РУБРИКИ

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие

Концепция определяет цели, задачи и принципы деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего, устанавливает базовые принципы организации процедур банкротства кредитных организаций, описывает методы управления активами ликвидируемых кредитных организаций, работы с кредиторами, а также привлечения к ответственности лиц, виновных в доведении кредитных организаций до банкротства. В связи с наделением Агентства функциями корпоративного ликвидатора банков была создана необходимая регулятивная база и внесены изменения в организационную структуру. Оба направления деятельности Агентства - страхование вкладов и выполнение функций корпоративного ликвидатора - обеспечивают высококвалифицированные специалисты Агентства, получившие необходимый опыт работы в АРКО и других организациях.

Будучи неотъемлемой частью российского банковского сообщества, Агентство придает особое значение тесному взаимодействию с банковскими ассоциациями, отечественными научными и исследовательскими центрами, занимающимися проблемами банковского сектора, ведущими международными и иностранными финансовыми институтами. В целях экспертного и информационно-аналитического обеспечения функционирования системы страхования вкладов при Агентстве создан постоянный Экспертно-аналитический совет, основными задачами которого являются содействие укреплению доверия к банковской системе Российской Федерации, привлечению в нее сбережений населения, повышению культуры взаимоотношений между вкладчиками и банками, а также исследование влияния системы страхования вкладов на развитие экономики и банковского сектора. В состав Совета вошли представители научных кругов, общественных объединений вкладчиков и банков, иных организаций, чья деятельность связана с системой страхования банковских вкладов, защитой прав потребителя и анализом макроэкономических процессов.

Таким образом, 2004 г. стал годом организационного становления системы обязательного страхования вкладов. Специальная миссия Всемирного банка, посетившая Агентство в отчетном году, с удовлетворением отметила, что формирование системы страхования вкладов в России соответствует наилучшей мировой практике.

Формирование системы страхования вкладов в 2004 г. проходило по четырем основным направлениям:

·                      разработка регулятивных документов, обеспечивающих её функционирование;

·                      подготовка к ведению реестра банков и ведение реестра;

·                      формирование «стартового капитала» фонда обязательного страхования вкладов и отработка технологий инвестирования его средств в финансовые инструменты;

·                      подготовка мероприятий по организации выплат страхового возмещения по вкладам.

При этом Агентство руководствовалось в своей деятельности следующими основными принципами:

·                      прозрачность и информационная открытость деятельности системы страхования вкладов;

·                      координация работы Агентства с банковским сообществом;

·                      минимизация административной нагрузки на банки в связи с введением системы страхования вкладов.

В отчетном году Агентством приняты базовые регулятивные документы по функционированию системы страхования вкладов, в том числе, позволившие банкам принимать взвешенные решения на стадии, предшествующей вступлению в неё. Прежде всего, Советом директоров Агентства был установлен основной финансовый показатель - ставка страховых взносов банков (протокол № 3 от 03.02.04г.). Поскольку фонд страхования вкладов находится в стадии формирования, ставка была установлена на максимальном определенным законом уровне - 0,15 процента средней величины вкладов населения за квартал. В своих оценках Агентство исходит из того, что в ближайшие 5 лет в целях капитализации фонда и обеспечения необходимой финансовой устойчивости системы ставка отчислений банков будет оставаться неизменной.

Вместе с установлением ставки страховых взносов были приняты документы, касающиеся порядка их расчета и уплаты. Для удобства банков расчет страховых взносов построен по правилам, аналогичным расчету отчислений в фонд обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Следуя принципу согласованности действий, Банком России с участием Агентства были подготовлены Указания от 1 апреля 2004 г. № 1416-У «О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады» и № 1417-У «О форме реестра обязательств банка перед вкладчиками». Агентством утверждены порядок ведения реестра банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов, а также форма и образец свидетельства о включении банка в указанный реестр. Для комплексной автоматизации функций по формированию фонда обязательного страхования вкладов разработан и введен в действие аналитический комплекс «Прогноз», обеспечивающий ведение реестра банков, управленческий учет и контроль операций, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов.

Для оказания банкам организационно-технического содействия в информировании вкладчиков по вопросам страхования вкладов Агентством были подготовлены соответствующие рекомендации. В них изложены унифицированные варианты ознакомления вкладчиков с основными положениями системы страхования вкладов, даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы. По мнению Агентства, подготовленный документ позволяет формировать положительное отношение к системе страхования вкладов и операциям банков по привлечению средств населения. Этой цели также служит специальный знак «Вклады застрахованы. Система страхования вкладов», правила использования которого приведены в рекомендациях.

К сентябрю 2004 г. - моменту поступления в Агентство первых положительных заключений Банка России о соответствии банков требованиям к участию системе обязательного страхования вкладов - организационно-методическая работа по постановке банков на учет в системе и взаимодействию Агентства с банками и Банком России, в основном, была завершена. В соответствии с Законом о страховании вкладов Агентство в отчетном году осуществляло постановку банков на учет в системе обязательного страхования вкладов путем включения их в реестр на основании уведомлений Банка России. По состоянию на 27 июля 2004 г. – дату окончания принятия Банком России ходатайств банков о включении их в систему обязательного страхования вкладов – соответствующие документы подали 1140 из 1179 банков, имеющих право привлекать денежные средства физических лиц во вклады. После этого Банк России начал осуществлять проверки финансового положения указанных банков.

Первая регистрация участия банков в системе страхования вкладов на основании поступающих заключений Банка России была проведена 21 сентября 2004 г. Впоследствии, до конца отчетного периода, в среднем еженедельно регистрировалось участие около 30 банков. По состоянию на 1 января 2005 г. в реестр включен 381 банк из 75 регионов страны, что составляет 33,4% организаций, подавших ходатайства о вступлении в систему. Из этих банков 375 ранее имели лицензию Банка России, и 6 банков впервые получили разрешение Банка России на работу с физическими лицами.

Включение банка в реестр осуществлялось не позднее следующего рабочего дня после получения документов от Банка России. На следующий день после включения банка в реестр, Агентство в письменной форме информировало об этом Банк России и банк, поставленный на учет в системе страхования вкладов, а также направляло указанную информацию для опубликования в «Вестнике Банка России» и «Российской газете» и размещало на сайте Агентства в сети Интернет. Кроме того, вместе с указанной информацией Агентство направляло в банк соответствующее свидетельство и регулятивные документы по вопросам страхования вкладов. Объем обязательств перед вкладчиками банков, внесенных в реестр на конец отчетного периода, превышал 433 млрд. руб., что составляет 55,2% сбережений населения, размещенных в банковской системе (без Сбербанка РФ). Среди банков, вступивших в систему обязательного страхования вкладов, 23,6% составили банки, зарегистрированные в г. Москве. Доля их обязательств в общем объеме обязательств банков-участников системы страхования вкладов составляет 52,3%.

В течение отчетного периода участниками системы стало большинство (66) из 100 крупнейших розничных банков. Доля обязательств указанных банков в общем объеме застрахованных обязательств составила 77,8%. В 48 субъектах Российской Федерации участниками системы страхования вкладов стали от 50 до 100% банков. В 53 регионах объем застрахованных обязательств перед физическими лицами составил от 50 до 100% привлеченных средств населения. 29 декабря 2004 г. Банк России принял положительное решение о вхождении в систему обязательного страхования вкладов Сбербанка и Внешторгбанка (они были включены в реестр участников системы страхования 11 января 2005 г.). С учетом их участия объем застрахованных обязательств перед вкладчиками превысил 90% всех депозитов населения.

Таким образом, можно констатировать, что по состоянию на конец отчетного периода система страхования вкладов в России была практически сформирована, и подавляющее большинство банковских вкладов физических лиц находилось под ее защитой.

В соответствии с законом каждому вкладчику гарантируется полный возврат вкладов в каждом банке в размере до 100 тыс. руб. включительно. Указанная сумма составляет 1,1 доли ВВП за 2003 год на одного гражданина России. Международный валютный фонд определяет достаточность возмещения по вкладам на уровне 1-2 долей ВВП страны за год на одного жителя. Следовательно, уровень возмещения по вкладам в размере 100 тыс. руб. соответствует мировой практике и является оптимальным по отношению к объему резервов российской системы страхования вкладов и ставке банковских взносов. Общее количество счетов, открытых вкладчиками в банках-участниках системы страхования вкладов по состоянию на 1 января 2005 г., превышает 32 миллиона. Из них 98% счетов имели размер менее 100 тыс. руб.

Остатки подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады, составляют 435,3 млрд. руб. При этом общая сумма обязательств по вкладам, размер которых не превышает 100 тыс. руб., составляет 106,9 млрд. руб. или 24,6% объема застрахованных депозитов. Средний размер вклада в банках-участниках системы страхования вкладов - 13,6 тыс. руб.

Организация процесса выплат вкладчикам возмещения по вкладам при наступлении страхового случая в банке – участнике системы обязательного страхования вкладов является важнейшим направлением деятельности Агентства. Для ее осуществления Агентством разработан пакет соответствующих регулятивных и организационно-методических документов. Разработана система организации выплаты возмещения по вкладам, которая устанавливает порядок выплат и урегулирования разногласий о размере возмещения, а также определяет процедуру восстановления пропущенного срока для обращения вкладчиков с требованием о возмещении по вкладам. Кроме того, документ содержит основные положения, касающиеся участия банков-агентов в организации выплат вкладчикам. Согласно закону Агентство вправе осуществлять выплаты самостоятельно или привлекать для этого банки-агенты, действующие от имени Агентства и за его счет.

Выплата возмещения по вкладам через банки-агенты рассматривается Агентством как основной, наиболее эффективный и быстрый способ расчетов с вкладчиками. Такой подход позволяет сохранять депозитную базу банковской системы и в то же самое время воспитывать доверие населения к банковским услугам. В данной работе Агентство будет опираться на сетевые банки федерального уровня и крупные региональные кредитные организации, что позволит создать гибкий механизм выплат. Для привлечения банков-агентов к сотрудничеству по выплате страхового возмещения по вкладам разработан порядок их конкурсного отбора, который прошел обсуждение с банковскими ассоциациями в рамках заключенных соглашений о взаимодействии, согласован с Федеральной антимонопольной службой и утвержден Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

Установлено, что банки-агенты федерального уровня должны иметь капитал не менее 1 млрд. руб. и не менее 10 обособленных структурных подразделений. Требование к региональным банкам-агентам - доля вкладов граждан и капитала не менее 10% в масштабе субъекта Российской Федерации. Данным требованиям в настоящее время в совокупности соответствуют примерно 150 кредитных организаций. Для проведения отбора банков-агентов в Агентстве создана постоянно действующая конкурсная комиссия. Она состоит из 11 человек и наряду с работниками Агентства включает представителей Ассоциации российских банков и Ассоциации региональных банков «Россия». Утвержден порядок взаимодействия с банками-агентами при проведении выплаты возмещения по вкладам. В соответствии с указанным документом банк-агент осуществляет выплату возмещения по вкладам без взимания с вкладчиков вознаграждения за свои услуги. Размер оплаты Агентством услуг банка-агента определяется в соответствии с предложенными им в ходе конкурса финансовыми условиями в пределах установленной Советом директоров нормы компенсации затрат - не более 1,5% от выплаченных сумм возмещения по вкладам (протокол № 7 от 27.10.04 г.).

Закон о страховании вкладов предусматривает взаимодействие между Агентством и Банком России в рамках закрепленных за ними полномочий, связанных с функционированием системы обязательного страхования вкладов. Так, распоряжением Банка России от 17 октября 2003 г. создана совместная рабочая группа по подготовке нормативной базы регулирования страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, состоящая из представителей Агентства и Банка России. Этой группой, в частности, было разработано Соглашение о координации деятельности и обмене информацией, заключенное между Агентством и Банком России 29 сентября 2004 г. Соглашением определены основные направления совместной работы по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, уплаты банками страховых взносов, выплаты возмещения по вкладам, проведения проверок банков по вопросам страхования вкладов и применения к ним мер ответственности, ликвидации банков, а также в решении других задач, возникающих в связи с функционированием системы страхования. Кроме того, 1 ноября 2004 г. заключено Соглашение об обмене информацией в электронном виде между Банком России и Агентством, позволяющее ускорить документооборот между организациями и получение из банка при возникновении страхового случая реестра обязательств перед вкладчиками по каналам связи Банка России.

Банком России с участием Агентства подготовлен проект Указания «Об особенностях проведения проверок кредитных организаций (их филиалов)» в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 13 января 2005 г. № 1542-У. Документ регламентирует порядок привлечения Банком России служащих Агентства к участию в проверках банков, их права и обязанности. Целью проведения таких проверок является оценка соблюдения банком требований, установленных Законом о страховании вкладов и нормативными актами Банка России, принятыми в соответствии с ним. Подготовленное с участием Агентства постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 548 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в области страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» устанавливает, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, представляющим в делах о банкротстве банков права требования к банку, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам.

В соответствии с указанным постановлением ФНС России совместно с Агентством подготовлен проект положения о порядке представления Федеральной налоговой службой прав требования государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» в делах о банкротстве банков-участников системы обязательного страхования вкладов, которое предположительно вступит в силу в 2005 году. Важнейшим фактором эффективного функционирования системы страхования вкладов является взаимодействие Агентства с банковскими ассоциациями. В отчетном году Агентством были заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам страхования вкладов с Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков «Россия» и Ассоциацией банков Северо-Запада. Основными направлениями в совместной работе являются формирование единых подходов к применению законодательства о страховании вкладов, обеспечение защиты прав вкладчиков при соблюдении интересов банков, повышение прозрачности привлекающих вклады банков, а также оказание банкам организационной, методической и консультационной помощи по вопросам страхования вкладов.

Агентство взяло на себя обязательство направлять в банковские ассоциации проекты своих регулятивных документов по вопросам участия банков в системе страхования вкладов, расчета и уплаты взносов, а также иных документов, затрагивающих интересы банков-участников системы страхования вкладов. В мае 2004 г. Агентство также организовало семинар для разработчиков программного обеспечения банков и работников, использующих собственные автоматизированные банковские системы. Целью семинара было улучшение подготовки данных систем к формированию реестра обязательств перед вкладчиками и расчету страховых взносов.

В соответствии с Законом о страховании вкладов в качестве финансовой основы системы страхования формируется фонд обязательного страхования вкладов. По состоянию на 1 января 2005г. размер фонда составил 4623 млн. руб. В 2004 г. фонд формировался в основном за счет имущественных взносов Российской Федерации. Первоначальный имущественный взнос был перечислен в установленные сроки государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» в соответствии со статьей 50 Закона о страховании вкладов и составил 2000 млн. руб. Из них 1894 млн. руб. поступили в форме денежных средств и 106 млн. руб. - в форме государственных ценных бумаг.

Кроме того, в течение 2004 г. имущественные взносы Российской Федерации в фонд вносились в соответствии с Федеральным законом «О признании утратившими силу Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, а также о порядке ликвидации государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций». Их общая сумма составила 2 619 млн. руб. Согласно принципу накопительного характера формирования фонда обязательного страхования вкладов, вторым источником его пополнения в 2004 г. помимо имущественного взноса Российской Федерации, были регулярные страховые взносы банков. В соответствии с фактическим ходом формирования состава банков-участников системы страхования вкладов в 2004 г. обязанность по уплате страховых взносов должны были исполнить 26 банков, принятых в систему в III квартале 2004 г. В установленный Федеральным законом срок все указанные банки перечислили страховые взносы в сумме 4,1 млн. руб.

Существенных нарушений порядка расчета и уплаты страховых взносов за III квартал 2004 г. со стороны банков Агентством не выявлено. Четыре банка несвоевременно перечислили в полном объеме страховые взносы за III квартал 2004 г. Требования о погашении недоплаты страхового взноса и уплате пени выполнены этими банками в установленный срок. Средства фонда обязательного страхования вкладов учитывались на специальном счете Агентства в Банке России. Отчет о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов за 2004г. включен в состав годового отчета. Доходы от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда в соответствии с учетной политикой Агентства будут зачислены в фонд после уплаты налогов и распределения прибыли в установленном Советом директоров Агентства порядке. Планируется, что общая сумма этих доходов составит 47,1 млн. руб. Использование денежных средств фонда обязательного страхования вкладов в 2004г. не осуществлялось в связи с отсутствием выплат возмещения по вкладам.

В сентябре 2004 г. в соответствии с Законом о страховании вкладов Агентством были рассчитаны возможные показатели системы страхования вкладов на 2005 г. Их оценка производилась на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 г., исходя из:

·                      предположения об устойчивом экономическом росте и отсутствии предпосылок финансового или системного банковского кризиса в России;

·                      опыта государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций», полученного в ходе создания «локальной» системы гарантирования вкладов в 5 банках и позволяющего оценить соотношение возможных выплат из фонда к размеру обязательств перед вкладчиками для среднестатистического банка;

·                      анализа отношения суммы вкладов в банках с отозванной лицензией к общей сумме вкладов в банках за последние 12 лет.

Проверка в 2004 г. финансового состояния всех банков, включаемых в систему страхования вкладов, в соответствии с правилами, установленными федеральным законом и нормативными актами Банка России, учитывалась как дополнительный фактор стабильности системы страхования вкладов. По расчетам Агентства, в текущем году средств фонда обязательного страхования вкладов должно быть достаточно для осуществления статистически прогнозируемых выплат возмещения по вкладам. В этой связи необходимость расходов федерального бюджета для покрытия дефицита фонда обязательного страхования вкладов в 2005 г. отсутствует. Вопрос достаточности средств фонда страхования вкладов был рассмотрен Советом директоров Агентства (протокол № 6 от 17.09.04 г.).

В целях обеспечения сохранности (защиты от инфляции) и пополнения фонда обязательного страхования вкладов Агентство осуществляет размещение (инвестирование) временно свободных денежных средств на рынке на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности. В отчетном периоде размещение средств фонда обязательного страхования осуществлялось в соответствии с Положением об инвестировании временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов на 2004 год, утвержденным Советом директоров Агентства, исключительно в государственные ценные бумаги Российской Федерации (протокол № 3 от 03.02.04г.). Общая сумма доходов от инвестирования средств фонда за отчетный период составила 186,1 млн. руб. Общая доходность инвестирования средств фонда за отчетный период составила 10,8% годовых, что сопоставимо с приростом стоимости паев паевых инвестиционных фондов с аналогичной инвестиционной декларацией – в государственные ценные бумаги.


Заключение


На основе проведенного анализа деятельности Центрального ОСБ № 4257 Сбербанка РФ по привлечению сбережений населения, делаются следующие выводы и рекомендации.

Организация сбережений населения путем их привлечения во вклады коммерческих банков является весьма выгодной с позиций экономики и государства, так как именно благодаря такой форме организации сбережения кратчайшим путем превращаются в инвестиционный потенциал.

Вклады являются рентабельным размещением средств.

Организация сбережений как никакая другая форма приспособлена для накопления и является весьма высоколиквидной. А значительное разнообразие видов вкладов позволяет не только прогнозировать доход от созданных сбережений, но и маневрировать суммой вложенного капитала и осуществлять расчеты.

Привлеченные средства юридических и физических лиц, сосредоточенные на банковских счетах в результате проведения депозитных и сберегательных операций, а также остатки средств на расчетных, текущих и других счетах клиентов являются основой ресурсной базы коммерческого банка. Сбережения населения могут быть привлечены коммерческим банком, как в виде депозитов, так и виде не депозитных средств, например, путем продажи долговых ценных бумаг, в том числе сберегательных сертификатов, векселей и облигаций.

В экономической литературе отсутствует единая позиция относительно определения сбережений населения, исходя из практического исследования, в работе дается следующее определение сбережений, учитывающее два основополагающих момента: 1) периодичность получения дохода порождающая временной разрыв между доходами и расходами, и несоответствие уровня заработной платы уровню цен, побуждающие формировать страховой запас денежных средств; 2) иерархия потребностей не позволяющая перейти к удовлетворению более высоких потребностей, без удовлетворения потребностей физиологических. Исходя из вышесказанного, сбережения населения - это часть дохода, которая не была израсходована на текущее потребление. Таким образом, в условиях рыночной экономики, основой сбережений являются доходы населения.

Анализ факторов влияющих па формирование сбережений позволяет сделать вывод о том, что сбережения населении формируются под воздействием факторов внутреннею и внешнего воздействия. Причем факторы внешнего воздействия являются объективными и подлежат лишь изучению и оценке, а факторы внутреннего воздействия непосредственно связаны со сберегателем, складываются в процессе его жизни и могут существенно мeнятьcя, а потому следует их не только учитывать, но и определить возможные пути воздействия на них.

Для экономики в целом образование сбережений означает возникновение источника инвестирования хозяйства, которое реально осуществляется через класс финансовых посредников. Следствием процесса трансформации сбережений населения в ссуды и инвестиции является перераспределение спроса из сферы потребительского рынка в сферу оборота денежных ресурсов предприятий, благодаря чему возникают дополнительные стимулы экономического развития. Перераспределение личных сбережений через финансово-кредитную систему означает вовлечение их в сферу управления профессиональных финансовых посредников (банков, страховых компаний и т.п.)- что в целом повышает степень обоснованности движения капитала в экономике.

При исследовании сущности сбережений следует исходить из определенных основополагающих условий, к которым относятся:

-  сущность сбережений как субъекта исследования;

-  место сберегательной политики в деятельности коммерческого банка;

-  роль государства в создании социальной защиты интересов сберегателей (вкладчиков);

Формирование оптимальной процентной политики банка основывается на следующих принципах:

-  уровень процентных ставок по операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям банка;

-  величина процентной ставки должна быть увязана со сроком хранения средств во вкладах;

-  размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности, исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска;

-  соблюдение принципа «социальной» дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно-страховую функцию, т.е. быть формой социально-экономической защиты вкладчиков.

При формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует учитывать в комплексе.

Можно сделать вывод о многоаспектном характере понятия сберегательной политики коммерческого банка и определить основные направления деятельности по реализации сберегательной политики. В работе выделены три основных направления реализации сберегательной политики коммерческого банка:

-  с точки зрения государства;

-  с точки зрения самого банка;

-  с точки зрения клиентов банка.

Из этого следует, что роль сберегательной политики различна в зависимости от субъектов ее определяющих. Поэтому можно говорить о наличии макро и микроуровня сберегательной политики. На макроэкономическом уровне сберегательная политика является частью политики государства.

На макроэкономическом уровне cбеpeгательная политика выступает как регулятор деятельности банка по привлечению сбережений населения и как основа действий сберегателя по сохранению накопленной стоимости. Сберегательная политика коммерческою банка представляет собой стратегию и тактику банка по привлечению сбережений населения на возвратной основе.

Список литературы


1.       Конституция РФ. - М.: Норма, 2005.

2.       Гражданский кодекс РФ. - М.: Юрайт, 2005.

3.       Федеральный закон от 3.02.1996 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» (с изменениями и дополнениями от 30.06.2004 г.).

4.       Федеральный закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями от 10.01.2005 г.).

5.       Федеральный закон от 08.07.1999 г. № 144-ФЗ «О реструктуризации кредитных организаций».

6.       Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями от 21.03.2004 г.).

7.       Федеральный закон от 8 июля 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

8.       Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц и банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ.

9.       Инструкция Центрального банка РФ № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности».

10.   Инструкция Центрального банка РФ от 12.07.1999 г. № 84-И «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.06.2002 г. № 1164-У).

11.   Инструкция Центрального банка РФ от 31.03.1997 г. № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» (в ред. Указания ЦБ РФ от 11.02.2002 № 1098-У).

12.   Положение Банка России от 14.05.1999 г. № 76-П «О временной администрации по управлению кредитной организацией (с изменениями и дополнениями от 17.09.2001 г.).

13.   Заявление Правительства РФ и Центрального банка РФ от 21.11.1998 г. № 5580п-П13 «О реструктуризации кредитных организаций».

14.   Официальное разъяснение от 26 июля 2000 г. № 1-ОР «Об отдельных вопросах, связанных с применением Федерального закона «О реструктуризации кредитных организаций».

15.   Агентство по реструктуризации кредитных организаций в первом полугодии 2004 года. - М., Деньги и кредит, 2004, № 8 с.24-29.

16.   Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2004. -192 с.

17.   Банковское дело. Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 2005. - 475 с.

18.   Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А. - М.: Экономика, 2004. - 396 с.

19.   Банковский портфель (в 3-х книгах) / Отв. ред. Коробов Ю.И., Рубин Ю.Б., Солдаткин В.И. - М., «СОМИНТЭК», 2003 750 с.

20.   Белых Л.П. Устойчивость коммерческих банков. Как банкам избежать банкротства. - М.: Байки и биржи, 2004 - 192 с.

21.   Беляков А.В. Банковские риски: проблемы учета, управления и регулирования. - М.: Издательская группа «БДЦ-пресс», 2003. - 256 с.

22.   Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия планирование. - М.: ИКЦ «ДИС», 2004. - 288 с.

23.   Брэддик У. Менеджмент в организации. - М.: «ИНФРА-М», 2003. – 344 с.

24.   Василишен Э.Н., Маршавина Л.Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков в России на макро- и микроуровне. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 2004. - 271 с.

25.   Василишен Э.Н. Регулирование деятельности коммерческого банка. – М.: Финстатинформ, 2005. – 138 с.

26.   Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-ль Шумилова И. И., 2005. – 216 с.

27. Гамидов Г.М. Банковское и кредитное депо. - М.: Объединение «ЮНИТИ», Банки и биржи, 2004 – 96 с.

28.   Горбунов А.Р. Управление финансовыми потоками и организация финансовых служб предприятий, региональных администраций и банков. Издание второе, дополненное и переработанное. - М.: Издательская фирма «Анкил». 2005. - 224 с.

29.   Горбунов И. Реформа на доверии. Банкиры хотят гарантий от государства. - М., Известия, 12.12.2002, с. 5.

30.   Горбунов И. За чистоту финансовых потоков. Гарантирование вкладов нужно и клиентам, и банкам. - М., Известия, 15.11.2002, с. 5.

31.   Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие. Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2004. - 256 с.

32.   Денежное обращение и кредит капиталистических стран / Под ред. Красавиной Л.Н. - М., Финансы, 1977.

33.   Деньги, кредит, банки: Учебник/ под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2004 – 448 с.

34.   Долан Э. Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Пер. с англ. В. Лукашевича и др.: Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. - СПб, 2005. - 496 с.

35.   Екушов А.И. Модели учета и анализа в коммерческом банке/ под общ. ред. А.В. Евтюшкина. - Калининград: Янтар. сказ, 2004, 208 с.

36.        Иванов В.В. Анализ надежности банка: практическое пособие. - М.: РДЛ, 2004. – 227 с.

37.   Камиовский С.А. Менеджмент в российском банке: опыт системного анализа и управления / Общая ред. и предисловие Д.М. Гвишиани. - М.: «УРСС», 2004. - 112 с.

38.   Ларионова И.В. Реорганизация коммерческих банков. - М.: Финансы и статистика, 2004 - 368 с.

39.   Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. - М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2005. – 224 с.

40.   Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент в коммерческом банке: Фундаментальный анализ. – М.: Перспектива, 2004. - 160 с.

41.   Никитина Т.В. Банковский менеджмент. - СПб: Питер, 2001. - 160 с.

42.   Ольшаный А.И. Банковское кредитование: российский и зарубежный опыт / Под ред. Е.Г. Ищенко, В.И. Алексеева. - М.: Русская Деловая Литературы, 2004. - 352 с.

43.   Основы банковской деятельности (Банковское дело) / Под ред. Тагирбекова К.Р. - М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир», 2005. - 720 с.

44.   Основы банковского менеджмента: учебное пособие. Пол общ. ред. О.И. Лаврушина. - М.: ИНФРА-М, 2003, 144 с.

45.   Шеремет А.Д. Финансовый анализ в коммерческом банке. - М.: Финансы и статистика, 2005, 256 с.

46.   Барсукова С. Время собирать банки// Финансы, 14.01-20.07.2004, № 18, с. 10-14.

47. Батюк Д.В. Финансовый и банковский кризис в России: причины и поиски выхода. – М., Банковские услуги, 2005, № 11-12, с. 18-22.

48.             Виноградов А.В. Некоторые аспекты применения федеральных законов «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций». - М., Деньги и кредит, 2004, №10, с. 11-15.

49.   Воронин Д.В. Россия накануне введения системы гарантированных вкладов граждан. - М., Банковское дело, 2004, № 3.

50. Геращенко В.В. О состоянии и перспективах развития банковской системы России. – М., Деньги и кредит, 2005, № 7, с. 8-12.

51.   Грядовая О.В. О реорганизации деятельности коммерческих банков (опыт США). – М., Деньги и кредит, 2005, № 11, с. 68-72.

52. Захаров В.С. России необходима стабилизация банковской системы. - М., Экономика и жизнь, 2004, № 35.

53. Канаматов К.М. Страхование банковских депозитов и АРКО. - М., Деньги и кредит, 2005,№ 4, с. 36-42.

54.   Литук О.Н. Стратегический подход к реструктуризации коммерческих банков. – М., Деньги и кредит, 2004, №11. с. 28-29.

55.   Лунтовский Г.И. Проблема оздоровления коммерческих банков: российская практика и зарубежный опыт. - М., Деньги и кредит, 2003, № 6, с. 8-13.

56.   Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2004, № 11, с. 3-9.

57.   Пашковская И. В. Зарубежная практика зашиты банковских вкладчиков. - М., Сберегательное дело за рубежом, 2004, № 2-3, с.17-21.

58.   Пашковская И.В. Методы страхования вкладов в зарубежных банковских системах. - М., Сберегательное Дело за рубежом, 2005, № 3-4, с. 20-25.

Приложение 1

 

Данные об объемах привлеченных депозитов и вкладов кредитными организациями РФ



2004 год

2005 год

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

01.09

01.10

01.11

01.12

01.01

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Депозиты и вклады в рублях - всего

358430

303203

380660

393718

400187

409484

428171

442287

454060

474017

489620

498412

516336

в том числе физических лиц

304659

310388

310458

330394

343460

350431

363248

373962

384789

401750

416443

426140

446408

по срокам привлечения


до востребования

100631

99141

102823

108303

115241

117606

125698

130644

134000

139220

136763

123101

115245

на срок до 30 дней

287

230

271

272

312

299

296

303

333

415

334

623

287

на срок от 31 дня до 90 дней

20988

21503

21619

21684

22113

22076

21973

22115

22230

22548

23076

22714

22541

от 91 до 180 дней

122948

123386

133560

123935

124512

124754

125251

125786

127224

130582

133716

135623

136985

от 181 дня до 1 года

21832

22863

23465

24113

24569

25219

25963

26547

28460

31606

35411

38562

40858

от 1 года до 3 лет

36133

11495

45884

50250

54832

58557

62084

66558

70460

75117

84711

102929

127511

свыше 3 лет

1840

1772

1776

1876

1881

1919

1982

2009

2083

2261

2433

2588

2936

депозиты и вклады в иностранной валюте - всего

337381

357383

375091

380550

388085

401706

413352

434315

430490

436661

456627

473357

455233

в том числе: физических лиц

148545

154062

162439

168530

175191

181715

189505

198729

205476

206740

213638

223983

243648

по срокам привлечения:


до востребования

42018

41647

41303

42932

44133

45414

47500

49526

50282

50208

51218

52447

57422

на срок до 30 дней

529

660

1000

531

1111

763

1265

869

865

1299

790

1060

916

на срок от 31 дня до 90 дней

6143

6524

7893

8399

7242

6792

6261

6661

6931

6188

6674

6513

8971

от 91 до 180 дней

58235

60952

64914

66966

69435

72373

74932

77768

79532

77691

78125

80123

83190

от 181 дня до 1 года

28158

30322

32529

34069

35695

37661

39472

42051

44379

45981

48543

52587

58240

от 1 года до 3 лет

12208

12735

13632

14437

15657

16679

17858

19617

21316

23219

26003

29127

33586

свыше 3 лет

1253

1221

1167

1197

2007

2033

2221

2239

2170

2154

2262

2126

1317

Приложение 2

 

Виды вкладов, предлагаемые некоторыми тольяттинскими коммерческими банками



Сумма вклада

Размер ставки, % годовых


мин

макс

< 1 мес

1 мес

2 мес

3 мес

4 мес

5 мес

6 мес

7 мес

8 мес

9 мес

10 мес

11 мес

12 мес

13 мес

> 13 мес

 

Газбанк


















 

Особый 370 (руб)

500

49999














14


 

Особый 370 (руб)

50000















15


 

VIP (руб)

100000















17,25


 

XXI век (руб)

5000
















16

 

Максимальный (руб)

5000
















15,75

 

Потенциалбанк


















 

«Успех» (руб)





15













 

«Шанс» (руб)


49999




16












 

«Шанс» (руб)

50000





17












 

Оптима-банк


















 

Прогрессивный (руб)

1000

нет

4


14

16












 

Квартальный (руб)

1000

нет




18












 

Спринт (руб)

1000

нет


16














 

До востребования (руб)

200

нет

2















 

Солидарность


















 

ТЕМП (руб)

500

не огранич



15













 

КРОСС (руб)

10

не огранич




2












 

До востребования (руб)

10



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Татабанк


















 

Эконом Плюс (руб)

10000



15,50

15,50

15,50

15,50

15,50

15,50









 

Популярный (руб)

5000



14

14

14












 

Банковские МПК «Волга» (руб)

100



10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10



 

Бонус (руб)

50000



15,50

15,50

15,50

15,50

15,50

15,50









 

Персона (руб)

100000



16,50

16,50

16,50

16,50

16,50

16,50









 

Потенциал банк


















 

До востребования (руб)

10



2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 

Экспресс-вклад (руб)

5000


3

5

14

15












 

Экспресс-2000 (руб)

1000



15

15

15












 

Пенсионный (руб)

100



18

18

18












 

Максимум (руб)

15000

99999



15













 

Максимум (руб)

100000

199999



16













 

Максимум (руб)

200000




16,50













 

Депозит (руб)

5000






16,50











 

Приложение 3

 

Вклады Сберегательного Банка России на 01.01.05


Вид вклада

Ставка %% годовых

Принимаемые рублевые

%

До востребования

2

Зарплатный

2

Пенсионный плюс

10

Срочный пенсионный


 3 месяца и 1 день

4

 6 месяцев

4

Срочный пенсионный на 2 года

10

Накопительный

18

Сберегательный


 1 месяца и 1 день, 2 месяца и 1 день,

0,1

 3 месяца и 1 день,

0,1

 6 месяцев

0,1

Юбилейный

0,1

Компенсационный

14

Молодежный

11

Принимаемые валютные


Юбилейная рента

0,1

Европейский

4

Ранее открытые рублевые, прием которых прекращен


Пенсионный

8

Срочный пенсионный 1 год и 1 месяц

18,5

СБ-501

18,5

Целевой вклад на детей

16

Срочный с ежемесячной выплатой дохода

7,2

Срочный

11

Срочный депозит


 От 500 до 20000 руб. на 6 мес.

2

 От 20000 до 50000 руб. на 6 мес.

2

 От 50000 руб. на 6 мес.

2

 От 500 до 20000 руб. на 1 год

2

 От 20000 до 50000 руб. на 1 год

2

 От 50000 руб. на 1 год

2

Срочный депозит на 4 месяца

2

Фиксированный процент


 От 500 до 2000 руб. на 3 мес. + 1 день

2

 От 2000 до 5000 руб. на 3 мес. + 1 день

2

 От 5000 руб. на 3 мес. + 1 день

2

 От 500 до 2000 руб. на 6 мес.

2

 От 2000 до 5000 руб. на 6 мес.

2

 От 5000 руб. на 6 мес.

2

Особый номерной на 1 год и 1 мес.

18,3

Особый номерной на 3 мес. и 1 день

11,5

Номерной

2

Ранее открытые валютные, прием которых прекращен


С ежемесячным начислением процентов

1,5

Срочный депозит на 3 месяца


 От 300$ до 4999$

2

 От 5000$ до 9999$

2,5

 От 10000$ до 49999$

3

 От 50000$ до 99999$

3,5

 От 100000$

4

Срочный депозит на 9 и 12 месяцев


 От 300$ до 4999$

1

 От 5000$ до 9999$

1

 От 10000$ до 49999$

1

 От 50000$ до 99999$

1

 От 100000$

1

Особый номерной на 3 мес. и 1 день

6

Особый номерной на 1 год и 1 мес.

7

Срочный

5

Вклад на детей

2

Приложение 4


Листы оценки деятельности банков в области сбережений. Объем привлеченных средств




Объем средств



Увели

чился

Остался без изменения

Уменьшился

Операции не проводились

Нет оценки


В РУБЛЯХ






0101

Остатки средств на расчетных (текущих) счетах

4

3

2

1

0

0102

В том числе госпредприятий

4

3

2

1

0

0103

Депозиты юридических лиц

4

3

2

1

0

0104

Вклады частных лиц

4

3

2

1

0

0105

Кредиты других банков

4

3

2

1

0

0106

Продажа векселей

4

3

2

1

0

0107

Продажа депозитных сертификатов

4

3

2

1

0


В ВАЛЮТЕ






0108

Остатки средств на расчетных (текущих) счетах

4

3

2

1

0

0109

В том числе госпредприятий

4

3

2

1

0

0110

Депозиты юридических лиц

4

3

2

1

0

0111

Вклады частных лиц

4

3

2

1

0

0112

Кредиты других банков

4

3

2

1

0

0113

Продажа векселей

4

3

2

1

0

0114

Продажа депозитных сертификатов

4

3

2

1

0

Приложение 5


Листы оценки деятельности банков в области сбережений. Структура привлеченных средств



Объем средств



Удельный вес данных привлеченных средств в общем объеме привлеченных средств составляет (%)

Нет оценки


В РУБЛЯХ

 


0201

Остатки средств на расчетных (текущих) счетах


0

0202

В том числе госпредприятий


0

0203

Депозиты юридических лиц


0

0204

Вклады частных лиц


0

0205

Кредиты других банков


0

0206

Продажа векселей


0

0207

Продажа депозитных сертификатов


0


В ВАЛЮТЕ



0208

Остатки средств на расчетных (текущих) счетах


0

0209

В том числе госпредприятий


0

0210

Депозиты юридических лиц


0

0211

Вклады частных лиц


0

0212

Кредиты других банков


0

0213

Продажа векселей


0

0214

Продажа депозитных сертификатов


0



Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.