РУБРИКИ |
Ликвидация кредитных организаций |
РЕКЛАМА |
|
Ликвидация кредитных организацийp> После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельности того же должника. В арбитражный суд обратился кредитор с заявлением о признании несостоятельным его должника. После возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) с аналогичным заявлением обратился другой кредитор этого должника. Арбитражный суд правильно отказал второму кредитору в принятии его заявления на основании п. 3 части 1 ст. 107Арбитражного процессуального кодекса, поскольку производство по делу о несостоятельности соответствующего должника уже возбуждено. Данному кредитору было разъяснено его право обратиться в арбитражный суд с заявлением об участии в деле в качестве кредитора. Территориальное агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. К заявлению был приложен перечень известных агентству кредиторов должника. До принятия решения по делу в суд обратились не указанные территориальным агентством юридические лица, представившие соответствующие доказательства о наличии у должника задолженности перед ними и ходатайствующие о привлечении их к участию в деле в качестве кредиторов. Суд обоснованно удовлетворил заявленные ходатайства и вынес определение о привлечении к участию в деле в качестве кредиторов. Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности Полномочия арбитражного управляющего по расположению имуществом
должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя
организации-должника. В арбитражный суд обратился кредитор должника с
заявлением об обжаловании действий управляющего на основании п. 10 ст. 12 Согласно п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве при введении внешнего
управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного
управляющего, полномочия которого определены указанной выше статьей Закона. Участник хозяйственного общества-должника не вправе обжаловать
действия (решения) арбитражного (конкурсного) управляющего. В арбитражный
суд обратился участник хозяйственного общества-должника на основании п. 10
ст. 12 Закона о банкротстве с заявлением об обжаловании действий
арбитражного управляющего, которые наносят ущерб имущественным интересам
заявителя. Арбитражный суд рассмотрел требование заявителя по существу,
указав при этом, что в соответствии с п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса Арбитражный суд по собственной инициативе назначить нового конкурсного
управляющего при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей. При
рассмотрении отчета конкурсного управляющего в порядке, установленном ст. Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности В данной ситуации арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о достижении цели внешнего управления имуществом должника и в соответствии с п. 11 ст. 12 Закона о банкротстве вынес определение о завершении внешнего управления и прекращении производства по делу. Закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Решением арбитражного суда коммерческий банк был признан несостоятельным, и в отношении него открыто конкурсное производство. На кредитора, инициировавшего процесс банкротства и имеющего наибольшую сумму требований, была возложена обязанность провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Кредитор обжаловал указанное решение в части возложения на него этой обязанности, ссылаясь на то, что назначение конкурсного управляющего отнесено к компетенции арбитражного суда, а созыв собрания кредиторов согласно Закону о банкротстве возложен на управляющего. Жалоба была отклонена, поскольку из смысла ст. 16, 19 и 23 названного Назначение внешнего управления является основанием для снятия по
ходатайству арбитражного управляющего ареста с денежных средств и имущества
должника. Арбитражный суд по заявлению кредиторов возбудил дело о
несостоятельности (банкротстве) организации, вынес определение о проведении
внешнего управления ее имуществом и назначил арбитражного управляющего. Исходя из целей внешнего управления, следует признать, что в случае
его проведения арбитражный управляющий вправе ставить вопрос о снятии
ареста с денежных средств и имущества перед соответствующим судом. В решении арбитражного суда о признании должника несостоятельным могут
устанавливаться сроки предоставления отчета конкурсного управляющего. Закон о банкротстве не предусматривает возможности введения частичного
моратория. Арбитражным судом рассмотрено дело о несостоятельности Суды апелляционной и кассационной инстанции также обоснованно
отклонили данное требование, исходя из того, что Закон о банкротстве не
предусматривает возможности введения частичного моратория, то есть
нераспространение его действия на какую-либо часть требований кредитора. Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника в
форме, определенной собранием (комитетом) кредиторов. Согласно ст. 13 Решением собрания кредиторов форма продажи имущества была изменена и
установлена в виде продажи без конкурса по цене не ниже первоначально
установленной. при этом возник вопрос, противоречат ли указанные действия
п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему,
что если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений)
денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов,
ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с
публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Арбитражный суд при назначении внешнего управления имуществом должника
одновременно назначает арбитражного управляющего. Арбитражный суд вынес
определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности При назначении аудиторской проверки арбитражный суд руководствуется По другому делу заявитель, ссылаясь на необоснованность принятого
судом решения о признании его банкротом, считал, что суд должен был перед
принятием решения назначить аудиторскую проверку. При решении вопроса о
проведении аудиторских проверок суды руководствуются ст. 52, 66-68 Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Со дня открытия конкурсного производства арбитражный суд не вправе принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании с должника-банкрота денежных сумм. В арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском о взыскании с организации-должника суммы задолженности по договору поставки. В судебном заседании было установлено, что этим же судом по ранее рассмотренному делу принято решение о банкротстве организации-должника и открытии конкурсного производства. Ссылаясь на ст. 18 Закона о банкротстве, арбитражный суд правомерно определением прекратил производство по делу о взыскании задолженности за товар. Конкурсный управляющий не вправе отклонять (полностью или частично)
требования кредитора, основанные на решении арбитражного суда или суда
общей юрисдикции, вступившем в законную силу. Кредитор банка, в отношении
которого по решению арбитражного суда было открыто конкурсное производство,
обратился к конкурсному управляющему с заявлением о признании его
требований к должнику. В качестве обоснования своих требований кредитор (
физическое лицо (вкладчик банка) представил решение суда общей юрисдикции,
согласно которому в его пользу с банка взыскана основная задолженность по
депозиту, установленные договором проценты и проценты за пользование чужими
денежными средствами, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса Конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период двухмесячного срока со дня публикации решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Ст. 17 Закона о банкротстве предусмотрено, что публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства должно содержаться обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации. Кредитор обратился с жалобой на действия конкурсного управляющего, который, не дождавшись истечения двухмесячного срока, по своей инициативе выявил кредиторскую задолженность, отнес ее к пятой очереди и включил данное требование кредитора в список признанных претензий. По мнению заявителя, своими действиями управляющий нарушил положения
п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве, предусматривающего, что требования
кредиторов, выявленные и заявленные после истечения срока, предусмотренного
для их заявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после
удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок. В отношении денежных средств клиента, снятых по его поручению с
расчетного счета, однако не перечисленных по назначению банком,
впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента,
давшего банку соответствующее поручение. В процессе конкурсного
производства в отношении банка, признанного банкротом, конкурсный
управляющий установил, что банк, сняв по поручениям клиентов с их расчетных
счетов денежные суммы, не перечислил их по назначению, в том числе в бюджет
и внебюджетные фонды. Рассматривая требования госналогинспекции,
пенсионного фонда, фондов социального страхования и обязательного
медицинского страхования и других кредиторов, управляющий считал, что эти
суммы являются задолженностью банка-банкрота перед бюджетом, внебюджетными
фондами и другими лицами, которым предназначались соответствующие средства. Данное решение было обжаловано в арбитражный суд Центральным банком Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными средствами. Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с жалобой на действия
конкурсного управляющего, не предоставившего исполнительные документы в
банк для получения денежных средств в целях удовлетворения требований
кредиторов. Арбитражный суд в адрес конкурсного управляющего вынес частное
определение, предлагающее управляющему предъявить учреждению банка
исполнительные документы. Однако Закон о банкротстве не предусматривает
обязанности конкурсного управляющего предъявлять в банк документы,
подтверждающие обоснованность требований кредиторов ликвидируемого
юридического лица. Обращение управляющего в банк с целью получения денежных
средств для удовлетворения требований кредиторов вытекает из его
полномочий, установленных ст. 27 названного Закона. При осуществлении
указанных полномочий конкурсный управляющий действует от имени
ликвидируемого юридического лица. Таким образом, ограничение права клиента
банка распоряжаться денежными средствами на его счете нарушает также нормы Отстранение руководителя должника от должности является правом, но не обязанностью арбитражного управляющего. Арбитражным судом было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества. по ходатайству должника определением арбитражного суда производство по делу приостановлено и назначено внешнее управление имуществом должника. Данное определение содержало пункт, предписывающий назначенному арбитражному управляющему отстранить генерального директора акционерного общества от исполнения обязанностей руководителя. В связи с этим необходимо иметь в виду, что п. 6 ст. 12 Закона о банкротстве содержит норму, согласно которой арбитражному управляющему предоставлено наряду с иными полномочиями право отстранять при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению организацией-должником. поэтому данный вопрос должен решаться по усмотрению арбитражного управляющего. Организация-должник не может быть участником собственной санации. В арбитражный суд обратился один из кредиторов организации-должника, являющейся акционерным обществом, с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этим же кредитором было заявлено ходатайство о проведении санации организации-должника. В список лиц, согласных участвовать в санации указанного акционерного общества, было включено само акционерное общество. В этой части ходатайство кредитора было обоснованно отклонено судом. По смыслу Закона о банкротстве процедура санации применяется к должнику, не способному удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, однако имеющему реальную возможность восстановить свою платежеспособность и продолжить производственную деятельность путем оказания ему финансовой помощи третьими лицами. Собственник имущества должника может быть участником санации лишь в отношении признанного банкротом унитарного предприятия. Юридические лица, являющиеся собственниками своего имущества, не могут признаваться участниками собственной санации. Оказание финансовой поддержки организации-должнику путем предоставления ей отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долга, причитающихся кредитором, является предметом мирового соглашения и не может рассматриваться как средство санации должника. В арбитражный суд обратился один из кредиторов должника с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этим же кредитором было заявлено ходатайство о проведении санации должника. В качестве одного из средств санации организации-должника, подтверждающих наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника, было названо предоставление ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки долгов, причитающихся указанному кредитору. При рассмотрении данного ходатайства арбитражный суд правомерно исходил из того, что подобные меры являются предметом мирового соглашения, которое в соответствии со ст. 39 Закона о банкротстве может быть заключено между должником и кредитором на любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, в том числе при проведении процедуры санации, и не могут рассматриваться как средство санации должника. Поэтому ходатайство кредитора может в этой части правомерно отклонено судом. Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Арбитражным судам следует иметь в виду, что по смыслу Закона о банкротстве правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различен в зависимости от того, вытекает ли право требования долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, либо из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Это правило применяется тоже при расчетах должника с бюджетом и внебюджетными фондами. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона о банкротстве). 2.3. Развитие международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности Международное сотрудничество в области банковского регулирования
предполагает наличие но крайней мере двух механизмов его осуществления:
институционного и нормативного. Институционный механизм означает создание
структурного образования (органа), в рамках которого идет выработка
взаимосогласованных подходов; нормативный механизм включает комплекс
нормативных инструментов (документов, актов и т. д.), содержащих
единообразные стандарты банковского регулирования, достижение которых стало
возможным в результате функционирования институционного механизма. Импульсом к началу развития международного сотрудничества послужил
крах крупного западногерманского банка "Банкхаус, Херштатт" в 1974 г.,
произошедший в результате массивных потерь из-за необдуманно рискованных
валютных операций. Закрытие иностранных филиалов "Банкхаус Херштатт"
привлекло внимание индустриально развитых государств к существовавшим
пробелам и несовершенствам банковского регулирования, а также
продемонстрировало взаимозависимость национальных банковских систем. Первый
международный банковский кризис, вызванный крахом "Банкхаус Херштатт",
привел к созданию органа международного сотрудничества государств в области
банковского регулирования, широко известного в настоящее время как Одним из первых документов, подготовленных Базельским комитетом в 1975
г., был Доклад по надзору за иностранными учреждениями банков, впоследствии
получивший название Конкордат 1975 г. Этот документ изложил принцип
разграничения полномочий национальных органов банковского надзора в
отношении регулирования деятельности банков, функционирующих на территории
нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних банков
и совместных банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял собой документ
рекомендательного характера и базировался на следующих ключевых принципах: Несмотря на то что Конкордат 1975 г. явился значительным шагом вперед в развитии международного сотрудничества, он содержал целый ряд недостатков, ставших очевидными позднее". Наиболее существенным из них было отсутствие общепризнанного определения международной банковской группы, в особенности действующей в форме холдинга. Различия в национальном законодательстве привели к тому, что международная банковская группа рассматривалась как банковское учреждение только в государстве происхождения, но не в государстве пребывания и тем самым могла избежать банковского надзора. Это отчетливо продемонстрировал на практике второй международный банковский кризис, вызванный крахом крупного итальянского банка "Банко Амброзиано" в 1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию потерянных вкладов только итальянским вкладчикам и отказались от каких-либо действий в пользу вкладчиков дочернего банка в Люксембурге, основываясь на том факте, что дочерний банк в Люксембурге был скорее холдингом, чем банком в строгом смысле слова, и на его экстерриториальном характере. В свою очередь, компетентные власти Люксембурга сложили с себя всякую ответственность за осуществление должного банковского надзора, учитывая лицензирование дочернего банка "Банко Амброзиано" как холдинговой компании. Второй международный банковский кризис привел к пересмотру Конкордата 2. Надзор должен быть адекватным. Принимая во внимание крах "Банко Амброзиано", авторы Конкордата 1983
г. признали тот факт, что существование холдинга в структуре международной
банковской группы может помешать осуществлению адекватного банковского
надзора. С целью устранения этого недостатка следующая формулировка была
включена в текст Конкордата: "Если холдинговая компания находится во главе
банковской группы, включающей самостоятельно инкорпорированные банки,
функционирующие в разных странах, компетентные органы должны осуществлять
надзор за такими банками, принимая во внимание всю структуру банковской
группы в целом". Второй принцип Конкордата 1983 г. включает 2 компонента: Второй компонент, а именно консолидированный надзор, усиливает роль органов государства происхождения в осуществлении банковского надзора и потенциально уменьшает негативный эффект различных стандартов банковского регулирования, применяемых в разных странах. Новый импульс к развитию международного сотрудничества был получен в
результате третьего международного банковского кризиса, вызванного крахом
крупнейшего британского банка "Банк международного кредита и торговли" в Крах "Банка международного кредита и торговли" выявил целый ряд
недостатков в международно-правовом режиме банковского регулирования, а
именно: Все вышеизложенное обусловило разработку и принятие Базельским
комитетом в 1992 г. нового документа о дальнейшем развитии сотрудничества
по надзору за банками, осуществляющими международные операции. Этот
документ под названием "Минимальные стандарты по надзору за международными
банковскими группами и их трансграничными учреждениями" содержал четыре
основных положения": Проанализировав содержание "Минимальных стандартов", можно утверждать,
что этот документ развивает принципы, заложенные в Конкордате 1983 г.,
придавая им более четкую направленность и расширяя их содержание. Принимая
во внимание тот факт, что Базельский комитет представляет собой
неформальное объединение, необходимо задать вопрос о юридической силе его
документов. В зарубежной науке была высказана мысль о том, что документы 3. Ликвидационный баланс 3.1. О порядке составления ликвидационного баланса Имущество ( активы ликвидируемой кредитной организации, в состав которых, в частности, входят денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги третьих лиц, права требования к третьим лицам (дебиторская задолженность), иное движимое, а также недвижимое имущество и нематериальные активы. Промежуточный ликвидационный баланс ( баланс ликвидируемой кредитной
организации, который составляется после окончания срока для предъявления
требований кредиторов, установленного ликвидационной комиссией (конкурсным
управляющим) в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Окончательный ликвидационный баланс ( баланс ликвидируемой кредитной
организации, который составляется после завершения расчетов с кредиторами и
который содержит данные об итогах деятельности ликвидационной комиссии Согласование промежуточного и окончательного ликвидационных балансов Территориальное учреждение Банка России ( Главное управление Промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы составляются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в форме оборотной ведомости в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 № 61 с последующими изменениями и дополнениями. Промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы утверждаются учредителями (участниками) кредитной организации. После их утверждения учредителями (участниками) кредитной организации промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы согласовываются руководителем территориального учреждения Банка России или должностным лицом, уполномоченным распорядительным актом руководителя территориального учреждения Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью ликвидируемой кредитной организации. Учредители (участники) кредитной организации должны повторно
утвердить промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный
балансы после доработки в случае, если территориальное учреждение Банка Требования кредиторов, заявленные в установленный ликвидационной
комиссией (конкурсным управляющим) в соответствии с действующим
законодательством срок, учитываются в промежуточном ликвидационном балансе
на соответствующих балансовых счетах в размере, принятом ликвидационной
комиссией на основе документов, подтверждающих наличие обязательств
кредитной организации и их размер (договоры, заключенные данной кредитной
организацией, решения судебных органов, иные документы, подтверждающие
требования кредиторов (векселя, ценные бумаги, платежные поручения и т.
п.). Суммы требований кредиторов, не заявленные в установленный
ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в соответствии с
действующим законодательством срок, ранее учтенные на балансе ликвидируемой
кредитной организации, отражаются в промежуточном ликвидационном балансе на
отдельных лицевых счетах балансового счета 60322 "Расчеты с прочими
кредиторами". Назначение счета: учет расчетов с акционерами, участниками
банка по дивидендам. Счет пассивный. Счета № 60322 "Расчеты с прочими
кредиторами", № 60323 "Расчеты с прочими дебиторами". Назначение счетов:
учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами по хозяйственным операциям
кредитной организации, которые нельзя учесть на вышеуказанных счетах. Счет По кредиту счета № 60322 проводятся суммы, причитающиеся кредиторам, в
корреспонденции с соответствующими счетами. По дебету этого счета
отражаются суммы, перечисленные в погашение долга, в корреспонденции с
соответствующими счетами. В аналогичном порядке обратными проводками
отражаются операции по счету № 60323. Списан долг кредиторам Д60322 ( В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования
кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма
требования, принятая ликвидационной комиссией. При решении суда об
удовлетворении требования кредитора указанное требование учитывается на
соответствующем пассивном счете промежуточного ликвидационного баланса в
размере, определенном решением суда. Ранее не учтенные в балансе
обязательства кредитной организации, предъявленные к исполнению к моменту
составления промежуточного ликвидационного баланса и признанные
ликвидационной комиссией, должны быть отражены в промежуточном
ликвидационном балансе на соответствующих пассивных счетах в
корреспонденции с балансовым счетом 70401 "Убытки отчетного года". По окончании отчетного периода для определения финансового результата
производится закрытие счетов учета доходов и расходов. Прибыль или убыток
определяется нарастающим итогом в течение отчетного года. В балансе
кредитной организации, имеющей филиалы, результаты деятельности
показываются развернуто ( прибыли и убытки, а по строке в балансе "Итого
результат деятельности отчетного года (счет № 70301 (прибыль) минус счет № Убыток, как результат финансовой деятельности кредитной организации, погашается за счет источников, определенных на собрании учредителей кредитной организации. При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо: 107 "Фонды", 701 "Доходы" с отнесением остатков по ним на балансовый счет 70301 "Прибыль отчетного года"; России" и 30204 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России" после перечисления средств обязательных резервов на корреспондентский счет ликвидационной комиссии. Для учета добавочного капитала (счет № 106) ведутся счета второго
порядка по источникам формирования добавочного капитала. Счет пассивный (в
ред. Указания ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У). На счете № 10601 учитывается
прирост стоимости имущества при переоценке. Порядок переоценки определяется
отдельными нормативными документами Банка России, издаваемыми по этому
вопросу. Кредитуется счет в корреспонденции со счетами по учету
переоцениваемого имущества. На счете № 10602 учитывается эмиссионный доход
акционерных кредитных организаций, полученный в период эмиссии при
реализации акций по цене, превышающей номинальную стоимость акций, как
разница между стоимостью (ценой) размещения акций и их номинальной
стоимостью. По кредиту проводятся указанные суммы в корреспонденции со
счетом по учету расчетов с прочими кредиторами по лицевым счетам
покупателей акций. На счете № 10603 учитывается стоимость имущества,
безвозмездно полученного в собственность от организаций и физических лиц. |
|
© 2000 |
|