РУБРИКИ

Изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке Республики Казахстан

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Изучение профессиональной деятельности на фондовом рынке Республики Казахстан

-  иные инвесторы – 58,12%.

На рисунке 4 представлены доли приобретенных облигаций инвесторами в совокупном объеме действующих выпусках корпоративных облигаций Республики Казахстан на 01.12.2007.


Рисунок 4 - Доли приобретенных облигаций в совокупном объеме действующих выпусках корпоративных облигаций Республики Казахстан на 01.12.2007


Несмотря на постоянное увеличение корпоративных облигаций в обращении, более половины находятся у непрофессиональных инвесторов. При этом удельный вес институциональных инвесторов–держателей облигаций от общего объема облигаций, выпущенных на территории Республики Казахстан, составил 41,88%.

Активными участниками рынка корпоративных ценных бумаг республики являются коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов, и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков, дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации, дополнительный источник доходов.

В таблице 6 представлена динамика изменения основных показателей организованного рынка негосударственных ценных бумаг (без учета операций «РЕПО») в 2007 году.


Таблица 6 - Динамика изменения основных показателей организованного рынка негосударственных ценных бумаг (без учета операций «РЕПО») в 2007 году

Период

Первичное размещение (млн. тенге)

Вторичное обращение (млн. тенге)

акции

облигации

акции

облигации

I-йквартал2007 г.

0

2 401

93 873

134 299

II-й квартал 2007 г.

0

2 532

459 006

93 339

III-й квартал2007 г.

0

8 144

122 081

116 916

Примечание: составлено по источнику [11]


В настоящее время на казахстанском долговом рынке (облигации) наблюдается дефицит финансовых инструментов, компенсировать который будет возможно главным образом за счет расширения базы эмитентов и пересмотра процедуры листинга ценных бумаг. Долевых бумаг практически нет.

Несмотря на явные недостатки нельзя не отметить в общем положительную динамику изменения объемов сделок с негососударственными ценными бумагами.

На рисунке 6 представлена динамика изменения объемов сделок с негосударственными ценными бумагами на КАSЕ (млн. долларов США) за период с 2004 по 2007 года включительно (рисунок 5).


Рисунок 5 - Динамика изменения объемов сделок с негосударственными ценными бумагами на КАSЕ (млн. долларов США) за период с 2004 по 2007 года


Примечание: составлено по данным Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (показатели финансового сектора за 2007 год)

Согласно рисунку 5 по состоянию на 1 января 2008 года общий объем сделок с негосударственными ценными бумагами, включенным в официальный список по категориям "А" и "В" составила по акциям - 8 924,4 млн. долл. США и облигациям - 4 302,5 млн. долл. США. При этом, объем сделок по облигациям увеличился на 42,7%, по акциям - в 2,2 раза.

В 2007 году на Бирже существовало три списка негосударственных ценных бумаг, допущенных к торговле на KASE:

-     официальный список ценных бумаг, категория "А";

-     официальный список ценных бумаг, категория "В";

-     сектор "Нелистинговые ценные бумаги".

Каждая из названных категорий делилась на сектор акций и сектор облигаций, причем во всех этих секторах могли торговаться как ценные бумаги организаций – резидентов Республики Казахстан, выпущенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан или других государств, так и ценные бумаги организаций – нерезидентов, выпущенные в соответствии с законодательством Республики Казахстан или других государств.

Требования к эмитентам и их ценным бумагам для допуска к обращению в секторе "Нелистинговые ценные бумаги" практически отсутствуют. Инициатору допуска достаточно подтвердить легитимность выпуска ценных бумаг.

Таким образом, корпоративные ценные бумаги в первую очередь представлены корпоративным долгами – облигациями; долевые инструменты, акции, хоть номинально и присутствуют на рынке, фактически не являются ликвидными.

Помимо общего роста объема сделок на KASE важно отметить, что увеличилось количество участников торгов, количество эмитентов и ценных бумаг в торговых списках.

Но несмотря на общие положительные тенденции развития фондового рынка на казахстанском рынке ценных бумаг наблюдаются и определенные проблемы.

Практически не развит биржевой рынок производных инструментов, несмотря на неоднократные попытки его запуска. Одной из причин является интерес для участия на биржевом рынке, в основном, со стороны спекулянтов, которые не способны генерировать достаточный спрос на производные инструменты и их предложение. Тем не менее, валютные производные ценные бумаги широко востребованы банками, пенсионными фондами и компаниями для эффективного хеджирования валютных рисков. В 2006 году развитие валютных производных ценных бумаг получило значительный импульс на внебиржевом рынке. По опросу экспертов и динамике валютных торгов на АО «Казахстанская фондовая биржа» можно судить об объемах заключаемых контрактов, превышающих в совокупности 3 млрд. долл. США.

Отсутствует предложение ценных бумаг иностранными эмитентами. Притом, что российский рынок ценных бумаг является достаточно активным, казахстанские институциональные инвесторы не могут участвовать на данном рынке из-за нерешенной проблемы с номинальным держанием и непризнанием иностранных номинальных держателей в России.

Исходя из прогнозов в отношении развития фондового рынка, в соответствии с оценкой Казахстанской фондовой биржей (KASE), ожидается эволюционный количественный рост рынка корпоративных облигаций в привязке к изменению ВВП Казахстана и увеличению пенсионных активов, появление новых видов корпоративных облигаций при поддержке государства - инфраструктурных и проектных, выпуск и размещение в Казахстане корпоративных облигаций иностранных эмитентов.

Таким образом, несмотря на все недостатки организации и функционирования на казахстанском рынке ценных бумаг наблюдается положительная динамика увеличения объемов сделок с негосударственными ценными бумагами, что является каечтсвенным показателем усиления позиций фондовой биржи KASE.


1.3 РФЦА как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка

Региональный финансовый центр города Алматы представляет собой особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финансового центра и заинтересованных лиц, направленный на развитие финансового рынка Республики Казахстан.

Под государственной регистрацией участников финансового центра понимается процедура проверки соответствия учредительных и других документов законодательным актам Республики Казахстан, выдачи свидетельства о государственной регистрации с присвоением бизнес-идентификационного номера и передачи сведений в единый Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров.

Законодательство Республики Казахстан о финансовом центре основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из Закона Республики Казахстан «О Региональном финансовом центре города Алматы» от 05 июня 2006 года № 145-III и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан [22].

Целями создания финансового центра явилось развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, привлечение инвестиций в экономику Республики Казахстан, выход казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг [23, c.203].

Специальной торговой площадкой финансового центра является торговая площадка фондовой биржи, функционирующей на территории города Алматы и определяемой уполномоченным органом, на которой участники финансового центра осуществляют торги финансовыми инструментами.

Рассмотрим результаты функционирования РФЦА по состоянию на 01.01.2008г.

Состояние институциональной инфраструктуры рынка ценных бумаг Республики Казахстан в 2007 году в целом оставалось стабильным. При этом следует отметить, с открытием регионального финансового центра города Алматы наблюдается рост числа брокеров и дилеров – участников РФЦА (таблица 7).


Таблица 7 - Динамика изменения количества участников РФЦА


на 01.01.07 г.

на 01.01.08 г.

Всего брокеры–дилеры в том числе:

69

106

банки

24

24

из них I категории

21

23

небанковские организации

44

63

из них I категории

35

54

участники РФЦА

1

19

из них I категории

1

19

Регистраторы

16

17

Кастодианы

9

10

Инвестиционные управляющие пенсионными активами НПФ



Управляющие инвестиционным портфелем

37

61

Инвестиционные компании

-

4

СРО

2

2

Трансфер-агенты

2

3

Организатор торгов с ценными бумагами

1

1


В 2007 году выдано 19 лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя (АО "Тор Инвест", АО "Asia Broker Services ", АО "Алиби Секьюритиз", АО "Казахстан Финсервис", АО «АСЫЛ-ИНВЕСТ», АО «Seven Rivers Capital, АО "Верный Капитал", АО "АЛМЭКС» Эссет Менеджмент", АО "VOSTOK CAPITAL", АО "Gold Investment Group", АО «ИФГ КОНТИНЕНТ», АО "Казинвестбанк", АО "Авангард Капитал", АО "Инвестиционная компания «Алем»", АО "Unicorn IFC, АО «Delta Bank», АО «MAG Finance», АО «Управляющая компания «Альфа Траст», АО «Инвестментс Компании «ЦентрИнвест»). Также, за период январь - декабрь выдано 19 лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя, организациям, зарегистрированным уполномоченным государственным органом по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.

В период с 2007 по 2008 годы Агентством по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы приостановлено действие лицензии на осуществление брокерско-дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «СЕНИМ-БАНК», АО «Gold Investment Group» и возобновлено действие лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя АО «Алматы Инвестмент Менеджмент».

По состоянию на 1 января 2008 года 17 организаций осуществляют деятельность по ведению реестра держателей ценных бумаг.

За отчетный период количество банков, обладающих лицензией уполномоченного органа на осуществление кастодиальной деятельности, не изменилось и составило 10 банков.

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов по состоянию на 1 января 2008 года осуществляют 11 организаций, из них 6 -накопительные пенсионные фонды, имеющие лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами (АО «НПФ "ГНПФ"», АО «НПФ Народного Банка Казахстана (дочерняя организация АО «Народный Банк Казахстана»), АО «Дочерняя организация АО «Банк ТуранАлем» НПФ БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал»» (дочерняя организация АО «Банк ЦентрКредит»), АО «НПФ "Казахмыс"» и АО «НПФ "Отан"»).

В четвертом квартале 2007 года выдано 6 лицензий на осуществление деятельности по управлению инвестиционным портфелем (АО «MAG Finance», АО «Управляющая компания «Альфа Траст», АО «REAL ASSET MANAGEMENT», АО «Инвестментс Компании «ЦентрИнвест», АО «VOSTOK CAPITAL», АО «Евразия Капитал» (ДО АО «Евразийский банк»)). По состоянию на 1 января 2008 года общее количество управляющих инвестиционным портфелем составило 61.

Лицензией на осуществление трансфер – агентской деятельности обладают 3 организации: АО «Казпочта», АО «C-n-D Express» и ТОО «ДОС Финанс» (таблица 8).

Таблица 8 - Финансовые показатели по профессиональным участникам РЦБ, (млн. тенге)


на 01.01.07г.

на 01.01.08г.

изменение за 2007 год, в %


1

2

3

4

Совокупные активы, в т. ч.:

193 652

355 954

83,81

брокеры-дилеры

10 441

5 018

-51,94

брокеры-дилеры (участники РФЦА)

-

2 637

100

брокеры- дилеры, осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА)


-


75


100

регистраторы

1 381

1 297

-6,08

УИП

176 577

94 097

-46,71

инвестиционные компании

-

247 022

100

ООИУПА*

5 253

5 808

10,57

Обязательства, в т.ч.:

146 849

237 536

61,76

брокеры-дилеры

6 354

2 356

-62,92

брокеры-дилеры (участники РФЦА)

-

166

100

брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА)



-



-



-

регистраторы

26

31

19,23

УИП

140 358

20 719

-85,24

инвестиционные компании

-

214 183

100

ООИУПА

111

81

-27,03

Капитал, в т.ч.

46 803

118 418

в 2,5 раз

брокеры-дилеры

4 087

2 662

-34,87

брокеры-дилеры (участники РФЦА)

-

2 471

100

брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА)



-



75



100

регистраторы

1 355

1 266

-6,57

УИП

36 219

73 378

в 2 раза

инвестиционные компании

-

32 839

100

Продолжение таблицы 8

1

2

3

4

ООИУПА

5 142

5 727

11,38

уставный капитал, в.ч.

25 312

95 139

в 3,8 раз

брокеры-дилеры

1 798

1 744

3,00

брокеры-дилеры (участники РФЦА)

-

2 298

100

брокеры- дилеры осуществляющие отдельные виды банковских операций (участники РФЦА)



-



78



100

регистраторы

1 202

1 205

0,25

УИП

20 682

63 962

в 3 раза

инвестиционные компании

-

24 603

100

ООИУПА

1 630

1 250

-23,31


Как видно из данных, приведенных в таблице 8, за 2007 год наблюдается увеличение совокупных финансовых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг. Так, совокупные активы за 2007 год увеличились на 83,81% и составили 355 954 млн. тенге, обязательства увеличились на 61,76% и составили 237 536 млн. тенге, соответственно.

За 2007 год зарегистрировано 310 выпусков акций, утверждено 363 отчетов об итогах выпуска и размещения акций, а также аннулировано 218 выпусков акций (таблица 9).

Таблица 9 - Данные о выпусках акций и аннулировании выпусков


за 1 квартал 2007 года

за 2 квартал 2007 года

за 3 квартал 2007 года

за 4 квартал 2007 года

за 2007 год

Зарегистрировано выпусков

89

85

74

62

310

Утверждено отчетов об итогах выпуска и размещения

116

103

67

77

363

Аннулировано выпусков

133

48

15

22

218


В результате общее количество действующих выпусков акций на 1 января 2008 года составило 2 319, количество акционерных обществ с действующими выпусками акций -2 200 организаций (таблица 10).


Таблица 10 - Данные о количестве акционерных обществ с действующими выпусками акций


на 1 января 2007 года

на 1 апреля 2007 года

на 1 июля 2007 года

на 1 октября 2007 года

на 1 января 2008 года

Количество выпусков акций

2 308

2 299

2 306

2 325

2 319

Количество акционерных обществ

2 168

2 166

2 180

2 290

2 200


В 2007 года Агентством зарегистрирован 71 выпуск негосударственных облигаций с общим объемом 409 318,5 млн. тенге (таблица 11).


Таблица 11 - Данные о зарегистрированных выпусках негосударственных облигаций


за 1 квартал 2007 года

за 2 квартал 2007 года

за 3 квартал 2007 года

за 4 квартал 2007 года

за 2007 год

Количество выпусков Объем выпусков, млн. тенге

26 142 050

21 153 400

12 63 638,5

12 50 230

71 409 318,5


Всего по состоянию на 1 января 2008 года количество действующих выпусков облигаций составило 286 с суммарной номинальной стоимостью 1 439 247 млн. тенге, из которых 202 выпуска включены в официальный список KASE по категории "А" и 28 выпусков – по категории "В" (таблица 12).


Таблица 12 - Данные о действующих выпусках негосударственных облигаций


на 1 января 2007 года

на 1 апреля 2007 года

на 1 июля 2007 года

на 1 октября 2007 года

на 1 января 2008 года

Количество выпусков

233

252

267

277

286

Объем выпусков, млн. тенге

1 094 473

1 200 298

1 336 356

1 392 278

1 439 247


Динамику объемов выпуска облигаций можно отследить пор рисунку 6.


Рис. 6 - Динамика изменения количества и объема действующих выпусков облигаций

По состоянию на 1 января 2008 года в совокупном объеме действующих выпусков корпоративных облигаций распределение выглядело следующим образом:

-      облигации, приобретенные за счет пенсионных активов – 24,79%;

-      облигации, приобретенные банками второго уровня – 8,27%;

-      облигации, приобретенные за счет активов клиентов управляющих инвестиционным портфелем – 4,50%;

-      облигации, приобретенные страховыми (перестраховочными) организациями – 4,12%;

-      облигации, приобретенные иными финансовыми организациями – 6,12%;

-      иные инвесторы – 52,20%.

Несмотря на постоянное увеличение корпоративных облигаций в обращении, более половины общего объема находятся в портфеле нефинансовых организаций и других инвесторов. При этом удельный вес институциональных инвесторов облигаций от общего объема облигаций, выпущенных на территории Республики Казахстан, составил 29,29%.

Несмотря на положительные тенденции, наблюдаемые на фондовом рынке Республики Казахстан, он по-прежнему нуждается в модернизации.

Так же видно, что основной целью модернизации и совершенствовании рынка ценных бумаг является привлечения новых участников.


1.4 Перспективы развития фондового рынка

 

1.4.1 Совершенствование законодательной базы и государственного регулирования РЦБ

В Казахстане в целях совершенствования государственного управления рынка ценных бумаг разработана и утверждена «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстана 2007-2011 годы» от 25 декабря 2006.

В данной концепции определены цели и задачи совершенствования рынка ценных бумаг в среднесрочной перспективе:

-     расширение доступа к ссудному капиталу через фондовый рынок;

-     увеличение перечня инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе за счет населения;

-     защита прав инвесторов на рынке ценных бумаг, в том числе прав миноритарных акционеров;

-     внедрение новых и ликвидных финансовых инструментов на рынке ценных бумаг, в т.ч. облигации, обеспеченные выделенными активами (механизмы секьюритизации), производные ценные бумаги, инфраструктурные облигации, долговые ценные бумаги, обеспеченные государственной гарантией;

-     построение реалистичной кривой доходности на рынке государственных ценных бумаг (ГЦБ).

Решение поставленных целей станет возможным только при знаниии современной ситуации на рынке.

Текущее состояние фондового рынка Казахстана характеризуется неразвитостью рынка акций.

Около трети наименований акций официального списка недоступны на рынке. Среди них – ценные бумаги крупнейших компаний, которые являются ведущими в казахстанской экономике.

Отраслевая структура оборота ценных бумаг не отвечает структуре официального списка КФБ. Доля вторичного рынка акций в общем обороте фондовой биржи незначительна и продолжает снижаться. Главной проблемой является преобладание договорных сделок. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и КФБ предпринимают меры по борьбе с прямыми сделками, но их доля в объемном и количественном выражении остается высокой.

В «Концепции развития финансового сектора Республики Казахстана 2007-2011 годы» предусмотрены основные меры совершенствования рынка ценных бумаг.

По свидетельству мирового опыта, необходимыми условиями для успешного развития долевого рынка является обеспечение неукоснительного соблюдения защиты прав акционеров, соблюдение строгих стандартов отчетности, наличие низкого уровня коррупции, массовость розничных инвесторов на рынке акций.

Поэтому в целях развития рынка акций планируется проведение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию режима раскрытия информации, в полной мере соответствующей интересам и потребностям инвесторов, путем совершенствования корпоративного законодательства Республики Казахстан, внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО); создание действенного корпоративного законодательства, создание системы контроля за соблюдением законодательства в области корпоративного управления.

Одной из основных задач казахстанского рынка ценных бумаг, является расширение спектра предлагаемых финансовых инструментов в целях увеличения возможностей для инвестирования.

Приоритетными направлениями для решения данного вопроса является:

-     дальнейшее развитие рынка ГЦБ, в том числе рассмотрение возможности осуществления правительственного заимствования на стабильном уровне для установления соответствующего ориентира на фондовом рынке, также построение реалистичной кривой доходности по всему спектру финансовых инструментов на внутреннем финансовом рынке республики;

-     совершенствование законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг под государственные гарантии и поручительства государства в части реализации механизмов использования указанных поручительств и гарантий;

-     запуск механизмов секьюритизации;

-     развитие механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) путем выпуска облигаций с гарантией государства;

-     принятие эффективных мер по развитию рынка производных финансовых инструментов, планируется дальнейшее совершенствование законодательства и устранение законодательных норм, препятствующих развитию рынка деривативов.

Важным звеном создания активного рынка деривативов является формирование в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных и краткосрочных ГЦБ.

В этой связи, Правительством, Национальным Банком и Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций будут проработаны подходы к эмиссии ГЦБ и созданию ликвидного рынка, что позволит формировать индикаторы кривой доходности для субъектов рынка.

Согласно Концепции формирования и использования средств Национального фонда на среднесрочную перспективу, политика правительственного заимствования будет ориентирована на достижение 50-70 процентного соотношения правительственного долга с учетом гарантированного долга к рыночной стоимости активов Национального фонда.

При этом для развития финансового рынка будет осуществляться выпуск ГЦБ на стабильном уровне по первоначально запланированному объему и графику вне зависимости от складывающегося фактического исполнения бюджета.

В целях реализации поставленной задачи по построению кривой доходности по ГЦБ предполагается предусмотреть мероприятия по снижению искусственного спроса на ГЦБ на рынке ценных бумаг. Кроме того, следует исключать обязательные требования по приобретению ГЦБ как организациями с государственным участием, так и иными участниками рынка, включая накопительные пенсионные фонды. При этом исключение указанных требований должно осуществляться поэтапно по мере появления на рынке альтернативных финансовых инструментов.

Рынок, связанный с определением стратегии государственного финансирования, является существенной опорой для поддержания развития отечественного рынка ценных бумаг. Такая стратегия включает строгое соблюдение принципов оживленного рынка это принципы доступности и прозрачности, а также привлечение обязательств для финансирования инвестиционных проектов через рынок ценных бумаг, и активное инвестирование в развитие приоритетных инфраструктур путем привлечения средств на фондовом рынке.

Государство будет усовершенствовать и обеспечивать в рамках принципов доступности и прозрачности высокое качество информации о структуре долга, необходимом финансировании в инвестиционные проекты и стратегиях управления долгом для участников рынка и общества в целом.

В целях развития финансового сектора на среднесрочный период будет уделено особое внимание четырем фундаментальным сферам, которые будут способствовать развитию рынка ценных бумаг, такие как:

1) информационная прозрачность инфраструктуры;

2) прочность и надежность финансовых организаций;

3) диверсификация инвестиционного портфеля пенсионных фондов и либерализация процентных ставок;

4) усовершенствование законодательной базы.

Кроме того, будет осуществлено поэтапное введение ГЦБ с более длинными сроками обращения; также будут приняты меры по развитию альтернативных инструментов на рынке долговых инструментов, в особенности, инфраструктурных облигаций, для обеспечения потребностей пенсионных фондов и других участников фондового рынка.

Планируется осуществлять поэтапное введение ГЦБ с более длинными сроками обращения. При этом для построения кривой доходности предполагается осуществлять выпуски ГЦБ со сроками обращения от одного месяца и выше.

С развитием рынка ценных бумаг все большую значимость приобретает наличие развитой инфраструктуры. В связи с чем, назрела необходимость в проведении работы по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг. Особое внимание планируется уделить совершенствованию технической инфраструктуры, в частности в связи с функционированием Регионального финансового центра города Алматы необходима организация специальной торговой площадкой финансового центра на торговой площадке фондовой биржи, функционирующей на территории города Алматы. В связи с чем, необходимо проводить работу по адаптации торговой системы КФБ в соответствии со спецификой деятельности регионального финансового центра, а именно, обращение ценных бумаг иностранных эмитентов, а также допуск к торгам иностранных брокеров дилеров потребует рассмотреть возможность заключения сделок в торговой системе, а также использования клиринговых систем. В деятельности центрального депозитария также необходимо проводить работу по приведению его программного обеспечения в соответствии с возможностями торговой системы КФБ.

Важным вопросом в развитии инфраструктуры рынка ценных бумаг также является создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, реализация которой благоприятно отразиться на снижении рисков, возникающих в процессе регистрации прав на ценные бумаги, и способствовать повышению уровня прозрачности структуры собственников ценных бумаг, защиты прав инвесторов.

Также необходимо совершенствовать практическое использование и применение методики определения справедливой (рыночной) стоимости финансовых инструментов по различным видам ценных бумаг.

В целях совершенствования вопросов управления рисками на рынке ценных бумаг предполагается совершенствование пруденциального регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в соответствии с международными стандартами пруденциального регулирования, ориентированными на надзор за риском и внедрение у них системы управления рисками.

Основной целью системы управления рисками должно являться определение возможности принятия тех или иных рисков и установлении подходов для их измерения и управления.

Как показывает международный опыт, уровень развития финансового сектора адекватен степени ликвидности фондового рынка и развития рынка производных финансовых инструментов.

Построение реалистичной кривой доходности на рынке ГЦБ должно стать основой развития рынка производных финансовых инструментов.

Необходимо отметить, что на текущий момент задача по определению понятия производных финансовых инструментов, порядка их обращения и налогообложения, поставленная действующей Концепцией развития финансового сектора Республики Казахстан, не решена.

Возможно этот факт, а также отсутствие маркет-мейкеров, готовых поддерживать большие объемы сделок, во многом объясняет неразвитость рынка производных финансовых инструментов.

Первым шагом по развитию рынка производных финансовых инструментов станет выступление Национального Банка в качестве основного маркет-мейкера на межбанковском валютном рынке, что должно стимулировать других участников рынка и способствовать возникновению более сложных производных инструментов (опционов).

 

1.4.2 Основные направления и механизмы дальнейшего развития РФЦА

С целью дальнейшего развития и модернизации РФЦА разработана «Программа развития регионального финансового центра города Алматы до 2010 года» (приложение 2). Программа призвана создать в Казахстане эффективно действующий региональный финансовый центр, который должен стать новым сегментом международного финансового рынка для сосредоточения и транзита основных потоков капитала между странами Восточной Европы и Азии через Алматы. Именно поэтому необходимо рассмотреть основные положения данной программы

Деятельность финансового центра должна будет направлена на создание условий для повышения ликвидности рынка ценных бумаг и, в первую очередь, на расширение круга участников путем привлечения иностранных участников, а также принятие мер для создания сбалансированного рынка ценных бумаг. Участие иностранных инвесторов и брокеров и (или) дилеров означает необходимость создания условий и решение текущих вопросов по их деятельности, такие как удобная инфраструктура города, наличие офисных помещений, наличие квалифицированных кадров и возможность вести деловую документацию на английском языке [28, 52].

Специальная торговая площадка финансового центра должна обеспечить бесперебойность работы технической инфраструктуры, гарантированность расчетов, наладить режим работы фондовой биржи с учетом временной разницы для осуществления расчетов и т.д. В обращении на площадке должны быть ценные бумаги, привлекательные как для иностранных, так и отечественных инвесторов. Деятельность финансового центра также должна быть направлена на создание условий для вовлечения внутренних сбережений населения в финансирование реального сектора экономики посредством развития рынка ценных бумаг, а также расширения доступа средних компаний на рынок капитала.

Во многих аспектах успешная реализация проекта по развитию финансового центра сопряжена с дальнейшими мерами по развитию казахстанского рынка ценных бумаг. Все вышеуказанные меры тесно связаны друг с другом и одинаково влияют на привлекательность финансового центра для работы как отечественных, так и иностранных финансовых институтов.

В целях достижения поставленных целей и реализации задач предусмотренных в Программе определены основные направления и механизмы реализации.

1. Институциональное развитие финансового центра предполагает решение задач по развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг, для того чтобы повысить привлекательность финансового центра для работы иностранных участников, усовершенствовать методы работы с учетом международных стандартов.

Одним из вариантов решения данного вопроса, является учреждение специальной торговой площадки на базе АО «Казахстанская фондовая биржа», вливание дополнительных средств путем участия в акционерном капитале данной биржи акционерного общества «Региональный финансовый центр города Алматы» (РФЦА), создание которого было запланировано на 2007 год.

Альтернативой может быть создание новой фондовой биржи – администратора (оператора) специальной торговой площадки, и учредителями которой наряду с иными субъектами рынка будут и юридические лица, определяемые Агентством.

Планируется создание национального рейтингового агентства для активизации рынка облигаций и клиринговой палаты для обеспечения гарантированности расчетов на биржевом рынке.

2. Специальная торговая площадка РФЦА должна обеспечить возможность участия для иностранных эмитентов и инвесторов и соответствовать международным стандартам работы фондовых бирж, иметь современное программное обеспечение, необходимые технические возможности, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование торговой системы, иметь достаточную операционную мощность для обслуживания торговли финансовыми инструментами.

Расчетная палата биржи (или АО «Центральный депозитарий») должна работать в режиме, рассчитанном на международных инвесторов, обеспечить гарантированность расчетов по сделкам, механизмы клиринга и неттинга, что потребует проведения работы по техническому аудиту биржи и усовершенствованию программного обеспечения. Повышение требований к деятельности и конкурентоспособности биржи означают дополнительные затраты на увеличение уставного капитала биржи.

В связи с необходимостью повышения конкурентоспособности, необходимо принять меры по коммерциализации биржи, с сохранением государственной доли в уставном капитале биржи. Сохранение доли государства необходимо в целях регулирования деятельности биржи и обеспечения соблюдения интересов ее участников. Возможно также привлечение в качестве участника и\или члена фондовой биржи одной из зарубежных фондовых бирж.

Агентство планирует принять ряд мер по внесению изменений в законодательство в целях изменения статуса биржи, а также увеличению ее уставного капитала для осуществления поставленных задач. Предполагается, что уставной капитал биржи будет увеличен за счет привлечения дополнительных участников, в том числе АО «РФЦА».

3. Для привлечения иностранных участников на рынок ценных бумаг необходимо также решить вопрос по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг и созданию системы расчетов по нетто-позициям с гарантированным исполнением сделок за счет средств гарантийного фонда.

Необходимым участником при расчетах должен выступить центральный контр-партнер. На первом этапе планируется разработать комплекс мероприятий по постепенному внедрению нетто-расчетов, повышению уровня капитализации брокеров и (или) дилеров, являющихся участниками РФЦА, определению клиринговых членов среди участников РФЦА и механизму создания гарантийного фонда. По мере активизации рынка ценных бумаг и торговли на специальной торговой площадке РФЦА планируется провести переговоры с участниками рынка ценных бумаг и создать клиринговую палату.

4. Создание рейтингового агентства является важным элементом для отечественного долгового рынка ценных бумаг. Активное привлечение малых и средних компаний на фондовый рынок требует адекватной оценки их кредитоспособности, однако, из-за их масштабов, привлечение международных рейтинговых агентств не всегда экономически оправдано. Новый импульс также должен получить рынок секьюритизированных активов, в связи с принятием Закона Республики Казахстан «О секьюритизации», и инфраструктурных облигаций, что также требует адекватной оценки кредитных рисков этих проектов и структур.

Агентство планирует, что акционером на первом этапе выступит АО «РФЦА», которое предоставит 281,6 млн. тенге для уставного капитала рейтингового агентства. Ожидается, что возврат средств возможен через 2-3 года, после продажи доли АО «РФЦА».

5. Агентство предполагает изучить опыт работы организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, зарегистрированных в финансовом центре, с целью устранения административных барьеров для их оптимального функционирования.

В частности, в 2007 году была проведена работа по анализу деятельности участников финансового центра с целью определения оптимальной структуры создания и владения дочерних организаций в финансовом центре казахстанскими профессиональными участниками. Это связано с тем, что деятельность брокеров и (или) дилеров – участников финансового центра законодательно ограничена рамками финансового центра, что осложняет дальнейший рост и расширение их деятельности с целью комплексного обслуживания инвесторов вне пределов финансового центра и создания возможностей для работы на международных рынках ценных бумаг.

Агентство планирует изучить возможность разделения налогового учета у существующих отечественных брокеров и (или) дилеров с целью устранения искусственных административных барьеров и привлечению более широкого круга участников в финансовый центр. Данная мера будет также способствовать укрупнению капитализации брокеров и (или) дилеров, что позволит снизить риски работы в финансовом центре.

Агентство совместно с АФН также планирует принимать меры по стимулированию развития функций маркет-мейкера.

6. Привлечение эмитентов и профессиональных участников в лице организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, и институциональных инвесторов для работы в финансовом центре

Развитие деятельности финансового центра и его становление в качестве регионального связано с расширением спектра участников финансового центра – организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, инвесторов, и эмитентов в региональном и международном масштабе.

Начало 2 этапа развития заложенного в Программе (2008-2009 гг.) ознаменовано проведением активной работы в странах СНГ и граничащих с Казахстаном областях КНР.

По мере становления фондового рынка и роста его объемов, дальнейшего развития экономических и политических взаимоотношений, Китай может выступить стратегическим партнером, заинтересованным в работе РФЦА, учитывая большой арсенал совместных инвестиционных проектов и высокий уровень налаженных взаимовыгодных экономических отношений со всей ключевой группой рынка.

На 3 этапе - с 2009 года – будет проводиться работа с другими азиатскими странами и странами Персидского залива. Сформированный фондовый рынок должен послужить привлекательной нишей для притока инвестиций азиатских стран, которые будут заинтересованы в инвестициях, ожидая ускоренный рост курсовой стоимости акций и активности на рынке.

С активизацией деятельности РФЦА, предложением расширенного спектра финансовых инструментов и эмитентов, представляющих разные сектора экономики и страны, несомненно, возрастет интерес со стороны иностранных инвесторов, как из региона, так и международных финансовых центров.

Для проведения деятельности по привлечению эмитентов и участников Агентством запланировано не менее 100 млн. тенге в год для проведения семинаров, рабочих встреч и конференций.

Важнейшим направлением деятельности РФЦА, в соответствии с Программой, является содействие изменению структуры собственности - формированию мелкой массовой структуры акционерного капитала, увеличению доли отечественных розничных инвесторов в текущих операциях на рынке акций. В Казахстане сформировалась структура акционерного капитала, в которой значительную и растущую долю занимают крупные акционеры, стремящиеся к полному контролю пакета акций. Такая структура акционерного капитала делает невозможным создание массового ликвидного рынка акций (подобного США), на рынке обращается только незначительная часть акций (остальные акции сосредоточены в крупных пакетах, которые практически не имеют обращаемости).

Важной задачей РФЦА является снижение административных и временных издержек по выпуску ценных бумаг. Планируется рассмотреть возможность использования экономических мер, которые могут стимулировать интерес к использованию рынка ценных бумаг для привлечения инвестиций, например, частичное снижение подоходного налога при привлечении средств на биржевом рынке при условии поддержания количества акций в свободном обращении на уровне 30 % и минимальных порогов ликвидности.

Учитывая, что крупные свободные денежные ресурсы сосредоточены у населения, в Программе запланировано обеспечение эффективного использования этих сбережений в развитии рынка ценных бумаг, что позволит направить эмитентов на диверсификацию структуры акционерного капитала в русло формирования значительного количества розничных инвесторов, которые без посредников смогут принимать на себя финансовые риски. Также призвано обеспечить становление института собственности и наследования ценных бумаг долгосрочного характера.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.