РУБРИКИ

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации

-         при ликвидации по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации:

-         копию публикации в средствах массовой информации о ликвидации кредитной организации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторов;

при добровольной ликвидации, осуществляемой учредителями (участниками):

решение (протокол собрания) учредителей (участников) об утверждении окончательного ликвидационного баланса, а в случае осуществления ликвидационных процедур ликвидатором, назначенным арбитражным судом, - отчет ликвидатора, утвержденный этим арбитражным судом;

при добровольном объявлении о банкротстве кредитной организации в соответствии со статьями 181-182 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" или по статье 51 Закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" (в случае, если ликвидационные процедуры начаты до введения в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"):

-         копии публикаций в "Вестнике Высшего Арбитражного суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению объявления о банкротстве кредитной организации и ее ликвидации;

-         решение (протокол собрания) кредиторов с участием учредителей (участников) ликвидируемой кредитной организации об утверждении окончательного ликвидационного баланса;

-         при ликвидации кредитной организации в порядке конкурсного производства по решению арбитражного суда:

-         решение арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и открытии конкурсного производства;

-         определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.

       Третий эта развития законодательства начался 25 февраля 1999 года с выходом Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” №40-ФЗ. Положения этого закона  будут рассматриваться далее, так что здесь будут выделены основные моменты данного закона:

Под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" существуют следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

-         финансовое оздоровление кредитной организации;

-         назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);

-         реорганизация кредитной организации.

При банкротстве кредитной организации применяются процедуры наблюдения и конкурсное производство. При чем, внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные законом “О несостоятельности (банкротстве)”, не применяются. 

Руководитель временной администрации должен иметь аттестат руководителя временной администрации. Аттестат руководителя временной администрации выдается Банком России лицу, имеющему лицензию арбитражного управляющего и соответствующему квалификационным требованиям Банка России. Арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации должен иметь лицензию арбитражного управляющего, выданную государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также соответствовать квалификационным требованиям Банка России и иметь аттестат, выданный Банком России.

В этом законе не указаны квалификационные требования к руководителям временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации. В связи с этим было выпущено Положение БРР от 25 марта 1999 г. N 71-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации". Оно регулировало вопросы по поводу объема квалификационных требований, порядка выдачи, продления и аннулирования аттестатов Банка России руководителям временных администраций по управлению кредитными организациями и арбитражным управляющим при банкротстве кредитных организаций.

В настоящее время действует зарегистрированное в Минюсте РФ Положение БР от 21 июля 1999 г. № 83-П "О порядке выдачи и аннулирования Банком России аттестатов руководителя временной администрации по управлению кредитной организацией и арбитражного управляющего при банкротстве кредитной организации".

При процедуре банкротства возникали вопросы по поводу открытия и ведения корреспондентских счетов в ин. валюте конкурсных управляющих банками. Этот вопрос был решен с выходом Положения БР от 26 апреля 1999 г. № 75-П  "О порядке открытия и ведения корреспондентских счетов в иностранной валюте ликвидационных комиссий (конкурсных управляющих, ликвидаторов) кредитных организаций уполномоченными банками". В этом письме говорится, что в целях аккумулирования денежных средств в иностранной валюте кредитная организация, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в том числе предусматривающая осуществление операций со средствами в иностранной валюте, вправе открыть в Сберегательном банке Российской Федерации либо Внешторгбанке России или по согласованию с Банком России в другом банке корреспондентский счет в иностранной валюте по необходимым видам иностранной валюты.

       Так же в законе не был указан порядок публикации объявления о ликвидации кредитной организации "Вестнике Банка России". БР урегулировал этот вопрос Указанием от 7 июля 1999 г. N 602-У "О порядке публикации объявления о ликвидации кредитной организации в "Вестнике Банка России".

       В соответствии со статьей 26 № ФЗ-40 “О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” существует мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, но механизм его применения до14 июля 1999 года не был прописан. Положение БРР от 14 июля 1999 г. № 81-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства временной администрации по управлению кредитной организацией о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации" описала этот механизм.

       Так же в июле 1999г. вступила в силу Инструкция №84-И от 12 июля 1999г. “О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций”. Эта инструкция устанавливает особенности порядка осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций. В этой инструкции обобщена вся информация по требованиям Банка России к плану санации кредитной организации, а так же об отчете о выполнении плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

       8 июля 1999 года вышел Федеральный закон № 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций". Этот Федеральный закон устанавливает порядок и условия осуществления мероприятий по реструктуризации кредитных организаций. Под реструктуризацией кредитной организации понимается комплекс мер, применяемых к кредитным организациям и направленных на преодоление их финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для осуществления этих мероприятий создается Агентство по реструктуризации кредитных организаций.

       Агентство по реструктуризации кредитных организаций (далее Агенство, АРКО) является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и настоящим Федеральным законом. Получение прибыли не является целью деятельности Агентства. Целью деятельности Агентства является реструктуризация кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства. Агентство осуществляет следующие функции:

-         принимает под свое управление кредитные организации;

-         участвует в формировании органов управления кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

-         осуществляет мероприятия по реструктуризации кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства;

-         привлекает необходимые финансовые средства для реализации мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

-         создает организации, в том числе кредитные, необходимые для осуществления задач и функций Агентства;

-         взаимодействует с Правительством Российской Федерации и Банком России при осуществлении мероприятий по реструктуризации кредитных организаций;

-         осуществляет иные функции, направленные на достижение поставленной перед Агентством цели.

-         Мероприятий по реструктуризации кредитных организаций проводятся, если в течение шести месяцев, предшествующих принятию решения о направлении Банком России предложения о передаче кредитной организации под управление Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом, кредитная организация:

-         имела долю вкладов граждан не менее 1 процента совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях Российской Федерации;

-         имела долю активов не менее 1 процента совокупной доли активов кредитных организаций Российской Федерации в виде предоставленных юридическим лицам кредитов (займов), за исключением кредитов (займов), предоставленных кредитным организациям;

-         имела долю вкладов граждан не менее 20 процентов совокупной доли вкладов граждан в кредитных организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

-         имела долю активов не менее 20 процентов совокупной доли активов кредитных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.


1.2 Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы на нее влияющие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признание арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Под неспособностью кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам данный закон понимает неисполнение кредитной организацией соответствующих обязанностей и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течении одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Под этим понимается неисполнение кредитной организацией своих обязательств перед клиентами, партнерами, бюджетом, органами государственного управления и так далее.

Существует множество факторов, влияние которых приводит кредитные организации к несостоятельности (банкротству). Эти факторы можно условно разделить на две большие группы:

внешние;

внутренние.

Внешние факторы. К ним можно отнести политическую и общеэкономическую ситуацию в стране, состояние финансового рынка, надежность банков- партнеров, надежность клиентов. На эти факторы в большинстве случаев кредитная организация повлиять не может. Но, как известно, банк сам может выбирать своих партнеров и клиентов и тем самым он может ограничить влияние этих факторов. Но отдельный банк (если он не является системообразующим) не может повлиять на общеэкономическую, политическую ситуацию в стране, а также на состояние финансового рынка.

Внутренние факторы.

В эту группу факторов входят: стратегия банка, обеспеченность собственным капиталом, уровнем квалификации кадров и уровнем менеджмента, внутренней политикой банка. На эту группу факторов банк имеет непосредственное влияние. Любой банк вырабатывает свою собственную стратегию поведения на рынке. При приеме сотрудников на работу, банковский менеджер может достичь нужного ему уровня квалификации сотрудников. Как известно, чем выше уровень квалификации, тем меньше вероятность возникновения проблем у банка из-за некомпетентности его сотрудников. Уровень менеджмента также напрямую зависит от квалификации менеджера и здесь немаловажную роль играет опыт работы в данной области.

Внешние факторы.

Одним из наиболее важных внешних факторов является политическая ситуация в стране. Она определяется идеологией партии, находящейся у власти, и высшего руководства страны. Так как политическая стабильность - важнейшее условие успешного развития рынка банковских услуг, аналитический отдел банка должен отслеживать социально-политическую ситуацию в стране с корректировкой на неизбежную оппозицию со стороны других партий с тем, чтобы прогнозировать возможные варианты развития событий. При этом банки с агрессивной политикой прилагают значительные усилия для формирования необходимой им (или устранения нежелательной) экономической политики.

Банки с консервативной политикой отслеживают и прогнозируют возможное развитие социально-полити­ческой ситуации для выработки различных вариантов стратегии банка, которые могут применяться в различных социально-политических и экономических условиях. Из-за того, что такие прогнозы требуют специалистов-поли­тологов и социологов, банку необходимо привлекать их.

В области воздействия на экономическую политику усилия банков могут быть направлены на:

стабилизацию ситуации в стране и регионе;

на возможность получения ссуд у Центрального банка на более льготных условиях;

более низкие требования к норме обязательных резервов;

поощрения со стороны Центрального банка по созданию коммерческими банками отделений и развития корреспондентских связей;

достаточно высо­кие требования к величине первоначального капитала;

предоставление достаточного времени для адаптации к новым условиям (например, увеличение уставного капитала или величины обязательных резервов);

льгот­ное налогообложение.

Особого внимания заслуживают усилия банков, направленные на установление обязательных высоких требований к величине уставного капитала, так как установление высокого уставного ка­питала ограждает коммерческие банки от конкуренции и позволяет им «поглощать» уже существующие относительно небольшие коммерческие банки, которые не в состоянии выполнить эти требования.

Высокие требования Центрального банка к уставному капиталу коммерческих банков обусловлены ин­фляцией и носят двойственный характер: с одной стороны, они ограничивают конкуренцию и способствуют концентрации банковского капитала, с другой, - защищают конкуренцию, так как обеспечивают относительно высокую надежность функционирования бан­ковской системы, препятствуя появлению в этой области бизнеса тысячам мелких банков.

Общеэкономическая ситуация в стране и регионе характеризуется следующими показателями:

производственно-техническим потенциалом, ко­торый зависит от количества и качества рабочей силы, объемов, структуры и качества производственных фондов и природных ресурсов;

структурными изменениями, определяемыми коэффициентами опережения, которые рассчитываются как отношение темпов прироста в отрасли к темпам прироста в целом по промышленности;

валовыми и чистыми инвестициями. Валовые инвестиции включают производство всех инвестиционных товаров, предназначенных для замещения машин, оборудования и сооружений, которые были потреблены в процессе производства, плюс любые чистые добавления к объему капитала в экономике. Чистые инвестиции означают прирост производственных фондов (физического капитала);

состоянием платежного баланса и тенденциями его развития, которые определяются такими показате­лями, как доля страны в мировой торговле отдельными товарами, особенно наукоемкой продукцией;

конкурентоспособность товаров на внешнем рынке;

эластичность спроса и предложения во внешней торговле; притоки и оттоки капитала;

динамика движения официальных резервов.

Политика банков так же усугубляет экономический спад, так как из-за высокого кредитного риска банки уходят с рынка долгосрочных ссуд.

Состояние финансового рынка определяется следующими факторами:

кредитной эмиссией;

наличной эмиссией;

ростом номинальных и реальных доходов населения;

темпами инфляции по различным товарным группам;

ожиданиями по инфляции, проценту, доходу;

процентами по краткосрочным кредитам;

рублевыми (валютными) интервенциями Центрального банка;

системой валютных отчислений;

экспортными и импортными налогами и тарифами,

регулированием отношений вокруг рублевой зоны;

ожиданиями изменений государственного регули­рования во внешнеэкономической и валютных областях;

золотовалютными резервами правительства;

размером внешней задолженности страны;

степенью валютного контроля;

фискальной политикой, особенно в пределах делового цикла, обусловленной политическими мотива­ми и дестабилизирующей экономику;

перспективами развития фондового рынка;

ликвидностью и доходностью ценных бумаг;

расширением видов валютообменных операций и цикличностью валютного рынка;

перераспределением капитала между различными рынками (товарным, денежным, валютным, фондо­вым);

степенью зависимости от состояния системы меж­банковских расчетов.

Распределение капитала на финансовом рынке меж­ду различными видами активов подчинено жесткой логи­ке: предельная эффективность капитала должна быть равна норме процента. Это означает, что инвестиции в ценные бумаги или другие активы будут целесообразны тогда, когда они будут иметь доход не ниже существующей ставки банковского процента. Прогнозирование динамики нормы процента должно учитывать следующие моменты:

Процент - это цена, которая, как любая другая цена, должна рассматриваться в системе цен, исходя из общей экономической ситуации. Определить единственную в своем роде норму процента невозможно - в экономике необ­ходимо иметь дело с системой процентных ставок.

Денежные процентные ставки, выплачиваемые по ссудам разного срока, различаются по двум основным причинам:

Из-за различной продолжительности займов и характеру распределения выплат по времени;

Из-за различной степени риска характеризующего заемщиков, связанного с воз­можностью неуплаты процентов.

Возможны и другие причины. За предоставленный кредит относительно слабому заемщику ставка будет выше, так как целесообразно использовать более высокую плату за риск, так как у заимодавца повышается неопределенность в будущем. Кроме того, величина процентной ставки зависит от величины средств, отдаваемых в заем. Выдача слишком большой суммы средств одному заемщику, также ведет к повышению нормы процента, в данном случае это также будет платой за более высокий риск.

Следует отметить, что поправка на риск в условиях экономической стабильности значительно ниже, чем в периоды экономических кризисов. В периоды депрессии и экономического кризиса  реальная процентная ставка значительно отличается от номинальной за счет инфляции. Реальная процентная ставка равна номинальной минус темпы инфляции и потому может быть минусовой.

В зависимости от нормы процентных ставок определяются многие показатели финансового рынка: рост номинальных и реальных доходов населения, валютный курс рубля, перераспределение капитала между различными рынками, ожидания по темпу инфляции и т.д.

         Внутренние факторы.

В случае относительной стабильности социально-экономи­ческой ситуации и состояния финансового рынка решающую роль в банковских банкротствах играют внутренние факторы.

Наибольшее значение в эффективном (или не эффективном) управлении банковскими рисками имеет стратегия банка. Разработка стратегии банка - это поиск равновесия между силами банка и окружающей его обстановкой. Оно может быть достигнуто путем выбора вариантов. Оценка обстановки исходит из анализа требований рынка, технических возможностей банковского бизнеса, наличия инфраструктуры. В свою очередь оценка существующих ресурсов банка должна включать анализ собственного капитала и определение основных источников его роста, учет уровня квалификации кадров и качества менеджмента. На основе сопостав­ления окружающей обстановки и возможностей банка формируются финансовые цели и цели развития банка, вытекающие из оценки будущей обстановки.

Проведение стратегического плани­рования и стратегического управления значительно смягчают банковские риски и способствуют успешному развитию банковского бизнеса. Банковские стратегии поведения на рынке должны разрабатываться для каждого банка в отдельности.

Возможные варианты стратегии банка:

традиционная - поступать, как все банки, доволь­ствуясь достигнутым;

оппортунистическая - поиск новых сегментов рынка, основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), связана с высокой степенью риска;

оборонительная - заключается в усилиях не отстать от других;

зависимая - обычно ее проводят мелкие банки;

наступательная - банк стремится занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществле­ния этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также хорошо организованные маркетинговые исследования.

Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои плюсы и минусы, но необходимо отметить, что в условиях становления финансового рынка России со всей его нестабильностью и изменениями в соотношении сил, по мнению автора, наиболее перспективна агрессивная политика. В настоящий момент банкам, увлеченным захватом рынка, грозит опасность «превышения возможностей над спросом». Превышение возможностей над спросом неизбеж­но снижает доходность банковских операций. Эта опасность тем более серьезна, что большинство банкиров считает большое количество филиалов - процветанием банка. Опасность превышения возможностей над спро­сом наиболее полно проявилась в Англии и США, где крупные банки были вынуждены тысячами увольнять своих служащих и закрывать филиалы.

В связи с этим крупные банки экономически раз­витых стран начинают менять свою стратегию - они отдают предпочтение росту прибыли активов и стремятся повысить эффективность работы, а не расширять свое участие на рынке. Расширение филиалов можно рассматривать как экстенсивный путь развития, повышение эффективности использования активов банка означает интенсификацию работы банка. Одно из решений проблемы превышения возможностей над спросом - объединение ряда банков, осуществляющих операции на одном рынке.

Агрессивная политика российских банков должна проявляться не столько в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, сколько в расширении спектра банковских услуг. Но прежде чем вводить новый финан­совый продукт, необходимо проанализировать все свя­занные с ним риски. Если с учетом рисков установленная цена на новый продукт не дает разумной доходности, от него надо отказаться. Многие банки делают ошибку, вводя новый финансовый продукт только потому, что другие банки его предлагают, и не заботятся о соотношении риска и дохода.

Управление собственным капиталом.

Недостаточно квалифицированное управление собственным капиталом - одна из наиболее распростра­ненных причин банкротства банков в России.

При управлении собственным капиталом необходимо сочетание прибыльности и ликвидности. Таким образом, расширение активов и пассивов без соответствующего прироста собственного капитала может привести к неспособности покрыть потенциальные обязательства и к нарушению установ­ленных Центральным банком обязательных нормативов (минимального размера уставного фонда, минимального размера обязательных резервов и предельного соотношения между размером уставного фонда банка и суммой его активов с учетом оценки риска).

Существует несколько источников формирования собственного капитала:

выпуск акций;

продажа долговых обязательств;

прирост резервов на покрытие непогашенных ссуд и распреде­ленная прибыль;

внебалансовая деятельность банка.

Выпуск  акций, по мнению автора, является наиболее привлекательным способом увеличения собственного капитала, поскольку акции, как ценные бумаги, означают права совладельца и по существующему законодательству банк-эмитет не обязан выкупать эти ценные бумаги у акционеров. Кроме того, размер диви­дендов, выплачиваемых акционерам, определяется собра­нием акционеров, но не может быть больше рекомендо­ванного Советом директоров банка. Таким образом, отношение дивидендов к сумме, полученной банком прибыли, определяется специалистами банка. Кроме того, даже в случае положительного сальдо банк может отказаться выплачивать дивиденды, мотивируя это решение необходимостью повышения устойчивости банка.

Использование долговых обязательств является, по мнению автора, менее привлекательным способом увеличения собственного капитала, например, так как невозможность выплатить доход по облигациям в установленные сроки  является прямым дорогой к банкротству. Исключением являются конверсионные облигации (имеющие право на конверсию в акции банка при определенных условиях: предвари­тельно согласованная цена акций).

Безопасность банка, его ликвидность значительно повышаются при росте из­быточных резервов, что крайне невыгодно банкам, так как снижается при прочих равных условиях их доходность.

Управление собственным капиталом предполагаем обязательный анализ достаточности капитала по отношению к общей сумме вкладов, обшей сумме активов и активов с повышенным риском.

Одной важной частью управления собственным капиталом является план кризисного обеспечения ре­сурсами. Он определяет обеспечение потребностей банка в наличности в случае экстренного давления на ликвидность. Такая ситуация, как показала наша недавняя история, возможна (это происходило в конце лета и осенью 1998 года). Давление на ликвидность могут вызывать и внешние факторы: военные действия правительства и связанное с этим неизбежное усиление гиперинфляции, обвал рубля, замораживание выплат по государственным ценным бумагам и т.д. Кризисный план должен анализировать стабильность и объем ресурсов, рыночную стоимость банковских активов, забалансовый риск, а также доступность ресурсов, которые должны заменить в балансе менее устойчивые пассивы. Поскольку в экстремальных ситуациях (например, банковская паника) необходимо действовать быстро, кризисный план должен быть полностью документирован и понят управляющими.

Внутренняя политика банка должна быть направлена на предотвращение основных причин банкротств: потери активов за счет просроченных ссуд или падения рыночной стоимости ценных бумаг; неликвидность; убытки от основной деятельности; рост издержек, поскольку банковское дело чрезвычайно трудоемкое; предупреждение преступлений со стороны высококвалфицированных специалистов, коррупции. Кроме того, внутренняя политика банка должна быть направлена на привлечение наиболее квалифицированных специалистов, поскольку качественное управление - главное условие прибыльной и надежной работы банка, особенно в период экономических кризисов.

Успех или неудача многих коммерческих банков изначально предопределяется их организационной структурой. В наших, российских банках, как правило, не уделяется достаточного внимания работе аналитического отдела, стратегическому планированию и управлению. Естественно, что при такой организации не могут быть успешными многие операции на финансовом рынке, причем именно те операции, которые в силу неопределенности будущего могут дать большой доход, поскольку только высококвалифицированные эксперты-аналитики могут прогнозировать неопределенное будущее с тем, чтобы смягчить или устранить риск  чтобы смягчить или устранить риск.




2.     Санирование коммерческого банка, как способ восстановления деятельности банка.


2.1 Критерии необходимости санирования банка.

Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при на­личии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при нали­чии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Различие, которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. Ст. 32 рассматриваемого Закона говорит, что требование о реорганизации банка может поступить в случаях, когда банк: 1) из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не исполняет обяза­тельные платежи в сроки, превышающие 7 дней; 2) допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимумом за последние 12 месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении хотя бы одного обязательного экономического норма­тива; 3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20% (при этом в ст. 4 Закона названы несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринима­емых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», которая включает широкий перечень нарушений, за которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансо­вого состояния кредитных организаций».

Содержание санации. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (гл. II, ст. 7—10) однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

-         оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

-         изменение структуры активов и пассивов банка;

-         изменение организационной структуры банка;

-         иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.


Финансовая помощь банку может быть оказана в формах:

-         размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);

-         предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

-         предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

-         перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

-         отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

-         дополнительного взноса в уставный капитал банка;

-         прощения банку его долга;

-         новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активов банка может предусматривать:

-         улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

-         приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обя­зательств, обеспечивающее их исполнение;

-         сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;

-         продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;

-         иные меры, направленные на изменение структуры активов.

Изменение структуры пассивов банка может включать в себя:

-         увеличение собственного капитала;

-         снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обяза­тельств в общей структуре пассивов;

-         увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

-         иные меры.

В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

Изменение организационной структуры банка может проводиться:

-         путем изменения состава и численности сотрудников;

-         путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;

-         иными способами.

Требование о санировании банка и его предъявление.

Соответствующие процедуры подробно прописаны в Инструкции Банка России № 84-И от 12.07.1999 г. «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоя­тельности (банкротства) кредитных организаций». Выделим их основные моменты.

Исходные положения.

1. Банк, его учредители (участники) обязаны по собственной инициативе принять необходимые и своевременные меры для его финансового оздоровления при возникновении хотя бы одного из оснований для подобных действий, предусмотренных ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». В случае возникновения указанных оснований территориальное учреждение Банка России со своей стороны вправе потребовать от банка приступить к проведению мер, направленных на его оздоровление; оно будет и контролировать реализацию таких мер.

2. Указанная инициатива банка в соответствии со ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должна выразиться в первую очередь в том, что руководитель исполнительного органа банка в течение 10 дней с момента возникновения оснований для этого должен обратиться в высшие органы управления банка с ходатайством об осуществлении мер, необходимых для санации банка, одновременно рекомендовав соответствующие меры, способы и сроки их проведения, в течение 3 дней проинформировать о направлении ходатайства территориальное учреждение Банка России, а указанные органы управления банка должны в течение 10 дней принять соответствующее решение и в течение 3 дней проинформировать о нем территориальное учреждение Банка России по установ­ленной форме. Если учредители (участники) отказались принять участие в финансовом оздоровлении банка либо не приняли соответствующего решения в установленный срок, то руководитель исполнительного органа банка обязан обратиться со своим ходатайством в территориальное учреждение Банка России. Форма такого ходатайства приводится ниже (приложение 1 к Инструкции № 84).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководителю Главного управления (национального банка) Центрального банка РФ

 

ХОДАТАЙСТВО ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА

 

(полное наименование банка, регистрационный №)

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций» _______________ (полное наименование банка, регистрационный № ) ходатайствует об осуществлении мер по предупреждению банкротства.

В связи с наличием оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства _________________________ (их перечень), руководством банка _______ (дата) в органы управления банка ________________________ (их полное наименование, юридический и фактический адрес) было направлено ходатайство об осуществлении мер по финан­совому оздоровлению банка (копия ходатайства прилагается).

Однако в сроки, установленные пунктом З ст. 11 Закона «О несостоятельности (банкрот­стве) кредитных организаций», органы управления банка не приняли соответствующее реше­ние по ходатайству/ учредители (участники) отказались участвовать в осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка *.

Настоящим ходатайством даем согласие на назначение временной администрации с ог­раничением полномочий исполнительного органа управления банка, которой будет предос­тавлена полная возможность для оценки реального финансового состояния и участия в разра­ботке мер по финансовому оздоровлению банка либо принятия иных мер по предупреждению банкротства банка.

Руководитель кредитной организации

Печать

* В случае отказа необходимо приложить подтверждающий документ (выписку из протокола, копию письма и т.п.).


3. Не позднее 20 дней с момента принятия органами управления банка решения о финансовом оздоровлении банк в соответствии со ст. 13 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» обязан разработать план санации и представить его в территориальное учреждение Банка России. Последнее должно установить контроль за самостоятельным проведением банком санационных мероприятий

Требование Банка России о принудительной санации банка.

1. При наличии хотя бы одного из ранее указанных достаточных оснований территориальное учреждение Банка России вправе направить в банк требование об осуществлении санационных мер, если:

-         извещение о самостоятельном принятии банком мер, направленных на финансовое оздоровление, которое ему необходимо, не направлено в Банк России в установленные сроки;

-         в Банк России пришло указанное выше ходатайство руководителя банка;

-         в Банк России поступили заявления лиц, указанных в подпунктах 2, 4, 5 п.1 ст. 35 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (т.е. заявления об отзыве у банка лицензии и признании его банкротом), если банк действительно нуждается в санировании.

2. Требование к банку о необходимости его финансового оздоровления составляет территориальное учреждение Банка России по следующей примерной форме (Приложение 2 к Инструкции № 84).

 

ТРЕБОВАНИЕ БАНКА РОССИИ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР ПО ФИНАНСОВОМУ ЗДОРОВЛЕНИЮ БАНКА

 

Руководителю банка

                                                                              Копия: органам управления банка

 

В связи с _______________________ * Вам надлежит представить в территориальное учреждение Банка России план мер по финансовому оздоровлению банка ___________________________ (полное наименование банка) в срок не позднее 30 календарных дней с момента получения настоящего требования.

Основными причинами, послужившими основанием для предъявления банку настоящего требования, явились _______________**.

Территориальное учреждение Банка России рекомендует Вам следующие меры по фи­нансовому оздоровлению банка ________________

Реализация мер по финансовому оздоровлению банка должна обеспечить устранение оснований для предъявления настоящего требования не позднее __________ __ г.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных орга­низаций» на период до представления плана мер по финансовому оздоровлению банка /до устранения указанных выше причин для  ____________________ (полное наимено­вание банка) вводится запрет __________ ***.

План мер по финансовому оздоровлению банка должен соответствовать требованиям за­конодательства и нормативных актов Банка России.

С момента предъявления настоящего требования Вам надлежит дополнительно к отчет­ности, установленной нормативными актами Банка России, еженедельно не позднее 3 рабо­чих дней, следующих за отчетной неделей, представлять в территориальное учреждение Бан­ка России отчетность по следующим формам:

- оборотную ведомость по форме101;

- отчет по картотекам к внебалансовым счетам 90903 и 90904 по форме №311.

Руководитель территориального учреждения

Банка России

            Печать













*Основания для осуществления мер, предупреждающих банкротство банка в соответствии со ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», либо непринятие таких мер в соответствии со ст. 11 указанного Закона, либо поступление ходатайства руководителя банка в соответствии с п. 4 ст. 11 указанного Закона.

           ** Основания, предусмотренные ст. 4 Закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», выявленные по данным анализа финансового состояния банка на основании бухгал­терской, финансовой и статистической отчетности банка на последнюю отчетную дату, предше­ствующую предъявлению требования, и за последние 12 месяцев.

          *** Информация о вводимых ограничениях и запретах,    установленных нормативными актами Банка России.


3. В случае получения такого требования руководитель исполнительного органа банка должен в срок не позднее 5 дней обратиться к высшим органам управления банка с соответствующим ходатайством, одновременно рекомендовав конкретные меры финансового оздоровления банка, способы и сроки их выполнения, а также в течение 3 дней с момента представления ходатайства направить в территориальное учреждение Банка России извещение об этом.

Названные органы управления банка, получив указанное ходатайство, должны в срок не позднее 10 дней принять по нему решение и в течение еще не более 3 дней направить в территориальное учреждение Банка России извещение по установленной форме.

4. В срок не позднее 30 дней с момента получения указанного требования Банка России банк обязан разработать план своего финансового оздоровления и представить его в территориальное учреждение Банка России, а последнее — установить контроль за исполнением банком предъявленного ему требования.

2.2 План финансового оздоровления банка

Разработка плана финансового оздоровления банка. Регламентирована главным образом в документе БР, именуемом «Методические рекомендации по составлению планов санации кредитными организациями» (письмо № 443 от 30.04.1997 г.). В соответствии с данными рекомендациями план санации должен включать в себя следующие 3 части.

Оценка ситуации в банке

Эта часть документа, занимающая в нем непропорционально много места, должна содержать самую разнообразную информацию о банке.

Во-первых, такие общие сведения, как: идентификационные сведения (полное официальное наименование банка; его почтовый и юридический адрес); номера и даты выдачи лицензий; виды лицензий и перечень ведущихся операций; наименование территориального учреждения Банка России, контролирующего деятельность банка; статистический, налоговый и другие коды; БИК, номер корреспондентского счета в подразделении Банка России; местонахождение и номера корреспондентских субсчетов филиалов; Ф.И.О., телефоны, факсы членов органов управления банка.

Во-вторых, тоже общие сведения о статусе банка, его участниках и капитале: организационно-правовая форма банка; организационная структура; филиалы, представитель­ства, дочерние и зависимые организации (их юридические и почтовые адреса, телефоны и факсы, характеристика их деятельности); перечень участников, владеющих более 5% уставного капитала банка (их почтовые адреса, телефоны и факсы, дополнительно — сведения о каждом участнике, владеющем более 20% уставного капитала); количество участников (с разбивкой на группы юридических и физических лиц, на резидентов и  нерезидентов, а также сотрудников банка) и доля каждой из групп в уставном капитале; участие банка в уставных капиталах дочерних и зависимых организаций, других организаций, в холдингах и финансово-промышленных группах (суммы и проценты участия), характеристика деятельности всех таких юридических лиц.

В-третьих, описание структуры органов управления и характеристики членов исполнительных органов банка (Ф.И.О., возраст, образование и квалификация, предыдущие 3 должности и места работы, срок работы в каждой должности, срок работы в данном банке, их доля в уставном капитале банка).

В-четвертых, характеристики кадров банка (количество сотрудников всего, в том числе руководящий состав, сотрудники, занятые непосредственно банковской деятельностью, обслуживающий персонал) и сведения о расходах на содержание персонала (фактический среднемесячный фонд оплаты труда за последний год и другие аналогичные по назначению расходы).

В-пятых, общие сведения об аудиторе банка (наименование аудиторской фирмы или аудитора, номер и дата лицензии, выданной ей (ему) Банком России.

      В-шестых, анализ роли и значения банка в экономике региона (РФ), включая такие вопросы, как ситуация на рынке банковских услуг в регионе деятельности банка; круг его клиентуры, проводимые им операции; возможные последствия банкротства банка для банковской системы региона (страны).

Наконец, в-седьмых, изложение причин возникновения у банка финансовых трудностей и показ динамики его развития. Причины должны быть названы по возможности конкретно (проведение рискованной кредитной политики; неудовлетворительная процентная политика, т.е. привлечение ресурсов под более высокую процентную ставку, чем их размещение; неудовлетворительное финансовое положение должников банка; отвлечение средств в недвижимость и прочие активы, не приносящие дохода; низкое качество управления; другие).

Для демонстрации динамики развития банка представляются его годовые ба­лансы за последние 5 лет (если банк существует менее 5 лет, то за все годы его функционирования).

Кроме того, в-восьмых, нужна развернутая информация о финансовом состоянии банка. Она в обязательном порядке должна включать в себя:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.