РУБРИКИ

Банковская система: виды банков, их роль и функции в экономике. Банковская система Крыма

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Банковская система: виды банков, их роль и функции в экономике. Банковская система Крыма

Банки не могут не видеть и того, что искусственное сдержива­ние потока денежных средств, необходимых для обмена, может вызвать затруднения в платежах. Так, в Украине в начале 90-х гг. печатание денег, их выпуск в обращение отставали от потребнос­тей налично-денежного оборота, вызывая задержку выплаты зара­ботной платы работникам, получения пенсий и пособий. Одной из причин неплатежей между предприятиями в условиях сильной инфляции и обесценения их капиталов выступало (наряду с дру­гими причинами) отставание эмиссии от потребностей денежного оборота, на практике приводило к приостановке производства, свертыванию производства определенных промышленных про­дуктов.

Стабильность денежной единицы, соответствие ее массы по­требностям народного хозяйства является важнейшим показате­лем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает их назначению в экономике. Банки, хотя и работают, как отмеча­лось ранее, в сфере обмена, но не ради его как такового, послед­ний неотделим от производства, распределения и потребления общественного продукта. Роль банка, воспроизводимая на макро­экономическом уровне, не может быть, поэтому раскрыта в пол­ной мере без учета его воздействия на экономику в целом. Банк, будучи институтом обмена, работает не только на него, но и на конечные цели потребителей банковских услуг.

Влияние роли банка на общеэкономические показатели можно проследить на примере его деятельности в области креди­тования хозяйства. Объем этой деятельности не дает полной кар­тины назначения банков. Так, в период экономических кризисов потребность в кредитах значительно возрастает. Предприятия чаще испытывают острые финансовые затруднения, взаимные не­платежи по самым различным причинам (трудности сбыта, невы­полнение правительством обязательств по оплате заказов, несо­стоятельность должников и др.) достигают колоссальных разме­ров, вызывают резкое увеличение потребности в кредите как пла­тежном средстве. В этих условиях полное удовлетворение банками потребности предприятий в дополнительных платежных средствах было бы ошибочным. Опыт показывает, что в период экономических кризисов резко возрастают кредитные риски. Рост кредитов ни только не сопровождается их адекватным возвратом, но, напротив, вызывает значительный рост просроченных плате­жей по ссудам, приводит к росту убытков от кредитных опера­ций. Именно в этой связи в период кризиса банки, несмотря на значительный рост спроса на кредит, сокращают объемы своих кредитных операций. Снижение объемов производства неизбежно сопровождается и сокращением объема кредитных вложений.

Деятельность банка по кредитованию народного хозяйства во­преки тенденциям производства и рынка его продуктов неизбеж­но может подорвать как само производство, так и кредитную ос­нову, базирующуюся на возвратном движении средств. Поэтому разрабатываются модели оптимального соотношения между рос­том производства и ростом кредитных вложений, активов банка и доли кредитов в его активах, устанавливаются нормативы ликвид­ности, пропорции между кредитами и депозитами и т. д. Их цель состоит в сдерживании неоправданной кредитной экспансии, снижении рисков в банковской деятельности. Качественная сто­рона роли банка достигается здесь посредством проведения сбалан­сированной политики, направленной как на эффективность произ­водства, так и на эффективность банковской деятельности. Исхо­дя из того, как банку удается на практике проводить такую поли­тику, в конечном счете, и определяется результат — выполнял ли он свое назначение в экономике, была ли роль банка положитель­ной или негативной.

При оценке роли банка важно видеть и его общественное на­значение. Банк с позиции собственности представляет собой не­однородный институт. Центральный банк чаще всего является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макро уровне, он выступает как общенациональный институт, проводящий политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства или предпри­ятий, а в интересах государства, нации в целом. Выступая при этом как экономический институт, центральный банк не ставит своей задачей получение прибыли.

На прибыль работает другой уровень банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как акционерные, паевые, кооперативные, частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том смысле, что они ра­ботают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересо­ванности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохран­ности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответ­ствии с общественными интересами. Попытка проводить полити­ку, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда нахо­дились инструменты, с помощью которых банки лишались ли­цензий, их деятельность постепенно свертывалась.

Дело не только в том историческом процессе, который опре­деляет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из эко­номических субъектов производства, является «гражданином» той страны, того общества, в котором он живет и развивается. Граж­данская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

Большое воздействие на данный процесс оказывает сложив­шийся менталитет, представление банкиров об общественных ценностях и долге. Чем быстрее в сознании банкиров утверждает­ся идеология деятельности, направляемая на удовлетворение по­требностей их клиентов, тем в большей степени сказывается их позитивная роль в общественном развитии. Важно при этом не забывать, что банк - это не политический орган, а экономическое предприятие, он не может заниматься благотворительной деятельностью, деньгами своих вкладчиков он не имеет права покрывать убытки несостоятельных заемщиков. Из всего спектра потребностей хозяйства банк как общественный институт обязан выбрать те из них, которые при его активной поддержке позволят получить большую прибыль, повысить рентабельность, как предприятия-заемщика, так и себя самого.


РАЗДЕЛ 2.  АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КРЫМА

2.1  Система банковских учреждений

Закон Украины "О банках и банковской деятельности", положивший в марте 1991 года начало формированию банковской системы Украины, определяет банки как "учреждения, функциями которых является кредитование субъектов хозяйственной деятельности и граждан за счет привлеченных средств предприятий, учреждений, организаций, населения и других кредитных ресурсов, кассовое и расчетное обслуживание народного хозяйства, выполнение валютных и других банковских операций...".

Банковская система Украины двухуровневая и состоит из Национального банка Украины и коммерческих банков.

Согласно ст.3 Закона, коммерческим банкам запрещается деятельность в сфере материального производства, торговли, страхования. Так же, как всем другим учреждениям, запрещено осуществлять банковские операции и называться банками или даже производными от этого названия.

Согласно ст.5, банки не отвечают по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банков, если только не берет на себя их обязательство само. Единственным банком, обязательства которого - обязательства государства, является Сбербанк. Именно поэтому его деятельность по обслуживанию юридических лиц государство пытается ограничить.

Как уже было сказано выше, банковская система Украины двухуровневая. Первый уровень представляет Национальный банк Украины, являющийся эмиссионным центром. Он реализует единую государственную политику в области денежного обращения, кредита, укрупнения денежной единицы, организует межбанковские расчеты, координирует деятельность банковской системы в целом, определяет курс денежной единицы относительно валют других стран, выполняет другие функции по контролю за банковской системой Украины.

Второй уровень - коммерческие банки, которые осуществляют на договорных основах кредитно-расчетное, кассовое и иное банковское обслуживание предприятий, организаций и граждан путем выполнения операций и оказания банковских услуг. На 01.01.2006 года в Украине формально зарегистрированы 186 банковских учреждения, из которых 163 были выданы лицензии на право осуществления банковских операций. Украинское банковское сообщество можно условно разделить на две группы.

Первая группа - государственные (Сбербанк, УкрЭксимбанк) и бывшие государственные специализированные, сейчас корпоратизированные (Проминвестбанк, Укрсоцбанк). В 1991 году эти банки занимали 100% банковского сектора. И сегодня они связаны с государством (четыре из них являются уполномоченными по обслуживанию бюджета), что приносит им не только доходы, но и убытки в связи с необходимостью кредитовать нерентабельные проекты правительства по социально - политическим, а не экономическим причинам.

Вторая группа - банки "новой волны", зарегистрированные в период 1991 - 2006 гг., которые на сегодня "отобрали" у старших братьев приблизительно 40% сектора банковских услуг. Крупнейшими банками в этой группе являются Приватбанк, Укрсиббанк, "Аваль", ПУМБ, Укринбанк, "Ажио", Укркредитбанк, ВАБанк.

В Крыму представителем первого уровня является Крымское республиканское управление НБУ. Именно оно осуществляет контроль за банковской системой республики.

Самостоятельные банки Крыма являются юридическими лицами и выполняют операции согласно лицензиям, полученным от НБУ. Таких банков на 01.01.2006 года в Крыму зарегистрировано 3 банка (Акционерный банк «Морской», Открытое акционерное общество «Объединенный коммерческий банк», Акционерный коммерческий банк «Черноморский банк развития и реконструкции»).

Следует отметить, что управления и филиалы коммерческих банков других регионов Украины, а также филиалы самостоятельных банков в Крыму не имеют статуса юридического лица, а осуществляют свою деятельность согласно положения "О филиале" на основании лицензии, полученной от своей Головной конторы. На 01.01.2006 года зарегистрировано 132 банковских учреждений, расположенных в республике Крым, из которых 130 учреждений являются действующими, в том числе 119 имеют лицензию на осуществление валютных операций.


2.2  Характеристика банковской системы

Общую характеристику банковской системы Украины и Крыма можно дать, исходя из основных показателей деятельности банков, к которым относятся:

·     капитал (сумма уставного, резервного и других фондов, а также нераспределенная прибыль за вычетом убытков);

·     суммарные активы банка;

·     кредитно - инвестиционный портфель (выданные банком кредиты, включая краткосрочные, долгосрочные, в валюте, межбанковские и приобретенные облигации внутреннего государственного займа);

·     обязательства (депозиты юр. лиц, физ. лиц, включая межбанковские);

·     прибыль банка и др.

Коммерческие банки выступают, прежде всего, как специфические учреждения, которые с одной стороны, привлекают временно свободные средства хозяйства (кредитные ресурсы), а с другой - удовлетворяют за счет этих привлеченных средств разнообразные финансовые потребности предприятий, организаций и населения (кредитные вложения, другие активные операции).

Следует отметить, что понятие "банковские ресурсы" шире, чем понятие "ресурсы кредитования", поскольку первые предоставляются не только для целей кредитования, но и для финансирования и осуществления других активных или комиссионных операций. В Финансово - кредитном словаре дается следующее определение банковских ресурсов: "Банковские ресурсы - совокупность средств, находящаяся в распоряжении банков и используемая ими для кредитных и других активных операций". В современных экономических информационных источниках это определение более конкретизировано: "Ресурсы коммерческих банков - это их собственные капиталы и фонды, а также средства, привлеченные банками в результате проведения пассивных, а также активно - пассивных операций и используемые для активных операций коммерческих банков".

Рис. 2.1. Динамика основных показателей банковской системы Украины

Источник: Рассчитано автором по данным НБУ на 01.12.2005 г.

/ млн. грн/

                                                                  Таблица 2.1.

Основные показатели банковской системы Украины

Период

Капитал

Актив

КИП

Депозиты

физ. лиц

Депозиты

юр. лиц

01.02.2005

17595,49

118838,50

86124,38

39474,96

42148,73

01.12.2005

25317,62

196953,70

148875,66

66800,21

63634,81

Источник: Составлено автором по данным НБУ на 01.12.2005 г.

По данным табл. 2.1 видно, что с начала 2005 года идет тенденция роста основных показателей деятельности банков Украины. Капитал банков увеличился на 69,49%, активы выросли на 60,33%, КИП – на 57,84%, а депозиты юридических и физических лиц на 59,09% и 66,23% соответственно. Динамика основных показателей деятельности банков Украины изображена на рис. 2.1.

Исходя из данных в табл. 2.2. видно, что капитал банков Украины на 01.01.2006 составил 25317,62 млн. грн. Крупнейшими банками в Украине, имеющими наибольший объем банковского капитала являются Приватбанк – 2307,46 млн.грн., «Аваль» – 2098,77 млн.грн., Укрэксимбанк – 1266,97 млн.грн., а также Укрсиббанк и Укрсоцбанк – 1121,2 и 999,67 млн.грн. соответственно. Роста капитала банков осуществился за счет роста уставного капитала на 3227,3 млн. грн или на 27,8 %, общих резервов, резервного фонда и других фондов банков на 738,8 млн. грн, эмиссионной разницы на 29,2 млн. грн или на 7%.

Таблица 2.2.

\млн. грн.\

Собственный капитал банков Крыма и Украины

Название банка

Уставной капитал

Резервы и фонды

Эмиссионная разница

Прибыль

Всего собственного капитала

«Морской»

29,56

9,02

0

0,34

37,98

«ОКБ»

30,06

11,02

0

-12,69

28,75

«ЧБРР»

36,00

9,38

0

1,11

46,51

Всего по

Крыму

95,63

29,42

0

-11,24

113,25

Всего по Украине

16144,43

5498,32

542,53

2170,12

25450,85

Источник: Рассчитано автором по данным Ассоциации украинских банков на 01.01.2006г.

Капитал, мобилизованный крымскими банками на 01.01.2006 составил 113,25 млн.грн и в среднем по банкам Крыма составляет 37,75 млн. грн. Тройка крымских банков по этому показателю расположилась так: «ЧБРР» - 46,517 млн. грн., Банк «Морской» - 37,981 млн. грн, «ОКБ» - 28,752 млн. грн. Структура собственного капитала банков Крыма изображена на рис. 2.2.

Источник: Рассчитано автором по данным Ассоциации украинских банков на 01.01.2006г.


 

Рис 2.2. Собственный капитал банков Крыма

 

 Объем суммарных активов украинских банков составил 196953,7 млн.грн. В этом направлении на начало 2006 года лидируют следующие банки: Приватбанк - 21664,36 млн.грн, "Аваль" - 19258,74 млн.грн., Укрсоцбанк - 10762,96 млн. грн., Укрсиббанк - 10669,19 млн.грн. Объем суммарных активов крымских банков составил 465,12 млн.грн. Более подробно, данные по активам Крыма рассмотрены в табл. 2.3.

Таблица 2.3.

\млн. грн\

Активы банков Крыма

Название

банка

Деньги в НБУ и

наличные деньги

банка

Ценные

бумаги

Деньги в

других

банках

Резервы от

задолжности

других банков

Кредиты,

которые

выданы

"Морской"

5,92

6,36

41,05

1,31

44,21

"ОКБ"

9,76

38,55

25,21

1,66

68,45

"ЧБРР"

27,07

4,88

28,42

3,14

95,58

Всего

по Крыму

42,75

49,80

94,69

6,13

208,24

Продолжение табл. 2.3.

 

В том числе

 

Название

банка

Юр. лицам

Физ.

 лицам

Основные средства

Другие

активы

Всего активов

"Морской"

39,53

4,68

8,24

0,73

101,27

"ОКБ"

57,33

11,11

26,37

4,02

174,02

"ЧБРР"

76,49

19,08

15,72

8,47

183,28

Всего

по Крыму

173,37

34,87

50,35

13,23

465,12


Источник: составлено автором по данным НБУ на 01.01.2006г.

На протяжении 2005 года активы крымских банков имеют тенденцию к росту, но меньшими темпами, чем в 2004 году. Так, общие активы увеличились на 14.5% (в 2004г. - на 20.7%).

Низкой остается активность банков на фондовом рынке, о чем свидетельствует уменьшение доли вложений в ценные бумаги в общих активах от 13,2 до 11,5%.

Основной частью активов банков (44.8%) является кредитный портфель. За 2005 год он увеличился на 32.3%. Увеличение произошло в основном за счет роста объемов кредитов, предоставленных субъектам хозяйствования, (на 25.7%); кредитов, предоставленных физическим лицам (на 64.4%); кредитов, предоставленных другим банкам и срочных депозитов, размещенных в других банка и в НБУ (на 48.1%).

Структура активов банков Крыма изображена на рис. 2.3.

Источник: рассчитано автором по данным НБУ на 01.01.2006г.

 

Рис 2.3. Структура активов банков Крыма

 


Кредитные операции банков хорошо отражает кредитно-инвестиционный портфель (КИП). КИП состоит из:

·     межбанковских кредитов;

·     краткосрочных кредитов;

·     долгосрочных кредитов;

·     кредитов в валюте;

·     приобретенных ценных бумаг и средств, вложенных в совместную

деятельность.

Таблица 2.4.

\млн. грн\

Название

банка

КИП

Межбанковские

кредиты

Кредиты

юр. лицам

Кредиты

физ. лицам

Ценные

бумаги

«ЧБРР»

126,62

26,17

76,49

19,08

4,88

«Морской»

83,58

33,45

39,53

4,68

5,92

«ОКБ»

127,74

12,78

57,33

19,08

38,55

Всего

по Крыму

337,94

72,40

173,35

42,84

49,35

Всего по

Украине

148875,66

13108,23

89788,01

32512,79

13466,63

Кредитно-инвестиционный портфель банков Украины и Крыма

Источник: составлено автором по данным НБУ на 01.01.2006 г.


По состоянию на 01.01.2006 года кредитно - инвестиционный портфель банков Украины составляет 1005,92 млн.грн. в среднем по Украине (см. табл. 2.4.), из которых 16763,23 млн.грн. (12%) - портфель Приватбанка и 13853,64 млн.грн. (9,5%) - портфель банка "Аваль". КИП крымских банков составляет 337,94 млн. грн.

Отношение кредитно - инвестиционного портфеля к капиталу показывает, насколько хорошо защищены выданные кредиты собственным капиталом. В среднем по Украине этот показатель составляет 8.08, а в Крыму – 3 (см. табл 2.5). Учитывая рискованность кредитных операций, можно сказать, что банки, у которых этот показатель низкий, имеют более надежные активы, а те, у которых он высокий - потенциально более прибыльные.

Таблица 2.5.

Банк

КИП/капитал, ед.

КИП, млн. грн

Капитал, млн. грн

«Морской»

3,25

79,85

24,53

«ОКБ»

2,50

102,80

41,07

«ЧБРР»

3,40

117,75

34,45

Всего в Крыму

3,00

300,40

100,06

Всего по Украине

8,08

148875,66

18421,43

Отношение КИП и капитала в банках Украины и Крыма

Источник: составлено автором по данным НБУ на 01.01.2006 г.

Менее рискованным можно считать вложения банков в облигации внутреннего государственного займа. Следующим по надежности можно считать кредитование валютой под залог. Долгосрочное кредитование могут позволить банки, обслуживающие дочерние структуры (как правило, учредителей).

По данным НБУ в конце 2005 г. структура кредитно-инвестиционного портфеля банков Украины и Крыма улучшилась. В течение декабря уровень просроченных кредитов в кредитном портфеле уменьшилась на 6%.

Что касается ситуации в Крыму, то по состоянию на 01.01.2006 года банковской системой республики было направлено в экономику кредитных ресурсов на общую сумму 3181 млн.грн., в том числе 1970 млн.грн.(61.9%) - в национальной валюте, 1210 млн.грн. (38.1%) - в иностранной. Объем кредитных вложений вырос за месяц на 4.3%. Следует также отметить, что на протяжении прошлого года отмечается прирост кредитных вложений в иностранной валюте. Незначительный объем кредитов, выданных крымскими банками объясняется меньшим размером кредитных ресурсов.

Рис 2.4. Кредиты, предоставленные коммерческими банками Крыма юр. и физ. лицам в 2005г.

Источник: рассчитано автором по данным НБУ на 01.01.2006 г.

По данным (рис.2.4) видно, что кредиты, которые предоставляют коммерческие банки физическим лицам составляют 20% от общего объема предоставленных кредитов, т.е. наибольшая доля кредитов предоставляется юридическим лицам в размере 80%. Отсюда вытекает, что кредит оказывает содействие развитию небольших предприятий, тем самым он осуществляет влияние на формирование рыночной экономики Крыма на началах частной собственности и конкурентности на рынке товаров и услуг.

Банки продолжали активно наращивать объемы кредитования физических лиц, требования, по кредитам которых с начала года увеличились на 64%. Структура требований банков по кредитам, предоставленными физическим лицам, по видам валют и срокам на начало 2005 года изображена на рис.2.5.


Рис 2.5. Структура требований банков по кредитам, предоставленным физическим лицам в Крыму

 


Источник: рассчитано автором по данным Ассоциации украинских банков на 01.01.2006 г.

Общий объем краткосрочных кредитов, выданных коммерческими банками региона составил 136 млн. грн. Специализация экономики Крыма обуславливает развитие определенных отраслей и как результат более значительные кредитные вложения в эти отрасли. Наибольший удельный вес в общей структуре задолженности по краткосрочным кредитам имеют: промышленность - 19.8%, торговля и общепит - 11.0%, сельское хозяйство - 10.6%. Вне сомнения, в современных рыночных условиях эти отрасли являются основой построения отечественной экономики, и недостаточное инвестирование средств в итоге скажется на "самочувствии" всех остальных отраслей.

Общий объем краткосрочных кредитов, выданных коммерческими банками региона составил 72 млн. грн.

Незначительные объемы долгосрочного кредитования экономики свидетельствовали, что крымские банки отдают преимущество проектам, которые могут приносить прибыль в максимально короткие сроки (следует заметить, что экономический эффект от реализации инновационных проектов "растянут" во времени). Процентные ставки по кредитам коммерческих банков находятся на высоком уровне, хотя и уменьшились сравнительно с 1992 годом более чем вдвое.

Лидером в кредитном направлении является ЧБРР. Это объясняется тем, что ЧБРР в силу своей отраслевой специфики обслуживает крупнейшие промышленные предприятия. Как известно промышленность требует значительных долгосрочных инвестиций для реконструкции производства, приобретения новых технологий, поточных линий. Долгосрочное кредитование для ЧБРР является своеобразной платой клиентам за солидные остатки на счетах. Дирекция ЧБРР попросту имеет самый большой объем привлеченных средств юридических лиц.

Следует отметить, что сектор кредитования, который еще пару лет назад был настолько же прибыльным, насколько и рискованным, остался верен себе только в части рискованности. Кризис неплатежей сказывается на возвратности кредитов и процентов по ним. По состоянию на 01.01.2006 года задолженность субъектов хозяйственной деятельности по несвоевременно погашенным ссудам банков составляет 7,1% от общей суммы выданных. По краткосрочным ссудам задолженность составила – 4,3%.

Альтернативой кредитованию предприятий и населения выступают операции на межбанковском рынке кредитных ресурсов, возможность вложить временно свободные средства в межбанковский кредит. Сумма кредитных ресурсов, проданных на крымском межбанковском рынке на 01.01.2006 составила 72,4 млн.грн. Возможность работать на межбанковском рынке является довольно привлекательной для коммерческих банков, так как банки продают "короткие" деньги (быстрая оборачиваемость средств) и получают большую гарантию возврата, нежели при кредитовании предприятий и населения. Крупнейшим продавцом на межбанковском рынке является банк «Морской» - 33,45 млн грн. Такая активность банков на межбанковском рынке кредитных ресурсов объясняется тем, что, в основном, на нем работают средние и мелкие банки, а у крупных банков нет необходимости выходить на этот рынок, так как они обслуживают крупных клиентов.

Несмотря на то, что кредитование является одной из самых основных активных операций банка, ее значение сегодня несомненно падает. Предыстория такой ситуации развивалась следующим образом. Первым быстро выросшим на дрожжах инфляции и неконкурентости стал сектор кредитования. Инфляция в тысячи процентов порождала спрос на кредитные ресурсы в 300 - 400% годовых. Банковская маржа в одну - две сотни процентов позволяла особенно не задумываться о качестве кредитного портфеля. Коммерческие банки основывались десятками в месяц, а специалистов было крайне мало. Достаточно благоприятный период для накопления банковского капитала закончился крахом. Правовая незащищенность собственности и отсутствие условий инвестирования капиталов в экономику Украины вызвали отток денежных средств за границу, а падение уровня производства и нормы прибыли в торговле значительно сократило спрос на кредитные ресурсы.

Поэтому сегодня украинские банки перестали делать ставку на кредитование как один из основных источников дохода ввиду повышенного риска невозврата кредитов, а также вследствие недостатка кредитных ресурсов, особенно долгосрочных. Основным же направлением развития в будущем планирует стать диверсификация направлений вложения ресурсов банков и расширение сферы услуг клиентам, превращение комиссий от клиентских операций в один из основных источников доходов.

Что касается обязательств (привлечения средств юридических и физических лиц на депозиты, вклады и межбанковского кредита), то общий объем привлеченных и заемных средств, мобилизованных коммерческими банками Украины – 188,427 млрд.грн, банками Крыма - 318,64 млн грн. Статистика по этому показателю приведена в табл. 2.6. Наиболее активную деятельность по привлечению средств ведут Укрсоцбанк, банк "Аваль", Сбербанк, Приватбанк.

Что касается средств, привлекаемых от населения в Крыму, то лидером в этом направлении является «ОКБ» (56,14 млн.грн). Это связано с тем, что основное направление деятельности этого банка - работа с населением. Лидером по привлечение средств юр. лиц является ЧБРР, т.к его деятельность на тесное сотрудничество с компаниями и предприятиями.

Структура обязательств банков Крыма изображена на рис. 2.6.

Таблица 2.6.

\млн. грн\

Обязательства банков Крыма

Название банка

Деньги

банков

Депозиты

юр. лиц

Депозиты

физ. лиц

Другие

обязательства

Всего

обязательств

"Морской"

20,34

14,38

20,00

8,07

63,29

"ОКБ"

34,39

25,66

56,14

15,36

132,95

"ЧБРР"

6,06

54,34

53,27

6,08

122,39

Всего по Крыму

60,80

94,40

129,42

29,52

318,64


Источник: составлено автором по данным НБУ на 01.01.2006 г.

Рис 2.6. Обязательства банков Крыма

 

Источник: рассчитано автором по данным НБУ на 01.01.2006 г.

 По данным табл. 2.7. видно, что на начало 2006 года украинские коммерческие банки получили 2110,993 млн.грн. прибыли. Самым прибыльным украинским банком можно назвать Приватбанк, он получил 22% от общей суммы прибыли. Также можно выделить Укрэксимбанк и Укрсоцбанк - 180,546 млн.грн. и 117,339 млн.грн. соответственно.

На начало 2006 года крымские коммерческие банки получили 11,242 млн грн убытков. Наибольше убытков понес ОКБ- 12,699 млн грн, а прибыли ЧБРР – 1,112 млн грн.

Таблица 2.7.

\млн. грн\

Прибыль банков Украины и Крыма


Всего прибыли

на 01.01.2005

Всего прибыли

на 01.01.2006

«Морской»

0,21

0,34

«ОКБ»

0,54

-12,69

«ЧБРР»

0,92

1 ,11

Всего по Крыму

0,168

-11,24

Всего по Украине

1262,74

2170,09

Источник: составлено автором по данным Ассоциации банков Украины на 01.01.2006 г.

 Однако жизнь показала, что никакой из абсолютных показателей (валюта баланса, прибыль, капитал, уставный фонд, рентабельность капитала) и темпы его роста сами по себе ничего не говорят. Сегодня мы имеем возможность наблюдать развал банков, у которых с абсолютными показателями пару лет назад все было в порядке.

Устойчивость любого банка определяется сбалансированностью активов и пассивов, качеством кредитно - инвестиционного портфеля и количеством обслуживаемых клиентов. А последнее определяется качеством предоставляемых услуг и разветвленностью сети филиалов.

Однако с филиальной системой тоже надо быть очень осторожным, поскольку далеко не всегда центральный офис может уследить за возможным разворовыванием ресурсов на местах.

Искусство управления банком и состоит в умении руководства привлечь необходимое количество клиентов, сбалансировав риски в различных сегментах финансового сектора, обеспечив безусловное обслуживание клиентских платежей.

Вне сомнения, за 2006 год усилили свои позиции Приватбанк, в группу крупных "новых" банков ворвался Укрсиббанк, сохранили свои ведущие позиции "Аваль", Укрсиббанк, Укринбанк, Райфайзенкбанк Украина, Укрсоцбанк, Сбербанк. Усилились позиции «Кредит-банка» Украина, Укрпромбанка, банка "Надра".

На основе данных, приведенных выше, можно сказать, что крымские банки находятся на стадии развития. Основные показатели их деятельности имеют тенденцию к росту. Увеличивается капитал банков, объем активных и пассивных операций, растет количество предлагаемых банками услуг. Кредитуя предприятия и население Крыма, оказывая другие услуги, они помогают развитию экономики Крыма.

Живя в условиях перманентного экономического спада и постоянно меняющегося законодательства, банки, тем не менее, умудряются делать инвестиции в развитие собственной материальной базы, предлагать клиентам все новые и новые виды услуг, порождать новые хорошо оплачиваемые рабочие места. Банковская система сегодня указывает обществу путь, по которому можно выйти из кризиса. Да, есть банкротства, но есть и поступательное движение к развитию, которое устраняет неэффективно функционирующие звеньев.

РАЗДЕЛ 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ И КРЫМА


В данной работе, посвященной деятельности банков Украины и Крыма проанализировано состояние банковской системы в 2005 году, дана краткая характеристика ее элементов и проведен анализ деятельности коммерческих банков Крыма и Украины в целом. Основной акцент сделан на анализе ресурсов и активных операций коммерческих банков Крыма. Сегодня, в условиях развития товарного и становления финансового рынка, резко меняется структура банковской системы. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные инструменты и методы обслуживания клиентов. Идет поиск оптимальных форм устройства кредитной системы, эффективно работающего механизма на рынке капиталов, новых методов обслуживания коммерческих структур. Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших задач экономической реформы в Украине. Задача усложняется тем, что кроме чисто экономических трудностей добавляются социальные: постоянно меняется законодательная база; разгул преступности в стране - как следствие - желание мафиозных структур прибрать к рукам такое высокодоходное в условиях инфляции дело, как банковское; стремление большинства банков получить сиюминутную прибыль - как следствие - развитие только одного направления деятельности, что ведет к угрозам банкротства отдельных банков и кризисам банковской системы в целом.

Современное состояние банковской системы Украины можно охарактеризовать, как вяло текущий кризис, который постоянно держит в напряжении всех субъектов финансового рынка. Прежде всего, он вызван объективными финансовыми неурядицами, вытекающими из общего состояния экономики государства, отсутствия надлежащего опыта и, соответственно, подготовленных кадров для функционирования банков в условиях рыночных преобразований.

Вместе с тем в значительной мере финансовые проблемы многих банков связаны с субъективными факторами, в частности со слишком рискованной кредитной политикой в погоне за высокими прибылями, невзвешенными расходами на развитие филиалов без учета их потенциальной доходности. Из 229 украинских банков 25 находятся в режиме финансового оздоровления, 20 - в стадии ликвидации, 22 признаны банкротами, по 6 принято решение о прекращении их деятельности.

Однако нельзя не отметить и положительные тенденции, характерные для нынешнего этапа развития отечественной банковской системы, среди которых следует в первую очередь отметить рост кредитных вложений в экономику. Доля ценных бумаг в кредитно - инвестиционном портфеле банков на протяжении 2005 года выросла с 5.1% до 16.4%. Также растет доля банковских пассивов, деноминированных в национальной валюте. После длительного периода понижения был отмечен рост прибыльности активов к капиталу 2005 года.

Нельзя не отметить роста дисциплины банков в соблюдении обязательных нормативов их деятельности. В сравнении с 1 января 2005 года количество банков, нарушивших нормативы, уменьшилось на 48, или почти в 3.3 раза.

Проведенный анализ дает возможность сформулировать предложения и дать рекомендации по стабилизации положения дел в банковской системе Крыма и Украины.

Предложения по дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности коммерческих банков:

1. В своей деятельности ориентироваться на оптимальное соотношение прибыльности и рискованности банковских операций, так как это служит залогом успешной работы банка.

2. Повысить качество и расширить спектр банковских услуг, так как обострение конкуренции на финансовом рынке может затруднить развитие коммерческих банков, поставив вопрос о выживании. Выдержать ее смогут лишь те коммерческие банки, которые будут готовы к полномасштабной деятельности.

3. Привлекать к работе высококвалифицированных специалистов, владеющих современными методами банковской работы. В практической деятельности коммерческих банков развитых стран давно стали привычным такие понятия, как стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегическое мышление, стратегические отношения с клиентами, концепции услуг, продажи, маркетинга.

Эти предложения касаются работы отдельно взятого банка, а банковская система Крыма нуждается в более детальных рекомендациях.

Необходимо отметить углубление экономического кризиса в республике, что не может не оказывать негативного влияния на развитие банковской системы Крыма. Растет число банковских учреждений имеющих убытки. Проблематичным для большинства банков является увеличение уставного фонда. Вследствие взаимных неплатежей субъектов хозяйственной деятельности большое количество банков не в состоянии выполнить возложенные на них функции по кредитно - расчетному обслуживанию клиентов, снижается их ликвидность и платежеспособность. Ухудшается состояние налично-денежного оборота.

В связи с этим в целях стабилизации положения в банковской сфере рекомендуется следующее:

1.Осуществить радикальную комплексную переработку банковского законодательства Украины с целью приведения его в соответствие с мировой практикой и спецификой экономики Украины и Крыма, в частности установить систему налоговых льгот на прибыль банков.

2. В целях повышения ликвидности и финансовой устойчивости разрешить банкам при формировании уставных фондов учитывать в их составе высоколиквидные материальные активы в виде зданий и сооружений, в которых размещаются банки, и рассмотреть возможность уменьшения норм обязательного резервирования привлеченных средств.

4. Создать систему информирования по финансовому состоянию банков.

5. Создать систему реанимирования банков, попавших в затруднительное финансовое положение.

6. Для улучшения системы охраны банков добиться отмены монополизма органов внутренних дел и разрешить банкам иметь собственную охрану.

7. Направление совершенствования банковской деятельности – расширение круга услуг, оказываемых банками их клиентам, то есть диверсификация банковской деятельности в самом широком смысле. Необходимость совершенствования банковской деятельности в этом направлении связана с тем, что в рыночной экономической системе потребности хозяйствующих субъектов в финансовых услугах постоянно развиваются. Безусловно, диверсификация банковской деятельности станет настоятельной потребностью в самом недалеком будущем. Следует отметить, что уже и сейчас наиболее дальновидные банки готовятся к тому, чтобы необходимость широкой диверсификации банковской деятельности не застала их в врасплох, и начинают активно разрабатывать новые банковские продукты. Сравнивая ассортимент банковских услуг, которые сегодня предлагаются клиентам банками, с тем, который характерен для банков в странах с развитой рыночной экономикой, можно представить сколь масштабную работу предстоит развертывать банкам по совершенствованию их деятельности по мере становления развитого рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.