РУБРИКИ |
Деньги, кредит и банки |
РЕКЛАМА |
|
Деньги, кредит и банкиp> Вместе с тем лизинговая деятельность более проста и структурирована по сравнению с банковским инвестиционным кредитом, что позволяет экономить на исследовании, администрировании, юр издержках.Лизинг снижает кредитные риски, т.к. ссужаемая стоимость имеет стандартный товарный вид, полностью подконтролен банку и в любой момент без существенных затрат м.б. передан другому арендатору. Для арендатора лизинг является более удобным способом финансирования
своих капиталовложений – не ухудшается ликвидность его баланса, т.к. чаще
всего ни кредит, ни основные средства по балансу арендатора не проходят. Лизинг является распространенным источником средств для большого числа малых предприятий. Для производителя оборудования лизинг, как и другие формы кредита, ускоряет реализацию товара. Наша страна: авиастроение, авиокомпания. Лизинговые компании оказывает различные смежные услуги: маркетиноговые,
консалтиноговые, дилерские, техобслуживание. Отношение по поводу предоставления средств под залог недвижимого имущества. Кредитором при ипотечном кредите могут быть специализированные ипотечные банки (компании) и обычные универсальные банки. Заемщиком выступает физические или юридические лица, имеющее в
собственности объект недвижимости. Ипотечный кредит предоставляется
зачастую на приобретение имущества, которое затем становится его основой Ипотечный кредит по своей сути перекликается с потребительским и лизинговым кредитом, но в отличие от потребительского использования на приобретения недвижимости как товара длительного пользования; а от второго как потребительский товар непрямого непроизводственного значения. Особенности ипотечного кредита лежит в плоскости его обеспечения и больших сроков. Для получения такого кредита заемщик должен владеть недвижимостью и оформить его под залог. Кредитор на случай невозврата кредита должен иметь возможность относительно легко удержать залог и реализовать его на рынке. Объектами залога чаще всего бывают квартиры и жилые дома, т.к. они из-за своей небольшой стоимости и массовости легко реализуемы, также залогом оформляются производственные здания, магазины, склады, земельные участки. Большой срок ипотечного кредита определяет его высокую рискованность, принимаемый залог недвижимости в полной мере кредитные риски не снижает, а переводит их в процентные, рыночные и другие. Отдаленная перспектива погашения кредита увеличивает вероятность изменения в жизни заемщика, базовых процентных ставок, рыночной цены недвижимости, ресурсной базы кредитора, поэтому для ипотечных ссуд важен вторичный рынок и страхование залога. Ресурсы на кредитование ипотечных банков явл-ся: собственный капитал, ипотечные облигации (т.е. долгосрочные ц/б, выпускаемые под обеспечение приобретения недвижимости), средства на клиентских счетах. Основные документы при оформлении ипотечного кредита являются
закладные, которые также могут иметь свободное хождение на финансовом
рынке. При м/н форме кредита состав участников сделки не меняется. В кредитные отношения вступают те же субъекты: банки, предприятия, население, государство. Но отличительный признак – принадлежность одного из субъектов к другой стране. Развитие м/н кредита было связано: 1) с вывозом производства за национальные границы, 2) м/н разделением труда, 3) глобализацией товарных и финансовых рынков. Кредитные отношения влияют на процесс воспроизводства в обоих странах. Страны стремятся использовать подобный экономический маневр материальными и финансовыми ресурсами для организации высокоэффективного производства, в продукции которого заинтересован и заемщик и кредитор. В результате м/н кредит способствует: 1) преодолению различий в уровне экономического развития сотрудничающих стран, 2) углублению МРТ. Часть созданного прибавочного продукта изымается из национальной экономики страны кредитора и поступает в страну заемщика. Для кредитора это влечет за собой необходимость увеличения производства товаров сверх внутренних потребностей или использование для этого ранее наполненных резервов. Для заемщика кредит представляет собой дополнительный источник расширения производства. Погашение м/н кредита и уплата по нему % производится выручкой от
экспорта товаров, для роста которой м/н кредит чаще всего и используется. М/н кредиты могут предоставляться в валюте страны-должника, - кредитора, третьей страны, в м/н денежных единицах, деньгами на счет заемщика, акцептом, размещение средств на депозите или в облигациях или в рамках перечисленных ранее форм кредита. М/н кредит – расширение внешней торговли за счет целевого кредитования
экспорта/импорта товаров. Банковское кредитование внешней торговли осуществляется на приобретение и под залог импортируемых товаров. Производство товаров на экспорт при наличии налаженных внешних связей, авансы или гарантии со стороны государства или крупного банка-импортера, под унифицированные товарно-транспортные документы, под гарантии ведущих экспедиторских компаний. Внешнеторговые сделки всегда практически оплачиваются посредством аккредитива или банковской гарантии. Банки при этом выступают профессиональными защитниками интересов своих клиентов на м/н рынке, страхуя риски внешнеторговых операций, вытекающие из специфики конкретных стран. Распространена практика фондирования кредитов стран-импортеров за счет межбанковского кредита стран-экспортеров. М/н коммерческий кредит возникает при предоставлении экспортером своему иностранному контрагенту отсрочку платежа за товар. Наибольшее распространение отсрочка платежа получила при экспорте дорогостоящего оборудования производства крупных ТНК, лизинговый кредит на м/н уровне в частности. Оформление под залог, техническое обслуживание и возможная реализация этого оборудования берет на себя представитель производителя в стране – импортере. Другим примером м/н комкредита – уплата аванса за закупаемый товар В развитых странах риски по экспортным торговым операциям берут на себя
специализированные гос. учреждения (Эксим-банк в США, Гермес в Германии). В
случае неплатежа иностранного контрагента Эксим-банк возмещает своему
резиденту сумму этого неплатежа и переводит на себя право взыскания долга. Страхование рисков стимулирует экспорт, экспорт стимулирует доходы гос. бюджета и позволяет снизить зачастую убыточные операции таких гос. учреждений. Стимулирование внешней торговли, укрепление позиции национальных производителей на мировом рынке осуществляется и через межправительственный кредит. Обычно в качестве условий предоставления таких кредитов определяют их прямое целевое использование на приобретение товаров страны-кредитора, доступ производителя страны-кредитора на потребительский рынок заемщика, инвесторов на фондовый рынок, уступки заемщикам на завоеванные ранее м/н позиции. К м/н кредиту относят также иностранные инвестиции. Ранее иностранные инвестиции не оказывали существенного влияния на экономическое развитие страны. В последние годы спекулятивный капитал приобретает огромные масштабы и стал действенным инструментом экономической экспансии развитых стран на развивающихся рынках. М/н кредит породил новые кредитные продукты: Факторинг- покупка специальной финансовой компанией денежных требований
экспортера к иностранному импортеру с дисконтом до наступления срока их
оплаты. Ссудный % представляет собой своеобразную цену ссужаемой во временное пользование стоимости. Ссужаемая стоимость обладает чертами товара, а % представляет собой плату за ее потребительскую стоимость. Процент является обязательным атрибутом кредита. Он может приобретать формы в виде выигрыша от других операций или отношений с заемщиком, но присутствует всегда. Кредитор продает во временное пользование деньги и приобретает рост их стоимости. Заемщик, покупая деньги во временное пользование оплачивает их
наращением стоимости при возврате суммы. Для заемщика заем оборачивается
выигрышем во времени, он получает чужие деньги сегодня, что для него лучше
собственных денег завтра. Но выигрыш во времени неизбежно оборачивается
проигрышем в доходах, т.е. его платежи по погашению займа возрастают. Доход как результат движения денег является производной от суммы денег и времени
пользования ими. Заемщик за счет кредитных средств должен произвести или купить товар, а затем прибыльно его продать. При возврате кредита происходит раздел полученной прибыли между участниками кредитной сделки. Раздел прибыли между кредитором и заемщиком должен быть адекватным роли сторон. На производство товара кредитор выделяет средства, а заемщик вкладывает свои предпринимательские и производственные способности и несет ответственность за успешное производство и прибыльную реализацию товара. Кредитор не предоставит ссуду, если ожидает получить доход меньше необходимого, а заемщик откажется взять кредит, если плата за него съест всю или большую часть его прибыли. Не допускается начисление и взыскание % авансом в момент выдачи кредита, т.к. заемщик не обернул ссуженные средства и не получил доход от их использования. Отношения по поводу % имеют свои особенности по сравнению с отношениями по поводу основной суммы кредита. 1)Если кредит предполагает выдачу средств и их возврат, то уплата % характеризует движение стоимости в одну сторону – в сторону кредитора на невозвратной основе. Право владения суммой % переходит от заемщика к кредитору, в то время как основная сумма кредита передается заемщику во временное пользование. 2)Для основной суммы кредита характерно авансирование средств, в то время как уплата % означает завершение оборота стоимости. 3)Различаются они по стоимости, если кредит на своей завершающей стадии Для современной экономики характерно усиление регулирующей роли процентов. Посредством % уравновешивается соотношение спроса и предложения на кредит, а % содействует рациональному сочетанию собственных и заемных средств. Коммерческие банки устанавливают дифференцированные % ставки в зависимости от устойчивости и величины привлекаемых ресурсов и от срочности и рискованности самих вложений, регулируя тем самым свою ликвидность и прибыльность бизнеса. Излишнее использование кредита снижает общий уровень рентабельности оборота, уменьшая тем самым норму дохода на собственные средства, участвующие в этом обороте. % ставки бывают: фиксированными, плавающими, базисными. Обычно % за кредит согласуется до его предоставления – пункт в договоре о конкретной % ставке и могут оставаться неизменными в течение всего действия кредита. Фиксированные ставки выгодны заемщикам, т.к. они заранее определяют доходность кредитуемого мероприятия. Кредитор, особенно если он оперирует привлеченными ресурсами, может понести потери от изменения ставки на денежном рынке. Плавающий процент возникает, когда процентный риск кредитор стремится переложить на заемщика, заранее оговаривается изменение ставки вслед за изменениями конъюнктуры рынка. Базисная ставка за кредит представляет собой результат средних общеэкономических факторов определения цены за кредит, нейтрального воздействия микрофакторов. Уплата % за кредит осуществляется не реже 1 раза за квартал. В России получила распространение ежемесячная уплата % за кредит. В принципе по соглашению сторон допускается любой график уплаты %, не обязательно равными долями или через равные промежутки времени. Часто предусматривают повышенный и штрафной уровень %, применяемые при несоблюдении кредита, ухудшении кредитоспособности заемщика и невозврате кредита. Также ссудный % классифицируют по формам кредита, по видам участников, по видам банковских операций и финансовых инструментов. На уровень % ставок оказывает влияние внешние и внутренние факторы,
присущие кредитору и заемщику. К элементам БС относят и банковскую инфраструктуру, которая включает в
себя: Классификация КБ: КБ – основное ядро двухъярусной банковской системы рыночного хозяйства. IV.по числу филиалов V. по масштабу деятельности: малые средние крупные (общегос. = системообразующие) банковские консорциумы межбанковские объединения + оптовые (корпоративная клиентура) / розничные банки (частная) VI. по размерам, определяемым кол-вом обслуживаемых клиентов, величиной
активов, капитала и различными валютными показателями банковских продуктов. Развитие БС характеризуется с количественной и качественной сторон: Количественная сторона – достаточность собственного капитала банка, рост кредитов реальному сектору экономики, увеличение перечня банковских услуг. Качественная сторона (её роль) – воздействие на темпы экономического
роста, повышение эффективности производства (возможность дло кризиса за
счёт западных источников приобретать иностранное оборудование и
невозможность сейчас). Организация по уровню БС. Совокупность действующих по стране банков может иметь одну или
двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант м.б. тогда, когда в стране
ещё нет ЦБ, в стране есть только ЦБ, ЦБ выполняет все банк. операции. Сущность банка целесообразно определить следующим образом: банки –
следствие развития кредита. Кредит – фундамент банковского дела. Можно
утверждать, что банк – ступень развития, при которой кредитные, денежные,
расчётные операции в своей совокупности концентрируются в одном
предприятии, или банк можно определить как денежно-кредитный институт,
регулирующий и опосредующий денежные и инвестиционные отношения в
экономике. В соответствии с банковским законодательством, банк – это такая
организация, кот. одновременно выполняет кредитные, депозитные и расчётные
операции. Банки одновременно выступают в качестве кредитора, заёмщика и
посредника. В своей совокупности эти фрагменты его деятельности
объединяются в представлении о банке, как о профессиональном участнике
инвестиционных процессов. Располагая профессиональными специалистами, банки
способны принимать взвешенные и оптимальные решения, снижать риски
участников инвестиционных проектов. Масштабность банка обеспечивает
диверсификацию его обязательств и вложений, что также снижает риски. Банк функционирует как предприятие, но имеет специфический производственный характер. Это проявляется прежде всего в том, что банк создаёт свой особый продукт. Банковским продуктом являются платёжные средства, аккумулируемые временно свободные ресурсы и предоставляемые клиентам в виде кредита. Цель работы банка – получение выручки и прибыли в интересах его собственников и инвесторов. В нашей стране сложилось искажённое мнение о банке как о непроизводственной надстройке, ассоциирующейся с гос. учреждением и гос. контролем за клиентами банка. Понимание банка как организации оперирует к его организационной
стороне, его элементам:
капитал
специалисты
предмет производительности труда
средства труда Собирание и аккумуляция временно свободных денежных средств. Необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции: банковская собственность чаще всего не своя, а чужие временно свободные ресурсы. аккумулированные ресурсы используются не на свои, а на чужие временные потребности. собственность на аккумулируемые и распределяемые ресурсы остаётся у кредитора аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности. На её проведение требуется специальное разрешение – лицензия. Регулирование денежного оборота. Эта функция реализуется посредством
целого комплекса операций – банковских и закреплённых за банками как
денежно-кредитных институтов. Через банки проходит денежный оборот хоз.
субъекта и этот оборот консолидируется в платежный оборот всей экономики. Посредничество, в соответствии с которым деятельность банка понимается как посредника платежа. Практическое воплощение этой функции – система межбанковских расчётов + концентрация……..доли расчётов в БС. Благодаря системе расчётов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен и оборот денежных средств, капитала. Находясь в центре платежных отношений, банк получает возможность трансформировать в соотв. возникающим потребностям хозяйства, расширяя тем самым отношения между субъектами производства и сокращая риски. Некоторые экономисты интерпритируют посредническую функцию как функцию
трансформации денежных ресурсов или плат. инвестиционных отношений. Под ролью банка следует понимать его назначение, ради чего он создаётся и действует. Назначение банка – наиболее удачно обеспечивает одновременно мобилизацию и перераспределения денег и капитала, упорядочивание и рационализацию денежного оборота. Банковский депозит – наиболее удобная форма краткосрочных сбережений населения. Банковский кредит – наиболее удобен и доступен для предприятий, поэтому банки выступают основными звеньями инвестиционных проектов, это даёт возможность поддержать непрерывность производства и обращения + ускорить эти процессы. Упорядочение и рационализация денежного оборота достигается посредством организации расчётов, внедрении более современных и экономических форм платежей, управление, рациональное использование средств клиентов. Роль банков – количественный и качественный аспект: Количественная
сторона: объём и разнообразие банковского продукта, предоставляемого и
реализуемого на рынке. Качественная сторона: значение для роста и
увеличения эффективности общественного воспроизводства. Назначение ЦБ имеет тройственный характер. Возрастание роли ЦБ относится к 30 г. ХХ века. Именно тогда выявилась целесообразность расширения их деятельности, и необходимость не ограничиваться простым контролем за выпуском денег и обеспеченности их конвертируемости по золотовалютному курсу. ЦБ стал одним из проводников экономической политики правительства. 2-я мировая война даёт второй толчок усиления роли ЦБ и развития инструмента денежно-кредитного регулирования, в сочетании с ещё большим вмешательством правительства в политику ЦБ. С этого момента гл. роль ЦБ состоит в обеспечении сочетания вне уровня производства и занятости и стабильности цен национальной валюты и внешней торговли. Кроме того правительство делегирует ЦБ ответственность за валютный контроль, фискальные сборы, управление гос. долгом и обслуживанием своих счетов. Содержание и формы взаимосвязи ЦБ с правительством могут представляться ЦБ выступает агентом правительства и проводником его ДКП. ЦБ независим от правительства и самостоятельно определяет ДКП. Однако в действительности в чистом виде эти модели практически не встречаются. В идеале ЦБ должен быть независим, влиятелен, действовать на основе
закреплённых законом полномочий с целью осуществления денежно-кредитного
регулирования и обеспечение стабильного функционирования БС. Денежно-кредитное регулирование (ДКР) – посредством определения границ ДКР представляет собой совокупность мероприятий, направленных на
регулирование денежной массы, кредитов, инфляции, валютного курса,
процентных ставок и др. показателей денежного рынка и рынка капиталов. Контроль за банковской системой – следующая функция ЦБ, т.к. стабильность национальной денежной единицы безусловно предполагает наличие устойчивых и эффективно работающих банковских институтов. Осуществление валютного контроля является необходимым дополнением ДКР, обеспечивающим его действенность, побуждающих хоз. субъектов строить свои внешнеэкономические связи, валютные расчёты и use валютные средства, исходя из особенностей валютного экономического положения страны. Обслуживающая функция системы наличных и безналичных расчётов – одна из обслуживающих функций. Первоначально деятельность ЦБ в этой сфере ограничивалась выпуском в обращение бумажных денег, в дальнейшем по мере развития безналичных расчётов ЦБ стало выступать в качестве организатора и участника расчётных отношений. Другая обслуживающая функция – кредитование КБ и правительств. Являясь кредитором последней инстанции ЦБ содействует преодолению финансовых затруднений банков, которые испытывают временный недостаток ликвидных средств. Посредством кредитования правительства ЦБ осуществляет финансирование дефицита гос. бюджета и реструктуризацию гос. долга. Ещё одна обслуживающая функция – фин. агент правительства – т.е. ведение счетов по консолидации и расходованию гос. средств и управление активами различных правительственных учреждений и бюджетных организаций. ЦБ поддерживает корреспондентские отношения с КБ, другими ЦБ и между
финансовыми организациями. Многие ЦБ исследуют экон. конъюнктуру, изучают
финансовое положение предприятия и предоставляют также данные КБ и всем
желающим. Несмотря на различные названия цель этих операций и суть этих ставок единая. Официально процентная ставка является ориентиром для рыночных ставок по кредитам, барометром экон. обстановки и опред. базовую цену капитала. Масштабность кредитных возможностей ЦБ, его главенствующее положение в БС обеспечивает высокую концентрацию кредитных сделок. Широкая возможность выбора ЦБ инструментов и заёмщиков позволяет минимизировать кредитные риски. Официально процентная ставка максимально очищена от индивидуальных особенностей конкретных кредитных сделок, от характера его участников и частной рыночной ситуацией. Поэтому она считается базовым для него показателем. Изменение официальной процентной ставки влечёт за собой изменение деловой активности, уровня производства и потребления. Цепочка реакций на повышение учётной ставки: официальное увеличение % ставки ? увеличение доходности фин. инструментов и ст-ти кред. ресурсов ? увеличение ст-ти кредитов конечн. заёмщикам? понижение рентабельности производственных проектов ? сворачивание нерентабельного пр-ва, проектов ? уменьшение совокупного объёма пр-ва ? уменьшение доходов и платёжеспособного спроса населения. Напротив уменьшение базовой % ставки способно оживить деловую
активность и стимулировать рост экономики. Такая закономерность действует
при постоянном или нейтральном действии др. факторов, таких как
стабильность денежного обращения и развитость кредитных отношений. У банков не все привлечённые средства задействуются в кредитных
операциях, часть из них свободна и находится в денежной форме на корсчетах. Обязательные резервы – часть клиентских средств банка, в обязательном
порядке депонируемых в денежной форме на счетах КБ в ЦБ. Суть операций на открытом рынке заключается в проведении ЦБ договорных,
а не принудительных сделок купли-продажи. Объекты сделки обычно
соответствует признакам квази-денег, а сами сделки совершаются с такими
субъектами, которые согласны с условиями ЦБ. Механизм операций на открытом
рынке не сложен, так в случае получения ЦБ ценных бумаг на открытом рынке
объём денежных средств на распр-е КБ увеличился, а в случае продажи,
наоборот, уменьшился. Увеличение ликвидности средствв по БС улучшает
доступность кредита и снижает его стоимость, что усиливает кредитную
экспансию банков и приводит к повышению денежной массы. Операции на
открытом рынке наиболее действенны и гибкий инструмент ДКР, на их
совершение не требуется много времени и реакция рынка достигается быстро. Мера административного воздействия (прямого) ЦБ на денежно-кредитную сферу заключается в регулировании (директивного определения): уровня % ставок; прироста кредитов; объёма портфельных операций. Ограничение верхнего уровня % ставок в целом стимулирует инвестиции и
способствует повышению деловой активности, снижению V высокорискового
предприятия и повышение устойчивости банк системы. Завышенное ограничение
ставок облегчает доступ к кредитам конкретных категорий заёмщиков, развитие
которых считается приоритетами структурной и социальной политики
государства. В комплексе селективной политики также входит увеличение
количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, создание и
рефинансирование спец. банков кредитования этих отраслей. Селективное
ограничение обычно более действенное, если применяется в комплексе с
резервными требованиями и рефинансированием. Портфельные ограничения могут
регулировать состав вложений и обязательств банка. 1. В качестве примера –
требования по обяз. вып. части ср-в банка в гос. ц/б, определяемые задачами
регулирования ликвидности банка и управлением гос. долга. 2. В нашей стране
величина инвестиций в корпоративные ц/б ограничивается размером
собственного капитала банка. 3. Требования по ограничению V эмиссии
собственных внесений банков также размерами собственного капитала. Предоставление кредитов рефинансирования – форма денежно-кредитной
эмиссии. Их V определяет денежную базу и действие кредитного
мультипликатора. Так снижение кредитов рефинансирования побуждает КБ
увеличить свою ликвидность, т.е. увеличить остатки свободных средств на
корсчетах и снизить V кредитования. ЦБ не допускает использование средств
рефинансирования на спекулятивные операции. В дальнейшем по мере расширения
задач ЦБ рефинансирование стало активно использоваться как инструмент
оказания помощи КБ. По аналогии с кредитом, кредитное рефинансирование
повышает эффективность использования временно свободных ДС банков. Имея
возможность пополнить свою ликвидность за счёт средств ЦБ, КБ уменьшают
остатки денег на корсчетах и увеличивают / кредитования. Для каждого
отдельного банка лимит рефинансирования определяется его величиной и ролью
в банковской системе и его финансовым положением. Срок кредита
рефинансирования зависит от их целей. Так краткосрочный кредиты до
нескольких дней предоставляются на покрытие платежного разрыва при
незначительных внезапных колебаниях корсчёта (овердрафт). Среднесрочные
кредиты – до нескольких месяцев направляются обычно на покрытие циклических Кредитное рефинансирование предоставляется только устойчивым банкам,
испытывающим временные финансовые трудности. Такие кредиты обеспечиваются
законом или сделкой – РЕПО (своего рода залог, но право на объект сделки
переходит к той или иной стороне). Ценные бумаги удовлетворяют признакам
квази-денег, что гарантирует надлежащий возврат кредита, позволяет избежать
чрезмерной денежно-кредитной эмиссии. В развитых странах на делается различий между валютной и денежно- кредитной политикой – обе считаются составными частями ДКР. Валютная политика – комплекс мероприятий по стимулированию
внешнеэкономических позиций государства, по уравновешиванию платного
бизнеса и устойчивости курса национальной валюты. В наиболее общем виде
валютная политика включает в себя следующие элементы: Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства ЦБ активно участвует в кредитовании правительства, содействует размещению и обслуживанию гос. облигаций в оптимизации структуры гос. долга. Формы прямого финансирования дефицита гос. бюджета включают: Осуществление в ходе операций ЦБ на открытом рынке, когда ЦБ изменяет
портфель своих ц/б в нужную для правительства сторону. В частности выпуская
с рынка наиболее дорогие и короткие выпуски. Изменение спроса и предложения
позволяет правительству размещать новые выпуски с мелкой доходностью. Основными макроориентированными целями ЦБ здесь являются: Регулирование и контроль банков в первую очередь нацелен на заблаговременное выявление и предотвращение затруднительных ситуаций, на правильное и своевременное оперативное информирование клиентов КБ о текущем состоянии и отд. тенденциях БС и отдельных её представителях. Регулирование банковской деятельности – это разработка и издание конкретных правил и инструкций, базирующихся на действующем законодательстве, которое определяет структуру и способы ведения банковского дела. Контроль за деятельностью банка проводится с целью обеспечения надёжности и устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный, непрерывный надзор за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями. Банковский надзор осуществляется поэтапно, состоит из следующих этапов: лицензирование. дистанционная проверка отчётности банков, инспектирование банков на местах, контроль за соблюдением банками требований надзорных органов, прямое управление санацией или ликвидация банка. Сначала банкам разрешают ограниченный круг наиболее простых банковских
операций. Затем, вследствие длительной позитивной работы круг разрешённых
операций увеличивается. Лицензия м.б. аккумулирована, если банк длительное
время не способен осуществить разрешённые операции, выполняет операции на
недостаточном технологическом уровне, нарушает условия обладания лицензией,
имеет неустойчивое финансовое положение. Разрешительный характер банковской
деятельности также включает в себя: - особый порядок развития фискальной
сети; - изменение структуры капитала или состава собственников банка; -
назначение руководства. Дистанционная проверка отчётности банка – заключается в оперативной
оценке финансового состояния банка по общепринятым принципам и укрупнённым
позициям, без детального изучения состояния дел в самом банке. На основе
такой оценки делается заключение об общем состоянии банка, вырабатывается
позиция ЦБ по расширению бизнеса КБ или принятие мер по превентивной
санации – система мер, проводимых банками для предотвращения банкротства и
повышении конкурентоспособности предприятия; инструментами дистанционного Отчётность банков включает в себя: 1. балансовый отчёт, 2. отчёт о прибылях и убытках, 3. отчёт о соблюдении экономических нормативов, 4. различные расшифровки балансовых статей и операций КБ. Проверка банков на местах – включает в себя: В связи с трудоёмкостью проведения ревизии на местах, органы надзора осуществляют их периодически. Частота и объем проведения ревизий варьируют в зависимости от степени доверия надзорных органов кредитной организации, их роли в кредитной системе, наличию у них проблем, значимости для банка отдельных операций. Напр.: в проблемных банках постоянно находится бригада представителей ЦБ; Оценка качества крупных кредиторов осуществляется постоянно. Во время общей проверки выявляются: соблюдение банками законов, правильное составление отчетов, наличие эффективной системы управления банком, производится детальная оценка финансового состояния банка. 4. Завершающий этап банковского надзора – контроль за соблюдением предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. Официальные меры воздействия включают в себя: предупреждение и директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; снятие с должностей руководства банка; передача банка под опеку надзорных органов; принудительная организация слияния или поглощения банка; лишение банка лицензии; ликвидация. Санация или ликвидация – крайние меры, так как это затрагивает интересы вкладчиков, отражается на общем имидже банковской системы. 5. Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки,
органы предпочитают поддерживать постоянный неофициальный контакт с банками
для обсуждения общих вопросов, о возникающих затруднениях. Такие контакты
обеспечивают обратную связь – банкиры информируют органы о своих проблемах При анализе сущности и функций банков целесообразно укрупнить КБ до совокупности. Однако при детальном анализе КБ можно найти большое количество отличий у каждого банка. КБ занимают промежуточное место между ЦБ, обеспечивающим основы жизнедеятельности БС, и клиентами, потребляющими банковские услуги. КБ обслуживают массового клиента, не вторгаясь в прерогативы ЦБ по обеспечению стабильности БС и денежно-кредитной сферы. ЦБ действует в интересах государства и по своим операциям занимает в БС
монопольное положение крупнейшего оператора денежного рынка. КБ действуют в
интересах своих частных клиентов и вкладчиков. КБ исчисляются тысячами и
они осуществляют массу разнообразных клиентских операций. / за банковской системой,^монопольные функции центральных банков. Сейчас большую часть ответ-ти за эффективность банковского бизнеса ЦБ возлагает на КБ за счет чего обеспечивается экономия гос. средств и более эффективное построение банковского капитала на основе частных инициативы и собственности. Когда в нашей стране функционировал единый банк, государство охватывало весь банковский бизнес, сейчас когда клиентской работой занимаются тысячи КБ, неплатежеспособность нескольких из них не подорвет работоспособности БС в целом. Множественность КБ более стабильна, чем единство ЦБ. Некоторые КБ выживают даже в случаях банкротства политики ЦБ. Эффективность банковского бизнеса и стабильность БС зависят от действенности банковского надзора. Надзор считается эффективным, если он отдален от субъектов надзора. Сами КБ или их ассоциации не смогут осуществить надзор лучше ЦБ, находящегося на расстоянии от банковского бизнеса. Такой же принцип разделения свойственен ДКР, когда выработка соответствующей политики ложится на ЦБ, а ее практическая реализация осуществляется через операции КБ. Так как ЦБ не имеет интересов в конкретных клиентских операциях, то он может независимо ограничивать и контролировать деятельность КБ. Ряд монопольных функций ЦБ оправдан, так, концентрируя у себя ресурсы и специалистов, имея информацию о лучших достижениях и разработках КБ, ЦБ имеет возможность гарантировать развитие передовых технологий. Такой подход наиболее действенен в построении системы безналичных расчетов, тогда как конкурентная борьба КБ не позволяет им раскрывать перед своими конкурентами свои лучшие достижения. ЦБ, обладая рычагами воздействия на КБ, в большей степени обеспечивает имущественную ответственность КБ за результаты их работы и перед их клиентами. Монопольное положение ЦБ способствует концентрации в его руках крупных кредитных ресурсов, в том числе необходимых для поддержки и санации проблемных банков, что не в состоянии сделать КБ. Право ЦБ на денежную эмиссию и ДКР бесспорно: оно определяется
интересами всего общества в лице государства, а не отдельных банковских
кланов, как если бы и эти функции отдавались на откуп КБ. Концентрация в
руках ЦБ крупных ресурсов и распространение этих ресурсов между сотнями КБ
делает ЦБ крупнейшим игроком денежного рынка, способствует проведению ДКР
рыночными методами. Состав КБ достаточно пестрый. Признаки классификации: Формально капитал называют собственными средствами банка, но которые в
отличие от привлеченных средств кредиторов и вкладчиков не имеют срока
возврата. В реальности капитал не следует понимать как безвозвратное
финансирование банка. Как любые инвестиции, вложения в банковские акции
должны приносить доход, уровень которого должен окупить вложенное за 6-8
лет. Для банка собственный капитал – самый дорогостоящий ресурс, зачастую в Суть расчетных операции заключается в зачислении, списании средств по банковским счетам клиента, кассовых – в приеме и выдаче наличных средств; расчетные операции осуществляются по счетам различных хоз. субъектов в различных валютах, в корреспонденции внутри страны и за рубежом. Для осуществления расчетных операций банку необходимы корреспондентские
отношения, в том числе и за бугром. Особенностью расчетных операций по
счетам предприятия является: использование аккредитивов, гарантий и других
документарных операций. Расчетные операции по счетам населения во многом
осуществляются посредством пластиковых карт, чеков, денежных переводов. Кассовые операции помимо выдачи и приема денег включают в себя услуги по инкассации и ответственному хранению различных ценностей (драгметаллы, документ ценные бумаги). Расчетно-кассовое обслуживание разрешается в самой первой банковской лицензии. С него начинается банковский бизнес. Эти операции массово и хорошо стандартизации, менее рискованы, они не требуют высококлассных специалистов и эксклюзивно дорогостоящих банковских технологий. Впрочем, развитие интернет-технлогий в первую очередь затрагивает совершенствование именно этого блока операций, требует от банков существенных изменений в кадрах и технологиях. За предоставление расчетно-кассовых услуг банки получают не %, а
комиссионные доходы. Остатки на текущих счетах не в первую очередь определяют пассивно- ресурсную базу банков. Банки целенаправленно занимаются формированием ресурсной базы, которой можно использовать в срочных активных операциях, они вкладывают только в высоколиквидные низкодоходные активы. Операции по формированию срочных пассивов включают в себя: Особой формой привлечения ресурсов является расширение отданных на Б
лимитов по документарным операциям, в счет которых банк проводит
внешнеторговые операции своих клиентов без отвлечения их дохода. В структуре пассивов КБ: средства на счетах предприятий, вклады населения, депозиты предприятия, "меж банков". В системе лимитов документарные операции играют примерно равную роль и составляют около 20% всех банковских ресурсов. Банки организуют специальные консалтинговые подразделения по привлечению крупных корпоративных и частных клиентов, созданию для них особых условий обслуживания. Требования к персоналу: коммуникабельность, профессионализм, убедительность. Привлеченные средства обычно более дорогие, чем остатки на текущих
счетах. На первый взгляд эти операции недостаточно выгодны, но они
обеспечивают ресурсную базу кредитных операций, от которых банки получают
больший доход. В отличие от инвестиционных операций при предоставлении кредитов банк не становится кредитором последней очереди. Возврат ссужаемой стоимости происходит в строго фиксированном размере и гарантируется всем имуществом заемщика. Кредитные операции - одни из основных операций банков, которые формируют порядка 50% его активов и 35% его прибыли. Кредитные операции осуществляются по строгим кредитным правилам. Эти операции наиболее сложны с точки зрения банковских технологий. Над кредитом обычно трудятся наиболее высококвалифицированные специалисты следующих отраслей знаний (финансисты, юристы, товароведы, охрана и пр.). Поэтому важна продуктивная организация их работы. Технологические сложности кредитных операций вытекают из их высокой рисковости. В первую очередь определяют финансовое состояние банка. Обычно классификация и распределение кредитов по подразделениям банка определяется категорией заемщика, целью кредита, его технологической особенностью. Банковские кредиты предприятиям бывают в форме: овердрафта (на разрыв платежного оборота сроком 1-2 недели), кредит в оборот (на пополнение оборотных средств в рамках месячной величины денежного оборота заемщика) инвестиционный кредит (на частичное финансирование капиталовложений действующего предприятия, не более 3-4 месячных денежных оборотов и сроком не более 2 лет). кредит проектного финансирования (на полное финансирование капиталовложений вновь создаваемого предприятия, сроком до 5 лет). кредитное финансирование торговли (на полное финансирование конкретной торговой сделки). Исходя из технологических аспектов кредиты могут предоставляться:
перечислением денег на счет заемщика по кредитному договору, под получение
его облигаций или векселя, по форме выкупа векселей, обязательства у
третьих лиц (факторинг), по форме неденежных гарантий или аккредитивов,
авансирования (гарантирование) векселей заемщиков, по форме арендных
отношений (лизинг). Включают в себя главным образом операции на фондовом рынке с целью получения дохода от их курсовой стоимости по дисконтам, реже в виде дивидендов. В этих операциях главным является не кредитный, а рыночный риск, т.е. риск изменения курсовой стоимости ценной бумаги и базовых макропоказателей. Если в кредитных операциях от банкиров нужно знание микроэкономики, то в инвестиционных – макроэкономики. Необходимо умение анализировать массу статистических данных и ориентироваться в поведении своих коллег- конкурентов. Вложения могут осуществляться в гос. облигации своей страны, ее
регионов и местных администраций, в облигации других государств и их
образований, корпоративные ц/б отечественных и зарубежных эмитентов. Заключаются в купле-продаже одной денежной единицы за др. Технология осуществления таких операций схожа во многом с
осуществлением инвестиционных операций. Зачастую этими двумя операциями
ведает одно подразделение банка, поскольку различие заключается лишь в
объекте операции. Операции могут осуществляться на наличном и безналичных Главная особенность - банки не принимают у себя риски этих операций, т.к. не проводят их по своему балансу. Банки продают свои информационные и организационные ресурсы за комиссионное вознаграждение. Такие операции, как расчетно-кассовое обслуживание приносят небольшой доход, но имеют массовых характер, консультационные же операции наоборот слаботиражируемы, эксклюзивны и требуют высококлассных специалистов с огромным информационным обеспечением. Консультационные операции:
управление инвестициями клиентов;
оптимизация денежных потоков предприятия;
разработка и организация финансирования инвестиционных проектов, в том
числе привлечение капитала с мировых рынков;
организация привлечения кредитов и размещения акций, облигаций клиентов;
консультирование по вопросам бизнеса (слияния, поглощения);
юридическое и силовое сопровождение отдельных сделок или бизнеса в целом. МФКИ функционируют по аналогии с ЦБ, со схожими задачами, но только на
мировом или региональном уровне. С одной стороны, ЦБ делегирует этим
организациям часть своих функций, а с другой – они помогают ЦБ в решении
ряда задач. Из функций ЦБ МФКИ наиболее присуще денежно-кредитное
регулирование, а именно поддержка стабильности мировой валютной системы,
выравнивание социально-экономического развития стран на основе углубления МВФ Главная задача – содействие стабильному развитию мировой валютной системы. Для этого МВФ определят и контролирует соглашения в области мир валютных отношений, представляет государствам членам возможность для изучения проблем друг друга и ведения переговоров, кредитует страны для выравнивания платежного баланса. Принципы организации и жизнедеятельности фонда схожи с АО. Страны-члены формируют его УК. Голоса при принятии решения находятся в прямой зависимости от суммы взносов. Поэтому развитые страны контролируют деятельность фонда, а развивающиеся выступают в роли заемщиков. Основная причина обострения валютного кризиса в развивающихся странах – чрезмерный уровень внешнего долга. Кризис приводит к оттоку иностранного капитала, к дефициту платежного баланса и исчерпанию валютных резервов. В таких случаях фонд помогает восстановить валютные резервы страны. Средства фонда предоставляются на возвратной основе. По сути они расходуются на разблокирование и репортацию (?) частных капиталов инвесторов из развитых стран. Параллельно страны-заемщики обещают корреляцию своей макроэкономической политики в сторону уменьшения внутреннего потребления и увеличения экспорта, что приводит к увеличению валютных поступлений для обслуживания внешнего долга. МВФ и его основные акционеры обладают существенно большими рычагами воздействия на нерадивых должников, чем ассоциации частных инвесторов и по сути проводят санацию стран-должников. Недоброжелатели фонда отмечают, что его средства расходуются не производственно, т.к. не способствуют структурным изменениям в экономике, что ухудшает долговые проблемы стран-должников. С другой стороны, страхование средствами МВФ частных инвестиций противоречит принципу материальной ответственности инвесторов за свои решения, понижает осторожность инвесторов и эффективность использования ресурсов. Практика показывает, что число успешных проектов фонда меньше несостоявшихся. Обычно развивающиеся страны платят фонду частью своей независимости, передавая ПРС наиболее ценные промышленные активы. ПРС решают свои проблемы минуя МВФ прямыми соглашениями и согласованными действиями нац ЦБ. Всемирный банк (МБРР) Он призван оказывать долгосрочную финансовую помощь в рамках структурной политики стран-должников. Страны-получатели помощи обязуются проводить определенную экономическую политику. Капитал МБРР на 10% формируется в денежной форме, а на 90% в виде гарантий, займов банка на мировом рынке капитала. Общая сумма программных займов – 40 млрд. долларов. ЕБРР Создан в 90-м году способствовать переходу к рыночной экономике стран
|
|
© 2000 |
|