отсутствует.

На практике же многие организации, особенно те, которые имеют аккредитацию в системе ССОТ, пользуясь непониманием работодателя с легкостью “избавляются” от своих конкурентов в лице частнопрактикующих специалистов и индивидуальных предпринимателей, делая заявления о том, что «мол, они не аккредитованы и с ними сотрудничать не рекомендуем». А кто как не инженеры по охране труда, в т.ч. оформленные индивидуальными предпринимателями, сегодня могут оказывать услуги по охране труда на профессионально качественном уровне по доступным расценкам, особенно в глубинке?

На аккредитации организаций в системе ССОТ следует остановиться отдельно. В качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий могут быть аккредитованы только организации, а возможности аккредитации индивидуальных предпринимателей в данной системе сертификации нет в принципе. Основной причиной этих ограничений, со слов представителей и Центрального органа ССОТ и научно - методического центра сертификации работ по охране труда, является необходимость в заслоне от предпринимателей, ввиду того, что они не в состоянии качественно выполнять работу по сертификации.

Кроме того, сегодня организации, аккредитованные в системе ССОТ, негласно взяли на себя роль аттестующих организаций. Четкого определения аттестующих организаций в нормативных документах нет, а по содержанию нового порядка аттестации рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007г. №569) под аттестующей организацией следует понимать организацию, привлекаемую для аттестации рабочих мест по условиям труда. Каких либо дополнительных требований к аттестующей организации не предъявлено. Это означает, что на сегодняшний день в роли аттестующей организации может выступать любая организация заключившая договор на выполнение работы по аттестации рабочих мест с другой заинтересованной организацией, а свобода договора гарантирована Гражданским кодексом РФ, и является следствие согласованной воли двух сторон. Дополнительным требованием к аттестующей организации может явиться наличие у нее испытательной лаборатории, в случае если договором предусмотрено выполнение лабораторных исследований вредных производственных факторов для целей аттестации рабочих мест. Испытательная лаборатория действительно должна быть аккредитована, но совсем не обязательно в системе ССОТ, главное, что бы область ее аккредитации содержала все те вредные производственные факторы, которые необходимо исследовать в соответствии с заключенным договором.

Стоит отметить, что выбор фирмы, имеющей аттестат аккредитации испытательной лаборатории в Системе сертификации работ по охране труда в организациях целесообразен только в случае, если в организации принято решение вывести предприятие на процедуру сертификации именно в этой системе. В этом случае будет применена схема сертификации без проведения контрольных измерений и оценок ранее выполненной работы по аттестации рабочих мест. Но в последнее время многие организации все чаще делают свой выбор в пользу других систем сертификации в области охраны труда, в которых центральное место уделяется внедрению системы управления охраной труда и оценкам профессиональных рисков. Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ внес изменения в ст.212 Трудового кодекса РФ - если раньше работодатель был обязан обеспечить “сертификацию работ по охране труда в организации“, то теперь “сертификацию организации работ по охране труда”. Т.е. допускается сертифицироваться по любой из существующих систем сертификации в области охраны труда.

Подводя итоги, следует еще раз обратить внимание на острую необходимость в срочной разработке и принятии документов, определяющих перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации. И конечно в этих документах ни коим образом не должны быть ущемлены права индивидуальных предпринимателей, которые вполне обоснованно смогли бы стать основной силой, занявшей рынок услуг в сфере охраны труда и особенно на периферии. А сфера услуг по охране труда – это удел малого бизнеса и это уже свершившийся факт.

К сожалению, никто не знает, сколько еще времени потребуется на воплощение в реальность положений рассматриваемой статьи трудового кодекса. На сегодняшний день только в «Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы» (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 октября 2008 года N 586) на 2010г предусмотрено создание системы аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области обучения и проверки знаний требований охраны труда. По решению вопроса аккредитации организаций оказывающих другие услуги в сфере охраны труда планы не озвучены.

А пока хочется надеяться, что специалисты по охране труда начнут объективно воспринимать как законодательство, так и права и полномочия всех участников рынка услуг по охране труда, а учебные центры прекратят имеющиеся факты дезинформирования.

В настоящее время на сайте Минздравсоцразвития РФ был опубликован проект приказа «Об утверждении Перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Как и следовало ожидать, систему аккредитации планируется построить по схеме очень напоминающую систему ССОТ. Система предусматривает и длительную процедуру аккредитации (90 дней с подачи заявления вызовет необходимость дополнительно и возможно материального участия заявителя в сокращении этого срока) и периодические проверки, связанные с дополнительными затратами и приемом проверяющих сроком до 1 месяца. Необоснованно завышенные требования предъявлены к самим организациям, оказывающим эти услуги. Так, для получения права стать аттестующей организацией необходимо будет иметь не менее 10 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, не менее 3 лет стажа практической работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда; испытательную лабораторию; нежилое помещение. Очевидно, что с рынка уйдут многие, кто не уложится в эти рамки, а стоимость аттестации закономерно вырастет. Организации, осуществляющей функции службы охраны труда работодателя, необходимо будет также иметь нежилое помещение и не менее 5 специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и не менее 3 лет стажа практической работы в должности специалиста по охране труда. Естественно, что руководителю малого предприятия из района услуги такой фирмы будут просто недоступны, т.к. создание таких аккредитованных организаций в глубинке практически невозможно, а выездные услуги будут достаточно дороги, да и осуществляться они будут разово в выездном режиме, что, несомненно, не лучшим образом повлияет на их качество.

И все же очень хотелось бы, чтобы развитие системы аккредитации в сфере охраны труда привело не только к повышению их качества, но и к широкому развитию этой сферы услуг, а не преследовало интересы конкретной группы лиц.


2.4 Социальная защита работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда


Рассматривая данный вопрос, остановимся на том, какими бывают условия труда, как организовать проведение медицинских осмотров, предоставлять дополнительные отпуска, производить выдачу молока и лечебно-профилактического питания и средств индивидуальной защиты.

Прежде чем исполнять нормы трудового законодательства о гарантиях и льготах, работодателю следует понять, считаются ли вредными и (или) опасными условия труда на предприятии.

Понятие «условия труда» объединяет совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, которые влияют на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 209 Трудового кодекса вредным считается производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к заболеванию, а опасным — производственный фактор, воздействие которого может привести к травме (ч. 4 ст. 209 ТК РФ).

Подробная классификация условий труда дана в Руководстве по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, утвержденном Главным государственным санитарным врачом России 29.07.2005 № Р 2.2.2006-05. По степени вредности и опасности условия труда подразделяются на четыре класса:

- оптимальные (1-й класс);

- допустимые (2-й класс);

- вредные (3-й класс);

- опасные (4-й класс).

При оптимальных условиях труда здоровье работника сохраняется, его работоспособность поддерживается на высоком уровне.

Допустимые условия труда позволяют работнику восстанавливать возможные изменения функционального состояния организма во время установленного отдыха или к началу следующей смены. При этом они не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомства.

Вредные условия труда оказывают неблагоприятное действие на организм работника и (или) его потомство. Условно их разделяют на четыре степени вредности.

- 1-я степень 3-го класса (3.1) — возникают функциональные изменения организма, которые восстанавливаются, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) отдыхе от работы;/47/

- 2-я степень 3-го класса (3.2) — возникают стойкие функциональные изменения, приводящие к профессиональным заболеваниям с временной утратой трудоспособности;

- 3-я степень 3-го класса (3.3) — развиваются профессиональные болезни легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) во время трудовой деятельности;

- 4-я степень 3-го класса (3.4) — могут возникнуть тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), возрастает число хронических заболеваний./47/

Опасные условия труда создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных заболеваний, зачастую в тяжелых формах.

Наименование должностей (профессий) работников, которым положены компенсации и льготы, указанные в штатном расписании и трудовом договоре, должны совпадать с их наименованием в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Например, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 367. Такое требование содержит часть 2 статьи 57 Трудового кодекса.

Работодатель должен организовывать проведение обязательных медицинских осмотров (обследований) и психиатрических освидетельствований в случаях, определенных трудовым законодательством (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Обязательные медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ч. 6 ст. 213 ТК РФ).

Трудовое законодательство о медицинских осмотрах

Предварительный медосмотр проводят, чтобы определить, насколько состояние здоровья кандидата соответствует его будущей работе. Кроме того, в целях предупреждения профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, периодически (лица в возрасте до 21 года — ежегодно) проходят обязательные медицинские осмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ).

Порядок проведения медосмотров и перечень оснований для их назначения установлены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 (далее - приказ № 83).

Медицинские противопоказания при допуске к работе с вредными факторами, состав специалистов и объем лабораторных исследований, необходимых при проведении медосмотров, можно найти в приказе Минздравмедпрома от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Частоту проведения периодических медосмотров определяют территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем, но не реже чем один раз в два года (п. 3.3 приложения № 3 к приказу № 83).

Трудовое законодательство о психиатрическом освидетельствовании работников

Обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет должны проходить работники, деятельность которых связана с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающие в условиях повышенной опасности (ч. 5 ст. 213 ТК РФ). Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов работ и деятельности, связанных с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Совета Министров от 28.04.93 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Порядок проведения обязательного психиатрического освидетельствования определен постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695.

Как организовать медосмотр?

В приложении № 3 к приказу № 83 утвержден алгоритм действий работодателя по организации медосмотров.

Первое действие заключается в том, что работодатель заключает договор с медицинским учреждением. Проводить предварительные и периодические медосмотры могут только медицинские учреждения, которые имеют лицензию на этот вид деятельности. Чтобы проводить медосмотр работников, отработавших во вредных и (или) опасных условиях труда в течение пяти и более лет, медицинское учреждение должно иметь лицензию, в которой перечислены работы и услуги по экспертизе профпригодности и по экспертизе связи заболеваний с профессией. Об этом говорится в письме Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 28.06.2006 № 01-15397/06.

Следующим этапом будет являться издание работодателем приказа о сроках проведения периодических медосмотров.

Затем работодатель составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. В нем указывается перечень работ и вредных или опасных производственных факторов, которые оказывают воздействие на работников.

В последствии работодатель согласовывает поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, и сроки их проведения с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

За два месяца до даты осмотра работодатель направляет согласованный список в медицинское учреждение.

Последним этапом медицинское учреждение составляет календарный план проведения медосмотров, который утверждается медицинским учреждением и работодателем совместно.

Для прохождения предварительного медицинского осмотра претендент на вакантное место должен иметь паспорт или другой документ, его заменяющий, амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ и (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) решение врачебной психиатрической комиссии. Кроме того, проходящий медосмотр должен предъявить в медицинском учреждении направление. Направление выдает работодатель. В нем указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы, выполнять которые предстоит кандидату в работники. В аналогичном порядке заполняют направление и при прохождении работниками периодических медицинских осмотров.

Дополнительный отпуск.

Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, должен предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Минимальная продолжительность такого отпуска для каждой профессии или вида вредной работы установлена в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.74 № 298/П-22 (далее - Список). Она составляет от 6 до 36 рабочих дней в зависимости от условий работы. Конкретную продолжительность дополнительного отпуска определяют на основании результатов аттестации рабочих мест. Полный дополнительный отпуск предоставляют лицам, проработавшим в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев на основании пункта 8 Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Инструкция), утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.75 № 273/П-20.

Работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, отпуск должен предоставляться ежегодно (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.