РУБРИКИ |
Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации |
РЕКЛАМА |
|
Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализацииО процедурах санации банка под управлением АРКО. Такие процедуры изложены, в частности, в ст. 14—15 Закона. Их основные пункты следующие. 1. В отношении банка, находящегося под его управлением, АРКО, в частности, вправе: - принимать решения о проведении мер по его финансовому оздоровлению; - увеличивать и уменьшать уставный капитал банка; - продавать или иным образом передавать права на доли уставного капитала банка, принадлежащие Агентству, третьим лицам; - обращаться в суд с требованием о признании недействительными сделок, совершенных банком в течение 3 лет до момента его перехода под управление Агентства; - давать займы и обеспечения, размещать депозиты, оказывать иные виды финансового содействия банку. 2. АРКО может осуществлять указанные меры как через органы управления самого банка, так и от своего имени. 3. АРКО должно санировать банк на основе соответствующего плана, который может быть рассчитан на срок до 3 лет (этот срок может быть продлен, но не более чем на 12 месяцев). Такой план должен включать в себя: - мероприятия по реструктуризации обязательств банка. В числе таких мер может быть инициирование заключения между банком и его кредиторами мирового соглашения (ст. 23), утверждаемого арбитражным судом; - мероприятия с целью формирования резервов; - мероприятия, направленные на достижение банком необходимых значений обязательных экономических нормативов. По данному вопросу см. также документ АРКО «Требования к плану реструктуризации кредитной организации» (утвержден Советом директоров АРКО 15.03.1999 г,). Требования были подготовлены в соответствии с письмом Банка России № 443 от 30.04.1997 г. и Указанием № 18-У от 13.11.1997 г. и практически полностью повторяют их основные положения. 4. АРКО может, если найдет нужным и если найдутся покупатели, продавать (в основном через торги) активы санируемого им банка (ст. 18), его структурные и функциональные подразделения (ст. 19), а также принадлежащие самому АРКО доли уставного капитала банка (ст. 21). Всего Агентство приняло участие в проектах, связанных с реструктуризацией и развитием 21 банка из 12 регионов России. Кредитные организации, в реструктуризации которых АРКО приняло участие, в настоящее время можно разделить на пять групп: 1. Банки, реструктуризация которых Агентством завершена (АвтоВАЗбанк, Инвестбанк, Челябкомзембанк, Кузбассугольбанк, банк "Петр Первый", Банк "Евразия", "Амурпромстройбанк", банк "Кемерово", банк "Воронеж", ОАО "Россельхозбанк", РНКБ, "Дальрыббанк", "Башпромбанк", "Вятка-банк"). 2. Банки, в отношении которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению ("Российский кредит"). 3. Кредитные организации, в которых осуществляются ликвидационные процедуры (АКБ "СбС-АГРО"). 4. Кредитные организации, ликвидационные процедуры в которых завершены ("Кузбасспромбанк", "КузбассоБРанк"). 5. Банки, участвующие в проектах реструктуризации, не связанных с переходом под управление Агентства ("Альфа-банк", "Возрождение"). Всего на проведение мероприятий по реструктуризации в соответствии с Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год" и "О федеральном бюджете на 2000 год" Агентству было выделено бюджетное финансирование на общую сумму в 11 млрд. рублей. Примеры: Банк, реструктуризация которого уже завершена – «АвтоВАЗбанк». АВТОВАЗБАНК оказался в сложном финансовом положении в середине 1995 года. Одним из основных факторов, повлиявших на резкое ухудшение ситуации, стал кризис межбанковского рынка, где банк активно привлекал ресурсы для обслуживания крупных предприятий (на 1 августа 1995 года сумма привлеченных межбанковских кредитов составила 674 млрд рублей, кредитный портфель - 1300 млрд рублей). Отрицательный экономический эффект на результаты деятельности банка оказали также внутренние факторы: высокие операционные и административные расходы, излишняя численность персонала, неоправданно высокий удельный вес активов, не приносящих дохода. В течение двух с половиной лет (с 1996 до середины 1998 года) банком был предпринят комплекс мер по исправлению ситуации, однако оздоровление банка было прервано кризисом 1998 года. 24 апреля 1999 года Совет директоров Агентства принял решение принять ОАО АВТОВАЗБАНК под управление АРКО, и с 1 сентября 1999 года банк перешел под управление Агентства. Целью реструктуризации банка стало преодоление банком финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности. План реструктуризации ОАО «АВТОВАЗБАНК» был рассчитан на три года и предусматривал выделение банку денежных средств в общей сумме 429 млн рублей, в том числе взнос в уставный капитал - 120 млн рублей. В результате рекапитализации банка, уставный капитал был увеличен до 139 млн рублей, при этом доля Агентства в уставном капитале составила 88,11%. Основным условием начала финансирования мероприятий по реструктуризации банка являлось урегулирование задолженности банка перед ОАО "АК Транснефть" (214 млн рублей). Для этих целей банку был предоставлен субординированный кредит в размере 150 млн рублей. В целях создания условий по защите интересов вкладчиков и восстановления доверия к банку 11 августа 2000 года ОАО «АВТОВАЗБАНК» включен Агентством в систему обеспечения возврата вкладов граждан. За время нахождения банка под управлением Агентства суммарные нетто-активы увеличились на 49% и на 30 мая 2001 года составили 1842 млн рублей. Общий объем ресурсной базы увеличился на 75% и составил на 30 мая 2001 года 1669 млн рублей. После осуществления комплекса мероприятий по финансовому оздоровлению банка Агентство завершило свое участие в его реструктуризации. 27 апреля 2001 года состоялись открытые торги по продаже пакета акций ОАО АВТОВАЗБАНК, принадлежащего Агентству (12,95%). Победителем торгов объявлено ОАО "АК Транснефть", предложившее наибольшую цену за пакет акций (18 млн рублей). 30 мая 2001 года состоялись открытые торги правом на заключение договора купли-продажи оставшегося пакета акций ОАО АВТОВАЗБАНК (75,16%). Победителем торгов объявлено ООО "Комэкоцентр", предложившее наибольшую цену за пакет акций банка (120 млн рублей) и предоставившее наилучшее обеспечение по кредитам, предоставленным Агентством. Банк, в отношении которого проводится мероприятия по финансовому оздоровлению – ОАО «Банк Российский Кредит». В соответствии с решением Совета директоров от 18 июня 1999 г. Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" осуществляет программу реструктуризации ОАО "Банк Российский кредит". ОАО "Банк Российский кредит" являлся одним из крупнейших финансовых, кредитных и инвестиционных институтов Российской Федерации с разветвленной филиальной сетью. Ухудшение ситуации на финансовом рынке страны в течение 1998 года и отток вкладов населения привели к значительному ухудшению финансового состояния банка. По состоянию на 1 мая 1999 г. превышение обязательств банка над его активами составило 420,0 млн долларов США. 18 октября 1999 г. ОАО "Банк Российский кредит" перешел под управление Агентства путем продажи акционерами Банка Агентству 25% плюс 1 акция ОАО "Банк Российский кредит" за 10 тыс рублей и передачи в управление Агентству 50% акций Банка. Кроме того, в Совет директоров Банка, состоящий из 13 человек, введены 7 представителей Агентства. Целью реструктуризации ОАО "Банк Российский кредит" является удовлетворение требований всех категорий кредиторов банка в максимально возможных объемах, преодоление финансовой неустойчивости банка, а также создание условий для объединения ОАО "Банк Российский кредит" и ООО "Импэксбанк" в единую кредитную организацию. Общая сумма финансирования проекта реструктуризации ОАО "Банк Российский кредит" составляет 4,0 млрд руб. С 19 октября 1999 г. в рамках осуществления программы реструктуризации ОАО "Банк Российский кредит" и в соответствии с п. 3 статьи 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" в Банке введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, возникшим до 19 октября 1999 г. По состоянию на 18 октября 1999 г. Агентством сформирован и утвержден реестр требований кредиторов ОАО "Банк Российский кредит", в который было включено более 188 тысяч кредиторов с общей суммой требований в 26,2 млрд руб., в том числе 132 тысячи физических лиц с суммой требований 1,8 млрд руб. В рамках программы реструктуризации осуществлена консолидация активов на балансе ОАО "Банк Российский кредит" и его дочерних структур. 21 марта 2000 г. Правлением Агентства утверждены основные подходы к определению условий мирового соглашения ОАО "Банк Российский кредит". 19 апреля 2000 г. на заседании объединения кредиторов принято решение об утверждении Мирового соглашения ОАО "Банк Российский кредит" с его кредиторами. 15 августа 2000 г. Арбитражный суд г. Москвы утвердил Мировое соглашение, заключенное между ОАО "Банк Российский кредит" и его кредиторами. С 16 августа 2000 г. Банк приступил к расчетам с кредиторами в соответствии с утвержденным Мировым соглашением. 9 октября 2000 г. апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы признала законным заключение Мирового соглашения ОАО "Банк Российский кредит" с кредиторами. Апелляционная инстанция оставила в силе определение суда первой инстанции от 15 августа и отклонила апелляционные жалобы более 50 кредиторов. 11 октября 2000 г. суд США по делам о банкротстве Южного округа штата Нью-Йорк вынес решение, запрещающее кредиторам подачу исков и принудительное исполнение судебных решений против банка "Российский кредит" на территории США, тем самым утвердив мировое соглашение ОАО "Банк Российский кредит" с его кредиторами-нерезидентами. 1 декабря 2000 г. Федеральный арбитражный суд Московского округа рассмотрел кассационные жалобы частных вкладчиков об определении утверждения Мирового соглашения. Жалобы остались без удовлетворения. 27 декабря 2000 г. определением Головинского межмуниципального суда САО города Москвы прекращено сводное исполнительное производство по исполнительным листам, выданным судами общей юрисдикции Российской Федерации, а определением от 10 апреля 2001 г. Арбитражный суд города Москвы прекратил сводное исполнительное производство по исполнительным листам, выданным арбитражными судами Российской Федерации. Основные условия мирового соглашения: Требования кредиторов, отнесенных к первой группе (требования кредиторов - физических лиц), погашаются путем единовременного денежного платежа в полном объеме, если сумма требования по новым обязательствам не превышает 30 тысяч рублей. В противном случае сумма единовременного денежного платежа составляет 20 процентов суммы требования по новым обязательствам, но не менее 30 тысяч рублей. Оставшаяся часть требования новируется в векселя Банка со сроками погашения 6, 12 и 18 месяцев. Обязательства банка по обязательным платежам (вторая группа) погашаются Банком равными долями на протяжении 10 лет. Требования кредиторов, отнесенных к третьей группе (юридические лица), реструктурируются в зависимости от валюты обязательств путем выплаты денежных средств в размере, не превышающем 10% от возникших обязательств Банка, и выдачи векселей со сроками погашения до 10 лет. По состоянию на 1 июля 2002 г. объем переоформленных обязательств перед кредиторами - физическими лицами составил 1 691 млн руб. (93% от общей суммы обязательств), в наличной денежной форме выплачено с учетом погашенных векселей 1 512 млн руб. Задолженность перед кредиторами - юридическими лицами переоформлена на сумму 18 638 млн руб. (89% от общей суммы обязательств), в том числе денежные выплаты составили 301 млн руб. и 56,2 млн долл. США. В бюджет перечислено 2 548 млн руб. в рамках погашения задолженности по обязательным платежам. С 1 апреля 2002 г. ОАО "Банк Российский кредит" обслуживает клиентов филиалов Анапский, Барнаульский, Благовещенский, Брянский, Владивостокский, Воронежский, Ессентукский, Железногорский, Златоустовский, Ивановский, Ижевский, Иркутский, Казанский, Калининградский, Калужский, Камчатский, Кировский, Краснодарский, Липецкий, Магаданский, Нижегородский, Новосибирский, Обнинский, Омский, Орловский, Пермский, Ростовский, Рязанский, Самарский, Санкт-Петербургский, Саранский, Саратовский, Смоленский, Ставропольский, Старооскольский, Сургутский, Таганрогский, Томский, Тульский, Хабаровский, Череповецкий и Ярославский через филиалы банка-агента ОАО "Импэксбанк", расположенные в тех же городах. 3. Признание банка банкротом и его ликвидация. 3.1 Основание признания банка банкротом. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций закрепил такое важное правило, в соответствии с которым дело о банкротстве может быть возбуждено ( арбитражным судом) только после надлежаще проведенного отзыва у банка лицензии. Правом отзыва лицензий у банков обладает лишь Банк России. Дело о банкротстве может рассматривать только арбитражный суд (оно не может быть передано в третейский суд), но не по собственной инициативе, а лишь на основании обращенного к нему особого заявления с ходатайством объявить определенного должника банкротом. В соответствии с Законом «О несостоятельности (банкротстве)» право обратиться в арбитражный суд с указанным заявлением имеют конкурсные кредиторы: - в связи с неисполнением денежных обязательств — сам должник, кредитор и прокурор; - в связи с неисполнением обязательных платежей — должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные законом органы. В данном Законе (ст. 2) конкурсные кредиторы определены как кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника — юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия. В то же время Закон допускает подачу такого заявления в арбитражный суд и иными лицами (в особых случаях, предусмотренных названным Законом). В Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 35) вопрос решается несколько подробнее. Здесь определено, что правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом банка (вообще любой кредитной организации) обладают: - сам банк-должник. Заявление должно отвечать требованиям, содержащимся на этот счет в Законе «О несостоятельности (банкротстве)». Копия заявления направляется в Банк России; - кредиторы банка, включая граждан, имеющих право требования к нему по любому договору банковского счета; - Банк России; - прокурор (в случаях, предусмотренных Законом «О несостоятельности (банкротстве)»; - налоговый или иной уполномоченный орган — в отношении невыполнения банком обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды. Перечисленные лица (кроме Банка России) имеют право направить в Банк России заявление об отзыве у банка лицензии, если могут подтвердить, что у банка обнаружены признаки банкротства, указанные в Законе. Это значит, что к заявлению следует приложить документы, доказывающие, с одной стороны, наличие денежных обязательств банка перед заявителем, с другой — что их размер соответствует критериям банкрота, установленным в ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Если по истечении 2 месяцев ответ Банка России не получен, указанные лица могут направить свои заявления о признании банка банкротом непосредственно в арбитражный суд. Копии заявлений направляются в Банк России и в банк, о судьбе которого идет речь. Когда в арбитражный суд поступает заявление о признании банкротом банка, судья прежде всего (до возбуждения производства по делу о банкротстве) предлагает Банку России представить либо заключение о целесообразности отзыва у банка лицензии, либо, если лицензия уже отозвана, копию соответствующего приказа. Банк России обязан откликнуться на такое предложение в месячный срок. Если он представил в арбитражный суд копию своего приказа об отзыве лицензии, то тем самым появляется основание для возбуждения производства по делу о банкротстве (в соответствии со ст. 40 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» указанная копия приказа БР составляет обязательный элемент пакета документов, прилагаемых к заявлению о признании банка банкротом). Если Банк России представил заключение о нецелесообразности отзыва у банка лицензии, то заявление о признании его банкротом возвращается заявителю. Наконец, если в отведенный законом срок заключение Банка России не получено, то арбитражный суд все равно возвращает заявление направившему его лицу, но в этом случае такое лицо получает право требовать в арбитражном суде, чтобы Банк России возместил ему убытки, причиненные тем, что не принял ни таких мер, которые могли воспрепятствовать доведению банка до банкротства, ни решения об отзыве у него лицензии. С заявлением в арбитражный суд может обращаться и Банк России. Так, в Положении № 264 записано, что если основанием для отзыва лицензии послужило неудовлетворительное финансовое положение банка, неисполнение им своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, то территориальное учреждение Банка России в течение 1 дня с даты отзыва лицензии обращается в арбитражный суд с заявлением о признании банка банкротом, сразу предлагая также кандидатуру арбитражного управляющего. Если после этого в течение 45 календарных дней не будет получено документальное подтверждение того, что производство по делу о банкротстве банка возбуждено, то Банк России обязан в 5-дневный срок снова обратиться в арбитражный суд с тем же заявлением (ч. 2 ст. 37 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Арбитражный суд, возбуждая дело о банкротстве банка, принимает во внимание в первую очередь следующие нормы законодательства Таблица 3.1. Признаки банкротства и условия возбуждения дела о банкротстве банка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
По Закону «О несостоятельности (банкротстве) »
|
По Закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Признаки банкротства
Рассмотрение дел о банкротстве
|
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязательства и/или обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 500 МРОТ, если иное не предусмотрено Законом |
Кредитная организация считается неспособной удовлетворить денежные требования кредиторов и/или исполнить обязательные платежи, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения. Дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее 1000 МРОТ и если эти требования не исполняются в течение 1 месяца с момента наступления даты их исполнения. |
Следует также иметь в виду состав лиц, участвующих в рассматриваемом процессе
Таблица 3.2
Состав лиц, участвующих в деле о банкротстве банка
По Закону «О несостоятельности
(банкротстве)»
По закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»
Лица, участвующие в деле о банкротстве
Лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве
· должник;
· арбитражный управляющий;
· конкурсные кредиторы;
· налоговые и другие органы (в отношении обязательных платежей);
· прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению);
· государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);
· иные лица (в случаях, предусмотренных настоящим Законом);
· представитель работников должника;
· представитель собственника;
имущества должника – унитарного предприятия;
· иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ и настоящим Законом;
· лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
· Банк России (при возбуждении производства по делу о банкротстве банка по заявлению Банка России);
· Лица, указанные в Законе «О несостоятельности (банкротстве)»;
· Банк России (в случаях когда заявление о признании банка банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом)
Необходимо иметь в виду по меньшей мере следующие статьи Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Кроме того, необходимо принять во внимание, что при рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
• наблюдение — процедура обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника (предполагает назначение временного управляющего);
• внешнее управление (судебная санация) — процедура, имеющая целью восстановление платежеспособности должника (предполагает передачу прав управления должником внешнему управляющему);
• конкурсное производство — процедура, имеющая целью соразмерное удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого должника (предполагает назначение арбитражного управляющего, ликвидатора);
• мировое соглашение — утверждаемое арбитражным судом соглашение между комитетом кредиторов' и должником, содержащее положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и/или прекращении таких обязательств тем или иным законным способом, а также иные условия, которое может быть заключено между сторонами на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве (но только после погашения долгов кредиторам 1-й и 2-й очередей) и тем самым становится основанием для прекращения производства по делу о банкротстве на этапах наблюдения или внешнего управления, а на этапе конкурсного производства — основанием для того, чтобы решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не исполнялось.
При рассмотрении дела о банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсного производства и не применяются внешнее управление и мировое соглашение (ст. 5 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Такое решение законодателя в отношении внешнего управления представляется искусственным (трудно понять, чем отличается деятельность временной администрации банка, о которой речь пойдет дальше, от внешнего управления), а в отношении мирового соглашения — неудачным. В Законе «О реструктуризации кредитных организаций» (ст. 23) эта ошибка исправлена: банк, ликвидируемый по решению и под руководством АРКО, и его кредиторы вправе заключить мировое соглашение.
3.2 Процедуры ликвидации банка
Временное управление банком. Арбитражный суд, принявший заявление о признании банка банкротом, в своем определении по этому вопросу указывает ввести в банке процедуру наблюдения и назначить лицо, которому будет поручено наблюдение, — временного управляющего (ст. 41 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Далее временное управление в общем случае ведется на основаниях и в порядке, предусмотренных в ст. 56—67 Закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Последствия введения наблюдения
1. Введение наблюдения не является основанием для обязательного отстранения руководителя и иных органов управления должника. Они могут продолжать выполнять свои полномочия, но с ограничениями, указанными ниже.
2. Органы управления должника с согласия временного управляющего могут совершать только такие сделки, которые связаны с:
- передачей недвижимого имущества в аренду, залог, внесением названного имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ и товариществ или распоряжением таким имуществом иным образом;
- распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% активов должника;
- получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также учреждением доверительного управления имуществом должника.
3. Органы управления должника не вправе принимать решения о: его реорганизации и ликвидации; создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств; выплате дивидендов; размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; выходе из состава участников должника — юридического лица; приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
4. Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности, в случае если тот не принимает необходимых мер к сохранению имущества должника, чинит препятствия работе временного управляющего, допускает иные нарушения требований законодательства. В этом случае исполнение обязанностей руководителя должника возлагается на временного управляющего.
5. С момента введения наблюдения арест имущества и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.
Временный управляющий, его права и обязанности
Временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами, а при их отсутствии — из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих, и действует либо до введения внешнего управления и назначения внешнего управляющего, либо до признания должника банкротом и принятия решения об открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего, либо до утверждения мирового соглашения, либо до принятия решения об отказе в признании должника банкротом.
Временный управляющий имеет право:
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством принять дополнительные меры к обеспечению сохранности имущества должника;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности;
- получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника.
- Временный управляющий обязан:
- принимать меры к обеспечению сохранности имущества должника;
- анализировать финансовое состояние должника;
- определять наличие признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства должника;
- устанавливать кредиторов должника и определять размеры их требований,
- уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
- созвать первое собрание кредиторов.
По окончании наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности/невозможности восстановления его платежеспособности.
Окончание наблюдения
1. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов, если иное не вытекает из существа дела, принимает решение признать должника банкротом и открыть конкурсное производство, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.
2. Если первое собрание кредиторов не приняло решения о введении внешнего управления или о заключении мирового соглашения либо ни одно из таких решений не представлено в арбитражный суд в установленный срок, то арбитражный суд, убедившись в наличии признаков банкротства, принимает решение об этом и соответственно об открытии конкурсного производства.
3. Даже если первое собрание кредиторов приняло решение обратиться с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства либо если ни одно решение собрания не представлено в арбитражный суд, то последний вправе вынести определение о введении внешнего управления в случаях: когда имеются основания полагать, что решение собрания принято в ущерб большинству кредиторов и установлена реальная возможность восстановления платежеспособности должника; когда после проведения собрания появились обстоятельства, дающие основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена; в иных случаях, предусмотренных Законом.
4. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения. Временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
Несколько иначе решаются вопросы наблюдения и временного управления банком в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и нормативных актах Банка России. В данный Закон включена целая глава III «Временная администрация», в соответствии с которой Банк России вправе не только самостоятельно назначать и прекращать деятельность временной администрации по управлению проблемным банком, но и трактовать ее функции и полномочия так широко, что они перекрывают функции и полномочия как уполномоченных представителей БР в банках (о них речь уже шла ранее), так и временных управляющих, назначаемых арбитражным судом. Между тем в тексте Закона прямо не указано, что временная администрация либо его руководитель — это участник дела о банкротстве банка, хотя из смысла Закона вытекает именно такой вывод.
Временная администрация, основания ее назначения и срок действия.
1. Временная администрация является специальным органом управления банком и назначается Банком России.
2. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов банка могут быть ограничены либо приостановлены.
3. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:
1) банк не удовлетворяет денежных требований отдельных кредиторов и/или не исполняет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 рабочих дней с момента наступления даты их удовлетворения и/или исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на его корреспондентских счетах;
2) банк допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% и одновременно нарушает хотя бы один обязательный норматив, установленный Банком России;
3) банк нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;
4) банк не выполняет в установленный срок требования Банка России о замене руководителя либо о финансовом оздоровлении или реорганизации;
5) в соответствии с Законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у банка лицензии.
4. Временная администрация назначается на срок не более 6 месяцев. После отзыва у банка лицензии Банк России вправе продлить указанный срок свыше 6 месяцев, но лишь до формирования органов, которые будут проводить реорганизацию или ликвидацию банка, в том числе до назначения арбитражного управляющего. Общий срок действия временной администрации не может превышать 18 месяцев.
Руководитель временной администрации.
Временную администрацию возглавляет руководитель, имеющий аттестат руководителя временной администрации. Ст. 6 Закона разъясняет, что такой аттестат выдает Банк России, причем только лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего (выдается Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению) и отвечающему квалификационным требованиям Банка России.
Прекращение деятельности временной администрации.
Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:
• в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;
• при передаче дел арбитражному управляющему;
• по другим основаниям, предусмотренным Законом и нормативными актами Банка России.
Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается нормативными актами Банка России.
Конкурсное производство.
Принципиальные характеристики конкурсного производства в его общем смысле даются в главе VI Закона « О несостоятельности (банкротстве)».
Решение арбитражного суда о признании должника банкротом означает решение открыть в отношении данного должника конкурсное производство. Срок конкурсного производства, как правило, не превышает 1 года. Впрочем, арбитражный суд вправе продлить его на 6 и больше месяцев.
Последствия открытия конкурсного производства.
С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:
- • срок исполнения всех денежных обязательств, а также отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;
- • прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
- • сведения о финансовом состоянии должника перестают относиться к сведениям, носящим конфиденциальный характер либо являющимся коммерческой тайной;
- • снимаются ранее наложенные на имущество должника аресты и иные ограничения на распоряжение указанным имуществом. Наложение новых арестов на данное имущество и введение иных ограничений в этой части не допускается;
- • все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства.
С этого момента органы управления должника отстраняются от управления и распоряжения имуществом (если они не были отстранены ранее).
Конкурсный управляющий — лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и выполнения связанных с этим иных полномочий. По ходатайству конкурсного управляющего, если оно одобрено собранием или комитетом кредиторов, арбитражный суд может назначить несколько таких управляющих.
Конкурсный управляющий действует до завершения конкурсного производства.
Полномочия конкурсного управляющего.
С момента назначения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.
Если решение о признании должника банкротом принято по окончании наблюдения, то с момента назначения конкурсного управляющего полномочия органов управления должника прекращаются. Последние в течение 3 дней с момента назначения конкурсного управляющего передают ему бухгалтерскую и иную документацию, печати и штампы, материальные и иные ценности должника.
Конкурсный управляющий, в частности:
- принимает имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку (привлекая оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или комитетом кредиторов) и принимает меры к обеспечению его сохранности;
- анализирует финансовое состояние должника;
- предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о взыскании;
- уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;
- заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
- отказывается от исполнения договоров должника;
- принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению.
Конкурсная масса.
Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное после его начала, составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключается имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, а также иное имущество, предусмотренное Законом.
Счет должника в ходе конкурсного производства.
Конкурсный управляющий обязан использовать в своей деятельности только 1 счет должника в банке или иной кредитной организации (основной счет должника). Другие счета должника подлежат закрытию по мере их обнаружения. Остатки средств с них должны быть перечислены на основной счет должника. На этот счет зачисляются и деньги, поступающие в ходе конкурсного производства.
С основного счета должника ведутся выплаты кредиторам и оплачиваются расходы в следующей очередности.
1. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
2. Требования кредиторов удовлетворяются в такой очередности:„
- 1-я очередь — требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
- 2-я очередь — оплата труда и выплата выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам), выплата вознаграждений по авторским договорам;
- 3-я очередь — требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
- 4-я очередь — обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
- 5-я очередь — требования других кредиторов. С данного счета:
- выплачивается вознаграждение конкурсному управляющему;
- оплачиваются текущие коммунальные и эксплуатационные платежи;
- оплачиваются публикации-сообщения о признании должника банкротом, а также уведомление кредиторов должника;
- производятся иные расходы на ведение конкурсного производства.
Конкурсный управляющий в любое время представляет собранию и комитету кредиторов по их требованию отчет об использовании средств должника.
Завершение конкурсного производства.
Арбитражный суд, рассмотрев отчет конкурсного управляющего о результатах проделанной работы, выносит определение о завершении конкурсного производства. Конкурсный управляющий в течение 10 дней с момента вынесения указанного определения должен представить его в орган государственной регистрации юридических лиц. Данное определение является основанием для внесения в государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника. С момента, когда такая запись сделана, полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник — ликвидированным.
Особенности ликвидации банков.
Эти особенности установлены в Законе «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», но главным образом — в документах Банка России. Рассмотрим важнейшие из них.
Ликвидационная комиссия, ликвидатор, конкурсный управляющий.
В соответствии с п. 12 Положения БР № 264 при добровольной ликвидации банка (2-й абзац п. 2 ст. 61 ГК), а также при принудительной его ликвидации (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) без назначения арбитражным судом ликвидатора участники банка сами назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и согласовывают ее состав (ликвидатора) с территориальным учреждением Банка России, устанавливают порядок и сроки ликвидации организации.
В состав ликвидационной комиссии должны входить участники банка (персональный состав определяется общим собранием участников), а также могут быть включены кредиторы банка, должностные лица исполнительного органа банка и другие лица (за исключением лиц, указанных в абзацах 3 и 4 п. 3 ст. 19 Закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Работники Банка России не могут быть членами ликвидационной комиссии (за исключением случаев, когда Банк России сам является кредитором ликвидируемого банка).
Если банк объявляет о добровольном банкротстве (п. 2 ст. 65 ГК), то его участники, как и в предыдущем случае, по согласованию с территориальным учреждением Банка России назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). При согласовании состава ликвидационной комиссии (ликвидатора) территориальное учреждение Банка России проверяет выполнение требований ст. 181 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» о наличии письменного согласия всех кредиторов банка на добровольное объявление о его банкротстве и ликвидации. В дальнейшем председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) выполняет обязанности конкурсного управляющего.
При принудительной ликвидации банка с назначением арбитражным судом ликвидатора (3-й абзац п. 2 ст. 61 ГК) последний ликвидирует банк в порядке, установленном в Законе «О несостоятельности (банкротстве)», если иное не будет предусмотрено решением арбитражного суда.
Если банк объявлен банкротом решением арбитражного суда (п. 1 ст. 65 ГК), то ликвидировать его будет в порядке конкурсного производства конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом.
В Положении (п. 18) расписаны также обязанности ликвидационной комиссии (ликвидатора):
1) поместить в печати объявление о ликвидации банка, указав свой адрес, реквизиты корреспондентского счета, порядок и срок (не менее 2 месяцев) предъявления кредиторами требований к ликвидируемому банку;
2) решить вопросы создания подразделений ликвидационной комиссии по месту расположения филиалов банка;
3) выявить всех кредиторов ликвидируемого банка и персонально уведомить их о ликвидации банка;
4) принимать меры к сохранению наличного имущества, в том числе путем востребования имущества, находящегося в обороте;
5) выявлять и взыскивать дебиторскую задолженность;
6) принимать меры к реализации заложенного имущества по просроченным кредитам и исполнению иных форм обязательств третьих лиц (гарантии, поручительства, страховки) по указанным кредитам;
7) оценить наличное имущество, составить список активов и пассивов;
8) рассматривать требования кредиторов;
9) составить промежуточный ликвидационный баланс;
10) при недостаточности у ликвидируемого банка денег продавать с публичных торгов на аукционной основе его имущество для удовлетворения признанных требований кредиторов;
11) выплачивать кредиторам ликвидируемого банка деньги по признанным требованиям на основании утвержденного участниками промежуточного ликвидационного баланса, согласованного с территориальным учреждением Банка России;
12) передать оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество участникам, имеющим обязательственные права в отношении имущества этой организации (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами);
|
© 2000 |
|