РУБРИКИ |
vpo1.zip |
РЕКЛАМА |
|
vpo1.zipvpo1.zipН.С. Волгин Использование исторического опыта для совершенствования работы органов управления (ОУ), научно-исследовательских институтов (НИИ), конструкторских бюро (КБ) Влияние истории на жизнь общества многогранно и многопланово. В рамках данной темы целесообразно рассмотреть два направления использования исторического опыта в жизни общества: формирование (совместно с экономикой) нации из населения региона; выполнение функции метода для выявления закономерностей в различных областях жизни общества. 1. Опыт, содержание истории как инструмента формирования нации. Зачем лицам, составляющим коллективы ОУ, НИИ, КБ знать и учитывать
эти обстоятельства? Дело в том, что ранее на формирование и эволюцию нации
требовались века и десятилетия. Современные СМИ позволяют деформировать
нацию за считанные годы (2(. Предварительно громят экономику, захватывают Аксиома № 1. Ключ к изучению законов истории общества нужно искать не в головах людей, а в экономике общества (И.В.Сталин, 1938 г.) Аксиома № 2. Чтобы действие было успешным, необходимы два условия. Аксиома № 3. Всякая достаточно богатая непротиворечивая формальная система непременно неполна (Гедель, 1931 г.). 1-е следствие из аксиомы № 2. Во всяком действии нужно видеть цель и способ ее достижения. 2-е следствие из аксиомы № 2. Если цель действия не объявлена или маскируется, ее нужно выявить, анализируя способы действий и учитывая правило: "Кому выгодно?" Следствия из аксиомы № 3. Всякая непротиворечивая формальная система всегда является частью более обширной формальной системы или (и) взаимодействует с другими системами. 2. Опыт, содержание истории как инструмент совершенствования метода работы специалистов ОУ, НИИ, КБ используется для: а) выявления объективно обусловленных тенденций развития в исследуемых сферах жизни общества и факта рождения новых областей теории и практики в этих сферах; б) совершенствования методов работы специалистов в этих новых областях. Изложим тему на примере, ставшем уже историей. В 1961 г. дальновидный
начальник ВМА адмирал Ю.А. Пантелеев распорядился ввести в академии
изучение исследования операций (ИО). В России - СССР имелся большой опыт
успешного использования математического моделирования (то есть именно ИО)
для целей практики. Однако многими специалистами ИО этот опыт истории
игнорировался, а педалировалась связь ИО с кибернетикой. Кибернетика же 50- Для выявления роли и места ИО при управлении силами и техническими системами было проведено историческое исследование с использованием приведенной выше аксиоматики. Подробно оно изложено в (1(, здесь излагается тезисно. Чтобы управлять, надо предвидеть, чтобы предвидеть, необходимо знать
закономерности управляемых процессов, а для этого необходимы методы их
выявления. Исторически первыми методами были использование накопленного
опыта и качественный анализ, логика (основы методов логики разработал Усложнение структуры армии и флота потребовало внедрения нового
инструмента познания - натурного моделирования. В военной области его
впервые применил Петр I, чьи "потешные походы" были моделями боев. Его дело
продолжил и П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков и др. Военные игры на
картах (разновидность натурных моделей) использовал Наполеон, их методику
разрабатывали прусские офицеры Рейсвицы (отец и сын) в начале 19 в. Деловые
игры - натурное моделирование в административных и экономических структурах Однако натурное моделирование не способно раскрывать многие свойства
управляемых процессов, зачастую требует чрезмерно больших ресурсов,
времени. Появилось математическое моделирование (ММ). Вскоре возникла еще
одна важная причина использования ММ - острое противоречие между
стремлением увеличивать время разработки обоснованных решений, планов и
необходимостью уменьшать это время для повышения темпов управления. Так сталь ясны объективная неизбежность появления методов ИО, их роль
и место в процессе управления - быть одним из методов познания
закономерностей управляемых процессов. Установлено также, что в ходе
последовательного формирования старые методы познания обогащаются за счет
новых, новые используют многое из аппарата старых методов. Но что вызывает
необходимость разработки новых методов? Использование аксиомы №1 позволяет
выявить цепочку зависимостей: совершенствование орудий и средств
производства ( создание новых средств и систем вооруженной борьбы (
усложнение структуры армии и флота ( усложнение закономерностей, ускорение
темпов вооруженной борьбы ( потребность в новых инструментах познания. Как применять ИО в ходе управления? Следуя аксиоме №2 вначале была
выявлена цель ИО, т.е. использования ММ. Для этого (см. аксиому №3) были
совместно изучены свойства ММ вооруженной борьбы, особенности управления
системами оружия, технических средств и силами, возможности ЭВТ (1(. Было решено проанализировать опыт истории, выявить победоносные военные операции, успешные проектно-конструкторские работы; отобрать те из них, где успех был достигнут за счет эффективных решений и планов; выявить стиль творчества (эвристику) руководителей, добившихся успеха; на основании анализа полученных результатов разработать методы творчества руководителей с учетом возможностей современных методов ИО, компьютерных и информационных технологий. Были проанализированы стили творчества генерала А.А. Брусилова при разработке им замысла победоносного Брусиловского прорыва (1916 г.) и советского авиаконструктора Р.Л. Бартини при создании им в начале 30-х годов истребителя "Сталь-5", который впервые в СССР превысил скорость 400 км/час. Описание способов изучения стиля творчества руководителей - самостоятельная тема. Изложим лишь полученные результаты. 1. Стили успешного творчества руководителей в различных рассмотренных областях - оперативно-стратегической и проектно-конструкторской - сходны в главном. 2. Для обеспечения взаимосвязанной системы направлений, целей оптимизации используется закон диалектического метода познания о единстве и борьбе противоположностей. Его применение гарантирует разработку системы противоположных альтернатив с их сильными и слабыми сторонами, что и есть система целей оптимизации. 3. Полученная система оптимизируется как единое целое, для чего разрабатывается метод оптимизации. Он включает все методы познания (см. выше). Один из них является главным, цементирующим остальные. У Брусилова это были логические построения, у Бартини - математическое моделирование. 4. Использование закона о единстве и борьбе противоположностей
открывает возможность комбинированного использования для указанной
оптимизации как способа "развязать узел" (применить методы формальной, в
том числе математической оптимизации альтернатив), так и способа "разрубить
узел", используя открытия, творческие находки для разрешения противоречий. 5. Применение такого стиля творчества руководителя обеспечивает выработку решений, планов, которые повышают эффективность более значительно, чем это возможно лишь за счет увеличения сил, средств, ресурсов. Поучительным также оказалось рассмотрение стиля творчества
неудачников - людей, не добившихся успеха, потерпевших поражение из-за
недостатков своих решений, планов (при прочих благоприятных условиях). Были
проанализированы эвристики, примененные при выработке решений на неудачные
наступательные операции под Верденом (1916 г.), на р. Сомма (1916 г.), у Результаты исследований, изложенных выше, породили замысел: вооружить
выявленной эвристикой творческой работы, свойственной талантливым
одиночкам, все командные (научные) кадры всех инстанций по горизонталям и
вертикалям управления (научной работы). Для этого был регламентирован
процесс поиска направлений оптимизации (1, 3, 4(. Комплексную оптимизацию
выявленных систем альтернатив обоснованно предлагается осуществлять с
цементирующим использованием ММ в сочетании с другими методами выявления
закономерностей, объективного обоснования решений и планов. Чтобы
использовать ММ в динамике творческой деятельности разработана организация
математического обеспечения управления (МОУ) и обосновано создание системы Литература: Волгин Н.С. "Исследование операций", СПб: ВМА, 1999 г.
|
|
© 2000 |
|