РУБРИКИ

Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Перспективы развития системы ипотечного жилищного кредитования в РФ

ГЛАВА III. ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РФ

 

3.1 Нормативно-правовое регулирование ипотечного кредитования в Российской Федерации


Основными положениями, определяющими нормативно-правовую базу ипотечного кредитования в Российской Федерации, являются:

Ø    Гражданский кодекс;

Ø    Федеральный закон РФ «О залоге» от 29.05.1992г № 2872-1 с изменениями и дополнениями;

Ø    Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 г.

          № 102-ФЗ

Ø    Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 152-ФЗ с изменениями от 29.12.2004г. ;

Ø    Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 « О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями и др.

Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (залоге недвижимости)» по договору об ипотеке одна сторона - залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны - залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя за изъятиями, установленными законом.

Предметом ипотеки могут быть земельные участки, предприятия, а также здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности, жилые дома, квартиры и части жилых домов и квартир, состоящие из одной или нескольких изолированных комнат, дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Законом установлено, что договор об ипотеке должен нотариально удостоверяться и подлежать государственной регистрации. Несоблюдение этих правил влечет его недействительность. Государственная регистрация договора об ипотеке является основанием для внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке. После государственной регистрации ипотеки органом регистрации первоначальному залогодержателю выдается закладная. Закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.

Закон предусматривает возможность обращения закладных. Залогодержатель вправе передать свои права другому лицу. Лицо, которому переданы права по договору об ипотеке, становится на место прежнего залогодержателя по этому договору. При этом уступка прав по договору об ипотеке означает и уступку прав по обеспеченному ипотекой обязательству (основному обязательству). Кроме того, предусматривается возможность залога закладной как с передачей ее другому лицу (залогодержателю закладной), так и без ее передачи в обеспечение обязательства по кредитному договору (или иного обязательства).

Таким образом, Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» вводит в гражданский и коммерческий оборот новый вид ценных бумаг-закладные. Более того, в Распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 26 февраля 1999 г. № 195-р установлено, что закладные могут использоваться в качестве базового актива с целью выпуска их собственником или доверительным управляющим иных ценных бумаг в порядке и на условиях, которые устанавливались Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Одновременно устанавливается, что брокерская деятельность на рынке закладных может осуществляться на основании заключенного между брокером и его клиентом договора поручения или комиссии. При этом договор, заключенный между брокером и его клиентом, может предусматривать право брокера самостоятельно составлять от имени клиента передаточные надписи на отчуждаемых клиентом закладных в пользу их приобретателей. Таким образом, существующее законодательство позволяет формировать пулы закладных и привлекать средства институциональных инвесторов

В настоящее время закладные сложно рассматривать как широко распространенные ценные бумаги, поскольку закладные не являются эмиссионными ценными бумагами и инвестор при приобретении закладной вынужден в каждом случае изучать конкретные условия обязательства и его обеспечение. Следовательно, ликвидность таких ценных бумаг невысока. Для инвестора могут представлять определенный интерес вторичные бумаги, пул закладных. Это эмиссионные ценные бумаги, инвестиционный риск по которым, соответственно, диверсифицирован и не связан с одним конкретным заемщиком. В связи с этим, для нас полезен опыт ипотечного кредитования в развитых странах, в частности, США.

В развитии ипотеки существенную роль играет страхование рисков. Выдача ипотечных закладных сопровождается двумя видами рисков - кредитным риском и риск ликвидности.

Риск дефолта заемщика присутствует в любой модели ипотечного кредитования, хотя немецкая модель является более устойчивой к данному виду риска. Вероятность дефолта во многом зависит и от доли выплат в его доходе.

Риск залога возникает при падении цен на недвижимость, высоких судебных и прочих издержках при выселении жильцов в случае дефолта. Так, ст. 108.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения из фонда жилья предоставляются и для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации и заложено в обеспечение возврата кредита.

Увеличение доли первоначального взноса из собственных накоплений заемщика в стоимости жилья снижает риск залога и дефолта. Так, вероятность дефолтов заемщиков, вложивших более 20% своих средств в покупку жилья, оценивается в 5 раз меньше вероятности дефолта заемщиков, вложивших от 5 до 9% собственных средств. Хотя в России подобные статистические наблюдения отсутствуют, американская статистика позволяет выявить общие закономерности и способы снижения рисков при ипотечном кредитовании.

Еще один риск - риск ликвидности, связанный с возможностью быстро реализовать закладную без существенного снижения стоимости. Данный риск связан не с конкретным заемщиком, а определяется развитостью рыночной инфраструктуры - скоростью реализации бумаг на рынке. Устранению риска способствует стандартизация бумаг, когда на вторичном рынке обращаются не сами закладные, а производные от них инструменты - ипотечные ценные бумаги (секьюритизация).

Что касается Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах», его цель - способствовать развитию системы ипотечного кредитования, законодательно установить инструменты привлечения денежных средств для ипотеки - ипотечные специализированные ценные бумаги. Эти бумаги позволят получить заемщикам доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, а благодаря надежности этих бумаг (основанной на залоге недвижимости) выплачивать достаточно низкие проценты по сравнению с банковским процентом. Под ипотечными ценными бумагами подразумеваются облигации с ипотечным покрытием (облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом ипотечного покрытия) и ипотечные сертификаты участия (именные ценные бумаги, удостоверяющие долю их владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие, а также право требовать от выдавшего ее лица надлежащего доверительного управления ипотечным покрытием, право на получение денежных средств, полученных во исполнение обязательств). Владельцы облигаций с ипотечным покрытием обладают наряду со стандартными правами владельцев обычных облигаций (возврат основной суммы долга по определенному графику платежей, право на фиксированный процент от их номинальной стоимости) также правом на удовлетворение из ипотечного покрытия в первоочередном порядке, если условия погашения долга нарушены, в то время как владельцы стандартных облигаций в случае банкротства эмитента обладают правом требовать возмещения долгов наряду с другими кредиторами. Такие нормы позволят стать облигациям с ипотечным покрытием надежной ценной бумагой и в долгосрочной перспективе способствовать развитию ипотечного кредитования граждан и строительству нового жилья.

Важно, что средства, привлеченные при эмиссии ипотечных облигаций, ограничиваются в использовании на иные виды кредитования, поскольку обеспеченные ипотекой требования должны составлять не менее 80% общей номинальной стоимости облигаций. В то же время определенным барьером для строительства новых объектов служит предусмотренная законом доля требований, обеспеченных залогом недвижимого имущества, строительство которого не завершено (она не должна превышать 10% размера ипотечного покрытия). Поскольку риск инвестирования на начальном этапе строительства выше, то рейтинг облигаций с ипотечным покрытием с высокой долей незаконченных объектов будет ниже, что позволит инвесторам самостоятельно составлять портфели ипотечных облигаций.

Покрытием ипотечных ценных бумаг являются денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам из кредитных договоров, договоров займа, в том числе удостоверенных закладными или ипотечными сертификатами участия. Таким образом, в случае дефолта эмитента облигаций с ипотечным покрытием к владельцам облигаций переходит право на требования по закладным, служащим ипотечным покрытием. Важно подчеркнуть, что реализация недвижимого имущества, являющегося предметом первичной ипотеки и обеспечением закладных, в случае банкротства эмитента облигаций невозможна (при своевременной выплате задолженности по первичным ипотечным кредитам). Такой статус гарантирует финансовую независимость лиц, приобретающих недвижимость посредством ипотечного кредитования, и эмитента облигаций, предоставляющего долгосрочные финансовые ресурсы банкам,

Основная сумма долга по обеспеченному ипотекой обязательству по каждому договору или закладной не должна превышать 70% рыночной стоимости недвижимого имущества, выступающего предметом ипотеки. Кроме того, имущество, заложенное в обеспечение соответствующего требования, должно быть застраховано от рисков утраты или повреждения в пользу кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству в течение всего срока действия обязательства. При этом страховая сумма должна быть не менее размера обеспеченного ипотекой требования. И все же все риски исключить невозможно. Так, в законе отсутствует требование страхования риска от снижения рыночной стоимости имущества. То есть при резком обесценивании недвижимости ипотечное покрытие может стать недостаточным для уплаты всей суммы долга, хотя такой сценарий мне представляется маловероятным.

Требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, включаемые в состав ипотечного покрытия, должны быть подтверждены: выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; договором об ипотеке со специальной регистрационной надписью, удостоверяющей проведение государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, или его нотариально заверенной копией; кредитным договором или договором займа, из которого возникло обеспеченное ипотекой обязательство, или его нотариально заверенной копией; закладной со всеми приложениями к ней в случае, если имело место составление и выдача закладной; документом, выражающим содержание сделки, по которой были переданы права кредитора и залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству. Такая норма обеспечивает правовую надежность ипотечного покрытия, сокращая возможность мошенничества и выпуска ипотечных бумаг под фиктивное покрытие.

Эмиссия облигаций с ипотечным покрытием может осуществляться только ипотечными агентами и кредитными организациями, В поправках, внесенных Правительством, предложено не допускать банки к выпуску ипотечных ценных бумаг. Такая позиция обосновывалась тем, что в случае банкротства кредитной организации в первую очередь выплачивается задолженность вкладчикам (физическим лицам), и держатели ипотечных ценных бумаг не могут рассчитывать на возврат вложенных средств в первоочередном порядке.

С целью повышения гарантий владельцев ипотечных ценных бумаг рассматривалась идея допустить к ипотечному кредитованию только те банки, которые не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Таких банков немного, они не имеют широкой известности, следовательно, их стабильность не может быть гарантирована, что в свою очередь не позволит привлечь дешевые финансовые ресурсы в ипотечную систему в достаточных объемах. Поэтому при рассмотрении закона в Государственной думе был предложен компромиссный, и, вероятно, наиболее рациональный подход - установить дополнительные требования к банкам, обладающим правом эмиссии ипотечных ценных бумаг. В частности, будут устанавливаться минимальные соотношения размера предоставленных ипотечных кредитов и капитала, размера ипотечного покрытия и объема эмиссии облигаций. В законе определены лишь показатели, а конкретные значения коэффициентов устанавливаются Центральным банком. Нельзя не согласиться с такой схемой, поскольку регулирование банковской системы относится к компетенции Банка России.

Ипотечным агентом является специализированная коммерческая организация, исключительным предметом деятельности которой является приобретение требований по кредитам (займам), обеспеченным ипотекой, а также закладных, обладающая правом осуществлять эмиссию облигаций с ипотечным покрытием. В соответствии со статьей 8 Закона «Об ипотечных ценных бумагах» ипотечный агент имеет гражданские права и обязанности, но не может иметь штат сотрудников. Это требование означает, что фактическое управление ипотечным агентом передается сторонней организации. Цель такого подхода ясна - снизить риски банкротства ипотечного агента, повысить его прозрачность, гарантировать ограничение спектра его деятельности только приобретением закладных и эмиссией облигаций с ипотечным покрытием. Однако это ведет к возрастанию издержек. В связи с этим представляется правильным разрешить ипотечному агенту иметь штат сотрудников, установив при этом ограничение расходов (по аналогии с ограничением вознаграждения управляющего ипотечным покрытием). Кроме того, следует установить также размер уставного капитала ипотечного агента.

Для контроля качества обеспечения достаточно того, что денежные требования по обеспеченным ипотекой обязательствам, включаемые в состав покрытия, заносятся в специальный реестр обеспечения и учитываются на отдельном балансе. В случае банкротства эмитента это позволит вывести покрытие ипотечных ценных бумаг из общей конкурсной массы, гарантируя тем самым права владельцев облигаций с ипотечным покрытием. Согласно закону размер обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие облигаций, не может быть менее 80% от общей номинальной стоимости облигаций. На момент представления документов для государственной регистрации выпуска облигаций с ипотечным покрытием размер обеспеченных ипотекой требований, составляющих ипотечное покрытие таких облигаций, должен быть не менее общей номинальной стоимости и суммы процентов по этим облигациям. Эти шаги предпринимаются для привлечения средств на ипотечное кредитование. Однако установленный размер обеспеченных ипотекой требований (80%)

Ипотечные сертификаты участия - это принципиально иные бумаги, удостоверяющие долю их владельца в праве общей собственности на ипотечное покрытие. Владельцы сертификатов согласно закону становятся учредителями доверительного управления этим имуществом, а доверительное управление автоматически предоставляется эмитенту. Особенностью ипотечных сертификатов участия является и то, что сертификат не является эмиссионной ценной бумагой и не имеет номинальной стоимости. Однако, по моему мнению, ипотечные сертификаты участия - это все же ценные бумаги, обладающие некоторыми признаками обычных акций, владельцы которых вкладывают средства в определенное имущество - требования по обеспеченным ипотекой обязательствам. По сути, владельцы ипотечных сертификатов являются залогодержателями объектов недвижимости. Многие специалисты отмечают некоторое сходство конструкции ипотечных сертификатов участия и паев в закрытых паевых инвестиционных фондах (ЗПИФ).

Закон устанавливает недопустимость раздела и выделения доли в натуре из имущества, составляющего ипотечное покрытие. Эта норма гарантирует заемщикам возможность распоряжаться заложенным имуществом при своевременном исполнении обязательств. Выдача ипотечных сертификатов участия может осуществляться только организациями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющие компании осуществляют доверительное управление ипотечным покрытием, а полученные средства направляют владельцам ипотечных сертификатов. В случае ухудшения экономической конъюнктуры и падения доходов риски несет не управляющая компания, а владельцы сертификатов,

Сложно согласиться со специалистами, полагающими, что владельцам ипотечных сертификатов участия важен доход и его надежность, а не объекты инвестирования. Владельцы сертификатов приобретают право общей собственности на заложенное имущество, при этом возможно сконструировать ситуацию, когда они являются и собственниками заложенного имущества. Рассмотрим это на примере строительства крупного объекта, в частности, бизнес центра. У инвестора недостаточно средств, и он закладывает имущество, но не одному владельцу, а многим - именно для этого создается управляющая компания, и выпускаются ипотечные сертификаты участия. Инвестор сам может приобрести сертификат с тем, чтобы участвовать в общих собраниях владельцев ипотечных сертификатов участия. Возникает общая собственность на ипотечное покрытие. Если первоначальный инвестор не выполняет свои обязательства в силу различных причин, то по решению собрания владельцев ипотечных сертификатов участия имущество может быть реализовано, а полученные средства использованы для погашения обязательств перед владельцами ипотечных сертификатов.

Сравнивая два вида ипотечных ценных бумаг (облигации с ипотечным покрытием и ипотечные сертификаты участия), следует подчеркнуть различный механизм взаимосвязи владельцев бумаг с первичными кредиторами. Требования владельцев облигаций с ипотечным покрытием удовлетворяет эмитент облигаций. Эмитент не заинтересован в задержках выплаты долга и процентов по нему, поэтому в случае возникновения незначительных задержек платежей от первоначальных заемщиков он может использовать собственные финансовые ресурсы и не прибегать к продаже имущества. Держатели ипотечных сертификатов более тесно связаны с заемщиками, поскольку управляющая компания лишь распределяет средства, поступающие от первоначальных заемщиков, и не может использовать собственные источники. Ипотечные сертификаты участия сконструированы как бумаги прямого владения, и держатели сертификатов полностью несут риски, связанные с возвратом долга.

Предполагалось, что ипотечные сертификаты участия позволят банкам, осуществляющим ипотечное кредитование, трансформировать долгосрочные ипотечные кредиты в ликвидные активы, улучшив тем самым свои показатели ликвидности. Например, банк обладает пулом закладных как собственных, так и приобретенных у других банков. Банк выпускает ипотечные сертификаты участия, покрытием которых служат указанные закладные. Права собственности на ипотечное покрытие переходят к держателям сертификатов, значит, из баланса банка исчезают ипотечные кредиты. В то же время, банк становится доверительным управляющим, контролируя поступления от заемщиков и не неся рисков дефолта заемщиков, улучшает свои показатели ликвидности и наращивает объем кредитных операций.

Отметим, что управляющий ипотечным покрытием вправе выдавать ипотечные сертификаты участия только при условии государственной регистрации правил доверительного управления. Юридическое лицо, обладающее лицензией на профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, осуществляет ведение реестра владельцев ипотечных сертификатов участия, содержащего информацию о количестве принадлежащих сертификатов конкретному владельцу. Учет, контроль и хранение имущества, составляющего ипотечное покрытие, осуществляется специализированным депозитарием. Вознаграждение управляющей компании, специализированному депозитарию, держателю реестра владельцев ипотечных сертификатов участия не должно превышать 5% суммы исполненных обязательств.

Таким образом, закон обеспечивает надежные принципы функционирования системы ипотечных ценных бумаг, отвечающей современным требованиям. Тем не менее полагаю, что сложность конструкции не позволяет рассчитывать па ускоренное развитие рынка ипотечных сертификатов участия. Вполне вероятно, в ближайшем будущем увеличатся объемы облигаций с ипотечным покрытием на фондовом рынке, эмитентами которых станут коммерческие банки. Однако рост рынка ипотечных облигаций переоценивать не стоит. Дело в том, что крупные банки могут и так привлечь средства за счет эмиссии обычных облигаций, а средним и мелким банкам помимо дополнительных требований к нормативам придется размешать ипотечные облигации с достаточно высоким процентом, что противоречит природе этих бумаг. Скорее всего, наиболее успешно смогут развиваться ипотечные агенты, если их учредителями будут выступать государственные структуры, в частности, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.

Определенного законодательного регулирования требуют вопросы привлечения средств пенсионной системы для ипотечного кредитования. Именно пенсионные фонды обладают «длинными» деньгами, которые можно инвестировать в облигации с ипотечным покрытием. Вероятно, следует установить определенный максимальный показатель инвестирования пенсионных накоплений в ипотечные ценные бумаги, хотя этот вопрос должен устанавливаться законом, регулирующим деятельность пенсионных фондов. Статья 26 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 1 П-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» устанавливает возможность инвестировать пенсионные накопления в ипотечные ценные бумаги, однако предельный размер инвестиций не установлен. В Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию предполагают, что основным инвестором, приобретающим ценные бумаги Агентства, станет Пенсионный фонд Российской Федерации. Ожидаемый высокий рейтинг бумаг Агентства будет, сопоставим с суверенным рейтингом Российской Федерации, что позволит рассчитывать на минимальные процентные ставки.

В недавно принятом Государственной думой Законе «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» также предусматривается возможность размещения временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в ипотечные и иные бумаги.

Развитие ипотечного кредитования возможно только за счет привлечения средств финансов рынка.

Обобщая вышесказанное, следует заметить, что в деле развития ипотеки в России сохраняются серьезные трудности как общеэкономического характера, так и законодательного характера (неурегулированность отношений собственности залога, отсутствие условий для обращения заклад) на рынке ценных бумаг, несовершенство системы государственных гарантий на рынке ипотечных ценных бумаг) и т. д. Без решительной борьбы с коррупцией, снижения административных барьеров, совершенствования налоговой системы и многого другого говорить о дальнейшем развитии ипотечного кредитования в России, преждевременно.

Во исполнение требований Гражданского кодекса РФ в 1999 г. был принят Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон стал нормативным актом, непосредственно связанным с осуществлением кредитования недвижимости. В соответствии с ним:

Ø      вводится единая система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Ø      государственная регистрация является единственным доказательством осуществления зарегистрированного права;

Ø      государственной регистрации подлежат

Ø  право собственности на недвижимое имущество;

Ø  сделки с недвижимостью

Ø    ограничения прав на недвижимое имущество (арест, ипотека, доверительное управление);

Ø      создается единый банк информации в пределах регистрационного округа;

Ø      государственная регистрация прав носит открытый характер (информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества предоставляется по любому письменному запросу физического или юридического лица;

Ø      государственная регистрация проводится учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Вторым немаловажным законом стал принятый в 1998 году Федеральный закон РФ «Об ипотеке (залоге недвижимости)». Закон значительно расширяет возможность использования ипотеки в качестве средства обеспечения кредита:

Ø      в законе подробно регламентированы обязанности залогодателя по обеспечению сохранности заложенного имущества в течение действия договора ипотеки (его содержанию, ремонту, охране, страхованию, защите притязаний третьих лиц и т.п.)

Ø      в связи с долгосрочностью ипотечного кредитования предусмотрены последствия для различных случаев возможного перехода прав на заложенную недвижимость от залогодателя к другим лицам (его отчуждения, конфискации, реквизиции, перехода в результате реорганизации юридического лица, наследования и др.) и обременения правами третьих лиц;

Ø      изменен порядок реализации заложенного имущества, на которое обращено взыскание кредитором, допускается его продаже не только с публичных торгов, но и аукциона или по конкурсу, А также приобретение самим залогодержателем.

Таким образом, для регулирования отношений по поводу залога недвижимости основным источником права является закон об ипотеке, которым в отношении ипотеки могут быть предусмотрены иные правила, чем в ГК РФ применительно к залогу в целом, имеющие приоритет над общими положениями Гражданского кодекса о залоге.

В конце 2005 года было принято ряд законов многие, из которых еще не вступили в Перечень изменений в федеральных законодательных актах в рамках пакета законов по формированию рынка доступного жилья и некоторых других законодательных актов, относящихся к регулированию деятельности на рынке ипотечного жилищного кредитования (на июнь 2005г.) Закон «Об ипотечных ценных бумагах» [редакция от 14.10.03] Закон «О внесении изменений в ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"» [редакция от 22,12.04]

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах"» [редакция от 22.12.04] Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» [редакция от 24.12.02] Закон «О внесении изменений в ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"» [редакция от 22.12.04] Закон «О кредитных историях» [редакция от 22.12.04]

Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях"» [редакция от 22.12.04] Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [редакция от 11.04.02] Закон «О внесении изменений в ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"» [редакция от 22.12.04] Закон «О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса» [редакция от 22.12.04] Закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [редакция от 22.12.04] Закон «Жилищный кодекс Российской Федерации» [редакция от 22.12.04]


3.2 Роль Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и перспективы его развития


На сегодняшний день в России развитие ипотечного кредитования происходит по двум направлениям. Первое - централизованное внедрение схем ипотеки государством. Вторым направлением развития ипотечного кредитования является разработка и внедрение разнообразных моделей в регионах РФ.

Формирование государственной программы, которая связана с наличием инициативы на федеральном уровне по созданию агентства по ипотечному жилищному кредитованию и последующему формированию с его помощью эффективного механизма рефинансирования выданных ипотечных кредитов. Таким образом, делается опора не только на первичный рынок ипотечных кредитов и отношения «банк-заемщик», но и на вторичный рынок ипотечных кредитов, в который средства направляются с помощью соответствующих механизмов от долгосрочных инвесторов.

Центральным элементом создаваемой системы ипотечного кредитования призвано стать Агентство по ипотечному жилищному кредитованию.

Впервые концепция деятельности Агентства разрабатывалась по инициативе Министерства финансов РФ и Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу в 1995-1996 годах. Работа велась силами объединенной рабочей группы представителей государственных органов и иностранных консультантов. В 1996 году Федеральной целевой программой «Свой дом» были определены основные цели, задачи и функции Агентства. 28-го августа 1996 года Правительство РФ приняло постановление №1010 о создании Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

Агентство было зарегистрировано в качестве открытого акционерного общества в октябре 1997 года. Государством было перечислено 80 млн. деноминированных рублей для формирования уставного капитала, который на 100% принадлежит Правительству РФ. От лица Российской Федерации выступает Мингосимущество России.

Целью Агентства является обеспечение доступности приобретения жилья, а также создание и развитие системы долгосрочного ипотечного жилищного кредитования в России, что достигается за счет решения следующих основных задач:

-     пополнять жилой фонд за счет вновь возводимого жилья и приобретения его на вторичном рынке;

-     предоставлять участникам программы возможность выбора варианта жилья в соответствии с их приоритетом;

- подготавливать пакеты документов для государственной регистрации прав собственности покупателей на приобретаемую недвижимость.

Из региональных операторов одним из первых начало свою деятельность Северо-Западное отделение Федерального агентства ипотечного жилищного кредитования, которое весной 2002 года приостановило свою деятельность в связи с реорганизацией. В целях оказания содействия становлению и развитию системы ипотечного жилищного кредитования на территории Санкт-Петербурга была создана ОАО «Санкт-Петербургское ипотечное агентство» (СПбИА) на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 48 от 02.12.2003г. 100% акций Агентства находятся в государственной собственности субъекта РФ – Санкт-Петербурга.

Правительством города уже проведен ряд мероприятий по развитию долгосрочного жилищного кредитования в Петербурге. В частности, в программе по ипотеке город берет на себя предоставление субсидий тем, кто стоит в городской очереди на улучшение жилищных условий – до 40% стоимости будущей квартиры. Подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между Правительством Санкт-Петербурга, ОАО «Санкт-Петербургское ипотечное агентство» и коммерческими банками по развитию системы долгосрочного ипотечного кредитования. Это должно сделать реальным для жителей города принятый во всем мире способ улучшения жилищных условий. Соглашение с правительством города подписали представители 24 банков.15

Агентством разработаны и одобрены две основополагающие программы: программа «Рефинансирование кредиторов» и программа «Гарантирование кредитов».

ПРОГРАММА «РЕФИНАНСИРОВАНИЕ КРЕДИТОРОВ»

В основе программы лежит концепция привлечения Агентством досрочных и дешевых кредитных ресурсов на рынок ипотечного кредитования Санкт-Петербурга посредством взаимодействия с Федеральным ОАО «Агентством по ипотечному жилищному кредитованию» в соответствии со стандартами, разработанными АИЖК и одобренными Правительством РФ. Деятельность АИЖК направлена на содействие формированию надежных процедур ипотечного жилищного кредитования путем их унификации и стандартизации для всех участников ипотечного рынка; организацию методической и консультационной помощи региональным ипотечным структурам посредством развития сети региональных операторов во всех регионах России; обеспечение возможности рационального перераспределения привлекаемых инвестиционных ресурсов и становления единого российского рынка ипотек.

В соответствии с данной Программой банк за счет собственных средств выдает ипотечные кредиты, отвечающие следующим требованиям:

1.Обеспечение кредита:

·   Кредит предоставляется под залог приобретаемого жилья на вторичном рынке недвижимости;

·   Права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству должны быть удовлетворены закладной;

·   Дополнительное обеспечение – обязательство страхования жизни (здоровья) заемщика, приобретаемого жилья и права собственности на приобретаемое жилье;

·   В случае. Если заемщик состоит в браке, то супруг выступает в качестве созаемщика по кредитному договору.

2.Параметры кредита:

·        Срок кредита – 62, 122, 182 или 242 месяца (возможно увеличение сроков до 28 лет);

·        Процентная ставка по Кредитному договору – 15% годовых, фиксированная на весь срок кредитования, с возможностью снижения ставки по решению АИЖК;

·        Валюта кредита – российские рубли;

·        Порядок погашения кредита и уплаты процентов – ежемесячные аннуитетные (равномерные) платежи;

·        Досрочное погашение –мораторий 6 месяцев, далее без взимания штрафов, минимальная сумма частичного досрочного погашения – 300000 российских рублей.

3.Размер кредита:

·        Не менее 30% и не более 70% от рыночной стоимости приобретаемого жилья;

·        Не менее 300 000 рублей;

·        Размер кредита зависит от платежеспособности заемщика и рассчитывается в соответствии со стандартами Агентства.

Разработанными стандартами Агентства строго регламентированы с целью стандартизации и унификации требования:

·        К анализу платежеспособности заемщика;

·        К предмету залога;

·        К порядку оформления ипотечной сделки;

·        К процедуре выдачи кредита.

Агентство берет на себя обязательство рефинансировать выданный банком ипотечный кредит, соответствующий стандартам Агентства, путем приобретения закладной.

Результатом реализации Программы будет появление на рынке финансовых услуг Санкт-Петербурга конкурентоспособного и доступного для широкого населения кредитного продукта, номинированного в национальной валюте.

Одним из достоинств Программы является то, что в ней может принять участие любой банк, обладающий необходимыми лицензиями и материально-технической базой, независимо от показателей финансовой деятельности, так как выданные ипотечные кредиты выкупаются Агентством в течение календарного месяца, и, соответственно, с точки зрения банковского учета не относятся к долгосрочным кредитам.

ПРОГРАММА «ГАРАНТИРОВАНИЕ КРЕДИТОВ»

В основе программы лежит концепция эффективного перераспределения рисков кредиторов. Предполагается принятие Агентством на себя обязательств по выкупу у банков кредитов, по которым обнаружились признаки неплатежеспособности заемщиков.

В соответствии с данной Программой банк за счет собственных средств выдает ипотечные кредиты, отвечающие следующим требованиям:

1.Обеспечение кредита:

·   Кредит предоставляется под залог приобретаемого жилья на вторичном рынке недвижимости;

·   Права кредитора по обеспеченному ипотекой обязательству должны быть удостоверены закладной;

·   Дополнительное обеспечение – обязательно страхование жизни (здоровья) заемщика, приобретаемого жилья и права собственности на приобретаемое жилье;

·   В случае, если заемщик состоит в браке, то супруг выступает в качестве созаемщика по кредитному договору.

2.Параметры кредита:

По данной Программе банк выдает кредиты по собственным параметрам, согласованным с Агентством:

·   Срок кредита – по согласованию Агентства и банка;

·   Процентная ставка по кредитному договору – по согласованию Агентства и банка;

·   Валюта кредита - по согласованию Агентства и банка;

·   Порядок погашения кредита и уплаты процентов – ежемесячные аннуитетные (равномерные) платежи;

·   Досрочное погашение - по согласованию Агентства и банка.

3.Размер кредита:

·   Не менее 30% и не более 80% от рыночной стоимости и приобретаемого жилья;

·   Не менее 10 000 долларов США;

·   Размер кредита зависит от платежеспособности заемщика и рассчитывается в соответствии со стандартами Агентства.

Разработанными стандартами Агентства строго регламентированы с целью стандартизации и унификации требования:

·        К анализу платежеспособности заемщика;

·        К предмету залога;

·        К порядку оформления ипотечной сделки;

·        К процедуре выдачи и обслуживания кредита;

·        К процедуре выкупа закладной в случае дефолта.

Агентство берет на себя обязательство гарантировать выкуп выданного банком ипотечного кредита, соответствующего стандартами Агентства, путем приобретения закладной в случае наступления дефолта данной закладной.

Результатом реализации Программы станет увеличение уровня доступности ипотечных кредитов, выдаваемых коммерческими банками в рамках собственных программ для населения Санкт-Петербурга за счет либерализации требований к потенциальным заемщикам. Кроме того. Агентство надеется на снижение банками процентных ставок в результате перераспределения кредитных рисков.

Данная Программа рассчитана на банк, обладающий необходимыми лицензиями, материально-технической базой, а также финансовой возможностью выдавать долгосрочные кредиты за счет собственных средств, так как кредиты остаются на балансе банка и выкупаются Агентством только в случае наступления дефолта закладной.

Банк, работающий на ипотечном рынке, выдает кредит заемщику. Этот долг выкупается у банка специализированным агентством, которое необходимые денежные ресурсы для выкупа привлекает на вторичном ипотечном рынке. Выпуская закладные (ипотечные облигации), которые покупаются различными инвесторами – страховыми компаниями, пенсионными фондами, профучастниками рынка ценных бумаг и т.д., агентство обеспечивает возврат денежных средств в систему ипотеки для дальнейшего финансирования кредитов. Выплаты по выпускаемым облигациям гарантируются Правительством РФ. (рис.3.5)


Правительство

РФ

 


 Гарантии

 Ипотечные ценные бумаги

 

 



 Продажа кредитов

 



Кредит Жилье

Рис.3.5 Двухуровневая система кредитования в России


Существует и другой вариант привлечения денежных средств агентством. Под гарантии Правительства РФ возможно привлечение досрочного займа иностранных инвесторов, именно такой способ финансирования применялся в 2001г. в рамках «пилотного» проекта инвестиционного фонда «США-Россия»- TUSRIF – «Дельта-Кредит» в Санкт-Петербурге.

По программе фонда «Дельта-кредит» работают порядка 10 банков. Внедрение системы ипотечного кредитования, безусловно, сопряжено с преодолением ряда существенных трудностей, в числе которых:

Ø    Высокая стоимость заемных средств и, как следствие, невозможность широкого предоставления ипотечных кредитов населению по относительно приемлемым ставкам (хотя бы 15-18% годовых в валюте);

Ø    Несоответствие между необходимой длительностью ипотечных кредитов (5 и более лет) и неготовностью отечественных инвесторов к вложению в «длинные» эмиссионные бумаги;

Ø    Недоверие потенциальных инвесторов к непривычным для большинства из них ипотечным ценным бумагам, в том числе из-за недооценки их реальной надежности;

Ø    Высокая степень инфляционных ожиданий инвесторов и соответственно неготовность к вложениям в рублевые финансовые инструменты;

Сравнительный анализ перечисленных систем позволил сделать вывод о необходимости применения в РФ расширенной открытой модели ипотеки с возможностью альтернативного использования «немецкой» системы стройсбережений. Выбор «американской» модели обусловлен прежде всего возможностью ее быстрой реализации в значительных объемах, тогда как «немецкая» система требует значительного по времени начального периода накоплений средств физических лиц (от 2 до 10 лет).

Ипотечный банк может через агентство недвижимости направлять свободные денежные средства на строительство жилья и на покупку жилья на вторичном рынке. За счет сокращения числа посредников стоимость жилья станет дешевле, что может понизить процент за банковский кредит.

3.3 Основные программы ипотечного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге


В настоящее время рынок жилья в Санкт-Петербурге практически сложился. Разработана и успешно функционирует система регистрации прав собственности на все виды объектов недвижимости. Активно развивается инфраструктура рынка, корпоративная деятельность, риэлторских, оценочных, информационных агентств и их профессиональных объединений, их взаимодействие с органами местной власти и управления.

В Петербурге действует три целевых программы ипотечного кредитования рамках Федеральной программы реализуемой под гарантии государства:

1. Целевая программа Санкт-Петербурга «Молодежи доступное жилье»

Создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе.

2. Целевая программа Санкт-Петербурга «Жилье работникам учреждений системы образования, здравоохранения и социальное обслуживания населения».

Обеспечение по доступной цене жильем работников бюджетной сферы, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий; формирование и развитие рынка доступного жилья в Санкт-Петербурге; улучшение социальной защищенности работников бюджетной сферы и сохранение квалифицированных кадров; повышение престижа работы в бюджетной сфере; сокращение времени ожидания в очереди на получение социального жилья другими категориями граждан.

3. Целевая программа Санкт-Петербурга «Развитие долгосрочного жилищного кредитования»

Создание условий для формирования и развития системы долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге, позволяющей получить жителям Санкт-Петербурга, имеющим соответствующие доходы, жилищный кредит на приобретение жилья; повышение уровня доступности получения долгосрочных жилищных кредитов жителями Санкт-Петербурга, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий


Активные участники программы:

Банк

Кредит, валюта

Минимальная сумма кредита

Максимальная сумма

кредита

Первоначальный взнос ( в % от стоимости приобретаемого жилья)

Срок кредита

Ставки (%)

Банк «Санкт-Петербург»

рубли

Рублевой эквиволент 10000 долларов

решается индивидуально

От 30

От 62 до 242 месячев

14

Банк «Российский капитал»

Доллары, рубли

Рублевой эквиволент 10000 долларов; 300000 рублей

До 100000 долларов, решается индивидуально

решается индивидуально

10 лет-в долларах, до 25 лет-в рублях

12-15- в долларах

15- в рублях

Банк «АК Барс»

рубли

300000

35 % от стоимости жилья

70

12-324

14-18

Банк «Александровский»

Доллары, рубли

80000 долларов;

решается индивидуально

От 85


12-180

11-15

Банк «Евростарт

Доллары, рубли

30000

решается индивидуально

От 10-70

12-242

12-15

«Балтийский банк»

рубли

30000 рублей

16,2 мил. рублей-(только СПб.)

От 10 до 70

От 3 до 30 лет

От 12 до 16

ОАО Банк «Санкт-Петербург»

количество заемщиков:

За 2005 год: одобрено 176; выдано 107

За 2006 год: одобрено 157; выдано 59

Банк «Российский капитал»

количество заемщиков:

За 2005 год: одобрено 16; выдано 7

За 2006 год: одобрено 119; выдано 41

Банк «АК Барс»

количество заемщиков:

За 2005 год: одобрено 19; выдано 17

За 2006 год: одобрено 27; выдано 5

Банк «Евростарт»

количество заемщиков:

За 2006 год: одобрено 19; выдано 4

«Балтийский банк»

количество заемщиков:

За 2005 год: одобрено 7; выдано 6

За 2006 год: одобрено 10; выдано 5

В Санкт-Петербурге целевая программа «Молодежи доступное жилье» на сегодняшний день не реализована, молодежи предлагается жилье после реконструкции к этому жилью относятся старые постройки бывших заброшенных общежитий. Программа дорабатывается.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.