РУБРИКИ |
Роль и место вкладов населения в деятельности коммерческого банка |
РЕКЛАМА |
|
Роль и место вкладов населения в деятельности коммерческого банка- первый и второй экземпляры платежного поручения в составе ежедневной отчетности направляет в филиал. Структурные подразделения филиалов осуществляют операции по списанию сумм с вкладных счетов физических лиц на основании постоянно действующих платежных поручений ф. 0602090007 (Альбом форм) в соответствии с требованиями Положения № 10.5. Оформление выплаты всей суммы вклада и закрытие вкладного счета. При закрытии вкладного счета вкладчик (его представитель) должен оформить заявление на закрытие вкладного счета на извещении ф. 0503150005 следующего содержания: «Прошу закрыть настоящий счет и выплатить мне денежные средства со вклада (наличным и безналичным путем). Закрытие лицевого счета и выдача всей суммы вклада производится по заявлению вкладчика при условии, что на счет не наложен арест. Приняв от вкладчика (его представителя) заявление о закрытии счета, документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, (сберегательную книжку, если она выдавалась) ответственный исполнитель: - убеждается в личности получателя денежных средств; - в случае если выдавалась сберегательная книжка, проверяет соответствие записей в ней, записям в лицевом счете; - оформляет соответствующий расходный ордер на сумму, причитающуюся вкладчику, и предлагает вкладчику проверить и подписать ордер; - истребует ордер, сличает подпись вкладчика на ордере с образцом его подписи на карточке лицевого счета, на карточке лицевого счета делает отметку «Вклад выплачен», указывает дату закрытия счета, подписывает данную запись и расходный ордер, если вкладчик (его представитель) изъявил желание, оформляет выписку по лицевому счету; - передает расходный ордер, сберегательную книжку (если она выдавалась) или выписку по лицевому счету (если она оформлялась) и другие документы, на основании которых производится выплата, кассиру, оставляя мемориальный ордер на сумму присоединенных (возмещенных) процентов. (В конце дня на общую сумму присоединенных и возмещенных процентов при закрытии счетов по вкладам оформляются мемориальные ордера с указанием номеров лицевых счетов, по которым причислены и/или возмещены проценты.); - помещает карточку лицевого счета в картотеку лицевых счетов, закрытых в текущем году. Кассир: - убеждается в личности получателя денежных средств; - проверяет правильность оформления расходного ордера; - устанавливает по переданным ему ответственным исполнителем документам сумму выдачи; - подписывает расходный ордер; - выдает вкладчику (его представителю) денежные средства и документ, удостоверяющий и подтверждающий личность, выписку по лицевому счету (если она оформлялась), оставляя в кассе расходный ордер (расходный валютный ордер) и другие документы, на основании которых произведена выплата вклада. - Закрытие вкладного счета в порядке безналичного перечисления производится на основании платежного поручения ф. 0401600031. 1.4 Предпосылки возникновения и сущность системы гарантирования вкладов Банки привлекают значительные объемы средств, и, следовательно, потери, возникающие при операциях кредитования заемщиков, могут привести их в состояние, когда они будут не способны рассчитаться по долгам в срок. Чувствительность платежеспособности банка к любым потрясениям можно объяснить следующей особенностью. Долговые обязательства банков являются, как правило, краткосрочными, высоколиквидными и малорискованными. Наоборот, банковские кредиты бывают обычно долгосрочными, менее ликвидными и более рискованными. Это, в свою очередь, увеличивает вероятность появления ошибок в управлении активными операциями, которые могут привести к невозврату заемщиками предоставленных им кредита, обесценению произведенных инвестиций, потерям на срочных сделках и т. п. И эти потери части активов почти всегда сочетаются с кризисными процессами с пассивами, важнейшим из которых является отток депозитов. Когда вкладчики узнают о нарушении ликвидности у банка, то часто реакцией с их стороны бывает наплыв в банк требований о возвращении вкладов. Это приводит к истощению банковских ресурсов и заставляет банки многократно сокращать объем выдаваемых кредитов. Следовательно, банки страдают от случайной нестабильности рынка, ошибок в управлении активами, риска чрезмерного изъятия вкладов, а также от мошенничества. Другими словами, незапланированное увеличение оттока депозитов и неспособность резко сократить активы может привести отдельные банки к банкротству. Любое банкротство способно вызвать цепную реакцию финансовых трудностей у контрагентов банкрота. Банкротства банков, как показывает практика, не более часты, чем банкротства других предприятий, но они могут иметь более опасные последствия для экономики в целом, так как в силу своей внутренней природы банковская система, больше чем экономика в целом, подвержена цепной реакции по «принципу домино». Когда происходит банкротство крупного банка или нескольких банков, оно всегда влечет за собой волну банкротств других банков и некоторых клиентов банка, имеющих тесные связи с этим банком. Иногда наплыв требований от кредиторов о досрочном возврате вкладов распространяется не только на банк, оказавшийся в затруднительной ситуации, но и на другие, в том числе и платежеспособные банки. Бывает, что изъятие вкладов охватывает большое количество банков, что провоцирует финансовую панику, которая, в свою очередь, может вызвать резкий экономический спад. Финансовая паника, представляющая собой стихийное и досрочное изъятие вкладов из большого количества банков, является своеобразным фактором зарождения банковских кризисов. Таким образом, банковские кризисы могут зарождаться на самостоятельной основе, хотя чаще волны банковских кризисов являются следствием общего экономического кризиса или спада в экономике. В свою очередь, восстановление платежеспособности банковской системы после прокатившеюся кризиса требуют государственного вмешательства в банковскую систему страны, которое направлено на преодоление последствий, вызванных банковским кризисом, и требует от государства значительных затрат. Формирование белорусскими банками депозитной базы имеет в последние годы определенную специфику, обусловленную, главным образом, существующими особенностями общеэкономического развития. Экономическая политика последних лет имела в своей основе централизацию и перераспределение значительной части ВВП, поддержку с помощью различного рода субсидий и преференций неэффективных государственных предприятий, стимулирование экстенсивного роста за счет активизации внутреннего (денежно-кредитные эмиссии, а затем стимулирование увеличения доходов населения) и внешнего (главным образом, на российском рынке) спроса. Немаловажную роль в рамках указанной концепции развития играла проводимая «мягкая» денежно-кредитная политика. Действия Национального банка по кредитованию экономики и дефицита бюджета привели к существенному росту денежной базы и денежной массы (темпы роста рублевой денежной массы составили: 129,6% в 1998 году; 195,1% - в 1999 году; 154% - в 2000 году). Последний факт оказался основной причиной развития инфляционных процессов и привел к существенному снижению внутренних инвестиций и сбережений. В таких условиях значительная часть банковских ресурсов формировалось за счет остатков на текущих счетах клиентов, межбанковских кредитов и средств Национального банка. Имевшая место избыточная ликвидность кредитных учреждений не стимулировала последние к привлечению средств юридических и физических лиц в срочные депозиты, внедрению новых банковских продуктов, а также реализации качественного подхода к формированию портфеля активов. В 2000 году, в связи с началом реализации Концепции денежно-кредитной политики на IV квартал 1999 года и на 2000 год, ситуация начала существенно меняться. Была значительно ужесточена денежно-кредитная политика, ограничены размеры кредитной эмиссии и темпы роста рублевой денежной массы (по итогам 2000 года - 154%). Был также обеспечен выход на положительный уровень рублевых процентных ставок в реальном выражении. Качество экономической среды существенно повлияло на деятельность коммерческих банков, в т.ч. на их подходы к формированию ресурсной базы. Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменной необходимости принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечивать кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышение интереса и обострение конкуренции на рынке банковских депозитов юридических и физических лиц. Так, если по итогам 1999 года вклады физических лиц обеспечивали формирование 11,7% ресурсной базы банковского сектора, то на начало 2002 года их доля увеличилась до 20%. Более того, к маю того же года депозиты физических лиц составляли уже 22,4% общей величины банковских ресурсов [4]. В течение января-апреля 2006г ситуация по привлечению денежных средств населения в банковскую систему характеризуется ростом объемов банковских вкладов населения, которые увеличились с начала года на 36,1%. В большей степени увеличили объем вкладов ОАО "Белпромстройбанк", ОАО "Белагропромбанк" и АСБ "Беларусбанк" - на 48,2%, 41,2% и 40% соответственно. Отметим, что серьезное влияние на объем средств, мобилизуемых банками на депозитных счетах, оказывает наличие гарантий возврата аккумулируемых банковской системой вкладов. В настоящее время в Республике Беларусь механизм гарантирования банковских вкладов, включает формирование гарантийного фонда для возмещения физическим лицам средств, размещенных в банках на счетах и во вкладах в белорусских рублях и иностранной валюте, в случае банкротства банков. Гарантийный фонд формируется за счет ежемесячных безвозвратных взносов банков, аккумулируемых в Национальном банке. Размер взноса устанавливается в процентном отношении от суммы остатка привлеченных на счета и во вклады средств физических лиц (текущие счета, карт-счета, благотворительные счета, депозиты до востребования, срочные и условные вклады, сберегательные сертификаты). При этом Национальный банк устанавливает предельный размер средств физических лиц, размещаемых на счетах и во вкладах в одном банке, подлежащих возврату за счет средств гарантийного фонда (сумма, эквивалентная 1000 USD). По сути дела в стране сложились четыре относительно самостоятельные подсистемы гарантирования. Первая - для крупнейших и контролируемых государством «Беларусбанке» и «Белагропромбанке», вторая - для всех банков, уполномоченных поддерживать государственные программы социально-экономического развития, третья - для всех банков, где доля государства в уставном фонде превышает 50%, четвертая - для всех остальных банков. Для каждой из подсистем существуют свои нормативные положения, которые с очень разной степенью детализации определяют такие неотъемлемые компоненты процесса гарантирования, как условие наступления гарантийного случая, источник, размер, сроки и порядок гарантийных выплат. Наиболее детализирован процесс гарантирования для четвертой группы (все банки, по которым ранее производились гарантийные выплаты принадлежали к этой группе), но здесь гарантийные выплаты, происходили по различающимся организационным и финансовым схемам. Например, для организации возврата вкладов населения в банке «БелБалтия», потребовалось даже принятие решений на уровне президента Республики Беларусь. Представляется, что система гарантирования должна формироваться и функционировать при участии и под контролем государства. Основание - преобладание на рынке банковских вкладов банков, контролируемых государством; молодость национальной банковской системы; высокий уровень рисков; неопытность населения при работе с коммерческими банками; традиционно более высокое доверие граждан к государственным структурам. По этим же причинам, а также ввиду того, что банков в национальной банковской системе сравнительно немного, членство в системе гарантирования для банков, привлекающих средства физических лиц, должно быть обязательным. Имея такую возможность, в данной главе хотелось бы рассмотреть отдельные положения проекта Закона Республики Беларусь «О гарантировании вкладов физических лиц в банках». Основные черты предлагаемой законопроектом модели гарантирования таковы. В Беларуси будет создана Резервная корпорация возмещения банковских вкладов, главной функцией которой станет выплата компенсаций в случае отзыва у банка лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц (далее - лицензия). Участие в Корпорации для банков, желающих работать на рынке частных вкладов, будет обязательным: их поставят на учет автоматически после получения сообщения от Национального банка о выдаче такой лицензии. Напомним, что законодательством ранее уже установлены требования для банков, ходатайствующих о получении такой лицензии: минимальный размер собственного капитала в 10 млн. евро, лицензия выдается по истечении двух лет с даты госрегистрации банка при условии его устойчивого финансового положения [18]. Проектом предусмотрено, что обязательство Корпорации по выплате вкладов возникает с момента отзыва общей лицензии на привлечение вкладов физических лиц Национальным банком. В зарубежных странах наступление момента выплат компенсаций обычно связывается с банкротством банка. Однако, как показывает практика, в Беларуси процедура банкротства носит весьма длительный характер: между первыми отказами банка выполнить свои обязательства перед вкладчиками и признанием его банкротом в суде зачастую проходит несколько лет. Поэтому белорусский вариант определения страхового случая представляется более подходящим для наших условий и отвечающим интересам вкладчиков. Заметим, что по такому же пути пошли и авторы российского законопроекта. Объекты гарантирования. Согласно законопроекту, гарантируется возврат вкладов физических лиц, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и лишь трех их видов - срочного, условного и до востребования, причем как в национальной, так и в иностранной валюте. В соответствии с действующими нормативными документами Нацбанка в настоящее время возмещению в случае банкротства банка подлежат средства физических лиц, находящиеся как во вкладах, так и на текущих счетах. Таким образом, проект закона несколько суживает существующие границы гарантий. Вводимые нормы отличаются и от схемы, принятой в зарубежных странах, где защите, как правило, подлежат не только частные депозиты, но и корпоративные счета и вклады, по крайней мере малого бизнеса. Но такой подход сегодня оправдан, поскольку он значительно снижает нагрузку как на бюджет Резервной корпорации, так и на активы банков. Тем не менее впоследствии, по мере накопления средств в Резервной корпорации, зарубежную практику можно применить и в Беларуси, распространив систему гарантирования также на вклады и депозиты индивидуальных предпринимателей и предприятий мелкого бизнеса. Пределы компенсаций. Согласно нормативным документам Национального банка сегодня предельный размер выплат из гарантийного фонда одному вкладчику эквивалентен 1 тыс. USD. Это ограничение, как было отмечено выше, не касается клиентов Белагропромбанка и Беларусбанка, где государство гарантирует возврат вкладов в полном объеме, а также четырех уполномоченных банков, в которых оно гарантирует полную сохранность вкладов в иностранной валюте. Законопроект увеличивает максимальный размер компенсируемой суммы: вклады в эквиваленте до 2 тыс. USD возмещаются Резервной корпорацией полностью; вклады от 2 до 5 тыс. USD - на 80%; сумма вкладов в части, превышающей 5 тыс. USD, возмещению не подлежит. Таким образом, максимальная сумма, на которую может рассчитывать вкладчик, составляет 4400 USD. Установление подобных ограничений объясняется не только возможностями бюджетов гарантийных фондов, но и наличием проблемы так называемого морального риска. Клиент обычно вкладывает средства туда, где более высокие ставки. Но их-то чаще всего предлагают банки, находящиеся в сложном финансовом положении. В итоге увеличивается нагрузка на бюджет Корпорации. С другой стороны, в проигрыше оказываются консервативные банки, предлагающие более низкий процент по депозитам. Установление же предельных сумм компенсаций способствует тому, что поведение вкладчиков становится более ответственным и, следовательно, позволяет уменьшить негативные последствия функционирования системы гарантирования. Что же касается установленной законопроектом величины верхнего предела гарантируемой суммы, то в наших условиях полагаем ее вполне достаточной. Анализ показывает, что суммы свыше 5 тыс. USD разместили в банках всего 8-10% вкладчиков [19]. Так что при соблюдении предусмотренной законопроектом схемы выплат подавляющему большинству вкладчиков их сбережения будут возвращены. Очевидно, что документ защищает, прежде всего, мелких и средних вкладчиков. Однако остается возможность «дробления» вкладов в нескольких банках, тем более что разница в процентных ставках по средним и крупным вкладам у нас невелика. Финансирование Корпорации. За рубежом системы гарантирования вкладов могут строиться на основе как регулярных взносов банков, так и компенсации ими расходов гарантийных органов при наступлении страхового случая. При втором варианте накопительный фонд не поддерживается постоянно, взносы устанавливаются и уплачиваются банками после того, как определятся суммы, подлежащие выдаче вкладчикам. В странах Евросоюза действует механизм гарантийных выплат на основе обязательных регулярных взносов банков. Такая же схема была избрана и для Беларуси. Согласно законопроекту выплаты в случае отзыва у банка лицензии будут производиться за счет резерва Корпорации, формируемого из обязательных ежеквартальных взносов банков. Размер подобного взноса составляет 0,3% от суммы привлеченных банком вкладов физических лиц (это в два раза больше, чем в России). В резерв Корпорации будут также переведены все средства из действующего в настоящее время при Национальном банке Гарантийного фонда. В отличие от российского законопроекта белорусский не предусматривает внесения первоначального взноса в резерв Корпорации государством. Предполагается, что оно возьмет на себя лишь содержание аппарата самой Корпорации. Помимо этого, при нехватке средств Корпорации на выплату предусмотренных компенсаций в законопроекте предусмотрена финансовая поддержка государства в виде бюджетных займов. Их сумма также должна ежегодно предусматриваться в законе о госбюджете. Размещение средств Корпорации. К достоинствам законопроекта следует отнести отказ от размещения средств Корпорации в государственные ценные бумаги, что на деле являлось бы не чем иным, как финансированием дефицита госбюджета. Предполагается, что резерв Корпорации будет размещен исключительно на счетах Национального банка. Поскольку при возмещении вкладчику его вклада в белорусских рублях в обязанность Корпорации вменяется перерасчет суммы с учетом коэффициента инфляции, перед ней стоит задача не только сохранить, то и увеличить средства. В этой связи проект предусматривает обязанность Национального банка начислять проценты на денежные средства Резервной корпорации, размещенные на его счетах: на средства в белорусских рублях – не ниже ставки рефинансирования; на средства в иностранной валюте – по ставке, установленной по соглашению с наблюдательным советом Корпорации. Таким образом, именно на Национальный банк возложена ответственность за сохранность и приумножение средств Корпорации: он самостоятельно будет решать вопрос о том, в какие именно финансовые инструменты (в том числе и иностранные) должны инвестироваться средства Корпорации. Наличие в Белоруссии системы гарантирования вкладов позволяет Правительству и Национальному банку принимать более действенное участие в процессах, происходящих в финансово-банковском секторе экономики, и, тем самым, обеспечивать ликвидность банковской системы и платежеспособность банков. Страхование вкладов в определенной степени гарантирует ликвидность вкладов, а также способствует предотвращению массового изъятия вкладов из банков. Однако накопленный опыт работы систем защиты вкладов в разных странах выявил и определенные негативные моменты. Многие правительства оплачивали обязательства несостоятельных финансовых институтов и, тем самым, изменили поведение вкладчиков и банкиров. Вкладчики перестали быть «разборчивыми» при выборе банка, не требовали от банков защищать стоимость своих вкладов. А банкиры перестали беспокоиться о возможности массового изъятия вкладов, поэтому теперь они могли предоставлять более рискованные кредиты, что, в свою очередь, увеличивало риск неплатежеспособности банковской системы. 1.5 Анализ зарубежной практики гарантирования вкладов населенияКак показывает зарубежный опыт, проблема защиты вкладчиков кредитно-финансовых учреждений имеет два взаимосвязанных аспекта. Во-первых, это часть более широкой проблемы обеспечения стабильности кредитной системы, имеющей, в свою очередь, важнейшее значение для устойчивого развития всей экономики. Во-вторых, в социальном плане особенно важна защита мелких вкладчиков - физических лиц с низким и средним уровнем дохода. В настоящее время не существует единой универсальной для всех стран схемы страхования депозитов, так как, несмотря на процесс унификации банковских законодательств, национальные различия типов банковских систем достаточно велики. Они зависят от структуры национальной банковской системы и механизма надзора за банками, взаимоотношений государства и коммерческих банков. Все действующие системы страхования депозитов можно условно подразделить на гарантированные системы и системы с невыраженными гарантиями (или формальные и неформальные системы страхования по классификации Международного валютного фонда). Гарантированные системы (системы выраженных гарантий) характеризуются действием законодательно установленной процедуры гарантирования депозитов, отраженной в общем и специальном банковском и финансовом законодательстве и уставах фондов страхования депозитов. Системы выраженных гарантий означают, что в случае возникновения банковского кризиса все убытки будут возмещаться за счет средств специально создаваемых для этих целей фондов. В практике развитых стран действуют различные формы и виды этих систем, основу которых, тем не менее, составляет фонд страхования депозитов. Данные системы характерны для США и развитых стран Европы. Системы выраженных гарантий различаются охватом застрахованных депозитов (депозиты физических лиц, юридических лиц, межбанковские депозиты, депозиты в иностранной валюте и иностранных банков и пр.), характером и лимитами возмещения. Основное же отличие всех перечисленных форм от систем с невыраженными прямо гарантиями состоит в различном порядке представления их, в национальном законодательстве. Как правило, в системах с невыраженными прямо гарантиями отсутствует специальный закон в виде юридического обязательства по сохранности вложенных в банки средств, возможная помощь вкладчикам оценивается на основе определенных конъюнктурных факторов, отсутствуют полноценные фонды компенсаций и лимиты возмещения. Такие системы применяются во многих странах Африки, Новой Зеландии, Аргентины. Анализируя мировой опыт страхования вкладов, следует подчеркнуть несколько особенностей. Во-первых, мировая практика свидетельствует, что в подавляющем числе случаев государство так или иначе считает себя ответственным за сохранность и возврат вкладов - независимо от того, имеется формальная система страхования или нет. При этом государственные органы обычно действуют в сотрудничестве с центральными банками и сообществами частных кредитно-финансовых учреждений. Но, разумеется, интересы вкладчиков, особенно мелких, гораздо лучше защищены при наличии установленной законом системы страхования вкладов. Во-вторых, насколько известно, ни в одной стране мира вне бывшего СССР законодательство и банковская практика для целей страхования в принципе не различают вклады граждан (физических лиц) и вклады фирм и других организаций (юридических лиц). Критерием является лишь размер вклада. Наконец, учитывая неразвитость банковской системы в Беларуси, другие факторы, далеко не все элементы мирового опыта по страхованию вкладов могут использоваться при выработке политики в области защиты вкладов в нашей стране. Мировой опыт свидетельствует о наличии следующих условий эффективности системы страхования вкладов: - наличие развитой сети кредитно-финансовых учреждений, что возможно при определенном уровне развития рыночных отношений; - высокий уровень государственного регулирования гражданского общества, его экономических и финансовых институтов, наличие строгого и четкого гражданского, уголовного, а также законодательства об акционерных обществах и кредитно-финансовых учреждениях и их реального претворения в жизнь в конкретных ситуациях, в деятельности судов, органов арбитража и т.д.; - наличие эффективной системы надзора и контроля над кредитно-финансовыми учреждениями в лице центральных банков или специальных государственных органов, работающих в тесном контакте с центральными банками. Как свидетельствует мировая практика, система страхования вкладов характеризуется распространением на различные типы кредитно-финансовых учреждений и всевозможные виды депозитов. Различаются способы организации страховых фондов, источники финансирования, органы управления ими, методы контроля и разрешения ситуаций с проблемными банками. Остановимся подробнее на этих составляющих системы страхования. Как известно, в большинстве зарубежных стран сосуществует несколько типов кредитно-финансовых учреждений. Наряду с коммерческими банками имеются сберегательные банки (кассы), кооперативные учреждения разного типа, ипотечные банки и др. Так, например, в Германии исторически возникли и существуют три группы депозитных учреждений: кредитные (коммерческие) банки, сберегательные банки и их центральные учреждения, кредитные кооперативы. Каждая группа имеет свою систему страхования вкладов. Управляют этими системами и соответствующими фондами предпринимательские союзы, из которых важнейшую роль играет Федеральный союз германских банков. Основная линия, проводимая в рамках Европейского союза - унификация условий защиты вкладчиков разных финансово-кредитных учреждений. При этом государственные банки и другие учреждения обычно не включаются в системы страхования, поскольку вклады в них, как правило, и без того имеют государственную гарантию. В мировой практике вклады в иностранной валюте, как правило, исключаются из систем страхования, поскольку они не являются частью собственно денежной массы страны. Если же они страхуются, то закон или договор должен предусматривать курс, по которому эти вклады конвертируются в национальную валюту в случае выплаты возмещения. Как показывает мировой опыт, система страхования может охватывать все возможные виды депозитов: текущие счета, срочные и сберегательные вклады, сберегательные сертификаты и т. п. В некоторых случаях страхованию не подлежат межбанковские депозиты. Как уже отмечалось, не делается различия между вкладами физических и юридических лиц. В качестве примера рассмотрим законодательство Великобритании, согласно которому средства населения, подлежащие страхованию, принимаются на следующие виды счетов: - текущие счета; - депозитные счета, по которым банки платят проценты по депозитной ставке, устанавливаемой на уровне ниже базовой ссудной ставки (обычно на 2-4%) и меняющейся вместе с базовой ставкой; - инвестиционные депозитные счета для клиентов, желающих вложить более крупные суммы (минимум 10000 фунтов стерлингов), по которым выплачиваются более высокие проценты; - депозитные сертификаты (от 5000 до 500000 фунтов стерлингов на срок от 3 месяцев до 5 лет), обеспечивающие частным вкладчикам более высокую норму дохода и возврат денег в любой момент при продаже сертификата на вторичном рынке [15]. Практически во всех странах действуют лимиты ответственности страховых фондов по вкладам, которые выражаются либо предельной суммой подлежащего страхованию вклада, либо процентной долей покрытия вклада страхованием. Предельная сумма зависит от уровня экономического развития страны, накоплений в страховом фонде и ряда других факторов. Рост экономики и инфляционные процессы влекут за собой, как правило, повышение предела. В США размер предельной страхуемой суммы в настоящее время составляет 100 тысяч USD. Разные счета одного клиента в данном банке для целей страхования объединяются, но счета в разных банках страхуются по отдельности. В Великобритании отношение страхового вознаграждения к сумме застрахованного вклада составляет 75% при его размере не более 20 тыс. фунтов стерлингов. Преимущество германской системы страхования вкладов состоит в том, что частные банки обеспечивают полную сохранность всех вкладов населения. Законодательно оформленная система страхования вкладов почти всегда предполагает создание страхового фонда, в котором накапливаются резервы для выплат при наступлении страховых случаев, и специального органа, управляющего этим фондом. Центральными при этом являются вопросы управления страховыми фондами и их финансирования. Для определения размеров резервов фонда применяются обычные в страховании методы актуарных расчетов, основанные на вероятности наступления страховых случаев. Например, в США с самого начала был взят курс на жесткий контроль со стороны федерального правительства над всей системой страхования вкладов. Этот же принцип - независимая корпорация, принадлежащая государству и управляемая государственными чиновниками, принят в Великобритании, Канаде и ряде других стран. Отличительной особенностью французской системы обязательного страхования является то, что в случае банкротства какого-либо банка пять крупнейших банков страны производят немедленную выплату ущерба вкладчикам. Затем эти банки компенсируют свои потери, собирая средства через централизованный банковский фонд. Среди развивающихся стран есть примеры, когда страхованием вкладов занимается особое подразделение центрального банка. Однако эта практика считается неудовлетворительной и не имеет широкого применения. Существуют смешанные системы, в которых фонды страхования депозитов находятся в совместной собственности государства и частных банков и соответственно управляются (Япония, Испания, Бельгия). Наконец, в Германии и некоторых других странах государство формально не имеет отношения к органам и фондам страхования, созданным, финансируемым и управляемым банками через их объединения. Главным источником финансирования страховых фондов являются взносы банков-участников. Хотя для банков такие взносы являются своего рода особым налогом, они заинтересованы в страховании вкладов не меньше, чем вкладчики: оно позволяет им выплачивать по вкладам более низкий процент, чем без страхования. В некоторых странах часто имеет место государственная поддержка систем страхования. Так, например, в Испании правительство обязалось пополнять страховой фонд на паритетных началах с банками. В ряде стран государство приняло на себя обязательство предоставлять страховому органу при необходимости кредит (в США - до 3 млрд. USD). В случае банкротства банка стандартная процедура заключается в том, что страховой орган (фонд) в оговоренные сроки и в установленных пределах страховое вознаграждение выплачивает вкладчикам - физическим лицам. Другие вкладчики становятся в определенном законом порядке, наряду с другими кредиторами, участниками распределения конкурсной массы (активов банка-банкрота). Страховой орган тоже участвует в конкурсе и частично может покрыть свои затраты. Однако банкротство банка, особенно крупного, - крайне нежелательное событие, наносящее ущерб банковской системе и экономике страны. Поэтому страховые органы, обычно вместе с центральным банком, стремятся не доводить дело до формального банкротства, а разрешать ситуацию иными способами, спасая как сам проблемный банк, так и вклады мелких вкладчиков. Основными способами поддержки банков-банкротов являются: предоставление центральным банком как кредитора последней инстанции проблемным банкам кредита на рыночных или льготных условиях с контролем над его использованием; подбор других банков, готовых на определенных условиях принять на себя обязательства проблемного банка по вкладам; организация слияния проблемного банка с более устойчивым; осуществление страховым фондом временного управления банком и проведение его санации и некоторые другие. Все эти способы обычно предполагают использование средств страхового фонда. Сложным вопросом как для законодателей, так и для органов контроля является осуществление функции контроля над банками. Страховой орган, несущий финансовые риски и ответственность, должен иметь возможность контролировать банки, чтобы своевременно добиваться уменьшения рисков. В то же время во всех странах функции контроля законодательно возложены на центральные банки, а часто также на специальные государственные органы. В большинстве стран страховые органы (фонды) не имеют функций контроля и должны выполнять свои задачи через центральные банки или другие официальные каналы, однако в ряде случае они участвуют в таком контроле. Как показал анализ, в странах Восточной Европы защита вкладов и депозитов обеспечивается системой лицензирования, надзора и регулирования деятельности коммерческих банков со стороны центрального банка, проведением процентной политики по вкладам и депозитам населения, государственно-частным страхованием организованных сбережений населения. Для каждой из стран с развивающейся рыночной экономикой характерны свои специфические особенности и приоритеты в политике защиты вкладов и депозитов населения. Однако, несмотря на различия в механизмах их защиты, можно выделить следующие общие принципы и подходы. 1 Необходим более широкий взгляд на значение политики сбережений. Без учета действия сбережений населения как компонента всего кругооборота денежных средств, капиталов и товарной массы нельзя стабилизировать цены и финансы, добиться успеха в монетарной политике. Положительные результаты стабилизации цен и финансов в Венгрии, Польше, Чехии и Словакии во многом достигнуты за счет того, что при монетаристских рестрикциях делается упор на защиту сбережений и повышение доверия к финансовым институтам. 2 Рост сбережений, в первую очередь долгосрочных, и улучшение их структуры признается главным фактором оздоровления коммерческих банков, укрепления их кредитоспособности и ликвидности. Кроме того, считается, что политика должна быть направлена на формирование здорового свободного рынка сбережений, предполагающего честную и равноправную конкурентную борьбу между всеми финансовыми институтами за привлечение клиентов и вкладов по свободной рыночной цене на вклады и депозиты в форме соответствующей процентной ставки. Государство и Центральный банк должны оказывать действие на эту ставку не прямо, а через процентную и кредитную политики. 3 Политика сбережений должна быть тесно увязана с регулированием фондовых рынков и рынков иностранных валют. Правильно и эффективно организованная система защиты вкладов повышает их конкурентоспособность по отношению к альтернативным возможностям действий владельцев денежных средств на рынках капитала, ценных бумаг и иностранной валюты. 4 Необходима комплексная и системная защита сберегательных вкладов, включающая законодательные, административные и регулирующие средства и меры. К ним относятся: лицензирование и надзор за финансовыми институтами, регулирование деятельности коммерческих банков, антиинфляционная, процентная политика и т.д. 5 Важной представляется прямая страховая защита вкладов и депозитов, сбивающая инфляционные ожидания и укрепляющая доверие к коммерческим банкам и финансовой системе в целом. 6 Ответственность вкладчиков за выбор коммерческих банков и коммерческих банков за выбор авторитетных, заслуживающих доверия страховых компаний, фондов межбанковских ассоциаций и других страховых организаций. Особый интерес для создания эффективного механизма защиты денежных сбережений населения в Беларуси представляет практика страхования вкладов и депозитов населения в странах бывшего СССР. В России создана определенная правовая база по защите интересов и прав вкладчиков от банкротства банковско-кредитных организаций и финансовых пирамид. Российским банковским законодательством, как и белорусским, осуществляется запрет на привлечение частных вкладов банкам, у которых с момента получения лицензии прошло менее 2-х лет. В Украине проводится обязательное страхование всех вкладов физических лиц в национальной и иностранной валютах за счет средств Межбанковского фонда обязательного страхования вкладов физических лиц на случай банкротства какого-либо банковско-кредитного учреждения. Особое место и роль среди государственных мер по защите организованных сбережений граждан в странах бывшего СССР отводится политике восстановления обесцененных в результате инфляции дореформенных вкладов и ценных бумаг граждан. Как известно, либерализация цен после 1992, высокий уровень инфляции, общее снижение жизненного уровня населения резко понизили покупательную способность вкладов граждан, потребовали осуществить серьезные шаги со стороны государства для решения вопросов компенсации обесцененных вкладов граждан. В целом, как показывает зарубежный опыт, создание эффективной системы защиты денежных сбережений населения требует разработки и осуществления в данной области целенаправленной политики. Эта политика должна предусматривать решение проблемы реального восстановления обесцененных инфляцией вкладов населения, выбор системы страхования вкладов, причем предпочтительной является система с четко выраженными гарантиями, определения конкретных параметров такой системы - степень охвата различных типов кредитно-финансовых учреждений, видов депозитов, механизмов формирования страховых фондов и других. 2. АНАЛИЗ ВКЛАДНЫХ (ДЕПОЗИТНЫХ) ОПЕРАЦИЙ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В СИСТЕМЕ АСБ “БЕЛАРУСБАНК” 2.1 Вкладные операции АСБ «Беларусбанк», их состав и структураРегулярный анализ деятельности уполномоченных банков имеет большое значение для самих банков, для их акционеров и клиентов, а также для Национального банка Республики Беларусь. Национальный банк на основе такого анализа, проводимого по отдельным областям и по республике в целом, может изучать ситуацию на кредитно-финансовом рынке, контролировать выполнение установленных нормативов и показателей, проверять эффективность проводимой кредитно-денежной политики и при необходимости корректировать её. Деятельность банка по привлечению депозитов физических лиц находится на особом контроле со стороны Национального банка Республики Беларусь, что выражается в следующем: - лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц выдается банку на осуществление операций в белорусских рублях и иностранной валюте не ранее двух лет с даты его государственной регистрации при условии его устойчивого финансового положения, а также при наличии у банка собственных средств(капитала) в размере, эквивалентном не менее 10 млн. евро [6]; - введены ограничения, согласно которым максимальный размер привлечённых денежных вкладов физических лиц устанавливается как предельное процентное соотношение общей суммы привлечённых денежных вкладов физических лиц и собственных средств (капитала) банка. В случае ликвидации банка в первую очередь возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причинённого их жизни и здоровью. Уполномоченные банки на основе анализа своей деятельности, а также деятельности других банков могут оценивать эффективность и качество своей работы и определять направления её улучшения, а также делать выводы о сотрудничестве и его объёмах с тем или иным банком. Акционеры и клиенты банка на основании такого анализа получают возможность оценивать его надёжность и доходность для решения вопроса о целесообразности дальнейших взаимоотношений. В условиях рыночной экономики исключительную важность приобретают процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и, в связи с этим, качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсный потенциал уполномоченного банка. Управление пассивными операциями представляет собой деятельность, связанную с привлечением средств вкладчиков и других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка. Привлеченные средства состоят из депозитов физических и юридических лиц, временно свободных средств по расчетным операциям. В некоторых случаях срочные депозиты могут быть оформлены в виде депозитных и сберегательных сертификатов. Депозитные операции выступают основным элементом банковской деятельности, т. к. являются специфической, присущей только банку сферой деятельности. От объема и качества привлеченных средств зависит объем и структура активов банка, его прибыльность. Развитие экономики, экономический рост, увеличение объема инвестиций в основной капитал, рост ВВП, замедление инфляционных процессов способствует увеличению доходов населения, стимулирует расширение внутреннего спроса на товары и услуги, а также способствует увеличению сбережений населения. Так на протяжении последних четырех лет наблюдается снижение индекса потребительских цен, что можно увидеть на рис. 2.1 Рис. 2.1 Изменение индекса потребительских цен Национальный банк при установлении ставки рефинансирования ориентируется на уровень инфляции и соответственно этому планирует изменение ставки (рис.2.2). Постепенное улучшение экономической ситуации позволяет снижать ставку рефинансирования, тем самым способствуя росту производства и в целом всей экономики. Однако, размер ставки рефинансирования, несмотря на прогнозируемое снижение в мае 2006 года до 10 – 10,5%, остается достаточно высоким по сравнению с зарубежными странами, где уровень учетной ставки центральных банков держится в пределах 2 – 3%. Улучшение макроэкономической ситуации, чему в немалой степени способствовало ужесточение денежно-кредитной политики, ограничение размеров кредитной эмиссии и темпов роста рублевой денежной массы привело к улучшению экономической среды и вызвало увеличение доли банковских депозитов в ресурсной базе банков. Значительное сокращение потока эмиссионных денег при неизменности принятия банками участия в реализации государственных программ, а также обеспечение кредитными ресурсами собственную клиентуру обусловило повышения интереса к банковским депозитам. Рис. 2.2 Взаимосвязь индекса потребительских цен и ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь За 2005 год общий объем средств физических лиц возрос в целом по банкам на 1722,8 млрд. руб. (включая иностранную валюту по курсу Национального банка Республики Беларусь) или 43,8% и по состоянию на 01.01.2006 составил 5657,0 млрд. руб. В среднем на одного жителя республики на начало 2005 года приходилось 401,5 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, облигациях, сберегательных сертификатах, что в эквиваленте составляет 185 долларов США, а на конец 2005 года уже 580,2 тыс. руб. или 270 долларов США. В результате проводимой Национальным банком политики направленной на поддержание более высокого уровня доходности по операциям в национальной валюте, более быстрыми темпами продолжали расти привлеченные средства населения в белорусских рублях. За январь – декабрь 2005 года их объем возрос на 1384,4 млрд. руб. или на 58,7% при этом средства в иностранной валюте увеличились только на 338,4 млрд. руб. или на 21,5%. Доля рублевой составляющей в общем объеме привлеченных средств населения увеличилась за 2005 год на 6,2 процентных пункта и составила на 01.01.2006 66,2% (рис. 2.3). Кроме традиционных видов привлечения средств в банковские депозиты АСБ «Беларусбанк» и Белагропромбанк выпускают ценные бумаги для физических лиц (облигации и сберегательные сертификаты). За 2005 год объем выпущенных ценных бумаг возрос на 85,8 млрд. руб. и по состоянию на 01.01.2006 составил 93,3 млрд. руб. или 1,6% от общего объема привлечения всеми банками денежных средств населения. Рис. 2.3 Динамика изменения привлечения денежных средств Таблица 2.1 Анализ прироста денежных средств по счетам
Экономическая политика направленная на стабилизацию экономики, кардинальное изменение характера денежно-кредитной политики в сторону ее ужесточения, увеличение доходов населения привело к значительному росту в последние годы депозитов физических лиц, что можно увидеть по данным табл. 2.1. Несмотря на то, что за два месяца 2006 года прирост средств населения в белорусских рублях на банковских счетах составил 7,4%, что на 5,2% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года, однако, в целом имеет положительную тенденцию. В то же время прирост по счетам в иностранной валюте в денежном выражении на 5,1 млн. долларов США превысил аналогичный показатель предыдущего года. При реализации денежно-кредитной политики с целью повышения привлекательности сбережений в национальной валюте были снижены нормы отчислений в фонд обязательных резервов. Банковская система стала отвыкать от эмиссионных денег и проявлять интерес к средствам граждан и предприятий, привлекаемых на срок. В условиях существенного роста доходов населения, преобладания в структуре банковских ресурсов «коротких» пассивов и необходимости активизации инвестиционного процесса стала очевидной потребность в наиболее полной мобилизации средств граждан и их эффективном размещении. И одним из шагов в данном направлении является снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов и дифференциация его величины в зависимости от вида банковских обязательств. Национальный банк постепенно идет в данном направлении. Норма отчислений была снижена до 5% по средствам физических лиц в национальной валюте, 9% по иностранной валюте и по средствам юридических лиц она составляет 9% . Наряду с положительным уровнем процентных ставок и ростом доходов населения – это еще один стимул для укрепления и расширения ресурсной базы банков. |
|
© 2000 |
|