РУБРИКИ |
Банковская система в исламских странах |
РЕКЛАМА |
|
Банковская система в исламских странахБанковская система в исламских странахВведение Эта работа является шагом на пути изучения экономической теории,
имеющей некоторые фундаментальные отличия от западных экономических школ. В первой главе "Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту" рассмотрены основные теоретические аспекты, характеризующие исламскую экономическую систему и ее отличительные черты; сущность ссудного процента и его влияние на экономическое благосостояние; основные предпосылки, определившие развитие беспроцентного банковского дела. Во второй главе "Организация и ведение исламского банковского дела" представлен исторический аспект; основные этапы развития исламского банковского дела; используемые финансовые инструменты; на основании этого рассмотрен процесс перехода от процентного к беспроцентному банковскому делу. Третья глава "Сравнительный анализ международных исламских банков и
разработка схем финансовых операций в КБ "Бадр Банк"" посвящена
практической реализации вышеизложенных моментов. В ней проведен анализ
организационно-экономического потенциала и результатов деятельности В заключении излагаются основные выводы по проведенным исследованиям. Исследование исламской экономической модели. Отношение к ссудному проценту. 1.1 Исламская экономическая система, общее представление. Несколько удивительным и странным звучит для современного общества понятие исламской экономики. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, тем не менее в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной капиталистической формации. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих европейских стран стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока. Экономическая исламская модель, в рамках которой существуют и действуют финансовые институты, схематично может быть сведена к нескольким равноценным в концептуальном отношении положениям. Они в той или иной форме содержатся в Коране и других сакральных текстах ислама. Учение гласит, что человек - не собственник некоего имеющего рыночную
стоимость и общественную ценность ресурса (денежных средств, товаров,
недвижимости, новаторской идеи, управленческого опыта и т. д.), а на время
своей жизни является поверенным Аллаха по распоряжению этим ресурсом. Этот
ресурс не должен оставаться втуне, например, обращаться в сокровище, равно
как и направляться на спекулятивные операции. Ресурс, доверенный человеку, Применение ресурсов или обмен ими не считается актом эксплуатации, если
при этом не нарушаются экономически оправданные стоимостные пропорции, а
также заблаговременно не устанавливается обязательное к безусловной
выплате, априори фиксированное вознаграждение за ресурс. В силу этого, во-
первых, не допускается обмен разновеликими суммами денег, как это имеет
место при кредитной операции. Во-вторых, использование ресурсов, если
требуется их объединение, происходит через долевое участие их обладателей в
прибылях и убытках делового предприятия. Это в полной мере распространяется
и на банки, играющие свою общепринятую роль финансового посредника. Существенно упрощая, допустимо сказать, что главное техническое отличие исламских финансов от господствующей в мире модели может быть сведено к отказу от ссудного процента. Это позволяет исламским экономистам вместо такого инструмента, как "цена денег", подверженного огромному числу субъективных, в том числе сугубо спекулятивных, частных воздействий, ввести значительно более адекватную категорию "эффективности капитала". Нетрудно заметить, что применительно к сфере финансов это схоже с тем, как функционирует рынок акций. Действительно, equity finance, или мобилизация средств через прямое участие в капитале, - основа основ исламской системы. Между тем в кругах специалистов всего мира все чаще высказывается мнение, что именно за equity finance будущее корпоративных финансов - в противоположность чуждому исламу долговому финансированию, то есть через традиционный банковский кредит. Так что экономическая теория, еще в VII веке сформулировавшая данный постулат, определенно заслуживает внимания. Теоретическая основа исламской экономики охватывает все сферы
хозяйственной деятельности, начиная с частных интересов индивида и
заканчивая проблемами государства. Практически исламская экономика
применима и реализуема в первую очередь в обществе, где имеется
законодательная, политическая, социальная базы, претворяющие в жизнь нормы Исламские банки завоевали устойчивые позиции своих стран. В Пакистане, Исламские банки демонстрируют в последнее время исключительно высокие
темпы прироста, достигающие , по некоторым оценкам, 15% в год. Ряд
английских и американских банков открыли специальные отделения, которые
обслуживают свою клиентуру по исламским нормам /среди них "Citibank" и Примером создания и работы исламского банка в России служит первый
российский исламский коммерческий банк "Бадр Банк" в городе Москве. Некоторые исламские финансовые учреждения уже выросли в крупные
многопрофильные корпорации. Только одна компания - Al-Tawfeek and Al-Amin 1.2. Сущность экономической категории ссудного процента, закономерности его динамики Важнейшим элементом кредитной сделки является уровень ссудного
процента. Процент, так же как и кредит, существовал не всегда. Вместе с тем процент не является обязательным атрибутом кредита. На ранних стадиях товарно-денежных отношений кредит использовался для облегчения и расширения обмена. Лишь впоследствии стало возможным извлечение прямой выгоды из кредита, получение известного приращения к ссуде. Например, в Древнем Риме четко подразделялось понятие договора займа и договора ссуды. Бесплатные ссуды имели место на ранних стадиях капитализма. Передача капитала чужому предпринимателю означает не только извлечение прибыли, но и сохранение капитала. Если кредит может существовать без процента, то банковский процент неразрывно связан с движением кредита. Банковский процент является своеобразной ценой кредита, используемой в
качестве стимула коммерческой деятельности. Как всякая цена, цена кредита
подвержена определенным колебаниям. Его величина зависит от соотношения
спроса и предложения на денежном рынке, а также степени риска, который
несет кредитор, ссужая определенную денежную сумму должнику. В каждой
кредитной сделке есть опасность того, что ссуда не будет погашена в срок. 1.3. Анализ воздействия ссудного процента на экономическое благосостояние. Финансовые кризисы За счет взимания процентов денежные состояния быстро увеличиваются через регулярные промежутки времени, т.е. они имеют экспоненциальную динамику роста, что объясняет, почему в прошлом через регулярные промежутки времени возникали сложности с системой денежного обращения, почему возникают они и сейчас. Фактически проценты на кредиты можно рассматривать как рак социальной структуры. Например, рак развивается по сценарию экспоненциального роста. Сначала рост происходит медленно. Из одной клетки развиваются две, из них 4,8,16,32,64.128,256,612 и т.д., то есть темпы роста постоянно ускоряются, и, когда болезнь, наконец, выявлена она уже на такой стадии роста, когда затормозить ее развитие зачастую уже невозможно. Период времени, необходимый для удвоения размера вложенной суммы денег при взимании 3% годовых - 24 года, при 6% - 12 лет, при 12% - 6 лет. Даже при 1% проценты и сложные проценты обусловливают экспоненциальную
динамику роста с удвоением через приблизительно 70 лет. Еще одна аналогия
так же наглядно показывает невозможность продолжительного экспоненциального
роста: Если бы кто-нибудь вложил капитал в размере 1 пенни в год Рождества Пример показывает ту разницу, которая обусловлена действием 1% годовых в течение продолжительного отрезка времени. Кроме того, он доказывает, что в длительной перспективе выплата процентов как математически, так и практически - невозможна. Экономическая необходимость и математическая невозможность находятся здесь в неразрешимом противоречии. Сегодня процентный механизм является основной причиной патологического роста экономики со всеми известными последствиями разрушения окружающей среды. Воздействие процентного механизма на денежную систему определяется его частичной завуалированностью. Большинство людей считает, что они платят проценты только тогда, когда берут деньги в кредит, и, если уплата процентов нежелательна, достаточно просто не брать деньги в кредит. Однако, это не так, потому что цена каждого товара, который мы оплачиваем,
включает в себя процентную часть. Эта доля колеблется для товаров и услуг,
приобретаемых нами в соответствии с величиной затраченного капитала. При сопоставление доходов от процентов для 10 одинаковых по численности групп населения ФРГ было выяснено, что первые 80% населения больше платят по процентам, чем получают, 10% получают несколько больше, чем платят, а последние 10% получают в два раза больше, чем платят. Это в совокупности и есть та часть, которую потеряли первые 80% населения. Этот факт превосходно объясняет сущность механизма, позволяющего богатым становиться все богаче, а бедных делающего все беднее. Проценты как средство обеспечения оборачиваемости денег являются в
рамках современной денежной системы средством скрытого перераспределения
денег, основывающегося не на трудовом участии. С 1980 года прибыль от
спекуляции деньгами в мировом масштабе более чем удвоилась. В одном лишь Таким образом механизм выплаты процентов приводит в действием механизм патологического развития экономики и денежной массы. Финансовые кризисы На протяжении последнего двадцатипятилетия финансовый и банковский
сектор экономики, как отдельных стран, так и целых регионов периодически
испытывает острые кризисы, выражающиеся во внезапном и резком росте числа
банков, инвестиционных и страховых компаний, обнаруживающих свою
неплатежеспособность. Массовые кризисы финансовой и банковской системы
случались и в прошлом. Достаточно вспомнить грандиозный кризис периода Финансовые кризисы случаются сегодня с почти монотонной регулярностью. Если большинство исследователей финансовых и банковских кризисов сходятся в том, что объективным фактором, обусловившим их массовый характер, является углубляющийся с каждым годом процесс глобализации финансовой деятельности, то попытки выделить и тем более теоретически обосновать другие объективные факторы "вируса неплатежеспособности", поражающего финансовые и банковские системы, пока еще не приносят существенных результатов. Выявление объективных причин, вызывающих сходные по внешним проявлениям кризисы, и в странах с отсталыми системами финансовых учреждений и низкими темпами экономического роста, и в самых индустриально развитых и, казалось бы, устойчиво благополучных странах, не говоря уже о странах с "переходной" экономикой, имеет практический смысл. 1.4. Основные предпосылки организации и ведения исламского банковского дела В последние годы мусульманскими экспертами по экономике и банковскому
делу внимательно рассматривались возможные пути замены процента. Концепция беспроцентного банковского дела уже не является чисто теоретической категорией. В последние два десятилетия было создано и работают на беспроцентной основе несколько исламских банков в разных частях мира. Три страны исламского мира, Пакистан, Иран и Судан предприняли смелую попытку упразднить процент в масштабе всей экономики, и был сделан значительный прогресс в работе над данной целью. Понимание нежелательных последствий ссудного процента не только объясняет причины запрета на процент на кредит (включая и кредит на производственные нужды), но и обосновывает создание альтернативной системы, которая соответствовала бы духу ислама. Нежелательные особенности процентного банковского дела могут быть изложены следующим образом: 1) Сделки, основанные на проценте нарушают принцип справедливости экономической системы. Заёмщик должен выплатить заранее оговоренный процент по кредиту, даже в случае несения убытков. Даже если была заработана прибыль, процент по кредиту может оказаться непосильной ношей в случае его превышения над нормой прибыли. Когда деньги инвестируются в производственный проект, конечный результат в контексте прибыли или убытков зачастую неясен. Требование "куска плоти" вне зависимости от экономических обстоятельств заёмщика нарушает нормы справедливости в исламе. В бизнесе этичной является лишь та ситуация, когда индивид получает вознаграждение ("делает деньги") пропорционально затратам умственного и физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму и проценты. Даже в случае, когда бизнес заемщика, в который он инвестировал ссуду, терпит убыток, кредитор ожидает возврата основной суммы плюс проценты. 2) Нестабильность системы, основанной на проценте, в результате неудачи ведёт к банкротствам, результатом которых является потеря производственного потенциала и безработица. "Мёртвый груз" процентных ставок в ситуации депрессии с характерными для неё низкими показателями прибыльности делает отрасли промышленности "больными", и их "выздоровление" становится очень проблематичным, что в свою очередь ведёт к негативным последствиям в занятости населения. 3) Система, основанная на процентах, ориентирована больше на
безопасность, нежели рост. Так как банки имеют обязательства перед своими
вкладчиками, они становятся более заинтересованы в безопасном возврате
выданных кредитов и процентов по ним. Это приводит к тому, что банки
ограничивают своих заёмщиков большими компаниями или такими организациями
или лицами, которые зарекомендовали себя как достаточно безопасные. Если
банки считают, что такие пути инвестирования недостаточны, они предпочитают
вкладывать средства в государственные ценные бумаги с гарантированным
доходом. Такая излишняя направленность на сохранность средств мешает росту,
так как данная система отделяет финансовые потоки от большого количества
потенциальных предпринимателей, чьи усилия могли бы увеличить валовой
национальный продукт, но которые не обладают достаточной обеспеченностью
для того, чтобы удовлетворить банковское требование о платежеспособности. 4) Процентная система не является стимулом для инноваций, особенно для малых предприятий. Большие производственные фирмы и крупные землевладельцы могут себе позволить эксперименты с новыми технологиями, так как у них имеется достаточно собственных резервов на случай, если нововведения не приносят ожидаемой прибыли. Малые предприятия неохотно идут на применение новых производственных методов с использованием заёмных средств, так как им необходимо обеспечить выплату по процентам и основному долгу вне зависимости от результатов, в то время как у них имеется очень ограниченное количество собственных средств. Например, в сельском хозяйстве, мелкие фермеры не применяют новые методы культивации именно по этой причине. Это не только отрицательно влияет на уровень роста, но и также увеличивает диспропорции в распределении дохода. 5) При процентной системе банки заинтересованы только в сохранении
своего капитала и получении процентов. Интерес в финансируемым ими
предприятиям ограничен только лишь в плане действенности и прибыльности
таких предприятий с точки зрения их способности создавать поток денежных
средств, который бы обеспечил выплаты по процентам. Так как возврат на
средства, выдаваемые банком в качестве кредита, фиксирован и не зависит от
реальных прибылей финансируемого предприятия, то у банков нет никакого
стимула к финансированию предприятий с наибольшим потенциалом получения
прибыли. Социальная направленность может изменить определение эффективности
и рассматривать её с точки зрения отличных от рентабельности параметров. Организация и ведение Исламского банковского дела 2.1. Исторические аспекты развития исламского банковского дела Первая попытка внедрения исламских принципов в области банковского дела была предпринята в Египте без ссылки на религиозную идеологическую сущность данных операций. Такая скрытность была обусловлена господствующим политическим режимом, власти которого воспринимали любую попытку возрождения исламских традиций и принципов в общественной жизни как провозглашение исламского фундаментализма. В 1963 году в Мит Гамре египетском экономистом Ахмедом аль-Наджаром было
осуществлена попытка внедрения исламского банковского дела в форме
сберегательного банка, деятельность которого была построена на долевом
участии в прибылях и убытках. Этот эксперимент продолжался до 1967 года и к
тому времени в стране работало 9 таких банков. Эти банки не начисляли и не
платили проценты, инвестировали главным образом в торговлю и промышленность
прямым финансированием, либо совместно с другими инвесторами, а прибыль,
полученную в результате успешной реализации проекта, делили с вкладчиками. Назир Сошиал Банк, учрежденный в Египте в 1971 году был объявлен как беспроцентный коммерческий банк. Исламский Банк Развития (ИБР) был основан в 1974 году Организацией 2.2. Альтернатива ведения банковского дела на условиях разделения прибыли или убытков. В то время как ислам строжайше запрещает любое извлечение прибыли в форме процента, нет никаких возражений против вступления владельца капитала в партнёрство с предпринимателем и участие первого в разделении деловых рисков. Это указывает на возможность такой организации банковского дела, при которой вкладчики и акционеры банка получают прибыль на свой капитал, которая напрямую связана с результатами бизнеса. Другими словами, вкладчики банка могут не получать фиксированный процент на свои сбережения, но им будет выплачиваться часть реально заработанной банком прибыли. Схожим образом банк не будет требовать фиксированный процент на выдаваемый им кредит, но может вступить с заёмщиком в соглашение о разделе прибыли или убытков. 2.3. Инструменты исламского банковского дела Исламский банк опирается в своей деятельности на определенный набор сформулированных шариатом финансовых инструментов. За арабскими названиями, однако, скрываются вещи, знакомые всякому мало-мальски сталкивавшемуся с банками человеку. "Мудараба" - это доверительное финансирование (банк при этом
попеременно выступает то трастовым управляющим, когда работает со
средствами вкладчиков, то клиентом, когда финансирует проект, часть дохода
от которого должна составить прибыль банка, а через него - его вкладчиков). Финансовые инструменты "мудараба", "мушарака" и "иджара", их применение и расчеты подробно приводятся в 3 главе. Далее остановимся на механизмах, регулирование которых осуществляется посредством государства. Кардул Хасана (беспроцентная ссуда) Данный термин буквально переводится как "хорошая ссуда". Это означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности. Предприниматели, нуждающиеся в инвестиционных средствах, могут получить ссуду из имеющихся фондов. Они инвестируют заемные средства в легальный бизнес, так как им не надо беспокоиться о проценте, который нужно отдавать сверх полученных средств. С другой стороны, состоятельный член общества может беспроцентно ссудить правительство или организацию, которые способны эффективно использовать эти средства на осуществление общественных проектов, например строительство дорог, водоочистных сооружений и т.п. Идея беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равноправных условий для кредитора и заемщика. Кредитный счет В рамках исламского банка он имеет уникальные особенности. Его назначение - предоставление средств нуждающимся на краткосрочной или долгосрочной основе. Каждый исламский банк должен иметь кредитные счета, на которые состоятельные мусульмане могут вкладывать краткосрочные (до одного года) или долгосрочные депозиты. С помощью такого счета вкладчик оказывает исключительно общественную услугу на основе КардульХасана (беспроцентной ссуды). Вкладчику гарантируется полное рефинансирование его депозита в соответствии с определенными сроками и условиями. В конце срока ссуды он, однако, не получает ничего сверх первоначальной суммы. Байтул Мал (государственное казначейство) Концепцию государственного казначейства обеспечивает фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства. Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных
потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды
в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Центральный исламский банк Центральный банк - необходимый элемент исламской банковской системы. Он функционирует на федеральном уровне и имеет местные отделения. Все его операции также беспроцентны. Центральный банк действует преимущественно так же, как и местный исламский банк (ведет текущие, инвестиционные и кредитные счета), но, кроме того, наделен рядом дополнительных функций. Это общий мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других чрезвычайных обстоятельствах. 2.4. Методика перехода от процентного банковского дела на беспроцентное Переход со стороны пассивов Основными статьями обязательств процентного банка являются уставный капитал, резервы, вклады до востребования, сберегательные и срочные вклады населения, межбанковские депозиты, межбанковские кредиты и кредиты центрального банка данной страны. Переход от процентного к беспроцентному банковскому делу не требует изменений структуры банковских обязательств, что касается уставного капитала и резервов. Эти два компонента не связаны с получением или уплатой процента и могут остаться без изменений на балансе исламского банка. При определении возврата на акционерный капитал, включающего в себя уставный капитал и резервы, произойдут изменения. В процентной системе доходом на акцию является прибыль, оставшаяся после выплаты процентов по всем вкладам и кредитам банка. При беспроцентной системе ни одна из сторон не имеет права на получение фиксированной прибыли, и, таким образом, акционеры банка располагают долями в реальной прибыли банка наравне с остальными источниками ресурсов банка. Вклады до востребования в современной банковской системе могут быть
полностью погашены по требованию. Обычно банки не выплачивают по ним
никаких процентов, а некоторые банки даже взимают определённую плату за
обслуживание вклада. Вклады до востребования в исламской банковской системе
сохранят свои характеристики. Источники в форме вкладов до востребования
могут быть использованы исламскими банками в операциях, которые могут
оказаться прибыльными или убыточными, тем не менее, будет гарантирована
полная выплата вклада в любое время по требованию. Такие депозиты
рассматриваются как кредит клиента банку. По этой причине некоторые
исламские банки классифицировали такие депозиты как депозиты "кард аль-
хасанах" (qard al-hasanah). Например, в Иране счета до востребования были
переименованы в счета типа "кард аль-хасанах" сразу после принятия Закона о Общепринятая банковская система также использует категорию
сберегательных вкладов. Они отличаются от вкладов до востребования
определёнными ограничениями по снимаемым суммам, а также по периодичности
востребований. По сберегательным вкладам обычно выплачивается заранее
установленный процент. При переходе на беспроцентную систему сберегательные
вклады будут продолжать своё существование, однако по ним не будет
выплачиваться заранее установленный процент. В соответствии с принципами Срочные вклады в современном банковском деле подразумевают гарантию выплаты основного вклада с фиксированным процентом. При переходе на беспроцентную систему такие вклады должны быть заменены вкладами, которые не подразумевают выплату заранее оговоренного процента. Если банк получает прибыль, владельцам таких вкладов будет выплачиваться определённая её часть. В противном случае, вкладчики должны будут участвовать в несении убытков. Как следствие такого изменения в природе этих вкладов, сделавших их всё более похожими на обыкновенные акции, многие исламские банки присвоили им категорию "Инвестиционные счета" или "Инвестиционные депозиты". Инвестиционные депозиты в исламском банке могут иметь различные сроки
погашения. Например, в Пакистане, вклады с разделом прибыл или убытков (PLS Средства, размещаемые на инвестиционных вкладах и вкладах до востребования,
вместе составляют основной источник финансовой деятельности исламских
банков со стороны активов. Однако исламские банки могут также принимать
вклады, средства по которым направляются на инвестиции в конкретные
проекты. Выплаты по таким вкладам зависят от прибыли банка от данного
проекта и доли в прибыли, оговоренной между банком и вкладчиком. Переход от процентной банковской системы к беспроцентной потребует
некоторых изменений в операционных процедурах по отношению не только к
вкладам населения, но и межбанковским депозитам и займам, а также кредитам
центрального банка страны. В современной банковской системе все эти
операции имеют процентную основу. В исламской системе все операции должны
производиться на основе "кард аль-хасана" или разделе прибылей. В рамках
одного государства переход от процентной системы к беспроцентной не должен
вызвать особых трудностей. Определённые трудности могут возникнуть при
проведении международных операций. Банки за рубежом могут негативно
отнестись к предоставлению банковских услуг, не основанных на проценте. Основными такими условиями считаются следующие: (а) Исламские банки будут хранить значительное количество наличных средств на текущих счетах в банках-корреспондентах; (б) Исламские банки как можно быстрее предпримут усилия для корректировки дебетового сальдо на своих счетах в банках-корреспондентах; (в) Банки-корреспонденты не будут взимать процентов по временным дебетовым сальдо исламских банков в обмен на свободу их использования кредитового сальдо; (г) В качестве частичной меры безопасности, банк-корреспондент, при подтверждении импортного аккредитива, продебетует исламские банки только с некой "денежной маржей" с тем, чтобы исламским банкам было необходимо поддерживать такие кредитовые сальдо на счетах банков-корреспондентов, которые были бы достаточны для покрытия денежных марж аккредитивов, а не полную их стоимость. Перед тем, как завершить данный раздел, необходимо вкратце остановиться на принципах распределения прибыли банка среди множества других его обязательств. Основной принцип по данному вопросу состоит в том, что если в деле существует более чем один источник капитала, то прибыль может распределяться между ними в соответствии с заранее оговоренными пропорциями; в случае же несения убытков, последние распределяются строго пропорционально доле капитала каждой стороны. В большинстве ранних теоретических моделей исламского банковского дела акционерный капитал и инвестиционные депозиты рассматривались как два вознаграждаемых обязательства исламского банка, и владельцы инвестиционных вкладов рассматривались как единая группа. Соглашения о разделе прибыли между двумя данными источниками капитала рассматривались в соответствии со следующими принципами: (а) Совокупная прибыль банка будет разделена в соответствии с капиталом. После такого разделения банк удержит заранее оговоренную часть прибыли, а её остаток будет распределён между владельцами инвестиционных вкладов. Пропорции разделения прибыли будут согласованы обеими сторонами. (б) Убытки банка, при возникновении таковых, будут разделены между обеими сторонами в строгом соответствии с предоставленным капиталом. (в) Максимальная ответственность владельца инвестиционного вклада будет ограничиваться суммой вклада. В более поздней литературе по исламскому банковскому делу было признано, что соглашения по разделу прибылей, среди общего числа обязательств исламского банка, могут принять более сложные формы. Было высказано мнение о том, что необходима большая гибкость в отношении соглашений о разделе прибыли в зависимости от степени риска различного рода вознаграждаемых обязательств. Таким же образом может быть сделано различие между компенсационным и некомпенсационным капиталом, с выплатой большего вознаграждения владельцам некомпенсационного капитала. Необходимо отметить, что Консул по Исламской Идеологии Пакистана в
своём отчёте по устранению процента из экономики одобрил принцип введения
системы взвешенных пропорций при начислении выплат владельцам различного
рода капитала на основании его компенсационности или некомпенсационности, а
в компенсационном капитале, - на основе срока погашения данного вклада Переход со стороны активов Основными статьями активов в процентной системе являются: касса,
средства на счёте в центральном банке страны, средства в других банках,
векселя купленные и учтённые, займы и предоплата, и инвестиции в разного
рода ценные бумаги и акции. Касса и счёт в центральном банке страны не
являются процентными активами. Они остаются без изменений при переходе к
беспроцентной системе. По средствам, находящимся в других банках в виде
вкладов до востребования не начисляют процент, однако, по срочным вкладам
процент начисляется. В то время как при переходе на беспроцентную систему
межбанковские вклады останутся без изменений, по срочным межбанковским
вкладам в рамках одной страны процент будет отменен, и банк-вкладчик будет
иметь право на часть прибыли банка-держателя вклада. Переход к исламской
системе также положит конец практике хранения средств банка за рубежом в
виде процентного вклада. Векселя купленные и учтённые являются важным
компонентом активов в процентной банковской системе. Исламские учения не
запрещают использование векселей, но не разрешают их учёт Получатель средств по векселю (трассант) вступает в два соглашения с
банком: одно касается назначения банка в качестве агента по сбору средств
от трассата в назначенную дату (1), и другое, касающееся кредита из банка в
сумме равной стоимости векселя(2). Банк получит комиссионные за принятие на
себя ответственности по перечислению средств от трассата трассанту(3), в то
время как выданный кредит не будет предусматривать процентных выплат. В процентной системе банки также используют государственные ценные бумаги, а также другие долговые обязательства других компаний в качестве активов, приносящих прибыль. Страна, предпринявшая переход к исламской модели, должна разработать новые финансовые инструменты для замены процентных инструментов. Существуют много различных возможностей разработки финансовых инструментов, соответствующих Шариату. Вместо использования долгового финансирования выпусками государственных процентных ценных бумаг, правительство может использовать выпуски долевых сертификатов с плавающей ставкой для мобилизации ресурсов под потенциально прибыльные проекты в соответствии с одобренными Шариатом принципами раздела прибыли. Долговые обязательства компаний могут быть заменены на новый тип корпоративных ценных бумаг с фиксированным сроком погашения, которые давали бы их владельцам право на получение определённой части прибыли компании. Обычные банки избегают вложений средств в долговые обязательства компаний, а в некоторых странах инвестиции в акции запрещены. Исламские банки, напротив, могут иметь акции компаний в своих инвестиционных портфелях. Наиболее значительным аспектом перехода от процентной банковской
системы к исламской беспроцентной является кардинальное снижение роли
кредитов и ссуд, которые играют доминирующую роль в структуре активов в
процентной системе. Это происходит по простой причине запрета на получение
дохода на кредиты и займы в исламской системе, в то время как в обычной
системе они являются высокодоходными активами. В то же время, учением Финансовые услуги, предоставляемые исламскими банками, могут подразделяться на три категории: (а) Партнёрские займы по соглашениям о разделе прибыли (б) Средства, предоставленные по контрактам продаж или аренды (в) Беспроцентные займы, то есть кард аль-хасана А. Партнёрские займы Мудараба: Партнёрское соглашение, в котором одна сторона (раббал мал) предоставляет капитал, а другая (мудариб) использует его в деловых целях; по условиям соглашения, прибыль будет распределяться между сторонами, а убытки, в случае их возникновения, будут покрываться за счёт средств раббал мала, если только они не были вызваны нарушениями контракта со стороны мудариба. Это основное отличительное свойство мудараба, с которым согласны представители всех школ исламской мысли. Юристы в раннем исламе проявляли беспокойство по поводу того, что система мудараба могла оставить возможности для её злоупотреблений одной из сторон. По этой причине, юристы разработали ряд условий действительности контракта мудараба в целях защиты интересов как раббал мала, так и мудариба. На некоторые из условий взгляды юристов разнятся. Среди учёных распространено мнение, что при применении концепции мудараба к современным реалиям необходимо оговорить следующие моменты: Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|