РУБРИКИ |
Основы банковского дела |
РЕКЛАМА |
|
Основы банковского делаОсновы банковского делаМинистерство финансов Российской Федерации Бузулукский финансово-экономический колледж
Учебно-практическое пособие по дисциплине «ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА» для студентов III курса специальностей: 0603 «Финансы», 0606 «Страхование» Бузулук2004Рецензенты: - Терякова Г.Н. – преподаватель кафедры кредитных дисциплин Бузулукского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета; - Куделина Т.Ю. - преподаватель Бузулукского финансово-экономического колледжа кафедры кредитных и страховых дисциплин. Составитель: Чугунова Т.А. - преподаватель Бузулукского финансово-экономического колледжа Учебно-практическое пособие рассмотрено на заседании кафедры кредитных и страховых дисциплин. Протокол № 9 от 20.05.2004 года. Зав. кафедрой кредитных и страховых дисциплин: Чугунова Т.А. Содержание ВведениеТема 1. История возникновения и развития банковТема 2. Современная банковская система. Виды банковских учреждений 2.1 Понятие, сущность кредитной системы, ее структура 2.2 Этапы формирования современной банковской системы 2.3 Особенности построения банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой Тема 3. Основы организации и деятельности центральных банков 3.1 Организационно-правовые и национальные особенности центральных банков 3.2 Цели и правовые основы деятельности Банка России 3.3 Организационная структура Центрального Банка России 3.4 Функции и операции Банка России 3.5 Денежно-кредитная политика Банка России 3.6 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Тема 4. Организация деятельности коммерческих банков. Банковские операции и услуги 4.1 Понятие, классификация коммерческих банков. Их организационная, правовая и управленческая структура 4.2 Основные задачи и функции коммерческих банков 4.3 Порядок создания банка, прекращение его деятельности 4.4 Понятие банковских услуг, банковских операций, классификация банковских операций. Традиционные и нетрадиционные банковские операции 4.5 Понятие пассивных и активных операций банка, их классификация 40 4.6 Уставный капитал, прочие фонды банка 4.7 Виды и режимы депозитных счетов, открываемых банками клиентам 4.8 Виды счетов, открываемых в банке для юридических лиц 4.9 Порядок открытия расчетных счетов юридических лиц 4.10 Порядок ведения расчетных счетов юридических лиц. Выдача выписок с расчетных счетов 4.11 Налично-денежный оборот: сфера применения, принципы управления 4.12 Порядок ведения кассовых операций 4.13 Основные принципы организации безналичных расчетов, их классификация 4.14 Виды расчетных документов, основные требования к их заполнению 4.15 Общая характеристика различных форм безналичных расчетов 4.16 Виды векселей. Вексельное обращение, основные понятия вексельного обращения 4.17 Виды банковских операций с коммерческими векселями 4.18 Финансовые векселя. Использование их для расчетов (услуги). Вексельный кредит 4.19 Кредитные операции банков. Объекты, субъекты, принципы кредитования. Кредитная политика 4.20 Классификация кредитных сделок 4.21 Виды ссудных счетов 4.22 Этапы кредитования 4.23 Содержание кредитного договора. Обеспечение возвратности кредита 4.24 Порядок погашения кредита 4.25 Лизинг 4.26 Факторинговые операции 4.27 Операции банков с ценными бумагами 4.28 Операции банков с государственными ценными бумагами 4.29 Организация и правовое регулирование валютных операций банков. Основные виды валютных операций 4.30 Операции по купле-продаже валюты 4.31 Операции по вкладам населения 4.32 Потребительские кредиты Тема 6. Основы банковского менеджмента 6.1 Специфика банковского менеджмента 6.2 Цели, задачи и подходы к управлению капиталом банка, пассивами и активами, ликвидностью, банковскими рисками 6.3 Особенности маркетинга в банковском деле Тема 7. Организация банковского надзора 7.1 Организация банковского надзора за деятельностью кредитных организаций 7.2 Понятие и содержание банковского аудита Тема 8. Информатизация банковского дела Толковый словарь Использованная литература Приложения Тестовые задания Введение Банки являются центром финансово-кредитной системы. Устойчивость финансово-кредитной системы – важнейшее условие развития экономики. Процесс рыночных преобразований начался именно с реформирования банковской системы и к настоящему времени в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. Однако противоречия макроэкономического характера и недостаток опыта работы в новых условиях создают банкам и всем финансово-кредитным органам и хозяйствующим субъектам серьезные проблемы, поэтому одним из факторов преодоления существующих трудностей является наличие достаточно квалифицированных специалистов-финансистов, а также современного уровня общей финансовой культуры всех экономических субъектов. Изучение курса «Основы банковского дела» должно обогатить студентов базовыми теоретическими знаниями и некоторыми практическими навыками. Главной целью настоящего пособия является предоставление преподавателям и студентам основных направлений изучения данной дисциплины, представленных в виде кратких опорных конспектов, тезисов в разрезе тем и вопросов. В связи с небольшим количеством часов, отведенных на изучение данной дисциплины, но достаточно объемной программой преподавателям рекомендуется применять различные методы изучения материала: самостоятельная работа студентов в форме написания рефератов, докладов на занятиях кружков, дополнительные занятия, лекционные занятия, контроль знаний в виде программированных опросов, тестовых заданий и т.д. Основываясь на учебно-практическое пособие, при проведении лекций следует использовать дополнительный материал, приводить цифровой, аналитический материал по мере возможности. В пособии очень коротко изложен материал по темам «Основы организации менеджмента и маркетинга», «Организация банковского надзора и аудита». По теме «Основы организации учета в банках» специально материал не выделен, т.к. отдельные вопросы учета затронуты в теме: «Депозитные и кредитные операции банков». Материалы по темам №1 и №8 выносятся на самостоятельное изучение. По мнению автора при данном объеме учебного времени изучить материал в полном объеме рекомендуемой программы можно только с применением интенсивного самостоятельного изучения. В учебно-практическом пособии сделан упор больше на материал необходимый для практической деятельности финансистов (с точки зрения автора) и их дальнейшего обучения в высших учебных заведениях. В итоге овладения курсом «Основы банковского дела» студенты должны: иметь представление о: - структуре банковской системы, этапах ее формирования; - организационно-правовых особенностях, функциях Центрального банка России; - инструментах и методах денежно-кредитной политики; - основных задачах и функциях коммерческих банков; - сущности, понятии пассивных и активных операций банка; - порядке проведения депозитной, кредитной политики коммерческих банков. б) должны уметь: - использовать теоретические знания для анализа макроэкономической ситуации; - разбираться в банковском законодательстве; - оформить основные банковские документы. Изучение курса «Основы банковского дела» базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин как «Экономика организации (предприятия)», «Финансы и кредит», «Теория экономического анализа», «Бухгалтерский учет» и других. Тема 1. История возникновения и развития банков Данная тема выносится на самостоятельное изучение согласно следующего плана: 1. Экономические предпосылки и основы возникновения банков и банковского дела. 2. Возникновение и развитие английской банковской системы – как классической банковской системы. 3. Создание Центральных банков, особенности их возникновения, усиление позиции центральных банков. 4. Из истории Центрального банка России. 5. Особенности зарождения банков в отдельных странах Европы. 6. Банковская система Царской России. 7. Первые шаги создания банковской системы в послереволюционный период, годы НЭПа. 8. Банковское дело России в предвоенный период. 9. Развитие банковского дела в послевоенный период. 10. Реформа банковской системы (1987-90 гг.) Рекомендуемая литература: Банковская система России: Настольная книга банкира. Книга 1. – М.: ДеКА. –1995. Деньги, кредит, банки. Под ред. профессора, академика Е.Ф.Жукова, - М.:Юнити. –2003.-С. 466-566. Деньги, кредит, банки. Под ред. профессора О.И Лаврушина. –М.: Финансы и статистика. – 1998. -С. 305-304, 363-377. Банки и банковские операции в России. Под редакцией В.И. Букато. – М.: Финансы и статистика. – 2001. -С. 5-58. Банковское дело. Под редакцией А.И.Тавасиева. –М.:ЮНИТИ, изд. «Единство». -2002. -С. 27-29. Банки и банковские операции в России. Под ред. Л.И. Букато. М.: Финансы и статистика. – 2001. -С. 5-58. Журналы: «Деньги и кредит», «Банковское дело», «Финансы и кредит», «Финансы». Другие источники по усмотрению преподавателя и студентов. Формы контроля: написание рефератов, творческих работ, заслушивание докладов на уроке, на занятиях кружка. Тема 2. Современная банковская система. Виды банковских учреждений 2.1 Понятие, сущность кредитной системы, ее структура Кредитная система – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на финансовом рынке. Кредитная система
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Банки |
|
II уровень |
Небанковские кредитные организации |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Специализированные кредитно-финансовые институты |
Почтово – сберегательные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I |
Эмиссионные |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
уро- вень |
Банк России Региональные учреждения ЦБ |
|
• инвестиционные фонды • пенсионные фонды • лизинговые компании • факторинговые • ломбарды • кредитные товарищества и союзы • страховые общества • расчетные (клиринговые) центры • биржи • и др. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II уро- вень |
Неэмиссионные банки |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Схема 2.1 Структура современной кредитной системы России
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.
Структура современной кредитной системы России представлена на схеме 2.1.
Как видно на схеме кредитная система состоит из банковской системы и небанковских финансово-кредитных институтов.
Банк по отношению к небанковским финансово-кредитным институтам основное звено финансового рынка, т.к. именно банки единственные организации способные реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций), они являются активными участниками и рынка ценных бумаг, и рынка кредитов, и валютного рынка, и рынка драгоценных металлов. Прочие кредитные организации остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на крайне ограниченном числе сегментов финансового рынка, т.е. выполняет отдельные банковские операции, предусмотренные законом.
Банк – особый кредитный институт, который имеет исключительное право совершать все банковские операции, специализирующийся на аккумулировании денежных средств и размещении их от своего имени с целью извлечения прибыли.
Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и в платежах.
Банки с государственным участием – это банки, в капитале которых участвуют организации, представляющие государство. Банк России в настоящее время владеет контрольными пакетами акции Сбербанка России, Внешторгбанка и росзагранбанков. Российский фонд федерального имущества имеет контрольные пакеты акций Российского банка развития и Росэксимбанка. Контрольные пакеты акций девятнадцати кредитных организаций принадлежат органам исполнительной власти (например, Внешэкономбанк, Россельхозбанк, Всероссийский банк развития регионов и др.)
Сберегательный банк Российской Федерации занимает лидирующие позиции практически по всем показателям банковской деятельности. На его долю приходится около 18% совокупного капитала российских банков.
Небанковская кредитная организация – это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом (согласно лицензии ЦБ РФ), в частности, имеют право привлекать денежные средства юридических лиц во вклады (на определенный срок), размещать их от своего имени и за свой счет, покупать и продавать иностранную валюту в безналичной форме и другие операции.
При любой лицензии небанковские финансово-кредитные организации не имеют право:
- привлекать денежные средства физических лиц во вклады, и юридических лиц – во вклады до востребования;
- открывать и вести банковские счета;
- осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц;
- осуществлять куплю-продажу наличной иностранной валюты;
- привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы;
- открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.
2.2 Этапы формирования современной банковской системы
Современная банковская система берет свое начало с конца 80-х годов. Начало реформы (I этап) командно-административной системы в банковском секторе экономики относится к 1987 году, когда Правительственным постановлением Госбанк СССР (ГБ) лишился своих монопольных функций:
- он отстранялся от работы с клиентурой – госпредприятиями они передавались специализированным банкам;
- для проведения расчетных, кредитных операций было создано 5 государственных специализированных банков:
- Внешторгбанк СССР;
- Промстройбанк СССР;
- Агропромбанк СССР;
- Жилсоцбанк СССР;
- Сберегательный банк СССР.
Общее руководство осуществлял консультативный Совет банков во главе с председателем правления ГБ СССР.
Центральное место в кредитной системе должен был занять Государственный банк СССР – как эмиссионный центр страны, координатор деятельности специализированных банков, организатор денежно-кредитного регулирования.
Главной целью преобразования было стремление приблизить банки к интересам хозяйства.
Но данная реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку не совсем отвечала требованиям времени.
В какой то степени усилилась связь банков с хозяйством, но это больше носило административно-командный характер, сохранялся административный метод распределения кредитных ресурсов.
Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков. Основной задачей этого этапа являлось создание четко организованных рыночных структур, которые бы обеспечили условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Коммерческие банки, цель которых получать прибыль, должны были быть гибкими во взаимоотношениях с клиентами, развивать деловую конкуренцию в борьбе за клиента, что должно способствовать развитию рынка услуг и улучшению их качества.
В ходе второго этапа банковской реформы в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень – Центральный Банк Российской Федерации;
II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Если рассматривать второй уровень банковской системы, то он представлен широкой сетью коммерческих банков, обеспечивающих кредитно-расчетное обслуживание субъектов хозяйственной жизни, и филиалами иностранных банков, в том числе их представительствами.
В кредитной системе в институциональном плане можно выделить также холдинги, союзы, ассоциации, группы и иные объединения банков.
В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).
Период с 1991-1995 г. – характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор, к началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков, однако:
- большинство банков были маломощные;
- профессионализм сотрудников был не высокий;
- многие банки были заинтересованы в привлечении средств любыми способами, а поэтому растет число правонарушений в банковской сфере;
- наблюдались высокие темпы роста инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства;
- банковское законодательство было не совершенным.
Указанные и другие причины привели к тому, что этот сложный период становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в 1995 г. Официально он был классифицирован ЦБ РФ не как системный кризис, а как «временная проблема ликвидности ряда банков».
В ходе конкурентной борьбы сформировалась банковская элита, включающая примерно два десятка банков. Не надежные банки стали лишаться лицензий, процесс образования новых банков резко замедляется, к началу 1998 г. их уже снизилось до 1675.
Начинается этап трансформации банковской системы (с 1995 года). Однако в августе 1998 года банки, как и вся финансовая система России, потерпели крушение, причиной которого в первую очередь, была остановка правительством России операций с государственными ценными бумагами. Замороженными оказались примерно 16% всех совокупных активов банков, т.к. к тому времени вложения банков в государственные ценные бумаги росли значительно быстрее, чем выдача кредитов (большие ставки дохода привлекали банки).
Кризис в первую очередь коснулся крупных системообразующих банков.
С сентября 1998 года начался для банков период реструктуризации.
Банк России определил пути реструктуризации коммерческих банков разделив все банки на четыре группы:
К первой группе были отнесены все финансово стабильные банки (включая и те банки, которые испытывают определенные трудности), данные банки могли рассчитывать на помощь ЦБ РФ (и помощь была в виде стабилизирующих кредитов).
Ко второй группе относились банки, имеющие высокое экономическое и социальное значение для регионов – они должны были стать «опорными в системе региональных банков».
В третью группу вошли банки, которые целесообразнее было закрывать (высокие издержки) этим должен заниматься ЦБ РФ совместно с организованным Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
В четвертую группу входили банки, которые самостоятельно должны были восстанавливать свою деятельность.
Следует отметить, что 70 действующих банков (или более 1 тыс.) и в период кризиса и после кризиса были стабильными; т.к. они:
- разумно вкладывали средства в государственные ценные бумаги;
- не участвовали в доходных «прокручиваниях» бюджетных денег;
- не увлекались играми на межбанковском рынке, фондовом, валютных рынках;
- больше занимались кредитованием реального сектора экономики.
Укрепление банковской системы и было одной из основных целей ЦБ РФ в послекризисный, да и современный периоды.
Работа по реструктуризации банков, полному восстановлению банковской системы не закончена, активно продолжается.
2.3 Особенности построения банковских систем в странах с
развитой рыночной экономикой
Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:
I. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
II. Банковский сектор:
· коммерческие банки;
· сберегательные банки;
· инвестиционные банки;
· ипотечные банки;
· специализированные торговые банки, банкирские дома.
III. Страховой сектор:
· страховые компании;
· пенсионные фонды.
IV. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:
· инвестиционные компании,
· финансовые компании,
· благотворительные фонды,
· трастовые отделы коммерческих банков,
· ссудо-сберегательные ассоциации,
· кредитные союзы.
Такая схема является типичной для большинства промышленно развитых стран - в основном для США, государств Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который войдет под общим названием специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).
Однако по степени развитости тех или иных звеньев отдельные страны существенно отличаются друг от друга. Наиболее развита кредитная система США. Поэтому на нее ориентировались все промышленно развитые страны Запада при формировании кредитной системы в послевоенный период.
В кредитной системе стран Западной Европы получили широкое развитие банковский и страховой секторы и в меньшей степени - специализированный сектор в виде инвестиционных и финансовых компаний, трастовых отделов, благотворительных фондов. Здесь сформировалась широкая сеть полугосударственных или государственных кредитных институтов, включая коммерческие и сберегательные банки, страховые компании и др. (Франция, Италия, Испания, Скандинавские страны).
Кредитная система стран Западной Европы по своей структуре приближается к кредитной системе США, однако каждая страна имеет свои особенности. Так, в Германии банковский сектор базируется в основном на коммерческих, сберегательных и ипотечных банках. Причем в отличие от других стран институт ипотечных банков здесь (хотя и действует как анахронизм XIX в.) очень развит и занимает большой удельный вес в кредитной системе и на рынке ссудных капиталов. В то же время система инвестиционных банков в Германии менее развита, чем в США, Англии, Канаде. Это объясняется отчасти тем, что ее коммерческие банки выполняют функции инвестиционных.
Для Франции характерно разделение банковского звена в основном на депозитные (коммерческие) банки, деловые банки, выполняющие функции инвестиционных, и сберегательные.
Современная кредитная система Японии сформировалась в послевоенный период в основном по американскому образцу и имеет трехъярусную систему: центральный банк, банковский и специализированный секторы. Наиболее развит банковский сектор, базирующийся на городских (коммерческих) и сберегательных банках. В последние годы действуют также инвестиционные банки. В секторе специализированных кредитно-финансовых институтов широкое распространение получили лишь страховые и инвестиционные компании. Данный сектор кредитной системы Японии менее развит, чем в США, Англии и Канаде, и приближается к аналогичным секторам Германии, Франции, Италии.
Отставание в развитии секторов специализированных институтов стран Западной Европы и Японии, по сравнению с США, Англией, Канадой, объясняется рядом причин: национальными традициями развития кредитных систем, более низким уровнем доходов населения, меньшей развитостью рынка ценных бумаг, организацией государственного регулирования кредитной системы.
Кредитные системы развивающихся стран в целом, за редким исключением, развиты слабо (в основном это кредитные системы в развивающихся странах Африки, структуры которых ориентированы на кредитные системы бывших стран-метрополий - Англии, Франции, Португалии). В большинстве этих стран существует двухъярусная система, представленная национальным центральным банком и системой коммерческих банков. На более высоком уровне находятся кредитные системы стран Азии и Латинской Америки. Особо следует выделить ряд азиатских стран: Южную Корею, Сингапур, Гонконг, Таиланд и Индонезию, Индию, Пакистан, кредитные системы которых довольно развиты, так как имеют трехъярусную структуру и приближаются по своему уровню к кредитным системам стран Западной Европы.
Трехъярусные кредитные системы имеет и ряд стран Латинской Америки - Мексика, Бразилия, Венесуэла, Аргентина, Перу, где помимо центрального банка и банковского сектора функционирует сектор специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов.
Вопросы для самоконтроля по темам 1, 2
1. Каковы формы зарождения банковской деятельности?
2. Какие характерные для банков операции осуществлялись в древних цивилизациях?
3. Какие основные денежные операции характерны для процесса развития банков?
4. Проанализируйте особенности современной кредитной системы.
5. Дайте структуру современной кредитной системы.
6. Назовите 1 и 2-ой уровни банковской системы.
7. Какие банки можно отнести к банкам с государственным участием?
8. Итого 1 этапа формирования современной банковской системы?
9. Результат второго этапа формирования современной банковской системы.
10. Назовите особенности построения банковских систем в США, Западной Европе, Японии.
Тема 3. Основы организации и деятельности центральных банков
3.1 Организационно-правовые и национальные особенности
центральных банков
Во всех промышленно развитых странах в настоящее время сложилась и функционирует двухуровневая банковская система, главным звеном ее является центральный банк.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало как раз начало формирования в соответствующей стране двухуровневой системы.
Первые центральные банки возникли более 300 лет назад: в Швеции – 1668 г. – Риксбанк, считающийся одним из старейших;
Банк Англии основан в 1694 году, он стал первым акционерным коммерческим банком, положившим начало новому этапу развития системы кредитования.
В середине XIX- начале XX в. были образованы Центральные банки и других стран, например, в Финляндии – в 1811 г.; Франции – 1800 г.; Германии – 1875 г.; Японии – 1882 г.; Федеральная Резервная система США – 1913 г.
В России государственный банк был учрежден в 1860 году.
Историческая справка:
1860 г. – Императором Александром II был подписан указ о создании Госбанка Российской Империи.
1921 г. – образован государственный банк РСФСР, который в 1923 г. преобразован в Госбанк СССР.
1987 г. – реорганизация системы Госбанка СССР, на его базе создание специализированных банков с передачей им функций кредитования и расчетно-кассового обслуживания клиентов.
2 декабря 1990 г. – принят Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».
1991 г. – на ЦБ РФ возложены функции Госбанка СССР.
Постепенный переход банкнотной эмиссии к наиболее крупному банку привел к законодательному закреплению за ними монопольного права на эмиссию денежных знаков, они стали называться эмиссионными, а затем или центральными, или национальными, или народными, или резервными. Само название отражает роль центрального банка в системе любой страны, центральный банк это ключевое звено всей кредитной системы. В современных условиях в большинстве стран центральные банки являются государственными, даже если формально они не принадлежат государству.
Основным законом, регулирующим деятельность национальных банков различных стран, является (как правило) закон о Центральном банке страны.
Центральные банки всех стран обладают определенной независимостью от исполнительных органов, хотя с другой стороны эта независимость носит относительный характер, так как его экономическая политика определяется основными направлениями макроэкономического курса правительства.
Какие бы конкретные функции не возлагались на центральные банки различных стран основная цель их деятельности в развитии рыночной экономики выражается в поддержании денежно-кредитной и валютной стабилизации в целях экономического роста.
Примечание:
По данному вопросу, как результат самостоятельной работы студентов предлагается написание рефератов на темы:
1. Общая характеристика Центральных банков.
2. Задачи и функции Центральных банков.
3. Центральный банк РФ (Банк России): история, становление.
4. Центральный банк Франции (Банк Франции).
5. Центральный банк Англии (Банк Англии).
6. Центральный банк Германии.
7. Центральный банк Японии.
8. Центральный банк Канады.
9. Центральный банк Италии.
Рекомендуемая литература:
1. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки.– М.:ЮНИТИ. – 2003. -С. 466-566.
2. Основы банковского дела. Под ред. О.Г. Семенюта. -Ростов-на-Дону: Феникс. -2001. -С. 183-189.
3. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита.–М.:Банки и биржи. –2003. –С.158-165.
4. Белоглазова Г.Н., Кровелецкая Г.П.. Банковское дело. –М.: Финансы и статистика. –2003. -С 29-35.
3.2 Правовые основы и цели деятельности Банка России
Банк России (или Центральный Банк РФ) является главным банком страны – «Банк банков». В своей деятельности он руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.
Правовой статус Банка России (ЦБ РФ):
1) Банк России является юридическим лицом.
2) Функционирует на основе принципа независимости, т.е. не входит в структуру федеральных органов государственной власти.
3) Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России по обязательствам государства.
4) Органы власти всех уровней не имеют права вмешиваться в деятельность ЦБ РФ;
5) ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе.
6) ЦБ РФ – особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения;
7) Уставный капитал (3 млрд. руб. с 1.03.2003 г.) и иное имущество Банка является федеральной собственностью;
8) Банк России обладает финансовой независимостью, т.е. осуществляет свой расходы за счет собственных доходов.
Основные цели деятельности Банка России
1) Укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранной валюте. Для достижения этой цели Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит государственную денежно-кредитную политику;
- осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке-продаже иностранной валюты; определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
- организует и осуществляет валютный контроль;
- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса;
- производит анализ состояния и прогнозирования развития экономики РФ.
2) Развитие и укрепление банковской системы страны. Для выполнения этой задачи Закон возлагает на Банк России следующие основные функции:
- осуществление государственной регистрации кредитных организаций (выдача и отзыв лицензий);
- надзор за деятельностью кредитных организаций;
- установление правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
3) Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Основными функциями, направленными на ее достижение являются:
- установление правил осуществления расчетов РФ;
- монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения;
Таким образом, цели и задачи, поставленные перед ЦБ РФ реализуются через их функции и операции.
3.3 Организационная структура Банка России
Структура Центрального Банка РФ построена таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на него функций с учетом государственного устройства России.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. На территории каждого субъекта функционирует соответствующее учреждение Банка России, но в целом банк представляет собой строго централизованную систему управления:
- центральный аппарат ЦБ (22 департамента);
- территориальные учреждения ЦБ, в т.ч. национальные банки республик;
- расчетно-кассовые центры (РКЦ);
- вычислительные центры;
- полевые учреждения (организуются для обслуживания воинских частей);
- учебные заведения.
По решению Совета директоров ЦБ РФ территориальные учреждения могут образовываться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ (в настоящее время это и осуществлено). Территориальные органы ЦБ не являются юридическими лицами, их права ограничены инструкциями и указаниями, едиными для всей России.
Высшим органом ЦБ РФ является Совет директоров, в его состав входят Председатель Банка России и 12 членов. Возглавляет Совет Председатель ЦБ РФ, который назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению Президента России. Члены Совета директоров назначаются на должность по представлению Председателя ЦБ также на 4 года, они работают в ЦБ РФ на постоянной основе Члены Совета не могут быть депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, других законодательных и представительных органов, членами правительства.
Основными функциями Совета директоров являются:
а) разработка и обеспечение выполнения основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
б) рассмотрение и утверждение сметы расходов ЦБ на отчетный год;
в) определение и утверждение структуры ЦБ РФ и его подразделений, порядка своей работы;
г) назначение главного аудитора ЦБ РФ;
д) принятие решения:
- о создании и ликвидации учреждений ЦБ РФ;
- о величине обязательных резервных требований, обязательных нормативов, учетной ставки ЦБ РФ;
- о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения;
- и другие.
Для координации работы Банка с другими органами, совершенствования денежно-кредитной системы при Совете директоров создан Национальный банковский совет. В его состав входят 15 членов, в т.ч. два представителя от Совета Федерации РФ, по 3 представителя от Президента РФ и Правительства РФ, а также министр Финансов РФ и министр экономики РФ. Остальные его члены назначаются Государственной Думой по представлению Председателя ЦБ РФ, который и возглавляет Национальный совет.
ЦБ РФ имеет уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств, за счет прибыли он может создавать фонды различного назначения, резервы. Нормативы отчислений прибыли в эти фонды и порядок их расходования определяются Советом директоров.
До завершения отчетного года Государственная Дума принимает решение об аудите годового отчета ЦБ и назначает аудиторскую фирму, имеющую лицензию на осуществление банковского аудита на территории РФ.
ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе. Председатель ЦБ ежегодно, не позднее 15 мая, представляет отчет за прошедший год на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу.
По результатам рассмотрения годового отчета в Государственной Думе дается заключение, которое вместе с годовым отчетом направляется Правительству и Президенту.
Внутренний аудит ЦБ РФ осуществляется службой главного аудита, непосредственно подчиненной Председателю ЦБ РФ.
ЦБ РФ ежемесячно публикует свой баланс и данные о денежном обращении («Вестник Банка России», «Бюллетень банковской статистики», «Деньги и кредит» и другие издания).
3.4 Функции и операции Банка России
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Банк России имеет право осуществлять следующие банковские операции и сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации для достижения целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
3) покупать и продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
4) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями;
5) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей;
6) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы;
7) выдавать поручительства и банковские гарантии;
8) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
9) открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории Российской Федерации и территориях иностранных государств;
10) выставлять чеки и векселя в любой валюте;
11) осуществлять другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике.
Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
3.5 Денежно-кредитная политика Банка России
Денежно-кредитная политика ЦБ РФ является составной частью государственного регулирования экономики.
Основные цели ее проведения:
- достижение финансовой стабилизации;
- снижение темпов инфляции;
- укрепление курса национальной валюты;
- обеспечение устойчивости платежного баланса страны;
- создание условий для стимулирования экономического роста.
Денежно-кредитные методы регулирования применяются в России с 1991 года, после принятия Закона «О Центральном Банке».
Ежегодно, не позднее 1 декабря, ЦБ РФ представляет в Государственную Думу «Основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий год», проект которых предварительно рассматривался в Государственной Думе и представлялся Президенту и Правительству.
Согласно «Закона о Центральном Банке РФ» (редакция: июль 2002 г.) данный документ должен содержать:
- краткую характеристику состояния экономики России;
- прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;
- количественный анализ причин отклонения от целей денежно-кредитной политики, заявленные банком на текущий год;
- сценарий (состоящий не менее чем из двух вариантов) прогноз развития экономики Российской Федерации на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, предусмотренные каждым вариантом;
|
© 2000 |
|