РУБРИКИ |
Взаимоотношение предприятий с бюджетом |
РЕКЛАМА |
|
Взаимоотношение предприятий с бюджетомp> Налоговый кодекс устанавливает 5 оснований, при наличии хотя бы одного из которых возможно предоставление предприятиям и организациям отсрочки, а первые 3 являются также и основаниями для предоставления налогового кредита:1) причинение субъекту ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы; 2) задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа; 3) угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога; 4) если производство или реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер (Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации; 5) наличие оснований, предусмотренных Таможенным кодексом РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Причем при предоставлении рассрочки, отсрочки и налогового кредита по Отсрочка или рассрочка по уплате налога, а также налоговый кредит могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. В отличие от рассрочки, отсрочки и налогового кредита инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с проведением налогоплательщиком определенных экономически приоритетных мероприятий. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организациям налогоплательщикам дается возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой уменьшенной суммы налога и начисленных на нее процентов. Он предоставляется только по налогу на прибыль юридических лиц, а также по региональным налогам (налогам субъектов Российской Федерации) и местным (муниципальным) налогам сроком от 1 года до 5 лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе за каждый отчетный период производить соответствующее уменьшение очередного платежа по налогу, в отношении которого предоставлен инвестиционный налоговый кредит, до тех пор пока сумма налога, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений, не станет равной сумме инвестиционного налогового кредита, предусмотренной соответствующим договором. Неуплаченная в результате уменьшении сумма налога называется
накопленной суммой кредита. Она не может превышать в каждом налоговом В отличие от рассрочки и отсрочки инвестиционный налоговый кредит так же, как и налоговый кредит, не предоставляется по сборам. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита (при
наличии соответствующего заявления от организации, являющейся
налогоплательщиком) по налогам, поступающим в федеральный бюджет,
принимается Министерством финансов Российской Федерации, по налогам,
поступающим в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только при
наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 67 Налогового кодекса 1. Проведение организацией научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ либо осуществление технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. 2. Осуществление организацией внедренческой или иной инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов. 3. Выполнение организацией особо важного заказа по социально экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению. В том случае, если инвестиционный налоговый кредит выделяется
организации по первому из перечисленных оснований, он не может превышать Размер инвестиционного налогового кредита, предоставляемого по второму и третьему из перечисленных оснований, определяется по соглашению между соответствующим финансовым органом и организацией-налогоплательщиком. Соответствующий финансовый орган вправе принять решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита при условии документально подтвержденных заинтересованной организацией оснований для его предоставления. Документальное подтверждение первых двух из названных оснований не вызывает особых затруднений, тогда как документально удостоверить факты выполнения особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению, думается, не так просто, т.к. федеральное законодательство не определяет, какой именно заказ по социально-экономическому развитию региона и какие именно услуги населению следует считать особо важными, а также кто и каким образом будет определять значимость и важность для региона и населения тех или иных заказов и услуг. Предоставление инвестиционного налогового кредита оформляется
договором об инвестиционном налоговом кредите, который заключается между
организацией-налогоплательщиком и соответствующим уполномоченным органом,
принимающим решения об изменении срока уплаты налогов и сборов. Данный
договор заключается по строго определенной форме, утвержденной Приказом - порядок уменьшения налоговых платежей; - сумму инвестиционного налогового кредита с указанием налога, по которому он предоставлен; - срок действия договора; - наличие документов об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; - величину начисляемых на сумму инвестиционного налогового кредита процентов; - порядок погашения инвестиционного налогового кредита и процентов; - ответственность сторон договора. Также договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, которые либо запрещают реализацию или передачу во владение, распоряжение, пользование другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которых организацией явилось условием предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяют условия такой реализации (передачи). Проценты, начисляемые на сумму инвестиционного налогового кредита, не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования Банка России. После заключения договора об инвестиционном налоговом кредите в течение 5 дней копия данного договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета. Кроме перечисленных условий и порядка получения инвестиционного налогового кредита законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления по региональным и местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления данного кредита. Эта норма значительно расширяет права местных органов власти в области налогообложения и позволяет стимулировать инвестиционную активность предприятий по экономически значимым для территории направлениям. Договор об инвестиционном налоговом кредите прекращает свое действие в связи с истечением срока, на который он был заключен, а также досрочно, но только по соглашению сторон либо по решению суда. Отказ от исполнения договора об инвестиционном налоговом кредите по инициативе одной из сторон действующим Налоговым кодексом РФ запрещен. Досрочное прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите по решению суда возможно при наличии следующих оснований, предусмотренных статьей 68 НК РФ: - нарушение организацией, заключившей договор об инвестиционном налоговом кредите, условий реализации либо передачи во владение, пользование, распоряжение другим лицам оборудования либо иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита (пункт 8 статьи 68 НК РФ); - нарушение организацией, получившей инвестиционный налоговый кредит, своих обязательств по выполнению особо важного заказа по социально- экономическому развитию региона или предоставлению особо важных услуг населению (пункт 9 статьи 68 ПК РФ). Досрочное расторжение договора об инвестиционном налоговом кредите по
решению суда влечет за собой определенные негативные последствия для
организации-налогоплательщика. Так, в случае расторжения договора об
инвестиционном налоговом кредите по основаниям, предусмотренным пунктом 8
статьи 68 НК РФ, организация-налогоплательщик обязана в течение 30 дней со
дня расторжения уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором
об инвестиционном налоговом кредите суммы налога, а также пени и проценты,
которые начисляются на неуплаченные суммы налога за каждым день действия
договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки
рефинансирования Банка России, установленной в период от заключения до
расторжения укачанного договора. Если договор об инвестиционном налоговом
кредите был расторгнут по основаниям, предусмотренным пунктом 9 статьи 68 ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Налоговое планирование - это использование физическими и юридическими лицами своих прав для минимизации налоговых платежей в рамках действующих законов. В его основе лежит полное использование всех разрешенных законами льгот и возможностей, предоставляемых государственными регулирующими органами. Право субъектов хозяйственной деятельности защищать свои материальные интересы проистекает из основных принципов рыночной экономики и практики развитых стран. В 1935г. судья Дж. Сандерленд заявил от имени Верховного суда США, что право налогоплательщиков уменьшать выплату налогов, используя все разрешенные законами средства, никем не может быть оспорено. По законодательству Российской Федерации субъекты предпринимательства наделены полномочиями защищать свои имущественные права, в т.ч. право собственности, любыми не запрещенными законом способами. Таким образом, налоговое планирование не может служить основанием для штрафных санкций или административных наказаний со стороны государственных органов. Следует различать налоговое планирование и уклонение от уплаты налогов. Последнее происходит в результате незаконного использования компанией или лицом налоговых льгот, предоставления налоговым органам неправильной отчетности, злостной неуплаты налогов, незарегистрированной хозяйственной деятельности, т.е. во всех случаях, когда хозяйственный субъект запрещенным законом образом уменьшает свои налоговые обязательства, нарушает сроки уплаты налогов или вообще не выплачивает их. Выделяют следующие направления налогового планирования. Первое направление - это выбор оптимальной организационно-правовой формы юридического лица с точки зрения налогообложения. Во всем мире компании, несущие неограниченную ответственность по своим обязательствам, платят меньше налогов, чем фирмы с ограниченной ответственностью. По российскому законодательству компания, зарегистрированная в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или товарищества на вере, несет ограниченную ответственность и попадает под мощный налоговый пресс. Регистрация фирмы в виде полного товарищества избавляет от двойного налогообложения прибыли и дает ряд льгот по местным налогам, налогу на имущество и НДС. В ряде стран налоговые льготы предоставляются на дивиденды, получаемые фирмой от ее участия в капитале других компаний; это стимулирует формальное разукрупнение фирм и образование финансовых групп. В нашей стране есть возможности получать налоговые льготы, пользуясь статусом малых и средних предприятий, недавно созданных компаний, предприятий по производству, переработке и реализации сельскохозяйственных продуктов. В ряде случаев целесообразно оформить предпринимательскую деятельность не на юридическое лицо, а на гражданина, т.к. ставка налога на доходы физического лица меньше, чем на прибыль компании. Второе направление - это выбор места для размещения или регистрации
фирмы с точки зрения уровня налогообложения. Во многих странах в отдельных
провинциях, штатах, областях существуют значительные постоянные налоговые
льготы. Такие льготы являются широко распространенным средством
государственного регулирования экономики в целях сглаживания региональных
хозяйственных диспропорций. Все большее развитие во всем мире получают
различного рода свободные экономические зоны - территории, где
обусловленная статусом зоны деятельность иностранных и отечественных фирм
пользуется значительными налоговыми льготами. Такие зоны создаются и в Логическим развитием свободных экономических зон в мировой экономике являются оффшорные центры. Это территории или целые государства, заинтересованные в регистрации у них иностранных компаний и ради этого гарантирующие особенно низкие налоговые ставки и отсутствие жесткого валютного контроля за иностранными капиталами. Иностранные компании в оффшорных центрах или налоговых гаванях называют оффшорными компаниями. Оффшорная компания может быть создана только иностранным резидентом и не имеет права осуществлять какую-либо производственную деятельность на территории той страны, где она зарегистрирована. Льготный режим предоставляется только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. Экономический смысл создания такой компании независимо от сферы ее деятельности в том, чтобы включить ее в цепь операций между материнской фирмой (фирмами) и иностранными партнерами и установить в расчетах цены, тарифы на услуги, проценты на кредиты так, чтобы максимум необходимых затрат и минимум прибыли приходился на компании, находящиеся в странах с высоким уровнем налогообложения, а основная прибыль оставалась у оффшорных компаний. Преимущества создания компаний в оффшорных зонах доступны и используются, в первую очередь, финансовыми группами, активно участвующими в торговле, транспорте, движении капитала в мировом масштабе. Третье направление - тщательное исследование и использование действующих налоговых льгот, связанных не с юридической формой или местом регистрации компании, а с ее производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Финансисты компаний должны блестяще знать и постоянно следить за изменениями государственной системы налоговых стимулов. Существует сложная система правил ускоренного амортизационного списания основного капитала; нормы разрешенного списания часто изменяются, также изменяются правила реализации скрытых резервов, премии за использование новых технологий и др. Если фирма использует новейшие технологии, готовит кадры, подпадает под разрешенные льготы по амортизационным списаниям, то надо полностью и максимально воспользоваться предоставленными возможностями. Особые возможности экономии на налогах имеются у фирм, занимающихся внешнеэкономической деятельностью. Государства предоставляют своим экспортерам различные налоговые льготы, например по НДС, стимулируют участие в международных торгах, выставках, ярмарках. В России также существуют возможности использования льгот по уменьшению базы налогообложения и налоговых ставок. Сюда относятся льготы по ускоренной амортизации основного капитала, за внедрение новой техники и за включение в штат работников представителей некоторых категорий населения. Четвертое направление - это оптимальное использование прибыли и свободного капитала, выбор инвестиционной политики, которая может обеспечить дополнительные налоговые льготы и даже возврат части уплаченных ранее налогов. В государственной экономической политике широко распространены инвестиционные премии, дотации, льготы на финансирование НИОКР, повышение квалификации, социальных, экологических мероприятий. В основном эти льготы предоставляются в рамках государственных отраслевых, региональных, чрезвычайных и среднесрочных общенациональных программ. Если инвестиционная политика компании соответствует целям и условиям государственных программ, то фирма может рассчитывать на снижение налогов (вплоть до освобождения) с инвестируемых средств, отсрочку уплаты налогов, льготные государственные кредиты, субсидии, поручительства. По российским законам при реинвестировании прибыли на техническое
перевооружение, реконструкцию производства, научные исследования доходы
предприятий освобождаются от налогов. Иногда им выгоднее вкладывать
свободные средства в другие предприятия с целью извлечения прибыли, причем
в виде как долевого участия, так и предоставления краткосрочного кредита. 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ Ответственность за налоговые правонарушения – разновидность
юридической ответственности. И она подчиняется тем же требованиям, которые
предъявляются в праве ко всем другим видам ответственности, в частности
уголовной, гражданской, дисциплинарной. При этом ответственность в сфере
налогообложения не исчерпывается только статьями Налогового кодекса РФ. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние Все составы налоговых правонарушений зафиксированы в Налоговом кодексе Налоговым кодексом РФ установлен специальный порядок привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, включающий определение видов налоговых правонарушений, мер ответственности, сроков давности привлечения к ответственности и взыскания санкций, порядок производства по делам о налоговых и административных правонарушениях. Условно, в зависимости от объекта посягательства, налоговые
правонарушения можно разделить на две группы: 119, 124 - 129.1 НК РФ); 123 НК РФ). Налоговые правонарушения могут совершаться как путем активных противоправных действий (например, неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций), так и путем бездействия – неисполнения предписываемых законом обязанностей (в частности, несвоевременное отражение операций по счетам бухгалтерского учета). Субъектами налоговых правоотношений признаются российские и
иностранные организации, созданные на территории Российской Федерации,
независимо от их организационно-правовых форм. Филиалы, представительства,
другие обособленные подразделения российских организаций не выступают в
качестве самостоятельных субъектов налогового правонарушения, поскольку
согласно Налоговому кодексу РФ не являются организациями. Налоговый кодекс Вина субъекта является обязательным элементом состава любого правонарушения, в т.ч. и налогового. Налоговый кодекс РФ выделяет две формы вины правонарушителя – умысел и неосторожность. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо,
его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало
либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния В НК РФ прямо указано, что при определенных обстоятельствах лицо является невиновным в совершении противоречащих закону действий или бездействия. Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, является совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств. Другое обстоятельство, исключающее вину лица в совершении налогового правонарушения, - это выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции. В качестве меры ответственности за налоговые правонарушения Налоговый
кодекс РФ называет налоговую санкцию, которая устанавливается и применяется
только в форме штрафа. Указанный штраф представляет собой денежное
взыскание в доход государства, назначаемое в пределах, предусмотренных При совершении одним лицом двух и более правонарушений, налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой. За совершение одного и того же правонарушения согласно статьи 108 НК РФ нельзя привлекать к ответственности повторно. В случае, когда действия или бездействие субъекта хотя и попадают под действие разных правовых норм, но одна из них охватывает правонарушение полностью, а все другие – лишь отдельные его части, к лицу может быть применена только одна мера ответственности. Размер штрафа определяется с учетом обстоятельств, смягчающих или
отягчающих ответственность, если таковые будут установлены судом. Право на
признание обстоятельств смягчающими или отягчающими ответственность за
совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 112 НК РФ
предоставлено суду. Отягчающим ответственность обстоятельством является
совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к
ответственности за аналогичное правонарушение. Повторность можно считать
установленной, когда одновременно выполняются следующие условия: При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность правонарушителя, суд увеличивает размер штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Налогового кодекса РФ, в два раза.[23] Если судом будет установлено хотя бы одно смягчающее ответственность обстоятельство, размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным законом за совершение данного налогового правонарушения.[24] Статья 112 НК РФ прямо называет два вида обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения. Это совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств и совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, законом не ограничен. Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ, смягчающими суд может признать и другие обстоятельства, которые непосредственно относятся к совершенному правонарушению. Но даже при установлении в действиях или бездействии лица всех признаков состава налогового правонарушения оно не может быть подвергнуто мерам ответственности, если истек установленный статьей 113 НК РФ срок давности привлечения к ответственности за налоговое правонарушение. Этот срок равен 3 годам, которые исчисляются либо со дня совершения правонарушения, либо со дня, следующего после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение (применительно к налоговым правонарушениям, предусмотренным статьями 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ). Выявленные налоговым органом факты налоговых правонарушений должны
подтверждаться документально. В зависимости от совершенного правонарушения
таким подтверждением могут быть копии документов налогоплательщика,
декларации или объяснения налогоплательщиков, документы других лиц Решение о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения состоит из 3-х частей: вводной; описательной, где указываются обстоятельства совершенного налогового правонарушения, подтверждающие их документы, дается оценка представленных привлекаемым к ответственности лицом объяснений и доказательств; и резолютивной, содержащей выводы относительно рассмотренного дела, влекущие за собой соответствующие правовые последствия, с указанием статей Налогового кодекса, предусматривающих данные нарушения и применяемые меры ответственности. Действующее налоговое законодательство устанавливает, что налоговые
санкции могут быть взысканы с налогоплательщиков только в судебном порядке. Налоговый кодекс РФ в статье 115 устанавливает срок давности взыскания налоговых санкций, т.е. срок, в течение которого налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции. Этот срок не должен превышать 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта, иначе суд откажет в удовлетворении требований о взыскании санкций. Обязанность доказательства обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. За несвоевременную уплату начисленных налогов и других обязательных
платежей начисляется пеня в установленном законодательством размере 3. АНАЛИЗ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ С БЮДЖЕТОМ, ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ Характеристика предприятия: ИНН 7703021543 Юридический адрес: 123100, г. Москва, ул. Анатолия Живова, д. 10, стр. 2. Аффилированные лица: ООО «Логос-Центр» – 50%, ЗАО «Московская правда» Фирма ЗАО «Центропечать» занимается распространением печатной продукции. Являясь одной из самых крупных розничных сетей, имеет 154 торговых точки (киоска) во всех административных округах г. Москвы. Земельных участков в собственности у организации нет. Земельные
участки по г. Москве под установку киосков используются в соответствии с Видами деятельности организации является оптовая и розничная продажа периодических печатных изданий и книжной продукции, сдача имущества в аренду, оказание информационно-консультационных услуг, комиссионная торговля. В фирме ведется раздельный учет затрат по реализации товаров, а также по видам деятельности (оказание услуг, торговая деятельность), что отражено в учетной политике предприятия. Для целей налогообложения предприятие использует метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) – по моменту отгрузки продукции и предъявлению покупателю (заказчику) расчетных документов. Списание произведенных расходов осуществляется пропорционально торговой выручки от реализации (или пропорционально торговой наценке – для торговли) Согласно учетной политике амортизация по основным средствам производится в течение нормативного срока их использования по нормам, утвержденным Постановлением СМ СССР от 22.10.1990г. № 1072. (22( При определении налогооблагаемой базы фирма пользуется следующими льготами: - по налогу на добавленную стоимость: в соответствии с НК РФ часть II гл. 21 ст. 149 п. 3 подпункт 17, 21 от НДС освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации всем потребителям, в т.ч. через розничную сеть. - по налогу на прибыль в соответствии с инструкцией Госналогслужбы Фирма не является получателем бюджетного финансирования, также не
получает и не использует государственную помощь, предоставляемую
коммерческим организациям, являющимся юридическими лицами по
законодательству Российской Федерации, в форме субвенций, субсидий,
бюджетных кредитов, в т.ч. в виде ресурсов, отличных от денежных средств. Анализ данных взаимоотношений позволил выявить ряд особенностей, характерных для рассматриваемого предприятия, а также внести ряд предложений по оптимизации налогообложения, рассмотреть пути минимизации налогов и наиболее полного использования льгот. Минимизация налогов компании не имеет ничего общего с уклонением от
уплаты налогов. И когда действующее законодательство позволяет в
определенных случаях уменьшить (или вообще сократить до нуля) суммы
налоговых выплат, организация имеет полное право этим воспользоваться. В организации не используется ускоренный метод начисления амортизации
на активную часть основных средств, в частности на компьютерную технику. В настоящее время предприятия могут использовать для целей
налогообложения метод определения выручки «по отгрузке» или «по оплате». Статья 236 НК РФ предоставляет возможность сокращения сумм налогов, перечисляемых в государственные социальные фонды. Так, любые выплаты организации в пользу физических лиц за счет чистой прибыли не облагаются единым социальным налогом (ЕСН). Такое положение кодекса позволяет частично заработную плату работникам платить за счет чистой прибыли, не начисляя при этом ЕСН. Так как предельная ставка ЕСН (35,6%) больше ставки налога на прибыль, начисление заработной платы за счет чистой прибыли может быть более выгодно, чем отнесение этих выплат на себестоимость. Кроме того, имея как распространитель печатной и книжной продукции льготу по налогу на прибыль в части зачисляемой в федеральный бюджет, ЗАО «Центропечать» может использовать подобный вариант минимизации. В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 6 Закона № 2116-1 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль может быть уменьшена на суммы, направляемые предприятиями отраслей материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения. В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Закона № 2116-1 эта льгота не должна уменьшать налогооблагаемую прибыль более чем на 50%. Согласно Общесоюзному классификатору «Отрасли народного хозяйства» Поэтому ЗАО «Цетропечать», начисляя частично заработную плату,
например, в виде премий, за счет чистой прибыли, может существенно
сэкономить свои платежи в бюджет. Однако, выплаты премиальных из чистой
прибыли должны обосновываться внутренней нормативной документацией, причем
необходимо, чтобы их нельзя было трактовать как выплаты стимулирующего
характера, премии за производственные результаты и т.п. Иначе к организации
могут быть предъявлены претензии по поводу занижения налогооблагаемой базы
по ЕСН, связанной с неверным определением прибыли. Таблица 2. С вступлением в силу 25 главы НК РФ «Налог на прибыль организаций» многие льготы по налогу будут отменены. В частности, льгота, предоставляемая редакциям СМИ, издательствам, информационным агентствам и распространителям печатной продукции. Планируется, что инвестиционная льгота будет действовать еще в течение 10 лет. В случае отсутствия у организации льгот по налогу на прибыль, использовать данную схему минимизации станет нецелесообразно. Кроме того, отмена льготы на прибыль, полученную от распространения периодических печатных изданий, приведет к значительным финансовым потерям фирмы. Если 25 глава вступит в силу уже с середины 2001г. как документ «улучшающий положение налогоплательщиков», то организация понесет убытки в связи с ростом на 36% налогового бремени, даже с учетом того, что планируется введение единой ставки налога, равной 35%, и открытого перечня расходов, включаемых в себестоимость. Остается надеяться, что в соответствии со статьей 5 НК РФ глава «Налог на прибыль организаций» не вступит в силу ранее начала нового налогового периода, т.е. 1 января 2002 года.[25] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами
предприятий и некоммерческих организаций. Финансовый план предприятия,
представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел Доходы бюджета представляют собой финансовые каналы аккумуляции в бюджетной системе страны значительной части денежных поступлений, выражающих экономические отношения между государством (органами власти), с одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой. В основу формирования доходной части бюджета положены налоговые методы. Налоговые поступления по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и налоги с населения. Таким образом, экономическое содержание доходов бюджета определяется объектами денежных отношений, являющихся источниками формирования доходной базы бюджетной системы. Это валовой внутренний продукт, части которого в форме прибыли выступают источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма) бюджетных доходов. На предприятия возложена обязанность своевременно и в полном объеме осуществлять причитающиеся с них платежи в бюджет. К субъектам, виновным в совершении налогового правонарушения, применяется налоговая ответственность – предусмотренные Налоговым кодексом РФ налоговые санкции в виде денежных взысканий (штрафов). С другой стороны, из бюджета финансируются затраты на развитие экономики, обеспечение безопасности страны, поддержание науки. За счет бюджетных средств содержатся многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Государственной финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения, и т.д. Кроме того, предприятиям при осуществлении ими целевых расходов, имеющих большое значение для государства, могут предоставляться бюджетные субсидии, ссуды и инвестиционный налоговый кредит. В организациях должно проводиться налоговое планирование с целью оптимизации налогообложения, наиболее полного использования предоставляемых законодательством льгот. В настоящее время налоговая система продолжает реформироваться. В
соответствии с основами законодательства о налогах и сборах принимаемые
законы должны быть законами прямого действия, поэтому отмена ныне
действующих многочисленных инструкций, постановлений и прочих подзаконных
актов значительно облегчит жизнь налогоплательщиков. Также продолжается
совершенствование структуры существующих налогов путем продолжения линии на
ее упрощение. Кроме установления четкого порядка исчисления налогов и
уменьшения общего их количества, планируется плавное снижение налогового
бремени плательщиков, предоставление предприятиям большей свободы при
формировании финансовых результатов. Однако либерализация ставок налогов
должна проходить постепенно, т.к. это приведет к снижению поступлений в
бюджет (Снижение удельного веса налогов в ВВП всего на 1% означает потерю
бюджетных доходов как минимум на 3%, что в нынешних условиях означало бы
допустить сознательный подрыв доходной базы бюджета и обострение проблем
финансирования бюджетных расходов, причем без каких-либо серьезных
оснований рассчитывать на существенный оздоровительный эффект финансов
реального сектора и рост производства (42(). Идет процесс снижения льгот. Сократив число и объём налоговых льгот, можно увеличить налоговую
базу, а это позволит поэтапно снижать налоговые ставки. Такая
стратегическая линия была выбрана, в частности, администрацией президента СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Налоговый кодекс часть I (ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ) 2. Налоговый кодекс часть II (ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ) 3. ФЗ от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» 4. ФЗ от 29.12.2000 № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» 5. ФЗ от 27.12.2000 № 150-ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» 6. ФЗ от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» 7. ФЗ от 29.12.1995 № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» 8. ФЗ от 18.07.1995 № 108-ФЗ «О рекламе» 9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и дополнениями Федерации», с изменениями и дополнениями "О налоге на рекламу», с изменениями и дополнениями МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в Дорожные фонды» Российской Федерации» Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли» М.: БЕК, 1995. Экономист. – 2000, № 3. С. 15-16. – М.: ИНФРА-М, 1997. 2000, № 4(78) Экономист. – 2000, № 3. 1996, №4 2001, № 5. С. 33-37. 1. С.26-29. 11. № 5-6, 1996. Федерации. Учебник. – М.: ЮРАЙТ, 1999. Финансы и кредит. - 2000, № 1(61). С. 38-40. 1997, № 4. С.29 М.: АКДИ Экономика и жизнь, 1999. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
[9] Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» (10( [11] Федеральный закон от 29.12.2000 N 166-ФЗ (4( [14] Вводится в действие с 1 января 2002г. (статья 3 Федерального закона
от 05.08.2000 N 118-ФЗ (3()
|
|
© 2000 |
|