РУБРИКИ

Валютные операции на примере коммерческого банка

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Валютные операции на примере коммерческого банка

Пример косвенной котировки: в Лондоне 1,6 американских доллара будут котироваться к одному фунту стерлингов.

При покупке клиентами иностранной наличной валюты через банки за основу принимается более низкая цена покупки (курс покупателя),  при продаже – более высокая цена (курс продавца). Для покрытия расходов по обслуживанию операций и получения прибыли между этими курсами существует разница, называемая маржой. Как правило, разница между ценами покупки и продажи наличной валюты выше, чем разница между курсами покупки и продажи безналичной валюты. Поскольку затраты, связанные с операциями с наличной иностранной валютой, также значительно выше (транспортировка денег, приобретение приспособлений для проверки банкнот на подлинность – каталоги отличительных признаков, детектор наличия магнитных добавок в красителях, ультрафиолетовая лампа, лупа и др.).[10].

При покупке и продаже платежных документов в иностранной валюте (это выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские чеки или иные чеки, эмитированные банками и иными кредитными организациями, а также чеки Tax-free) банки могут взимать комиссионное вознаграждение в белорусских рублях. В последнее время комиссионные за покупку и продажу иностранной валюты банками Республики Беларусь не предусматриваются.

Операции покупки и продажи иностранной валюты банками производятся только с теми валютами, на которые установлены обменные курсы.

В настоящее время более широкое значение приобрели текущие валютные операции. При этом отсрочка платежа предоставляется на минимальный срок. Ограниченный круг валютных операций, связанных с движением капитала, обосновывается большими рисками при их осуществлении, а также более сложным оформлением (получение разрешения Национального банка на данные операции). [11, с.19].

Таким образом, спектр услуг, предоставляемых банками по операциям с иностранной валютой, широк и каждым годом расширяется. Банки оперативно реагируют на изменение спроса на отдельные виды услуг, что особенно важно в конкурентной борьбе коммерческих банков за привлечение клиентуры. Без таких операций, как покупка-продажа наличной иностранной валюты с участием физических лиц, осуществления переводов за границу, покупки-продажи дорожных чеков, выдачи наличной иностранной валюты на командировочные расходы корпоративным клиентам, практически невозможна повседневная работа любого банка с клиентами.


1.2    Особенности организации валютного регулирования и валютного

контроля в Республике Беларусь


Совершенствование действующей валютной системы в Республике Беларусь, включая определение принципов валютного регулирования, направленных на обеспечение оптимальных условий функционирования народного хозяйства в интересах государства и интеграцию в мировую экономику, остается актуальной задачей для нашей экономики.

Проводимая в Республике Беларусь валютная политика осуществляется в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики и, в своей основе, регулируется с применением экономических методов управления. Устойчивость белорусского рубля в настоящее время достигается путем поддержания плавной, предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля при поддержании таких инструментов денежно-кредитной политики, как эмиссия Национального банка, рублевая денежная масса, процентные ставки, резервные требования, в необходимых для этой цели пропорциях и уровнях.

Под валютным регулированием понимается совокупность форм организации денежных потоков при проведении внешнеторговых операций в целях предотвращения оттока капитала и укрепления отечественного платежного баланса, обеспечения должной динамики валютного  курса и равновесия на валютном рынке. [12, с.51].

Основная цель валютного регулирования – устойчивая равновесная ситуация на валютном и связанных с ним рынках. Предприятия получат достаточные стимулы к росту конкурентоспособности, восстановлению и расширению емкости внутреннего рынка и эффективному использованию имеющихся у предприятия, государства и населения валютных ресурсов и уменьшению оттока капитала за рубеж.

От методов валютного, внешнеэкономического регулирования зависит финансовое состояние предприятий-экспортеров, а также предприятий импортоориентированных отраслей. Вследствие высокой зависимости национального производства от импорта сырья, низкого уровня внедрения наукоемких и энергосберегающих технологий происходит снижение конкурентоспособности отечественной продукции и увеличение износа основных фондов.

В Республике Беларусь валютное регулирование осуществляется на основании Закона  РБ от 22.07.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». Принятие Закона является, безусловно, позитивным явлением, так как означает некоторую стабилизацию системы валютного регулирования и контроля в стране.

Закон содержит основные понятия, имеющие отношение к валютному регулированию и валютному контролю, классификацию валютных операций, порядок проведения валютных операций в зависимости от субъектного состава валютных сделок, основные принципы расчетов, ввоза и вывоза иностранной валюты, органов валютного регулирования и валютного контроля, а также их полномочия, компетенцию и основные обязанности. И, наконец, Закон установил функции агентов валютного контроля, права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Президент Республики Беларусь определяет систему органов валютного регулирования в Республике Беларусь и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Если иное не определено Президентом Республики Беларусь, органами валютного регулирования в Республике  Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк.[2].

В настоящее время создана система валютного регулирования и валютного контроля, позволяющая на данном этапе с использованием административных и экономических методов обеспечить «прозрачность» на внутреннем валютном рынке.

Система административного валютного регулирования и контроля основана на определении системы расчетов по внешнеэкономическим операциям, жестком регулировании поступления и использования валютных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также на действии целого ряда экономических санкций и ограничений.

Административные меры валютного регулирования на определенном  краткосрочном отрезке времени оказывают положительное влияние на развитие экономики внутри страны, мобилизуя национальные сбережения для инвестирования в экономику.

В долгосрочном плане регулирование через валютные ограничения не может обеспечить стабильности на валютном, внешнеторговом и финансовых рынках.

По мере выравнивания внешнеторговых диспропорций, динамики ВВП и обменного курса белорусского рубля целесообразен переход к либеральному направлению валютного регулирования.

Основы валютного регулирования должны быть направлены на обеспечение сбалансированности платежного баланса и стабильности белорусского рубля, экономической безопасности, поддержание устойчивого экономического роста и развитие международного сотрудничества Республики Беларусь.[13, с.462].

Вопрос существования валютного контроля зависит от многих факторов, прежде всего, от темпов вхождения государства в рынок. Актуальным в настоящее время представляется вопрос о либерализации валютного контроля, и факт постановки данного вопроса является признаком того, что финансово-экономическое сообщество, по всей видимости, уже достигло того уровня рыночной зрелости, когда необходимо рассмотреть возможность смягчения устоявшихся норм государственного контроля в отношении валютных операций. Экономика Беларуси имеет достаточную степень открытости, и существующие на сегодняшний день, хотя и немногочисленные, но существенные, по мнению стран-участников ВТО, валютные ограничения и скрупулезный контроль часто вносят диссонанс в желаемую гармонию внешнеторговой и валютной политики государства. Первые шаги в направлении снятия таких ограничений в области валютного регулирования уже предприняты. Теперь очередь за валютным контролем.

Государственный валютный контроль – это система мер, принимаемая правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов.

Основными направлениями валютного контроля являются:

1.                определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству;

2.                обеспечение  контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных ценностей через таможенную границу Республики Беларусь;

3.                предотвращение   легализации  доходов,  полученных   незаконным путем;

4.                проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

5.                анализ  данных  учета,  отчетности  и  информации  по  валютным операциям. [13, с.469].

Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются: Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных исполнительных комитетов по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Национальный банк как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций, выполняет другие функции, предусмотренные законодательством.

Комитет государственного контроля - формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций, осуществляет другие функции, предусмотренные законодательством.

Государственный таможенный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь валютных ценностей, а также другие функции, предусмотренные законодательством. [2].

Государство выдает ограниченное количество экспортно-импортных лицензий, разрешающих ввоз и вывоз товаров, оплата за которые будет производиться в иностранной валюте. Если объем иностранной валюты в стране приближается к критической точке минимума и цена на нее вырастает при падении курса национальной валюты, то правительство вправе ограничить распределение импортных лицензий и тем самым уменьшить отток иностранной валюты из страны. И наоборот, если иностранная валюта начинает замещать национальную на внутреннем рынке в качестве средства обращения, государство ограничивает распределение экспортных лицензий и, как правило, обязывает резидентов сдавать иностранную валюту государству по искусственно заниженному курсу, что объясняется политикой поддержания престижа национальной валюты.

Необходимо заметить, что конкретные механизмы действия системы государственного контроля являются индивидуальными для каждой страны в отдельности.

Валютный контроль применяется практически во всех странах, но с разным уровнем жесткости. Одни государства постоянно усиливают валютный контроль. Однако многие развитые страны пришли к либерализации валютного регулирования и свободного курсообразования, перейдя к полной конвертируемости валют и снятию ограничений на движение капитала. Но по мере наступления трудных периодов некоторые страны вновь и вновь возвращались к ужесточению валютного регулирования и валютного контроля.

Валютный контроль в Республике Беларусь призван способствовать поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков, и как следствие — достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.

Механизм валютного контроля в Республике Беларусь в первую очередь охватывает движение иностранной валюты и белорусских рублей по экспортно-импортным операциям белорусских предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Основная часть такого контроля заключается в том, чтобы обеспечить наполняемость внутреннего валютного рынка денежными ресурсами и предотвратить незаконный перевод валюты за пределы республики, а также создать эффективную, реально действующую систему контроля за своевременным и полным возвратом валютной выручки от экспорта и за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары.

Валютный контроль в том виде, в каком он существует в настоящее время в Беларуси, в будущем может утратить значение эффективного рычага, с помощью которого достигаются реальные результаты. Настало время трансформировать валютный контроль, при котором решались бы основные задачи, поставленные Главой государства и Правительством в области валютных операций. Время серых схем, позволяющих осуществлять изящный обход законодательства при совершении валютных операций, постепенно проходит, и в этом огромная роль принадлежит процессу приведения принципов валютного регулирования к более цивилизованному виду, а валютного законодательства в области валютного регулирования — к более прозрачному и понятному, учитывая, что в течение последних пяти лет наблюдалась тенденция к постепенной отмене тех или иных запретов и ограничений в проведении валютных операций. [14, с.13].

Уровень валютного контроля должен соответствовать уровню развития экономики. В соответствии со статистическими данными белорусская экономика переживает стадию неуклонного роста. Итоги денежно-кредитной политики также дают основания для оптимизма. Достаточно вспомнить, какими темпами идет снижение учетной ставки. Нет сомнений, что все это происходит благодаря в том числе валютному контролю. Но тогда возникает вопрос: нужно ли сохранять такой уровень контроля или все же настало время постепенно переходить к современным рыночным стандартам управления валютной политикой и введению системы валютного контроля, наиболее соответствующей общемировым стандартам.

Осуществив комплекс мероприятий по изменению валютного контроля, возможно достичь эффекта, при котором категория «валютный контроль» будет восприниматься с большей степенью понимания со стороны банков и их клиентов. При этом как инструмент денежно-кредитной политики он должен оставаться и действовать в рамках национального законодательства, нормы которого, в свою очередь, должны соответствовать международному финансовому праву и мировой практике осуществления валютных операций.

В 2007 году продолжится совершенствование системы валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с экономическими условиями, международной практикой и стандартами. Будут осуществлены меры, направленные на повышение эффективности регулирования и контроля за наиболее значимыми валютными операциями, упростятся административные процедуры в области их регистрации и лицензирования.[15, с.35].

Таким образом, Республика Беларусь проходит свой этап развития в области валютного контроля и регулирования валютных операций, при этом учитывается зарубежный опыт и рекомендации МВФ, в том числе и по снижения контроля за их проведением. Однако в процессе снижения прессинга валютного контроля на данном этапе необходимо сохранять те механизмы, которые не позволяют сокращаться валютным поступлениям и препятствуют необоснованному оттоку валютных средств из Республики Беларусь.

Подводя итоги, автор подчеркивает следующее. В нашей стране сформирован устойчивый, динамично развивающийся валютный рынок. Подготовлены и успешно работают на всех уровнях, от высшего до низшего звена управления, высокопрофессиональные национальные кадры. Мы воспринимаем и стараемся с максимальной эффективностью применять опыт и технологии ведущих центральных и коммерческих банков других стран, учитывать рекомендации международных финансовых организаций. Однако при этом всегда стремимся рационально сочетать зарубежные достижения с собственными наработками, исходить из интересов национальной экономики и задач социального развития самых широких слоев населения. Накопленный опыт позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, успешно решать практически все, как текущие, так и перспективные, проблемы функционирования национальной банковской системы.


2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЕНИЯ ОАО «БЕЛАГРОПРОМБАНК»  В Г.БРАСЛАВЕ


2.1 Анализ валютных операций отделения ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе с участием физических лиц


Анализ валютно-обменных операций с участием физических лиц ГОПЕРУ ОАО «Белагропромбанк» проведен за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006 г.

Объемы покупки и продажи иностранной валюты в разрезе валют за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г. представлены в таблице 2.1.


Таблица 2.1 - Объемы купленной и проданной иностранной валюты

Наименование валюты

Покупка

Продажа

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

1 кв.

2005 год

1 кв.

2006 год

Темп роста, %

Темп прир, %

Отклонение

тыс. USD

1100

1600

145,5

45,5

500

1200

430

35,8

-64,2

-770

1250

1780

142,4

42,4

530

1300

280

21,5

-78,5

-1020

1320

1800

136,4

36,4

480

2050

650

31,7

-68,3

-1400

Итого

3670

5180

141,1

41,1

1510

4550

1360

29,9

-70,1

-3190

тыс. EUR

900

1850

205,6

105,6

950

800

1100

137,5

37,5

300

1300

1600

123,1

23,1

300

1200

1800

150,0

50,0

600

1700

1200

70,6

-29,4

-500

1400

7400

528,6

428,6

6000

Итого

3900

4650

119,2

19,2

750

3400

10300

302,9

202,9

6900

тыс.

RUR

350

4520

1291,4

1191,4

4170

650

5050

776,9

676,9

4400

420

4500

1071,4

971,4

4080

430

9000

2093,0

1993,0

8570

430

4400

1023,3

923,3

3970

700

14500

2071,4

1971,4

13800

Итого

1200

13420

1118,3

1018,3

12220

1780

28550

1603,9

1503,9

26770

Примечание. Источник: Собственная разработка


Данные таблицы 2.1 показывают, что объемы покупки иностранной валюты в 1 квартале 2006г. превышают объемы покупки за аналогичный период прошлого года.

При сравнении в эквиваленте в долларах США можно заметить, что покупается долларов и Евро больше, чем российских рублей.

Объемы продажи в 1 квартале 2006г. по долларам снижаются при сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а по российским рублям и Евро возрастают. Причем, при сравнении в долларовом эквиваленте в 1 квартале 2006г. российских рублей продано приблизительно столько же, сколько в среднем в месяц продается долларов и Евро.

Общая сумма покупки долларов США в 1 квартале 2006 года значительно увеличилась по сравнению с покупкой в аналогичном периоде прошлого года. За 1 квартал 2005 года общая сумма покупки долларов США составила 3670 тыс. долларов США, общая сумма продажи снижается: за 1 квартал 2006 года – 1360 тыс. долларов США при уровне 4550 тыс. долларов США за аналогичный период прошлого года. Объемы покупки долларов США увеличились на 36%, объемы продажи снизились на 70 %.

В 1 квартале 2006 года наблюдается увеличение оборотов покупки и продажи Евро при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так общая сумма покупки Евро в 1 квартале 2006 года составила 4650 тыс. Евро при уровне 3900 тыс. Евро за 1 квартал 2005г. (прирост составил 19%), общая сумма продажи соответственно составила 10300 тыс. Евро и 3400 тыс. Евро (прирост 203%).

Обороты по покупке и продаже российских рублей в 1 квартале 2006 года выросли при сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так общая сумма покупки в 1 квартале 2006 года составила 13420 тыс. российских рублей при уровне 1200 тыс.российских рублей (прирост 1018%), продажа соответственно возросла с 1780 тыс.российских рублей в 1 квартале 2005 года до 285501 тыс. российских рублей в 1 квартала 2006 года (прирост 1504%).

Для более детального анализа купленной - проданной валюты автор предлагает обратить внимание на диаграммы покупки и продажи валюты за анализируемые периоды, построенные на основании данных таблицы 2.1.

На рисунке 2.1 отображены объемы покупки и продажи долларов США за 1 квартал 2005г.

Рисунок 2.1 показывает, что за 1 квартал 2005г. объемы продажи долларов США больше покупки. Так в абсолютном выражении продано на 880 тыс. долл. США больше, чем куплено, превышение составляет 24%. К концу квартала повышение продажи долларов связано с тем, что работающее население получает дополнительные доходы: от 13-й зарплаты, премии по итогам квартала.

В то же время за 1 квартал 2006г. ситуация на наличном валютном рынке долларов США обратно противоположная (Рис. 2.2).

Рисунок 2.1 -  Покупка-продажа USD за 1 кв. 2005г.


Продано в абсолютном выражении на 3280 тыс. долл. США меньше, чем куплено, или продажа на 74% меньше покупки. Такая ситуация сложилась к началу 2006г. в связи с увеличение доверия населения белорусским рублям.

Рисунок  2.2 - Покупка – продажа USD за 1 кв. 2006г.


Как показывает рисунок 2.3, спрос на евро в течение 1 квартала 2005 года возрастал. Обороты за 1 квартал по покупке Евро превышают обороты по продаже в абсолютном выражении на 500 тыс. Евро или продажа на 13% меньше покупки.

Ситуация на наличном рынке Евро в 1 квартале 2006г. складывается иначе. Как показывает рисунок 2.4, только в январе замечено превышение покупки Евро над продажей.

Рисунок 2.3 -  Покупка-продажа EUR за 1 кв. 2005г.


Далее наблюдается превышение продажи над покупкой. Так, в абсолютном выражении за 1 квартал 2006 г. продано на 5650 тыс. Евро больше, чем куплено, или продано на 121% больше. Такая разница сложилась за счет последнего месяца квартала, поскольку в марте было продано в сумме 7400 тыс. Евро.

Рисунок  2.4 - Покупка-продажа EUR за 1 кв. 2006г.


Ситуация с российскими рублями в 1 кв. 2005 году складывалась также нестабильно. На рисунке 2.5 просматривается динамика покупки-продажи российских рублей. В течение 1 квартала продажа российских рублей, также как и долларов США, превышала покупку. Данное превышение составляет 580 тыс.росс.руб. или 48%.

Рисунок 2.5 - Покупка-продажа RUR за 1 кв. 2005г.

На рисунке 2.6 отражены объемы покупки и продажи российских рублей. Из рисунка видно, что в 1 квартале 2006 года продажа значительно превышает покупку. Так, превышение составляет 15130 тыс. российских рублей в абсолютном выражении или на 112% продажа больше покупки.

Рисунок 2.6 -  Покупка-продажа RUR за 1 кв. 2006г.


Сравнительный анализ покупки иностранной валюты в разрезе валют проведен за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г.

На рисунке 2.7 отражена покупка долларов США за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г.

Рисунок 2.7 - Обороты по покупке долларов за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.

Из рисунка 2.7 видно, что покупка долларов США в 1 кв. 2006г. превышает покупку 1 кв. 2005г. Превышение в абсолютном выражении составило 1510 тыс. долларов США.

Рисунок 2.8 показывает, что покупка Евро в начале 2006. (январь и февраль) превышала аналогичный период прошлого года, а в марте 2006г. ситуация изменилась и покупка Евро снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рисунок 2.8 - Обороты по покупке евро за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.

В целом за 1 квартал 2006г. куплено на 750 тыс. Евро больше чем за 1 квартала 2005г.

На рисунке 2.9 отражена покупка российских рублей за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.

Рисунок 2.9 - Обороты по покупке российских рублей за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.


Рисунок 2.9 показывает, что в 2006г. куплено российских рублей значительно больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Так, в абсолютном выражении в 2006 г. куплено на 12220 тыс. российских рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (или в 11 раз).

В целом можно сделать вывод, что покупка иностранной валюты в 1 квартале 2006г. значительно превышает покупку в аналогичном периоде прошлого года.

Таким образом, население продает валюту банку в больших объемах, что обусловлено сложившейся стабильной экономической ситуацией на валютном рынке Республики Беларусь и повышением доверия населения к национальной валюте.

Анализ продажи иностранной валюты в разрезе валют проведен также за 1 кв. 2006г. и аналогичный период прошлого года.

На рисунке 2.10 отражена продажа долларов США за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.

Рисунок 2.10 - Обороты по продаже долларов США.

Рисунок 2.10 показывает, что продажа долларов США в 1 кв. 2006г. значительно ниже продажи за аналогичный период прошлого года. Так, продано в 1 кв. 2006г. на 3190 тыс. долларов США меньше чем за аналогичный период прошлого года.

На рисунке 2.11 отражены объемы проданных Евро за 1 кв. 2005г. и 1 кв. 2006г.

Рисунок 2.11 -  Обороты по продаже Евро


Рисунок 2.11 показывает, что продажа Евро в 1 кв. 2006г. значительно превышает продажу аналогичного периода прошлого года. Так в начале квартала 2005г. и 2006г. ситуация на валютном рынке Евро оставалась стабильной. Однако в марте 2006г. продажа Евро значительно превышала аналогичный период прошлого года, что отразилось в целом на разнице в объеме проданной валюты. Так в 1 кв. 2006г. продано на 6900 тыс. Евро больше аналогичного периода прошлого года и в относительном выражении превышение составило 3 раза.

Рисунок 2.12. показывает, что продажа российский рублей в 1 кв. 2006г. значительно превышает продажу за аналогичный период прошлого года. Такая ситуация складывалась на протяжении всего анализируемого периода. Превышение объемов проданной валюты в 1 кв. 2006г. составило в абсолютном выражении 26670 тыс. российских рублей (или 16 раз).

В целом можно сделать вывод, что обороты по покупке и продаже иностранной валюты с участием физических лиц возросли в 1 квартале 2006 г. при сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Причиной увеличения оборотов по валютно-обменным операциям послужило открытие в августе 2005 года третьей валютной кассы ГОПЕРУ ОАО «Белагропромбанк» и улучшение экономической ситуации в стране.

Рисунок 2.12 - Обороты по продаже российских рублей


Прибыль от проведения валютно-обменных операций за 1 квартал 2005г. отражена на рисунке 2.13.

Рисунок 2.13 - Прибыль по валютно-обменным операциям за 1 кв. 2005 г.


Как показывает рисунок 2.13, прибыль от проведения валютно-обменных операций по отделению ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе за 1 квартал 2005г. имеет тенденцию к росту. Так за январь получено 950 тыс.рублей, февраль – 1000 тыс.рублей, март – 2000 тыс.рублей. Рост прибыли по сравнению с началом квартала составил 221%.

На рисунке 2.14 отражена прибыль за 1 квартал 2006г.

Рисунок 2.14. Прибыль по валютно-обменным операциям за 1 квартал 2006 г.


Как показывает рисунок 2.14, прибыль от проведения валютно-обменных операций в 1 квартале 2006 года снижается в феврале и растет в марте. Так за январь получено 3100 тыс.рублей, февраль – 2400 тыс.рублей, март – 5500 тыс.рублей. Рост прибыли по сравнению с началом квартала составил 177%.

Для сравнения прибыли в динамике по годам приведен рисунок 2.15, на котором отражена прибыль, полученная от проведения валютно-обменных операций в 1 квартале 2004г., 2005г. и 2006г.



Рисунок 2.15 - Сравнение прибыли по валютно-обменным операциям, полученной в первом квартале 2004, 2005 и 2006 года


Наилучшую динамику прибыль имеет в 1 квартале 2005 и 2006 года, так как она имеет тенденцию к увеличению. Общая сумма прибыли в 1 квартале 2006 года по сравнению с 2004 и 2005 годом значительно увеличилась. За 1 квартал 2004 года прибыль по валютно-обменным операциям составила 5950 тыс. рублей, за 1 квартал 2005 года – 4150 тыс.рублей, в 1 квартале 2006 года – 11000 тыс.рублей. Прибыль по валютно-обменным операциям в 1 квартале 2006г. по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличилась на 84%, по сравнению с 2005 годом на 165%.

Рост прибыли объясняется увеличением оборотов по покупке-продаже иностранной валюты и улучшением сложившейся экономической ситуации в стране, когда население доверяет отечественным банкам заинтересовано в проведении валютных операций.


2.2 Анализ размещенных и привлеченных ресурсов в иностранной

валюте отделения ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе


Отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе иностранную валюту получает также от операций проводимых в безналичном порядке: полученную иностранную валюту от центрального аппарата и других филиалов банков, от депозитных операций. Полученную валюту от валютно-обменных и депозитных операций с иностранной валютной отделение ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе размещает на рынке банковских услуг: предоставляет кредиты в иностранной валюте юридическим и физическим лицам, перечисляет в центральный аппарат ОАО «Белагропромбанк» и в другие филиалы, размещает иностранную валюту на корреспондентском счете и участвует в торгах на межбанковской валютной бирже.

Анализ привлеченных и размещенных ресурсов в иностранной валюте (в пересчете на белорусские рубли) отделением ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе проведен за 1 квартал 2005г. и 1 квартал 2006г. помесячно.

В таблице 2.2 отражены привлеченные и размещенные ресурсы в иностранной валюте в пересчете на белорусские рубли в 1 квартале 2005г. Данные приведены по среднедневным остаткам на счетах.

Таблица 2.2 показывает, что отделением ОАО «Белагропромбанк» в г.Браславе в 1 квартале 2005г. среднедневные остатки по привлеченным ресурсам в иностранной валюте составляют в январе - 1578,29 млн.рублей, в феврале – 1654,7 млн.рублей, в марте – 1479,62 млн.рублей.


Таблица 2.2 -Привлеченные и размещенные ресурсы в иностранной валюте в 1 квартале 2005г. Млн.руб.

Наименование показателей

Январь

Февраль

Март

остаток среднедн.

проц. ставка

сумма проц.

остаток среднедн.

проц.

ставка

сумма проц.

остаток среднедн.

проц.

ставка

сумма проц.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Привлеченные ресурсы










средства юридических лиц

8,26

0

0

8,99

0

0

7,61

0

0

   в т.ч. средства до востребования

8,26

0,69

0

8,99

0,52

0

7,61

0,33

0

            срочные депозиты

0

0

0

0

0

0

0

0

0

средства физических лиц

1428,77

5,77

6,88

1421,75

5,47

6,48

1398,11

4,59

5,35

   в т.ч. средства до востребования

35,05

0,69

0,02

34,53

0,52

0,01

32,71

0,33

0,01

            срочные депозиты

1328,6

5,9

6,86

1371,3

5,60

6,47

1372,2

4,69

6,46

долговые обязательства

0,29

0

0

1,42

7,21

0,01

1,94

11,28

0,02

прочие

111,97

0

0

201,45

0

0

53,07

0

0

итого

1549,29

5,33

6,88

1633,6

4,77

6,49

1460,72

4,41

5,37

Ресурсы центрального аппарата и филиалов

5,5

6,22

0,03

1,2

0

0

1,2

12,89

0,01

правительственные

0

0

0

0

0

0,02

0

0

0

нецелевые

5,5

6,22

0,03

1,2

0

0

1,2

12,89

0,01

Прочие пассивы

23,5

х

х

19,9

х

х

17,7

х

х

Итого привлечено

1578,29

х

х

1654,7

х

х

1479,62

х

х

Размещенные ресурсы










Кредиты юридическим лицам

35,41

17,51

0,52

33,4

17,55

0,49

31,36

14,87

0,39

в текущую деятельность

0

0

0

0

0

0

0

0

0

в инвестиционную

0

0

0

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.