РУБРИКИ |
Банковские операции на рынке ценных бумаг |
РЕКЛАМА |
|
Банковские операции на рынке ценных бумагp> Клиент, имеющий ОГСЗ, обращается в банк 19.02.96 г. с целью получения оборотных средств, но ему не хочется реализовывать свои облигации, так как через 71 день он может рассчитывать на получение процентов(не облагаемых налогом на прибыль) по купону. Банк заключает с клиентом договор о покупке облигаций, например, на срок 30 дней, с условием, что по истечении этого срока клиент выкупит их обратно. При этом облигация оценивается в 75% от номинала плюс купон. Подобные условия гарантируют возмещение расходов и обеспечивают прибыль банку в случае отказа клиента выкупить облигации.Таким образом, банк кредитует клиента под надежное ликвидное обеспечение, а клиент получает от банка относительно дешевый кредит, проценты по которому включаются в себестоимость, и по истечении 71 дня - льготируемый доход по купону. Банки пользуются ОГСЗ и ОВГВЗ(облигации внутреннего государственного валютного займа) при привлечении денежных средств. В этом случае денежных средств. В этом случае льготируемую прибыль получает банк. Глава 3. Особенности российского рынка ценных бумаг. 3.1. Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним. Внутреннее регулирование - это подчиненность деятельности банка ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим нормативным документам, определяющим деятельность банка в целом, ее подразделений и работников. Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности банка нормативным документам государства, других организаций, международным соглашениям. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, залоговые, трастовые и т.д. Государство на российском рынка ценных бумаг выступает в качестве: . эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; . инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий; . профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; . регулятора при написании законодательства и подзаконных актов; . верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов. Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает: . государственные и иные нормативные акты; . государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на: . прямое, или административное управление; . косвенное, или экономическое управление. Прямое, или административное управление рынком ценных бумаг осуществляется путем: . установление обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг; . регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими; . лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; . обеспечение гласности и равной информированности всех участников рынка; . поддержка правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы: . систему налогообложения(ставки налогов, льготы и освобождение от них); . денежную политику(процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.); . государственные капиталы(госбюджет); . государственную собственность и ресурсы(государственные предприятия). Высшие органы государственной власти. Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг. Президент издает указы. Правительство выпускает постановления, обычно в развитие указов Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг. Министерского уровня: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство Финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госналогслужбы РФ; Саморегулируемые организации(ПАРТАД, НАУФОР, ПАУФОР). Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. Для обеспечения государственного регулирования на рынке ценных бумаг,
а также отношений, складывающихся в процессе обращения ценных бумаг,
пресечения злоупотреблений и нарушений прав акционеров Указом Президента РФ
от 4 ноября 1994 года № 2063 «О мерах по государственному регулированию
рынка ценных бумаг в РФ» была создана Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг(ФКЦБ). Указом Президента от 27 февраля 1995 года № 202 статус ФКЦБ
был приравнен к статусу федерального министерства. В соответствии с Законом По закону(ст. 42), ФКЦБ осуществляет следующие функции: . Осуществляет разработку основных направлений развития рынка ценных бумаг. . Утверждает стандарты эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов. . Разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами. . Устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности. . Осуществляет надзор за соответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству в обращении. . Устанавливает обязательные требования к порядку ведения реестра. . Устанавливает порядок, осуществляет лицензирование и ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и анализирует указанные лицензии: при нарушении требований законодательства РФ о рынке ценных бумаг, а также стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ. . Обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулирования рынка ценных бумаг. ФКЦБ создала 15 региональных отделений, каждый из которых курирует деятельность профессиональных участников субъектов РФ на рынке ценных бумаг. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления требований и т.д. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемых ФКЦБ России и уполномоченных ею органами. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг выдаются лицензии трех видов: . лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг; . лицензия на осуществление деятельности на ведение реестра; . лицензия фондовой биржи. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг предоставляет право осуществлять на рынке ценных бумаг(с учетом разрешенного совмещения, см. таблицу) описанные выше виды деятельности. Таблица 3.1.1. Совмещение различных видов профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг. I. Документы, предоставленные на лицензирование должны соответствовать законодательству РФ о ценных бумагах, правовым актам РФ и нормативным актам ФКЦБ России. К ним относятся: а) требования к учредительным документам. Организационно-правовая форма организации, собирающейся осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, должна удовлетворять требованиям ФКЦБ России. Таблица 3.1.2. Требования к организационно-правовой форме профессиональных участников рынка ценных бумаг. |Вид деятельности |ООО |ОАО |Некоммерческая | б) бухгалтерские документы и бухгалтерская отчетность должны соответствовать федеральному закону № 129-ФЗ от 12.11.97 года «О бухгалтерском учете» к приказам Минфина РФ и ГНС РФ. в) карта постановки на учет организации-заявителя в налоговую инспекцию Таблица 3.1.3. II. Требования к размеру собственного капитала,
рассчитанного по методике ФКЦБ России. Примечание. 1.Организации, которым ФКЦБ выдала лицензию на осуществление деятельности по доверительному управлению ценными бумагами до 1 января 1998 года, должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю до 1 января 1999 года. 2. Организации, осуществляющие депозитарно-хранительскую деятельность
должны довести размер собственного капитала до 1 000 000 экю к 1 января III. Требования к системе внутреннего учета и внутренней отчетности. В соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 21 от 26 ноября 1996 года «Временное положение об учетных регистрах и внутренней отчетности профессиональных участников ценных бумаг» внутренний учет и отчетность должны соответствовать требованиям нормативных актов ФКЦБ. IV. Предоставление отчетности. Профессиональный участник рынка ценных бумаг в зависимости от того, где он получал лицензию - в ФКЦБ или в ее региональных отделениях, должен предоставить отчетность в виде регистрационной формы на бумажном и на магнитном носителе. Новое в лицензировании. В настоящий момент начался новый этап рассмотрения заявлений на получение, замену, переоформление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг. Теперь в соответствии с Постановлением ФКЦБ России № 22 от 3 июня 19998 года, организации для получения должны предоставить ходатайство саморегулируемой организации(СРО), внутренние документы которой предусматривают членство профессиональных участников рынка ценных бумаг в этих организациях. В частности, в соответствии со ст. 44 Закона «О рынке ценных бумаг» ФКЦБ имеет право выдавать генеральные лицензии на осуществления лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг. ФКЦБ может доверить лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг другой организации как государственной(например, ЦБ РФ) так и общественной СРО. Саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации - это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающейся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации. Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферагентов и депозитариев(ПАРТАД) имеет статус саморегулируемой организации. Функции ПАРТАД: . Регулирование деятельности регистраторов и депозитариев. Регистраторами на рынке ценных бумаг называют организации, которые по договору с эмитентом ведут реестр. Депозитариями называют организации, которые оказывают услуги по хранению сертификатов ценных бумаг или учету прав собственности на ценные бумаги. . Лицензирование профессиональных участников рынка - регистраторов и депозитариев. Процесс лицензирования происходит следующим образом: профессиональный участник подает в ПАРТАД необходимые документы, эксперты ассоциации оценивают степень их соответствия действующим требованиям ФКЦБ и подают ходатайство в ФКЦБ либо направляют документы на доработку. Таким образом, ФКЦБ получает документацию уже прошедшую первичную обработку. . Сертификация программного обеспечения ведения реестров владельцев именных ценных бумаг. ПАРТАД создал единые требования к программному обеспечению регистраторов. Также существуют саморегулируемые организации: НАУФОР - национальная ассоциация участников фондового рынка, ПАУФОР - профессиональная ассоциация участников фондового рынка, АУВЕР - ассоциация участников вексельного рынка, которые контролируют деятельность на рынке ценных бумаг. Центральный банк РФ. Центральный банк России выполняет своеобразную роль на рынке ценных бумаг, одновременно являясь его профессиональным участником, активно ведущим операции с ценными бумагами, а с другой - государственным органом регулирования рынка ценных бумаг. . Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая в нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. . Выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг(например, 30-летний облигационный заем 1991 года). . Ведет расчеты по выплате процентов и погашению отдельных выпусков государственных ценных бумаг, учет для Правительства операций с ними. . Банк России выступает органом государственного регулирования для коммерческих банков - профессиональных участников рынка ценных бумаг. В соответствии с [11,12], а также в соответствии с последующими нормативными актами Банка России, им выполняются следующие регулирующие функции на рынке ценных бумаг: . установление для банков правил совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами; . лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; . аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами; . регистрация выпусков ценных бумаг банков; . ведение реестра ценных бумаг банков; . регистрация и ведение реестра акционерных обществ; . регулирование совместно с Минфином РФ выпуска и обращения государственных ценных бумаг. В условиях финансового кризиса в целях поддержания текущей ликвидности банковской системы была скорректирована политика обязательных резервных требований Банка России. С 24 августа 1998 года нормативы обязательных резервов кредитных
организаций, депонируемых в Банке России, были понижены с 11% до 10%. С 1
сентября Банк России в целях повышения ликвидности банков установил новые
нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и
иностранной валюте в зависимости от удельного веса вложений кредитных
организаций в государственные ценные бумаги(ГКО и ОФЗ) в работающих
активах: если он составляет 40% и более - размере 5%, а если от 20 до 40% - Роль Центрального банка как кредитора были весьма значительной в 1998
году. Так, ряду крупных системообразующих банков в целях погашения
обязательств перед вкладчиками в соответствии с решением Совета директоров Центральный банк РФ осенью 1997 года обнародовал программу реструктуризации банковской системы. Данный документ предполагает разделение всех российских банков на 4 группы. 1 группа. Банки, в настоящий момент не испытывающие значительных затруднений в своей работе. Их меньшинство, причем из главных «героев вчерашних дней» - банков, имевших наибольший показатель собственного капитала в докризисный период - в данную категорию практически никто не попал. 2 группа. Стабильно работающие региональные банки, которым будет предоставлена государственная поддержка. 3 группа. Системообразующие банки, неспособные самостоятельно продолжать банковские операции. В данную группу занесены 18 наиболее крупных кредитных организаций. 4 группа. Это безнадежные банки. Агентство по реструктуризации кредитных организаций(АРКО). При поддержке деятельности банков, одну из ведущих ролей должен сыграть новый для российской экономики орган - по реструктуризации кредитных организаций. АРКО создано по инициативе ЦБ и Правительства осенью 1998 года. . привлекли средства резидентов на сумму не менее 10% от общей суммы привлеченных средств в данном регионе; . кредитуют экономику на сумму не менее 30% активов; . согласны на то, что АРКО получит возможность влиять на решения, принимаемые кредитной организацией, в т.ч. путем приобретения пакетов акций; . способны осуществлять текущие налоговые платежи при условии предоставления отсрочки по просроченным платежам. Кроме того, будут учитываться следующие факторы: . наличие в банке значительной доли бюджетных счетов в общем объеме бюджетных потоков региона. . значимое(более 25% участие администрации региона в акционерном капитале банка). . желание администрации региона обсуждать и принимать различные схемы реструктуризации задолженности банка перед местным бюджетом и помощь администрации в переговорах по реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом. АРКО - кредитная организация и находится под надзором ЦБ. За помощью к 3.2. Налогообложение на рынке ценных бумаг. Cуществующая налоговая система не применяет каких либо специфических подходов к фондовому рынку и рынку ценных бумаг, а перечень применяемых при операциях с ценными бумагами налогов в основном соответствует налогам для рынков товаров и услуг, а также мировой практике, что облегчает инвесторам, в том числе нерезидентам, осуществлять операции с ценными бумагами на российском фондовом рынке. В российском налоговом законодательстве основные принципы налогообложения операций с ценными бумагами и доходов с капитала те же самые, что и принципы налогообложения всех прочих операций и доходов. Ниже приводятся особенности налоговой системы российской федерации применительно к рынку ценных бумаг. Применение налога на операции с ценными бумагами В соответствии с Законом РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от 12.12.91 г. плательщиками налога на операции с ценными бумагами являются юридические лица, которые на территории Российской Федерации выступают в роли эмитентов ценных бумаг. Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. В настоящее время согласно Закону РФ «О рынке ценных бумаг» подлежат регистрации проспекты эмиссии акций и облигаций. По остальным ценным бумагам проспект эмиссии не разрабатывается. По депозитным и сберегательным сертификатам, векселям, выпускаемым банками, регистрируются условия выпуска, которые не представляют собой проспект эмиссии. Налог на операции с ценными бумагами взимается в размере 0,8 % номинальной суммы выпуска. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Налог на операции с ценными бумагами, эмитированные в иностранной валюте взимается в рублях по курсу ЦБ РФ на дату регистрации эмиссии. Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с предоставлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в бюджет. Существуют и льготы по этому налогу - при первичной эмиссии ценных бумаг налог не взимается. Не облагается этим налогом сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решениям правительства России. Описанный выше механизм относится к проспектам эмиссии негосударственных ценных бумаг и регулируется Законом РФ «О внесении изменений в Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от 24.12.95 г. Налог на операции с ценными бумагами при осуществлении сделки купли-продажи, как государственных, так и корпоративных ценных бумаг в настоящее время не взимается. Действие налога на добавленную стоимость (НДС) при операциях с ценными бумагами Под обращением ценных бумаг понимаются действия приводящие к смене владельца ценных бумаг, в том числе сделки купли-продажи, мены, дарения. Операции, связанные непосредственно с обращением ценных бумаг, относятся к льготируемым оборотам, и налогам на добавленную стоимость (НДС) не облагаются. Как разновидности указанных сделок не облагаются НДС операции по выпуску, размещению и конвертации ценных бумаг. |20%. |В то же время существуют и такие операции с ценными | Посреднической деятельностью согласно п.16 Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах является выполнение агентских функций при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Комиссионные вознаграждения за посреднические операции по ценным бумагам облагаются НДС независимо от вида ценной бумаги, в том числе по государственным ценным бумагам. |К посредническим|хранение ценных бумаг, в том числе сдача в аренду | Операции по изготовлению бланков ценных бумаг не подпадают под льготу и по ним взимается НДС (20%). Ввозимые на территорию РФ бланки ценных бумаг, не удостоверяющие на момент их ввоза чьих-либо имущественных прав, вытекающих из данной ценной бумаги, а также полуфабрикаты для их изготовления подлежат обложению НДС, так как согласно гражданскому законодательству они ценными бумагами не являются. В то же время, ввозимые на территорию РФ ценные бумаги, имеющие собственника, освобождаются от обложения НДС. Таким образом, если основным видом деятельности у юридического лица являются операции с ценными бумагами, то это не значит, что оно освобождено от уплаты НДС, т.к. обложению не подлежит только обращение самих ценных бумаг. Так же как резиденты, нерезиденты при операциях с обращением ценных бумаг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг) освобождены от НДС. Налогообложение доходов и прибыли от операций с ценными бумагами |Виды доходов по |Доходы от первичного размещения ценных бумаг; | Таким образом, налог на прибыль от операций с ценными бумагами исчисляется в зависимости от способа получения дохода по ним. Доходы от первичного размещения ценных бумаг. Юридические лица могут получать доходы от размещения как собственных ценных бумаг (акций), так и ценных бумаг другого субъекта по его поручению. Доходы от размещения собственных ценных бумаг могут иметь место при выпуске и размещении акций. По действующему законодательству по решению акционерного собрания акции могут размещаться по номиналу или выше номинала. Одновременно, согласно правилам бухгалтерского учета, уставной капитал АО отражается в балансе исходя из номинальной стоимости размещенных акций. Таким образом, при размещении акций выше номинала юридическое лицо получает доход. Однако этот доход не является объектом обложения налогом на прибыль, поскольку имеет целевое назначение, являясь добавочным капиталом, который может использован в дальнейшем для увеличения уставного капитала. |33% - для брокерских |Доходы, получаемые юридическими лицами за | Доходы от владения ценными бумагами. Доходы, получаемые юридическими лицами, включая банки, в форме дивидендов и процентов по негосударственным ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, депозитным сертификатам), облагаются следующим образом. |Налог на прибыль 15% |Доходы, получаемые в виде дивидендов по | Этот налог взимается и в случае, если юридическими лицами производится рефинансирование дивидендов, т.е. когда дивиденды выплачиваются в виде дополнительных акций. Если физическое лицо реинвестирует полученные в виде дивидендов средства в развитие производства, то эти суммы не включаются в его совокупный доход. |Налог на прибыль 30% (для|Доходы, полученные от погашения | В случае если акции или другие ценные бумаги находятся в собственности государства, то причитающиеся по ним дивиденды и прочие процентные доходы не облагаются налогом, а перечисляются в полной сумме в бюджеты по принадлежности - федеральный, республиканский или местный. Доходы от операций с ценными бумагами (купля-продажа). Третьим видом доходов по ценным бумагам являются доходы (убытки), полученные юридическими лицами в результате купли-продажи ценных бумаг. |Налог на прибыль |Положительная разница между ценой продажи и | Важным моментом является правильное определение балансовой стоимости. По правилам ведения бухгалтерского учета затраты на приобретение ценных бумаг определяются ценой, указанной в договоре купли-продажи. С 01.01.94 г. разработана корректировка стоимости ценных бумаг. Банковский бухгалтерский учёт исходит из правила отражения стоимости ценных бумаг по наименьшему курсу. Корректировка производится на сумму резерва под обеспечение вложений в ценные бумаги, который создается за счет финансовых результатов. Предприятия небанковской сферы не обязаны производить переоценку В коммерческих банках принята следующая система переоценки стоящих на балансе ценных бумаг. В случае если ценная бумага относится к котируемой, то резерв создается ежеквартально в размере реального падения курса, но не более 50% ее балансовой стоимости. Отрицательная разница относится на расходы с последующей корректировкой при продаже дохода банка в соответствующем периоде на сумму образованного резерва. В случае если ценная бумага не котируется, резерв создается в размере 50% балансовой стоимости независимо от курса на фондовом рынке. Таким образом, на балансовых счетах по учету приобретенных ценных бумаг их балансовая стоимость не изменяется (исключение составляют государственные ценные бумаги - ГКО и ОФЗ). В мае 1997 г. был принят новый закон согласно которому, от налога на прибыль освобождается стоимость тех акций, которые дополнительно получены акционерами - юридическими лицами в результате переоценки основных фондов, т.е льготируетcя дополнительная эмиссия акций при увеличении уставного капитала. При переоценке акционерные общества увеличивают с учетом инфляции свой уставный капитал и, соответственно, выпускают дополнительные акции. Теоретически, по действующему закону «О налоге на прибыль предприятий....», акционеры в результате дополнительной эмиссии акций получают прибыль, с которой следует платить налог. На практике же эта прибыль являлась чистой фикцией. Таким образом, новый закон по сути ничего нового в порядок налогообложения ценных бумаг не привнес и лишь узаконил существующее положение дел. Налогообложение вексельных операций на рынке ценных бумаг Доход по векселю, полученный юридическим лицом в виде процентов, размер которых непосредственно оговорен в бланке векселя, является доходом по ценной бумаге, включается в общую налогооблагаемую прибыль и подлежит обложению у векселедержателя по ставке 30% (38% - для кредитных учреждений). |Налог на прибыль |В случае, если доход по векселю получен в виде | Прибыль брокерских фирм от осуществления посреднических операций на рынке векселей облагается по ставке 38%. Выпуск простых и переводных векселей не требует регистрации проспекта эмиссии, следовательно уплачивать налог на операции с ценными бумагами не требуется. Налог на добавленную стоимость и специальный налог при обращении векселей не взимается. Особенности налогообложения при операциях с государственными ценными бумагами. По государственным ценным бумагам налог на прибыль уплачивается в зависимости от вида полученного дохода и типа ценной бумаги. В зависимости от способа получения дохода при операциях с ценными бумагами выплачиваются различные налоги. |По государственным|в виде брокерского вознаграждения от инвесторов от | Положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения государственных ценных бумаг, принадлежащих банку, включается в учитываемые при налогообложении доходы. Отрицательная разница между ценой реализации (в пределах рыночной цены) и покупной (балансовой) стоимостью по государственным ценным бумагам относится на результаты финансовой деятельности. В качестве официальной рыночной цены государственных ценных бумаг для целей налогообложения принимается курс покупки, сложившийся на день совершения операции на региональной фондовой бирже. |Налог на прибыль |Налог на прибыль с сумм положительной разницы между | С 01.01 94 г. по 01.01.96 г. доходы полученные юридическими лицами от органов государственной власти за размещение и обслуживание государственных ценных бумаг не подлежали обложению налогом на прибыль, однако с 1 января 1996 г. данная льгота была отменена. Налогообложение доходов от ГКО Согласно разъяснению Минфина РФ от 23.02.93 №05-01-04 и Госналогслужбы РФ от 09.03.93 №ВГ-4-01/28ан, дисконтом по ГКО является разница между ценой покупки и перепродажи (погашения). Дисконт, полученный владельцами государственных краткосрочных облигаций по траншам (ГКО), выпущенным до 21.01.97 г, не облагается налогом на прибыль (ст.9 Закона РФ «О налоге на прибыль). |Налог на |дисконт, полученный владельцами государственных | Убытки, полученные банками в виде отрицательных разниц, в связи с переоценкой отдельных выпусков государственных облигаций, уменьшают налогооблагаемую базу в размере не превышающем положительные курсовые разницы, образовавшиеся за тот же отчётный период. Таким образом, если за отчётный период результаты положительной переоценки превысили суммы отрицательной переоценки, то возникший положительный результат облагается по общей для ГКО ставке 15%. При превышении отрицательных разниц сумм положительной переоценки, образовавшийся убыток не уменьшает общую налогооблагаемую базу. Небанковские учреждения подобной переоценки не производят. Исчисление и уплата в бюджет налога на доход по ГКО осуществляются владельцем бумаги - продавцом. Налогообложение доходов по купонным облигациям Особенностью обращения Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) является то, что инвестор при покупке облигации уплачивает, кроме ее рыночной цены или цены размещения, накопленный купонный доход на дату покупки, а при продаже получает накопленный купонный доход на дату продажи. Накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода. Накопленный купонный доход включается в цену сделки. |Налог на прибыль |Разница между полученным купонным доходом при | Аналогичный механизм расчёта накопленного купона и его налогообложения используется по отношению к облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ) и облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), облигациям Российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. Здесь надо отметить, что налогом 15% облагается купонный доход только по траншам ОФЗ, ОГСЗ, ОВВЗ, выпущенным после 21.01.97. В случае с ОВВЗ (так называемыми «таёжными» бондами) новых выпусков после указанной даты не было. Исчисление и уплата в бюджет налога на доход в виде накопленного купонного дохода по вышеперечисленным ценным бумагам осуществляются владельцем бумаги - продавцом. С доходов в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода, кроме ГКО, удержание налога производится в момент выплаты соответствующего дохода у источника выплаты, т. е. платёжным агентом, который заключил с эмитентом договор на обслуживание соответствующих ценных бумаг.
Переоценка ОФЗ осуществляется по правилам переоценки ГКО. При этом переоценивается только стоимость самой облигации без учета накопленного дохода. В отличие от ГКО, положительные курсовые разницы, возникающие от переоценки ОФЗ, включаются в валовую прибыль для налогообложения по ставке 30% (38% - для кредитных учреждений). Налогообложение облигаций внутреннего валютного займа (ОВВЗ) ОВВЗ имеют свои особенности налогообложения. Они номинированы в долларах США, и по ним образуются курсовые разницы. В бухгалтерском учёте всех видов организаций валютная переоценка позиции по ОВВЗ производится каждый раз при колебании курса. В конце отчётного периода положительные (отрицательные) курсовые разницы, образовавшиеся в результате переоценки ОВВЗ включаются в общий расчёт суммы всех видов курсовых разниц по банку. Если эта сумма оказывается положительной, то она облагается налогом на прибыль по ставке 38%. Отрицательная курсовая разница уменьшает налогооблагаемую базу. По нормам бухгалтерского учёта, принятым для организаций, которые не являются кредитными учреждениями, образовавшаяся в результате постепенного обесценения рубля курсовая разница списывается только при выбытии этих облигаций. В соответствии с приказом Минфина РФ №170 от 26.12.94 г.(п.39) разницу между суммой фактических затрат на приобретение ОВВЗ и их номинальной стоимостью в течение срока их обращения разрешается равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты. Однако, можно этого и не делать. В случае доначисления стоимости ОВВЗ, с суммы доначисления платится налог на прибыль. Налогообложение физических лиц при операциях с ценными бумагами. При приобретении государственных ценных бумаг физическими лицами ни сумма долга, причитающаяся по таким бумагам, ни процентные выплаты по ним, ни разница между ценой покупки и ценой погашения, не включаются в совокупный годовой доход и не подлежат налогообложению. Кроме этого, не включаются в совокупный доход выигрыши по облигациям государственных займов, проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, а также доходы по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления. В случае перепродажи государственных ценных бумаг, сумма выручки включается в доход, полученный от продажи принадлежащего физическому лицу на праве собственности имущества. Дополнения в Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» ввели при этом два условия. Во- первых, если не вычитать затраты на приобретения имущества (в том числе, государственных ценных бумаг), то налогообложению будет подлежать сумма, превышающая 1000-кратный установленный законом размер минимальной заработной платы по ставке, в зависимости от годового совокупного дохода, от 12 до 30 %. Во-вторых, законодательство допускает вычитание из полученной от продажи имущества суммы документально подтвержденных затрат по его приобретению, но в этом случае не происходит исключение из налогооблагаемого дохода 1000- кратного минимума заработной платы. Этот вариант приобретает значение для налогоплательщика в том случае, когда стоимость покупки изначально превышает установленный минимум. Стоимость ценных бумаг, полученных в дар или по наследству, в состав совокупного налогооблагаемого дохода не включается, однако они подпадают под действие налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. При этом уровень ставки налога зависит от степени родства и составляет от 3% и выше. По имуществу, переходящему в порядке наследования, необлагаемый минимум составляет 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. По имуществу, переходящему в порядке дарения, необлагаемый минимум составляет 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда. Таблица 3.2.1. Налогообложение эмитентов. |Вид дохода |Категория |Ставка |Примечания | Таблица 3.2.2.Налогообложение инвесторов. |Вид дохода |Категория |Ставка |Примечания | Таблица 3.2.3. Налогообложение профессиональных участников рынка ценных бумаг. |Вид дохода |Категория |Ставка |Примечания |
Текущее система рынка ценных бумаг и банковской системы характеризуется кризисом. В развитии кризиса можно выделить два этапа. В первом полугодии кризис носил преимущественно скрытую форму, когда удавалось противостоять наиболее острым проявлениям. Решение бюджетных проблем достигалось за счет наращивания государственного долга и расходования золотовалютных резервов страны. Вместе с тем высокие процентные ставки на финансовом рынке свидетельствовали о серьезных проблемах. С середины августа 1998 года кризис перешел в явную форму и охватил все стороны экономической жизни России: Правительство Российской Федерации оказалось не в состоянии обслуживать долг и выполнять свои текущие обязательства, произошла практически полная остановка финансовых рынков, золотовалютные резервы страны оказались на низком уровне. Последовавшая девальвация рубля определила новое состояние экономики, которое характеризуется в первую очередь, скачком инфляции, ограничением возможностей рыночного финансирования, потерей доверия населения к финансовой системе и банкам. Банковская система. Ситуация в банковской системе России до августа 1998 года определялась тенденциями, сложившимися в 1995-1997 годах. Банковская система была в значительной степени ориентирована на развитие операций на финансовых рынках, прежде всего на рынке государственного долга. При этом с конца 1997 года банковская система стала испытывать
негативное влияние кризиса на российском финансовом рынке из-за падения цен
на государственные ценные бумаги. При этом российские банки к началу 1998
года накопили значительные обязательства перед банками-нерезидентами по
кредитам в иностранной валюте(12,7% пассивов), которые сохранялись и в 1998
году. Обеспеченность данных кредитов залогом, как правило, российских
государственных ценных бумаг усилила зависимость финансового положения
банков от ситуации на рынке государственного долга. К середине 1998 года
финансовое состояние банков ухудшалось даже в условиях относительной
финансовой стабильности. Если на 1.01.98 доля финансово-стабильных банков в
общем количестве действующих кредитных организаций составляла 66%, то на За последние несколько лет состав банков-олигархов мало менялся. Во всяком случае, верхушка списка крупнейших банков из месяца в месяц, из года в год оставалась практически неизменной. Однако после 17 августа 1998 года в этом списке нет ряда банков, еще недавно занимавших верхние строчки рейтинга. Это закономерное следствие финансового кризиса, который наиболее болезненно сказался именно на самых крупных банках. Чтобы оценить масштабы банковского кризиса, достаточно сказать, что , Рынок государственных ценных бумаг на первом этапе кризиса продолжал оказывать решающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом. Это определялось как его функциональной ролью, так и широким присутствием нерезидентов. На 1.08.98 на долю нерезидентов приходилось 32% находившихся в обращении ГКО-ОФЗ, среди резидентов основными держателями были банки(61,37%) главным образом, Сбербанк и ряд других крупнейших банков. Доходность портфеля ГКО выросло с 33% в январе до 71% в июле, достигая
в отдельные дни 110-120%. В июле Минфин России провел реструктуризацию
накопленного внутреннего государственного долга по схеме, предусматривающий
добровольный обмен ГКО на еврооблигации с длительными сроками обращения(7 и В августе кризис вступил в новую стадию. Торговые сессии по госбумагам проходили при практически полном отсутствии спроса по любым ценам, рынок потерял ликвидность. Разбалансированность рынка и трудности с погашением облигаций привели к объявлению намерения Правительства Российской Федерации переоформить все выпуски ГКО-ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 года в новые долгосрочные государственные ценные бумаги и к технической остановке торгов. Для многих банков, поддержание крупного пакета ГКО было единственным
способом выйти на требуемый ЦБ РФ уровень капитализации к 1999 г. Так как с Рынок ГКО с его льготной системой налогообложения оставался, таким образом, чуть ли не единственной возможностью увеличить свою капитализацию. По мере развития рынка все большая доля активов российских банков оказывалось размещенной в ГКО. Как правило, банковские менеджеры рассматривали вложения в государственные облигации в качестве наилучшего по всем параметрам способа размещения капитала. Очевидно, что для многих банков фактический дефолт погашений облигаций привел к потере капитала. Кроме того, в массе случаев даже те банки, которые грамотно выбрали политику, не смогли ответить по своим текущим обязательствам перед клиентами. Вложения в ГКО, рынок которых представлялся достаточно ликвидным(и действительно, по этому параметру он практически не имел конкурентов в России), стали для банков также одним из основных вариантов размещения клиентских средств. Поскольку ГКО свободно использовались в качестве залога для короткого межбанковского кредитования непременно вызовет серьезные проблемы у банковских позиционеров, пытающихся выровнять положение своего банка по ликвидности. Вероятно, роль залогового инструмента на время перейдет к коротким банковским векселям, в последнее время получившем широкое распространение на рынке благодаря целевым федеральным и субфедеральным программам, задействовавшим схему вексельного кредитования. План Минфина и Центрального банка по реструктуризации ГКО предусматривал получение банками в обмен на ГКО новые облигации, которые представляют собой долгосрочные рублевые бумаги с фиксированным купоном. Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 года №1787-Р
предусматривает условия осуществления новации по государственным
краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с
постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря В результате новации владельцам ГКО и ОФЗ будут предоставлены следующие обязательства: . облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств. . облигации федерального займа с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств. . из оставшихся 10 % 1/3 - денежными средствами, а 2/3 реинвестировались в 2 выпуска ГКО со сроком погашения в 1999 году. Рынок ценных бумаг в Татарстане. В Татарстане ситуация сложилась следующим образом. В республике, аналогично ГКО, имели хождение РКО - республиканские краткосрочные облигации. После событий 17 августа 1998 года, Правительство РТ объявило, что до прояснения ситуации с ГКО, торги приостанавливаются и погашение облигаций производиться не будет. Далее в Татарстане был избран другой путь, а не новация, как с ГКО. Идея заключалась в следующем: . для физических лиц погашение происходит в установленный ранее срок, а деньги инвесторы смогут получить через уполномоченный банк - АК БАРС банк. . для юридических лиц погашение производится в установленный ранее срок, деньги от погашения перечисляются на специальный транзитный счет, а использование денежных средств возможно в виде зачета налогового платежа в бюджет РТ. Это процедура регламентируется Постановлением Кабинета Министров РТ от 11 ноября 1998 года № 664 «О мерах по погашению РКО РТ». Для юридических лиц это означает, что возврат средств от вложения в На текущий момент остались две непогашенные серии РКО. После погашения этих серий и использования оставшихся «транзитных» денег в зачет налогов, по всей видимости, рынок республиканских краткосрочных облигаций прекратит свое существование. Основными инвесторами на этом сегменте рынка были банки, а подорванное доверие к республиканским долгам быстро вернуть не удастся. Важной задачей в конце 1998 года - 1 полугодии 1999 года является разработка мер по скорейшему восстановлению работы финансового рынка как необходимого условия функционирования банковской системы. Характерными особенностями восстановительного периода останутся относительно небольшие объемы операций на отдельных секторах рынка, изменение механизмов взаимосвязи между секторами, постепенное расширение круга участников, изменение основных факторов, определяющих доходность инструментов финансового рынка. В 1999 году российский финансовый рынок, и прежде всего рынок государственных ценных бумаг, неизбежно будет отличаться от своего состояния в 1997 - первой половине 1998 года. На рынке будут обращаться ценные бумаги, требующие дифференцированного подхода. Это: . существовавшие до 17.08.98 бумаги, не подпадающие под реструктуризацию ГКО-ОФЗ(ОГСЗ, ОФЗ-ПД с погашением после 1 января 2000 года). . бумаги, выпускаемые для реструктуризации ГКО-ОФЗ. . новые инструменты государственного контроля. Продолжится обращение муниципальных ценных бумаг, перспективы которых в значительной степени будут определяться состоянием региональной экономики и финансов. Положение рынка валютных государственных бумаг(еврооблигации, облигации внутреннего валютного займа и другие) в 1999 году будет оставаться тяжелым вследствие резкого падения кредитного рейтинга России. В связи с этим котировки российских валютных обязательств будут находиться на низком уровне и размещение новых подобных инструментов на внешних рынках будет, вероятно, крайне сложным. Восстановление, развитие финансового рынка предполагает активизацию сектора корпоративных долговых обязательств. При расширении в обращении новых видов ценных бумаг, таких как корпоративные облигации, облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и другие, появится возможность перелива капитала с сегмента государственных ценных бумаг в сегмент корпоративных ценных бумаг. Следующие таблицы характеризуют вложения активов крупнейших банков в ценные бумаги. Таблица 3.3.1. Самые инвестиционные банки по сумме приобретенных
ценных бумаг(из 200 крупнейших по капиталу на 1.1.99). Таблица 3.3.2. Самые инвестиционные банки по доле ценных бумаг в
чистых активах(из 200 крупнейших по капиталу на 1.1.99). Таблица 3.3.3. Банки, инвестировавшие наибольшие средства в
гособлигации(из 200 крупнейших по капиталу на 1.10.99). В нижеприведенной таблице можно видеть, что у некоторых крупнейших банков инвестиции в ГКО росли и во время кризиса. Таблица 3.3.4. Динамика роста инвестиций в ГКО (из 200 крупнейших по
капиталу на 1.10.99). Глава 4. Раздел БЖД. Безопасность деятельности банков на рынке ценных бумаг. Банки могут выполнять все виды деятельности и все виды операций на рынке ценных бумаг , разрешенные российским законодательством, как - то: -ведение реестра и депозитарное обслуживание; -расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг и т. д. -эмиссионная деятельность; -брокерская и дилерская деятельность; -инвестиционная деятельность; Деятельность банков на рынке ценных бумаг сопровождается определенными рисками. Под риском понимают некую вероятность отклонения событий от среднего ожидаемого результата. Каждому виду операций с ценными бумагами присущ собственный уровень риска. Рассмотрим риски эмиссионных операций банков. Банки могут производить эмиссию акций, облигаций; выпускать векселя, депозитные и сберегательные сертификаты. Процесс эмиссии ценных бумаг может быть представлен в виде следующей схемы: Эмитент Ценная бумага Инвестор (Банк) т.е. эмиссию ценных можно представить как производство и реализацию товара. Причем банк является производителем и продавцом этого товара, поэтому рисками банка как эмитента является: Риск ликвидности - связан с возможностью потерь при реализации ценных
бумаг. На вторичном рынке данный риск проявляется в снижении предполагаемой
цены реализации акции или изменении размера комиссионных за ее реализацию. Риск не размещения т.е. невостребованность ценных бумаг. Невостребованность ценных бумаг, выпускаемых банком на рынке ценных бумаг. (схема1). [pic] Временной риск - риск выпуска ценных бумаг в неоптимальное время, что обуславливает вероятность определенных потерь. Во многих операциях с ценными бумагами банк выступает инвестором. -будущий доход может быть меньше ожидаемого; -доход не будет получен; -можно потерять часть вложенного капитала -номинальной стоимости ценной бумаги; -возможна потеря всего капитала всех вложений в ценную бумагу; Анализируя возможный риск, следует установить: 1) Относится ли он к финансовому рынку в целом или имеет отношение только к его сектору - рынку ценных бумаг. 2) Характерен ли он для рынка ценных бумаг в целом или имеет место только в отдельных регионах, областях. 3) Присущ ли он только к определенной ценной бумаге или имеет отношение ко всем ценным бумагам в целом. 4) Связан ли он с неправильным выбором ценных бумаг для инвестирования. 5) Вызван ли он сервисным (техническим) обслуживанием операций с ценными бумагами. Начальный при любых вложениях в ценные бумаги является: Систематический риск. Риск падения рынка ценных бумаг в целом, не связан с конкретной ценной бумагой. Представляет собой общий риск на все вложения в ценные бумаги, риск того, что инвестор не сможет их в целом высвободить, вернуть не понеся потерь. Различают следующие разновидности систематического риска: -Инфляционный риск. -Риск законодательных изменений. -Процентный риск. -Риск военных конфликтов. Инфляционный риск. Покупая ценные бумаги инвестор - банк испытывает воздействие инфляции. В результате доходы, получаемые инвесторами от ценных бумаг, обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности и инвестор несет потери. Риск законодательных изменений. В обществе всегда существует возможность радикального изменения курса, особенно при избрании нового президента, парламента, Думы, правительства. А следовательно, возможность отказа правительства выполнять ранее принятые обязательства по определенным ценным бумагам или задержка в исполнении этих обязательств (Например, государственные краткосрочные облигации ). Изменение инвестиционного климата при введении новых налоговых, торговых и иных правил. Процентный риск-риск потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением процентных ставок на рынке ценных бумаг. Риск военных конфликтов - представляет собой военные действия, проводимые на той или иной территории и приводящие к нарушению функционирования организованных рынков, в том числе фондовых бирж. (В этом случае государство приостанавливает работу бирж, запрещает сделки с ценными бумагами и т.д. ) Вторым видом риска можно считать несистематический риск. Он связан с особенностями каждой конкретной ценной бумаги, квалификацией операторов, работающих с ценными бумагами . В нем выделяют риски: Кредитный риск - риск того, что выпустивший ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга. Конвертируемый риск. Появляется при переводе облигаций или привилегированных акций в простые акции. Страновой риск - риск вложения в ценные бумаги стран с неустойчивым фондовым положением. Региональный риск. Возникает не только в связи с различным экономическим положением районов, уровнем развития фондового рынка, технологией торговли ценными бумагами, взаимосвязью с центральными фондовыми рынками, но и с особенностями налогового климата, действий местной администрации и т.д. В частности, к немаловажным факторам риска можно отнести экологическое положение в регионе: возможность аварий, катастроф. Селективный риск - риск неправильного выбора ценных бумаг для инвестирования в сравнении с другими видами ценных бумаг при формировании портфеля. Этот риск, связанный с неверной оценкой инвестиционных качеств конкретных видов ценных бумаг. Временной риск - риск выпуска, покупки или продажи ценной бумаги в неоптимальное время. Технический риск связан с сервисным обслуживанием операций с ценными бумагами. Он включает следующие разновидности: -Риск поставки - невыполнение обязательств по поставке ценной бумаги. Риск платежа- это оборотная сторона риска поставки. Действующая система расчетов позволяет не платить в течение определенного периода времени за приобретение ценных бумаг. Операционный риск- в основном связан с непрофессионализмом технического персонала. Денежный риск зависит от колебаний процентных ставок и имеет два источника: снижение доходности ценных бумаг и обесценение капитала, вложенного в данную бумагу. Риск банкротства связан с рейтингом выпускаемых компанией ценных бумаг. Значительная часть процессов, происходящих в рыночной экономике, не поддается оцениванию, т.е. суждению о будущих результатах. Единственный способ научного предвидения в этом случае заключается в статистическом анализе рынка, дающем возможность на основании прошлых результатов обнаружить устойчивые тенденции. Для определения риска можно воспользоваться статистическим, экспертным и комбинированным методами. При статическом методе: изучается статистика потерь и прибылей, имевших место при проведении операций с ценными бумагами. Экспертный метод может быть реализован путем обработки мнений. Комбинированный метод предполагает сочетание экспертной оценки вариантов инвестиционных решений и расчета показателей. Мировая практика показывает, что риски можно и нужно контролировать и снижать до приемлемого уровня. Применяются следующие способы и минимизации рисков: 1). Фондовые биржи, которые предъявляют определенные требования к
профессиональному составу участников, их финансовому состоянию и даже
репутации. Так как , чем надежнее каждый из участников системы, тем меньшему риску
подвергаются все остальные участники. Однако можно установить такие
требования, которые будут по плечу только немногим. В этом случае система
будет высоконадежна, но не эффективна из- за узкого круга участников. 2). Биржи и клиринговые организации могут устанавливать различные лимиты на операции участников. Типичным примером является установление максимального лимита на размер короткой позиции каждого участника. В случае если какой- либо участник торгов заключил такой объем сделок, который сделал его должником на сумму лимита, то такому участнику далее запрещается заключать сделки, по которым сумма его долга может возрасти. 3). Участники торговли могут создать специальный резервный фонд за счет которого компенсируются убытки от неисполнения или несвоевременного исполнения сделок отдельными участниками. Механизмы контроля и управления рисками могут применяться на различных рынках и в различных сочетаниях- вместе и по одному. Активность банка на рынке ценных бумаг зависит от: доходности ценной бумаги, уровня риска, ликвидности, экономической ситуации в стране. Активность банка на рынке ценных бумаг.(схема 2). Заключение. В данной работе, были рассмотрены основные понятия рынка ценных бумаг и операции банков на рынке ценных бумаг. Эти понятия в Российской экономике неотделимы друг от друга, так как основными участниками рынка ценных бумаг являются банки, хотя в настоящее время в результате финансового кризиса активность банков на рынке ценных бумаг снизилась. Заинтересованность коммерческих банков в эмиссии собственных акций и
их размещение на открытом рынке можно объяснить рядом обстоятельств. Прежде
всего, это инфляция, постоянно обесценивающая собственные капиталы банка. Банковские облигации не пользуются большой популярностью, так как
инвесторы пока не способны на длительное время инвестировать средства. Рассматривая сегодняшний рынок банковских векселей, всех векселедателей можно условно разделить на две группы. С одной стороны многие банки выпускают чисто финансовые векселя, используя их как аналог депозитного займа по прибыли. С другой стороны, существует уже сложившийся круг банков и финансовых организаций, которые используют векселя для совершения разнообразных торгово-финансовых операций. После финансового кризиса в торговом обороте финансового рынка значительно повысился удельный вес банковского рынка векселей. Он не имеет жесткой инфраструктуры, отличается гибкостью подходов участников и в наибольшей степени привязан к потребностям реального сектора экономики. Поэтому, векселя банков являются вполне привлекательными. На рынке ценных бумаг обращаются разные ценные бумаги с различными характеристиками, но самым важным показателем является соотношение риск- доход. Эти величины прямо пропорциональны. Особенностью инвестиционной политики банков является определение этого соотношения и выгодное инвестирование средств в ценные бумаги. В 1997-1998 году обладающими наиболее привлекательными
характеристиками: высокой доходностью(доходившей в отдельные дни до 110-120
процентов), надежностью и ликвидностью были ГКО-государственные
краткосрочные облигации. Для многих банков поддержание крупного пакета ГКО
было единственным способом выйти на требуемый уровень капитализации к 1999
году. Рынок ГКО с его льготной системой налогообложения (15 процентов)
оставался таким образом, чуть ли не единственной возможностью банков
увеличить капитализацию. По мере развития рынка все большая доля активов
российских банков оказывалось размещенной в ГКО. Банками инвестировавшими
наибольшие средства в государственные краткосрочные облигации являются После заявления Правительства РФ от 17 августа 1998 года о несостоятельности государства рассчитаться по своим долгам, банки оказались в затруднительном положении. Для многих банков фактический дефолт погашений облигаций привел к потере капитала. Даже те банки, которые грамотно выбрали политику, не смогли ответить по своим текущим обязательствам перед клиентами. Распоряжение Правительства РФ от 12 декабря 1998 года №1787-Р предусматривает условия осуществления новаций по ГКО и ОФЗ (облигационный федеральный займ). В Татарстане аналогично ГКО. Имели хождение РКО-республиканские краткосрочные облигации. После событий 17 августа 1998 года торги с РКО также были приостановлены. Далее, в Татарстане был избран другой путь, а не новации как с ГКО. Возврат средств от вложений в РКО поступают как зачет налогов в республиканский бюджет. В настоящее время российский рынок ценных бумаг переживает не лучшие свои времена. Кризисная ситуация оказывает огромное влияние на деятельность банков на рынке ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг практически отсутствует и положение
этой ситуации не улучшится в ближайшее время. Но, с другой стороны,
эмитенты муниципальных займов, таких как администрация города Санкт- Рынок ценных бумаг пережил кризисную ситуацию, которая сложилась после
октября 1997 года, когда цены корпоративных акций всего мира резко упали. После кризиса в банковской сфере, сильно обострилась проблема расчетов между предприятиями, которая решается с помощью векселей: вместо перечисления денежных средств, передается вексель по предъявлению надежного банка, например, вексель Сбербанка, Газпромбанка, Собинбанка и проблема расчетов решена, так как последний векселедержатель предъявляет вексель к оплате в банк. Банки продолжают вкладывать средства в ценные бумаги и проводят
операции с ними. Например, у Сбербанка 60,014% активов составляют ценные
бумаги, это 133605994 тысяч рублей. Инвестиционные операции банков
принимают скорее спекулятивный характер, например купля-продажа наиболее
ликвидных акций-«голубых фишек»: НК «ЛУКОЙЛ», РАО «ЕЭС России», РАО Хотя, российский рынок ценных бумаг только развивается, он зависит от
мирового рынка ценных бумаг, но также имеет свои отличительные особенности
в сфере налогообложения, государственного регулирования, промышленного
производства. Необходимо отметить, что сегодня перед российским рынком
ценных бумаг стоит ряд проблем, быстрое и эффективное решение, которых
послужит толчком к его дальнейшему развитию и повышению активности
участников рынка ценных бумаг-банков. Решение этих проблем зависит от
политики государства и других органов, которые регулируют рынок ценных
бумаг. Это ФКЦБ (Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг); СРО Важной задачей 1999 года является разработка мер по скорейшему восстановлению работы финансового рынка как необходимого условия функционирования банковской системы, следовательно повышение активности банков на рынке ценных бумаг. Характерными особенностями восстановительного периода останутся относительно небольшие объемы операций на отдельных секторах рынка, изменение механизмов взаимосвязи между секторами, постепенное расширение круга участников, изменение основных факторов, определяющих доходность инструментов финансового рынка. Приложение. Образцы документов ценных бумаг. Список использованной литературы. 1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-2. 2. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118- 3. Письмо ЦБР «О банковских операций с векселями» от 9.09.91 г. № 14- 4. Письмо ЦБР «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» от 10.02.92 г. № 14-3-20 5. Постановление ЦИК и СНК СССР «О введение в действие положения о переводном и простом векселе» от 7.08.37 г. № 104/1341 6. Постановление Кабинета Министров РТ «О мерах по погашению
республиканских краткосрочных облигаций Республики Татарстан» № 664 от 7. Распоряжение Правительства РФ «О новации по государственным ценным бумагам» от 12.12.98 г. № 1787-р 8. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3.02.96 г. № 17-ФЗ. 9. Федеральный закон «О Центральном Банке РФ» от 2.12.90 г. № 394-1 10. Федаральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96 г. № 39-ФЗ 11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г. № 208- 12. Астаков М. «Рынок ценных бумаг и его участники». Москва, 1996 г. 13. Банковская газета РТ № 11 1999 г. 14. «Банковский операции». Москва, «Инфра», 1995 г. 15. «Банковское дело» под редакцией Лаврушкина О.И. Москва, «Финансы и статистика», 1998 г. 16. Буренин А.Н. «Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов». Москва, 1998 г. 17. Василишен Э.Н. «Регулирование деятельности коммерческого банка». 18. Гитман Л., Дж. Джонк «Основы инвестирования». Москва, 1995 г. 19. Журнал «Банковское дело» № 13 1999 г. 20. Журнал «Вопросы статистики» № 8 1998 г. 21. Журнал «Деньги и кредит» № 12 1998 г. 22. Журнал «Деньги» № 12, 47 1998 г. 23. Журнал «Деньги» № 7-10 1999 г. 24. Журнал «Рынок ценных бумаг», № 15 1998 г. 25. Интервью с вице-президентом МФК «Ренессанс» Васильевым С. «У рынка
субфедеральных займов огромный потенциал». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 26. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. «Практикум по российскому рынку ценных бумаг». Москва, 1997 г. 27. Малиевский Д. «Российский рынок ценных бумаг в конце 1997 года, последствия кризиса». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 2 1998 г. 28. Мартынова О.И. «Банки на рынке ценных бумаг», Москва, 1994 г. 29. Машкова Е. «Как получить лицензию». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 30. Николкин В. «Векселя РАО «Газпром» как объект инвестиций». Журнал 31. «Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт» 2-е издание. Москва, «Финансы и статистика», 1995 г. 32. «Основы банковской деятельности в условиях перехода к рынку» под редакцией Тимохина С. Казань, КФЭИ, 1995 г. 33. Павлова Л.Н. «Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг». Москва, 1997 г. 34. Присяжнюк А. «Рынок векселей будет жить». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 23-24 1998 г. 35. «Развитие банковских операций с ценными бумагами». Москва, 36. Семенкова Е.В. «Операции с ценными бумагами: российская практика». 37. Сизов Ю. «Региональные подходы к развитию рынка» Журнал «Рынок ценных бумаг», № 21-22 1998 г. 38. Тышкевич Е., Висков М. «Субфедеральные и муниципальные облигации: взгляд практика». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 12 1998 г. 39. Учебник «Рынок ценных бумаг». под редакцией Галанова В.А., Басова 40. Учебник «Ценные бумаги» под редакцией Колесникова В.Н., 41. Учебное пособие «Ценные бумаги: виды и разновидности». Москва, 42. Учебное пособие для студентов ВУЗов «Коммерческие банки и из операции». Москва, «Юнити», 1995 г. 43. Фельдман А.А., Москутов А.Н. «Российский рынок ценных бумаг». 44. Финансовая газета № 2 1999 г. 45. «Ценные бумаги и фондовые рынки» Москва, «Юнити», 1995 г. 46. Челноков В.А. «Банки и банковские операции». Москва, «Высшая школа», 1998 г. 47. Шадрин А. «Перспективы трансформации российского финансового рынка». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 1-2 1998 г. 48. Эдельман В., Басс А. «Факторы инвестиционной привлекательности предприятий электроэнергетики». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 17-18 1998 г. 49. Яблонский А. «Банки и ГКО. Жизнь после смерти». Журнал «Рынок ценных бумаг», № 2 1998 г. Журнал «Рынок ценных бумаг», № 17-18 1998 г. ----------------------- [1] Закон о рынке ценных бумаг [2] ст.142 Гражданского кодекса РФ
|
|
© 2000 |
|