РУБРИКИ |
Ядерная угроза из Восточной Европы |
РЕКЛАМА |
|
Ядерная угроза из Восточной ЕвропыЯдерная угроза из Восточной Европы_ Эw ЯДЕРНАЯ УГРОЗА ИЗ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В середине XX-го века цивилизация обогатилась новым явлением человечество вступило в эпоху научно-технической революции.Ее предшественница,промышленная революция, родо- начальницей которой была Европа,за 300 лет своего развития изменила образ жизни людей,преобразовала человеческое об- щество из аграрного в индустриальное. По мере наступления НТР каждое индустриальное об- щество,независимо от того,является оно капиталистическим или социалистическим, стало все более энергично решать од- ни и те же задачи массового производства продукции как гражданского,так и военного назначения и поиска рынков их сбыта. Освоение достижений науки и техники внесло коренной переворот в развитие производительных сил общества,стало качественно преобразовывать его социально-экономический и политический облик. Как же протекал этот процесс в 50-80-е годы ? Какие уроки прошлого мы должны вынести,чтобы в дальнейшем не по- вторять старых ошибок ? В послевоенные годы западные и восточноевропейские государства разделило острейшее идеологическое противо- борство. Первые отстаивали индивидуализм, частную собственность, политическую и экономическую свободу, ра- венство возможностей, личный успех и другие ценности.В ли- це социалистической системы они видели угрозу этим цен- ностям, угрозу человечеству. И естественно направляли свои усилия на укрепление антикоммунистических и антисоциа- листических сил. В свою очередь восточноевропейские государства в основу своего развития положили классовый подход к сфере политики, экономики и идеологии, коллективную ответствен- ность за судьбу социалистической системы. Существенные различия в мировоззрении, стремление отстоять свои ценности привели к тому, что вчерашние союз- ники стали основными противниками. Имперский замысел, монополия на ядерное оружие подтал- кивали вашингтонских политиков ускорить "утверждение" сво- _ - 2 - его господства в мире.Когда же бывший СССР в 1949 г. нару- шил эту монополию, то сразу же, в 1950 г., был определен "главным врагом" США. Не отставали от США и западноевропейские государства.В 50-х годах они не только провозгласили стратегию "сдержи- вания","отбрасывания" социализма, но и стали проводить по- литику экономической блокады социалистических стран.Терри- торию СЭВ они рассматривали как вражескую территорию. Чем же был вызван подобный внешнеполитический курс? Во-первых, несовместимость идеологических подходов к раз- витию общества.Во-вторых,желание не допустить в госу- дарства свободного предпринимательства, в развивающиеся страны порожденную Сталиным командно-административную систему,которая стала главенствующей в восточноевропейском мире и утвердила в нем насилие и произвол над человеком. Их неприязнь к социализму, антисоветская, антикомму- нистическая настроенность стали активно подкрепляться ат- рибутами "холодной войны" и гонкой вооружений.Детищем НТР стало атомное оружие. При этом американцы делали ставку на экономическое и технологическое превосходство,которое должно было обеспе- чить им победу в гонке вооружений.Они развернули массовое производство ядерных зарядов и средств их доставки к месту применения,окружив государства,входящие в систему социа- лизма, военными базами. В этих условиях, чтобы защитить свою страну, другие со- циалистические государства,ученые бывшего СССР в 50-е годы создают и осваивают термоядерное оружие, стратегический бомбардировщик дальнего действия Ту-16, межконтинентальные бомбардировщики М-4 и Ту-95,баллистические межконтинен- тальные и средней дальности ракеты.В октябре 1957 года в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Зем- ли, а в апреле 1961 г.-первый в мире космический корабль, пилотируемый Юрием Гагариным. _ - 3 - Появление боевых ракет представило Советскому Союзу (СНГ) возможность за очень короткое время поражать различ- ные объекты, расположенные практически на неограниченном удалении.Однако этого показалось недостаточно и используя существовавшую в стране атмосферу секретности, в целях ук- репления влияния страны на международной арене, Хрущев в публичных выступлениях в 15-20 раз завысил советский ядер- ный потенциал,что привело к новому скачку гонки вооруже- ний,которой американцы придали долговременный и постоянно опережающий нас характер.В начале 70-х годов мы достигли с ними примерного равновесия,после которого возникла ситуа- ция взаимного уничтожения. Особенно увеличивалась международная напряженность тог- да,когда затрагивались экономические и политические инте- ресы США (в 1973-1974 гг. и 1979-1980 гг.,когда мир пот- рясли два мощных энергетических кризиса),а также после не- оправданного вмешательства СССР во внутренние дела Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.) и Афганистана (1979 г.). При этом основными заложниками гонки стали страны Западной Европы, территория которых все более насыщалась ядерным оружием, в том числе в 1979 г. американскими ракетами пер- вого удара. Гонка вооружений,инициированная США и поддержанная СССР, явилась одним из импульсов к расколу Европы, форми- рованию структур военного противостояния.Семнадцать лет спустя после окончания второй мировой войны мир был на грани третьей,но уже войны термоядерной.Причиной этого послужили 42 ракеты с ядерными боеголовками и 40 тыс. со- ветских военнослужащих,которые осенью 1962 г. были тайно размещены на Кубе. 1 января 1959 г. на Кубе произошла Народная революция, которую враждебно встретили власти США,и,опасаясь расп- ространения социализма,пытались ее задушить.Руководство СССР приняло решение помочь своей ядерной мощью,но объяви- ло об этом только после приведения ракет в боевую готов- ность. Когда американцы узнали о том,что они находятся под прицелом советских ракет,размещенных всего в 90 милях от США,разразился Карибский кризис.Мир был на грани,и лишь взятые обязательства СССР вывезти из Кубы ракеты,а _ - 4 - США снять блокаду и не вторгаться на остров,привели 28 ок- тября 1962 г. к мирному разрешению проблемы.Ставшая реаль- ностью оттепель была подкреплена подписанием в 1963 г.СССР и США Договора об ограничении испытаний ядерного ору- жия,через девять лет-Договора по ограничению стратеги- ческих вооружений(ОСВ-1),в 1979 г.-по ОСВ-2.Но последний договор не был ратифицирован американской стороной,причи- ной к этому послужил ввод Советским Союзом войск в Афга- нистан. Американцы,получив предлог,заложили в военную доктрину на 80-е годы - "прямое противоборство" между США и СССР. Наполняя доктрину практическим содержанием,США стали резко наращивать стратегический ядерный потенциал наземно- го,космического и подводного базирования.1 октября 1983 г. они утвердили 40 тыс.целей,которые подлежали уничтожению на территории СССР в ходе третье мировой войны,начали ее репетицию. Нагнетание напряженности вызвало противодействие прежде всего в Западной Европе.Многие страны стали предлагать свои проекты европейской оборонной стратегии,которые были сведены в западноевропейскую хартию принципов "безо- пасности"и в 1986 г. утверждены Европарламентом.Базой ев- ропейской концепции безопасности стали франко-английское ядерное сотрудничество,франко-германское сотрудничество в области обычных вооружений и сотрудничество между тремя странами в области космоса.Кроме этого,еще в 1966 г. поли- тику американцев отвергла Франция.Она вышла из военной ор- ганизации НАТО,а президент страны де Голль посетил Москву. Вскоре Франция,Великобритания,Италия и ФРГ заключили ряд выгодных контрактов с социалистическими странами,резко активизировали торговлю. К 1976 г. по сравнению с 1955 г. взаимный товарооборот стран - членов СЭВ и Европейского сообщества вырос более чем в 20 раз. Основными партнерами Советского Союза стали ведущие за- падноевропейские государства и Япония.Общий обьем торговли СССР с развитыми капиталистическими странами вырос с 4,7 млрд.руб. в 1970 г. до 15,8 млрд.руб. в 1975 г.В 1980 г.он составлял 15 млрд.руб. Более независимо повела себя Федеративная Республика _ - 5 - Германии,когда правительство в 1969 г. возглавил председа- тель социал-демократической партии Германии Вилли Брандт, она после многократных переговоров с СССР резко изменила "восточную политику" и направила её на нормализацию отно- шений с социалистическими государствами Европы.В 1970-1973 гг. ФРГ заключила Договоры с СССР,Польшей,ГДР и Чехослова- кией,в которых стороны отказались от всех территориальных претензий и заявили об отсутствии у них намерения прибе- гать в отношении друг друга к силе или угрозе. Заключение Договоров стало новым шагом в европейском и мировом развитии.Оно стимулировало созыв общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.Его заключительный акт подписали в Хельсинки 1 августа 1975 года руководители 33 государств Европы,а также США и Кана- ды ,которое подвело окончательную черту под второй мировой войной и положило в основу взаимоотношений между госу- дарствами принцип мирного сосуществования. Благодаря этому удалось предотвратить опасную тенденцию гонки вооружений ,начать процесс сокращения вооружения.Оп- ределенную роль сыграл в этом вопросе бывший СССР,в част- ности М.С.Горбачев. Научно-техническая революция ставит перед собой воп- рос:в каких целях будут использоваться её плоды.Например, лазерная техника может использоваться при лечении тяжелых заболеваний и служить оружием "звёздных войн".Следователь- но использование достижений науки и техники могут нести не только блага,но и опасность для человечества. Рассмотрим последствия использования результатов ИТР в военных целях.Примерное равновесие,существующее более 20 лет,между СССР и США,ОВД и НАТО постоянно сопровождается увеличением новой техники.Дальнейшее продолжение гонки во- оружений, распространение её на космос может поднять ядер- ный паритет до таких пределов,когда он перестанет быть фактором военно-политического сдерживания и усилит угрозу возникновения войны.Гонка вооружений - дорогостоящее предприятие.Американцы,сделав вывод о том, что военные расходы для них будут менее безболезненными,чем для со- ветской экономики,начали сознательно втягивать СССР в гон- ку вооружений.США и их союзники обладали и обладают значи- тельно бо- _ - 6 - лее мощным экономическим и технологическим потенциалом.У нас же военный,а не экономический паритет стал фактической целью ещё при Сталине. Гонка вооружений отвлекает огромные людские и финансо- вые ресурсы,которые можно использовать в мирных целях.К примеру,в США в 1940 г. в военном производстве было занято 340 тыс. человек,в 1985 г.-уже 3 млн.275 тыс.человек.Если за первую послевоенную треть века военные расходы стран-членов НАТО достигли 1,8 млрд.долларов,то приблизи- тельно столько же израсходовали за 80-е годы одни лишь США. В целом на военное производство приходится свыше 20-30 % госбюджета участников НАТО.В СНГ производством во- енной продукции занято около 400 предприятий оборонного комплекса и 100 гражданских ведомств.По данным,впервые опубликованным в 1989 г.,доля военных расходов СССР равна примерно 15,6 % государственного бюджета.При этом доля расходов на закупку новых вооружений и техники у СНГ зна- чительно выше,чем у США (соответственно 42% и 28%).Всего же за 40 послевоенных лет гонка вооружений обошлась чело- вечеству в 7 триллионов долларов,а общая численность заня- тых в военной сфере составила более 70 млн.человек и до половины инженеров и ученых мира. Военно-промышленный комплекс стал источником прибыльной эксплуатации трудящихся."Советский ВПК живет своими инте- ресами, мало считаясь с интересами страны,расходуя огром- ные средства на оружие и армию,"-отмечал академик Г.Арбатов. Не отстаёт от него и американский ВПК.В конце 70-х годов у 164 из 169 военно-промышленных компаний США норма прибыли составила 50-200%,у трех-более 500%,у четырех-свыше того и у одной -2000%.Военные расходы стали одной из главных проблем в осуществлении социальных проблем.Они несут с со- бой нищету,создают нажим на рынок рабочей силы,обрекают на материальные лишения самые обездоленные слои общества.Аме- риканские экономисты подсчитали:каждый миллиард долла- ров,выделяемый на военные цели,приводит к потере 14 тыс. рабочих мест в промышленности и 30 тыс. - в госу- дарственных учреждениях.Благодаря этому десятки миллионов людей на Западе,в СНГ и в восточноевропейских государствах оказались безработными.Кроме того,ВПК постоянно забирает _ - 7 - себе лучшие инженерно-технические и рабочие кадры,тем са- мым обедняя гражданские отрасли хозяйства. Погоня за новыми видами оружия вынуждала государства огромную долю средств,выделяемых на развитие науки,направ- лять на осуществление НИОКР военно-космического и сопутст- вующего характера(цветная металлургия,радиоприборострое- ние,авиационная промышленность для военной авиации и т.д.). Развитие и деятельность ВПК отрицательно воздействует на окружающую среду и здоровье человека.С одной сторо- ны,испытание,к примеру,ядерного оружия в Семипала- тинске,Неваде,на Северном полюсе и т.д. создало реальную угрозу всему миру.Хиросима,Нагасаки и Чернобыль тому подт- верждение.С другой стороны - непомерные расходы на оборону сужают выделение средств на охрану окружающей среды,кото- рая и без того страдает от несовершенства технологий,вар- варского отношения к природе и просто экологического неве- жества и политиков,и военных,и производителей.Рассмотрим один из примеров.Козлодуйская атомная электростанция,нахо- дящаяся в 120 километрах от Софии и единственная в Болга- рии.В июне 1990 года Козлодуйскую АЭС посетила самая при- дирчивая комиссия из всех,какие здесь когда-либо бывали;и её выводы потрясают.В своем 144-страничном отчете группа западных инспекторов,направленных Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) в Вене,охарактеризовала состо- яние АЭС как "неприемлемое" и предупредила,что было бы "неблагоразумно" продолжать эксплуатацию четырех блоков из шести.Опасения эти были не беспочвенны:в течении десяти дней в июле 1991 года были зарегистрированы три утечки ра- диации и один раз вспыхнул пожар. В Козлодуе находятся четыре из 24 советских водно-во- дяных реакторов старого образца,действующих в странах Восточной Европы и СНГ;по восемь работают в Чехо-Словакии и СНГ,четыре - в Венгрии.Еще четыре таких реактора эксплу- атировались до объединения Германии на территории бывшей ГДР.Они были остановлены по решению Бонна,потому что не соответствовали принятым на Западе нормативам безопасности. Непрерывно растет число людей,считающих,что эти реак- торы могут выйти из строя в любой момент.К этим предосте- режениям следует прислушаться,так как исходят они от лю- _ - 8 - дей,компетентных в этих вопросах.Главный среди них - МАГА- ТЭ,авторитетнейший орган,созданный ООН для надзора за атомными электростанциями всего мира,а также Международный консультативный комитет по ядерной энергетики - независи- мый "клуб" ученых-атомщиков,правительственных чиновников и руководителей энергоснабжения из 24 стран.Даже Московский международный клуб энергетиков - независимая ассоциация экспертов - призывает приступить к "неотложным и радикаль- ным мероприятиям" по обследованию,ремонту,а при необходи- мости и остановке устаревших реакторов."Со временем,если оставить их работать по-прежнему,мы можем столкнуться с так называемым расплавлением активной зоны реактора,"-пре- достерегает Вольфганг Кромп,член австрийской ко- миссии,обследовавший четыре реактора на чехословацкой АЭС в Богунице,всего в 55 км от границы с Австрией.Расплавле- ние наступает,когда процесс сгорания ядерного топлива в активной зоне реактора выходит из-под контроля,и радиоак- тивные частицы выбрасываются в почву и атмосфе- ру - что,собственно,и произошло в Чернобыле. В своем докладе,опубликованном в декабре 1990 года,эта комиссия спрогнозировала вероятность аварии в Богунице -прогноз ужасающий.В ясную погоду в зоне атомной станции при небольшом ветре с востока и дожде над территорией Австрии расплавление топлива в реакторе привело бы к силь- ному заражению местности площадью 750 кв. км севернее Вены в считанные часы.Уровень радиоактивного заражения оказался бы таким,что потребовалась бы немедленная эвакуация насе- ления.Обеспокоенное австрийское правительство потребовало остановить два старейших реактора АЭС в Богунице,а Канцлер Франц Враницкий даже предложил Чехо-Словакии компенсиро- вать потери в электроэнергии,от чего последняя отказалась. Когда эти водно-водяные энергетические реакторы (ВВЭР-440) старой серии были спроектированы в СССР в нача- ле 60-х годов,они считались гораздо безопаснее установок чернобыльского типа с графитовым замедлителем.Во-пер- вых,они были меньше,и потому содержали меньше ура- на.Во-вторых,ядерная реакция легче поддавалась замедлению и регулированию.Кроме того,в охлаждающем контуре этих ре- акторов содержалось больше воды,чем в реакторах с графито- _ - 9 - вым замедлителем,что создает дополнительную защиту от расплавления.Однако,в отличие от западных образцов,ни один из советских реакторов не был оснащен толстостенным желе- зобетонным колпаком для изоляции радиоактивного материала от окружающей среды в случае серьёзной утечки или расплав- ления ядерного топлива. Проект Козлодуйской АЭС вообще не рассчитан на какие-либо колебания грунта.По сейсмической активности этот район Дунайской равнины оценивается по 6-балльной шкале.В 1977 году,когда случилось землетрясение силой 5-6 баллов,на Козлодуйской АЭС едва не лопнули глав- ные трубопроводы охлаждения и не выбросили массу радиоак- тивного пара.С апреля 1987 года в Козлодуе случилось более тридцати пожаров-в одном лишь 1990 г. их было двенад- цать.Такие пожары опасны,поскольку пожарные загражде- ния,изолирующие один отсек станции от другого,отсутствуют. Выключатели на распределительных щитах образца 60-х го- дов,механические,а не электронные,как на современных за- падных станциях.Электронные выключатели должны работать в режиме автоматического контроля,проверяя сами себя через каждые несколько секунд,у тех же,что установлены в Козлодуе кто-то из операторов должен проверять каждый выключатель вручную - а уже в следующую минуту тот может выйти из строя.Эта допотопная советская техника делает всю электри- ческую систему зависимой от ошибки оператора.Например,на Грейсфальдской АЭС в бывшей ГДР инженерам приходилось вре- менно запихивать между контактами реле пустые сигаретные пачки,чтобы оборудование продолжало работать.Другой круп- ный конструктивный недостаток этих установок заключается в том,что все системы безопасности проектировщики собрали в один канал,вместо того,чтобы смонтировать системы управле- ния и защиты автономно,как это делается на западных АЭС.Случись в одном из помещений пожар,затопление или лю- бая неисправность,сразу окажутся выведенными из строя системы безопасности вокруг оболочки реакторов,где они особенно существенны.Так,в Грейсфальде в 1975 году из-за пожара в помещении РУ (распредустройство) отключилось все напряжение,и все 12 насосов охлаждения одного из реакторов оказались парализованы.Температура в активной зоне реакто- ра начала расти.Но расплавления в активной зоне удалось избежать.Только после того как восточно-германские опера- торы поставили в известность правительство ФРГ в январе 1990 г.,к концу года был остановлен последний из четырех реакторов станции. На Козлодуйской АЭС инспектора МАГАТЭ обнаружили,что блочные щиты управления в четырех реакторов не оснащены средствами изоляции "от внешних воздействий",в частности утечек радиации и пожаров.У 1-го и 2-го блоков не было пультов аварийного управления,а на 3-м и 4-м блоках они находились так близко от блочных щитов управления,что в случае аварии оказались бы бесполезными.В проекте корпусов реакторов также были серьёзные недоработки.Во-первых,в системе главного охлаждающего контура и соединительных ме- таллических трубопроводов диаметром 500 мм,идущих от ак- тивной зоны реактора.Специальная химически очищенная вода циркуляционной петли находится под колоссальным давлени- ем,оставаясь в жидком состоянии и не превращаясь в пар.Со- ветские специалисты так спроектировали контур,что он может выдержать только небольшую трещину-до 32 мм,а не полумет- ра,как на западных установках."Если в трубопроводе слу- чится крупный взрыв,-указывает начальник отдела оценки ядерной безопасности МАГАТЭ Фридрих Нихауз,-вероятнее все- го,начнется плавление активной зоны".Во- вторых,корпуса не достаточно просторны:поток нейтронов,возникающей в актив- ной зоне,непрерывно бомбардирует их стальные внутренние стенки,отчего те теряют прочность и делаются хрупки- ми.Опасность состоит в том,что корпус с хрупкими стенка- ми может лопнуть,особенно во время быстрого охлаждения.А авария такого рода может в течение нескольких минут при- вести к расплавлению топлива в реакторе.Крупные просчёты, заложенные в проекте,не исчерпывают всех проблем Козло- дуя.Как констатирует доклад МАГАТЭ,"в течении длительного времени как на всех государственных уровнях,так и на уров- не руководства АЭС насаждался подход, при котором все уси- лия сосредоточивались на наращивании производства электро- энергии в ущерб ядерной безопасности". В итоге у персонала нет достаточной профессиональной подготовки, люди перегру- жены работой и поразительной беспечны. Работники подверга- ют себя воздействию повышенных доз радиации, пренебрегают основными правилами эксплуатации и поведения в аварийной обстановке. Существующая схема действий на случай чрезвы- чайной ситуации, по мнению МАГАТЭ, "неэффективна". "При нынешнем состоянии станции невозможно обеспечить управле- ние системами безопасности и аварийными системами в случае серьезной аварии". Раньше болгар заставляли во всем пола- гаться на рекомендации советских специалистов, помогавших им управлять реакторами. Однако в начале 1991 года со- ветские сотрудники покинули Козлодуй из-за разногласий по поводу заработной платы, унеся с собой свой опыт, а также секреты эксплуатации АЭС. "Целый ряд параметров станции Советский Союз тщательно скрывает, - объясняет Морис Ро- зен, директор МАГАТЭ по ядерной безопасности. - Мы подоз- реваем, что многие данные такого рода вообще отсутствуют. Некоторые от них просто невозможно получить". В отличие от Болгарии и бывшей ГДР, Чехо-Словакия имела собственную ядерную промышленность. Там могли про- верять узлы советского производства, а в отдельных случаях и возвращать их на доработку. "Но советская сторона крайне неохотно соглашалась брать их назад, - вспоминает Ири Бер- нанек, бывший главный инспектор страны по ядерной безо- пасности. - Приходилось, например, месяцами вести перего- воры, прежде чем они признавали дефекты в коленчатых сое- динениях, предназначавшихся для трубопроводов охлаждающего контура реактора". Однако у чехословаков в сравнении с их соседями хуже обстоят дела с захоронением отработанного ядерного топли- ва. За много километров видны восемь охладительных башен Богуницкой АЭС, возвышающихся над всей округой. Обходя станцию, инженер-химик Иван Смьешко указал на приземистое серо-коричневое здание. "Там глубоко под землей находятся одетые в бетон бассейны, а в них - крупнейшее хранилище отработанного ядерного топлива во всей Восточной Европе", - заметил от. Первоначально эти колодцы предназначались, чтобы дер- жать двух-трехлетний запас отработанного топлива, прежде чем отправить его в СССР, где его бесплатно захоранивали. Но теперь за ввоз отходов Советский Союз требует твердую валюту - порядка тысячи долларов за килограмм. До сих пор ни один из бывших союзников не выразил желание платить, и по всей Восточной Европе подобные колодцы для хранения от- ходов быстро заполняются. - В Богунице были крупные утечки радиоактивного цезия и плутония в реку Дудваг, что протекает поблизости, - го- ворит федеральный министр охраны окружающей1 среды Че- хо-Словакии Йожеф Ваврушек. Пожалуй, еще большую опасность таит угроза землетрясения, поскольку АЭС проектировали из расчета лишь на 6-7 баллов сейсмичности. Район же вокруг станции классифицируется по 7-8-балльной шкале. Если в стенке бункера появится значительная трещина, ядерные от- ходы могут попасть в реку, а через нее даже отравить Дунай. Можно ли что-нибудь сделать с этими опасными со- ветскими реакторами? Реконструировать блоки, чтобы при- вести их в соответствие с западными стандартами, неце- лесообразно, поскольку это обойдется почти в такую же сум- му, как и сооружение новой АЭС. Но чехословаки составили для своей станции детальнейший список намечаемых улучшений из 81 пункта - куда не вошел, правда, монтаж защитных кол- паков (каждый стоимостью около полумиллиарда долларов). Уже начали укреплять реакторы для защиты от землетрясений, обещают, насколько возможно, разделить системы безо- пасности и приступить к переподготовке персонала. Однако Нихауз из МАГАТЭ сомневается, что эти меры будут эффектив- ны. "Невозможно компенсировать основные проектные дефекты путем усовершенствования эксплуатационных характеристик", - предостерегает он. Восточноевропейским странам выбирать не приходится. Как заметил Леопольд Вайль, "они не могут остановить реак- торы, даже если бы захотели: ведь тогда просто начнется голод". В чехо-Словакии АЭС дают 27 процентов всей элект- роэнергии. В Болгарии - 40 процентов приходится на долю Козлодуйской АЭС. Та же дилемма стоит и в Венгрии, где добрую половину электричества производит одна-единственная АЭС в городе Пакш. Есть ли другой путь? Во-первых, можно сэкономить ог- ромное количество энергии, упорядочив ее потребление. Раньше электростации работали на государственных дотациях, и дешевизна электроэнергии располагала к огромным бессмысленным ее затратам. Так, в Чехо-Словакии на произ- водство тех же изделий уходило вдвое больше энергии, чем на Западе. А эти громадные, неутепленные панельные дома - характерная черта жилищного строительства соцстран? Отоп- ление такого здания на протяжении 30 лет стоит порой вдесятеро больше, чем его постройка. Если поставить тер- мостаты, счетчики потребления тепла и горячей воды, а так- же теплоизоляцию, расход энергии резко сократится. восточ- ная Европа может развивать и использование дополнительных источников, например энергию воды и ветра. А как насчет строительства новых ядерных установок? Новые реакторы изъявили готовность поставлять странам Восточной Европы такие фирмы, как "Вестингауз" (США), "Си- менс" (ФРГ), "Фраматом" (Франция). Но у этих стран нет та- кого количества твердой валюты, чтобы платить по два мил- лиарда долларов за каждый новый реактор. Вместо этого не- которые страны предлагают в качестве оплаты поставлять в будущем часть электроэнергии. Правительство Чехо-Словакии подписало договор, согласно которому в обмен на установку оборудования и систем контроля фирмы "Сименс" на новой АЭС мощностью 1760 мегаватт, сооружаемой в Моховице, гер- манское предприятие "Байерверк" будет получать электроэ- нергию. Еще один камень преткновения - протесты обществен- ности. Примерно 40 процентов населения Чехо-Словакии и Венгрии против строительства АЭС; в Болгарии противников больше половины. За два последних года протесты населения прекратить строительство новых реакторов в Темелине на юге Чехо-Словакии и близ Белене в Болгарии. Ясно одно: решить все эти проблемы никак не удастся, если Запад не окажет срочной помощи капиталовложениями и консультациями экспертов. Европейское Сообщество и Агентство по ядерной энергии Организации экономического сотрудничества и развития пригласили специалистов-атомщи- ков из восточноевропейских стран участвовать в осуществля- емом сейчас проекте по безопасности реакторных корпусов и трубопроводов. Германское министерство охраны окружающей среды провело в Чехо-Словакии семинар по общим проблемам АЭС в Грейфсвальде и Богунице. Французское агентство по атомной энергии согласилось помочь в модернизации реакто- ров на территории Чехо-Словакии, а национальная элект- рослужба направила своих инженеров на работу в Козлодуй. В сентябре 1990 года для улучшения ядерной безопасности в Болгарии был организован специальный европейский консорци- ум. Пока Запад не предлагал крупной финансовой помощи, но положение может измениться. Встревоженное выводами доклада МАГАТЭ по Козлодуйской АЭС, Европейское Сообщество выдели- ло Болгарии 11 миллионов экю; средства пойдут на улучшение эксплуатации, переподготовку персонала и повышение того, что в ядерной энергетике принято называть "культурой безо- пасности". Тем временем страшная угроза еще одной ядерной ка- тастрофы по-прежнему не исчезает с европейского горизонта. В Софии, в штаб-квартире болгарской группы по защите окру- жающей среды "Экогласность", Лучезар Тошев сказал мне: "В экономике Болгарии положение катастрофическое. Без помощи со стороны Запада мы не сможем остановить опасные козло- дуйские реакторы, как бы нам этого ни хотелось". Это страстное предостережение должно быть услышано теми, кто принимает политические решения - как на Западе, так и на Востоке.
|
|
© 2000 |
|