Активные операции банка и управление ими на примере Удмуртского отделения № 8618 Сбербанка России ОА...
Активные операции банка и управление ими на примере Удмуртского отделения № 8618 Сбербанка России ОА...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему :
«Активные операции банка и
управление ими на примере
Удмуртского отделения № 8618
Сбербанка России ОАО»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Характеристика Удмуртского отделения №8618
Сбербанка России ОАО
1.1 Историческая справка
1.2 Цели и основные виды деятельности
1.3 Организационная структура и управление
отделением банка
1.4 Характеристика
операций, совершаемых Сбербанком России ОАО
1.5 Анализ
экономической деятельности Удмуртского ОСБ №8618
2. Сущность активных операций банка
2.1 Активные операции банка и оценка их
эффективности на рынке
банковских услуг региона
2.2 Современные методы управления активными
операциями банка
3. Активные операции банка и их анализ
3.1 Анализ активных операций
3.2. Рекомендации по совершенствованию управления
активными
операциями в банке
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Коммерческие
банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности
опосредуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит
формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения
временно свободных денежных средств всех участников воспроизводственного
процесса – государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом
коммерческие банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных
отраслей и предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.
Последняя
четверть века явилась периодом глубоких и драматических изменений в банковском
деле, многочисленных новшеств в организации, методах управления банками и формах
обслуживания клиентов. Эти процессы в различной степени и с разной
интенсивностью затронули все страны, включая Россию. Складывавшиеся веками
приемы и методы банковской деятельности усложняются, приобретают новые черты,
возникают совершенно новые, оригинальные виды операций и услуг.
Практическая роль
банковской системы в экономике народного хозяйства, определяется тем, что она
управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих
коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции;
наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения
к фирмам и производственным структурам. В то же время эффективность вложения
денежных средств в значительной степени зависит от способности самой банковской
системы направлять эти средства именно тем заемщикам, которые способы их
оптимально и эффективно использовать. Коммерческие банки, действуя в
соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение
денежных потоков, влияют на скорость их оборота, эмиссию, общую массу включая
количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация роста
денежной массы - это дело снижения темпов инфляции, обеспечения постоянства
уровня цен, при достижении которого, рыночные отношения воздействуют на
экономику народного хозяйства самым эффективным образом. Это дело государства
Коммерческий банк
может рисковать только своим капиталом, своей прибылью, но не капиталом
клиента, его прибылью. Во взаимоотношениях с клиентом банк выступает как партнер,
деятельность которого основывается на обоюдной добровольности и взаимной
заинтересованности.
Успех того или
иного банка все больше зависит от эффективного управления, постоянного
повышения конкурентоспособности. Поэтому вопрос управления активными и
пассивными банковскими операциями в современных условиях приобретает особую
остроту, поскольку от того, насколько эффективно используются ресурсы банка,
зависит основной финансовый показатель деятельности банка – прибыль. Опыт как
мировой, так и отечественной практики показывает, что недооценка управления в
банках, приводит к негативным последствиям в их деятельности.
В связи с этим
тема дипломной работы “Активные операции банка и управление ими на примере
Удмуртского отделений № 8618 Сбербанка России ОАО” является весьма актуальной
на данном этапе развития банковской системы.
В дипломной
работе сделана попытка изучить и проанализировать активные операции и пассивные
операции, ликвидность банка.
Правильная оценка
ликвидности и эффективное управление относятся к наиболее важным вопросам в
деятельности кредитных организаций. Основным методом управления ликвидностью
Российских коммерческих банков является соблюдение ими экономических нормативов
ЦБ РФ.
В отечественной практике ликвидность
коммерческого банка оценивается с помощью определенных коэффициентов,
установленных ЦБ в Инструкции № 110-И от 16.01.04года. Расчеты
выполнения экономических нормативов все банки должны проводить ежемесячно.
Также рассмотрены
методы управления ликвидностью, разработанные на основе мирового опыта:
·
управление
коммерческими ссудами;
·
теория
перемещения активов;
·
теория
ожидаемого дохода.
Соблюдение
ликвидности составляет одну из важнейших задач менеджмента.
При изучении
активных операций будет проведен анализ деятельности Западно-Уральского банка
Сбербанка России, который включил в себя следующие этапы:
·
оценку
состояния и результатов деятельности банка за выбранный период;
·
сравнение
состояния и результатов деятельности банка за выбранный период;
·
обобщение
результатов анализа и подготовку рекомендаций для принятия решений,
направленных на повышение эффективности деятельности банка.
При оценке
состояния и результатов деятельности банка проведен анализ структуры активных
операций; определены значения показателей, характеризующих достаточность
капитала и ликвидность баланса банка, и выполнение нормативов, установленных ЦБ
РФ; проведен анализ прибыльности деятельности банка.
При изучении
активных операций банка рассмотрены следующие методы управления:
·
метод общего
фонда средств;
·
метод
конверсии средств;
·
научный
метод.
Рассмотренные
методы следует оценивать не как комплекс конкретных рекомендаций, дающих основу
для принятия решений, а как общую схему, в рамках которой руководство банка
способно точнее определить подход к решению проблемы управления активами с
учетом требований рынка и интересов банка.
Дипломная работа
состоит из трех глав. В первой главе дипломной работы дана история развития
Сбербанка, показаны управление банком и его организационная структура,
приведены результаты деятельности банка за 2005-2006гг.
Во второй главе
дан анализ активных операций банка и взаимодействия активных и пассивных
операций.
В третьей главе
показано управление активными операциями в отделении, приведены методы управления
банковскими операциями в Удмуртском Отделении.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА
УДМУРТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
1.1
Историческая
справка
За свою историю
Сбербанк России прошел сложный путь становления от первых сберкасс до самого
крупнейшего коммерческого банка России.
1998 г.—
драматический год в новейшей истории экономики и финансов России, Стартовавший
в странах Юго-Восточной Азии финансовый кризис в самое непродолжительное время
стал всемирным и болезненно отразился на экономике России. Зарубежные инвесторы
поспешили избавиться от высокодоходных прежде российских ценных бумаг —
обменять рублевую выручку на валюту и перевести ее в собственные страны.
Обрушился столь привлекательный до недавнего времени рынок краткосрочных
государственных обязательств — ГКО, приносивших накануне кризиса своим
держателям баснословные дивиденды. В результате произошла беспрецедентная для
мирного времени девальвация рубля, намного превышающая ту, что наблюдалась в
других, даже наиболее пораженных финансовым кризисом странах. Курс рубля по
отношению к доллару снизился почти в четыре раза (по сравнению с двукратным
падением курса национальных валют Южной Кореи, Малайзии и Бразилии).
Мировой
финансовый кризис привел к острейшему кризису российской банковской системы и
дестабилизации всех сегментов финансового рынка, потери ликвидности
крупнейшими банками страны. Отлив рублевых вкладов из Сбербанка России в
августе 1998 г, составил 7,7% от общей их суммы по состоянию на 1 августа 1998
г., остаток валютных вкладов снизился за тот же период на 10,2%. Правительством
РФ была приостановлена преобладающая часть платежей по внешнему и внутреннему
долгам. В этих условиях Сбербанк России оставался одним из немногих российских
банков, продолжавших исправно выполнять все свои обязательства перед
вкладчиками и клиентами, а также зарубежными контрагентами.
Помимо огромной
работы по удовлетворению потребностей своих клиентов и вкладчиков, в целях
реализации экстренных мер по защите вкладов населения в неплатежеспособных коммерческих
банках Сбербанк России по поручению Центрального банка РФ принял на себя обслуживание
обязательств по вкладам в наиболее крупных банках. Объем выплат Сбербанка
России их вкладчикам составил около 9 млрд. рублей. Помощью Банка
воспользовались более 440 тысяч вкладчиков неплатежеспособных банков.
Стабильная
деятельность в период кризиса значительно повысила доверие к Сбербанку России
вкладчиков и корпоративной клиентуры, укрепила его позиции на всех сегментах
финансового рынка.
Наряду с
увеличением численности частных вкладчиков в 1998 г. существенно расширилась
корпоративная клиентура Банка. Возросла его роль в обслуживании финансовых
потоков бюджетов всех уровней. Количество обслуживаемых филиалами Сбербанка
России управлений и отделений Федерального казначейства увеличилось в 1,6 раза
и составило к концу года около 40% их общей численности. Расширилось участие
Банка в обслуживании экспортно-импортных операций. При общем снижении в 1998 г.
внешнеторгового оборота России объем оборота, обслуживаемого Сбербанком
России, сохранил устойчивую тенденцию к росту.
Состоявшимся в
июне 2000 г. общим собранием акционеров были подведены итоги выполнения
принятой в 1996 г. Концепции развития Сбербанка России до 2000 г, Завершив ее
реализацию, Банк достиг главной поставленной в Концепции стратегической цели —
стал крупнейшим в стране универсальным кредитным институтом. Сохранив и
упрочив лидерство на розничном рынке банковских услуг, Сбербанк России расширил
свое присутствие и на других сегментах российского финансового рынка. При этом
по итогам 2000 г. он занял передовые позиции во всех основных областях
банковской сферы, и прежде всего в кредитовании корпоративных заемщиков,
финансировании инвестиционных проектов, применении новейших банковских
технологий.
Указанным собранием акционеров была принята Концепция развития Сбербанка
России на период до 2005 г.
В соответствии с задачами Концепции в течение 2001-2005 гг. Сбербанк
России
развивался как универсальный коммерческий банк, направляя усилия на совер-шенствование
всех групп клиентов, создание системы, устойчивой к возможным экономическим
потрясениям, обеспечение необходимого уровня эффективности банковской
деятельности в условиях снижения доходности финансовых инстру- ментов и
сокращения процентной маржи. Банк удовлетворял возрастающий спрос физических и
юридических лиц на кредитные ресурсы, добился существенного улучшения своих
рыночных и экономических показателей.
В условиях усиления конкуренции Банк сохранил доминирующее положение на розничных
рынках за счет оптимизации продуктового ряда, проведения гибкой
процентной политики.
И снова встал вопрос: Как развиваться дальше? И как результат составили
новый проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года, который одобрен
Правлением Сбербанка России (протокол заседания №345 от 19 июля 2007г.) и
единогласно утвержден Комитетом Наблюдательного совета Сбербанка России по
стратегическому планированию (протокол заседания №1 от 24 июля 2007г.)
Основной Стратегической целью данной концепции является: обеспечить рост
инвестиционной привлекательности и сохранить лидерство на российском рынке
финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов.
Достижение стратегической цели предполагает обеспечение высокой
доходности вложений акционеров и инвесторов, сохранение доли в активах
банковской систе- мы и уникальной филиальной сети.
1.2 Цели и основные виды
деятельности
Удмуртское
отделение № 8618 Сбербанка России (Удмуртское ОСБ № 8618) создано приказом № 8
СБ РФ от 28 марта 1991 года для работы с акционерами и клиентами Сбербанка.
Удмуртское
отделение 8618 является структурным подразделением Сберегательного банка
России, то есть входит в единую организационную структуру Сбербанка России и
является его филиалом, осуществляющим функции Сбербанка РФ на территории
Удмуртской Республики.
В своей
деятельности Удмуртское отделение 8618 руководствуется законодательством
Российской Федерации, нормативными актами Центрального Банка Российской
Федерации, носящими обязательный характер, Уставом Банка, а также Положением о
территориальном банке (филиале) “Сбербанка России”.
Удмуртское отделение 8618 не является юридическим лицом. Он вступает в
хозяйственные, договорные, кредитно-расчетные отношения от имени Сбербанка
России.
Удмуртское
отделение 8618 имеет отдельный баланс, являющийся неотъемлемой частью баланса
Сбербанка России. В соответствии с правилами, установленными ЦБ РФ, филиал в
составе сводного баланса Сбербанка России обеспечивает:
-
соблюдение
экономических нормативов и показателей ликвидности;
-
депонирование
части привлеченных средств в фонде обязательных резервов, предусмотренных
действующим в РФ законодательством о банках;
-
создание
внутри банковских резервов и страховых фондов.
Ответственность по обязательствам
территориального банка несет Сбербанк России. Удмуртское отделение 8618 может
по доверенности Сбербанка России приобретать имущественные и личные
неимущественные права и нести обязанности.
Целями и
предметом деятельности банка является:
-
привлечение
денежных средств от юридических и физических лиц (клиентов) и размещение их на
условиях возвратности, платности, срочности;
-
осуществление
расчетно-кассового обслуживания клиентов;
-
осуществление
операций с иностранной валютой и ценными бумагами, иных банковских операций;
-
обеспечение
сохранности денежных средств, вверенных банку.
На сегодня
завершился период становления Удмуртского отделения и стоит задача обеспечения
дальнейшего качественного и количественного роста, гарантий и стабильности.
Современный Сбербанк - это универсальное предприятие. Осуществляя
"пакетное" обслуживание, Сбербанк стремится развивать как можно
больше видов услуг. Реализация банковских продуктов и услуг- важнейший этап
деятельности любого банка в условиях рынка. Целью политики банка и всех его
служб является привлечение клиентуры путем расширения сферы сбыта своих
продуктов и услуг, завоевание рынка и в конечном итоге увеличение прибыли.
В настоящее время
конкуренция на банковском рынке возросла настолько, что для того чтобы выжить,
банки должны научиться продавать полный набор банковских продуктов и услуг,
т.е. создавать своего рода банковский универмаг с обслуживанием клиента с
одного прилавка. Широкая диверсификация операций позволяет банкам как сохранить
клиентов, так и увеличить их число за счет притока новых.
Деятельность
современных банков подвергается постоянным изменениям. Меняются формы
банковской деятельности, резко расширились сами операции.
Сегодня
коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных
банковских продуктов.
Многофилиальная
сеть Сбербанка России и наличие уникальной системы расчетов позволяют
обеспечить стабильное и своевременное выполнение поручений клиентов по
переводам вкладов, а также наличных денег в любой филиал Сбербанка на
территории России для зачисления на счета по вкладам как на имя самих клиентов,
так и на имя других лиц.
Филиалы Сбербанка
России осуществляют переводы вкладов, а также наличных денег в иностранной
валюте за границу.
В филиалах
Сбербанка России осуществляется прием платежей населения в пользу
государственных и с иными формами собственности предприятий, учреждений и
организаций, платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, добровольных взносов
граждан.
Банк может от
имени СБ РФ выполнять следующие банковские операции и услуги:
-
прием,
выдачу вкладов и других видов сбережений;
-
прием
платежей от клиентов;
-
долгосрочное
и краткосрочное кредитование физических и юридических лиц;
-
продажу,
покупку и управление государственными ценными бумагами;
-
реализация
лотерейных билетов;
-
предоставление
клиентам индивидуальных сейфов во временное пользование для хранения документов
и ценностей;
-
оказание
брокерских и консультационных услуг, осуществление лизинговых и трастовых
операций;
-
приобретение
прав требования, вытекающего из поставки товаров и оказания услуг, принятия
риска исполнения таких требований и инкассация этих требований (форфейтинг);
-
представление
интересов предприятий, организаций в финансовых и хозяйственных органах;
-
осуществление
расчетов по поручениям клиентов, их кассовое обслуживание, а также услуги по
инкассации и перевозке денег и ценностей;
-
ведение
счетов клиентов;
-
выдачу и
оплату, покупку и продажу, хранение платежных документов и ценных бумаг
(облигации, чеки, аккредитивы, векселя, акции и т.д.) и иные операции с ними;
-
проведение
операций по обмену валюты и других валютных операций в установленном СБ России
порядке;
-
выдача
гарантий в обеспечение обязательств за третьих лиц, предусматривающих
исполнение в денежной форме, в установленном СБ России порядке;
-
другие
операции по банковскому обслуживанию клиентов в соответствии с лицензией ЦБ РФ
и с разрешения СБ России.
Рассматриваемое
многообразие банковских продуктов и услуг, следует отметить, предлагается почти
всеми банками США, Европы, Японии и ряда других стран, и перечень этих услуг
быстро растет.
В области
кредитной политики это не только краткосрочное, но и долгосрочное
кредитование, кредитование клиента вне зависимости от характера его собственности
и отраслевой принадлежности, кредитование и населения и предприятий.
Сбербанки развивают валютные операции, участвуют в работе бирж, управляют
портфелем ценных бумаг, оказывают консультационные услуги.
Положительные
тенденции развития промышленности, отмеченные в 2003 году в Удмуртской
Республике, нашли отражение и в банковском секторе. Минувший год четко
определил задачи кредитных учреждений: местные банки работают в основном с
реальным сектором экономики. Основными потребителями услуг, оказываемых
Западно-Уральским банком Сбербанка России, являются промышленные предприятия
республики. Вместе с развитием республиканского корпоративного бизнеса,
стремительно развивался и бизнес банка. Величина работающих активов увеличилась
в 2,6 раза. Существенно возросло количество клиентов – юридических лиц,
обслуживающихся в банке: в отчетном периоде открыто 583 счета юридических лиц,
а величина привлеченных средств в целом увеличилась в 1,7 раза.
Банк сосредоточил
свои усилия на расширении спектра и увеличении объема предоставляемых услуг.
Так, банком широко внедрялись дополнительные кредитные услуги – овердрафт,
потребительское кредитование, краткосрочное кредитование для проведения
зачетов, вексельное кредитование.
В 2006 году банк
сформировал наибольший по объему портфель векселей первоклассных эмитентов.
Банк серьезно
заявил о себе на рынке банкнотных сделок как поставщик наличной валюты
региональным банкам.
В 2006 году
заметно активизировалась деятельность банка по межбанковским операциям:
существенно возросли объемы операций, как по привлечению, так и по размещению
денежных средств. Западно-Уральский банк Сбербанка России зарекомендовал себя
наиболее активным оператором среди банков, действующих в Удмуртской Республике
и, по сути, “возродил” региональный рынок межбанковского кредитования.
Увеличились и объемы межбанковских операций с иногородними банками.
Пользовались спросом расчеты по системе “Банк-Клиент”. Проводимые мероприятия
по техническому перевооружению банка позволил банку внедрить систему электронных
расчетов с РКЦ, а так же ряд систем электронных расчетов с
банками-корреспондентами с целью ускорения проведения платежей.
С закрытием
десятой эмиссии акций, уставный капитал банка составил 102,4 миллиона рублей.
Доля государственных структур в уставном капитале банка в настоящее время
превышает 80%. При этом, банк по-прежнему остается Банком-агентом Правительства
УР.
В 2000 году с
целью развития бизнеса банка Государственная корпорация “Агентство по
реструктуризации кредитных организаций” предоставила дополнительное
финансирование в сумме 48.8 млн. рублей сроком на два года. 16 июня 2000 года
подписано двухстороннее соглашение между ГК “АРКО” и Западно-Уральским банком
Сбербанка России о защите интересов граждан-вкладчиков банка. Западно-Уральский
банк Сбербанка России – единственный в Удмуртии банк, который включен с Систему
гарантирования вкладов Государственной корпорации “Агентство по
реструктуризации кредитных организаций”, что предоставляет вкладчикам банка
дополнительные гарантии при накоплении средств именно в Западно-Уральском банке
Сбербанка России. Кроме того, в 2001 году банк заключил с Агентством
Генеральное соглашение о предоставлении краткосрочных технических кредитов, что
позволило банку повысить эффективность управления ликвидностью.
Таким образом,
Сберегательный банк России по роду своей деятельности и видам совершаемых
операций все более превращается в универсальный коммерческий банк. Сбербанк
динамично развивается по всем направлениям деятельности, обеспечив клиентам
широкий спектр услуг с использованием современных банковских технологий,
экономическую безопасность вверенных ими средств, качественное и
своевременное выполнение поручений клиентов, а также проведение эффективной
экономической политики, способствующей повышению доходности и снижению риска
совершаемых операций.
Услуги банка носят главным образом денежный и коммерческий характер. Суть
банка как коммерческого предприятия, выполняющего определенные функции и
операции, накладывает свой отпечаток на его организационное построение,
структуру аппарата управления.
1.3. Организационная
структура и управление отделением
банка
Прежде, чем охарактеризовать существующую систему
управления в Удмуртском отделении № 8618, необходимо немного остановиться на
системе управления всей системой Сберегательного банка РФ, которая закреплена в
основном правоустанавливающем документе – Уставе Сбербанка РФ, поскольку во
многом она зависит от этого.
Органами
управления Сбербанка РФ являются:
·
Общее
собрание акционеров;
·
Наблюдательный
совет Банка;
·
Коллегиальный
исполнительный орган – Правление Банка;
·
Единоличный
исполнительный орган – Председатель Правления (Президент) Банка.
Как и во всех
коммерческих банках, созданных в форме акционерного общества, в Сберегательном
банке РФ высшим органом управления является общее собрание акционеров банка.
В Уставе Сберегательного банка РФ, соблюдая требования, изложенные в ст.11
Федерального Закона “Об акционерных обществах”, закреплены вопросы, которые
относятся к исключительной компетенции высшего органа управления – собрания
акционеров. К ним относятся:
-
внесение
изменений и дополнений в Устав банка или утверждение Устава банка в новой
редакции;
-
реорганизация
банка;
-
ликвидация
банка, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и
окончательного ликвидационных балансов;
-
избрание
Наблюдательного совета банка, досрочное прекращение полномочий его членов,
утверждение Положения о Наблюдательном совете банка;
-
определение
предельного размера объявленных акций;
-
уменьшение
уставного капитала банка путем уменьшения номинальной стоимости акций,
приобретения банком части акций в целях сокращения их общего количества или
погашения не полностью оплаченных акций, а также путем погашения приобретенных
или выкупленных банком акций в соответствии с федеральным законом “Об
акционерных обществах”;
-
избрание
членов ревизионной комиссии банка и досрочное прекращение их полномочий,
утверждение Положения о Ревизионной комиссии банка;
-
утверждение
аудитора банка;
-
утверждение
годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков банка,
распределение его прибылей и убытков;
-
порядок
ведения общего собрания;
-
образование
счетной комиссии;
-
определение
формы сообщения материалов (информации) акционерам, в том числе определение
органа печати;
-
дробление
и консолидация акций;
-
совершение
крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением банком имущества, в
случаях, предусмотренных федеральным законом “Об акционерных обществах”;
-
определение
размера выплачиваемого членам Наблюдательного совета вознаграждения и
компенсации расходов;
-
решение
иных вопросов, предусмотренных федеральным законом “Об акционерных обществах”.
Общее собрание
акционеров правомочно, если на момент окончания регистрации для участия в нем
зарегистрировались акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной
голосов размещенных голосующих акций банка. Решение считается принятым, если
за него проголосовало большинство акционеров банка, за исключением отдельных
вопросов (согласно Устава), для принятия решения по которым требуется
квалифицированное большинство – три четверти голосов акционеров.
Общее руководство
деятельностью Сбербанка РФ осуществляет Наблюдательный совет, состоящий из 17
человек. Члены Наблюдательного совета избираются кумулятивным голосованием, при
этом членом Наблюдательного совета может быть акционер (группа акционеров в
совокупности), являющийся владельцем не менее 2% голосующих акций.
Наблюдательный совет возглавляется Председателем, который избирается членами
Наблюдательного совета из их числа простым большинством голосов. На
Наблюдательный совет банка в соответствии с Уставом Сбербанка РФ возложено
решение многих вопросов, вот некоторые из них:
-
определение
приоритетных направлений деятельности банка;
-
созыв
годового и внеочередного общих собраний акционеров банка в установленном
порядке;
-
решение
вопросов, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров;
-
образование
коллегиального исполнительного органа – Правления банка и досрочное
прекращение полномочий его членов;
-
рекомендации
по размеру годовых дивидендов по акциям и порядку их выплаты;
-
утверждение
внутренних документов банка, определяющих порядок деятельности органов
управления банка;
-
утверждение
решений об открытии и закрытии филиалов и представительств банка;
-
другие
вопросы, предусмотренные федеральным законом “Об акционерных обществах” и
Уставом Сбербанка РФ.
Непосредственно руководство текущей
деятельностью банка осуществляется Правлением и Председателем Правления
(Президентом) банка. Круг их полномочий также четко определен Уставом Сбербанка
РФ. Права и обязанности каждого из членов Правления и Председателя Правления
определяются в соответствии с действующим законодательством и договором, заключаемым
каждым из них с банком. Договор от имени банка подписывается Председателем
Наблюдательного совета банка или лицом, уполномоченным Наблюдательным советом
банка. Председатель Правления (Президент) банка избирается из числа членов
Наблюдательного совета банка общим собранием акционеров банка. К компетенции
Председателя Правления (Президента) банка относится внесение предложений
Наблюдательному совету по составу Правления банка, в том числе по кандидатурам
Первого заместителя и заместителей Председателя Правления банка; организация
работы Правления банка; распределение обязанностей между Первым заместителем,
заместителями Председателя Правления банка и членами Правления банка;
утверждение структуры и штатного расписания центрального аппарата банка,
положений о его структурных подразделениях; заключение трудовых договоров
(контрактов), назначение и освобождение от должности руководителей
подразделений центрального аппарата банка и филиалов в республиках, краях и
областях, городах Москве и Санкт-Петербурге (территориальных банков) по
установленной номенклатуре, а также наложение дисциплинарных взысканий; выдает
доверенности; совершает сделки от имени банка в пределах сумм, установленных
федеральным законом “Об акционерных обществах”; представляет интересы банка во
всех учреждениях, организациях и предприятиях всех форм собственности (при этом
действует от имени Сбербанка РФ без доверенности). Это далеко не весь перечень
вопросов, отнесенных к компетенции Председателя Правления (Президента) банка.
Правление банка, в отличие от
Председателя Правления банка –единоличного органа управления банка, является
коллегиальным органом управления банка и действует на основании Устава банка, а
также утверждаемого Наблюдательным советом Положении о Правлении банка.
Основной круг вопросов, связанных с деятельностью банка именно как кредитного
учреждения, относится к компетенции Правления. Правление решает вопросы
образования и использования фондов банка; принимает решение о размещении
облигаций и ценных бумаг банка; организует внедрение в практику работы филиалов
и других обособленных подразделений банка наиболее прогрессивных банковских
технологий; утверждает правила совершения банковских операций, а также
инструкции, рекомендации по иным вопросам банковской деятельности; организует и
проводит работу по совершенствованию сети филиалов и других обособленных
подразделений банка, решает вопросы о создании банком дочерних (зависимых)
обществ; утверждает процентные ставки по вкладам, депозитам, сберегательным
сертификатам, кредитам для физических лиц; осуществляет контроль за
соблюдением филиалами банка и другими обособленными подразделениями банка
действующего законодательства; предварительно рассматривает годовой отчет о
работе банка; устанавливает экономические нормативы филиалам и другим
обособленным подразделениям банка; определяет систему и схему должностных
окладов, устанавливает систему оплаты труда в банке и многие другие вопросы.
Удмуртское отделение Сбербанка России создано приказом № 38 СБ РФ от 3
января 2001 года. Отделение входит в единую организационную структуру СБ России
и является его филиалом, осуществляющим функции СБ РФ на территории УР. В
рамках работы по реализации задач, поставленных в Концепции развития Сбербанка
России до 2005 года, принято решение о совершенствовании существующей
филиальной сети банка. Таким образом, дальнейшее развитие получит практика
объединения территориальных банков Сбербанка России, основанная на переходе от
действующего административно - территориального деления к формированию
объединенных банков по сложившимся крупным экономико-географическим зонам. В
основе данного процесса заложены принципы постепенности проводимых
преобразований в сочетании с наибольшим учетом интересов всех клиентов Банка
как физических, так и юридических лиц.
Число территориальных банков Сбербанка России
уменьшилось с 71 до 17 территориальных банков. При этом сохранилась
централизованная система управления территориальными банками и единая система
управления рисками.
Объединение территориальных банков позволило усилить
их инвестиционный потенциал, обеспечить соответствие между уровнем развития
территориального банка и экономическим потенциалом региона, повысить качество
обслуживания клиентов, а также создало новые возможности для совершенствования
работы расчетной системы Банка, внедрения современных технологий и средств
автоматизации, повышения эффективности управления отделениями и филиалами,
активами и пассивами, сокращения административных расходов.
Результатом
формирования объединенных территориальных банков стало расширение участия в
значимых региональных инвестиционных проектах и программах экономического
развития и, как следствие, создание новых рабочих мест в реальном секторе
экономики. Были обеспечены условия для более эффективного обслуживания
крупных региональных клиентов.
Трансформация
филиальной сети Банка осуществляется таким образом, чтобы была сохранена
структура финансовых связей с регионами и не подвергся изменению существующий
порядок уплаты налогов в федеральный и местные бюджеты.
В соответствии с
вышеназванным приказом Удмуртский территориальный банк был преобразован в
Удмуртское отделение № 8618 и вошел в состав Западно-Уральского банка
Сбербанка России (Республики Коми, Удмуртия и Пермская область).
Удмуртское
отделение Сбербанка РФ, являясь филиалом Сберегательного банка РФ и головным
отделением банка на территории Удмуртской республики, также имеет органы
управления:
-
Совет
Удмуртского отделения Сбербанка РФ;
-
Управляющий
Удмуртского отделения СБ РФ, которые осуществляют руководство текущей
деятельностью Удмуртского банка.
Полномочия
органов управления Удмуртского отделения Сбербанка РФ закреплены в Положении об
Удмуртском отделении и Генеральной доверенности, выданной Управляющему
Удмуртского отделения Сбербанка РФ.
В соответствии с
решением Правления Западно-Уральского банка и Приказом Председателя
Западно-Уральского банка СБ РФ Удмуртскому отделению переданы координационные
функции в отношении отделений, расположенных на территории Удмуртской
Республики.
Согласно Положения
об Удмуртском отделении № 8618 Сбербанка РФ персональный состав Совета
утверждается приказом Председателя Правления Западно-Уральского банка Сбербанка
РФ по представлению Управляющего Удмуртского отделения Сбербанка РФ. Совет
отделения в своей деятельности действует на основании Устава Сбербанка РФ,
Положения об Удмуртском отделении, Положения о Совете отделения и других
нормативных и распорядительных документов.
В Удмуртском отделении Сбербанка РФ Совет
рассматривает вопросы, определяющие основные направления совершенствования
деятельности отделения, разрабатываются мероприятия по всестороннему
удовлетворению потребностей клиентов в банковских услугах и получению на этой
основе максимальной прибыли, утверждаются планы работы отделений Сбербанка РФ
на территории Удмуртской республики, принимаются решения об изменении
организационно-штатной структуры филиала, утверждаются штатные расписания
отделений, расположенных на территории Удмуртской республики, заслушиваются
отчеты их руководителей, рассматриваются материалы ревизий, принимаются решения
по списанию безнадежной к взысканию ссудной задолженности в порядке и на
условиях, установленных в Сбербанке РФ, а также решаются иные производственные
и социальные проблемы.
Управляющий
Удмуртским отделением №8618, назначаемый Председателем Правления
Западно-Уральского банка СБ РФ осуществляет свои полномочия в пределах выданной
ему Генеральной доверенности.
Кроме того, Председателем правления Западно-Уральского
банка СБ РФ назначены три Заместителя управляющего Удмуртского ОСБ № 8618.
Между Управляющим и его заместителями распределено приказом по отделению
курирование производственных вопросов, отнесенных к их компетенции.
Структура управления Удмуртского отделения Сбербанка
РФ, существующая в настоящее время, утверждена решением Совета Удмуртского
отделения и Правления Западно-Уральского банка Сбербанка РФ и выглядит
следующим образом (рис.1).
|