РУБРИКИ

Управление банком в рыночных условиях

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Управление банком в рыночных условиях

В результате соединения вместе более низких затрат с возросшим количеством продуктов будет способствовать получению более высокой прибыли для клиентов, сотрудников, акционеров и в целом всей Кыргызской экономикой. Отсюда рождается формула, что прибыльные банки – это сильные банки, а сильные банки – надежные банки, надежные банки – высокие цены на акции, высокие цены на акции – более высокий уровень капитализации, что, в свою очередь, означает реальную возможность инвестиций, необходимых для основной инфраструктуры. Таким образом, все выигрывают, если в стране есть здоровая, прочная банковская система.

Все выше изложенное, относимое к жизнестойкости банковского сектора, по словам Лесли Т. Джонсона, станет возможным только при условии обеспечения его эффективным руководством (которое знает, что такое банк, и чем он должен заниматься); значительным уровнем капитализации (чтобы способствовать вложению вкладов и предоставлять необходимые кредитные фонды); высокой конкуренцией (на благо всей экономики); он может кредитовать и реальный, и частный сектора (таким образом, стимулируя экономику); и этот сектор работает с соблюдением высокого уровня дисциплины (правила и нормативные положения выполняются без исключений, и слову банкиров полностью доверяют).

Международный опыт показывает, что производить все виды банковских операций могут только весьма крупные банки, поэтому в республике неизбежно будут проходить процессы постепенного укрупнения коммерческих банков и их специализации.

Большое значение будет иметь дальнейшее распространение розничных услуг на сельские регионы, через дальнейшее развитие небанковских финансовых институтов (Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация, кредитные союзы).

Правительство Кыргызстана совместно с Нацбанком рассматривает проект Закона “О страховании депозитов”, который предполагает создание системы обязательного страхования депозитов физических лиц в национальной валюте. Принятие этого закона является первым этапом в процессе развития системы страхования депозитов. Поэтому приоритет отдан физическим лицам- вкладчикам, которые не являются профессиональными участниками финансового рынка и поэтому подвержены большому риску.

Кроме обязательного страхования, должно получить развитие добровольное страхование депозитов, в том числе тех, которые не подпадают под действие обязательного страхования, например, депозиты в иностранной валюте.

Наличие у коммерческих банков как внешних, так и внутренних проблем требует усиления и совершенствования банковского надзора. Выполнение этой задачи невозможно без создания системы надлежащей оценки рисков, которым подвержены коммерческие банки, и контроля рисков, оценки эффективности управления в коммерческих банках. Роль банковского надзора является решающей для развития репутации банковского сектора в целом – не только для населения Кыргызстана, но также и для международной финансовой системы.

Количественная цель развития банковской системы на среднесрочную перспективу преследует своей целью довести показатель финансового проникновения уже к концу 2002 года до 25% (на конец 1999 года – 13,6%).

Это важно хотя бы потому, чтобы повысить уровень кредитования и инвестирования реальной экономики. Что потребует интенсивного развития небанковских финансовых институтов и, в частности, инвестиционных фондов, страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и т.д. 

Это был системный анализ представителя  международной организации TASIS по развитию банков Кыргызской республики.

Состояние банковского сектора за прошедший период структурных реформ является следующей. Программа реформ банковской системы, включающая в себя несколько этапов, предусматривала широкий круг мероприятий, направленных на эффективное выполнение коммерческими банками основной функции финансового посредника. На первоначальном этапе программа включала ряд мер по реструктуризации и/или ликвидации бывших государственных банков, принятие новых законов о НБКР, банковской деятельности и банкротстве, а также введение обязательного плана счетов для всех банков. В результате сформировалось небольшое ядро устойчивых банков и улучшилось осуществление ими функции финансового посредничества.

На этом фоне в 1998 г. банковский сектор столкнулся с негативными последствиями российского финансового кризиса, который привел к резкой девальвации сома. Кредитные портфели многих банков были деноминированы в иностранной валюте, их клиенты не принимали меры к страхованию валютных рисков, и они оказались не в состоянии обслуживать деноминированные в иностранной валюте долговые обязательства. Доля неработающих кредитов банковского сектора к концу 1999 г. увеличилась до  29 процентов. Активы, использованные в качестве залога, в значительной степени обесценились ввиду нехватки ликвидности и спада активности на рынке недвижимости.

Начиная с 1999 г. НБКР и Правительство принимали различные меры, направленные на укрепление банковского сектора, включая финансовую поддержку банков на основе реструктуризации безнадежных долгов. Так, в течение 2000 и 2001 гг. неработающие кредиты на сумму в 225 миллиона сомов были переданы от банка «Кайрат» Агентству по реструктуризации долгов (ДЕБРА). Министерство финансов выделило 401 миллион сомов в форме государственных ценных бумаг для рекапитализации банка «Кайрат». Кроме того, НБКР принял превентивные меры и, начиная с 1999 г. отозвал лицензию у восьми банков. В результате предпринятых мер было сохранено жизнеспособное ядро банков, а системный риск в банковском секторе был нейтрализован. После вывода из банковского сектора проблемных банков, банковская система закончила 2001 финансовый год с чистой прибылью в размере 70,6 млн.сом , тогда как по итогам  2000 года финансовый результат  был отрицательным (убытки составляли 52,7 млн.сом.).

Структурный анализ деятельности банков Кыргызской республики.

показатели

Среднее за 2002 год

ПРИБЫЛЬНОСТЬ

1 января

1 апреля

1  июля

1 октября

 

Чистый процентный доход

17 017

4 768

9 790

14 771

 

Чистая прибыль/Капитал

 

Чистая прибыль/Активы

1,8%

0,9%

1,2%

1,7%

 

Чистая процентная маржа

8,4%

3,7%

4,9%

6,7%

 

Точка безубыточности

18,6%

2,3%

6,9%

8,8%

 

Чистый процентный спрэд

7,2%

1,8%

3,9%

5,8%

 

Операционые расходы/ непроцентные доходы

245,6%

183,0%

191,5%

183,0%

 

Доходность активов

19,4%

4,4%

9,0%

12,3%

 

Стоимость привлеченных ресурсов

12,3%

2,6%

5,0%

6,6%

 

КАЧЕСТВО АКТИВОВ

 

Доходные активы

183 049

206 413

209 902

251 378

 

Доходные активы/Активы всего

65,0%

64,9%

62,1%

62,5%

 

Кредиты/Доходные активы

52,3%

48,3%

51,2%

47,4%

 

РППУ/Кредиты клиентам

 

Ценные бумаги/Доходные активы

27,6%

27,6%

20,5%

21,0%

 

ЛИКВИДНОСТЬ

 

Ликвидные активы

119 095

136 560

161 015

206 414

 

Ликвидные активы/Обязательства всего

63,3%

62,5%

66,5%

67,2%

 

Коррсчет в НБКР/Обязательства всего

7,0%

7,3%

13,0%

8,6%

 

Коррсчет в НБКР/Депозиты всего

8,4%

9,4%

15,9%

11,2%

 

КАЧЕСТВО ДЕПОЗИТОВ

 

Депозиты до востребования/ Депозиты всего

42,1%

45,1%

46,1%

49,6%

 

Депозиты/Обязательства всего

82,0%

81,4%

80,9%

77,4%

 

АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

 

Активы денежного рынка

99 378

125 488

148 106

192 886

 

Ценные бумаги

43 856

46 393

42 565

46 239

 

Чистые кредиты

84 904

87 739

85 619

89 834

 

Основные средства

22 229

22 273

22 869

22 731

 

Всего активы

274 589

303 630

332 540

380 479

 

Процентные пассивы

90 051

105 784

96 533

110 836

 

Депозиты

155 919

177 296

185 540

223 229

 

Всего обязательства

200 378

229 516

252 187

304 987

 

Уставный капитал

71 521

71 730

77 818

74 941

 

Суммарный капитал

74 149

74 113

80 353

75 492

 

Чистая прибыль

6 078

1 555

2 819

4 423

5 332


На стабилизацию банковского и финансового рынка в 2001 г. также оказали положительное влияние благоприятные тенденции в макроэкономической ситуации страны. Снижение инфляции до 3,7 процентов и стабильное положение на валютном рынке  (за 2001 г. курс сома укрепился на 1,2 процента), прирост ВВП  в 5,3 процента в 2001 г.  способствовали  снижению процентных ставок,  повышению уровня кредитования экономики в национальной валюте, росту рентабельности банков.

НБКР повысил требования к минимальному размеру капитала. Во-первых, требования к минимальному уставному капиталу действующих банков были увеличены с 25 миллионов сомов до 50 миллионов сомов в июле 2000 г., а затем до 100 миллионов сомов в 2001 г.  Во-вторых, требования к минимальному общему размеру капитала для получения новой банковской лицензии были увеличены со 150 миллионов сомов до 300 миллионов сомов в июле 2001 г. В-третьих, с 1 апреля 2002 г. НБКР ввел минимальные требования к капиталу (собственным средствам) для всех банков на уровне 50 миллионов сомов, за вычетом взаимного участия в капитале. Хотя постепенное повышение требований к минимальному размеру уставного капитала не привело к ожидаемой консолидации банков, но оно способствовало росту суммарного  капитала банковской системы на 75 процентов по сравнению с началом 2001 г.

Однако, несмотря на  перечисленные выше мероприятия, банковский сектор все еще остается небольшим по размеру и недостаточно развитым. На конец 2001 г. общий объем активов банковской системы КР составлял 5,1 миллиарда сомов (около 7 процентов от ВВП). Отношение депозитов к ВВП составило около 4 процентов.

Наряду с восстановлением рентабельности в 2002 г.  существует несколько факторов, которые ограничивают возможности банков по использованию своего потенциала получения прибыли в полном масштабе. В настоящее время банки вкладывают около 40 процентов своих активов в краткосрочные ценные бумаги и держат на корреспондентских счетах в зарубежных банках, что дает невысокую доходность, которая к тому же сокращается. Из-за отсутствия доверия к банковской системе привлечение средств банкам обходится дорого: банки вынуждены платить «надбавку за доверие» в форме относительно высоких, хотя и снижающихся процентных ставок по депозитам. Кроме того, остаются высокими затраты банков. Из-за отсутствия прозрачности финансовой отчетности ссудозаемщиков  и    трудностей в отторжении залогового обеспечения  кредитование является сложным и рискованным, поскольку банки несут большие расходы по проверке  ссудозаемщиков, отслеживанию кредитного риска и возврату долгов.

Среднее отношение затрат к доходу банков на конец 2001 г. составило примерно 77 процентов. Хотя это и высокий показатель, но он имеет тенденцию к сокращению. Также, ухудшившееся с 1998 г. качество активов продолжает сохраняться, классифицированные кредиты составляют в настоящий момент 11,5 процента всех кредитов. Причиной тому является  неправильная оценка банками рисков, низкая культура управления кредитным портфелем, недостаточное качество менеджмента, отсутствие должной системы внутреннего контроля и аудита.

В целом малые  размеры банковского сектора в Кыргызской Республике и наличие недостатков в работе коммерческих банков не способствуют привлечению депозитов, направлению кредитных ресурсов на эффективные проекты и предоставлению платежных услуг, а также снижают доверие со стороны населения. Иными словами, до сих пор банковской  системой не достигнут  тот необходимый уровень финансового проникновения, который  позволил бы  охарактеризовать банковскую систему страны как стабильного, надежного и эффективного финансового посредника в мобилизации и распределении денежных ресурсов.

Несмотря на то, что НБКР проделал значительную работу по укреплению и совершенствованию функции банковского надзора,  проблемы еще сохраняются, особенно в том, что касается обеспечения соблюдения коммерческими банками нормативных положений, регулирующих банковскую деятельность. Требуется дальнейшее укрепление надзора  и повышение эффективности выполнения надзорных положений. В этих целях НБКР и Правительство  подготовили и представили в Жогорку Кенеш пакет законопроектов, которые  будут способствовать эффективному осуществлению надзорных функций  соответствующими органами.

Определенного прогресса удалось добиться в деле выявления проблем на ранней стадии. Но во многих случаях, когда Управление банковского надзора (УБН) применяло санкции, банки не выполняли соответствующие решения и предписания надзора  и/или суды пересматривали эти решения в пользу банков. Совершенствование судебной системы позволит обеспечить эффективное применение предусмотренных законодательством санкций банковского надзора

В настоящее время в Кыргызской Республике отсутствуют  основные предпосылки для введения системы страхования (защиты) депозитов, которые, как известно,  включают стабильную и здоровую банковскую систему, сильный общественный и банковский надзор, а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений контрактов. Особое  значение имеет наличие в целом здоровой банковской системы и органов банковского надзора, имеющих возможность эффективно и своевременно ограничить риски, с которыми может столкнуться система страхования. Надзорный орган должен иметь возможность предварительно отбирать банки для участия в системе страхования, чтобы убедиться в том, что они выполняют пруденциальные  требования.

В случае внедрения системы страхования депозитов до выполнения этих условий возникнут недопустимо  высокие риски как для банковской системы, так и для государства. В создании такой системы должны быть заинтересованы прежде всего сами коммерческие банки, так как тщательно разработанная и совместимая со стимулами система страхования депозитов будет способствовать восстановлению доверия к банковской системе и развитию посреднической функции банков на основе привлечения большего объема депозитов.

На данный момент значительные экономические издержки имеются в связи с отсутствием прозрачности в реальном секторе, особенно в плане доверия потенциальных инвесторов и общественности к банкам и отечественным предприятиям. Недостаточная степень транспарентности и раскрытия информации остается одним из основных сдерживающих моментов для развития и совершенствования финансового посредничества в Кыргызской Республике.

Лишь небольшое число банков и корпораций проходит эффективную аудиторскую проверку, осуществляемую либо надежными отечественными аудиторами, либо известными международными аудиторами. В результате, проблемы банков зачастую остаются незамеченными аудиторами. Существующие в настоящее время в республике аудиторские компании не всегда проводят аудит в соответствии со стандартами, как это определено Законом «Об аудиторской деятельности», хотя сами  кыргызские стандарты соответствуют международным.

Платежная система обеспечивает хозяйствующим субъектам и населению своевременное проведение всех видов безналичных платежей и расчетов, а также расчетов наличными денежными средствами, проводимых через банки. Сроки прохождения платежей на сегодняшний день установлены минимально возможные с учетом необходимости обработки и проведения платежей на бумажной основе.

В настоящее время значительная доля платежей населения проводится по внутрибанковским платежным системам коммерческих банков с разветвленной филиальной сетью. Вместе с тем, рынок регулярных платежей и выплат остается не охваченным единой платежной системой в целом по республике. Проведение этих видов платежей осуществляется по стихийно сложившимся внутрикорпоративным платежным системам в организациях, предоставляющих регулярные услуги. Доступ к платежным услугам неравномерен в центре и в областях. Выплаты заработной платы, пенсий, пособий и поступления в бюджет осуществляются, как правило, наличными денежными средствами, что связано с высокими финансовыми и временными затратами в целом для государства.

Банковская система развивается в окружении  других финансовых рынков, таких как рынок капитала, страховой и пенсионный сектора, которые в настоящее время невелики по размерам и не имеют системного значения.

Таким образом, необходимы значительные усилия для того, чтобы банковская система успешно и   своевременно выполнила   цели и задачи, определенные  Комплексной основой развития  Кыргызской Республики. Реализация основных мер, предусмотренных   настоящей Стратегией реформирования банковской системы, направленных на решение имеющихся проблем позволит  восстановить доверие общества к банкам и финансовой инфраструктуре и повысить уровень финансового посредничества

Стратегии реформирования банковской системы.

Целью проводимых стратегических реформ в банковской системе Кыргызской Республики является достижение стабильности банковской системы и повышение уровня финансового посредничества банков. Данная цель сформулирована в соответствии с  Комплексной основой развития Кыргызской Республики до 2010 г. (КОР) и является неотъемлемой частью (проекта) Национальной Стратегии Сокращения Бедности Кыргызской Республики. Для реализации банковских реформ определены следующие задачи:  усиление мер по мобилизации денежных ресурсов, повышение доверия населения к банковской системе, защита вкладчиков, повышение эффективности платежной системы, создание возможностей для доступа широких слоев населения к необходимым и современным банковским услугам. Успешное решение   этих задач   является одним из важных и необходимых условий  экономического роста страны как основы сокращения бедности и повышения уровня жизни народа Кыргызстана.

Ответственными за  реализацию Стратегии должны выступать Правительство Кыргызской Республики, Национальный Банк Кыргызской Республики, органы, занимающиеся реструктуризацией финансово-кредитных учреждений, а также коммерческие банки, , неправительственные организации и объединения, участвующие  в микрофинансировании, консалтинговые и аудиторские компании. Реформирование банковской системы предполагает, в первую очередь, обеспечение выполнения стандартов и принципов корпоративного управления в банках, повышение ответственности должностных лиц банков, укрепление банковского надзора;   усовершенствование деятельности и/или приватизацию государственных банков; повышение эффективности деятельности Агентства по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRA); укрепление основ бухгалтерского учета и аудита; а также модернизацию платежной системы.

Стратегия дальнейших реформ в банковском секторе Кыргызской Республики  состоит из нижеследующих основных направлений, которые содержат меры по повышению уровня  финансового проникновения, совершенствованию правовой и судебной системы, укреплению общественного и банковского надзора с указанием ответственных исполнителей/координаторов.

Посреднические функции частных банков

– Для развития эффективной посреднической функции частных банков требуются решительные шаги в трех областях. Во-первых, необходимо повысить стимулы использования эффективных методов кредитования, обеспечивающих  своевременный возврат активов в полном объеме. Во-вторых, необходимо восстановить доверие к банковской системе для того, чтобы банки могли направлять все большие объемы сбережений на кредитование частного сектора. В-третьих, необходимо повысить прозрачность структуры собственности и внедрить в практику принципы корпоративного управления.

Восстановление доверия к банковской системе.

– В целях укрепления доверия населения к банковской системе коммерческие банки и НБКР будут приложены  усилия по улучшению управления рисками, соблюдению критериев надлежащего (адекватного) капитала и соответствия качества кредитов. Будут предприняты шаги по разработке системы страхования депозитов, спроектированной в соответствии с лучшей мировой практикой, и постепенному ее внедрению при выполнении следующих предварительных условий: создание стабильной и здоровой банковской системы, усиление общественного и банковского надзора, определенность в отношении судебной системы, а также обеспечение выполнения требований регулирующих органов и положений контрактов.

– НБКР,  коммерческие банки и Ассоциации банков с целью предоставления общественности информации о банковских услугах и пропагандирования использования банковских продуктов в качестве сберегательных инструментов проведут информационную кампанию  и  обследование в отношении использования банковских услуг. НБКР будет вести работу по информированию общественности относительно реализации реформы банковской системы, что в частности, будет выражаться в раскрытии и разъяснении информации о разрабатываемых и принятых НБКР нормативных правовых актах, проводимых мероприятиях  и их результатах.

– Реформа судебной системы позволит обеспечить эффективное применение предусмотренных законодательством требований по защите банков, как основных кредиторов и санкций банковского надзора.

– После того, как НБКР и Правительством будут обеспечены необходимые предпосылки  НБКР представит в Жогорку  Кенеш  Закон о страховании /защите  депозитов.

 

 

Корпоративное управление.

Необходимой мерой и требованием реформ банковского сектора является внедрение принципов корпоративного управления и усиление ответственности руководителей банков. Принятие Закона  «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» является одним из главных условий выполнения данного пункта стратегии.

– Для подтверждения транспарентности банковской системы НБКР продолжит работу по отслеживанию объединений, товариществ и взаимных инвестиций между акционерами и вкладчиками и по предоставлению коммерческими банками информации о существующих взаимных инвестициях. Структура собственности, включая конечных владельцев,  будет доводиться коммерческими банками до сведения общественности в годовых отчетах в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. НБКР намерен усовершенствовать нормативную базу, способствующую осуществлению консолидированного надзора за банковскими холдингами и группами,  вплоть до разработки соответствующего законодательства.

         – В рамках совершенствования банковского законодательства и внедрения консолидированного надзора может быть рассмотрен вопрос об изменении ограничений по участию нефинансовых юридических лиц в капитале банка. 

Повышение эффективности регулирования

– НБКР  продолжит политику по дальнейшему постепенному увеличению требований к минимальному размеру капитала (собственных средств) для укрепления позиции банков по капиталу и для обеспечения заинтересованности банков в повышении эффективности деятельности на основе более высоких показателей эффективности использования капитала. Критерии для определения уровней и сроков увеличения размера капитала будут прозрачными и применяться одинаково ко всем банкам.

– Будет усовершенствована нормативная база по регулированию коммерческих банков в части управления рисками - операционным, риском процентной ставки, рыночным риском и др.

– В целях мониторинга и перекрестной проверки методов управления рисками в банках и дальнейшего усовершенствования структуры периодических регулятивных отчетов, Управление банковского надзора будет использовать и развивать методы анализа, аналогичные стресс-тестированию, продолжая работу для поддержания системы внешнего надзора.

– НБКР принял постановление, согласно которому коммерческие банки должны  в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» разработать учетные политики, основанные на   Международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). Для оказания помощи коммерческим банкам в  ведении организации бухгалтерского учета в соответствии с МСФО НБКР будет оказывать постоянное содействие и  разработает практическое руководство по применению МСФО в коммерческих банках.

– В рамках совершенствования банковского законодательства будут рассмотрены вопросы совершенствования правил регулирования юридических отношений между коммерческими банками и клиентами; правовой защиты сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей от имени НБКР;   обмена конфиденциальной информацией с другими государственными органами,  осуществляющими надзор за финансовым сектором, и с внешними аудиторами на взаимной основе; а также полномочий надзорного органа назначать, утверждать назначение и требовать замены внешних аудиторов и предоставления специальных надзорных отчетов.   

– НБКР продолжит работу по обеспечению достаточного уровня профессионализма и квалификации сотрудников банковского надзора и юридического отдела.

– В рамках проводимой денежно-кредитной политики НБКР и Правительство   будут способствовать   развитию и углублению финансовых, валютных  рынков и  рынка страховых услуг.  Минфин   и НБКР разработают стратегию управления внешним долгом страны, которая будет доведена до общественности.

Платежная система

– Целями развития платежной системы являются повышение эффективности и прозрачности платежных операций, увеличение доли безналичных расчетов, увеличение скорости прохождения платежей, создание в Кыргызской Республике эффективной системы безналичных расчетов через счета в коммерческих банках. До конца 2002 года Правительством и НБКР будет принята Государственная  программа мероприятий на 2003-2005 годы по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике.

– В целях повышения эффективности, сокращения сроков проведения платежей и увеличения объемов безналичных расчетов в экономике планируется осуществить переход к системе электронных платежей, основанной на нормативно-правовой базе, обеспечивающей безопасное функционирование платежной системы. Необходимо создать механизмы резервирования и аварийного восстановления работы платежных систем, заключить договора и соглашения по распределению ответственности между участниками электронных платежей.

– Будет разработан детальный план мероприятий по постепенному переходу и принятию международных стандартов в платежной системе Кыргызской Республики в отношении идентификационных кодов банков, нумерации счетов, форматов платежей для обеспечения прозрачности при проведении платежей и расчетов.

– Развитие платежной системы предусматривает построение современной архитектуры (ставшей классической в большинстве стран мира) эффективно действующей платежной системы, состоящей из трех основных компонентов:

– Системы валовых расчетов в режиме реального времени (СВРВ) для проведения крупных и срочных платежей путем перевода средств по корреспондентским счетам участников, открытым в Национальном банке.

– Система будет обеспечивать расчеты по сделкам на финансовых рынках: с ценными бумагами по принципу «поставка против платежа» (DVP), в иностранной валюте (PVP), быстрые и окончательные расчеты по сделкам на межбанковском кредитном рынке, а также гарантировать проведение окончательных расчетов по другим внутренним платежным системам.

Пакетной клиринговой системы – система клиринговых расчетов по обработке некрупных, мелких, розничных и регулярных платежей в пакетном режиме. Централизованно используемая система межбанковского пакетного клиринга обеспечит создание конкурентоспособной розничной банковской среды, позволяющей работодателям выбрать свой обслуживающий банк, и предоставляющей физическим лицам право выбора обслуживающего банка, через который они будут получать заработную плату, пенсии, пособия и оплачивать свои счета.

–                             Система расчетов пластиковыми картами для проведения мелких розничных клиентских платежей будет предназначена для обработки операций по дебетовым и кредитовым карточкам. Для обеспечения справедливых и равноправных условий доступа для всех участников национальный процессинговый центр системы должен находится в совместном владении между коммерческими банками и другими учреждениями, имеющими лицензии на право привлечения депозитов.

–                             Система будет обеспечивать управление находящимися в совместном пользовании банкоматами и терминалами в торговых точках и станет провайдером услуг для лиц, не имеющих банковские счета, и потенциально будет оказывать услуги сервисного бюро для корпораций и предприятий по сбору регулярных платежей. Для целей управления рисками окончательный расчет по ежедневным операциям будет отражаться по корреспондентским счетам участников в НБКР. НБКР будет регулировать работу системы для обеспечения операционной безопасности, надежности и защиты интересов граждан при получении доступа к платежным услугам.

Основные направления развития социально значимых финансовых институтов

– Акции двух крупных финансовых институтов - Расчетно-сберегательной компании (РСК) и АООТ "Кайрат-банк" находятся в государственной собственности.

НБКР намерен передать акции РСК в собственность Правительству. Учитывая ее важность для банковского сектора как единственного финансового института с филиальной сетью, осуществляющего расчетное и квази-фискальное обслуживание в Кыргызской Республике, РСК будет продолжать работу в качестве узкопрофильного банка, которому разрешено размещать активы, в основном,  в государственные ценные бумаги, с целью продолжения выполнения ею указанной экономически и социально важной деятельности. РСК будет необходимо рационализировать свою филиальную сеть и деятельность с целью повышения эффективности. В рамках данного процесса будут использованы почтовые отделения для обеспечения охвата отдаленных регионов страны. НБКР совместно с Правительством рассмотрят возможности предложения в среднесрочной перспективе блокирующего пакета акций РСК международно известным финансовым организациям с целью передачи "ноу-хау" и повышения качества управления.

– В отношении АООТ "Кайрат-банк", в качестве первоочередного приоритета, НБКР  и Правительство рассмотрят продажу акций, принадлежащих Правительству стратегическому инвестору. Продажа акций банка "Кайрат" будет основываться на прозрачных процедурах, тщательно разработанных при содействии одной из международных финансовых организаций, для обеспечения передачи его частным собственникам,  которые отвечают соответствующим требованиям, и для предотвращения вмещательства в деятельность банка лиц, преследующих корыстные цели. Банку не будет разрешено возобновление кредитной деятельности до тех пор, пока не будет реализован план его реорганизации.

– Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация играет важную роль в поддержке и развитии сельского хозяйства страны. Вследствие чего КСФК должна продолжать работу над повышением качества кредитного портфеля и услуг.

– В целях развития микрофинансовых организаций НБКР создаст упрощенные по сравнению с банками условия для создания и осуществления деятельности микрофинансовых организаций и минимизирует регулятивные меры.

– НБКР продолжит усилия по внедрению депозитных операций в кредитных союзах.  Кредитные союзы  будут привлекать сберегательные  депозиты только от своих участников, и данная деятельность кредитных союзов рассматривается НБКР как путь к снижению зависимости кредитных союзов от внешних заимствований и  созданию устойчивого роста кредитных союзов за счет собственных сбережений. Для дальнейшего институционального развития и регулятивной структуры кредитных союзов НБКР изучит возможность разработки проекта закона «О Центральном кредитном союзе», а также рассмотрит другие возможности с учетом лучшей мировой практики организации надзора за кредитными союзами.

– Агентство по реорганизации банков и реструктуризации долгов (DEBRА) должно функционировать в качестве самостоятельного юридического лица и ее единственная задача должна заключаться в ликвидации обанкротившихся банков. Это позволит ей лучше определять соответствующие формы управления, процедуры и инструкции для осуществления своих функций. Это также решит вопрос конфликта интересов с Минфином, поскольку согласно существующему законодательству Минфин одновременно является и кредитором, и ликвидатором ряда обанкротившихся банков.

DEBRA должна работать только на агентских условиях и обеспечивать самофинансирование своей деятельности. DEBRA потребуется значительный объем технического содействия в вопросах бухгалтерского учета, бизнес планирования, разработки и внедрения процедур и инструкций, управленческого и технического "ноу-хау" и оборудования.

Результаты работы DEBRA должны каждые три года рассматриваться НБКР и Правительством с целью установления наличия оснований для продолжения ее деятельности. В ином случае следует определить сроки прекращения деятельности DEBRA.

Главная задача преобразований - это создание банковской системы функционирующей на коммерческих принципах в условиях рыночной конкуренции. Структурные реформы в банковской системе и ранее были нацелены на создание и развитие эффективных финансовых посредников такого типа.

В результате проведенных реформ в республике сложилась двухуровневая банковская система, которая включает Национальный банк, выполняющий все функции центрального банка и коммерческие банки. Деятельность банковского сектора осуществляется на правой базе, включающей в себя Закон о Национальном банке, Закон о банках и банковской деятельности, совокупность нормативных актов, охватывающих все аспекты банковской деятельности и нормы регулирования работы коммерческих банков. В республике действует универсальная банковская система, основным преимуществом которой является большая стабильность и безопасность депозитов. Коммерческие банки обеспечивают полное обслуживание клиентов по относительно широкому диапазону услуг.

На начальном этапе реформ для банковской системы республики было характерно доминирование крупных государственных или бывших государственных банков, неэффективность деятельности которых была очевидна. Поэтому, в целях оздоровления финансовой системы, в 1996г с Мировым банком было согласовано финансирование программы структурной перестройки финансового сектора(ФИНСАК), основным направлением которой было реформирование банковской системы. Среди основных результатов реализации этого проекта можно отметить:

-совершенствование законодательной базы: в 1997г были приняты новые редакции Закона "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О Национальном Банке Кыргызской Республики", "О банкротстве", "О залоге" и другие нормативные акты;

ликвидацию двух крупных и неплатежеспособных государственных банков (Агропромбанк и Элбанк)-которые сдерживали развитие новых банков(при сохранении прежнего объема услуг во всех регионах республики);

– создание регулятивной основы и системы банковского надзора, а также правовое обеспечение политики поддержки и развития инфраструктуры, необходимой для развития небанковских финансовых учреждений;

– разработку и внедрение новой системы бухгалтерского учета, соответствующей требованиям международных стандартов: с 1 июня 1997 г. все коммерческие банки ведут бухгалтерский учет согласно новому плану счетов, составляют и публикуют финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам;

– модернизация платежной системы, которая осуществляется с 1997г., первую очередь, путем создания бумажного клиринга с последующим переходом на автоматизированный клиринг.

В последние годы наблюдался рост суммарного капитала коммерческих банков: за 1998 г. он увеличился более, чем в 1,5 раза. Суммарные "чистые" активы (за минусом специальных резервов на покрытие потенциальных потерь по кредитам и лизингам) всех коммерческих банков на 1 января 1999 г. составили 4, 2 млрд.сом (на 01.01.98г. - 2.8 млрд.. сом).

Суммарные активы банковской системы республики по отношению к ВВП составили 12.4% на 1 января 1999г., темп роста при этом достиг 3.3%, что свидетельствует о расширении доли банковского сектора в ВВП.

Наблюдался постоянный рост депозитной базы. Особенно это было характерно для 1999г., когда темпы роста депозитов ежемесячно достигали 10-12%. Рост депозитной базы коммерческих банков позволил увеличить объемы кредитования экономики.

Коммерческие банки играют активную роль на финансовом рынке республики, в частности, на валютном его сегменте и сегменте государственных ценных бумаг.

(Основные финансовые показатели по банковскому сектору Кыргызской республики (млн. сом)


1998

2002

Общая сумма депозитов

2 080.8

4 087.1

Депозиты по субъектам

-предприятия


-физическим лицам



932.4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.