РУБРИКИ

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Депозитные и сберегательные операции коммерческих банков и их развитие

•    дополнительные аналитические материалы (обзоры) из центральных и местных средств массовой информации, открытая информация ЦБ РФ.

Пользователи информации могут входить в базы данных только по тем позициям, которые оговорены в договоре.

На экран может быть выведена информация с различных серверов одновременно.

 В первую очередь это касается территориальных и отраслевых возможностей анализа, различных видов депозитных сертификатов, величины предприятий и их форм собственности, видов сбережений.

Реквизиты экономических агентов, предоставляющих информацию, не указываются.

Мониторинг сберегательной деятельности Сбербанка РФ на микроуровне, имеет особую значимость, так как позволяет оптимизировать процесс привлечения средств населения в банк.

Основными задачами мониторинга и данном случае являются:

·                    отслеживание динамики деятельности банка по привлечению сбережений населения;

·                    наблюдение за отклонениями реализуемой сберегательной политики от плановой;

·                    оценка эффективности проводимой банком сберегательной политики в соответствии с изменениями рыночной среды;

·                    выявление резервов повышения эффективности сберегательной деятельности банка и формулирование предложений по изменению сберегательной политики;

·                    прогнозирование эффективности сберегательной политики в перспективе.

Осуществляя мониторинг реализации сберегательной политики банка с позиций ее эффективности следует учитывать, что основной задачей сберегательной политики банка является поддержание оптимального уровня прибыльности банка oт операций со средствами населении при необходимом уровне ликвидности.

Основными качественными факторами, определяющими ликвидность банка, являются виды привлеченных депозитов, их источники и стабильность ресурсной базы кредитного учреждения. Поэтому анализ депозитной базы служит отправным моментом в анализе ликвидности банка и поддержания его надежности.

Особое внимание при анализе депозитов должно уделяться их структуре, имея в виду привлечение дешевых ресурсов, которые в большей мере содействуют получению банковской прибыли.

Для оценки стабильности и денежных вкладов населения как кредитных ресурсов банка необходимо не только определить структурное строение депозитов, но и рассчитать средний срок хранении одного рубля и уровень оседания средств, поступающих во вклады.

Срок хранения определяем как:


Оср

Сд = ____________ * Д,(1)

В


где Сд - средний срок хранения в днях;

Оср- средний остаток вкладов;

В - оборот по выдаче вкладов;

Д- количество дней в периоде.

Средний срок хранения вкладного рубля отражает в динамике стабильность вкладов (таблицы 11).

Это особенно важно для оценки вкладов в качестве ресурсов краткосрочного кредитования для обеспечения ликвидности банка.


Таблица 11 - Средний срок хранения одного рубля коммерческого банка

Период

Средний остаток вкладов, руб.

Оборот по выдаче вкладов, руб.

Средний срок хранения, дней

1-31.08.2005

368989339

81978357

135,0

1-30.09.2005

394599810

83712748

141,4

1-31.10.2005

424686782

85777370

148,5

1-30.11.2005

436867749

86521069

151,5

1-31.12.2005

475907724

89246152

160,0


Таким образом, средний срок хранения вкладного рубля изменился с 135 дней до 160 дней, что можно расценивать положительно, так как, чем дольше срок хранения вкладного рубля, устойчивее ресурсная база коммерческого банка.

Проведенный нами расчет показывает, что лишь седьмая часть вкладов составляет стабильные банковские ресурсы, которые могут использоваться для кредитования и инвестирования без опаски досрочного изъятия.

Важнейшим инструментом депозитной и сберегательной политики является процент, с позиций мониторинга ему уделяется существенное внимание, так как, чем надежнее пассивы, то есть, чем больше срок и сумма депозитов, тем больший процент гарантирует банк.

Кроме того, процент по депозиту должен учитывать уровень инфляции.

Однако средства до востребования, используемые в качестве кредитных ресурсов и находящиеся на расчетных, текущих счетах, являются самыми дешевыми, но и самыми неустойчивыми ресурсами, поскольку они не имеют срока хранения и могут быть изъяты в любой момент.

Для анализа использования средств до востребования в качестве ресурсов кредитования следует сопоставлять остатки средств на расчетных счетах с остатками на корреспондентском счете и в кассе банка.

Превышение первых над вторыми показывает размер принадлежащих предприятиям средств, отвлеченных в ссуды.

Увеличение до 55-60 % доли этих средств в общей сумме денег, находящихся на счетах до востребования, должно служить банку предупредительным сигналом к усилению притока срочных депозитов.

Средства, привлеченные банком в качестве депозитов сроком до 1 года, могут использоваться не только для выдачи краткосрочных ссуд, но и для предоставления их на более длительные сроки.

Для того, чтобы установить предел, в котором возможно направление краткосрочных ресурсов в среднесрочные и долгосрочные инвестиции, банку необходимо рассчитать коэффициент трансформации краткосрочных ресурсов в долгосрочные:


(1-Д0)

Кт = ____________ * 100%,(2)

К0


где Ко - кредитовый оборот по поступлениям средств на депозитные счета (сроком до 1 года, включая счета до востребования) в учреждении банка;

До - дебетовый оборот по выдаче краткосрочных ссуд и другим краткосрочным вложениям сроком до 1 года;

Кт - коэффициент трансформации.

Базой для расчета являются данные годового бухгалтерского баланса.

На основе данных банковской отчетности подразделение банка, осуществляющее мониторинг, рассчитывает также величину отклонений основных показателей, характеризующих сберегательную политику, от планируемых.

Такими показателями помимо вышеперечисленных могут быть: процентные расходы, величина прибыли коммерческого банка, объем привлеченных во вклады средств, размер резервов, депонируемых в Банке России, величина средств, привлеченных с помощью ценных бумаг, нормативы ликвидности и нормативы, ограничивающие риски по вкладным операциям, величина кредитного потенциала.

Таким образом, мониторинг является необходимым инструментом оценки и управления качеством банковской деятельности на рынке сбережений.

Именно благодаря мониторингу оценить результаты проводимой банком сберегательной политики может сам банк и надзорные органы, что крайне важно при разработке денежно-кредитной политики и иных инструментов регулирования рынка, а также для предотвращения кризисных ситуаций в банковской системе, связанных с потерей доверия населения к финансово-кредитным институтам.

Кроме того, благодаря выявленным в ходе мониторинга резервам повышения эффективности сберегательной деятельности, банк может оптимизировать свою работу с населением.

Глава 3. Совершенствование деятельности коммерческого банка по привлечению сбережений населения

3.1 Управление рисками деятельности банка на рынке сбережений населения


Как и любая другая деятельность банка, деятельность банка по привлечению сбережений населения сопряжена с рисками. По нашему мнению, риск сберегательной деятельности байка представляет собой совокупность рисков: а) финансового характера: депозитный риск, риск несбалансированной ликвидности, процентный риск, валютный риск; 6) риск макроэкономического характера: рыночный риск, риск инфляции; в) функциональных рисков: стратегический риск, технологический риск, риск операционных и накладных расходов (риск неэффективности), риск внедрения новых продуктов; г) прочие риски, риск несоответствия условиям государственного регулирования, риск потери репутации (приложение 5).

Финансовые риски

Депозитный риск относится к рискам ликвидности и связан с досрочным отзывом вкладчиками своих вкладов из банка. Поэтому коммерческие банки проводят большую работу по предотвращению возможных негативных последствий внезапного оттока свободных денежных средств со счетов вкладчиков. Дифференциация условий привлечения вкладов в коммерческие банки является активным средством борьбы за вкладчика, обостряющим банковскую конкуренцию. Чтобы избежать возможных негативных последствий этой конкуренции, современные банки практикуют согласование уровня процента по вкладам между банками. Как свидетельствует зарубежная практика, иногда этого уровень устанавливается непосредственно центральным банком. В России это делается для системы Сберегательного банка, который работает с государственной поддержкой.

Предупреждению потерь при формировании депозитов могут способствовать особые условия, включенные в договор «О вкладе», который должен заключаться между клиентом и банком. В качестве одного из условий этого договоров может быть отказ клиенту в досрочном востребовании вклада.

Периодически банк должен оценивать степень использования находящихся в его распоряжении депозитов. Для этого определяется коэффициент связанности депозитов, который должен быть равен единице. Это означает, что вес депозиты банка задействованы в его работе.

Процентный риск. Процентному риску, как и другим видам риска, свойственна неопределенность. Это связано с будущим направлением движения и уровнем процентных ставок как по предоставляемым заемщикам кредитам, так и по привлекаемым депозитам. Процентный риск для банков определяется отношением средней стоимости депозитных средств к средней процентной ставке по кредитам, выраженным как по срокам, так и в марже.

Задачей управления риском изменения процентных ставок является минимизация отрицательного воздействия на рентабельность банка колебания рыночных процентных ставок. Отличительная особенность рассматриваемого вида риска состоит в том, что его воздействие может оказаться для банка как отрицательным, так и позитивным. Поэтому управление риском изменения процентных ставок может дать и положительный эффект. Ключевой метод измерения подверженности риску изменений процентных ставок связан с применением методики, которая называется анализом разрыва. Отправным пунктом анализа разрыва является определение горизонта планирования риска изменения процентных ставок. К примеру, руководство может оценить влияние риска изменения процентных ставок в перспективе одного месяца или квартала. Горизонтом планирования непосредственно будет определяться оценка разрыва. Следующий шаг процесса анализа разрыва состоит в разбивке активов и пассивов банка на две широкие категории: активы / пассивы, чувствительные к изменению процентных ставок, и активы / пассивы, нечувствительные к изменению процентных ставок. Третий этап разрыва заключается непосредственно в его количественном определении путем вычитания из активов, чувствительных к изменению процентных станок, аналогичных пассивов. Полученная разница и называется разрывом, если объем активов, чувствительных к изменению процентных ставок, больше, чем пассивов, то имеет место положительный разрыв. Противоположная ситуация означает отрицательный разрыв. После того, как определен разрыв, руководство банка может прикупить к контролю риска изменения процентных ставок в рамках банковского портфеля. Так называемая наступательная или агрессивная стратегия управления риском изменения процентных ставок включает два этапа:

·                    прогноз тенденции - изменения процентных ставок;

·                    изменение структуры активов и пассивов с целью извлечения выгоды от прогнозируемого изменения процентных ставок.

Если прогнозируется рост процентных ставок, банк получит дополнительную выгоду при наличии положительного разрыва. Если предсказывается падение общего уровня процентных ставок, для получения дополнительной выгоды банк должен иметь отрицательный разрыв. Изменение величины процентного риска оказывает влияние на уровень рентабельности кредитной организации, что подтверждают данные таблицы 12.


Таблица 12 - Взаимосвязь изменения общего уровня процентных ставок и рентабельности банка

Разрыв

Рыночные процентные ставки

Прибыль

Положительный

Возрастают

Возрастает

Положительный

Падают

Падает

Отрицательный

Возрастают

Падает

Отрицательный

Падают

Возрастает


Оборонительная стратегия управления разрывом направлена на ослабление влияния подвижек в рыночных процентных ставках на изменение прибыли банка. При данной стратегии не требуется предугадывать будущие прибыли ставки. Поэтому ее целесообразно применять в тех случаях, когда тенденцию изменения процентных ставок трудно предсказать или процентные ставки испытывают хаотичные колебания.

Таким образом, для минимизации влияния риска процентной ставки необходимо выработать эффективную схему управления, как активами, так и пассивами балансов коммерческих банков. Ограничения в части пассивов оборачиваю для коммерческого банка: а) сокращением диапазона возможностей и размеров долговых инструментов, которыми банк может оперировать среди своих вкладчиков и среди других кредиторов в любой момент времени; б) обострением конкуренции со стороны других банков или небанковских финансовых институтов за имеющиеся на рынке свободные ресурсы.

Валютный риск - опасность валютных (курсовых) потерь, связанных с изменением курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте, Валютный риск существенно влияет на деятельность банка по привлечению сбережений в том случае, когда банк предлагает валютные вклады и их доля в балансе существенна. Банк рискует тем, что курс валюты резко поднимется и выплата процентов по валютным вкладам существенно превысит прибыль.

Управление валютным риском может состоять в следующем:

•    выбор в качестве валюты платежа своей национальной валюты;

•    включение в договор защитной оговорки, когда сумма денежных обязательств меняется в зависимости от изменения курса валюты.

Так, если банк привлекает вклад в валюте, вероятность повышения курса которой велика, то он одновременно продает ее с поставкой через определенный срок, совпадающий с моментом возврата кредита. При этом он поставляет валюту приблизительно по тому же курсу, который существовал во время привлечения кредита. Если валютный курс действительно повысился, то в результате этой операции банк не несет убытков. Крупные банки в целях минимизации валютного риска практикуют использование «тактики нулевого баланса», т.е. уравновешивают свои активы и пассивы, выраженные в слабой иностранной валюте. В результате проигрыш по активным операциям, связанный с обесцениванием слабой валюты, будет компенсироваться выигрышем на пассивах.

Риск несбалансированной ликвидности. Риск несбалансированной ликвидности - опасность потерь в случае неспособности банка покрыть свои обязательства по пассивам баланса и требований по активам. Управление данным риском осуществляется путем соблюдения установленных Центральным банком для всех функционирующих в стране банков обязательных норм ликвидности, представляющих соотношение различных статей актива и пассива баланса банка, а также путем согласования сроков возврата, размещенных активов и привеченных банком пассивов. Для поддержания необходимого уровня ликвидности банк должен прогнозировать возможность отлива вкладов до востребования, а также «ненадежных» срочных вкладов; увеличение спроса на кредит со стороны клиентуры; изменение экономической конъюнктуры и т.д.

Способами обеспечения необходимого уровня ликвидности являются:

•    отзыв и конверсия кредитов;

•    продажа части портфеля ссуд и инвестиций;

•    распределение активов и пассивов путем составления таблицы всех счетов пассивов в целях выявления, какую часть каждого вида пассивов следует разместить в ликвидные статьи активов для поддержания определенных коэффициентов ликвидности;

•    расширение масштабов пассивных операций по привлечению средств клиентов;

•    выпуск обращающихся депозитных сертификатов, облигаций;

•    получение займов от Центрального банка и т.д.

Основным инструментом управления риском несбалансированной ликвидности является управление банком на основе портфельных ограничений. В портфельной модели банк рассматривался как совокупность различных портфелей, например портфеля активов и пассивов. Основным инструментом регулирования риска является в данном случае построение сбалансированных по сроку, объему и рентабельности портфелей обязательств и портфелей требований. В нашем случае для управления ликвидностью банку необходимо воспользоваться конверсионным методом, то есть при размещении средств учитывать их срочность, а, следовательно, осуществлять краткосрочное кредитование при преобладании в структуре депозитов «коротких денег» и среднесрочное кредитование при преобладании «длинных денег».

Макроэкономические риски

Наиболее опасными для деятельности банка на рынке сбережений являются рыночный риск и инфляционный риск. Рыночный риск связан с изменениями в экономической ситуации, а также с изменением расстановки сил банковский конкуренции на рынке сбережений. К основным методам управления данным риском можно отнести постоянное исследование и прогнозирование рынка. Инфляционный риск опасен для банка тем, что инфляционные ожидания отрицательно влияют на сбережения населения, которое, в свою очередь, стремится использовать все доходы на текущее потребление и изымать денежные средства из вкладов. Рыночный и инфляционный риск особо негативно сказываются на таких инструментах привлечения сбережений, как ценные бумаги, так как фондовый рынок весьма чувствителен к малейшим колебаниям рынка.

Функциональные и прочие риски

Вся совокупность данной группы рисков, в первую очередь, связана с внутренними недостатками деятельности банка. Так, риск внедрения новых продуктов, хотя и возникает при несоответствии ожиданий банка реальным интересам клиентов, кроется в некачественном анализе конъюнктуры рынка и потребительских предпочтений. Риск потери репутации зависит от грамотности коммуникационной стратегии банка. Риск несоответствия условиям государственного регулирования напрямую связан с несоблюдением нормативов, установленных надзорными органами. Стратегический риск связан с излишней амбициозностью банковской стратегии.

Технологический риск - это возникновение потерь либо из-за использования устаревших технологий, либо неокупившихся затрат на освоение новых. Поэтому в основе управления данной группой рисков лежит грамотный менеджмент и оптимально построенная маркетинг-ориентированная организационная структура банка.

Чтобы преуспеть в области привлечения сбережений населения, для которой характерно влияние совокупности рисков, банкам следует развивать особые механизмы принятия решении.

Такая система должна позволять Правлению банка оценить, какие риски и в каком объеме может принять на себя банк; определить оправдывает ли ожидаемая доходность соответствующие риски или нет.

На основе этого должны быть разработаны и претворены в жизнь мероприятия, которые позволяют снизить влияние фактора риска.

Meтодом реализации данной задачи является разработка системы управления риском сберегательной деятельности банка, которая позволит руководству банка выявить, локализовать, измерить и проконтролировать ту или иную составляющую риска сберегательной деятельности и тем самым минимизировать ее влияние. Такая система состоит из ряда элементов.

На уровне банка, по нашему мнению, можно выделить следующие элементы (рис. 3).
















Рис. 3 - Система управления риском в сберегательной деятельности банка


Данная система управления риском реализуется через конкретные мероприятия (направления), осуществляемые на уровне стратегического управления, уровне подразделения по управлению рисками или в рамках взаимодействия ряда подразделений для контроля рисков при той или иной сложной операции. В таблице 13 приведены мероприятия в рамках системы управления риском на уровне депозитного отдела, деятельность которого связана с оптимизацией сберегательных рисков.

К основным методам управления риском деятельности банка по привлечению сбережений населения, на наш взгляд следует отнести:

·                    диверсификацию рисков (привлечение ресурсов по различным направлениям);

·                    хеджирование (как случай диверсификации рисков: распределение рисков таким образом, чтобы суммарное влияние того, или иного событии на их стоимость оказалось наименьшим);

·                    распределение рисков между большим количеством участников;

·                    перенесение вероятностных убытков на другое лицо.


Таблица 13 - Элементы системы управления риском сберегательной деятельности коммерческого банка

Нормирование риска

Определение риска

Контроль риска

Мониторинг риска

1         уровень.

Сберегательная политика

Исследование рынка

Юридическая экспертиза

Контроль портфеля депозитов

2         уровень.

Планирование привлечения сбережений

Рассмотрение и утверждение договора вклада (авторизация)

Контроль за сроком погашения обязательства

Должностные отчеты

3         уровень.

Ценообразование по вкладам

Ранжирование вкладов

Отслеживание проблемных /невостребованных/ вкладов и резервирование ликвидных активов на случай досрочного исполнения обязательств

Внутренний аудит


В итоге можно заметить, что риск является неизбежной частью банковской деятельности. Все риски, принятые на себя банком, должны находиться в жесткой системе управления, не допускающей нарушения политики банка, а также норм, установленных Банком России. Это касается в равной степени и банковских рисков, и стандартов, установленных для банков как для профессиональных участников организованных финансовых рынков.

Относительно крупных банков речь идет, как правило, не просто о финансовом управлении, а о международном финансовом управлении банком. Следовательно, изменяются причины возникновения рисков и их виды. Необходимо принимать во внимание особенности страновых, региональных, политических и иных рисков, причем не разрозненно, а на основе системного подхода.

В основе системного подхода к управлению рисками лежат общепринятые принципы Generally accepted risk principles (далее - GARP), которые были разработаны на основании зарубежного опыта.

GARP - это общая структура (89-принципов), посредством которой могут управлять и распределять свои риски и которую может использовать руководство, правление и законодатели для сравнительного анализа лучшей практики работы.

С точки зрения эффективности контроля применяется структурированное управление рисками, при котором учитываются: роль правления; стратегия, связанная с риском; общее управление рисками; интегрированные функции поддержки; эффективное управление; эффективный контроль; качество кадров; качество информации.

Помимо применения международных принципов при внедрении системы управления риском необходимо провести оценку текущих направлений деятельности и организационной структуры банка и ответить на ряд ключевых вопросов: Какова позиция банка в отношении риска? В чем заключается стратегия по управлению рисками сберегательной деятельностью в отдельности и совокупностью рисков?

•    Какое подразделение непосредственно отвечает за управление риском?

•    Как организована система документооборота и обмена информацией между подразделениями участвующими в системе управления риском?

•    Какие нормативы используются для оценки риска?

•    Кем и как разрабатываются и внедряются методики по управлению риском?

Ответ на подобные вопросы становится отправной точкой для оценки применяемой в банке системы управления риском. Указанная оценка должна быть реализована как на уровне банка в целом, так и на уровне конкретных подразделений и по операциям. Цель данной оценки заключается в определении того, как в настоящее время осуществляется управление риском в банке. Полученная информация поможет руководству банка приступить к формированию стратегии управления риском и созданию системы для ее реализации.

Следует заметить, что в российских коммерческих банках к управлению рисками подходит не комплексно, что влечет за собой ряд проблем. В большинстве своем управление рисками сводится к управлению отдельными группами операций и соблюдению нормативов ликвидности. Так, например, в отечественных банках в задачи подразделений по управлению рисками входит в основном обязанность контролировать кредитный риск на основе разработанной по указанию Банка России кредитной политики. Что же касается системы управления депозитными рисками, а тем более выработки политики по управлению рисками сберегательной деятельности, то они практически не используются в отечественной практике. Из перечисленных нами в составе риска сберегательной деятельности банка вообще не рассматриваются и не учитываются следующие виды рисков: стратегический, технологический риск, риск операционных и накладных расходов, риск внедрения новых продуктов, риск потери репутации. Поэтому, на наш взгляд, в области управлении риском деятельности банка по привлечению сбережений населения (сберегательной деятельности) отечественным коммерческим банкам следует:

1.    Разработать стратегию управления рисками вообще и риском сберегательной деятельности в частности;

2.    Особо выделить методики оценки и управления риском сберегательной деятельности в формируемой банком самостоятельно сберегательной политике;

3.    Совершенствовать организационную структуру, выделить подразделение по управлению рисками и определить систему взаимодействия различных подразделений;

4.    Определить систему взаимодействия с контрагентами для диверсификации части риска по субъектам (например, взаимодействие со страховыми организациями);

5.    Банку России в свою очередь, но нашему мнению, следует:

5.1.Разработать более развернутый перечень нормативов, регулирующих сберегательную деятельность банка и ограничивающих ее риск.

5.2.Разработать систему банковской отчетности, позволяющей более эффективно отслеживать риски сберегательной деятельности.

5.3.Внедрить систему гарантирования вкладов, которая позволила бы распределить риск сберегательной деятельности между ее участниками.

Помимо системы управления рисками для повышения эффективности сберегательной деятельности следует оптимизировать ее по всем направлениям. Однако конечной задачей выра6отки и реализации эффективной стратегии привлечения сбережений любого коммерческого банка должно быть увеличение объема ресурсной базы при минимизации расходов банка и поддержании необходимого уровня ликвидности с учетом всех видов банковских рисков.


3.2 Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка


Построение оптимальной сберегательной политики коммерческого банка исходит из принципа максимизации решения поставленных перед ней задач. Основной задачей сберегательной политики любого коммерческого банка является разработка и реализация таких инструментов организации сбережений, которые позволили бы сформировать оптимальную для максимизации прибыли ресурсную базу с минимумом затрат и рисков.

При построении оптимальной сберегательной политики коммерческого банка следует учитывать различные критерии, позволяющие оценить воздействие на сберегательную политику различных факторов. Помимо критериев, позволяющих оценить факторы внешнего воздействия на банк (факторы макро и микросреды) необходимо учесть и критерии, в основе которых лежит оценка конкурентной позиции банка на рынке сбережений, в том числе: долю банка на рынке сбережений (причем, должна определяться как абсолютная доля банка на рынке сбережений, исчисляемая в процентном отношении суммы привлеченных банком сбережений от общей суммы привлеченных сбережений как банками-конкурентами, так и конкурентами небанковской сферы, так и относительная доля банка на рынке сбережений, исчисляемая аналогично абсолютной доле, но с учетом затрат на привлечение сбережений).

Данные критерии позволяют коммерческому банку более реально оценить свою конкурентную позицию и определить место операций по привлечению сбережений в корпоративной стратегии банка, а также позиционировать банк на рынке сбережений. Вся совокупность предлагаемых критериев представлена на (приложение 6).

Учитывая вышеназванные критерии, и в соответствии с этапами сберегательной политики ее оптимизацию можно вести по двум направлениям: 1) разработка и реализация оптимальных товарной, ценовой, сбытовой, коммуникационной политик; 2) построение соответствующей организационной структуры банка.

Связь между процентной и сберегательной политикой существует прямая. Чем выше процент по вкладам, тем более привлекательные условия для открытия вклада у населения. Оптимизация процентной политики. В условиях нарастания внутри банковской конкуренции и борьбы за клиентуру для коммерческих банков особое значение приобретает обеспечение прибыльности и престижности своих услуг с обязательным учетом их потребительской стоимости и цены. Для успешного маневрирования ценовым механизмом необходим расчет себестоимости банковских услуг. Разумеется, что активы банковских средств находятся в зависимости в той или иной мере от суммы привлеченных ресурсов, полученных от клиентов по определенной цене.

При этом необходимо различать стоимость привлеченных средств и их реальную себестоимость для банка. Это необходимо для определения минимального уровня размещения привлеченных средств, чтобы банк не работал себе в убыток. Безусловно, это важно для банка, если он не собирается строить свою деятельность по принципу финансовой пирамиды.

На реальную стоимость привлеченных коммерческим банком ресурсов влияют такие факторы, как:

·                    Операционные расходы;

·                     расходы на рекламу;

·                    установленные ЦБ РФ нормы отчислений в фонд обязательных резервов;

·                    сроки привлечения средств;

·                    размер привлеченных средств;

·                    режим начисления и выплаты процентов;

·                    временной лаг между датами привлечения и размещения средств;

·                    расходы по созданию резерва на возможные потери по ссудам;

·                    отвлечение средств из оборота на операции, не приносящие дохода.

Размер операционных расходов и расходов на рекламу оказывают прямое воздействие на себестоимость привлекаемых банком ресурсов. Что касается влияния норм отчислений в фонд обязательных резервов, то нужно отметить следующее. Фонд обязательных резервов создается Банком России для того, чтобы обеспечить при необходимости своевременное выполнение коммерческим банком перед клиентами своих обязательств но возврат ранее привлеченных денежных средств. ЦБ РФ, изменяя нормы и порядок формирования обязательных резервов, депонируемых на беспроцентных счетах в РКЦ Банка России, Оказывает влияние на кредитный потенциал коммерческих банков. Так, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличивать кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика может привести к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызвать новый виток инфляции. В соответствии с мировой банковской практикой норма обязательных резервов может дифференцироваться в зависимости от вида и срока вкладов и депозитов. Так, до 1998 года нормы обязательных резервов, установленные Банком России, были дифференцированы:

-  по обязательствам до востребования и сроком до 30 дней - 14%;

-  по обязательствам сроком от 31 до 90 дней - 11 %;

-  по обязательствам сроком от 91 дня и больше - 8%;

- по счетам в валюте - 9%.

Начиная с 01.01.2000 г. для кредитных организаций были установлены следующие нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации; по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц и иностранной валюте - в размере 10 процентов; по денежным средствам физических лиц, привлеченным по вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов.

В условиях изменения норм отчислений в фонд обязательных резервов коммерческим банкам необходимо учитывать степень влияния этого фактора на себестоимость привлекаемых ресурсов. Математически это можно определить по формуле 3:


С

Р = ____________ * 100%,(3)

100 - N


где Р - реальная цена привлеченных средств;

С - рыночная цена привлеченных средств (цена покупки);

N - норма обязательных резервов в процентах.

Например, банк привлек депозит сроком на 2 месяца по ставке 20% годовых, Реальная цена этих средств будет равна: Р - 20/(100-П)* 100 = 22,47%.

Определяя реальную стоимость привлеченных средств как функцию трех переменных - ставки привлечения, срока привлечения (режима начисления процентов) и нормы резервирования - получаем формулу себестоимости привлеченных средств.

Предположим, срок привлечения банком средств составляем 1 год, режим выплаты процентов - единовременно на момент окончания срока действии договора, ставка привлечения - 20% годовых. Для определения себестоимости привлеченных средств R' делаем следующий расчет.

R- 20%, T= 360 дней, n = 11%. Значение t установим 1 месяц или 30 дней. Подставляя значения в формулу, находим R' = 14,67 %.

В случае, если режим выплаты процентов изменяется и будет производиться ежемесячно при прочих равных условиях, то результат расчета будет следующим:

R= 20%, Т= 30 дней, n = 11%/ Значение t установим 1 месяц или 30 дней. Подставляя значения в формулу, находим, что себестоимость привлеченных средств R= 22,17%.

Экономический смысл ставки R' состоит в том, что, размещая привлеченные ресурсы по этой ставке в кредит с ежемесячным получением процентов (т.е. с периодом реинвестирования в 1 месяц), банк покрывает расходы по оплате депозита доходами от кредита.

Важным выводом может быть и то, что операционные затраты банка, связанные с привлечением денежных средств, остаются постоянными и при покупке 10 тысяч рублей, и при покупке 10 миллионов рублей. И в том. и в другом случае операционному работнику понадобится выполнить один и тот же набор операций: заполнить одни и те же бланки договоров, затратить одно и то же количество времени на открытие депозитных счетов и счетов для начисления процентов. К сожалению, статистика на сей счет отсутствует. Поэтому трудно дать какую-либо количественную опенку таких затрат. Одно ясно - величина этих затрат влияет на определение той минимальной суммы вклада, с которой банку целесообразно начать работать.

Практика свидетельствует, что мелких и средних вкладчиков гораздо больше, чем крупных. Очевидно, что чем меньше будет нижняя граница минимальной суммы привлекаемых средств, тем больший поток ресурсов будет поступать в банк. С другой стороны, повышая нижнюю границу привлечения средств, банк понижает затраты на привлечение единицы ресурсов. Например, с точки зрения операционных расходов, привлечение одного рубля при оформлении сделки одним договором на сумму 100 млн. рублей обойдется банку в 10 раз дешевле, чем 10-ю договорами по 10 млн. рублей. Однако, неоправданно завышенная нижняя граница привлечения средств так же плоха, как и заниженная. И то, и другое ведет к увеличению времени на накопление требуемой суммы средств. Только в первом случае время уйдет на поиски крупного клиента, а во втором - на заполнение договоров, и работу специалистов банка по принципу «не разгибая спины». Поэтому, устанавливая нижнюю границу привлечения средств, банку целесообразно определить свою потребность в ресурсах на текущий момент и на ближайшую перспективу. Для этого банк должен владеть информацией о конъюнктуре денежного рынка своего региона.

Все сказанное выше позволяет нам сформулировать принципы, на которых должно основываться формирование оптимальной процентной политики банка.

1. Уровень процентных станок по операциям коммерческого банка должен находиться в полной зависимости от состояния спроса на кредитные ресурсы. Любое возрастание спроса должно определять степень повышения процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям банка;

2.  Величина процентной ставки должна быть увязана со сроком хранения средств но вкладах;

3.  Размер процентных ставок должен учитывать необходимость обеспечения рентабельности банковской деятельности, исключить или ограничить возможность работы банка в условиях процентного риска;

4. Соблюдение принципа «социальной» дифференциации процента по вкладам. В условиях роста цен и инфляционных процессов процент по вкладам должен выполнять гарантийно - страховую функцию, т.е. быть формой социально-экономической зашиты вкладчиков.

При формировании эффективной процентной политики банка эти принципы следует учитывать в комплексе. Вместе с тем, в современных условиях особое значение приобретает дифференциация процента в зависимости от срока хранения сбережений и их размера.

Оптимальную модель реализации сберегательной политики коммерческого банка можно представить схематично (приложение 7).

Успех реализации сберегательной политики коммерческого банка, как отмечалось, во многом зависит от его организационной структуры. Отметим, что в условиях банковской конкуренции появилась различные организационные структуры коммерческих банков. Их основная особенность - выделение приоритетных целей в деятельности банка. Каждая организационная структура должна иметь конкретную ориентацию. Банки при выборе своей организационной структуры должны это учитывать. Коммерческие банки сознают, что местонахождение имеет важное значение, и что удачно расположенные банки имеют лучшие возможности для привлечения вкладов. Это главная причина, по которой многие банки хотят иметь отделения. Большинство банков с отделениями имеют службы, изучающие миграцию населения и возможности для привлечения вкладов и выдачу ссуд на данной территории, с тем, чтобы выбрать самое удачное место для нового отделения. В построении сбытовой сети может помочь не только открытие новых филиалов или допофисов, но и использование иных каналов сбыта, в том числе Интернет и косвенные каналы.

Одним из весьма существенных критериев оптимизации сберегательной политики является организационная структура банка. Одной из главных задач построения оптимальной организационной структуры коммерческого банка является ориентация на создание условий по формированию и реализации банковских продуктов

Каждый из этапов организации вкладных операций коммерческою банка тесно связан с остальными и является обязательным для формирования и реализации стратегии по привлечению сбережений населения и правильной организации деятельности банка, направленной на эффективное использование аккумулированных сбережении населения.

Организация контроля и управления в процессе осуществления вкладных операций. Обоснованный анализ рынка и процесс привлечения ресурсов в сочетании с систематическим мониторингом состояния депозитной базы являются необходимыми элементами процесса сохранения и увеличения депозитного портфеля и следовательно жизнеспособности самого банка.

Российские коммерческие банки в отличие от зарубежных еще находятся в стадии своего становления. Им приходится решать многоцелевые задачи. Это необходимо учитывать при построении организационной структуры. Финансово-ycтойчивые коммерческие банки, успешно конкурирующие на рынке банковских услуг, уже формируют маркетинг - ориентированные структуры, что позволяет и оптимизировать сберегательную политику, и повысить рентабельность депозитных операций.


3.3 Система страхования вкладов населения в РФ


Системы страхования банковских вкладов в настоящее время действуют более чем в 80 странах мира и представляют собой важный элемент стабильности банковского сектора, обеспечивающий защиту вкладчиков при неблагоприятных экономических условиях.

Финансовый и банковский кризис 1998 г. в России со всей очевидностью показал, что наличие эффективно действующей системы защиты сбережений могло бы сделать последствия кризиса гораздо менее болезненными для миллионов граждан.

 В программных документах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Банка России ставилась задача о необходимости формирования общероссийской системы страхования вкладов. Эту позицию активно поддержали представительные и законодательные органы государственной власти и банковское сообщество.

Одновременно успешное развитие экономики в последние годы позволило сформировать прочный фундамент для создания системы защиты банковских депозитов. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Закон о страховании вкладов, заложивший организационные, правовые и экономические основы для функционирования системы страхования вкладов в стране.

Таким образом, за всю 250-летнюю историю развития банковской системы в России впервые было введено страхование вкладов.

Система страхования базируется на следующих принципах:

·                      обязательность участия банков в системе страхования вкладов;

·                      сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;

·                      прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

·                      накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков-участников системы страхования вкладов.

 В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов учреждено Агентство по страхованию вкладов в форме государственной корпорации. Учредителем Агентства является Российская Федерация. В январе 2004 г. Агентство приступило к работе. Были сформированы органы управления, утверждена организационная структура Агентства. Высшим органом управления Агентства является Совет директоров, в компетенции которого находится формирование стратегической политики и принятие основных решений по вопросам функционирования системы страхования вкладов. В его состав входят 7 представителей от Правительства Российской Федерации, 5 - от Банка России, а также Генеральный директор Агентства. В 2004 г. Совет директоров Агентства принял базовые документы, определившие ключевые позиции функционирования системы страхования вкладов.

Для создания финансовой основы системы страхования вкладов государство осуществило первоначальный имущественный взнос, передав средства государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее - АРКО), в размере 2 млрд. руб. - в фонд обязательного страхования вкладов и 1 млрд. руб. - для проведения мероприятий по организации функционирования системы. На формирование системы направляются также и иные средства АРКО по мере их высвобождения в ходе ликвидации данной организации. Важнейшая работа по созданию системы страхования вкладов - отбор финансово устойчивых банков в систему - осуществлялась Банком России. В соответствии с Законом о страховании вкладов им были организованы проверки финансового состояния всех банков, подавших ходатайства о вступлении в систему страхования.

Начиная с сентября отчетного года, на основании решений Банка России началось включение кредитных организаций в систему страхования вкладов. В августе 2004 г. в соответствии с положениями Стратегии развития банковского сектора о том, что страхование вкладов и ликвидация несостоятельных банков являются составными частями единого механизма защиты интересов кредиторов, были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Функции конкурсного управляющего несостоятельных банков были возложены на Агентство. Совет директоров 9 декабря 2004 г. одобрил Концепцию деятельности Агентства по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.