РУБРИКИ

Ликвидация кредитных организаций

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ликвидация кредитных организаций

p> После возбуждения производства по делу о банкротстве арбитражный суд не принимает заявление от другого кредитора о признании несостоятельности того же должника. В арбитражный суд обратился кредитор с заявлением о признании несостоятельным его должника. После возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) с аналогичным заявлением обратился другой кредитор этого должника. Арбитражный суд правильно отказал второму кредитору в принятии его заявления на основании п. 3 части 1 ст. 107
Арбитражного процессуального кодекса, поскольку производство по делу о несостоятельности соответствующего должника уже возбуждено. Данному кредитору было разъяснено его право обратиться в арбитражный суд с заявлением об участии в деле в качестве кредитора.

Территориальное агентство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. К заявлению был приложен перечень известных агентству кредиторов должника. До принятия решения по делу в суд обратились не указанные территориальным агентством юридические лица, представившие соответствующие доказательства о наличии у должника задолженности перед ними и ходатайствующие о привлечении их к участию в деле в качестве кредиторов. Суд обоснованно удовлетворил заявленные ходатайства и вынес определение о привлечении к участию в деле в качестве кредиторов.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) в том случае, если организация ликвидирована и запись об этом внесена в государственный реестр. В арбитражный суд обратилось территориальное агентство с заявлением о признании должника банкротом. В ходе судебного разбирательства арбитражный суд выяснил, что организация- должник к моменту подачи заявления была ликвидирована в соответствии со ст.
61 Гражданского кодекса Российской Федерации и запись об этом внесена в государственный реестр. В данном случае арбитражный суд правомерно прекратил производство по делу на основании п. 4 ст. 85 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Полномочия арбитражного управляющего по расположению имуществом должника не ограничены рамками полномочий, установленных для руководителя организации-должника. В арбитражный суд обратился кредитор должника с заявлением об обжаловании действий управляющего на основании п. 10 ст. 12
Закона о банкротстве. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что уставом организации-должника предусмотрено одобрение Советом директоров, совершенных руководителем организации, на сумму свыше 10 млн. руб. Управляющий совершил сделку по отчуждению имущества на сумму 50 млн. руб. Арбитражный суд при рассмотрении заявления правомерно исходил из того, что управляющий вправе совершать сделки по отчуждению имущества без согласия соответствующего органа акционерного общества.

Согласно п. 4 ст. 12 Закона о банкротстве при введении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, полномочия которого определены указанной выше статьей Закона.
Эти полномочия включают в себя и право распоряжаться имуществом должника без каких-либо ограничений. Ограничения полномочий, установленные для руководителя организации-должника, на управляющего не распространяются. В подобных случаях следует также учитывать, что при определении полномочий арбитражного управляющего по распоряжению имуществом должника ( государственного или муниципального предприятия не применяются ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Участник хозяйственного общества-должника не вправе обжаловать действия (решения) арбитражного (конкурсного) управляющего. В арбитражный суд обратился участник хозяйственного общества-должника на основании п. 10 ст. 12 Закона о банкротстве с заявлением об обжаловании действий арбитражного управляющего, которые наносят ущерб имущественным интересам заявителя. Арбитражный суд рассмотрел требование заявителя по существу, указав при этом, что в соответствии с п. 2 ст. 48 Гражданского кодекса
Российской Федерации участники хозяйственного общества имеют обязательственные права по отношению к этому юридическому лицу. Однако по смыслу ст. 1 и 4 Закона о банкротстве участник хозяйственного общества- должника не является конкурсным кредитором. Согласно ст. 10 названного
Закона он не является лицом, участвующим в деле о банкротстве. В соответствии с п. 1 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации участники хозяйственного общества в случае его ликвидации вправе получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, и их права при ликвидации юридического лица реализуются за пределами очередности, установленной п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку участник хозяйственного общества-должника не является лицом, участвующим в деле о банкротстве, он не вправе обжаловать действия
(решения) управляющего.

Арбитражный суд по собственной инициативе назначить нового конкурсного управляющего при невыполнении прежним управляющим своих обязанностей. При рассмотрении отчета конкурсного управляющего в порядке, установленном ст.
37 Закона о банкротстве, арбитражный суд определил, что отчет о проведении конкурсного производства не содержит необходимых сведений. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что конкурсный управляющий не взыскивал дебиторскую задолженность и не сформировал конкурсную массу. Отчет управляющего арбитражный суд не утвердил.
Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом, осуществляющим контроль за проведением ликвидационных процедур. С учетом этого арбитражный суд обоснованно по собственной инициативе отстранил конкурсного управляющего, не выполняющего функции, предусмотренные Законом о банкротстве, от исполнения возложенных на него обязанностей и назначил нового конкурсного управляющего в порядке, установленном ст. 23 названного
Закона.

Арбитражный суд прекращает производство по делу о несостоятельности
(банкротстве) организации в случае заключения должником мирового соглашения с кредиторами в период проведения внешнего управления. В соответствии со ст. 12 Закона о банкротстве арбитражный суд назначает внешнее управление имуществом должника с целью продолжения его деятельности и восстановления платежеспособности путем осуществления организационных и экономических мероприятий. Арбитражный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о досрочном завершении управления имуществом общества в связи с достижением цели управления. Из представленных в арбитражный суд документов следовало, что за период внешнего управления финансовое положение общества существенно изменилось. Оно расплатилось с кредиторами первой-третьей очередей, установленных ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также получило отсрочку по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в установленном законодательством порядке. С остальными кредиторами должник заключил мировое соглашение.

В данной ситуации арбитражный суд обоснованно пришел к выводу о достижении цели внешнего управления имуществом должника и в соответствии с п. 11 ст. 12 Закона о банкротстве вынес определение о завершении внешнего управления и прекращении производства по делу.

Закон о банкротстве не лишает арбитражный суд права обязать кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Решением арбитражного суда коммерческий банк был признан несостоятельным, и в отношении него открыто конкурсное производство. На кредитора, инициировавшего процесс банкротства и имеющего наибольшую сумму требований, была возложена обязанность провести собрание кредиторов для определения кандидатуры конкурсного управляющего. Кредитор обжаловал указанное решение в части возложения на него этой обязанности, ссылаясь на то, что назначение конкурсного управляющего отнесено к компетенции арбитражного суда, а созыв собрания кредиторов согласно Закону о банкротстве возложен на управляющего.

Жалоба была отклонена, поскольку из смысла ст. 16, 19 и 23 названного
Закона вытекает, что конкурсный управляющий может быть назначен не одновременно с принятием судом решения о принудительной ликвидации должника. Поскольку кандидатура конкурсного управляющего в силу п. 2 ст. 23 указанного Закона предлагается собранием кредиторов, следует признать целесообразным возложение на кредитора, имеющего наибольшую сумму требований, обязанности по проведению собрания кредиторов для определения кандидатуры управляющего. В случае непредставления собранием кредиторов конкурсного управляющего, его назначает арбитражный суд.

Назначение внешнего управления является основанием для снятия по ходатайству арбитражного управляющего ареста с денежных средств и имущества должника. Арбитражный суд по заявлению кредиторов возбудил дело о несостоятельности (банкротстве) организации, вынес определение о проведении внешнего управления ее имуществом и назначил арбитражного управляющего.
Управляющий при анализе финансового состояния организации-должника установил, что в арбитражных судах и судах общей юрисдикции прошло значительное количество судебных процессов по искам к данной организации с вынесением определений о наложении арестов практически на все денежные средства и имущество должника. Данное обстоятельство препятствовало осуществлению плана внешнего управления имуществом должника, утвержденного собранием кредиторов и предусматривающего, в частности, возможность реализации части имущества для восстановления платежеспособности организации.

Исходя из целей внешнего управления, следует признать, что в случае его проведения арбитражный управляющий вправе ставить вопрос о снятии ареста с денежных средств и имущества перед соответствующим судом.
Основанием для этого является определение о проведении внешнего управления и назначение управляющего.

В решении арбитражного суда о признании должника несостоятельным могут устанавливаться сроки предоставления отчета конкурсного управляющего.
Арбитражный суд, признав организацию банкротом, открыл конкурсное производство и утвердил предложенную кредиторами кандидатуру конкурсного управляющего. Одновременно суд обязал его по истечении определенного срока с момента опубликования объявления о несостоятельности (банкротстве) представить суду отчет о своей деятельности по погашению кредиторской задолженности и ликвидации предприятия. В соответствии со ст. 19 Закона о банкротстве на арбитражный суд возложены функции по закрытию конкурсного производства. Сроки представления отчета о деятельности конкурсного управляющего (ст. 37 Закона) нормативно не установлены. В соответствии с частью 1 ст. 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе установить этот срок при назначении управляющего.
Такой рок с учетом положений ст. 27 Закона о банкротстве не может быть менее четырех месяцев.

Закон о банкротстве не предусматривает возможности введения частичного моратория. Арбитражным судом рассмотрено дело о несостоятельности
(банкротстве) акционерного общества. В связи с ходатайством одного из участвующих в деле лиц производство по делу приостановлено и назначено внешнее управление имуществом должника. Согласно п. 3 ст. 12 Закона о банкротстве на период проведения этой организационной процедуры введен мораторий. Один из кредиторов должника, имеющий не исполненные на день возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) исполнительные листы, обратился в арбитражный суд с заявлением о нераспространении не него действия моратория. Арбитражный суд отказал в удовлетворении этого ходатайства.

Суды апелляционной и кассационной инстанции также обоснованно отклонили данное требование, исходя из того, что Закон о банкротстве не предусматривает возможности введения частичного моратория, то есть нераспространение его действия на какую-либо часть требований кредитора.
Следует, однако, иметь в виду, что мораторий вводится в отношении требований кредиторов, учитываемых в соответствии со ст. 1 названного выше
Закона при определении наличия (отсутствия) признаков банкротства
(требований по взысканию задолженности по оплате товаров, работ, услуг, а также по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды). Поэтому действие моратория не распространяется на требования кредиторов первой и второй очереди.

Конкурсный управляющий осуществляет продажу имущества должника в форме, определенной собранием (комитетом) кредиторов. Согласно ст. 13
Закона о банкротстве, решение о форме продажи имущества должника принимается собранием (комитетом) кредиторов по представлению конкурсного управляющего. Собрание кредиторов государственного предприятия приняло решение о продаже имущества должника, установило форму продажи в виде открытого конкурса и определило начальную цену имущества. Информация об условиях конкурса была опубликована в местных органах печати. К моменту окончания срока подачи заявлений от покупателей о намерении приобрести имущество были поданы заявки на приобретение. Однако ни один из заявителей не явился для приобретения имущества.

Решением собрания кредиторов форма продажи имущества была изменена и установлена в виде продажи без конкурса по цене не ниже первоначально установленной. при этом возник вопрос, противоречат ли указанные действия п. 3 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему, что если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
В данном случае необходимо обратиться к п. 3 ст. 65 Гражданского кодекса
Российской Федерации, в соответствии с которым основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Законом о банкротстве. Следовательно, в данном случае действует специальный порядок реализации имущества, предусмотренный ст. 32, 33, 34 Закона о банкротстве.
Форма продажи, начальная цена имущества и срок начала продажи определяются собранием (комитетом) кредиторов по представлению конкурсного управляющего.

Арбитражный суд при назначении внешнего управления имуществом должника одновременно назначает арбитражного управляющего. Арбитражный суд вынес определение о приостановлении производства по делу о несостоятельности
(банкротстве) акционерного общества и назначении внешнего управления имуществом должника. При этом арбитражный суд поручил собранию кредиторов определить кандидатуру арбитражного управляющего и размер его вознаграждения. Необходимо, однако, учитывать, что ходатайство о проведении внешнего управления должно содержать предложение по кандидатуре арбитражного управляющего с приложением письменного согласия кандидата на проведение внешнего управления имуществом должника. Согласно п. 4 ст. 12
Закона о банкротстве арбитражный управляющий назначается при введении внешнего управления имуществом должника.

При назначении аудиторской проверки арбитражный суд руководствуется
Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации и требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражным судом приостановлено производство по делу о признании заявителя- должника банкротом и назначена аудиторская проверка хозяйственно- экономической деятельности этой организации. Должник, считая, что аудиторской проверки в данном случае не требовалось, обжаловал определение арбитражного суда. В удовлетворении его просьбы о пересмотре определения было отказано со ссылкой на то, что суд вправе определять необходимость такой проверки, исходя из конкретных обстоятельств и материалов каждого дела.

По другому делу заявитель, ссылаясь на необоснованность принятого судом решения о признании его банкротом, считал, что суд должен был перед принятием решения назначить аудиторскую проверку. При решении вопроса о проведении аудиторских проверок суды руководствуются ст. 52, 66-68
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации. Согласно п. 5
Временных правил аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденных Указом президента Российской Федерации от 22.1293 № 2263, основной целью аудиторской деятельности установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательная аудиторская проверка может проводиться по поручению государственных органов, определенных указанными выше Временными правилами.
Пункт 10 упомянутых выше Временных правил называет среди таких органов и арбитражный суд. Исходя из этого, суд при рассмотрении дела о банкротстве должен, решая вопрос о назначении аудиторской проверки, руководствоваться названными Временными правилами с соблюдением требований Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Если у суда нет сомнений в правильности составления бухгалтерского баланса и участниками процесса не заявлялось ходатайства о назначении такой проверки, оснований для проведения такого рода экспертизы не имеется.

Со дня открытия конкурсного производства арбитражный суд не вправе принимать к рассмотрению исковые заявления о взыскании с должника-банкрота денежных сумм.

В арбитражный суд обратилось акционерное общество с иском о взыскании с организации-должника суммы задолженности по договору поставки. В судебном заседании было установлено, что этим же судом по ранее рассмотренному делу принято решение о банкротстве организации-должника и открытии конкурсного производства. Ссылаясь на ст. 18 Закона о банкротстве, арбитражный суд правомерно определением прекратил производство по делу о взыскании задолженности за товар.

Конкурсный управляющий не вправе отклонять (полностью или частично) требования кредитора, основанные на решении арбитражного суда или суда общей юрисдикции, вступившем в законную силу. Кредитор банка, в отношении которого по решению арбитражного суда было открыто конкурсное производство, обратился к конкурсному управляющему с заявлением о признании его требований к должнику. В качестве обоснования своих требований кредитор ( физическое лицо (вкладчик банка) представил решение суда общей юрисдикции, согласно которому в его пользу с банка взыскана основная задолженность по депозиту, установленные договором проценты и проценты за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса
Российской Федерации. Управляющий отказал в признании этих требований и возвратил исполнительный лист, ссылаясь на свое несогласие решением суда.
Кредитор обратился в арбитражный суд с заявлением об обжаловании решения конкурсного управляющего. Арбитражный суд удовлетворил требование заявителя и обязал управляющего включить требования кредитора в перечень кредиторов первой очереди в размере, установленном решением суда.

Конкурсный управляющий не вправе включать в основную очередь незаявленные требования кредиторов, самостоятельно выявленные им в период двухмесячного срока со дня публикации решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Ст. 17 Закона о банкротстве предусмотрено, что публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства должно содержаться обращение к кредиторам с предложением предъявить имеющиеся у них претензии к должнику в двухмесячный срок со дня публикации. Кредитор обратился с жалобой на действия конкурсного управляющего, который, не дождавшись истечения двухмесячного срока, по своей инициативе выявил кредиторскую задолженность, отнес ее к пятой очереди и включил данное требование кредитора в список признанных претензий.

По мнению заявителя, своими действиями управляющий нарушил положения п. 2 ст. 35 Закона о банкротстве, предусматривающего, что требования кредиторов, выявленные и заявленные после истечения срока, предусмотренного для их заявления, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в установленный срок.
Арбитражный суд жалобу удовлетворил, указав, что конкурсный управляющий не лишен права вести работу по выявлению кредиторов и до истечения двухмесячного срока предъявления претензий. Однако, он не вправе включать эти требования в основную очередь.

В отношении денежных средств клиента, снятых по его поручению с расчетного счета, однако не перечисленных по назначению банком, впоследствии признанным банкротом, право требования остается у клиента, давшего банку соответствующее поручение. В процессе конкурсного производства в отношении банка, признанного банкротом, конкурсный управляющий установил, что банк, сняв по поручениям клиентов с их расчетных счетов денежные суммы, не перечислил их по назначению, в том числе в бюджет и внебюджетные фонды. Рассматривая требования госналогинспекции, пенсионного фонда, фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования и других кредиторов, управляющий считал, что эти суммы являются задолженностью банка-банкрота перед бюджетом, внебюджетными фондами и другими лицами, которым предназначались соответствующие средства.
Исходя их этого, очередность удовлетворения требований кредиторов была определена управляющим получателям соответствующих средств.

Данное решение было обжаловано в арбитражный суд Центральным банком
Российской Федерации как кредитором, который считал, что спорные суммы ( это долг банка-банкрота перед своими клиентами, чьи поручения он не исполнил, то есть перед обычными конкурсными кредиторами. В связи с этим
Банк России просил суд обязать конкурсного управляющего внести соответствующие изменения в установленную им очередность, отнеся эти суммы к пятой очереди. Арбитражный суд отклонил требования Банка России, считая, что, не исполнив поручения клиентов, банк-банкрот стал должником в этой части перед лицами, которым предназначались платежи. Однако при решении указанного вопроса необходимо учитывать, что в отношении денежных средств, списанных со счета клиента, но не перечисленных по назначению, у клиента сохраняется правил требования к данному банку. Эти требования относятся к кредиторской задолженности пятой очереди.

Конкурсный управляющий как лицо, уполномоченное выступать от имени должника-банкрота, вправе распоряжаться находящимися на его счете денежными средствами.

Коммерческий банк обратился в арбитражный суд с жалобой на действия конкурсного управляющего, не предоставившего исполнительные документы в банк для получения денежных средств в целях удовлетворения требований кредиторов. Арбитражный суд в адрес конкурсного управляющего вынес частное определение, предлагающее управляющему предъявить учреждению банка исполнительные документы. Однако Закон о банкротстве не предусматривает обязанности конкурсного управляющего предъявлять в банк документы, подтверждающие обоснованность требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Обращение управляющего в банк с целью получения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов вытекает из его полномочий, установленных ст. 27 названного Закона. При осуществлении указанных полномочий конкурсный управляющий действует от имени ликвидируемого юридического лица. Таким образом, ограничение права клиента банка распоряжаться денежными средствами на его счете нарушает также нормы
Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие договор банковского счета.

Отстранение руководителя должника от должности является правом, но не обязанностью арбитражного управляющего. Арбитражным судом было возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) акционерного общества. по ходатайству должника определением арбитражного суда производство по делу приостановлено и назначено внешнее управление имуществом должника. Данное определение содержало пункт, предписывающий назначенному арбитражному управляющему отстранить генерального директора акционерного общества от исполнения обязанностей руководителя. В связи с этим необходимо иметь в виду, что п. 6 ст. 12 Закона о банкротстве содержит норму, согласно которой арбитражному управляющему предоставлено наряду с иными полномочиями право отстранять при необходимости руководителя от выполнения обязанностей по управлению организацией-должником. поэтому данный вопрос должен решаться по усмотрению арбитражного управляющего.

Организация-должник не может быть участником собственной санации. В арбитражный суд обратился один из кредиторов организации-должника, являющейся акционерным обществом, с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этим же кредитором было заявлено ходатайство о проведении санации организации-должника. В список лиц, согласных участвовать в санации указанного акционерного общества, было включено само акционерное общество. В этой части ходатайство кредитора было обоснованно отклонено судом. По смыслу Закона о банкротстве процедура санации применяется к должнику, не способному удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, однако имеющему реальную возможность восстановить свою платежеспособность и продолжить производственную деятельность путем оказания ему финансовой помощи третьими лицами. Собственник имущества должника может быть участником санации лишь в отношении признанного банкротом унитарного предприятия. Юридические лица, являющиеся собственниками своего имущества, не могут признаваться участниками собственной санации.

Оказание финансовой поддержки организации-должнику путем предоставления ей отсрочки, рассрочки и (или) скидки с долга, причитающихся кредитором, является предметом мирового соглашения и не может рассматриваться как средство санации должника.

В арбитражный суд обратился один из кредиторов должника с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). Этим же кредитором было заявлено ходатайство о проведении санации должника. В качестве одного из средств санации организации-должника, подтверждающих наличие реальной возможности восстановления платежеспособности должника, было названо предоставление ему отсрочки, рассрочки и (или) скидки долгов, причитающихся указанному кредитору. При рассмотрении данного ходатайства арбитражный суд правомерно исходил из того, что подобные меры являются предметом мирового соглашения, которое в соответствии со ст. 39 Закона о банкротстве может быть заключено между должником и кредитором на любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника, в том числе при проведении процедуры санации, и не могут рассматриваться как средство санации должника. Поэтому ходатайство кредитора может в этой части правомерно отклонено судом.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанности по уплате которых возникли после открытия конкурсного производства, подлежат уплате в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации. Арбитражным судам следует иметь в виду, что по смыслу Закона о банкротстве правовой режим удовлетворения требований кредиторов в процессе конкурсного производства различен в зависимости от того, вытекает ли право требования долга из обязательств, возникших до открытия конкурсного производства, либо из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства. Это правило применяется тоже при расчетах должника с бюджетом и внебюджетными фондами. Налоги и другие обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, обязанность по уплате которых возникает после открытия конкурсного производства, относятся к расходам, связанным с продолжением функционирования организации-должника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди (п. 1 ст. 30 Закона о банкротстве).

2.3. Развитие международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности

Международное сотрудничество в области банковского регулирования предполагает наличие но крайней мере двух механизмов его осуществления: институционного и нормативного. Институционный механизм означает создание структурного образования (органа), в рамках которого идет выработка взаимосогласованных подходов; нормативный механизм включает комплекс нормативных инструментов (документов, актов и т. д.), содержащих единообразные стандарты банковского регулирования, достижение которых стало возможным в результате функционирования институционного механизма.
Рассмотрим подробнее становление и развитие этих механизмов международного сотрудничества в области банковского регулирования.

Импульсом к началу развития международного сотрудничества послужил крах крупного западногерманского банка "Банкхаус, Херштатт" в 1974 г., произошедший в результате массивных потерь из-за необдуманно рискованных валютных операций. Закрытие иностранных филиалов "Банкхаус Херштатт" привлекло внимание индустриально развитых государств к существовавшим пробелам и несовершенствам банковского регулирования, а также продемонстрировало взаимозависимость национальных банковских систем. Первый международный банковский кризис, вызванный крахом "Банкхаус Херштатт", привел к созданию органа международного сотрудничества государств в области банковского регулирования, широко известного в настоящее время как
Базельский комитет по банковскому надзору (в дальнейшем Базельский комитет). Базельский комитет был создан на основании пресс-коммюнике руководителей центральных банков группы десяти от 12 февраля 1975 г., распространенного через Банк международных расчетов (Базель, Швейцария). В настоящее время Базельский комитет включает представителей центральных банков группы десяти, а также Люксембурга и Швейцарии. По мнению американского профессора Дж. Нортона, с самого начала своего существования как неформальный форум международного сотрудничества Базельский комитет поставил цель сформулировать еди- нообразные подходы к существенным вопросам банковского регулирования посредством выработки рекомендаций и обмена информацией между органами банковского надзора государств, представленных в нем.

Одним из первых документов, подготовленных Базельским комитетом в 1975 г., был Доклад по надзору за иностранными учреждениями банков, впоследствии получивший название Конкордат 1975 г. Этот документ изложил принцип разграничения полномочий национальных органов банковского надзора в отношении регулирования деятельности банков, функционирующих на территории нескольких государств, посредством создания в них филиалов, дочерних банков и совместных банков. По форме Конкордат 1975 г. представлял собой документ рекомендательного характера и базировался на следующих ключевых принципах:
1. Надзор за деятельностью иностранного банковского учреждения находится в совместной компетенции органов государства происхождения и государства пребывания (под термином "органы государства происхождения или государства пребывания" здесь и далее понимаются органы банковского надзора).
2. Ни одно иностранное банковское учреждение не должно избежать надзора.
3. Надзор за ликвидностью находится в компетенции органов государства пребывания.
4. Надзор за платежеспособностью находится в компетенции органов государства происхождения, если речь идет об иностранном филиале, и в компетенции органов государства пребывания, если речь идет о дочернем банке.
5. Практическое сотрудничество должно включать обмен информацией между органами государства происхождения и государства пребывания, а также инспекции органов государства происхождения на территории государства пребывания.

Несмотря на то что Конкордат 1975 г. явился значительным шагом вперед в развитии международного сотрудничества, он содержал целый ряд недостатков, ставших очевидными позднее". Наиболее существенным из них было отсутствие общепризнанного определения международной банковской группы, в особенности действующей в форме холдинга. Различия в национальном законодательстве привели к тому, что международная банковская группа рассматривалась как банковское учреждение только в государстве происхождения, но не в государстве пребывания и тем самым могла избежать банковского надзора. Это отчетливо продемонстрировал на практике второй международный банковский кризис, вызванный крахом крупного итальянского банка "Банко Амброзиано" в 1982 г. Итальянские власти обеспечили компенсацию потерянных вкладов только итальянским вкладчикам и отказались от каких-либо действий в пользу вкладчиков дочернего банка в Люксембурге, основываясь на том факте, что дочерний банк в Люксембурге был скорее холдингом, чем банком в строгом смысле слова, и на его экстерриториальном характере. В свою очередь, компетентные власти Люксембурга сложили с себя всякую ответственность за осуществление должного банковского надзора, учитывая лицензирование дочернего банка "Банко Амброзиано" как холдинговой компании.

Второй международный банковский кризис привел к пересмотру Конкордата
1975 г. Его новая редакция "Принципы по надзору за иностранными банковскими учреждениями" была одобрена Базельским комитетом в 1983 г. В основу новой редакции были положены два принципа:
1. Ни одно банковское учреждение не должно избежать надзора.

2. Надзор должен быть адекватным.

Принимая во внимание крах "Банко Амброзиано", авторы Конкордата 1983 г. признали тот факт, что существование холдинга в структуре международной банковской группы может помешать осуществлению адекватного банковского надзора. С целью устранения этого недостатка следующая формулировка была включена в текст Конкордата: "Если холдинговая компания находится во главе банковской группы, включающей самостоятельно инкорпорированные банки, функционирующие в разных странах, компетентные органы должны осуществлять надзор за такими банками, принимая во внимание всю структуру банковской группы в целом". Второй принцип Конкордата 1983 г. включает 2 компонента:
> взаимодополняющие надзорные функции государства происхождения и государства пребывания;
> консолидированный надзор. Первый компонент предполагает, что если, но мнению органов государства пребывания, надзор со стороны органов государства происхождения за иностранным банковским учреждением, действующим на территории первого, является неадекватным или недостаточным, то они могут запретить деятельность такого учреждения. В свою очередь, если органы государства происхождения обнаружат неадекватный надзор со стороны органов государства пребывания, то они могут потребовать от материнского банка прекращения деятельности его иностранного учреждения".

Второй компонент, а именно консолидированный надзор, усиливает роль органов государства происхождения в осуществлении банковского надзора и потенциально уменьшает негативный эффект различных стандартов банковского регулирования, применяемых в разных странах.

Новый импульс к развитию международного сотрудничества был получен в результате третьего международного банковского кризиса, вызванного крахом крупнейшего британского банка "Банк международного кредита и торговли" в
1991 г. К моменту закрытия этот банк имел сеть филиалов и дочерних банков по всему миру, его активы превышали 20 млрд. долларов. Закрытие банка последовало в результате выявления многочисленных нарушений в его деятельности, выразившихся в фальсифицировании бухгалтерской отчетности, в использовании подставных лиц для незаконного приобретения банков в США, в сокрытии массивных убытков с помощью финансовых махинаций. Во главе глобальной банковской сети "Банка международного кредита и торговли" стояла холдинговая компания, зарегистрированная в Люксембурге, но большая часть операций холдинга и дочерних банков была сосредоточена в Великобритании.
Однако ни компетентные власти Люксембурга, ни компетентные власти
Великобритании не были готовы к осуществлению надзора на консолидированной основе.

Крах "Банка международного кредита и торговли" выявил целый ряд недостатков в международно-правовом режиме банковского регулирования, а именно:
> отсутствие консолидированного надзора, осуществляемого одним компетентным органом;
> неоправданно широкое использование оффшорных центров банковского бизнеса, сочетающих весьма суровые законы о банковской тайне со слабым банковским надзором;
> неадекватное сотрудничество в области обмена информацией между органами банковского надзора разных государств.

Все вышеизложенное обусловило разработку и принятие Базельским комитетом в 1992 г. нового документа о дальнейшем развитии сотрудничества по надзору за банками, осуществляющими международные операции. Этот документ под названием "Минимальные стандарты по надзору за международными банковскими группами и их трансграничными учреждениями" содержал четыре основных положения":
1. Все международные банковские группы и международные банки подлежат надзору со стороны органов государства происхождения, которые способны в достаточной степени выполнять функцию консолидированного надзора.
2. Создание трансграничного банковского учреждения должно иметь место с обоюдного согласия органов государства пребывания и государства происхождения.
3. Органы государства происхождения должны обладать правом получать информацию от трансграничного банковского учреждения, функционирующего на территории государства пребывания.
4. Если органы государства пребывания обнаружат ненадлежащее выполнение любого из вышеуказанных стандартов, то они могут применить ограничительные меры вплоть до запрещения создания трансграничного банковского учреждения на своей территории.

Проанализировав содержание "Минимальных стандартов", можно утверждать, что этот документ развивает принципы, заложенные в Конкордате 1983 г., придавая им более четкую направленность и расширяя их содержание. Принимая во внимание тот факт, что Базельский комитет представляет собой неформальное объединение, необходимо задать вопрос о юридической силе его документов. В зарубежной науке была высказана мысль о том, что документы
Базельского комитета, не обладая прямой юридической силой, тем не менее имеют "юридическую значимость". "Юридическая значимость выражается в способности генерировать правовые нормы, затрагивать частные и публичные операции и влиять на процесс принятия решения компетентными органами банковского надзора". С этим утверждением трудно не согласиться.
Действительно, не будучи формально юридическими актами, документы
Базельского комитета вместе с тем содержат в себе элемент юридической обязательности. Он выражается в том, что государства, юридически не обязанные следовать положениям его документов, тем не менее стараются как можно полнее и шире использовать их при создании своего внутригосударственного правового регулирования банковской деятельности.
Именно стремление государств инкорпорировать выработанные Базельским комитетом принципы в свое внутреннее право придает документам комитета элемент юридической обязательности.

3. Ликвидационный баланс

3.1. О порядке составления ликвидационного баланса

Имущество ( активы ликвидируемой кредитной организации, в состав которых, в частности, входят денежные средства, валютные ценности, ценные бумаги третьих лиц, права требования к третьим лицам (дебиторская задолженность), иное движимое, а также недвижимое имущество и нематериальные активы.

Промежуточный ликвидационный баланс ( баланс ликвидируемой кредитной организации, который составляется после окончания срока для предъявления требований кредиторов, установленного ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской
Федерации, и который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой кредитной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Окончательный ликвидационный баланс ( баланс ликвидируемой кредитной организации, который составляется после завершения расчетов с кредиторами и который содержит данные об итогах деятельности ликвидационной комиссии
(конкурсного управляющего), в том числе о претензиях, предъявленных в установленный срок и поступивших после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а также об удовлетворенных и неудовлетворенных требованиях кредиторов (последнее при ликвидации кредитной организации в порядке статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласование промежуточного и окончательного ликвидационных балансов
( процедура, проводимая Банком России как органом, осуществляющим государственную регистрацию кредитных организаций, которая заключается в проверке соответствия указанных балансов требованиям законодательства и нормативных актов Банка России и которая дает право: при согласовании промежуточного ликвидационного баланса ( начать расчеты с кредиторами; при согласовании окончательного ликвидационного баланса ( завершить ликвидацию кредитной организации

Территориальное учреждение Банка России ( Главное управление
(Национальный банк) Банка России, ОПЕРУ-2 при Банке России.

Промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы составляются ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в форме оборотной ведомости в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18.06.97 № 61 с последующими изменениями и дополнениями. Промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы утверждаются учредителями (участниками) кредитной организации. После их утверждения учредителями (участниками) кредитной организации промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы согласовываются руководителем территориального учреждения Банка России или должностным лицом, уполномоченным распорядительным актом руководителя территориального учреждения Банка России, которое осуществляет надзор за деятельностью ликвидируемой кредитной организации.

Учредители (участники) кредитной организации должны повторно утвердить промежуточный ликвидационный и окончательный ликвидационный балансы после доработки в случае, если территориальное учреждение Банка
России ранее возвращало их на доработку без согласования. Согласование промежуточного и окончательного ликвидационных балансов оформляется грифом согласования, который состоит из слова "Согласовано", наименования должности лица, с которым согласован баланс (включая наименование соответствующего территориального учреждения Банка России), личной подписи должностного лица, ее расшифровки и даты согласования. Гриф согласования располагают ниже подписи, удостоверяющей документ, или на отдельном листе согласования.

Требования кредиторов, заявленные в установленный ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в соответствии с действующим законодательством срок, учитываются в промежуточном ликвидационном балансе на соответствующих балансовых счетах в размере, принятом ликвидационной комиссией на основе документов, подтверждающих наличие обязательств кредитной организации и их размер (договоры, заключенные данной кредитной организацией, решения судебных органов, иные документы, подтверждающие требования кредиторов (векселя, ценные бумаги, платежные поручения и т. п.). Суммы требований кредиторов, не заявленные в установленный ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) в соответствии с действующим законодательством срок, ранее учтенные на балансе ликвидируемой кредитной организации, отражаются в промежуточном ликвидационном балансе на отдельных лицевых счетах балансового счета 60322 "Расчеты с прочими кредиторами". Назначение счета: учет расчетов с акционерами, участниками банка по дивидендам. Счет пассивный. Счета № 60322 "Расчеты с прочими кредиторами", № 60323 "Расчеты с прочими дебиторами". Назначение счетов: учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами по хозяйственным операциям кредитной организации, которые нельзя учесть на вышеуказанных счетах. Счет
№ 60322 ( пассивный, счет № 60323 ( активный (в ред. Указания ЦБ РФ от
25.09.98 № 360-У).

По кредиту счета № 60322 проводятся суммы, причитающиеся кредиторам, в корреспонденции с соответствующими счетами. По дебету этого счета отражаются суммы, перечисленные в погашение долга, в корреспонденции с соответствующими счетами. В аналогичном порядке обратными проводками отражаются операции по счету № 60323. Списан долг кредиторам Д60322 (
К10701.

В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. При решении суда об удовлетворении требования кредитора указанное требование учитывается на соответствующем пассивном счете промежуточного ликвидационного баланса в размере, определенном решением суда. Ранее не учтенные в балансе обязательства кредитной организации, предъявленные к исполнению к моменту составления промежуточного ликвидационного баланса и признанные ликвидационной комиссией, должны быть отражены в промежуточном ликвидационном балансе на соответствующих пассивных счетах в корреспонденции с балансовым счетом 70401 "Убытки отчетного года".
Назначение счета: отражение финансовых результатов от деятельности кредитной организации, активный. Пример начисления износа по сданному в аренду объекта: Д 70401 ( К 913.

По окончании отчетного периода для определения финансового результата производится закрытие счетов учета доходов и расходов. Прибыль или убыток определяется нарастающим итогом в течение отчетного года. В балансе кредитной организации, имеющей филиалы, результаты деятельности показываются развернуто ( прибыли и убытки, а по строке в балансе "Итого результат деятельности отчетного года (счет № 70301 (прибыль) минус счет №
70401)" ( свернуто (в ред. Указания ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У). После сдачи годового бухгалтерского баланса кредитными организациями остаток счета
"Прибыль отчетного года" переносится на счет "Прибыль предшествующих лет", а остаток счета "Убытки отчетного года" ( на счет "Убытки предшествующих лет". После утверждения годового отчета учредителями кредитной организации счет "Прибыль предшествующих лет" закрывается отнесением в дебет суммы остатка, числящегося на счете, в корреспонденции со счетом "Использование прибыли предшествующих лет".

Убыток, как результат финансовой деятельности кредитной организации, погашается за счет источников, определенных на собрании учредителей кредитной организации.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо:
> закрыть балансовые счета 106 "Добавочный капитал" (за исключением балансового счета 10601 "Прирост стоимости имущества при переоценке"),

107 "Фонды", 701 "Доходы" с отнесением остатков по ним на балансовый счет

70301 "Прибыль отчетного года";
> закрыть балансовые счета 702 "Расходы", 705 "Использование прибыли" с отнесением остатков по ним на балансовый счет 70401 "Убытки отчетного года";
> закрытие балансового счета 61404 "Возмещение разницы между расчетными и созданными резервами под возможные потери по кредитам" производится в корреспонденции с соответствующими счетами резерва на возможные потери по ссудам;
> закрыть балансовые счета 30202 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк

России" и 30204 "Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России" после перечисления средств обязательных резервов на корреспондентский счет ликвидационной комиссии.

Для учета добавочного капитала (счет № 106) ведутся счета второго порядка по источникам формирования добавочного капитала. Счет пассивный (в ред. Указания ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У). На счете № 10601 учитывается прирост стоимости имущества при переоценке. Порядок переоценки определяется отдельными нормативными документами Банка России, издаваемыми по этому вопросу. Кредитуется счет в корреспонденции со счетами по учету переоцениваемого имущества. На счете № 10602 учитывается эмиссионный доход акционерных кредитных организаций, полученный в период эмиссии при реализации акций по цене, превышающей номинальную стоимость акций, как разница между стоимостью (ценой) размещения акций и их номинальной стоимостью. По кредиту проводятся указанные суммы в корреспонденции со счетом по учету расчетов с прочими кредиторами по лицевым счетам покупателей акций. На счете № 10603 учитывается стоимость имущества, безвозмездно полученного в собственность от организаций и физических лиц.
Стоимость такого имущества отражается по кредиту счета № 10603 в корреспонденции со счетами по учету имущества. При этом если безвозмездно получены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, то одновременно делается проводка по начислению 100 процентов их амортизации (дебет счета по учету расходов и кредит счета по учету амортизации малоценных и быстроизнашивающихся предметов) (в ред. Указания ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-
У). На счете № 10604 "Разница между уставным капиталом кредитной организации и ее собственными средствами (капиталом)" учитываются суммы уменьшения уставного капитала кредитной организации при снижении величины ее собственных средств (капитала) ниже зарегистрированного уставного капитала, в случае изменения номинальной стоимости акций (долей) (абзац введен Указанием ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У). По кредиту счета проводятся суммы, списанные со счетов по учету уставного капитала после регистрации его уменьшения, в корреспонденции со счетами по учету уставного капитала
(абзац введен Указанием ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У). По дебету счета проводятся суммы, направленные по решению общего собрания акционеров
(участников) кредитной организации: на погашение убытков предшествующих лет; на увеличение уставного капитала в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
При осуществлении этих бухгалтерских проводок уставный капитал кредитной организации не должен превышать ее собственные средства (капитал) (абзац введен Указанием ЦБ РФ от 25.09.98 № 360-У).

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.