РУБРИКИ |
Банковская система России: пути развития |
РЕКЛАМА |
|
Банковская система России: пути развитияКроме того, банки по-прежнему ссылаются на несовершенство нормативной базы и общеэкономические проблемы, мешающие малому бизнесу расти более быстрыми темпами. Все же банки готовы поддерживать этот сектор, но не в убыток себе. Операции по кредитованию малого бизнеса по-прежнему остаются трудоемкими и дорогими по себестоимости. Остается надеяться на изменение инструкций ЦБ. Видимо, поэтому в качестве стратегического сегмента деятельности малый и средний бизнес рассматривают по большей части региональные банки. Эта ниша представляет интерес для тех банков, которые имеют упрощенную отлаженную технологию, обеспечивающую минимизацию издержек, к примеру, экспресс-кредитование. Для крупных универсальных банков стратегическим сегментом являются корпоративные клиенты среднего класса. Однако такой расклад, судя по всему, сохранится недолго. Универсальные банки с разветвленной филиальной сетью, отобрав у регионалов крупных клиентов, приглядываются теперь к средним и малым. В частности. Внешторгбанк приступил к реализации программы по кредитованию малого и среднего бизнеса, устанавливающей упрощенную процедуру рассмотрения кредитных заявок. Если в структуре кредитного портфеля доля региональных банков сокращается, то на рынке депозитов частных лиц, наоборот, растет. Хотя, безусловным лидером этой сферы во всех без исключения областях Урала был и остается Сбербанк, часть рынка региональным учреждениям удается отвоевывать. В Свердловской области в 2000 году местные банки держали 33% рынка вкладов, в 2002-м - 37%, а в 2003-м (итоги за девять месяцев) — уже 48,3%. Для местных банков деньги населения — основная часть пассивов. В сфере активных операций банки также стали ориентироваться на физических лиц. Настало время, когда стало выгодно кредитовать физические лица, потому что выросли их доходы и, как следствие, потребности. Как только человек получит кредит, он начнет интересоваться банковской деятельностью, а до этого он будет пассивным потребителем банковских услуг. Предвидя развитие конкуренции в этом сегменте рынка, региональные банки еще в начале 2002 года начали вовлекать население в финансовый оборот. Для этого они создают продукты на грани окупаемости, но так необходимые обычному человеку - проведение расчетов за коммунальные услуги, связь как в стационарной сети, так и через банкоматы. Безусловно, это операции очень дорогие. Чтобы как-то минимизировать потери, банки вкладываются в новые технологии, позволяющие снизить затраты на обслуживание в будущем, - растет число банкоматов, через которые можно провести расчетные операции, развиваются системы удаленного доступа - интернет-банк, клиент-банк. Меняется и позиционирование банков на рынке: многие переходят от универсальности к специализации. Например, банк "Драгоценности Урала" начал преподносить себя как "семейный банк". Банк "24.ру", открывший первый в области "ночной" офис для населения, вышел на рынок с имиджем круглосуточного банка для деловых людей. И все это для того, чтобы в конечном итоге быть готовым к массовому спросу на кредиты со стороны физических лиц. Первые попытки понять уровень спроса банки начали делать примерно в середине 2002 года. Тон в этом процессе задают московские банки, специализирующиеся на ритейле, - "Первое О.В.К.", "Русский Стандарт". Они приносят на рынок свою технологию - создание кредитных продуктов совместно с торговыми фирмами. Однако региональные банки пока не пытаются ее копировать, предпочитая создавать свои продукты. В основном развитие идет в двух направлениях – автокредитование и краткосрочное кредитование владельцев пластиковых карт в рамках зарплатных проектов (овердрафт). В результате за 9 месяцев 2003 года объемы потребительского кредитования в области выросли в 2 раза и составили 5,9 млрд рублей. Новый виток конкуренции ожидается в связи с развитием ритейловых программ универсальными федеральными банками. Региональным же банкам стоит задуматься над стратегией успешной с ними конкуренции. 3. ПРОГНОЗЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ3.1 Последствия вступления в ВТО для российской банковской системыПрежде всего, вкратце суммируем положительные и отрицательные последствия вступления в ВТО для российской экономики в целом. Среди положительных последствий вступления можно назвать следующие: 1. Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли; 2. Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; 3. Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; 4. Международное сотрудничество на общепринятых условиях, переход на международные стандарты финансовой отчетности, международные принципы ведения бизнеса. Надо сказать, что положительные последствия носят в основном довольно расплывчатый характер, неизвестно, как извлечь из них реальную пользу для России и в частности, для ее банковского сектора. К основным же противоречиям, которые обязательно возникнут при вступлении России в ВТО, можно отнести следующие. 1. ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо. К тому же структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности и транспорта. 2. Расширение доступа на отечественный рынок импортных товаров и услуг, что способно существенно обострить конкуренцию по многим позициям на внутреннем рынке, к чему российская экономика пока не готова. 3. Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится. 4. Присоединение России к клубу организованных участников мировой торговли не способно устранить в полной мере имеющиеся торговые противоречия и напряженности с ее основными контрагентами. Вступление в ВТО не гарантирует отмену применения против наших товаров антидемпинговых мер. 5. Вступление в ВТО приведет к уменьшению поступлений в государственный бюджет России. 6. Возможное повышению внутренних цен на топливно-сырьевые товары и, как результат, рост производственных издержек и снижение конкурентных преимуществ обрабатывающих отраслей промышленности. 7. И, наконец, к вступлению в ВТО Россия не подготовлена и в общегосударственном плане. Страна пока не имеет четкой и обоснованной промышленной (отраслевой) политики, т. е. представления о том, какие отрасли отечественной промышленности и в какой мере нуждаются в протекционистской защите или стимулировании, без чего переговоры идут во многом на ощупь. [19] По вопросу последствий вступления в ВТО для российской банковской системы специалисты расходятся во мнениях. Меньшинство считает, что вступление в ВТО никак не отразится на банковской системе страны: реальные ограничения для доступа на российский рынок банковских услуг отсутствуют уже сейчас и более привлекательным он не станет. Другие придерживаются того мнения, что резко возросшая конкуренция будет стимулировать развитие национальной банковской системы, то есть последствия будут благоприятны. Большинство же склонно считать, что данный процесс негативно скажется на российских банках: необходимо защищать российский рынок банковских услуг, принимать меры, препятствующие возникновению проблем и способные сгладить негативные последствия данного процесса. Итак, что же положительного можно извлечь из вступления в ВТО для российской банковской системы? Открытие национального рынка для иностранных банков позволяет: – повысить капитализацию и емкость национальной банковской отрасли за счет средств иностранных банков. Рабочая группа по ВТО Европейского делового клуба считает, что ко времени присоединения России к ВТО доля иностранного капитала в банковском секторе должна быть увеличена до 30%, а после 5-летнего периода – до 50%; – повысить конкуренцию в секторе банковских услуг, что приведет к повышению качества и снижению цены этих услуг; – повысить имидж, открытость и инвестиционную привлекательность России; – создать условия для сокращения оттока капитала за рубеж и возвращения какой-то его части; – использовать передовые банковские технологии; – осуществлять инвестиции в масштабах, значительно превышающих возможности российских банков. Ряд представителей отечественного крупного бизнеса приветствуют проникновение зарубежного банковского капитала, так как он способствует получению крупных инвестиций в масштабах, намного превышающих возможности отечественных банков. Однако, у данного явления, конечно, имеются и негативные последствия. При анализе негативных последствий, возникающих при вступлении страны в ВТО необходимо учитывать системные риски как минимум четырех порядков: 1. Непосредственно прямые риски собственно банковской системы (описаны ниже). 2. Риски второго порядка, возникающие при либерализации других секторов экономики ("риски от клиентов"). Например, российские банки могут вложить средства в какую-то отрасль экономики или отдельное предприятие, а они могут не выдержать конкуренции, оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства. При сырьевой ориентированности российского экспорта, огромном износе производственных фондов – эти риски весьма значительны. 3. Риски третьего порядка – "социальные", но также влияющие на банковскую систему. Двух видов: а) возможный рост безработицы и необходимость затрат на социальные компенсации; б) необходимость повышения затрат на заработную плату в соответствии со стандартами, чтобы избежать обвинений в демпинге. Как следствие, возможное падение конкурентоспособности российских товаров. 4. Риски четвертого порядка – "экологические". Развитые государства, члены ВТО, смогут также при необходимости использовать этот инструмент, потребовав от нас соблюдения экологических производственных стандартов. [4] По мнению специалистов, прямые риски банковской системы при вступлении в ВТО могут заключаться в следующем: 1. Риск оттока капитала. Иностранные банки хотя и будут регулироваться российскими банковскими требованиями, но в политике размещения ресурсов будут руководствоваться, прежде всего, собственными интересами, которые будут учитывать в первую очередь национальные интересы своей страны. Существует вполне обоснованный риск, что средства, привлеченные на российском рынке, будут размещаться за рубежом. Такая ситуация наблюдается уже сегодня. Например, на 28 банков, подконтрольных нерезидентам в РФ, приходится 10% банковских активов. Активы среднего банка этой группы почти в 6 раз превышают активы среднего российского банка. В анализе их деятельности отчетливо превалирует специализация, связанная с оттоком капитала. Чистые иностранные активы составляют 45% активов этой банковской группы, что гораздо выше среднебанковского уровня (18%) Доля же кредитов реальному сектору составляет всего 27% против 40% в среднем по банкам РФ. Зато депозиты физических лиц за 9 месяцев 2001 года выросли более чем на 70%, что выше, чем в 2 раза средних темпов прироста по банковской системе; 2. Риск сравнительной потери деловой репутации. Важным фактором конкурирующего превосходства является и деловая репутация. При прочих равных условиях (процентных ставках, тарифах, качеству обслуживания) еще долгое время, например, швейцарский банк будет для потребителя банковских услуг более привлекательным, нежели его российский коллега. Потому что за швейцарским банком – несколько столетий безупречной работы, а у российских банков – 4 кризиса за последние 10 лет; 3. Риск утраты влияния по использованию механизмов перераспределения средств в социальные и жизненно-важные отрасли. Показателен пример Польши. Из 62 частных коммерческих банков 44 прямо или косвенно принадлежит иностранцам. Иностранные инвесторы контролируют почти 79% капитала и 68% активов всего польского сектора. На них приходится 72% совокупных кредитов и 64% депозитов. Развитие сельскохозяйственных отраслей, когда-то славившихся своей продукцией, практически приостановлено. Однако западные банки не спешат вкладывать туда свои инвестиции, поскольку они не выгодны их государствам, которые поставляют в Польшу свою сельскохозяйственную продукцию; 4. Возрастание валютных рисков. Чем больше иностранной валюты в стране, тем выше степень подверженности колебаниям мирового финансового рынка, а также международным финансовым спекуляциям; 5. Риск сокращения занятости в банковской сфере, прежде всего высококвалифицированного и управленческого персонала, что вызвано концентрацией большинства технологических функций в зарубежных офисах иностранных банков. 6. Глобальный риск потери самостоятельности денежно-кредитной системы, утрата национального суверенитета в банковской отрасли, что несет в себе угрозу национальной безопасности. Известно, что коммерческие банки являются неэмиссионным источником генерирования денег в экономику благодаря действию известного эффекта мультипликативного расширения депозитов. С учетом этого фактора банковская система производит 40% всех денег в экономике, а 60% приходится на эмиссионный центр – Банк России. Эта функция мультипликативного расширения рублевой денежной массы – принадлежит исключительно отечественным коммерческим банкам. В развитых странах, имеющих свободно конвертируемую валюту, это показатель намного больше за счет включения в производство "их" денег экономик других, прежде всего развивающихся стран. Основной объем операций в России иностранный банк будет производить в свободно конвертируемой валюте, что будет означать расширение денежной массы за счет валютной составляющей. В этом не было бы ничего страшного, если бы рубль был конвертируемой валютой. Но пока это не так, более сильная валюта будет уничтожать слабую. Нехватка рублей в экономике будет компенсироваться эмиссионным центром, неизбежно будет расти инфляция, а курс рубля будет падать. В стране-доноре все будет наоборот: валюта этой страны будет укрепляться, инфляция снижаться. Этот механизм хорошо известен, но он замалчивается, когда говорят, что надо широко открыть двери для иностранных банков. 3.2 Прогнозы развития регионального банковского сектора после присоединения к ВТОСегодня никто не может однозначно сказать, как скажется присоединение России к Всемирной торговой организации на региональном уровне. Никто не может точно спрогнозировать дальнейший путь развития экономики региона, а вместе с ней и банковского сектора. Попробуем представить в каких направлениях возможно дальнейшее движение банков Свердловской области. Конечно, в банковском секторе региона произойдут определенные изменения и прежде всего институциональные. Выделим 2 основных варианта развития событий с точки зрения экспансии на областной рынок банковских услуг инорегиональных (иностранных) кредитных организаций: – со вступлением в ВТО в региональный банковский сектор придут одна или несколько иностранных кредитных организаций; – иностранные банки сосредоточатся в Москве и Санкт-Петербурге, а столичные банки, не выдержав конкуренции, начнут проникать на региональный рынок. Согласно первому сценарию после вступления России в ВТО произойдет открытие национального рынка, снизятся политические риски, и начнется процесс экспансии иностранных банков в нашу страну. Не останутся без внимания и регионы России – открытие инобанков будет происходить не только в Центре, но и в субъектах Федерации. Развитие событий по данному сценарию возможно, но маловероятно. Попробуем разобраться, почему. Существуют определенные виды банковских услуг, международная торговля которыми сопряжена со значительными трудностями. Примером является оказание кредитно-расчетных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. В развитых странах эту нишу заполняют малые и средние банки, пользующиеся определенной поддержкой государства (льготное рефинансирование, дифференциация требований минимального собственного капитала в зависимости от количества обслуживаемых жителей). Работа с малым бизнесом и населением, проживающим в небольших городках, не выгодна для крупных (национальных) банков ввиду малого объема сделок по сравнению с трансакционными издержками банка и расходами на создание филиалов. Малые банки имеют личные связи со своими клиентами, могут достаточно адекватно оценить их кредитоспособность и ход их дел. Кроме того, малые банки не имеют активов, связанных с большими и рискованными инвестициями. Как известно, в России после кризиса 1998 года наиболее сильно пострадали большие национальные банки, имевшие крупные пакеты ГКО в своих активах. Мелкие местные банки, напротив, оказались более жизнеспособными и августовский кризис на них повлиял только косвенно, а именно через изменение положения их клиентов и условий внешней среды. Поскольку малые иностранные банки специализируются на своей территории, то проникнуть на российский рынок могут только крупные банки. Эти банки, в свою очередь, обладают заинтересованностью в крупных проектах, то есть они, вероятнее всего, не будут вытеснять местные российские банки. Так как большинство банков Свердловской области можно отнести к категории малых и средних (по российским меркам), то вступление в ВТО не вызовет притока иностранных конкурентов в их рыночную нишу. Сегодняшнее положение дел подтверждает этот тезис. Из 128 иностранных банков, имевших на 1 октября 2002 г. лицензию на право банковской деятельности в России, 88 относятся к г. Москве, то есть претендуют на статус крупных национальных банков. [25] Однако существуют и исключения. Например, в Свердловской области действует филиал иностранного КМБ-банка, который специализируется на кредитовании малого бизнеса и получает положительную прибыль от этих операций. Он занимает достаточно большую часть этого сегмента рынка, что можно объяснить только пассивностью местных банков, которые не могут своевременно определять прибыльные ниши и активно их осваивать. Есть и другие иностранные банки, могущие составить конкуренцию региональным в секторе ритейла. К ним относятся, например, "Райффайзенбанк Австрия" и Bank Societe Generale Vostok. Спектр услуг, предлагаемых российскими банками, незначительно отстает от предложения иностранцев (возможно, за исключением различных типов кредитных услуг). Российские банки даже имеют преимущество в осуществлении операций для своих клиентов в обход налогового и валютного законодательства. Недостатком в коротком периоде и преимуществом в длительном для иностранных банков является их строгая приверженность букве закона, чем, вероятно, не всегда отличаются российские банки. Существует не так много сфер, привлекательных для иностранных банков. Эти банки занимаются в основном обслуживанием западных клиентов и ограниченными инвестиционными проектами. Отсутствие макроэкономической стабильности и значительные риски снижают привлекательность российского рынка для иностранных банков. С этой точки зрения, представляется маловероятным какое-либо их проникновение в Свердловскую область. Более правдоподобно следующее: иностранные банки будут проникать в Россию для того, чтобы захватить развивающийся рынок, когда на нем еще нет значительной конкуренции. Сейчас в России удельный вес банковских активов по отношению к ВВП приблизительно составляет всего 22%. В Великобритании данный показатель - 65%, в Польше - 49%. Это как раз говорит о наличии свободного пространства на рынке банковских услуг в России. После внедрения на российский рынок иностранные банки могут получить выгоды от обладания рыночной властью при условии экономического роста в России. Из анализа пространственного расположения банков с иностранными инвестициями можно сделать вывод, что Уральский федеральный округ (в том числе Свердловская область) не находится на первом месте среди приоритетов иностранных банков. Следовательно, существуют причины предполагать, что при освоении российского рынка иностранными банками дело дойдет до Свердловской области не в первую очередь и будет существовать определенный временной промежуток для адаптации свердловских банков к либерализации сектора финансовых услуг. Наиболее вероятным выглядит второй вариант развития событий: в Свердловской области не открывается иностранных банков, однако в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге наблюдается приток инобанков, банки начинают ощущать давление иностранных конкурентов, следствием чего становится перевод бизнеса на периферию. Данный сценарий кажется всё более реальным в связи с недавними событиями: смена собственников Уралсибсоцбанка (ныне МДМ-банк-Урал), продажа Уралпромстройбанка питерскому Промстройбанку. Складывается впечатление, что московские банковские структуры уже сегодня задумались о завтрашнем дне и начали принимать конкретные меры по выживанию. Попробуем представить, что может измениться в результате прихода на рынок банковских услуг Свердловской области иностранного банка (банков) или, что более вероятно, московских банков. Влияние прихода "посторонних" банков на банковский сектор Свердловской области во многом зависит от того, какая рыночная структура сложилась в этом секторе. В случае достаточно конкурентной рыночной среды либерализация вряд ли может существенно повлиять на ее характеристики. Напротив, в случае, когда рыночная структура характеризуется высоким уровнем монопольной власти, либерализация в банковском секторе может вызвать существенное снижение цены банковских услуг и соответствующие изменения рыночной структуры банковского сектора. В табл. 3.1 приведены основные показатели рыночной власти банковского сектора России и Свердловской области. Таблица 3.1 Показатели рыночной власти банковской системы Свердловской области и России* | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель |
Банки Свердловской области |
9 крупнейших российских банков по объему чистых активов |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балансовая прибыль на собственный капитал, среднеарифметическая |
0,1801 |
0,0797 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Балансовая прибыль на собственный капитал, средневзвешенная по активам |
0,1599 |
0,0748 |
Источник: Региональные экономические аспекты присоединения России к соглашениям ВТО: Свердловская область. Бюллетень Института прикладных исследований, Екатеринбург.– 2002.– Выпуск 1
Рыночная структура банковского сектора в Свердловской области (за исключением крупных иногородних банков) не может быть отнесена ни к высококонкурентной, ни к монопольной. Можно предположить, что наиболее близкой стандартной рыночной структурой такого рода может быть квазиконкурентный рынок. Его главные особенности: присутствие небольшого числа фирм, поведение которых ориентировано на установление цены услуг, дающей только нормальную прибыль.
Рыночная среда местных свердловских банков более конкурентна, чем ниша крупных национальных банков. 17%-ая рентабельность собственного капитала банков Свердловской области (без учета вмененных издержек) не может служить сигналом для иностранных банков о хороших перспективах на банковском рынке.
Иностранные банки не могут рассматриваться как элемент, способный значительно усилить конкуренцию в Свердловской области, поскольку конкуренция уже существует. Тем не менее, можно существенно укрепить стабильность и надежность финансовой системы за счет развития в Свердловской области рынков и институтов (например, таких, как страховые и пенсионные фонды и т.д.), которые смогли бы конкурировать с банками за возможность управления сбережениями в экономике.
Более привлекательным рынок банковских услуг Свердловской области является для банков Центра.
Для того, чтобы выяснить, какие последствия ожидают банки Свердловской области и что им следует предпринять, чтобы успешно конкурировать с иностранными или столичными банками, проведем SWOT-анализ. Его результаты должны помочь нам ответить на следующие вопросы:
– какими возможностями обладают региональные банки?
– какие опасности для них наиболее реальны?
– какие имеются конкурентные преимущества и как использовать их с наибольшей отдачей?
– и, наконец, какие имеются слабые стороны деятельности, и как их можно минимизировать?
Итак, сильные стороны региональных банков – это хорошее знание местного клиента, его потребностей, высокая скорость принятия решений и обработки информации, наличие долговременных партнерских связей.
Слабые стороны – невысокая репутация, часто не имеют доступа к современным западным технологиям и «ноу-хау», не обладают достаточными средствами для кредитования крупных проектов.
Возможности – с одной стороны, наращивать капитал, либо укрупняться, чтобы составить конкуренцию столичным банкам; с другой стороны – специализироваться, позиционировать себя как банк для определенного круга клиентов, осваивать новые виды работы в секторе ритейла.
Угрозы – попытки московских или иностранных банков проникнуть в розничную нишу.
Следующий этап SWOT-анализа – построение SWOT-матрицы, которая представлена в прил. 3.
После того, как мы определили основные сильные стороны, слабые стороны, угрозы и возможности региональных банков, определим степень влияния каждого из этих факторов. Для этого построим матрицу, в которой степень влияния фактора обозначена коэффициентом от 1 до 5, где 1 обозначает самую слабую степень влияния, а 5 – самую сильную. Данная матрица представлена в прил. 4.
Поскольку главной угрозой для банков является проникновение в их нишу, следует рассмотреть сферы, в которых развернется основная конкуренция.
Кредитование предприятий. Российские банки в настоящее время не могут полностью удовлетворить инвестиционный спрос предпринимателей, поэтому иностранные банки просто удовлетворят избыточный спрос. Однако могут произойти и более глубокие структурные изменения: иностранные банки будут специализироваться на кредитовании крупных проектов (предоставлении "длинных денег"), а российские банки - на краткосрочных операциях по финансированию оборотного капитала предприятий. Развитие событий по данному сценарию может произойти и с приходом "москвичей", чьи финансовые возможности гораздо шире возможностей региональных банков.
Схемы работы иностранных банков с российскими предприятиями будут различны. Какая-то часть российских предприятий, в основном, крупные экспортеры, будут работать с ними напрямую. Иностранные банки вряд ли будут открывать свои филиалы в небольших населенных пунктах, поэтому, скорее всего, они будут договариваться с отечественными банками о трансляции через них своих денежных средств. Пока этим занимаются только некоммерческие банки, например, Европейский банк реконструкции и развития.
Расчетно-кассовое обслуживание. Иностранные банки будут специализироваться на обслуживании предприятий с иностранными инвестициями на территории Свердловской области и импортных операциях. Следовательно, в случае увеличения числа иностранных компаний на рынке Свердловской области произойдет возрастание значения иностранных банков. Российские банки сосредоточатся на обслуживании внутренних сделок. Таким образом, рынок будет частично разделен на сегменты. Тем не менее, комиссионные доходы российских банков могут сократиться из-за иностранной конкуренции и увеличения эластичности спроса на услуги российских банков. Банки Центра также могут привлечь на себя основную часть крупной клиентуры.
Прием депозитов от населения. Иностранные банки имеют достаточно стабильные и большие источники привлечения средств на Западе, где у населения достаточно высокие доходы (следовательно, и сбережения) и депозиты обходятся банкам довольно дешево. Значит, у иностранных банков мало стимулов осуществлять инвестиции в инфрастуктуру по работе с населением. Вероятно, монополия Сбербанка на рынке депозитов останется неизменной. В ситуации с приходом московских банков, напротив, усилится конкурентная борьба за рынок вкладов населения. Даже Сбербанк может несколько утратить свои позиции.
Прием сбережений организаций. Вступление в ВТО не даст иностранным банкам каких-либо преимуществ в борьбе за деньги организаций, если российским юридическим лицам не будет разрешено свободно приобретать иностранную валюту для временного хранения средств. Столичные банки, вероятнее всего, смогут составить конкуренцию региональным.
Итак, как мы выяснили, у региональных банков есть две возможности для развития: специализация, либо наращивание капитала и укрупнение. Рассмотрим данные возможности поподробнее.
Сначала рассмотрим процесс укрупнения. Возникает логичный вопрос: как укрупняться? Ведь одного желания увеличить масштабы деятельности и размер своего банка мало: этому, в первую очередь, мешают собственные финансовые возможности, а также существующая на рынке конкуренция. Поглощать более мелкие банки достаточно сложно из-за политических соображений и соображений целесообразности. Наиболее приемлемо на наш взгляд пойти по пути слияния, объединения.
Обратимся к имеющейся у нас структуре банковского сектора области (прил. 5).
Итак, структура банковской системы такова: ядро ее составляют банковские группы и независимые банки. Один сегмент – банки власти. Второй – крупный, обладающий мощным потенциалом, но не имеющий четких долгосрочных целей сегмент – банки, подконтрольные промышленным группам.
Ответ на вопрос, как проводить укрупнение банков области, и надо искать, на наш взгляд, в соединении менеджерского потенциала профессиональных банкиров и финансового ресурса крупного промышленного капитала, а затем приплюсовать к ним финансовый ресурс населения.
Очевидно, что простое, механическое сложение желаемого результата не даст, промышленный капитал переварит "независимых", в результате чего образуются еще более разросшиеся кэптивные банки. На это мало кто согласится. Лучший путь – смена интересов собственников.
Сегодня у промышленного капитала нет альтернативы в лагере "независимых" банков. Лишившись собственных банков, промышленный капитал должен получить лучшее по уровню управление своими финансами в другом банке. И не только по профессиональному уровню, но и по рискам, по степени доступа на финансовые рынки и т.д. Много ли таких банков в области? Единицы. За "один день" их количество не умножить, нужно время, чтобы эти структуры сформировались.
Но и дожидаться, пока произойдет естественный отбор и в благородной конкурентной борьбе победят "независимые", напрасно. Ведь они, как мы помним, не обладают ни крупным финансовым ресурсом, ни возможностями для увеличения капитала, кроме разве что собственной прибыли.
Не исключено, что собственникам будет выгоднее просто владеть акциями банка, нежели пытаться заставить действовать его в своих интересах. В этом случае простое владение акциями банка для промышленной группы становится более выгодной инвестицией, нежели контроль в собственных интересах. Получаем сильный стимул для формирования на базе сегодняшних кэптивных банков структур нового уровня. Первое время они смогут опираться на потенциал "родителя", но постепенно будут вынуждены пуститься в свободное плавание. Промышленному предприятию достаточно просто продать подконтрольный банк крупному (относительно) независимому в обмен на небольшой пакет последнего, что позволит ему выйти на более масштабные финансовые программы и избавиться от "головной боли" в виде непрофильных активов.
Если еще раз внимательно посмотреть на структуру собственности свердловских банков, можно представить не один возможный пример такого варианта.
В качестве альтернативы можно использовать создание на базе независимых банков холдингов, примером такого явления может стать существующий Уральский финансовый холдинг, кстати, включивший в свою структуру банк соседней области.
Теперь рассмотрим процесс специализации. На наш взгляд, только отказавшись от неоправданных расходов по операциям, на которые нет адекватного спроса, и сконцентрировавшись на быстром и качественном решении специфических (а поэтому иногда излишне трудоемких и затратных) задач "своего" клиента.
Можно предположить, что на месте универсальных банков возникнут специализированные, заостренные скорее всего на обслуживании частных лиц, мелкого и среднего бизнеса. Доля действительно крупных клиентов в бизнесе свердловских банков в любом случае будет сокращаться.
Рассмотрим сферы деятельности, на которых можно сконцентрироваться региональным банкам.
Прежде всего это рынок потребительского кредитования и кредитование малого и среднего бизнеса. Этот рынок, по оценкам экспертов, будет развиваться быстрыми темпами и представляет собой перспективную нишу.
В настоящее время остается не развитым рынок ипотечного кредитования. В расчетно-кассовом обслуживании региональным банкам нужно будет сосредоточиться на обслуживании внутренних сделок. Иностранные (инорегиональные) банки будут специализироваться на обслуживании предприятий с иностранными инвестициями на территории области и импортно-экспортных операциях. Таким образом, рынок будет частично разделен на сегменты.
Возможен вариант специализации местных банков на приеме вкладов населения, поскольку иностранные банки мало в этом заинтересованы, но с другой стороны не следует забывать о монополисте Сбербанке, который так просто свои позиции сдавать не намерен, да и столичные банки не против привлечения ресурса на данном рынке. Как вариант можно рассмотреть специализацию на выпуске и обслуживании пластиковых карт, в последнее время очень развиты зарплатные проекты. Хотя это, скорее всего, короткие ресурсы, но можно разработать более гибкие схемы, способствующие "оседанию" зарплатных средств на карточных счетах.
Еще одним направлением деятельности региональных банков может послужить финансовый консалтинг. Данный сегмент рынка в области принадлежит консалтинговым и аудиторским фирмам, однако накопленные знания об экономике региона и её участниках могут поспособствовать местным банкам в выходе на этот рынок.
Также можно предложить несколько видов банковских продуктов:
– развитие системы банковских пластиковых карт, внедрение оборудования в торговой сети, создание единого регионального процессингового центра, зарплатные проекты;
– развитие системы синдицированного кредитования;
– развитие автокредитования.
Очень важным является создание системы гарантирования вкладов населения, что позволит повысить доверие населения, то есть одного из наиболее перспективных клиентов, к региональным банкам.
После того, как мы сделали вывод, что региональным банкам стоит сосредоточиться на секторе ритейла, возникает закономерный вопрос – достаточно ли будет этого сектора для того, чтобы банки успешно работали и получали необходимую прибыль. Будет ли этот рынок развиваться или работа на нем бесперспективна? Попробуем ответить на эти вопросы. Сначала рассмотрим структуру пассивов банков Уральского региона в динамике, она представлена на рис. 3.1 и 3.2.
Рис. 3.1 Структура пассивов банков УрФО на 1 января 2003 года
Рис. 3.2 Структура пассивов банков УрФО на 1 ноября 2003 года
Увеличение срочных вкладов населения значительно опережает все другие виды пассивов. Их объем с начала года вырос в уральских банках на 65%. В структуре пассивов частные вклады заняли первое место, отодвинув на второй план средства на расчетных счетах. Чтобы проиллюстрировать это примерами, рассмотрим перечень из 10 банков с наибольшим объемом срочных вкладов физ. лиц., приведенный в табл. 3.2.
Таблица 3.2
10 банков с наибольшим объемом вкладов физических лиц
Банк
Город
Вклады физ. лиц, млн. руб.
Прирост
на 01.01.03
на 01.11.03
абсолютный
%
Уралсиб
Уфа
6078
7809
1731
28
Сургутнефтегазбанк
Сургут
3327
5024
1697
51
УБРиР
Екатеринбург
2178
3274
1096
50
Северная казна
Екатеринбург
1945
2983
1038
53
Уралвнеш-торгбанк
Екатеринбург
1252
2272
1020
82
Челиндбанк
Челябинск
1135
1762
628
55
Запсибком-банк
Салехард
1249
1638
389
31
Ханты-Мансийский банк
Ханты-Мансийск
565
1440
874
155
Уралпром-стройбанк
Екатеринбург
876
1396
520
59
Югра
Мегион
995
1389
393
40
Источник: Эксперт-Урал.–2004.–№8
Этот пассив имеет самую высокую цену для банков: она складывается не только из процентных ставок, но и из накладных расходов (зарплаты персонала, аренды, оборудования и содержания помещений, работы с наличностью). Однако есть и плюсы: стабильность, большие сроки, потенциал роста. Совокупность частных вкладов, состоящая из многих мелких, представляет собой пассив, наиболее пригодный для долгосрочного кредитования. В настоящее время средний срок вклада – около 200 дней, в то время как средний срок средств юридических лиц лишь 100 дней, а средний срок кредитов приближается к 300 дням.
Вклады имеют значительный потенциал роста: во-первых, увеличиваются реальные доходы и сбережения населения, во-вторых, значительная часть сбережений по-прежнему находится в наличной форме, в том числе в иностранной валюте. Вступление в силу недавно принятого закона «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ» сможет в ближайшем будущем значительно изменить конкурентную среду. Население более активно понесет деньги в банки. Условия принятия банков в систему гарантирования пока не определены: вполне возможно, в скором времени будет два уровня конкуренции на этом рынке – между банками, входящими в систему, и не входящими в нее. На рис. 3.3 представлена динамика роста срочных вкладов населения у трех крупнейших держателей вкладов физических лиц.
Рис. 3.3 Динамика роста срочных вкладов населения у 3 крупнейших держателей средств физ. лиц (тыс. руб.)
Средства физических лиц до востребования, значительная доля которых лежит на «пластиковых» счетах, достаточно стабильны, как и срочные вклады. Их прирост более скромен и на фоне других пассивов доля сократилась, хотя успехи отдельных банков значительно превышают средний уровень.
Конкуренция банков на рынке ресурсов носит преимущественно неценовой характер. По обязательствам до востребования (расчетным счетам и средствам на пластиковых картах) платятся невысокие проценты (0 – 5% годовых), незначительно отличающиеся в разных банках. Срочные средства хоть и платные, но размер процентной ставки значим для клиентов лишь при прочих равных условиях.
Наиболее чувствительны к изменению процентной ставки срочные вклады физических лиц. Однако и здесь на выбор банка ставки влияют не в первую очередь.Люди, предпочитающие высокую надежность или просто не доверяющие в силу различных причин коммерческим банкам, идут в Сбербанк, ставки в котором всегда ниже.
Повышенные ставки по вкладам сами по себе не дают результата. Для успешной работы на рынке важен имидж кредитного учреждения, который складывается из нескольких составляющих: величины банка (места в рейтингах), рекламы, эффекта присутствия банка в городе. Без многолетней постоянной рекламной кампании банки не смогли бы привлекать средства клиентов.
Теперь рассмотрим активную составляющую, то есть кредитование физических лиц. По данным Центрального банка РФ, объем банковских кредитов частным лицам в федеральном масштабе вырос за девять месяцев 2003 года на 78,8% и достиг к 1 октября 252,1 млрд рублей. Из них 29,2 миллиарда (11,6%) – доля Уральского федерального округа. Региональная тенденция совпадает с общероссийской: в УрФО портфель банковских кредитов гражданам увеличился на 80,2%. Уже сейчас очевидно: в 2003 году объемы кредитования физических лиц (розничного кредитования) как минимум удвоились. В наступившем году процесс пойдет, очевидно, еще быстрее.
На первый взгляд, рынок розничного кредитования развивается бурно, всерьез покушаясь на монополию Сбербанка России. Банки, еще вчера интересовавшиеся частными лицами исключительно как источником более-менее стабильных пассивов (депозитов), в массовом порядке выходят в различные сегменты кредитования физических лиц.
Лучшие корпоративные заемщики все чаще кредитуются на Западе и в избранных федеральных банках, пользуются инструментами фондового рынка, снижая долю банковских займов в структуре привлеченных средств. Следовательно, региональным банкам не остается иного выхода, как выходить на розничный рынок, хоть работа на нем сопряжена с большими затратами (нужны технологии, инфраструктура), а также рисками – немногие люди имеют официальный доход, а значит кредитовать приходится почти вслепую. Каковы же основные направления работы с физическими лицами?
Прежде всего, это кредитные программы в рамках зарплатных проектов, реализуемых через пластиковые карты. Эта схема позволяет сводить риски к минимуму: во-первых, поручителем по займам своим работникам выступает предприятие-работодатель (а это проверенный клиент), во-вторых, банк имеет прямой доступ к зарплате заемщика, что служит некой страховкой.
Далее, сейчас очень многими банками активно внедряется автокредитование. Здесь предложение намного превышает спрос. У автокредитования есть множество плюсов. Здесь можно отследить целевое использование кредита, есть залог, страховка. К тому же машина – легко реализуемый залог, с ним удобно иметь дело, в том числе в случае судебных разбирательств. Понятно, что под залог автомобиля можно не требовать с заемщика справку о зарплате, и это – очевидное преимущество для всех, кто включен в цепочку автокредитов: не только потенциальных заемщиков и кредиторов, но и автосалонов и страховых компаний.
Что касается ипотечного кредитования, то существует множество препятствий для его развития. Одно из них – несоответствие доходов населения и цен на недвижимость. А выдавать длинные кредиты (хотя бы на 3–5 лет) в массовом масштабе сегодня не способен практически ни один банк. К тому же многие вопросы на законодательном уровне остаются неурегулированными. Поэтому ипотечное кредитование сегодня развивается точечно, с многочисленными оговорками.
Ну и конечно, есть потребительское кредитование. Хотя для банков оно достаточно хлопотно, неудобно, приходится иметь дело с сравнительно небольшими суммами, однако доход от таких операций окупает и затраты и риски даже с учетом невозврата кредитов.
В целом большинство специалистов предсказывают настоящий бум на рынке розничного кредитования, а значит региональным банкам будет чем заняться, даже если они потеряют часть корпоративной клиентуры.
Оценить готовность вступления кредитных организаций области в ВТО можно на основе сопоставления основных условий функционирования российских и иностранных банков на территории РФ. На этой основе рассчитать возможные негативные изменения финансовых результатов работы кредитных организаций, действующих на территории области, в условиях их свободной конкуренции с иностранными банками на рынке банковских услуг. Затем рассчитать эти показатели по трем вариантам развития (пессимистичный, реалистичный и оптимистичный) в сравнении с эталонным значением данного показателя, который обеспечит наибольшую рентабельность банковской деятельности.
Сравнение следует проводить прежде всего с показателями развитых стран (США, Германия, Франция, Великобритания), так как конкуренции с ними региональным банкам следует опасаться больше всего.
По предварительным оценкам действующей в настоящее время законодательной и нормативной базы, а также макроэкономической ситуации в РФ в сравнении с развитыми странами, можно ожидать, что для свободной конкуренции российских и иностранных банков потребуется привести в определенные границы несколько очень важных показателей. Сначала рассмотрим такие показатели как уровень инфляции в развитых странах, обязательные резервные требования и ставка рефинансирования, установленные центральными банками. Все показатели приведены в сравнении с аналогичными показателями России (табл. 3.3).
Таблица 3.3
Макроэкономические показатели развитых стран в сравнении с Россией
Страна
Резервные требования
Ставка рефинансирования
Инфляция
США
2%
1%
2%
Германия
2%
2,5%
1,1%
Франция
2%
2,5%
2%
Великобритания
2%
3,75%
0,5%
Россия
7-10%
14%
12%
Можно предположить, что для многих групп кредитных организаций граничные значения этих условий могут находиться в пределах более или менее близких к следующим значениям, рассмотренным в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Расчеты изменений общих показателей банковской деятельности по вариантам
Наименование
показателей
Эталонное значение
(рентабель-ность = 20-25%)
Варианты
пессимис-тичный (рентабель-ность = 0-5%)
реалис-тичный (рентабель-ность = 10-15%)
оптимис-тичный (рентабель-ность = 15-20%)
1. Обязательные резервные требования Банка России (в % от объема привлеченных средств)
0%
7-8%
4-5%
2-3%
2. Ставка рефинансирова-ния Банка России
4%
10-12%
7-8%
5-6%
3. Инфляция
2%
8-10%
5-6%
3-4%
Вторая группа показателей, более важная, характеризует деятельность кредитных организаций с экономической точки зрения.
Рассмотрим экономические показатели деятельности иностранных банков, работающих в России, так как прежде всего экспансии на региональный рынок следует опасаться именно с их стороны. Данные приведены в табл. 3.5.
Таблица 3.5
Экономические показатели деятельности иностранных банков, работающих в России
Название банка
Уставный капитал (тыс. руб.)
Качество кредитного портфеля
Рентабель-ность активов
Рентабель-ность
уставного капитала
Креди Лионэ Русбанк
240000
99,9%
6,6%
2,0%
Банк Сосьете Женераль Восток
222350
100%
6,7%
84,6%
Дрезднер Банк
727320
93,6%
5,6%
61,1%
АБН Амро Банк
677505
98,9%
5,7%
121,9%
Райффайзен Банк Австрия
1004000
96,8%
3,3%
139,9%
Далее рассмотрим те же показатели для некоторых региональных банков (табл. 3.6).
Таблица 3.6
Экономические показатели деятельности региональных банков
Название банка
Уставный капитал (тыс. руб.)
Качество кредитного портфеля
Рентабель-ность активов
Рентабель-ность
уставного капитала
Северная казна
227000
97,3%
4,5%
100,9%
Уралвнешторгбанк
160000
98,7%
1,6%
46,0%
Свердлсоцбанк
104546
91,6%
0,8%
13,9%
Уралпромстройбанк
200000
95,5%
1,5%
23,4%
Банк24.ру
32200
98,0%
0,1%
0,9%
Далее проанализируем данные показатели по трем вариантам развития событий (табл. 3.7).
Таблица 3.7
Расчет изменений экономических показателей деятельности банков
Наименование
показателей
Эталонное значение
Варианты
пессимис-тичный
реалис-тичный
оптимис-тичный
Уставный капитал (тыс. руб.)
Свыше 150
50-100
100-150
Свыше 150
Качество кредитного портфеля (%)
90-95
60-70
70-80
80-90
Рентабельность активов (%)
5-10
Меньше 2
2
2-5
Рентабельность уставного капитала (%)
50-60
30-40
50-60
60-70
На основе данных групп показателей, рассчитанных по трем вариантам развития событий, можно сделать предварительные выводы о том, готовы ли кредитные организации Свердловской области к вступлению в ВТО, что еще предстоит предпринять в данном направлении как самим банкам в своей деятельности, так и органам власти в области законодательной базы, а также Банку России в области надзора и контроля за банками.
Принятое политическое решение о присоединении России к ВТО в принципиальном плане аргументировано тем, что оно будет способствовать:
1) целостному законченному правообеспечению цивилизованного рыночного развития российской экономики;
2) широкомасштабному привлечению иностранного предпринимательского капитала (прямых инвестиций);
3) повышению (в перспективе) конкурентоспособности российской экономики;
4) улучшению структуры экспорта и импорта товаров и услуг.
Однако автоматическая реализация потенциальных "плюсов" присоединения к ВТО исключена. Властям и предпринимательскому корпусу придется осваивать новые "правила игры", в том числе на внутреннем рынке. В значительной степени баланс "плюсов" и подробно охарактеризованных выше "минусов" будет зависеть от того, насколько эффективно станет проводиться торгово-экономическая политика России (которую еще только предстоит разработать) равно как и непосредственно связанная с ней промышленная политика. Необходимо также научиться пользоваться всем арсеналом инструментов отстаивания экономических интересов России. Главное, в конечном счете, состоит в следующем: потенциальные преимущества членства в ВТО "заработают" лишь в случае скорейшего реструктурирования промышленности – тщательно выверенного определения приоритетов индустриального развития и оказания адресной поддержки наиболее перспективным или крайне необходимым отраслям и производствам, правомерность которой придется отстоять, "выторговать" в ходе сложного переговорного процесса.
В общем, к обретению статуса члена ВТО, открывающего для России возможность участвовать в экономической жизни всего мира, надо тщательно и планомерно готовиться, и эта абсолютно необходимая подготовительная работа займет еще ряд лет. Если же мы и дальше будем придерживаться установленных самими для себя жестких сроков присоединения, то можем проиграть партнерам по переговорам и поставить собственную промышленность в катастрофические условия.
В банковской среде требуется многого достичь и добиться. Поэтому задача банковского сообщества – продолжить диалог с представителями власти и бизнеса, с партнерами из других стран, с целью убедить их, что утрата самостоятельности в банковской сфере – это слишком высокая цена в обмен на обещания денег "много и сразу". Многое еще предстоит изучить, взвесить, и, не ставя под сомнение необходимость вступления ВТО, необходимо, как можно в более полной мере учесть все негативные последствия и заранее быть готовым к неблагоприятному ходу событий.
Региональному банковскому сектору предстоит задуматься о своем будущем уже сегодня, определить свое место в меняющейся экономике, приложить все усилия для того, чтобы составить конкуренцию иностранным банкам. Это может быть сделано, в частности, с помощью методов, предлагаемых в данной дипломной работе. Также для банков очень важно определить, готовы ли они к вступлению в ВТО, причем не только по качественным, но и количественным показателям. Это может быть сделано с помощью приведенной в дипломной работе методики. В любом случае, задуматься о своем будущем банкам стоит уже сегодня.
1. Барковский Н. Д. Мемуары банкира, 1930–1990.–М., Финансы и статистика, 1998
2. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности.: Учебное пособие.–М.: Консалтбанкир, 2000
3. Попков В. В. Банки на переходе.–М.: Дека, 2001
4. Попков В.В. Россия и всемирная торговая организация: перспективы банковского сектора. Конспект лекций
5. Ясин Е. Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. М.: ГУ ВШЭ, 2002
6. Бюллетень банковской статистики.–2004.–№3
7. Верников А.В. Оценка масштабов присутствия иностранных банков//Деньги и кредит.– 2002.–№1
8. Годин Ю. Вступление России в ВТО: «за», «против», «надо тщательно подготовиться» // Экономические стратегии.–2002.–№3
9. Горбань М., Гуриев С., Юдаева К. Россия и ВТО: мифы и реальность// Вопросы экономики.– 2002.–№2
10. Кто возьмет банк? // Эксперт-Урал.–2004.–№11
11. Куцобин А.П., Глазьев С.Ю. Последствия присоединения России к ВТО для отечественной промышленности: Обоснование методики оценки// Российский экономический журнал.– 2002.–№1
12. Ливенцев Н. Лисоволик Я. Региональные аспекты присоединения России к ВТО// Мировая экономика и международные отношения.–2002.–№5
13. Материалы конференции «Российский банковский сектор и мировая финансовая система: перспективы взаимодействия и сотрудничества». Сочи, 4-6.09.2003 г.
14. Мехряков В., д.э.н., вице-президент Уралвнешторгбанка. Развитие рынка банковских услуг после вступления России в ВТО // Вопросы экономики.–2002.–№8
15. Наговицин А. Г. ВТО: плюсы и минусы для России. // Бизнес и банки.–2003.–№16
16. Нужны ли российскому рынку капиталы иностранных банков? // Аналитический банковский журнал.–2003.–№8
17. Пахомов А. Договоренности Уругвайского раунда и эволюция ВТО// Вопросы экономики.–2000.–№8
18. Перспективы существования и развития в России региональных банков // Аналитический банковский журнал.–2003.–№1
19. Попков В. В., Шемпелев В. А. ВТО и Россия – системный кризис присоединения. // Аналитический банковский журнал.–2002.–№10
20. Регионалы ставят на розницу// Эксперт-Урал.– 2003.–№14
21. Реформа интересов// Эксперт-Урал.– 2003.–№5
22. Рубченко М. Год на размышление// Эксперт.– 2002.–№13
23. Стандартный тест // Эксперт-Урал.–2004.–№8
24. Финансист: титан и стоик // Эксперт-Урал.–2004.–№7
25. Фрадков П. Системные условия присоединения России к ВТО: баланс потерь и приобретений // Инвестиции в России.–2003.–№10
26. www.cbr.ru – представительство Банка России в сети Интернет
27. www.wto.ru
28. www.wto.ru – информационное бюро по присоединению России к ВТО. Информационный бюллетень №6, июль-август 2002
29. www.wto.ru – присоединение России к ВТО для сектора услуг. Финансовые услуги
* доля каждого банка рассчитана по активам.
|
© 2000 |
|